Календарный план тема осень подготовительная группа. План тематической недели в старше-подготовительной группе детского сада. Организация совместной образовательной деятельности

Проект «Поздняя осень»

(подготовительная группа № 12 МБДОУ № 151)

Тип проекта.

По доминирующей в проекте деятельности: информационный, творческий.

По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).

По характеру контакта: семья, в рамках ДОУ.

По характеру участия ребёнка в проекте:

участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

    руководители проекта: воспитатели

Максимова Ольга Петровна.

    дети и родители подготовительной группы № 12.

Цель проекта:

обогащать представление детей о многообразии природного мира.

Задачи проекта:

    развивать познавательный интерес детей к природе.

    формировать желание активно изучать природный мир.

    искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.

    учить рассуждать о том, от чего зависят изменения, происходящие в природе.

    воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в совершенствовании природы.

    воспитывать эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Актуальность проекта.

На сегодняшний день, экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития.

Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект, который будет направлен на развитие познавательного интереса детей к природе.

Этапы проекта.

    составление плана деятельности.

    сотрудничество с родителями.

    изучение методической литературы и сбор художественной литературы.

    сбор информации об осени (стихи, песни, плакаты, фотографии, репродукции картин художников, книги).

    обсуждение сценария праздника «Золотая Осень».

    сбор материала для организации в группе выставки «Осенняя пора».

2 этап - основной, организационно - практический.

Работа с родителями

    изготовление поделок на тему «Осенняя пора»

    проведение праздника «Золотая осень»

    помощь в организации мини- музея «Осень»

Работа с детьми Познавательное развитие

    проведение занятия «Поздняя осень»

    знакомство с приметами осени

    развивающая образовательная ситуация «У природы нет плохой погоды»

    опыт «какие перья лучше летают в воздухе»

«замерзание воды»

Социально­

коммуникативное

развитие

    с/р игра «Путешествие в осенний лес»

    дидактическая игра «Деревья и кустарники»,

«Времена года», «Угадай с какого дерева лист и плод»

    ситуация общения «Погода осенью», «Как одеться осенью?»

    работа трудового десанта по лечению деревьев

Развитие речи

    беседа по вопросам:

«За что мы любим осень?»

    разучивание стихов:

А. Фета «Осенняя пора»

А. Некрасова «Славная осень»

    чтение и обсуждение пословиц на тему «Осень»

    составление рассказа из личного опыта на тему:

«Осенние заботы!”

Художественно - эстетическое развитие

    слушание отрывков из музыкального альбома «Времена года» П.И.Чайковского

    создание альбома детских рисунков «Осенние мотивы»

    создание выставки «Осенняя пора»

    рассматривание иллюстраций на тему «Осень»

    отрывная аппликация «Осеннее дерево»

    этюд «Покажи, как увядает листок»

    лепка на тему «Удивительный мир осени»

Физическое развитие

    игра с мечом «лето или осень»

    подвижная игра «Перелёт птиц»

    физкульт - минутка «Птицы - вороны летели»

    подвижная игра «Покажи листопад»

«Орехи, жёлуди, шишки», «Летает - не летает»

    выставка рисунков «Осень, деревья осенью»

    праздник «Золотая осень»

    проведение обобщающего занятия «Осень»

    выставка поделок на тему «Осенняя пора»

Предполагаемый результат проекта.

    систематизированы знания детей об осени;

    сформировано бережное отношение к природе, желание активно изучать природный мир;

Продукт проектной деятельности.

    выставка рисунков «Деревья осенью»

    мини - музей в группе «Осень»

    выставка поделок «Золотая пора».

Светлана Скворцова
Календарное планирование по теме «Осень» (подготовительная группа детей с ОНР)

Сентябрь

III неделя – Ранняя осень. Сезонные изменения.

О цель: Расширение знаний детей об осени. Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями. Закрепление знаний о временах года, последовательности месяцев в году. Познакомить с периодами осени и осенними месяцами. Воспитание бережного отношения к природе. Дать представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе. Закрепить знание названий деревьев. Объяснить, почему опадают листья. Развивать умение самостоятельно выделять признаки осени.

Формировать элементарные представления о времени, его периодичности, необратимости. Расширение представлений детей об особенностях отображения осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального, расширять представление о творческих профессиях. Развитие интереса к изображению осенних явлений в рисунках, аппликации. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе.

Итоговое мероприятие: Праздник «Осень».

Понедельник

2. ОО Худ. – эст. развитие. Лепка.

Тема: Корзина с грибами.

О цель: Упражнять детей в передаче формы разных грибов с использованием приемов лепки пальцами. Закрепить умение лепить корзину. Уточнить знание формы - диск. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Мет. приемы: 1. Загадки о грибах. 2. Предложить детям вылепить грибы и корзину из пластилина. 3. Уточнить приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание. 4. В процессе работы стимулировать к лепке грибов разной формы.

Физминутка: «По тропинке ежик шел…» (По тропинке ёжик шёл,

белый гриб в траве нашёл.

– Ах ты, беленький грибок,

полезай-ка в кузовок!

Принесу тебя домой,

буду кушать суп грибной.)

Материалы и оборудование: муляжи разных грибов, пластилин, доски для лепки. Сл. работа: белый гриб, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, ядовитые – мухомор, ложные опята. Инд. работа: закреплять умение убирать за собой рабочее место – Вова К., Алеша К., Никита С., Максим М.

3. ОО Физическое развитие (на воздухе).

I половина дня

1. ОО Соц. – ком. развитие/ Трудовое воспитание. Наблюдение за работой дежурных по столовой.

О цель: Обратить внимание детей на порядок работы дежурных, учить анализировать правильность выполнения ими заданий и своих обязанностей, давать развернутую оценку их работы. Привлечь всех детей. 2. ОО Речевое развитие. Д/игра «Как зовут?»

О цель: Формировать у детей Сережи Л., Вовы К., Вики Б., Кости К. звуковую культуру речи, закреплять умение определять в словах звук, находящийся на определенной позиции, составлять из этих слов предложения. Закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять ударный звук, производить звуковой анализ слов, называть имена собственные. Развивать фонематический слух.

3. ОО Речевое развитие. С. Маршак. «Тает месяц молодой.» (разучивание)

О цель: Продолжать знакомить с творчеством С. Маршака. Познакомить с новым стихотворением. Побуждать вспомнить содержание прочитанного ранее произведения. Закрепить знание стихо-творения и умение читать его выразительно. Привлечь желающих детей.

4. Развитие игровой деятельности. Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Ателье»: дополнение атрибутов игрового уголка (нитки, иголки, ножницы, выкройки); чтение рассказа Е. Пермяка «Пропавшие нитки»; беседа о работе ателье.

О цель: Расширять представления и обогащать игровой опыт детей по данной теме. Учить передавать содержание ролей, творчески трансформировать в игре знания, впечатления, опыт. Развивать эмоциональную сферу детей. Привлечь желающих детей.

Утренняя прогулка №10

Инд. работа: Илья С., Яна В., Дима Д.

II половина дня

1. ОО Физическое развитие.

Гимнастика пробуждения.

2. ОО Речевое развитие.

3. ОО Худ. – эст. развитие/ Музыка. Слушание фрагмента музыкального произведения П. Чайковского «Утренняя молитва». О цель: Познакомить детей с содержанием «Детского альбома» П. И. Чайковского, рассказать о значении составляющих его пьес. Развивать музыкально-эстетическое сознание, потребность в музыке. Привлечь всех детей.

4. ОО Позн. развитие/ Проектная деятельность: проект «Осень золотая».

О цель: Совершенствовать уровень накопленных детьми практических навыков. Стимулировать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; стимулировать желание рассказать о проделанной работе, развивать положительную самооценку. Привлечь желающих детей.

5. Развитие игровой деятельности. Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Моряки»: беседа о пароходе, его назначении, людях, работающих на пароходе. Чтение рассказа Б. Житкова «Впередсмотрящие».

О цель: Расширять представления детей по данной теме. Способствовать совершенствованию и разнообразию игровых замыслов. Стимулировать потребность организовывать сюжетно-ролевые игры. Привлечь желающих детей.

Вечерняя прогулка. 1. ОО Позн. развитие. /Речевое развитие. Наблюдение: деревья осенью.

О цель: Активизировать в речи детей понятия «дерево», «кустарник». Учить пояснять, чем они различаются, правильно использовать данные понятия в рассказах об осенних изменениях в природе. Привлечь всех детей.

2. ОО Физ. развитие. П/и «Жмурки».

О цель: Предложить детям рассказать правила игры, пояснить, как нужно действовать игрокам. Развивать внимание, тактильные возможности, формировать умение анализировать информацию, узнавать друг друга по голосу. Привлечь желающих детей.

3. ОО Физ. развитие. Спортивная игра баскетбол.

О цель: Продолжать знакомить детей с правилами игры, упражнять в построении и перемещении по площадке, учить принимать стойку баскетболиста, передвигаться в разных направлениях по площадке, сочетать перемещение с ведением мяча. Привлечь желающих детей.

Текст стихотворения С. Маршак. «Тает месяц молодой.».

Подбор атрибутов к игре, текст рассказа Е. Пермяка.

Аудиозапись фрагмента музыкального произведения П. Чайковского «Утренняя молитва», магнитофон.

Картинки об осени.

Д/и «Времена года».

Текст рассказа Б. Житкова «Впередсмотрящие».

Мяч для баскетбола, кольцо. Анкета для родителей: «Какой вы родитель?».

Вторник

1. ОО Познавательное развитие. ФЭМП № 5. Цифра 4.

О цель: Уточнять представления детей о цифре 4. Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц. Закреплять умения сравнивать два предмета по величине (длине, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предмета. Развивать умение обозначать в речи свое местоположение относительно другого лица.

Мет. приемы: 1. Игровое упр-е «Поможем куклам найти цифры».

2. Игровое упр-е «Составьте число правильно». 3. Игровое упр-е «Завяжем кукле бантики».

4. Игровое упр-е «Строим дороги до машин».

5. Игровое упр-е «Где расположен предмет?». Физминутка «Раз – подняться, подтянуться …» Материалы и оборудование: куклы, карточки с цифрами, 2 ленты разной длины, меры – картонная полоска, карандаши (на каждого ребенка, машины, наборы брусков, полоски бумаги (на пару детей).

Сл. работа: длина, длиннее, короче, сколько, больше, меньше, одинаковые по длине, ширина, шире, уже, слева, справа, впереди, сзади.

Инд. работа: продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными ответами Максим М., Оля Р., Влад М., Алеша К.

(И. А. Помораева «ФЭМП» подг. гр. Стр. 24).

2. ОО Речевое развитие.

Тема: Осень.

О цель: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях. Активизировать глагольный словарь по теме. Продолжать учить составлять предложения по схемам, а из них короткий рассказ. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Автоматизация звука «Л» в словах и предложениях. Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными. Развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Мет. приемы: 1. Загадывание загадки. О каком времени года говорится в этой загадке?

2. Игра «Повтори и договори». 3. Игра «Что за чем - что перед чем!» (В кругу, с мячом).

4. Короткий рассказ об осенних месяцах, проговаривание пословиц и поговорок об осени.

5. Игра «Друзья» (согласование сущ –го и прилаг –го).

6. Игра «Назови ласково».

7. Пальчиковая игра «Осенний букет». 8. Составление рассказа об осени, по схеме. 9. Итог ннод.

Физминутка «Осенние листочки».

Материалы и оборудование: осенние листочки, мнемотаблицы, магнитофон, мяч, указка, картинки для игры «Назови ласково».

Сл. работа: погода дождливая,

холодная, пасмурная, сырая, хмурая, солнечная, ветреная; Листья осенью желтеют, краснеют, вянут, кружатся; осеннее небо, осенний ветер, осеннее солнце, осенний лес, осенняя аллея, осенний вечер, осеннее пальто, осенние сапоги, осенняя погода, золотая осень, осенний день, осенние листочки; Солнце – солнышко, ветер - ветерок, Лужа – лужица, дождь – дождик, дождичек.

Холод – холодок, лес - лесок, Туча – тучка, лист – листочек, листик, рябиновый, березовый, кленовый, осиновый, яблоневый, дубовый, липовый.

Инд. работа: Максим М, Сережа Л., Алеша К., Абдусамад М.

(В. В. Гербова «Развитие речи в Д/с» подг. гр. Стр. 25).

2. ОО Худ. – эст. развитие. Музыка.

3. ОО Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы.

Тема: «Уж небо осенью дышало…»

О цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; продолжать учить различать некоторые деревья; воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»); Воспитывать воображение, внимание и память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе; Развивать мелкую моторику рук.

Мет. приемы: 1. Слушание музыки П. И. Чайковского “Времена года» - «Осень». 2. Короткая беседа с детьми об осени. 3. Игра "Назови деревья". 4. Загадки о животных. 5. Д/и «У кого какой дом?». 6. Рассматривание картин великих художников об осени. 7. Итог ннод. Физминутка «Вдруг закрыли небо тучи…» Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением смешанного леса. Кукла лесовичок из кукольного театра. Запись музыкального произведения П. И. Чайковского цикл «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь). Репродукции картин художников. Сл. работа: сентябрь, октябрь, ноябрь, ранняя, золотая, поздняя, у всех деревьев есть ствол, корень, ветки, леса бывают смешанными, лиственными, хвойными. Инд. работа: учить детей Алешу К., Яну В., Абдусамада М., выражать свои мысли полным предложением.

(Т. М. Бондаренко «Экологические занятия для детей подг. гр.», стр. 34).

I половина дня

1. Дежурство в уголке природы: учимся опрыскивать растения.

О цель: Предложить детям Вики Б., Илье С., Диме Д., Кристине В. пояснить назначение данной операции по уходу за растениями, учить правильно ее выполнять (использовать воду комнатной температуры, ставить растение в таз, в противень или на клеенку, не опрыскивать растения, листья которых покрыты волосками, и растения, на которые светит солнце).

2. Индивидуальная работа по ФЭМП.

О цель: Упражнять детей Костю К., Алешу К., Никиту С., Максима М. в сравнении двух групп предметов, закреплять умение уравнивать количество предметов в группах, добавляя или убирая один предмет. Активизировать в речи соответствующие понятия. 3. ОО Худ. – эст. развитие/ Музыка. Хороводная игра «Как у наших у ворот» (русская народная песня в обработке М. Красева).

О цель: Учить детей импровизировать, создавать сказочные образы по тексту песни, выполнять игровые действия (двигаться, выполняя шаг с притопыванием, сужать и расширять круг, пробегать в «воротики», двигаться «змейкой» и опять перестраиваться в круг). Привлечь всех детей.

4. ОО Речевое развитие/ ОО Позн. развитие. Д/игра «Отвечай быстро».

О цель: Учить детей Алешу К., Ваню Л., Олю Р., Василису Б. использовать умение классифициро-вать предметы по различным признакам (по цвету, форме, материалу, быстро и четко формулировать ответ.

5. Развитие игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Моряки»: сюжет «Подготовка корабля к плаванию».

О цель: Расширять область самостоятельных действий детей в выборе ролей, в использовании атрибутов игры. Формировать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, развивать децентрацию. Привлечь желающих детей.

Утренняя прогулка №11

Инд. работа: Матвей К., Оля Р., Кирилл Л., Василиса Б.

II половина дня

1. ОО Физическое развитие.

Гимнастика пробуждения.

2. ОО Речевое развитие.

Индивидуальная работа по заданию логопеда.

3. ОО Речевое развитие. Работа в уголке книги: выставка книг, посвященных животным.

О цель: Привлечь детей к организации выставки, предоставить им возможность выбрать любимые книги, помочь составить рассказы о них. Формировать: элементы художественно-творческих компетенций читателя, слушателя; умение выражать свое мнение. Привлечь желающих детей.

4. Развитие игровой деятельности. С/р игра «Школа». О цель: Актуализировать и использовать в игре представления детей о школе, учебе, действиях учителя и учеников. Развивать инициативу, творчество, воображение. Привлечь желающих детей.

Вечерняя прогулка.

1. ОО Позн. развитие. /Речевое развитие. Наблюдение: осенний туман.

О цель: Рассказать детям о том, как образуется туман, предложить догадаться, когда можно увидеть туман на кухне (во время кипения чайника мы видим над носиком туман). Помочь детям описать происходящее вокруг них, их ощущения.

Привлечь всех детей.

2. ОО Физ. развитие. Самостоятельная игровая деятельность детей, подвижные игры

О цель: Формировать у детей здоровьесберегающие компетенции: расширять двигательный опыт, формировать умение организовывать активный отдых и досуг, учить вступать в игровое взаимодействие, самостоятельно контролировать соответствие своих игровых действий правилам. Привлечь желающих детей.

3. ОО Физ. развитие. Спортивная игра бадминтон.

О цель: Упражнять детей в выполнении удара по волану, брошенному партнером, учить следить за полетом волана глазами, регулировать силу удара. Развивать точность движений, меткость. Привлечь желающих детей.

Фартуки, клеенки, тазы, тряпочки

Счетный материал, мелкие фигурки.

Аудиозапись песни.

Различные предметы, геометрические фигуры.

Внести книги, энциклопедии о животных.

Внести портфель, пенал, азбуку, д/и «Школьные принадлежности.

вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку;

обратить внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе;

сравнить природу ранней и поздней осенью;

рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;

вспомнить названия перелетных птиц, почему они так называются;

перечислить как можно больше признаков осени;

рассказать о труде колхозников на полях осенью.

Среда

1. ОО Речевое развитие (логопед)

2 ОО Познавательное развитие. ФЭМП. Занятие № 6

О цель: Познакомить с количественным составом числа 6 из единиц. Уточнить представления о цифре 5. Закреплять умение последовательно называть дни недели. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Мет. приемы: 1. Игровая ситуация «Поход в лес». 2. Игровое упр-е «На что похоже?». 3. Игровое упр-е «Собираемся в поход». 4. Игровое упр-е «Собери осенний букет». 5. Игровое упр-е «Поставим цифры в ряд». 6. Игровое упр-е «Назови день недели».

Физминутка: «Утром дети в лес пошли

(шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли

(размеренное приседание,

Наклонялись, собирали

(наклоны вперед,

По дороге растеряли» (ритмичное разведение рук в стороны). Материалы и оборудование: Корзина с предметами – компас, часы, кружка, телефон, клубок веревки, коробка, флажок, рюкзак, карточки с цифрами от 1 до 5, карточки с изображением различных предметов от 1 до 5. Пеналы с набором геом. фигур, карточки с цифрами.

3. ОО Физическое развитие.

4. ОО Худ. – эст. развитие. Рисование. Тема: Золотая осень.

О цель: Учить отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов и приемы работы кистью. Учить располагать изображения по всему листу: выше, ниже, правее, левее. Воспитывать аккуратность при работе с акварелью.

Мет. приемы: 1. Вспомнить с детьми, как выглядят деревья в осеннем уборе, какие разные деревья, кусты они видели.

2. Прослушивание стихотворений русских поэтов об осени – А. С. Пушкина, Ф. И. Фета и др. 3. Предложить детям изобразить картину «Золотая осень». 4. Уточнить приемы рисования кистью. Предложить подумать над композицией рисунка – положением листа бумаги, размещением изображений.

5. Итог работы- рассмотреть рисунки, предложить выбрать наиболее выразительные. Физминутка: «Ветер дует нам в лицо»

Материалы и оборудование:

Бумага формата А4, тонированная, краски акварель, кисти. Сл. работа: золотая осень, цвета стволов деревьев – темно-коричневый, черный, зеленовато-серый, рисование всей кистью, только концом, выше, ниже, правее, левее. Инд. работа: направлять на выразительную передачу образа «Золотой осени» - Максим М., Артем Б., Ваня Л.

(Т. С. Комарова «Изобр. деят-ть в подг. гр.». стр. 36).

I половина дня

1. ОО Соц. – ком. развитие/ ОО Физ. развитие/ ЗОЖ/ ОО Речевое развитие. Упражнение «Чистюля».

О цель: Учить детей следить за чистотой своего тела, формировать привычку самостоятельно по мере необходимости выполнять гигиенические процедуры (мыть руки, чистить зубы 2 раза в день, полоскать рот после приема пищи, умываться). Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, внешнему виду. Привлечь всех детей.

2. ОО Позн. развитие/ ФЭМП/ ОО Речевое развитие

Дидактическая игра «Больше - меньше».

О цель: Формировать у детей Артема Б., Вани Л., Насти О., Лизы П. умение сравнивать предметы по величине с использованием разных способов, анализировать полученные данные. Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия и речевые конструкции. 3. ОО Физ. развитие. Работа в уголке физического воспитания: упражнения с ручными гантелями.

О цель: Показать детям упражнения с использованием ручных гантелей, познакомить с правилами их безопасного использования. Расширять двигательный опыт детей, формировать осознанное отношение к собственному физическому развитию, здоровью. Привлечь желающих детей.

4. ОО Речевое развитие/ Упражнение «Найди пару».

О цель: Формировать звуковую культуру речи, учить детей вслушиваться в звучание слов, подбирать парные картинки по принципу: слова, обозначающие нарисованные предметы, похожи по звучанию. Развивать фонематический слух, вербальное воображение. Никита С., Ваня П., Сережа Л., Юля К.

5. Развитие игровой деятельности. Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Библиотека»: беседа с детьми об их любимых книгах; чтение рассказа С. Маршака «Книжка про книжку».

О цель: Расширять представления и обогащать опыт детей по теме игры, формировать умение переносить освоенные действия в игровую практику. Привлечь желающих детей.

Утренняя прогулка №12

Инд. работа: Дима Д., Сережа Л., Ваня П., Яна В., Лиза П.

II половина дня

1. ОО Физическое развитие.

Гимнастика пробуждения.

2. ОО Речевое развитие.

Индивидуальная работа по заданию логопеда.

3. ОО Позн. развитие/ Опытно-экспериментальная деятельность: опыт «По-чему «исчезла» вода?»

О цель: Предложить детям в ходе наблюдений выявить, как идет процесс испарения воды, от чего зависит его скорость, при каких условиях (большая поверхность испарения, высокая температура) он ускоряется. Привлечь желающих детей.

4. ОО Позн. развитие/ Развитие игровой деятельности / Игры с металлическим конструктором: конструируем платформу.

О цель: Учить детей ориентироваться в рисунках-инструкциях, выделять части конструкций, различать и использовать различные способы соединения деталей. Развивать мелкую моторику рук, учить играть со своими постройками. Привлечь желающих детей.

5. ОО Речевое развитие/ Чтение русских народных сказок по выбору детей.

О цель: Учить детей видеть жанровые особенности и логику построения сказок, выделять в произведении зачин, основную часть и конец. Прививать любовь к произведениям устного народного творчества. Привлечь желающих детей.

Вечерняя прогулка.

1. ОО Позн. развитие. /Речевое развитие. Наблюдение: Наблюдение: луна и звезды.

О цель: Расширять представления детей о небесных телах. Пояснить, что луна находится на небе всегда, но днем ее не видно, иногда не видно и вечером, если она закрыта облаками. Дать детям задание понаблюдать, как в течение месяца меняется форма луны. Привлечь желающих детей.

2. ОО Физ. развитие. П/и Сюжетно-ролевая игра «Моряки».

О цель: Способствовать творческому использованию представлений по данной теме, информации, полученной из книг, мультфильмов, кинофильмов, в ходе экскурсий. Формировать умение подбирать атрибуты для игры. Привлечь желающих детей.

3. ОО Физ. развитие. Спортивные упражнения:

П/игра «Путешественники».

О цель: Учить детей использовать в игре их знания по данной теме, действовать в соответствии с правилами Развивать внимание, быстроту реакции, формировав умение действовать в коллективе. Привлечь желающих детей.

Пеналы с набором геом. фигур, геометрические фигуры, полоски разные по длине, ширине, величине.

Картинки.

Текст рассказа С. Маршака «Книжка про книжку».

Металлические конструкторы, схемы к ним, модели.

Внести в уголок книги, книги с русскими народными сказками.

Назвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе па прогулку.

Четверг 1. ОО Речевое развитие (логопед)

2. ОО Худ. – эст. развитие. Конструктивно-модельная деятельность.

Тема: Грибы для белки.

О цель: изготовление изделий на основе базовой формы "треугольник", "квадрат". Продолжать знакомство с техникой оригами, познакомить с операцией складывания формы «треугольник», «квадрат», учить определять число и размер деталей в изделии, расширить знания об окружающем мире, закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях, развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

формировать навыки правильного поведения в природе, воспитывать бережное отношение к родной природе.

Мет. приемы: 1. Загадки про грибы.

2. Беседа о грибах. 3. Предложить помочь белочке заготовить грибы на зиму.

4. Показ приемов складывания.

5. Самостоятельная работа детей.

6. Итог нод – рассмотреть поделки, отметить наиболее удачные, предложить подарить белочке. Приклеивание под дерево.

Физминутка «На поляне дуб зеленый…» Материалы и оборудование: Нарисованное дерево на большом листе бумаги, Белка выполненная в технике оригами, приклеенная к дереву. Пооперационная карта - 1 на двоих детей. На каждого ребёнка - 1 квадрат коричневого цвета другой квадрат белый, размером 10 х 10 см., клеёнка, салфетка. Сл. работа: осень, лес, деревья, грибы, съедобные, ядовитые, белые, лисички, подосиновики, подберезовики, мухомор, поганка, ложные опята, белка, бельчата, дупло, заготовки, сушка, квадрат, треугольник, согнуть, прогладить, диагональ, верхний, нижний, угол, направо, налево, вершины.

3. ОО Худ. – эст. развитие. Музыка.

I половина дня

1. ОО Соц. – ком. развитие/ Упражнение «Праздник чистоты».

О цель: Формировать культурно-гигиенические навыки, учить детей правильно использовать предметы личной гигиены, проявлять бережное отношение к ним. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, понимание того, что культурно-гигиенические навыки - важнейший элемент здорового образа жизни. Привлечь всех детей.

2. ОО Позн. развитие/ Рассматривание фото и картинок по теме «Осенние грибы».

О цель: Расширять представления детей о разнообразии грибов, об общих признаках их внешнего строения. Помочь вспомнить названия некоторых съедобных и ядовитых грибов, правила их сбора и правила безопасности. Привлечь желающих детей. 3. ОО Речевое развитие/ ОО Соц. – ком. развитие. Беседа на тему «Эти добрые слова». Анализ ситуаций.

О цель: Рассмотреть с детьми различные ситуации, помочь выбрать оптимальные модели поведения, речевые конструкции. Учить детей благодарить за оказанную услугу, вежливо здороваться, прощаться. Привлечь всех детей.

4. ОО Худ. – эст. развитие. Работа в уголке музыкального воспитания: музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит».

О цель: Развивать тембровый слух детей, учить определять, какой музыкальный инструмент звучит. Уточнить и активизировать в речи названия инструментов, речевые конструкции предположения. Привлечь желающих детей.

Понедельник:

Утро : утренняя гимнастика.

Экологическая сказка – беседа «Приключения ветра». Цель: конкретизировать и закрепить знания о ветре.

П/и «Догонялки с ветром».

Д/и «Урожай». Цель: развивать координацию слов с движениями.

Физкультурная пауза. Упр. «Птица перед взлетом». (Журавлева, 63).

Прогулка:

Наблюдение за небом и облаками. Цель: продолжать закреплять знания о явлениях неживой природы; уточнить понятие «Туча».

Д/и игра «Какое небо?». Цель: упражнять в подборе относительных прилагательных.

П/и «Море волнуется». Цель: развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.

Инд. зан. по физо с Викой и Ярославом. Упр: прыжки в круг и из круга, выложенного из листьев.

Игры по желанию детей.

Вечер: гимнастика после сна.

Чтение и обсуждение рассказа О. Григорьевой «В ожидании зимы» . (набор иллюстраций).

П/и «Дождь колючий». («Волшебное дерево», 17).

Коллективная работа «Как животные к зиме готовятся».

Студия «Синтез».

Вторник:

Утро: утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Что ты видел по дороге в детский сад?».

Д/и «Чьи припасы?». Цель: закрепить знания о подготовке животных к зиме.

П/и «Белка выбирает дупло». Цель: познакомить с финской подвижной игрой; заинтересовать детей. (Картушина,19).

Релаксационное упр. «Осень».

Прогулка: Наблюдаем за дождливой погодой. Цель: познакомить с наиболее типичными приметами поздней осени – дождливой погодой; уточнить название и назначение одежды.

Д/и «Кто где живет?». Цель: закрепить умение группировать растения по их строению (кустарники, деревья).

П/и «Стоп». Цель: упражнять детей в умении выполнять движения в соответствии с текстом.

Инд. зан. по физо с Вероникой и Саввой. Закрепить ходьбу широким шагом.

Труд на участке: продолжать убирать опавшие листья и ветки.

Оздоровительный бег.

Вечер: Гимнастика – побудка. (Картушина, 29).

Чтение и обсуждение рассказа А.И.

Стрижева «Смотрины зимы».

Коммуникационная игра «Эхо». (Картушина, 18).

П/и «Такой разный дождик».

(Алябьева, 52).

Ритмическая гимнастика.

Среда:

Утро: утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Что нам осень подарила». Цель: закрепить знания о фруктах, овощах, грибах.

Д/и « Плоды и семена».

Самомассаж «Колючий еж».

(с массажными мячами).

П/и «Капли дождя». (Комп. зан. ст. гр., 35).

Психологический этюд «Мое настроение».

Прогулка. Наблюдение за связью явлений в природе. Цель: продолжать развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в природе.

Инд. зан. по развитию речи с Давидом и Олей. Д/и «Назови птицу с нужным звуком».

Экспериментальная деятельность. Опыт с перышками. Цель: выяснить, какие перья летают лучше в воздухе, почему?

П/и «К дереву беги». Цель: закрепить названия деревьев.

Игры по желанию детей.

Вечер:

Закаливающие процедуры. Ходьба по корригирующим коврикам.

«Улетает осень». Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Динамическая пауза «Осенний лес». (Комп. зан. ст. гр., 55).

Ритмическая гимнастика.

Четверг:

Утро: утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Почему ноябрь называют «чернотропом?».

Д/и «Подбери признак». Цель: упражнять в подборе прилагательных.

П/и «Зайцы и волк». Цель: упражнять в беге по сигналу: развивать ловкость, внимание, смелость.

Дыхательная гимнастика: упр. «Ветер». (Журавлева, 87).

Прогулка:

Наблюдение за первыми заморозками. Цель: продолжить знакомство с многообразием природных явлений поздней осенью.

Познакомить с новой подвижной игрой «Картошка». Цель: упражнять в умении перебрасывать мяч друг другу. (Кобзева, 83).

Игра «Запахи осени».

Экспериментальная деятельность. Опыт «Прозрачность льда».

Оздоровительный бег.

Вечер:

Закаливающие процедуры: умывание лица и рук прохладной водой.

Чтение х/л. Экологическая сказка «Сказание о солнышке». («Маленькие россияне»).

Оформление «Красной книги Самарской области».

С/р игра «Путешествие в лес».

Студия «Радужка».

Пятница:

Утро: утренняя гимнастика.

Беседа на тему «Добрые дела осенью». Цель: воспитывать уважительное отношение к труду, желание помогать природе.

Д/и « Чей хвост, чья голова?». Цель: закрепить знание внешнего облика птиц и животных.

П/и «С льдинки на льдинку». Цель: развивать координацию движений; чувство равновесия, ловкость.

Чайная минутка.

Прогулка.

Наблюдение за погодой. Цель: закрепить представления о последнем периоде осени, его особенностях.

П/и «Не замочи ног». Цель: развивать ловкость, реакцию на сигнал, скорость бега.

Инд. зан. по физо с Ильей и Машей. Закрепить ходьбу по ограниченной площади.

Экспериментальная деятельность. Опыт «Зависимость состояния воды от температуры». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Игры по желанию детей.

Вечер:

Гимнастика – побудка.

Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев: «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из семян); «Нарисуй, как падает лист» (рисование прямых, волнистых, спиральных линий).

Сочинение рассказа «Я хочу защитить…». Цель: формировать связную речь, умение составлять рассказ о любом представителе природы.

Вечер поэзии «До свидания, осень». (чтение стихов русских поэтов, посвященных осени).

Что такое Осень?


Цель: расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи:
Углубить представления детей об изменениях в природе осенью.
Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;.
Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой
Продолжать знакомить детей с сельскохозяйственными профессиями.
Развивать творческие способности детей через знакомство с новым способом рисования деревьев губкой, аппликацию разных по фактуре материалов.
Формировать монологическую речь по средствам составления описательных рассказов. Продолжать работать над выразительностью речи через заучивание стихотворений.

21.09 – 25.09
Осень в городе.
Задачи:
Расширять знания детей об осени;
Сравнивать явления природы по признакам различия и сходства;

Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями;
Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе;
Закреплять знания о временах года, последовательности месяцев в году;
Воспитывать бережное отношение к природе;
Расширять представления об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального);
Расширять представления о творческих профессиях.

28.09 – 4.10
Откуда хлеб пришел. Путешествие в хлебную страну.
Задачи:
Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, и люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке); процесс изготовления хлеба и хлебопродуктов;
Дать представления о том, как выращивали хлеб в старину. Развивать умение называть последовательность выращивания хлеба – пахота, боронование, посев, рост, жатва, молотьба, выпечка;
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям вырастившим его.


5.10 – 11.10
Витамины из кладовой природы.
Задачи:
Закрепить обобщающее понятие «овощи» и «фрукты», названия овощей. Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями, воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей;
Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле;
Развивать воображение и творческое мышление, память. Обучать составлению описательного рассказа с опорой на схему;
Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе.


12.10 – 18.10
В осеннем лесу.
Задачи:
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о природе;
Закрепить «обобщающее» понятие «Грибы», «Ягоды», названия различных грибов, ягод; место их произростания, существенные признаки;
Развивать воображение, творческое мышление;
Активизировать внимание, память детей;
Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщение.

Работая по программе «От рождения до школы», ориентируясь на ФГОС ДО, педагог создаёт условия для развития у детей чувства прекрасного, любви к литературе, бережного отношения к произведениям искусства и умения видеть красоту окружающего мира. Решать задачи художественно-эстетического развития педагогу позволяют картины , на которых изображена осенняя пора, стихи русских поэтов и классическая музыка, звучащая в группе на протяжении недели. Дети рассматривают, сравнивают, составляют рассказы по репродукциям картин Остроухова, Щербакова, Кончаловского, знакомятся с образом осени в стихах А. Пушкина, Н. Некрасова и т.д. Последовательность рассматривания картин, стихи для заучивания, игры-аттракционы, считалки и познавательные игры вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Осень в стихах и картинах».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития продолжается работа по формированию основ безопасного поведения, дети учатся оценивать поступки и их последствия, чинят книги и представляют, что рассказала бы картина, если бы ожила.

Познавательное развитие

Решая задачи познавательного развития взрослый организует работу с геометрическими фигурами, побуждает детей вносить зарисовки в дневник наблюдений, учит критически оценивать действительность и продолжает работать над расширением знаний детей о природе, разнообразии стеблей и умением определять неживые природные объекты.

Речевое развитие

В области речевого развития идёт работа по правильному построению и согласованию слов в предложении, разучивание стихов об осени и составление рассказов по картинам знаменитых художников. Воспитатель предлагает детям природный материал для развития дыхательной системы и моторики.

Художественно-эстетическое развитие

Педагог продолжает знакомить детей с жостовской росписью, предлагает разнообразный материал для конструирования, создавая условия для художественно-эстетического развития. Итогом недели становится игровая ситуация «Экскурсия в музей «Красота осени», в ходе которой старшие дошкольники закрепляют знания о художниках и средствах выразительности, которые используют творческие люди.

Физическое развитие

Дети разучивают считалки, вспоминают о способах сохранения и , а так же знакомятся с подвижными играми других народов, что благотворно влияет на физическое развитие детей.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Дидактическая игра «Логическое лото». Цель: уточнить знания детей об использовании специфических орудий труда в определенных профессиях. Работа с кольцами Луллия «Живое — не живое». Цель: способствовать развитию креативного мышления. Игра «Составь предложение». Цель: продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Открытие музея «Красота осени», рассматривание картины И. Остроухова «Золотая осень». Цель: формировать эмоциональное отношение к природе. Физминутка «Осень, по утрам морозы…». Цель: познакомить детей с игрой.
Про-
гулка
С.р. игра «Пекарня». Цель: закрепить знания детей о процессе появления хлеба, формировать уважение к труду взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность «Живое — не живое». Цель: закрепить умение выделять и определять объекты живой и неживой природы. Игра «Нужные знаки». Цель: учить определять интонацию предложения. Сбор и сравнение осенних листьев. Цель: развивать чувство прекрасного, умение воспринимать оттенки цвета. П.и. «Не попадись». Цель: учить детей перепрыгивать шнур на двух ногах вперёд, назад, делая взмах руками, толчок ногами. П.и. «Сильный удар». Цель: учить подпрыгивать и приземляться на носки полусогнутые ноги.
ОД
2 п.д. Беседа: «Почему важно, чтобы в группе был порядок». Цель: формировать основы безопасности. Графический диктант по выбору воспитателя. Цель: развивать пространственное восприятие. Чтение стихотворений А.С. Пушкина об осени. Цель: продолжить знакомство с творчеством поэта. Конструктивно-модельная деятельность с подгруппой из природного материала по замыслу детей. Цель: закрепить умение работать с сухими листьями и семенами, воспитывать аккуратность. П.и. «Африканские салки». Цель: повторить правила игры.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа «Нож на столе». Цель: закреплять умения намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски. Игра «Пересчитай». Цель: знакомить детей со счётом в пределах 20. Составление рассказов об осени. Цель: упражнять в подборе эпитетов и сравнений. Рассматривание картины Щербакова «Осенняя пора». Цель: продолжать учить рассматривать картины об осени, определять их характер и настроение. Беседа «Здоровье на грядке». Цель: вспомнить о пользе витаминов для здоровья.
Про-
гулка
Труд на огороде. Цель: формировать трудовые навыки, желание трудиться сообща. Экскурсия по территории сада. Цель: определить изменения, произошедшие с растениями, вспомнить признаки осени. Имитационное упражнение «Ходит осень в нашем парке». Цель: способствовать развитию выразительности речи. Раскраски по теме «Жостовская роспись». Цель: продолжить знакомство с особенностями росписи. П.и. «Волк во рву». Цель: учить детей перепрыгивать ров, шириной — 70-100см, с разбега, стараясь, чтобы не осалил волк. П.и. «Волшебная скакалка». Цель: учить детей прыгать на скакалке столько раз, сколько в слове слогов.
ОД