Конспект нод по рисованию в старшей группе по фгос. нод по рисованию по разным темам. Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Осеннее небо. Знакомство с акварельными красками

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике
«Осенние звёздочки».
Группа: подготовительная
Техника: рисование восковыми мелками и акварелью
Цель: Выполнить рисунок осенних цветов, передав их фактуру и характерные особенности.
Задачи:
­ образовательная. Закреплять знания детей о цветах, продолжить знакомство детей
с нетрадиционным видом изобразительной деятельности – рисование восковыми мелками и
акварелью.
­ развивающая.. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, фантазию,
умение ориентироваться на плоскости, развивать художественные навыки и умения,
художественный вкус.
­ воспитательная. Воспитывать положительное отношение к природе.
Материал и оборудование: схема поэтапного рисования данного рисунка, лист бумаги А4,
простой карандаш, восковые мелки, акварель, кисточка №6, стаканчик­непроливайка,
салфетки.
Подготовительная работа: рассматривание осенних цветов.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята послушайте внимательно загадку. О каком времени года в ней
говорится.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится,
Если дождик льётся.
Это время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно. Это осень. Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Какой праздник отмечает вся страна в сентябре?
Дети. День знаний или 1 сентября.
Воспитатель. Почему его так называют?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. 1 сентября – день непростой, это праздник начала нового учебного года. Это
самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог. Поэтому этот
день называют «День знаний».
Воспитатель. Посмотрите! Посмотрите! –
Удивляется народ, –
По дорожке сам собою,
Сам собой букет идёт.
Удивительный букет
В форму школьную одет,
Ранец новый за спиной,
Белый бант над головой…
Воспитатель: В этот день все дети нарядные с большими букетами цветов идут в школу.
А какие осенние цветы вы знаете?
Дети: Астры, георгины, гладиолусы, циннии, хризантемы….
Воспитатель: Давайте рассмотрим этот осенний букет (образец). Какой он?

Воспитатель: Есть цветок такой в саду,
А похож он на звезду.
Может быть любого цвета.
Для осеннего букета
Соберём цветок прекрасный,
Называется он –
Дети: Астра!
Воспитатель: Правильно, это астра. На что похож цветок астры?/ответы детей/
Воспитатель: Существует одно предание, что астра выросла из пылинки, упавшей со
звезды. Астра в переводе с греческого языка означает звезда. Игольчатая астра особенно
похожа на звезду, упавшую с неба: серединка крупная тепло ­ желтая, а от нее отходят
лучики ­ лепестки. Вот почему в тихую звездную ночь у клумб с астрами слышится
слабый шёпот: это астры беседуют с родными звездами.
Астры, как бы любуются собой: «Посмотрите на нас, какие мы красивые, разноцветные,
яркие. Полюбуйтесь нами!»
Воспитатель: Вот, оказывается, какой волшебный цветок астра.
Невозможно представить нашу жизнь без цветов. Они украшают парки, улицы, поля.
Цветы полевые, садовые, дарят людям красоту. Совсем не обязательно
срывать цветы. Можно любоваться ими на клумбах в цветочных горшках, на даче, в лесу. А
можно нарисовать цветы и любоваться ими.
Сорванные цветы завянут, а вот нарисованные долго будут радовать нас.
Физкульминутка.
Наши алые цветки
Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (качание руками влево­вправо)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (присели, спрятались)
Головой качают, (движения головой влево­вправо)
Тихо засыпают.
Дети повторяют движения в соответствии с текстом.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня нарисовать астру. Но рисовать мы будем
необычным способом, восковыми мелками и акварелью.
Поэтапный показ рисования рисунка.
Сначала карандашом на листе рисуем овалы ­ намечаем размер и местоположение цветов
астр. Рисуем, не сильно нажимая на карандаш, чтобы линии были еле видимыми. Астры
должны быть примерно одинакового размера. Чтобы композиция была гармоничной, не
следует два цветка располагать на одной линии. Внутри больших овалов рисуем маленькие
овалы – серединки цветов.
Затем желтым восковым мелком закрашиваем серединки астр. Для этого рисуем в
маленьком овале спиральку. Полностью закрашивать овал не нужно, необходимо
оставить место для акварели.
Далее восковыми мелками рисуем лепестки астр. Для этого проводим линии от серединки
цветка к краю, как лучи солнышка. Мелком рисуем с нажимом, чтобы линия была яркая и
жирная. Астры можно рисовать любым понравившимся цветом. Для данного рисунка
лучше выбрать 2­3 цвета. Зеленым восковым мелком нарисуем стебли и листья.
Чтобы композиция была завершенной, в наш букет добавляем мелких цветочков. На
свободном пространстве листа рисуем желтым восковым мелком мелкие снежинки. Рисуем
их, объединяя в соцветия по несколько штук. Мелком работаем так же, с нажимом.

Теперь приступаем к работе акварелью. Охрой закрашиваем фон рисунка. Краску наносим
на лист полностью, исключая только места, где нарисованы астры. Между астрами
добавляем зеленые пятна. Там, где на листе элементы рисунка нарисованы мелком, краска
ложиться не будет, так как мелок восковой, жирный, то есть закрасить линию акварелью
просто невозможно.
После высыхания фона рисуем астры. Берем краску такого же цвета, каким нарисованы
астры, но более насыщенного оттенка, чтобы краска не сливалась с восковым мелком, и
накладываем мазки от серединки к краю поверх лепестков, нарисованных мелком. Желтой
краской раскрашиваем серединку цветка. Зеленой краской рисуем листья.
Оранжевой краской рисуем мелкие цветочки. Поверх желтых снежинок накладываем
мазки акварелью в том же направлении, в каком рисовали снежинку мелком. Так же
накладываем оранжевый мазок снизу на серединку, чтобы придать ей объем. Наш рисунок
готов.
Воспитатель: Ребята расположите лист вертикально и приступайте к работе.
Далее дети работают самостоятельно, в случае необходимости
педагог консультирует детей или использует показ.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые работы у нас получились.
О красоте цветка поэт В. Рождественский написал стихотворение:
Астра.
Осень над парком тенистым…
Ложится золото кленов на воды пруда.
Кружатся листья…Умолкнули птицы…
В похолодевшее небо глядится
Астра, лучистая астра – звезда.
Астру с прямыми ее лепестками
С древних времен называли «звездой».
Так бы ее вы назвали и сами.
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой.
Близятся сумерки. Тонкий и острый
В небе созвездий колышется свет.
Астра, на клумбе душистой и пестрой,
Смотрит, как светят далекие сестры,
И посылает с земли им привет.
Воспитатель: Вот, какой небесной красоты цветок астра.
А теперь давайте устроим выставку наших картин и порадуем всех яркими необычными
астрами.

Образовательная область: художественное творчество

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, здоровье

Название НОД: рисование

Тема: «Усатый - полосатый».

Цель: Учить детей передавать в рисунке образ котенка.

Задачи:

коррекционно-образовательные: Закреплять умение изображать животных, используя

навыки рисования кистью и красками.

коррекционно-развивающие: Развивать образное восприятие и воображение.

коррекционно-воспитательные: Вызывать радость от созданного изображения. Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа.

Задачи интеграции образовательных областей:

Коммуникация: Закреплять навык согласования прилагательных с существительными.

Здоровье: Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Социализация: Воспитывать эмоционально-положительное отношение к работе.

Словарь: кот, пушистый, полосатый, животное, лапки, коготки, набросок, закрашивать и т.д.

Оборудование: лист бумаги, акварельные краски, баночка с водой, салфетка.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций в книгах. Чтение произведения.

План НОД:

1. Организационный момент . Отгадывание загадок.
- О каком животном говорится в следующих загадках?
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
(Кошка)
Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой? Потянулся сладко -
Вот и вся зарядка. (Кот).
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка).
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.(Кошка).
Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днем спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.
(Кошка).
-Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки.

2. Беседа о кошке.

Какие бывают животные? (Дикие и домашние)
-Почему их так называют?
-Назовите домашних животных.

Какую пользу они приносят людям?
Посмотрите на картинки и ответьте на следующие вопросы:

Где живет кошка?
-Что она любит?

- Чем покрыто туловище кошки?
-Какой окраски у кошки шерсть?
-Из каких частей тела состоит кошка? (туловище, лапки, голова, хвост, ушки)
-Сколько лапок у кошки? (четыре)
-Сколько ушек у кошки? (два)
-Как умывается кошка?
-Как называются папа и мама у котенка? (кот, кошка).
Ребята, к нам в группу тоже пришла кошечка Мурка. Она была такая грустная. У нее оказывается, совсем нет друзей. Как вы думаете, можем ли мы ей помочь? Как? Правильно. Мы ей друзей нарисуем. А Мурка посмотрит, как мы это сделаем.
3. Гимнастика для глаз .

Налево, направо, наверх, вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз (около носа)
Сил дадим им много-много
Чтоб усилить в тыщу раз!
4. Выполнение рисунка кота.
- Ребята, сегодня мы с вами нарисуем кошку. Положим перед собой лист бумаги. По середине листа нарисуем туловище из полукруга. Затем с левой стороны из полукруга нарисуем голову. Затем нарисуем на голове уши, двумя треугольниками. После нарисуем хвост овальной формы. И лапы. Закрасим голову и туловище.
5. Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели - встали, сели-встали,
И на месте побежали.
6. Продолжаем рисунок.

А се йчас рисуем глазки, ротик, носик, усы и полоски.
7. «Придумай кличку»
- Ребята, молодцы, все справились. Кошки получились на славу. У каждого из них свой характер, свой внешний вид. Посмотрев на них, хочется дать им кличку. А как вы их назовете? Если котик любит играть - Игрунчик. Если царапается - Царапка, Если котик рыжий - Рыжик, Если полосатый - Тигренок.
8. Обыгрывание рисунка, анализ и оценка работ . Кошка Мурка тоже радуется тому, что у нее теперь столько красивых, добрых, веселых друзей. Она вам очень благодарна и говорит вам «Спасибо»- мяу-мяу-мяу. А еще она дарит вам на память вот такие портреты.


«Конструкт по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования «Усатый полосатый»

Воспитатель : Хемерова Анастасия Андреевна- МБДОУ № 82 комбинированного вида г. Каменск-Уральский
Группа: старшая
Тема: «Усатый – полосатый»
Виды деятельности: продуктивная, изобразительная
Образовательная область : художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Формы организации: групповая, индивидуальная
Цель :. развитие любознательности и активности в процессе собственной деятельности в создании выразительных и интересных образов в рисунках
Планируемый результат:
В процессе собственной деятельности (в рисовании) стремятся создавать выразительные и интересные образы.
Проявляют умения проявлять замысел, имеют представления о форме предмета.
Демонстрируют умение доводить дело до конца, проявляют самостоятельность, инициативность.
Демонстрируют умение рисовать котенка гуашевыми красками, умение закрашивать методом тычка.
Демонстрирует знания о сером цвете, о способе его получения

Задачи совместной деятельности
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность, умение доводить дело до конца, адекватную оценку своих действий, бережное отношение к животным.
Развивающие задачи: Развивать умения принимать замысел, умение соотносить объект с действительностью, мышление, образное восприятие, воображение, внимание; сенсорное восприятие (представления о форме, цвете предмета)
Обучающие задачи:
Изобразительная: учить детей передавать в рисунке образ котенка (на основе геометрических фигур, круг-голова, овал-туловище)
Техническая: Совершенствовать навыки рисования шерсти методом «тычок жесткой полусухой кистью». Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: разводить до густоты сметаны
Цветовая :Совершенствовать умение смешивать два цвета, чтобы получился новый цвет (белый+черный=серый) , побуждать детей к выбору цвета (серый, черный).
Композиционная: Учить детей располагать рисунок в соответствии с формой предмета (положением котенка, вертикально или горизонтально).
Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Учить правильно держать карандаш и кисточку (Семен, Аня)
Продолжать учить изображать животных, используя навыки рисования гуашевыми красками методом тычка (Семен, Савелий)
Развивать речь (Саша, Вася.)
Принципы дошкольного образования(ФГОС ДО):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования(далее- индивидуализация дошкольного образования);
2)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5)возрастная адекватность дошкольного образования(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения : принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип активности.
Методы воспитания: беседа, поощрение.
Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, стимулирование занимательным содержанием.
Средства воспитания и обучения:
Наглядные: презентация «Такие разные кошки», демонстрационный материал «кошки», алгоритмическая схема рисования котенка, оборудование к занятию(гуашь, палитра, кисти, простой карандаш, бумага для рисования)
Словесные: загадка, стихотворение «Усатый- полосатый».
Учебно-методический комплект:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17.10.2013 г. №1155.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-
Синтез, 2014 год
3 Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Москва – Синтез. 2014 год.
4. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Москва. 2007 год

Ход деятельности:

1 этап. Мотивация на совместную деятельность.
Задача:
заинтересовать детей на предстоящую деятельностью Художественное слово, беседа, стимулирование занимательным содержанем, вопросы, Нет приятнее красы!
Деятельность педагога
Лапки - мягкие подушки,
Кверху поднятые ушки.
Ну, подумайте немножко.
Догадались? Это... (кошка). Г. Утробин

Ребята, о ком эта загадка?
Просмотр презентации «Такие разные кошки».
Во время просмотра воспитатель рассказывает о кошках.
- Кошка в мире животных занимает особое, почетное место. Это удивительное существо: гордое и независимое, нежное и ласковое, добродушное и умное. Нет одинаковых кошек. Они отличаются друг от друга цветом шерсти и глаз, у них разные характеры. Туловище у кошек гибкое. Усы и брови помогают им улавливать запах, определять расстояние в прыжках, даже определять скорость ветра. А кошачий хвост всегда показывает, в каком настроении кошка: спокойном, игривом или раздраженном. Бегать, прыгать - их любимое занятие. Кошка - отличный охотник.
-Что любит делать кошка?.
Если вы захотите полюбоваться кошками разных пород, вы можете сходить на выставку кошек.
Вы были на выставке кошек?

Давайте организуем собственную выставку с рисунками кошек.
-Я вам предлагаю нарисовать кошек, а вот каких - вы должны догадаться. Послушайте отрывок стихотворения «Усатый – полосатый» С.Я. Маршака.
- Догадались, каких котов будем рисовать? (Ответы детей.)
- Давайте нарисуем полосатых кошек и котов, и у нас будет своя выставка. Мы можем пригласить детей из других групп, пусть полюбуются.
Деятельность детей:
Слушают загадку, отгадывают
Смотрят презентацию, слушают рассказ
Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы
Планируемый результат:
Дети мотивированы, принимают внутреннюю позицию к предстоящей деятельности,
проявляют эмоциональный отклик

2 эт ап. Актуализация знаний необходимых для предстоящей деятельности.
2.1. Восприятие
Задача : развивать умения принимать замысел, формировать представления о форме, цвете предмета, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому
2.2.Совместное планирование.
Задача: учить рисовать котенка, совершенствовать приемы закрашивания тычком, пользоваться алгоритмом, дать представление о конечном продукте деятельности
Методы:
Метод демонстрации, рассказ, объяснение, вопросы
Деятельность педагога:
Воспитатель организует диалог с детьми.Показывает и комментирует действия.
Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением котят.
Воспитатель задает наводящие вопросы:.
Опишите, какое у котенка туловище, голова, лапы, хвост?
Ребята посмотрите внимательно и скажите, какие у котенка глаза, нос, уши, усы?
Скажите, что у котенка больше голова или туловище? На какую геометрическую фигуру похоже? Какие лапы и хвост?
Чем покрыт котенок, какая шубка у него? Какой расцветки котенок?
Предложить одному из детей подвести итоги рассказа.
Таким образом …

Скажите, пожалуйста, с чего нужно начинать рисовать котенка?. (Побуждаю детей к обсуждению приемов рисования).
Да, с начала ближе к верхнему левому углу мы будем рисовать голову. Какой формы голова?
(показываю прием рисования головы).
-Теперь рисуем туловище, какой формы туловище? (показываю прием рисования туловища).
Наш котенок лежит, поэтому у него видны только передние лапки.
- нарисуем котенку передние лапы(показываю прием рисования передних лап).
А задние лапки он спрятал под пушистым хвостом. (показываю прием рисования хвоста).
Прорисовываем треугольные уши, круглые щечки, глаза, рот, ну и конечно усы.
У нашего котика шерсть пушистая, как мы это можем показать в нашем рисунке? Будем рисовать методом тычка.
Ребята, а наш котенок серого цвета, с черными полосками, а у нас серой гуаши нет, как быть?
(получение серого путем смешивания белого и черного).
Начинаю закрашивать котенка тычками по линии всего контура, а потом внутри. (объясняя детям, что рисуем сухой кистью, держим ее вертикально вертикально, гуаши много на кисть не набирать, предварительно убрав излишки на палитру)
-Вот такой красивый получился котенок!
В процессе рисования советую не торопиться, чтобы шерстка получилась пушистая и на ней не оставалось белых просветов.
Деятельность детей
Сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают
Планируемый результат
Рассматривают, сравнивают, устанавливают соотношение частей
Сотрудничают с воспитателем
Выражают свои мысли
Владеют монологической и диалогической речью
Получают серую гуашь, путем смешивания белой и черной Проявляют умения принимать замысел, представляют форму предмета, цвет
Имеют представление о способе рисования

3.Смена видов деятельности. Физкультминутка
Задача: снять мышечное напряжение
Методы:
Объяснение Показ
Деятельность педагога
ФИзкультмнутка «Кошкины повадки»
Вам покажем мы немножко, Идут бесшумно на цыпочках.
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый, Прыгают легко на месте.
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно.
Вот прыжок, еще подскок,
То вперед, а то отскок.
А потом мяукнет: «Мяу! Бегут на свои места.
Я в свой домик убегаю».
Г. Утробин
Деятельность детей
Повторяют за воспитателем
Планируемый результат
Дети расслаблены, отдохнули
Готовы к дальнейшей деятельности

4 этап.Словесное воспроизведение способов действий(вопросы на уточнен ие)
Задача :развивать память, мышление, внимание
(воспроизвести план работы рисования)
методы
Беседа
Демонстрация
Деятельность педагога
Ребята, что мы будем рисовать?(котенка)
- С чего мы начнем рисовать?(с головы). Затем что (туловище, лапы, хвост, прорисовываем мордочку)
-Какой техникой мы будем рисовать шерстку нашего котенка?(мы будем рисовать техникой"тычком")
Молодцы, все правильно!
Приступайте к рисованию.
Деятельность детей
Слушают
Отвечают
Запоминают
Планируемый результат
Проявляют знание способа рисования котенка, приемов рисования, воспроизводят алгоритм работы

5 этап.Практическое применение способов действий.
Задача: создать условия для самостоятельной продуктивной деятельности, совершенствовать изобразительные, технические и композиционные умения, доводить дело до конца.
Методы
Демонстрация Беседа.
Деятельность педагога
- ребята, садитесь за столы правильно, спина прямо, ноги вместе.
Наблюдаю за деятельностью детей и корректирую в случае необходимости:
Деятельность детей
Дети самостоятельно рисуют, соблюдая последовательность и инструкции воспитателя
Планируемый результат
Дети самостоятельно рисуют, совершенствуют изобразительные, технические и композиционные умения
располагают рисунок в центре листа, украшают деталями, осваивают технику"тычка",
Умеют доводить дело до конца

6 этап. Анализ работ продуктов действия детских работ.
Задачи:
учить сравнивать свою работу с иллюстрациями,
совершенствовать умение давать оценку своей работе, формировать адекватную самооценку результатов деятельности;
Методы
Беседа
Поощрение
Деятельность педагога
Воспитатель благодарит, поощряет детей, которые вносят в рисунки интересные дополнения..
-Молодцы ребята. Вы все постарались и у нас получились замечательные котята. Теперь давайте разложим все ваши рисунки на стол и посмотрим каких котят нарисовали ваши друзья.
-Ребята, выберите наиболее понравившегося вам котенка и объясните, почему вы выбрали именно этот рисунок.
Деятельность детей
Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог
Планируемый результат
Анализируют рисунки, объясняют выбор оценивают результаты своей деятельности
Умеют сравнивать свою работу с образцом
Демонстрируют умение контроля, коррекции

7 этап. Открытость.
Задача:
ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.
Методы
Эмоциональное стимулирование.
Деятельность педагога
Воспитатель уделяет внимание результату каждого ребенка, побуждает к "продолжению" деятельности.
Как вы думаете, можно ли нашу выставку еще добавить рисунков котят. Какого окраса бывают котята? Дома или вечером вы можете нарисовать котят другого окраса и дополнить нашу выставку рисунков.
Деятельность детей
Слушают Отвечают С желанием самостоятельно рисуют
Планируемый результат
Вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы

Елена Черникова

Интеграция областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цель: Развивать интерес к истории и традициям народной культуры, приобщать к русскому народному прикладному искусству.

Задачи: Познакомить детей с историей создания русской деревянной матрешки. Показать характерные особенности игрушки – матрешки, показать способы росписи силуэта матрешки.

Демонстрационный материал: игрушки – матрешки, иллюстрации матрешек, раскраски матрешек, аудиозапись песен Руслановой.

Раздаточный материал: вырезанные из альбомных листов шаблоны матрешек разного размера, карандаши, акварель, кисти, баночки с водой, тряпочки.

Первая часть НОД

Ребята, какими игрушками вы любите играть? (ответы детей)

Сейчас у вас очень много игрушек и они все разные: из пластика и резины, плюшевые и меховые. А вот у ваших прабабушек и прадедушек все было совсем по-другому, им родители делали игрушки из соломы и глины, из тряпочек и дерева.

Сейчас Вероника загадает нам загадку, и если мы с вами ее отгадаем, то узнаем, о какой игрушке сегодня у нас пойдет речь.

Вероника загадывает загадку неизвестного автора:

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Ответы детей)

Конечно, ребята, это матрешка.

Много лет назад в Сергиевом Посаде жил-был мастер Василий Звёздочкин, и был у него друг, художник Сергей Малютин. Захотелось им порадовать своих ребятишек яркой необычной игрушкой, и придумали они веселую матрешку.

Их матрешки были из дерева. Сначала деревянные заготовки нужно было высушить, после распилить на брусочки разного размера. Из брусочков мастер вытачивал на токарном станке фигурки в форме разъемного яйца, сначала самую маленькую, потом побольше, и так до самой большой. В большую игрушку он вкладывал игрушку поменьше, и так до самой маленькой. Готовых матрешек его друг, художник Сергей Малютин расписал яркими красками. Самое интересное и сложное было нарисовать лица куклам: выразительные глазки, пунцовые губки, яркие щечки, аккуратные челочки. Когда игрушки были расписаны, их на несколько раз покрыли лаком.

Матрешка понравилась и детям и взрослым. Имя матрешке дали созвучное слову «мать», «мама», и символизировала эта игрушка счастливое многочисленное семейство.

Посмотрите, ребята на матрешек - давайте подумаем, что у них общего и чем они отличаются друг от друга. (ответы детей)

Как вы думаете, если мы с ними будем играть, кем они могут приходиться друг другу? (ответы детей)

Давайте обсудим одежду матрешек – яркие платочки, нарядные сарафаны, разноцветные переднички. Украшена одежда точками и кругами, прямыми и волнистыми линиями, яркими цветами.

Давайте посмотрим на иллюстрацию матрешек. Здесь две матрешки, одна побольше, а другая поменьше. И они тоже очень похожи друг на друга, как мама и дочка, или как старшая и младшая сестрички.

А в книжке вы можете рассмотреть матрешки – раскраски. Здесь художник показал нам, как можно простым карандашом нарисовать лицо, обозначить контуры одежды, украшений, цветов.

У меня есть силуэты матрешек, они разные – большая, поменьше и маленькая, и они совсем не раскрашены. Давайте, каждый из вас выберет себе силуэт, и распишет его так, как захочет.

Но сначала мы с вами немножко поиграем. Выполняется физминутка на слова Л. Казанцевой:

И у нас, и у нас чистые ладошки.

Мы матрешки, вот какие крошки,

И у нас, и у нас новые сапожки.

Мы матрешки, вот какие крошки,

Поплясать, поплясать мы хотим немножко.

Практическая часть НОД

Предложить детям на выбор силуэты матрешек.

Дети намечают лицо, выделяют и украшают одежду.

Пока дети рисуют, звучит аудиозапись песен Руслановой.

Анализ работ

Воспитатель раскладывает матрешек, предлагает найти самую веселую, самую яркую, самую нежную, самую скромную и т. д. матрешку.

Самуил Маршак написал веселые стихи:

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Предлагает разложить матрешек по росту, по цвету.

















Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

«Волшебный добрый цветок». Конспект ООД в старшей группе (обучение грамоте и рисование) Цель. Повторение и закрепление пройденного. Практическое овладение нормами речи. Обобщение представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Рисование. «Фантазийные композиции из ладошек». Цель. 1. Умение обводить.

Конспект НОД. Рисование-фантазирование в старшей группе «Чудо-дерево» Литература: Лыкова И. А., с. 159 (изостудия) Задачи: Учить видеть красоту и разнообразие деревьев. Закреплять навыки рисования фломастерами,.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное. Планируемый результат: Демонстрируют бережное.

Художественное творчество. Рисование на тему: «Золотая осень» Цель. Продолжать знакомить детей с формой кроны и окраской осенних листьев.