Эмоциональное состояние кормящих женщин. Отношения матери и ребенка

Ряд научных исследований, проведенных в последние годы, позволили по-новому взглянуть на проблему психологии личности, психологии жизни и смерти, истоков психического и физического здоровья, обусловленных различными обстоятельства ми и факторами перинатального развития. Это прежде всего работы зарубежных исследователей: С. Грофа, Ж. Грабера, Ф. Дольто, X. Никеля, С. ФантиД. Верни, А. Бертинаидр. Среди отечественных ученых этой проблемой занимаются Э.К. Айламазян, В.В. Абрамчен ко, А.С. Батуев, Г.И. Брехман, А.И. Брусилов ский, К. Гайдебранд, А.И.Захаров, Ю. Змановский, Н.Н. Константинова и др. Кратко обобщив выводы исследований этих авторов, можно сказать, что они рассматривают перинатальную стадию жизни как первый этап человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающиеся организм и психику, а взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна.

Важнейшими факторами, воздействующими на ребенка, являются факторы со стороны матери. Именно мать является автором жизненного сценария ребенка, который он впоследствии воспроизводит в своей жизни.

Для формирования ребенка далеко не без различно не только то, чем мать питалась и каково было состояние ее здоровья, - не менее важно ее психологическое самочувствие, гармоничные взаимоотношения с окружающими, отсутствие страхов по поводу родов и жизни ребенка, излишних эмоциональных реакций на стрессы. Традиция предписывала тщательное соблюдение правил, направленных на охрану душевного спокойствия беременной женщины, т.к. именно ее психика формирует качества психики младенца.

Исследования подтвердили особенную значимость первой реакции женщины на факт беременности для формирования качеств психики ребенка. Негативная реакция порождает самые тяжелые психические проблемы, мать закладывает так называемую программу «смерти и саморазрушения» в очень глубокие слои бессознательного своего ребенка. Это вполне понятно, если учесть тот факт, что время в утробе течет иначе, оно уплотнено, поэтому воздействие психических вибраций беременной женщины на ранних этапах внутриутробного развития формирует самые глубокие слои психики ребенка и влияют на всю его последующую жизнь.

В перинатальный период в организме и психике женщины происходят глобальные преобразования, вырабатывается отношение женщины к своему еще не родившемуся ребенку. О характере этого отношения можно судить по особенностям взаимодействия будущей матери с ним, наличию или отсутствию воображаемого общения. Поэтому перинатальное развитие ребенка не есть «созревание», а скорее напоминает, по мнению В.Синельникова, процесс гальванопластики - нанесения золотого покрытия на пластину из обычного металла. И мать является тем мастером-ювелиром, который из простого природного материала создает произведение искусства. Но она еще и источник тех свойств, которые получит ребенок. Она - его первая Вселенная, в которой он обретает свое существование.

Любовь матери к своему ребенку, ее мысли о нем, общение с ним расширяют формирующиеся возможности ребенка, его клеточную память, определяя главные силы личности. Если мать сознательно готовилась к зачатию и родам, старалась всю беременность пребывать в позитивном состоянии, была чутка к своим желаниям и потребностям, во время беременности представляла будущего ребенка, его внешность, характер, прислушивалась к шевелениям, старалась понять их язык, нежными прикосновениями к животу стимулировала ответную реакцию, придумывала имя для мальчика и девочки, ощущала ребенка и как часть себя, и, временами, как отдельное существо, то тогда формируется гармоничная перинатальная матрица.

Нами было проведено эмпирическое изучение передачи первых сценарных посланий матери ребенку, жизненных позиций и функциональных эго-состояний рожениц, которые влияют на соматическое состояние, патологию беременности и родов. В исследование было включено 30 женщин в возрасте от 17 до 37 лет. При исследовании были использованы: структурированное интервью «Раннее сценарное программирование»; опросник «ОК-Томаса» для по строения ОК-Коррала испытуемых; опросник «Личностного стиля» для выявления их эгограммы; опросник «Рабочий стиль»; опросник «Внутренние эго-состояния». Полученные данные были дополнены клинико-анамнестическими сведениями.

Исследование проводилось в модальности транзактного анализа. Большую помощь в проведении исследования оказали медицинские работники роддома № 1 г. Рязани, консультации кандидата медицинских наук Ховрачева А.П., участие в экспериментальном исследовании студентки факультета педагогики и психологии РГУ им. С.А. Есенина Гуськовой А.А.

На первом этапе мы применили структурированное интервью «Раннее сценарное программирование», направленное на определение социального положения женщины, на исследование общего анамнеза, течение беременности и родов, отсутствия или наличия патологий как матери, так и ребенка. Также рассматривались возраст, уровень образования, семейное положение не только самой роженицы, но и ее близких родственников: родителей, мужа. Ключевые вопросы интервью сформулированы таким образом, что позволяют выявить особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве, переживания женщиной беременности, отношения к неродившемуся ребенку.

Рассматривая возраст роженицы, были сделаны следующие выводы:

1. Чем старше роженицы, тем выше их уровень образования;

2. От возраста увеличивается количество болезней, уменьшаются сопутствующие патологии, вредные привычки;

3. Чем старше роженица, тем хуже протекает период кормления ребенка грудью, роженицы пребывают в ВД эго-состоянии, а СД с возрастом теряет свою значимость.

Анализ коммуникативного опыта женщины говорит о его значимости. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться как первый вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими взрослыми был положительный, это означает, что стартовые условия для формирования субъективного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребенку заложена.

Мы предположили, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного роженицей в общении с близкими взрослыми, можно судить по эффективным следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях.

Если родители были ласковы, общение оставило в памяти женщины яркий след, если была сильная привязанность к матери или другим родственникам, значит в раннем детстве женщина имела благоприятный опыт эмоционального общения, что ставит ее в более выгодные условия в прогнозе будущего материнского поведения по сравнению с теми, кто такого опыта не имел. И здесь мы говорим о том, что механизм запущен: родительская программа начала действовать.

На втором этапе нашей работы исследовался процесс передачи ранних пред писаний. К этому нас побудила следующая оценка роли перинатального периода: характер протекания беременности, родов и первых дней жизни выливается в мощные сценарные предписания, которые формируют не только степень и характер будущей психопатологии, но и, возможно, являются ответственными за «влечение к смерти».

Мы говорим об этом, потому что при анализе 12 классических типов предписаний, выделенных М. и R. Goulding (1979), а именно:

1. Не живи (сгинь, умри);

2. Не будь самим собой;

3. Не будь ребенком;

4. Не расти (оставайся маленьким);

5. Не делай успехов;

6. Не делай (ничего не делай);

7. Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся);

8. Не принадлежи;

9. Не будь близким;

10. Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым);

11. Не думай;

12. Не чувствуй.

В перинатальный период в явном виде обнаруживаются только два. Это предписание «Не будь собой», дающееся матерью, ожидающей рождения ребенка противоположного пола, и проклятье «Не живи», являющееся результатом всех негативных воз действий данного периода.

Если рассматривать суммарное воздействие всех форм передачи послания «Не живи», то в нашем исследовании не осталось ни одного ребенка, который не получил бы его тем или иным способом.

Возникает вопрос: «Зачем родители от дают ребенку приказ «Не живи»? По-видимому, это происходит потому, что в своем эго-состоянии Ребенка родитель чувствует, что собственный ребенок мешает или угрожает ему. Или, возможно, у женщины уже есть несколько детей, и она больше не хочет их иметь. «Совершенно случайно» она все же рожает еще одного ребенка. В эго-состоянии Ребенка она кричит: «Нет! Не хочу больше! Хочу, чтобы уделяли внимание моим желаниям!». Она, скорее всего, будет подавлять ярость своего Ребенка, не признаваясь в этом даже себе, тем не менее, скрытыми способами она передает родившемуся ребенку свой отказ от него.

Необходимо помнить, что ребенок может чувствовать угрозу смерти из-за по ведения матери или внешних событий, которые взрослому кажутся абсолютно безобидными. Впоследствии ребенок может сам отдать себе приказание «Не живи», если мать в скрытом виде предала ему, на пример, следующее послание: «Ты причинил мне боль, когда родился». (Берн назвал это сценарием «Разорванной матери»). В этом случае ребенок может решить: «Своим рождением я причинил матери боль, следовательно, заслуживаю мучений или смерти».

К счастью, люди делают все возможное, чтобы остаться в живых. В первые годы жизни ребенок, имеющий приказ «Не живи», вероятно, принимает сложные решения, чтобы защитить себя от фатального исхода. Эти решения могут быть приняты в виде: «Я буду жить, пока...» Многоточие может быть заполнено различными решениями, например,«... буду много работать» или «... если не буду сближаться с людьми». Страшный вывод...

Мать, которой в детстве заложили приказание «Не живи», может передать это послание своему сыну или дочери. Она полагает, что это принесет освобождение от данного ей приказания. На психологическом уровне она говорит своему ребенку: «Если ты сгинешь, то я не умру». Таким образом, это приказание похоже на эстафетную палочку, которая передается из поколения в поколение.

В отношении другого предписания мы получили следующие цифры: 10 % матерей не строили планов по поводу предпочтительно го пола своего ребенка; 50 % хотели родить мальчика; 40 % хотели родить девочку; 33 % матерей были разочарованы в своих ожиданиях, а соответствующий процент детей по лучил предписание «Не будь самим собой». При этом их невербальное послание будет: «Не будь мальчиком (девочкой)». Это может выразиться в выборе имени ребенку: девочку могут назвать мужским именем, а мальчика - женским. Девочку будут одевать «под мальчика», а мальчика - «под девочку».

Во взрослой жизни человек, имеющий приказание «Не будь мальчиком (девочкой)», может продолжать носить одежду и иметь привычки, соответствующие другому полу.

«Не будь самим собой» является более общим приказанием и передается обычно посланием: «Не будь самим собой, будь другим ребенком». Родители могут предпочитать младшего ребенка старшему или брата сестре, сравнивать с другими детьми. В данном случае мать хранит образ желаемого «идеального ребенка». Поэтому она положительно реагирует лишь на те аспекты своего реального ребенка, которые напоминают этот образ, и игнорирует остальные.

Естественно, что нам было интересно посмотреть, чем детерминируется та или иная форма сценарного предписания. Оказалось, что возраст, уровень образования, семейное и материальное положение не имеют существенного значения. Самые ранние способы передачи «Не живи», осуществляемые с помощью патологии беременности, значимо и позитивно коррелировали (г = + 0,417; Р< 0,002) с выраженностью Адаптированного Детского эго-состояния матери, тогда как первая экзистенциальная позиция «Я - ОК, Ты - ОК» была для них препятствием (г = - 0,351; Р < 0,01).

Данная жизненная позиция была взаимосвязана с большим ростом и весом родившихся детей (г = + 0,356; Р<0,01 и г = + 0,282; Р<0,03, соответственно), что может быть расценено как наличие сценарного послания «Живи».

Проклятья, полученные через патологию родов соотносились со второй жизненной позицией «Я - не ОК, Ты - ОК» (г = + 0,264; Р<0,04). Эта корреляция подтверждается и более низкой оценкой новорожденных от женщин с данной позицией по шкале Апгар (г = - 0,275; Р < 0,03), свидетельствующей о принятии младенцами летального материнского предписания.

Детская патология, полученная в течение первых пяти суток жизни, отрицательно коррелировала с первой экзистенциальной позицией (г = - 0,275; Р < 0,03). А послания, передаваемые через нарушения лактации, оказались детерминированы выраженностью материнского эго-состояния Контролирующего Родителя (г = + 0,377, Р < 0,004).

В противоположность этому, увеличение эго-состояния Адаптированного Дитя предотвращало появление нарушений лактации (г = -0,263; Р < 0,04).

Однако эго-состояние Адаптированного Дитя в целом было благоприятным фактором передачи проклятья «Не живи», оцениваемого по суммарному количеству негативных перинатальных воз действий (г = + 0,247; Р< 0,05). Принятие данного летального предписания, отслеживаемое по нарушению питания ново рожденного, также было связано с выраженностью эго-состояния Адаптированного Дитя у матерей (г = + 0,279; Р < 0,03), тогда как усиление жизненной позиции «Я - ОК, Ты - ОК» свидетельствовало об обратном процессе (г = -0,300; Р< 0,02).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о явной, но структурно сложной взаимосвязи стиля и экзистенциальной основы материнского поведения с передачей летальных предписаний.

На третьем этапе исследования мы провели корреляционный анализ связей между жизненными позициями и активностью функциональных эго-состояний, а также более детальный анализ взаимосвязи выраженности отдельных эго-состояний с акушерской патологией. Наши родители имели эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Они передали нам сценарные послания из этих трех эго-состояний, а мы приняли и распределили их в трех наших эго-состояниях.

В построенной по результатам тестирования эгограмме данной группы эго-состояние Контролирующего Родителя (КР) было минимальным. Заботящийся Родитель (ЗР) и эго-состояние Взрослого (В) превалировали над другими. Выраженность эго-состояний Свободного Дитя (СД) и Адаптированного Дитя (АД) почти не различались между собой.

В целом, полученная эгограмма выглядит довольно стандартным образом благополучно и не свидетельствует о беременности и родах как о серьезном психическом расстройстве, и, казалось бы, не предвещает больших сценарных посланий.

Анализ взаимосвязи эго-состояний с акушерской патологией оказался не столь обнадеживающим. Так, например, наиболее доминирующее эго-состояние Заботящегося Родителя (ЗР) позитивно коррелировало на значимом уровне с акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = 0,253; Р < 0,05), соматической патологией, ассоциированной с беременностью (г = 0,-327; Р < 0,02) и патологией родов (г = 0,259; Р < 0,04).

Такой характер взаимоотношений позволяет говорить о преобладании негативного компонента в эго-состояний Заботящегося Родителя (ЗР), который реализуется в позиции Спасителя и, следовательно, попытках разрешить проблемы собственного депрессивного радикала за счет самопожертвования.

Эго-состояние Адаптивного Дитя (АД) было положительно связано с патологией раннего развития матерей (г = 0,248; Р<0,05). Нарастание Адаптивного Дитя (АД) сопровождается статистически значимым снижением уровня патологии предшествующих родов (г = -0,300; Р<0,03) и нарушений лактации (г = - 0,263; Р < 0,04). Анализ причинных связей данных корреляций показал, что это снижение происходит за счет увеличения патологии плода во время беременности (г = 0,417; Р< 0,003), снижения роста и веса новорожденного (г = -0,320; Р<0,02 и (г = -0,250; Р<0,05) и нарастания нарушений питания новорожденного (г = -0,279; Р<0,03).

Таким образом, здесь мы имеем дело с передачей патологии следующему поколению. Безусловно, этот момент должен быть одним из главных фокусов коррекционной работы в психопрофилактических занятиях с беременными.

Конструктивное отношение к своему поведению, проявляющееся в функционировании эго-состояний Взрослого (В), позитивно коррелировало с уменьшением времени между поступлением женщины в роддом и моментом самих родов (г = 0,310; Р < 0,02). Кроме того выраженность Взрослого (В) эго-состояния отрицательно соотносилась с акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = -0,410; Р< 0,003) и патологией прошлых родов (г = 0,365; Р< 0,006).

В целом, полученные результаты соответствуют теоретической позиции ТА о проблемно разрешающей функции Взрослого (В) эго-состояния, увеличение которого могло бы стать целью терапевтической работы с беременными.

Их распределение оказалось следующим: жизненная позиция «Я - ОК, Ты - не ОК» выражена в меньшей степени, тогда как остальные - приблизительно равны. Обращает на себя внимание величина жизненной позиции «Я - не ОК, ты - ОК» и «Я - не ОК, ты - не ОК», свидетельствующих о значительной базальной патологии личности. В этой связи превалирование Заботящегося Родителя (ЗР) в эгограмме приобретает характер защитного механизма, запускающего функции «Спасителя». Это должно приводить к игнорированию потребностей ребенка в ходе отчаянных попыток материнской фигуры компенсировать собственный депрессивный радикал через гиперопекающее поведение.

Данная точка зрения была подтверждена в ходе корреляционного анализа, обнаруживающего статистически значимую позитивную зависимость эго-состояния Заботящегося Родителя (ЗР) как с жизненной позицией «Я - не ОК, ты - ОК» (г = 0,547; Р< 0,001), обращающей депрессивность сценарного решения самой роженицы, так и с позицией «Я - не ОК, ты - не ОК» (г = 0,260; Р< 0,003), что свидетельствует о предпочтении переключения к роли «Жертвы» для подтверждения правильности сценарных решений.

Выраженность эго-состояний Контролирующего Родителя (КР) позитивно коррелировало на статистически значимом уровне с жизненной позицией «Я - ОК, ты - не ОК» (г = 0,458; Р < 0,001) и негативно - с позицией «Я - не ОК, ты - ОК» (г = - 0,490; Р < 0,001), отражая наличие у ряда рожениц защитного механизма паранойяльного типа и готовности занять место «Преследователя».

Наиболее нарушенная базовая стратегия адаптации, вытекающая из жизненной позиции «Я - не ОК, ты - не ОК» обнаружила негативные черты депрессивной позиции. Депрессивный радикал проявился в позитивной корреляционной зависимости выраженности данной экзистенциональной позиции и соматической патологии, ассоциированной с беременностью (г = 0,404; Р< 0,003).

Избегающая экзистенциональная позиция также, как и эго-состояние АД, была положительно связана с увеличением времени между поступлением женщины в роддом до момента самих родов (г = 0,252; Р < 0,04), создавая таким образом возможность для развития патологических стратегий. Здоровая жизненная позиция «Я - ОК, ты - ОК», наоборот, сокращала промежуток времени между поступлением женщины в роддом и моментом родов (г = 0,296; Р<0,03). Ее усиление уменьшало выраженность акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = -0,300; Р<0,03). Однако отсутствие значимых корреляций данной позиции с активностью эго-состояний Заботящего Родителя (ЗР) и Контролирующего Родителя (КР), а особенно Взрослого (В) и Свободного Дитя (СД), при наличии такой взаимосвязи с эго-состоянием Адаптированного Дитя (АД) (г = 0,294; Р < 0,03), возможно отражает функциональную регрессию родильниц во время столь значимого события как рождение ребенка.

Выводы по результатам исследования

1. Выявлено, что каждая роженица, оказавшаяся в исследовательской группе, имела ту или иную степень нарушения состояния здоровья или патологии беременности и родов.

2. Установлено, что характер протекания беременности и родов выливается в мощные сценарные предписания, которые формируют не только степень и характер будущей патологии, но и являются ответственными за «влечение к смерти».

3. Из двенадцати классических типов предписаний, выделенных М. и К. Goulding, в перинатальный период в явном виде обнаруживаются только два. Это предписание «Не будь собой», дающееся матерью, ожидающей ребенка противоположного пола, и проклятье «Не живи», являющееся результатом всех негативных воздействий данного периода.

4. При рассмотрении суммарного воз действия всех форм передачи сценарного послания «Не живи» в исследованной группе не осталось ни одного ребенка, который не получил бы его тем или иным способом.

5. При рассмотрении той или иной формы сценарного предписания выявлено, что возраст, уровень образования, семейное и материальное положение не имеют существенного значения.

6. Полученные результаты свидетельствуют о явной, но структурно сложной взаимосвязи стиля и экзистенциальной основы материнского поведения с передачей летальных предписаний. Поэтому более подробное изучение реальной картины передачи перинатальных сценарных посланий представляется нам крайне актуальным вопросом.

7. Проведенный корреляционный анализ отражает наличие значительной базальной патологии личности, центральным ядром которой представляется актуализация базальной тревоги.

Таким образом, мы считаем, что крайне актуальной задачей является предоставление беременным женщинам профессиональной психологической помощи или самой по себе, или в рамках системы психопрофилактической подготовки к родам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М., 1991. С.12-42.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2001. С.189-286.
3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
4. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психологический журнал. 2001. Т. 22. С.82-89.
5. Грейс Крайг. Мнения и факты: возможно ли обучение ребенка до рождения? // Психология развития. 2000.№ 2. С. 164. 6. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб., 1995.
7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997. С.44-72.
8. Пэрну Л. Я жду ребенка. М., 1986. С. 27-40.
9. Равич Р. Тайная жизнь еще не рожденного ребенка // Семья и школа. № 9. 1995. С. 10-12.
10. Hay J. Transactional Analysis for Trainers Watford, UK, Minneapolis, USA, Sherwood Pub lishing, 1996. 256 p.

Влияние матери на ребенка также проявляется в эмоциональном плане. Эмоции матери передаются плоду посредством гор-монов и по энергетическим каналам, оказывая либо поло-жительное, либо отрицательное влияние на его психику.Работы специалистов в области теоретической медици-ны, объясняющие пути записи информации на клеточном уровне, указывают также и на то, что психологичес-кая среда матери влияет на внутренние свойства клеток ребенка.

Элементар-ные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клет-ки, подчиняются как законам физики, так и основным зако-нам физиологии. Они способны хранить в своей памяти информацию об окружающей среде, а также воспроизводить ее по собственному желанию и передавать какие-то сведе-ния другим частицам. Запись информации, запоминание и передача - свойства психики. Влияние матери на ребенка обусловлена тем, что информация о психике, мыслях и чувствах матери, получаемая формирующемся существом, определяет вибрационные свойства его клеток. Таким обра-зом, все, через что мы проходим, записано в хромосомах клеток. В частности, это касается половых клеток, составля-ющих генетический капитал ребенка.

Бере-менная женщина, как никто другой, является средоточием различных энергий, структурирующих материю, поскольку она носит в себе проект нового существа. Поступки, мысли и чувства женщины являются причиной образова-ния или притяжения вполне определенных типов энергии. Она может либо отмахнуться от этого факта, либо принять решение приложить, по возможности, все силы, чтобы на-править свою психическую или физическую энергию по наи-более удобному для ребенка руслу. Данное решение такжекасается окружающих людей как членов семьи, так и обще-ства в целом.

Внутриутробный период развития напрямую зависит от матери и от окружающего ее психологического, физического и информационного пространства. Если будущая мать знает об этом и старает-ся исключить из своей жизни все негативные моменты, то она как бы формирует положительный, благоприятный фон для развития младенца. Другими словами, влияние матери на ребенка в данном случае характеризуется тем, что она предоставляет формирующемуся ребенку наилучший физический матери-ал и самую качественную информацию, существующую на сенсорном, эмоциональном и ментальном уровнях. При тес-ном содружестве с природой женщина становится еще од-ним сознательным создателем ребенка, которому она пре-доставляет наилучшие шансы из всех существующих

Влияние матери на ребенка на физическом уровне проявляется в ее отношении к пище. Выбор сбалансированного меню, акцент на продуктах, которые необходимы для развития ребенка, употребление в пищу экологически чистых, здоровых продуктов, естественно, отразится на ребенке положительно.

Влияние матери на ребенка на эмоциональном уровне должно проявляться в ее положительном эмоциональном настрое. Эмоции и пространство харак-теризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, ду-шевная боль вызывают ощущение сжатия сердца, нехват-ки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, рев-ность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, пло-хого самочувствия и закрепощения. Радость заставляет наше сердце петь. Например, когда мы влюблены, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия, мы готовы обнять весь мир. Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счас-тья и внутренней свободы, передавая его ребенку, кото-рый зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбыв-ной радости.


Музыка, пение, поэзия, искусство, природа помогают дости-жению данного внутреннего состояния и воспитывают в ре-бенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начинает играть и отец. Отношение к жене, беременности и ожидае-мому ребенку - главный фактор, формирующий у него ощу-щение счастья и силы, которое передается ему через уве-ренную в себе и спокойную мать.

Однако жизнь иногда нарушает эту идиллическую картину, поскольку в ней могут иметь место стрессы (например, автомо-бильная катастрофа), серьезные ситуации (увольнение с ра-боты отца) или тяжелая утрата близких. Что же следует де-лать в этих трудных обстоятельствах? Самое разумное - попытаться справиться с ними. Матери обладают своеобразны защитным щитом ребенка: любовью к нему.

Многие женщины говорят о том, что во время беремен-ности у них появлялся рефлекс защищать своего ребенка, как существо, уже рожденное. По этой причине они созна-тельно подавляли в себе все нежелательные эмоции. Эти будущие матери разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его. В это время ребенок "за-писывал" на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывалась основа сильного, выносли-вого человека.

Хороша та мать, которая понимает, что она родит человека, который может быть непохожим на нее: со своим мнением (даже во младенческом возрасте), со своими убеждениями, желаниями и взглядами. Дети не должны быть средством компенсации неудач родителей или достижения их амбициозных притязаний. Они - свободные существа, обладающие правом на собственную жизнь. Главная задача заключается в том, чтобы заложить в них основу высоких качеств общего характера, которые дети смогут развить в последующем.

Природа отблагодарит мать за ее сознательные усилия. Форма благодарности может быть са-мой различной и проявляться в совершенно различных жизненных ситуациях, связанных с ребенком. Например, в значительном уменьшении отрицательных момен-тов, присущих беременности: чувства усталости, беспокой-ства, страха. С естественным завершением осознанной и полной свет-лых ощущений беременности произойдут и роды, проходящие также осознанно, под контролем и с чувством радости и полного единения с ребен-ком. Ребенок, выношенный подобным образом, будет легко поддаваться воспитанию и, по всей вероятности, обладать всеми свойствами, которые могут удовлетворить родителей.

Роды индуцируются определенным соотношением нескольких гормонов. Женщина находится под воздействием своего рода «гормонального взрыва». Разумеется, изменяющееся гормональное состояние оказывает влияние также и на нервную систему.

Известно, что у рожающей женщины высок уровень окситоцина. Окситоцин - противострессовый гормон. Уровень окситоцина повышается от поглаживаний кожи, в процессе сексуальной активности, во время родов и в течение периода грудного вскармливания . Окситоцин - гормон благополучия. Если у человека все хорошо и спокойно, уровень окситоцина в его крови выше. Обычно кормящая мама спокойна и расслаблена. Это скорее свидетельствует о «правильном» течении послеродового процесса, чем о каких-то негативных изменениях в организме родившей женщины.

В регулировке лактации тоже принимает участие гормон пролактин. Пролактин отвечает за выработку молока, разумеется, его уровень в организме повышается в процессе лактации. Известен обезболивающий эффект пролактина, что способствует снижению чувствительности кормящей мамы к внешним раздражителям.

У психологов есть интересный термин - «послеродовый блюз» Это определенное адаптивное состояние психики, подстраивающегося под изменившиеся обстоятельства человека.

Согласно зарубежным исследованиям, вероятность блюза или даже послеродовой депрессии выше у тех мам, которые испытывают проблемы с грудным вскармливанием или вообще не кормят грудью. Если женщина испытывает боль при кормлении, ее психологическое состояние обоснованно сложное.

Поэтому так важно при проблемах и трудностях как можно раньше обращаться за помощью и поддержкой к опытным мамам и специалистам по лактации.

Исследование

В 2012 году белорусский психолог и консультант по грудному вскармливанию Ольга Бабаян провела работу по изучению эмоционального состояния кормящей женщины и степенью благополучия ее грудного вскармливания. Обнаружилась тесная связь. Чем выше субъективная оценка женщиной своего эмоционального состояния (настроения), тем ближе она к благополучию грудного вскармливания и наоборот, чем благополучнее грудное вскармливание, тем выше субъективная оценка женщиной своего эмоционального состояния.

Исходя из предположения о том, что благополучное грудное вскармливание и эмоциональное состояние женщины тесно взаимосвязаны, если помочь матери наладить лактацию, она сможет получать удовольствие от естественного вскармливания и ее эмоциональное состояние, ее настроение будут преимущественно положительными. А это, в свою очередь, будет способствовать гармоничному становлению и развитию полноценной личности ребенка.

Поскольку мы знаем, что кормить грудью естественно, при возникновении проблем и закономерного снижения настроения, может возникнуть еще и чувство вины. На помощь придут консультанты по ГВ, способные помочь с налаживанием кормлений. Есть альтернативные кормлению из груди способы - кормление сцеженным молоком, кормление донорским молоком. Вероятно, это будет решением текущего момента, а через какое-то время ситуация наладится.

Немедикаментозное лечение психологических проблем, рекомендуемое зарубежными специалистами по грудному вскармливания, состоит в следующем:

  1. Омега-3 жирные кислоты;
  2. Регулярные физические упражнения;
  3. Физиотерапия;
  4. Травы отдельно и в сборах (неоднозначный способ, так как не все лекарственные травы приемлемо употреблять при кормлении грудью).

Полина Лыкова
Врач, консультант по лактации, член АКЕВ
Преподаватель курса ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию

Эмоциональная нестабильность кормящей матери в первую очередь плохо сказывается на здоровье малыша.

Кормление грудью – большая ответственность

Если женщина решила кормить своего малыша грудью, то ей следует тщательно следить за своим здоровьем и образом жизни. Погрешности в питании кормящей матери негативно сказываются на качестве грудного молока, от чего в первую очередь страдает малыш. Недостаток в грудном молоке ключевых витаминов и микроэлементов приводят к тому, что малыш плохо растет и развивается. При этом малютка будет часто болеть, и все от того, что его организм будет недополучать ценные питательные компоненты и биологически активные вещества.

Однако соблюдение принципов рационального питания и здоровый образ жизни, это еще не все требования к кормящей матери. Одно из главных рекомендаций врачей для молодых мам – это всячески избегать стрессов. Ни в коем случае не стоит недооценивать негативное воздействие стресса на организм. При эмоциональных напряжениях в организме человека происходят изменения на биохимическом уровне. В этот процесс вовлечена эндокринная и высшая нервная деятельность – главные «оркестранты», регулирующие протекание всех процессов в органах и системах. Поэтому при стрессе страдает практически весь организм, в том числе негативные изменения отражаются и качестве грудного молока.

Гормоны стресса и грудное молоко

Как известно, грудное молоко вырабатывается под действием гормона пролактина. Стресс на пролактин не оказывает никакого действия, и сам процесс выработки молока не нарушается. Однако при стрессе вырабатывается повышенное количество гормона адреналина, который в свою очередь подавляет выработку окситоцина. Окситоцин регулирует процесс вытекания молока из груди, и при низких его концентрациях в крови этот рефлекс временно нарушается.

Кроме того, гормоны стресса способны проникать в грудное молоко, а затем и в организм малыша. Самое неприятное, к чему они могут привести, это расстройства пищеварения у младенцев. Часто при эмоциональной нестабильности у кормящей матери малыш страдает от повышенного газообразования в кишечнике – кишечной колики, которая причиняет крохе сильную боль. При коликах малыш сильно беспокоится, громко плачет, сучит ножками и отказывается от приема пищи. В этой связи лечение кишечных колик у малышей начинается с психологической беседы с кормящей мамой, которой следует избегать стрессов, ведь именно стрессы матери могут быть пусковым механизмом развития кишечных колик у малышей.

Справляемся со стрессом

Если причиной вашего стресса являются бытовые проблемы, мелкие конфликты в семье и прочие незначительные обстоятельства, то справиться с эмоциональной напряженностью можно самостоятельно, предварительно устранив источник стресса. Если же причина перепадов настроение находится глубже, и вы не в состоянии с этим справиться, то немедленно обращайтесь за помощью к квалифицированному психологу. И лучше с этим не откладывать, ведь так вы в первую очередь позаботитесь о своем малыше.

  • если у вас снизилась лактация, то не стоит по этому поводу переживать, ведь это явление временное, и вскоре все восстановиться;
  • не переохлаждайтесь. В комнате пусть будет тепло, пейте теплый (или горячий) чай, молоко, это только способствует лактации и помогает успокоиться. Особенно хорошо при стресса принимать теплые ванны с успокаивающими эфирными маслами;
  • Избегайте яркого света, и обеспечьте себе дома максимальный комфорт: удобное кресло, любимая музыка (негромко) и т.д.;
  • почаще прикладывайте ребенка к груди, и как можно больше времени находитесь рядом с ним. Покачивание малыша в кресле оказывает успокаивающее действие, как на малютку, так и маму;
  • избегайте длительного чувства голода. Питайтесь часто и небольшими порциями. При голоде также вырабатывается адреналин, который блокирует выработку окситоцина;
  • не стоит быть к себе слишком требовательной. Откладывайте свои дела на потом, и главным образом сосредоточьтесь на своем здоровье.
Как справиться с коликами?

Как уже упоминалось выше, при эмоциональной нестабильности кормящей мамы у малыша могут возникнуть колики. Справиться с этой проблемой помогут натуральные препараты, изготовленные на основе экстрактов растений – так называемые Карминативумы. Одним из таких средств является немецкий препарат Карминативум Бебинос, в состав которого входят экстракты фенхеля, кориандра и ромашки. Издавна фенхель использовали для борьбы со вздутием и метеоризмом. Экстракт кориандра выступает в роли эффективного спазмолитика, а ромашка оказывает выраженный противовоспалительный и успокаивающий эффект на ребенка.

Карминативум Бебинос выпускается в форме капель, не содержит сахара и обладает приятным вкусом. Так что дети его принимают с удовольствием.

Информация для профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников. Карминативум Бебинос: РС №UA/8686/01/01 от 09.08.2013. Другая информация внизу страницы по сноске: (1).

При изучении послеродовой депрессии у матерей, приводился такой факт: 8 – 10 % женщин переживают хроническую депрессию.

Надо отметить, что особенности генотипа повышают вероятность депрессий, (описанный в предыдущей статье) показывает, что и социальные и культурные факторы играют в этом немаловажную роль.

Но, продолжая тему, поговорим о том, как же материнская депрессия, влияет на развитие ребенка.

Удовлетворяет ли мать, попавшая в сети такого состояния, как депрессия, потребности малыша?

А ведь наряду с простейшими потребностями в пище, тепле имеются такие, как потребность в новых впечатлениях, в эмоциональном контакте с взрослыми, прежде всего с матерью.

Именно эти потребности младенца чрезмерно утомляют женщин, страдающих этим недугом.

Молодым мамам надо обязательно помнить, что именно первые месяцы жизни – очень важный период восприимчивости, когда малыш особо чувствителен к недостаточным симуляциям органов чувств, и что у него в будущем будет мало шансов восстановить упущенное.

По результатам многих исследований, отзывчивое поведение близких людей, стимулирующее активные действия младенца, способствуют тому, чтобы ребенок изучал внешнюю среду. Соответственно они и приводят к ранним достижениям прогресса в развитии.

А с депрессивной мамой, малыш приобретает ранний негативный опыт.

Вот как описывает Жан Ванье состояние ребенка:

«Ребенок чувствует, что мать не любит и не ценит его. Что он, со всеми своими дарами и способностями, ей не нужен, если ее никогда нет рядом, или мысленно она где-то в другом месте, если она устала, подавлена, слишком занята или встревожена и не может ответить на крик своего ребенка и его нужды чем-либо, кроме гнева и раздражения»

Ребенок очень страдает, если его жажда общения остается без ответа, или, не объясняя причин, с ним отказываются общаться. Разрушенное общение – это мука, отчаяние, страх, это полная потеря доверия к себе.

Многие клиницисты знают, что дети, вскармливаемые грудным молоком депрессивных матерей, грустные, вялые или, наоборот, чрезмерно возбудимые, меньше проявляет яркие положительные эмоции, уровень активности низкий, бывают слишком погружены в себя с недостаточностью внимания, а для ребенка это заметные расстройства.

Как видите, речь идет о серьезной угрозе здоровью: ребенок матери, длительное время находившейся в депрессивном состоянии, во время рождения попадает в ситуацию риска и в дальнейшем, у него может развиться психическое расстройство.

Давайте продолжим рассуждения Жан Ванье, они обоснованы.

«В сердце ребенка, которое так уязвимо, эти страдания усиливаются еще и его собственной раздвоенностью и рождающимися в нем противоречиями. Он начинает сердиться на родителей. В нем может появиться чувство ненависти по отношению к ним. Ребенок ужасается этих агрессивных чувств, и они подтверждают ему, что он плохой. Он пугается сил разрушения, проявляющихся в нем, открывает “чудовище” в себе.

Действительно, как он может ненавидеть и злиться на маму и папу, которые для него – источник жизни, пищи, защиты? Как может он любить и ненавидеть одного и того же человека, желать для него жизни и смерти одновременно, хотеть его близости и отсутствия?

Для ребенка все это слишком тяжело. Эти противоречивые чувства, тоска и вина становятся невыносимыми. Нужно забыть их, подавить, спрятать в мир бессознательного, построить стену между ними и сознанием. Ребенок начинает отгораживаться от этих слишком мучительных эмоций. Если он может, то бросается в мечты, игры и развлечения. Он заполняет чем-нибудь другим сознание, чтобы поскорее забыть, и чтобы жить стало легче. Но эти подавленные, задушенные чувства, полные страданий и противоречий, остаются в глубине его существа, в памяти его плоти и сердца».

Конечно, спасибо господину Ванье за столь лирическое описание состояния ребенка. А я вспомню свои студенческие годы.

Перед началом занятий в нашу «обязанность» входило оказание посильной помощи среднему медперсоналу.

Мы, будущие педиатры, овладевали «секретами» ухода за ребенком: кормили, пеленали, старались создавать эмоциональный контакт.

И нам «практикантам» доставались дети, как принято было говорить – «отказные». Дети из социальных учреждений, таких как детские дома.

В нашу учебную программу не входило изучение психологии ребенка. У нас в фокусе внимания было физическое самочувствие.

И вот тогда меня поражало поведение малышей. Я не знала что именно, но они не совсем были похожи на детей в классическом понимании.

Как я сейчас понимаю, дети были с типичными проявлениями депрессивных состояний.

Жалкий внешний вид, страдальческое выражение лица, зачастую покорно – печальное, иногда застывшее, как маска. Редко кто из этих детей тянулся, или просился на руки.

Впечатление было, что они не слышат и даже не видят, застывший взгляд без моргания веками… Могли отвернуться при приближении, и даже если возьмешь на руки.

Видишь, только им понятное, однообразные и ритмичные движения раскачивания – головой и всем телом.

Некоторые дети были вялыми, тихо лежали в кроватке, не проявляя интереса к окружающему, худенькие, маленький живой комочек.

После посещения этих палат, заметно ухудшалось настроение, как будто я уносила их состояние бессилия и беспомощности…

Но преподавателям мы «рапортовали» не о тех чувствах жалости и тяжести по отношению к брошенным, нелюбимым, нежеланным малышам.

Мы обсуждали о дефиците веса, о температурной кривой, об опрелости и высыпаниях на коже, что у ребенка срыгивания и неустойчивый стул.

Да, все это было, так протекает младенческая депрессия.

Я понимаю, что привела, может быть, крайний вариант проявления этого недуга, в который попал малыш, но мама, если позволяет, ее состояние должна постараться осознать последствия для ребенка и принять меры.

P.S. Специально для вас мы разработали руководство “Как выбрать хорошего врача?”, которое вы можете бесплатно скачать здесь!