Конспект занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников «Мы веселые, добрые и смелые. Конспект занятия по эмоциональному развитию в подготовительной группе

Коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Маленькие волшебники».


Сотина Оксана Юрьевна, педагог-психолог, МБДОУ детский сад № 16 "Жемчужинка", г. Сергач.
Описание работы: Материал будет полезен для педагогов-психологов ДОУ. Занятие направленно на снижение детских страхов и тревожности с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: снижение страхов и тревожности.
Задачи:
- осознание страха через сенсорные каналы;
- перевод негативных переживаний в позитивные;
- повышение психического тонуса, снятие мышечного напряжения;
- повышение уверенности в своих силах.1. Разминка.
Упражнение «Волшебники».
Дети стоят в кругу.

Педагог-психолог: Ребята, вы хотите сегодня стать волшебниками? (ответы детей) . В этом нам поможет наш волшебный фонарик. Вокруг себя вращаемся, в волшебников превращаемся!

В затемнённом помещении дети поворачиваются вокруг себя и дотрагиваются до фонарика в центре круга.

Педагог-психолог: Ребята - теперь вы волшебники и можете совершать великие дела! Предлагаю вам отправится в волшебную страну в которой живут мягкие, добрые игрушки-Мнушки (игрушки-антистресс). У Мнушек случилась беда - в их стране поселились страхи, которые держат Мнушек в заточении. Мнушки не справятся со страхами одни. Мои маленькие волшебники, требуется ваша помощь! Вы готовы помочь маленьким Мнушкам? (ответы детей). Для того чтобы их спасти нам надо найти страхи и победить их.
Итак, вращаемся, вращаемся в волшебную страну перемещаемся!


Психогимнастика «Цветы» (под музыку).
Педагог-психолог: Посмотрите, как красиво здесь в стране, кругом растут красивые, волшебные цветы! Ночью они спят, а днём расцветают. Давайте представим, что мы - цветы. Присев на корточки, обхватим руками колени – цветы спят. Но вот взошло солнышко, наступает утро, цветы просыпаются – поднимают свои головки, тянутся к солнышку, раскрывают лепестки, качаются на ветру. Солнышко скрылось – цветы опять уснули. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Упражнение повторяем 2 раза).

Тренинг эмоций «Море волнуется раз».

Педагог-психолог: Идем дальше, на пути у нас море, оно тоже волшебное. Его волны могут показывать разные эмоции. Давайте поиграем с ним.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три.
Фигура радости (грусти, страха, злости, удивления) замри!

Дети изображают эмоции с помощью жестов и мимики.

Педагог-психолог: Молодцы ребята, как у вас хорошо получается, изображать разные эмоции!

2. Коррекционная часть.

Упражнение «Что такое страх?»

Дети садятся в круг.

Педагог-психолог: Мои маленькие волшебники, теперь нам надо найти все страхи, чтобы их победить и выручить Мнушек. Как вы думаете, что такое страх? (Ответы детей: «это когда дрожишь, громко бьется сердце»).
Педагог-психолог: А если бы страх имел цвет, то какого бы цвета он был? (В основном дети называют два цвета - черный и красный).
Педагог-психолог: А если страх потрогать, то какой он? (Ответы детей: «Он очень холодный, жесткий, твердый. У него острые шипы, можно уколоться») .

Упражнение «Ловушка для страха».

Педагог-психолог: А сейчас начнется самое интересное, мы будем ловить страхи. Подумайте, чего вы больше всего боитесь? (Ответы детей: волка, паука, Бабу-Ягу, дракона, темноты и т.п.)
Замечательно, мы нашли то чего искали. А теперь нарисуйте, пожалуйста, свой страх. На бумаге страх окажется в ловушке!

Дети рисуют свои страхи на бумаге.

Педагог-психолог: Ну что ж, рисунки готовы. Хотите ли вы что-нибудь рассказать о вашем рисунке, что вы изобразили? (дети показывают всем свои рисунки, рассказывают о том, что на нем изображено).

Педагог-психолог: Мои маленькие волшебники, хотите победить свой страх? Когда я досчитаю до трех – вы вы начинаете рвать свои рисунки, и всё станет по другому: исчезнет страх, вы почувствуете силу и доброту. Разорвите свой страх на мелкие, мелкие кусочки. Один, два, три! (Дети рвут рисунки со страхами).

Упражнение «Снегопад».

Педагог-психолог: А теперь продолжим наше волшебство. Соберите все кусочки бумаги в кулачки. Когда я досчитаю до трех, дружно подкидываем обрывки вверх. Один, два, три! (Дети подкидывают обрывки). Посмотрите - это снег! Как красиво он разлетается! Скажите, ребята, из этих маленьких обрывков бумаги можно собрать рисунок со страхом? (-Нет) . Нам с вами удалось совершить настоящее волшебство: страх исчез, он превратился в веселые снежинки!

3. Релаксация.

Упражнение с антистрессовыми игрушками.

Педагог-психолог: Посмотрите, а вот и наши Мнушечки, какие они радостные, они спасены! Давайте подружимся с ними, успокоим их, погладим... скажем им добрые, ласковые слова... прижмём к себе... помнём им спинки, им это очень нравится. Пальчиками помассируем, помнём лапки... ушки... снова погладим игрушечки (дети выполняют упражнения: обнимают, шепчут им добрые слова, мнут пальцами спинки, нажимают пальчиками, гладят).

«Волшебный сон» (под музыку «Звуки природы»).

Педагог-психолог: Ребята, наши Мнушки захотели отдохнуть, а вы хотите отдохнуть вместе с ними? Садитесь на кресла поудобнее, закрывайте глазки. Вы не заснёте по настоящему, будете всё слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза пока волшебный сон не закончится. Спокойно отдыхайте.
Представьте себе чудесный день… Над вами красивое голубое небо… Мягкие лучи солнца и тёплый ветерок трогают ваши глазки и щёчки... Рядом бежит прозрачный ручеёк... Вокруг вас порхают красивые бабочки... поют птички... Вам хорошо, уютно и тепло... Дышится легко… ровно… глубоко… Вы лежите на мягкой, зеленой травке... Вам хорошо и спокойно, страхов уже больше нет... мы вместе их победили и спасли беззащитных Мнушек... Мы молодцы... мы сильные и смелые... Наше путешествие в волшебную страну заканчивается... Делаем вдох... выдох... А теперь открываем глазки... Улыбнитесь друг другу!
Расскажите о своих ощущениях, что вы чувствовали, когда отдыхали? (ответы детей).

Упражнение «Мое настроение».
В кабинете психолога на стене расположено пособие «Кошечка настроения».

Педагог-психолог: Ребята, подумайте какого цвета у вас сейчас настроение? Подойдите к кошечке, выберите бабочку на которую вам приятно смотреть и прикрепите бабочку на платье нашей кошечке.

Ритуал прощания.

Педагог-психолог: Ребята, вы были прекрасными, смелыми волшебниками, вы не побоялись встретиться со страхами и спасти беззащитных Мнушек! Молодцы!Попрощаемся с Мнушками (дети обнимают антистрессовые игрушки). Пришла пора превращаться в ребят.

Вращаемся, вращаемся и в деток превращаемся!
(Дети дотрагиваются до фонарика).

Упражнение «Башня».
Дети стоят в кругу, ставят кулачки башенкой, говорят: «Всем, всем до свидания!»

эмоциональному развитию дошкольников. Подготовила педагог-психолог МБДОУ ЦРР-детский сад №14 «Весёлые звоночки»

Куренкова Наталья Константиновна, г.Озёры, Московская область

Тема: «Три настроения – радость, горе, страх».

Задачи:

Формировать у дошкольников собственные ценностные ориентации по отношению к общественно принятым правилам и нормам поведения, развивать у детей уверенность в себе, учить оценивать себя со стороны.

Развивать у детей положительные эмоции и умение справляться с отрицательными.

Воспитывать умение принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к чувствам и желаниям других людей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие:

«Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй легкий ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Мы живем в родном краю

Всех я Вас приветствую!»

Психолог: Сегодня вас ждет сюрприз!

Дети рассаживаются полукругом на стульчики. Психолог зажигает на столике свечу и предлагает детям послушать отрывки из произведения Чайковского: “Щелкунчик”, “Осеняя песня”.

Психолог: (задувает свечу) Расскажите, какое настроению у вас вызвали прослушанные произведения Петра Ильича Чайковского? О чем вы думали в тот момент, когда звучала музыка?

Ответы детей.

Психолог: Покажите выражением своего лица, свое настроение после услышанной музыки.

Дети имитируют печаль, горе, радость.

Психолог: Скажите, что влияет на ваше настроение?

Ответы детей.

Психолог: Правильно, очень хорошо вы ответили на мой вопрос. На наше настроение влияют музыка, разные ситуации, отношение друг к другу, праздники, и все то, что нас окружает. А теперь посмотрите на иллюстрации из произведений Корнея Ивановича Чуковского, которые я для вас приготовила.

Психолог читает отрывки из произведений, демонстрируя детям иллюстрации.

1) Плачет серый воробей:
– Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зернышка не видно.

2) Но мохнатые боятся:
Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнышка не даст.

3) Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
– Ну, спасибо тебе дедушка, за солнышко!

4) И прибежала зайчиха.
И закричала: “Ай, ай!
Мой зайчик попал трамвай!.
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!”

5) Крокодилы в крапиву “ забилися»,
И в канаве слоны «схоронилися»
Только и слышно,
Как зубы стучат,
Только и видно,
Как уши дрожат.
“Ну, спасибо тебе, Айболит!”

6) И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова,
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать
И смеется она и кричит























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели занятия:

  • Сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение.
  • Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.
  • Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
  • Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения.
  • Развивать кинестетические ощущения, восприятие формы предметов.
  • Развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.
  • Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Словарь терминов

Эмоция –это наши настроения и переживания, которые сопровождают события нашей жизни.
Радость –это когда нам хорошо от чего-то сделанного, от общения с мамой, другом, от того, что нам дарят подарки, нам весело. Легкие морщины у глаз, глаза слегка сощурены, верхняя губа чуть приподнята, уголки губ приподняты и обычно отведены назад, нижняя челюсть расслаблена, рот может быть приоткрыт.
Злость – когда мы на кого-то злимся, например, на того, кто нас незаслуженно обидел, кто нас побил, обозвал… Тесно сжатые брови, горизонтальные складки на переносице, нос раздут, зубы стиснуты, шея судорожно стянута, при этом руки могут быть сжаты в кулаки.

Оборудование: конверт с письмом; волшебный мешочек с различными предметами, шарф; магнитофон и аудиозапись песен «Если добрый ты», «Улыбка»; шкатулка с медальками для каждого ребенка; 3 ладошки из цветного картона;игрушка ежик, который смеется.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Здравствуйте, ребята!
Я шла к вам на занятие и встретила по дороге почтальона. Он передал мне необычное письмо. Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад «Золотой ключик» детям. Это письмо вам. От кого оно? От смешарика Ежика. Знаете такого? Прочтем письмо? Слушайте внимательно.

Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны Смешариков. Если кто меня не знает высылаю свою фотографию (2 слайд). Любимое мое занятие – составление разных коллекций: фантиков, грибов, кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем недавно я забрел в один из таких лесов в поисках чего-то нового для своей коллекции.
И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял красивый дворец (3 слайд). Мне стало интересно и я зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции: радость, злость, испуг, удивление и другие (4 и 5 слайды).
Оказалось, что в этот день в их царство пробрался злой волшебник Грустиплач (6 слайд). Он перессорил все эмоции между собой, а я очень люблю всех мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую. И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для этого выполните задания злого волшебника Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что вы легко справитесь со всеми его заданиями.

– Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику?
– При каждом правильно выполненном задании мы будем ближе подходить к замку злого волшебника Грустиплача, чем ближе будем подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы его не видим.
– Приступим к первому заданию.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

Грустиплач дает такое задание: изобразить двух жителей дворца эмоций. 1 пиктограмма – радость (7 слайд).

– А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза блестят, на губах улыбка) .
– Посмотрите какие красивые лица у тех, кто радуется (8 слайд).
– Ребята, а когда вам бывает радостно? (Когда приходит мама, читают книги, покупают игрушку, сладости...)
– Видите, как много у нас поводов для радости (9 слайд).
– Вспомните, что-нибудь радостное и когда я досчитаю до 3 все вместе изобразим радость. Хорошо. Вот и уже немного стал виден дворец злого колдуна Грустиплача (10 слайд).

2 пиктограмма – злость.

– Как выглядит человек, когда злится? (Лицо сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые) – 11 слайд.
– Какие мы некрасивые, когда злимся (12 слайд). А когда вы злитесь? (Когда обижают, что-то не получается) – 13 слайд.
– Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы злимся. (Еще один кусочек дворца – 14 слайд).

Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»

– Грустиплач считает, что если человек злится, то это может продолжаться очень долго. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице, попускать мыльные пузыри) – 15 слайд.
– Злиться вредно для здоровья. С какими людьми приятнее общаться: с добрыми или злыми?
– Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ на этот вопрос. (16 слайд).

Игра «Кричалки-хлопалки-молчалки»

– Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за задание?
Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это задание, потому что здесь нужно быть очень внимательными и запомнить порядок выполнения действий (17 слайд). А порядок такой: Если я покажу синюю ладошку, то нужно всем вместе громко кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем вместе громко хлопать, если красную, то нужно сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно выполняем это задание злого волшебника (18 слайд).

Игра «Волшебный мешочек»

– Грустиплач сложил в этот мешочек разные небольшие предметы и заколовал мешочек так, чтобы вы с закрытыми глазами на ощупь не смогли угадать, что там находится. Кто первый рискнет справиться с этим заданием?
– Молодцы! Еще одна часть замка появилась (19 слайд).

Упражнение «Найди отличия»

– Перед нами следующее задание (20 слайд). Грустиплач как мог нарисовал двух жителей дворца эмоций. Какие это эмоции? Они вроде бы немного похожи, но на самом деле у них есть 5 отличий. Нужно найти все отличия.
– Молодцы, вот и последняя часть замка появилась (21 слайд).

Упражнение «Башня радости»

– А вот и Ежик, но к нему еще не вернулся смех (22 слайд). Грустиплач всегда грустный, злой и очень часто плачет, чтобы действие его волшебства закончилось и к Ежику вернулся смех, нужно построить башню радости.
Для этого каждому по очереди нужно рассказать, что ему нравится или что его радует. Я назову, что мне нравится и протяну руку ладонью вверх, а вы по очереди будете подходить, называть, что вам нравится или что вас радует и класть свою руку на мою ладонь. Какая хорошая башня радости у нас получилась, а Ежик снова смеется. Тихонько садитесь на места, а Ежик в знак благодарности и на память о нашем сказочном занятии дарит вам волшебные медальки со своей фотографией, а на обратной стороне написано волшебное слово «Улыбнись». Пусть когда вам грустно или вы злитесь, то эта медалька вам поможет стать веселее и добрее. (Под песню «Улыбка каждому вручается медалька с изображением Ежика).

– Наше сказочное занятие подошло к концу.
– Что вам запомнилось и понравилось?
– Какая эмоция вам больше всего понравилась?

– У человека, когда он злится некрасивое лицо, сердитое, глаза злые. Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.

Список литературы:

1. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина . – М.:Айрис-пресс, 2007.– 160 с.
2. Лютова, Е.К, Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
3. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия [Текст]/ С.И. Семенака. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.
4. Тарасова, Т.А., Власова, Л. В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры [Текст]/ Т.А. Тарасова, Л. В. Власова. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с.
5. Хухлаева, О.В., Хухлаева, О.Е., Первушина, И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст]/ О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224с.
6. Жигалова, Н.Ю., Куликова, И.Н. Валеологические развлечения и игры в детском саду [Текст]/ Н. Ю. Жигалова, И. Н. Куликова.// Дошкольная педагогика. – 2007. – № 5.– С. 16-18.
7. Зедгенидзе, В.Я., Ерошкина, Н.Г. Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ В.Я. Зедгенидзе, Н.Г. Ерошкина. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. – № 1. – С. 35-37.
8. Бикташева, Н.П. Страна разноцветных эмоций [Текст]/ Н.П. Бикташева. // Воспитатель ДОУ. – 2011.– № 1. – С. 51-52.

Цель: создание условий для развития у старших дошкольников способов адаптации, развитие навыков коммуникации.

Задачи:
Социально-коммуникативное развитие.
Образовательные:
Создать условия для обучения навыкам саморегуляции поведения.
Обеспечить условия для формирования умения работать в микрогруппах.
Коррекционно-развивающие:
Создать условия для развития и коррекции навыков общения старших дошкольников в детском коллективе.
Обеспечить условия для формирования умения преодолевать трудности и страхи.
Способствовать снижению психомышечного напряжения и расслаблению.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию доброжелательности.
Создать условия для воспитания эмпатиических чувств.

Методы и приёмы: чтение художественных произведений, анималотерапевтические игры и упражнения, релаксация, упражнения подражательно-исполнительского характера.

Оборудование и ТСО: мягкие игрушки котят, клубки шерстяных ниток, две корзинки, карточки с изображением клубков и бантов, набор мягких модулей, карта города котят, аудиозапись релаксационной музыки, музыкальный центр, напольные мягкие маты.

Психологические технологии: музыкотерапия, телесно-ориентированные техники, релаксация.

Здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, физкультминутка.

Ход непосредственной образовательной деятельности

I этап. Организационный и мотивационный момент.
Дети играют в групповой комнате. В центре комнаты на полу «появляется» клубок шерстяных ниток. Педагог-психолог привлекает внимание детей к клубку и интересуется, кому он может принадлежать.
Ответы и предположения детей.
— Ребята, а давайте представим себя маленькими котятами и поприветствуем друг друга необычным способом.
1. Игра «Необычное приветствие».
Дети с психологом встают вкруг, поочередно здороваются сначала носиками, затем «лапками» и воображаемыми «хвостиками».
Взрослый обращает внимание воспитанников на звуки: «Ребята, а клубок оказывается волшебный, он нас куда-то зовет. Наверное кому-то нужна наша помощь. Последуем за клубком и посмотрим куда же он нас с вами приведет?»
II этап. Практический.
Взрослый и дети идут за клубком и находят карту города котят. Психолог рассказывает историю: «Это карта города котят, когда-то этот город назывался Городом Счастливых котят, потому что все котята, живущие здесь были веселыми, добрыми и смелыми. Но это не понравилось злой феи и она заколдовала город. Один котенок стал всего бояться, другой стал злым, а третий все время грустил».
— Ребята, вы хотите помочь котятам снова стать веселыми, сильными и смелыми?
Ответы детей.
— Тогда вперед, за волшебным клубком!
Дошкольники вместе с педагогом-психологом идут за клубком и подходят к домику из мягких модулей, на крыше которого сидит игрушечный, мягкий, «испуганный» котенок.
Педагог-психолог, взяв котенка, произносит стихотворение А.Блока «Почему грустит котенок» (модификация):

«Жил-был маленький котенок
И совсем ещё ребёнок.
Ну, и этот котя милый
Постоянно был пугливый.
Почему? Никто не знал,
Котя это не сказал».
А.Блок

2.Упражнение «Чего боится котенок?»
Дети передают котенка друг другу и рассказывают, чего он боится.
3. Беседа «Как помочь котенку не бояться?»
— Ребята как мы с вами можем помочь котенку не бояться? Дети высказывают свои предположения.
— Правильно, давайте его пожалеем, погладим. Дошкольники обнимают, гладят и жалеют котенка.
Педагог-психолог делает вывод.
— Ребята, смотрите котенок был пугливый, а теперь, когда вы его погладили, пожалели, обняли он уже не боится.
4. Анималотерапевтическая игра » Испуганные котята».
Дошкольники распределяются на две команды по карточкам (бантики и клубки). Одни дети изображают испуганных котят, имитируют их движения и повадки. Другие воспитанники представляют себя смелыми ребятами, которые помогают «котятам» не бояться (гладят их, жалеют, прижимают к себе). Затем дошкольники меняются ролями.
В завершении игры педагог-психолог обсуждает чувства воспитанников.
— Ребята, вам понравилось, когда вас успокаивали? Приятно ли вам было?
— Смотрите ребята наш клубок нас куда-то опять зовет, кому-то еще нужна наша помощь.
Педагог-психолог и дети подходят ко второму дому из модулей, внутри которого сидит игрушечный, мягкий, «грустный» котенок. Взрослый произносит стихотворение А. Блока «Почему грустит котенок?»

«Жил-был маленький котенок
И совсем еще ребенок.
Ну, и этот котя милый
Постоянно был унылый.
Почему? Никто не знал,
Котя это не сказал».
А. Блок

— Ребята, это котенок грустит, наверное ему скучно.
— Как мы можем его развеселить? Что вы делаете, когда вам скучно?
Ответы дошкольников. (Поиграть с ним)
— Правильно, молодцы! Я знаю интересную игру!
Педагог-психолог совместно с детьми выполняет
физкультминутку «Котик».

Вот какой каташка, Воспитанники двигаются по кругу друг за другом.

Круглая мордашка, Останавливаются, показывают обеими
руками мордочку.
И на каждой лапке — Ритмично вытягивают вперед
коготки-царапки, поочередно правую и левую руки;
Все ему игрушки: повороты на месте, вокруг себя.
кубики, катушки,
Котик, точно мячик, совершают прыжки на двух ногах,
По квартире скачет. руки на поясе.
Н.В.Нищева.

— Смотрите, ребята, наш котенок развеселился, здорово вы ему помогла, но наш «волшебный» клубок зовет нас дальше в дорогу.
Дети и взрослый подходят к третьему дому из модулей, в котором сидит «сердитый» игрушечный котенок.
Педагог-психолог читает стихотворение «Сердитый котенок».

У него взъерошилась шерстка,
Изогнулась дугою спинка,
Хвост трубой,
Он шипит и рычит, словно тигр:
Уходите, не хочу я ваших игр. (Авторское).

— Ребята, какой сердитый котенок, как же ему можно помочь?
Ответы детей.
— Правильно, давайте скажем ему ласковые слова. Дошкольники говорят котенку ласковые слова.
Педагог-психолог подводит итог.
— Посмотрите, котенок уже не сердится, он стал добрым, потому что услышал от вас столько ласковых слов. Молодцы!
III этап. Заключительный.
6. Релаксация. «Чудесный сон котенка»
На фоне тихой, спокойной музыки, взрослый медленно произносит: «Маленькие котята очень устали, набегались, наигрались и прилегли отдохнуть, свернувшись в клубочки. Им снится чудесный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки.

Снится нам, что мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке,
Греет солнышко сейчас —
ручки теплые у нас,
Ярче солнышко сейчас —
ножки теплые у нас.
Напряжение улетело и
расслаблено все тело.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Кряжева Н.Л.

Чудесный сон, но пора просыпаться.
— Котята открывают глаза, потягиваются, улыбаются. Хорошо мы отдохнули!
Педагог-психолог расспрашивает детей: понравилось ли вам путешествие в Город котят? Какое настроение сейчас?
Рефлексия. Ритуал прощания.
Педагог психолог показывает две корзинки желтую и серую. Предлагает взять каждому по одному клубку шерстяных ниток в соответствии с настроением: желтый — радостное, веселое; серый — грустное и положить в соответствующие по цвету корзинки.
Педагог-психолог и дети выполняют ритуал прощания: встав в круг и взявшись за руки, хором говорят: «До свидания!»

Используемая литература:

1. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Ярославль: «Академия развития», 2000. — 176 с.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: «Академия развития», 1997. 208 с.
3. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. — 64

И получить сертификат к аттестации ?

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «Страна Эмоций»

Автор : Болдарева Светлана Александровна, практический психолог, Шахтёрское дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №9 "Восход"
Описание : Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «Страна Эмоций». Данная разработка будет интересна педагогам ДОУ, психологам.

Тема : Страна эмоций

Цель :
- Учить детей самостоятельно создавать на песке разные города;
- Познакомить детей со способами избавления от страха;
- Закрепить знания детей об эмоциях, снизить агрессивность, тревожность, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике;
- Развивать эмоциональную сферу, кинестетическую чувствительность, творческое воображение, умение фантазировать, размышлять, самостоятельно делать выводы, развивать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи;
- Воспитывать доброжелательное отношение к другим.

Оборудование и материалы:
оформление музыкального зала - деревья, цветы, озеро, река, туннель, ковер, сухой душ, капельки дождя с изображением эмоций, аквариум с замком из песка, цветки добра, гимнастическая скамейка, стаканчики с водой, семена, лотки с цветным песком, игрушки, тёмные воздушные шарики, музыка: релаксационная, звуки водопада, мультимедийная презентация, клубок ниток, корректурные таблицы, подарки - игрушки «Веселунчики».
Количество участников: 6 человек.

Возраст детей: 5 лет

Методические приемы:
Словесный - беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.
Наглядный : слайды, корректурные таблицы
Стимулирования - создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.
Игровой : игра с препятствиями.
Музыкальное сопровождение: звуки природы.

Ход занятия:

Психолог :
В детском саду - новый день,
Всем мы скажем: «Добрый день».
Добрый день тебе и мне,
Всем мы скажем на Земле.
Психолог :
- Дети, а какое у вас сегодня настроение? Очень хорошо, что настроение у вас радостное - посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте поделимся с ними частичкой хорошего настроения. (Дети дуют на ладошки). А каким еще бывает настроение?
- Давайте вспомним, как меняется выражение лица, покажем:
Когда нам грустно - мы делаем так.
Когда мы удивлены - делаем вот так.
Когда мы напуганы - мы вот такие.
Когда мы злимся - мы уже такие.
А когда радуемся - то вот такие.
- Молодцы, все справились с заданием, а сможете отгадать настроение с помощью глаз?
- А что нам может испортить настроение? (Болезни, плохая погода, страх, обида.)
- А нужно ли бороться с плохим настроением? А как это можно сделать? (Всем вместе, потому что вместе веселее, а одному трудно.)
- Как объединиться? (Взяться за руки, встать рядом.)
- Я хочу вам кое-что предложить. У меня есть волшебный клубочек. Он поможет нам объединиться.
Тот, кому он в руки попадет
Доброе слово всем пусть назовет.

Упражнение «Волшебный клубочек»
Цель : формирование эмпатии, визуализации невидимого связи между людьми.

(Дети садятся в круг, передают друг другу клубочек, поочередно называя доброе слово и наматывая ниточку на палец.)
- Эта ниточка связала нас в одно целое. Каждый из нас нужен в этом мире. Посмотрите, у нас получилась цепочка добрых, искренних слов. А изменилось от этих слов ваше настроение? Например, у меня на сердце стало приятно и тепло. А у вас?
- Давайте смотаем наш добрый клубочек и будем хранить его в группе. А если кому-то вдруг станет грустно или будут нужны хорошие слова, нужно подержать клубочек в руках – он сразу напомнит все добрые и искренние слова.

Дети, но, несмотря на то, что мы друг другу говорили только хорошие слова, есть в Стране Эмоций - королевство Злости, в котором правит колдунья Злорада. Именно она и ее помощники пытаются сделать наши сердца каменными. Они посылают нам страхи, обиды, плохое настроение, безразличие. Поэтому я приглашаю вас в путешествие в Королевство Злорады. В нашем мире всегда есть люди, которые способны победить Злораду, разрушить ее королевство Злости. Сегодня это можем сделать только мы и никто другой. Дорога к этому королевства непростая. Нам нужно выдержать немало препятствий, но мы будем друг другу помогать. А путешествовать мы будем на ковре, который умеет летать.
Упражнение «Летучий ковер»
Цель : развивать чувство единства группы, уверенности в ситуации физического сближения.


- Дети, становится на ковер, возьмитесь за руки или обнимите друг друга, чтобы не упасть во время полета (звучит релаксационная музыка).
- Закрывайте глаза, и представьте, как мы летим высоко в небе, над лесами и морями, реками и горами. Мы поднимаемся все выше и выше, летим над облаками. Поддерживайте товарищей. Вот мы и приземлились в королевстве Злости. Открывайте глаза.
- Нам нужно дойти до ее замка. Но прежде чем продолжать наше путешествие нужно проверить не приготовила или она какие-либо неприятные сюрпризы для нас и замаскироваться, чтобы Злорада нас не заметила.
- Как вы думаете, в кого нам нужно превратиться, чтобы нас не заметили? (В дерево, животных, цветы.)
- Давайте попробуем замаскироваться. (Дети маскируются, а один ребенок угадывает).
Упражнение «Превращение»
Цель : развитие воображения, внимания, умений превращаться.
- Молодцы, Злорада нас не заметила. Но что это за письмо на нашем пути? Давайте его попробуем прочитать. Як вы думаете, что это может означать? Итак, чтобы продолжить путешествие нужно выполнить задание.
Упражнение «Корректурная таблица»
Цель: развивать психические процессы, самостоятельно делать умозаключения, формировать знания об окружающем мире. Психолог раздаёт детям таблицы и все вместе выполняют задания.


(Звучит музыка водопада)
- А сейчас нам нужно пройти через этот водопад, давайте подойдем к этому цветного водопада.
Упражнение «Сухой душ»
Цель : снять мышечное напряжение, учить детей согласовывать свои действия со сверстниками, формировать эмоциональный позитив, эмпатии.


- Какого цвета струи воды? Выходя из-под водопада, вы будете говорить, какое у вас настроение и что вы чувствовали под струями воды. (Дети рассказывают про свои чувства, впечатления).
- Дети, а что это у водопада? (водяные капельки). Давайте соберем капельки.
Упражнение «Капелька дождя»
Цель : развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображением.
- Что чувствует твоя капелька?
- Ой, дети, кажется водопад этот не простой, а клеевой. И вместо водички из него льется... .. (клей). Мы все склеились. (Дети держат друг друга за руку). Но у нас нет времени ждать, пока клей высохнет, нам надо спешить. Что же нам делать?


(Надо двигаться вместе.)
Дети переходят через препятствия не разрывая рук: проходят озеро, перепрыгивают через ручей, переступают через камни, перелезают через туннель.
- Ну, вот пока мы шли клей уже застыл и мы отклеились друг от друга.
(Звучит «страшная» музыка)
- Дети посмотрите, мы с вами пришли к какой-то пещеры. Давайте посмотрим, что же там находится. Что вы чувствуете? Посмотрите, здесь что-то лежит. (Воздушные шары тёмного цвета) Как вы думаете что это? (Ответы детей)
- Злая колдунья прячет у себя в пещере детские страхи, посмотрите как их много, возможно здесь и ваш страх. Что же нам с ними делать? Возьмите шарик, представьте, чего вы боитесь больше всего и лопните шарик.
Упражнение «Преодолей страх»
Цель : преодолеть страхи, стать увереннее и решительным.


- Дети, мы уничтожили наши страхи. И помогли многим детям и себе. Ведь мы теперь не боимся Злораду. А нам нужно отправляться дальше (Дети идут за психологом, психолог обращает внимание на рассыпанные семена под ногами)
- Друзья посмотрите, Злорада разбросала семена злости. Что из них вырастет, если мы их не соберем? (Цветы печали, деревья злости, обиды.)
- Так эти деревья превратятся в страшный лес и навсегда останутся в нашем мире. Собирать их можно только парами держась за руки.
Упражнение «Собери семена»
Цель : развитие умения действовать вместе. (Дети собирают семена).
- Дети держите эти семена крепко - крепко в кулачке, чтобы не рассыпать. Хотела Злорада вырастить лес злости, но у нее ничего не получилось.
- А вот и замок Злорады.
(Психолог с детьми подходит к «замку - аквариуму», замок построен из песка, в него ведет мостик через ров - гимнастическая скамья; в начале мостика столик на котором стоят стаканчики с разноцветной жидкостью)
- Нам осталось пройти последнее препятствие, перейти по этому мостику через ров. Пусть каждый из вас высыплет семена злости в стаканчик с волшебной жидкостью. Злость превратится в добро и будет направлена против колдуньи. Возьмите стаканчики и пройдите по мостику, чтобы не разлить волшебную жидкость. Вылейте эту жидкость на стены Замка, чтобы уничтожить Злораду.
Упражнение «Не пролей воду»
Цель : формирование уверенности в собственных силах, развитие координации движения.
- Мы разрушили замок Злорады. А на его месте вырос цветок добра, тепла, дружбы, любви. Я предлагаю вам построить волшебный город, где царит любовь и добро. Но сначала предлагаю вам его представить.
Упражнение - релаксация «Волшебный город на земле»


- Присядьте на пеньки, закройте глаза и попробуйте расслабиться, снять напряжение. Сядьте так, будто вам хочется немного отдохнуть. Почувствуйте, как вам становится теплее. Тепло опускается в руки. Руки расслабляются, становятся тяжелые и теплые. Дыхание свободное и равномерное. Вам дышится легко и приятно. Почувствуйте, как расслабляется спина, шея, голова, щеки, подбородок, губы. Глаза становятся тяжелые, слипаются. Попробуйте представить себе город, где вам очень хорошо! Город, который вы когда - ни будь видели или город, какой рисует ваше воображение. Рассмотрите его. Какой он? Рассмотрите, где вы находится? Какие ощущения вызывает у вас этот город?
- Запомните его цвет, аромат. Возьмите с собой его тепло. Вы всегда можете вернуться. Сожмите руки в кулаки, сильно потянитесь вперед, вверх. И медленно открывайте глаза. Поверните голову вправо, влево, улыбнитесь.
- Как вы себя чувствуете? (ответы детей по желанию)
- Вы побывали в волшебном городе, там, где вам было приятно, хорошо, уютно. Давайте построим волшебный город, который вы представили.
Упражнение «Поздравления с песком»
- Выберите лоток с песком, который нравится вам по цвету.

Цель : снижение психоэмоционального напряжения, развитие творческого воображения.
Психолог :
Дорогие дети, улыбнитесь,
И на песочек посмотрите.
В песочке мы снова будем играть
И волшебный город изображать.
Поэтому к песочку подойдите,
И в него руки опустите.
Поздороваемся с песком,
Нашим дорогим дружком.
Но печальный наш дружок,
Потому что очень одинок.
Давайте мы его повеселим,
Пощекочем, рассмешим.
Засмеялся наш дружок.
Покатился вновь его клубок,
Как веселый ручеёк.
В сказку нам дорожку он покажет -
Про волшебный город всё расскажет!
(Дети строят из песка «волшебный город», психолог поддерживает, ободряет детей, выражает свою заинтересованность)

Психолог :
Хорошо, друзья, мы поработали,
И волшебный город все построили.
Будем теперь мы дружно жить
И только добро всем людям дарить.
Обсуждение :
- Какое у вас настроение? Кто хочет рассказать о своем волшебный город?