Долгожданные шесть месяцев: что должен уметь полугодовалый ребенок. Ребенок и его развитие в шесть недель от рождения

Вот и прошли первые полгода жизни вашего малыша. Он уже многому научился, умеет показывать свой характер, но после шести месяцев количество изменений в физическом и психическом развитии будет только увеличиться. Малыш становится настоящей личностью, меняется его режим дня и рацион питания, появляются новые навыки и привычки. Каждый новый день будет приносить в вашу семью новые открытия и достижения в жизни ребенка.

Физиологическое развитие малыша на 6 месяце

Каждый месяц родители совместно с педиатром наблюдали, как проходит физическое развитие ребенка. Ежемесячный контроль веса, роста, окружности головы и груди сравнивали со средними показателями центильной таблицы. Согласно ее данным средний рост ребенка в шесть месяцев должен быть в пределах 64-67 сантиметров, а средний вес – от 6,5 до 8,5 килограммов, в зависимости от веса при рождении.

  • Самостоятельно переворачивается с животика на спину и обратно.
  • В ножках и ручках пропадает гипертонус.
  • Может лежать на животе, опираясь только на одну руку, а другой рукой берет интересующий его предмет.
  • Может при помощи рук взрослого подтягиваться из положения лежа в положение сидя, делая крепкий захват своими ручками.
  • Сидит самостоятельно или активно пытается это делать.
  • Самостоятельно ползает или пытается выполнять похожие движения на четвереньках.
  • Твердо отталкивается ножками от поверхности, при поддержке его за подмышки.
  • Учится самостоятельно стоять, придерживаясь за край детской кроватки.
  • Проявляет большой интерес к различным предметам, которые можно брать и ощупывать, бросать и пробовать «на вкус». Может одновременно брать игрушки в каждую руку, кидать их и снова поднимать.
  • Понимает, как найти предмет, если он спрятался под покрывалом или другим накрытием.
  • Довольно продолжительное время для этого возраста (примерно пятнадцать минут) может играть самостоятельно, увлекается процессом игры, особенно, если у него что-то получается делать без помощи взрослого. Это может быть нанизывание колечек на пирамидку, собирание маленьких предметов в коробку, закрывание и открывание коробочки и другие занятия.
  • Появляются первые зубки (центральные нижние). В этом возрасте необходимо посетить детского стоматолога на предмет строения челюсти и уздечек.

Психическое и эмоциональное развитие

  • Если до шестимесячного возраста криком и громким плачем ребенок выражал эмоции, общался, требовал чего-то, выражал негодование, то теперь плач – это только проявления дискомфорта. Он может быть связан с переполненным подгузником, болевыми ощущениями, жарой или холодом и т.п. Общение малыша с родителями происходит при помощи новых звуков, звукосочетаний, лепета. Малыш пытается повторять услышанные звуки, без осознания их назначения. Примерно в шесть с половиной месяцев ребенок уже может произносить множество звуков (около сорока).
  • Происходит осознанная беседа между ребенком и взрослым. Малыш учится повторять то, что его просят сказать. Он может найти тот предмет, о котором говорят.
  • Голоса самых близких людей малыш слышит и узнает на расстоянии, даже из другой комнаты. При этом он тут же реагирует своеобразными возгласами, давая всем понять, что ему нужно уделить внимание, взять на ручки.
  • Большинство деток в этом возрасте могут проявлять ласку и нежность (например, обнять, прижаться, поцеловать). Менее настороженно малыши в этом возрасте реагируют на посторонних людей, но на близкий контакт пока не идут.
  • Происходит постепенное формирование самых простых причинно – следственных связей. Ребенок может криком позвать маму (он понимает, что на его голос будет именно такая реакция). Малыш интересуется различными кнопочками, звоночками и другими приспособлениями или предметами, из которых появляются звуки (например, игрушка с кнопкой или книжка с музыкальной вставкой). Но во всех действиях малыша пока отсутствует чувство самосохранения.
  • Происходит формирование активного интереса к окружающему миру. Ребенка интересует все вокруг – предметы мебели, игрушки, бытовая техника, домашние животные, звуки, яркие краски, природа. Поэтому во время игры, экскурсии по дому или на прогулке малыш все чаще что-то лепечет и что-то хочет узнать.

  • Малыш должен уметь фокусировать взгляд на одном предмете и выделять его из многих. Для этого подержите яркую игрушку примерно в двадцати сантиметрах от малыша и понаблюдайте за его взглядом.
  • Ребенок должен проявлять различные реакции на абсолютно разные предметы – например, любимая игрушка и бутылочка с молочной смесью. Покажите эти предметы малышу один за другим. Скорее всего, на игрушку он отреагирует оживлением и восторгом, а на молоко – будет открывать ротик.
  • Ребенок должен проявлять интерес к звукам. Например, музыкальная игрушка может заинтересовать его так, что он с помощью взрослых захочет приподняться из лежачего положения и возможно даже сядет.
  • Малыш может имитировать звуки и эмоции взрослых. Попробуйте поговорить с ним, используя разную мимику. Возможно, вы увидите повторение вашей улыбки и строгого сморщенного лба с насупленными бровями.
  • Дети в этом возрасте довольно крепко цепляются за предметы. Они надежно удерживают игрушки в своих руках, и отнять их не так-то просто. Попытайтесь забрать из рук ребенка предмет, и вы увидите противостояние и недовольство.
  • Ребенок отлично знает свое имя, он много раз слышал, как ласково его называют окружающие. Поэтому, услышав его в очередной раз, он проявляет при этом положительную эмоциональную реакцию. Проверьте.

Что должно насторожить

  • У малыша отсутствует желание сидеть, а поддержка взрослого не помогает.
  • Ребенок не отталкивается ножками от поверхности, если вы его держите за подмышки.
  • Не может переложить предмет из одной руки в другую.
  • Отсутствует реакция ребенка на звуки и движения, находящиеся на втором плане.
  • Не просит взять его на ручки.
  • Не оживляется эмоционально при виде родителей, почти не улыбается и ничего не лепечет.

Все это должно насторожить маму и папу и заставить немедленно проконсультироваться со специалистами.

Начало прикорма

Шесть месяцев – это самое благоприятное время для начала прикорма. Первые полгода все необходимые полезные вещества находились в грудном молоке. Если малыш – искусственник, то прикорм можно начинать примерно с четырех месяцев.

Ребенок в шестимесячном возрасте становится более активным, он тратит много энергии и сил, он растет и развивается. Такие затраты можно восполнить при помощи растительных белков, минералов и различных полезных микроэлементов.

Не стоит откладывать начало прикорма на более поздний срок. Именно сейчас нужно развивать жевательные навыки ребенка. Если отложить прикормы хотя бы на месяц, то это может спровоцировать возникновение анемии, рахита или гипотрофии. Малышу в дальнейшем будет трудно перестроиться с жидкой пищи на более густую. Начав прикорм сейчас, можно не спеша вводить по одному продукту в рацион ребенка и следить за реакцией его организма. Это поможет в дальнейшем избежать аллергии на отдельные продукты.

Первое время проводите прикорм в утренние часы перед основным кормлением. Желательного начинать с овощного пюре (для полненьких малышей и при проблемах со стулом) или каш (для детей с маленьким весом). Каждый овощ вводите отдельно – это может быть цветная капуста, кабачок или брокколи. Гречневая, рисовая или кукурузная каша варится только на воде без добавления сахара или соли.

Приготовление овощного пюре

  • Обдать овощи кипятком.
  • Сварить (в воде или на пару).
  • Взбить при помощи блендера или протереть через сито.

При необходимости можно разбавить пюре овощным отваром.

Если это не лето и не осень и качественные свежие овощи приобрести невозможно, то воспользуйтесь овощными пюре в баночках. Во время кормления пользуйтесь специальной детской ложечкой. Следите за температурой продукта (норма – около 37 градусов).

Начинайте давать прикорм в количестве одной чайной ложки, каждый раз прибавляя по такой же порции. В течение недели объем овощного пюре будет примерно 150 граммов. Такое количество может полностью заменить одно кормление. Все остальные кормления продолжаются по требованию ребенка. Каждый продукт вводится по отдельности и только после привыкания малыша к предыдущему. Детские каши с несколькими компонентами не рекомендуется давать детям до семимесячного возраста.

Если один из продуктов (овощей или каш) вызвал у малыша аллергическую реакцию или расстройство стула, то стоит отказаться от этого продукта на некоторое время, а позже повторите попытку.

Отучаем от соски

Шесть месяцев – это благоприятное время для отучения от соски, потому что малыш уже учится пить из чашки и постепенно отвыкает от кормлений из бутылочки в ночное время. Днем он кушает с ложечки. В этот период намного легче перенести ребенку разлуку с соской. А если еще учесть, что соска может нанести вред деснам и будущим зубам ребенка. Ведь наступил тот возраст, когда режутся зубки. Педиатры рекомендуют вместо соски приобрести для малыша специальное колечко для десен.

Режим сна малыша в 6 месяцев

Сон малыша в возрасте старше шести месяцев становится более упорядоченным. Теперь ребенок может спать в ночное время, не просыпаясь, около 6-7 часов. Дневной сон обычно бывает два раза по 1,5-2 часа. Но эти показатели средние, а у каждого ребенка свой индивидуальный режим сна.

Дети, которые находятся на грудном вскармливании, могут просыпаться несколько раз за ночь, чтобы покушать. С возрастом это пройдет. Для беспокойных и гиперактивных малышей, которые плохо спят ночью, опытные родители и педиатры рекомендуют:

  • После дневного сна должно пройти не менее четырех часов до ночного укладывания.
  • Обязательно используйте купания ребенка в теплой воде с отварами трав незадолго до ночного сна.
  • На ночь, после купания, ребенка нужно хорошо покормить.

В игровой ситуации развитие ребенка происходит легко и непринужденно. Например, развивать речь малыша можно при помощи детских книг с яркими картинками и коротенькими стишками. Книги должны быть изготовлены из плотного картона, страницы которого сможет переворачивать малыш даже без помощи взрослых. Пока ребенок справляется со страницами и рассматривает картинки нужно повторять ему двустишия, отдельные слова, фразы или четверостишия. Это способствует раннему речевому развитию.

Речевое развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики. Необходимо проводить специальные занятия для развития пальчиков:

  • В качестве предметов для игры предложите малышу различного размера коробочки, баночки, куклу – матрешку.
  • Пальчики малыша должны хорошо ощущать и различать размеры и форму предметов. Сшейте несколько мешочков из плотной ткани и положите в них по отдельности разные предметы – пуговицы, фасоль, песок, горошинки, гальку.
  • Катание теннисного шарика ладошками.
  • Массаж пальчиков.
  • Сжимание и разжимание мягкой игрушки со звучанием.
  • Игра «Ладушки», «Сорока – ворона».

Во время таких занятий не скупитесь на похвалу. Малыш должен чувствовать, что мама ним довольна.

В качестве игровой площадки ребенку больше подойдет пол, в детской кроватке ему уже не так интересно и тесно. Разложите на полу в разных местах его любимые или новые игрушки, пусть он старается подобраться к ним самостоятельно.

Не стоит забывать о закаливании организма ребенка. В него входят ежедневные прогулки на свежем воздухе, купания и воздушные ванны, а также массаж и ежедневная утренняя гимнастика.

Малыш начинает впитывать каждое слово и действие взрослого. Он реагирует на любой звук или возглас. Постарайтесь, чтобы малыш слышал только хорошее и испытывал только положительные эмоции. Не заставляйте ребенка выполнять то, что он не хочет. Не перегружайте его различными упражнениями и занятиями. Его неокрепшему организму больше всего необходимы только внимание, ласка и ваша забота.

Как оценить развитие ребенка в 6 месяцев (видео)

Шесть месяцев после рождения – определенное время в развитии младенца. В полугодовалом возрасте ребенок становится активным и подвижным. В 6 месяцев он учится сидеть, его поведение с каждым днем становится более осознанным. Часто в этот период изменяются вкусовые предпочтения ребенка, вводится первый прикорм. Развивающую деятельность в данный период жизни младенца можно разделить на такие фазы: рост, вес, изменение пропорций тела; развитие мозговых функций; социальная адаптация.

Вес, рост, питание

Анатомическое развитие ребенка в шесть месяцев заключается в изменении роста, веса, окружности головы, грудной клетки. Увеличение массы тела в этот период немного приостанавливается - в течение месяца малыш способен набрать не более 600-650 г, а общий вес в норме должен составлять 8-8,8 кг. В росте прибавляется 2,5-3 см. Нормой измерения окружности грудной клетки считают показатели 42-43 см, а головы - 43-44 см.

Если рост и вес ребенка в 6 месяцев не соответствуют исходным цифрам, возможны нарушения в организме и присутствие скрытых болезнетворных процессов хронического типа. В полугодовалом возрасте у малыша появляются зубы, хотя данный процесс может начаться раньше или позже. Когда развитие протекает в более активной фазе, и зубки уже прорезались, все равно ввод в рацион крохи твердой пищи не рекомендуется. Меню должно быть легким и в определенных порциях. Это может быть пюре из фруктов, молочные смеси, кашки. В качестве дополнения к меню разрешаются фруктовые соки в соответствии с возрастом крохи.

Физическое развитие

К полугоду ребенок начинает активничать, появляются новые физические навыки. Если никаких патологий не обнаружено, в этот период дети должны уметь переворачиваться с одного бока на другой, ложиться на живот, держать головку, опираться на предплечье.

Чтоб малыш быстрее научился самостоятельно сидеть и вставать, родители часто обкладывают кроватку подушками или большими игрушками. Однако такие действия нежелательны, так как могут привести к раннему сколиозу. Родители могут помочь малышу научиться опираться на ручки и ножки - достаточно подавать ребенку руки, чтобы он смог подтянуться и принять правильное положение самостоятельно.

Активность и различие предметов

Физическая адаптация в этом возрасте подразумевает как можно больше движений, которые дети проделывают осознанно. Они берут в ручки понравившуюся игрушку с наиболее ярким цветом. Если развитие познавательной и физической деятельности протекает без отклонений, в этом возрасте дети начинают рассматривать предметы, радуются, когда игрушки издают звук.

Навыки передвигаться - главное умение ребенка в 6 месяцев . Он начинает активно ползать, осознавая, что это у него получается. Лежа на спине, он резво начнет размахивать ручками, пытаясь перевернуться на живот. Стимуляцией к движениям может стать яркого окраса игрушка, которую нужно располагать немного дальше от ребенка. При этом расстояние к ней должно быть таким, чтобы у малыша была возможность к ней дотянуться.

Чтобы увеличить активность движений младенца, следует регулярно выполнять массажные действия, направленные на физическое развитие малыша. В отличие от общеукрепляющего комплекса, который предполагает ежедневное проведение сеанса массажа, такая разминка стимулирует работу мышечной системы и направлена она на укрепление определенных участков тела. Основные физические навыки ребенка в 6 месяцев приведены в таблице:

Достижения

Сенсорно моторные

Сидит самостоятельно или с поддержкой, пробует ползать, крутится. Оборачивается, выгибается в разные стороны, играет с едой ложкой, руками, пытается держать в руках бутылочку (чашку), вкусовые рецепторы малыша совершенствуются, он определяет любимые и нелюбимые блюда.

Интеллектуальные

Сравнивает пару предметов, его настроение быстро меняется, появляются разные эмоции, и ребенок их прекрасно демонстрирует, заинтересованно наблюдает за движущимися предметами, проговаривает новые звуки, складывает их в слоги.

Социальные

Малыш больше смеется, хохочет, когда ему что-то понравилось, эмоционально реагирует на положительные и отрицательные моменты, проявляет беспокойство в присутствии незнакомых людей, оборачивается на свое имя, внимательно слушает музыку, может подпевать (гулит, лепечет), перестает плакать

Умственное развитие

Взрослые замечают, что по истечению полугода малыш поумнел, приобрел возможность мыслить. Психическое развитие в этот период стремительно набирает обороты. Он начинает издавать звуки, говорить слогами.

Ребенок в 6 месяцев должен прочно удерживать в руке погремушки и стучать ими. В этот период родители начинают понимать по интонации, в каком расположении духа находится их чадо. Увидев одного из родителей, кроха начинает улыбаться, активно тянуться к нему, громко лепетать.

Разговор с ребенком активного характера положительно сказывается на формировании детской ЦНС. При здоровом развитии, в 6 месяцев малыш понимает, где родители, а где посторонние люди. Если ранее ребенок мог идти на руки к любым людям, то теперь он может расплакаться даже при виде чужого человека. Беспокоиться по такому поводу родителям не стоит, так как детский организм в этом возрасте начинает выдавать реакцию самозащиты.

Чтобы не подвергать ребенка в возрасте полугода психическим травмам, не рекомендуется находиться долго в местах скопления незнакомых людей. Необходимо дождаться периода, когда маленький сможет правильно реагировать на обстановку, что его окружает.

Зрение и слух

В 6 месяцев активно начинают развиваться слуховые и зрительные качества. Ребенок слышит и реагирует по-своему на какие-либо звуковые сигналы. Он с осторожностью прислушивается к любому шороху и способен реагировать на самые незначительные звуки.

Если развитие протекает без осложнений, малыш старается имитировать звуки, услышанные ранее, например, это могут быть звуки игрушек. В возрасте 6 месяцев детей наиболее интересуют игрушки, издающие разные звуки и фразы. Малыш понимает, что нужно предпринять, чтобы звуки повторились. Если ребенок не воспринимает звуки и шорохи, родителям стоит за консультацией обратиться к педиатру.

Развитию подвергается и зрительная функция в данном возрасте. Дети активно водят глазами при движении родителей, реагируют на яркие предметы. Все чаще они рассматривают рисунки и узоры на своей кроватке, изучают игрушки. Для улучшения моторики игрушки можно положить перед малышом, чтобы впоследствии он смог до них дотянуться или доползти. В этот период дети в состоянии различить цветную игрушку от более неприметной, способны выбрать тот предмет, который наиболее приглянулся по цвету и форме.

В возрасте 6 месяцев им строго запрещено показывать по телевизору или планшету мультфильмы. Это обусловлено процессом формирования зрительного и слухового нервов. В этом возрасте экраны опасны для детских глаз.

Занятия, игры

В шестимесячном возрасте малыш должен реагировать на свое имя. Благоприятно развивается мышление и психика, если родителями проводятся занятия с ребенком в 6 месяцев на моторику и речь. Очень важно вести разговор с крохой, читать ему стихи и сказки, называя предметы и явления с использованием интонации.

Для игр необходимо ребенку выделить пространство, где бы он смог перекатывать мячики и дотягиваться до понравившейся игрушки. В этот период активным в развитии становится тактильная чувствительность. Дети на ощупь перебирают предметы, игрушки. Чтобы обезопасить малыша, игрушки должны приобретаться без мелких деталей и острых концов. Игрушки для детей должны соответствовать возрастной категории.

В обязательном порядке у детей в возрасте 6 месяцев распорядок дня должен включать такие ежедневные мероприятия, как:

  • массаж;
  • прогулки;
  • развивающие игры;
  • полноценный сон;
  • купание.

Отдых должен осуществляться в определенные часы, без нарушения режима.

Для психофизического развития вашего ребенка в первые полгода жизни необходима благоприятная окружающая среда. Если малыш чувствует от родителей внимание, любовь и заботу, то таким детям предоставляются благоприятные условия для здорового и своевременного развития. В таком окружении обязательно вырастут здоровые и умственно полноценные дети.

04 11.2015

Что должен уметь ребенок в шесть месяцев?

04. 11.2015

Блог Екатерины
Богдановой

Добрый день друзья, читатели и гости сайта «Семья и детство». Вашему малышу уже шесть месяцев. Полгода – это уже маленький юбилей! Развитие ребенка в 6 месяцев прогрессирует с каждым днем, теперь его тельце все более похоже на тело взрослого человека.

Создается впечатление, что теперь малыш развивается не по дням, а по часам, каждый день он удивляет чем-то новеньким. Развитие должно соответствовать нескольким определенным пунктам и требованиям, или хотя бы быть к ним приближенным.

Физические показатели ребенка

Следует начать с роста и веса ребенка в шесть месяцев. Прибавка в весе за шестой месяц должна в среднем составлять 600-650 г и к концу месяца весить малыш будет в пределах от 6,3 кг до 8,6 кг. Рост с момента рождения уже увеличился приблизительно на 15 см. Теперь рост ребенка находится между 62,5 см и 69,0 см. Также учитываются окружность головы – 43-44 см, и обхват груди – 42-43 см.

Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому не стоит волноваться, если параметры немного отличаются от стандартов. Никогда нельзя сбрасывать со счетов наследственность и размер малютки при рождении. У детей, которые были рождены раньше срока, ведется индивидуальный календарь развития.

Физические достижения ребенка в шесть месяцев

Развитие ребенка в 6 месяцев уже позволяет ему более уверенно владеть своим телом:

  • Мышцы шеи уже окрепли, и ребенок может полностью управлять своей головой, она не болтается в разные стороны;
  • Ребенку очень нравится лежать на животе, это позволяет ему видеть все вокруг, поворачивая голову в нужную сторону. Малыш с легкостью переворачивается со спины на живот и обратно, может с помощью ручек и ножек поворачиваться на животе кругами как стрелка часов. Многие дети в этом возрасте уже пытаются ползать, кто назад, отталкиваясь ручками, а кто вперед, поднимая попу и пытаясь оттолкнуться коленками;
  • При помощи взрослых, или самостоятельно, но малыш уже пытается садиться. Во время сидения спинку ребенок держит ровно, однако усидеть долго в таком положении пока не получается и он то и дело заваливается на бок;
  • Если держать ребенка подмышки в положении стоя, он будет уверенно стоять на ровных ножках;
  • Малыш уже достаточно хорошо владеет своими ручками. Во время игры он может перекладывать игрушку из одной руки в другую, в свободное время просто разглядывать свои ручки, вертя ими, сжимая и разжимая пальчики;
  • 6 месяцев – это время для прорезывания первых зубов. Сначала можно наблюдать, как появляются центральные зубки снизу, а за ними последуют и остальные. Это время, когда малыш начинает тянуть в рот все предметы, что попадаются под руку, чтоб почесать беспокоящие его десна;
  • Речь малыша продолжает формироваться. Теперь в звуках его лепета можно различать нотки родного языка, интонации голосов, которые он слышит от окружающих. В этом возрасте нужно как можно больше разговаривать с малышом, именно сейчас у него накапливается основной словарный запас. Следует проговаривать все, что происходит вокруг, называть все вещи своими именами, озвучивать все действия, которые развиваются на виду у ребенка;
  • Ребенок уже может спать всю ночь, не просыпаясь для того, чтоб поесть. Продолжительность ночного сна – 10 часов. Дневных сна теперь три продолжительностью по 1,5-2 часа.

Питание в 6 месяцев

Ваш малыш уже стал довольно взрослым и питательные вещества, которые он получает с грудным молоком, уже не могут полностью удовлетворить его организм. В 6 месяцев ребенку развитие позволяет разнообразить питание. Теперь кроме материнского молока, при условии, что ребенок абсолютно здоров, можно начинать .

Первыми продуктами, которые попробует кроха, могут быть овощи, фрукты, кашка, кефир – это все будет вводиться в зависимости от того, что посоветует педиатр в конкретном случае. Если ребенок набирает вес в пределах нормы, можно начать с овощей, если же есть недобор в весе, следует сначала дать ребенку кашу.

Что бы вы не дали впервые ребенку, не следует забывать, что каждый продукт нужно вводить отдельно, начиная с 1-1,5 чайных ложки и каждый день увеличивая порцию в два раза. После нужно докормить грудью, или смесью. Только после доведения объема порции нового продукта до нормы и при отсутствии каких-либо негативных реакций организма, можно начинать давать следующий продукт.

Можно вести специальный календарь, где будут занесены данные о том, какой продукт и когда был введен в рацион ребенка. Это даст возможность отследить, на какой продукт и каким образом отреагирует организм малыша. Шестой месяц развития ребенка это время, когда кроха активно интересуется пищей на столе родителей. Проявление интереса к продуктам в маминой тарелке – это один из важнейших сигналов о том, что вводить самое время.

Психологическое развитие 6 месячного ребенка.

В возрасте шести месяцев ребенок начинает различать людей, которых он часто видит и посторонних людей. Теперь ему все чаще хочется побыть на ручках у мамы и он настойчиво этого требует. Малютка реагирует на интонацию голоса, улыбается в ответ на улыбку и ласковую речь, и хмурится, когда слышит строгие нотки в голосе. Теперь ребенок уже узнает свое имя и оборачивается, когда слышит его. Он узнает голоса близких людей, даже если не видит их.

Игры для ребенка шести месяцев

Если в доме шестимесячный ребенок, развитие его прогрессирует так стремительно, что окружающие не успевают восхищаться достижениями малыша. Это период, когда кроха хочет все потрогать ручками, исследовать все, до чего он может дотянуться. Не следует останавливать его, предоставьте ребенку такую возможность.

В арсенале игрушек ребенка должны быть предметы разнообразные по своей структуре. Пускай среди доступных ему предметов будут коробочки с крышечками, которые можно открывать и закрывать, разнообразные игрушки с пищалками и кнопочками, нажав на которые будет издаваться звук. Интерес по-прежнему вызовут погремушки, которые звенят при движении.

Малыш уже понимает, что он сам может извлечь этот звук движением руки. Можно наполнить маленькие мешочки или завязанные на узел лоскутки, какими-либо крупами и дать ребенку потрогать их, это будут новые ощущения для него. Самое время дать почувствовать ребенку тепло и холод, изучить разные поверхности – гладкие, шершавые, мягкие, твердые.

В шесть месяцев ребенку будут полезны такие игрушки:

  • Мобиль ;
  • Большой мяч ;
  • Мячик, или шарик с колокольчиком внутри;
  • Игрушки-прорезыватели для зубов ;
  • Игрушки, которые издают звук (погремушки , колокольчики, барабаны , ксилофоны , музыкальные игрушки );
  • Развивающие кубики ;
  • Прозрачные игрушки с передвигающимися внутри предметами;
  • Игрушки с зеркальными поверхностями;
  • Игрушки, разделенные на цветные сектора;
  • Пирамидки ;
  • Мягкие книжки с красочными картинками .

Нужно отслеживать. Важно не упустить момент, если вдруг наметятся отклонения в развитии малыша. Следует вовремя начать принимать меры, которые помогут устранить их, следуя советам квалифицированных специалистов.

И напоследок полезное видео на тему: «Развитие ребенка в 6 месяцев»

Теперь это не беспомощный карапуз, а маленький человек, который многому научился и уже многое может понять.

Физиология

Развитие ребенка в 6 месяцев, и питание у малыша появляется прикорм. Если новая пища выплевывается, значит, ребенок еще не готов к новому меню. Задача мамы понять это и ввести новшество позднее.

Детям, имеющим избыточный вес, надо начать с пюре из овощей. А худеньким лучше всего подойдут каши из риса, гречи и кукурузы, сваренные на воде без соли и сахара. С первого прикорма малыша следует приучать к ложечке. Бутылки с соской использовать только при необходимости (в дороге).

Появление в рационе прикорма не исключает , ведь материнское молоко, богатое антителами, по-прежнему необходимо крохе в этом возрасте.

Психология

На шестом месяце жизни происходит серьезный прорыв в психологическом развитии. Малыш оборачивается, когда произносится его имя, он узнает свое близкое окружение, и может негативно среагировать на чужого человека. Это нельзя назвать закомплексованностью, это вступают в действие защитные механизмы организма.

По отношению к постороннему человеку ребенок может проявить приветливость, но главными людьми для него будут те, кого он хорошо знает. И успокоить плачущего малыша смогут только мама с папой.

Маленький член семьи как всегда является центром мирозданья, вокруг которого вращаются планеты-родственники. Он внимательно ко всему прислушивается, приглядывается и старается подражать действиям взрослых. Так, со временем у него звуки складываются в слоги, но настоящие слова будут произнесены еще не скоро.

Что мы умеем?

  • Ползать
  • Пользоваться обеими руками, бросать игрушки и хлопать в ладошки
  • Произносить слоги, пытаясь объясниться
  • при помощи взрослых
  • Спать всю ночь напролет. Ребенок в шесть месяцев очень активен, поэтому его сон более крепкий и долгий

Можно начинать читать малышу книги, веселить его смешными стишками и песенками. Если у ребенка появляется улыбка в начале чтения стишка, которое ему уже знакомо, это говорит о том, что у ребенка успешно развивается память.

Питание

Самостоятельно садиться и даже ползать умеет ребенок в 6 месяцев, развитие и питание при этом должно усиливаться (вводится прикорм).
В возрасте 6 месяцев малыш должен съедать суточный оббьем пищи 7-ю или 8-ю часть массы тела (приблизительно 1000 г).

С 6 до 7 утра - кормление молоком (грудным) или молочной смесью (адаптированной)
С 10 до 11 первой половины дня - прикорм, который неплохо начинать с постного кефира и творога.
Кефир. Начинаем с 3-4 ложечек на пробу (запиваем грудным молоком или смесью). До следующего дня наблюдать за реакцией организма ребенка и стулом. Все спокойно? Продолжаем питание, только даем в два раза больше, доводя до 150 мл за одно кормление. Можно немного подслащивать сахаром. После вводим немного нежирного творога (1 чайная ложка) в кефир. Наблюдаем за реакцией. Увеличиваем до 30 г. В среднем питание ребеночек 6 месяцев будет получать 180 г кефирно-творожной смеси зараз.
С 2 до 3; 6 до 7; 10 до 11 второй половины дня - без изменений (молочная смесь или грудное вскармливание).

Этого вполне достаточно для ребенка в 6 месяцев развитие, и питание не обременяет родителей для создания детских кулинарных шедевров.

Двигательное развитие

Теперь манипуляции с игрушками стали гораздо разнообразнее, чем месяц назад. Малыш научился перекладывать предметы из одной руки в другую, отбрасывать их, стучать о кроватку. Зрение дает возможность увидеть совсем небольшие предметы, кроха даже попытается схватить пальчиками нарисованный на подушке квадратик, которого раньше не замечал, или летящую в солнечном луче пылинку.

На 6 месяце развитие ребенок продолжает совершенствоваться в переворотах со спины на животик. Ему это доставляет огромное удовольствие, ведь теперь он может добраться до нужной игрушки и схватить ее. В этих движениях задействованы не только двигательные навыки, но и работа головного мозга.

Игры

В младшем возрасте малыш стучал по предмету рукой, чтобы почувствовать новые ощущения. Затем хватал его и отправлял в рот. Теперь же игрушка берется в руки с целью ближайшего рассмотрения и изучения.

Особенно в этом возрасте детей привлекают новые необычные вещи. Например, кукла «Ванька-встанька» (или «неваляшка»). Малыш как зачарованный наблюдает, как после падения кукла сама встает.

К шести месяцам ребенок становится маленьким следопытом. Ему хочется все потрогать, покрутить, пощупать. Поэтому игрушки должны быть с крышками, чтобы открывать, с определенной кнопкой, чтобы пищать, и которые можно сжимать или растягивать.

Начальное развитие речи

К полугоду малыш может уже долго и громко лепетать, повторяя одинаковые слоги. Тем самым он запоминает приобретенные

Если его поддерживают родители, выражая радость и одобрение, младенец вновь и вновь повторяет эти слова. Таким вот образом и строится цепочка от детского щебетпнья к осознанной речи. И хотя малыш пока еще не понимает того, что говорит, его речевые экзерсисы совершенно необходимы для будущего овладения речью.

Со временем маленький человек накапливает информацию о своем окружении, он очень внимательно относится к звукам, которые его окружают. Для него очень важно научиться различать людей по голосу.

Когда в комнату к малышу входит мама, он начинает радостно улыбаться и с энтузиазмом размахивать ручками и ножками, давая понять, что узнал ее по голосу. Если же в комнате появится незнакомый человек, то он насторожится и сделает недоверчивое лицо.

Ребенку в этом возрасте очень нравятся игры - с мамой, с водичкой, с игрушкой. Многие дети с удовольствием купаются в большой ванне, потому что можно брызгаться водой. Особый восторг у них вызывает хлопанье двумя руками одновременно, когда брызги разлетаются веером и заливают ему лицо. В этот момент малыш как будто узнает собственную реакцию на попадание воды в глаза, носик и ушки. И, судя по всему, ему это очень нравится!

Во ребенок не только увлеченно играет с водой, но и познает части своего тела. Например, если его поддерживать под спинку, он может поднять ножку и потрогать пальчики. А во время вытирания вдруг обнаружит пупок или дотронется до носика и ушей. А если наклониться поближе, то маленькие пальчики тут же ощупают мамино лицо, пытаясь «сравнить» его со своим.

Вот и наступает первый маленький юбилей. Глядя на шестимесячного ребенка, мы видим в нем уже заметные изменения, он уже не новорожденная кроха, а маленький человечек с осмысленными действиями. Режим дня уже значительно меняется, младенец более активен, развит, любопытен. Развитие малыша в шесть месяцев содержит множество незабываемых моментов, которые надолго запоминаются родителям.

6 месяцев ребенку. Развитие, вес и рост

На шестом месяце своего развития ребенок обычно набирает в весе до 650 граммов. Рост увеличивается на 2-3 см. в 6 месяцев по среднему показателю составляет от 6,8 до 8,5 кг. Педиатры не видят ничего особенного, если в этот период развития ребенок не вписывается в нормативные рамки и прибавляет в весе немного меньше или, наоборот, чуть больше. Малыш может поправляться на килограмм и даже чуть больше. Насторожиться следует только в том случае, если происходит резкая смена центильного весового коридора. То же самое можно отнести и к росту.

В 6 месяцев, если наблюдать с момента рождения, к этому времени в среднем увеличивается на 15 см, в общем составляет до 67 см. Если разница составляет + 3 см, это не играет большой роли.

Остальные параметры развития учитываются в зависимости от малыша. Окружность груди составляет 42-43 см, а окружность головы по нормам - 43-44 см.

Не стоит впадать в панику, если рост ребенка в 6 месяцев или его веснесколько не вписываются в эти рамки. Во внимание берется рост и вес младенца при рождении, наследственные данные. Что касается то у них календарь развития особенный.

Ни минутки без движения

Развитие малыша набирает обороты. Он все больше приобретает навыков, умения, уверенно контролирует действия своего тела, добивается определенных целей. Малыш постоянно куда-то стремится, его интересует все вокруг.

  • Шейные мышцы в этом возрасте уже достаточно крепкие, кроха уверенно управляет головкой, она не болтается из стороны в сторону.
  • Малыш способен крепко ухватиться за пальцы взрослого, подняться. Ребенок 6 месяцев не сидит долго, это он делает еще неуверенно, заваливается на бочок. Мышцы спины в этом возрасте не совсем окрепли, позвоночник плохо удерживается в вертикальном положении. Не спешите, вы заметите, когда придет время и малыш будет готов сидеть.
  • Удерживайте ребенка подмышки, он, поднимаясь на носочки, будет пружинить от поверхности. Такое упражнение очень нравится малышам.
  • Положение на животе уже дается совсем легко. Кроха способен переворачиваться на спинку, обратно. Задействуя ножки и ручки, малыш может крутиться на 360 градусов. Так он получает возможность лучше осматривать окружающий его мир. Из положения лежа на животике малыш, приподнимая попу, способен отталкиваться коленками и немного продвигаться. Добираясь до заветной цели, какого-либо предмета, он очень радуется.
  • Когда исполняется 6 месяцев ребенку, развитие, вес и рост, их нормы, безусловно, интересуют родителей, но стоит знать, что в этом возрасте начинают прорезываться зубки. Первый появляется в 6-7 месяцев, это нижний центральный резец. У малыша начинают чесаться десны, он осознанно тянет в рот предметы, чтобы почесать зудящее место. Лучше всего в этот период отказаться от соски, таким образом можно избежать искривления первых молочных зубов.
  • Удобнее всего отучать от соски в то время, когда вводится прикорм. Проблемами с животиком еще мучается ребенок 6 месяцев, девочка в этом вопросе более выдержана, мальчика газообразование тревожит чаще. Мама должна следить строго за своим рационом, исключать газообразующие напитки, а также продукты, которые могут вызвать аллергию.
  • Ежедневные прогулки,массаж, развивающие занятия, здоровый сон, купание - все это обязательно должно входить в режим дня ребенка 6 месяцев.

Возможности полугодовалого малыша

  • Шестимесячный малыш активно играет с погремушками, стучит ими, размахивает, бросает.
  • Ребенок легко берет игрушки из одной ручки в другую.
  • Малыш в этом возрасте с интересом перекладывает игрушки из одного контейнера в другой.
  • Кроха активно гулит, имитирует услышанные им звуки.
  • Распознает предметы, о которых говорят близкие, отыскивает их взглядом.
  • С посторонними малыш держит определенную дистанцию.
  • Хватаясь за опору, держась руками, пытается подняться.

Знакомство с окружающим миром

При исполнении 6 месяцев ребенку, развитие, вес и рост не являются единственными факторами, которые интересуют педиатра. На приеме доктор часто задает маме вопросы о любопытстве малыша, которое он проявляет к окружающему миру. В этом возрасте кроха уже более уверен, больше проявляет интереса к обстановке, где он живет.

  • Малыш оживляется, когда слышит свое имя. Проявляет интерес к зовущему.
  • В этом возрасте ребенок узнает не только папу, маму. Он хорошо знает людей, которые часто с ним общаются. Узнав знакомый голос, малыш пытается звуками привлечь к себе внимание.
  • Очень любит находиться у взрослых на руках. В таком положении он чувствует не только защиту, но и достаточную свободу для того, чтобы познавать, видеть что-то для себя новое. Часто бывает недоволен, когда его укладывают в кроватку обратно, о своем недовольстве оповещает громким плачем.
  • Некоторое время малыш может играть с какой-либо игрушкой, но когда она надоедает, он выбрасывает её из кроватки. Таким образом, можно с ним поиграть, мама поднимает игрушку, он снова выбрасывает.
  • В этом возрасте ребенок интуитивно реагирует на настроение окружающих, особенно на мамино. Если маме плохо, то и малыш капризничает, если мамочка радуется, то и кроха улыбается.
  • Дневной сон в этом возрасте уже сокращается. Однако частота остается прежней - три раза в день. Каждый сон 1,5-2 часа. Ночью малыш должен спать не менее 10 часов.

Давайте общаться

Маму должно волновать не только, сколько весит ребенок 6 месяцев, каковы параметры его развития. В этом возрасте на ведущем месте стоит общение, это обязательно должно учитываться. С малышом нужно всегда разговаривать. Даже при выполнении необходимых процедур: купание, отход ко сну, мама всегда должна активно общаться с ребенком, то есть петь ему песенки, рассказывать различные прибаутки, стишки, использовать забавы - забодайка, прятки, ладушки. Этими действиями стимулируется речевая деятельности малыша, он старается запомнить, повторить различные звуки.

В этом возрасте уже можно предложить игры, развивающие мелкую моторику: сортировать по разным баночкам, коробочкам фасоль, орехи. При этом необходимо следить за безопасностью. Для развития тактильных ощущений давайте малышу поиграть с тканями, материалами разнообразной фактуры. Очень полезны пальчиковые игры: считалки, ладушки, сорока-белобока.

Детский лепет

При исполнении 6 месяцев ребенку развитие, вес и рост, безусловно, важны в плане соблюдения норм, но не стоит забывать, что в этом возрасте малыш уже начинает «разговаривать». Из речи взрослого человека ребенок уже способен выделить отдельные слоги. Он произносит их на разный лад, при этом сам прислушивается к себе. «Словарный запас» уже содержит около 40 звуков.

Иногда малыша нужно оставлять в кроватке наедине со своими игрушками, пусть он учится занимать себя сам. Что касается чужих людей, стоит сказать, что в этом возрасте дети очень настороженно ведут себя с посторонними, прячутся за маму, могут заплакать. Поход в поликлинику, возможно, станет переживательным испытанием.

Питание ребенка 6 месяцев

Вес ребенка в 6 месяцевсоставляет уже 7 кг (+1), конечно, ему уже недостаточно только маминого грудного молока. Если все показания развития в норме, то необходимо вводить прикорм.

Педиатр посоветует, какие продукты лучше вводить в рацион первыми. Если малыш быстро прибавляет в весе, можно начать с фруктов, овощей или кефира. При недоборе веса подкармливайте кроху молочной кашей. Соблюдайте главное правило прикармливания: за раз давайте ребенку какой-либо один продукт, начинайте с одной чайной ложечки, при этом докармливайте смесью или грудным молоком. За неделю объем прикорма доведите до нормы, если отсутствуют какие-либо аллергические реакции. Лучше начинать прикорм в первой половине дня, так можно проследить за реакцией организма. Структура продукта должна быть однородной, без соли и сахара (знакомство с ними произойдет позже). Ребенок 6 месяцев не сидит спокойно, когда мама пытается кормить его с ложечки.Можно дать ему в руку ложку, так малыш почувствует себя участником процесса кормления.

Отслеживайте реакцию организма

При введении в рацион прикорма стул ребенка, конечно, изменится. Он уже будет не просто кашицеобразным, а выглядеть более оформленным. Если ребенка при введении прикорма ничего не беспокоит, вводите дополнительные продукты и увеличивайте дозу. Ведите специальный календарь, где отмечайте, когда произошло знакомство с новым продуктом, а также реакцию ребенка.

Итак, если ребенок 6 месяцев рост, вес имеет соответствующие нормам развития,то одно из дневных кормлений смесью либо грудью можно смело заменять прикормом. Как прикармливать лучше проконсультироваться у своего педиатра.

Если малыш не в настроении или нездоров, не стоит заставлять его пробовать новый продукт, лучше это сделать, когда наступит более благоприятный момент.

Режим дня

Соблюдайте режим. Несмотря на то что ребенок повзрослел, старайтесь кормить его и укладывать спать в одинаковые часы. Это пойдет только на пользу. В этом возрасте малыш уже меньше спит, активно изучает окружающий мир, учится понемногу передвигаться. Его активные действия, конечно, меняют режим дня. Он уже больше общается, играет. Продолжительность сна с каждым днем сокращается, однако не стоит игнорировать режим.

Сон. Время активности

Полугодовалый малыш должен спать 2-3 раза в день. На практике это не всегда удается соблюдать. Уговорить шалуна лечь в кроватку очень сложно, ведь вокруг столько нового, интересного, так что перед ночным сном отдавайте предпочтение спокойным занятиям, мирному общению. Для распределения равномерного отдыха лучше укладывать малыша один раз до обеда, а второй раз после полдника.

Активно малыш развивается во время игр, купания, прогулок. День можно начинать с утренней зарядки. Самые легкие упражнения («потягушечки»), проводимые мамой, смогут взбодрить малыша после сна. После завтрака необходимо погулять с малышом. Летом, когда погода позволяет, гулять лучше как можно дольше, если ребенку это нравится. Хорошо, если малыш засыпает в коляске. Зимние гуляния должны быть менее продолжительными. При морозе более 15 градусов лучше не выходить. Никогда не оставляйте коляску без присмотра, проснувшись, ребенок начинает активно двигаться и может даже перевернуть её.