Почему плачет малыш. Почему дети плачут

Новорожденные и детки до года часто плачут без видимых причин. Но на самом деле причина есть. Как ее определить маме без опыта и помочь крохе? Как правильно держать на руках новорожденного и как еще можно успокоить грудничка?

Источник: Pixabay

Основным навыком первого месяца жизни ребенка можно считать адаптацию, привыкание к основным реалиям младенческой жизни: прикладыванию к маминой груди, перевариванию молочка, сну и бодрствованию. Это все то, чего малыш не делал в утробе матери. И это действительно большие перемены. Неудивительно, что новорожденный ребенок постоянно плачет. Причин много, давайте разбираться.

Причины плача, если ребенок здоров

Причина плача ребенка следующая:

  • ребенок хочет кушать — об этом вы можете догадаться по ищущему ротику и чмоканью;
  • переполнился памперс или мокрая пеленка — крохе некомфортно;
  • новорожденный нуждается в маме, ее тепле, запахе, плачет от одиночества или скуки. Особенно это касается деток, имеющих проблемы с нервной системой;
  • малыш плачет, потому что устал и хочет спать;
  • ребенку жарко, или он замерз.

Как понять причину, если ребенок заболел

Одной из самых распространенных и неприятных причин детского плача является боль. В этой ситуации важно успокоить малыша, понять, что у него болит, и обязательно показать малыша врачу. Плач при боли имеет оттенок страдания, а не недовольства. Как правило, он ровный, непрекращающийся, со вскриками.

Основные причины:

  1. Колики. Как правило, кишечные колики беспокоят совсем маленьких деток - до 3–5 месяцев. Боль начинается внезапно - малыш притягивает ножки к животику, стучит ими, заходится в крике. Приступ может длиться от нескольких минут до нескольких часов и заканчивается внезапно. Часто облегчение приносит отхождение газов или дефекация. Особенность таких колик - вне приступов ребенок хорошо кушает и спит, прибавляет в весе, добр и весел.
    ПОМОЩЬ: можно помочь, приложив к животику теплую пеленку. Помогает массаж живота по часовой стрелке, минуя область правого подреберья, приведение ножек к животику и теплая ванна с ромашкой. Если же боль в животике сопровождается сниже­нием аппетита, изменением стула и другими неприятными симп­томами - к врачу.
  2. Головная боль. Головная боль, или так называемая грудничковая мигрень, как правило, возникает у новорожденных с синдромом перинатальной энцефалопатии (повышенное внутричерепное давление, нарушение мышечного тонуса, возбудимость). Такие малыши плачут при пасмурной, ветреной или дождливой погоде, а боль может иногда сопровождаться тошнотой и даже рвотой. В этой ситуации помогут ле­­карственные препараты, прописанные неврологом.
    ПОМОЩЬ: главное, что вы должны сделать для малыша во время плача, - не раздражаться. Даже если вы устали и за окном ночь, проявите нежность, заботу и внимание. Ваши ласковые руки могут успокоить и помочь. Не злитесь на малыша, ведь, если он плачет, значит, ему плохо. Не оставляйте без внимания этот факт!
  3. Прорезывание зубов. У большинства прорезывание зубов сопровождается дискомфортом и даже болью. В результате ребенок может капризничать, плакать, у него может повыситься температура, появиться жидкий стул.
    ПОМОЩЬ: помогут силиконовые прорезыватели или напалечник с шипиками и бугорками, которым мама может почесать десны малыша. Педиатр посоветует противовоспалительные и обезболивающие гели, которые можно наносить на десны. В тяжелых случаях - препараты на основе парацетамола или ибупрофена.
  4. Раздражения. У детей очень тонкая и чувствительная кожа, поэтому на ней легко возникают опрелости и раздражения. Это и становится причиной для беспокойства и плача. Для пеленочного дерматита характерны покраснение, шелушение, отеч­ность.
    ПОМОЩЬ: При пеленочном дерматите необходимо уделить внимание гигиене, используя гипоаллергенные мягкие средства. Полотенцем нужно промокать, но не тереть. Памперсы менять регулярно, даже если они наполнились не полностью, - каждые три часа и после каждой дефекации.При смене подгузников важно тщательно очищать кожу и устраивать воздушные ванны, во время которых кроха лежит голеньким.

Как успокоить ребенка: экспресс-массаж для грудничка

Представьте: можно быстро успокоить ребенка и снять боль буквально одним пальцем. Какие же родители от такого откажутся? Освойте грудничковый массаж.

  1. Новорожденный не спит
    Мягко помассируйте по часовой стрелке точку:
    у внутреннего края лучезапястной складочки ребенка (находится между кистью и предплечьем);
    в центре макушки (можно просто погладить малыша по головке);
    между бровками;
    в наружном углу глаза (с двух сторон сразу).
  2. Ребенок возбужден, испуган, плачет без остановки
    Воздействуйте круговыми движениями на точку в центре внутренней части подбородка: 9 раз по и против часовой стрелки (3–4 минуты).
    Несильно сдавливайте, разминайте и слегка растягивайте средние пальчики на каждой руке (по 2–3 минуты).
  3. У ребенка болит живот
    Слегка нажимайте на точку посередине между низом грудины и пупком, вращая по часовой стрелке 1–2 минуты.
    Так же одновременно помассируйте и парные точки на 2 см правее и левее пупка малыша (2–3 минуты).

«На ручки!» - каприз или потребность

Новорожденный ребенок постоянно плачет и успокаивается только на руках? Чувствовать мамино тепло, ее запах, стук сердца - значит быть в безопасности. Стоит ли лишать ребенка этого чувства только потому, что некоторые советчики твердят: «Ты его избалуешь!», «Будешь всю жизнь носить на руках» и тому подобные глупости?

Первые 3 месяца после появления крохи на свет называют четвертым триместром беременности или периодом новорожденности. Физиологически задумано, чтобы этот период малыш провел рядом с мамой, в том числе - у нее на руках. Не отказывайте новорожденному младенцу в этом. Помогите ему мягко адаптироваться к окружающему миру: новым запахам, звукам, картинкам, ощущениям.

Малыши, которым не отказывали в потребности побыть на ручках, растут более спокойными и меньше капризничают.

Еще одна причина плача

Все же часто основная причина того, что новорожденный ребенок плачет и просится на ручки, не «что-то болит» или «просто капризничает». Скорее всего, в данный момент ребенку жизненно необходимо быть с мамой или папой: он испытывает неуверенность, страх, беспокойство, а может, просто хочет удостовериться: все в порядке, мир не изменился за те несколько минут, когда он был один в кроватке. Родители рядом и любят его. Это очень важный, ключевой момент!

Последние исследования доказывают, что у детей, которых с рождения носили на руках долго (столько, сколько кроха требует) и с любовью, уже к 2 месяцам количество эпизодов плача сокращается, малыши лучше спят ночью, а со временем становятся более спокойными.

Кстати, важно не только носить кроху на руках, но и обеспечивать контакт кожа к коже - он обладает целебным действием! У младенца стабилизируется дыхание и сердцебиение, налаживается пищеварение, снижается уровень гормонов стресса.

И конечно, отказывать малютке в базовой потребности быть поближе к родителям - нельзя! Это все равно что сказать: «Нам сейчас не до тебя!»

Как правильно держать на руках новорожденного

Родители, особенно папы, часто боятся подступиться к новорожденному и взять его на руки: вдруг сделают больно, сломают что-нибудь?

КАК НЕЛЬЗЯ

  • Не делайте рывков, резких и стремительных движений.
  • Не подхватывайте кроху одной рукой - только обеими сразу!
  • Не вынимайте из кроватки, подтягивая за ручки (тем более за одну): это опасно.
  • Когда держите кроху перед грудью, его ножки не должны свисать - разведите их так, чтобы он обхватил вас с боков.

Ребенок лежит на:

  • спинке Обхватите его под спинку двумя руками: большие пальцы спереди, остальные - сзади. Головку поддержите средними и указательными пальцами;
  • на животике Берите малыша так же, но только теперь ваши большие пальцы должны лежать на спинке, а остальные - под грудью. Головку поддерживайте свободными пальцами под подбородок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Дети в 3-4 года – довольно самостоятельные люди: посещают садик, предпочитают занятия по душе. К тому же они достаточно взрослые, чтобы рассказать о своих потребностях. Тогда откуда берутся истерики и капризы, которые так беспокоят родителей? Что делать уставшим мамам, если трех- или четырехлетний малыш постоянно плачет и капризничает?

Трехлетний возраст – это благодатное время для эмоционального и познавательного развития детей. Они приобретают новый опыт, больше понимают и, в то же время, остро переживают конфликты. На все эти проблемы накладывается кризис трех лет, когда прежде покладистые детишки становятся плаксивыми, капризными и строптивыми, наотрез отказываясь выполнять требования взрослых. Часто они ведут себя некрасиво: топают ножками, плачут, кричат, швыряют предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости.

Причины детских слез и капризов

Многие родители не понимают, почему их ребенок постоянно плачет и капризничает. А источники такого поведения обычно лежат на поверхности, только не всегда их можно сразу распознать.

  1. Малыш требует вашего внимания, ему недостает общения с родителями, он хочет видеть доказательства собственной «нужности». Желание материнской любви и ласки – базовая потребность ребенка.
  2. Капризничая, дети хотят получить желаемое , например, подарок, сладость, разрешение погулять – то, что мамы и папы не разрешают по непонятным для малышей причинам.
  3. Ребенок протестует против родительского диктата , чрезмерной опеки, демонстрируя желание стать независимым и самостоятельным. Это характерно для авторитарных методов воспитания. Вспомните, как часто вы говорите сыну или дочке: «Быстро надень эту кофту», «Прекрати глазеть по сторонам».
  4. Плач и капризы могут быть и без явной причины. Возможно, малыш переутомился, не выспался, наблюдал семейную ссору. На детское настроение влияют многие составляющие, поэтому нужно их все проанализировать.

Давайте рассмотрим каждый вариант подробнее и узнаем, что делать родителям, если ребенок в 3-4 года постоянно капризничает и плачет.

Желание общаться

Совет одновременно прост и сложен: если желаете избежать слез и капризов, проводите больше времени с детьми. Конечно, часто родителям не хватает времени на тесное и полноценное общение с ребенком. Но главное здесь – не количество минут, а их качество . Не нужно бросать домашние хлопоты, общайтесь со своим чадом в процессе их реализации.

Почаще устраивайте общие праздники и семейные посиделки. Помимо традиционного застолья, придумайте интересные развлечения, конкурсы для всех членов семьи. Еще один способ – сходить в цирк, парк аттракционов, выехать за город. Было бы желание, а вариантов весело провести время с домочадцами масса.

Реакция на запреты

У малыша должна быть возможность изучить окружающий его мир. Ваша задача – помочь, а не мешать детской любознательности. Для этого нужно установить четкие границы дозволенного , упорядочить требования и снизить количество запретов, оставив лишь самые важные . Обычно они касаются детской безопасности, и выполнять их нужно неукоснительно.

Сделайте ребенка помощников в домашней работе , преподнеся новые обязанности в игровой форме. Готовите обед? Предложите малышу помыть овощи или «покормить» куку. Стираете одежду? Дайте ему таз и предложите постирать свою кофточку. В совместных хозяйственных делах есть несколько плюсов. Во-первых, вы контролируете действия своего чада. Во-вторых, можете ему объяснить опасность бытовых предметов.

Самоутверждение

Ребенок в 3-4 года начинает воспринимать родительскую опеку не только как проявление любви, но и как подавление самостоятельности и досадную помеху. В этом возрасте детям требуется своеобразный баланс заботы и свободы. Вы ведь не хотите воспитать «удобного» малыша, который доставляет мало хлопот, но и сам не стремится к свершениям?

К примеру, трехлетка плохо себя ведет за обедом: отказывается от каши, требует других блюд, отодвигает кружку с киселем. Если вы станете заставлять его, он продолжит капризничать, а тут недалеко и до полноценной истерики. Смиритесь с тем, что теперь он самостоятельная личность и имеет право выбирать как список блюд, так и объем порции. Поверьте, с голода он точно не умрет.

Неявные причины капризов

Дети рождаются с разными типами нервной системы. Более «сильные» малыши устойчивы к раздражителям, не плачут из-за каждого пустяка. Ребенок с неустойчивой нервной системой раним, его реакция на неприятности и трудности слишком эмоциональна.

У таких детей незначительная боль вызывает истерику, комок в каше приводит к рвоте, а избыток впечатлений за день лишает сна. Капризы и слезы – постоянный спутник трех- и четырехлетних меланхоликов. Родителям следует предупреждать появление истерик, а при длительном стрессовом состоянии нужно обратиться за консультацией к неврологу или психологу.

Что делать?

Если ребенок в 3-4 года постоянно капризничает, проанализируйте все вышеперечисленные причины и попробуйте устранить их. Старайтесь предупреждать появление стрессовых ситуаций.

Если все-таки нытье началось, попробуйте переключить интерес малыша на что-либо другое.

«Смотри, какие огромные слезки льются из глаз. Давай-ка соберем их в баночку» , – говорит одна изобретательная мамочка.

Предложите крохе какой-то новый предмет или интересное занятие: посмотрите вместе мультик или почитайте любимую книжку . Совместное общение поможет ему почувствовать вашу любовь и избавит от неконструктивных способов привлечения родительского внимания.

(28 голосов : 4.04 из 5 )

Ваш ребенок часто плачет, а вы не видите для этого никаких причин. Поверьте, такого не бывает. Причина для слез всегда есть. О том, почему малыш может плакать, как выяснить причину, как предотвратить слезливость, вы и узнаете из замечательной книги практикующего детского психиатра Алевтины Луговской. Воспользовавшись ее советами и рекомендациями, вы не только измените характер малыша, но и узнаете, как стать ему и мамой, и настоящим другом.

Глава 1. Почему малыш плачет?

Давайте для начала, дорогие родители, разберемся, что же такое детский плач и чем он может быть вызван. Выяснить это важно, потому что только зная корни слез, можно устранить и то и другое. И еще хочу сказать, что неверно думают родители, которые, не поняв, почему дитя бесконечно льет слезы, считают тем самым плач беспричинным. Поверьте, такого не бывает.

Плач – сигнал, рефлекторно возникающий у грудных детей из-за чувства голода, жажды, желания спать и позывов к естественным оправлениям. В последующем плач сигнализирует о любом неприятном, непереносимом чувстве, доходящем до степени аффекта: остром беспокойстве и страхе, печали и тоске, раздражении и возбуждении.

Разнообразные функции плача – каприз (истерика), протест, просьба, требование, жалоба (обида), плач-сигнал, плач-разрядка – составляют сложную психологическую структуру, то есть своеобразный язык.

Для постороннего слуха детский плач – неприятный раздражитель. Мама всегда умеет уловить в нем нотки, указывающие, чего хочет ее малыш. Если взрослые пытаются использовать любые средства, чтобы прекратить детский плач, они рискуют не просто увеличить дистанцию между собой и ним, но и воздвигнуть настоящую стену равнодушия и непонимания.

Однако есть дети, которые плачут явно больше других. Они проливают слезы по каждому поводу: сочувствуя любимым персонажам сказки или увидев мертвую бабочку, слыша крики и громкие голоса, испытав физическую боль или вступая с кем-то в конфликт.

Плач является сильным психическим переживанием, своего рода эмоциональной встряской, возникающей на фоне предшествующего напряжения, возбуждения или заторможенности.

Он может быть следствием разрядки напряжения, подобно переполненной грозовой туче, из которой проливается дождь. Облегчение, испытываемое после плача, в какой-то мере способствует улучшению настроения, представляя таким образом средство регуляции эмоционального тонуса.

Иногда плач говорит об ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребенок, об унижении его чувства собственного достоинства, оскорблении и обиде. Часто он возникает как способ привлечения внимания родителей, как своеобразная просьба помочь, вмешаться, разрешить ту или иную волнующую проблему. У эмоционально безучастных родителей плач малыша в этом случае достигает градации крика отчаяния, как бы призывая их быть более отзывчивыми к нему. Он таким образом жалуется на того, кто его обидел, на плохое самочувствие, боль, неспособность реализовать свои желания.

Многие родители жалуются на неспокойное поведение детей: капризы, раздражительность, слезы из-за каждого пустяка, переходящие в истерики, когда ребенок падает на пол, начинает биться ногами или руками. Надо постараться выяснить причину такого поведения и попытаться ее устранить.

Особенно часто у матери вызывает тревогу ничем не объяснимый крик грудного младенца. В таких случаях, если вы убедились, что видимой причины для беспокойства нет, и врач, осмотрев его, сделал заключение, что он здоров, не следует по каждому его крику подбегать к нему, брать на руки и ублажать, невовремя кормить, только чтобы успокоить. Иначе грудничок привыкнет к тому, что криком он может добиться всего, чего хочет. Неправильные приемы успокоят его только на короткое время.

Начнем с того, что плачем в первые годы своей жизни малыш выражает естественные потребности, то есть хочет есть, пить, справить нужду или ему неуютно в мокрой одежде. Ребенок еще не умеет говорить и выражает все свои желания через плач, привлекая этим самым внимание родителей.

Позже, когда малыш научится произносить свои первые слова и, казалось бы, уже должен ими выражать свои желания, он все равно плачет и капризничает, если чего-то хочет. Это происходит рефлекторно, потому что в подсознании заложена информация о таком способе исполнения желаний.

Нервная раздражительность часто возникает у него в том случае, если он неотступно требует невозможного. Порой предмет этот ему совсем не нужен, просто криком и слезами он привык добиваться своего.

Возможна и ситуация, что уже в раннем возрасте ребенок приучен быть спокойным и веселым лишь в присутствии взрослых. Он чувствует себя комфортно лишь тогда, когда рядом кто-то находится, на него обращают внимание. А это нежелательно, так как чревато неприятными последствиями.

Если малыш не находит себе занятия и испытывает потребность в непосредственном контакте с родителями, он может выразить свое желание, чтобы привлечь внимание взрослых, слезами, хныканьем, жалобами на различные несчастья и таким образом достичь своей цели. Если он совсем маленький, его возьмут на руки и попытаются успокоить, то есть проявят какое-то внимание.

Общение очень много значит для малыша. Правильно поступают те родители, которые уделяют этому достаточное внимание. Но не стоит и потакать и исполнять все прихоти: давать все, что ни попросит, постоянно брать на руки и неотступно находиться рядом, отбросив все дела и заботы.

Примерно на шестой неделе жизни, часто при наступлении вечера, малыш начинает плакать, корчиться, проявлять признаки болезни. В то же время он чистый, выпил достаточно воды, ему не жарко… Это состояние называется «вечерним беспокойством». Не пугайтесь. Такое часто бывает, но проходит, так как соответствует фазе беспокойного пробуждения, которая исчезает к третьему месяцу жизни. У него нет другого способа разрядить напряжение, накопленное за день, и он разряжается таким вот способом. Считайте, что это – трудности приспособления новорожденного к ритмам дня и ночи.

Когда у малыша начинают резаться зубки, он становится очень раздражительным и плаксивым. Зубки – очень болезненный процесс: десны набухают, чешутся и болят, сильно бежит слюна, у него поднимается температура.

Плач может являться и следствием эмоционального расстройства, когда малыш боится или не в состоянии выразить вслух свои чувства и желания. Такое возможно при контакте с чужими, незнакомыми ему людьми. Часто на улице или в транспорте мы слышим такие выражения: «Прекрати верещать, а то отдам тебя дяде!» или « Будешь тетю ножками пинать, она заберет тебя с собой!»

Обычно такие угрозы дают отрицательный результат. Но есть дети с очень чувствительной и ранимой психикой, на них подобные предупреждения производят очень сильное впечатление, вызывают страх. А слова «Давайте, давайте, я ее к себе заберу!» могут вызвать панический ужас от перспективы провести всю жизнь в обществе чужих людей. Ведь малыш принимает все сказанное за чистую монету.

Такие угрозы развивают у детей стойкое неприятие посторонних людей, и в дальнейшем ведь свободно и непринужденно они чувствуют себя лишь в знакомой обстановке, в кругу близких и родственников.

Если малышу холодно или жарко, а он не знает, как об этом сказать, он, естественно, начинает плакать. Так же он выражает свои эмоции, когда оправится в штанишки. Конечно, кому понравится ходить в мокрой одежде! И малыш громким криком призывает исправить досадные недоразумения.

Раздражительность, слезы и капризы иногда являются следствием перегрузки впечатлениями, когда вы ведете его по магазинам, в гости, гуляете в парке, идете в зоопарк или катаетесь на каруселях, где много народа и шума. Малыши по-разному реагируют на шумы и большое скопление людей: кто-то быстро привыкает, а кто-то очень боится и даже может в результате заболеть.

Малыш не хочет ложиться спать, поэтому начинает капризничать и плакать. Всей вашей нежности может оказаться недостаточно при нежелании ребенка ложиться спать, его плач наполняет все уголки дома. Для разрешения этой ситуации потребуется много терпения. К такому плачу следует относиться, как к процессу постепенного перевоспитания, вроде отвыкания от вредной привычки.

Детям, как и взрослым, тоже снятся сны. Но так как ребенок не может пока найти объяснения многим предметам и явлениям, они, естественно, его пугают. Как известно, нам чаще всего снятся сны, связанные с предыдущими событиями. И если ему приснилось что-то незнакомое, непонятное, это вызывает его страх и – как следствие – слезы. Другими словами, малышу приснился кошмар.

Он может расплакаться не только из-за страшного сна. В мире существует очень много такого, чего ребенок еще не знает и не может объяснить, отсюда и сильный испуг, и малыш начинает плакать вплоть до истерики и болезненных спазмов.

Когда ребенок заболевает и не может объяснить, что у него болит, он начинает плакать от боли, капризничать, отказывается есть, беспокойно спит.

В первые годы жизни он находится под постоянным наблюдением участкового врача. Очень важно, чтобы он не боялся его посещения. Обычно дети связывают белый халат с болью, уколами, неприятным ощущением, когда его слушают или смотрят горлышко, и начинают плакать, вплоть до истерики, упираются, дерутся, не дают врачу сделать осмотр, отталкивают его руки.

Плач – естественная реакция, если малыш упал или ударился. Конечно, ему же больно. Дети вообще очень серьезно воспринимают свои неудачи. Даже если он несильно ударился, все равно сделает из этого целую трагедию, ведь ему важно, чтобы на него обратили внимание, посочувствовали и пожалели.

Иногда дети не хотят надевать то, что им предлагают родители, – и опять капризы, слезы и прочие действия вплоть до раскидывания одежды.

Не все ребятишки быстро привыкают к садику. Иногда для их адаптации к новой обстановке и привыканию к другим детишкам необходимо приложить очень много усилий и терпения. Ведь ребенок считал естественным, что с ним всегда должна быть мама. Попадая в незнакомую обстановку и теряя из вида родителей, малыш пугается и начинает искать их, выражая свое недовольство плачем.

Он может плакать, если его обидели другие дети. Например, его толкнули, не поделили игрушку, отобрали книжку с интересными картинками…

Плачем он выражает недовольство, когда у него что-нибудь не получается. Например, ребенок попытался самостоятельно, но безуспешно надеть носочки. Носочек переворачивается, ножка никак не хочет в него попадать. Малыш начинает нервничать и плакать, как бы привлекая внимание взрослых, чтобы ему помогли.

В первые годы детишки сильно потеют, оправляются на пеленки или в ползунки. Все это отрицательно сказывается на состоянии их кожи. Поэтому очень важно регулярно купать их. Но не все любят водные процедуры и выражают свое недовольство криками и плачем, устраивают «концерты», привлекая внимание не только родных и близких, но даже и соседей, которые с недоумением прислушиваются к громким крикам за стенкой и мучительно гадают, что же такого делают с ребенком, раз он так надрывно плачет.

Слезы могут быть результатом наказания. Они вообще очень влияют на психическое развитие ребенка. Он может замкнуться, озлобиться, так как видит связи между своим поведением и наказанием, оценивая его только как насилие со стороны взрослых.

Особенно обидным кажется малышу наказание без причины, когда он совсем не виноват. Например, на прогулке кто-то толкнул его в грязь, естественно, он испачкался, испугался и расплакался. Придя домой, он ищет сочувствия у мамы, а она начинает на него кричать, потому что ей опять придется стирать. Она ведь не разобралась в ситуации, не расспросила его о том, как это произошло. В результате дитя, зареванное и обиженное, стоит в углу, отбывая наказание.

Плачущий ребенок, будучи в состоянии аффекта, плохо воспринимает замечания, советы, приказы, значит, воспитывать при плаче бесполезно. Недопустимо наказывать его, плачущего, так как он легко может забыть, за что был наказан, да и само состояние плача по своей сути является наказанием для него.

Существует расхожее мнение, что детские слезы легко осушить. Действительно, продолжительность эмоционального состояния у малышей до пяти лет относительно невелика, но сила эмоций не уступает, а порой даже превосходит аналогичное состояние у взрослых.

Горе ребенка по поводу пропажи любимого котенка не менее велико, чем горе взрослого, потерявшего близкого человека. И отмахнуться от него в такой ситуации просто нельзя, даже если он забудет об этом через две недели. А страх быть брошенным в раздевалке детского садика? Взрослым кажется, что 15 минут ничего не изменят, и они ошибаются.

Переживания и эмоции требуют больших силовых затрат, поэтому не перенасыщайте день малыша комплексом событий, пусть даже и приятных. Это может вызвать неожиданную рвоту, капризы, слезливость и расстройство сна.

Глава 2. Что делать родителям?

Нельзя вообще не обращать внимания на плач сынишки или дочки. Этим можно нанести непоправимый урон доверию к взрослым. Когда плач носит явный характер истерики, самое лучшее – не подкреплять его повышенным вниманием, а предоставить возможность выходу нервного напряжения. В остальных случаях с плачем следует разобраться, что возможно только при доверительном контакте и гарантии отсутствия наказания.

Прежде всего малыш плачет, выражая естественные потребности. Это очень легко выяснить, предложив ему поесть или попить. Он плачем сообщает, что у него мокрая пеленка или одежда. Проверьте и смените их. Ребенок постарше, возможно, так просится на горшок. Действовать в такой ситуации проще простого: посадите его на горшок и побудьте с ним, отвлеките разговором или покажите игрушку.

Он может расплакаться, если ему жарко или, наоборот, холодно. Это вы определите по состоянию его кожи: кожа будет мокрой, потной, если ему жарко, и прохладной, пупырышками (гусиная кожа) – если малыш замерз. Выяснив причину, постарайтесь ее устранить. Вообще, детишкам очень нежелательно перегреваться, это для них страшнее холода. Не делайте из него неженку, не закутывайте его, превращая в капусту, это быстрее приведет к заболеваниям.

Плаксивость и капризы чаще всего являются следствием болезни. Он может раскричаться потому, что у него болит животик, отсутствует стул больше положенного времени. Для устранения дискомфорта используйте легкий массаж живота. Массаж выполняется по часовой стрелке, поглаживающими движениями. Следите, чтобы ваши руки были теплыми, используйте детский крем для лучшего скольжения рук по его телу.

Если эффект отсутствует, выведите газы. Для этого положите малыша на левый бочок и сгибайте его ножки, прижимая их к животику. Можно использовать другой метод – вставить газоотводную трубочку. Последним средством, если отсутствует положительный результат, является клизма. Положите малыша на левый бок и сделайте клизмочку теплой кипяченой водой.

При проявлении какого-то серьезного заболевания ни в коем случае не занимайтесь самолечением, ведь вы не знаете, чем болен ребенок. Вызовите участкового врача на дом. Первыми симптомами болезни, как правило, являются вялость, сонливость, отказ от еды. Обратите внимание на состояние кожных покровов, посмотрите горлышко, проверьте стул. Обязательно измерьте температуру тела.

Как известно, когда ребенок болен, у него снижается аппетит, поэтому не пичкайте его через силу, не давайте еды как можно больше. Еще один важный момент: даже если малыш болен, не удерживайте его насильно в постели. Поскольку постоянное пребывание в постели сопровождается плачем в связи с нежеланием лежать, знайте, что энергии на слезы малыш затратит не меньше, чем на ходьбу.

Оденьте его соответственно температурному режиму, но ни в коем случае не половину гардероба – перегрев очень опасен для детей, особенно когда они больны.

Нередко случается, что и после выздоровления сохраняется нервозное и плаксивое состояние. Наберитесь терпения. Не отвечаете ему своими раздражением и криками, а в первую очередь позаботьтесь о строгом соблюдении установленного режима в соответствии с состоянием и возрастом ребенка: вовремя укладывайте его спать, правильно кормите и почаще бывайте на свежем воздухе. Уделите своему ребенку как можно больше заботы и ласки, ведь даже взрослый человек, когда болен, требует к себе повышенного внимания. Постарайтесь отвлечь его от последствий, к которым привела болезнь (слабость, неуравновешенность), не нарушайте привычный режим, это может только навредить.

Ребенок плачет, капризничает, не хочет идти на прием к врачу. Прежде всего необходимо поговорить с ним, объяснить, почему вы идете в поликлинику и как будет проходить этот визит. Отношения ребенка и врача складываются через родителей, ведь это они приводят его на прием, объясняют причину прихода, симптомы заболевания. Поэтому очень важно объяснить ему, что в таком визите нет ничего страшного, что ему не сделают там больно. Ни в коем случае нельзя ребенка пугать уколами и больницей. Представьте себе, что вы можете на всю жизнь вселить в малыша страх и неприязнь к людям в белых халатах.

Ребенок капризничает, плачет, не хочет укладываться спать. Конечно, ведь с первых дней жизни он привык к вашему постоянному присутствию, не хочет расставаться, оставлять игрушки и идти в постель. Ему необходимо, чтобы вы какое-то время побыли рядом. Сядьте на край кровати, расскажите ему какую-нибудь добрую историю, сказку, почитайте книжку или просто посмотрите с ним картинки. Можете тихонько спеть песенку или просто поговорить о прошедшем дне.

Это позволит малышу спокойно завершить свой день. Расспросите его о том, что интересного произошло, поделитесь с ним своими делами, но сделайте это так, чтобы ему было понятно. Его любимая игрушка должна находиться рядом, чтобы он мог до нее дотянуться. Ведь дети очень любят спать с игрушками. В этот момент вы должны уделить малышу максимум внимания и ласки, так как это очень важно для него и для вас и способствует укреплению ваших отношений.

Иногда малыш, наоборот, капризничает потому, что хочет спать, но никак не уснет. Побаюкайте его, приласкайте, сделайте расслабляющий массаж. Побудьте с ним немножко, постарайтесь настроить его на сон.

Чтобы приучить малыша добровольно укладываться спать, первым делом необходимо успокоить его. Пусть он поплачет несколько минут, затем подойдите и приласкайте его. Постепенно увеличивайте разрыв времени перед приходом к нему, когда он начинает плакать. Со временем он поймет, что его не покинули, когда он спит, любящие родители рядом. Вы дадите ему понять, что любите его, что вы всегда с ним. Так он успокоится, привыкнет и будет засыпать без капризов.

Если малыш отказывается есть, не кормите его насильно, не кричите на него. Запаситесь терпением. Скажите, что есть надо, чтобы вырасти большим и здоровым, например как папа; посадите на стол игрушку и «покормите» ее, чередуя – одну ложку кукле, другую – ему. Есть еще один общеизвестный способ – это съедать по ложке за каждого из членов семьи: за папу, за маму, за бабушку…

Ваш малыш не любит и не хочет купаться. Что же делать в такой ситуации? Прежде всего постарайтесь объяснить ему, для чего это делается. Расскажите, как важно соблюдать чистоту тела. Вспомните сказку «Мойдодыр» про мальчика, от которого убежала вся одежда, потому что он был грязнулей. Напомните ему, как он болел в последнее время, и постарайтесь убедить, что если он будет купаться, никогда не заболеет.

Используйте самые различные игрушки, которые можно мыть. Сейчас существует множество заводных водоплавающих игрушек, способных отвлечь его при купании. Попускайте вместе мыльные пузыри. Самое главное – вы должны находиться рядом, ни в коем случае не оставляйте малыша одного в ванной, потому что он не только может захлебнуться, но и очень напугаться воды.

Иногда нежелание купаться связано с попаданием мыла или шампуня в глаза. У него сохраняются неприятные ощущения, поэтому он начинает плакать. Используйте специальные моющие средства для детей, которые не вызовут раздражения при попадании в глаза.

Малыш упрямится и не хочет одеваться, начинает нервничать, плакать, раскидывать одежду. Выясните, почему он протестует. Может, он хочет надеть свою любимую вещь, позвольте, если это возможно, сделать ему выбор самому. Или, показав вещь, заинтересуйте каким-нибудь узором, скажите, что кофточка или штанишки красивые, теплые и удобные.

Иногда малышу не нравится одежда, потому что ему в ней неудобно, но он не может выразить это словами. Если вы идете на улицу, а дитя возражает против теплой курточки, объясните, что на улице холодно, покажите, что вы тоже тепло оденетесь. Но ни в коем случае не переходите на крик, не одевайте ребенка силой. Это отрицательно скажется на ваших дальнейших отношениях.

Малыш растет, развивается, учится, приобретает какие-то навыки. Когда у него что-то не получается, он может расплакаться, раскидать предметы, игрушки. Плачем в данном случае он призывает вас на помощь, так как сам не может справиться. Выясните, чего он хочет. Помогите ему это сделать, но не кричите на него, и уж тем более не стоит помогать ему молча. Примерно это может выглядеть так: «Давай я тебе помогу. Я покажу тебе, как это сделать, а ты повторишь» или «Давай сделаем вместе».

Ребенок не хочет идти в ясли или детский садик. Учтите, что он попадает в незнакомую ему обстановку и период адаптации может быть самым различным – кто-то привыкает очень быстро, а другому потребуется больше времени. Ведь малыш лишается вашего присутствия и очень боится остаться в незнакомой обстановке без вас.

Объясните ему, зачем вы отдаете его в садик. Постарайтесь внушить, что вы это делаете не для того, чтобы избавиться от него, не потому, что он вам надоел, вы устали или у вас есть более важные дела, а чтобы помочь ему интересней и насыщенней проводить время.

Чтобы малыш быстрее адаптировался, нужны усилия и терпение. Ни в коем случае нельзя силой тащить ребенка в садик, кричать на него и пугать тем, что вы его не заберете домой, если он не перестанет плакать. Постарайтесь, чтобы хождение в детсад не стало для него психологической травмой, а, напротив, оказалось радостным событием. Следует его заранее подготовить к этому.

Придя в садик, малыш уже должен иметь навыки умывания, самостоятельного одевания, садиться на горшок. Следовательно, заранее прививайте ему необходимые бытовые навыки, чтобы у него оставалось побольше времени для игр и не было обидных проблем, связанных с неумением что-то делать самостоятельно.

Подробнее расскажите о детском садике, о том, чем ребенок там будет заниматься. Обязательно скажите, что он уже большой и вы гордитесь им, ведь он может теперь ходить в садик, как вы – на работу.

Постарайтесь убедить его, что в садике не обидят, что там есть другие ребятишки, игрушки. Можете взять с собой его любимую игрушку, чтобы ему было спокойнее, так как кусочек дома и всего того, к чему он привык, находится с ним. Не убегайте сразу же, как приведете малыша. Не спеша разденьте его и за руку проведите в группу, заинтересуйте его чем-нибудь, чтобы малыш отвлекся.

Есть дети, которые очень долго не могут привыкнуть к садику, боятся туда ходить, сопротивляются, плачут. В группе они забиваются в угол, ни с кем не играют, избегают воспитателей. Прежде всего попытайтесь поговорить с ребенком, установите причину, может быть, к нему плохо относятся воспитатели или обижают другие дети?

В садике в ходе общения у малышей, как и взрослых, могут возникать конфликтные ситуации. Чаще всего это происходит из-за игрушек. Его могут толкнуть, обидеть, отобрать игрушку, с которой он хотел поиграть. Поговорите с ним и, выяснив причину, попытайтесь ее устранить, но это не значит, что вы срочно должны перевести малыша в другие ясли или садик. Наберитесь терпения, действуйте постепенно, подробно расспрашивайте его о том, чем он занимался, с кем играл. Все это поможет ему поверить, что в садике ему будет хорошо, и он прекрасно может играть до прихода мамы с другими детьми.

Как известно, дети очень любят подвижные игры, любят побегать и очень часто падают, пачкаются. Нельзя за это наказывать, кричать. Это ведь естественно для его возраста и очень полезно для его развития. Представьте, что получится из ребенка, если он будет смирно сидеть на стульчике, лишившись привычной подвижности? Может развиться мышечная слабость, он будет больше предрасположен к заболеваниям, отстант от сверстников.

Если малыш упал, сильно стукнулся, содрал коленки, не кричите на него, он и без того напуган. Постарайтесь успокоить, отвлечь, осторожно обработайте ранки. Объясните, что это не так страшно и скоро заживет.

Если малыш «перегрузился» впечатлениями, ему трудно понять и воспринять большой объем полученной информации «переварить» ее, он начинает капризничать, плакать. Надо поговорить с ним о его впечатлениях, постараться выяснить, что его раздражает или, наоборот, заинтересовало. Если ему что-то непонятно, не отмахивайтесь, постарайтесь объяснить ему так, чтобы он понял.

Ни в коем случае нельзя пугать и обманывать ребенка. Потрясение, вызванное испугом, может пагубно сказаться на его психике, он может начать заикаться, подергиваться, будет бояться темноты, громких звуков, комнаты, в которой никого нет. Если малыш капризничает, плачет, ни в коем случае не пугайте его волками, ведьмами и другими страшными персонажами, это может привести к развитию психических заболеваний.

Иногда малыш может расплакаться, потому что ему просто скучно. Попытайтесь развеселить его. Предложите ему какое-нибудь занятие, займитесь чем-нибудь вместе. Заинтересуйте ребенка. Посмотрите книжку с картинками, поиграйте во что-нибудь, в конце концов, просто пообщайтесь с ним. Очень часто родители отмахиваются от детей, мотивируя это своей усталостью, занятостью. Все это может достаточно плачевно закончиться. Он замкнется в себе, затаит обиду, и вы рискуете потерять не только его доверие, но и вообще ребенка как личность.

Простого и универсального рецепта здесь нет. Однако можно с уверенностью сказать, что чувствительность и ранимость являются признаками психического склада таких детей, свойствами их нервной системы. Изменить эти врожденные особенности по своему желанию нельзя. Тем более здесь не помогут, а скорее даже принесут отрицательный результат такие средства воспитательного воздействия, как уговоры, упреки, наказания, крики, насмешки. Любые насильственные меры вызовут увеличение напряжения и волнения, еще сильнее ослабят нервную систему малыша, отнимут силы и уверенность в себе.

Даже самые любящие родители не смогут оградить свое чадо от жизненных неприятностей, ведь нельзя же все время держать ребенка под стеклянным колпаком. Поэтому самая простая тактика в общении с такими детьми – не раздражаться на их плач. А вот побыть с ними рядом – лучшее средство для их успокоения. Дайте почувствовать ему, что вы готовы прийти ему на помощь, ведь это так важно для него.

Попробуйте переключить его внимание на что-то другое, дать какое-то конкретное задание, чтобы оно заинтересовало малыша и, конечно, было ему под силу.

Словом, самое главное, что требуется от родителей, – это терпение. Не забывайте, что высокая эмоциональная чувствительность тесно связана с отзывчивостью, добротой, сердечностью, готовностью прийти на помощь, встать на защиту слабого, а это очень ценные человеческие качества!

Поэтому, как ни странно это звучит, прислушайтесь к детскому плачу, вникните в его смысл, а не пытайтесь как можно быстрее прервать его, осушить ребячьи слезы. Плач и слезы – язык детского общения, так не будьте глухи к нему лишь потому, что разучились говорить на нем сами.

Если ребенок боится посторонних людей, конечно же, он выражает это при помощи слез. Боязнь чужих – типичная форма дезадаптированного поведения малыша. Именно в это время он очень остро нуждается в вашей поддержке, понимании, защите. Спокойная, доброжелательная семейная атмосфера способствует снятию напряжения и позволяет достаточно легко справиться с проблемой.

Мир ребенка пока еще в основном ограничен стенами дома, двориком или детским садом, поэтому появление незнакомого лица вызывает настороженность малыша. Если посторонний человек ведет себя безобидно с его точки зрения, например не трогает его игрушки, не хватает в охапку его родителей, настороженность постепенно проходит. В противном случае, это может перерасти в панический страх и даже стойкую фобию.

Хорошо, когда родители с пониманием относятся к этой проблеме. Значит, они не позволят себе совершить насилие над ребенком только ради того, чтобы продемонстрировать перед знакомыми свои достижения в области воспитания подрастающего поколения.

Если ваш малыш плачет, не торопитесь вызывать врача или напичкивать его таблетками и микстурами, просто погладьте его по головке. Теплые мягкие руки матери коснулись малыша, погладили спинку, животик, грудку, чуть дольше задержались на лбу, и малыш успокоился.

Потрясающий эффект, правда? Но в этом нет ничего необычного. С давних времен известно, что массаж имеет успокаивающий эффект, тем более если его делает мама. Она как бы передает малышу свое тепло, спокойствие, и он перестает плакать и капризничать. Проявив максимум терпения и внимания, в будущем вы будете вознаграждены за это здоровьем и благополучием своего ребенка.

Глава 3. Мама + малыш = дружба

Как же завоевать доверие ребенка? Как вызвать его на откровенность? Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда очень трудно вернуть потерянное доверие, уважение и авторитет.

Прежде всего не надо этого доверия терять. Ведь с первых же дней своего существования малыш видит в вас свою защиту и всегда бежит к маме, когда его кто-то обидит или у него что-то не получается. Так что не спешите нарушить физическое и эмоциональное единство, возникающее между вами и ребенком. Улыбнитесь, поговорите с малышом, и неважно, что он не понимает смысла ваших слов, для него главно, что с ним общаются, имеет значение интонация, с которой вы произносите слова.

Единство, установившееся между вами и малышом с первых же дней его существования, со временем, конечно же, изменится, но все равно останется единством матери и ребенка, только перешедшим в новое, осмысленное качество. Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только матерью, но и другом.

Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Значит, мало говорить ему, что его любят, он должен в полной мере находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле он чувствует себя очень одиноким.

Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым, потому что в любую минуту ожидает опасности. Постоянная настороженность нервирует его, делает пугливым и плаксивым. Ни в коем случае нельзя обманным путем добиваться чего-либо от него.

Например, если мама ушла в магазин, а папа говорит, что мама скоро вернется и принесет чего-нибудь сладенького, малыш начинает в ожидании бегать от окна к окну. А когда мама наконец-то приходит и не приносит обещанных отцом сладостей, у него появляется разочарование, и от обиды он плачет. Если такое случается неоднократно, малыш перестанет вам доверять.

Недостаток материнской любви и внимания приводит к тому, что малыш замыкается в себе, становится одиноким рядом с близкими людьми. А ведь детское одиночество – вещь довольно страшная. Родители занимаются решением своих проблем: карьерой, финансами, личной жизнью, – предоставляя ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним исключительно вопросами ухода.

Очень большое значение имеет общение со сверстниками. И если малыш стесняется сам пойти на контакт с другими детьми, ему необходимо помочь. Здесь неоценима помощь взрослых. Его нужно представить другим детям по имени, спросить, во что они играют и не примут ли еще одного участника. Обычно среди ребят всегда находится кто-то, кто берет новичка под свое покровительство, помогает ему освоиться в новой компании.

Но порой случается так, что его могут обидеть, обозвать, придумать ему обидное прозвище. После подобных инцидентов ребенок замыкается, предпочитая одиночество.

Может статься, что нелюдимым его сделал собственный проступок, вызвавший сильный эмоциональный стресс. Играя с другими детьми, малыш мог по неосторожности уронить своего товарища, попасть снежком… Вид крови и безутешные рыдания могут произвести сильнейшее воздействие на психику малыша. В результате он отказывается от привычных игр, не общается с друзьями, не выходит на улицу, часами просиживая дома, и на все уговоры отвечает потоком слез.

В этом случае нельзя его уговаривать или ругаться. Можно помочь ему восстановить душевное равновесие, поговорив, объяснив ситуацию так, чтобы у него рассеялся комплекс вины.

Занятость современных взрослых – один из признаков нашего времени, когда родители умудряются, кроме основной работы, бегать по подработкам, иметь две службы, брать дела на дом. А если ребенка воспитывает мать-одиночка? Здесь вопрос воспитания нормального, полноценного человека стоит очень остро.

Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу. Но считать себя первопричиной всего, происходящего с ним, отнюдь неправильно. Ребенок способен отвечать за свои поступки. Стоит его попросить что-то сделать самому, он поймет, что должен отвечать за свои действия. Бесконечные наставления и напутствия, а тем более сетования и причитания после его неблаговидного поступка, приведут его к агрессии.

Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя. Откройте глаза. Ведь вы привыкли все ему запрещать и требовали безоговорочного подчинения. Это удобно для вас. Но постарайтесь понять, что у ребенка есть свое «я», собственные дела, стремления, потребности, самостоятельность. Осознав это, вы сможете трезво оценить ваши с ним отношения.

Проанализируйте свое поведение, свое отношение к малышу, каждый жест, слово, действие, поставьте себя на его место, и это позволит вам наладить взаимопонимание.

Важно понять, что воспитание – это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, нравственное, духовное, интеллектуальное) между взрослыми и ребенком.

Чтобы успешно воспитывать ребенка, родители непременно должны корректировать свое поведение, заниматься самовоспитанием, не подавать дурных примеров. Если же хотите добиться от него бесприкословного выполнения своих требований, которым на самом деле не следуете сами, это удастся только через меры принуждения: ребенок будет выполнять требования формально, из-за страха перед наказанием. Этот страх, в конечном счете, порождает обман, лицемерие, хитрость…

Понимаем ли мы своих детей? Понять человека значит увидеть причины его поступков, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Чтобы научиться понимать, необходимо снизить завышенные требования, которые он просто не в состоянии выполнять.

Объяснить поведение ребенка можно, проанализировав, в каких условиях происходит его развитие. Если на малыша постоянно кричали, применяли физическое наказание, у него, скорее всего, сложится потребность избегать подобных потрясений и, как следствие, проявятся такие отрицательные черты, как лживость, пугливость, недоверчивость, агрессивность…

Если малыша оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, ребенок становится ленивым, безвольным, будет избегать любых дел, а значит – притворятся, заискивать, ловчить, обманывать.

Другой вариант, когда малыша просто избаловали: покупали дорогие вещи и игрушки, ни в чем ему не отказывали. У такого ребенка развиваются непомерные притязания, но вместе с тем и неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд. Запомните, что недостаток общения нельзя заполнить дорогими игрушками, вещами, беспрекословным выполнением всех его желаний.

У малыша будут слабо развиваться интеллект, мышление, способность переживать, интерес к знаниям, если вы не читали ему книжек, мало общались с ним. Ведь интеллектуальные задатки закладываются с раннего детства, поэтому общайтесь с ним, приучите его любить книги, но не заставляйте читать насильно – получите обратный, отрицательный эффект.

Иногда родители очень ревностно занимаются образованием детей. С раннего возраста нанимают репетиторов, отдают в престижные садики и учебные заведения со специальными уклонами, загружают музыкальными школами, танцами и т. д. Но как-то забывают спросить его самого о том, нравится ли ему все это. Заметьте, что очень малое число детей занимаются пением, танцами, музыкой с удовольствием.

Не загружайте малыша тем, что ему неинтересно. Попытайтесь выяснить его пристрастия и подобрать соответствующее занятие. Дайте ему право выбора, право решить самому, чем ему заняться.

С самого раннего детства развивайте способности у детишек. Пробудите в их душе внимание, возбудите представления и наблюдательность. Для этого используйте самые различные предметы, учите описывать их, рассказывать об их назначении. Развивайте умственные способности, которые помогут малышу найти себя в будущем.

Для развития у малыша чувства любви, сострадания можно завести какое-нибудь домашнее животное. Он с гордостью будет всем сообщать, что у него есть хомячок или котенок. Покажите ребенку, как правильно за ним ухаживать, чем кормить, как вообще нужно обращаться с ним. Если вы заметили, что он обижает зверька, объясните, что он тоже живой и ему больно. Расскажите, что зверек лишился своих родителей, ему очень одиноко, и необходимо, чтобы о нем кто-нибудь позаботился.

Приучите его самого заботиться о животном, и вы увидите, какой будет результат. Это воспитает в нем не только любовь к природе и животным, но поможет понять свою значимость, необходимость для кого-то, избавит от чувства одиночества. Ребенок другими глазами посмотрит на ваши с ним отношения, что поможет их укреплению.

Поймите, то, чем занят малыш, необычайно важно для него, даже если вам кажется, что это не так. Приведу такой пример из своей практики. Ко мне на прием пришла молодая мама и рассказала: «Однажды ко мне подошел сын и попросил с ним поиграть. Я в это время смотрела интересную передачу и объяснила малышу, что сейчас занята, а поиграю с ним позже. Через некоторое время, зайдя к ребенку в комнату, я увидела, что он засовывает под кровать игрушку, потом достает ее и снова засовывает. Я позвала ребенка обедать, на что получила такой ответ: „Я сейчас занят, приду попозже“.

Женщина не знала, как реагировать на такой ответ. Подобное повторялось неоднократно. Я объяснила молодой маме, что ребенок во всем подражает ей, и, на его взгляд, то, чем он занимается, очень важно для него. Поэтому ему непонятно возмущение мамы его поведением. Ведь он ждал, пока закончится важная для мамы передача. Так почему же она не хочет подождать?

Иногда, для того чтобы ребенок понял, что такое забота и уважение, ему самому необходимо о ком-то позаботиться. Например, вы пришли с работы, устали, у вас сильно болит голова, на работе неприятности. Малыш пытливо на вас посматривает, недоумевая, почему вы в таком состоянии. Попросите его принести вам попить. Расскажите ему, не вдаваясь в подробности, что вас обидели на работе, дайте малышу проявить сочувствие, пусть он вас пожалеет. Так он поймет, что вы нуждаетесь в нем, не можете без него.

Если вы заметили у своего малыша склонность ко лжи, постарайтесь открыть причину. Нередко ложь возникает от страха наказания. Не наказывайте его слишком строго, тем более следует избегать телесных жестоких наказаний. Постарайтесь выяснить, почему ребенок солгал, вникните в его проблему. Может быть, поговорив с ним, вы избавите его не только от этого порока, страха, но и от других комплексов.

Позвольте малышу проявить свою значимость, считайтесь с его желаниями (разумными, конечно!). Ведь самовыражение – главная, настоятельная потребность человеческой натуры.

Разрешайте малышу участвовать в ваших занятиях, независимо от того, чем вы занимаетесь, – моете пол или готовите завтрак. Ему очень важно ощущать, что ему доверяют что-то делать наравне со взрослыми. Ведь дети с раннего возраста начинают подражать родителям, очень быстро впитывая в себя все увиденное и услышанное. Привлечение ребенка к каким-то делам не только приучает его к труду, но и сближает с родителями. Такой ребенок будет с уважением и пониманием относиться к своим родителям, к тому, что они делают.

Необязательно поручать малышу что-то сложное, с чем он не в состоянии справиться. Дайте ему задание, которое он сможет выполнить: вымыть за собой чашку, протереть пыль со стола, наконец, сложить свои игрушки. Похвалите его, скажите, что он вам очень помог и без него вы бы не справились.

Ни в коем случае не кричите, если малыш пытается сделать то, с чем не в состоянии справиться. Посмотрите, как он пытается это сделать, помогите ему. Скажите, что он молодец.

Если вы, например, решили себе что-то сшить, а рядом крутится с куклой дочурка, привлеките ее к своему занятию. Дайте обрезки ткани, пусть тоже что-то делает. Если у нее что-то не получается, помогите ей. Не забывайте о похвале, ведь для ребенка она очень много значит.

Или другая ситуация: папа мастерит полочку в прихожую. Рядом крутится сынишка, хватает инструменты, гвозди, «путается» под ногами. Не прогоняйте его, не бойтесь, что он ударит себя по пальцам молотком или уронит инструмент на ногу. Пусть он помогает, скажите, что без него ничего не получится. Дайте такое задание, чтобы он его с радостью выполнил и чтобы оно было для него безопасным. Вы увидите потрясающий результат, когда сын с гордостью будет всем рассказывать, что он вместе с папой сделал полку.

Очень благоприятно влияют на отношения с ребенком совместные игры, которые несут не только удовольствие, но и образовательную информацию. Игры детей составляют их главное занятие, но их следует направлять таким образом, чтобы они возбуждали гармоничную деятельность всех душевных способностей малыша, не допуская односторонности.

Предложите ему игру на скорость, например кто быстрее соберет пирамидку. Конечно же, вам следует поддаться, а когда малыш с гордостью покажет, что он первым это сделал, похвалите его.

Играя с малышом или занимаясь каким-то делом, вы сближаетесь с ним. Ребенку интересно с вами, вы составляете одно целое.

Очень благоприятно влияют на отношения в семье прогулки. Вы, наверное, часто наблюдали картину, когда малыш, крепко держась за руки папы и мамы, с гордостью вышагивает на прогулке. Побегайте с ним, поиграйте в какие-нибудь игры, покачайте на качелях, поваляйтесь в снегу или покидайте в цель снежки. Совместные прогулки не только поднимают настроение, способствуют лучшему физическому развитию малыша, но и укрепляют взаимоотношения.

Маленькие дети, казалось бы, в таком несмышленом возрасте удивительно тонко воспринимают любые, в том числе самые сокровенные, чувства своих родителей. В обычных условиях именно гармоничное сочетание этих чувств создает у ребенка ощущение уверенности и счастья.

Чтобы между вами существовали взаимопонимание и доверие, вы должны всю свою любовь и внимание подарить малышу, с раннего детства приучать к труду, уважению взрослых, ценить дружбу. Уделяйте ему как можно больше внимания, не отмахивайтесь от его детских проблем, как от назойливой мухи.

Постарайтесь стать своему ребенку настоящим другом, и тогда вы увидите его сияющие глаза и поймете, что для него вы не просто мама, предмет обожания и преклонения, надежная защита и опора, вы – его самый верный и надежный друг.

Долгожданная встреча мамы и малыша состоялась, вроде все прошло так, как нужно. Но почему плачет кроха? Новоиспеченной маме не всегда понятно. Только спустя какое-то время мама сможет понимать своего малыша по интонации, длительности плача и другим критериям. Уже на второй неделе можно заметить, что в каждой ситуации новорожденный плачет по-разному.

Очень важно Причины Сильно плачет
чудо икает
Новорождённый Малыша мучает икота


Причин плача великое множество. Вот только самые основные из них, которые не относятся к проблемам со здоровьем малыша:

  • голоден;
  • мокрые пеленки, подгузник, одежка;
  • неудобно расположен, жмет одежда или швы;
  • холодно или жарко;
  • есть опрелости на коже;
  • устал, хочет спать;
  • хочет пообщаться;
  • страшно, когда писает или какает – непонятный процесс;
  • его укладывают, а он не хочет спать;
  • просто так – привлечь внимание.

Очень важно определить причину плача

Следующая таблица наглядно покажет, почему плачет новорожденный и как ему может помочь мама или няня. Здесь приведены самые частые причины и их основные симптомы.

Причина плача Симптоматика Помощь
Малыш голоден Сопровождается такой плач протяжным криком, при этом ребенок может покраснеть, обычно тянет ручки к маме Покормить, приласкать
Мокрые пеленки или подгузник Малыш хнычет, то сильнее, то слабее, хныканье непрерывное. Может появиться икота Поменять подгузник, переодеть во все сухое, согреть на ручках
Неудобное положение Начинается такой плач с хныканья, затем ребенок начинает кричать, размахивать руками и ногами, пытаясь сместиться в более удобную позу Если малыш в пеленке – заново запеленать. Сначала можно попробовать просто сменить ему положение
Ребенку жарко Ребенок хнычет, кожа может слегка покраснеть, может появиться сыпь. Малыш пытается освободиться от пеленок или одежды Убрать один слой одежды, снять чепчик, в жаркую погоду обтереть мокрой пеленкой
Ребенку холодно Новорожденный в этом случае плачет пронзительно с постепенным успокоением, в конце может появиться икота. Еще один признак – кожа живота, груди или спинки прохладная. Одеть потеплее, укрыть одеялом
Новорожденный сильно плачет во время кормления (отит, воспаления слизистой рта, заложен нос) Жадно глотает сосок, тут же начинает резко плакать, голову запрокидывает назад По всем трем причинам вызывают врача. А заложенность носика убирают с помощью «груши», затем можно продолжить кормление.
Новорожденный сильно плачет после кормления Подгибает ножки к животику, хмурит лоб, морщится, жалобно вопит Во-первых, нужно проверить, правильно ли ребенок прикладывается к груди. Захватывает ли он всю ореолу соска или только сосок? Когда он ест, не должно быть слышно сильного чмоканья. Во-вторых, после каждого кормления нужно 15-20 минут поносить его «столбиком».
Новорожденный плачет от кишечных колик Сопровождается сильно пронзительным криком с перерывами в 5-20 минут. Животик малыша нужно погреть, приложив к своему животу или положив его на грелку. Можно сложить в несколько раз, прогладить утюгом детскую пеленку и также приложить к животику ребенка. После кормления малышу дают попить укропную водичку или специальные детские препараты, которые можно купить в аптеке
Опрелости на коже Покраснения, ранки, шелушение в паховой области или на попке Обработать специальными средствами (маслом, присыпкой, кремом). Чаще менять подгузник или пеленку
Новорожденный плачет перед тем, как собирается пописать Немного затихает, как бы прислушиваясь, и сразу начинает плакать Вызвать врача
Когда какает Процесс дефекации сопровождается сильным покраснением лица вместе с громким плачем В течение дня давать водичку, если ребенок на смешанном или искусственном вскармливании
Справиться с запором можно помочь, раздражая анус ребенка острым кончиком градусника, смазанном подсолнечным маслом. Вводить можно максимум на 1 см!
Малыш просто устал Это больше похоже не на плач, а на хныканье Покачать, уложить спать
Режутся зубы Текут слюнки. Кусает пальчики, отказывается от груди, пропадает аппетит, нарушается сон Помассировать легонько десны, дать пожевать холодный прорезыватель, смазать специальными мазями для десен
Хочет пообщаться Тогда новорожденный не постоянно плачет, а как только пропадает из виду мама, и тут же успокаивается при ее появлении Взять на руки, спеть песню
Не хочет спать Капризничает, вылезает из пеленки Распеленать, дать немного погулять
Легковозбудимая нервная система Плач без причины Убрать громкий звук, яркие предметы, чаще гулять на улице. Обратиться к невропатологу

Мучается от колик?

Колики – одна из главных причин детского плача. До сих пор нет определенного мнения, почему они у ребенка возникают. Что это: газообразование в пищеварительной системе или малыш просто не может контролировать свои эмоции, может он чрезмерно чувствителен ко всему окружающему.

Главный признак наличия колик – новорожденный тужится, и тут же плачет. Продолжается плач непрерывно, очень долгое время без видимых причин. Начинается это беспокойство в основном в послеобеденное время, длится оно до самого вечера, но вполне может быть и круглосуточным. Поэтому говоря о том, почему новорожденный ребенок постоянно плачет, можно смело допускать, что причина – кишечные колики.

По внешним признакам можно заметить, что:

  • малыш коленки поджимает к животику;
  • кулачки его при этом сжимаются;
  • он начинает сильно активничать.

У ребенка нарушается прием пищи и сон, речь уже не идет о том, как успокоить бодрствующего малыша, новорожденный уже плачет и во сне. Бывает, просыпается, ищет грудь только для того, чтобы с плачем от нее отказаться, как только начнет кушать. А заснув, просыпается с еще более громкими криками.

Начинается этот мучительный период, когда плач новорожденного возникает по поводу и без приблизительно на 2-3 неделе жизни и тянется до 2-3 месяцев. К концу этого срока плач постепенно пропадает, все чудесным образом успокаивается, начинается спокойная жизнь.

Когда обращаться к врачу?

Очень часто на женских форумах мамочки интересуются, почему их новорожденный ребенок плачет во время мочеиспускания. Конечно, проблемы может не быть – зачастую плач во время этого процесса обусловлен страхом у ребенка всего нового и неизвестного. Но причиной могут быть куда более серьезные вещи:

  • инфекционные заболевания мочеполовой системы;
  • неправильное расположение крайней плоти.

Причины малыша могут быть совершенно разные

В той или иной ситуации нужно показаться доктору, который наверняка отправит еще сдавать анализы мочи и крови, а только тогда поставит диагноз.

К врачу нужно также обратиться в том случае, если ваш новорожденный тужится и затем орет. Возможно, он мучается запором и газообразованием, а доктор поможет подобрать диету для мамы, либо детское питание для ребенка. Обязательно нужно обратить внимание на стул малыша и сравнить с употребляемой им пищей.

Симптомы газообразования наряду с жидким или кислым стулом, длящиеся несколько дней, серьезный повод для того, чтобы обратиться к педиатру.

Почему нельзя игнорировать?

Сколько на свете детских психологов, столько и мнений по поводу беспричинного плача у детей и методов борьбы с ним. Правильней всего будет разобраться, почему новорожденный беспокоен во время игры или во сне, во время еды или прогулки.

Нашим бабушкам рекомендовали не подходить к плачущему ребенку в течение 20 минут, дабы он выплакался. Сегодняшние педиатры убеждены в том, что во время плача у ребенка вырабатывается гормон стресса, влияющий пагубным образом на его мозг. Ученые в этой области тестировали слюну плачущего ребенка и обнаружили в ней большое количество гормона кортизола, который очень опасен для неокрепшего мозга малыша. Природой задумался плач как естественный способ ребенка обратить на себя внимания в тот период его жизни, когда он еще не умеет говорить.

Сильно кричит после кормления

Если окружающий мир ребенка настолько жесток, что на плач никто не обращает внимания, то пользоваться этим природным способом малыш скоро совсем перестанет. В ближайшем будущем родители такого малыша не будут задумываться о том, как успокоить своего новорожденного, когда он плачет, а о том, как избавить его от страхов, ведь они будут преследовать малыша отовсюду.

Это не говорит о том, что нужно бросаться к малышу по каждому всхлипу, а быть внимательней к своему ребенку, объяснять даже самому маленькому, как устроен мир, что мама физически не может находиться всегда рядом. Возможно, ребенок не поймет значение слов, но по эмоциональной окраске разговора, он поймет, что все хорошо, мама снова к нему вернется, нужно только немножко подождать.

Малыш только родился, и вот он уже постоянно плачет. А мамочки, тем более, которые родили в первый раз, сходят с ума, так как они еще пока не знают, почему грудничок плачет, и не могут опознавать «сигналы» своего малыша. Как же определить, почему новорожденный постоянно плачет, каким образом можно помочь и необходимо ли собственно ему помогать?

Почему новорожденный плачет: основные причины

Если начинают плакать взрослые люди , то, вероятней всего, им на самом деле плохо, то есть произошла какая-то неприятность, при этом довольно серьезная. Что относительно грудничков, то у них не настолько все однозначно. В первую очередь, это их природа: грудничок начинает плакать, так как он не может по-другому выразить свои эмоции и чувства. Поэтому определяя плач детей , и почему это происходит, не нужно впадать в панику. Необходимо сохранять оптимизм!

Однако существуют более серьезные причины, почему ребенок плачет. Нужно их систематизировать. Среди наиболее распространенных причин плача необходимо выделить такие.

Инстинкт

Это именно тот плач, который прекращается сразу же после того, когда мама на руки берет младенца. Малышу страшно, он «жить» не может пока один в этом мире, потому начинает звать на помощь. Инстинктивно ребенку необходимо ощущать тепло и запах мамочки. Не нужно переживать, что ребенок станет «ручным» и избалуется. Тактильный контакт с мамой - это как способ успокоить малыша, а также стимулировать его психическое и физическое развитие.

Жажда и голод

Первое, что обязано в голову прийти взрослым, почему плачет грудничок, это то, что он голодный. Пища - это очень важная потребность малыша, и в первые годы своей жизни он «говорит» плачем о голоде. К счастью, определить, хочет ли малыш есть, довольно просто. Нужно предложить ему смесь или грудь. Между прочим, в первые 4-5 месяцев , тем более, когда малыш находится на грудном кормлении, у него еще не вырабатывается режим питания. Большинство мам кормят ребенка не по режиму, а тогда, когда он этого требует. Потому вполне логично, что взрослые еще не смогли приспособиться к пищевым потребностям своего чада.

Если грудничок начинает нервно и громко плакать, совершая небольшие перерывы, то, скорей всего, малыш голодный. Можно предложить ребенку смесь или грудь.

Плач голодного ребенка имеет определенные особенности , по ним его можно отличить.

После приема пищи грудничок тут же успокаивается.

Сон, перевозбуждение и переутомление

Очень частая причина плача и порой истерики у ребенка – перевозбуждение нервной системы. Организм малыша еще довольно слабый, ему трудно даже своим телом управлять. Потому он начинает быстро утомляться. А когда вместе с этим ребенок перегрузился впечатлениями и перевозбудился, то увеличивается на его организм нагрузка. В результате ребенок сильно хочет спать, но при этом не может уснуть. Следствием является перед сном истерика с «захлебами», которая очень сильно может пугать неопытных мамочек.

Для того, чтобы не допустить этой проблемы, необходимо не забывать о том, что грудничку непременно требуется режим сна, при этом организовать его нужно так, чтобы ребенок легко смог расслабиться, и чтобы малышу ничто не мешало. Мерный шум, хорошо проветренная и полутемная комната - это основные нюансы.

Когда ребенок перевозбудился, переутомился - ждите слез! Дети нервное напряжение «сбрасывают» с помощью плача. Зачастую именно этим обусловлены перед ночным сном детские истерики. Постарайтесь за час-два до сна малыша не разыгрывать .

Именно по этой причине педиатры не советуют грудного ребенка до месяца (да и вообще малышей до одного года) брать с собой в шумные и людные места, на футбольные матчи, концерты и т.д. Не стоит приглашать толпу родственников и гостей. Это вредно как в плане перевозбудимости, так и в плане и здоровья крохи (малышу не надо от посторонних людей получать лишние вирусы и бактерии).

Что можно сделать, когда ребенок начал кричать и плакать ? Нужно его взять на руки, покачать, дать грудь. Определенных малышей можно успокоить, если крепко спеленать.

Мочеиспускание

Малыш может начать плакать перед началом мочеиспускания. Просто определенные дети еще не могут понять, что это за такой процесс, и могут испугаться, если начинают писать. В данном случае не о чем переживать.

Но тут нужно быть довольно внимательным . Плач иногда вызывается и инфекционным заболеванием мочевыводящих каналов. Также нередко у мальчиков отмечается сращение крайней плоти, его можно диагностировать по сужению уретры и струе мочи «вбок», а у девочек – воспалительный процесс слизистой внешних половых органов. Плач малыша в данных случаях вначале похож на хныканье, однако перед тем, как начать писать, ребенок начинает сильно кричать и плакать. При этом увеличенная температура является показателем того, что происходит воспаление в мочеполовой системе. Необходимо срочно обратиться к педиатру и соблюдать его назначения.

Дефекация

Когда у ребенка в районе заднего прохода находятся небольшие трещинки, то дефекация причиняет ему боль и дискомфорт. Нужно внимание обращать на такие симптомы: ребенок тужится, кряхтит, плачет, морщится. Как правило, эта проблема появляется из-за частых запоров. В случае, когда у малыша регулярно случаются запоры, то нужно обратиться к врачу и сдать необходимые анализы.

Колики

Колики - это одна из самых частых причин плача у детей. Чаще всего они мучить начинают грудничков после кормления перед сном. В кишечнике газы причиняют довольно сильную боль, потому ребенок внезапно начинает плакать, вздрагивая, как будто его укололи, выгибается и сильно тужится. У определенных малышей крик начинает переходить в истерику «взахлеб». Плач продолжается, пока не закончится приступ коликов.

Для того, чтобы состояние малыша облегчить, нужно ему сделать «по часовой стрелке» массаж живота, а также очень простую гимнастику: согнуть ножки и плотно прижать к животу, подняв попку, после разогнуть и выровнять до упора. При выпрямлении ребенок пукает, и это указывает на то, что газы выходят и ему скоро будет легче.

Когда колики - это ваша «головная боль» каждый день, и малыш часто плачет, то необходимо об этом сказать вашему врачу. Помимо гимнастики и массажа , он порекомендует и иные средства.

Холод и жара

Малышам не нравится, когда им очень холодно или очень жарко. В обоих случаях они начинают чувствовать дискомфорт. Поэтому появляется вопрос, как определить, что ребенку жарко или холодно?

Когда малыш перегрелся , то он будет раскидывать в стороны ручки и ножки, вяло хныкать. Потрогайте ребенка: кожный покров будет горячим. У младенцев 5-6 месяцев и постарше уже вероятно повышенное потоотделение, потому покров кожи может являться влажным. Наиболее важными показательными являются на его теле складочки. В них собрался пот.

Когда малыша все время кутать, то может появиться такая болезнь, как потница. Чешутся и зудят прыщики красного цвета, которые иногда покрывают все тело ребенка. Это будет еще одной причиной, почему новорожденный плачет .

Когда ребенок замерз, то его плач напоминает вскрикивания, в конце они переходят в хныканье и стоны. Причем малыш активно дергает ручками и ножками. Зачастую признаком сильного охлаждения является икота. В этом случае необходимо заметить , что икота - это не все время симптом переохлаждения, однако если ребенок начал икать, то нужно вначале убедиться, не замерз ли он. Узнать это очень просто. Потрогайте его ножки и ручки. Когда они холодные, то наденьте на них варежки или носочки. Определить точно, мерзнет ли ребенок, смогут помочь животик, грудь и спинка. Когда они прохладные, то нужно утеплить вашего ребенка.

Плач во сне

Практически все мамы замечали , что новорожденный малыш во сне плачет. Причин для этого может быть несколько:

Не нужно ждать, когда малыш проснется окончательно. Возьмите на руки плачущего ребенка и покачайте его, приложите к груди. Чаще всего это именно то, что ему надо.

Иные причины

Когда удовлетворены все потребности малыша, однако он при этом продолжает постоянно плакать, то нужно внимание обратить на такие причины.

Подгузник

Вероятно, он уже мал малышу и начинает пережимать ему ножки. Нужно проверить, не оставляет ли подгузник на его коже красные полоски. Когда оставляет, то необходимо задуматься о приобретении памперсов, которые соответствуют весу малыша.

Плакать ребенок может и в случае , когда он опорожнился в подгузник, либо он переполнен мочой, а родители все не догадаются никак его заменить. Ребенку довольно дискомфортно лежать в этом памперсе, и он, естественно, будет возиться и беспокоиться.

Аллергия

Надо регулярно и тщательно изучать тельце малыша на предмет наличия появления аллергических реакций. Покраснения и высыпания могут зудеть и вызывать беспокойство вашего крохи.

Зубы

У большинства детей начинают прорезываться зубы не раньше полугода. Когда вашему ребенку уже около 6 месяцев, то потихоньку можно проверять его десны. Может вполне быть вызван плач именно этой причиной. Определить «зубы» можно легко: малыш будет чесать десны, в рот засовывать кулачки, нервничать, пускать слюни. У определенных малышей увеличивается температура.

Успокоить малютку можно такими способами:

  • Для начала, приобрести замораживающий специальный гель для десен, он сможет устранить неприятные симптомы;
  • Также необходимо ему приобрести специальную «зубочесалку» с водой внутри. Ее нужно положить в холодильник, вода охлаждается и непосредственно охлаждает приятно десна ребенка, создавая облегчение.

Полезно ли плакать?

На просторах сети интернета (да и многие наши бабушки также так считают) найти можно утверждения о том, что плач грудничку полезен: именно так развиваются и раскрываются легкие. Однако это неверно. В действительности вредно плакать грудничку, это негативно отражается на его характере и здоровье.

Николай Павлович Шабалов , известный российский неонатолог и педиатр, д.м.н. рассказывает в своей книге «Детские болезни» о вреде плача. Помимо этого, он утверждает, что плач (тем более с «закатываниями») является для здоровья опасным, обуславливая это тем, что во время продолжительного крика ребенок начинает поверхностно дышать, из-за этого вентиляция нижних отделов легких нарушается, и функция диафрагмы снижается. Из дыхательного процесса определенные участки могут даже легкого «выключиться».

Когда малыш постоянно плачет, да еще и с закатываниями, то следствием является появление бронхоспазма, а затем появится ателектаз - это состояние легких, которое характеризуется в них частичным или полным отсутствием воздуха. Главными осложнения ателектазов являются бронхоэктазы, пневмосклероз и пневмонии.

Внимание: Без причины здоровые дети не плачут! Когда грудничок все время плачет, то это ненормально, необходимо понять, что его беспокоит и избавиться от дискомфорта.

Не нужно оставлять без внимания плачущего новорожденного ребенка! Помимо перечисленных выше причин, малыш может удариться, запутаться, упасть, ручка или ножка застрять в прутьях кровати, ребенок может себя ударить игрушкой и т.д. Когда вы слышите плач , то нужно подойти и проверить, почему плачет ребенок.