Что способствовало развитию речи. Игры и упражнения, способствующие развитию речи. Последовательность работы над пониманием речи

Консультация для воспитателей

Тема: «Что способствует развитию речи у детей дошкольного возраста»

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе . Речь малыша развивается по подражанию. Поэтому большую роль в ее формировани и играет четкая, не торопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь.

К 2 годам , активный словарь у детей насчитывает 250 — 300 слов.

К 3 годам , 800 — 1000 слов. Речь становиться для ребенка полноценным средством общения.

К 5 годам , - 2500 — 3000 слов. Удленяется и усложнгяется фраза, улучшается произношение.

При нормальном развитии речи, к 5 годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения.

К 6 годам , - ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет досточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи.

Работая над развитием речи у детей, необходимо обращать внимание на произносительную сторону звуковой культуры речи.

Основные компоненты звуковой культуры речи:

Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, придают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение. Позволяет говорящему выражать разные чувства.

Мелодика речи - это повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов.

Темп — скорость произнесения речи.

Тембр — это эмоциональная окрашенность высказывания, придающая речи многообразные оттенки: удивление, грусть, радость.

Логические ударения — это смысловые выделения слова во фразе, путем усиления голоса.

Для формирования правильного звукопроизношения у детей должна быть положена последовательная отработка всех звуков родного языка.

    Начинать следует с простых для произношения звуков: - И - , - Ф -, - Т-

    Отрабатывается четкое произношение всех гласных и согласных звуков.

    Работать над умением выделять звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.

Чтобы речь ребенка развивалась правильно и совершенствовалась с каждым днем используйте:

1. Скороговорки и чистоговорки . Постоянное произношение определенных слов помогает выработать у малыша правильное звукопроизношение. Кроме того, развивает умение слышать и различать звуки устной речи.
2. Различные артикуляционные упражнения. Они направлены на подготовку речевого аппарата ребенка к четкому произношению. Логопеды советуют проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, повторяя одно и то же упражнение по несколько раз.
3. Живое общение. Говорите с ребенком как можно больше. Не заменяйте слова жестами, возгласами или действиями. Привлекайте ребенка к называнию предметов или комментированию своих действий. Спрашивайте: «Что ты держишь в ручках? Во что ты сейчас играешь? Как зовут твоих игрушек?» и т.д. Делайте вид, что не понимаете малыша, когда он указывает пальчиком на вожделенный предмет. Пусть словами скажет, что ему нужно.
Разговаривайте с малышом в группе: на занятиях, других режимных моментах, на улице. Всегда и везде, где предоставляется такая возможность.
4. Пересказы . Учите ребенка пересказывать пережитое или прочитанное событие. Интересуйтесь у малыша, как прошел его вечер дома, с семьей, с кем он играл на детской площадке, как провел выходные. Задавайте наводящие вопросы, стимулируя его продолжать свой рассказ. Избегайте сюсюканья, коверкания слов и подражания словечкам малыша.
5. Чтение. Читайте вместе интересные книжки. Со сказками и историями ребенок знакомиться с Ваших слов, поэтому уделяйте большое внимание собственной интонации и выразительности своей речи. Выделяйте голосом и интонацией речь разных героев. Чтение тренирует память малыша, расширяет словарный запас, стимулирует речь и формирует привычку слушать.
6. Упражнение на развитие мелкой моторики кисти рук малыша . Учеными доказано, что развитие детской речи неразрывно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому привлекайте ребенка к играм с кубиками, паззлами, мозаикой, конструкторами. Сначала это могут быть элементы большого размера, но постепенно их размер должен уменьшаться. Мальчиков можно увлечь навинчиванием гайки на болтик, а девочек - заинтересовать сборкой бусинок.
7. Наберитесь терпения. Если малыш произносит слова или отдельные звуки неправильно, не ругайте его и не муштруйте. Поправьте малыша. Попросите, чтоб он повторил это слово за Вами, и обязательно похвалите его попытку произнести звуки правильно.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут воспитать правильную речь у ребенка.

Все это способствует формированию правильного звукопроизношения у детей, т.е является профилактическим направлением логопедической работы в детском саду.

Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил – развивайте его ручки

Ум ребенка – в пальчиках.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Для детишек до года достаточно предлагать предметы и игрушки с различной поверхностью, листы бумаги, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки.

Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски (ребенок опускает в краску руку или пальчик и «рисует» на большом листе бумаги), пластилин (под присмотром взрослого) – его можно пока просто мять и разрывать на кусочки.

Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2-х лет предложите ребенку игры с пуговицами . Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик – тренажер для ножек, по которому можно ходить; или сделать забавные застежки. Детям нравится просто перекладывать пуговицы, распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки.

Очень полезны пальчиковые игры – потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Освоение ножниц – тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребенку что-нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки – сложнее).

После 3-х лет обязательно приобретите ребенку мозаику (сначала самую крупную), пазлы для малышей (большие кусочки); интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).

Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них – мышление, речь, внимание и т.д.

Предлагаю игры, направленные на развитие речи и не связанные напрямую с руками.

ИГРЫ ДЛЯ ЯЗЫЧКА

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела – «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».

Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)

Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.

Погулять язык собрался:
(открыть рот)

Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз – и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)

Не забывайте, что малыш воспринимает Ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», Вам придется повернуть язык вправо и наоборот. Можно записать текст на магнитофон, тогда Вы сможете полностью сосредоточиться на выполнении упражнения вместе с малышом. Можете придумать свою сказку про язычок с похожими движениями («сладкое варенье»; «грибок» – язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается, так растягивается уздечка языка; «толчки в стенку»- язык упирается в щеку изнутри, Вы немного давите на «шишечку»,образовавшуюся на щечке снаружи).

ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ
(материал: игрушки или картинки, изображающие называемых животных)

1. Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит: «Му-у». Так же и с другими картинками (как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т.д.).

2. Взрослый предлагает угадать по звукоподражаниям, кто пришел в гости.

– «Му-Му –у» – кто это мычит?
– «Мяу – мяу» – кто пришел?
– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?
– «Ко-ко-ко» – кто теперь?
– «Ква-ква-ква» – а это кто?
– «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос?
– «Тик-так, тик-так» – а это что?

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ
(игра на развитие внимания и звукового восприятия; материалом являются различные игрушки и предметы, котрыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д)

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь.

Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).

Упражнения на развитие речевого дыхания

Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, «глотания» звуков и слов.

«ОДУВАНЧИК»
(материал: цветок одуванчика)

На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.

«СНЕЖИНКИ»
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)

Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

«БАБОЧКА, ЛЕТИ!»
(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка)

Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

Читайте также:

Все о воспитании, Советы родителям

Советы родителям

Просмотрено

Чтобы увидеть самого себя – посмотрите в глаза своему ребёнку!

Советы родителям

Просмотрено

10 советов по сну на первые 6 месяцев жизни ребенка, чтобы вы могли немного отдохнуть!

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Развитие памяти через рифму

Наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы».

В возрасте 15-18-ти месяцев наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы» . Он знает уже некоторое количество слов, но еще не умеет их соединить так, чтобы получилось целое предложение.

Вот и получается, что каждое слово приобретает сложный смысл, указывающий на определённое желание, просьбу¸ требование или жалобу. Малыш говорит «фебе» с особенной интонацией, и только заботливая мама прекрасно понимает, что эти два слога означают «Мамочка, дай мне хлеба!»

Словарный запас расширяется

Если к полуторагодовалому возрасту ребёнок знает 15–20 слов, то к двум годам его лексикон расширяется приблизительно до 50-60-ти слов.

В этот же период он начинает складывать слова в первые короткие предложения: «Мама ушла», «Идем гулять», «Это кукла Маши». Маша, в данном случае, имя владелицы куклы, которая именно таким образом её называет.

Все дети в этом возрасте говорят о себе в третьем лице, поскольку осознание собственного «Я» ещё не сформировано: «Малыш», «Он», «Саша», то есть, так, как их называют окружающие.

Трудности коммуникации

Бывает, что у 18-20-ти месячного ребёнка внезапно происходят вспышки гнева, истерики, когда он произносит непонятные взрослым слова. У этих припадков ярости есть объяснение: малыш хочет что-то до вас донести, но у него не получается, не хватает слов.

У 1, 5-2-х летних детей наблюдается большой разрыв между тем, что малыш уже понимает и тем, что способен выразить при помощи речи. Часто такой разрыв становится ещё больше, поскольку дети не желают разговаривать. Они попросту молчат до определённого момента.

О таких детках родители обычно говорят: «Всё понимает, но сказать не может», и это действительно так. Вербальные возможности малыша ещё очень ограниченны, зато при необходимости он всегда найдёт иные средства, чтобы заставить взрослых понять себя.

Как развить речь?

С двухлетним ребёнком нужно проводить занятия по развитию активной речи. Конечно, это должно происходить в игровой форме.

  • показывайте малышу различные предметы, чётко произнося их название;
  • показывайте простые действия, называя их - так малыш узнает новые глаголы;
  • показывайте иллюстрации с изображением разных предметов и действий;
  • учите с ребёнком короткие стишки, народные потешки, пересказывайте их вместе;
  • малыши очень любят скороговорки. Выучите самые интересные и доступные из них и упражняйтесь вместе с крохой;
  • играйте в развивающие игры-задания: найди, принеси, спрячь.

Не забывайте о том, что, произнося слово-название, нужно проговаривать его медленно, выразительно, с паузами, соответствующими жестами, многократно.

Ваша задача - обеспечить правильное и, желательно, быстрое восприятие малышом речи окружающих.

Для полноценного развития речи недостаточно говорить с малышом о том, что он видит в данный момент. Нужно побуждать его вспомнить то, что он видел недавно. К примеру: «Помнишь ту собачку, которую мы видели на прогулке?» или «Какие ягодки мы собирали в саду?»

Подавайте пример правильной речи

Совершенствуйте пассивную речь ребёнка: обогащайте свой личный словарный запас, пользуйтесь всеми частями речи, говорите правильно, произносите каждый звук в словах чётко.

Расширять пользование речью - это значит, уметь правильно поставить вопрос и правильно на него ответить, уметь передать словами свои впечатления, эмоции.

Воспитывать в ребёнке навыки культурной речи - это означает говорить не спеша, негромко, не жестикулируя и не слишком артикулируя.

Тренировка голосового аппарата

Иногда малышу очень трудно воспроизвести отдельные звуки. Он присматривается к тому, как это делаете вы, старается, но это получается не сразу (особенно, если дело касается труднопроизносимых звуков).

  • чаще побуждайте ребёнка к чтению стихов, разговору;
  • показывайте предметы, в названиях которых встречаются «р», «ш», «ж» и другие труднопроизносимые звуки;
  • прослушивайте вместе детские диски и видеодиски с записями стихов, песен в исполнении профессиональных актёров и певцов;
  • важным аспектом в формировании речи является умение различать звуки, которое появляется не сразу, проходя несколько этапов формирования. К примеру, двухлетние дети не различают слова «мак» и «бак». Вообще все сходные по звучанию звуки они различают плохо: б-н, б-п, м-н, с-з.

Пальчиковые игры

Многие специалисты уверены, что на развитие речевых навыков детей большое влияние оказывает развитие рук, а особенно пальцев.

Таких игр - с веселыми песенками, стихами, инструментальным музыкальным сопровождением, существует очень много. Например, вот игра, которая не только способствует развитию мелкой моторики, но и учит малыша считать:

В маленьком домике пять этажей (гладим и массируем все пальчики по очереди)
Внизу живёт семейство ежей,
На втором этаже - семейство зайчат;
На третьем - семейка умных бельчат.
На четвёртом устроилась птица-синица,
На пятом - сова, очень важная птица.
Ну вот и пора нам обратно спуститься:
На 5-ом - сова, на 4-ом - синица,
Бельчатки на 3-ем, зайчатки - 2-ом,
На 1-ом ежи, мы к ним в гости идём.

Другие способы развития мелкой моторики - рисование пальчиковыми красками и лепка. Такие занятия развивают фантазию ребёнка, способности к творчеству и художественным способам самовыражения.

Позитивный настрой - главное условие занятий

И ещё одно важное условие: сохраняйте хорошее настроение во время игр и занятий с малышом. Хвалите кроху даже за самые незначительные успехи, никогда не принуждайте к тому, что ему не нравится и неинтересно.

И не сравнивайте его с другими детками, ведь каждый ребёнок начинает говорить в разное время. Кто-то переходит к предложениям уже к 18-ти месяцам¸ а есть молчуны, упорствующие до 3-х лет, а потом вдруг начинающие выдавать целые рассказы!

Просто занимайтесь, увеличивайте словарный запас малыша - это важно в любом случае.

Нравится

Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) - особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

  • Биологические: наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения.
  • Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.

Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

  • 0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
  • 2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
  • 3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.
  • 6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.
  • 7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
  • 9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».
  • 11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.

Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

  • 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
  • 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

Кто быстрее: мальчики или девочки

Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.

И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».

  • «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
  • «Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.

По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».

Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.

Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.

Как помочь развитию речи детей раннего возраста

Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.

  • Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры - чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка. Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. - мир так богат для тренировки чувства осязания!
  • Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
  • Зрение. Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны - они достаточно легкие и непременно привлекут внимание). Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками - это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
  • Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища - какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.

Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре - это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.

  • Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии - приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов - сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать - вдруг у вас растет будущий парфюмер?
  • Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги). Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками. Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
  • Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках - отличные тренажеры!

Речь - это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.

Как правильно формировать речь

  • Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
  • Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете. Разговаривайте с ним в течение всего дня.
  • Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
  • Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
  • Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
  • Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
  • Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
  • Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
  • «Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
  • Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
  • Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
  • Ставьте малышу детские песенки и сказки.
  • Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
  • Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
  • Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» - мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» - он отвечает: «Гав-гав», - мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
  • Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
  • Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», - «Таня хочет еще апельсинового сока».
  • Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» - «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
  • Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
  • Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
  • Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
  • Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
  • Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
  • Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
  • Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
  • Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
  • Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
  • Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
  • Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
  • И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!

На что обратить внимание

График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок.

Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

  • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
  • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
  • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
  • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
  • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

Логопедические занятия по развитию речи у детей

Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром - при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.

Что может сделать логопед. Логопед - это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.

Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.

Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.

Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства - обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.

Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное - помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.

Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!

Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания - конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться.

Понять ребенка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае - остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.

Некоторые родители занижают, а другие - завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором - постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.

Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя - образец для ребенка.

Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребенка.

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов.

Когда нужно обратиться к логопеду

Следует обратиться к логопеду, если:

До 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;

Ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет - идите к логопеду прямо сейчас);

Ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;

Ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» - «пуговица», «гебимот» - «бегемот», «пепитан» - «капитан»;

Ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;

Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).

Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия - нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами - обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.

Как создать правильную среду для развития речи?

С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов.

Примеры проговаривания ситуаций

1) Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»

2) Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.

3) На прогулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дождик идет, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».

Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.

Анна Андреевна Притворова, логопед

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОВ

Развиваем речь

Речь - это не только основной способ коммуникации в нашем обществе, но и показатель развития ребенка. Центры мозга, отвечающие за развитие речи и интеллекта человека, влияют друг на друга, так что отставание в развитии речи негативно сказывается на познавательных навыках малыша и наоборот - задержка психоразвития влияет на скорость овладения навыком вербальной коммуникации. Именно поэтому так важно уделять внимание развитию детской речи.

Средние показатели уровня развития речи у детей:

  • 1 год - ребенок должен произносить 10 облегченных слов (+/- 3 слова) и знать название приблизительно 200 предметов;
  • 2 года - малыш строит небольшие предложения и короткие фразы. При этом словарный запас расширяется примерно до 150 слов;
  • 2,5 года - произносимые предложения усложняются, а словарный запас расширяется до 200-300 слов.
  • 3 года - активно используются предложения, объединенные по смыслу и содержащие наречия и прилагательные, правильно применяются местоимения.

Если малыш отстает в развитии речи, причин может быть несколько: от социальной среды и наследственности (например, в вашей семье все начинали говорить поздно) до последствий родовых травм и проявления заболеваний (например, синдрома гиперактивности или снижения слуха). Задержка речевого развития встречается у деток с ДЦП, синдромом Дауна, при раннем детском аутизме.

Корректировка речи должна проводиться специалистом, при этом вы можете сделать лечение более эффективным, используяразвивающие игрушки и книги , стимулирующие ребенка к коммуникации.

Если же вы не наблюдаете у своего ребенка признаков отставания в развитии речи, то при помощи этих же игрушек сможете улучшить его коммуникативные навыки, простимулировав этим развитие отдела коры головного мозга, отвечающего за интеллектуальные возможности.

Что способствует развитию речи

  1. Развитие тонкой и мелкой моторики . Участок головного мозга, координирующий работу рук и пальчиков, граничит с речевым центром. Поэтому сигналы, поступающие в этот отдел мозга, опосредованно стимулируют и развитие речи. У малышей особое внимание стоит уделять развитию тонкой моторики (тактильным ощущениям).
  2. Подвижные игры . Умение координировать свои движения, менять темп шага и направление, а также двигаться ритмично, улучшают работу мозга, что стимулирует в том числе развитие речевого центра. Особенно эффективны игры, во время которых параллельно с движением малыш должен произносить слова.
  3. Арт-терапия : рисование, лепка, вышивание или создание мозаик -улучшает навык мелкой моторики и помогает ребенку проявить свой творческий потенциал, активируя важные области головного мозга.
  4. Музыкальные инструменты и игры со звуком улучшают память и учат сосредотачиваться. Особенно эффективными являются игры, во время которых ребенка просят по звучанию опознать музыкальный инструмент и назвать его, угадать какое животное издает тот или иной звук или же повторить фразу, произнесенную шепотом.
  5. Дидактические игры для развития речи дошкольников. Такой тип игры учит ребенка различать и группировать объекты по их принадлежности и выявлять внутренние взаимосвязи. При этом каждое свое действие ребенок проговаривает, пополняя словарный запас, тренируя память и дикцию.
  6. Сюжетно-ролевые игры - отличный способ развить речь и научить малыша взаимодействовать с другими. Это не только позитивно скажется на его речи, но и облегчит процесс социализации.
  7. Развитие артикуляционной моторики . Правильное произнесение звуков зависит от степени развития челюстно-лицевых мышц, поэтому ежедневная гимнастика поможет улучшить произношение и четкость речи. Помочь могут специализированные логопедические издания, а также изучение скороговорок. Более эффективным процесс корректировки речи сделают игрушки-повторюшки, дающие ребенку возможность услышать себя «со стороны».
  8. Изучение стихов помогает развивать связную речь, а также учит ее интонировать.

Таким образом, взаимовлияние центров мозга требует комплексного подхода к развитию малыша.


«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»