Техники по аппликации в доу. Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации. Методическая разработка на тему


Аппликации для детей – это одни из самых любимых игр и забав. Но ведь именно играя, карапузы учатся! Они постепенно осваиваются в мире цвета и форм. А еще, они получают удовлетворение от того, что сами, своими руками, могут сотворить красоту. И если родители хотят помочь своему ребёнку, мы подскажем идеи для аппликации из цветной бумаги.

Что мы можем предложить:

  • Схемы и трафареты для аппликаций разных фигур: цветы, животные, насекомые и сказочные герои.
  • Покажем, какие бывают занимательные нетрадиционные техники аппликации.
  • И, конечно же, подарим вам море позитива! Уверены, с нами вам будет интересно!
А главное, все эти детские аппликации для карапузов разных возрастов. И в год ребенку будет интересно играть, и более взрослый получит удовольствие от этого занятия. Почему? Потому что мы подготовили собрание, в которое входят аппликации для детей с разными возможностями.

Для самых маленьких

Кто сказал, что сюжетная аппликация – это сложно? Даже младшая группа может справиться с некоторыми видами аппликаций. Будем сейчас творить красивую корзину, а в ней цветы.

Что нам может понадобится для аппликации:

  • Цветная тонкая бумага;
  • Картон;
  • Карандаш;
  • Трафареты;
  • Клей.

Ёжик

Аппликации для самых маленьких – это творчество, где учитываются способности даже самого крошечного непоседы. И этот пример с «ежиком» как раз подойдет для карапузов, что к трем годам еще не могут вырезать и клеить, зато у них отлично получится поучаствовать в работе. Как?



Божья коровка объемная

Эта аппликация отлично подойдет для детей 3-4 лет. Она очень просто изготавливается.


Последовательность выполнения аппликации:

Цветочная полянка

Эта поляна – аппликация в младшей группе для детей 4 лет. Она может быть любого размера и цвета. И над ней могут дружно трудиться несколько малышей одновременно. Важно только каждому из них указать его фронт работы.


Занятие в 3 этапа:

Маленький забавный цыплёнок

Очень оригинально можно приготовить праздничные открытки. В этом поможет аппликация в подготовительной группе.


Нужно вырезать такие детали:

Цыпа

Малыши мыслят абстрактно, для них не имеет значение такая мелочь, как цвет или форма персонажа, если при этом его образ передает, подобные детским, эмоции. Но как сделать аппликацию именно такой, чтобы малыш почувствовал родственную душу? Вот отличный тому пример!


Знакомьтесь, Цыпа! У него:

  • Тело – квадратик;
  • Глаз – 2 кружочка (черный и белый, и белый при этом чуть больше);
  • Клюв – треугольник;
  • Лапки – тоже треугольные;
  • Крылышко – полукруг;
  • Хохолок – полумесяц.


А теперь, доверьтесь карапузу, пусть он выберет, что будет каким цветом! Объясните, что каждая фигура обозначает, зачем это птичке. Правда, интересно? Так, поиск нужных трафаретов для аппликаций – уже игра. Осталось только все склеить!

Солнышко

Усложняем задачу. Нам предстоит помочь деткам освоить, как сделать аппликацию-панно. Много деталей, которые являются, как фоном, так и самостоятельной частью картины. Центральная часть – озорная мордочка улыбающегося Солнышка.


Доверьте работу над улыбкой вашему котенку. Или можете распечатать готовые мордочки:


А сами займитесь приготовлением желтых, золотистых и оранжевых кружков разной величины.


Собираем на голубом фоне картину.


Можете наклеивать кружочки в виде лучиков, или по кругу, главное – чередовать их расцветки. В середине панно будет размещаться само Солнышко.

Сирень

Наверное, обрывная аппликация – это самое милое и нежное, что можно себе представить. Она просто выглядит так пушисто, что не верится, что это все создано. Такой эффект рваная аппликация приобретает за счет небольших неровных частей, собранных в одну композицию.


Букет

Это – не просто цветы, а конструкция, которая будет стоять. При этом мы сделаем все части растения. Сами цветочки, листочки и стебелечки. Эта несложная аппликация в средней группе ребятишками освоится очень быстро.



Снеговик

Мы делали с вами поздравительные открытки, приглашение на торжество, картины и даже, воспоминание о детстве вашего карапуза. Но теперь мы попытаемся сделать елочную игрушку.


А так как она состоит из двух основ и 16 кругов, распечатываем шаблоны для аппликаций, это позволит быстро, и не задерживаясь на подготовительных работах, перейти к конструированию игрушки.

Подробнее о заготовках. Основа – 2 круга одинакового размера, нарисованные восьмеркой. Дополнительные круги по диаметру равны тем, что в основе.
Еще нам нужна веревочка в 4 раза больше длины основы. И декоративные бусинки.

Поляна

Поляна – это многокомпозиционная аппликация в детском саду для детей 5-6 лет. Здесь мы познакомимся с моделями, которые нужно сначала сделать, а уже потом закрепить на основе. Объемные виды аппликаций выполняются таким оригинальным образцом.


Наша основа – голубой картон. Это – небо. Светит солнышко. Растет травка, в которой цветут цветы. А над ними порхают бабочки и стрекозы. Все части выполненные из сложенной в гармошку бумаги.

Копилка мастер-классов по аппликации + интересные идеи

Приятно осознавать, что сделанные детьми разные виды аппликаций, такие, как аппликация из рваной бумаги ценны, или из гофрированного материала, – хорошая память. Да и неопровержимое свидетельство того, что у карапузов наших есть талант. Ребенок развивается. И в этом мы ему помогаем.

Консультация для педагогов на тему: «Нетрадиционные техники аппликации как средство развития дошкольника»

Подготовила:

воспитатель

Коломийцева А.В.

г. Таганрог, 2018 г.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности , является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективноесредство познания действительности. Данная деятельность помогаетразвитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды совместной деятельностипедагога с детьми как рисование, лепка,аппликация ,конструирование . Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Аппликация (лат. applicatio - прикладывание) - один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Этатехника , основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьмидошкольного возраста , так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами.

Бумага и картон - самые привычные материалы. А какие поделки из них можно сделать! Поэтому бумага стала популярным материалом в декоративно - прикладном искусстве.

«Бумагопластика» - техника создания полуобъемных (рельефных) и объемных изделий из бумаги. История «бумагопластики» связана с возникновением бумаги. Она стала не только основной для писем, книг, но и благодаря своим свойствам: пластичности, послушности, возможности сохранять заданную форму, оказалась превосходным материалом для творчества.

Таким образом, можно говорить, что все работы, связанные с изменением формы листа бумаги - это уже техника «бумагопластика».

Аппликация развивает:

· художественное воображение и эстетический вкус.

· конструктивное мышление - зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

· мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.

· Помогает выучить цвета и формы.

· Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

В зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта функции аппликации изменяются и конкретизируются. Аппликации для детей 2 лет уже уместны. Знакомство с аппликацией происходит еще в первой младшей группе.

В возрасте 2-3 лет дети очень чутко реагируют на предложение взрослого сделать что-либо, повторить за старшим незнакомые еще действия. И главная задача взрослого - используя это желание детей, обучить их новым действиям.

Задачи занятий аппликацией в этом возрасте самые простые: обучить детей действовать с материалом, прежде всего с бумагой, показать, что с этим можно производить всевозможные операции: от скатывания до комкания; учить использовать свойства материала для создания чего-то нового: учить описывать словами изученные свойства бумаги, ее цвет, форму, блеск, шуршание и т.д.

Развивать стремление ребенка подражать взрослому, делать такие же движения и участвовать в создании художественных изделий и творить свои маленькие проекты;

Познакомить детей с простыми инструментами, необходимыми для создания аппликации, также приемами и техниками вырезания, наклеивания; поддерживать заинтересованность детей выполнять новые действия, изучать простейшие приемы и техники аппликации, повторяя их за взрослым и самостоятельно выполняя определенные действия;

Учит понимать красоту созданных художественных произведений, чувствовать и эмоционально реагировать на работу и готовые изделия, любоваться ими и делиться этими ощущениями;

Задачи аппликации для детей 3 лет более сложные:

Обучать дошкольников компоновать узоры из разных деталей на отличных формах, будь то круг, ромб или полоска;

Учить детей из отдельных деталей составлять готовые знакомые образы (деревья, домики, животные) как и простые сюжеты, наблюдаемые детьми ранее (машины на дороге, игра детей в песочнице);

Учить правильно держать ножницы, безопасно для себя и окружающих пользоваться ими, при этом выполняя простые требования взрослого; учиться наносить клей на детали, размазывая его по всей поверхности и только по контуру;

Учить детей осознавать необходимые действия для выполнения работы, следить за порядком движений (составление узора, выкладывание его на форму и затем наклеивание каждой части композиции);

Развивать эстетическое восприятие предметов и образов, формировать вкус.

Аппликации для детей 4 лет решают следующие задачи учить использовать для вырезания разные материалы (бумага, поролон, растительные формы), пользуясь простыми приемами;

Учить детей работать с природными материалами, создавать картины из сухих листьев, иголочек, опробовать техники приклеивания таких деталей к фону;

Расширять темы и сюжеты аппликаций, обогащая жизненный опыт дошколят, знакомить их с художественными, литературными произведениями и просто образами, которые встречаются в природе, окружающем мире;

Учить составлять композицию из большего количества геометрических и растительных деталей;

В качестве фона выбирать отличные фигуры (круг, овал).

Аппликации для детей 5 лет также своеобразны. Чем больше занятий аппликационной деятельностью, тем сложнее приемы, которые должны использовать дети. В этом возрасте дети знакомятся с симметрией, узнают и вырезают силуэты фигур, учатся обрывать и плести. Также могут пользоваться сразу несколькими техниками изготовления работы. На занятиях аппликации для детей 6 лет, взрослый помогает ребятам осваивать новый способ соединения детали и фона, например, пришивание к ткани. Обогащаются сюжеты аппликации, становятся разнообразнее и сложнее, появляются более мелкие детали, увеличивается их количество.

Аппликации для детей 7 лет с выполнением всех указанных ранее требований переходят из разряда обучения в творческое самовыражение, самостоятельную деятельность дошкольника.

Рассмотрим виды работ в технике «бумагопластика». Начнем с самых простых и доступных форм для детей):

1. Простая аппликация (от лат. «прикладывание») - наклеивание готовых деталей из цветной бумаги на плотную основу - картон (это для детей раннего возраста; для более старших детей - процесс вырезания деталей - самостоятельная работа).

2. Обрывная аппликация или бумажная мозаика — это процесс заполнения контура рисунка. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, на котором нарисован контур рисунка, который необходимо заполнить кусочками цветной бумаги. При этом цветная бумага разрывается руками.

3. Объемная аппликация - сминание целого листа бумаги или части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием по контуру рисунка, нанесенного на картон. При этом края бумаги подворачиваются внутрь. Для дошкольников удобно пользоваться цветными салфетками. При определенной практике - в ход идет цветная бумага. Объемную аппликацию часто называют просто «бумагопластикой».

Разновидностью объемной аппликации являются:

Скручивания салфеток в жгуты и выкладывание рисунка;

Скатывание шариков из салфеток и выкладывание рисунка.

Любой вид аппликации связан с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Этот вид аппликации наиболее любим детьми.

4. Торцевание - выполняется так: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают клеем ПВА на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

Торцевание бывает

Контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);

Плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);

Объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;

Многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

5. Папье-маше (с фр. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги клеящим веществом (как правило - ПВА). Из папье-маше изготавливают муляжи, маски, игрушки. Со старшими дошкольниками легко делать простые формы (мисочки, блюдца, бокальчики). Работа идет в два этапа:

1. непосредственно изготовление формы из папье - маше;

2. раскрашивание высохшей формы.

Выполняя поделки в этой технике, дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления.

6. Оригами (с японского «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Традиционным, классическим способом считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания бумаги. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения - это и есть техника выполнения оригами. Это - игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Для изготовления сложных фигур оригами используют базовые элементы: квадрат, треугольник, книжка, дверь, блин, рыба, лягушка, птица и др. С их помощью можно создавать более сложные фигуры. В последнее время разновидность модульное оригами выделяют в отдельный вид. Поэтому и мы будем придерживаться этого.

7. Модульное оригами - одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Эта разновидность работ в технике «бумагопластики» для дошкольников сложновата, поэтому выполняются очень простые формы (например: «Рождественский венок» - работа, выполненная с детьми старшего дошкольного возраста на занятии, образец и мастер - класс можно увидеть у меня в блоге).

8. Киригами (с японского - «резать бумагу») - разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, получаем из обычного листа бумаги различные фигуры и образы. Примером промтого «киригами» являются снежинки. В дополнение к снежинкам можно вырезать различные цветы, паутинки и другие элементы декоративного оформления.

9. Квиллинг («птичье перо») - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

10. Айрис фолдинг («радужное складывание») - рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом на айрис - шаблон, создают интересный эффект закручивающейся спирали. Для работы с дошкольниками используется крайне редко.

11. Бумажная скульптура - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Это новый современный вид искусства - «бумагопластика» (появился к концу 20 - го столетия). В основе техники лежат приемы: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка. В настоящее время широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях. В работе с дошкольниками эта техника из - за сложности не применяется.

Используя в своей работенетрадиционные техники аппликации , мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт.

Наталья Кочерева

Мастер – класс «Нетрадиционные виды аппликации

как средство развития творчества дошкольников ».

Подготовила : Кочерева Наталья Ивановна

Цель мастер-класса : Способствовать формированию у педагогов представлений о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников .

Задачи : Познакомить педагогов с нетрадиционными видами аппликации , показать приемы и этапы выполнения аппликации , закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Ход мастер-класса :

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Хочу начать со слов В. А. Сухомлинского : «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли . Другими словами, чем больше мастерства в детской руке , тем умнее ребёнок».

Работая с детьми нескольких лет, обратила внимание на то, что дети испытывают :

Неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы;

Растерянность при использовании способов нестандартного творчества и экспериментирования с материалами;

Затруднения в проявлении творчества ;

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, плохо развита моторика рук . Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей по нетрадиционной аппликации .

Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания и творчества . Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка . Эти занятия способствуют развитию у него творчества , пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами , что является основой положительного отношения к труду.

Задачи, которые решаются в процессе работы с нетрадиционными материалами :

Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы : ткань, крупа, сухоцветы, соломка.

Помогает выучить цвета и формы.

Знакомит детей с понятием технология : чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий : вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.

В своей работе с детьми использую

аппликацию их конфетти (Нащелканные дыроколом кружочки из цветной бумаги, метод использования – посыпание, выкладывание по одному кружочку). Работать в этой технике можно с детьми любого возраста.

Аппликация из поролона (Поролон красят краской. Затем рвут на мелкие кусочки) . Работать с этой техникой можно со 2 младшей, средней группой , а в старшем дошкольном возрасте можно усложнить, например не рисовать карандашом бабочку, а дать ребенку самому проявить воображение и сразу складывать бабочку на клей из кусочков поролона.

Мозаика из кусочков ткани

Ладошковая аппликация

Увлекательная работа получилась с использованием крупы и различных семян. Начали мы наше знакомство с аппликацией из крупы и семян с того, что рассмотрели разные виды , я рассказала детям о том, как можно их использовать, причем как выяснилось, дети предоставляли крупу только – как продукты питания. Но когда мы показали работу, сделанную мною из крупы, их восторгу и удивлению не было предела.

Затем мы уже приступили непосредственно к самой аппликации . Сначала предлагала детям готовые шаблоны, которые они самостоятельно накладывали на разноцветный картон, обводили, вырезали, а затем уже по контуру выкладывали различными семенами и крупами, добавляли пятнышки, глаза, делали фон.

Следующим этапом было самостоятельное создание силуэта. Затем ребята стали добавлять рамочку из макарон, фасоли.

Сегодня мы с вами сделаем аппликацию «Совушка» из семян и круп.

Для изготовления работы нам понадобятся : лист гофрированного картона, вырезанный из упаковочной тары; цветной картон; готовый рисунок с изображением совы; клей «Момент ПВА» ; стека; ножницы; декоративные глазки; крупы : пшено и манка; семена укропа и подсолнечника, 2 пакетика заварки, фасоль, плоды шиповника, белая гофрированная бумага 20см 20см.

Пошаговый процесс выполнения работы

1. Изготовим рамку для нашей поделки.

На лист гофрированного картона А-4 наклеиваем цветной картон. Из семян фасоли выкладываем рамку.


2. складываем ствол березы из белой гофрированной бумаги, вырезаем изображение совы и наклеиваем на картон.

3. Контуры рисунка совы, смазываем клеем, «прорисовываем» чаем (посыпаем) . Даем подсохнуть 2-3 минуты, стряхиваем лишнее.

4. Приклеиваем глаза, из цветных пайеток делаем бусы.


5. Заполняем отдельные фрагменты аппликации : шляпку – пшеном; поля шляпки изнутри и веточку березы – манкой; крылья, хвост и голову по бокам – чаем; переднюю часть головы и туловища – семенами укропа. На небольшие участки рисунка наносится клей. Затем посыпается крупой (чаем, так чтобы не оставалось пустот между крупинками. При помощи стеки убираем лишнее.


6. Делаем цветок из гофрированной бумаги, приклеиваем к шляпе.


7. Носик делаем из фасоли.

Наша работа готова! Спасибо!

Фёдорова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные техники аппликации с детьми дошкольного возраста"
Дата публикации: 17.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка на тему:

«Нетрадиционные техники аппликации с детьми дошкольного возраста»

Аннотация

В данной методической разработке я представила материал о нетрадиционных

техниках аппликации в работе с детьми дошкольного возраста. Материал будет полезен

педагогам, работающим с детьми, а также родителям.

Актуальность

Актуальность методической разработки заключается в том, что изобразительная

деятельность

является

популярных

увлекательных

направлений

дошкольном воспитании.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте

каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением

открывающего

незнакомый

удивительный

окружающий

разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка,

реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к

творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить –

внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества,

проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Согласно ФГОС ДО одной из приоритетных задач дошкольного образования является

создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого

потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,

взрослыми.

Цель моей работы : разработка, апробирование и внедрение целостной модели по

развитию

творческих

способностей

дошкольников

посредством

использования

нетрадиционных техник аппликации.

Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности.

Специфика этого вида деятельности даёт детям возможность активнее усваивать знания о

строении

предметов,

величине,

плоскостной

композиции.

аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая

одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и

Аппликация

содержит

возможности

развития

фантазии,

в о о б р а ж е н и я,

т в о р ч е с к и х

с п о с о б н о с т е й

Нетрадиционные техники аппликации играют важную роль в психическом развитии

ребенка, развивают фантазию, воображение, мелкую моторику рук, а также это способ

создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и

цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,

экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Деятельность направлена на решение следующих задач:

обучающие:

– знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;

– учить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами;

– формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы;

– развивать познавательную активность детей.

Развивающие:

– развивать композиционные умения;

– развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;

– развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;

¬ развивать фантазию, творческое мышление и воображение.

– развивать эстетическое восприятие;

Воспитательные:

– воспитывать у детей художественный вкус;

– развивать эстетическое мировосприятие;

– воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям;

– воспитывать зрительскую культуру.

Формы организации

проведения

образовательной

деятельности:

путешествия

наблюдения,

прогулки,

экскурсии,

фотовыставки,

выставки, конкурсы, развлечения.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Существует множество нетрадиционных техник аппликации:

Обрывная аппликация,

Квиллинг,

Торцевание,

Аппликация из разрезанных нитей,

Оригами,

Аппликация из салфеток,

Гофрированная бумага,

Аппликация из крупы,

Аппликация из природных материалов,

Аппликации из ваты и\или ватных дисков,

Аппликация из конфетти,

Айрис-фолдинг.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям

чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает

полную свободу для самовыражения.

Остановлюсь на одной из техник аппликации, которую использую в своей работе –

аппликация с элементами техники айрис-фолдинг.

Айрис-фолдинг

голландская

радужное

складывание,

позволяет

создавать удивительные композиции. Изображение складывается в результате наклеивания

бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали. Мы, своего рода

заменяем краски на цветную бумагу. Эта техника проста, но в то же время требует

внимания,

аккуратности

усидчивости.

использую

техники, то есть более упрощенный вариант, чтобы это было доступно для дошкольников.

Конспект НОД в средней группе по коллективной аппликации с использованием

нетрадиционной техники «айрис-фолдинг»

Тема: "Сказочная птица ".

Цель: изготовить изделие в технике айрис-фолдинг, передавая ее необычность и яркость,

используя элементы декоративного оформления.

Задачи:

Продолжать закреплять умение детей складывать полоски бумаги пополам,

Продолжать учить детей приклеивать приготовленные полоски бумаги по заданному

образцу, работать с клеем, скотчем, бумагой.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, творческие способности

Формировать умение включаться в игровую ситуацию.

Воспитывать у детей самостоятельность в выборе способов украшения работы.

Интеграция

образовательных

областей :

«Художественно-эстетическое

развитие»,

«Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие».

Виды детской деятельности: коллективная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Оборудование : Клей, скотч, ножницы, простые карандаши, салфетки, картон, трафарет

туловища птицы, цветная бумага (разлинованные листы, толщина 3 см), фломастеры,

плеер (прослушивание отрывка из аудио-сказки).

Предварительная работа: Чтение отрывков из русских народных сказок «Сказка об

Иване – царевиче, жар – птице и о сером

волке», П. П. Ершова «Конек – горбунок»)

проведение занятия по коллективной аппликации на тему «Зимующие птицы».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки и сегодня наше занятие будет

необычным, оно будет сказочное. Но для того, чтобы нам попасть в сказку, закроем глаза

(звучит песня «Птица счастья»). Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на

своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее хвост невероятной красоты. Как вам

кажется, как она выглядит? Представьте свою сказочную птицу. Расскажите о ней (ответы

Воспитатель: Какая замечательная птичка живет в вашей фантазии!

Как вы думаете, она

волшебная? Давайте вспомним отрывок из сказки, который мы читали

П. П. Ершов

«Конек – горбунок»).

Воспитатель: Как сказка называлась?

Дети: Конек – горбунок.

Воспитатель: Какая там была птица? Чем вам она понравилась? Давайте вспомним ее

прослушав еще раз отрывок из сказки.

Прослушивание отрывка из аудио-сказки

Конек – горбунок»

Воспитатель: Теперь мы с вами окончательно вспомнили кто такая эта птица. Чем она

отличается от других, чем она нам запомнилась. Ребята, но я вам хочу сказать, что при

всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные

имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.).

А сейчас давайте немного

отдохнем:

Физкультминутка:

На горе стоит лесок

(круговые движения руками),

Он не низок, не высок (сесть, встать, руки вверх),

Сказочная птичка высоко летала (дети машут руками, как птицы крыльями).

К вечеру у птички крылышки устали (опускают руки).

На деревья птичка села отдохнуть (садятся на корточки).

А к утру отправилась снова птичка в путь (дети встают, машут руками.

Воспитатель: Отдохнули, а теперь приступим к нашей работе, начнем делать сказочную

птицу, которую поселим в нашей группе. А так как наша птичка сказочная, значит она

необыкновенная и, поэтому делать мы ее будем тоже необычно, а с помощью способа,

который вы называли «радужный». Давайте с вами вспомним, почему вы его так назвали?

(ответы детей). А работать мы будем сегодня коллективно. Что это значит? (ответы

Я сделала заготовки хвоста и полосок. Давайте, проверим, все ли у нас есть для

начала работы.

Основная часть

Воспитатель: Ребята теперь мы можем приступить к работе. Но сначала давайте

вспомним последовательность выполнения (напоминаю детям последовательность

Воспитатель: Но для начала давайтеразомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика :

Мы поставили кормушку,

(дети имитируют движения по тексту)

И насыпали зерно.

Для прекрасной нашей птички

Очень вкусное оно.

Практическая часть

1. Берем полоски и складываем их ровно пополам

2. С помощью скотча или клея по очереди

приклеиваем сложенные вдвое полоски на

вырезанный силуэт хвоста, так, чтобы полоски располагались в форме «веера», не забывая

менять разноцветные полоски бумаги.

3. Получается наша «радужная» раскладка хвоста сказочной птицы.

4. А затем мы приклеим туловище нашей птичке и нарисуем клюв, глазки, лапки (с

помощью воспитателя). Вот что у нас получилось!

Заключительная часть

Воспитатель: Детки, скажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали на занятии?

Ребята, вы все были молодцы!

Заключительный этап:

Воспитатель: Детки, давайте, рассмотрим нашу сказочную птичку, которая у нас

получилась!

Она, конечно, получилась красивая, но при этом ещё и волшебная! Она умеет помогать

людям, и совершать доброе волшебство. Давайте будем ее беречь, поселим к нам на

выставку, пригласим родителей и будем любоваться. А сейчас каждый из вас загадает ей

свое самое заветное желание. (Дети загадывают желания (можно вслух или про себя.).

Результат. Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-

творческих способностей детей:

разработана

продуктивно-творческой

деятельности

использованием

нетрадиционных

аппликации

развития

творческих

способностей

дошкольников;

У детей сформировано умение использовать в изобразительной продуктивной

деятельности разнообразные

графические

средства

нетрадиционные

аппликации;

У детей развивается мелкая моторика рук, творческое воображение, композиционное

умение, цветовосприятие и зрительно-двигательная координация.

Развиваются практические навыки работы с бумагой.

Вывод: использование нетрадиционных техник аппликации развивает творческие

способности дошкольников, фантазию, эстетическое восприятие.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №10 «Звездочка» г. Тейково.

Обобщение опыта работы на тему

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

1. Актуальность.

3. Задачи.

4.Принципы.

5. Технология.

6. Условия

7.Результат работы.

8. Перспектива.

9. Библиография.

10. Приложения

Актуальность.

Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами,слухом, пробует на вкус. И если ребенок чувствует – значит знает. Творчество –это канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Дети экспериментируют, исследуют, играя с самым разнообразным материалом: краской, глиной, семенами, нитками, берестой…

Можно сказать, что маленький ребенок говорит руками, не обладая возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Ребенок стремится к активной деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешней идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Формирование творческой личности –одна из самых важных задачпедагогической теории. Эффективным средством для этого является художественно – творческая деятельность детей.

В процессе такой деятельности, при создании поделки или изображения ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому, которое н создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать практическими навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятия художественной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого – Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель – и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия аппликацией и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного, содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Вспомним, как ведут себя дети, смастерив поделку. Ребята не спешат расставаться с делом своих рук. Видно, что еще долгое время после занятий дети находятся под впечатлением созданного ими. Детям всегда веселее и интереснее в группе, где есть поделки, сделанные их руками. Работа над созданием аппликации очень увлекательна, она требует наблюдательности, умения подмечать характерные черты образа. Поделка, сделанная ребенком, пусть и с помощью взрослого является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности его создателя. Она особенно дорога ему. В.А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь! Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, собственном творчестве, красоте, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. Разнообразие природного и бросового материала при создании поделок и аппликации таит в себе необыкновенные возможности, можно выбрать любой материал по душе, поэтому это творчество привлекло меня. Мне нравится мастерить, это подтолкнуло меня приучить к творчеству и детей.

Я увидела, как загораются глаза детей и мне захотелось передать свой опыт, научить их работать с нетрадиционными материалами.

Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из целевых ориентиров в этой области является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе художественно-творческой, у ребенка развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.

Поэтому тема моего опыта является актуальной. Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, он представляет собой целостную систему по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе выполнения аппликационных работ из нестандартных материалов, вариативное использование известных в педагогике теорий, идей, методов, традиционных принципов и форм обучения с учетом особенностей определѐнного возрастного периода. Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.

Развитие художественно-творческих способностей детей посредством выполнения аппликаций и поделок с использованием нетрадиционных техник.

1. Формировать практические умения и навыки в работе с нестандартными материалами, формировать способности, аналитическое мышление.

2.Воспитывать у детей интерес к художественной деятельности, развивая их творчески.

3. Учить способам создания самостоятельных работ, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

4. Развивать у детей чувства пропорции, гармонии цвета, композиции.

5. Устанавливать взаимоотношения совместного творчества взрослого и ребѐнка.

6. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

Принципы.

Планируя работу с детьми, опираюсь на следующие принципы:

1. Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности

единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов воспитанников.

2. Принцип развивающего обучения.

В основе идеи Выготского речь идет о том, что обучение не должно опираться на достигнутый уровень, а всегда должно опережать его, идти вперед, чтобы ребенку нужно было приложить усилия для овладения новыми знаниями. Овладев простейшими техниками выполнения аппликации из нестандартного материала, ребенок может сам выбрать ту или иную технику выполнения, проявить творческую фантазию.

3. Принцип наглядности.

Я.А.Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

4. Принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников ри отборе материала с тем, чтобы предложенный для изучения материал по содержанию и объему был посилен воспитанникам. Доступность материала определяется эмпирическим путем с учетом опыта и знаний детей.

5. Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление детей с объективными научными фактами, явлениями. Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. Таким образом, педагог должен подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой - был бы понятен и доступен детям.

6. Принцип систематичности и последовательности - состав обучения и

конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.

Собственные принципы:

Подходить к ребенку только с позиции поддержки, а не ошибки («У тебявсе получится»)

Позиция по отношению к ребенку (быть вместе, всегда прийти на помощь)

Взгляд «глазами ребенка» - ставить себя на место ребенка

Технология

Технология работы с детьми по развитию творческих способностей посредством выполнения аппликационных работ из нестандартного материала (ручному труду) строилась на основе программы

«Приглашение к творчеству».Вся работа условно разделена на 3 блока: работа бумагой, с природным и бросовым материалом, с текстильным материалом.

Такая форма детской деятельности как аппликация из нестандартного материала очень интересна для ребенка-дошкольника, потому что удовлетворяет его желания действовать вообще и продуктивно - в частности, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свои отношения к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностями мышления детей дошкольного возраста. Ребенок даже самый маленький, любит узнавать что-то новое. Занимаясь работой с бумагой и картоном, с тканью, с природным материалом, бросовым материалом, он активно действует. Малыша радует, что он может создать поделку своими руками. Другая потребность - познавательная. Занимаясь ручным трудом, ребенок познает жизнь в разных ее проявлениях.

В основу программы творческих занятий по аппликации из нестандартных материалов легли перечисленные выше потребности ребенка. Данная программа помогает развивать положительные эмоциональные отношения к занятиям по ручному труду, т.к. кроме всех известных видов ручного труда в ней предусмотрены нетрадиционные виды, а также при проведении занятий шире используются игровые методы и приемы. Занятия, включенные в программу «Приглашение к творчеству», помогают научить детей творчески мыслить и трудиться с удовольствием. Процесс превращения различных материалов и ненужных вещей в интересные и полезные поделки доставит массу удовольствия и радости малышу.

Творческая работа доставляет малышу удовольствие, если у него получается задуманная воспитателем поделка, если он успешно овладевает способами и средствами достижения цели, то такая деятельность вызовет у него только положительные эмоции, если олученный результат нравится ребенку, радует его, он удовлетворяет потребность растущей личности в самоутверждении.

Благодаря успехам в творческой деятельности ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе.

Программа рассчитана на 4 года

Возрастные группы: 2 младшая (3-4 года), средняя (4-5 лет),старшая (5-6 лет), подготовительная (6-7 лет).

Количество часов: в неделю - 1ч.; в год - 26 часов.

Режим занятий–1 образовательная ситуация в неделю продолжительность от 15 минут в младшем возрасте до 30 минут в старшем.

Средства реализации:

1. Совместная деятельность воспитателя с детьми: наблюдения, рассматривание иллюстративного материала, сбор материалов для ручного труда, игры, детское творчество, образовательная ситуация.

2. Использование наглядно-дидактических пособий, направленных на развитие творческой деятельности.

3. Организация выставок работ, участие в конкурсах различного уровня.

4. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребѐнок-воспитатель для развития творческих способностей

Формы работы:

Образовательные ситуации, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.

Упражнения по изготовлению поделок из нестандартного материала.

Самостоятельная деятельность детей.

Рассматривание. Наблюдение. Сбор материалов для творчества

Для достижения ожидаемого результата разработана модель структуры

образовательной ситуации:

Индуктор (введение в ситуацию). В виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.

Основное содержание образовательной ситуации - изучение нового материала. Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и использования нетрадиционного материала, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

Динамическая пауза . Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. Используется по мере необходимости.

Рефлексия . Дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.

Развивающая игра. Развивающая игра, т.е. обыгрывание поделки в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

Используемые материалы:

Пластилин

Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов

Яйца «Киндер-сюрприза»

Сухие листья

Семена растений

Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон

Вата, синтепон

Скорлупа яиц

Галька, ракушки

Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.

Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.

Бисер, бусины, пайетки, пуговицы

Прищепки, трубочки для коктейля, зубочистки, салфетки и губки для

мытья посуды

Ватные палочки

Инструменты и приспособления:

Ножницы, шило (только для взрослого)

Иголка и нитковдеватель

Карандаш

Линейка

Клеѐнка для аппликации

Клейкая лента

Кисточки для клея и красок.

Стаканчики непроливайки

Виды деятельности:

Работа с бумагой и картоном.

1.Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлѐнности.

2. Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.

3. Изготовление объѐмных картинок. Изготовление аппликации – достаточно лѐгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объѐмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объѐмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счѐт приклеивания деталей к основному листу.

4. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.

Работа с природным и бросовым материалом.

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своѐ отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщѐнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приѐмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берѐт на себя.

Поделки, включѐнные в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:для игр детей; для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома; их можно использовать в качестве подарков.

Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определѐнные требования: должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);тщательно промытым и высушенным; доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.) При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей: Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

Работа с текстильными материалами.

Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи: пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки - трудовой подвиг для ребѐнка.

Реализация программы начинается со второй младшей группы. В этой группе работу строится в основном на знакомстве детей с простыми материалами, такими как бумага, ткань, крупа, пластилин, соленое тесто. Тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий. Лепка из соленого теста приучает детей быть более усидчивыми, внимательными. Чудесные поделки получаются у ребят с использованием круп. Когда они фантазируют и стараются выполнить свою работу, развивается мелкая моторика пальчиков, массируются активны е точки ладошек, благодаря чему улучшается работа всех органов, самочувствие ребѐнка.

Так к новому году ребята уже смогли организовать творческую выставку из своих работ, где были представлены поделки из скомканной бумаги, объемные цветы из бумаги. В этом году с новыми детьми второй младшей группы так же уже организована выставка «Осенняя пора – очей очарование», где представлены работы детей в технике объемной аппликации и технике обрывания бумаги.(Приложение 1)

Сенсомоторное развитие в младшем дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением деятельности ребѐнка, представлений об окружающем мире. Дети 3- 4 лет начинают учитывать законы мира в своей деятельности, реально отражая разные стороны жизни.

В средней группе я продолжала заинтересовывать детей изготовлением объѐмных (будто настоящих) фигурок из бумаги и картона, простых композиций из крупы, обрезанных ниток, показывала взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой, поощряла стремление к более точному изображению.

Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления художественно-творческой деятельности проигрыванием.

В средней группе стали делать аппликации из природного материала. На первых этапах использовали крупные формы изображаемого предмета.

В развитии творческих способностей у детей среднего возраста происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Дети уже не просто придумывают поделки, но и дополняют их различными деталями. (Приложение 2)

Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности, у детей усложняется и обогащается художественно-творческая деятельность.

Усложнила работу с бумагой, пластилином, предложив детям рисовать на стекле, предлагала разнообразный природный материал. Ребята с удовольствием делали картины для украшения интерьера. Работы получались яркими, результатами были довольны все.

Творческие задания с радостью выполнялись детьми, а эффективная мотивация выступала как стимул к творчеству. Ребята изготовили книжку-малышку для малышей, изготовили новогодние украшения на елку, изобразили сказочного петуха, изготовили персонажей к сказке «Репка», порадовали маму картиной из пластилина. К концу старшей группы дети уже хорошо знают, что они хотят сделать; следуют к своей цели, преодолевая препятствия; становятся способным изображать все, что вызывает у них интерес. Дети овладели приемами создания художественного образа. Могут использовать выразительность линий, цветовой ритм, создавать простейшие композиции.(Приложение 3)

В подготовительной группе я перешла к творческому синтезу различных фрагментов в целостное изображение, символизирующее отношение ребенка к миру. Дети готовы к созданию серьезных композиций. В ходе работы я использовала натурные наблюдения, литературный материал, фотоальбомы. Дети проявляли высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов и параллельно знакомились с новыми техниками работы по ручному труду: мозаикой из яичной скорлупы; флористикой; папье-маше; аппликацией из спичек, плетение волшебных ковриков; игрушек из помпонов. При создании любой поделки у детей формируются нравственно – волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность, уверенность в себе и в своих силах. Мои воспитанники ежегодно участвуют в выставках «Зимняя сказка», «Новогодняя фантазия», «Короб чудес», вместе с родителями участвуют в различных творческих конкурсах детского сада, на муниципальном и региональном уровнях. Прежде чем начать работать с материалом проводим наблюдения, опыты, в процессе которых дети, устанавливают свойства и качества материалов, каким клеем можно пользоваться при изготовлении поделок, какие работы можно выполнить из этих материалов, каким способом соединять. Для возникновения того или иного замысла часто имеет значение не только форма и цвет, но и фактура материала: колючий или мягкий, шершавый или гладкий. Пробуждение ассоциации и развитие ассоциативного мышления –прочный мостик к самостоятельному творчеству. Угадывание и фантазирование само по себе увлекательно и полезно. Учу детей развивать задуманную тему и воплощать еѐ в конкретные работы. Начиная работать с любым из нестандартных материалов, стараюсь сначала заинтересовать детей, для этого показываю методы работы с каждым видом материала. Освоив принцип выполнения аппликации из одного материала, дети изготовляют работы самостоятельно. Знакомлю с правилами работы кисточкой, клеем, ножницами. Использую игровые приѐмы, загадки, считалки, музыкальное сопровождение, фантазирую вместе с детьми: «белогривые лошадки мчат детей в безоблачные дали...» Большую радость доставляет детям оживление их работы: бабочка проснулась, она прилетела сообщить, что наступила весна, зайка прижал ушки, спрятал лапки – ему холодно. В такой обстановке ребята раскрепощаются, сочиняют сказки и с удовольствием выполняют работу. Работа над аппликацией выполняется в определѐнной последовательности, о которой напоминаю детям и стараемся обязательно соблюдать. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следует составление эскиза к аппликации, подбор материала: природного, текстильного, бумаги, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и, наконец, высушивание.

Формируя навыки работы с нестандартными материалами, дети учатся ставить цель, определять мотив, подбирать материалы для изготовления под елки, организуют своѐ рабочее место, определяют последовательность работы, поддерживают порядок на рабочем месте. При организации работы стараюсь соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство познавательных, практических и игровых задач. Большинство операций в освоении навыков художественной деятельности дети выполняют в совместной деятельности с воспитателем после дневного сна, в тёплое время года на прогулке, на участке. Для дошкольников является значимой потребность общения со взрослыми. Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Общаясь с детьми, радуясь их новым знаниям, удовлетворенностью похвалой, использую поддержку и доброжелательность.

Стимулом к самостоятельной деятельности является предметная среда.

Помогают дошкольникам осуществлять замысел образцы работ. Важно, чтобы ребёнок подобрал материал и приготовил всё необходимое, побуждаю детей к поиску материала для воплощения замысла, советую как экономнее его расходовать. Развитие творчества детей связано со способностью создавать зрительный образ – замысел представления своей будущей работы и умением реализовывать его в разнообразном материале. Успех реализации замысла зависит от того, насколько хорошо ребѐнок знает и учитывает в деятельности качества и свойства материала, а также владеет техникой работы с этими материалами. Создание выразительного образа детьми невозможно без взаимосвязи познавательного, изобразительного и технического процесса. В связи с этим использую методику обобщѐнных способов создания поделок из разных материалов. Показывая детям основной способ создания работы, позволяющий на его основе создавать разнообразные вариативные работы.

Я пытаюсь увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят реальную пользу и радость окружающим, предоставляя возможность развития творческой индивидуальности, учитывая, что всѐ, что делают дети своими руками должно быть красиво.

Система работы над решением поставленных мною задач потребовала

создания определенных условий:

1. Создание предметно- пространственной развивающей среды:

В группе создана соответствующая предметно-пространственная развивающая среда, насыщенная изо-материалами, нетрадиционными бросовыми, а так же природными материалами для детского

художественного творчества со свободным доступом к материалам и возможностью экспериментирования с ними.

Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг.

Подбор методической литературы

Среди многообразия пособий по организации ручного труда дошкольников я выбрала следующие: Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома», Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду», Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала» и Маханева М.Д., Скворцова О.В. « Учим детей трудиться»

2. Профессиональная компетентность.

Педагог, развивающий в детях творческие способности должен быть сам творцом, заинтересованным в создании эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми. Чтобы достичь поставленной цели я изучила дополнительную литературу по данной теме, предусмотрела наличие необходимых материалов.

3. Творческая заинтересованность.

Каждый педагог - практик заинтересован в том, чтобы у детей расширялись и углублялись знания об окружающем мире, развивались творческие способности и познавательные интересы, развивались психические процессы: внимание, память, воображение, развивалось чувство коллективизма, эмоционально-волевая сфера.

4. Условия творческой деятельности.

– привлечение детей к деятельности по работе с нестандартным материалом, которое стимулирует творческое воображение, самостоятельность, интерес. Это требует развития мотивационной потребности ребѐнка У детей очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признания, самоутверждения, реализовать которую можно в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность действовать самостоятельно, активно. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Для решения той или иной задачи я превращаю детей в волшебников, художников, портных, конструкторов и т.п.

Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию.

Выполнение трудовых заданий: обучаю детей необходимым способам

работы, вырабатывая у них соответствующие навыки, умения, разъясняю смысл работы того значения, которое оно имеет для других детей, помогая детям в планировании, согласовании действий.

Условия свободного выбора. Так при изготовлении аппликации из яичной скорлупы дети сами выбирали тему.

Включение детей в процесс творческой деятельности. Детям нравится быть добрыми волшебниками, помогать попавшим в беду. Мотив взаимопомощи стимулирует активность ребѐнка, проявление им инициативы

Создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей, развитие чувства защищѐнности. Чрезмерная критика, регламентирование каждого действия ребѐнка приводит к боязни ошибиться, без инициативности, к привычке делать всѐ только по указанию взрослого. В позитивных условиях ребѐнок намного лучше справляется с заданием. Желание пережить успех активизирует деятельность ребѐнка. Он стремится к новым достижениям, новым результатам. Поэтому я стараясь подчеркнуть положительные моменты, отметить успех ребѐнка с тем, чтобы усилить его желание к продолжению дальнейшей деятельности.

5. Сотрудничество с родителями.

Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя нередко свои оригинальные приемы решения творческих заданий. Для родителей я провела консультации по вопросам организации этой деятельности: «Как развивать творческие способности дошкольников», «Совместная творческая деятельность родителей с детьми», «Совместный труд объединяет семью»; сообщения на родительских собраниях «Развитие творческих способностей», «Взаимосвязь игры и труда в воспитании детей», «Домашняя мастерская»; семинары – практикумы «В стране Листопадии», «Аппликация из разноцветных ниток», «Игры – забавы для малышей».

Воспитание детей осуществляется успешно только по условию совместной работы детского сада и семьи. Чтоб активизировать внимание родителей к педагогическому процессу на собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах рассказываю о работе, которая проводится в этой связи в группе. Даю родителям рекомендации по развитию творческих способностей навыков трудовой деятельности при работе с нестандартными материалами, используя разные формы работы: выставки детских поделок, оформляю стенды, папки-передвижки на различные темы, где помещаю консультации.

Результат работы

В ходе реализации формирующего этапа работы, отмечены положительные качественные преобразования в способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество, в проявлениях детской фантазии, в воображении, особом видении мира, в своей точке зрения на окружающую действительность. Реализация программы «Приглашение к творчеству» с детьми дошкольного возраста активизировала творческий потенциал детей: выполняемые детьми поделки обогатились новыми оригинальными образами, закрепились навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок из различных материалов, также способствовала развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости, созданию возможности использовать продукты собственного творчества в игровой, театральной деятельности в группе. Результаты на контрольном этапе работы свидетельствуют о повышении уровня развития творческих способностей в художественном ручном труде дошкольников, имеющих на начальном этапе подражательно исполнительские качества деятельности. Общими показателями этого являются: увеличилась беглость мысли (количество производимых идей, гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, появилась оригинальность (способность производить идеи, повысилась любознательность, проявляется фантастичность в созданных детьми поделках. Следовательно, проведенная работа подтверждает эффективность процесса развития творческих способностей детей посредством художественного ручного труда.

Результаты реализации программы представлены:

1. В виде тематических выставок в детском саду:

- «2015 год – год литературы»,

К юбилею детского сада «Очень детский сад люблю, все цветы ему дарю»,

- «Новогодние фантазии».

2. Участием в выставках и конкурсах разного уровня, (Приложение 5).

Перспектива

Перспективу работы вижу в распространении опыта среди коллег через открытые просмотры НОД, консультации и семинары.

В работе с детьми планирую опробировать новые техники ручного труда, такие как изонить, декупаж, торцевание, киригами, квиллинг, аппликации из бумаги, сложенной гармошкой.

Библиография

1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М: Просвещение, 1991.

2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детсом саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

3. Куцакова Л.В. Дошколята трудятся. Воспитательно-образовательная работа по трудовому воспитанию в детском саду. – М.,1997.

4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа

5. Куцакова Л.В. Программа Москвичок. Организация работы с детьми по

изобразительной деятельности и художественному труд у. – М., 1998.

6. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое

пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

7. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для

воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2009.

8. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое

пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.-М: 2003, - 344с.

10. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007