Картотека (подготовительная группа) на тему: Картотека прогулок в подготовительной группе.Зима. Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: Конспект режимного момента « прогулка» (открытый просмотр) На тему: «Здравствуй, зимушка - зима!» дл

Людмила Деркунова
Конспект прогулки в подготовительной группе «Зимние забавы»

Конспект прогулки в подготовительной группе «Зимние забавы»

Программное содержание.

Создать благоприятные условия для раскрытия творческих замыслов детей, проявления их двигательной активности и положительного эмоционального состояния.

Наблюдение «Какой снег?»

Цель.

Наблюдать с детьми такие свойства снега: белый, холодный, падает снежинками, которые тают на теплой руке, становятся капельками воды.

Ход прогулки:

Воспитатель предлагает детям полюбоваться зимним пейзажем. Обращает внимание детей на большие сугробы снега, блестящие на солнце днем.

Как красиво сказал об этом времени года А. С. Пушкин:

…Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась: клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Вос-ль: Что можно сказать про снег? Какой он?

Дети: Пушистый, искрится на солнце, переливается, пухлый, мохнатый.

Вос-ль: Зимой снег часто меняет свой цвет: то голубой, то синеватый или желтый в зависимости от освещения.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные.

А возьмешь – вода в руке.

Воспитатель показывает детям лупу и объясняет, для чего она нужна. Ловит на черный листочек снежинку и предлагает детям рассмотреть ее через лупу. Дети рассматривают снежинку, восторгаются ее красотой, считают, сколько у нее лучей.

Экологическая игра «Отгадай, какая птица»

Воспитатель читает детям стихотворение О. Выхотской «Мастерица зима»

Пришла зима, хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Скамейки и стога.

Зима велела дубу

Накинуть пышный мех

На ель надела шубу,

Тепло укрыла всех.

Краснеют свиристели

На веточках берез.

Они не улетели.

А выдержат мороз?

Вос-ль: Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

Дети: Насыпать корм в кормушку.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о зимующих птицах:

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шнырят,

Крохи собирает.

По ночам кочует,

Коноплю ворует (воробей)

Та птица – непоседа.

Одного с березой цвета.

Кто это? (сорока)

Она маленькая птичка,

А зовут ее… (синичка)

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой (дятел)

Вос-ль: Дети, а какие зимние забавы приготовила нам зима?

Дети: катание на санках, лыжах, коньках, игра в снежки.

Проводится соревнование «Кто быстрее слепит снеговика?»

Дети делятся на две команды, катают снежные комья разных размеров (большой, средний, маленький, затем укладывают их в определенном порядке и украшают снеговиков. Побеждает та команда, которая быстро слепит красивых снеговиков.

Подвижная игра «Мороз – Красный нос»

Цель: развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость, быстроту, смелость. Водящего выбирают с помощью считалки.

Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома. В одном из них – играющие. Посередине площадки к ним лицом становится водящий – Мороз – Красный нос. Он произносит:

Я Мороз – Красный нос

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце игры подсчитывают «замороженных» детей и выясняют, какой из Морозов самый ловкий.

Подвижная игра «Снежная карусель»

Цель: учить двигаться по кругу в быстром и медленном темпе, меняя направление.

Ход игры: дети образуют круг возле снеговика, изображая снежинки. По сигналу воспитателя дети идут медленно, потом все быстрее и бегут бегом. Дав детям пробежать несколько кругов, воспитатель говорит: «Ветер изменился, снежинки полетели в другую сторону». Дети замедляют движение, останавливаются и начинают движение в другую сторону, двигаясь сначала медленно, затем увеличивая темп до следующей команды воспитателя.

Подвижная игра «Затейники»

Цель игры: закрепить зимние виды, правильно их называть и имитировать.

Ход игры: дети стоят в кругу, затейник, выбранный по считалке стоит в кругу, взявшись за руки и произносят:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте

Дружно вместе

Сделаем вот так.

Дети останавливаются, затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой, позу вратаря в хоккее и т. д. Все дети повторяют движение и повторяют его.

Сюжетно-ролевая игра «Военный корабль».

Цель: поддерживать интерес к военной тематике, воспитывать дружеские взаимоотношения. Использовать снег при постройке корабля.

В сюжетно-ролевой игре «военные» проводят парную эстафету «Лихачи» для укрепления здоровья детей.

Ход эстафеты: дети каждой команды становятся парами друг за другом. Первые пары готовятся к соревнованиям: один ребенок садится на санки, другой тянет их за веревку. Движение начинается по сигналу воспитателя: «Поехали»

1-й вариант. Один участник сидит на санках, другой везет его за веревку.

2-й вариант. Один сидит на санках, другой толкает санки сзади.

Труд на участке.

Цель: воспитывать желание трудиться, заботиться о младших.

Расчистить дорожки на ясельном участке.

Индивидуальная работа:

Подгруппа детей становятся в шеренгу, в каждой руке у них по снежку. По команде: «Бросай левой (правой)» все одновременно стараются бросить снежок как можно дальше.

Материал: лупы, санки, ведерки, формочки для снега, лопатки, черные листочки.

Конспект открытой прогулки в подготовительной группе на тему "Здравствуй, зимушка-зима!"

В конспекте отображены все главные состовляющие прогулки: наблюдение, трудовая деятельность, подвижные и малоподвижные игры, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №14 «Центр развития ребенка - детский сад»

Конспект режимного момента « прогулка»

(открытый просмотр)

На тему: «Здравствуй, зимушка - зима!» для детей подготовительной группы.

Подготовила: Олейникова Н. Г.

Воспитатель.

Г. Кемерово 20015г.

Цель: Расширить знания детей о круговороте в природе; повышать уровень двигательной активности детей; воспитывать положительное отношение к прогулкам, любознательность.

Материалы: ледяные игрушки, детские лопатки, мяч, мешочки для метания в цель.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, чтение художественной литературы, изготовление цветных, ледяных игрушек.

Задачи:

  • Формировать представления о свойствах снега (цвет, размер, форма снежинок, состав – агрегатное состояние вещества);
  • Стимулировать познавательно-исследовательскую деятельность;
  • Закреплять знания о сезонном явлении – снегопаде
  • Активизировать и расширять словарный запас, совершенствовать доказательную сторону речи путем разрешения проблемных вопросов;
  • Воспитывать нравственно-эстетические чувства и художественно – творческие способности при взаимодействии с природой :

Ход прогулки:

Наблюдение

Цель: расширение знаний детей о круговороте воды в природе,

Развитие наблюдательности, умения делать выводы

Воспитатель спрашивает детей, откуда идет снег. Объясняет, что дождь идет из дождевых туч летом. Сейчас на улице зима, дождевых туч нет, погода холодная, морозная. В облаках пар и маленькие капельки воды замерзают, превращаются в снежинки; они падают на землю, образуют кучи снега, сугробы. Загадать загадку:

Белая, узорчатая,

Звездочка- малютка,

Ты лети мне на руку,

Посиди минутку

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке».

Воспитатель: Ребята, зима приготовила для вас подарки, но чтобы их получить вы должны пройти все испытания, которые она для вас приготовила!

В безветренный день снежинки падают медленно, можно рассмотреть их форму. Когда дует ветер, снежинки летят сплошной пылью, задевая друг друга и другие предметы. Лучики их обламываются, теряют красивую форму, В большой мороз при ясном небе выпадают кристаллы в виде иголочек. Предложить поймать снежинку, рассмотреть ее.

Предложить детям слепить снежок. Получится или нет. Почему?

Экспериментальная деятельность: «Украсим елочку»

Цель: отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности.

Воспитатель напоминает о предстоящих новогодних праздниках и предлагает украсить елочку на участке необычными игрушками – из воды.

Заранее подготовленные игрушки дети рассматривают вместе с воспитателем и украшают елочку на участке.

Ребенок читает стихотворение:

Игрунья
Ночью, когда все вокруг замирает,
Елка тихонько в игрушки играет.

Возится с ними совсем как девчонка:
Прячет от серого волка зайчонка,

Шар золотистый по полу катает,
Ленту Снегурке в косу заплетает,

Нежно мышонка на лапах качает, –
В общем, ночами она не скучает!

Днем же, у елочки вид притворюшки –
Будто бы ей безразличны игрушки.

Трудовая деятельность:

Цель: воспитывать трудолюбие, навыки коллективной деятельности.

Расчистка дорожек от снега, построение снежной горки.

Воспитатель проводит беседу с детьми для чего необходимо очищать дорожки от снега.

Игровая деятельность

Подвижные игры: «Охотники и зайцы»


Цель игры: обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения.

Из числа играющих детей выбирают двоих: «охотника» и «бездомного зайца». Остальные дети-«зайцы» чертят для себя на игровой площадке кружки-«домики» диаметром до 50 см.

Каждый заяц занимает свой «домик»-кружок. Воспитатель подает сигнал, по которому охотник начинает преследовать «бездомного» зайца. Убегая от охотника, «заяц» петляет между домиками, а потом неожиданно может заскочить в любой домик и стать за спиной живущего там «зайца». В тот же момент этот «заяц» превращается в «бездомного», должен покинуть «домик» и убегать от гоняющегося теперь за ним охотника.

Как только охотник догнал зайца и дотронулся до него рукой, они меняются местами: заяц становится охотником, а охотник - зайцем.

Вариант игры: общее число зайцев уменьшается, а вместо кружочков «домиками» для «зайцев» служат дети, по 3-4 взявшиеся за руки.

Они открывают «двери» (поднимают руки) перед «бездомным зайцем», пуская его в дом, и закрывают перед «охотником». Одновременно через другие «двери» домик покидает заяц, находившийся в нем. В остальном игра идет по тем же правилам.

«Затейники».

Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки. Они произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем... вот так.

Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой или действия вратаря в хоккее, а также любое другое действие, характерное для одного из зимних видов спорта. Все дети должны повторить это действие и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь другого из играющих. Затейники должны стараться вспоминать разнообразны е движения спортсменов, не повторять уже показанных.

Индивидуальная работа.

Дети с низкой двигательной активностью: «Ходьба на лыжах»

Цель: упражнять в ходьбе на лыжах, развивать ловкость, выносливость.

Дети с высокой двигательной активностью: «У кого больше попаданий». Цель: упражнение в метании в горизонтальную цель.

Самостоятельная деятельность.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

В конце прогулки воспитатель открывает сундучок с подарками и дарит их детям!

Внимание! Выставка!

Уважаемые родители, приглашаем Ваших детей и Вас, поучаствовать в изготовлении поделок на новогоднюю тематику «Новогодний калейдоскоп» , которая начнется с 1 декабря 2015 г.


вероника шестакова
Картотека зимних прогулок в подготовительной группе

Картотека зимних прогулок в подготовительной группе .

В красочном варианте, картотека представлена ниже .

Картотека прогулок ЗИМА

Наблюдение № 1

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы.

Загадка : Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным.

Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая и т. д.)

Трудовая деятельность

Очистка участка от снега.

Цель : воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.

Подвижные игры

«Мы - веселые ребята» .

Цели :

Повышать двигательную активность;

Быстро действовать по сигналу воспитателя. «Птички и кошка» .

Цель : учить «слетать» только по зову, бегать в пределах площад­ки, спрыгивать на обе ноги, легко сгибая их в коленях.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением впе­ред на расстояние 2-3 м.

Наблюдение № 2 за сезонными изменениями

Цели : формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает) ;

Ход наблюдения Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу - хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам.

Пришел декабрь - первый зимний месяц . Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко , потому и называют в народе декабрь «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

Воспитатель задает детям вопросы.

За каким месяцем идет декабрь?

Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?

Какие защитные свойства у снега?

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель : воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры : Игра в снежки.

Цель : закреплять навыки в метании предметов.

Прыжки на одной ноге.

Цель : воспитывать чувство равновесия.

Индивидуальная работа : Развитие движений.

Цель : обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия

Публикации по теме:

Картотека прогулок для детей раннего возраста (осень) ОСЕНЬ (сентябрь, октябрь) 1. Наблюдение за небом: серое, хмурое, облаков нет. П/и «Догони мячик». Игры с песком, выносным материалом.

Картотека прогулок на апрель месяц для подготовительной группы Карточка № 1 Апрель. Наблюдение за высотой стояния Солнца- закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

Картотека прогулок на май для подготовительной группы Карточка № 1 Май. Наблюдение за погодой- продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце.

Карточка № 1 средняя группа Зима (живая природа) Декабрь Наблюдение за березой и рябиной Цель: формировать знания о жизни растений зимой.

Картотека прогулок в старшей группе. Зима. Декабрь. Часть 1 Декабрь. Часть1. Прогулка №1Наблюдение за сезонными изменениями Цели: - формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь.

Картотека прогулок в старшей группе. Зима. Декабрь. Часть 2. Декабрь. Часть 2. Прогулка №8Наблюдение за снегирем Цели: - расширять представления о пролетных птицах; - развивать умение анализировать,.

Картотека прогулок в старшей группе. Зима. Январь. Часть 2 Январь. Часть 2. Прогулка №8Наблюдение за снежинками Цели: - обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; - учить сравнивать,.

Подготовительная к школе группа.

(Баданина О.П., Тропина Ю.Н., Петухова Е.В.)

Сентябрь

«Падают, падают листья, в нашем саду листопад…»

Наблюдение.

Цель: Закрепление умений замечать изменения, происходящие в природе, понимание, от чего происходит листопад. Объяснить детям, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Стихотворение:

Разноцветный парк, разноцветный сад.

Листопад начался! Начался листопад!

Под ногами у ребят листья весело шуршат! (М.Авдеева)

Вопросы детям:

Вы знаете, почему осенью листья опадают?

Вам нравятся разноцветные листья?

Вы любите их собирать?

Почему листья меняют окраску? Какого цвета листья становятся на березе, клене, вязе и т.д. Какие опавшие листья на ощупь?

Почему иногда опадают 2-3 листочка, а иногда – много?

В. рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и защищают корни деревьев от мороза. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшими листьями (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Игра «Следопыты. Каких листьев больше»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, закрепление знаний о деревьях на участке детского сада.

Дети расходятся по участку и собирают по несколько опавших листьев с разных деревьев. Потом собираются все вместе и по очереди раскладывают листья по видам, называя, с какого они дерева. Сравнивают, каких листьев больше, а каких – меньше, объясняют, почему (если лист с дерева, которое не растет на участке, рассказывают, как он мог сюда попасть).

Труд.

«Поможем растениям».

Цель: привлекать детей к посильной помощи в уходе за растениями.

Дети сгребают опавшие листья к корням деревьев, кустарников, укрывают многолетние цветы на газонах, чтобы они не замерзли зимой.

Опытная деятельность

«Почему осенью цветы вянут»

Цель: установление зависимости роста растений от температуры поступаемой влаги.

Взрослый предлагает детям перед поливом измерить температуру воды (теплая), полить оставшийся от стебля пенек (хризантема, астра), на который предварительно надевают подходящую по диаметру резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Дети наблюдают за вытеканием воды из стеклянной трубки. Затем воду охлаждают с помощью кусочков льда, измеряют температуру (стала холоднее), поливают, но вода в трубку не поступает. Выясняют, почему осенью цветы вянут, хотя воды много: корешки не переносят холодной воды.

Игровая деятельность

Подв.игры:

Русская народная игра «Заря-зарница».

Цель: упражнение в беге, умение реагировать на сигнал, развитие ловкости, быстроты.

«Удочка»

Цель: упражнение в прыжках, развитие ловкости, быстроты реакции.

Индивидуальная работа.

«Достань листочек» (подпрыгивание на месте, стараясь дотронуться до подвешенного листочка).

Игра «Я положу в корзинку»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания.

«Кто скорее принесет листок» (бег наперегонки).

Игра « По загадке и отгадка» (обогащение выразительности движений).

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).

Октябрь

«Экскурсия в осенний парк»

Наблюдение

Цель: формирование представлений о состоянии растений и животных осенью, установление связей между состоянием объектов живой природы и внешней средой, выявление причин происходящих изменений.

Вопросы детям?

Что нового вы заметили в убранстве деревьев в октябре? Сравните с тем, что видели в сентябре. (В парке теперь неприветливо, под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви, с большинства деревьев опала листва).

Какие деревья одеваются первыми, а раздеваются последними?

Игра «Я- березка» (пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация творческого воображения).

Требуется представить себя березкой, передать свои ощущения в мимике, жестах, движениях. Упражнение повторить с новым объектом (ива, дуб, сосна, клен, рябина, ель и др.), в который дети «перевоплощаются».

Вариант: «Если бы я был деревом».

Ребенок-водящий представляет себе дерево и изображает его. Остальные отгадывают, что это за дерево.
-Обратите внимание на ветки, почки, редкие листья, плоды. Что осталось съедобного для птиц в парке?

Какие птицы любят лакомиться ягодами рябины? Семенами клена?

Рассматривание семян клена, вынуть семя из плода и показать детям, что внутри его находятся зародыш дерева.

Опытная деятельность .

Цель: развитие познавательных интересов, умения сравнивать, делать логические выводы.

Сравнение семян клена, ясеня и дуба. Крылышки семян ясеня и клена помогают им летать, путешествовать по воздуху с помощью ветра. Отметить, что желуди тяжелые, они не могут летать, как крылатки клена и ясеня. В «путешествиях» семенам дуба помогают животные.

Трудовая деятельность.

Цель: привлечение детей к сбору семян и плодов для поделок. Дети собирают семена и плоды, раскладывают их в коробки по видам.

Индивидуальная работа .

Дети с высокой двиг.активностью: « Будь внимательным» (развитие слухового внимания, упражнение в беге): на слова воспитателя «Раз-два-три, к дереву (березе, клену, вязу, тополю и т.д.) беги!» дети бегут к названному дереву.

Дети с низкой двиг.активностью: «Воробышки» (упражнение в прыжках с продвижением вперед).

Игровая деятельность.

Подв.игры:

Русская нар.игра «Птицелов» (умение быстро реагировать на сигнал, внимание, слуховое восприятие).

«Ловишки» (упражнение в беге, ловкости, развитие двигательного творчества). После традиционного варианта игры предложить детям придумать новые движения: прыгать от водящего на 2 ногах, на одной ноге, на поскоках и т.д.

Дети стоят по кругу. Внутри круга – водящий, который внимательно слушает и делает то, что его просят.

Вася, ты сейчас в лесу?

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка глазки закрывай,

Кто зовет тебя, узнай.

Водящий закрывает глаза и отгадывает, кто его позвал.

Самостоятельная деятельность

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Ноябрь.

«Подарки осени»

Подготовка: на участке и спортивной площадке спрятаны задания для детей на «кленовых листьях».

Наблюдение.

Цель: развитие связной речи, наблюдательности, памяти.

В. предлагает детям рассказать об изменениях в природе, сравнить их с сентябрем и октябрем. Обобщает ответы детей: ноябрь – последний месяц осени, грустный, пасмурный, но сегодня осень приготовила нам подарок. Прежде чем его найти, нужно выполнить задания.

Дети ищут и находят первый листок с заданием (загадки):

Летит орлом, гудит, как гром,

Стучит в окно, не спросясь никого. (ветер)

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча, облака)

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает? (осень)

Игровая деятельность.

Дети ищут и находят задание на спортивной площадке: назвать перелетных и зимующих птиц.

Подв.игры:

«Перелет птиц», «День и ночь». Цель: развитие ловкость, внимание, умение действовать по сигналу.

Подвижная игра по желанию детей.

Индивидуальная работа .

Задание: показать себя сильными, ловкими.

«Ходьба по бревну приставным шагом» (равновесие, внимание).

«Пройди через туннель» - ловкость, гибкость.

«Кто больше соберет предметов» (ловкость, внимание).

«Лови- бросай!» с мячом (координация, ловкость).

Самостоятельная деятельность.

В. предлагает детям поиграть с различными физкультурными пособиями (мячи, обручи, кегли, скакалки…), поощряет новые способы движений с ними.

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

В конце прогулки воспитатель хвалит детей, предлагает найти последний листок («подарок»). Дети ищут сюрприз с помощью игры «Тепло-холодно», находят угощение – яблоки.

Декабрь

«Здравствуй, гостья-зима!»

Наблюдение

Снегопад.

Цель: расширение знаний детей о круговороте воды в природе,

Развитие наблюдательности, умения делать выводы

Воспитатель спрашивает детей, откуда идет снег. Объясняет, что дождь идет из дождевых туч летом. Сейчас на улице зима, дождевых туч нет, погода холодная, морозная. В облаках пар и маленькие капельки воды замерзают, превращаются в снежинки; они падают на землю, образуют кучи снега, сугробы. Загадать загадку:

Белая, узорчатая,

Звездочка- малютка,

Ты лети мне на руку,

Посиди минутку

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке».

В безветренный день снежинки падают медленно, можно рассмотреть их форму. Когда дует ветер, снежинки летят сплошной пылью, задевая друг друга и другие предметы. Лучики их обламываются, теряют красивую форму, В большой мороз при ясном небе выпадают кристаллы в виде иголочек. Предложить поймать снежинку, рассмотреть ее.

Предложить детям слепить снежок. Получится или нет. Почему?

Экспериментальная и трудовая деятельность «Украсим елочку»

Цель: отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности.

В.напоминает о предстоящих новогодних праздниках и предлагает украсить елочку на участке необычными игрушками – из воды. Вопросы детям:

Можно ли из воды сделать игрушки?

Каким образом?

Могут ли игрушки быть цветными?

Что можно использовать для формы?

Дети высказывают свои предложения, совместно с воспитателем определяют порядок действий: налить воду в емкость, добавить краску, подготовить формочку, налить в нее воду, опустить туда нитку, оставить на холоде. (После замерзания на несколько секунд опустить дно формы в горячую воду и вынуть готовую игрушку.)

Игровая деятельность

Подв. игры: «Охотники и зайцы», «Снежная карусель» Цель: упражнение в беге с увертыванием, с изменением скорости.

Сюжетно-рол.игра «На Северном полюсе». Цель: применение знаний детей в игровой деятельности.

Индивидуальная работа.

Дети с низкой двиг.активностью: «Кто быстрее на лыжах до дерева» Цель: отработка скользящего шага.

Дети с высокой двиг.активностью: «У кого больше попаданий». Цель: упражнение в метании в горизонтальную цель.

Самостоятельная деятельность.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

Ходьба на лыжах, катание друг друга на санках.

Январь

«В январе, в январе много снега на дворе…»

Наблюдение за трудом взрослых .

Экскурсия на улицу города.

Цель: закрепление правил поведения на улице, расширение знаний детей о профессиях.

Вопросы детям:

Где лежит на улице снег?(На проезжей части дороги, на тротуарах, возле домов)

Где именно снега больше, где меньше? Почему?

Кто очищает от снега тротуары возле домов, магазинов?

Кто очищает от снега тротуар возле вашего подъезда?

Что делает дворник зимой?

Кто убирает снег с проезжей этой части дороги. Тоже дворник? Почему?

Кто видел снегоуборочную машину на улицах?

Как она убирает снег?

Куда увозят снег самосвалы?

Зачем надо увозить снег с улиц?

Обратить внимание, сколько места на дороге для проезда машин.

Если бы снег не увозили с проезжей части, как бы и где могли ездить машины? Это опасно? Почему?

Возвращение на участок. Воспитатель обращает внимание детей на снежные кучи, которые появляются при чистке участка от снега.

Труд «Строим снежный город»

Цель: воспитание стремления к коллективному участию в деятельности.

Вопросы детям:

Что можно вылепить из снега?

Почему это возможно? (Снег липкий, замерзает, принимает необходимую форму.)

Что необходимо сделать для того, чтобы постройки были более прочными? (добавлять в снежную массу воду).

Какие орудия понадобятся для строительства? (лопатки, совки, ведра)

Все вместе определяют место для постройки, строят «город».

Сюжетно-ролевая игра «Строители».

«Как согреть руки?»

Цель: выявление условий, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Воспитатель предлагает надеть на руки разные варежки – толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной руке тепло, а другой прохладно). Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в обеих варежках рукам стало жарко). Воспитатель предлагает обратной стороной варежки потереть замерзшую щеку или нос и выяснить, что почувствовали (щеке сначала тепло, потом горячо). Дети делают вывод, что предметы могут согреваться при трении, движении.

Игровая деятельность:

Игры-эстафеты:

Цель: развтие чувства коллективизма, товарищества, умения подчиняться общим правилам.

-«Кто быстрее?» (бег, опираясь на санки)

-«Пробеги по лабиринту» (ловкость, умение изменять направление движения)

- «Детский биатлон» (на одной лыже добежать до мишени, попасть в нее снежком)

Индивидуальная работа.

Дети с высокой двиг.активностью «Сделай меньше шагов». Цель упражнение в ходьбе на лыжах. Задание: пройти дистанцию 10м за меньшее количество шагов.

Дети с низкой двиг.активностью: «Скольжение по ледяным дорожкам ». Цель: упражнение в равновесии.

Самостоятельная деятельность.

Цель: реализация полученных двигательных навыков в самостоятельной деятельности.

Катание с ледяной горки, на санках, снегокатах, ходьба на лыжах, хоккей.

Февраль.

«Дуют ветры в феврале…»

Наблюдение за ветром.

Цель: расширение знаний детей о природных явлениях, развитие любознательности.

Загадка: Ветки ломает,

Снег поднимает.

Слышишь его,

Но не видишь.

Предложить вертушки для определения направления и силы ветры. Объяснить детям, что сильный ветер во время снегопада вызывает метели. Но метели могут быть и без снегопада. Даже при ясной погоде сильный ветер с земли поднимает снег, с силой несет и кружит его, образуя заносы, наметая сугробы. Это явление называется поземкой. Февраль – месяц ветров и метелей.

Экспериментальная деятельность : «Почему шарик сморщился?».

Цель: выявление сужения воздуха при охлаждении и расширения при нагревании.

Воспитатель предлагает детям вынести на улицу воздушные шары, которые надували вместе в группе. Дети наблюдают, как на морозе шарики из плотных и гладких быстро превращаются в сморщенные.

Делают вывод, что при охлаждении воздух уменьшается в объеме, сужается, поэтому и шары становятся сморщенными.

После прогулки шары дети уносят в группу и наблюдают, как они снова приобретают прежнюю форму: воздух в шариках согрелся и увеличился в объеме, расширился.

Труд : «Расчистим снежные постройки»

Цель: воспитание стремления к коллективному участию в деятельности - подготовке площадки для игр.

Воспитатель обращает внимание детей на слой выпавшего снега. Предлагает всем вместе убрать снег с дорожек и построек, чтобы можно было играть. Дети самостоятельно готовят орудия труда (лопатки, метлы), решают, куда сгребать снег, что можно будет слепить из новой снеговой кучи.

Игровая деятельность.

Сюж.-ролевые игры с использованием снежных построек.

Подв.игры : «Круговорот»

Цель: упражнение в ходьбе, беге, действии по сигналу, развитие внимания, координации движений.

«Белые медведи»

Цель: упражнение в беге с увертыванием от ловящих.

Индивидуальная работа

Для детей высокой двиг.активности: ходьба на лыжах со сменой темпа передвижения по сигналу (развитие внимания).

Для детей с низкой двиг.активностью: упражнения на ледяном кольце (равновесие, прыжки на двух ногах).

Самостоятельная деятельность.

Цель: развитие двигательного творчества.

Поощрять самостоятельные игры с лыжами, санками, на ледяном кольце.

Март

«Вода, вода, кругом вода…»

Наблюдение.

Цель: развитие представления детей о различных состояниях воды, воспитание бережного отношения к природе.

Предложить детям найти воду на участке детского сада.

Загадки:

Растет она вниз головой,

Растет не летом, а зимой. (Сосулька)

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь –

Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег)

Его просят, его ждут,

А как придет – прятаться начнут. (Дождь)

Дети совместно с воспитателем находят общее между сосулькой, снегом и дождем, делают логический вывод, что все это – разные состояния воды.

Игр.упражнение «Не ошибись» (развитие внимания): на слова ведущего «лед» - дети крепко держатся за руки, «вода» - ставят руки на пояс, «пар» - разбегаются по всей площадке.

Обсудить с детьми вопрос, для чего человеку, растениям и животным нужна вода. Отметить, что без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – несколько дней. Сделать вывод, что воду нужно беречь, заботиться о сохранении чистоты рек и озер.

Опытная деятельность: увеличение объема воды при замерзании.

Накануне дети с воспитателем налили в одинаковые пластиковые бутылки равное количество воды. Одну бутылку оставили на веранде, а другую – в группе. Дети рассматривают пластиковую бутылку, поставленную на веранде, сравнивают с такой же, принесенной из группы. Делают вывод, что при замерзании объем воды увеличивается.

Трудовая деятельность «Помощники»

Цель: приобщение детей к выполнению трудовых поручений, воспитание заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, умения предвидеть и избежать возможную опасность. По предложению воспитателя дети посыпают песком скользкие участки на дорожках.

Индивидуальная работа

Дети с высокой двиг.активностью:

«Проведи шайбу между кеглями» (развитие внимания, глазомера, точности движений).

«Следопыты» (умение ориентироваться по карте-схеме).

Дети с низкой двиг.активностью: «Кошки-мышки» (подлезание под шнур, бег).

Игровая деятельность

Подв.игры:

«Третий лишний» (развитие быстроты реакции, упражнение в беге).

«Полоса препятствий» (развитие ловкости, совершенствование основных видов движений)

Сюж.-ролевая игра «Путешествие в столицу» (закрепление представлений детей об окружающем мире, развитие воображения, творчества).

Самостоятельная деятельность : развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Апрель

«Весна, весна на улице…»

Наблюдение.

Цель: углубление представлений детей о птицах и их потребностях, развитие наблюдательности, воспитание гуманного отношения к живым организмам.

Воспитатель предлагает прислушаться к «весенним голосам» и читает стихотворение:

Вы слышали песенку, звонкое чудо?

Она прилетела, я знаю, откуда:

Из дальних краев вместе с первым лучом,

И в ней говорится, я знаю, о чем!

А в ней говорится, а в ней говорится,

О том, что проснулись веселые птицы,

И ветер взлетел на верхушку сосны.

Я знаю, что это – подарок весны!

Вопросы детям:

Почему осенью птицы улетают, а весной возвращаются в родные края?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Каких птиц мы видели на участке детского сада и в какое время года?

Чем весной заняты птицы?

Как люди помогают птицам?

Воспитатель предлагает детям вспомнить и загадать друг другу загадки о птицах.

Дид. упражнение «Чем похожи, чем отличаются» - сравнение грача, вороны, галки.

Труд «Поможем птицам».

Цель: приобщение детей к выполнению трудовых поручений, воспитание заботливого отношения к живой природе.

По предложению воспитателя дети кладут на кормушки для птиц лоскутки теплого материала, шерстяные нитки, вату.

Индивидуальная работа.

« Кто самый меткий» - метание в горизонтальную цель. Цель: закрепление умения принимать правильное исходное положение при метании, развитие глазомера.

Дети с высокой двиг.активностью: игра в бадминтон (обучение правилам игры, развитие внимания).

Дети с низкой двиг.активностью «Догони обруч» (умение прокатывать обруч вперед и назад, упражнение в беге).

Игровая деятельность.

Игра «По загадке и отгадка» Цель: обогащение выразительности движений.

Воспитатель загадывает загадки, а дети, используя мимику и жесты, показывают отгадки.

Подв.игры:

Русская народная игра «Птицелов»:

Цель: закрепление знаний о птицах, действие в соответствии с текстом, развитие внимания.

Играющие выбирают птиц, крику которых они могут подражать. Дети собираются в круг, в центре которого стоит Птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг Птицелова и произносят нараспев:

В лесу, в лесочке, на зеленом дубочке

Птички сидят и с тревогой вдаль глядят:

«Ай! Птицелов идет! Он в неволю нас возьмет!

Птицы, улетайте!»

Птицелов хлопает в ладоши, играющие замирают на месте. Птицелов указывает на одного из детей. Ребенок подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает, что это за птица, называет ее имя и имя игрока, и тогда играющий становится птицеловом.

«Воробьи – вороны».

Цель: развитие быстроты реакции, упражнение в беге из разных исходных положений.

«Ловишки парами»

Цель : развитие ловкости, умения менять скорость и направление движения.

Сюж.-ролевая игра «Мы – земляне».

Цель: развитие представлений детей об устройстве Вселенной, воспитание любознательности, развитие воображение и творчества.

Самостоятельная деятельность.

Цель: поощрение детей в стремлении организовать игры со спортивными атрибутами.

Май.

«Здравствуйте, бабочки!»

Наблюдение за бабочками .

Цель: пробуждение в детях эмоционального отношения к животным, подведение к пониманию бережного к ним отношения.

Загадки:

На большой цветной ковер села эскадрилья,

То закроет, то раскроет расписные крылья. (бабочки)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (бабочка)

Наблюдение бабочек крапивниц, рассматривание иллюстраций с изображением ярких бабочек.

Вопросы детям:

Каких бабочек вы знаете?

Каких бабочек можно увидеть весной на нашем участке?

Чем нравятся вам бабочки?

Что вы сделаете, когда увидите такую бабочку на лугу?

Вы ловили когда-нибудь бабочек?

Воспитатель объясняет детям, что бабочки не могут жить, побывав в руках у людей. На их тонких крылышках есть мелкая «пыль» - особые чешуйки. Она стирается даже при легком прикосновении. Кроме того, для полета бабочки очень важны два передних крылышка. Они очень нежные, легко повреждаются. Со сломанным крылом бабочка далеко не улетит. Так стоит ли ради минутного удовольствия губить бабочку? Лучше пусть она летает, переносит пыльцу с цветка на цветок, собирает нектар. Если мы будем уничтожать бабочек, кто будет опылять растения? В природе все взаимосвязано. Исчезнут бабочки – исчезнут многие растения и птицы, которые ими питаются.

Мы каждый день вокруг порхаем,

В работе устали не знаем:

Пыльцу цветков мы переносим,

А вас мы очень-очень просим

Нас не пугать и не ловить,

Чтоб мы могли спокойно жить! (Н.Рыжова)

Опытная деятельность .

Воспитатель предлагает детям запустить макеты бабочек, сделанные из тонкой бумаги, картона, фольги и др. Определить, какая бабочка «летает» лучше: из картона, фольги или тонкой бумаги? Почему? Могли бы бабочки летать, если бы у них были тяжелые толстые крылья?

Игровая деятельность.

Подв. игры:

«Замри».

Цель: развитие двигательного творчества, внимания.

Дети становятся в круг вокруг ведущего и выбирают для себя роли бабочек, стрекоз, пчел и др.насекомых. Дети выполняют имитационные движения: кружатся, летают, собирают нектар и т.д. На сигнал «ветер» (взмах платка) все насекомые замирают. Кто замрет последним, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Русская нар.игра «Салки». Цель: упражнение в беге, развитие ловкости.

Выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.

Усложняющие варианты:
- Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.
- Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в сторону и кричит: Чай-чай-выручай . Он заколдован. Расколдовать его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен заколдовать всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть 2-3 человека.

Игра «Наш муравейник» (снятие барьеров в общении).

Дети бегают по полянке. При слове «муравейник», которое произносит ведущий, все собираются в круг, плотно прижимаясь друг к другу.

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения договариваться с партнерами по игре, самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры.

подбирать

Индивидуальная работа .

«Дорисуй» : дорисовать вторую половину бабочки, жука, стрекозы палочками на песке.

Для детей высокой двиг. активности:

«Ниточка с иголочкой» (развития внимания, координации движений). Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку вокруг всей площадки, воспитатель предлагает детям остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя ряд ворот. После этого он ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя по очереди одного справа, а другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под "воротиками", ребенок, поднимавший руки для образования "ворот", переворачивается вокруг себя и продолжает движение дальше.

Для детей низкой двиг.активности:

«Быстро переложи мяч» (развитие быстроты движений).

Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.

Труд.

Цель: воспитание желания оказывать посильную помощь взрослым, стремления к чистоте и порядку.

Воспитатель предлагает детям помыть и просушить мячи и кегли.

Самостоятельная деятельность : поощрение использования физкультурных пособий, развитие двигательного творчества.

Конспект зимней прогулки в подготовительной группе по теме: «Снежные забавы»


Шашенко Елена Александровна, воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад «Чайка»
Описание материала: предлагаемый конспект будет полезен воспитателям детских садов, методистам и старшим воспитателям, воспитателям групп продленного дня и родителям.
Задачи:
1. Формировать представления о свойствах снега (цвет, размер, форма снежинок, состав – агрегатное состояние вещества);
2. Стимулировать познавательно-исследовательскую деятельность;
3. Закреплять знания о сезонном явлении – снегопаде, народных приметах;
4. Активизировать и расширять словарный запас,
5. Воспитывать нравственно-эстетические чувства и художественно – творческие способности при заимодействии с природой.
Оборудование: лопатки, ледянки,

Ход прогулки:

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
А что же такое Снежинка? Какие снежинки по форме? Как она попадает на землю? Где быстрее тает снег – на варежке или на руке. Почему? Что образуется из снега? Из чего состоит сосулька? Где быстрее тает сосулька и почему? Как проверить?
(ответы детей)
Ребята, давайте представим, что мы маленькие снежинки и полетаем немножко.
- Маленькая Снежинка летела, покачиваясь высоко над землей. Ветер шаловливо подталкивал ее в разные стороны, то подгонял, то замирал, давая возможность насладиться высотой. Снежинка танцевала в полете и любовалась хитросплетением своих красивых лучиков. Казалось, бесконечным было это путешествие, но, она опустилась на мягкий снег из сотни тысяч таких, же, как она снежинок и замерла.


Какие замечательные и разные получились снежинки. Снежинки летели-летели и опустились на землю. Как белое пуховое одеяло укрыло землю, деревья, дома, все вокруг стало белым-белым.
Загадка:
Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит.
(Снег.)


Предложить детям походить по снегу и послушать, как он хрустит.
- Падают белые снежинки, ложатся на землю и крыши домов. Они похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но пробовать нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую белую пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снегом называют бесчисленное множество снежинок.
Какого цвета снежинки? На что они похожи? Что произойдет, если подышать на снежинку, пойманную на варежку? Отчего получается снежная пыль? Где, как и почему образуются снежинки? Почему хрустит снег? Какой он на ощупь? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег?

(Дети отвечают)


- Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в снежки.
Снежный ком – на снежный ком.
Все украсили снежком.
(Игра в снежки)


- Загадки:
1. Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит (Снег)
2. С морозами, пургой и снегом,
Зима-Волшебница придет.
И все речушки и озёра
Покроет скользкий толстый … (Лед)
3. Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец – ... (Сосулька)
4. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
5. Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом.(Ледяная горка)


- Самостоятельная игровая деятельность. Катание с горки на санка-ледянках.

- На пеньке у старой ели
Зайки белые сидели.
- Чем бы нам таким заняться?
- Рассуждали грустно братцы.
- И в снежки мы поигрались,
И на горке покатались!
А давайте, может быть,
Бабу снежную лепить!
Точно! Принялись за дело,
И работа закипела! Дети лепят снеговиков.


Какие чудесные снеговики! Все сегодня хорошо потрудились, а теперь пора возвращаться в группу.
Снежинки летают, кружатся
И тихо на землю ложатся.
Упав, они засыпают,
И землю собой закрывают.