Проект дымковская игрушка в детском саду. Проект «Дымковская игрушка» для детей старшей группы ДОУ. Мне было интересно узнать

Эрзи Алидарова
Проект «Дымковская игрушка» (старшая группа)

Проект

«Дымковская игрушка »

старшая группа

Проект : «Дымковская игрушка »

Тип проекта : познавательно-творческий

Вид проекта : творческий

Продолжительность : краткосрочный

Срок реализации : 1 неделя

Участники проекта : дети старшей группы , воспитатель

Актуальность :

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки . А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Проблемные вопросы проекта :

Откуда пришло название «Дымковская игрушка » ?

Какие цвета используют художники?

Какими элементами расписаны изделия?

Какое настроение создают эти изделия?

Цель проекта : формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой , и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта :

Познакомить детей с историей дымковской игрушки .

Развивать умение рисовать простейшие элементы.

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

Формировать умение создавать узоры.

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Ожидаемые результаты :

Дети познакомятся с историей дымковской игрушки .

Сформируется умение рисовать простейшие элементы дымковской игрушки .

У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу.

У детей привьется интерес к искусству народных мастеров.

Реализация проекта :

Подготовительный этап :

Беседы : «Знакомство с дымковской игрушкой «В мире дымковской игрушки » .

Рассматривание иллюстраций, картин, журналов, книг.

Воспитатель демонстрирует игрушки . Обращает внимание на особенности дымковской игрушки .

Организационный этап :

1. Подготовить материал для рисования, лепки.

2. Рисование лошадки и барышни.

Воспитатель раздает шаблоны.

Роспись выполняют в такой последовательности : у фигурок барынь головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом.

На белом лице рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками – глазами. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны .

3. Лепка петуха.

Воспитатель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и вылепить модель дымковской игрушки .

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

Заключительный этап :

В конце каждого занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку, вывешивают свои работы и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы.

Риски :

Отсутствие методических материалов для воспитателей.

Низкая мотивация работы с детьми по данному проекту , недостаточный уровень развития творческих способностей, позволяющих реализовать проект .

Недостаток материальных средств на приобретение материалов и оборудования.

Непонимание значения воспитания русской культуры у детей со стороны родителей.

Результат проекта :

Участие в проекте 78% воспитанников группы .

Дети познакомились с историей Дымковской игрушки , с элементами росписи.

Дети могут отличать дымковские игрушки .

Огромный интерес к народно-прикладному искусству.

Фотоотчет проекта «Дымковская игрушка » .

В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес к дымковской игрушке , дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоили цвета данной росписи, могут назвать все элементы, узнали приемы рисования и научились составлять узоры на различных формах.

Ребята научились воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.

Информационные источники :

1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество» . – М. 2008г.

2. Т. С. Комарова, А. В. Размышова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников» .

3. А. А. Грибовская «Юмор в изобразительном творчестве дошкольников»

4. Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3 – 7 лет : формирование мелкой моторики, развитие речи»

5. И. В. Шматько «Воспитание искусством в детском саду»

6. О. А. Соломенникова «Радость творчества» . - М. 2008г.

Интернет ресурсы :

http://www.dymka.vetroff.com

http://dymkatoy.ru/

http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html

1. Введение

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там все любят песни, пляски,

Здесь рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Актуальность проекта

Декоративное прикладное искусство издавна славится своими традициями. Дымковские игрушки - это и свистульки в виде животных и барышни, очень красивые и разнообразные наряды.

Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан; хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно, не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего

терпение и трудолюбие.

Цель моего проекта – это познакомиться с историей возникновения дымковской игрушки: где зародилась, для чего нужны? Особенности производства и росписи дымковской игрушки. А также изготовление ее своими руками.

Задачи проекта:

Изучить истоки дымковской игрушки.

Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму

Научиться лепить дымковскую игрушку

Ожидаемые результаты:

Создать дымковскую игрушку. сделанную своими руками и пригласить родителей на выставку-ярмарку, оценить творчество своих детей.

Партнеры проекта:

§ Ученица 4 «б» класса

§ Родители

Реализация проекта:

I этап

Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси;

Узнать откуда пришла к нам забавная и красочная дымковская игрушка;

Изучить узоры при росписи игрушки;

Продумать свой узор.

II этап:

Подобрать материал для изготовления игрушки;

Освоить технологию изготовления игрушки.

III этап – практический:

Изготовление (лепка) дымковской игрушки;

IV этап – редакционный:

Роспись дымковской игрушки:

Создание презентации «Дымковская игрушка»

Выводы:

В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Я познакомилась с произведениями народных мастеров, узнала откуда пришли к нам красочные забавные игрушки.

II. История создания дымковской игрушки.

Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, он существует на Вятской земле, в слободе Дымково, более четырехсот лет. Здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Началось развитие гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась дымковская игрушка в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано с древним обычаем.

С давних пор здесь занимались лепкой глиняных игрушек - всадников, барынь, и игрушек - свистулек, изображавших коней, оленей, уточек, индюков. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весеннему празднику ""Свистунья"" («свистопляска »), который имеет языческие корни и

посвящен солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Свист был главной особенностью этого праздника. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста". Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от врагов. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость.

Все жители взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно

подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей ". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

2. Для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным- давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберега ми. Птицы прогоняли

силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

украшения

3. Возрождение дымковской игрушки.

Возрождение промысла связано с именами - А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек.

МЕЗРИНА Анна Афанасьевна (1853- 1938), российская мастерица дымковской игрушки. Родилась в слободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле.

Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки. В 1908 ее работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавший о промысле и самой Мезриной несколько книг и статей.

В работах Мезриной видна приверженность традициям старых дымковских игрушечниц. Ее фигурки монолитны, четки по форме, без мелкой деталировки. Как правило, крупный, лаконичный орнамент написан в приглушенных тонах. Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 в артель «Вятская игрушка». В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда. Ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла.

4. Особенности производства дымковской игрушки.

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Мастерицы-игрушечницы передают свой опыт из поколения в поколение, таким путем умение дошло и до наших дней в почти неизменном виде. Разумеется, каждая художница привносит что- то свое, но основные элементы и символы неизменны.

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись к основной части. Вылепленная игрушка сушилась 2- 4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской

печи. После остывания поверхность изделия белилась мелом, разведенным на молоке. К работе готовили 6- 10 красок. Игрушке присущ несложный геометрический рисунок росписи, яркий колорит, в котором много красного, жѐлто го, синего, зелѐного, алого.

В народном творчестве искусство всегда тесно связано с ремеслом. Чем прочнее

ремесленная основа, чем выше исполнительское мастерство, тем большую художественную ценность представляет рукотворное изделие. Так и дымковская игрушка - трудоемкое ручное производство, где было все до

мелочей профессионально упорядочено.

5. Технология изготовления игрушки.

l Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.

l Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

l Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.

l Свернуть следующие два блина и получаются голова и туловище.

l Аккуратно «примазать» сан и головку

Скатать колбаску и разделить её пополам, затем «примазать к туловищу.

Головку украсить косицами, а туловище оборками.

l Украсить барыню оборками, кокошником или шляпой.

6. Особенности росписи дымковской игрушки.

Чем дымковская игрушка отличается от других игрушек? Прежде всего – это снежной белизны фон. Важный этап работы, характерный только для Дымкова - "обеливание".

Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

Раскрашивали игрушки не двумя- тремя красками, как в других промыслах, а добрым десятком. Синяя, желтая, зеленая, оранжево- красная, малиновая, черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях.

Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица.

Вторая отличительная особенность дымковской игрушки – это узоры геометрического характера, которые восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали!

И в довершение всего украсить сияющими листочками - ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче.

Что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звѐзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным.

У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой.

Традиционно у женских персонажей сначала наводились чѐрной краской глаза и брови, той же черной краской обозначались волосы. Затем румянились щеки, рисовались губы. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. Юбка расписывалась в самую

последнюю очередь. Цвета выбирались яркие, контрастные: олицетворяющий жизнь и плодородие - зеленый, нарядный - красный – символ огня и красоты, и небесный синий.

Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на лошадях, оленях, коров ах и козах.

Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя- тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, то ч ками и

штрихами. Цвета определяются преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами - синими или зелеными. В другом случае звучание голуб ого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом.

В облике дымковской игрушки находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Представляются заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец.

На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды. Завершают украшение игрушки ромбики из сусального золота, наклеенные поверх узора.

Игрушки отличаются веселым нравом. Барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу, кормилицы хвастаются очаровательными младенцами.

7. Изготовление собственной игрушки.

Теперь, когда изучена история, особенности и технология изготовления и техника росписи дымковской игрушки можно приступать к изготовлению своей игрушки. Я лепила барыню.

Наша барышня в прекрасном

В ярком платье расписном,

Краснощека, круглолица,

Полюбуйся-ка, народ!

Лепила я барыню следующим образом: у каждой дымковской красавицы в основе лежит «ступка». Это юбка, которая к тому же является и хорошей устойчивой основой.

Лепим ее отдельно из глиняного шарика, обминая ее вокруг большого пальца до получения подобия колокола. Ее высота должна быть чуть больше половины высоты готовой фигурки. Влажными руками выглаживаем поверхность детали, делая ее ровной и убирая трещины.

Затем лепим туловище – цилиндр, на котором мы обозначим грудь, чуть прижмем его в талии и вытянем шею. Его мы осторожно соединяем с юбкой. Места стыков аккуратно выглаживаем влажными руками, чтобы они были незаметными и не отвалились после сушки.

Голову лепим в форме шара. Лицо у дымковской красавицы достаточно плоское, мы не выделяем выпуклостями щеки, не формируем глазные впадины и подбородок. Непременной деталью является маленький носик- курносик, который делается из крохотного глиняного шарика и аккуратно лепится на лицо. Руки вылепливаются из колбасок и аккуратно примазываются к туловищу.

Наша барыня почти готова. Ничто не украшает женщину так, как роскошные

локоны, кокетливая шляпка или кокошник. У меня барыня, поэтому у неѐ на голове красивый кокошник. Украшаю барыню сережками из кусочков глины каплевидной формы. Поверх юбки делаю красивый фартук, украшенный оборками. Все аккуратно соединяется влажными руками.

Несмотря на кажущуюся простоту, лепить фигурки – дело не из легких. Наша красавица должна хорошенько просохнуть. Высохшую барыню целиком красим в белый цвет. После этого изделие снова должно хорошо просохнуть. Теперь можно приступить к раскраске.

В современных домашних условиях удобнее всего для росписи использовать художественную гуашь и работать при этом обычными кистями разной толщины. В заключение можно приклеить к ней небольшие ромбики из золотой фольги, имитирующей сусальное золото.

Простой узор геометрического характера: кружочки, точки, полоски. Получилась яркая и красивая игрушка.

IV. Заключение.

Дымковская игрушка самая яркая и красочная представительница народного творчества.

Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается простой, ясной пластической формой, яркой орнаментной росписью по белому фон у. В образах краснощеких барынь, нянек, лихих всадников, веселых каруселях –продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.

Когда- то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весѐлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – искусство только рукотворное - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий.

Каждая игрушка уникальна и единственна.

Справочная литература

· Сайты: http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm http://dimkovo.ru/

· Каталоги (например: 15 мастериц дымковской игрушки)

· Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007

· Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров, изд. «О-краткое», 2010

· Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции под ред. М. А. Некрасовой. Вологда, 2008.

· Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010

· Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

· Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.***99*

· Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001

Проект «Дымковская игрушка» для детей старшего дошкольного возраста.

Казанцева Лидия Михайловна, воспитатель ГБОУ ООШ СПДС, с. Валы
Описание работы: предлагаю вам проект для детей старшего дошкольного возраста «Дымковская игрушка». Данный проект будет полезен воспитателям детских садов.
Цель: Расширять представления детей о характерных элементах дымковской росписи. Формировать детей представление, что при лепке реальные образы преображаются в сказочные, декоративные.
Задачи: Развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. Познакомить с содержанием народных игрушек (показать связь с окружающей природой, растительным и животным миром). Познакомить детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для крашения игрушек. Развивать умения расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции. Развивать умения расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором. Формировать умения детей передавать в лепке характерные особенности внешнего вида «барыни». Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
Виды деятельности: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Тип проекта: творческий, обучающий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители детей.
Актуальность проекта: Дымковская игрушка - русская игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Дымковская игрушка не только украшает интерьер группы, но и помогает воспитывать в детях любовь к народному творчеству, развивает чувство цвета и формы. Человек является частью природы, так как декоративно - прикладное искусство по своим мотивам близко к природе, русским народным праздникам. Ведь великие художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Следовательно, у детей воспитываются и нравственные и патриотические качества.
Реализация проекта:
Деятельность воспитателя:
1. Выявление первоначальных знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве «Дымковская роспись».
2. Проведение НОД на тему: «История дымковской игрушки».
3. Информация родителей о предстоящей деятельности.
4. Подбор частушек, песен, стихов.
5. Проведение недели на тему «Дымковская игрушка» в группе.
6. Проведение НОД по художественно-эстетическому развитию детей (рисование, лепка).
7. Заготовка глины для лепки дымковской игрушки «Барыня».
8. Помогает готовить презентацию проекта.
Деятельность детей:
1. Принимают участие в организованной образовательной деятельности.
2. Разучивают частушки, стихи, песенки.
3. Выбирают необходимый материал для продуктивной деятельности.
4. Рисуют дымковские игрушки и расписывают их элементами дымковской росписи.
5. Лепят дымковскую игрушку «Барыня».
6. Расписывают игрушку дымковской росписью.
7. Делают вывод о завершении работы.
8. Представляют продукт деятельности.
Деятельность родителей:
1. Присутствуют на ярмарке «Дымковской игрушки».
Последовательность работы над проектом:
1. Рассматривание дымковских игрушек в рабочей тетради по основам народного искусства Т.Я. Шпикалова.
2. Сбор материала для рисования, лепки.
3. Заучивание стихов, частушек, потешек, песен.
4. Рисование и роспись дымковских игрушек.
5. Лепка дымковской игрушки «Барыня».
6. Роспись дымковской игрушки.
7. Подведение итогов работы.
8. Приглашение гостей.
9. Презентация проекта.
Ход проекта:
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать на ярмарку. На ярмарку «дымковских игрушек».
Дети рассказывают потешки, имитируя действия персонажей.
Ребенок: Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Поехали, поехали
За грибами,
За орехами…
Приехали, приехали
С грибами,
С орехами.
Ребенок: Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка – дружок.
Ваня ехал, поспевал,
Со добра коня упал.
Он упал, упал, лежит-
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали.
Путь – дорогу показали.
Путь – дорогу показали
«Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам».
Ребенок: Конь бежит,
Вся земля дрожит,
В поле травушка – муравушка
Ничком лежит.
Чей это такой конек,
Для какого молодца?
Это конь богатырь
Для Алеши - удальца.
Ребенок: Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород!
Воспитатель: Обратите внимание, гости дорогие на игрушки. Гости рассматривают нарисованные детьми дымковские игрушки.





Воспитатель: Это еще не все, что вы увидите на нашей ярмарке.
Дети под музыку «Барыня», представляют рассмотреть вылепленных из глины и расписанных «барынь».
Гости рассматривают «Барынь».




Воспитатель: Ну, вот, гости дорогие, ребята познакомили Вас с тем, как дымковская игрушка является одной из форм народного декоративно-прикладного искусства. И вот мастера из нашего детского сада продолжили народную традицию, и как прежде сияет всеми цветами радуги в нашем саду «дымка», принося радость детям и взрослым.
Итог проекта: В группе организована выставка «Дымковская игрушка». В дальнейшем нарисованные детьми в ходе реализации проекта дымковские игрушки и вылепленные «Барыни» станут наглядным пособием для занятий по ИЗО в нашем детском саду.

Благодарим за внимание!!!

Проект : «Дымковская игрушка »

Тип проекта : познавательно-творческий

Вид проекта : творческий

Продолжительность : краткосрочный

Срок реализации : 1 неделя

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели

Актуальность :

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народнойдымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Проблемные вопросы проекта:

Откуда пришло название «Дымковская игрушка» ?

Какие цвета используют художники?

Какими элементами расписаны изделия?

Какое настроение создают эти изделия?

Цель проекта :

формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкойи организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности

Задачи проекта :

Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

Формировать умение создавать узоры.

Развивать умение рисовать простейшие элементы.

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Дымковская игрушка» (старшая группа)

Проект : « Дымковская игрушка »

Тип проекта : познавательно-творческий

Вид проекта : творческий

Продолжительность : краткосрочный

Срок реализации : 1 неделя

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели

Актуальность :

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народнойдымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Проблемные вопросы проекта:

Откуда пришло название «Дымковская игрушка» ?

Какие цвета используют художники?

Какими элементами расписаны изделия?

Какое настроение создают эти изделия?

Цель проекта :

Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкойи организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности

Задачи проекта :

Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

Формировать умение создавать узоры.

Развивать умение рисовать простейшие элементы.

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза:

Впроцессе реализации проекта «Дымковская игрушка» дети и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс. У детей формируются такие качества личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

Совместные с родителями мероприятия формируют у них потребность в общении с детьми, повышают педагогические знания, помогают осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребенка.

Ожидаемые результаты :

Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

Сформировать интерес к русской игрушке.

У детей будет совершенствоваться навык составления узора по собственному замыслу.

У детей совершенствуются способности создавать узоры.

Появится интерес к искусству народных мастеров.

Реализация проекта :

Подготовительный этап :

Создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта:
- Подготовка информационного пространства (консультации для родителей, папки- передвижки.)
- Сбор дидактического материала по теме проекта).

Разроботка стратегии реализации проекта

Основной этап :

Цель:

Создание условий для развития творческих и познавательских способностей в совместной деятельности всех участников проекта.

План реализации проекта


Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что - то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что - то есть от радости,

Гремящей как басы.

(В. Фофанов)

Народная игрушка донесла до нас многовековой художественный опыт, соприкосновением с которым ребенок обогащает, усиливает пластическую, графическую и цветовую выразительность своих рисунков и результатов лепки, других видов деятельности. Образный строй игрушки, несмотря на глубину и сложность, открыт восприятию ребенка, поэтому может быть хорошим началом в воспитании навыков восприятия вообще, необходимом позднее, при встречах с искусством профессиональным. На предметах прикладного искусства легче научить детей смотреть, разглядывать, выбирать, сопереживать, эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения для передачи собственного отношения к предметам. Почему при организации проекта предпочтение было отдано глиняной дымковской игрушке? В связи с тем, что секрет глиняной игрушки заключается в энергетически теплом и «сильном» материале - глине, подаренной нам самой природой. Предполагалось, что дети сами будут лепить игрушку, а процесс пластического формообразования имеет большое значение для общего и художественного развития ребенка:

  • Обогащает сенсорный опыт дошкольников;
  • Гармонизирует работу двух полушарий мозга, координирует работу обеих рук, активизирует развитие мелкой моторики;
  • Воспитывает уверенность в своих способностях и ощущение своей умелости и значимости («Я могу» как продуктивная основа «Я - концепции»);
  • Оказывает влияние на развитие речи, дает содержательную основу для развития общения ребенка со взрослыми и детьми разных возрастов.

Почему я выбрала именно дымковскую игрушку? В связи с ее огромнейшим потенциалом и для детей, и для взрослых. Это выражено в пластической завершенности образа (несколько умелых движений - и вот из комка мягкой глины вырисовывается фигурка), красотой ручного труда, живой яркой звучностью расписной народной скульптуры. Эти игрушки особенно разнообразны по тематике, композиционным вариантам, многоцветны, наиболее совершенны и отработаны в техническом отношении. Обобщенность и завершенность образа, ее пластичность, отсутствие мелких деталей обеспечивают доступность этого вида искусства для дошкольников. Для меня было важно и то, что дымковская игрушка олицетворяет черты народного (вятского) характера: стойкость, жизнелюбие, открытость, основательность. Эти игрушки создают атмосферу радости, теплоты и добра. Почти любая фигурка легко размещается на детской ладони, и у ребенка сразу возникает желание поиграть с ней.

Таким образом, основными целями проекта стали:

  1. Заинтересовать детей историей дымковского промысла.
  2. Формировать у детей представление о народной игрушке, прививать любовь к ней.
  3. Расширять кругозор детей посредством познавательной, художественной деятельности.

Исходя из поставленных целей, были определены задачи проекта:

  1. Расширить представление детей о дымковской игрушке.
  2. Познакомить детей с историей появления дымковского промысла.
  3. Формировать познавательные интересы детей (знакомство с глиной, ее свойствами).
  4. Развивать художественные способности детей, воспитывать эстетическое восприятие посредством ознакомления с дымковской росписью.
  5. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Сроки реализации проекта : февраль - май.

Продукт проекта: выставки детских работ «Дымковская игрушка».

Р еализация проекта включала в себя четыре этапа.

Первый этап проекта предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольников о народной игрушке, уровня ознакомленности детей с устным народным творчеством.

Второй этап - разработка проекта. На втором этапе до участников проекта была донесена важность данной проблемы. Также была подобрана методическая, познавательная и художественная литература, иллюстративный материал по данной теме. Были подобраны разнообразные дымковские игрушки, атрибуты для игровой деятельности детей. Был подобран материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей. Также был составлен план мероприятий.

Третий этап - выполнение проекта. Данный этап строился на основе интеграции образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Музыка». Образовательная деятельность осуществлялась педагогом в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. При выполнении проекта использовались следующие формы и методы работы с детьми:

Игровая деятельность:

  1. Сюжетные игры: «Магазин».
  2. Дидактические игры: «Найди такой же узор» (развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию); Разрезные картинки на тему «Дымковские узоры» (обучение детей собиранию картинки из 4-6 частей, развитие эстетического восприятия).
  3. Игры - драматизации с использованием дымковских игрушек.

Продуктивная деятельность:

Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Лепка из глины, соленого теста, пластилина становится доступна уже в раннем дошкольном возрасте, так же как и рисование красками, карандашом. В этих изобразительных занятиях ребенок идет по пути овладения формой, цветом. Дымковская игрушка может быть использована как пособие при рассказывании сказок, для наблюдения, рассматривания. В ней чисто, тонко, верно дана форма, выразительны краски. Наблюдение этих игрушек облегчит детям овладение формой в глине, рисунке. Наряду с глиной дети попробовали лепить дымковские игрушки из соленого теста, расписали их гуашевыми красками и подарили детям, посещающим младшие группы детского сада.

Рисование:

  1. Декоративное рисование «Украшение платочка»;
  2. Декоративное рисование «Укрась свои игрушки»;
  3. «Разрисовывание перьев для хвоста сказочной птицы»;
  4. «Укрась юбку дымковской барышни»;
  5. «Дымковская лошадка»;
  6. Декоративное рисование «Путешествие в Дымково»;
  7. «Дымковские узоры».
  1. «Глиняные игрушки, с которыми дети хотели бы играть»;
  2. «Петушок»;
  3. «Утка с утятами»;
  4. «Козленок»;
  5. «Баран - золотые рога»;
  6. Пластилинография «Дымковская собачка»;
  7. Лепка из соленого теста: «Птичка», «Рыбка».

Коммуникативная деятельность:

Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки - он не только слышит, но повторяет и усваивает их. В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям; они рождаются в живой разговорной речи, проникают из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например: конь вороной, коровушка -буренушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звезды, светлый месяц, травушка - муравушка и многие другие слова и выражения связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

  1. Знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки, стихи, небылицы, пословицы, поговорки, прибаутки, загадки).
  2. Использование художественной литературы (чтение русских народных сказок).
  3. Составление рассказов из личного опыта детей «Моя любимая игрушка».
  4. Знакомство с историей возникновения дымковкого промысла.

Экспериментально - поисковая деятельность:

  1. Рассматривание дымковских игрушек, сравнение их с другими народными игрушками (филимоновскими);
  2. Экспериментальное исследование свойств художественного материала (глины).

Формирование здорового образа жизни:

В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая, - это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. К таким играм относятся: «Гуси - лебеди», «Коршун и цыплята» и др. Кто придумал эти игры? Когда они возникли? На этот вопрос можно ответить: они созданы народом так же, как песни, сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение. Как показывает практика воспитания, традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные вопросы. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

Народные игры:

  1. «У медведя во бору»;
  2. «Гуси - лебеди»;
  3. «Коршун и цыплята».

Хороводные игры:

  1. «Каравай».

Песенное творчество:

Велико песенное богатство русского народа. Народная песня входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность и простота формы - характерные черты русского народного песенного творчества. Наряду с музыкальными достоинствами русской народной песни и музыки в них существуют и те чисто национальные черты, которые воспитывают характер ребенка, его чувства. В песне сказывается широта русской натуры, ее размах, мягкость и задушевность.

Русские народные песни:

  1. «Петушок»;
  2. «Кукушечка».

Формы и методы работы с родителями:

  1. Беседа о назначении дымковских игрушек.
  2. Мастер - классы для родителей (особенности лепки дымковских игрушек из соленого теста).
  3. Заполнение совместно с детьми альбома «Мои любимые дымковские игрушки».

Четвертый этап - презентация проекта. На этом этапе организовываются выставки детских работ:

  1. Выставка детских рисунков.
  2. Выставка поделок из соленого теста.

Результаты проекта показывают, что детям доставляет радость дымковская игрушка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. А нам, воспитателям и родителям детские рисунки и поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение.

В заключении хочется сказать, что народное и декоративно - прикладное искусство является неотъемлимой частью воспитательно - образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.


Формат: .docx