Консультация для родителей "воспитание трудолюбия у детей". Воспитание трудолюбия у ребенка» Консультация значение трудолюбия у дошкольников

Дети - это будущие взрослые. И чтобы родителям подготовить своего ребенка к качественной взрослой жизни, им обязательно следует научить его трудолюбию. Это поможет малышу стать успешным в учебе и в будущей работе. Трудолюбивый малыш получит уважение и одобрение окружающих. Ребенку, умеющему выполнять простейшие домашние поручения во взрослой жизни будет легче справляться с разными трудностями. Малыш вырастает более самостоятельным, ответственным, учится ценить свой труд и труд других людей, становится отзывчивым, чутким, в нем воспитывается упорство и настойчивость. Конечно, в труде решаются и многие педагогические задачи: развиваются умственные способности, любознательность, тренируется мелкая и крупная моторика.

Очень часто родители задумываются над тем, с какого возраста следует приучать свое чадо к труду. Психологи советуют начинать с 2 - 3 лет. Но конечно же, никто не запретит делать вам это и несколько раньше. Именно с двухлетнего возраста у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если стремление не поддержать, то оно может пропасть и тогда ребенок пассивно будет ждать, когда его оденут, умоют, покормят.

Если 2-3 летние малыши принимают уборку за игру, то 5-6 летние дети понимают, что интересного в уборке мало. Поэтому если родители с раннего детства не приучили ребенка к труду, то потом сделать это будет очень и очень сложно. Лучше объясните, что быт - это неотъемлемая часть нашей жизни и работу по дому надо выполнять всей семьей, также же, как жить и отдыхать.

Сначала приучите своего маленького ребенка убирать за собой игрушки. Предложите сделать это вместе. Чтобы было интереснее объясните ему, что игрушки хотят спать, и для этого у каждой из них есть свое место. Вообще идеальный вариант, выстроить весь процесс в форме игры. Показательность же имеет положительный результат. Так как дети любопытны, они все время пытаются повторить наши взрослые действия.

А вот уже трехлетние малыши стараются сделать все сами и им многое уже под силу. Например, заправить утром свою постель, одеться, помыть посуду или постирать свою одежду. Следует приучить малыша складывать аккуратно свои вещи на стул перед сном. Собираясь лепить, рисовать, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно для этого занятия. На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями или совком на клумбе или грядке. Обязательно предложите свою помощь. Ребенку свойственно повторять все за взрослыми, поэтому видя, какие родители трудолюбивые он будет усваивать хороший пример. Нельзя от ребенка требовать того, чего сами не делаете.

5-6 летний ребенок уже может отличить труд от игры. Раскрывайте ему социальную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младших детей, для бабушек, дедушек. Ко дню рождения мамы или папы можно сделать несложный подарок самостоятельно. Не только девочки, но обязательно, и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для салата, нарезать их. Конечно же, надо объяснить, что перед этим надо помыть руки, надеть фартук.



На седьмом году возможностей у ребенка становится больше. Он становится более ловким, выносливым. Движения его становятся более координированными и точными. Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какое-нибудь животное — не только дать корм, но и почистить клетку.
Следует научить его вдевать нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан будет делать сам!

Нужно постараться постепенно научить его самостоятельно брать на себя выполнение какой-то части домашней работы. Например, забирать почту, поливать комнатные цветы, кормить рыбок. Ему может быть понятна и более отдаленная цель его труда, например, чтобы собрать урожай, надо с весны ухаживать за растениями. Именно с помощью такого труда устанавливаются его взаимоотношения с окружающими людьми. Он осознает свои обязанности, учится сотрудничеству и взаимопомощи. Полезно приучать ребенка ухаживать за растениями и животными. Он не только узнает много нового из жизни флоры и фауны, но и учится милосердию.


Часто случается так, что ребенок с азартом берется за дело, но быстро его бросает. Когда он еще мал, ему сложно долгое время концентрироваться на каком-нибудь одном занятии. Дети не всегда в этом виноваты. Слабая мускулатура, несовершенство движений, незрелость нервной системы влекут к быстрому утомлению. Поэтому задания, которые вы предлагаете вашему ребенку, должны быть ему по силам. Если ребенок должен выполнить то, что у него точно не получится, то это может спровоцировать неуверенность в своих возможностях. Никогда не забывайте об этом.

Но и считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, следует следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца и, по возможности выполнено качественно. Не стоит хвалить ребенка, если домашнее поручение выполнено некачественно или небрежно. Надо постепенно воспитывать у ребенка сознательное отношение ко всему, что он делает. Заклейте вместе с малышом порванные книги, приготовьте что-либо вместе, сделайте уборку в квартире. Увидев результат своего труда, у ребенка возникнет чувство гордости, формируется уверенность в себе и самоуважение.


Одна из наиболее распространенных ошибок родителей, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, что мы сами сделаем за несколько минут. Поэтому они все начинают делать за ребенка сами: одевают его, убирают игрушки. Некоторые дела ребенку не доверяют потому, что боятся, что он испачкается, намокнет или уронит что-то, разобьет, испортит. А часто простое нежелание после помощи ребенка переделывать за него.

Другая распространенная ошибка родителей приучать к труду силой. Или повышать голос на ребенка, ругать его за «неловкость, неуклюжесть». Нужно, наоборот, постоянно хвалить и подбадривать ребенка, а в случае неудачи предложить свою помощь, объяснив, что когда ребенок подрастет у него и самого все получится. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, следует стимулировать инициативу, а не подавлять ее.


Иногда родители допускают еще одну ошибку, наоборот, без меры хвалят своё чадо за любую попытку помочь. Покупать ему подарочки или сладости за выполненные задания тоже не стоит. Так как в дальнейшем без выгоды он ничего не захочет делать в жизни.

С ребенком нужно заниматься беспрерывно, повторять одно и то же постоянно. Это потребует от взрослых немалого терпения, времени и сил. Привлекайте внимание ребенка к своим действиям, показывайте отдельные приемы, объясняйте, как правильно надеть носочки, колготки, куда положить платочек, куда повесить полотенчико. Но будьте уверены, что ваши труды не пройдут даром. Если вы научите ребенка трудиться, то можете быть спокойны за его будущее.

Составитель: воспитатель Алексеева Татьяна Валериевна.

Ольга Шаталова
Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у старших дошкольников»

Консультация для родителей : «Воспитание трудолюбия у старших дошкольников »

Одна из основных функций семьи – воспитание детей . Родственные чувства, которые объединяют членов семьи, взаимопомощь, бескорыстная забота друг о друге – это необходимые, но далеко не единственные условия нравственного развития ребёнка, его трудового воспитания .

Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни, но особенно актуальна эта задача становится, когда ребёнку исполняется пять-шесть лет.

Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия , осознание полезности труда , понимание его общественной значимости.

Трудовому воспитанию , т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых , объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.

Трудовая деятельность дошкольника , умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том , что он тесно связан с игрой : игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов.

Ребёнок старшего дошкольного возраста интересуется не только процессом и непосредственными результатами работы, но и тем значением, которое она имеет для других. Эту тенденцию необходимо всячески развивать, ибо она свидетельствует о том, что у ребёнка начинают постепенно складываться представления об общественной полезности трудовой деятельности человека.

Всякая работа, выполняемая ребёнком, должна быть организована. Этому ребёнка старшего дошкольного возраста надо учить . Ребёнку необходимо научиться обдумывать план предстоящей работы, заранее подготовить всё необходимое, правильно организовать рабочее место. Он должен научиться вычленять основные этапы задуманного дела и иметь представление о наиболее рациональном способе достижения цели, результатов труда .

Нельзя принуждать выполнять какую-либо работу, так как это связано с отрицательными эмоциями и вряд ли позволит добиться хороших результатов. Наоборот, может возникнуть негативное отношение к труду , изменение которого потребует больших воспитательных усилий .

Трудолюбие проявляется у детей в разных жизненных ситуациях : дома, в гостях, в детском саду, когда за ними наблюдают, а также вне прямого контроля. Положительная оценка, полученная ребёнком из уст взрослого, а также доброжелательные советы на будущее - важный стимул для утверждения ребёнка в своих достижениях.

Создание и поддержание приподнятой, радостной атмосферы совместного труда способствует проявлению у детей радости, удовлетворения результатами труда . Необходимо чаще рассказывать о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде . Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить радость, заботиться о них.

Таким образом, совместный труд взрослых и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей , позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда .

Публикации по теме:

Гендерное воспитание дошкольников. Консультация для родителей Ребенок – это копилка вопросов. Целый день они сыплются из него, как из рога изобилия и остановить этот поток никто из старших членов семьи.

Как известно, любовь к Родине начинается с любви к своей семье, дому, городу, в котором мы живём. Воспитывая в детях патриотические чувства,.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию Отечества воспитывает уважение, гордость.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников» Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию. Это любовь к своим родным местам. Это гордость за свой город, своих соотечественников.

Консультация для родителей «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» «Улица полна неожиданностей и опасностей» Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А главное, внимание! Улица для.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». воспитатель Сафина Лейсан Рустямовна, МАДОУ №106 «Забава».

Консультация для родителей

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

«Что за прелесть эти сказки! »- восклицал А.С Пушкин.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Ребенок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому - «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле - «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе - «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты ). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен - и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку.

Выполнила: Винник Е.В.


Консультация для родителей

«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, чудо и конечно, игра.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, созда-теля первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»

В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики»

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Постоянное д вижение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести:

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

Выполнила: Рахно М.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ И РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ЭТОМ»

Вряд ли найдется взрослый, который будет возражать против того, что ребенка нужно приобщать к труду. Вместе с тем, в каждой семье вопросы трудового воспитания решаются по-своему. Трудолюбие, как и любое другое свойство личности, не появляется само собой. В наши дни, пожалуй, чаще всего встретишь семью, в которой двое взрослых воспитывают одного/двух детей. В этих условий нет необходимости в детском труде. В то же время родители понимают: когда-то и малышу придется, трудится, и уже сейчас необходимо что- то делать для трудового воспитания. И это «что-то» порою проявляется в разговорах с ребенком о том, что трудится нужно, труд полезен. Труд влияет на всестороннее развитие ребенка. Конечная цель трудового воспитания - сформировать положительное отношение к труду, готовность выполнять любую, полезную обществу работу, трудиться добросовестно и творчески. Всестороннее воспитание детей предполагает их физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие. Формирование каждой из этих сторон невозможно вне труда. Любая трудовая деятельность требует физических усилий, упражняет различные группы мышц, усиливает обмен веществ, ребенок развивается физически. Во время труда дети действуют разнообразными предметами, материалами, узнают их свойства, качества, назначение, получают практически представления о величине, форме предметов, о времени и расстоянии, учатся видеть причинную зависимость идет их умственное развитие.

В труде возникает необходимость предвидеть последствия своих действий, проявлять настойчивость, чтобы добиться результата, а, следовательно, развивается умение управлять своим поведением. Все мы хотим видеть детей дисциплинированными, инициативными, самостоятельными, активными, отзывчивыми. Воспитанию этих качеств тоже помогает труд. Хорошо выполненная работа вызывает эстетические чувства, дети учатся видеть красоту в самых привычных будничных предметах, создавать с помощью взрослых прекрасное своими руками. И, конечно, следует помнить о том, что в дошкольном возрасте дети готовятся к трудовой деятельности в школе, получают необходимые навыки обращения с простыми инструментами, орудиями труда, приучают к самообслуживанию, становятся самостоятельными, относительно независимыми от взрослых. Участвовать в трудовой деятельности ребенок может только в том случае, если он достиг определенного уровня умственного и физического развития, умеет управлять своими движениями и действовать не беспорядочно, а по предложенному другими ли самостоятельно составленному плану.

Содержание трудового воспитания дошкольника включает формирование интереса и уважение к труду взрослых и участие в посильном труде. С малых лет дети слышат, что родители где-то работают: мама работает в магазине, папа спешит на работу. Малыш редко имеет возможность увидеть своих близких людей на производстве. Не имея определенных знаний о труде родителей, дети придумывают воображаемые действия. У ребенку может появится представление о том, что взрослые только для того и работают, чтобы обеспечить всем необходимым детей. Только от взрослых ребенок получает первые представления об общественной необходимости труда. В некоторых семьях взрослые охотно разговаривают с детьми о своем труде, отвечают на самые неожиданные вопросы - это вызывает у ребенка интерес, уважение и к родителям, которые создают интересные, полезные вещи, и к труду. Но довольно часто родители не придают значения этой стороне трудового воспитания, полагают, что ребенок все равно многое не понимает. В любом случае какое-то представление о труде близких у ребенка все же формируется.

Знания о труде родителей дети получают постепенно. Ребенку 3-4 лет достаточно назвать чем занимаются родители: папа делает столы, мама вытирает пыль, моет полы. Детям 4-5 лет можно рассказать о той пользе которую приносит труд родителей другим людям: мама готовит еду, чтобы накормить рабочих, папа следит, чтобы на заводе всегда горел свет. В 4-5 лет ребенку интересно узнать какие инструменты, машины помогают взрослым трудиться. Обратите внимание ребенка на то, что все люди вокруг трудятся. Знакомство с трудом взрослых вызывает у детей желание принять участие в общем труде. Они стараются помочь папе, маме. И хотя детская помощь незначительна, отказываясь от нее, взрослые допускают большую ошибку. Даже малое дело пробуждает у малыша добрые чувства. Приобщение к труду начинается с просьб - поручений. Ребенку 4-х лет поручайте то, что требует немедленного исполнения: подать папе молоток, принести бабушке нитки. Выполняя поручения, дети привыкают слышать и выполнять требования взрослого, проявляется опыт послушания. Ребенок растет, и поручения усложняются. Можно поручить протереть и сложить кубики, принести воду и полить растения. Но чтобы ребенок справился с вашими поручениями прежде надо показать, научить, как нужно действовать, объяснить, почему нужно делать так, а не по-другому. Уметь - это значит выполнять работу не только самостоятельно и точно, но и самому контролировать свои действия, применять усвоенные приемы всегда, когда нужно. Понятно, сразу всему научиться трудно.

Растет человек, растут и требования к нему. Поручения сменяются обязанностями, т. е. делами, которые требуется выполнять постоянно, без напоминания взрослых. Трудно, да пожалуй, не нужно перечислять все те обязанности, которые может выполнить дошкольник в семье. Разные семьи, разные бытовые условия, разные формы взаимоотношений детей и взрослых. Но в любых условиях полезно руководствоваться правилами: Все, что ребенок способен делать сам, он обязан выполнять самостоятельно. Пусть обязанностей будет немного, но ребенок должен чувствовать обязанность их выполнения. Пожалуй, это наиболее трудная часть трудового воспитания. Сложная, в первую очередь для взрослых. Нерегулярность требований - основная причина неудачных попыток родителей приобщать детей к труду. Предъявляя требования, не забудьте, что дети дошкольного возраста быстро утомляются, они могут трудиться всего 20-30 минут (дети 3-4 лет 10 минут).

С первых трудовых шагов учите ребенка следовать двум правилам:

  1. Начатое дело должно быть законченно
  2. Все, что делаешь, делай хорошо

Конечно, второе правило нуждается в дополнительном разъяснении: хорошо - это добросовестно, аккуратно, ловко, быстро, самостоятельно, дружно. Важно увидеть, что не получается, почему, и. в зависимости от причин неудач, неумелому - показать, забывчивому - напомнить, неуверенного - подбодрить, от ленивого - потребовать. Детям 5-ти лет уже можно объяснить, что все взрослые что-то делают для детей, а они в свою очередь должны заботиться о взрослых. Если ребенок старшего дошкольного возраста превращает труд в игру, напомните ему о цели труда, предложите ему закончить дело и после этого заняться игрой. Не упускайте случая подбодрить, поощрить ребенка, если он делает по своей инициативе, проявляет заботу, предупредительность. И, конечно, ни в коем случае не наказывайте детей трудом или уклонением от труда. Пусть ребенок чувствует радость от того что ему доверяют, что он принимает участие в общем труде. Тогда отстранения от выполнения обязанностей будет восприниматься как неприятность, как наказание. Старайтесь связывать привычные для ребенка виды труда с его будущими трудовыми делами: «Научишься вытирать ложки, покажу тебе, как их мыть. Научишься стирать кукольную одежду, разрешу постирать носочки, фартук».

Знакомство с трудом взрослых, постоянное личное участие в труде, помогают детям дошкольного возраста понять требования, которые к ним предъявляются.

  1. У взрослых и у детей есть дела, выполнение которых обязательно
  2. Любое дело старайся выполнить правильно и хорошо. Не умеешь, попроси показать, объяснить.
  3. Начатое дело не откладывай на потом. Помни пословицу: «Кончил дело, гуляй смело».
  4. Кончил трудиться - убери за собой.
  5. Если видишь, кто-то нуждается в помощи, не жди, когда попросят, предложи свою помощь сам.

Если ребенок 6-7 лет без напоминания взрослых выполняет эти правила, можно говорить о хорошем уровне его трудового воспитания.


Трудолюбие является важнейшим качеством личности. Любовь к труду, с раннего возраста привитая ребенку, поможет ему в дальнейшем быстрее и легче справляться с жизненными проблемами. Основой для развития трудолюбия, конечно, служит семья. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок чувствует стремление подражать им, выполнять те же действия. И здесь главная задача – не погасить это стремление, а поддержать и укрепить его. Самая благоприятная пора для формирования у ребенка положительной мотивации на труд – дошкольный и младший школьный возраст.

Приучаем к труду сызмальства

Формированию нужных и правильных привычек способствует практика. Трудовое воспитание ребенка можно начинать с самого раннего возраста. Установка некоторых родителей на то, что «он же маленький еще, пусть пока порезвится, поработать всегда успеет», неверна. Не следует бояться, что, приучая ребенка к труду, вы совершаете насилие над ним. Дошкольники очень активный народ, неугомонный, любознательный, живой. И природе здорового ребенка посильный труд никак не противоречит – наоборот, соответствует естественной потребности малыша в движении и действии, просто энергию дошкольника следует аккуратно направить в нужное русло. Несложная работа, тем не менее, учит ребенка преодолевать определенные трудности, быть выносливым, настойчивым, завершать начатое дело. Но помните, что стабильной ответственности от ребенка вы не можете ожидать, даже когда ему исполнится 15 лет. Вспомните хотя бы, насколько безответственными бывают многие взрослые люди. Запаситесь терпением, мягко напоминайте малышу о его делах, при этом говорите так, словно обращаетесь к взрослому человеку. Не ворчите и не раздражайтесь – это убьет в малыше всякое желание помогать вам.

Приучаем к труду правильно

Постепенно начинайте давать малышу несложные задачи. К двухлетнему возрасту дети пробуют одеваться. Возможно, лишь год спустя ребенок освоит эту науку, а еще через год сможет наконец-то справиться с пуговицами и шнурками на обуви. Пяти-шестилетние дети уже вполне могут помогать вам убирать в квартире, работать на огороде, готовить ужин (вы, например, можете поручить ребенку очистку вареных овощей). Очень важно мотивировать все действия. Также помните о необходимости со своей стороны помогать ребенку. Полное отсутствие помощи отобьет у ребенка охоту делать новые попытки. К примеру, снимите с малыша носок наполовину, так ему будет проще снять его полностью, и т.д.

Порой взрослые замечают, что им постоянно приходится поторапливать ребенка – чтобы он встал с постели, умылся, оделся, позавтракал, а он все копается и копается. Но ребенок не рождается «копушей». Таким его делают замечания взрослых, направленные на то, чтобы он действовал быстрее – скорее доедал суп или шел спать. Для взрослых это постепенно становится привычкой, а дети, со своей стороны, превращаются в маленьких упрямцев. Целыми днями вы ругаете и «пилите» ребенка, и все равно с трудом вам удается заставить его что-то сделать. Это замкнутый круг, и выход здесь только один – терпение и доверие.

Учитывайте физические возможности малыша, не перегружайте его. К сожалению, такая тенденция тоже не редкость, особенно в семьях, где воспитываются 2-3 ребенка. Часто старшим, шести-семилетним детям, поручают нянчить младших братьев или сестер, им приходится носить их на руках. Но позвоночник ребенка еще недостаточно сформирован, в мышцах нет необходимой выносливости, физическая перегрузка может в результате привести к искривлению позвоночника и общему истощению. Будьте осторожны.

Некоторые ваши требования ребенку может быть трудно исполнить. Но главное, чтобы малыш получал удовольствие от своего труда, а также радость от результатов выполненной работы. Согласно психологическим и педагогическим исследованиям, дети совершают многие поступки в соответствии со своими эмоциями и сиюминутными желаниями. Основной способ побудить малыша к тому или иному действию – вызывать положительный эмоциональный отклик, сделать труд привлекательным занятием для ребенка.

Приучаем к труду с удовольствием

В дошкольном возрасте ребенок трудится, подражая взрослым. Попробуйте превратить труд в разновидность игры. Например, чтобы убрать игрушки, можно сделать гараж из конструктора или кубиков, а куклу уложить спать, и вот уже уборка игрушек превратилась в увлекательную игру. Вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет в нее вовлечен. В детской комнате или детском уголке можно соорудить настоящий игрушечный город! Пусть больше инициативы остается за ребенком, ему будет приятно почувствовать себя «хозяином» положения, что удовлетворит самолюбие малыша.

Помните о необходимости воспитания в ребенке так называемой трудовой установки. Малыш должен знать о том, что та или иная работа имеет определенную цель и приносит определенную пользу. Все это ребенку должен растолковать взрослый. Например, малыш будет рад постирать кукольную одежду в маленьком тазике с мылом и теплой водой. Наша задача – добиться, чтобы вещички были выстираны хорошо и стали чистыми. Если с первого раза не все получилось – приободрите, с должным вниманием и уважением отнеситесь к стараниям ребенка. Малыш только в том случае получает удовлетворение и радость, когда выполнение работы требует от него приложения усилий. «Игрушечный» труд в этом деле – самый плохой помощник. И не думайте, что малыш не способен отличить бесполезную работу от целесообразной. Предложите ребенку помыть чистую чашку, когда рядом стоит испачканная. Малыш непременно или откажется от этой работы, или попросит дать ему грязную чашку.

Приучаем к регулярному труду

Самой большой ошибкой родителей является нерегулярное приобщение ребенка к труду, от случая к случаю. Но дошкольник 5-7 лет должен иметь вполне определенные и постоянные обязанности по дому. Например, вы можете поручить ему - кормить питомца, поливать цветы, мыть свою посуду после еды, застилать постель. Такие обязанности воспитывают в ребенке добросовестность, ответственность, дисциплинированность, а также учат выполнять работу не только приятную, но и необходимую. В современной жизни это немаловажно.

Оправданием для отсутствия трудового воспитания в семье не может служить отсутствие у родителей свободного времени. Конечно, ждать, пока ребенок сам оденется или помоет посуду, долго. Нам проще и быстрее все сделать самим. Да и результаты получим более качественные. Все это так, но, поступая таким образом, мы упускаем бесценное время – тот золотой период детства, когда малыш стремится все делать самостоятельно, подражая взрослым, когда ему так интересно самому надеть колготки или футболку, и он с завидным упрямством и усердием пытается справиться с этой задачей. Если вы опаздываете в детский сад или на работу, просто уложите малыша спать пораньше, соответственно, пораньше разбудите. Если же вы пойдете по пути наименьшего сопротивления, к 3-4 годам эти прекрасные порывы к труду в ребенке угаснут, он привыкнет, что взрослые все делают за него. А если вы попросите малыша одеться самостоятельно, то еще и возмутится, закапризничает. К 7-9 летнему возрасту он уже будет вполне умело и целенаправленно отлынивать от любых обязанностей.

Приучаем к осознанному труду

Значимость повседневных действий взрослых маленькие дети пока не осознают. Также они еще не способны понимать, что родители, которые работают, а также занимаются домашними делами – готовкой, уборкой, стиркой и т.д. – могут утомляться, уставать. Для малыша все происходящее вокруг него воспринимается как само собой разумеющееся, и необходимость помогать родителям ребенок сам оценить не может. Ваша задача – объяснить ребенку, что будет очень хорошо, если он поможет выполнить некоторые дела по дому, что вы в этом нуждаетесь, что его помощь даст возможность быстрее закончить работу и больше времени уделить интересным занятиям, совместным играм и т.п. Чем раньше ребенок начнет осваивать науку трудолюбия, тем легче она будет даваться ему, и с чувством лени он никогда не познакомится. Упущение этого момента в раннем возрасте потребует в дальнейшем длительной и серьезной работы над исправлением ошибки, которая, кстати, в большинстве случаев остается безрезультатной. Ведь корни бездействия и праздного образа жизни уходят в осознание ребенком того, что все дела могут быть сделаны кем-то другим. В дальнейшем такой подход развивает неприспособленность к жизни вообще, формирует безответственную и беспомощную личность.

Для детей лучшим средством от лени является игра и поощрение. Помните, для ребенка важно не что он делает, а как он делает. Используя игру, вы можете давать малышу практически любые задания. Всего лишь, обращаясь к нему, начните фразу с двух волшебных слов: «Давай поиграем!» В раннем возрасте дети также интересуются различными соревновательными моментами – кто аккуратнее сложит одежду, лучше вымоет посуду и т.п. Победителю положен приз! Подберите способ, наиболее удачно воссоединяющий ваши интересы с желаниями ребенка. Труд ребенку должен даваться легко, должен приносить радость, а не тяготить. Хорошим подспорьем станут книги и мультфильмы про трудолюбивых и ленивых детей (например, «Вовка в тридевятом царстве»). Поверьте, на ленивого персонажа ребенок быть похожим не захочет!

Учитываем индивидуальные особенности ребенка

Застенчивые дети часто не уверены в себе, и поэтому даже малейшее поражение воспринимается ими как огромный позор. Такие дети болезненно реагируют на замечания взрослых, им постоянно кажется, что они все делают плохо. Самолюбие у такого ребенка также может быть легко уязвимо, и потому он скорее предпочтет прослыть лентяем, чем в очередной раз становиться объектом для насмешек сверстников или упреков взрослых. Часто бывает, что дети выполняют дела по дому с большой охотой, а в школе не делают успехов, причиной может быть тот факт, что учительница при всех на уроке однажды выразила неудовольствие их знаниями.

Порой дети с таким складом характера медлительны от природы, и эту медлительность не стоит путать с леностью. Низкая активность также может быть обусловлена чувством опасности. Опять же, лучше я прослыву лентяем, чем трусом. Важно помнить, что дети-невротики склонны к нервной истощаемости. Если такой ребенок долго гулял на улице или смотрел телевизор, то в этот же день он может отказаться не только от выполнения каких-то дел по дому, но даже от чистки зубов перед сном. Будьте снисходительны и терпеливы. Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка.

  • Когда ребенок пытается вам помочь, не препятствуйте ему в этом, наоборот, поддержите инициативу малыша. Покажите, как пользоваться тряпкой, совком и т.д.
  • Допускайте ребенка к мытью посуды. Во избежание разбитых тарелок или травм вы можете сначала доверить ребенку пластиковую посуду.
  • Для формирования ответственности и чувства долга доверьте малышу уход за живым существом, пусть это даже будет сначала одно комнатное растение. Объясните, что цветок нуждается в регулярном поливе и уходе, а иначе он погибнет.
  • Подросших детей можно учить пользоваться бытовой техникой. Покажите, как включить микроволновую печь или электрический чайник. Помните, что взаимодействовать с электроприборами ребенок может только под контролем взрослых!
  • Детей постарше научите стирать свое нижнее белье, носочки, носовые платки.
  • Для девочек очень важно помогать маме на кухне. Старайтесь заинтересовать их и вовлечь в увлекательный и, на самом деле, творческий процесс приготовления пищи. Пеките с дочкой пирожки и печенье, разрешите нарезать вареные овощи или очистить вареное яйцо, купите для девочки яркий фартучек.
  • Мальчика можно привлекать к мужской работе по дому – для начала он может просто подавать папе инструменты и учиться различать их.
  • Всегда хвалите ребенка за помощь, даже когда у него не все получается. Это создаст положительный эмоциональный отклик, и в дальнейшем хлопоты по хозяйству будут приносить только радость. Представьте, насколько это облегчит ребенку жизнь в дальнейшем, когда он сам станет взрослым!