Когда появились детские сады. Детские сады в ссср 1 кто ввел понятие детский сад

Наверно, для большинства современных людей понятие «детский сад» близко, дорого и памятно. Но вот почему именно «сад»? Однозначно сказать невозможно, но есть предположения…

Предположение первое

Поскольку первые детские сады появились в Германии (а там они назывались kindergarten- детский сад), то это всего лишь перевод с немецкого языка. Однако вопрос: почему в Германии именно так были названы детские учреждения? И вот поэтому –

Предположение второе

Изобретатель детского сада (Фридрих Фрёбель), человек добрый и увлечённый, считал, что дети – Божие растения, а потому и уход за ними должен быть тщательным – как за растениями в саду. Отсюда и пошло название «детский сад».

Предположение третье

Идея создания детского дошкольного учреждения пришла в голову Фридриху Фрёбелю в то время, когда ему было уже за 60 лет. К тому времени он был известным педагогом с большим опытом работы и запасом накопленных идей. Для их реализации он и решил создать нечто вроде лаборатории по коллективному воспитанию детей. В 40-х годах XIX в. открывается «первое учреждение по уходу за детьми» в небольшом городке Цорбих. Оно разместилось в бывшей гостинице «У дворцового сада». Направляясь туда с детьми, горожане говорили: «Мы идём в сад». Вот отсюда и пошло данное название.

Из других источников следует, что первое в мире «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» было создано им в 1837 г. в Блакенбурге.

Фридрих Фрёбель – изобретатель детского сада

Ф. Фрёбель (21.04.1782 – 21.06.1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Учился в Йенском университете, затем работал у известного педагога И. Г. Песталоцци в Ивердонском институте. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. По своим философским взглядам Фрёбель был идеалист и рассматривал дошкольное воспитание как единственное средство уничтожения общественного зла и улучшения нравов. В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности. Именно Фрёбель сформулировал первые принципы настоящего детского сада. Главный из них – не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа. Фрёбель пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребёнка, организовал подготовку воспитательниц («садовниц»), создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Фребель предложил особый дидактический материал, т. н. «дары» Фребеля, представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами – шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек». Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду.

Это первое дошкольное учреждение было открыто для всех желающих, и отдать в него ребенка мог даже довольно бедный горожанин: плата в неделю составляла 15 пфенингов серебром (фунт мяса стоил 10 пф.). В детском саду Фрёбеля детей кормили три раза в день горячей пищей. Но прежде всего занимались их всесторонним развитием. И, как сказали бы сегодня, вся программа была построена на самофинансировании (сам же Фридрих Фрёбель оплачивал и работу нескольких воспитателей). Этот «сад» стал настоящим питомником, в котором дети «выращивались» под личным присмотром великого педагога и под его же девизом, состоявшим из трех слов: «Труд. Терпение. Любовь». А во главу угла ставилась, прежде всего, неповторимость, индивидуальность каждого ребенка. Задумывался не «инкубатор», из которого требуется получить одинаковых птиц, а место, где рады каждому ребенку только потому, что он есть и что он не похож на остальных, где к каждому подбирались «свои ключики». Именно Фридрих Фрёбель первым заявил, что лучший учитель для ребенка – это игра.

Всеми известные и любимые кубики с рисунками и буквами изобрел тоже он.

Учение Фрёбеля способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки. Его система получила распространение во многих странах, в том числе в России.

К сожалению, гениальный педагог был неважным дельцом, и его детский сад вскоре оказался на грани банкротства и мог бы прекратить свою деятельность очень быстро, но это начинание уже имело своих сторонников. Один из них пожертвовал значительную часть своего состояния, не позволив не только закрыться первому детскому саду, но и вслед ему открыл еще несколько в Германии. После чего идея отправилась «гулять» по всему миру.

Детский сад в России. Немного истории

В 60-е годы XIX века в России появляется новый тип воспитательного учреждения – детский сад. Он возник как отголосок фрёбелевского движения на Западе.

В Санкт-Петербурге обрусевшими немцами (И.И. Паульсоном и К.А. Раухфусом) было создано общество содействия первоначальному воспитанию детей по системе Фрёбеля. Однако «идея»детского сада была воспринята российскими педагогами неоднозначно: одни видели в ней «отупляющее влияние немецкой системы, не соответствующей размаху русской натуры», другие считали детский сад единственно верным способом воспитания нового человека. В результате система Фрёбеля приобрела широкую известность, но сущность её мало кто понимал, несмотря на призывы, звучавшие со страниц педагогических журналов второй половины XIX и начала XX веков, внимательно изучить и понять «истинного Фрёбеля».

Детские сады «приживались» чрезвычайно медленно: возникали по инициативе частных лиц, были платными и предназначались для детей городских имущих сословий.

Единичные детские сады, существовавшие в 60-80-х годах XIX века (к началу 1867 года в Петербурге и Москве их было всего четыре), работающие исключительно «по Фребелю», были «весьма далеки от творца». Одни педагоги слепо копировали положения его системы, другие стремились творчески преобразовать их.

Одним из первых в России детским садом было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович, которое она открыла вместе с мужем в 1866 году. Плату за содержание и воспитание детей 3-8 лет вносили состоятельные родители. Симонович сама придумывала подвижные игры, дети занимались конструированием, и даже курс родиноведения здесь был обязательным. А кроме того Аделаида Семеновна начала издавать специальный журнал «Детский сад». Но спустя два года заведение было закрыто.

Немногим больше просуществовал детский сад и у Смидовичей в Туле. Он был открыт в 1872 году, а закончил свою работу в 1875 г. Пожалуй, главной причиной стала нехватка средств. «Душой» детского сада Смидовичей был их сын Викентий, в дальнейшем известный врач и писатель Вересаев.

25 октября 1872 года в газете «Тульские губернские ведомости» появилось небольшое объявление с подписью Елизаветы Смидович: «С разрешения попечителя Московского учебного округа я открываю 1 ноября этого года на Большой Дворянской улице, в собственном доме, детский сад для детей от 3 до 7». Все, кто знал семью врачей Смидовичей, были очень удивлены: в семье было своих восемь детей – какой там детский сад! Но удивление стало ещё большим, когда жители города узнали, что никакой платы за содержание детей брать не будут. А всё это задумано только для того, чтобы дети развивались гармоничнее, тем более, что их тут будут учить новому. Для маленьких воспитанников отвели лучшие комнаты – столовую, зал и гостиную – здесь хватало места и для детских игр, и для учебных занятий.

В летние дни воспитанники выходили в сад, устраивали праздники, резвились, занимались постановками детских спектаклей. И Викентий Смидович не остался равнодушным к идеям супруги – он собственноручно изготовил громадный макет с горами, реками, морем, заливами и островами. На морском берегу паслись стада миниатюрных коров, малыши могли даже их трогать. Ему нравились и незатейливые спектакли, и то, что дети были очень раскованы, и то, что они под присмотром взрослых изучали основы гигиены. Под руководством Елизаветы Павловны проводились занятия по рисованию, лепке из глины, плетению, малышей обучали счету, чтению, обязательно проводились подвижные игры.

Зачем детей водят в детский сад?

Естественно, главная причина – чтобы ребёнок был присмотрен, пока родители на работе. А затем, соответственно, следующие: чтобы ребёнок не скучал дома, чтобы привыкал к общению с другими детьми, чтобы стал всесторонне развитым человеком, чтобы наилучшим способом подготовился к школе и т.д.

Но каждому, кто отдаёт ребёнка в детский сад, хочется, как и Фрёбелю, «чтобы ребенка там любили и тогда можно совершенно не беспокоиться об остальном…».

Современный детский сад в России

Детский сад - образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет), в Российской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения.

Детские сады бывают различных видов: общеразвивающего с приоритетными направлениями, например, интеллектуального, физического, художественно-эстетического воспитания; комбинированного; компенсирующего и др.

Детские сады делятся на муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже, во многом, психологическая атмосфера.

В каждом детском саду своя программа занятий, но основными, как и раньше, остаются занятия по физическому воспитанию, творческому и интеллектуальному развитию.

В яслях и младшей группе детского сада занятия продолжаются всего 20-25 минут, в детском саду занятия для этого возраста проводятся 2 раза в день.

Занятия для средней группы длятся 25-30 минут, хотя включают в себя тот же набор, что и для младшей группы.

А вот в старшей группе детского сада продолжительность занятий составляет уже 30-35 минут, практически как в школе. Занятия проводятся 4 раза в день. И к развитию речи добавляется подготовка к обучению грамоте, а лепка и аппликация проводятся как одно занятие.

Детский сад: «за» и «против»

Мы уже говорили о том, зачем детей водят в детский сад. Но не менее важным является вопрос, в каком возрасте лучше всего отдавать его в это учреждение: ведь известно, что некоторые дети с трудом привыкают к обстановке детского сада или вообще не желают его посещать.

Психологи считают, что до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, зато в этот период сильно проявляется привязанность к матери и близким людям. Поэтому если эмоционально чувствительного ребёнка отдать в ясли до 3-х лет, он будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и тосковать.

По мнению психологов, подробно исследовавших эту проблему, отдавать ребёнка в детское учреждение следует тогда, когда ему исполнится 3 года (если это девочка) и 3,5 года (если это мальчик). К счастью, это учитывается и российским законодательством, установившим матерям срок ухода за ребёнком до 3-х лет.

Чтобы выбрать хороший детский сад для своего ребёнка, надо смотреть не на внешнее оформление и современную оснащённость, а на атмосферу в нём. Прислушайтесь к психологу А.Фромму: «Хороший детский сад – место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для своего ребёнка».

Детский сад – это образовательное учреждение для детей до 6-7 лет, которое призвано осуществлять подготовку детей к школе, а также оказывать помощь родителям по присмотру за детьми в дневное время. Появление данного социального сервиса было связано с целым спектром процессов и трансформаций, которые происходили на рубеже 19-20 вв.

Галина Шубина «Детские сады и ясли - нашим детям!», 1955.

Во-первых, с развитием капитализма,промышленной революцией и массовым распространением женского наемного труда. Социально-экономические изменения в 19 веке сопровождались вовлечением женщин в производство и трудовую сферу. Именно в этот период женщинам в Европе было гарантировано право на труд и самостоятельное управление своим заработком. Их активное участие в этом процессе было возможно при создании условий для совмещения двух видов деятельности – материнства и трудовой деятельности. Эти дополнительные социальные сервисы позволяли производителям использовать потенциал женской рабочей силы.

Во-вторых, с развитием движения за женские права (начиная с «первой волны феминизма») . Вовлечение женщин в сферу производства закономерно вызывало вопросы создания «нормальных» условий труда и социальных гарантии, которые бы поддерживали женскую эмансипацию и позволяли женщинам иметь также свободный доступ к трудовой сфере, а соответственно и материальным ресурсам. В традиционной системе», где мать не работала и занималась преимущественно заботой о доме и ребенке, не было необходимости в детских садах и других учреждениях и сервисах общественного воспитания. Однако движение женщин за свои права предоставило им право на образование и труд и, соответственно, экономическую независимость и доступ к общественной сфере. Актуализировались три проблемы: совмещения материнства и работы; гарантии равного доступа к устройству на работу; а также необходимость перестройки и более равноправного распределения обязанностей по уходу за ребенком в семье.


В-третьих, с развитием социальных движений и идей по преодолению бедности и социально-экономического неравенства. Именно в период с конца 19 и начала 20 века активно внедряются и развиваются доступные общественные учреждения воспитания, которые предоставляют возможность более бедным слоям, а особенно женщинам-работницам, снизить затраты на содержание детей, а также предоставить детям возможности на образование.

Однако при этом важно отметить, что причины появления детских садов, особенности их существования имеют свои «подводные камни», которые я также попытаюсь осветить в данной статье.

История появления детских садов

Первые прототипы детского сада стали появляется в Европе в начале 19 столетия. Хронологически кратко историю появления детских садов можно представить следующим образом:

Создан первый прототип детского сада в шотландском городке Нью-Ланарка. Садик был создан фабрикантом Робертом Оуэном для детей рабочих своей фабрики.

Самуил Уильдерспин открыл похожий детский сад для детей рабочих, ремесленников, крестьян в Лондоне.

В 1923 году С.Уильдерспин, основываясь на своем опыте работы с детьми, написал работу « О важности воспитания детей бедняков».

Данный прототип детского сада положил начало распространению детских садов и учреждений дошкольного типа по всей Великобритании:

в 1904 году в Бирмингеме открылся первый народный детский сад, который в 1917 г. получил название «школа-ясли»;

в 1918 г. английское правительство официально разрешило открывать или поддерживать дошкольные учреждения для детей от 3 до 5 лет.

Немецкий педагог Фридрих Фрёбель придумал само название «детский сад» и организовал «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге. Однако данное учреждение просуществовало всего 7 лет, и было закрыто из-за недостатка средств. При этом к 1847 году уже существовало 7 подобных детских садов на территории Германии. В 1850-х Фрёбель открыл еще один детский сад в Мариентале, однако в 1851 году по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть социалистической системы Фребеля, якобы имеющей целью вести юношество к атеизму.

Детский сад в Дрездене, 1900. Фотограф Gisela Frei .
© DeutschesHistorisches Museum

Формируется система общественного дошкольного воспитания во Франции под влиянием идей и деятельности Полины Кергомар, которая, работая в Министерстве образования, в течение 20 лет руководила дошкольным образованием.

Мария Монтессори открыла свое первое дошкольное учреждение для детей рабочих в Риме. Опыт двухлетней работы, этого учреждения она опубликовала в 1912 г. в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики», где изложила свою систему дошкольного воспитания.

Также в этом же году Овидом Декроли в Брюсселе была открыта школа для детей от 3 до 18 лет.

Проекты Монтессори и Декроли продолжают существовать до сегодняшнего дня.

На женской конференции в Бремене Клара Цеткин предложила план реформы школьного дела - план создания единой светской, государственной бесплатной школы от детского сада до высших учебных заведений.

Мария Монтессори

Социально-экономические трансформации, отмена крепостного права в 19 в. в России оказали влияние также на изменение социально-экономического положения женщин. Детские сады особенно были необходимы для работающих женщин в городах.

Первые детские сады появляются в России в 60-е гг. XIX века. Однако, они были частными и дорогостоящими, поэтому были не доступны для простых людей. Первый же бесплатный детский сад создается лишь в 1866 г.благотворительным учреждением при «Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга». Сад был открыт благодаря активной деятельности Аделаиды Семеновны Симонович. Однако в связи с финансовыми трудностями он был вскоре закрыт.

Следующий бесплатный народный детский сад появляется в 1894 г. Он открывается Петербургским фребелевским обществом содействия первоначальному воспитанию на средства фабрикантов для детей фабричных рабочих и беднейшего городского населения. В 1897 г. этим обществом был открыт второй фабричный народный детский сад. В этом же году в Петербурге открылся народный детский сад Е. П. Калачевой.

Важно отметить, что существование всех народных детских садов в досоветский период сталкивалось с постоянными трудностями финансирования. Поэтому их количество было не велико, и находились они преимущественно в крупных городах. Наибольшее развитие детские сады на нашем пространстве получили в Советский период, что было связано с трансформациями в сфере семейно-брачных отношений.

В Советском Союзе женщины также активно использовались как экономическая, политическая и социальная сила. При этом материнство мыслилось в терминах гражданской обязанности по воспроизводству и социализации советских граждан. Соответственно государство проводило политику социальной поддержки материнства и охраны здоровья женщины. Чтобы разгрузить женщин от тяжкого «домашнего рабства», государство стало создавать систему ясель, детских домов и пунктов общественного питания. Детский сад позволял раньше выйти на работу, быть активно включенной в общественную деятельность.

Начиная с самого момента становления Советского государства, принимается ряд важных нормативных документов, которые регламентировали деятельность детских садов: «Декларация по дошкольному воспитанию» (1917), «Инструкции по ведению очага и детского сада» (1919), «Программа работы детского сада» (1932-34), «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателей детского сада» (1938), «Типовая программа воспитания в детском саду» (1978, 1984). Эти документы определили основные принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.

Количество детских садов и детей в них в период с 1925 по 1928 гг.

Сельская местность

Число учреждений

Число детей

Число учреждений

Число детей

Число учреждений

Число детей

В 1937 г.были введены ведомственные детские сады ,в в 1959 г.создается новый вид дошкольного образовательного учреждения – ясли-сад , где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет.

Также в связи с проблемами послевоенного периода, большими потерями мужского населения в 1949 г. был принят специальный указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому плата за содержание в детских садах и яслях детей для одиноких матерей снижалась на 50%.

Постепенно все большее внимание стало уделяться развитию сети детских садов в сельской местности: были введены «Положение о колхозном детском саде» (1954) и постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах» (1973).

Размышления и комментарии

Следует отметить, что первоначальное появление детских садов будь то в Европе или Советском Союзе вызывает неоднозначные чувства. С одной стороны, появление такого рода социальных сервисов позволило женщинам выйти из приватной сферы, получить образование, ходить на работу и получать ресурсы для самостоятельного выживания, ухода от экономической зависимости от мужчины. Важно отметить, однако, что частичное освобождение женщины от заботы о ребенке служило целям экономического использования её как рабочей силы. Детские сады создавались не для того, чтобы помочь женщине, но для того, чтобы помочь государству использовать женщин как трудовой ресурс. Общественное рассматривалось как доминантное по отношению к приватному и частному. Ребенок воспринимался не как личное дело родителей, но дело общественное и государственное. Соответственно материнство представало как гражданская обязанность. В таком случае детские сады, «освобождая» женщину из приватной сферы, по сути, поддерживали систему трудового угнетения и эксплуатации женщин.

Существование детских садов как социального феномена достаточно неоднозначно. Однако мне бы хотелось подчеркнуть их позитивный потенциал.Появление детских садов все же стало элементом «освобождения» женщины, дало возможность совмещать материнство и общественную активность. Также бесплатные общественные детские сады оказывали значимую помощь для женщин из бедных «слоев».

В марте 2013 г. мне удалось побывать на конференции, организованной украинской феминистской инициативой «Феминистическая Оффензива». Особый интерес помимо самой конференции представлял один момент, а именно детский уголок. Так организаторки конференции приняли решение создать детский уголок, где участницы и слушательницы конференции могли оставить детей под присмотром .

Подобный опыт позволяет на практике увидеть важность и необходимость социальных сервисов в усилении общественной активности женщин. Детские сады становятся хорошей помощью и подспорьем для родителей по воспитанию детей. Соответственно возможно детские сады и особенности их функционирования требуют определенного пересмотра и анализа.

При этом речь не идет о некой утопии. Взять хотя бы опыт Швеции, где детские сады также являются важным элементом социальной инфраструктуры .Группы в детских садах состоят из 5-6 детей, а стоимость за детский сад привязана к доходам родителей (и составляет от 1 до 3% от дохода).При этом охват детей составляет около 80% вне зависимости в городах или в сельской местности. Отсутствуют очереди в детские сады, место гарантировано каждому желающему. Сама организация детских садов не вызывает нареканий у родителей и представляет собой пространство, направленной на развитие личности каждого ребенка. Отношение воспитателей к детям носит характер не иерархического отношения – действует принцип переговоров.

Источник http://nmnby.eu/news/analytics/5135.html

В шотландском Нью-Ланарке при фабрике своего богатого тестя социалист-утопист Роберт Оуэн создал в 1802 году так называемую «школу для малышей» (она состояла из яслей для малюток от одного года до трех лет, дошкольного учреждения для детей от трех до пяти лет и площадки для игр). С начала 1816 года Оуэн создал в Нью-Ланарке «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения. Напомню по этому поводу язвительное высказывание П.Ф.Лесгафта, который говаривал, что «с пеленок учить ребенка в школе - это значит умственно губить его». Так или иначе, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным индустриальным трудом, организовал для взрослых рабочих клуб, где проводили культурно-просветительные мероприятия. Позднее поиски форм и методов дошкольного воспитания продолжались, некоторые из них остались вообще вне поля зрения равнодушных потомков.
В 1832 году на свои средства Е.Гугель, П.Гурьев и А.Ободовский открыли небольшую экспериментальную «Школу для малолетних» при Сельском воспитательном доме в Гатчине под Петербургом. Сюда принимали малышей нежного возраста от двух до шести лет, дети, под присмотром учителя, «играючи, научаются весьма многому», без какого-либо строгого преподавания. «Невинные забавы, приучение к порядку и доброму поведению» - такова главная цель. Все предметы преподавания служат только «средствами к приличному занятию детей». Гугель считал, что таковые заведения «особенно назначаются для детей неимущих родителей». Эта «Школа для малолетних», по сути, первое дошкольное воспитательное заведение в России.

Первый Kindergarten
В 1837 году в Бад-Бланкенбурге Фридрих В.Фрёбель - ученик и достойный продолжатель идей прославленного педагога Иоганна Г.Песталоцци - открыл первый Kindergarten. Двадцать лет исследований, педагогических экспериментов и напряженной практики предшествовали этому открытию, Фрёбель сумел совместить теоретические построения с практическим делом воспитания. Сам педагог мастерски умел вести кружки детского творчества, его ученики и ученицы рассказывают, что он неподражаемо играл, заражал детей весельем и серьезностью. Отказавшись от термина Kinderbewahranstalten, (дневной приют для малолетних), Фрёбель создал концептуальный термин «детский сад», а воспитательниц он вовсе не иронично называл «садовницами». Метафора «детский сад» прозрачна и не нуждается в банальных толкованиях, однако следует подчеркнуть природосообразный характер этого типа воспитания малышей: по замыслу основателя детский сад призван «упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми».
Выдающийся педагог создал «Дары Фрёбеля» - развивающий дидактический комплекс, с помощью которого «садовницы» играли с малышами: шерстяные шарики всех цветов радуги, шары, кубики, цилиндры из дерева. В то время власти предпочитали Kleinkinderschulen (школы для маленьких детей), где малыши целыми часами «вязали чулки, учили наизусть катехизис и проводили время в мертвенном молчании». Первое время детские сады существовали в Пруссии неофициально, скрываясь в семейных кружках, среди учеников и почитателей Фрёбеля - писала А.Симонович. Сад растит малышей, но отнюдь не «обучает», не «обрабатывает», как в иных якобы новаторских учреждениях, этих едва ли не «фабриках по шлифовке воспитанников» с навязчивым стремлением устроителей к технологическим аналогиям. В этом выращивании цветов жизни в саду содержится главная интрига: погрязшему в техницизме миру детский сад противопоставляет натуральное, природное, естественное движение ростка снизу вверх.
Историко-педагогический анализ концепции приводит к первому неполному определению: детские сады занимаются воспитанием и свободным развитием детей, которым учиться еще рано. С трудами Фрёбеля сумела ознакомиться лишь небольшая часть педагогической общественности, на русский их первоначально не переводили, что существенно тормозило распространение его идей в России.

Концепция
А.Симанович дает краткое изложение самых существенных принципов педагогической системы дошкольного воспитания по Ф. Фрёбелю.
Для маленького ребенка жизнь заключается в игре. Игры подражательные и фантастические называются в детских садах подвижными играми; игры созидательные называются работами детского сада, как строение, вырезание, наклеивание, лепка: «В играх подражательных он проявляет свою изумительную способность наблюдать окружающее; в играх фантастических он проявляет не одну только фантазию, но и переживание древнего языческого мировоззрения, старинных обычаев, войн - словом, давно минувшую эпоху первобытного человечества, наконец, в играх творческих он обнаруживает вечно созидающий человеческий гений». Ежедневно в течение восьми и более лет «дитя принимается с одинаковым удовольствием за это созидание, которое в последующем возрасте переходит непосредственно в художественную потребность».
Детям врожденно чувство общественности. Человечество издревле проживало не в одиночку, а коллективно, чувство общественности у него прочно унаследовано: «На этих двух коренных свойствах, на свойстве детей играть, и играть в обществе других детей, свойствах, присущих всем племенам человечества, основаны учение Фрёбеля и его детские сады, где дитя играет в обществе». Фрёбель впервые ввел все эти игры и работы в детский сад: «...он перенес в детский сад все, что маленькие дети делали в детской, в саду, на улице, что передавалось им из рода в род от старших братьев и сестер, от бабушек и нянь».
Фрёбель исследовал пристрастие малышей к рассказам, а также их любовь к животным. Оставив сказочные сюжеты семейному воспитанию, он создал для детского сада рассказы о животных.
Заметив любовь детей к пению и цветам, Фрёбель использовал цветочные клумбы, за которыми ухаживали сами дети.
Уверенный в непорочности детей, гуманист Фрёбель считал несовместимыми воспитание и наказания в детском саду.
Исходя из наблюдения, что чем нежнее возраст, тем менее ребенок способен постигнуть отвлеченное, Фрёбель делает акцент на наглядном методе, основанном на конкретных впечатлениях ребенка. Концепция детских садов проста и лаконична: «...игра и работа детей дошкольного возраста в обществе сверстников под надзором образованной воспитательницы», которая «направляет игры детей, не дает в обиду одного другому, рассказывает, поет с детьми, приучает их к порядку и опрятности, работает с ними в саду и никогда не наказывает».
Тысячелетиями матери или бабушки и няни в селах и городах занимались воспитанием детей, отчего бы им не продолжить свою главную веками сложившуюся деятельность? Именно в период промышленной революции в XIX веке в странах Европы происходило энергичное индустриальное развитие, что стимулировало создание дошкольных воспитательных учреждений, куда матери могли бы отдать своих детей на период рабочего дня. Настоятельная потребность активного участия женщин в процессе производства привела к созданию детских садов - совершенно иного, расположенного отнюдь не в домашних условиях, педагогического пространства, где «растить детей» призваны профессионалы воспитательного процесса. Важно, что детский сад формируется по образцу большой семьи, где «дети - братья и сестры, а воспитательница - ласковая, всезнающая, всегда готовая помочь мать». Детский сад отнюдь не замена, но дополнение семейного воспитания при условии, если нет других малышей; если у матери нет времени или педагогического опыта; если нет особого помещения для игр; если житейские условия требуют домашней тишины, которая сильно стесняет ребенка. «Фребелевские детские сады были светлым, веселым лучом в этом мрачном детском царстве, но до того резко встали вразрез с прежними учреждениями, что навлекли на себя немилость духовенства, а затем и правительства», - писала А.Симанович.

Первые сады в России
В эпоху великих реформ середины ХIХ века в нашей стране Kindergarten начали переводить на родную почву, в 1859 г. детский сад Седмиградского был открыт в Гельсингфорсе, в Финляндии (тогда в составе Российской империи). В 1863 году под покровительством активно занимавшегося проблемами дошкольного воспитания Петербургского педагогического собрания на Васильевском острове открыли первый в России детский садик. Жена профессора К.Люгебиля Софья Андреевна открыла в Петербурге в 1863 году детский сад. Без какой бы то ни было программы малыши здесь резвились и занимались под присмотром воспитательниц. Последовательница Фрёбеля С.Люгебиль активно рекомендовала занятия детей на природе и практиковала выезды со старшей группы за город. Сам процесс «выращивания» происходил отнюдь не изолированно, в детском саду вовсе не возбранялось родителям наблюдать за детскими играми. Однако в просвещенном обществе первоначально с недоверием относились этому начинанию, отчего детский сад Люгебиль излишне строго критиковали. Н.Пирогов в «Вопросах жизни» заявлял, что нисколько не жалеет, что рос в те времена, когда еще неизвестны были Фрёбелевы сады, ибо для пятилетних излишняя чрезмерная регламентация коллективных игр и забав делает детей несвободными. Сад закрыли в 1869 году по причине недостатка средств.

«Детская садовница» Симонович
Идея детского сада вдохновляла многих молодых энтузиастов в России. Одна из ярких фигур отечественного общественно-педагогического движения - Аделаида Симонович (в девичестве Бергман) - окончила школу, а потом занималась самообразованием, чтобы выдержать экзамен на звание домашней учительницы. Для продолжения образования Аделаида уехала вместе с мужем Я.Симоновичем в Швейцарию, где женщины могли посещать университеты. В Женеве она обучилась педагогике у племянницы Ф.Фрёбеля, узнавая в теории и на практике о появившихся там детских садах. Познакомившись с кумиром русской просвещенной молодежи А.Герценем, супруги по его рекомендации вернулись на Родину, где проводились реформы, где их образованность и талант оказались востребованы.
Двадцатидвухлетняя А.Симонович вместе со своим мужем врачом-педиатром открыла в 1866 году в Петербурге платный детский сад для малышей состоятельных родителей. Сад был основательно оснащен для воспитательного процесса, здесь были просторные залы, рекреации, двор с садиком для игр и занятий. Воспитание в саду имело явно выраженный природосообразный подход с элементами идей К.Ушинского о национальном характере образования и весьма распространенного в то время в нашей стране россиеведения. По мнению А.Симонович, детская садовница должна быть образованна, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, не придирчива, должна знать природу детей. Занимаясь не только практикой, но и теорией воспитания, А.Симонович исследовала весьма сложную проблему соотношения педагогического воздействия на ребенка и его личностной свободы.

Воспитание происходило в процессе активных игр, в которых детям демонстрировали трудовую и бытовую жизнь русского крестьянства. Детей учили русскому народному творчеству: сказкам, песням и водить хороводы. Супруги Симоновичи издавали первый в России журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Не имевшие никаких лишних денег, муж и жена сами распространяли тираж своего журнала, сами отправляли бандероли по почте. Рассказывая в журнальных статьях своим читателям о Фрёбеле и организации европейского дошкольного воспитания, А.Симонович активно развивает концепцию детского сада, прививая эту идею на русской почве. Аделаида Семеновна твердо уверена, что пока просвещенная часть общества не заинтересуется этим начинанием, детские сады не смогут стать доступными для детей из народа повсеместно во всей России. В 1869 году из-за нехватки средств садик пришлось закрыть, а журнал стала издавать Е.Бороздина, переименовав его в «Воспитание и обучение». Новое осмысление детского сада было как заведения, где в процессе игр «садовницы» воспитывают телесно, умственно и нравственно малышей вне зависимости от пола, религии и сословий. Основываясь на принципе непрерывного развития личности ребенка в процессе воспитания, А.Симонович толковала общие цели и особенные задачи дошкольного воспитания, повышая их до уровня младшего школьного возраста.
Неутомимое семейство Симоновичей переселилось на Кавказ, где в 1871 году (по разным данным, в период 1870-1876 годов) открыли детский сад для воспитания шумных малышей из нескольких семей жителей многонационального Тифлиса. Шесть лет А.Симонович работала в этом детском саду, а затем в 1878 году семья возвратилась в Петербург. Аделаида Семеновна стала посещать лекции на историко-филологическом факультете во вновь открытых Высших женских Бестужевских курсах. Бескорыстный интеллигент, замечательный детский доктор Я.Симонович более десяти лет служил в Елизаветинской детской больнице в Петербурге. По воспоминаниям В.Серовой, он «тяготел к патриархальному, почти библейскому складу жизни». В 1883 году он заразился в больнице сыпным тифом и вскоре скончался, оставив вдову с шестью детьми. Аделаида Семеновна удочерила дочь умершего пациента мужа Ольгу Трубникову, а также воспитывала своего племянника, будущего известного художника Валентина Серова. Когда открыла крохотную частную школу, ее племянник преподавал здесь рисование. Симонович обобщила свой богатый педагогический опыт в книге «Детский сад», которую иллюстрировали ее дети и внуки-художники.
Новые сады
Изучая дошкольное воспитание в странах Западной Европы, Е.Водовозова с позиции демократических идей шестидесятых годов мечтала о создании широкой сети детских садов в России, при этом критиковала «мистические» элементы Фрёбеля, будто мяч должен символизировать для ребенка единство мира, а кубик - телесное выражение чистого покоя.
В 1867 г. фрейлейн К.Герке открыла в квартире на третьем этаже, обставленной на «типично немецкий лад», своеобразный детский сад, куда принимали не только малолетних детей, но десятилетних. Здесь малышей учили искусству бальной церемонии, в том числе делать книксен на паркете. А.Бенуа вспоминал, как его, семилетнего, мать потащила в «пансион» (так он его именует. - Е.К.) к этой добродушной фрейлейн. Мальчику явно понравились интересные игры, несколько недель он ходил сюда с охотой. Однако, играя на гладко натертом полу, Саша поскользнулся и разбил нос, воспитательница отвела его домой, как «настоящего раненого». На следующий день он запротестовал и в «пансион фрейлейн Герке» больше не ходил, «несмотря на заплаченный триместр».
С «разрешения попечителя Московского учебного округа» Елизавета и Викентий Смидовичи в 1872 году открыли в Туле в собственном доме детский сад. Их сын Викентий - будущий писатель В.Вересаев, семь его братьев и сестер воспитывались в этом домашнем детском саду. Детский сад разместили в просторных комнатах, чтобы двадцати малышам можно было свободно играть и резвиться. В саду проводили праздники, ставили театральные постановки. К тому же детский сад Смидовичей с пансионом был бесплатным. В связи с недостатком средств Смидовичам пришлось закрыть свой садик в 1875 году.
Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном Обществе дешевых квартир в Петербурге. По почину Н.Задлер (Раухфус) и Е.Вертер, окончивших семинарию для учительниц и детских садовниц в Готе, а также И.Паульсона и К.Раухфуса, в 1871 году открыли в Петербурге Фрёбелевское общество, при котором учредили курсы для подготовки детских садовниц. В 1866 году в Петербурге по почину Варвары Тарновской Общество попечения о бедных и больных детях основало народный детский сад для детей горожан из низших слоев населения (еще не было Фрёбелевского общества). Здесь две воспитательницы занимались воспитанием 50 детей. В детском народном саду ввели минимальную плату (10 копеек в месяц), а дети из беднейших семей были освобождены от платы: «Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой. В детском саду они в светлых чистых комнатах, под хорошим надзором и правильно развиваются». По данным Д.Северюхина, бесплатные детские сады для детей бедных горожан при Литейной и Выборгской Рукодельных школах были открыты Женским патриотическим обществом в начале 1890-х. Александро-Невское общество трезвости, Общество пособия бедным женщинам, Общество попечения о бедных детях «Лепта», некоторые городские попечительства о бедных участвовали в устроении благотворительных детских садов. При Петербурском сиротском доме открыли детский сад на 50 мест. Е.Калачева открыла в 1898 году бесплатный народный детский сад на острове Голодай, она возглавляла Петербурге Общество устройства народных детских садов, которое открыло детский сад с бесплатной детской столовой на 15-й линии, 40 (в 1910 году здесь содержали 49 мальчиков и 37 девочек).
Во второй половине XIX века в разных городах России стали создавать фрёбелевские общества, занимавшиеся целым спектром социокультурных начинаний: подготовкой воспитательниц, садовниц, организацией детского досуга в летнее время, выпуском детской литературы, выездами за город для детей из малоимущих семей. Например, в Петербурге два народных детских сада зимой посещали до 120 детей, а летний народный детский сад ежедневно в течение лета посещали свыше 1000 детей беднейших классов населения. В Киеве в 1908 году был основан Фрёбелевский институт с трехлетним курсом для обучения садовниц. Здесь преподавали новый цикл учебных дисциплин: биологию и физиологию человека, общую гигиену, психологию, педагогику, историю педагогических учений, детскую литературу, иностранные языки, игры, ручной труд, при институте были созданы педагогические и психологические лаборатории и детсады, в которых проводились практические занятия.
Однако создание детских садов породило многочисленных противников, как в Европе, так и в России. Отнюдь не все открытия Фрёбеля прижились, хотя он тщательно разрабатывал последовательность применения методов от простого к сложному, научения детей плетению, вырезанию и другим навыкам. Педагогическая реальность внесла свои коррективы, которые не изменили сущности принципов детского сада. Серьезной критики подвергли начинание врачи, полагавшие, что детские сады служат рассадниками болезней, с чем можно было бороться, не позволяя приводить заболевших детей. Имелись и другие возражения: мелкие работы вредят детскому зрению, а громкое пение - голосу, в детском саду-де слишком много заботятся об умственном развитии детей, и они вследствие этого делаются нервными. В ответ в детских садах отказывались от слишком утомительного для зрения вышивания, сидячую деятельность заменили подвижными играми.
По данным А.Симонович, в конце ХIХ века в Москве работали 13 дошкольных учреждений по 20 детей в каждом, однако это не были «учебные заведения для маленьких детей», где обучали чтению, письму, счету, иностранным языкам. Принципы концепции нарушены, ибо вовсе не требовалось создавать начальные школы, кроме того, в детском саду все строилось на принципе семейности, то есть не предполагали никакого отделения девочек от мальчиков друг от друга, как в казенных учебных заведениях. В начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады и так называемые начальные школы. К октябрю 1917 года в России было уже 280 детсадов.
В 1900 году в Москве Ф.Pay открыла первый платный детский сад-пансион для глухонемых детей, готовивший к поступлению в училища для глухонемых. Детей старшего дошкольного возраста учили умению сочетать звуки в слова и простейшие фразы, а также чтению с губ, здесь проводили фрёбелевские занятия и учили рукоделию. Детские игры специально приспосабливали к упражнению чтения с губ и речи.
Широкое распространение в Москве получили детские сады домашнего типа А.Розенберг, Е.Дмитриевой, которые посещали максимум 10 детей. Детские сады Е.Залесской, М.Оксаковской, Н.Трескиной были созданы при учебных заведениях, их численность составляла более 25 детей. Частный домашний детский сад с пансионом А.Лампрехт, по сути, занимался подготовкой для поступления в школу, принадлежавшую той же владелице. Московский детский сад Е.Залесской оказался долгожителем (с 1897 по 1912 год). Начиная занятия по методу Фрёбеля, Е.Залесская трансформировала педагогическую концепцию работы с детьми, сделав ее эклектичной.
Кроме домашних, существовали народные детские сады. С 1905 года Луиза Шлегер руководила народным детским садом, открытым в Москве педагогическим обществом «Сетлемент» (позднее общество «Детский труд и отдых»), возглавляемым С.Шацким. Воспитательницы этого детского сада с большим энтузиазмом и совершенно бесплатно не только вели педагогическую работу, но и сами обслуживали детей, убирали помещение детского сада. С 1919 года этот детский сад вошел в систему учреждений первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Теория свободного воспитания была положена в основу педагогической концепции этого сада, детям предоставляли право выбора занятий и игр. Шлегер - автор работ «Материалы для бесед с маленькими детьми», «Практическая работа в детском саду», обогативших отечественное дошкольное воспитание. Она так формулировала принципы концепции свободного воспитания применительно к дошкольным образовательным учреждениям:
«1) дети имеют право на собственную жизнь;
2) каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности, и изучать нужно каждый возраст;
3) детям нужно дать полную свободу в работе и игре;
4) свободная работа служит нам показателем роста;
5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать;
6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этого возраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность;
7) наша роль - помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая».
Единой программы воспитательной работы в народном садике не стали разрабатывать, хотя Л.Шлегер вскоре разделила занятия на «предложенные» и обязательные по плану воспитательницы. В 1913 году при Обществе содействия дошкольному воспитанию в Петербурге Елизавета Тихеева организовала детский сад, она выступала за необходимость использования системы дидактических материалов для развития речи, разработала рекомендации по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей.

Е.КНЯЗЕВ, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием
ИППО МГПУ

Как тип педагогического учреждения первый детский сад был организован в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р.Оуэном – так называемая «школа для маленьких детей».

Само название «Детский сад» было придумано в 1837 году немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фребелем. Он создал систему дошкольного воспитания. Им же было создано «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге.

Фребель указывал на символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода.

Совершенно естественно было называть тех, кто растит цветы жизни, «садовницами». Так официально и звались воспитательницы первых детских садов. «Садовников» тогда (как, впрочем, и до сих пор) не было. Не мешать ребёнку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа, - вот главный принцип фребелевского детского сада.

В России детский сад как новый тип воспитательного учреждения появляется в 60-е годы 19 века. Он возник как отголосок фребелевского движения на Западе. Однако «идея» детского сада была воспринята российскими педагогами неоднозначно: одни видели в ней «отупляющее влияние немецкой системы», другие считали детский сад единственно верным способом воспитания нового человека.

Первые детские сады в России появились по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными.

Первый платный детский сад был открыт Седмиградским в Гельсингфорсе в 1859 г., второй в Петербурге в 1863г. женой профессора Петербургского университета С.А.Люгебиль, третий - в Гельсингфорсе в 1863г., четвёртый - в Петербурге 27 сентября 1863 г (по другим данным в 1866 г.) редактором журнала “Детский сад А.С.Симонович.
В детском саду С.А. Люгебиль, существовавшем в Петербурге с 1863 по 1869 г., стремились проводить игры и занятия без строгой регламентации, предоставлять детям больше возможности играть и заниматься «по своему вкусу», но при постоянном надзоре детской «садовницы».

Творческие искания новых путей воспитательно-образовательной работы проводились и в детском саду А.С.Симонович. В периодической печати того времени он отмечался как «лучший и разумнейший». В дошкольное заведение принимали детей в возрасте от трёх до восьми лет. В программе «детсада» были уроки шитья, конструирование, подвижные игры, и даже курс Родиноведения .

Некоторые детские сады были тесно связаны с элементарной школой, в них проводилось обучение детей старшего дошкольного возраста, как, например, в детском саду и элементарной школе, открытых в 1872 г. в Г. Туле Е.П.Смидович.

Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852).
Педагогическая система Фребеля была противоречивой. Она основывалась на идеалистической философии, утверждавшей главенство духовного начала над материальным. Воспитание понималось Фребелем как развитие у человека четырех врожденных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного. Цель воспитания - выявление заложенного в ребенке божественного начала, присущего всем людям. Именно такое толкование Фребель дал и принципу природосообразности. Он считал, что воспитание ничего не добавляет к тому, что дано природой, а лишь развивает заложенные в нем качества.
Вместе с тем Фребель пропагандировал ценную и важную мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей жизни. Придавая огромное значение дошкольному воспитанию, он считал игру основным средством развития, показал ее большую роль в физическом и психическом становлении ребенка. Исходя из природных особенностей детей, Фребель считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении е другими детьми необходимо воспитывать его в обществе сверстников. Он дал глубокое педагогическое обоснование этой идеи и многое сделал для ее популяризации и широкого распространений.
Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире. В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», ярко проявилась его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться, высокая оценка значения целенаправленного педагогического воздействия.
Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Он значительно обогатил практику дошкольного воспитания, разработав разнообразные приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом. Фребель детально показал этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию. Много ценного содержалось в предложениях Фребеля о работе детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага).
Идеи Фребеля получили широкое распространение, однако прогрессивные педагоги подвергали их критике за чрезмерную регламентацию деятельности детей, усложненность упражнений и занятий, мистическое истолкование природы ребенка. Значение Фребеля в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений. Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.