Методические указания и рекомендации «Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях. Формирование основ патриотического воспитания у детей, посещающих логопункт доу Муниципальное автономное дошкольн
Организация: МБДОУ Детский сад №328
Населенный пункт: Самарская область, г. Самара
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом).
В нашем дошкольном учреждении в настоящее время имеется большой контингент детей с нарушениями речи, для этих детей не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ патриотического воспитания и на фоне высоких требований, которые на сегодняшний день общество предъявляет к патриотическому воспитанию дошкольников, к сожалению отсутствуют теоретические и методические разработки для формирования патриотической воспитанности у детей с речевыми нарушениями.
Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности.
Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.
Учитывая все вышесказанное, постепенно в детском саду стала складываться определенная система по ознакомлению с родным краем, нами были разработаны:
- комплексное перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию «Люби и знай свой родной край»;
- конспекты коррекционно – развивающих занятий по воспитанию патриотических чувств;
- методические рекомендации к проведению занятий.
Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной детской деятельности.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
Учитель-логопед проводит комплекс интегрированных занятий с воспитателем по тематическому плану работы патриотического воспитания и осуществляет логопедическую коррекцию на фронтальных занятиях по лексическим темам патриотической направленности;
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение музея боевой славы ребятами старшего дошкольного возраста.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности Самарского края. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной.
Поэтому для педагогов нашего образовательного учреждения организуются семинары, круглые столы, мастер – классы, посещение курсов повышения квалификации, консультирование с целью содействия патриотическому воспитанию дошкольников с нарушениями речи с учетом их актуальных и потенциальных возможностей
Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка сотрудники уделяют большое внимание созданию, как в группах, так и в помещении ДОУ “краеведческих уголков”, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал, иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства), которые способствуют формированию патриотизма и гражданственности у воспитателей, дошкольников и их родителей.
Работу ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В детском саду проводятся родительские собрания посвященные проблеме патриотического воспитания, анкетирование родителей, деловые игры по теме «Люби и знай свой родной край», в рамках перечисленных мероприятий мы расширяем представления взрослых о родном крае, побуждаем проводить работу с детьми по изучению истории, культурного наследия нашего края, воспитывать любовь к культуре и историческому прошлому Самарской области, желание познать и стать настоящими ценителями и хранителями своего Отечества. Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы.
Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, дети начинают ощущать себя членами семьи.
Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.
Нужно чтобы у дошкольника сформировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.
Литература:
- Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М., Просвещение, 1990
- Борисова Е. В., Орлова О. С. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи//Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2010. – №1 том 3,
- Борисова Е. В. Патриотическое воспитание в логопедической работе с дошкольниками // Логопедия. – 2009.- №3 (25).- С.65-67 (0,2 п. л.)
Отдел образования администрации Петровского района
Дошкольное образовательное учреждение ясли-сад №180 г. Донецка
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
Творческий отчёт учителя-логопеда
Тема: «Развитие речи детей логопедической группы, через патриотическое воспитание»
Подготовила:
Масалитина
Оксана Владимировна
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого- с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Л.С.Лихачев.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей республике за последнее время. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Возрождение духовно-нравственного воспитания -это шаг к возрождению республики.
Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе...
Отношение к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Народные сказки, которые передаются от поколения к поколению.
Задачи по патриотическому воспитанию:
воспитание у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о родном городе;
знакомство детей с символами республики (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения республики;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Решая задачи по патриотическому воспитанию, педагог должен строить свою работу учитывая следующие принципы:
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
с республикой;
с символами;
с праздниками и традициями;
с природой
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
сочетание разных видов деятельности;
деятельный подход;
Чувство любви к родному краю начинается через знакомство :
с семьей;
с детским садом;
со своей улицей;
Представление о родном городе
Город славен:
своей историей;
традициями;
достопримечательностями;
памятниками;
лучшими людьми;
народными промыслами и умельцами.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
везде соблюдаются традиции;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
всех людей объединяет любовь к своей республике.
Огромное значение имеет пример взрослых:
прививать детям такие важные понятия, как долг перед Родиной;
любовь к Отечеству;
уважение к ветеранам войны;
чтить память о погибших воинах;
знать героев республики;
знакомить с трудовыми подвигами;
соблюдать традиции.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Консультации
Семинары
Педагогические советы
Самообразование
Курсы повышения квалификации
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Уголки родного края
Изготовление макетов
Развивающие игры
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм
Фотоальбомы, иллюстрации
Художественная и познавательная литература
Мини-музеи
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ
Целевые прогулки и экскурсии.
Наблюдения.
Объяснения в сочетании с показом.
Беседы о родном городе и республике.
Разучивание песен и стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.
Ознакомление с произведениями народного творчества.
Обогащение и стимулирование детского творчества.
Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
Встречи с ветеранами, знаменитыми людьми.
Работа с родителями
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления патриотизма. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, природе, символике, профессиях, если ему известны имена тех, кто прославил наш город, республику, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Заповедь А.С. Макаренко для педагогов и родителей
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль, должно приходить к детям».
Разделы: Логопедия
На логопедических занятиях с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, основное внимание уделяется формированию средств общения (коррекции произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя, развитию связной монологической речи).
Опыт работы с учащимися, имеющими системное недоразвитие речи, указывает на необходимость целенаправленного развития коммуникативных навыков общения, а также речевой инициативы.
В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне на занятиях по коррекции речи мы стараемся воспитать в учащихся патриотические чувства - гордости за свою страну, свой народ, уважения к героическому прошлому и настоящему народа нашей страны. Для чтения, слушания, декламации подбираем тексты, развивающие чувство гордости за соотечественников-ровесников, не пожалевших свои жизни во время Великой Отечественной войны. Тем самым расширяем кругозор школьников, формируем патриотическое мировоззрение.
На логопедических занятиях формирование навыка правильного чтения, автоматизацию, введение в речь поставленных звуков проводим на материале произведений о Великой Отечественной войне. Дети читают о маленьких героях большой войны, о том, как они сражались рядом со старшими-отцами, братьями. Сражались повсюду, и не дрогнули их юные сердца! Детство этих ребят было наполнено тяжелейшими испытаниями. Это было в истории нашей страны, было в судьбах её детей - обыкновенных девчонок и мальчишек.
Ученики с удовольствием слушают, читают о Зине Портновой, Володе Казначееве, Лёне Голикове и многих других юных героях.
Ещё до того, как дети с ограниченными возможностями здоровья научатся оценивать поступки героев, они учатся сочувствовать им. После чтения и обсуждения прочитанного, дети рисуют иллюстрации. Эти произведения открывают перед учащимися с ОВЗ мир новых знаний, опыт первых серьёзных переживаний. Слушая о Зине Портновой, о подвигах членов подпольной комсомольской организации “Юные мстители”, школьники стараются представить себя на месте героев. Они с восторгом пересказывают произведения, разыгрывают события, описанные в них. Это становится для них открытием мира. Слушая или читая, дети огорчаются, беспокоятся, радуются вместе с героями, что способствует их душевному и духовному росту. На материале этих книг воспитывается человечность - умение волноваться за героев, переживать чужую боль, как свою. Чувствовалось, как дети волновались за Зину, сумевшую осуществить жестокую и эффективную операцию по отравлению фашистов в столовой. Чтение товарищей о том, как “Юные мстители” расклеивали листовки, добывали для партизан сведения о действиях фашистов, как с их помощью были устроены диверсии на железной дороге, а это задержало отправление вражеских эшелонов на фронт, школьники слушали, затаив дыхание, пересказывали с дрожью в голосе.
Таким образом, на логопедических занятиях, кроме коррекционной, мы ставим цель воспитания гордости за свой народ, свою Родину. Ребята читают, что Марат Казей за мужество и отвагу был удостоен звания Героя Советского Союза. В Минске поставлен памятник юному герою. Так формируется патриотизм, чувство гордости за героев.
Детям нравятся уроки, на которых используется мультимедийные презентации, включающие фотографии, тексты, размеры которых можно изменять с учётом возможностей учащихся. К демонстрации такой презентации добавляем голосовое и музыкальное сопровождение. Школьники прослушивают и исполняют, с помощью музыкального работника, песни военных лет. Так прививается чувство сопричастности к делам и подвигам предыдущих поколений, происходит осмысление собственной жизни.
Понимание смысла текста основывается на знании значения отдельных слов, усвоении синтаксических отношений, в которые вступают данные слова, формировании общего смысла прочитанного. При смысловом анализе текста у учащихся развиваются навыки речевого мышления и познавательной деятельности в целом, а это оказывает влияние на формирование личности. На занятии идёт работа по обогащению словаря. По заданию учащиеся подбирают слова, обсуждают, сравнивают содержание с прочитанным ранее. Приведём пример такого задания: “Марат ходил в разведку; участвовал в рейдах; подрывал эшелоны; поднял своих товарищей в атаку; пробился сквозь вражеское кольцо; получил медаль “ За отвагу”. В мае 1944-го года Марат погиб, возвращаясь с задания вдвоём с командиром разведки, они наткнулись на немцев; отстреливался; залёг в ложбинке; был тяжело ранен; держал оборону; одну гранату бросил в немцев; второй взорвал себя вместе с врагами”.
Коррекционная работа направлена на формирование единства, включающего в себя представления об акустическом, артикуляционном, оптическом и кинестетическом образе слова. На материале прочитанного идёт формирование фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, закрепляется правильное звукопроизношение, расширяются познания о мире.
На таких занятиях перед учениками открывается ряд событий и обстоятельств, которые они осмысливают, переживают, пытаются ответить на множество вопросов. Дети учатся рассуждать: почему герои совершали свои подвиги, какие обстоятельства определяли их действия. На занятиях педагог осуществляет индивидуальный подход, некоторым ученикам даёт пошаговую инструкцию в помощь оформления высказывания.
Совместное чтение книги о Великой Отечественной войне с учителем-логопедом систематизирует положительный жизненный опыт, развивает навыки коммуникативной деятельности, воспитывает чувство патриотизма.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья чтение – труд, и нужно сделать его интересным, занимательным, подвести их к выводу о том, что хорошо и что плохо. К выводу учащиеся приходят сами, с помощью педагога они получают информацию о мире, определяют своё отношение к нему.
Встреча с героическими личностями, интересными судьбами помогает открыть в себе запас доброты и душевной красоты. Школьники учатся жить в мире людей, оценивать поступки героев, характеризовать их. На таких занятиях дети особенно стараются правильно произносить “трудные” звуки, соблюдать нужную интонацию. Постепенно ребята учатся разбираться в собственных мыслях, чувствах, переживаниях. Во внеурочное время школьники рисуют понравившихся героев, пересказывают запомнившиеся эпизоды. Так формируются важнейшие нравственные ценности, образуется связь между военными событиями и поведением в реальной жизни. Часто логопедические занятия проводятся в виде организационно-коммуникативной игры, где язык произведения сближает участников, а само произведение способствует становлению творческих способностей.
Характер самостоятельного связного высказывания у школьников находится в зависимости от индивидуально-личностного отношения к тем или иным условиям общения и к содержанию высказывания. Общение строится по схеме “педагог-ученик”:это позволяет приобрести умение воспринимать информацию. Схема “ученик-ученик” способствует обучению учащихся совместному обсуждению произведения, выработке общих позиций, осуществлять самоконтроль за речью. Ребята учатся согласовывать своё мнение с мнением товарищей, вести диалог, составлять предварительный план высказывания в соответствии с задуманным.
Итак, в коррекционно-логопедической работе с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, мы используем произведения о героических и трагических годах Великой Отечественной войны, о детях-героях. Одновременно с коррекцией речи на логопедических занятиях идёт воспитание патриотизма, гордости за свою страну, за свой народ.
Тема выступления:"Патриотическое воспитание на логопедических занятиях"
«Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях.
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человка- гражданина. В детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-патриота. Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами патриота-гражданина Родины и способной выполнять гражданские обязанности.Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они малышам?Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она - любовь к Родине? Задача педагогов пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, котрые помогут ему стать гражданином общества.
Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов.
Согласно календарно-тематическому планированию для детей с нарушениями речи проводятся логопедические занятия, где дети осваивают и закрепляют лексические темы, среди которых есть темы, направленные на патриотическое воспитание.
Следующие темы: «Все профессии хороши» , где формируется понятие о нужности и важности всех профессий. Об уважении к труду людей.
В теме «Семья» - формируется представление о родственных отношениях в семье. О любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому.
В тема «Природа родного края» - обращаю внимание детей на красоту и богатство нашей природы. И необходимость бережного отношения к ней.
Тема «Защитники Отечества» помогает формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа. Воспитываем чувство уважения и блогадарности к людям защищающих Родину, за их мужество и отвагу.
Особое внимание уделяется теме о главном празднике для нашей страны «День Победы» . Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом. Вызвать у детей глубокую благодарность к ветеранам войны. Эта ниточка которая связывает в нашей стране поколение за поколением. Особенно очень важно внаше ой простое время, когда стараются переписать историю и очернить подвиги нашего народа. Нужно быть особенно внимательным к тому, какого характера информация доходит до наших детей.Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.
Речь является важным средством в познании окружающего мира. На логопедических занятиях работаем над системой развития речи. В которую входят следующие направления:
правильное звукопроизношение;
лекико-грамматический строй речи;
обогащение словарного запаса детей;
развитие связной речи.
Развитие правильного звуопроизношения.
В данном направлении по выщщеуказанным темам подбираются специальные задания и упражнения (чистоговорки, пословицы, речевые и пальчиковые игры). Например:
АША-АША-АША — Россия — родина наша; ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ- Родину будим беречь; ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим страну и т. д.
На занятиях решаются речевые задачи - автоматизация звукопроизношения,развитие логического мышления и долговременной памяти.
Развитие лексико-грамматического строя речи.
Использую логопедические игры, например
«Сложи и расскажи»
Цель: развивать умение концентрировать внимание, развитие мелкой моторики.
Игровые действия: из частей рисунка сложить картинку и рассказать о том, какой род войск на ней изображен
Словообразование: граница- пограничник, пограничный;
Использование предлогов: моряк — в море,
Преобразование прилагательных от существительных: слово- солдат(каша -солдатская.(какая?) ремень- солдатский (какой?), сапоги — солдатские (какие?)
Глагоды(действие предмета) летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.
Обогащение словарного запаса детей.
Подбираем слова -синонимы(Родина — отечество. Отчизна); Защитник отечества (солдат, воин, боец); Расширяем словарный запас: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран и т. д.
Развитие связной речи.
Работая над развитием связной речи мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны» , с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие «Мир — строит, война — разрушает».
Таким образом на своих занятиях узкие специалисты ДОУ создают условия, которые способствуют правильному формированию нравственно- патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.
Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Наши дети должны продолжать славную историю России. Сегодня мы готовим их к этому!
Захарова Людмила Валерьевна
Должность:
учитель-логопед
Учебное заведение:
МАДОУ "Детский сад №231"
Населённый пункт:
г.Казань
Наименование материала:
статья
Тема:
"Патриотическое воспитание на уроках логопеда"
Дата публикации:
01.04.2018
Раздел:
дошкольное образование
Захарова Людмила Валерьевна
О необходимости воспитания патриотических чувств на материале русской литературы
«Народ, который не знает своего прошлого, не
имеет и будущего»..
Нравственно-патриотическое воспитание детей – необходимое условие современного
педагогического процесса.
«Воспитание человека, как утверждал профессор В.В.Кумарин, это выработка в нём
устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность,
трудолюбие.»{В.В.Кумарин.О воспитании.М. 2003г. С.67}
Задачей воспитания становится привычка быть честным и нравственным.. Это,
наверное, было актуально всегда, но в современном мире – особенно. Ни для кого не
секрет, что в современном мире настолько перемешались понятия честности и выгоды,
силы и экстремизма, нравственности и трусости, что бывает трудно и взрослому
соорентироваться, как поступить, как отдифференцировать происходящее. А что говорить
о детях? Как ребёнку, который открывает мир и сам эмоционально открыт миру, заложить
патриотические чувства и развить в нём гражданское самосознание.
Многие наши предки воспитывались на лозунге А.В.Суворова «Береги платье снову, а
честь смолоду»…И они понимали это…Понимали, что такое честь. Как же нынешним
мальчишкам, воспитанным на заграничных мультиках, проповедающих агрессию, обман и
жестокость, привить это понятие чести, честности, товарищества?..
Воспитание патриотических чувств у дошкольников необходимо начинать с создания
для детей доброй атмосферы, интереса к каждой конкретной семье (вот она роль
генеологического дерева, памяти каждого конкретного члена семьи, его роли в истории
рода, его имени), к почитанию старших членов семьи.
И здесь приходит на ум вклад моих предков в историю моей Родины. Неизвестные
люди для широких масс, но совершавшие свой подвиг – бабушка Шакирова Макарама
Абдулловна – сельский учитель русского языка у детей-татар. Человека, который всю свою
жизнь положил на алтарь учительства. Давно уже нет её в живых, но до сих пор дом
Учительницы знают в деревне.. И мой дед – Большов Григорий Герасимович, чьи письма,
написанные с такой нежностью к своей жене -«Машеньке, Марусеньке», читала нам
бабушка..Дед был директором интерната для детей-сирот в послевоенные годы. Не угодил
кому-то.. и, похоже, не пытался угождать-не экономил на детях, распределял хлеб детям
как было положено, был признан «врагом народа» и так скончался в сталинском лагере..
Да, «Любовь к Родине начинается с семьи» {Ф.Бэкон }
На занятиях по развитию речи мы неизбежно сталкиваемся с лучшими образцами
литературы наших соотечественников, достойных сынов нашей Родины, творчеством
великих композиторов, великих полководцах и учёных. И в их творчестве красной нитью
проходит красной нитью Любовь к Родине.
При знакомстве дошкольников с историей нашего города и родной страны мы учим
детей пересказывать, составлять рассказы по картинкам. Вот здесь задача педагога увлечь,
заинтересовать, пробудить желание подражать тем великим сынам нашей Родины, которые
посвятили свой подвиг, своё творчество и всю свою жизнь Великой Державе.
Решение проблемы патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и
воспитательной деятельности.
Идея воспитания патриотизма приобрела государственное значение, вследствие чего
была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ
на 2016-2018 гг»,утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации.
Основной целью Программы является дальнейшее развитие совершенствование системы
патриотического воспитания граждан в качестве нравственной основы формирования их
активной жизненной позиции.
Будем надеяться, что подобные программы, различные занятия и мероприятия по
формированию патриотического воспитания будут реальными и действенными, не
останутся они на бумаге, а воспитают Отчизны славных и достойных сынов нашей