Задания для леворуких детей. Методические рекомендации для левшей – дошкольников. Нужно ли переучивать ребенка-левшу

Кто такие левши и чем они отличаются от леворуких?

Левшами мы называем людей, у которых доминирует правое полушарие мозга. Изначально они были «задуманы» так, что левая рука, левая нога у них ведущие, а также левый глаз и левое ухо. А леворукие – это люди, которые хотя и родились правшами, но по каким-то причинам стали активнее пользоваться левой рукой. Левая рука у них активизировалась, потому что правая из-за травмы или из-за поражения головного мозга, кровоизлияния при родах не смогла выполнять функцию ведущей. Леворукие – это дети с доминирующим левым полушарием, но активизации правой половины тела у них не произошло.
По данным разных авторов, количество левшей в мире составляет от 1 до 30% в популяции. Разброс связан с тем, что в разных социальных группах разное количество левшей. Например, их в несколько раз меньше среди пенсионеров, нежели среди школьников. Связано это с тем, что до середины прошлого века левшей переучивали, к тому же мир был удобен только для правшей, не выпускались инструменты для работы левой рукой. Только в 90-е гг. ХХ в. появились ножницы и различные инструменты, заточенные под левую руку.
В СССР левой рукой никто не писал. Все нужно было делать правой. Если ребенок не мог освоить такой навык, его начинали переучивать. В мягкой форме – подкладывали все предметы справа и ненавязчиво напоминали: «Деточка, какой рукой нужно брать ложку?». В крайнем варианте – левую руку привязывали, забинтовывали и не давали ею пользоваться.

Статья опубликована при поддержке глазной офтальмологической клиники «Офтальма» во Владимире. Центр лазерной коррекции предоставляет своим клиентам услуги на высоком уровне, гарантирует результаты своей работы, которая проводится исключительно высококвалифицированными специалистами с использованием только современного оборудования. Хирургия катаракты, витреоретинальная хирургия, дистрофия сетчатки лечение , диагностика и лечение глаукомы и другие услуги. Очень важно вовремя обратиться к специалисту и провести консультацию с профессионалами в своём деле, а не заниматься самолечением. Записаться на приём Вы сможете на сайте клиники: офтальма.рф.

Сейчас мир смирился с тем, что есть люди, у которых левая половина тела активнее правой. У них не только активнее правое полушарие головного мозга, но и совершенно особым образом организована межполушарная мозговая деятельность. Анализ поведения переученных левшей выявил ужасные последствия. Такие дети чаще страдали неврозами, недержанием мочи, заикались, были одержимы ночными кошмарами. По данным медицинской статистики, каждый третий заика был переученным левшой!
В среде художников, музыкантов левшей больше, чем среди животноводов и плотников, потому что у левшей очень активно работают те участки мозга, которые отвечают за эмоции, фантазию, творчество.
В настоящее время существует теория, утверждающая, что за формирование левшества отвечает определенный ген.
Отличать левшу от леворукого ребенка важно, потому что можно попытаться развить у леворукого правую руку, но ничего нельзя поделать с доминированием правого полушария у левши. Желательно вмешаться в развитие леворукого ребенка как можно раньше, потому что после 6–7 лет, когда он пойдет в школу и начнет писать левой рукой, переучивать его на правую не только не полезно, но и даже опасно. Мозг уже не настолько пластичен, как в год – четыре года, и есть риск свести на нет все компенсаторные возможности ребенка, при этом не только не переучив его писать правой рукой, но и разучив пользоваться левой.
Что важно знать школьному учителю, имеющему дело с ребенком, который все или многое делает левой рукой? Возможности у левшей и леворуких детей неодинаковые, и точная диагностика, кто же перед нами, поможет учителю выстроить правильную систему поощрений и требований, поможет индивидуально подойти к проблеме школьной дезадаптации таких детей и успешно ее разрешить.

Как выявить истинного левшу и отличить его от леворукого?

В качестве диагностики можно использовать опросник, разработанный кафедрой психиатрии НИИ гигиены детей и подростков. (Хотя, предупредим сразу, на наш взгляд, он неполный).

1. Какой рукой пишешь?
2. Какой рукой рисуешь?
3. Какой рукой бросаешь мяч или камень?
4. Какой рукой нанизываешь бисер или складываешь башню из кубиков?
5. Какой рукой бьешь молотком?
6. Какой рукой режешь ножницами?
7. Какой рукой причесываешься?
8. Какой рукой стираешь ластиком написанное?
9. Какая рука у тебя сверху при аплодировании?
10. В какой руке держишь ложку?
11. В какой руке держишь зубную щетку?

Праворукость – леворукость оценивается в баллах. Если ребенок отвечает: «только правой» – ему выставляют 2 балла, «чаще правой» - 1, «любой рукой» - 0, «чаще левой» - –1, «только левой» - –2. Далее идет обработка результатов. Если ребенок получил 17-24 балла – он «выраженный правша», 16-9 – «слабый правша», 8 - –8 – «амбидекстр», одинаково работающий обеими руками, –9 - –16 – «слабый левша», –17 - –24 – «выраженный левша».
Следует заметить, что не все ответы в анкете равнозначны. Допустим, если ребенок отвечает «+2» на вопросы о письме, молотке, рисовании, но при этом «–2» – про еду, расческу и зубную щетку, то результат получается «0». По анкете ребенок – «амбидекстр», но реально мы имеем дело с переученным левшой. То, на что в процессе воспитания не обращали внимания, ребенок делает как левша, и только натренированные навыки выполняет, как праворукий. Показательным является вопрос о работе обычными ножницами – ими левша часто режет правой рукой, так как они заточены под правую руку. Кроме того, у левшей ведущими, как правило, являются левый глаз и левое ухо. Эти признаки мы выделяем как важнейшие в дифференцировке состояния, к сожалению, в данной анкете они не отражены.
Присмотритесь к гиперактивному и неуправляемому ребенку, который пишет правой рукой: нет ли у него знаков левшества? Если есть, надо его показать коррекционному педагогу. И развивать у него с помощью специальных занятий мелкую моторику правой руки или позволить ему писать левой.

Доминирующее полушарие и особенности развития

Есть несколько типов функционирования головного мозга. Человек, у которого доминирует левое полушарие, склонен к анализу, ему легко дается словесно-логический характер познавательных процессов. Тот, у кого доминирует правое полушарие, обладает развитым воображением, целостным восприятием. А между ними – большой пласт людей, у которых достаточно хорошо развито как одно, так и другое полушарие.
В группу детей, дезадаптированных в школе, чаще всего попадают дети с доминирующим правым полушарием – гиперактивные, невнимательные на уроке, с речевыми трудностями и плохим почерком.
У здорового ребенка головной мозг развивается неравномерно, и асимметрия, сохраняющаяся в течение времени, – абсолютно нормальное явление. У дезадаптированных школьников асинхрония развития приобретает патологический характер – и асимметрия перестает быть функциональной. В норме развитие правого полушария опережает развитие левого, что, в свою очередь, дает толчок для развития левых долей мозга. Кризис трех лет – это начало самопознания, активизация волевых процессов, исследование эмоциональных границ. По мере того как созревает левая половина мозга, и в частности лобная доля, ребенок научается контролировать собственные порывы и эмоции, начинает адекватно относиться к просьбам и выполнять их без сопротивления. Если этот процесс не запустился до 6–7 лет, у ребенка не формируется учебная мотивация, он не может программировать этапы выполнения заданий и контролировать их исполнение. Таким же образом созревают зоны чтения и письма. У левшей и леворуких детей процесс созревания этих зон затягивается. У таких детей некоторые функции соответствуют биологическому возрасту, а какие-то в своем развитии запаздывают. Дети с большим трудом осваивают состав числа, они неорганизованны и забывчивы, с затруднениями пересказывают текст.
Если левое полушарие остается «незапущенным», ребенок неизбежно будет совершать такие ошибки. При недостаточном функционировании левого лобного отдела развивается дефицит внимания, о чем мы подробно рассказывали в предыдущей лекции. На уроке таким детям необходимы внешние опоры – проговаривание текста, который пишут, лишние напоминания: «Проверь себя, будь внимателен». В письме они пропускают буквы, могут не дописать строчку до конца, не дорешать пример и перейти к следующему. Причина ошибок кроется в том, что функции программирования и контроля недостаточно развиты. При недостаточном развитии височных отделов характер ошибок может быть другим. Будут преобладать ошибки, связанные со звукоразличением. Дети не успевают за темпом речи учителя, им тяжело переносить школьный шум, их очень утомляет гам на переменах. Зачастую такие дети даже плохо откликаются на свое имя: чтобы не испытывать ежеминутный стресс от шума, они «выключают» слуховой анализатор. В письменной речи эти ученики заменяют слова схожими по звучанию, заменяют буквы так, что порой не могут узнать написанное слово. Им тяжело даются выделение ударного слога, различение звуков по мягкости и твердости, глухости и звонкости. Их чтение мало интонировано. Во время пересказа они могут быть многословны, поскольку им тяжело уловить и пересказать смысл прочитанного. Если же их перебивают и торопят, то они становятся замкнутыми и молчаливыми.

С какими трудностями сталкиваются правополушарные дети и как эти трудности преодолевать?

Им тяжело даются сравнения «больше – меньше», если речь идет об отвлеченных понятиях. Более того, поскольку они испытывают пространственные трудности, то могут поставить знак равенства между цифрами 13 и 31. Таким детям необходимы дополнительные занятия на освоение пространства, на умение анализировать на бытовом уровне понятия «больше – меньше» с последующим переводом на уровень абстрактный.
Правополушарным детям трудно работать по образцу – это хорошо видно на уроках труда и рисования. Они не могут сделать или нарисовать что-либо точно так же, как учитель, и невероятно страдают от этого.
На уроках физкультуры им трудно даются движения, в которых поочередно участвуют руки и ноги. Порой они не могут освоить асинхронные движения правой и левой половины тела (примером может служить кроль – стиль плавания). Эти дети могут лишь копировать чьи-то движения. На некоторых этапах обучения приходится в буквальном смысле этого слова двигать их руками и ногами.

В чем правополушарный ребенок успешен? У этих детей хорошее чувство ритма. На уроках физкультуры они успешны, когда надо чувствовать действия партнера. Например, в командной игре. Они могут освоить математический материал, используя статьи в деловых газетах и журналах. Они успешны в музыке, рисовании, но не в копировании форм, а там, где требуется творческий подход, допустим, при иллюстрировании текста.

Какие ошибки допускают левши? Им сложно оперировать буквами и словами. У них часто бывает задержка речевого развития, поэтому письменные уроки даются им чрезвычайно тяжело. Они пропускают буквы и слоги, глотают слова в тексте, поэтому у них ускользает смысл прочитанного. Правополушарные дети импульсивны, невнимательны. Собственно, то, о чем мы говорили в предыдущих лекциях: гиперактивность и дефицит внимания, – и есть особенность психики правополушарного ребенка.
Им проще дословно пересказать прочитанное, чем ответить на вопросы по существу. Невнимательному ребенку важно говорить не «повтори, что я сейчас сказала», а «как ты думаешь?». То же самое необходимо помнить при работе с правополушарными детьми, их нужно обучать выделять главное и второстепенное.
Они плохо учат правила, забывают исключения, звуко-буквенный анализ им дается тяжело.
Помимо учебной деятельности, их надо загружать ежедневными занятиями на развитие творческих способностей, причем такими, чтобы у них были заняты обе руки. Это могут быть занятия музыкой, танцами, лепкой, бисероплетением (для девочек), конструированием (для мальчиков). Из спортивных полезны занятия карате, ушу и плаванием. Хорошо кататься на велосипеде, самокате, роликах. Правополушарные дети должны больше печатать на клавиатуре, нежели писать.

Приемы работы с правополушарными детьми

Такие дети гораздо лучше реагируют на мелодию вместо обычного школьного звонка. Потому что они очень эмоциональны и хорошо воспринимают все, что подкрепляется положительными эмоциями. По этой же причине в начальной школе при обучении для них надо вводить как можно больше игровых элементов.
При индивидуальной коррекционной и развивающей работе можно использовать следующие задания и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций, произвольного внимания, слухо-речевой памяти и т.д.

    Выделение лишнего понятия из логической цепочки.

    Игры в слова. Учитель на доске пишет букву, далее диктует разные слова. В тетрадях ученики должны записать только те слова, которые не содержат эту букву.

    Найти различия на картинках.

    Найти на листе буквы, которые написаны неправильно (зеркально, с лишними элементами или отсутствием положенных элементов).

    Дорисовать половинку предмета (яблока, гриба, морковки, машины).

В старших классах объяснение тем по химии и физике стоит начинать с опытов, и только потом переходить к теоретическому изложению материала. На уроках математики и литературы – сначала поставить задачи, для решения которых нужно усвоить некоторый материал, и только потом переходить к изучению теорем и произведений.
Важно научить таких детей писать план сочинения или изложения. Без этого навыка (умения выделить смысловые части) обучение правополушарного ребенка застопорится.
Во время объяснения материала необходимо опираться на конкретные случаи из практики. В конце объяснения и в качестве домашнего задания просите детей вспоминать или придумывать ситуации, в которых могут пригодиться новые знания.
Детям с повышенной активностью правого полушария тяжело дается решение логических задач. Когда за событием А обязательно следует событие В, которое затем приведет к итогу С: «У Васи было 5 яблок, у Маши на одно больше; сколько всего яблок было у них вместе?». Зато у них не возникает проблем в решении бытовых и производственных трудностей тогда, когда все остальные зашли в тупик. Правополушарные ученики могут с трудом учиться в школе, но позже, найдя себе дело по душе, добиваются успехов в профессиональной среде.

Проблемы леворуких детей

Иное дело – леворукие дети. Они были природой задуманы правшами. У них доминирует левое полушарие. Но если им по каким-то причинам при доминирующем левом полушарии приходится писать левой рукой, они начинают плохо успевать в школе. Такие дети нуждаются в наблюдении специалиста: ортопеда, если у них была сломана правая рука, например, и от этого они теперь пишут левой, или невролога – если парез правой стороны тела был вызван родовой травмой. Такие дети должны получать курсы лечебного массажа не реже 2–3 раз в год в зависимости от диагноза.
Леворукие дети невероятно истощаемы. В начальной школе им необходимы дополнительный выходной в неделю, дополнительные каникулы каждые 5 недель продолжительностью хотя бы 3 дня. Не стоит волноваться, что ребенок отстанет от одноклассников. Если отказаться от каникул, то от истощения ребенок проболеет больше, чем «прогуляет» в плановом порядке. Для этих детей желательны занятия плаванием или восточными единоборствами. Они плохо владеют собственным телом, у них нарушена координация, они не могут освоить пространство листа, потому что не ориентируются в пространстве комнаты или класса, даже в собственном теле.

Мотивация левшей и правшей

Школьная программа ориентирована на левополушарных детей, на развитие левого полушария, поэтому правое полушарие у школьников недоразвивается, а левое истощается. К середине каждого учебного года врачи выявляют ряды детей с повышенным правосторонним мышечным тонусом, тиками, сутулостью, недержанием мочи. Происходит это по причине истощения левого полушария и невозможности восполнить энергетические затраты с помощью правого полушария. Чтобы дети к концу года не теряли способности и желания учиться, стоит задуматься, как же организовать учебный процесс.
Левополушарные дети любят учиться, потому что для них сам процесс одновременно является и целью. Правополушарные дети не понимают, почему им надо заниматься этой «бодягой» 10 лет, когда гораздо приятнее отдыхать и развлекаться. Соответственно, им необходимо почаще напоминать зачем. Мотивацией для них могут стать личностный рост, улучшение положения в коллективе, борьба с собственными недостатками и неудачами.

Как строить занятия для левшей?

1. Писать задания не на доске, а на светлой бумаге и раздавать каждому. Дело в том, что правополушарные дети лучше воспринимают темные буквы на белом фоне, чем белые на черном. Конечно, хорошо бы иметь в классе и темные, и светлые доски, но пока это только мечты. Можно использовать мольберты или планшеты с рулоном белой бумаги, но не везде они имеются. Так что проще всего раздавать детям задания на листках бумаги индивидуально.
2. В объяснении обращаться к целостности восприятия. В младших классах использовать методику глобального чтения, когда слово не разбирается по буквам и слогам, а воспринимается целиком (с помощью картинок с подписями). На уроках математики предлагать ребятам смысловые, практические задачи вместо абстрактных примеров. А уроки физики и химии в средних классах начинать с показа опытов и объяснения законов на практических примерах.
3. Ориентироваться на решение практических задач. Лучше, если домашняя работа в младших классах будет состоять не из примеров на вычитание и сложение, а из задания сходить в магазин, где ребенку самому придется прочитать названия продуктов и провести вычисления в пределах доступного объема чисел. Потом в тетради он напишет список купленных продуктов и рецепт приготовления блюда из них. Наглядность практического применения математики поможет левше быстрее и легче справиться с заданием.
4. Обязательны дополнительные занятия по танцам, музыке, рисованию.
5. Очень важно подчеркивать успешность ребенка-левши. Такие дети склонны испытывать страх, легко раздражаться, обижаться. Им необходима эмоциональная поддержка.
6. Они ревнивы к чужому успеху. Им важно объяснять: «Если я похвалила Петю, это не значит, что я ругаю тебя, сейчас это задание Петя сделал хорошо». Лучше избегать сравнительных оценок, говорить лишь про успех каждого ребенка.
7. Левшам можно посоветовать делать дома уроки под музыку.
Важным моментом является темп восприятия информации правополушарным учеником.

Он медленнее обрабатывает материал, который получает по слуховым каналам, но быстрее воспринимает наглядные зрительные примеры. Таким детям нельзя объяснять громким голосом в нарастающем темпе. Для левши необходимо несколько раз повторить задание или объяснение, выставляя зрительные опоры.
Мы прекрасно понимаем, как много бумаг приходится писать учителям. И все же стоит найти время и набросать учебный план для «особого ребенка».

Поза при письме, ручки для левой руки

Мы поговорили об организации мозговой деятельности левшей и леворуких детей. Теперь предложим практические советы, которые помогут детям, пишущим левой рукой, адаптироваться на уроке.
Руки левшей и леворуких детей должны лежать во время письма так, чтобы локоть левой немного выступал за край стола, а сама рука свободно двигалась по столу. Парта должна находиться в крайнем правом ряду, чтобы доска оказалась слева от ребенка. Сидеть ему лучше за левой половиной стола. Правый нижний угол тетради направлен к середине груди. Левую сторону листа стоит промаркировать карандашом для лучшего ориентирования в плоскости листа. В первых классах, когда формируются навыки письма, нужно следить за положением правой руки – нельзя позволять ей опускаться с плоскости стола, она должна придерживать лист. Кисть левой руки обращена к плоскости стола, опираясь на него ногтевыми фалангами мизинца, безымянного пальца и нижней частью ладони. Ручка лежит на ногтевой части среднего пальца, придерживается ногтевыми фалангами большого и указательного пальцев на расстоянии 1,5–2 см от листа. Кисть левой руки находится над строкой. Этот способ хорош при списывании с образца, ведет к уменьшению количества ошибок, поскольку позволяет ребенку в процессе работы контролировать себя.
Левши часто не могут удерживать правильный наклон букв. Не стоит усердствовать в этом вопросе, поскольку ребенку тяжело контролировать несколько процессов одновременно: правильно выписывать буквы, правильно писать слова, да еще и следить за каллиграфией.
Очень часто левши и леворукие дети путают сходные по написанию буквы. Чтобы этого избежать, посоветуйте родителям заниматься дома с такими детьми по специальным прописям для левшей, где много заданий с дополнительными опорами – рисование по точкам, по стрелкам.
Даже выбор ручки является важным моментом для левшей и леворуких детей. Наиболее известная и апробированная на московских школьниках ручка для левшей – фирмы «Стабило». Она толстая, имеет изогнутую форму, на корпусе написана буковка L. Особенность ручки еще и в том, что стержень внутри нее гелевый, он не будет писать, если левша будет держать ручку неправильно – не под нужным углом. Поэтому ученик, пользуясь этой ручкой, ставит руку именно так, как необходимо для правильного овладения навыком письма. При обучении левшей стоит отступить от традиционных требований и разрешить им пользоваться гелевой ручкой. Учителю стоит подумать над тем, что мнимая грязь, создаваемая на обратной стороне тонкого листа (от геля) – ничто по сравнению с множеством помарок и описок, которые обязательно будут возникать при использовании обычных шариковых ручек.
Можно использовать вместо тетрадей линованные альбомы с толстыми страницами (родители линуют их как тетрадь самостоятельно) или же разрешать ребенку писать на одной стороне листа. Надо понимать, что процесс овладения письмом не бесконечен и ребенок ко второму-третьему классу сможет перейти на обычную ручку и тетрадь. Если же подобный вариант вы считаете неприемлемым или ребенок отказывается писать не такой ручкой, как у всех, предложите ему дома писать особенной ручкой, а в классе – обычной или использовать шариковую ручку с толстым корпусом (диаметр не меньше 0,7–1 см) и легко пишущим стержнем.

Обучение левшей письму

Обучение письму должно идти от образов букв к их графическому изображению на листе бумаги. Хорошо рисовать огромные буквы на обоях и ходить по ним или ползать. На столе выкладывать буквы из палочек или спичек, лепить из пластилина и потом обводить пальцем. Затем можно перейти к использованию пишущих приспособлений. Лучше, если в начале это будет кисточка, затем фломастер и только потом ручка.
При обучении левшей письму можно использовать дополнительные упражнения для развития моторики, улучшения межполушарных связей.
1. На листе бумаги рисовать фломастером одновременно правой и левой рукой сходящиеся и расходящиеся круги, квадраты, восьмерки.
2. Обе ладони лежат на столе, кисти плотно прижаты к столу. Нужно одновременно поднимать мизинцы, безымянные, средние, указательные и большие пальцы.
3. Обе кисти сжаты в кулаки. Совершать одновременно и в одинаковом темпе круговые движения, сначала по, затем против часовой стрелки.
4. Карандаш или палочка зажаты между указательным и средним пальцами. Нужно разжимать и сжимать пальцы так, чтобы предмет не выскользнул из рук. Упражнение сначала делают правой, затем левой рукой. Потом двумя руками одновременно.
5. Крутить в правой и левой руках парные китайские шарики.
6. Одновременно гладить себя по животу левой рукой, а правой похлопывать по макушке. Затем руки поменять.

Виновато мышечное напряжение

В тетрадях грязь, в портфеле нет порядка, учителя жалуются на поведение и советуют перевести ребенка в коррекционный класс. А малыш часами сидит над домашними заданиями и мучается от головной боли.
Бесполезно обвинять ребенка в неспособности и лености. Во всем виновато мышечное напряжение в руках, которое возникает при выполнении заданий по письму. Причина этого напряжения кроется в далеком прошлом, о котором все уже благополучно забыли. Тяжелые беременность и роды, невнимательное отношение врачей к развитию ребенка на первом году жизни... Что-либо изменить кардинально в шесть-семь лет невозможно, но помочь школьнику просто необходимо.
Для начала надо определить, действительно ли мышечное напряжение всему виной. Вместе с родителями ребенка ответьте на наши вопросы.
1. Беспокоят ли ученика головные боли:
– в конце учебного дня;
– в конце учебной недели?
2. Беспокоят ли боли в:
– шее;
– плече?
3. Устает ли рука к концу урока или учебного дня? Не хочется ли встряхнуть ею?
4. Успевает ли ребенок за темпами работы в классе?
5. Выполняет ли аккуратнее домашнюю работу, когда фактор времени не имеет значения?
6. Ухудшается ли почерк к концу дня и недели? Не пишет ли хуже в классе, чем дома?
7. Требуется ли «надсмотрщик» при выполнении домашнего задания?
8. Много ли времени уходит на письменные уроки? (Положительный ответ, если около получаса в первом классе.)
9. Бывают ли при письме пропуски букв и слогов?
10. Не пишет ли буквы зеркально?
11. Записывает ли домашнее задание аккуратно?
12. Русский язык дается труднее, чем математика?
13. Не бывает ли беспорядка в тетради (запись начинается с середины строки или страницы, с середины тетради)?
Каждый положительный ответ – 1 балл. Набрали 4 балла – значит, ни ремень, ни подарки не помогут. Нужно идти на прием к неврологу и разрабатывать план реабилитационных мероприятий.

Режим и гимнастика

Как помочь неуспевающему чаду?
Прежде всего – упорядочить режим дня. Каждое утро нужно начинать с зарядки и контрастного душа, направленного на область шеи.
В упражнениях особое внимание нужно уделять спине, плечам. Вращательные движения в плечевых суставах, вытягивание вверх, потягивания, приседания с прямой спиной на полной стопе.
При выполнении уроков каждые десять минут – физкультминутка. Делать надо указанные вращательные упражнения и прибавить к ним плавные движения рук, имитирующие взмах крыльев, волны. Рисуйте руками на воображаемой стене сходящиеся и расходящиеся круги.
Полезно провести курс массажа, направленного на укрепление мышц спины и расслабление задней группы мышц шеи и верхнего плечевого пояса.
По вечерам хорошо принимать ванны с морской солью или хвойным экстрактом.
Любое медикаментозное лечение может назначить только врач. Но не стоит надеяться лишь на лекарственные препараты. Ежедневная зарядка помогает не хуже. Физические упражнения активизируют головной мозг в целом, задействуя подкорковые структуры, восстанавливают энергетический баланс при утомлении.
Начинать нужно с дыхательных упражнений, которые активизируют подкорковые структуры головного мозга. При этом важно, чтобы живот участвовал в акте дыхания, чтобы само дыхание было сопряжено с движением, симметричным и асимметричным.
И.п.: стоя, руки опущены.
1. Вдох – обе руки вверх, выдох – вниз.
2. Руки на поясе. Вдох – правая рука поднимается, левая опускается, выдох – опускается правая, поднимается левая.
3. И.п.: правая рука согнута в локте на уровне груди, левая прямая вытянута в сторону. На вдох и выдох руки сгибаются – разгибаются.
4. И.п.: стоя, руки опущены. На вдох поднять левую ногу и согнуть ее в колене. Локтем правой руки дотронуться до левого колена. На выдохе возвращаемся в и.п. Затем то же самое наоборот: локоть левой руки идет к правому колену.
5. «Ладушки». Стоит играть не только руками, но и ногами, в положении лежа на спине. По мере усвоения двигательных навыков можно усложнять задачу. Руками – хлопок в ладоши, затем хлопок перекрещенными руками с партнером. Удар кулаком по ладони. Хлопок, затем одна рука хлопает ладонью, другая тыльной стороной кисти.
Надо ежедневно заниматься двуручной деятельностью в быту. Мыть посуду, стирать, полоскать и выжимать белье. Даже при наличии стиральной машины нужно небольшие вещи стирать руками. Двуножная деятельность – катание на велосипеде, коньках, роликах.

Заключение

Обучение и воспитание леворукого ребенка – процесс сложный, но очень интересный, потому что творческий. Ребенок будет заставлять вас принимать нетривиальные решения. Не загоняйте его в рамки праворукого мира, и тогда успех ему будет обеспечен.

1. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Academia, 2000. С. 288.
2. Истомина Н.Б. Математика (учебник) для четырехлетней начальной школы. – М.: Ассоциация XXI век, 2006. С. 240.
3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2004. С. 381.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте:
Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. С. 232.
5. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2007. С. 250.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите причины левшества.
2. Чем левша отличается от леворукого ребенка?
3. Приведите методы обучения левшей.
4. Какие приемы работы с левшами вам удается использовать на уроках?
5. Есть ли в вашем классе ученики, которые пишут левой рукой специальными ручками?
6. Какую работу вы проводите с родителями левшей и леворуких детей?

В прошлом отношение к левшам самое противоречивое: таким людям приписывали то пособничество дьяволу, то божественное провидение. В 20 столетии «права» левши и правши уравнялись, но дети, которые выполняют большинство действий левой рукой, требуют особого подхода к обучению и воспитанию.

Рука - это только видимая часть айсберга, на самом деле все гораздо сложнее. Как известно, каждое полушарие мозга выполняет свою функцию: левое - это сенсорный центр, отвечающий за речь, чтением, письмо, правое же дает нам возможность различать предметы, голоса, мелодии, запоминать образы. Зачастую доминирует левая половина мозга (она отвечает за управление правой половиной человеческого тела), но бывает и наоборот. Очень редко встречаются амбидекстеры - люди, у которых хорошо развиты оба полушария, они одинаково владеют и правой, и левой рукой.

Как понять, что ребенок левша?

Прежде всего, присмотреться: зачастую к 2-3 годам уже определенно можно сказать, левша ваше чадо или правша. Посмотрите, какой рукой он выполняет те или иные действия:

  • Собирает пирамидку или кубики;
  • Прикладывает к уху телефон;
  • Чистит зубы;
  • Расчесывается;
  • Поливает цветы;
  • Держит ложку;
  • Очищает фрукты от кожуры;
  • Каким глазом смотрит в калейдоскоп или подзорную трубу;
  • Какой ногой при разбеге ступает первой;
  • Каким ухом прислушивается.

Если большинство действий малыш выполняет левой рукой (ухом, глазом), перед вами левша.

Эта склонность может передаваться генетически: в семье, где хотя бы один из родителей левша, вероятность вырастить ребенка с ведущей левой рукой в 10 раз выше! Это не отклонение, как было принято считать ранее, и переучивать деток не нужно. Правая рука у них не так приспособлена к труду и будет менее ловкой.

Как помочь ребенку подготовиться к школе?

  • Если ребенок - левша, очень важно вовремя определить, что именно эта рука ведущая, причем желательно сделать это до того, как малыш пойдет в первый класс. Иначе его будут переучивать насильно, а это чревато нарушениями психического здоровья школьника;
  • Протестируйте ребенка, какой рукой он владеет лучше: присмотритесь, при переплетении пальцев какая кисть находится сверху, какой рукой он вырезает фигурки, открывает шкатулки, коробочки и так далее. Оцените уровень активности обеих рук, а уж потом подсчитывайте, какая доминирует;
  • У детей-левшей могут периодически возникать трудности с концентрацией, ориентацией в пространстве, они могут путать буквы и медленней обрабатывать информацию. В эмоциональной сфере с левшой тоже не все так просто: они ранимы и обидчивы, быстрее устают, капризничают. Эти черты здорово осложняют детям период адаптации в школе. Родителям нужно проявить терпение, поощрять чадо, ведь, несмотря на неудачи, у левшей зачастую проявляются таланты в музыке, рисовании, пении и прочих искусствах;
  • Ни в коем случае не будьте излишне требовательными, не принуждайте менять руку при письме, не критикуйте при неудачах. Для лучшего понимания информации левшам часто требуются наглядные иллюстрации и пособия, поэтому даже задачу по математике можно первое время не зачитывать, а зарисовывать. «Лежало четыре яблока» - рисуем их на бумаге, «одно съели» - зачеркнули яблоко - так ребенку будет легче сконцентрироваться;
  • Как только ребенок пошел в детский сад или школу, обязательно познакомьтесь с педагогом и убедитесь, что для чада созданы все условия. В частности, малыш должен сидеть слева от соседа, чтобы не мешать друг другу, свет должен падать справа. Если первое время школьник путает начало и конец строки, можно разметить левую сторону тетради карандашом или наклейками;
  • Для левшей нередкой проблемой является зеркальность. Связь между двумя полушариями мозга развита еще недостаточно, поэтому дети могут рисовать перевернутые рисунки или неправильно писать буквы. К 10-11 годам это явление проходит, но в ваших силах помочь своему ребенку.

Упражнения для детей левшей

Прежде всего, необходимы пространственные упражнения: покажи левую руку, возьми яблоко правой рукой, покажи правой рукой левый глаз и так далее. Разобравшись с частями тела, можно приступать к предметам: положи альбом слева от тебя, возьми яблоко, которое лежит возле правой руки и так далее. Постепенно количество предметов можно увеличивать.

Своевременно нужно подготавливать и руку к письму: самый простой вариант - это раскраски, ребенок учится держать в руке карандаш, регулировать силу нажима, координировать движения. Можно переводить рисунки через копировальную бумагу, раскрашивать трафареты. Хорошо тренирует мышцы рук и пальцев пластилин или глина. Различные аппликации, нанизывание бус, расстегивание крючков или пуговиц также направлено на развитие мелкой моторики. Можно учить вместе буквы, зарисовывать их на бумаге и вырезать, а потом наклеивать в специальный альбом. Похожая методика используется с цифрами, фигурами и так далее. Главное правило - визуализация, как можно больше наглядности.

  • Ген леворукости учеными не найден и по сей день;
  • Левшей среди мужчин гораздо больше, чем среди женщин;
  • 13 августа празднуется день левши;
  • Последние пять президентов США (Форд, Рейган, Буш-старший, Клинтон и Обама) являются левшами;
  • В боксе, теннисе, фехтовании и прочих парных соревнованиях левши оказываются гораздо сильнее, поскольку правше сложнее просчитать, куда ударит противник;
  • В Древнем Риме рабов левшей считали испорченным товаром и даже требовали вернуть за них деньги;
  • Среди левшей очень много творческих людей - Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Микеланджело, Пикассо. Есть свидетельства, что даже Цезарь и Наполеон были «леворукими».

Каждый ребенок - особенный, и в ваших силах помочь ему освоиться в этом огромном мире. Занятия с малышом-левшой могут быть неожиданными и казаться вам непонятными, но как знать, возможно, дитя научит и вас смотреть на этот мир по-другому!

Не стоит подчеркивать эту его особенность, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того, чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Теперь о тетради. Малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:

1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов.

Малыша, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребенок может иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.

Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка.

Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут.

Ø Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.

Ø Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.

Ø Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

Ø Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.

Ø Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Ø Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

Согласно статистике на школьный класс приходится один-два леворуких ребенка. И, несмотря на то, что левая рука такого малыша действует ничуть не хуже, чем правая у его одноклассников, а иногда и лучше, ребенок может испытывать дискомфорт. И дискомфорт этот связан не только с тем, что он чем-то отличается от сверстников, что само по себе весьма болезненно переживается в этом возрасте, но и с тем, что тетрадь у такого школьника будет лежать не как у всех остальных детей, он будет иначе держать ручку. Поэтому у ребенка могут возникнуть дополнительные сложности в обучении письму.

Но, как правило, проблемы психологического плана, связанные с леворукостью у ребенка возникают по вине значимых взрослых – родителей, родственников, воспитателей, учителей. В ваших силах сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя в чем-то «неправильным». Не заостряйте внимания на этой особенности ребенка и не позволяйте делать это другим. Не сравнивайте своего ребенка с праворукими одноклассниками, ориентируясь именно на этот аспект.

Расскажите ребенку о великих ученых, художниках, спортсменах, артистах левшах. Благо леворуких гениев предостаточно: Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Джуди Гарланд, Джордж Бернс, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Пол Маккартни, Ринго Старр, Юлий Цезарь, Мерилин Монро, Владимир Путин, Том Круз, Рафаель Надаль, Елена Исинбаева – лишь немногие из них. И, конечно, малышам-левшам будет очень интересно послушать про искусника Левшу, о котором миру поведал Лесков (тоже кстати левша).

Особенности организации познавательной сферы ребенка-левши могут выразиться следующим образом:

1. дети плохо справляются с рисованием геометрических изображений, их последовательностей, с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.

2. дети часто искажают форму и пропорции фигур при их графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; смешение при письме близких по конфигурации букв (т-п, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за) и т.п.

3. Для леворуких детей характерна особая стратегия обработки материала, «раскладывание по полочкам» и на основании такого анализа строится целостный образ предмета. Отсюда возникает медлительность.

4. Проблемы внимания, трудности в переключении.

Не стоит пугаться такого значительного перечня возможных сложностей. У каждого ребенка свой набор сложностей, и праворукие дети от них, к сожалению тоже не застрахованы. Надеюсь, что ни одна из перечисленных проблем не возникнет вашего ребенка, но подстраховаться не помешает.

Кроме того, одна из наиболее важных особенностей леворуких детей – повышенная эмоциональность, тревожность, обидчивость. Часто им характерны повышенная утомляемость в следствие специфики работы полушарий головного мозга.

Зная о возможных сложностях, стоит попытаться свести к минимуму риск их появления. Поэтому подготовку к школе стоит начать заранее. Педагоги и психологи разработали множество упражнений и игр, которые помогут леворукому ребенку лучше подготовиться к освоению письма.

Опытные педагоги советуют родителям детей, предпочитающих пользоваться левой рукой для письма и рисования, не спешить обучать дошкольника письму. Леворукому ученику будет гораздо сложнее учиться писать буквы в соответствии с требованиями, если он уже обучен письму не совсем правильно. Если ребенок изъявляет желание научиться писать, обучайте его письму печатными буквами. Обучение прописным буквам лучше предоставить профессионалу, ведь переучить гораздо сложнее, чем научить.

Занятия с дошкольником - левшой в домашних условиях помогут ребенку проще освоить навыки начальной школы и избежать значительных сложностей в обучении. Детям-правшам эти занятия тоже не принесут ничего кроме пользы, да и родителям не повредят.

Самое главное перед началом занятий создать для своего ребенка мотивацию. Изготавливайте картинки для украшения дома, открытки для близких и друзей, украшения для маминого и папиного рабочего стола.

Предложите «поиграть», причем, чем более заинтересованным вы будете, тем больше с большим интересом в занятия включится ваш ребенок. Делайте все упражнения вместе, включите элемент соревновательности. Играйте в «кто быстрее?», «кто больше?», «кто точнее?», «кто аккуратнее?».

§ Вашими помощниками в занятиях с ребенком могут стать обычные трафареты. Если ребенок еще мал (3-4 года), используйте трафареты с изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т.п. Для детей более старшего возраста будут полезны трафареты для написания букв и цифр. Эти занятия уже будут нацелены не только на развитие мелкой моторики рук малыша, но и на профилактику ошибок в написании.

С малышами с помощью трафаретов можно создавать целые картины или сказочные сюжеты, с детьми постарше геометрические узоры из букв и цифр, затейливые цветы и необычайных животных, состоящих из букв и цифр.

§ Очень хороших результатов помогает добиться штрихование.

Штриховать можно самостоятельно нарисованные геометрические фигуры, сделанные мамой рисунки, картинки в книжках-расскрасках, мультяшных героев, распечатанных родителями.

Причем для штриховки можно использовать карандаши, фломастеры, краски и даже пальчики ребенка, предварительно обмакнув в пальчиковые краски. Начинать штриховать лучше крупные и несложные фигуры, по мере научения переходя и к более сложным. Важно помнить, что для детей, готовящихся к школе, наклон штрихов должен быть направо. Это поможет сформировать правильный наклон букв при письме.

§ Очень важно, чтобы ребенок имел представление о правильном образе букв и цифр. Наиболее распространенная сложность деток-левшей – поворот букв на 180 градусов. Буквы Р, Ь, Я, З и цифры часто оказываются повернуты не в ту сторону.

Избежать подобных ошибок помогут занятия с ребенком направленные на поиск неправильно написанных букв. Вы можете сами изготовить «материал для занятий», написав среди «правильных» букв неправильные или сделать на компьютере «тренировочный» лист с ошибочно написанными буквами и цифрами.

Главное, подчеркните для ребенка, что в тексте сделаны ошибки и их нужно найти.

Играйте вместе с ребенком, ищите буквы на перегонки, но не забывайте периодически поддаваться и пусть малыш найдет пропущенные вами буквы и цифры сам.

Предложите ребенку самостоятельно дорисовать отсутствующие элементы у букв, написание которых может вызвать сложности.

Ориентируясь на то, что образное мышление левши более развито, можно предложить ему найти ассоциации для каждой из «сложных» букв, тогда их ребенок запомнит гораздо быстрее. Например, Буква Ч похожа на чайник с носиком. Самостоятельно придуманные ассоциации помогут избежать ошибок в написании букв.

Можно предложить ребенку конструировать буквы из палочек разной длинны, спичек, зубочисток.

Так же хороший способ избежать ошибок в написании букв – вместе с ребенком составить «план» написания каждой буквы, которая может вызвать затруднения. По принципу «сначала проводим линию, затем пририсуем к ней полукруг».

§ Очень хорошее упражнение - обводить предметы по контуру. Для начала используйте несложные геометрические фигуры с толстым контуром, затем усложняйте задания для ребенка. Дети очень любят логические игрушки, которые приводят в детских журналах с заданиями типа «Помогу героям разобраться, где, чья рыбка»; где «спутанные» художником лески рыболовов соединяют их удочки и крючки с пойманной рыбкой. Такие «поиски» с помощью карандаша принесут ребенку не только пользу, но и удовольствие.

Контуры букв и цифр - это уже материал для будущих первоклассников.

§ Еще один вид упражнений, который направлен не только подготовку к освоению навыков письма, но и на тренировку внимания и памяти дошкольника, это срисовывание.

Ребенок, как правило, с удовольствием занимается срисовыванием. Задача родителей лишь подготовить образец, с которого ребенку предстоит срисовывать (для начала можно использовать простые геометрические рисунки как образец, постепенно усложняя, используя наборы букв и цифр, а так же несложные тексты для тех детей, которые уже научились читать).

Вы можете усложнить задание, показывая ребенку рисунок (текст) лишь на 1 минуту, а дальше, давая время на воспроизведение.

§ Не стоит забывать о том, что ребенку очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации. Так же упражнения и специально организованные занятия для развития мелкой моторики будут очень полезны.

§ Для того, чтобы ребенку было легче освоить навык чтения, родителям желательно при обучении обозначать или помечать букву, с которой начинается слово или предложение, поскольку дети-левши часто начинают читать слово или фразу с конца.

§ Кроме того, подготовку к школе следует проводить и в аспекте социализации ребенка. Если Ваш ребенок не посещает дошкольного учреждения, стоит заранее записаться в группу развития, секцию, кружок, художественную школу с учетом интересов ребенка Так же посещение подготовительных занятий, которые организуют в большинстве школ для первоклассников помогут ребенку войти в ритм школьных занятий и заранее привыкнуть к новой обстановке.

Думаем, целесообразно остановиться на основных моментах , на которые нужно обратить внимание при подготовке ребенка к школе, если у него ведущая рука – левая.

1. Необходимо выяснить: левшество у вашего малыша или леворукость.

Ответить на этот вопрос может только специалист – в первую очередь нейропсихолог или опытный невропатолог. В некоторых случаях – дефектолог, психолог, который хорошо разбирается в проблемах организации психических процессов у детей.

2. Допустим, выяснилось, что ваш ребенок пользуется левой рукой компенсаторно, так как правая у него слабая и неловкая. В этом случае надо непременно активизировать правую руку.

Предположим, ребенок уже привык все делать левой рукой и не хочет учиться работать правой. Не стоит слишком жестко настаивать, «ломать» малыша. Следует хотя бы по несколько минут в день «заставлять» работать правую руку.

3. Активизация руки (той или иной) не может проводиться изолированно. Тогда всегда начинаем с развития двуручной деятельности. Прежде всего, это должны быть крупные движения обеими руками – игры в большой мяч, вымешивание большого количества глины или теста, игры в строительные конструкторы из больших блоков (которые удобнее брать двумя руками и устанавливать в возводимый объект). Мелкие движения – работа с конструктором из мелких деталей, компьютерной мышью, лепка из пластилина и т.п. – менее эффективны. В особых случаях врач может назначить массаж и ЛФК.

4. Если у ребенка при письме и рисовании очень напрягается рука, подберите толстую, нескользкую, мягко пишущую ручку, фломастер или карандаш. Научите малыша держать их правильно. Даже при письме левой рукой она не должна закрывать написанное, смазывать текст.

Памятка для педагога

«Леворукий ребенок»

Важно, чтобы педагог следил за правильной посадкой ребенка за партой. Для правильной позы при письме необходимо:

· сидеть прямо;

· опираться спиной на спинку стула;

· не касаться грудью стола;

· ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;

· туловище, голову, плечи держать ровно;

· обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Ручка в левой руке – это только малое внешнее проявление. Учителю важно помнить, что природа леворукости сложна и многогранна. Одна причина леворукости приводит к формированию речевых нарушений, другая к появлению неврозоподобных расстройств. И только генетическая леворукость в радость ребенку до тех пор, пока он не пойдет в школу. А дальше многое зависит от компетентности педагога.

Педагогу поможет знание о полушарной асимметрии нашего мозга. Леворукие дети – это люди художественного типа. У них доминирует правое полушарие мозга. Благодаря этому они очень впечатлительны, у них живое восприятие, яркие эмоции. Им немного труднее дается решение логических задач, абстракции и теоретизирование, дотошное собирание и систематизация фактов. Зато у них прекрасно рождается идея, они хорошо рефлексируют, умеют подняться над фактами и представить общую картину явлений.

В начале школьного обучения они испытывают трудности в овладении сложнокоординированными действиями: аккуратное письмо, оформление тетрадей по правилам, резание ножницами (тем более, что в школе нет ножниц для леворуких детей) и др. Со временем ситуация выравнивается.

И очень важно, чтобы ребенок сохранил высокую самооценку, уважение к результатам своего труда и желание учиться, преодолевать трудности.

Помните, леворукость – это на всю жизнь, и левше всегда придется приспосабливаться к праворуким предметам праворукого мира. Вообще, у левши правая рука задействована и разработана гораздо больше, нежели левая у правшей, - это необходимость. Левшам приходится разрабатывать правые руки, даже если их не заставляют, как раньше, писать правой рукой. Пример, компьютерная мышка, двери, которые открываются совершенно неудобно для левшей, общественный транспорт, и другие инструменты, можно перечислять бесконечно, но даже левши не обращают на это внимания - они приспособились. Иногда они добровольно идут даже дальше: например, автор печатает правой рукой гораздо быстрее и точнее, нежели левой; мышку в левой вообще удержать не может - это из предметов труда.

Но есть такие инструменты, которые сделаны правшами и для правшей, и которыми левшам чрезвычайно тяжело пользоваться, если вообще возможно. Например, ножницы - это огромная проблема; слесарные инструменты (пилы, ножи, дрели, особенно электрические) и прочее. Самый простой выход для левшей - это купить специальные товары для левшей, но стоят они на порядок дороже обычных, к тому же в странах СНГ, в отличие от стран, только начинают производиться. Второй способ приспосабливаться к тому, что есть, - зачастую, это приносит раны и ссадины - это свой опыт, но некоторые приспосабливаются работать своими инструментами, поэтому хоть часто получается криво, но зато получается. Третий способ - бросить это дело и заниматься тем, что не требует такого труда, - не работать руками, а работать головой. Это каждый левша решает сам для себя.

  • Методические указания к выполнению контрольной работы. Данные методические указания к контрольным работам имеют целью помочь студентам (курсантам) подготовиться к их выполнению

  • Познавательно игровой час "Поздравляем левшей" (ко Дню Левшей) для начальной школы

    Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
    Описание Данный материал можно использовать учителям начальных классов, вожатым, воспитателям для проведения внеклассных мероприятий, тематических бесед, игр в летнем лагере для учащихся начальной школы и среднего звена.
    Цель Организация досуга детей, знакомство с праздником "День левшей".
    Задачи:
    -Расширить кругозор детей, обогащение словарного запаса;
    -Развивать познавательный интерес учащихся, мышление, память, речь;
    -Уточнить и закрепить знания по данной теме.

    Ход мероприятия


    1Ведущий
    Сегодня праздник у левшей -
    Сегодня будет классно!
    Но прежде я б сказать хотел
    О тайнах их контрастных.
    Кто сидел с левшою с лева -
    Тому удача вдруг пойдет
    Кто имеет с левшой дело -
    Тому и в жизни повезет.
    Наполняют левши мир,
    Сегодня будет в честь их пир!
    С праздником вас, дорогие левши!
    2 Ведущий
    Сегодня интересный день левшей,
    Пусть будет он для всех же веселей.
    И удивит нас необычными моментами,
    А мы в ответ нашими аплодисментами.
    1 Ведущий


    Всемирный день леворуких впервые был отмечен 13 августа 1992 года по инициативе созданного за два года до этого британского Клуба левшей. По данным статистиков, около 10 % населения в мире - левши.

    В быту им часто приходится сталкиваться с такой проблемой, как приспособленность многих предметов бытового обихода, таких как письменные принадлежности, компьютерные мыши, кухонный инвентарь, ручные кофемолки и мельницы, исключительно к нуждам правшей.


    Те, кто использует в качестве ведущей левую руку, это более 500 миллионов человек во всем мире, стремятся в этот день привлечь внимание дизайнеров, производителей и продавцов товаров к необходимости учитывать и удобство левшей при пользовании различными предметами.


    13 августа общественные организации леворуких устраивают разнообразные мероприятия и соревнования "от противного", не разрешая участникам использовать правую руку при еде, в работе, различных тонких манипуляциях.
    2 Ведущий
    На Руси левшам было запрещено давать показания в суде, а в Советском Союзе всех левшей переучивали в обязательном порядке в школе, что могло стать причиной психологических стрессов и понижения успеваемости учеников.
    На международный День Левши, конечно же, принято дарить подарки. Сейчас в магазинах уже можно найти товары, предназначенные специально для левшей: ручки,


    линейки, компьютерные мышки, ножницы, клавиатура,


    кухонный нож,


    Есть даже музыкальные инструменты и спортивные товары, которыми левшам будет пользоваться удобно.



    3 Ведущий
    Психологи уверены, что левши – особенные люди, очень одаренные, творческие и неординарно мыслящие.
    Считается - всё дело в хорошо развитом правом полушарии мозга.
    У полушарий разные функции. Если развести эти функции полушарий, то правое - художественное, а левое - познавательное, то есть отвечает за познавательные процессы.
    1 Ведущий
    Известно, что леворукость передаётся по наследству, а одинаково владеющие обеими руками, по
    определению французов, называются «рацематами», или «графические левши, но бытовые правши», и напоследок –
    пару- тройку веков назад считалось, что женщина должна быть обязательно праворукой, для того, чтобы держать младенца у самого сердца.
    Предлагаю попробовать сегодня стать леворукими и каждому нарисовать зайца левой рукой. Убедиться так ли это легко.
    1 Игра "Левша"
    А те ребята, кто является левшой, нарисовать правой рукой.


    Ну как у вас получилось? Кому было легко? (ответы детей)
    2 Ведущий
    Когда человек взял в руки орудие труда, мир разделился на левшей и правшей. И начались бесконечные споры – откуда это деление и кто всё – таки лучше? Предмет спора актуален и сегодня.
    Одно могу сказать, что те люди, у которых развита леворукость- это люди впечатлительны, возбудимы, чувствительны,
    ответственны, общительны, но часто не уверены в себе.
    Те у которых развита правая рука - спокойные люди, тяготеющие к точным наукам.
    Среди великих людей очень много левшей. Сейчас вы разделитесь на две команды и каждая команда попробует отгадать некоторых из них.Нужно из рассыпавшихся букв составить их имя или фамилию.
    2 Конкурс "Узнай имя"
    Задание 1-й команде
    1.Известный композитор: ЦОРТМА
    (Моцарт)


    2.Известная актриса: ЛДОИЖ
    (Анджелина Джоли)


    3.Великий полководец:
    ДИЙКАМЕНОСК
    (Александр Македонский)


    4.Великий сказочник:
    РАСЕНЕНД
    (Андерсен)


    Задание 2-й команде
    1.Великий император:
    (ТРПЕ РВЫЕПЙ)
    (Петр Первый)


    2.Известный композитор:
    ХЕБТЕВОН
    (Бетховен)


    3.Известный комик:
    ПАЧНИЛ
    (Чарли Чаплин)


    4.Известный император:
    ПОАННОЛЕ
    (Наполеон)


    3 Ведущий
    Молодцы! Вы правильно назвали их имена. Эти известные люди действительно были или есть левши и это не помешало им стать великими. И это список можно долго продолжать.
    3 Конкурс "Рыбак- левша"

    Команды становятся друг против друга.Соперники берутся левыми руками. Задача каждого игрока перетянуть соперника на свою сторону.
    4 Конкурс "Ловкий левша"


    Командная эстафета. Игроки, на левой ноге, проходят дистанцию, неся теннисный шарик на ракетке.
    5 Конкурс "Леворукий центровой"

    Командная эстафета. Игроки, по очереди,ведя баскетбольный мяч левой рукой, проходят через кегли.
    Подведение итогов
    1 Ведущий
    Итак, закончился наш игровой час. Скажите ребята, какой праздник мы отмечаем 13 августа?
    (ответы детей)
    Так плохо ли быть леворуким или хорошо?
    Ни то, ни другое, то есть настолько же плохо и настолько же хорошо, как и быть правшой. Так что, дерзайте, учитесь владеть в полную меру обеими руками. Когда – нибудь вам это пригодится!
    Ты галантен, вежлив очень,
    Симпатичен тоже впрочем.
    Ты всегда готов помочь,
    Сделаешь всё точь-в-точь.
    Будь похож ты только на себя,
    Пусть светлыми будут все года.

    Левшой тебя мы называем,
    И уникальным немножечко считаем.
    Говорят недаром, что левши,
    Замечательные просто люди.
    Все они умны, активны, хороши,
    Их сегодня поздравлять и будем.

    Пусть во всем сопутствует успех,
    Пусть любовь теплом вас согревает.
    Окружают пусть улыбки, смех,
    Ну, и счастье пусть всегда сопровождает.
    (Детям левшам дарят открытки и подарки)

    В большинстве работ, посвященных вопросу воспитания и обучения детей, имеющих такой профиль латеральной организации мозга, как левошество, внимание концентрируется на приспособлении леворуких детей к традиционным методикам обучения и воспитания. Однако в последнее время появились исследования, указывающие на необходимость учета и других проявлений левшества - сенсорного, моторного, когнитивного. Много работ направлено на анализ нецелесообразности и даже недопустимости переучивания леворуких детей. В большинстве случаев переучивание леворуких дошкольников приводит к нарушениям психического развития, возникновению трудностей в обучении и даже вызывает невротические и соматические расстройства.

    В работах М.А. Матовой (1987) было показано, что левые асимметрии слуха и зрения коррелируют с уровнем вербального и невербального мышления, а показатели продуктивности доминантности левого уха связаны с уровнем кратковременной памяти на невербальные стимулы. Автор предлагает учитывать разные профили функциональной асимметрии, обуславливающие развитие различных способностей, для индивидуализации программ дошкольного и школьного обучения.

    По оценкам А.В. Семенович (1991) , 70% детей, испытывающих трудности в обучении являются левшами. Трудности в освоении письма, особенности мышления, эмоциональная неустойчивость настоятельно требуют психолого-педагогического сопровождения в обучении и воспитании детей-левшей.

    В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман (1998) показали, что типам функциональной асимметрии мальчиков и девочек соответствуют разные варианты психологических особенностей, которые необходимо учитывать при воспитании и обучении дошкольников. Трудности в обучении правополушарных детей связаны со степенью выраженности левых признаков асимметрии. У мальчиков большая выраженность левых признаков встречается чаще, чем у девочек. Более детальный анализ профиля асимметрии позволил авторам более детально проанализировать психологические особенности детей с разными профилями и описать трудности воспитания и обучения в зависимости от профиля асимметрии.

    Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.

    Беспокойство и гиперактивность почти всегда «выдают» будущего левшу уже в раннем возрасте, до трех лет, когда выбор ведущей руки у ребенка еще не состоялся. Для маленького левши характерен особый тип поведения: он не может усидеть на маминых руках, попав в новое помещение, он начинает тщательно обследовать все вокруг, рассматривая содержимое шкафчиков, коробочек и т.д. Это объясняется тем, что у преобладающего большинства левшей более развита зрительная оценка информации, они в первую очередь реагируют на внешний вид предмета (его форму и цвет) , для них недостаточно его словесное описание.

    Именно преобладанием зрительных впечатлений над слуховыми объясняется и некоторое их отставание в усвоении программы в детском саду и необходимость многократного повторения требований, просьб, поручений, инструкций. Действительно, левше требуется специальная подготовка, направленная на выработку навыков, адаптирующих его к праворукой среде.

    Исследование леворуких детей, имеющих трудности в обучении чтению и письму, показало, что в основном это дети с патологическим происхождением леворукости. Генетически они являются правшами, но из-за различных поражений левого или обоих полушарий, возникающих в дородовом периоде или во время родов, они становятся леворукими и используют для письма и других мануальных действий левую руку. Специалисты часто отмечают у них нарушения право-левой ориентации в пространстве и в схеме собственного тела, нарушения зрительного восприятия. Именно этих детей категорически нельзя переучивать на правую руку. Ведь правая рука связана с деятельностью противоположного левого (пораженного) полушария, функционирование которого не только было нарушено на ранних этапах, но и не формировалось должным образом в течение всего дошкольного периода развития ребенка.

    Опыт работы с леворукими детьми, имеющими трудности в обучении, показывает, что для лучшего усвоения материала им необходимы дополнительные зрительные опоры. Такой же зрительной опорой при обучении счету может служить и линейка.

    Почти все педагоги работают по хорошо отработанной ими модели обучения праворуких, в которой преимущественно используются вербальные методы (объяснение, рассказ, беседа) , почти весь учебный материал дается в устно-речевом плане. Эти словесные методы малоэффективны в обучении левшей. Поэтому они нуждаются в индивидуальном подходе, в особом внимании, в особой помощи как воспитателей, так и родителей.

    Если ребенок нуждается в помощи при выполнении домашних заданий, родителям следует посоветоваться, как лучше эту помощь организовать. Взрослые должны знать, что большинство леворуких и переученных на правую руку с трудом переносят нормальную учебную нагрузку. Это объясняется чрезмерной степенью их сосредоточенности при выполнении письменных заданий. Письмо вызывает у них более сильное по сравнению с остальными учащимися нервное и физическое напряжение. Они гораздо медленнее выполняют письменные задания. Их ни в коем случае нельзя торопить, спешка приведет к большому количеству ошибок. Нельзя их перегружать избыточным количеством упражнений тренировочного характера, переписыванием текстов и т.д.

    Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно – пространственных заданий.

    В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

    1. Сниженная способность зрительно – двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.
    2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.
    3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам» .
    4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
    5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

    Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.

    Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

    • зрительно – моторной координации;
    • точности пространственного восприятия;
    • зрительной памяти;
    • наглядно – образного мышления;
    • способности к целостной переработке информации;
    • моторики;
    • фонематического слуха;
    • речи.

    При организации воспитателями развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

    Постановка техники письма у левшей специфична. Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

    Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: скорость, образность и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, непроизвольность. С этой целью полезно систематически включать в учебный процесс работу с моделями, макетами и другими заменителями предметов и явлений окружающего мира.

    При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального состояния, не провоцировать фиксацию на леворукости, создавать благоприятные условия для проявления и развития его инди-видуальности. Самое главное: если ребенок леворукий, нельзя "переделывать" его в правшу. Насильственное переучивание – прямой путь к неврозу. У ребенка могут появиться бессонница, невротический энурез, заикание, невротические тики. Риск нарушений здоровья при переучивании значительно возрастает, если леворукость – следствие патологии раннего развития. Ведь мы заставляем работать "неприспособленное" полушарие и мозг немедленно реагирует на раздражение.

    При обучении леворукого ребенка можно использовать такие приемы:

    • если ребенок долго не может определить правую - левую руку – наденьте на левую руку браслет или часики
    • в работе по развитию пространственной ориентировки, рука с часиками или браслетом будет служить ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Выкладывать узор из мозаики или складывать кубики надо слева направо, так же, как ребенок будет писать и читать
    • занятия декоративным рисованием и аппликацией позволят закрепить навык выкладывания ряда и чередования элементов
    • можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности (картон, банка) , украшая их семечками овощей или фруктов в определенной последовательности (слева – направо) , ребенок "превращает" их в вазы для цветов.
    • занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов важно следить за лево-правосторонним направлением ряда.
    • можно проводить зрительный диктант с геометрическими фигурами, картинками:

    а) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов) ;

    б) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;

    в) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот

    ряд из предложенного материала:

    г) образец открывается и проверяется правильность выполнения.

    По мере тренированности детей, протяженность ряда растет.

    • при раскладывании и составлении рассказа по серии сюжетных картинок соблюдается лево-правостороннее направление
    • начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению, необходимо принять меры по преодолению зеркальности: при выполнении письменных заданий, фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки
    • на начальном этапе работы необходимо заинтересовать ребенка, превратить занятия в увлекательную игру, не забывая о том, что от игровой деятельности ребенок перейдет к учебной деятельности. Формирование положительных эмоций по отношению к учебе является шагом становления личности ребенка, основой познавательной активности.

    При обучении письму используйте "Прописи для леворуких детей". Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.