Методика исследование объема кратковременной памяти. Исследование объема кратковременной памяти. II. Методика Джекобсона по определению объема памяти

Цель исследования : определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.

Материал и оборудование : бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Первый набор 5241 96023 254061 7842389 34682538 598374623 6723845207 Второй набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897
Третий набор 1372 64805 725318 0759438 52186355 132697843 3844528716 Четвертый набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде "Пишите!" испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому: "Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"

Обработка результатов

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком "+";

наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

Пк – обозначение объема кратковременной памяти,

А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;



С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

n – число серий опыта, в данном случае – 4.

Анализ результатов

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Методика диагностики оперативной памяти

Цель исследования : изучение показателя оперативной памяти в тех случаях, когда она несет основную функциональную нагрузку.

Материал и оборудование : бланк методики, стимульный материал, ручка и секундомер.

Порядок проведения

Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.

Инструкция: «Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача - запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 - получается 8 (записывается); 2 и 1 - получается 3 (записывается); 1 и 4 - получается 5 (записывается); 4 и 2 - получается 6 (записывается)».

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов - 15 сек.


Интерпретация результатов

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число - 40). Норма взрослого человека - от 30 и выше.

Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает немного времени - 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

Процедура исследования включает четыре одинаковые серии. Испытуемому предъявляется последовательно 7 рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов. В каждой серии экспериментатор зачитывает один из 4 наборов цифровых рядов.

Серия 1 Серия 2 Серия 3 Серия 4

1 3 7 2 9 3 2 1 5 2 4 1 7 1 0 6

6 4 8 0 5 5 7 3 4 0 9 6 0 2 3 8 9 9 3 4

7 2 5 3 1 8 3 9 5 1 7 5 2 5 4 0 6 1 8 5 6 0 8 6

0 7 5 9 4 3 8 4 0 1 3 9 0 6 7 8 4 2 3 8 9 5 2 0 1 5 7 0

5 2 1 8 6 3 5 5 9 3 8 2 1 5 3 5 3 4 6 8 2 5 3 8 8 2 7 4 4 5 2 5

1 3 2 6 9 7 8 4 3 8 2 4 9 3 4 5 2 8 5 9 8 3 7 4 6 2 3 7 1 5 8 4 3 1 3 9

3 8 4 4 5 2 8 7 1 6 2 4 8 3 7 5 4 6 9 2 6 7 2 3 8 4 3 2 0 7 1 5 2 4 8 3 6 8 9 7

Элементы ряда предъявляются с интервалом в 1 с. После прочтения каждого ряда через 2 – 3 с по команде “Пишите!” испытуемые в протоколе воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявляются экспериментатором. В каждой серии независимо от результата зачитываются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6 – 7 мин.

Шаг 1. Инструкция

Вам будут названы несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по команде “Пишите!” запишите то, что запомнили, в том порядке, в каком читали цифры.

Шаг 2. Обработка и интерпретация результатов

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

    ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком “”;

    наибольшую длину ряда, которая во всех сериях воспроизведена правильно;

    количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем тот, который воспроизведен во всех сериях;

    коэффициент объема памяти, которые вычисляют по формуле

Пк  А   , (10)

где Пк – обозначение объема кратковременной памяти;

А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах

воспроизвел правильно;

С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем А;

n – число серий исследования (в данной методике их 4).

Уровень выраженности

объема кратковременной памяти

Очень высокий

Очень низкий

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты показателей объема кратковременной памяти.

Уровень выраженности объема кратковременной памяти, равный 10 баллам, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники.

Если получен очень низкий уровень выраженности, то исследование данного свойства памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. Уровень выраженности объема кратковременной памяти, равный 3 – 4 баллам, обусловлен, как правило, непониманием инструкции.

Низкий и средний уровни выраженности объема кратковременной памяти могут быть повышены благодаря систематической тренировке памяти по специальным мнемотехническим программам.

Шаг 3. Отчет по результатам исследования объема кратковременной памяти

Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования объема кратковременной памяти, ориентируясь на схему, предложенную в табл. 12.

Булатов Андрей

Актуальность исследования заключается в том, что при большой учебной нагрузке в старших классах учащимся необходимы знания о колебаниях своей работоспособности, интеллектуальном, эмоциональном и физическом потенциале, которые можно использовать при планировании учебной деятельности.

Цель : Изучить состояние эффективности работы и объема кратковременной памяти старшеклассников в зависимости от их индивидуального хронотипа.

Задачи:

1) Определить индивидуальные признаки суточного хронотипа учащихся.

2) Выявить объем кратковременной памяти и эффективности работы учащихся старших классов в начале и в конце учебного дня в зависимости от их индивидуального хронотипа.

3) Определить свойства нервной системы учащихся по психомоторным показателям.

4) Дать оценку полученным результатам и сформулировать рекомендации по составлению школьного режима.

Методы исследования:

  1. Тест Остберга
  2. Теппинг-тест Е.П. Ильина
  3. Наблюдения

Объект исследования : Учащиеся 9а

Предмет исследования: Суточный хронотип учащихся

Гипотеза : Можно предположить, индивидуальный хронотип старшеклассников влияет на эффективность работы в течении учебного дня

Скачать:

Предварительный просмотр:

Оценка объема кратковременной памяти и работоспособности у обучающихся старших классов по их индивидуальному суточному хронотипу

Тюменская область, п. Голышманово

9 класс

Научный руководитель: Коршунова Светлана Валерьевна, учитель биологии, химии

МОУ «Голышмановская основная общеобразовательная школа №2»

Голышманово 2016

Введение 3

Глава 1. Суточный хронотип человека 5

Глава 2 Исследовательская работа 6

2.1. Выявление висцеральных признаков суточного хронотипа обучающихся 6

2.2 Выявление объема кратковременной памяти и эффективности работы 9

Исследуемых хронотипов

2.3. Оценка работоспособности обучающихся. 12

Заключение 14

Список литературы 16

Приложение 17

Введение

В последние годы всё чаще специалисты в области среднего образования разрабатывают новые учебные технологии, не задаваясь вопросами о влиянии нагрузок и перегрузок на организм школьников. К тому же не учитываются индивидуальные особенности организма, а исследование висцеральных признаков суточного хронотипа у школьников в различные периоды учебного года полностью не изучены. Поэтому составляя режим труда и отдыха, а также расписание уроков и начало учебного дня администрация учебных заведений не уделяет внимание этим вопросам, тем самым не обеспечивая для школьников оптимальных условий обучения.

Актуальность исследования заключается в том, что при большой учебной нагрузке в старших классах учащимся необходимы знания о колебаниях своей работоспособности, интеллектуальном, эмоциональном и физическом потенциале, которые можно использовать при планировании учебной деятельности.

Цель : Изучить состояние эффективности работы и объема кратковременной памяти старшеклассников в зависимости от их индивидуального хронотипа.

Задачи:

1) Определить индивидуальные признаки суточного хронотипа учащихся.

2) Выявить объем кратковременной памяти и эффективности работы учащихся старших классов в начале и в конце учебного дня в зависимости от их индивидуального хронотипа.

3) Определить свойства нервной системы учащихся по психомоторным показателям.

4) Дать оценку полученным результатам и сформулировать рекомендации по составлению школьного режима.

Методы исследования:

  1. Тест Остберга
  2. Теппинг-тест Е.П. Ильина
  3. Наблюдения

Объект исследования : Учащиеся 9а

Предмет исследования: Суточный хронотип учащихся

Гипотеза : Можно предположить, индивидуальный хронотип старшеклассников влияет на эффективность работы в течении учебного дня

Глава 1. Суточный хронотип человека

Каждый человек по-своему уникален. Все люди отличаются друг от друга внешним видом, телосложением, цветом кожи и глаз, темпераментом. На каждого человека действуют биоритмы (суточные, сезонные, годовые), которые могут оказывать различное влияние на эмоциональное и психофизическое состояние человека. Значительную роль в жизни человека играет его хронотип.

Хронотип - это специфическая организация работы всего организма в течение суток.

Еще много тысяч лет тому назад китайские ученые и врачи создали учение о ритмичности процессов, происходящих в организме человека, нарушение которых приводит к патологии.

Было установлено, что каждый орган нашего тела имеет свою оптимальную точку (свое определенное время) наиболее напряженной деятельности и в это время он наиболее уязвим.

Это учение позволило разработать схемы своевременного воздействия с лечебными целями. Использовались и специальные иглы, и полынные сигареты для прижигания, и точечный массаж.(АлякринскийБ.С., Степанова С.И. По закону ритма. – М.:Наука 1985)

Знание своего хронотипа позволяет правильно организовать свой режим дня, повышая трудоспособность и улучшая самочувствие.

Биоритмологическая организация каждого человека имеет индивидуальные особенности. По характеру суточных биоритмов физической активности оказалось возможным разделить всех людей на три типа: утренний («жаворонки»), вечерний («совы») и дневной («голуби»). У «сов» максимум суточных биоритмов активности и покоя сдвинут на более поздние, а у «жаворонков» - на более ранние часы. У «голубей» пик активности приходится примерно на середину дневного периода. Примерно 20 % людей имеет хорошо выраженный утренний или вечерний тип активности. Определение хронотипа человека производит ся на основе специально разработанных тестов.

Хронотип передается по наследству. Это такой же генетически запрограммированный показатель, как, например, цвет глаз или цвет волос. С хронотипом связаны определенные черты характера, показатели здоровья и адаптационных возможностей. Например, «совы» в боль шей степени, чем «жаворонки», подвержены риску возникновения сердечно-сосудистой патологии, однако их биоритмы более пластичны, и они лучше приспосабливаются к новым режимам жизнедеятельности. У «жаворонков» многие показатели здоровья лучше, чем у «сов», но они более консервативны и с трудом переносят изменения привычного режима жизни. (Безруких, М.М., Сонькин, В.Д., Фарбер, Д.А. Возрастная физиолгия – М.: Академия,2002. – С. 184 – 185,с. 261 – 262)

Глава 2. Исследовательская работа

2.1. Выявление висцеральных признаков суточного хронотипа обучающихся

Для выявления висцеральных признаков суточного хронотипа человека был использован тест Остберга. Было исследовано 22 учащихся 9а класса школы №2 до 15-16 лет. Обследование проходило в домашних условиях с 20 по 27 октября 2016 года. Для чистоты эксперимента было сделано по три замера в течении нескольких дней подряд.

В ходе проведенного теста Остберга на выявление висцеральных признаков суточного хронотипа человека мы получили следующие результаты:

большая часть старшеклассников оказались «аритмиками»(81%), «совы» (19%), .(Приложение2 стр. 18)

«Жаворонки» просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером у них появляется сонливость и они рано ложатся спать. Зато они совершенно не способны бодрствовать вечером. Когда все остальные только начинают развлекаться, эти «жаворонки» уже клюют носом и вынуждены уползать с вечеринки в постель. Причем в среднем такие люди спят столько же, сколько и остальное человечество, просто делают это в другое время. Кому-то удается приспособить свой рабочий график к особенности организма, другие борются с ней всю жизнь, в основном с помощью кофе по вечерам. И вот ученые заявили, что нашли причину аномалии сна. В ней виновен дефект гена, вырабатывающего белок CKIdetla. Медики изучили три поколения семьи, в которой «синдром жаворонка» предается по наследству. Кстати, они обнаружили, что все члены семейства страдают также астмой и мигренью - возможно, эти болезни тоже несут с собой матировавший ген.

«Совы» засыпают поздно ночью, встают поздно утром и работоспособны, бывают во второй половине дня. «Совы» - люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. У них отмечается период колебаний циркадных ритмов больше, чем 24 часа, или так называемый синдром отставленной фазы сна. Установлено, что лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонируют их ночная жизнь. Они с удовольствием работают по ночам и выбирают такие профессии, чтобы не вставать слишком рано, а еще лучше – самим планировать свой рабочий график.

Половина людей- «аритмики» - “голуби” приспосабливаются и к утреннему и вечернему режиму труда, но все же ближе к утреннему типу. Это преимущественно люди, занятые физическим трудом. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечаются с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты. Но даже у них при переездах на большие расстояния со сменой часовых поясов и ночной работе наблюдается сбой собственных биологических часов. Например, при 3-часовой разнице во времени у них возникает бессонница ночью, сонливость и усталость днем, снижение работоспособности. Перемещение на запад может удлинять биоритмы «голубей», а при перелете на восток – укорачивать. Если разница во времени более 4 часов, то выработка нового стереотипа сна и бодрствования произойдет у «голубей» только через 7-14 дней, а уровень стероидных гормонов нормализуется через 2-3 месяца. Перемещение на восток «голуби» переносят легче, чем на запад. Эта информация будет полезна тем людям, любящим путешествовать на дальние расстояния и, особенно, предпочитающим проводить свой краткий (7-10 дней) отпуск вдали от родных мест. (Бирюкович,А.А. Суточные ритмы физиологических процессов в организме. – М.: Медицина,1998)

Немецкий ученый Хамп установил, что 1/6 людей относятся к людям утреннего типа, а 1/3 – вечернего типа.

«Совам» и «жаворонкам» было предложено дома после подъема измерить температуру, и пульс, а также описать свое состояние, оказалось, что у утренних и вечерних типов разных порог возбудимости. Возбудимость нарастает вместе с температурой тела. У учащихся «жаворонков» давление поднимается чаще, чем у сов. Это происходит, видимо, потому что у них утром организм быстрее и активнее перестраивается с отдыха на работу, в кровь выбрасывается адреналин, который и поднимает антериальное давление, у учащихся «сов» механизмы, ответственные за повышение давления, работают медленнее, поэтому большая умственная нагрузка, избыток информации, эмоциональное напряжение, которым приписывают решающую роль в возникновении артериальной гипертонии, несколько сглаживаются. Утренние типы были энергичнее. У них неудачи легко вызывали сомнения в собственных силах, появились тревоги и волнения, стремительно ухудшалось настроение. Свои затруднения и конфликты они были склонны относить за счет плохого самочувствия, они старались избегать ссор, неприятных разговоров. Учащиеся вечернего типа также обладали высокой активностью, но легко забывали свои неудачи и неприятности. Их не пугали возможные трудности, конфликты и эмоциональные проблемы. Они меньше волновались и очень чутко улавливали характер и особенности окружающих людей.

2.2. Выявление объема кратковременной памяти и эффективности работы

Мы сформировали три группы: «Аритимики», «Совы» и «Жаворонки» (подбор шел в соответствии с нормами частоты сердечных сокращений и частоты дыхания для данного возрастного периода) и провели обследование на выявление объема кратковременной памяти и эффективности работы.

Исследование проводили в два этапа. Первый этап – первый урок(8 00 ), второй этап – последний урок (13 30 )

Для изучения объема и точности кратковременной памяти и эффективности работоспособности мы использовали методические рекомендации практикума по биологии человека В.С. Рохлова (2000 г.).(Приложение 3,4 стр.19,20)

Память – процесс запоминания, хранения и воспроизведения определенной информации. Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. (приложение5 стр. 21)

В зависимости от воздействия источника информации на определенный анализатор память бывает: вербальной(словесной), зрительной и тактильной.

Кратковременная память - вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов.

Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти. Необходимым условием перевода информации в кратковременную память является направленность на эту информацию внимания субъекта. Основная функция кратковременной память - первичная ориентировка в окружающей среде. Эта ориентировка дает материал для долговременной памяти.

Механизм кратковременной памяти - реверберация нервных импульсов в коре головного мозга. Субъективно этот процесс переживается как «отзвук» только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т. д. то, что уже непосредственно не воспринимаем («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т. д.) В то же время в самой кратковременной памяти могут производиться достаточно сложные преобразования входной информации, осуществляемые в свернутом виде.

Основной механизм удержания (сохранения) в кратковременной памяти - повторение.

Элементы, удерживаемые в кратковременной памяти, либо вытесняются вновь поступившими элементами, либо (если отсутствует повторение) разрушаются с течением времени (забываются).

Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена.

Емкость кратковременной памяти увеличивается за счет процесса, называемого «чанкинг» (группировка объектов). Например, если предъявить строку, то человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом: человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в чанки) информацию о смысловых группах букв. Херберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.

Результаты исследований приведены в приложении(6,7,8 стр.22,23,24)

Таким образом мы видим, что в группе «Сов» наблюдается улучшение результатов объема кратковременной памяти у 75% обучающихся, в группе «Аритмиков» улучшение результатов наблюдалось у 71%. В обеих группах работоспособность к последнему уроку снижается у 50% обследуемых. Учащиеся старших классов к последнему уроку устают и работоспособность снижается. Некоторые учащиеся объяснили это тем, что у них появилось чувство голода и постоянно отвлекающие мысли о еде. Самым непродуктивным оказывается седьмой урок. Обучающиеся никак не могли сосредоточиться, смотрели в окно, хотелось походить, подышать свежим воздухом или просто пообщаться друг с другом. Некоторые отметили снижение остроты зрения в этот период.

Учащиеся, которые сразу после занятий садились за уроки, отмечали, что долго не могли понять содержание домашнего задания, постоянно допускали ошибки при расчетах. Наиболее продуктивный период для занятий оказался 16 – 17 часов. В 22 часа резко возрастала работоспособность у «сов» и продолжалась до 24 часов. «

Пик и спад работоспособности у «жаворонков» и «сов»

Хронотип Пик Спад

«Жаворонки» 12 часов 19 часов

«Совы» 18 часов и позже 7-10 часов

2.3. Оценка работоспособности

Для оценки работоспособности учащихся определили свойства нервной системы учащихся по психомоторным показателям, используя теппинг – тест Е.П. Ильина. (Приложение 9 стр. 25). Сила нервных процессов – показатель работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика выявления психологических особенностей нервной системы основана на определении динамики темпа движения рук.

Графики работоспособности могут быть условно разделены на четыре типа.

  1. Выпуклый тип: темп нарастания до максимального происходит в первые 10 – 15 секунд; в последующем, к 25 – 30 с, он может снизиться ниже исходного уровня. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы.
  2. Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всей работы. Характерен для нервной системы средней силы.
  3. Нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Свидетельствует о слабости нервной системы.
  4. Вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Это свидетельствует о способности к кратковременной мобилизации работоспособности. Такие учащиеся относятся к группе лиц со средней нервной системой.

Сильную нервную систему характеризует высокая работоспособность, т.е. нервные клетки длительное время могут воспринимать и передавать нервные импульсы, не переходя в состояние торможения, т.е. «не уставая». Для слабой нервной системы характерны низкая работоспособность и быстрое утомление.Эти свойства нервной системы проявляются в деятельности и поведении человека.

Человек со слабой нервной системой чаще всего спокойный, тихий, осторожный, послушный. Он не может долго участвовать в шумных, подвижных делах. Непривычная среда, повышенное внимание незнакомых людей могут стать для такого человека сверхсильными раздражителями. При этом он теряется, не находит нужных слов, не отвечает на вопросы. Вследствие своей повышенной чувствительности такие люди отличаются особой уязвимостью, болезненной реакцией на критику, им часто не хватает уверенности в себе, свойственны неудачи и страх глупо выглядеть. Вследствие этого для них значительно осложняется к успеху.

Совсем иным видится окружающим человек с сильной нервной системой: чаще всего бодрый, уверенный в себе, он не испытывает напряжения в учении, с легкостью осваивает значительной по объему материал, полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности, редко бывает усталым, вялым. Человек с сильной нервной системой отличают большая эффективность использования времени, способность выполнять за тот же отрезок времени больше, чем другие, а также способность адекватно реагировать на сверхсильные раздражители, даже имеющие устрашающий характер.

Таким образом, сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость человека к воздействию сверхсильных раздражителей и тем самым повышает надежность в экстремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с сильной нервной системой легче сохранить самообладание, они способны принять правильное решение в условиях дефицита времени, не растеряться.

Полученные графики работоспособности в результате работы (Приложение 11,12 стр.27,28)мы разделили на 3 типа: выпуклый тип – сильная нервная система 67%, вогнутый тип – средне – слабая нервная система 20%, нисходящий тип – слабая нервная система 13%. (Приложение 10 стр. 26).

Знание психофизиологических особенностей собственной нервной системы позволяет учащимся правильно выбрать индивидуальный темп работы, точно распределить учебную нагрузку и отдых и тем самым оптимизировать свою работоспособность.

Физиолог Введенский писал: «Мы устаем и изнемогаем ни от того, что много работаем, а от того, что плохо работаем». Поэтому надо искать пути и средства такой организации умственной деятельности, чтобы устранить негативные факторы и сделали процесс познания радостным, творческим и продуктивным.

Заключение

В результате проведенных исследований мы пришли к следующим выводам:

  1. При определении индивидуальных висцеральных признаков суточного хронотипа было выявлено, что большинство обследуемых учащихся обладают суточным хронотипом «Аритмики» - 60%, «Совы» - 30%, «Жаворонки» - 10%.
  2. Объем кратковременной памяти и эффективность работы снижается в конце учебного дня у групп всех обследуемых хронотипов.
  3. Выявлены психофизиологические особенности нервной системы обучающихся 9 б класса, 67% - обучающиеся с сильной нервной системой, 20% - средне - слабой нервной системой, 13% - слабой нервной системой.
  1. Рекомендовать составление классов учащихся и расписание занятий с учетом индивидуальных суточных хронотипов обучающихся.
  2. Волонтерам определить биологические ритмы всем учащимся школы, особенно выпускникам. Разработать компьютерную программу для быстрого определения биоритмов.
  3. Дополнительные занятия и консультации проводить с 15 00 – 18 00 , так как это пик активности для всех хронотипов.
  4. Составлять расписание таким образом, что бы урок по основным предметам проводились со 2 по 5.
  5. Учащимся обязательно завтракать дома, рассматривая это как фактор энергетической подпитки для обучающихся всех хронотипов, особенно «сов».

Список литературы

  1. Алякринский Б.С., Степанова С.И. По закону ритма. – М,: Наука, 1985
  2. Безруких, М.М., Сонькин, В.Д., Фарбео, Д.А. Возрастная физиология. – М.: Академия, 2002. – С. 184 – 185, с.261 – 262
  3. Бирюкович, А.А. Суточные ритмы физиологических процессов в организме. – М.: Медицина, 1988
  4. Новиков, Э.П. Планета загадок. – Л.: Недра,1987
  5. Рохлов, В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 200. – С.75 – 79.
  6. Хаснулин, В.И. Космические тайны вашего самочувствия. – Новосибирск, Наука, 1992.
  7. Хансулин, В.И. Наше здоровье и магнитные бури. – М.: Знание, 1991.

Приложение 1

Тест Остберга.

Определение хронологического типа человека.

Выберете наиболее подходящий ответ в каждом вопросе:

1.Трудно ли вам вставать рано утром?

А) Да, почти всегда 3

Б) Иногда 2

В) Редко 1

Г) Крайне редко 0

2.Если у вас есть возможность выбора, в какое время вы бы ложились спать?

А) После 1 часа ночи 3

Б) с 23 до 1 часа ночи 2

В) с 22 до 23 часов 1

Г) до 22 часов 0

3.Какой завтрак вы предпочитаете в течение первого час после пробуждения?

А)Плотный 0

Б) Не очень плотный 1

В) Можно ограничиться вареным яйцом 2

Г) Достаточно чая или кофе 3

4.Если вспомнить ваши последние размолвки на работе и дома, когда они приемущественно происходили?

А) В первой половине дня 1

Б) во второй половине дня 0

5.от чего легче отказаться:

А) От утреннего чая или кофе 2

Б) От вечернего чая 0

6.Как точно вы отсчитываете время в течение минуты?

А) меньше минуты 2

Б) Больше минуты 2

7.Как легко вы можете изменить привычки связанные с едой, во время отпуска?

А) Очень легко 0

Б) Легко 1

В) Трудно 2

Г) Не можете изменить 3

8.Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше вы ложитесь спать?

А) Более чем на 2 часа 3

Б) На час-два 2

В) Менее чем на час 1

Г) как обычно 0

9.Если вы ложитесь спать в 23:00, то какова степень вашей усталости?

А) Очень усталый 5

Б) Относительно усталый 3

В) Слегка усталый 2

Г) Совсем не усталый 0

10.Какова степень вашей зависимости от будильника, если утром вы должны встать в определенное время?

А) Совсем не зависим 4

Б) Иногда зависим 3

В) В большей степени зависим 2

Г) Зависим 1

11.Как вы деятельны в первые полчаса после утреннего пробуждения?

А) Большая вялость 1

Б) Небольшая вялость 2

В) Относительно деятелен 3

Г) Очень деятелен 4

12.Вы решили заниматься физкультурой. Ваш друг предложил заниматься дважды в неделю, по 1 часу утром между 7-8 часами утра. Будет ли это благоприятное время для вас?

А) Мне очень благоприятно 4

Б) Приемлемо 3

В) Трудно 2

Г) Очень трудно 0

13.Иногда говорят «утренний человек» и «вечерний человек», к какому типу вы себя относите?

А) Жаворонок

Б) Сова

Г) Голубь

14.У вас возникло решение серьезно заниматься закаливанием организма. Друг предложил делать это дважды в неделю, по одному часу, между 22-23 часами вечера. Как вас устраивает это время?

А) Да, устраивает 1

Б) Буду в хорошей форме 2

В) Буду в плохой форме 3

Г) Не устраивает.

РАСЧЕТ: Жаворонок 0-20; Голубь 21-29; Сова 30- выше.

Вы -«жаворонок». Выши биологические часы идут быстрее, чем астрономические.

Соответственно. Вы раньше ложитесь и раньше встаете. В ряду случаев при значительном несовпадении биологических и астрономических часов эта проблема может ухудшать качество жизни и рассматриваться как расстройство сна, получившее название

СИНДРОМ ОПЕРЕЖЕНИЯ ФАЗЫ СНА.

Вы –«сова». Ваши биологические часы идут медленнее астрономических. Соответственно. Вам трудно заснуть вечером и трудно проснуться утром. В яде случаев при значительном несоответствии биологических и астрономических часов эта проблема может ухудшать качество жизни и рассматриваться как расстройство сна, получившее название

СИНДРОМ ЗАДЕРЖКИ ФАЗЫ СНА.

Вы –«голубь». Ваши биологические часы идут приблизительно также как и астрономические. Это наиболее благоприятный тип суточного ритма, при котором не возникает проблем как с отдыхом ко сну, так и с подъемом.

Приложение 2

Приложение 3

Оценка кратковременной вербальной памяти учащихся

  1. Учитель зачитывает (быстро, без повторений) 12 слов: гора, игла, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, пила, вилка, нога, ваза. Учащиеся должны запомнить их и после команды учителя воспроизвести (письменно) за 30 секунд.
  2. Учитель повторно зачитывает слова, а школьники сравнивают их со своими записями и подсчитывают количество правильных воспроизведенных слов (7 = 9 правильно воспроизведенных слов – средняя продуктивность кратковременной памяти; больше 9 слов – выше среднего; 7 слов – меньше среднего).

Приложение 4

Оценка объема и точности кратковременной зрительной памяти

1. В течение 20 секунд учитель демонстрирует учащимся таблицу с 12 двузначными числами, которые затем необходимо воспроизвести.

2. Оценка полученных результатов проводится так же, как в предыдущей методике.

Приложение 5

Структура и характеристика видов памяти

Память

Память

Память

Сенсорная (непосредственная)

Кратковременная (оперативная)

Долговременная

Процесс запоминания осуществляется на уровне рецепторов. Информация хранится очень короткое время – ¼ с, за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам.

Если информация, переданная рецепторами, привлечет внимание высших отделов головного мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться. Информация хранится от 0,1 до 30 с., в это время она обрабатывается и интерпретируется.

Информация, выбранная из кратковременной памяти, хранится от нескольких минут до нескольких десятков лет.

Приложение 6

Результаты определения кратковременной памяти у группы «Аритмиков»

Кол-во слов утром

Оценка результата

Кол-во слов днем

Оценка результата

Улучшение результата

Ниже среднего

Выше среднего

Ниже среднего

Выше среднего

Ниже среднего

Выше среднего

Ниже среднего

Выше среднего

Ниже среднего

Средняя

Средняя

Ниже среднего

Ниже среднего

Ниже среднего

Ниже среднего

Ниже среднего

Ниже среднего

Ниже среднего

Ниже среднего

Ниже среднего

Средняя

Выше среднего

Ниже среднего

Выше среднего

Выше среднего

Средняя

Ниже среднего

Выше среднего

Средняя

Средняя

Выше среднего

Выше среднего

Определение кратковременной памяти утром,

Днем

Приложение 7

Результаты определения кратковременной памяти у группы «Сов»

Кол-во слов утром

Оценка результата

Кол-во слов днем

Оценка результата

Улучшение результата

Ниже

среднего

Выше среднего

Ниже среднего

Ниже среднего

Средняя

Выше среднего

Ниже среднего

Выше среднего

Определение кратковременной памяти у группы Сов

утром, днем

Приложение 9

Теппинг – тест Е.П. Ильина

  1. Каждый ученик получает лист, расчерченный на шесть квадратов. По сигналу учителя школьник должен поставить как можно больше точек в каждом квадрате в течение 5 секунд. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде учителя и только по направлению часовой стрелки. Все время учащиеся должны работать в максимальном для себя темпе.

Учитель подает сигнал «Начали», а затем через каждые 5 секунд команду «перейти на другой квадрат». По истечении работы в шестом квадрате дается команда «Стоп».

2. Обработка результатов включает следующие процедуры:

  • подсчет количества точек в каждом квадрате;
  • построение графика работоспособности (для этого на оси абсцисс отмечаются пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

Графики работоспособности

Приложение 10

График работоспособности

Память человека – это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека. Запоминание может быть представлено разными формами психического отражения: образной, эмоциональной, словесно-логической. В каждой из этих форм память имеет свои уровни. Начальный уровень составляет кратковременная память, характеризующаяся немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но в то же время и кратким ее сохранением. Следующий уровень является уровнем оперативной памяти, благодаря ей процессы запоминания, сохранения и воспроизведения активны лишь по достижению частных целей деятельности субъекта. Наконец, долговременная память обеспечивает длительное сохранение запомненного.

Память нужна для психической регуляции. Запоминание бывает как произвольным, так и непроизвольным. Произвольное запоминание появляется благодаря мнемическим целям, то есть сознательным целям запомнить нечто. Непроизвольное запоминание идет путем непосредственного запечатления материала, без целей запоминания. Использование специальных средств делает память опосредованной.

Для изучения некоторых особенностей запоминания предлагаются методики исследования объема кратковременной памяти, продуктивности опосредованного запоминания и установления преобладающего типа памяти.

Лабораторная работа №8 Исследование объема кратковременной памяти

Цель исследования : определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.

Материал и оборудование : бланк - стимульный материал с четырьмя наборами рядов чисел (см. Приложение 8 ), лист для записи, ручка и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Первый набор 5241 96023 254061 7842389 34682538 598374623 6723845207

Второй набор

Третий набор 1372 64805 725318 0759438 52186355 132697843 3844528716

Четвертый набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде "Пишите!" испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому : "Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"

Обработка результатов

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

    ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком "+";

    наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

    количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

    коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

Пк – обозначение объема кратковременной памяти,

А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;

С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

n число серий опыта, в данном случае – 4.

Анализ результатов

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Цель исследования : определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.

Материал и оборудование : бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Первый набор 5241 96023 254061 7842389 34682538 598374623 6723845207 Второй набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897
Третий набор 1372 64805 725318 0759438 52186355 132697843 3844528716 Четвертый набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде "Пишите!" испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому: "Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"

Обработка результатов

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком "+";

наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

Пк – обозначение объема кратковременной памяти,
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
n – число серий опыта, в данном случае – 4.

Анализ результатов

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Практическая №7

Занятие 7

Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий

Цель исследования : установить роль системы вспомогательных пиктографических знаков в расширении объема памяти.

Материал и оборудование : наборы слов, тестовый бланк для пиктограмм размером в стандартный лист, разделенный на 20 клеточек, протокол исследования, бумага, карандаши или ручки для записи и рисования, секундомер.

Процедура исследования

Исследование состоит из двух опытов, которые проводятся с одним испытуемым.

Опыт №1

Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия классическим методом удержания членов ряда.

Материалом для запоминания служат 20 отвлеченных понятий равного объема. Экспериментатор четко читает в ходе опыта слова-понятия, делая между каждым из них короткую паузу в 10-12 с. По прочтении всех 20 слов пауза длится 5 м., после которой испытуемому в письменном виде предлагается в протоколе записать запомнившиеся слова, по возможности сохраняя их порядок:

Инструкция испытуемому. "Я прочту вам 20 слов. Слушайте меня внимательно и запоминайте их. Когда я скажу "Пишите!", запишите в протоколе те слова, которые Вы запомнили, сохраняя по возможности порядок их предъявления. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".

Слова для запоминания в первом опыте:

После опыта записывается в протокол словесный отчет испытуемого о способе, который он использовал для запоминания слов и наблюдения экспериментатора.

Опыт №2

Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия при удержании членов ряда методом пиктограмм.

Второй опыт проводится не раньше, чем через 30 мин после окончания первого. Экспериментальным материалом, так же как и в первом опыте, служат отвлеченные понятия, того же количества и объема.

В этом опыте испытуемому дают тестовый бланк для зарисовок в его клеточках предложенных на запоминание понятий. В этих же клеточках он может потом вспомнившиеся понятия воспроизвести. Читать понятия экспериментатор должен четко, делая паузу между каждым словом для зарисовки не более 10-12 с. По прочтении всех 20 понятий пауза длится 5 мин. Затем, по сигналу: "Пишите!" испытуемый воспроизводит запомнившиеся понятия, а затем дает отчет о том, как он их связывал с рисунками.

Бланк для зарисовок, представляющий собой стандартный лист бумаги, разделенный на 20 пронумерованных в левом верхнем углу клеточек, дают испытуемому перед инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам 20 слов. Это – отвлеченные понятия. Слушайте их внимательно и, чтобы лучше запомнить, зарисуйте каждое в соответствующей клеточке предложенного Вам бланка. Качество рисунков значения не имеет, но писать слова, буквы и цифры в клеточках не разрешается. Когда будут прочитаны и зарисованы все 20 слов, переверните лист бланка, чтобы не видеть свои рисунки. После паузы, я скажу: "Пишите!". Тогда Вы переверните бланк на лицевую сторону и в каждой клеточке запишите те понятия, которые в соответствии с рисунком запомнили. Все ли Вам понятно? Если да, то приготовьтесь слушать, рисовать и запоминать!"

Слова для запоминания во втором опыте:

Обработка результатов

Показателем объема памяти на отвлеченные понятия является количество правильно воспроизведенных в каждом опыте слов. Поскольку ошибочно воспроизведенные слова используются для анализа процесса опосредованного запоминания, то и правильно воспроизведенные слова и показатели ошибочно воспроизведенных заносятся в сводную таблицу:

Анализ результатов

Сопоставляя результаты обоих опытов по количественным и качественным показателям и словесным отчетам нужно установить различия в непосредственном и опосредованном запоминании. В ходе их анализа важно показать целесообразность зарисовок как средств для запоминания.

В обсуждении результатов желательно проследить xарактер связи запомнившегося с содержанием зарисовок, особенно если воспроизведение было успешным. Использование зарисовок, то есть пиктограмм, для запоминания абстрактного материала возможно при развитом мышлении испытуемого. Можно выделить в этой связи типологию зарисовок. Люди с преобладающим их абстрактным мышлением чаще рисуют в клеточках символы, например, волнистые линии, наборы точек, математические знаки и тому подобное. Те, у кого преобладает образное мышление предпочитают рисовать нечто конкретное: цветы, деревья, антропоморфизированные объекты и др.

Если в обоих опытах данного исследования приняла участие группа испытуемых, то можно сравнить рисунки испытуемых и выяснить, в каких случаях и какие именно рисунки благоприятствовали запоминанию, а характер каких из них приводил к ошибочным воспроизведениям. В том случае, когда испытуемые участвовали еще и в исследовании 8, появляется основа для обобщений и выводов относительно значения вспомогательных средств, то есть смысловых связей и рисунков для удержания и воспроизведения слов.

Практическая № 8