«Одной левой» или как правильно воспитывать ребёнка-левшу? Методические рекомендации для левшей – дошкольников Упражнения для леворуких



Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, скорее, ставит целый ряд других, не менее важных. Практически леворукого ребенка у нас учат так же, как праворукого, и именно поэтому в школе нередко настаивают на переучивании. Леворуких обучают по тем же методикам, что и праворуких. Между тем, функциональные особенности леворуких детей (такие, как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость) не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей. Но какими бы ни были трудности, чаще всего это - трудности обучения письму (реже - письму и чтению вместе).


Работая в начале века с детьми, имеющими трудности обучения, врач Сэмюел Ортон обратил внимание на то, что среди них часто встречаются левши и дети с нестабильным предпочтением руки. Ортон заметил также, что у многих леворуких детей доминирует правый глаз (они смотрят правым глазом в микроскоп, в дырочку в карточке и т.д.). На основании этих наблюдений Ортон предположил, что причиной трудностей в обучении чтению является неполная доминантность левого полушария. Работы С. Ортона вызвали большой интерес в научной и медицинской среде к изучению дислексии как проявлению специфических трудностей обучения, не связанных с задержками развития или эмоционально мотивированной сферой.

Многочисленные исследования показали, что ситуация не столь проста, как это казалось в начале столетия. Так, доминирование правой руки и левого глаза было обнаружено у многих здоровых детей, успешно обучающихся. Множество левшей и амбидекстров также обладает прекрасными способностями. Современные попытки определить особенности полушарной специализации по речи у дислексиков (у детей с трудностями обучения чтению) дали противоречивые результаты. Так, оказалось, что речевые центры у этих детей расположены в левом полушарии, как и в норме. Зато зрительно-пространственные функции, как показала Сандра Уайтелсон, выполняет не только правое, но и левое полушарие. Причем зрительно-пространственные задачи могут хорошо выполняться детьми с трудностями чтения. Предполагается, что именно недостаточная специализация левого полушария, то есть выполнение им и речевых функций, и зрительно-пространственных функций, приводит к трудностям обучения письму и чтению.

Обнаруженная С. Уайтелсон особенность специализации полушарий головного мозга характерна главным образом для мальчиков-дислексиков. Это согласуется с данными о том, что среди дислексиков мальчиков приблизительно в 10 раз больше, чем девочек. Впрочем, если проанализировать количество мальчиков и девочек, имеющих другие трудности обучения, то оказывается, что девочек с трудностями обучения значительно меньше, чем мальчиков. Интересно, что дислексия распространяется только на звукобуквенное письмо. Когда европейских детей со школьными трудностями обучали читать китайские иероглифы, они успешно справлялись с заданием.

Русское письмо основано на звукобуквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный со звукобуквенным анализом, очень характерен для леворуких детей. В своих статьях о леворуких детях (см. "Ребенок из Зазеркалья") я упоминала о том, что леворукие дети - не однородная группа, а значит, у разных левшей могут быть разными и проявления трудностей, и те меры коррекции, которые им необходимы.

Остановлюсь на общих положениях условий письма (посадка, положение тетради, способ держания ручки).

1. Прежде всего, нужно учесть, что и правонаклонное, и левонаклонное письмо практически невозможно для леворукого ребенка, так как при письме он будет рабочей рукой загораживать себе линию письма. Более целесообразно, если при правостороннем наклоне тетради леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Посадка при письме леворукого ребенка стандартная, но немного вперед выдвинуто не правое, а левое плечо. Положение тетради при этом может быть различным. Я рекомендую повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

2. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма! (Безотрывное письмо нецелесообразно и для праворуких детей.) Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям. Траектория движения руки при написании букв, как показывает опыт, может быть самой разной и не соответствовать той, которой учат. При письме леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз. У них больше обрывов, меньше связность. Соединяются буквы, как правило, короткими прямыми линиями.

3. Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка По мнению некоторых ученых, подобное положение ручки при письме дает информацию о том, какое полушарие контролирует речевые и языковые функции у ребенка. Считается, что инвертированное положение ручки свидетельствует о том, что речевые функции ребенка контролируются левым полушарием (так же, как и у праворуких детей).

Но существует и еще одно мнение, прямо противоположное: инвертированное положение ручки не отражает особенности деятельности полушарий коры головного мозга, а показывает несоответствие методики возможностям ребенка. В последние годы, особенно в тех случаях, когда требование безотрывности при письме соблюдается неукоснительно, очень часто и леворукие, и праворукие ученики держат ручку инвертированно. Это естественная реакция детей, которым трудно координировать одновременное передвижение руки вдоль строки и сложную траекторию движений при выполнении каждой буквы при безотрывном письме.

Ребенок вынужден либо сильно изменить позу при письме (буквально лечь, выдвинув сильно вперед плечо), либо держать ручку почти перпендикулярно строке, что возможно только при инвертированном ее положении. Такое положение ручки необходимо исправлять, так как оно вызывает очень сильное мышечное напряжение у праворукого ребенка, но не следует настаивать на исправлении положения ручки у леворукого.

Дисграфические ошибки на письме леворуких детей:
- выраженные нарушения почерка, тремор,
- неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.), искажение их конфигурации,
- искажение соотношения частей, зеркальное письмо.

У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей. Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму - процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный. На начальном этапе (букварный период) почти все внимание ребенка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву. При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти.

Как эти трудности сказываются при изучении букв?

Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать, он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Он может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти.

Для этого можно использовать упражнения, которые помогут устранить трудности в изучении букв.

1. Копирование различных фигур и их сочетаний.

2. Воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других.

Для развития зрительного восприятия могут быть использованы и различные модификации заданий, разработанных польской исследовательницей Барбарой Закревской, например, такие :

3. Сравни фигуры с моделью; зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур.

4. Нарисуй квадрат.
- поставь точку посередине сверху над квадратом;
- поставь точку посередине снизу под квадратом;
- поставь точку справа посередине;
- поставь точку слева посередине.

Если все выполнено правильно, усложняем задание:
- соедини точки над квадратом и под квадратом прямой линией;
- соедини точки справа и слева прямой линией.

Если задание выполнено без ошибок, то просим ребенка соединить точки так, чтобы получились треугольники.
Затем предлагаем их посчитать:
- Сколько всего треугольников получилось? (можно закрасить их разным цветом, можно обозначить цифрами)
- Сколько получилось квадратов?

Для начала можно взять лист бумаги в клетку, а потом использовать нелинованную бумагу.

Вот еще аналогичное задание:

5. Нарисуй прямоугольник и поставь точки:
- в правом верхнем углу,
- в левом верхнем углу,
- в середине верхней стороны,
- в середине нижней стороны,
- соедини эти точки прямыми линиями.

Посчитай, сколько получилось треугольников, прямоугольников; заштрихуй их разным цветом.

При условии правильного выполнения упражнения продолжаем задания:
- обозначь крестиком нижний правый угол и нижний левый угол;
- соедини крестики с точкой на середине верхней стороны прямоугольника.

Посчитай, сколько теперь прямоугольников и треугольников. Заштрихуй их разным цветом.

Выполняя эти задания, решается сразу нескольких коррекционных задач:
а) ребенок учится целенаправленно работать,
б) тренирует зрительное восприятие,
в) тренирует руку (штриховка),
г) считает,
д) вспоминает геометрические фигуры,
е) закрепляет понятия "верх", "низ", "справа", "слева и т. д.

Хочу еще раз обратить Ваше внимание, что при обучении письму леворукого ребенка, тем более имеющего отклонения в развитии моторики и зрительно-пространственного восприятия, особое внимание следует уделить вербальному (словесному) описанию движения, а также уточнению действий, по ходу их - выделению основных элементов, точки начала движения и направления движения.

Для того чтобы такое объяснение было эффективным, следует вести его, повторяя несколько раз с одновременным показом или выполнением действия самим учеником. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию.

Нужно обратить внимание на последовательность обучения.

Сначала Вы объясняете, как выполняются действия (написание буквы), из каких элементов буква складывается, как элементы связаны между собой, где начинается движение, где заканчивается, какова его траектория. Объяснение должно подкрепляться показом картинок, карточек, выполнением элементов на бумаге.

На следующем этапе не следует еще давать ребенку самостоятельно выполнять действие, сначала попросите его "поруководить" вашими движениями: "Начинай здесь, веди сюда, поворачивай... заканчивай...". По данным психологов, ребенок, не отягощенный собственными действиями, неумением, неловкостью, лучше фиксирует свое внимание на составляющих движения (здесь важно все: как держится ручка, как лежит рука, как она передвигается по строке, удерживается ли правильная поза и только потом - как выполняется буква).

Самостоятельное выполнение действия должно идти под Вашим контролем и при подсказке, но эта подсказка должна бить минимальной, лучше, если ребенок будет руководить своими действиями так, как он руководил чужими. Сначала он будет делать это вслух, но по мере формирования навыка это словесное руководство будет выполняться мысленно.

На выполнении действия не заканчиваются этапы обучения. Еще один важный элемент - анализ выполненного. Конечно, необходим и анализ того, как выполнялось действие (это достаточно просто осуществить, если есть видеомагнитофон). Если ребенок может объективно оценить, что и где не так, значит, предыдущие этапы проведены правильно, если нет, все следует начать сначала.

Важным элементом анализа буквы должно быть определение траектории движения, точки начала движения. При изучении каждого элемента, каждой буквы нельзя заставлять ребенка искать траекторию движения, нельзя действовать по инструкции "делай, как я", по принципу механического копирования. Следует не только объяснить, "где начинать, куда вести, где закончить", но и повторить эту инструкцию (возможно, и не раз) так, чтобы ребенок смог сам себе продиктовать, что делать: обозначить точки начала движения (опорные точки), разобрать, из каких частей (элементов) состоит буква, выделить каждый элемент, определить точку начала движения и траекторию движения.

По мере изучения букв можно сделать карточки для каждой буквы, заглавной и строчной, и положить их под стекло на письменном столе либо наклеить на лист ватмана и сделать своего рода таблицу "Как писать буквы". Во всяком случае, такая таблица должна быть все время перед глазами.

Несколько слов о зеркальном письме


Нередко зеркальное письмо считается индикатором леворукости, по-видимому, потому, что у леворуких оно действительно часто встречается. Однако не всегда зеркальное письмо - признак леворукости. Некоторые исследователи даже считают, что в возрасте 3-7 лет зеркальное письмо у детей со слабостью зрительно-пространственной ориентации является закономерным этапом овладения навыком.

Что же такое зеркальное письмо? Фактически это зеркальное отражение движений правой руки. При этом зеркальность не только не осознается в ходе движения, но зеркально написанный текст читается без особого труда, словно он написан правильно. Иногда зеркально пишутся только некоторые буквы, иногда слова и фразы.

У леворуких детей отмечается и зеркальное рисование. Особенно четко это проявляется при копировании одной или нескольких фигур. Части фигуры или сами фигуры меняются местами: правые - налево, левые - направо. А ребенок при этом может не осознавать, что он неправильно рисует.

Важно постоянно помнить о том, что письмо, почерк являются своеобразным индикатором состояния нервной системы ребенка. Интересно, что при ухудшении функционального состояния, при утомлении у неустойчивых правшей, как и у леворуких, "вдруг" может вновь появиться зеркальное письмо. Зеркальное письмо наиболее часто появляется у переученных левшей, причем способность писать зеркально может сохраняться на всю жизнь.

Трудности при обучении чтению


Трудности левшей при обучении чтению также могут быть связаны с нарушениями пространственного восприятия или зеркальным восприятием. Это могут быть:
- перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально,
- могут быть замены букв близкими по конфигурации,
- "перескок" через строку и тому подобные нарушения.

Проявления ошибок или нарушений пространственного различия могут быть разными, например, дети часто путают расположение предметов на парте, и просьбы положить тетрадь слева или книгу правее выполняют наоборот.

Особый комплекс трудностей при обучении письму и чтению отмечается у тех леворуких детей, у которых имеется то или иное нарушение в деятельности левого (речевого) полушария. Дело в том, что современная методика обучения письму в начальной школе опирается на всю систему языкового развития ребенка, а не только на определенные правила и орфографические умения. При этом навыки письма рассматриваются как составная часть речевых умений и языкового развития в целом. Процесс овладения навыком письма имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложные механизмы координации и регуляции движений. При этом в процессе овладения навыком дети должны уметь усвоить понятие о буквах - графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге, усвоить разное начертание одной и той же буквы в различных вариантах (печатных, письменных, больших, маленьких), должны научиться правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и правильно записывать, соотносить их со звуками.

Параллельно идет формирование и орфографического навыка. К сожалению, пока ни психология, ни физиология, ни педагогика не располагают данными о том, какое из звеньев этой сложной структуры имеет решающее значение при обучении, но, тем не менее, ясно, что "выпадение" любого из них затрудняет формирование навыка. Вот почему любая дисфункция любой зоны коры головного мозга, и особенно левого речевого полушария, может стать причиной комплексных трудностей, когда наряду с чисто техническими (моторными) трудностями будет затруднен и звукобуквенный анализ. На начальном этапе обучения эти затруднения еще невелики, но уже к концу первого полугодия у детей с подобными затруднениями отмечаются пропуски и замены букв, перестановки, недописывания и другие нарушения письма.

Родители, обратите особое внимание!
Если ваш леворукий ребенок поздно начал говорить,
если плохо произносил или дифференцировал звуки,
если его речь бедна и невыразительна -
все это факторы риска, а значит, с первых дней обучения нужно начать целенаправленную и систематическую работу по звукобуквенному анализу .

Не будет лишней в этих случаях консультация логопеда, рекомендации которого для вас обязательны.

Разумеется, у леворукого ребенка (как и любого праворукого) могут быть свои, сугубо индивидуальные трудности, свои осложнения в процессе учебы. Не всегда он сможет справиться с ними сам, чаще всего ему нужны будут ваша поддержка и помощь.

Литература


Хочу порекомендовать литературу, которая поможет Вам в самостоятельных занятиях с ребенком.

1. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2001 (Готовимся к школе).

2. Леворукий ребенок в школе и дома// Приложение: 128 карточек для развития логики и речи. Изд. 2-е, перераб. Издательство: Екатеринбург: У -Фактория

3. Гаврина С. Прописи для леворуких детей. Издательство РОСМЭН, 2006

4. Дубова С. Ф., Паншина И. А. "Прописи для левшей", издательство ГУП "Печатный двор".

Где можно купить канцелярские товары для левшей.


Дорогие родители, важно понять, что вашему ребенку-левше неудобно пользоваться обычными пишущими принадлежностями, они тратят больше времени и усилий, чем правши. Например, левшам очень неудобно работать с ластиками обычной формы. Им удобнее пользоваться ластиками треугольной формы, которая соответствует естественному захвату руки и уменьшает мышечные усилия, необходимые для удержания ластика. Такими ластиками очень легко удалять следы чернографитных карандашей.

Также пользоваться обычной линейкой леворуким ученикам неудобно. Это связано с тем, что рука движется слева направо, при этом закрывается шкала и размазывается линия. Эти проблемы решаются с помощью линейки для леворуких, разметка шкалы в которой идет справа налево.

Поэтому специально для левшей были разработаны:

1. Ручки для левшей.
Особенность ручек для левшей в том, что многие из них имеют эргономичную трехгранную форму, которая соответствует естественному захвату руки и уменьшает мышечные усилия, необходимые для держания пишущего инструмента. Именно поэтому они оптимальны для левшей. Трехгранные ручки уберегают пальцы от деформации, а специальные резиновые подушечки для пальцев одновременно оказывают "массажные услуги".

2. Карандаши для левшей.

3. Фломастеры для левшей.

4. Ножницы для левшей.

5. Линейки для левшей.

6. Точилки для левшей.

7. Ластики для левшей.


Хочу предложить интересную, на мой взгляд, статью, содержащую много полезных практических советов.

ВСЕ ПРАВОРУКИЕ - ПО-СВОЕМУ ЛЕВШИ

Пятилетний левша рано научился читать, но никак не мог запомнить последовательность букв в алфавите. Ища что-то в энциклопедии, он на всякий случай держал перед глазами телефонную книжку. (случай из практики)

В этом примере показана одна из характерных особенностей левшей - трудности запоминания последовательностей и попытка самостоятельно эти трудности преодолеть. Можно привести немало примеров, когда нетрадиционное решение детьми-левшами традиционных задач позволяет им достичь большого эффекта. Это не случайность. Чтобы разобраться в этом феномене, давайте рассмотрим сначала, какое место занимают левши среди остальных людей.

В перечне наиболее известных, хотя и не всегда достоверных фактов о левшах встречаются такие:

    - левши составляют примерно 10% населения и 20% всех известных талантливых людей;
    - среди мужчин они встречаются чаще, чем среди женщин;
    - левши чаще получают травмы и вообще живут меньше, чем правши;
    - у них часто встречаются речевые нарушения;
    - леворукость (а точнее - леволапость) встречается и у животных, предпочитающих, как выяснено, в 50% случаев манипулировать левой передней лапой;
    - при изучении влияния домашних животных на воспитание детей был сделан вывод о том, что в семьях левшей собаки встречаются почти в два раза чаще, чем кошки.
В художественной литературе людям с доминирующей левой рукой также уделено определенное место, причем не только таким "настоящим" левшам, как герой известного произведения Лескова, но и так называемым амбидекстрам, то есть одинаково владеющим обеими руками. К последним, например, судя по описанию, принадлежал один из трех мушкетеров - Атос. Правда, следует добавить, что многие профессиональные бойцы того времени на случай ранения правой руки специально развивали в себе умение фехтовать и стрелять левой.

Правши, как правило, относятся к левшам так, как большинство всегда относится к меньшинству: иногда не замечает, иногда почитает, иногда сжигает на кострах. И почти всегда большинство старается загнать в прокрустово ложе меньшинство - дескать, не высовывайся. В недавние времена целые армии педагогов - из самых лучших побуждений, конечно, - старательно приучали маленьких левшей писать и рисовать правой рукой.

Использование левой или правой руки в качестве ведущей (так называемая "рукость") является отражением мозговой организации психической деятельности человека. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые, что особенно опасно, могут проявляться не сразу, а через несколько лет.

В развитых странах, например в США и Великобритании, давно отказались от переучивания леворуких детей. Выросло уже несколько поколений левшей, активно использующих в практике ведущую руку. Кстати, на последних президентских выборах в США все кандидаты, включая Клинтона, были левшами.

    Полезный совет: если бабушка, соседка или воспитательница в детском саду, ссылаясь на "собственный богатый опыт", настаивают на переучивании, не спешите с этим соглашаться. Пусть ребенок действует так, как ему удобнее. Вместе с тем полезно, развивая обе руки, давать ему игрушки, ложку попеременно в правую руку и левую.
Причина самого наличия доминирующей руки окончательно не определена. Дороти Бишоп, более двадцати лет изучавшая особенности развития левшей, приводит интересные данные, касающиеся "рукости" близнецов: у них она обычно совпадает. При несовпадении близнец-левша, как правило, рождается с меньшим весом и интеллектуально уступает в развитии своему праворукому ближайшему родственнику.
    Полезный совет: если ваши дети - близнецы с разной рукостью, не следует ждать от них одинаковых успехов и не следует эти успехи сравнивать. Лучше научить детей сравнивать себя с самим собой ("Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!").
Среди детей с различными формами школьной дезадаптации правшей гораздо меньше, чем левшей. Для значительной части последних в начальной школе характерны трудности формирования навыков письма, чтения, счета. Это вовсе не значит, что они оказываются менее способными. Дело в том, что "разрешение" писать ведущей рукой не решает всех проблем левши, оказавшегося в образовательной системе, созданной для правшей. Для того чтобы понять это, вспомните "Алису в Зазеркалье", сочиненную левшой Льюисом Кэрроллом. В описанном мире все было наоборот: часы шли справа налево, близкое оказывалось далеким и т.д.

Эти примеры могут очень наглядно показать особенности пространственных представлений ученика-левши. Его привычные проблемы - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении лево-право, а иногда и выше-ниже.

Вместе с тем практически все дети-левши обладают огромными возможностями контролировать свою психическую деятельность. Во многих случаях они вынуждены достигать нужных результатов обходным путем, находя зачастую весьма неожиданные, на взгляд правшей, дополнительные внешние или внутренние средства. Например, "зеркальное" письмо - достаточно распространенное явление в начальной школе, особенно часто встречающееся у левшей. Многие маленькие левши самостоятельно придумывают для себя своеобразные маркеры, помогающие запомнить направления написания элементов букв и цифр.

Первоклассник-левша при письме путал направление "хвостиков" у букв "д" и "б". Мальчик придумал свой способ запоминания трудных букв: небо ("хвостик" наверх), дно ("хвостик" вниз). Таким образом, он в обход несформированности пространственных представлений (которые с некоторым запозданием образуются у левшей) создал свое письмо. Вполне понятно, что времени на запоминание "образа" буквы у него ушло гораздо больше, чем у его одноклассников-правшей.

    Полезный совет: при обучении следует быть уверенным, что маленький левша действительно усвоил новый материал. Предложите ему дополнительные зрительные или другие опоры для запоминания ("цифра "6" повернулась спинкой к окну, а цифра "9" - к двери" и т.д.).
У левшей в отличие от правшей не возникает "сам по себе" тот объем упроченных навыков и автоматизмов, который позволяет успешно жить и взаимодействовать в обществе. Поэтому, обучая левшу, следует дополнительно максимально автоматизировать как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни. Помните, например, что левая рука обладает большими потенциальными возможностями, например, более точно определяет на ощупь форму предметов, быстрее достигает заданного усилия.
    Полезный совет: чтобы научить ребенка-левшу пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д., возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача - буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.
Исследования, проведенные в Мичиганском университете, выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, конформность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности. Что касается причины, объясняющей преобладание среди леворуких детей творчески одаренных и нестандартно мыслящих личностей, то некоторые ученые видят ее в более тесном взаимодействии речевых и неречевых процессов в тех случаях, когда их реализацию обеспечивает одно и то же полушарие, в данном случае - правое.

Однако при "плюсах" всегда есть "минусы": левшам нелегко дается то, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой. Внешне это может проявляться в характерных "застреваниях" в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания.

У детей-левшей также часто возникают проблемы при выполнении сложных движений, что особенно заметно при необходимости быстрых несинхронных действий обеих рук. Часто дети жалуются, что им "мешают" руки или ноги, если приходится выполнять сложное гимнастическое упражнение или танец.

    Полезный совет: дайте левше время, чтобы включиться в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел. Во время утренней зарядки, при подвижных играх предлагайте упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги (например, имитация плавания кролем).
Плавание вообще очень полезно, а для левшей с их координационными особенностями - особенно. Помогают и такие "малозатратные" виды упражнений, как "глазодвигательные" (слежение взглядом за двигающимся предметом или самостоятельно - влево, вправо, вверх, вниз и т.д.). По мере усвоения они могут выполняться в комплексе с движениями мышц языка: сначала язык и глаза двигаются в одну и ту же сторону, затем - в противоположные.
    Еще несколько советов. Попробуйте еще такое упражнение: вращать руку справа налево и одновременно ногу в другую сторону. Начинать следует медленно. Добившись успеха, попробовать сделать то же обеими руками и ногами. Варианты: левой рукой гладить себя по голове слева направо, а правой - по животу справа налево. Левой рукой "забивать гвоздь молотком", а правой - "гладить что-то утюгом". Помните, что каждое упражнение должно быть предварительно отработано по отдельным составляющим движениям.
Для преодоления речевых затруднений с ребенком нужно больше разговаривать, обучая его самостоятельно подбирать нужные слова, без "ну это, как его, это же понятно!". Очень полезны такие хрестоматийные игры, как "Города" или "Балда" (как устный, так и письменный варианты).

Еще одна особенность левшей заключается в том, что они хуже воспринимают (не путать с "видят"!) то, что расположено слева от них. Показывая ребенку книжку с картинками, разместите ее так, чтобы она находилась немного правее от него.

Жюль Верн в книге "Двадцать тысяч лье под водой" писал о том, "что в природе движение идет справа налево. Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад. У человека правая рука развита лучше, нежели левая... Завитки раковины, за редкими исключениями, завернуты справа налево. И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота". Золото потенциальных возможностей вашего ребенка-левши требует своей обработки. Маленький левша нуждается в нестандартном подходе. Надеемся, что эти несложные советы вам помогут при его воспитании и обучении.

Проблема леворукости остается одной из самых серьез­ных проблем в педагогике и психологии. Долгое время счи­талось, что леворуких детей необходимо переучивать, под­гоняя их под общий стандарт. В результате переучивания у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость -" это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно дру­гое распределение функций между полушариями мозга. За­ставлять леворукого ребенка писать правой рукой - значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок.

Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетичес­ ких особенностей строения мозга ребенка.

Кроме генетической леворукости, существует еще пато­логическая и социальная. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая леворукость может возникать в результате «минимальной мозговой дис­функции», возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией. Социальная леворукость возникает в резуль­тате насильственного переучивания.

У леворуких детей чаще.бывают неврозы, так как в пра-воруком мире они испытывают «декстрастресс» (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Леворукие час­то очень музыкальные люди, но большинство музыкальных инсгрументов асимметричны. Методики обучения музыке также рассчитаны на праворуких людей.

У детей ведущая рука формируется в основном к 4 го­дам, а до этого*возраста предпочтение руки может оыть не­устойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Переучивая леворукого ребен­ка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокой­ный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заи­кание, ночное недержание мочи. У ребенка может сформи­роваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д.

Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки ра­ботают как правая рука). Особенности психики у таких де­тей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстра-стресса.

Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие"от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстров, слабовы-раженных левшей к выраженным левшам.

Для повышения эффективности обучения леворуких де­тей необходимо как можно чаще обращаться к возможно­стям правого полушария, учитывая их большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. Необхо­димо включать в учебный процесс манипулирование с мо­делями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы. При обучении леворукие больше ориентируются на чувствен­ные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опо­ра на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламенти­рованных условиях и строгом соподчинении. Им необхо­дима собственная инициатива и интуиция, индивидуаль­ная работа, когда нет жесткого регламента, строгого под­чинения.

Высокая вербальная одаренность леворуких людей объяс­няется тем, что их речевые центры представлены симмет­рично в левом и правом полушариях. Совместная работа речевых центров выступает как условие возникновения осо­бой одаренности. Письмо и чтение - асимметричные виды деятельности. Письмо осуществляют только одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична. У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, про­странственные отношения трудны для анализа, поэтому иногда возникает зеркальное отражение. Важно понимать, что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом. Наиболее характерным про­явлением зеркального отражения является зеркальное пись­мо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85%. Элементы зер­кального отражения встречаются также у детей с неустой­чивой праворукостью. Снижение частоты проявления зер­кального отражения и полное исчезновение этого фено­мена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений связан с функциональной недоста­точностью мозолистого тела, которое в этом возрасте дос­тигает обычно своей функциональной зрелости. Развивать мозолистое тело можно при помощи кинезиологических упражнений.

Рассматривая проблему феномена зеркального отра­жения, нельзя не затронуть вопрос о нарушении чтения у леворуких (дислексия). Это нарушение не является ре­зультатом умственной отсталости или физической трав­мы. Причины нарушений носят зрительно-пространствен­ный характер: дети испытывают сложности в восприя­тии слова как целого (не могут отличить ЛУГ от ГУЛ), не способны уловить связи между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают (СОКОЛ и КОЛОС).

Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе

    Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

    Положите ладошки на парту. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.

    Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

    Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

    Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

    Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

    Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.

    Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком». Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.

    Прочитайте зеркально-поэтический текст:

В. Хлебников, 1912

Перевертень

Кони, топот, инок,

Но не речь, а черен он.

Идем, молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод, чем меч долог?

Пал, а норов худ и дух ворона лап.

А что? Я лов? Воля отча!

Яд, яд, дядя!

Мороз в узел, лезу взором.

Солов зов, воз волос.

Колесо. Жалко поклаж. Оселок.

Сани, плот и воз. Зов, и толп, и нас.

Горд дох, ход дрог.

И лежу. Ужели?

Зол, гол лог лоз. И к вам и трем с смерти мавки.

В большинстве работ, посвященных вопросу воспитания и обучения детей, имеющих такой профиль латеральной организации мозга, как левошество, внимание концентрируется на приспособлении леворуких детей к традиционным методикам обучения и воспитания. Однако в последнее время появились исследования, указывающие на необходимость учета и других проявлений левшества - сенсорного, моторного, когнитивного. Много работ направлено на анализ нецелесообразности и даже недопустимости переучивания леворуких детей. В большинстве случаев переучивание леворуких дошкольников приводит к нарушениям психического развития, возникновению трудностей в обучении и даже вызывает невротические и соматические расстройства.

В работах М.А. Матовой (1987) было показано, что левые асимметрии слуха и зрения коррелируют с уровнем вербального и невербального мышления, а показатели продуктивности доминантности левого уха связаны с уровнем кратковременной памяти на невербальные стимулы. Автор предлагает учитывать разные профили функциональной асимметрии, обуславливающие развитие различных способностей, для индивидуализации программ дошкольного и школьного обучения.

По оценкам А.В. Семенович (1991) , 70% детей, испытывающих трудности в обучении являются левшами. Трудности в освоении письма, особенности мышления, эмоциональная неустойчивость настоятельно требуют психолого-педагогического сопровождения в обучении и воспитании детей-левшей.

В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман (1998) показали, что типам функциональной асимметрии мальчиков и девочек соответствуют разные варианты психологических особенностей, которые необходимо учитывать при воспитании и обучении дошкольников. Трудности в обучении правополушарных детей связаны со степенью выраженности левых признаков асимметрии. У мальчиков большая выраженность левых признаков встречается чаще, чем у девочек. Более детальный анализ профиля асимметрии позволил авторам более детально проанализировать психологические особенности детей с разными профилями и описать трудности воспитания и обучения в зависимости от профиля асимметрии.

Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.

Беспокойство и гиперактивность почти всегда «выдают» будущего левшу уже в раннем возрасте, до трех лет, когда выбор ведущей руки у ребенка еще не состоялся. Для маленького левши характерен особый тип поведения: он не может усидеть на маминых руках, попав в новое помещение, он начинает тщательно обследовать все вокруг, рассматривая содержимое шкафчиков, коробочек и т.д. Это объясняется тем, что у преобладающего большинства левшей более развита зрительная оценка информации, они в первую очередь реагируют на внешний вид предмета (его форму и цвет) , для них недостаточно его словесное описание.

Именно преобладанием зрительных впечатлений над слуховыми объясняется и некоторое их отставание в усвоении программы в детском саду и необходимость многократного повторения требований, просьб, поручений, инструкций. Действительно, левше требуется специальная подготовка, направленная на выработку навыков, адаптирующих его к праворукой среде.

Исследование леворуких детей, имеющих трудности в обучении чтению и письму, показало, что в основном это дети с патологическим происхождением леворукости. Генетически они являются правшами, но из-за различных поражений левого или обоих полушарий, возникающих в дородовом периоде или во время родов, они становятся леворукими и используют для письма и других мануальных действий левую руку. Специалисты часто отмечают у них нарушения право-левой ориентации в пространстве и в схеме собственного тела, нарушения зрительного восприятия. Именно этих детей категорически нельзя переучивать на правую руку. Ведь правая рука связана с деятельностью противоположного левого (пораженного) полушария, функционирование которого не только было нарушено на ранних этапах, но и не формировалось должным образом в течение всего дошкольного периода развития ребенка.

Опыт работы с леворукими детьми, имеющими трудности в обучении, показывает, что для лучшего усвоения материала им необходимы дополнительные зрительные опоры. Такой же зрительной опорой при обучении счету может служить и линейка.

Почти все педагоги работают по хорошо отработанной ими модели обучения праворуких, в которой преимущественно используются вербальные методы (объяснение, рассказ, беседа) , почти весь учебный материал дается в устно-речевом плане. Эти словесные методы малоэффективны в обучении левшей. Поэтому они нуждаются в индивидуальном подходе, в особом внимании, в особой помощи как воспитателей, так и родителей.

Если ребенок нуждается в помощи при выполнении домашних заданий, родителям следует посоветоваться, как лучше эту помощь организовать. Взрослые должны знать, что большинство леворуких и переученных на правую руку с трудом переносят нормальную учебную нагрузку. Это объясняется чрезмерной степенью их сосредоточенности при выполнении письменных заданий. Письмо вызывает у них более сильное по сравнению с остальными учащимися нервное и физическое напряжение. Они гораздо медленнее выполняют письменные задания. Их ни в коем случае нельзя торопить, спешка приведет к большому количеству ошибок. Нельзя их перегружать избыточным количеством упражнений тренировочного характера, переписыванием текстов и т.д.

Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно – пространственных заданий.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

  1. Сниженная способность зрительно – двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.
  2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.
  3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам» .
  4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
  5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.

Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

  • зрительно – моторной координации;
  • точности пространственного восприятия;
  • зрительной памяти;
  • наглядно – образного мышления;
  • способности к целостной переработке информации;
  • моторики;
  • фонематического слуха;
  • речи.

При организации воспитателями развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

Постановка техники письма у левшей специфична. Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: скорость, образность и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, непроизвольность. С этой целью полезно систематически включать в учебный процесс работу с моделями, макетами и другими заменителями предметов и явлений окружающего мира.

При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального состояния, не провоцировать фиксацию на леворукости, создавать благоприятные условия для проявления и развития его инди-видуальности. Самое главное: если ребенок леворукий, нельзя "переделывать" его в правшу. Насильственное переучивание – прямой путь к неврозу. У ребенка могут появиться бессонница, невротический энурез, заикание, невротические тики. Риск нарушений здоровья при переучивании значительно возрастает, если леворукость – следствие патологии раннего развития. Ведь мы заставляем работать "неприспособленное" полушарие и мозг немедленно реагирует на раздражение.

При обучении леворукого ребенка можно использовать такие приемы:

  • если ребенок долго не может определить правую - левую руку – наденьте на левую руку браслет или часики
  • в работе по развитию пространственной ориентировки, рука с часиками или браслетом будет служить ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Выкладывать узор из мозаики или складывать кубики надо слева направо, так же, как ребенок будет писать и читать
  • занятия декоративным рисованием и аппликацией позволят закрепить навык выкладывания ряда и чередования элементов
  • можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности (картон, банка) , украшая их семечками овощей или фруктов в определенной последовательности (слева – направо) , ребенок "превращает" их в вазы для цветов.
  • занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов важно следить за лево-правосторонним направлением ряда.
  • можно проводить зрительный диктант с геометрическими фигурами, картинками:

а) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов) ;

б) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;

в) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот

ряд из предложенного материала:

г) образец открывается и проверяется правильность выполнения.

По мере тренированности детей, протяженность ряда растет.

  • при раскладывании и составлении рассказа по серии сюжетных картинок соблюдается лево-правостороннее направление
  • начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению, необходимо принять меры по преодолению зеркальности: при выполнении письменных заданий, фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки
  • на начальном этапе работы необходимо заинтересовать ребенка, превратить занятия в увлекательную игру, не забывая о том, что от игровой деятельности ребенок перейдет к учебной деятельности. Формирование положительных эмоций по отношению к учебе является шагом становления личности ребенка, основой познавательной активности.

При обучении письму используйте "Прописи для леворуких детей". Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.

В данных играх большое место отводится подготовке руки к письму, формированию умения ориентироваться на плоскости листа в тетради; решаются такие задачи, как развитие зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти; совершенствование моторных функций и зрительно-моторных координаций; закрепление навыков работы в заданном темпе, знаний о цвете, форме, величине, свойствах различных материалов и технике работы с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка» Ступинского муниципального района

Старший воспитатель Гранчак Ирина Алексеевна

ИГРЫ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Какие черты характерны для большинства левшей?

* гибкость мышления;

* стремление к философскому осмыслению мира и постоянному самосовершенствованию;

* склонность к сотрудничеству и творчеству;

* способность жить и работать «в одиночку» невзирая на равнодушие, непонимание и даже раздражение со стороны многих окружающих.

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребёнка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Даже в те минуты, когда маленькие левши демонстрируют свою раннюю взрослость и зрелость, родители и окружающие не должны забывать о том, что леворукие дети при всей своей мудрости не перестают быть детьми, которым хочется жить обычной, нормальной жизнью. Помощь и поддержка очень им нужны.

Родители, педагоги! Вне зависимости от того, понимаете вы детей или нет, позвольте им идти своим путём. А сами станьте для них той самой путеводной звездой, которая позволяет найти свой путь во мраке. Со временем вы убедитесь, что это и есть самое мудрое педагогическое решение.

Если ваш ребёнок родился левшой, считайте, что вам повезло!

Данные игры составлены с учётом физиологических и психологических возможностей детей старшего дошкольного возраста, представляют собой заключительный этап в их подготовке к школе. В данных играх большое место отводится подготовке руки к письму, формированию умения ориентироваться на плоскости листа в тетради; решаются такие задачи, как развитие зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти; совершенствование моторных функций и зрительно-моторных координаций; закрепление навыков работы в заданном темпе, знаний о цвете, форме, величине, свойствах различных материалов и технике работы с ними. Продолжается работа и над мелкой моторикой, над произвольностью психических процессов.

Цель каждой игры – задействовать как можно больше рецепторов для развития каналов аудиального, визуального и кинестетического восприятия, а также способности воспринимать и воспроизводить информацию для получения результата.

«Вылепи букву или цифру»

Цель: Развивать моторные функции, зрительно-моторные координации, дифференциацию понятий лево-право, вверх-низ, впереди-сзади; совершенствовать речь, аккуратность, глазомер.

ХОД:

У ребёнка пластилин, карточки с изображением букв или цифр и заготовки из плотного, но прозрачного полиэтилена размером с карточку.

Ведущий. Перед тобой карточки с цифрами и буквами. Назови те, которые ты знаешь. Выбери любую карточку, аккуратно проведи пальцем по букве или цифре. Из каких элементов-линий она состоит? Попробуй из пластилиновых колбасок вылепить эту букву (цифру) на прозрачной карточке. Работай аккуратно, не торопясь. Буква (цифра) должна поместиться на карточке и быть похожей на выбранный образец. Чтобы проверить, правильно ли ты всё сделал, подложи карточку-образец под твою карточку. Они должны совпасть. Начинай лепить и называй все свои действия.

«НЕПОСЛУШНЫЕ ЦЕПОЧКИ»

Цель: Совершенствовать мелкую моторику, зрительное восприятие, дифференциацию понятий лево-право, верх-низ и их речевые обозначения; закреплять понятия замкнутая линия – незамкнутая линия; работать над точностью и темпом выполнения.

Материал: Набор карточек с рисунками разной конфигурации – одни из них замкнутые, другие нет; набор металлических цепочек с мелкой ячейкой.

ХОД:

Ведущий предлагает ребёнку взять цепочку тремя пальцами и обвести любой рисунок, прокладывая цепочку по нему сверху. Ребёнок называет все свои действия. Ведущий поощряет точность выполнения, закрепляя понятия замкнутая и незамкнутая линия. Ребёнку легко справляющемуся с заданием, можно предложить выложить рисунок на чистом листе бумаги, глядя на образец, а так же по памяти, без опоры на него.

«ЗОЛУШКА»

Цель: Совершенствовать мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение квалифицировать по заданному принципу; работать над темпом выполнения задания.

Материал: Семена четырёх видов, четыре наклейки с наклеенными образцами семян.

ХОД:

Ведущий предлагает ребёнку тремя пальцами из кучки семян отобрать семена одного вида и разложить их по ячейкам. Брать надо по одному семечку, определять его на ощупь, называть и класть в ту ячейку, где наклеен образец такого вида. Игра закончена, когда все семена разложены по «своим домикам».

«ВЫРЕЗАЕМ ПО ЛИНИЯМ»

Цель: Развивать зрительно-моторные координации; закреплять знания о форме и величине; совершенствовать технику работы с ножницами и глазомер.

ХОД:

Задание 1: У ребёнка лист бумаги с изображением геометрических форм различной величины, расположенных хаотично.

Ведущий: Какие фигуры ты знаешь? Сосчитай их и скажи: каких фигур больше (меньше)? Покажи самый большой круг, самый маленький треугольник. Вырежи сначала самый большой прямоугольник, не затронув другие фигуры, а потом самую маленькую фигуру.

Задание 2: На листе бумаги нарисованы четыре большие незаконченные (незамкнутые) геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Ведущий: На какие геометрические фигуры похожи эти спирали? Покажи начало и конец каждой линии. Чтобы получились настоящие спирали, нужно разрезать их точно по линиям. Начни с самой трудной фигуры.

«ПРИШЕЙ ПУГОВИЦУ»

Цель: Развивать мелкую моторику, зрительный анализатор, умение выполнять задания по схеме.

Материал: предметы, имитирующие пуговицы, иголки, нитки; схемы-варианты пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями.

ХОД:

Ведущий предлагает ребёнку вдеть нитку в иголку, выбрать схему и попробовать пришить пуговицу так, как на ней показано. В ходе выполнения задания ребёнок описывает свои действия, в том числе направление движения руки с иголкой.

«ПОВТОРИ РИСУНОК ПАЛОЧКАМИ»

Цель: Развивать зрительный анализатор, согласованность действий глаз-рука, зрительно-пространственное восприятие, работать над увеличением объёма зрительной памяти.

Материал: Набор карточек с изображениями, составленными из прямых линий одинаковой длины (у ведущего); у ребёнка набор счётных палочек.

ХОД:

Ведущий: Вот карточки с картинками из палочек. Выбери самую лёгкую и сложи из палочек такую же. Когда будешь это делать, я сяду к тебе спиной, а ты подробно описывай все свои действия. Когда закончишь работу, я постараюсь угадать, какую картинку ты выбрал, а потом мы сравним её с твоим рисунком из палочек. . .

«ДЕЛАЕМ ЗАРЯДКУ»

Цель: Отрабатывать умение различать верх-низ по отношению к себе; развивать произвольное внимание, моторно-слуховую память, крупную моторику.

ХОД:

Ребёнок по команде ведущего делает движения руками, ногами, глазами, головой в заданном направлении

Примечание: Для закрепления умений ребёнку предлагают роль ведущего.

Для повышения результативности занятий с ребёнком левшой можно использовать такой порядок индивидуальной работы:

взять руки ребёнка в свои, сняв тем самым у него напряжение, побеседовать о том, что он любит или о чём ему хотелось бы поговорить, и только после этого начинать занятие;

провести разминку, включающую пальчиковые игры;

провести игры в такой последовательности:

а)роль ведущего исполняет взрослый;

б)роль ведущего исполняет ребёнок;

4) побеседовать с ребёнком о его отношении к игре (не вообще, а конкретно), об испытываемых им трудностях; предложить научить этой игре кого-нибудь из сверстников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Айзенк Г.Ю. Структура личности. Спб, ЮВЕНТА, М: КСП+, 1999.

2.Кутепова И. Авдеева Л. Комплекс занятий для леворуких детей 4-5 лет. –М.: журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 2007.

3. Кутепова И. Двинина Л. Комплекс психокоррекционных и креативных игр для леворуких детей 5-7 лет. –М.: журнал «Дошкольное воспитание» № 11, 2007.

4. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.В. О диагностических методах психологических исследований школьников // Совет педагогов, 1968 №7.

5. Логачёва Г. Левша –М.: журнал «Дошкольное воспитание» № 11, 2007.

6. Хорсанд Д.В. Если ребёнок левша. –М.: АСТ; СПб.: Сова,2006.

7.Эриксон Э. Детство и общество. Спб, 2000.


Не стоит подчеркивать эту его особенность, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того, чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Теперь о тетради. Малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:

1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов.

Малыша, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребенок может иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.

Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка.

Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут.

Ø Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.

Ø Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.

Ø Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

Ø Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.

Ø Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Ø Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

Согласно статистике на школьный класс приходится один-два леворуких ребенка. И, несмотря на то, что левая рука такого малыша действует ничуть не хуже, чем правая у его одноклассников, а иногда и лучше, ребенок может испытывать дискомфорт. И дискомфорт этот связан не только с тем, что он чем-то отличается от сверстников, что само по себе весьма болезненно переживается в этом возрасте, но и с тем, что тетрадь у такого школьника будет лежать не как у всех остальных детей, он будет иначе держать ручку. Поэтому у ребенка могут возникнуть дополнительные сложности в обучении письму.

Но, как правило, проблемы психологического плана, связанные с леворукостью у ребенка возникают по вине значимых взрослых – родителей, родственников, воспитателей, учителей. В ваших силах сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя в чем-то «неправильным». Не заостряйте внимания на этой особенности ребенка и не позволяйте делать это другим. Не сравнивайте своего ребенка с праворукими одноклассниками, ориентируясь именно на этот аспект.

Расскажите ребенку о великих ученых, художниках, спортсменах, артистах левшах. Благо леворуких гениев предостаточно: Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Джуди Гарланд, Джордж Бернс, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Пол Маккартни, Ринго Старр, Юлий Цезарь, Мерилин Монро, Владимир Путин, Том Круз, Рафаель Надаль, Елена Исинбаева – лишь немногие из них. И, конечно, малышам-левшам будет очень интересно послушать про искусника Левшу, о котором миру поведал Лесков (тоже кстати левша).

Особенности организации познавательной сферы ребенка-левши могут выразиться следующим образом:

1. дети плохо справляются с рисованием геометрических изображений, их последовательностей, с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.

2. дети часто искажают форму и пропорции фигур при их графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; смешение при письме близких по конфигурации букв (т-п, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за) и т.п.

3. Для леворуких детей характерна особая стратегия обработки материала, «раскладывание по полочкам» и на основании такого анализа строится целостный образ предмета. Отсюда возникает медлительность.

4. Проблемы внимания, трудности в переключении.

Не стоит пугаться такого значительного перечня возможных сложностей. У каждого ребенка свой набор сложностей, и праворукие дети от них, к сожалению тоже не застрахованы. Надеюсь, что ни одна из перечисленных проблем не возникнет вашего ребенка, но подстраховаться не помешает.

Кроме того, одна из наиболее важных особенностей леворуких детей – повышенная эмоциональность, тревожность, обидчивость. Часто им характерны повышенная утомляемость в следствие специфики работы полушарий головного мозга.

Зная о возможных сложностях, стоит попытаться свести к минимуму риск их появления. Поэтому подготовку к школе стоит начать заранее. Педагоги и психологи разработали множество упражнений и игр, которые помогут леворукому ребенку лучше подготовиться к освоению письма.

Опытные педагоги советуют родителям детей, предпочитающих пользоваться левой рукой для письма и рисования, не спешить обучать дошкольника письму. Леворукому ученику будет гораздо сложнее учиться писать буквы в соответствии с требованиями, если он уже обучен письму не совсем правильно. Если ребенок изъявляет желание научиться писать, обучайте его письму печатными буквами. Обучение прописным буквам лучше предоставить профессионалу, ведь переучить гораздо сложнее, чем научить.

Занятия с дошкольником - левшой в домашних условиях помогут ребенку проще освоить навыки начальной школы и избежать значительных сложностей в обучении. Детям-правшам эти занятия тоже не принесут ничего кроме пользы, да и родителям не повредят.

Самое главное перед началом занятий создать для своего ребенка мотивацию. Изготавливайте картинки для украшения дома, открытки для близких и друзей, украшения для маминого и папиного рабочего стола.

Предложите «поиграть», причем, чем более заинтересованным вы будете, тем больше с большим интересом в занятия включится ваш ребенок. Делайте все упражнения вместе, включите элемент соревновательности. Играйте в «кто быстрее?», «кто больше?», «кто точнее?», «кто аккуратнее?».

§ Вашими помощниками в занятиях с ребенком могут стать обычные трафареты. Если ребенок еще мал (3-4 года), используйте трафареты с изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т.п. Для детей более старшего возраста будут полезны трафареты для написания букв и цифр. Эти занятия уже будут нацелены не только на развитие мелкой моторики рук малыша, но и на профилактику ошибок в написании.

С малышами с помощью трафаретов можно создавать целые картины или сказочные сюжеты, с детьми постарше геометрические узоры из букв и цифр, затейливые цветы и необычайных животных, состоящих из букв и цифр.

§ Очень хороших результатов помогает добиться штрихование.

Штриховать можно самостоятельно нарисованные геометрические фигуры, сделанные мамой рисунки, картинки в книжках-расскрасках, мультяшных героев, распечатанных родителями.

Причем для штриховки можно использовать карандаши, фломастеры, краски и даже пальчики ребенка, предварительно обмакнув в пальчиковые краски. Начинать штриховать лучше крупные и несложные фигуры, по мере научения переходя и к более сложным. Важно помнить, что для детей, готовящихся к школе, наклон штрихов должен быть направо. Это поможет сформировать правильный наклон букв при письме.

§ Очень важно, чтобы ребенок имел представление о правильном образе букв и цифр. Наиболее распространенная сложность деток-левшей – поворот букв на 180 градусов. Буквы Р, Ь, Я, З и цифры часто оказываются повернуты не в ту сторону.

Избежать подобных ошибок помогут занятия с ребенком направленные на поиск неправильно написанных букв. Вы можете сами изготовить «материал для занятий», написав среди «правильных» букв неправильные или сделать на компьютере «тренировочный» лист с ошибочно написанными буквами и цифрами.

Главное, подчеркните для ребенка, что в тексте сделаны ошибки и их нужно найти.

Играйте вместе с ребенком, ищите буквы на перегонки, но не забывайте периодически поддаваться и пусть малыш найдет пропущенные вами буквы и цифры сам.

Предложите ребенку самостоятельно дорисовать отсутствующие элементы у букв, написание которых может вызвать сложности.

Ориентируясь на то, что образное мышление левши более развито, можно предложить ему найти ассоциации для каждой из «сложных» букв, тогда их ребенок запомнит гораздо быстрее. Например, Буква Ч похожа на чайник с носиком. Самостоятельно придуманные ассоциации помогут избежать ошибок в написании букв.

Можно предложить ребенку конструировать буквы из палочек разной длинны, спичек, зубочисток.

Так же хороший способ избежать ошибок в написании букв – вместе с ребенком составить «план» написания каждой буквы, которая может вызвать затруднения. По принципу «сначала проводим линию, затем пририсуем к ней полукруг».

§ Очень хорошее упражнение - обводить предметы по контуру. Для начала используйте несложные геометрические фигуры с толстым контуром, затем усложняйте задания для ребенка. Дети очень любят логические игрушки, которые приводят в детских журналах с заданиями типа «Помогу героям разобраться, где, чья рыбка»; где «спутанные» художником лески рыболовов соединяют их удочки и крючки с пойманной рыбкой. Такие «поиски» с помощью карандаша принесут ребенку не только пользу, но и удовольствие.

Контуры букв и цифр - это уже материал для будущих первоклассников.

§ Еще один вид упражнений, который направлен не только подготовку к освоению навыков письма, но и на тренировку внимания и памяти дошкольника, это срисовывание.

Ребенок, как правило, с удовольствием занимается срисовыванием. Задача родителей лишь подготовить образец, с которого ребенку предстоит срисовывать (для начала можно использовать простые геометрические рисунки как образец, постепенно усложняя, используя наборы букв и цифр, а так же несложные тексты для тех детей, которые уже научились читать).

Вы можете усложнить задание, показывая ребенку рисунок (текст) лишь на 1 минуту, а дальше, давая время на воспроизведение.

§ Не стоит забывать о том, что ребенку очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации. Так же упражнения и специально организованные занятия для развития мелкой моторики будут очень полезны.

§ Для того, чтобы ребенку было легче освоить навык чтения, родителям желательно при обучении обозначать или помечать букву, с которой начинается слово или предложение, поскольку дети-левши часто начинают читать слово или фразу с конца.

§ Кроме того, подготовку к школе следует проводить и в аспекте социализации ребенка. Если Ваш ребенок не посещает дошкольного учреждения, стоит заранее записаться в группу развития, секцию, кружок, художественную школу с учетом интересов ребенка Так же посещение подготовительных занятий, которые организуют в большинстве школ для первоклассников помогут ребенку войти в ритм школьных занятий и заранее привыкнуть к новой обстановке.

Думаем, целесообразно остановиться на основных моментах , на которые нужно обратить внимание при подготовке ребенка к школе, если у него ведущая рука – левая.

1. Необходимо выяснить: левшество у вашего малыша или леворукость.

Ответить на этот вопрос может только специалист – в первую очередь нейропсихолог или опытный невропатолог. В некоторых случаях – дефектолог, психолог, который хорошо разбирается в проблемах организации психических процессов у детей.

2. Допустим, выяснилось, что ваш ребенок пользуется левой рукой компенсаторно, так как правая у него слабая и неловкая. В этом случае надо непременно активизировать правую руку.

Предположим, ребенок уже привык все делать левой рукой и не хочет учиться работать правой. Не стоит слишком жестко настаивать, «ломать» малыша. Следует хотя бы по несколько минут в день «заставлять» работать правую руку.

3. Активизация руки (той или иной) не может проводиться изолированно. Тогда всегда начинаем с развития двуручной деятельности. Прежде всего, это должны быть крупные движения обеими руками – игры в большой мяч, вымешивание большого количества глины или теста, игры в строительные конструкторы из больших блоков (которые удобнее брать двумя руками и устанавливать в возводимый объект). Мелкие движения – работа с конструктором из мелких деталей, компьютерной мышью, лепка из пластилина и т.п. – менее эффективны. В особых случаях врач может назначить массаж и ЛФК.

4. Если у ребенка при письме и рисовании очень напрягается рука, подберите толстую, нескользкую, мягко пишущую ручку, фломастер или карандаш. Научите малыша держать их правильно. Даже при письме левой рукой она не должна закрывать написанное, смазывать текст.

Памятка для педагога

«Леворукий ребенок»

Важно, чтобы педагог следил за правильной посадкой ребенка за партой. Для правильной позы при письме необходимо:

· сидеть прямо;

· опираться спиной на спинку стула;

· не касаться грудью стола;

· ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;

· туловище, голову, плечи держать ровно;

· обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Ручка в левой руке – это только малое внешнее проявление. Учителю важно помнить, что природа леворукости сложна и многогранна. Одна причина леворукости приводит к формированию речевых нарушений, другая к появлению неврозоподобных расстройств. И только генетическая леворукость в радость ребенку до тех пор, пока он не пойдет в школу. А дальше многое зависит от компетентности педагога.

Педагогу поможет знание о полушарной асимметрии нашего мозга. Леворукие дети – это люди художественного типа. У них доминирует правое полушарие мозга. Благодаря этому они очень впечатлительны, у них живое восприятие, яркие эмоции. Им немного труднее дается решение логических задач, абстракции и теоретизирование, дотошное собирание и систематизация фактов. Зато у них прекрасно рождается идея, они хорошо рефлексируют, умеют подняться над фактами и представить общую картину явлений.

В начале школьного обучения они испытывают трудности в овладении сложнокоординированными действиями: аккуратное письмо, оформление тетрадей по правилам, резание ножницами (тем более, что в школе нет ножниц для леворуких детей) и др. Со временем ситуация выравнивается.

И очень важно, чтобы ребенок сохранил высокую самооценку, уважение к результатам своего труда и желание учиться, преодолевать трудности.

Помните, леворукость – это на всю жизнь, и левше всегда придется приспосабливаться к праворуким предметам праворукого мира. Вообще, у левши правая рука задействована и разработана гораздо больше, нежели левая у правшей, - это необходимость. Левшам приходится разрабатывать правые руки, даже если их не заставляют, как раньше, писать правой рукой. Пример, компьютерная мышка, двери, которые открываются совершенно неудобно для левшей, общественный транспорт, и другие инструменты, можно перечислять бесконечно, но даже левши не обращают на это внимания - они приспособились. Иногда они добровольно идут даже дальше: например, автор печатает правой рукой гораздо быстрее и точнее, нежели левой; мышку в левой вообще удержать не может - это из предметов труда.

Но есть такие инструменты, которые сделаны правшами и для правшей, и которыми левшам чрезвычайно тяжело пользоваться, если вообще возможно. Например, ножницы - это огромная проблема; слесарные инструменты (пилы, ножи, дрели, особенно электрические) и прочее. Самый простой выход для левшей - это купить специальные товары для левшей, но стоят они на порядок дороже обычных, к тому же в странах СНГ, в отличие от стран, только начинают производиться. Второй способ приспосабливаться к тому, что есть, - зачастую, это приносит раны и ссадины - это свой опыт, но некоторые приспосабливаются работать своими инструментами, поэтому хоть часто получается криво, но зато получается. Третий способ - бросить это дело и заниматься тем, что не требует такого труда, - не работать руками, а работать головой. Это каждый левша решает сам для себя.

  • Методические указания к выполнению контрольной работы. Данные методические указания к контрольным работам имеют целью помочь студентам (курсантам) подготовиться к их выполнению