Игры с нитками для развития мелкой моторики. Игры для развития мелкой моторики рук с рождения до года. Как развивать мелкую моторику у леворуких детей и малышей и нарушением зрения

Игры для развития мелкой моторики своими руками

Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко, поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Условия эффективного развития мелкой моторики.

Необходимо задействовать все пальцы обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Значение игр для развития мелкой моторики.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:

1. Скручивание лент, ниток, наматывание клубочков.

2. Шнурование . Потребуется кусок линолеума с проделанными отверстиями и шнурок, или готовые формы с отверстиями, планшеты со штырями. (игра "Шнуровки").

3. Застегивание пуговиц . Потребуется ткань, пуговицы и нитки. (игра "Застежки").

4. Выкладывание, перебирание косточек, фасоли, крупных семян, фигурных макарон.

5. Игры с прищепками . Потребуются прищепки и картон, крышки, кольца.

6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, плотная основа (линолеум, картон), всевозможные баночки с резьбовой закруткой.

Можно попутно учить детей порядковому счету, ориентированию в цвете.

7. Угадывание на ощупь предметов. (игра "Волшебный мешочек"). Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами или «муфточка» с кармашком на дне.

8. Перекатывание карандаша или ручки, шишки или сенсорного шарика с шипами в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

9. Обводка трафаретов , лекал, любых форм, вырезанных из пластиковых бутылок или линолеума.

10. Нанизывание бусин , колечек, пуговиц и любых форм с отверстиями.

11. Выкладывание картин из геометрической мозаики или палочек. (потребуются геометрические фигуры из пластика, картона, линолеума или готовые магнитные фигуры, формы, спички без серных головок или счетные палочки, коктейльные трубочки, трубочки от использованных фломастеров и пр.)

12. Выкладывание и выбирание пинцетом бусин, пуговиц, камушков, мелких фигур, складывание их в ёмкость с отверстием.

13. Плетение косичек .

14. Проталкивание мягких шероховатых предметов, кусочков ткани, ленточек в различные отверстия и тоннели пальчиками.

Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

Игры своими руками на развитие мелкой моторики у детей младшей группы

Формирование мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью развивающих игр.

Игры, сделанные своими руками, для детей раннего возраста

Седых Нина Павловна,воспитатель коррекционной группы МБДОУ "Детский сад №7" комбинированного типа, Пермский край, город Александровск.
Назначение: Данный материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми раннего возраста. Пригодится он и родителям малышей. Эти игры мы используем для работы с "особенными" детьми.Самое главное, что наши игры очень просты в изготовлении и в использовании.

Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга
И. И. Павлов

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный - желудка, большой - головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики целесообразно сочетать речевым сопровождением. Если будет совместно работать зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, то это дает возможность быстрее развивать речь, мелкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание.


В общении с детьми мы используем различные потешки, поговорки, в стихотворной форме обыгрываем упражнения для развития мелкой моторики. Для этого у нас создана картотека пальчиковых игр, которая постоянно пополняется.


Ведь, только играя, ребенок полноценно развивается, особенно такие дети, которые посещают коррекционную группу. Именно они как никто нуждаются в развитии мелкой моторики рук, так как у большинства наблюдается речевое отставание или полное отсутствие таковой. Поэтому очень важно, чтобы в педагогическом процессе участвовали не только педагоги, но и родители ребенка. Для этого и был организован проект «Волшебство на кончиках пальцев». Мы попытались донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. Всем детям хочется поиграть с предметами, которыми манипулируют взрослые.
Так можно придумывать игры, используя бытовые предметы, природный и бросовый материал.
Этим мы достигаем одновременно несколько целей: во-первых, экономия. Во-вторых, приятное времяпровождение с ребёнком. В-третьих, развитие. Оно начинается уже в процессе изготовления игры. Максимально потенциал развивающей игрушки раскрывается лишь в совместных играх взрослого и ребенка. Важно расширять кругозор ребенка за счет «переноса» и «распространения» знаний, полученных в игре с развивающей игрушкой на окружающий мир.
Начинать лучше со шнуровок, бусинок, разноцветных пробок. Очень нравятся детям игры с водой, песком, различными крупами. Можно использовать баночки, коробочки, цветные резинки, тесьму, шнурки, проволочки, счетные палочки и многое другое.
На первом этапе можно использовать самомассаж, для которого нужны специальные колечки, мячики с шипами, но прекрасно подойдут шишки, даже бигуди с шипами. Надо просто приделать ручку из проволоки и массажер готов. Можно сделать массаж рук кусочками льда, поглаживая по внутренней и внешней стороне ладони.
Я предлагаю сделать игрушку из обыкновенной картонной коробки.


По аналогии с игрой «Волшебный мешочек». Мы назвали ее «Волшебная свинка» . В ней находятся мелкие игрушки и предметы. Можно рассмотреть с ребенком их, ощупать один из предметов, назвать его и достать.
Можно сшить тактильные мешочки размером 7 на 5 сантиметров и наполнить их фасолью, горохом, крупами, ватой, целлофаном (по две с каждым из наполнителей).


Предложить ребенку:
Ощупать и определить, в какой ее части спрятались горошки;
Найти среди трех подушечек ту, которая набита крупой;
Найти среди четырех две с одинаковым содержанием.
Родители сделали для нас тактильные дощечки с различными структурными поверхностями.


Дети закрывают глаза, ощупывают структуру материала и находят пару с такими же свойствами. Можно ощупать дощечку с закрытыми глазами, а потом найти пару, открыв глаза. Со временем игра усложняется. Надо найти дощечку с определенным изображением.
Это уже другая игра, выполненная с помощью шнура, который наклеивается на картон. Можно использовать силуэты геометрических фигур, а картонки различных цветов.

Нравится нашим детям «Пальчиковый бассейн». Это тазик, заполненный различными крупами.


Дети с удовольствием трогают крупу, пропускают ее между пальцами. Можно предложить ребенку закрыть глаза и достать на ощупь какой-либо предмет определенной формы. Попросить малыша опустить в «пальчиковый бассейн» резиновый мячик с шипами, достать его и предложить «помочь ежику почисть иголки».
Очень нравятся нашим детям игры с песком и крупами.
Родители сделали нам удобный ящик для работы с песком, а для круп мы используем поднос и различные флакончики и стаканчики.


Сначала дети изучают структуру круп и песка.
Предлагается закрыть глаза и определить крупу на ощупь.
Насыпать на поднос тонким слоем крупу или песок и собрать крупу горкой, оставить на песке отпечатки ладоней или предметов.
Походить по крупе, оставляя следы.
Можно нарисовать волны, дождик, траву.
Ведь если рисунок не получится, то его легко смахнуть рукой. В играх по развитию мелкой моторики мы используем и цветной песок, специально окрашенный с помощью колеров.


Дети с удовольствием делают аппликации из цветного песка. Надо контур рисунка намазать клеем ПВА и ребенку остается сыпать песок определенного цвета, захватив его пальчиками. Опять же мы поднимаем самооценку ребенка. Рисунки получаются красивыми, а технология их исполнения очень несложная.


С таким же успехом дети играют с манкой.

Надо «покормит» птичек, провести дорожку от одного домика к другому. В играх с песком и крупами я использую музыку. Дети рисуют музыку. Придумывают истории и сказки.
Можно смешивать крупы и предлагать ребенку разложить их по структуре и цвету.
Из простой пластиковой бутылки я сделала забавных ежиков. Игру назвали «Накорми ежика» . Ребенок должен «кормить» ежика, зажимая фасоль кончиками пальцев. Можно смешать фасоль с бобами и кормить двух ежиков, сортируя бобы и фасоль.


Наибольший интерес представляют игры с водой . Дети с удовольствием мешают воду ложкой, ловят рыбу поварешкой и руками. Достают из воды различные предметы. Для игр с водой вам понадобятся тазики, пластиковые бутылки, воронку, мерные стаканчики, кувшинчик. Надо наполнить одну емкость водой и предложить ребенку переливать воду из одного стаканчика в другой до определенного уровня, из кувшина в стакан.


Из бутылки с узким горлышком в стакан, из стакана в бутылку через воронку, из одного блюдца с помощью губки в другую емкость. Я стараюсь, чтобы ребенок сам убирал за собой рабочее место и не боялся, что вода прольется.


Нами собрана коллекция природных материалов. Здесь и шишки, ракушки, камешки, каштаны, желуди. Засушены цветы, листья, веточки, которые используются в аппликации.
Наши родители придумывают игры из самых неожиданных материалов. Это трубочки от туалетной бумаги, различные коробочки от корпусов фломастеров и т.д. Эти игры мы назвали «Из трубок».


В играх пригодятся мячики, как простые, так и массажные, бусинки.


Все зависит от того, какой диаметр у нашей «трубки». Надо не только подобрать определенный мячик нужного размера, но и правильно сжав его, суметь прокатить по «трубке». Что нашим детям особенно нравится.
Надо всего один поднос, на который наклеены трубочки различного диаметра. Ребенок проталкивает различные мячики, бусинки в трубочки. Приклеив широкие трубки на потолочные плитки, дети устраивают гонки большими мячиками. Игру я назвала «Ралли».
Трубки от туалетной бумаги пригодились в игре «Спрячь мышку» .


В пластмассовом кубике прорезается круг. Затем вставляется трубка от туалетной бумаги и закрепляется скотчем. Родители сшили четыре забавных мышки разного цвета, чтобы мышки прятались в «норке», Надо проталкивать мышек определенного цвета в свой «домик», что дети с удовольствием и делают.
Самый популярный бросовый материал для производства игр – это пробки .




Можно накручивать, скручивать различные виды пробок.
«Накормить» головастика. Украшаем аппликацией непроливайки и дети «кормит» головастика.
Дополнить рисунок пробками определенного цвета, и получится законченная картина. Можно просто «рисовать» пробками.
Сделать из них бусы, дорожки.
В своей практике мы используем ленточки, шнурки, нитки.
Перед вами игра «Салют» .


Сделаны «султанчики» из разноцветных ленточек Дети должны не только « устроить» салют, но крутить палочки ладошками, а затем и пальцами. Интересна игра «Пчелка». С одной стороны простая «закрутка», а пчелка то летает. И к кому она первому «прилетит», тот и победил.


Игра «Улитка». Принцип тот же, но тянут дети одну улитку.
Из набора цветных канцелярских скрепок, шнурков, картинок можно сделать интересные игры из скрепок . Собрать скрепки в коробочку, надеть скрепки на шнурок или рисунок.


Очень просто сделать игру из счетных палочек и спичек. Выложить дорожки, заборчики, «нарисовать» солнышко, бабочку, геометрические фигуры.


Очень важными для развития мелкой моторики являются игры из бельевых прищепок. Очень сложно научить малыша открывать прищепку. Надо уметь повесить прищепку на веревку, зацепить прищепку за одежду, Закончить фигурки, найти прищепку определенного цвета. Надеть прищепки на кончики пальцев и изобразить пианино.


Дети нашей группы учатся считать на счетах, тоже сделанных своими руками. Можно не только вращать бусины, но и учить порядок счета.
Кусочки ваты можно с помощью пинцета перекладывать в формочки, находить силуэты на магнитной доске,


закручивать настоящие шурупы на болт, очень нравятся игры с бусинками и пуговками. Когда дети выкладывают узоры, украшают цветочками полянку, складывают бусы по цвету и форме.


Так же в создании игр используются резинки.

Современные родители начинают заниматься развитием ребёнка буквально с первых дней его жизни. Педиатры и психологи рекомендуют уделять особое внимание мелкой моторике, так как она напрямую связана с формированием речи. Производители игрушек давно подхватили эту идею и воплотили её в жизнь, выпуская многочисленные развивающие игрушки. Но многие из них можно сделать своими руками.

Почему нужно развивать мелкую моторику

Многие знают о необходимости развития мелкой моторики детей с раннего возраста. Однако не все понимают, для чего это нужно и что представляют собой такие занятия.

Мелкой моторикой называется способность выполнять точные действия кистями рук и пальцами. Она скоординирована работой нервной, мышечной, костной и зрительной систем. Её развитие начинается в первые месяцы жизни ребёнка с разглядывания собственных пальчиков и ручек. Затем малыш постепенно учится овладевать ими, беря игрушки. Моторные навыки положительно сказываются на ловкости рук, формировании будущего почерка у школьника, на скорости реакции.

Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от степени сформированности движений пальцев рук. В мозге человека центры, ответственные за речь и моторные навыки, расположены рядом. Таким образом, при стимулировании одного участка активизируется и другой.

Игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей

Полки детских магазинов предлагают широкий ассортимент развивающих пособий. Не секрет, что их стоимость достаточно высока. Для заинтересованных мам не составит труда сделать игрушки для мелкой моторики своими руками. А главной останется уникальность - ведь они будут выполнены с огромной нежностью.

Сенсорные мешочки

Сшить сенсорные мешочки своими руками совсем несложно. Понадобится плотная ткань разных расцветок и фактур и наполнитель, в качестве которого можно использовать:

  • макароны (спиральки, ракушки, бантики, трубочки);
  • крупы (пшено, гречка, перловка, рис, овёс);
  • муку и крахмал;
  • бобовые (фасоль, горох, соя, бобы, кукуруза);
  • конфетки;
  • орехи;
  • природные материалы (жёлуди, каштаны, ракушки, камешки);
  • ластики разных форм;
  • вату или синтепон;
  • пуговицы и бусины.

Правила безопасности

Природные материалы перед использованием нужно промыть и тщательно высушить, а игрушки с пищевыми продуктами обязательно хранить в сухом месте - макароны и крупы боятся влаги. Мешочки должны быть сшиты или завязаны таким образом, чтобы малыш не при каких обстоятельствах не смог достать их содержимое.

Видео: как сделать сенсорные подушечки своими руками

Фотогалерея: самодельные сенсорные мешочки

Такие мешочки легко сделать самостоятельно даже без швейной машины Наполнитель можно вложить не только в ткань: для этого подойдут плотные воздушные шары Тактильное восприятие можно развивать не только с помощью наполнителя, но и используя ткани разных фактур Мешочки могут быть разных цветов и размеров

Сенсорный кубик

Такая игрушка представляет собой куб, на гранях которого расположены объёмные предметы разных форм и оттенков или аппликации из всевозможных материалов.

Как сделать куб для развития мелкой моторики

Для того чтобы сделать сенсорный кубик своими руками, понадобятся:

  • небольшие кусочки ткани разных фактур и цветов;
  • синтепон или поролон в качестве наполнителя;
  • флизелин;
  • декоративные элементы (пуговицы, ленточки, верёвочки, колечки, остатки ткани, термонаклейки);
  • нитки;
  • утюг;
  • швейная машина.

Из лоскутков ткани (это могут быть хлопок, шёлк, бархат и другие) нужно вырезать 6 квадратов с одинаковыми по размеру гранями.

Из флизелина нужно вырезать квадраты со стороной на 1–1,5 см меньше, чем из ткани. Флизелиновые заготовки накладываются на тканевые и проглаживаются утюгом - обе детали склеятся, получат жёсткую структуру и будут хорошо держать форму.

Каждый квадрат оформляется в соответствии с идеей: это могут быть фигурки зверей и птиц, геометрические фигуры из меха или фетра, термонаклейки, пуговицы, замочки и многое другое.

Когда оформление закончено, нужно сшить 4 квадрата в одну полоску.

К одному из квадратов сверху и снизу пришиваются две оставшиеся заготовки.

Швы делаются по контуру флизелиновых граней, после чего закрепляются. Далее, развёртка сшивается таким образом, чтобы получился кубик.

На последней грани в уголке нужно оставить небольшое отверстие и через него аккуратно вывернуть кубик. Игрушка наполняется поролоном или синтепоном и прошивается потайным швом. Вместе с наполнителем в кубик также можно поместить шуршащую бумагу или колокольчик.

Видео: как сделать развивающий кубик своими руками

Тактильная подушка

Сенсорные (тактильные) подушки подходят для малышей от 2–3 месяцев до 3 лет. Всё зависит от набора тех элементов, которые на неё помещены. Для самых маленьких подойдёт небольшое количество простых материалов. Перед тем как давать такую игрушку ребёнку, нужно убедиться, что все элементы прочно закреплены: если кроха потянет один из них в рот, он не должен оторваться.

Для детей от 1 года можно подобрать и пришить более разнообразные и сложные развивающие предметы: замочки-молнии, пуговки, шнуровки, липучки, бантики и верёвочки, которые можно завязывать и дёргать. Сделать такую игрушку можно, используя уже готовую подушку и сшив для неё наволочку с декоративными элементами.

Фотогалерея: сенсорные подушки разных форм

Такая подушка подойдет малышам с 2–3 месяцев. Для изображения на каждом из квадратов можно использовать разную по фактуре ткань Такая подушка подойдет для детей от 1 года. На ней представлены более сложные элементы: пуговицы, ленточки, бантики, липучки, замочек Такая черепашка имеет несколько граней, на каждой из которых помещены разные развивающие элементы: карабин, шнуровка, пуговицы. Она подойдёт детям от двух лет

Подушка для развития мелкой моторики своими руками

Сшить такую подушку можно дома.

Для её изготовления понадобятся:

  • ткань - зелёная (53×30 см) и голубая (83×20 см);
  • флизелин (53×50 см);
  • ткань для задней стороны (50×55 см);
  • фетр разных цветов и нитки мулине в тон;
  • молния длиной 50 см;
  • липучка, пуговки, тесьма, ленточки, шляпная резинка;
  • ватман, бумага, карандаш;
  • ножницы;
  • нитки, иголки и булавки для шитья;
  • подушка 45×50 см.

Перед тем как приступить к шитью, нужно сделать эскиз будущей подушки в натуральную величину. Для этого можно использовать трафареты.

Ткань голубого цвета разрезается на две полоски (первая - 30×20 см для кармашка, вторая - 53×20 см для основы). Кусок зелёной ткани и голубой лоскут, заготовленный для основы, по размерам дублируются флизелином. Отрез для кармашка складывается пополам.

Из жёлтого фетра и лент соединяется солнышко: круг диаметром 10 см и 7–8 полосок по 10 см в длину каждая.

Фетровое солнышко со сложенными пополам лучами-лентами крепится булавками к голубой ткани, приготовленной для кармашка.

Детали сшиваются на швейной машине или вручную маленькими аккуратными стежками.

Элементы основной части (голубой и зелёной) и кармашка соединяются вместе.

Основа из зелёной ткани располагается снизу, из голубой - сверху. В верхний левый угол прикладывается кармашек с солнышком

Затем соединяются булавками основа и подложки из флизелина, после чего сшиваются.

Из фетра вырезаются элементы с нарисованного эскиза.

«Фетровые волны» соединяются между собой. Для каждой рыбки нужно две детали (можно разного цвета) и резинка длиной 10–15 см

Резинки с завязанными на кончиках узелками помещаются между элементами рыбок и сшиваются. Волны выкладываются на основу (отступив от краёв 1–1,5 см для припусков на швы).

Разноцветные рыбки помещаются между волнами и фиксируются. Элементы реки сшиваются сначала внизу, потом по всему периметру.

Следующий элемент - дерево. Для каждого из них нужно две заготовки кроны, один ствол и несколько яблок или груш. Детали сшиваются между собой, при этом фрукты располагаются внутри между двумя кронами, а ствол остаётся сверху.

Заготовка для железной дороги делается из серого фетра. Её размер 53х5 см.

Железная дорога помещается на зелёную полянку, на которой уже есть река и деревья.

Для изготовления паровоза и вагончика также понадобится по два элемента. Лицевые детали оформляются с помощью фетра разных расцветок (колёса, окошки, труба). Детали сшиваются сверху. На задний край паровозика крепится небольшая пуговица, а на вагончик - маленькая петля из ленточки. Через незашитый край продевается тесёмка длиной 50 см, на концах которой завязываются узелки. Конструкция располагается на железной дороге и фиксируется.

Из голубого фетра делаются облака - также по два элемента. Через них, как сквозь паровозик, пропускается тесьма, концы которой пришиваются к голубой части основы.

Из фетра разных цветов вырезаются цветочки, для серединки которых используется липучка, и помещаются на зелёную полянку рядом с речкой. Шов делается по краю липучки, а лепестки остаются свободными.

По примеру рыбок делаются бабочка и пчела. На обратную сторону каждой фигурки пришиваются липучка - так насекомые смогут садиться на цветы.

В середину куска ткани, которая была выбрана для задней стороны наволочки, вшивается замок.

Передняя и задняя части наволочки складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются по периметру, оставляя припуски на швы (1–1,5 см с каждой стороны).

По желанию можно сделать фигурки зверей, которые будут кататься в поезде. Мордочки им можно нарисовать маркером.

Наволочка готова. Малыш может играть с ней, помещая зверей в вагончик, катая поезд по рельсам, сажая насекомых на цветы, ища фрукты на деревьях.

Тестопластика

Эффективно способствует развитию двигательной способности пальчиков лепка. Пластилин, с которым все родители знакомы с детства, давать годовалому малышу опасно, ведь он всё пробует на вкус. На помощь приходит обыкновенное тесто. Его можно самостоятельно приготовить из безопасных компонентов.

Рецепт теста для лепки

Для него понадобятся соль мелкого помола и вода (по одной части), мука (2 части).

  1. Соединить соль и муку в глубокой чаше, добавить воду.
  2. Хорошо перемешать.
  3. Вымесить массу до консистенции мягкого пластилина.

Если после приготовления тесто прилипает к рукам, можно добавить к нему соль и муку (соблюдая пропорцию). В случае получения крошливой текстуры, достаточно увеличить количество воды.
Если малыш любит лепить, можно сразу сделать много теста. Хранить его нужно в холодильнике, отщипывая «рабочие» кусочки по мере надобности. Но долго хранить такой материал не следует - со временем тесто теряет эластичность. Для детей постарше можно в процессе приготовления добавить пищевой краситель. После высыхания фигурки из теста становятся твёрдыми и прочными. Их можно раскрашивать и использовать для игр.

Фотогалерея: фигурки из теста, сделанного своими руками

Слепить такую корзину можно вместе с малышом - это увлекательное, творческое и полезное занятие
Из теста можно слепить фигурки любимых животных ребёнка Высохшие поделки можно раскрашивать акриловыми красками Из фигурок можно составлять целые картины и использовать их для оформления детской комнаты

Разборные элементы

Очень хорошо развивает моторику игра с мелкими деталями.

Пальтишки из фетра

Все крупные детали на таких образцах (карманы, рукава и даже воротник) съёмные. Ребёнок сам сможет создавать интересные модели, комбинируя цвета. Такие игрушки подойдут для малышей с двух лет.

Математические шнурочки

Когда малыш начнёт проявлять интерес к цифрам, можно предложить ему математические шнурочки. Они не только хорошо развивают мелкую моторику, но и помогают выучить счёт.

Видео: дидактические игры со шурками

Шнуровка

Такие приспособления отлично подходят для совершенствования двигательной активности пальчиков и ручек. Ведь разноцветную верёвочку нужно не просто взять - она должна попасть в маленькое отверстие.

Простую шнуровку можно сделать из любой безопасной поверхности: деревянной дощечки, пластиковой крышки или обычного плотного картона. На них с помощью нагретой на свечке отвёртки или шилом нужно в произвольном порядке проделать отверстия диаметром 5 мм.

Ещё более простой способ занять ребёнка шнуровкой - использовать дуршлаг.

Более сложные шнуровки можно выполнить в виде любых форм. Для этого понадобится чуть больше времени, фантазии и материала.

Сортеры

Сортеры, кроме мелкой моторики, позволяют развить в малыше усидчивость, внимательность и сообразительность. Сделать их своими руками также возможно, хотя и немного сложнее, чем шнуровки или математические шнурочки.

Для сортера понадобится картонная коробка и несколько небольших игрушек разной формы. На одной стороне коробки нужно вырезать отверстия, соответствующие формам выбранных предметов, только немного больше по размеру.

Фотогалерея: сортеры, сделанные своими руками

Круглые отверстия вырезают немного большими, чем пластиковые крышечки
Такой оригинальный большой сортер подойдет малышам, которые уже умеют ходить Для самого простого варианта самодельного сортера понадобятся коробка и заготовки из картона

Развивающие стенды - универсальные дидактические приспособления

Развивающий стенд может сочетать элементы всех описанных предметов и игр.

Чтобы сделать такую доску, можно прикрепить к листу ДВП или ненужной столешнице любые предметы, которые найдутся в доме:

  • шпингалеты,
  • замочки,
  • розетки с прикреплёнными к ним вилками,
  • выключатели разных размеров и форм,
  • дверные крючки,
  • засовы,
  • крючки для одежды,
  • старый дисковый телефон,
  • колокольчик на верёвочке,
  • металлофон.

Со временем имеющиеся предметы можно менять на новые, сохраняя интерес ребёнка к игре.

Развивающие книжки

Развивающие книжки - это огромное удовольствие для малышей любого возраста начиная с того момента, когда у ребёнка получается самостоятельно сидеть.

Можно сделать книгу по мотивам любимой сказки малыша

Видео: развивающие книжки ручной работы

Массажный коврик для ног

Мелкая моторика - это развитие не только рук, но и пальчиков на ногах. Ортопеды говорят о положительном эффекте хождения ребёнка босиком по разным поверхностям. Летом это сделать проще - можно ходить по песку, траве, гальке. А в остальные сезоны пригодятся чудо-коврики: на плотную ткань нашиваются или приклеиваются небольшие плоские камешки, пластиковые крышки от бутылок, пуговицы и многое другое.

Фотогалерея: самодельные массажные коврики

В таком коврике сочетаются материалы, дающие разные ощущения детским ножкам
Камешки приклеены на основу из кавролина Сделать массажный коврик можно из многих материалов, в том числе и из пластиковых крышек

Развитие мелкой моторики у ребёнка возможно и без дорогостоящих магазинных игрушек. В доме всегда найдётся много предметов, интересных детям. Совместное семейное творчество даёт удивительное ощущение близости, а ещё больше радуют восторг и успехи ребёнка.

Одно из самых важных направлений в занятиях с ребенком – это развитие мелкой моторики.

Главные помощники в этом деле: упражнения для пальчиков, массаж рук, ну и конечно, игры.

Игр для развития мелкой моторики существует великое множество. В этой статье я постаралась собрать те, которые проще всего организовать и в которые мы с удовольствием играли сами.

Важно помнить правило: чем меньше ребенок, тем крупнее должны быть предметы, с которыми он играет. Все мелкое только под вашим бдительным взглядом.

И еще: в любом возрасте мы не используем популярный сегодня гидрогель — он действительно опасен.

Одно из самых любимых занятий у детей – это что-то куда-то засовывать и доставать. Поэтому игрушки-сортеры так интересны малышам. Пользуемся этим интересом и предлагаем следующие игры:

Проталкиваем предметы . Вырежьте в подходящей емкости (банка с пластиковой крышкой, бутылка, коробка) отверстие и предложите малышу засунуть туда:

  • счетные палочки, спички, ватные палочки, колпачки от фломастеров;
  • бусины, монеты, пуговицы, шашки, каштаны, фасоль, макаронины.
  • маленькие крышки – в маленькие отверстия, большие – в большие.

На коробку можно наклеить изображение животного и кормить его. Понятно, что чем меньше предмет, тем меньшего диаметра отверстие делаем.

Просовываем синельную проволоку (My-shop ) в сито или чашу из пароварки.

Игры с ложкой, половником, ситечком . Эти игры развивают не столько мелкую моторику, сколько крупную. Но они очень полезны, т.к. способствуют развитию координации движений рук. Сын мог подолгу заниматься этим, да и сейчас любит.

  • перекладываем ложкой каштаны, орехи, контейнеры от киндеров;
  • пересыпаем крупы, фасоль;
  • переливаем воду;
  • вылавливаем предметы из воды.

Взбиваем венчиком пену .

Также скорее на крупную моторику, но очень увлекательное занятие.

Играем с кухонными щипцами:

  • сортируем каштаны, орехи, шишки, камушки, контейнеры от киндер-сюрпризов;
  • вылавливаем из воды плавающие в ней предметы.

Снимаем скрепки с CD-диска.

Или с картона. Цветные можно сортировать по цвету.

Раскручиваем и закручиваем крышки. Открываем и закрываем различные емкости.

Надеваем:

  • колечки от пирамидки, резинки для волос – на стержень от пирамидки;
  • сушки — на карандаш;
  • макароны — на шпажки. Мы их предварительно красили и заодно сортировали по цветам;
  • колпачки на фломастеры. Хорошо использовать высохшие, чтобы ребенок не перепачкался.

Шнуровка. Шнуровки бывают разных типов. Можно купить готовые (Лабиринт , Озон , My-shop ).

Самым маленьким подойдут такие, где нужно просовывать в отверстия шнурок с твердым наконечником.

Детишкам постарше предлагаем нанизывать фигурки, бусины на шнурок.

И самый сложный вариант — прикреплять фигурки к основе методом шнурования:

А можно придумать свои игры:

  • нанизывать бусины на синельную проволоку;
  • разрезанные на части трубочки для коктейля – на шнурок;
  • сушки – на веревочку;
  • шнуровать настоящий ботинок.

А еще можно изготовить шнуровки самим. Для этого подойдут: плотный картон, фетр, гигроскопичные кухонные салфетки, большие полиэтиленовые крышки. Я создала в группе ВКонтакте альбом «Мелкая моторика» . В нем вы найдете множество идей создания шнуровок своими руками.

Для самых маленьких есть специальная большая мозаика.

Мозаика – это не только выкладывание узоров. Можно играть в сюжетные игры. Например:

  • предлагаем ребенку воткнуть элементы желтого цвета – посадить цветы, красного – прилетели
  • бабочки, синего – пошел дождик, убрать красные – бабочки улетели из-за дождика;
  • выкладываем дорожки для человечков, фонарики для взлетной полосы;
  • кормим птичек, втыкая «зернышки», кладем яички в гнездо;
  • развиваем логику, играя в «продолжи ряд, последовательность»;
  • чиним или разрушаем дорогу. Антошка сам придумал эту игру. Поле полностью выложено крупной мозаикой и вдруг в земле начинают образовывать дырки. Антошкина задача быстрее их залатать, чтобы «дядя не провалился»;
  • создаем рисунок, используя шаблоны из бумаги.

Игры с бумагой:

  • ищем сюрпризы, завернутые в бумагу, салфетку, фольгу;
  • прячем клад, заворачивая его;
  • рвем салфетки, газеты, туалетную бумагу, фольгу – делаем салют;
  • мнем бумагу, делая из нее «снежки»;
  • разворачиваем конфеты;
  • разглаживаем смятую бумагу.

Играем с пинцетом:

  • играем в фармацевта — раскладываем «таблетки» (фасоль, горошины, витаминки) по ячейкам формочки для льда, Lego;

  • кормим птичку кусочками смятой бумажки;
  • вытаскиваем пинцетом червячков и кормим цыплят. Для этой игры я пришила мулине к фетру, и обрезала сзади, чтобы сыну было интересно вытаскивать червячков «из земли».

Игры с пипеткой, спринцовкой:

  • мой юный химик обожает с помощью пипетки смешивать краски. И делать он это любит в ячейках для льда.
  • спринцовкой переливаем воду из одной емкости в другую.

Игры со спичками:

  • достаем и складываем в коробок. Можно раскрасить спички и коробки и сортировать по цвету;
    просовываем в мелкое отверстие;
  • втыкаем в пластилин, делая плодоножку от вишни, заборчик, чупа-чупс;
    выкладываем фигуры по образцу.

Выкладываем рисунок по образцу из пуговиц, камешков, монет, фасолин.

Для этого нужно нарисовать контуры будущего изображения. Чем меньше ребенок, тем проще рисунок. Совсем маленьким детям предложите выложить дорожку.

Наматывание ленточек, веревочек, скатывание рулончиков.

Играем с цветными кнопками:

  • вырезаем из плотного картона (от коробки) подкову и предлагаем ребенку вставить в нее «гвоздики» (кнопки).
  • втыкаем «фонари» на взлетную полосу, чтобы самолет видел, куда садиться.

У нас еще есть конструктор от Djeco с пробковой доской и молотком. Здесь нужно прибивать гвоздями детали машин.

Магниты.

Прилепляем и отлепляем. Малыши могут делать это очень долго. А детей постарше заинтересуют магнитные пазлы, мозаика.

Наклейки.

До двух лет мы использовали только многоразовые наклейки (Лабирин т, Озон , My-shop ). Это очень удобно, т.к. совсем маленькие дети часто промахиваются или клеят криво, и очень расстраиваются, если не могут переделать свою задумку.

Пальчиковый театр.

Можно обойтись и без игрушек, нарисовав глазки, ротик на пальчиках, а можно купить.

Такие игрушки полезно брать с собой в поездку, я рассказывала об этом в статье «Игрушки в дорогу» .

Массажные и обычные маленькие мячики:

  • сжимаем, разжимаем ладонями, между двумя пальцами;
  • катаем по столу пальчиком, ладошкой;
  • продвигаем мячик по нарисованной извилистой дорожке.

Пальчиковые игры.

Это один из самых полезных видов деятельности для развития мелкой моторики.

Пальчиковых игр так много, что можно отдельную статью писать. Начините с «Сорока-сорока», а со временем добавляйте новые.

У нас есть книга «Расскажи стихи руками» (Лабиринт , Озон , My-shop ). Читаете стихи, а ребенок проигрывает их руками. Заодно со временем он и сам эти стихи выучит.

Развитию мелкой моторики также помогают:

  • массаж ладошек и пальцев рук;
  • рисование по трафаретам;
  • штриховка, закрашивание, обведение контуров;
  • выковыривание игрушек из желе;
  • надевание резиночек на пальцы;
  • игры с заколками, бигуди, застежками;
  • мелкий конструктор;
  • пазлы;
  • игры на липучках;
  • лабиринты;
  • игры, где надо что-то втыкать, прикручивать;
  • стаканчиковая и обычная пирамидка;
  • рамки-вкладыши;
  • сенсорные коробки;
  • бизиборд ().

Детей постарше учим шить, вышивать, вязать, плести бисером.

Это далеко не весь список игр. Но уже и вместе с теми, ссылки на которые я дала в начале статьи, хватит, чтобы не задумываться, а во что же еще поиграть с ребенком.

Игры для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности. Предлагаю вашему вниманию ряд простых, но полезных и увлекательных упражнений, которые могут дополнить игры дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, логопедам, родителям детей дошкольного возраста.
1. Бусы
Цель:
Что необходимо: крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.

2. Упражнения с пинцетом
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: пинцет, мелкие «пуговички» (я сделала их из влаговпитывающих салфеток для кухни с помощью дырокола), несколько маленьких мисочек.
Как играем: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).


3. Упражнения с прищепками
Цель: развивать точность движений, внимание.
Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок.
На край коробки и на прищепки наклеить картинки.

Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.


4. Дорожки
Цель: развивать точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.
Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы.
Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.


5. Выкладывание по контуру
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).
Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.


6. Картина из бусин
Цель: развивать точность движений, творческое воображение.
Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.
Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.


7. Скручивание лент
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого)
Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.


8. Ажурный рисунок
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: зубочистка или шпажка, лист с нарисованным простым рисунком, буквой, цифрой или вырезанная из картона фигура-шаблон, сложенная в несколько слоёв ткань.
Как играем: лист с рисунком положить на сложенную в несколько слоёв ткань, ребёнок зубочисткой или шпажкой прокалывает дырочки по контуру рисунка, по окончании работы посмотреть рисунок на свет.


9. Покорми птичку
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: картонная коробка с наклеенным рисунком птички, около клюва сделать небольшую дырочку; горсть пшеницы, фасоли, гороха.
Как играем: в дырочку бросать по одному зёрнышку.