Требования к проведению тифлопедагогом специальных (коррекционных) занятий. Конспект занятия тифлопедагога по формированию сенсорных эталонов в подготовительной группе

Цель: развитие социально-бытовой ориентировки дошкольников с нарушением зрения в средней группе

формировать социально-адаптивное поведение дошкольников

учить детей понимать свои визуальные трудности

развивать способности и умения пользоваться остаточным зрением

и сохранными анализаторами

развивать осязание и мелкую моторику рук

воспитывать полоролевую принадлежность

стимулировать групповую сплоченность

1. Приветствие

Тифлопедагог Здравствуйте, ребята! Я назвала вас одним словом - ребята, потому что вы дети. А как можно назвать одним словом ваших пап, мам, теть и дядей?

Дети. Взрослые.

Тифлопедагог Кто же мы все вместе?

Дети. Люди.

Т ифлопедагог Ребята, а все люди одинаковые?

Дети. Нет.

Тифлопедагог Давайте это проверим. Внимательно посмотрите друг на друга. Чем вы различаетесь?

Дети. У нас разная одежда. Мы различаемся по росту по цвету волос, глаз.

Тифлопедагог А среди вас есть девочки? А мальчики?

Т ифлопедагог Молодцы, вы все верно подметили. Вы все разные. Среди вас есть девочки и мальчики. Посмотрите, у нас в гостях веселые человечки, тоже девочки и мальчики, клоуны. Но каждому клоуну не хватает пары. Что нужно сделать, чтобы им помочь?

Давайте, девочки соберут девочек-клоунов, а мальчики - мальчиков.

2. Игра «Человечки»

Описание игры:

Каждому ребенку предлагается собрать цельное изображение человека на индивидуальной наклонной магнитной доске. Тифлопедагог обращает внимание детей на отличия изображений: разная одежда и обувь.

Т ифлопедаго г Ребята, мы тоже разные, но все живые, в отличие от этих картинок. Что мы умеем делать в отличии от них? (расти, двигаться, питаться)

А еще мы все умеем видеть! С помощью чего мы видим? - правильно, мы видим при помощи глаз. Наши глаза помогают нам узнать много интересного и важного в жизни.

Вот я вижу. Что передо мной девочки и мальчики , все они в хорошем настроении, и хотят поиграть! Я не ошибаюсь? Не обманывает меня моё зрение?

Ребята, а видеть можно не только глазами. Давайте поиграем в игру «Волшебный ящик» и вы это поймете.

Вот ящик. В нем что-то лежит, сейчас я угадаю, что же там за предмет.

3. Игра «Волшебный ящик»

Описание игры:

Дети руками обследуют предметы, которые находятся в ящике. Называют их и достают.

Т ифлопедаго г Кто хочет попробовать угадать предмет в волшебном ящике?

«Потрогай и назови, что это?»

Т ифлопедаго г Вот такой фокус! Трудно было угадывать предметы?

С помощью чего мы узнавали предметы? Правильно- с помощью рук! Еще говорят - на ощупь . Мы их ощупали и узнали.

4. «Угадай друга на ощупь»

Т ифлопедагог А вот интересно, хорошо ли вы знаете своих друзей, сможете ли вы узнать друга на ощупь ? Проверим?

Надо будет одеть на глаза индивидуальную маску и узнать друга, который стоит перед вами не пользуясь зрением.

(сначала кого-то из детей узнает тифлопедагог)

Описание игры:

У каждого ребенка индивидуальная повязка, которую он одевает на глаза и узнает на ощупь каждого ребенка по очереди.

Т ифлопедагог Молодцы, все справились. Вы очень хорошие друзья.

5.Физминутка

Что мы любим делать? Верить в чудеса! (разводят руками)

Смотреть в небеса! (смотрят вверх)

Хлопать в ладоши! Играть на лугу! (хлопать в ладоши)

И мир познавать - на бегу, на бегу!!! (бег)

6. Знакомство с оптическим средством - биноклем

Т ифлопедагог А если наш друг будет очень далеко, как же нам его узнать? Ведь пощупать мы его не сможем. Чтобы смотреть вдаль очень далеко люди придумали бинокль .

Би­ нокль позволяет увидеть предметы на дальнем расстоянии: в лесу, поле.

В бинокле такие же линзы, как в очках, только сильнее.

Эти линзы могут приближать предмет.

Рассмотрите и потрогайте этот прибор по очереди.

(Тифлопедагог дает детям возможность хорошо рассмотреть бинокль, потрогать его, посмотреть в него)

7. Работа с лупами

Т ифлопедагог Ребята, не все удобно рассмотреть в бинокль. А если это только рисунок, или мелкая фотография друга? Рассмотреть ее нам поможет вот такой прибор - лупа.

Давайте вспомним, что лупу надо держать за ручку; не браться руками за стекло, не бросать лупу (она может разбиться).

Если стекло лупы запачкалось, протирать его следует специальной салфеткой. Вот так (показ)

Давайте встанем у конторок и рассмотрим картинки, с помощью этих приборов.

Дети рассматривают мелкие картинки с помощью лупы и называют их. Внимание детей обращается на увеличение изображения при использовании лупы. Теперь они могут рассмотреть мельчайшее изображение

Т ифлопедагог Ребята, я дарю вам эти приборы. Теперь, вы с ними хорошо знакомы, и сможете пользоваться при необходимости.

Релаксация

Чтобы отдохнуть самим и дать отдохнуть нашим глазам давайте послушаем музыку и посмотрим на специальные изображения

(Тифлопедагог показывает детям под музыку программу «Relax» на оптимальном для глаз детей расстоянии от компьютера)

8. Подведение итога

Т ифлопедагог Итак, ребята, чем мы сейчас занимались?

Дети - играли

Т ифлопедагог А в какие игры мы играли можно вспомнить по картинкам.

/Дети подводят итог занятия по опорным картинкам, обозначающим этапы занятия./

Интересно вам было? А было ли сложно? А что нового узнали или увидели?

Молодцы, мы сегодня замечательно играли. Все что в этих играх вы узнали нового, пригодится вам в жизни и при нашей следующей встрече. Не забудьте взять с собой в группу лупы.

Мария Борило
Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г. ж. с сочетанной патологией.

Цель занятия: развитие зрительного восприятия.

Задачи :

Закреплять предметные представления по л. темам «Деревья», «Фрукты», «Осень», «Дикие животные»;

Учить воспринимать изображение разной модальности;

Развитие ориентировки в пространстве, умения понимать и употреблять предлоги ЗА, ПОД, В;

Развитие центрального зрения, отвечающего за восприятие цвета;

Тренировка аккомодационного аппарата;

Развитие сохранных анализаторов;

Развитие мелкой моторики рук, согласование речи с движением;

Воспитание положительной установки на участие в занятии;

Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.

Оборудование :

Презентация на ИАД (интерактивной доске); магнитофон; магнитная доска; картинки осенних деревьев; разноцветные листья для букета; листики для листопада, корзинка; «Чудесный мешочек» (мышка – рюкзачок); карточки для инд. работы (дикие животные и подарки для них) ; простые карандаши; цветные подкладки (в зависимости от зрительного диагноза); натуральные фрукты; упаковки с соком (тетрапаки 200мл); искусственная ель; указка.

1. Орг. момент. Ребята, отгадайте загадку!

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это всё когда бывает?

Дети: Это бывает осенью!

Погода осенью очень переменчива. Помогите мне закончить предложение!

Если светит солнце, то она называется (солнечная )

Если на небе тучи, то она называется … (пасмурная )

Если идёт дождь, то она называется … (дождливая )

Если дует ветер, то она называется … (ветреная )

Слышится звук сильного ветра. На ИАД – картинка осеннего леса.

2. Упр. «Большой - маленький»

Педагог задаёт вопросы детям, добиваясь ответа предложением

Где мы с вами оказались? Мы оказались в осеннем лесу .

Что вы там видите? Я вижу деревья, кусты и т. д

Какие деревья растут в нашем лесу? В лесу растут берёзы.

В лесу растут дубы.

На ИАД – поочерёдно появляются картинки больших и маленьких деревьев

Появление картинок с эффектом «шахматы». Цель: стимуляция подкорковых отделов ГМ.

Педагог даёт образец предложения, дети составляют предложения самостоятельно.

В нашем лесу растут большие дубы и маленькие дубочки.

В нашем лесу растут большие берёзы и маленькие берёзки.

В нашем лесу растут большие сосны и маленькие сосенки.

3. Дыхательная гимнастика.

Что происходит с деревьями осенью?

Осенью на деревьях желтеют и опадают листья. На деревьях созревают плоды.

На ИАД – картинка листопада.

Ребята, а когда падает с дерева сразу много листьев, как называется это явление природы? Это называется листопад.

Давайте устроим листопад сами! Подуйте на эти листики!

Детям предлагаются маленькие листики из тонкой бумаги.

Вспоминаются правила правильного выдоха. Дети сдувают с ладони листики.

4. Согласование речи с движением.

Давайте поиграем с листиками!

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, руки вверх

Листья нам под ноги тихо ложатся Плавно приседают

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо – влево

Будто опять закружиться хотят! Поднимаются, кружатся

Что делали наши листики? - Листики кружились, шуршали, ложились, шелестели.

5. Пальчиковая гимнастика.

Посмотрите, сколько под ногами разноцветных опавших листьев!

Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают пальцы в кулак .

Будем листья собирать! Сжимают и разжимают кулачки

Листья берёзы, листья рябины, Загибают пальцы в кулак

Листики тополя, листья осины, начиная с большого

Листики дуба мы соберём,

В садик осенний букет отнесём! Шагают на месте.

6. Упр. «С какой ветки детки?»

На полу лежат разноцветные листья деревьев.

Давайте соберём из них букет! 1 ребёнок собирает жёлтые листики. 2 ребёнок собирает оранжевые листики. 3 ребёнок собирает коричневые листики.

Дети собирают листья по цвету в соответствии с инструкцией.

Ребята, посмотрите на свои букет! Какие по форме ваши листики? Листики по форме разные.

Почему они разные? Потому, что упали с разных деревьев.

На магнитной доске картинки с деревьями.

Давайте найдём и назовём деревья, с которых они упали. Как называются листики?

Дети определяют с каких деревьев их листья и называют их.

Мои листики упали с клёна. Они называются кленовые.

Мои листики упали с дуба. Они называются дубовые.

Мои листики упали с каштана. Они называются каштановые.

Давайте положим их в корзину и потом сделаем из них гирлянду. Дети отдают свои букеты педагогу.

7. Зрительная гимнастика. На ИАД.

Подул ветер и наши листики опять полетели! Посмотрите, куда они полетели!

Кленовый лист полетел вниз и направо. Дубовый лист полетел вниз и налево.

Берёзовый лист полетел вниз и направо. Каштановый лист полетел вниз и налево.

8. Упр. «Найди животное».

Ребята, а кто может жить в нашем лесу? В лесу живут дикие животные и птицы .

Где же они? Они, наверное, спрятались от нас .

Давайте их поищем!

На ИАД – ч/б картинка со спрятавшимися животными (видна часть тела).

Я нашел зайца. Он сидит под кустом.

Я нашёл белку. Она спряталась в дупле.

Я нашёл лису. Она спряталась за деревом.

Я нашла волка. Он спрятался за ёлкой.

Я нашёл ежа. Он спрятался под грибочком.

Я нашёл мышку. Она спряталась в норке.

9. Работа в индивидуальных карточках. Упр. «Проведи линию»

Звери спрятались, потому, что испугались нас. Но мы не будем их обижать!

Давайте угостим лесных жителей! Садитесь за столы и раздайте подарочки!

На столах карандаши, листы бумаги с изображением животного и «гостинца», между ними дорожка. Дети проводят карандашом дорожку от животного к подарку.

Скажите, чем вы их угостили? На ИАД – по очереди появляются изображения животных.

Дети смотрят на доску – на свою карточку и соответственно картинке отвечают.

Я угостил зайца капустой. Я угостил белку орешками.

Я угостил лису рыбкой. Я угостил волка колбасой.

Я угостила ежа грибочком. Я угостила мышку сыром.

10. Д/игра «Чудесный мешочек». Мышка – рюкзак с фруктами.

Лесные жители очень вам благодарны и решили тоже вас угостить!

Давайте отгадаем, что принесла вам мышка? Расскажите про свой подарок.

Дети на ощупь определяют, что принесла мышка, называют, достают.

Мне подарили яблоко. Оно красное, круглое, твёрдое.

Мне подарили грушу. Она жёлтая, мягкая, ароматная.

Мне подарили апельсин. Он оранжевый, круглый, сочный.

11. Упр. «Делаем сок»

Как можно назвать одним словом яблоко, грушу и апельсин? Это фрукты.

Что можно из них приготовить? Из фруктов можно приготовить сок, компот, варенье .

Какой сок можно сделать из яблока? Из яблока можно сделать яблочный сок.

Какой сок можно сделать из груши? Из груши можно сделать грушевый сок .

Какой сок можно сделать из апельсина? Из апельсина можно сделать апельсиновый сок .

Раз, два, три, свой сок получи! - детям отдаются маленькие пакеты сока.

12. Итог занятия.

Ребята, пора возвращаться в детский сад! Слышится звук ветра.

Ой, опять этот ветер! Мы возвращаемся в детский сад! Вам понравилось путешествие в осенний лес?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Садовые ягоды» Цель: I. Закреплять знания о садовых ягодах (названия, где растут, части, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающие понятия:.

Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: I. Закреплять знания о зимующих птицах, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающее понятие: зимующие птицы. Продолжать.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми 6–7 лет с нарушением зрения «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда, учителя - дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Сказка:.

Конспект коррекционного-развивающего занятия учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ (первый класс) Конспект коррекционного – развивающего занятия учителя-дефектолога, с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ, 1 класс (второе полугодие).

Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию руки и зрительного контроля у дошкольников с проблемами в развитии Тема: Рисование дуг Цель: закрепить у детей умение рисовать округлые непрерывные линии; развивать ритмичность двигательной функции кисти.

Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией (консультация для.

В коррекционной работе в первом месяце летне-оздоровительного сезона я провела ряд мероприятий согласно перспективному комплексно-тематическому.

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Важные помощники».

Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие по социально-бытовой ориентировке для детей старшей группы с нарушением зрения. Занятие по социально-бытовой ориентировке, в виде исследования, с использованием здоровьесберегающих технологий. Конспект занятия будет интересен учителям - дефектологам, воспитателям коррекционных групп с нарушением зрения, педагогам ДОУ.

Цель: показать результат коррекционной работы по теме «Органы чувств». Активизировать представление детей об органах чувств и их значении.
Коррекционно-образовательные задачи:
Обобщить знания детей о сенсорных возможностях органов чувств, учить использовать имеющиеся знания на практике.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, компенсаторные функции сохранных анализаторов.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Здоровье сберегающие технологии: пальчиковые игры с шариком Су-Джок, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Материал: коробка - посылка, притча, написанная на бумаге, картинки с изображением органов чувств, непрозрачные ёмкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (цедра лимона, чеснок, ванилин, хвоя сосны) и вкусами (сахар, соль, лимон, лук); аудиозаписи различных звуков (шум моря, голоса птиц, шум транспорта), «Волшебный мешочек» с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, шарики Су-Джок); картинки с геометрическими фигурами, магнитная доска.
Предварительная работа: Беседы о здоровье, разучивание стихотворения В. Свиридова «Для чего нужны глаза?», дидактические игры: «В гостях у Айболита», «Узнай по голосу», «Узнай по запаху».
Методы и приемы: игровая мотивация, создание проблемной ситуации, беседа с детьми, притча об органах чувств; игра «Чудесный мешочек», игра «Запомни и назови», загадки об органах чувств, игра «Чудо-нос».

Ход занятия:

Звонок мобильного телефона, тифлопедагог разговаривает по мобильному телефону.
Тифлопедагог: Алло! Да …Детский сад. Будет доставлена посылка, хорошо!
Стук в дверь.
Тифлопедагог выходит за дверь и приносит коробку - посылку.
- А вот и посылка. Как выдумаете, что в ней?
Ответы детей…
Тифлопедагог : Давайте откроем и посмотрим…
В посылке старинное письмо - притча и картинки с изображением органов чувств.
Тифлопедагог читает притчу об органах чувств:
Поспорили как-то органы чувств между собой: кто важнее из них?
Глаза сказали сразу: «Кто из вас может различать цвета, красоту окружающего мира? Давно доказано, что более 80% информации человек получает именно через зрение. О чём тут можно спорить!?»
Уши тут же возразили: «Окружающий мир, говорите?! В чем же будет его красота, если он будет без звуков? Журчание ручейка, пение птиц, голоса людей.…Вот это красота!»
«Извините!- вмешался нос. - Красота не в звуках, а в запахах, именно они опьяняют и запоминаются надолго... Запах цветов, запах моря, весны…»
« Красота! - не спеша, выслушав почти всех, обстоятельно заявил о себе Рот. - Сколько бы вы не тешили человека на его голодный желудок, долго он не протянет. А потом за вкус чего-нибудь особенного он отдаст все красоты природных пейзажей вместе с гаммой музыкальных звуков и всем разнообразием запахов в придачу!»
« Ну, теперь, кажется, все высказались - тоном первых среди равных, воскликнули руки, последние из пятёрки органов чувств - Руки чувствуют и создают красоту для человека. Мы самые чувствительные и значимые. Мы главнее всех! Всё в наших руках!»
Этот спор услышал мудрец и сказал….
Тифлопедагог: Дальше невозможно прочесть, вода размыла буквы…
-Интересно, что же сказал мудрец?
-Давайте проведем свое небольшое исследование и ответим сами на этот вопрос.
(Дети соглашаются с педагогом). Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир. И поэтому их называют как?
Ответы детей: помощниками.

Тифлопедагог: Ребята, давайте вспомним, какие органы чувств вы знаете?
Ответы детей: глаза, уши, нос, язык, кожа.
Тифлопедагог: Самая чувствительная кожа на пальцах рук. Вот почему руки считают себя главными помощниками.
Тифлопедагог: А теперь приступим к нашему исследованию! Для того чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте загадку:
-Их у нас с тобою пара:
Один - слева, другой - справа.
Чтобы видеть вдаль, смотреть вперед.
Кто их знает, сразу назовёт.
Ответ детей: глаза
(Дети на магнитной доске прикрепляют картинку с изображением глаз.)

Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужны глаза?
Ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги…
Тифлопедагог: Правильно, а сейчас проверим, так ли это? (Ответы детей, обобщение педагога).
Тифлопедагог:
А теперь мы проверим, как развиты у нас глазки, а точнее зрительная память и внимание.
Давайте поиграем в игру «Запомни и назови». Посмотрите на картинку внимательно и запомните геометрические фигуры, которые на ней нарисованы. Запомнили? А теперь я спрячу картинку, а вы назовите, какие геометрические фигуры вы запомнили?
(Игра на активизацию зрительного анализатора).
Тифлопедагог : Молодцы, ваши глазки хорошо потрудились и наверно- утомились.
Нам поможет, наверняка, зрительная гимнастика:
Глазкам нужно отдыхать (закрываем глаза ладонями).
Все умеем мы моргать (моргаем глазами)
Посмотрели: вправо, влево.
Продолжаем дальше делать.
Подняли глазки вверх,
Опустили плавно вниз.
За работу принялись!
Тифлопедагог: Чтобы глаза хорошо видели, нужно о них заботиться и беречь. Давайте вспомним, что для этого нужно делать.
Дети повторяют стихи:
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу.
Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай.
На яркий свет смотреть нельзя,
Береги, дружок, глаза!
Тифлопедагог : А теперь, отгадайте следующую загадку:
На лице он есть у нас:
Выше рта, но ниже глаз.
Нужен нам, чтобы дышать,
Запахи различать.
Вы ответьте на вопрос:
«Что же это, дети?» …(нос).
Дети находят карточку с изображением носа и прикрепляют на магнитную доску.
Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужен нос?
Ответы детей: дышать, различать запахи.
Тифлопедагог: Правильно! А как он помогает нам в жизни?
Дети: С его помощью различают запахи, дышат.
Тифлопедагог: Правильно, давайте с вами подышим: Вдохнем носом глубоко, а выдохнет ртом очень легко. Повторить 3-4 раза. Подышали?
А теперь давайте поиграем в игру «Чудо – нос». Вы сейчас с закрытыми глазами попробуйте отгадать запахи, что находится в этих баночках. (Дети по очереди определяют, что находится в каждой баночке).
Тифлопедагог : Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь отгадайте следующую загадку:
-Их у нас с тобою пара.
Одно слева, другое справа.
Чтобы слышать звуки, речь,
Нужно их от травм беречь.
Что же это, малыши? Ну конечно, это …(уши).
(Дети на доске прикрепляют картинку с изображением уха.)
Тифлопедагог: Ребята, зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?
Дети: Уши помогают нам слышать звуки и различать их.
Тифлопедагог: Правильно, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай на слух». Присядьте на ковер, закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны. (Дети слушают аудиозапись различных звуков).
Тифлопедагог: Какие звуки вы слышали?
Ответы детей….
Педагог благодарит детей за правильные ответы.
Тифлопедагог: Молодцы! Отгадайте следующую загадку:
На лице у всех у нас, он под носиком как раз.
Он нам всем необходим:
Мы им пьем и им едим.
Он нам очень помогает, когда вкусы различает.
Кто его мне назовет? Ну, конечно, это…(рот).
Правильно, ребята, это рот.
Дети на магнитной доске прикрепляют картинку с изображением рта.
Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужен рот?
Ответы детей: разговаривать, кушать, чувствовать вкус пищи, которую едим.
Тифлопедагог : Давайте проверим и поиграем в игру «Угадай на вкус». Определите на вкус, что вы пробуете?
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: лимон, сахар, соль, лук.
Тифлопедагог: И снова никто из вас не ошибся! Вы хорошо умеете пользоваться вашими органами чувств. Давайте отгадаем еще одну загадку:
Чтобы узнавать фактуру,
Чувствовать температуру
Чтобы формы различать,
С шариком Су-Джок играть,
Чтоб ощупать все нам штучки,
Нам нужны, конечно…(ручки).
А чем мы с вами ощущаем прикосновение?
Дети: кожей.
Тифлопедагог : А где самая чувствительная кожа?
Ответы детей: на пальцах рук.
Тифлопедагог : Верно, ребята. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью "Волшебного мешочка". По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание)
Тифлопедагог : Молодцы! А теперь, давайте укрепим наши пальчики.
Пальчиковая игра с массажером Су-Джок.
Тифлопедагог:
Ежики уж тут как тут,
(Педагог подает корзину с массажерами)
Дети в руки их берут,
(Дети берут массажеры)
По ладошке их катают,
(катают массажеры по ладони)
Бережно, легко сжимают,
(сжимают массажеры в кулаке)
Каждый пальчик ему рад,
(покалывают подушечку каждого пальца)
Вылечат они ребят!
Тифлопедагог : Вот и завершилось наше исследование. Вы справились со всеми заданиями, хоть они были трудными. Давайте подведем итог. Как вы думаете, кто же самый главный из помощников?
Ответы детей: Все.
Тифлопедагог: Правильно!
Мудрец сказал, что человеку нужны и важны все помощники.
В теремке, который век.
Под названием "Человек"
Все помощники живут:
Нос, рука, язык, глаза, уши -
Вместе дружная семья.
(Дети показывают помощников)
Все помощники нужны,
Все помощники важны!

Елена Митина

Тема: Путешествие на волшебный остров.

Тип занятия: комплексное занятие-путешествие (средняя группа).

Задачи: - продолжать узнавать животных, представленных для восприятия в различных модальностях (контуры, пересеченные контуры, силуэты);

Продолжать развивать зрительную дифференциацию предметов по величине, по цвету и оттенкам (5 предметов);

Закреплять умение выделять зеленый цвет из множества (голубой, синий, красный);

Продолжать развивать умение ориентироваться на микроплоскости (фланелеграф, подставки, цветные изображения, контурное изображение, окно, мольберт, макроплоскости (группа);

Продолжать учить рассматривать простое сюжетное изображение; выделять и перечислять все объекты, выделять ближний и дальний план; выкладывать на индивидуальных фланелеграфах фрагменты изображения;

Развивать речевое дыхание;

Автоматизировать звук [л] изолированно, в словах и в словосочетаниях;

Закреплять навык согласования существительных с числительными 1, 2, 3, 4, 5 и прилагательными в роде, числе и падеже;

Закреплять умение подбирать признаки предмета;

Развивать слуховое и зрительное внимание, кратковременную память;

Активизировать в речи пространственные термины: слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко, спереди, позади;

Развивать зрительные функции: прослеживающая, цветоразличительная, локализация и фиксация взора, глазомер;

Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук;

Воспитывать умение заниматься в коллективе, слушать педагога и товарищей, уметь дополнять.

Оборудование: ширма, игрушка дракон, ковер, вертушка, картина «обезьянки», диск с музыкой, подзорные трубы (по количеству детей, индивидуальные фланелеграфы, разноцветные яблоки, зеленые яблоки 5 оттенков разной величины, пересеченные контуры животных, силуэтные изображения, сюжетное изображение «фотография», дидактический зонтик с предметными картинками голубого цвета, сундук, сартинки со схесатическим изображением животных.

Предварительная работа: чтение сказок с упоминанием о волшебном транспорте, знакомство с животными жарких стран, постановка звука [л] и автоматизация его в словах.

Ход занятия.

I. Оргмомент.

Здравствуйте ребята. Вы любите путешествовать? А хотите сегодня отправиться в путешествие на волшебный остров? Там нас ожидают интересные приключения и, конечно же, на этом острове спрятан клад, который мы попробуем отыскать.

Но остров находится очень далеко в волшебной стране. До него необходимо на чем-то добраться. Как вы думаете, на чем можно отправиться в наше путешествие? Но не забудьте, что путешествие у нас волшебное, а значит и транспорт должен быть сказочный. (печка Емели, сапоги скороходы, ступа бабы яги, ковер-самолет и т. д.)

Нас много, поэтому мы полетим на ковре-самолете.

Чтобы наш ковер полетел, нам необходим попутный ветер. Давайте сами превратимся в ветерок и подуем, разгоняя наш ковер-самолет (дети дуют на вертушку).

Ковер-самолет взлетел и загудел, неся нас к приключениям. Покажите, как гудит наш ковер. Чтобы правильно произнести звук [л], вспомните, что губки в улыбке, язычок поднят и прижат за верхними зубками. (Дети произносят изолированный звук [лллллл…].

II. 1. Молодцы! Смотрите, на горизонте появился остров. Возьмите подзорные трубы и посмотрите, что вы там увидите. (Дети смотрят в подзорные трубы и видят на картинке обезьянок).

Да это озорные обезьянки. А мы знаем пор них песенку. Давайте ее споем. (веселые песенки для детей Е. Железнова)

Обезьянки вышли погулять выполняем движение «фонарики»

Обезьянки стали танцевать сжимаем и разжимаем кулачки

Но одна из них ушла домой поспать, ладони прижаты др/др, под щеку

Потому что надоело танцевать. стряхивающие движения кистями

2. Вот мы и приземлились на волшебный остров.

Под музыку на ширме появляется дракон.

Кто посмел ступить на мой остров? Что вам здесь надо?

Ну что ты сердишься, дракон? У нас такие хорошие, добрые ребята. Зачем ты их пугаешь? Тебе, наверное, никто не говорил добрых слов, поэтому ты такой злой. Ребята, давайте мы расскажем дракону какой он замечательный.

Посмотрите, какие у него глаза (дети: добрые, черные, грустные и т. д.).

А какой у него хвост?

Скажите, а лапы? (дети подбирают признаки)

Ой, спасибо ребята, а я и не знал, что вы такие добрые. Хорошо, я разрешаю вам погулять по моему острову. Но чтобы найти сокровища, вы должны выполнить четыре моих задания. Задания будут не простые, вам придется показать все свои знания и умения, проявить фантазию и смекалку.

Я такой сердитый и печальный потому что на моем острове, в последнее время, творится что-то непонятное: животные перепутались между собой; мои любимые зеленые яблочки затерялись среди других; на острове часто идет необычный голубой дождь… Вот если вы мне поможете навести порядок на острове, то мое настроение улучшится и я открою вам тайну сокровищ. Там где надо навести порядок, я расставил цифры 1. 2, 3, 4. С какой цифры надо начинать? Удачи вам, отправляйтесь искать первое задание.

3. – Ребята, смотрите, а животные на этом острове действительно все перепутались. Кого вы здесь видите? Покажите (дети по очереди называют животное и указкой обводят пересеченный контур).

4. - Молодцы, вы справились с этим заданием. Следующее задание будет сложнее. Помогите мне найти зеленые яблоки разных оттенков.

На столе разложены разноцветные яблоки, дети выбирают зеленые.

Ты взял какое яблоко? – зеленое яблоко. На столе у вас лежат какие яблоки? – зеленые яблоки. Мы нашли для дракона много каких яблок? – много зеленых яблок.

А теперь разложите ваши яблоки от самого темного до самого светлого.

Разложите по величине от самого большого до самого маленького.

Молодцы, а теперь посчитайте сколько зеленых яблок вы нашли. так одно зеленое яблоко… (дети по очереди считают яблоки от1 до 5).

5. Ищем 3 задание. Подходим к ширме.

– На моем волшебном острове часто идет дождь. Дождь тоже волшебный. На мой зонтик попали капельки этого дождя. Внимательно посмотрите на эти "капельки - картинки" и постарайтесь запомнить как можно больше. А потом мне скажете, что увидели. (Выставляется дидактический зонтик с предметными картинками голубого цвета, медленно вращается и убирается)

Вспомните, что было на зонтике: голубой слон, голубой самолет, голубая неваляшка, голубое пальто, голубой василек, голубые колокольчики, голубое платье, голубое яблоко.

Скажите, что объединяет все эти предметы? (они все голубые) Правильно, все эти предметы голубого цвета. Значит на моем острове идет какой дождь? (голубой дождь)

III. Гимнастика для глаз.

Ваши глазки устали, давайте немного отдохнем (зрительная гимнастика с силуэтными изображениями животных на окне).

IV. 1. – У меня есть фотография моих друзей жирафа и черепахи. Я хотел бы послать им такие же. Фотография одна, а друзей много. Сделайте для меня много таких фотографий (выставляется сюжетное изображение).

Смотрите, какая интересная фотография. Кого вы на ней видите? Что находится справа? – пальма. Кто находиться слева? – жираф. Кто находится в центре? – черепаха. Что находится перед черепахой? – озеро. Что находится позади черепахи? – горы….

Дети рассматривают картинку, перечисляют все объекты, планы с использованием в речи пространственных терминов: слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко, спереди, позади. Выкладывают копию картины силуэтами предметов на индивидуальных фланелеграфах. После выкладывания проверяется точность выполнения задания.

Молодцы, спасибо вам за такие чудесные фотографии, моим друзьям они точно понравятся.

2. Вы выполнили все мои задания, помогли навести порядок на моем острове. Теперь я не буду злым и печальным. А каким я стану?

Дети подбирают признаки: добрым, хорошим, веселым, милым…

Спасибо. Скажите, а какое задание вам показалось самым трудным? Что понравилось больнее всего?

Ну, а теперь я разрешаю вам поискать сокровища на моем острове. Только я не помню, где они спрятаны, знаю только, что сокровища в каком-то сундуке. Постарайтесь найти их сами. А я очень устал, полечу в свою пещеру отдыхать. Всего вам хорошего.

V. Дети в группе находят коробку с сокровищами, открываю.

Смотрите, кроме волшебных подарков в сундуке еще сюрприз от дракона. Это картина его друзей, только они не полностью дорисованы. Вы возьмете их домой, соедините по точкам все рисунки и раскрасите.

А сейчас нам пора домой. Садимся на наш ковер-самолет. Закрываем глаза и представим, что мы летим… Открываем глаза. Мы в своем детском саду.

Вам понравилось наше путешествие?



Оксана Ярош
Конспект индивидуального занятия тифлопедагога «В гостях у Доктора Айболита»

Тема : «В гостях у Доктора Айболита »

Цель : формирование эмоционального комфорта в период предаппаратной подготовки детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

Основные задачи :

- образовательные : закреплять у ребенка представления о роли тренировки для зрения, познакомить с программой «Мышка» ;

- обучающие : учить дополнять свое нарушенное зрительное восприятие информацией об окружающем, полученной с помощью сохранных анализаторов;

- воспитательные : формировать стремление к здоровому образу жизни, представления о своих собственных зрительных возможностях, подводить детей к выполнению назначений врача офтальмолога;

- коррекционно-развивающие : развивать зрительное восприятие, зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-двигательную координацию, развивать мелкую моторику рук.

Место проведения : кабинет учителя-дефектолога МБДОУ №125

Оборудование и материалы : игрушка Доктора Айболита , дидактическая игра «Таблица Орлова» , Волшебный мешочек, муляжи овощей и фруктов, пазлы "Фрукты - овощи", рельефно - тактильные альбомы овощей и фруктов / ТОСБС; сост. Н. П. Мызенкова, альбом - раскраска, специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий», ноутбук с программой зрительной гимнастики с использованием компьютерной программы "Мышка" в программе Microsoft Power Point, тактильно-дидактическое пособие «Волшебный песочек» .

Дефектолог : «Здравствуй! Сегодня у нас в гостях доктор Айболит (выставляется игрушка) . Он пришел к нам не с пустыми руками. Посмотри, у него в руках конверт с заданиями. Доктор Айболит предлагает нам его открыть и выполнить задания».

Дефектолог : Давай откроем и выполним первое задание. Посмотри, что в конверте?

Ребенок : - В конверте контурные фигурки животного

Дефектолог : - Какого?

Ребенок : Кошки

Дефектолог : Правильно

Перед нами кошечки, рассмотри их внимательно

Ребенок : они отличаются друг от друга

Дефектолог : рассмотри их, чем они отличаются друг от друга

Ребенок : «У одной кошечки нет хвоста, а у другой ушей» .

Дефектолог : Правильно. А давай сделаем одну кошечку, у которой будут и хвост и ушки». Как это можно сделать?

Ребенок. Наложить

Дефектолог правильно

Ребенок : выполняет задание

Дефектолог отмечает, что данное упражнение пригодиться ребенку при лечении на аппаратах

Дефектолог : «А теперь, Доктор Айболит предлагает рассмотреть игрушку близко и на расстоянии (лечебная тренировка цилиарной мышцы) . Сначала в очках, а затем без очков. Правым глазом, затем – левым. Что ты замечаешь!

Ребенок : «В очках видеть лучше. И игрушка «прыгает» .

Дефектолог : Правильно. «В очках предмет виден четче, ярче, с деталями. Без очков предмет на расстоянии или не виден, либо воспринимается нечетко, контур его может быть размыт, многие детали выпадают, труднее определить пространственное расположение частей. Какой мы можем сделать вывод?

Ребенок «В очках удобнее рассматривать игрушки, можно больше узнать о предмете или о том, что происходит далеко от тебя». И беречь зрение.

Дефектолог : «Помни, пожалуйста, если зрение нарушено, то необходимо носить очки, они помогают нам лучше видеть и сохранить зрение».

Дефектолог : «А теперь отгадай загадку» .

Чтобы глазик был здоров, чтоб забыть про докторов

Нужно правильно питаться, есть чернику, апельсины

И забудешь про ангины, принимая… (витамины)

Дефектолог : «Доктор Айболит хочет тебе рассказать о том, что наш глаз «дышит и питается» и ему необходимы витамины и предлагает сыграть в игру «Полезные витамины для глаз» (ребенок выкладывает пазлы с изображением фруктов и овощей) . Дефектолог сопровождает действия ребенка сопроводительной беседой закрепляющего характера (Какого цвета апельсины, какой формы огурец, чем полезна морковь? и т. д.)

Дефектолог : «А теперь Доктор Айболит предлагает тебе потренировать глаза» - проводится зрительная гимнастика с использованием компьютерной программы "Мышка" способствующая развитию навыков работы на компьютере в программе Microsoft Power Point и закреплении прослеживающей функции глаза и координации глаз-рука.

Дефектолог : «Доктор Айболит предлагает подумать , кто еще может помочь нашим глазам получать информацию о разных предметах? Отгадай еще одну загадку :

Пять братьев, пять братьев,

Годами равные, ростом разные.»

Ребенок : «Это рука» .

Дефектолог : Верно, нарисуй волшебный рисунок на песке. Сначала палочкой на мокром песке (на индивидуальном контейнере , а затем предлагает выполнить рисунок на дидактическом пособии «Волшебный песочек» (в процессе рисования на песке дефектолог ведет сопроводительную беседу с выяснением качества объекта, эмоциональное ощущение от объекта и работы, - Какого цвета песок? Какого качества? Сыпучий? Влажный?.)

Дефектолог : Доктор Айболит предлагает нам поиграть с тобой в игру «Найди нужный предмет» (вариант «Волшебный мешочек с крупой» ). Ребенок наощупь находит, достает и называет муляжи овощей и фруктов по заданию дефектолога с речевым сопровождением выполненных действий, с выяснением эмоционального отношения к происходящему

Эмоционально-позитивная оценка действий ребенка : «Молодец! ты хорошо выполнил работу»

Дефектолог : «А теперь мы предлагаем Доктору Айболиту понаблюдать за нашей игрой «Перенеси мышкой нужные предметы» (Специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий»)

Ребенку предлагается сгруппировать предметы по общим признакам. Показ педагога работы в специализированной компьютерной программе «Развиваем зрительные способности» , Ремезовой Л. А., Буковцевой Н. И. ,2008

Дефектолог : «- а теперь попробуй ты…»

Ребенок выполняет задания по группировке предметов в программном продукте.

Дефектолог : «Как ты думаешь, что способствует закреплению нашего зрения?»

Ребенок : «Лечение на аппаратах» .

Дефектолог : «Правильно, сегодня ты замечательно поработал, предлагаю пройти в кабинет с офтальмологическими аппаратами и выполнить упражнения, которые назначил тебе врач. А Доктор Айболит прощается с тобой и дарит тебе подарок, за твою отличную работу, эту раскраску, которую ты можешь раскрасить в группе в свободное время».

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж]» Конспект индивидуального занятия: «Автоматизация звука [Ж]» Цель: - Автоматизировать звук Ж в самостоятельную речь ребенка Задачи: Коррекционно.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Садовые ягоды» Цель: I. Закреплять знания о садовых ягодах (названия, где растут, части, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающие понятия:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.

Вид занятия (этап коррекционной работы): Этап автоматизации звука в словах. Тема: Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]. Логопедические задачи: 1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] Используемые технологии: здоровьесберегающие; проблемно-игровые; технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения Лексическая тема: «Зимующие птицы». Логопедическая тема: Автоматизация звука [ш] в словах. Цель: закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: I. Закреплять знания о зимующих птицах, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающее понятие: зимующие птицы. Продолжать.

Цели: - продолжать учить детей ориентироваться на микроплоскости; - закреплять умения определять словесно местоположение предмета на микроплоскости.

Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г. ж. с сочетанной патологией. Цель занятия: развитие зрительного восприятия. Задачи: - закреплять предметные представления по л. темам «Деревья», «Фрукты», «Осень», «Дикие.

Библиотека изображений: