Методические рекомендации к планированию развития речи в старшей группе. Ноябрь. Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, граф

Тема: Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды». (По произведениям Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А. Пушкина «Унылая пора!..», «Уж небо осенью дышало...»).

Цель: учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных; развивать у детей координацию движений с речью.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми.

Ребята, вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами.

Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.

Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах, -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем, -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

- Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Тучи небо кроют,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не так уж и грустно. Посмотрите на этот осенний букет из листьев.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть букет из осенних листьев.

Осень, словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!

Воспитатель раздает листья детям в руки.

Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, желтым, багряным, коричневым и т. д.)

Подберите много-много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т. д.)

На что стали похожи листья осинок? (На румяные яблочки.)

А листья дуба? (На медные монеты.)

Листья рябины красные. Значит, они что сделали? (Покраснели.)

Листья клена желтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели.)

Листья березы золотые. Значит, они что сделали? (Позолотились.)

Листья осенью красивые, а стали еще... (Красивее.)

И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.

Листья осенние тихо кружатся.

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят.

(Движение руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят.

(Поднимаются, кружатся.)

Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей волшебной красотой.

Осень вдохновляла художников, композиторов, музыкантов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени красками, музыкой, словами. Великий русский поэт А. Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Какими словами поэт называет осень, выражая свое особенное отношение, чувство к ней? (Очей очарованье! Приятна мне твоя краса. Люблю я...)

Как поэт описывает осень? Какие слова подбирает для ее описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы...)

О каком периоде осени писал поэт это стихотворение? (О золотой поре, о середине осени.)

- Послушайте еще одно стихотворение А. Пушкина.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

(Из романа «Евгений Онегин»)

Какой период осени описал поэт в этом стихотворении? (Поздняя осень.)

Какие признаки глубокой осени отражены в этом стихотворении? (Светит солнце редко, короткий день, туман на полях, караван улетающих птиц, тянущихся к югу...)

Правильно, поэт нам прямо говорит о поздней, глубокой осени, называет ее последний месяц - ноябрь.

Почему поэт называет осень «скучной порой»? (Солнца мало, холодный ветер, затяжные холодные дожди, голые деревья, холодно, сыро...)

Ребята, вам понравились стихи поэтов об осени?

А вы любите осень? (Ответы детей).

Какая бы погода ни стояла, каждое время года отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром говорится, что «У природы нет плохой погоды».

Ребята, а если бы вы были музыкантами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или веселую? (Ответы детей).

А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей).

А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре - осени? (Рассказы детей).

Перспективный план работы по речевому развитию в старшей группе

Октябрь

1 неделя

Осенняя пора, сезонные изменения.

2 неделя

Фруктовый пир

3 неделя

Овощной салат

4 неделя

Листопад

(деревья осенью)

Нод 1

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цель: Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Гербова В.В. стр.35

Сравнение и описание предметов (фрукты)

Цели:

Сравнение и описание предметов (овощи)

Цели: учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы; учить сравнивать предметы, выделят существенные признаки; подбирать синонимы к прилагательным.

О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова и др. «Занятия по развитию речи в детском саду»с.315

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней

Цель: Совершенствовать умение детей составлять последовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Гербова В.В. стр.38

Нод 2

Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень»

Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворения И.Белоусова «Осень» (в сокращении)

Гербова В.В. стр. 37

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц

Цель: Закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить дифференцировать звуки; различать в словах, выделять слова с заданном звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слушать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.

Гербова В.В. стр.44

Рассказывание по скороговорки

Задачи: связная речь: воспитывать навыки связной речи грамматика: учит использовать в речи сложноподчиненные предложения;

ЗКР: уточнить и закрепить правильное произношение звуков с и ц; учить детей дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе.

О.С.Ушакова, стр.136

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

Гербова В.В. стр.50

Ноябрь

1 неделя

День народного единства

2 неделя

Культура поведения

(на улице, в транспорте,

в помещении)

3 неделя

Мальчишки и девчонки, а также их родители

4 неделя

Женские профессии

(День матери)

5 неделя

Проектная неделя

Книга -лучший друг

Нод 1

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

Цель: 1. Познакомить детей с праздником - «День народного единства», историей его возникновения.

2. Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям.

3.Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

4. Развивать сообразительность, умение устанавливать связи. (конспект прилагается)

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово».

Цель: Познакомить детей с необычной сказкой Б.Шергина «Рифмы» и стихотворением Э.Мошковской «Вежливое слово».Обогащать словарь вежливыми словами.

Гербова В.В. стр.74

Обучение рассказыванию.

Цель: Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д.Нагишкина; в сокращении).

Гербова В.В. стр.55

«Путешествие в страну женских профессий»

Задачи:

Расширение, активизация словаря по теме “Женские профессии”.

Закреплять умение строить простые предложения.

Развивать внимание, память, чувство ритма, умение ориентироваться в

пространстве, мелкую моторику рук, воображение, логическое мышление.

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности. - Воспитывать уважение и любовь к профессиям.

(конспект прилагается)

Веселые рассказы Н.Носова.

Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова.

Гербова В.В. стр40

Нод 2

Звуковая культура речи: работа со звукам ж-ш

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух; упражнять в различении (на слух) знакомого звука; в умении дифференцировать звуки ж-ш а словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Гербова В.В. стр.53

Учимся вежливости

Заучивание стихотворения Р.Сфера «Совет»

Цель: Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р.Сфера «Совет», научить выразительно, читать его.

Гербова В.В. стр.48.

Завершение работы над сказкой «Айога»

Цель: приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя Гербова В.В. стр.56.

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е.Балогиной «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном».

Цель: Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Гербова В.В. стр.91

Литературный калейдоскоп

Цель: Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.

Гербова В.В. стр.49

Декабрь

1 неделя

Организм человека, здоровье

2 неделя

О, спорт, ты – мир!

(зимние и летние виды спорта)

3 неделя

Одежда, обувь, головные уборы

4 неделя

Новый год

(традиции)

Нод 1

Игра «Живые слова»

Цели: дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение.

О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова и др. «Занятия по развитию речи в детском саду» с.240

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРОЖНЕНИЕ:»Хоккей», «Кафе»

Цель: Упрожнять детей в умении различать и выполнят задания на пространственное перемещение предмета «Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («кафе»).

Гербова В.В. стр.61

Обучение рассказыванию: описание кукол.

Цель: помочь детям составлять план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

Гербова В.В. стр.43

Беседа по сказке П.Бажова «Серебряное копытце» К.Фофанова «Нарядили елку…»

Цель : Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Гербова В.В. стр.68

Нод 2

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш

Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слое.

Гербова В.В. стр. 64.

Дидактические игры со словами.

Цель: Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифму слова.

Гербова В.В. стр.69.

Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Задачи:

Связная речь: учить детей передавать литературный текст связанно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога;

Словарь: учить подбирать подходящее по смыслу определения;

Грамматика: закрепить умение употреблять трудные формы Р.П. мн.ч. сущ.(ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек);

ЗКР: привлечь внимание детей к громкости и четкости произнесения слов.

О.С.Ушакова, стр.152.

Заучивание стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой»

Цель: Вспомнить с детьми произведения С.Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

Гербова В.В. стр.66

Татьяна Казакова
Перспективный план работы по развитию речи в старшей группе

Сентябрь «Здравствуй, детский сад»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [з] –[с] Цель : поупражнять детей в отчетливом произношении звуков [з] – [с], учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, упражнять в отчетливом произношении слов и фраз. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по . Стр. 46-47)

2. Составление рассказа из личного опыта на тему «Как я провел лето»

Цель : учить детей в составлении рассказа, опираясь на свой личный опыт

«Заяц хваста»

Цель : предложить вспомнить названия русских народных сказок, характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок, учить характеризовать произведение, совершенствовать интонационную выразительность речи (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 35-36)

4. Дидактическое упражнение «Конкурс хвастунов»

Цель : создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми

Октябрь «Здравствуй, осень»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [с] –[ц]

Цель : закрепить правильное произношение звуков [с] –[ц], учить дифференцировать эти звуки, выделять слова, с заданным звуком из фразовой речи , называть слова со звуками [с] –[ц], упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 62-63)

2. Составление описательного рассказа «Осенний день»

Цель : упражнять детей в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, учить составлять подробные и интересные рассказы. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 44-45)

3. Заучивание стихотворения «Осенью» А. Плещеева

Цель : Напомнить детям приметы ранней осени, помочь определить приметы поздней осени при рассматривании картин и фотографий, при анализе поэтических строк и узнать эти приметы в стихотворении, помочь запомнить стихотворение и выразительно читать его. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 54-55)

4. Дидактическая игра «Овощи» , «Угадай, что это» ?

Цель : Учить детей различать овощи по описанию, активизировать знания об овощах, фруктах, ягодах. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 53-54, 56-57)

Ноябрь «Животные»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [ж] – [ш]

Цель : упражнять детей в отчетливом произношении слов, содержащих звуки [ж] – [ш], развивать фонематический слух , учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками [ж] – [ш], совершенствовать интонационную выразительность речи . (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 79-81)

2. Рассказывание по картинкам «Ежи»

Цель : закрепить у детей навыки целенаправленного рассматривания картины, учить логично, последовательно и подробно строить описание, уточнить представление детей о диких животных, воспитывать умение задавать вопросы, воспитывать навыки культурного общения (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 52-53)

3. Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк»

Цель : вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые, предложить охарактеризовать героев новой сказки (особенно подробно – лису, и сравнить их с героями персонажей других сказок . (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 76-77)

4. Беседа на тему : «Дикие животные»

Цель : помочь детям запомнить признаки, характеризующие диких животных, закрепить новые сведения используя картины о животных, поощрять попытки детей задавать вопросы, отрабатывая навыки речевого общения. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 102-103)

5. Дидактическая игра «Чей хвост, чья голова?» , «Кто где живет?»

Цель : уточнить представление детей о диких животных, закреплять в речи названий диких животных наших лесов, и их детёнышей, частей тела, жилищ.

Декабрь «Новый год у ворот»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [с] –[ш]

Цель : совершенствовать слуховое восприятие детей путем упражнений на различие звуков [с] –[ш], на определение наличия их в словах и фразовой речи , на придумывание слов с определенным звуком, совершенствовать речевое дыхание и дикцию. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 92 -93)

2. Чтение детям рассказа «Таня выбирает елку» Л. Воронкова

Цель : познакомить детей с новым литературным произведением, совершенствовать интонационную выразительность речи (Конспект)

3. Заучивание стихотворения «Песня о елке» С. Маршака

Цель : помочь детям понять и запомнить детям стихотворение, учить выразительно читать его, познакомить детей с тем, что предложения состоят из слов, которые произносят одно за другим (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 93-94)

4. Составление детьми рассказов на тему «Дед Мороз едет на елку»

Цель : поощрять попытки детей составлять подробный описательный рассказ. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 94-95)

Январь «Зима»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [з] –[ж]

Цель : совершенствовать звуковое восприятие детей посредством упражнений на различие звуков [з] –[ж] изолированных в словах, придумывание слов с заданным звуком. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 105-106)

2. Рассказывание по картине «Зимние развлечения »

Цель : учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичное, эмоциональное и содержательное описание. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 84-85)

3. Чтение детям рассказа «Про снежный колобок» Н. Калинина

Цель : познакомить детей с новым художественным произведением, совершенствовать речь детей. Заучивание сихотворения «Зима» И. Сурикова

Цель : помочь детям запомнить стихотворение, выразительно читать его. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 103)

Февраль «Что мы знаем о пиццах»

1. Рассказывание по картинкам «Кормим птиц»

Цель : учить детей составлять рассказы по картинкам, представляющим сюжет в развитии , воспитывать умение подбирать слова, сходные по звучанию, активизировать словарь, совершенствовать слуховое восприятие. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 107-108)

2. Пересказ художественного произведения Е. Чарушина «Воробей»

Цель : учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение. (Источник старшей группе детского сада . Развитие речи . Стр. 88-90)

3. Заучивание стихотворения «Ласточка» А. Майкова

Цель : помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 130 - 131)

4. Дидактические упражнения «Слова перепутались»

Цель

Март «Весна - красна в гости пришла»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [ч] –[щ]

Цель : учить детей различать на слух звуки [ч] –[щ]: изолированные, в словах, во фразовой речи , придумывать слова на заданный звук, совершенствовать интонационную выразительность речи (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 133 - 134)

2. Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель : учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине, обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы. (Источник : В. Н. Волочкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада . Развитие речи . Стр. 81-83)

3. Заучивание «Стихов о весне» С. Маршака

Цель : помочь усвоить содержание «Стихов о весне» , выделить в них описанные приметы сезона (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 134 - 135)

4. Дидактическое упражнение «Распутай предложение»

Цель : учить детей правильно строить предложения, активизировать речь детей

Апрель «Профессии людей»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [р] –[л]

Цель : упражнять детей в различении звуков [р] –[л] в словах, фразовой речи , учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 144 - 146)

2. Беседа «Труд работников детского сада »

Цель : расширить и уточнить знания детей о труде сотрудников детского сада, поупражнять детей в сосавлении глаголов с приставками. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 85 - 86)

3. Чтение детям произведения «Дядя Степа» С. Михалкова

Цель : познакомить деей с новым произведением. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 115 - 116)

4. Дидактическая игра «Магазин Сувенир»

Цель : учить детей составлять подробные рассказы-описания. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 114)

Май «Скоро лето»

1. Рассказывание по картинкам с последовательно развивающимся сюжетом

Цель : воспитывать умение составлять подробные и интересные описательные рассказы по картинкам, представляющим сюже в развитии . (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 135 - 136)

2. Беседа «Как мы встречали весну?»

Цель : активизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 152 - 153)

3. Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Цель : учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах.

4. Дидактическое упражнение «Похожие слова»

Цель : расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Татьяна коновалова
Перспективный план по развитию речи в старшей группе (сентябрь - ноябрь)

ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

СЕНТЯБРЬ

Мы воспитанники старшей группы Дать детям возможность испытывать гордость от того что они теперь старшие дошкольники . Закрепить понятия чем занимаются на занятиях по развитию речи . Воспитывать внимание и усидчивость.

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки» . Учить детей запоминать название новой р. н. сказки «Заяц-хвастун» Закрепить название знакомых р. н. сказок. Воспитывать любовь к сказкам

Пересказ сказки «Заяц-хвастун» Учить детей пересказывать сказку придерживаться составленному плану . Закрепить умение пересказывать произведения. Воспитывать уважительное отношение к героем произведения.

Звуковая культура речи ; дифференциация звуков З_С Учить детей отчетливо произносить звуки З-С и их дифференциации, познакомить со скороговоркой. Закреплять чёткое произношение звуков. Воспитывать усидчивостью.

Обучение рассказыванию,составление рассказов на тему «Осень наступила» Чтение стихотворений о ранней осени. Учить детей рассказывать (личный опыт) ориентируясь на план Закреплять четкое произношение слов. Воспитывать любовь к поэтическим произведениям о природе.

Заучивание стихотворения И, Белоусова «Осень» . Учить детей запоминать стихотворения И. Белоусова «Осень. ,Закреплять умение выразительно читать стих. Воспитывать любовь к природе через произведения.

Рассматривание сюжетной картины Осенний день и составление рассказов по ней Учить детей составлять повествовательные рассказы по картинке, придерживаться плану . Закреплять умение последовательно рассказывать.

Веселые рассказы Н. Носова. Познакомить детей с новыми произведениями Носова. Воспитывать любовь к ним.

ТЕМА ЗАНЯТИЙ ЦЕЛИ,

Лексическое упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака. «Пудель» . Учить детей выразительно читать произведения, чётко произносить слова, познакомить с произведением перевертышем. Закреплять в речи детей произносить существительные и прилагательные.

Учимся вежливости. Учить детей быть вежливыми друг к другу, соблюдать правила поведения в обществе. Закреплять и активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты речи .

Воспитывать умение употреблять знакомые слова по необходимости.

Обучение рассказыванию. описание кукол. Учить детей самостоятельно описывать кукол по составленному плану . Закреплять употреблять прилагательные и существительные в речи . Воспитывать желание заниматься.

Звуковая культура речи : дифференциация звуков С-Ц. Учить детей дифференцировать звуки, различат в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи , называть слова со звуком с и познакомить детей с новой загадкой. Закрепить правильное произношение звука С _Ц. Воспитывать умение слышать и слушать.

Рассматривание картины «Ежик» и составление рассказа по ней. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана . Помочь детям рассмотреть и озаглавить картинку. Закрепить диких животных и как человек может помочь им зимой. Воспитывать любовь к животным.

Лексико – грамматическое упражнения. Чтение сказки «Крылатый,мохнатый да масленый» . Учить детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый» . Закрепить знание о сказках. Воспитывать желание слушать и рассказывать сказки.

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа,»Совет». Продолжать учить детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворения. Закрепить читать умениевыразительно. Воспитывать любовь к поэзии.

Литературный калейдоскоп. Продолжать учить детей отвечать на вопрос педагога полными ответами, Закрепить с детьми какие произведения он знают и любя. Воспитывать любовь к произведениям, книгам.

НОЯБРЬ ,

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение Заверши предложения». Развивать поэтический слух , приобщать детей поэзии. Продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения. Закреплять умение выразительно читать произведения. Воспитывать любовь к природе уметь видеть ее красоту.

Рассказывание по картине. Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы –матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. Закреплять умение работать у фланели графа. Воспитывать умение слушать товарища, не перебивать его.

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» . Учить внимательно и заинтересовано слушать сказки, помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Закрепить название знакомых сказок. Воспитывать чуткость к художественным героям.

Звуковая культура речи ; работа со звукам Ж-Ш. Учить находить в рифмах и стихах слава со звукам ж-ш, совершенствовать интонационную выразительность речи , отрабатывать речевое дыхание. Закреплять умение отчетливо произносить слова со звуками ж-ш. Развивать фонематический слух .

Обучение рассказыванию. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки сказки. Закреплять в умение связно последовательно пересказывать. Воспитывать интерес к сказкам.

Завершение работы над сказкой «Айога» . Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, ответственно относиться к заданиям воспитателя. Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Закреплять умение пересказывать знакомые произведения. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Чтение рассказа Б. Житкова. «Как я ловил человечков» ». Учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, познакомить с новым рассказом Б Житкова «Как я ловил человечков» Закрепить известные им рассказы. Воспитывать любовь к произведениям.

Пересказ рассказа Б Бианки «Купание медвежат» . Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Закреплять умение составлять рассказы последовательно. Воспитывать интерес к произведениям.

В.В. Гербова

Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Планы занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В.В. Гербовой «Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез, 2008), «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2008).

Пособие «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей шестого года жизни

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). Каковы речевые навыки у детей 5–6 лет и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе?

Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики , включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.

Достаточно высок и уровень развития лексики . В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица – медвежонок – медвежоночек – медведушко – медвежий) . В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (притолстился, вертучий, сосульчатый) . Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий) , а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темно-серый и др.) . Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет – шагает – вышагивает – плетется – бредет) . В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи (П. Блонский и др.).

В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания («Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке», – Алеша, 5 лет 8 месяцев).

К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков : у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование (например, горловое или одноударное произнесение звука р и др.). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звуки р и л . Это приводит к тому, что ребенок не всегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с – з, с – ц, ч – щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.

Мощные темпы овладения родным языком, характерные для пятого года жизни ребенка, на шестом году жизни замедляются. Исследователи детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже. Так, увеличивается количество кратких просьб и распоряжений (Отойди! Поставь сюда!) и сокращается число реплик доброжелательных, аргументированных, содержащих объяснения. (Не мешай мне, пожалуйста, – не видишь, я же самолет завожу!) По данным Г. Ляминой, количество случаев объяснительной речи уменьшается вдвое. Теперь дети реже сопровождают речью свои действия. Однако если дошкольнику 5–6 лет предлагается задача, при решении которой он испытывает затруднения, у него возникает внешняя речь, хотя прямо и не обращенная к собеседнику (опыты Л. Выготского, описанные А. Лурией). Психологи объясняют это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи – интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия (речь «для себя», речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи имеет коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение мыслительных задач – это составляющие деятельности общения.

Особенности работы с детьми на занятиях

Организация занятий по развитию речи

В старшей группе речь взрослых по-прежнему остается основным источником речевого развития дошкольников.

Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и т.д.

Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.

Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы). И чем больше слов-синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь.

Разнообразный словарный запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются специальные дидактические игры и упражнения. Одни из них проводятся с опорой на наглядность: «Вершки – корешки», «Кто лишний и почему?» («Что лишнее?»), «Определи на ощупь» (материал, из которого сделан предмет: шелк, бархат, марля и т.п.), «Что не так?» (картинки-путаницы), «Что изменилось?» и т.п. Эффективны и словесные дидактические упражнения: «Кто скажет иначе?», «Кто заметит больше?» (качеств, деталей), «Кто расскажет подробнее?», «А как наоборот?» (употребление антонимов) и т.д.

Особое место занимают упражнения, в которых воспитатель и дети составляют различные нелепицы: «Вот это да!» («Весной у животных появились детеныши: у слона – лисенок, у лисы – ежонок…» Педагог предлагает детям продолжить рассказ); «Кто как кричит» («И попали мы в дивную страну. Там слоны мяукают, лягушки кукарекают» и т. п.); «Чего на свете не бывает?» («Рыбы летают, петухи выводят цыплят, мыши охотятся на кошек» и т. д.) Эти упражнения готовят детей к участию в веселых играх («Что получится, то и получится», «Кто это был?»), эффективных как для активизации словаря, так и для развития воображения, способности шутить и смеяться.