Дипломная работа: Формирование связной речи детей пятого года жизни на занятиях с игрушками. Значение наглядности для развития связной речи дошкольников консультация по развитию речи на тему Роль наглядности в развитии связной речи

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников

Консультация для воспитателей ДОУ


Место работы: МКДОУ детский сад "Берёзка" п. Лиственичный
Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух формах: диалогической и монологической. Каждая форма имеет свои особенности:
- Монолог содержит более полную формулировку информации, высказывание более развернуто.
- В диалоге речь не нуждается в развертывании мысли, может быть неполной, сокращенной, фрагментарной.
(на экране проецируется слайд № 3)
В общении ребенка со сверстниками и взрослыми связная речь занимает особое место, отражая логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.
В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.
Что же такое моделирование?
(на экране проецируется слайд №4)
«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
«Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
В чем особенность и значение моделирования?
(на экране проецируется слайд №5)
Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.
Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания
А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.
Итак, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
(на экране проецируется слайд №6)
Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Сущность метода моделирования.
(на экране проецируется слайд №7)
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
(на экране проецируется слайд №8)
Предметные:
геометрические фигуры (на экран проецируется слайд № 9)
символические изображения предметов; (на экран проецируется слайд № 10)


опорные картинки; (на экран проецируется слайд №11)

Предметно-схематичные:
планы и условные обозначения, используемые в них; (на экран проецируются слайды № 12,13)



блок- рамка (на экран проецируется слайд №14)
Требования к модели:
- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- Облегчать познание.
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах
Этапы работы с моделью:
1. Использование готового символа или модели.
2. Составление модели педагога совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
(на экране проецируется слайд № 15)
- пересказ; (на экране проецируется слайд № 16)
- составление рассказов по картине; (на экране проецируется слайд №17)
- описательный рассказ; (на экране проецируется слайд №18)
- творческий рассказ. (на экране проецируется слайд №19)
Закономерности формирования моделирования у дошкольников:
- Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.
- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.
- Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений.
- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.
- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.
- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.

Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.
Так, Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Практическая часть.
Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса».
1. Чтение сказки.
2. Беседа по сказке:
- Кто жил в домике?
- Что наказывал котик петушку, когда уходил в лес?
- Кто хотел утащить петушка?
- Какую песенку пела лисичка?
- Как петушок звал котика?
- Как котик спас петушка?
3. А теперь давайте поиграем в сказку. Посмотрите сколько у меня фигурок. (рассматривание и называние геометрических фигур) . Пусть квадрат будет избушкой в которой живут кот с петушком. Какая фигурка будет котиком? Почему котик – серый кружок? (Потому что котик такого же цвета – серый). Какая фигурка будет петушком? Почему петушок – это красный треугольник? (Потому что у петушка красный гребешок и красная бородка) . Кем же будет оранжевый треугольник? Почему лисичка – большой оранжевый треугольник? (Потому что лисичка рыжая и по размеру больше,чем петушок и котик).
4. Рассказывание сказки с использованием геометрических фигур
Жили в домике петушок и котик
(в квадрат помещаются круг, треугольник)
Ушел котик из домика на охоту.
(в квадрате остается треугольник, круг убирается)
А лиса тут как тут.
(рядом с квадратом выкладывается оранжевый треугольник)
Схватила лиса петушка и понесла.
(красный треугольник помещается на оранжевый)
Лиса несет петушка, а котик их догоняет.
(рядом с оранжевым треугольником выкладывается серый кружок)
Отнял котик петушка и принес домой.
(красный треугольник перемещаем на серый круг и выкладываем квадрат)
(дети по показу выполняют действия с геометрическими фигурами)
Игра с фигурками может продолжаться, пока сохраняется интерес.
5. Рассказывание сказки с опорой на рамки (слайд 14)

Аннотация: В статье говорится о том, как максимально эффективно использовать наглядный материал, чтобы помочь детям с ОНР грамматически правильно оформить фразы и соблюдать логическую последовательность предложений при пересказе сказки В.Г. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?»

Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР (общего недоразвития речи) III уровня речевого развития.

У детей с ОНР нарушены все компоненты речевой системы. Дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах, которыми являются наглядность и моделирование плана высказывания.

На лексико-грамматических занятиях были отработаны предлоги у(около), в(во), на и окончания существительных мужского и женского родов единственного числа дательного падежа.

Для работы над пересказом сказки В.Г. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?» наглядным материалом служат предметные картинки с изображением персонажей сказки; схемы предлогов у(около), на, в(во); пиктограммы, изображающие коврик, двор, крыльцо, конуру, цветок, пруд, листок, окно.

Услышав отрывок сказки с участием своего персонажа, дети картинки на магнитную доску по направлению сверху вниз (щенок, петух, мышонок, пёс, пчела, рыба, лягушка).

Логопед спрашивает, кому щенок задавал вопросы.

II. Логопед раскладывает на столе схемы предлогов и пиктограммы.

Дети вспоминают, какой предлог изображает каждая схема.

Логопед спрашивает, где щенок увидел действующих лиц сказки.

Дети, отвечая на вопрос, выбирают соответствующую схему предлога и пиктограмму, и прикрепляют на магнитную доску справа от персонажа (Щенок увидел петуха во дворе. Щенок увидел мышонка у крыльца. Щенок увидел пса около конуры. Щенок увидел пчелу на цветке. Щенок увидел рыбу на пруду. Щенок увидел лягушку на листе.)

III. Логопед предлагает игру с мячом.

Вариант №1. Как животные отвечали на вопрос щенка

Ребенок получивший мяч, отвечает, одним словом.

Логопед: «Петух …» Ребенок: «Кукарекал» «Мышонок …» «Пищал» и т.д. (рычал, жужжала, молчала, квакала)

Вариант №2 (с более слабой группой)

Логопед: «Кто кукарекал?» Ребенок: «Петух» «Кто пищал?» «Мышонок» и т.д.

IV. Логопед прикрепляет ещё одну картинку внизу со щенком внизу столбика и задаёт вопрос, где щенок увидел кошку.

Один из детей выбирает нужную предметную картинку, схему предлога и пиктограмму и прикрепляет на доску справа от щенка, отвечая на вопрос.

Щенок увидел кошку на подоконнике (окне).

Логопед предлагает детям показать, как щенок и кошка разговаривали.

Дети тянут бумажку из коробки, выбирая, кто будет щенок, а кто кошка.

«Щенок» и «Кошка» передают диалог, а другие дети комментируют.

Кошка: «Мяу»

Дети: «Мяукает»

Щенок: «Ав-ав-ав»

Дети: «Лает»

Щенок: «Р-р-р!»

Дети: «Рычит»

Кошка: «Ш-ш-ш!»

Дети: «Шипит»

Кошка: «Ф-ф-ф!»

Дети: «Фыркает»

V. Динамическая пауза:

Логопед рассказывает стихотворение про кошку или щенка и движениями показывает слова.

Дети повторяют движения.

VI. Логопед предлагает детям вспомнить, что делали щенок и кошка, когда встретились.

(Кошка мяукала, шипела, фыркала. Щенок лаял, рычал.).

VII. Логопед предлагает детям помочь ему пересказать сказку, договаривая предложение.

Помогает тот, кто получит мяч.

Во время пересказа, логопед обращает внимание детей на доску с картинками, схемами и пиктограммами.

Вариант №1: пересказа логопеда.

Щенок спал … (на коврике). Он услышал …(Мяу!) и проснулся. Щенок никого не нашел в … (комнате) и побежал … (во двор). Во дворе он всех спрашивал … (Это ты сказал «Мяу»?). Но никто не умел мяукать. Петух … (кукарекал), мышонок … (пищал), пес … (рычал), пчела … (жужжала), рыба … (молчала), лягушка … (квакала). Пришел щенок домой и вдруг услышал … (Мяу!). Он увидел … (кошку). Кошка сидела … (на окне). Щенок на кошку … (лаял, рычал). А кошка … (шипела, фыркала). Кошка выпрыгнула … (в окно). Щенок лег спать … (на коврик). Он теперь знал, кто сказал … (Мяу!).

Вариант №2: пересказа логопеда.

Щенок спал … (на коврике). Он услышал …(Мяу!) и проснулся.

Щенок никого не нашел в … (комнате) и побежал … (во двор). Во дворе щенок встретил … (петуха). Щенок встретил мышонка … (около крыльца), пса … (около конуры), пчелу … (на цветке), рыбу … (в пруду), лягушку … (на листе кувшинки). Щенок всех спрашивал … (Это ты сказал «Мяу»?). Но никто не умел мяукать. Пришел щенок домой и услышал … (Мяу!). На подоконнике сидела … (кошка). Щенок лаял, рычал … (на кошку). А кошка … (шипела, фыркала) и выпрыгнула … (в окно). Щенок лег спать … (на коврик). Он теперь знал, кто сказал … (Мяу!).

VIII. Логопед предлагает вспомнить – по его движениям стихотворение, которое уже слышали и показывали дети.

IX. Логопед предлагает детям самим рассказать сказку «Кто сказал «Мяу»?

Выбирается ребенок из сильной подгруппы.

Остальные дети ему помогают.

Закрепляется материал воспитателем в группе.

Он предлагает детям разложить картинки по порядку и помогает им вопросами.

С детьми из слабой подгруппы материал закрепляет логопед на индивидуальном занятии.

Можно обыграть с детьми диалоги щенка с каждым из персонажей.

Кто-то из детей, а кто-то петух или мышонок и т.д.

При проведении занятия необходимо учитывать следующие методические принципы:

1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала.

2. Постоянная активизация на занятии

3. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании. Сначала – детей более сильных в речевом плане, потом – более слабых.

Таким образом, используя наглядность, мы задействуем зрительный анализатор и подключим ассоциативное мышление, что помогает детям припомнить порядок слов во фразе и порядок предложений при пересказе.

Миронова Э.И.,
Логопед

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.). Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.


Исходя из этого, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них так же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.












Мнемотехника.Схемы и мнемотаблицы В наше время часто мы сталкиваемся с тем, что детям не под силу составление рассказов глядя только на картинки и вот здесь появляется необходимость использования мнемотехники. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. С помощью мнемотехники решаются следующие задачи: Развивать связную и диалогическую речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу. Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).


Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах, при заучивании стихов.


Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Использование схем оказывает существенную помощь детям при составлении таких рассказов. Это могут быть готовые схемы, а можно составить их самостоятельно.






Пересказ. Пересказ - вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.




Такие мнемотаблицы можно подготовить к любому рассказу самостоятельно. Ниже приведу пример. Сосна Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шашками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шиш­ки. С пакетом шишек они спешат домой.






Стихотворения. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц и иллюстраций к стихам, рассмотрим некоторые из них.









Так же можно просто нарисовать иллюстрацию к стихотворению (это должна быть подробная иллюстрация). Стихотворение В. Авдиенко "Осень" Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди и нет просвета. Затерялось где-то лето. Ходит осень, бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый, Жёлто-розовый - кленовый.


Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что наглядное моделирование, а конкретно мнемотехника является действенным методом в обучении детей. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.



Формирование связной речи - наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Наглядные модели помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
В дошкольном возрасте в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?". Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.
Что же делать? Как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы? Вашему вниманию предлагается несколько игр и упражнений.

«Мнемотаблица».
Её назначение- с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребёнок смог с опорой на такой вид наглядности его декодировать, вспомнить, воспроизвести сказку, рассказ, стихотворение.
Детям читают произведение, находят соответствующий графический символ каждого фрагмента текста, объясняя, почему такой символ использовался. Затем, опираясь на мнемотаблицу, дети пересказывают текст сказки.



«Предметно-графический план» .
Детям предлагается «записать» прослушанный текст не словами, а картинками. Вначале такая работа проводится совместно с взрослым. Предлагая графический план необходимо детям объяснить значения всех элементов: «Первый квадрат обозначает слово, далее стрелка - другое слово. Всё вместе - это предложение». Подсчитывается количество предложений в рассказе. Так постепенно, картинка за картинкой возникает образная схема содержания текста.

«План-схема для составления описательного рассказа».
В практической логопедии уже много лет используются картинки, которые позволяют составить описательный рассказ, наиболее сложный из всех видов рассказывания, практически о каждом предмете окружающего мира. В них графически представлены такие свойства предметов, как: цвет, форма, величина, вкус, запах, какой на ощупь, из чего сделан, части предмета, польза; для живых существ: где живёт, чем питаются, названия детёнышей и т.д.

«Составь предложение».
Для различения слов разных частей речи, вводят условные обозначения слов-действий, слов-предметов и слов-признаков. Дети с помощью графического обозначения слов «записывают», а потом «читают» предложения.

Анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Введение……………………………………………………………..3

1.Значение картин в формирования связной речи…..………….5

2.Требования к подбору картин………………………………….6

3.Методика обучения рассказыванию по картинам……………..8

Заключение……………………………………………………….....14

Список используемой литературы……………………………….15

Приложения………………………………………………………….17

Введение.

Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.

Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому очень важно вовремя организовать развивающий потенциал речевой среды.

Для того, чтобы детям было проще справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о совершенном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения.

Речь помогает нам и в познании окружающего мира в исследованиях В.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой раскрыто, влияние наглядного материала на развитие речи детей. Детям в силу их физиологических особенностей, трудно целенаправленно заниматься. А через рассматривание картин дети легко и радостно развивают связную речь. В наше время очень актуальна тема развития связной речи, так как все больше детей имеют нарушения речи.

Задачи развития связной речи занимают центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении. Обучение связной речи одновременно является и целью и средством практического овладения языком. Оно имеет чрезвычайное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка, положительно влияет на формирование ее важных личностных качеств таких, как коммуникабельность, доброжелательность, инициативность, креативность, компетентность. С помощью хорошо развитой связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи. Участвует в различных видах детского творчества. Своевременное развитие связной речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Совершенствование монологической речи идет через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, а также рассказов по картине.
Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине . Именно картины служат наилучшим материалом для этого. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах. Проблема развития связной речи и особенно обучения рассказыванию с опорой на картины (иллюстрации) была и остается в центре внимания психологов, лингвистов, педагогов и методистов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Элементы рассказывания по картинам присутствуют в работе с детьми с младшего дошкольного возраста и совершенствуются в процессе овладения навыками рассказывания вплоть до подготовительной группы.

1.Значение картин для формирования связной речи.

Роль иллюстрации достаточно весома в интеллектуальном и речевом развитии детей. Польза картинки, по мнению К.Д.Ушинского , в том, что дети приучаются тесно связывать слово с представлением о предмете, учатся логично и последовательно выражать свои мысли, то есть картинка, одновременно развивает ум и речь. Иллюстрации помогают ребенку полнее воспринять содержание произведения, конкретизируют образы, описанные события, обстановку, в которой они происходят, усиливают впечатление от прочитанного произведения. «Чтобы ребенок заговорил - лучшее средство показать ему красивую и яркую картинку»

Особую роль картин в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е.И. Тихеева . Она описала,что картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его и мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими называемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, называемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Поэтому-то картины так ценны и значение их так велико. Рассматривание картины в раннем детстве преследует тронную цель:

1) упражнение способности к наблюдению;

2) поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения);

3) развитие языка ребенка.

2.Требования к подбору картин.

Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; - картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; - картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сюжетным. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей. Содержание картин постепенно усложняется: Детям дошкольникам от одного до трех лет, мы предлагаем картины с изображением одного хорошо им известного предмета (собаки, кошки, яблока и т.п.). Трехлеткам можно предложить два – три предмета в логическом соотношении. Для детей 6-7 лет на картинах могут быть представлены сложные ситуации. Для них картины являются не только средством для закрепления представлений о знакомых предметах и явлениях, но и для ознакомления с новыми, добытыми путем жизненных наблюдений. Ведя с детьми занятия по картинкам, следует руководствоваться следующими основными положениями.

Картина должна быть графически грамотной и не одной из своих деталей не искажать действительности.

Своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребенка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности. Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обосновано.

Картина, показывается детям, выставляется на доске или мольберте против света. Дети усаживаются против нее полукругом. Для показа необходима специальная полочка. Показывать пальцем не дозволяется. Детский сад должен позаботиться о том, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворять все запросы текущей работы. Помимо картин, назначенных для вывешивания на стене, дожжен быть подбор картин, классифицированных по темам, назначение которых – служить материалом для проведения определенных методических занятий. Для этих целей могут служить открытки, картинки, вырезанные из пришедших в негодность книжек, журналов, даже газет, и наклеенные на картон, монтированные из частей плакатов. Воспитательницы владеющие графической грамотностью, могут простенькие, несложные картинки рисовать сами. Ради удобства пользования картинами надо основательно подумать технику их хранения. Для каждой темы должно быть свое место: конверт, ящик, место в шкафу и т.п. Только в том случае педагог сможет в любой момент найти нужную картину. Содержание картин, вывешиваемых на стене обусловлено запросами текущей педагогической работы. Требованиями и условиями момента, а потому они должны соответственно меняться. Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственным интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети берут по своему усмотрению: в коробках и т.п. Большое внимание должно быть обращено на то, чтобы и эти картинки сортировались и хранились так, чтобы пользование ими не вызывало у детей никаких затруднений. Картинки играют огромную значительную роль в развитии речи детей, поэтому необходимо как можно шире использовать их в практике.

Серии картин, используемые в детском саду: предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров), сюжетные картины , где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. репродукции картин мастеров искусства; пейзажные картины : А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.;натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».(ПРИЛОЖЕНИЯ)

3. Методика проведения занятий по обучению детей рассказыванию по картинкам

В методике развития речи обучения рассказыванию по картинам (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е.И. Плехеевой, Е.А. Флериной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной, М.М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.

Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С.Д. Рубинштейна, Е.А. Флериной, А.А. Любменской, В.С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что. Уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым. Рассматривание картин, как считает В.И. Тихеева , преследует тройную цель : упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развития речи ребенка. Дети не умеют рассматривать картины. Не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в необходимой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е.А. Флериной к упрощенной реальности. Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого и созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы, детям предлагается поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу. Усложненный вид рассматривания – беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием все детей. В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные картины. Одни из них даются только для рассматривания и последующего рассказывания. Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В картине «Собака со щенятами» например, обращается внимание не только на собаку и ее щенят, но и на воробьев, их действия. Во время рассматривания можно предложить описать один из объектов, привлечь детский опыт. Если содержание картины не вызывает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи – рассматривая картины и рассказывания по ней. Занятие должно быть не сложное для детей. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложения предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально. Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество. Для начала, можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку – описать кошку, а затем рассказать про свою картину. В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а другого путь дети описывают самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия. Основным приемом обучения остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается под одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не пользоваться или заменяться литературным тестом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картин, обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием. Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов – повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, мы обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар? » (По картине «Шар улетел»).

В ходе образовательной деятельности мы применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится непосредственная образовательная деятельность.

Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий - он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

С помощью опорных вопросов педагог наметил план дальнейшего повествования, а ребенок попытался продолжить рассказ. В случае затруднения педагог приходит на помощь. Затем он намечает план заключительной части рассказа. Когда рассказ по частям составлен, полезно предложить кому-нибудь из детей повторить его от начала до конца.

Сюжетная сторона рассказов станет ярче, если дети глубже вникнут в изображенные события, в действия всех персонажей, в их эмоциональное состояние. Однако ребенок часто допускает смысловые ошибки в истолковании событий, действий и поступков изображенных лиц, особенно при невнимательном и торопливом просматривании картины. Поэтому надо учить детей передавать событие с описанием всех его участников, обстановки, в которой оно происходит, причинных связей и зависимостей, своевременно предотвращая появление в рассказах поверхностного перечисления персонажей и мелких деталей.

Рассматривание картины сопровождается беседой. В подготовительной группе продолжается работа по развитию умения выделять в картине самое существенное, поэтому, беседуя с детьми, педагог направляет их мысль на суть изображенного события при помощи следующего вопроса: «Что за случай произошел во время Таниной прогулки? » Вместе с воспитателем дети передают содержание картины. Наряду с выделением самого существенного в сюжете картины педагог учит детей видеть ее детали, описывать фон, пейзаж и т. д. В ходе беседы воспитатель также побуждает детей выразить личное отношение к изображенному.

Переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями педагога: «Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать о весенней прогулке Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка; что Таня сделала, когда увидела лодочку». После ответов детей педагог предлагает послушать его рассказ. Итак, в структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. по развитию речи, связанная с составлением рассказов по картинам и серий сюжетных картин, позволяет расширять запас слов детей, в том числе, слов с противоположном значением, помогает развивать умение детей правильно и грамотно строить предложения.

Непосредственная образовательная деятельность по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок для развития связной речи детей проводятся один раз в месяц: пять НОД по составлению рассказов по картине и четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды НОД по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием. Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процесс специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, индивидуальной работе.

Заключение

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Решая задачи обучения детей связной речи на разных возрастных этапах можно добиться формирования полноценной монологической речи. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют свои особенности в развитии и развитии речи, их необходимо знать и учитывать в работе с детьми. Развитию речи ребенка необходим богатый чувств опыт, получаемый им от восприятия различных предметов. Поэтому картины имеют особое значение в развитии речи в частности связной, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. В процессе рассматривания картин педагог, постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т.е. верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи.

Таким образом, мы пришли к выводу, что использование картин на занятии способствует более быстрому развитию связной речи.

Список используемой литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. – М.: 1997. - 400с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи, речи детей. – М.: 1974. – 288с; 2-е изд. – М., 1981. – 255с.
  3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: 1982 – 160с.
  4. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: 1993. – 271с.
  5. Максаков А.И., Тушакова Г.А. Учить, играя. – М.: 1983. – 144с.
  6. Поддъяков Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1994. – с.119-126.
  7. Поддъяков Н.Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка. – М.: 1997. – 14с.
  8. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: 1966. – 192с.
  9. Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей // Основы общей психологии – Т.1 – М., 1989. – с.442-460.
  10. Сокин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: Сб. науч. трудов – М., 1988. – с.37-45.
  11. Специальная педагогика / Под ред. М.Н. Назаровой. – М.: 2000. – 251с.
  12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981. – 159с.
  13. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников звучащим словом. – М.: 1991. – 128с.
  14. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: А вторир. дисс. д-ра пед. Наук. –М., 1996. – 40с.
  15. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.Д. Речь человека в общении / Отв. ред. В.Д. Шадриков. – М.: 1989. – 192с.
  16. Флоренская Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности // Гуманистические проблемы психологической теории. – М., 1995. – с.136-162.
  17. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М.: 1989. – 239с.
  18. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению // Избр. психол. труды. – М., 1989. – с.362-405.
  19. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет (о формировании предложений в речи детей). – М.: 1966. – 96с.