Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Зимний лес. Рисование на тему: Зима в детском саду. Старшая - подготовительная группа

Цель: изображать зимнюю прогулку — дети в разных позах, зимняя природа, снег; составлять самостоятельно сюжет и композицию рисунка.

Задачи:

  • закрепить навыки работы с восковыми мелками и красками поверх рисунка;
  • продумать сюжет и самостоятельно составить композицию рисунка;
  • изобразить фигуры детей, катающихся на санках, коньках, лыжах, лепящих и играющих в снежки, в зимней одежде;
  • передать передний и задний план композиции (дальше-ближе) путем изменения величины объекта и предмета;
  • показать изобразительными средствами зимнюю природу — снег, сугробы, голые ветки деревьев, кустов;
  • оживить рисунок, внеся индивидуальные детали, например, скамейку, домик, животных (собака, кошка, птичка) и другие;
  • передать в рисунке настроение, отраженное в музыке, радость и удовольствие от зимних забав.

Средства и материалы: бумага большого формата, толстые кисти, восковые мелки, акварель, запись музыки П.И. Чайковского «Трепак» из балета «Щелкунчик» и «Масленица» из фортепианного цикла «Времена года»; игрушки на санках, коньках, лыжах, в шапках и шарфах.

Ход занятия по рисованию в старшей группе:

Ребята, посмотрите в окно, зима в самом разгаре — много снега, морозно, солнечно. Как вам кажется, зима — веселое время года или грустное? Давайте послушаем музыку П.И. Чайковского, известного русского композитора, и узнаем, какой он видит зиму? (Звучит «Масленица» из цикла «Времена года»);

Что вы слышите? Музыка веселая, бодрая, радостная, шутливая, задорная и праздничная. Слышно, как смеются, играют, все радуются зиме. О чем еще рассказывает музыка? Как здорово валяться и кувыркаться в снегу, не боясь испачкаться, прыгать в сугробы, лепить снеговика, бросать снежки, съезжать с ледяной горки, строить снежные крепости. Что еще зимой можно делать под такую музыку? Отгадайте загадки и узнаете:

«На машине без мотора, без руля и без колес

Мчусь по горке снежной смело, прямо сверху под откос» (санки).

(Игрушку в зимней одежде сажают на санки).

«Мчусь, как пуля, я вперед, лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки).

(Одеваем следующей игрушке коньки).

«Ног от радости не чуя, с горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе, помогли мне в этом … (лыжи)».

(Ставим игрушку на лыжи).

Сегодня мы с вами должны всем рассказать, как мы умеем веселиться зимой, только рассказывать мы будем не словами, а рисунками.

Начинаем рисовать мелками, так будет удобнее изобразить себя и своих друзей на фоне снега. Но для начала, послушайте еще один отрывок из музыки П.И.Чайковского (Звучит «Трепак» из балета «Щелкунчик»). Чем они похожи? Энергичностью и задором, тем, что в обоих отрывках музыка отражает одинаковые чувства и эмоции. Просто в музыке, как и в рисунке, это можно выразить различными средствами — нотами или красками.

Чтобы легче было представить и изобразить людей на санках, коньках, лыжах, смотрите на наши игрушки. Подумайте, в чем вы будете одеты, как будете двигаться, где находится. Если вдалеке, на заднем плане, то фигуру и предмет надо рисовать меньше, а то, что находится ближе — на переднем плане, рисуем крупнее, больше, отчетливее прорисовываем детали.

Какая зимой природа вокруг нас? Можно нарисовать снежинки, сугробы, черные голые деревья, кусты или что-то другое.

После основного рисунка добавляем детали. Быть может собачка бежит за санками и лает или ворона сидит на дереве, а может кошка подбирается к птичке, стоит одинокая скамейка в парке или заснеженный домик вдалеке. Придумайте сами, что можно увидеть вокруг себя на зимней прогулке и нарисуйте это.

Теперь красками изобразим снег вокруг, голубое небо, желтое яркое солнышко — если вы играете днем, а вечером небо становится фиолетовым, солнце краснеет на закате. Помните, что краски не закрашивают мелки, поэтому можно рисовать по всему листу.

Подведение итогов занятия по рисованию:

Посмотрите на свой рисунок — что вам больше всего в нём нравится, что на ваш взгляд получилось лучше всего. Придумайте к нему небольшой рассказ. А желающие пусть выйдут и представят свою картину с рассказом перед группой.

Тема: « Зимний лес животным в подарок».

Цель : Развивать творческие способности детей посредством использования нетрадиционных материалов и техник рисования.

Задачи:
1. Закрепить навыки, приёмы нетрадиционного рисования: смятой бумагой, восковыми мелками, ватными палочками.
2. Закрепить знания о жанре пейзаж.
3. Формировать эстетическое восприятие, развивать, творчество, самостоятельность.
4. Воспитывать чувство сострадания, любовь к природе, интересы к художественному творчеству.

Предварительная работа: Беседы о зиме. Чтение художественных произведений: «Четыре художника» Г.Скребицкий, « Проказы старухи-зимы» К. Ушинский. Рассматривание репродукций картин: «Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан. Тонирование бумаги.

Материал и оборудование: листы тонированной бумаги, гуашь, восковые мелки, ватные палочки, листы бумаги, набор репродукций с изображением пейзажа, магнитофон.

Ход занятия.
Дети заходят в группу, воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором лежит письмо.

Воспитатель : Дети, я сегодня получила письмо, сейчас я его прочитаю.
(Воспитатель зачитывает письмо.)
— Здравствуйте, ребята!
Вам пишет старичок Лесовичок. В моём лесу случилась беда. Сильный ураган повалил все деревья, разрушил норки зверей, гнёзда птиц. Лесным жителям негде теперь жить.
Помогите, ребята, спасите лес!
-Ребята, поможем лесным жителям? Давайте мы им лес нарисуем!
-А для этого нам надо вспомнить, как выглядит лес.
Поможет нам в этом загадка, а здесь спрятана отгадка (воспитатель показывает на мольберт).
Слушайте внимательно. (Звучит загадка.)

Если видишь, на картине,
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
И ли поле и шалаш,-
Обязательно картина
Называется ……………

Дети: Пейзаж.
Воспитатель: Сейчас проверим правильно вы отгадали загадку? (Воспитатель открывает мольберт).
— Что здесь изображено?
Д ети: Река, деревья, снег, лес и т.д.

Воспитатель: Правильно, на этих репродукциях изображена природа. А картины на которых художник изображает природу называются пейзаж.
-Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима.

Воспитатель: Значит лес мы с вами будем рисовать какой?
Дети: Зимний.

Воспитатель: Давайте оставим на выставке только зимний пейзаж. (Дети выполняют задания).
-Почему вы решили, что это именно зимний пейзаж?
Дети: На картинах нарисован снег, сугробы и т.д.
Воспитатель: Какие краски использовал художник для изображения зимнего леса?
Это тёплые или холодные цвета?
Дети: Холодные.

Воспитатель: Ребята, в лесу сколько растёт деревьев?
Дети: Много.

Воспитатель: Правильно, мы нарисуем много деревьев, чтобы получился красивый зимний лес. Но сначала немного отдохнём.

Физкультминутка.
Мы пришли в зимний лес. (Ходьба на месте).
Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руки в стороны).
Берёзка в шубке стоит, (Руку отводят в указанную сторону и смотрят).
Ёлка на нас глядит. (Отводят в сторону другую руку и прослеживают взглядом).
Вот и зайка проскакал. (Прыжки).
От лесы он убежал. (Имитируют «лисью» походку).
Лишь медведь в берлоги спит,
Так всю зиму он проспит. (Имитируют сон).
В лесу красота и покой, а нам пора уже домой. (Воспитатель детей подводит к столам).
-Ой ребята, а чем же мы с вами будем рисовать? На столе одни краски!
Дети: Когда нет кистей и карандашей, можно рисовать пальчиками, жёсткой кисточкой, углём ит. д.

Воспитатель: Правильно. На столе стоит какой-то сундучок, давайте подойдём поближе я в него загляну. (Воспитатель достаёт из сундучка восковые мелки).
-Ребята, здесь лежат восковые мелки. Что мы ими сможем нарисовать у деревьев?
Дети: Ствол, ветви.

Воспитатель: Здесь ещё бумага и ватная палочка. (Воспитатель достаёт бумагу и ватные палочки).
-Что с их помощью мы сможем нарисовать?
Дети: Снег, облака.

Воспитатель: Дети, как рисовать ватной палочкой я помню. А вы помните, расскажите? (Дети рассказывают приём рисования ватной палочкой).
-Как рисовать бумагой я забыла. Напомните мне, пожалуйста.
(Дети рассказывают и показывают приём рисования смятой бумагой).
-Спасибо. Я думаю, что смятой бумагой хорошо нарисовать снег на ветвях деревьев и на земле. А ватными палочками — падающий снег.
Ребята, вы со мной согласны?
Дети: Да.

Воспитатель: Я попрошу дежурных помочь мне, а всех остальных занять места за столами. (Дежурные раздают из сундучка необходимый материал и садятся за стол).
-Чтобы наши пальчики хорошо работали, давайте сделаем для них гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Каждый пальчик левой руки прижимаем к ладошке).
Я зиму и снег, и снежинки люблю. (Каждый пальчик правой руки прижимаем к ладошке).
Но где же снежинки? В ладошках вода. (Пальчики выпрямляем, смотрим на ладошки).
Куда же исчезли снежинки? Куда? (Пальчики обеих рук сгибаем, выпрямляем).
Растаяли хрупкие льдинки – лучи, (Постукиваем кулачками).
Как видно ладошки мои горячи. (Трём ладошку о ладошку).
— Вот теперь можно начать рисовать. (Звучит спокойная музыка).
-Сядьте удобно, спину выпрямите, ноги поставьте прямо, голову низко не наклоняйте. (Дети рисуют. Воспитатель наблюдает, оказывает необходимую помощь).
-Ребята, кто закончил рисовать, наведите порядок на своём столе. Вытрите руки салфеткой, задвиньте стул и несите работы мне. (Воспитатель размещает работы детей на магнитной доске, дети рассматривают выставку).

-Рефлексия .
-Какой чудесный получился зимний лес! Я уверена, что лесным жителям очень понравится их новый дом.
-Ребята, а вам самим нравится зимний пейзаж?
— С помощью чего вы его нарисовали? Какими способами?
-Молодцы, ребята, спасибо вам. Когда рисунки высохнут, я отнесу их на почту и отправлю лесным жителям.

Нетрадиционные техники: рисование по пенопласту, растирание краски смятой салфеткой.

Задачи: актуализация словаря по теме «Зима»; расширять представления детей о зимних изменениях в живой и неживой природе, закрепить представления о зимнем лесе; развивать способность к замещению реальных деревьев напольными моделями, их преображению из простой модели в более сказочную с помощью красок; познакомить детей с техникой растирания краски смятой салфеткой; .

Оборудование: напольные модели ёлочек, бумажные снежинки, шишки, салфетки, кисти, гуашь (голубая, фиолетовая, зелёная), молоко.

Предварительная работа: наблюдение за красотой зимних деревьев, загадывание загадок о зиме, рассматривание иллюстраций, индивидуальные беседы о зимних изменениях в природе, разучивание стихотворения «Снежинки».

Ход занятия

1. Начало занятия: создание эмоционально положительного фона.

Дети заходят в кабинет, который украшен напольными моделями белых ёлочек, вокруг такого же цвета животные (лиса, заяц) и снеговики. Учитель-дефектолог читает стихи о зиме:

Ой ты, зимушка-зима,

Все дорожки замела.

Замела все ели,

Во снега одела.

Белые, пушистые,

Расписные, пышные.

2. Основная часть. Учитель-дефектолог показывает детям пейзаж с изображением снегопада, проводит краткую беседу о снегопаде. Предлагает детям взять бумажные снежинки и имитировать снегопад.

Вопросы детям:

Что падает на землю?

Когда падает снег на землю, это снегопад?

Куда снежинки ложатся?

Как ласково можно их назвать?

Педагог отмечает, что снег кружится в воздухе, лежит на земле, на деревьях, на ёлочках. Предлагает детям прочитать наизусть стихотворение «Снежинки».

3. Чтение стихотворения наизусть (развитие просодической стороны речи, чёткости дикции, выразительности).

Ой, летят, летят снежинки,

Белоснежные пушинки.

Это зимушка-зима рукавами повела.

Все снежинки закружила

И на землю опустила.

4. Пальчиковая гимнастика «Снежинки» (развитие тонкой моторики, координации речи с движением).

Стою и снежинки в ладошку ловлю

(Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

(Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.)

Но где же снежинки?

(На вопрос сжать кулачки, на ответ - разжать.)

В ладошке вода.

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(На первый вопрос сжать кулачки, на второй - разжать.)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи,

(Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.)

Как видно, ладошки мои горячи.

5. Изодеятельность. Учитель-дефектолог предлагает детям белые ёлочки превратить в волшебные. Добавить голубой, фиолетовый и зелёный цвета, чтобы ёлочки ожили.

Перед работой педагог объясняет и показывает приёмы работы, выделяет этапы точными словесными инструкциями. Оказывает практическую помощь при выполнении растирания краски смятой салфеткой.

6. Подведение итогов занятия. Обсуждение работ детей.

7. Композиция «Волшебный лес». Учитель-дефектолог объединяет работы детей в единую композицию «Волшебный лес». Дети любуются работами, отмечают удачное композиционное решение превращения зимнего леса в волшебный.

Занятие по рисованию подготовила Л. Остапук

Занятие по ИЗО в старшей группе "Зимний лес."

Цель: рисование с использованием нетрадиционной техники - штампинга.

Задачи:
Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства,музыки, поэзии, развивать воображение,учить формировать композицию рисунка, передать колорит зимы.
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования - штампинг.

Материалы: слайды с изображением зимнего леса, кисти №4 и 2, гуашь белая, гель с блёстками, листья капусты, салфетки, стаканчики с водой, флэшка с музыкой.

Музыкальный ряд : пьеса П. И. Чайковского «Декабрь», «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского.

Литературный ряд : стихотворение А. С. Пушкина «Идёт волшебница зима!»

Интеграция видов деятельности : коммуникативная, игровая, музыкальная, изобразительная.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках за деревьями, явлениями природы; беседы на тему «Времена года»,заучивание стихотворений о зиме.

Ход НОД :

Воспитатель:

Показ презентации и чтение отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Идёт волшебница зима! »

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…

Какое время года изображено на картинах?

Что произошло в природе с приходом зимы?(ответы детей)

Воспитатель :

Ребята давайте вспомним стихотворения о зиме (рассказывают 2-3 ребёнка)

Воспитатель:

Ребята, а вы любите зиму?

А чем можно заниматься на прогулке зимой?(ответы детей).

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Декабрь»

(демонстрируются слайды зимнего леса) .

В небе снежинка кружится тихо,

Ветер по полю проносится лихо,

Лес притаился, сгущаются краски,

Шепчутся в нём небылицы и сказки.

Наступает время сказок и чудес,

Ты пусти нас в сказку зимний лес!

Звучит музыка «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского.

Вдруг засверкала снежинка (мигает)

Смотрите ребята, снежинка засверкала! »

Интересно, что она хочет нам сообщить? » (смотрят, что за снежинкой спрятано)

Ой, ребята, что-то здесь написано? (читает)

«Ребятам от Зимы! »

Странно, что за чудеса!!!Для чего зимушка прислала нам снежинку? »

(ответы детей).

(Звук ветра, пурги) .

«Пролетел по лесу ветер – шалунишка, осыпал снежные шубки, которыми я укрывала деревья. Холодно стало деревьям в лесу, помогите мне, ребята укрыть лес зимними шубками»

(Звук ветра и пурги)

Поможем зимушке укрыть лес зимними шубками? (Да).

А как мы сможем это сделать? (ответы детей).

Мы с вами будем рисовать зимний лес, а поможет нам капуста. Как же это сделать, давайте посмотрим.

С помощью листьев капусты мы создадим зимний лес.

А как мы это сделаем, сейчас узнаем (слайд). Покрываем белой гуашью листик капусты, накладываем его на холст, прижимаем рукой – отпечаталось дерево.

Ребята, похоже на дерево? Этот способ называется Штампинг.

(Дети повторяют слово штампинг) .

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Под руководством педагога выполняется коллективная работа в технике штампинг.

Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь педагога советом.

Физкультминутка«Снежки».
«Раз, два, три, четыре,

мы с тобой снежки лепили:

круглый, крепкий, очень гладкий,

и совсем – совсем не сладкий.

Раз - подбросим, два – поймаем,

три – уроним и сломаем.

Воспитатель.

Посмотрите внимательно на наш лес. Но лес то у нас зимний, чего тут не хватает?(ответы детей).

Мы украсим веточки специальным гелем с блестками, как будто они покрыты сверкающим снежком.

Засверкал снежок, заискрился,красивый зимний лес у нас получился!

Как вы думаете ребята, помогли мы Зимушке - Зиме?(звук ветра).

В конце занятия педагог с детьми устраивает выставку работ.

Ольга Александровна Коломыткина
План-конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Зимний лес»

Задачи :

Вызывать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства, музыки и поэзии; развивать воображение; учить формировать композицию рисунка; передавать колорит зимы; учить детей работать белой гуашью; учить видеть настроение природы через светлый колорит; побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного.

Материалы :

Бумага А3, гуашь, кисти № 3, № 8.

Оборудование и наглядные пособия :

Магнитофон, аудиозапись П. И. Чайковский «Декабрь» из цикла «Времена года» , А. Вивальди «Зима» (Концерт № 4 «Времена года» , репродукции картин И. Шишкина «Зима» , А. Пластова «Первый снег» , И. Грабаря «Февральская лазурь» , детские рисунки прошлых лет.

Ход занятия

(Занятие может проходить с театральной деятельностью)

Педагог : Ребята я сейчас вам расскажу интересную историю. Давным- давно на земле не было зимы. Были весна, лето и осень. И однажды они поссорились из-за того, что каждая хотела быть первой. Тогда мать-Земля не выдержала и сказала, что наведет на земле порядок. И перед сестрицами появляется Зима. Они спрашивают мать-Землю, кто это? Она им отвечает, что это Зима. Тогда те задают много вопросов – какая она, что растет зимой, какая погода и т. д.

Ребята, давайте поможем сестрицам Весне, Лету и Осени узнать побольше о Зиме. Воспитанники рассматривают иллюстрации и рисунки и комментируют их, рассказывaя все, что они знают о Зиме.

Звучит музыка А. Вивальди «Зима» , тихо. На фоне музыки педагог декламирует стихотворение :

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. С. Пушкин

И ночью ветер волком выл,

И по крыше палкой бил,

Утром глянули в окно,

Там волшебное кино :

Раскатала белый холст,

Набросала светлых звезд,

И папахи на дома нахлобучила зима.

В. Фетисов

Педагог : Давайте сейчас нарисуем для сестриц Весны, Лета и Осени зимний пейзаж , лесной пейзаж.

Педагог раздает детям предварительно затонированные листы бумаги (детьми или педагогом, предлагает детям нарисовать смешанный лес – деревья и елочки. После прорисовки леса белой гуашью детям предлагается нанести снег и на деревья и на елочки. Можно добавить и снегопад.