Современный ребенок в цифровом мире. Гордон Ньюфелд «Как растить детей в век цифровых технологий. Злейшие враги бюрократии

ФОТО Getty Images

Сейчас на Земле одновременно проживает шесть поколений. Самое молодое – это так называемое поколение Z. К нему относятся дети и подростки примерно до 14 лет. Они с полным правом могут называться рожденными цифровой революцией. Факты говорят о том, что дети все раньше и раньше начинают осваивать планшеты, смартфоны, пользоваться интернетом. Наши исследования 2015 года показывают: почти 80% школьников используют интернет 3 часа в сутки. Каждый шестой проводит там около 8 часов в сутки. Сегодня дети воспринимают интернет не как набор технологий, а как среду обитания. Это уже не отдельная виртуальная реальность, а часть их жизни. И этот образ жизни расходится с образом жизни родителей.

Все это говорит о том, что возникает новая социальная ситуация развития. Происходит возникновение новых психологических контекстов и феноменов, новых форм взаимоотношений, изменение принятых в культуре социальных практик.

Формирование психических функций

Интернет для детей выступает новым культурным орудием, которое опосредует формирование высших психических функций. Если до эпохи интернета они развивались в непосредственном взаимодействии ребенка и взрослого или детей между собой, то сегодня интернет вмешивается в это взаимодействие. Например, память. Психолог Бетси Спэрроу (Betsy Sparrow), опираясь на работы Дэниела Уэгнера (Daniel Wegner), предположила, что интернет стал особой формой памяти – трансактивной. Эта память возникает при длительных отношениях в парах, когда люди начинают полагаться на память друг друга. Память начинает работать по другим механизмам: запоминается не сама информация, а то, каким путем до нее добраться. Становится ли память хуже, или мы просто пытаемся приспособиться к новому образу жизни? Возможно, скоро мы будем судить об образованности не по тому, сколько мы знаем энциклопедических фактов или латинских крылатых фраз, а по скорости поиска или по оценке достоверности того, что мы находим в интернете.

Следующая проблема – внимание. Средняя продолжительность концентрации внимания значительно уменьшилась по сравнению с тем, что было 10–15 лет назад. Это особенно заметно, когда детей пытаются учить традиционными методами в школе. Дальше этот процесс может пойти в двух направлениях: либо будет усиливаться рассеяние внимания, когда человек следит за всем сразу и мало на чем сосредоточивается, либо дети будут учиться распределять свое внимание.

Есть и проблема сенсорной депривации. Погружаясь в интернет, дети получают меньше сенсорных сигналов из окружающего мира. Ощущение мира может стать менее чувственным. Может притупляться восприятие запахов, звуков реального мира. Ребенок может бояться прикосновений. Это может привести к сложностям в восприятии собственного тела, его возможностей, сложностям в восприятия себя как отдельной физической сущности, что важно для формирования идентичности. Кроме того, восприятие людей и их оценка часто основываются на невербальной информации. Ребенок не учится считывать эти сигналы, если он все время в интернете. Исследователи отмечают в связи с этим спад в способности к сопереживанию, к эмпатии.

И еще один феномен – «клиповое мышление». Оно стало формироваться задолго до интернета, когда появился телевизор и возможность переключать каналы. Развитие электронных форм общения ведет к возвращению мышления человека к дотекстовому периоду. Это не логическое мышление, а визуальные образы, ассоциации разного рода. Некоторые рассматривают клиповое мышление как переход к другому качеству мышления: от линейно-последовательного к мобильно-сетевому. Значит ли, что с клиповым мышлением дети становятся глупее? Есть исследователи, которые считают, что чрезмерное использование интернета ведет к атрофии мозга ребенка. Но есть другая точка зрения. Эксперименты психолога Гэри Смолла (Gary Small) доказывают, что активное использование интернета приводит к формированию новых нейронных связей.

Построение идентичности

Цифровые технологии оказывают влияние на формирование личности. Ребенок активно экспериментирует, у него появляется потрясающая площадка для построения своей идентичности, эксперимента со своей идентичностью, поиска своего социального «Я». В интернете он осваивает самые разные социальные роли. С другой стороны, попытки примерять на себя разные маски могут привести к тому, что идентичность не будет формироваться, а будет инсценироваться. Возможно застревание на стадии диффузной идентичности – смутного, неустойчивого представления о самом себе. В результате может затянуться процесс самоопределения, перехода от детства к юности и дальше.

Меняются и представления о социальном капитале. Дети в рамках социальных сетей накапливают количество знакомых, наращивают социальные связи, которые сохраняются потом практически на всю жизнь и способствуют будущей успешности. Именно через них люди выходят на новые ресурсы. Причем чаще всего важную роль играют не близкие друзья, а случайные френды.

Жизнь в цифровой среде вызывает появление новых психологических контекстов и феноменов. Например, феномен приватности, который для нашей российской культуры всегда был не очень характерен. Они настраивают свою приватность в социальных сетях, распоряжаются своими персональными данными. Это связано и с приватностью личности, и поведения, и персональных данных в первую очередь. Проблема защиты и безопасности персональных данных для детей находится в числе самых важных. Само понятие приватности сейчас эволюционирует. Грань между личным и публичным стирается. Меняются представления о частной жизни: она становится прозрачной.

Риски и угрозы

Мы выделили четыре группы рисков:

  1. Контентные,
  2. Коммуникационные,
  3. Потребительские,
  4. Технические.

И интернет-зависимость как некий отдельный риск.

Самые главные риски – коммуникационные и технические. Примерно 50% звонков по коммуникационным рискам связаны с проблемой кибербуллинга. Каждый пятый ребенок признался, что он жертва буллинга, а каждый четвертый – что он агрессор. Отсутствие культуры в школе, понимания, что такого нельзя делать, остается большой проблемой. Важное условие безопасности подростков и детей в интернете – цифровая компетентность. Мы разработали индекс цифровой компетентности по четырем сферам: контент, коммуникация, потребление и технические аспекты. Мы выяснили, что дети не обладают каким-то особым знанием, хотя и считают, что знают интернет как свои пять пальцев. Поэтому повышение цифровой компетентности (не только детей, но и учителей и родителей) – это самая важная задача сегодня».

Материал подготовлен на основе лекции «Цифровое поколение: компетентность и безопасность», прочитанной в рамках лектория «Кафедра психологии «Новой газеты» 27 января 2016 года. Подробности по ссылке .

«Цифровое поколение»: инструкция по применению

Ни для кого не секрет, что наши дети, поколение Z — совсем другие. Они не похожи ни на нас, ни на наших родителей, ни на кого. Как же общаться с этим неизведанным видом? Эксперт «О!», психолог Анна Скавитина составила для мам и пап целую инструкцию. Этот текст определенно стоит поместить в закладки.

Сегодняшние дети — первое поколение эпохи интернета. Технологии окружают их с рождения: телефоны, компьютеры, стиральные машины и подогреватели бутылочек имеют программируемые экраны, они с рождения разговаривают с мамой не только глядя ей в глаза, но и через радио/видеоняню. Дети «цифрового поколения» с полутора лет самостоятельно находят мультики на YouTube и говорят по скайпу с родственниками. Пятилетняя дочь моего приятеля легко переустановила Windows, пока ее отец отдыхал после работы. А в семь они уже настраивают новые смартфоны и прочую технику, и учат нас пользоваться новыми приложениями, которые у них имеются практически на любой случай!

В течение дня эти дети используют несколько экранов, переключаясь от одного к другому. Они привыкли к тому, что среда, в которой они живут, очень насыщена информацией. Хочешь жить — успевай переключаться, в любой непонятной ситуации ищи кнопку. Родители пытаются ограничить использование гаджетов старинной формулой «только полчаса в день», но экраны везде. Запретишь один, они смотрят в другой. Для них это окно в мир.

Плохо или нет влияет на «цифровых детей» сидение у экрана, уже не так важно. По большому счету, альтернативы нет — это их реальность, данная с рождения, да и, давайте признаем, сами родители немало времени проводят с телефоном или планшетом в руках. Дети делают уроки, смотрят сериал, слушают музыку и пишут в трех мессенджерах одновременно. Родители в недоумении и панике пытаются остановить, запретить, объяснить, что так делать нельзя, это невозможно. Невозможно для родителей, а не для этих детей. Их мозг легко адаптируется к высокому темпу поступления информации, а если он замедляется или новостей становится недостаточно много, они начинают скучать. Так происходит, например, на занятиях в детском саду, на уроках в школе. Это создает проблемы между учителями и учениками. Если урок «медленный», они играют в телефон, рисуют и ходят по классу, то есть, с точки зрения преподавателя, отвлекаются.

Даже если никто не ставит этим детям диагноз «гиперактивность», им все равно кажется, что все, что рассказывает учитель, можно рассказать намного быстрее, используя меньшее количество букв, или вообще показать в видеоролике, или, на худой конец, на схеме. Мультфильмы, которые так радовали нас, родителей, в детстве, для них слишком медленные и тусклые. Они вообще не интересуются телевидением, их мир — в интернете.

В моем детстве телефоны были в телефонной будке, в них надо было бросать монетки, а мультфильмы показывали по 10 минут в определенное время в будни и немного побольше в выходные. Мы, родители нынешних детей, — последнее поколение, которое застало жизнь без экранов, интернета и практически без бытовой техники. Мы — последние из могикан, свидетели доцифрового мира, которые выросли у родителей послевоенного поколения. Наши мамы и папы были травмированы, беспомощны во многих бытовых вопросах, но учили нас предусмотрительности. Они учили нас выживать и запасать: еду, знания, опыт, деньги, образование. Они готовили нас к тому, что в любой момент может начаться война, и ты сможешь унести с собой из дома только то, что у тебя в голове, поэтому главное твое достояние — ум и работоспособность. Ты должен быть эффективным, вся работа должна быть выполнена быстро, но вовсе не обязательно на века — все временно, потому что вдруг завтра война. Из материальных ценностей — маленький чемоданчик с документами.

Сегодняшние дети — дети мирного времени, их еще называют «поколением национальной безопасности». Родители охраняют их изо всех сил, стараясь уберечь от киднепперов, педофилов и других страшных людей на улице, рассказывая изо дня в день об угрозах, таящихся во внешнем мире. Многие из современных детей воспринимают семью как безопасный островок, где всегда можно свернуться калачиком, где почти все есть и не нужно делать запасы, ведь можно в любой момент заказать пиццу, даже сидя на лавочке в парке. Они не понимают, зачем им что-то учить наизусть, если на все вопросы есть ответы в интернете. Смартфон — выносная память и дополнительный мозг.

Книги долгое время были дефицитом в жизни сегодняшних родителей, они были пропущены через государственную цензуру, их нужно было доставать. Чтение для многих из нас — ценность, поэтому мы очень хотим, чтобы наши дети могли читать, и гордимся, если они любят это делать. Для сегодняшнего поколения книги — обыденность, а еще — тема, на которую родители могут попилить. На полках в магазинах — пугающее количество литературы, и совершенно непонятно, как в ней ориентироваться и искать информацию, зато «Окей, гугл» работает мгновенно.

Современные дети говорят на «визуальном» языке: вместо слов они ставят эмоджи или стикеры, вместо текста отправляют видеосообщения. В нашем детстве мы много общались, гуляли без родителей во дворе и приходили друг к другу в гости без предварительных договоренностей. У цифрового поколения живое общение — главный дефицит. Даже родители общаются с ними посредством гаджетов: «Зая, ты уже вышел из школы?» Итог: для сегодняшнего поколения общение без поурочного плана часто дефицит и роскошь.

Стандартная схема общения между родителями выглядит так:

«Здравствуйте, давайте встретимся погуляем/ сходим в кино/в гости друг к другу!»

«Ой, нет. У нас уроки, музыкальная школа, математический кружок и репетитор. А что вы делаете летом? В середине июля мы, в принципе, свободны».

Мы еще застали перспективу строительства коммунизма и жизнь в колхозах, коммунах и коммуналках. Мы умели как-то работать и жить командой, но эта общая кухня и поделенное на всех государственное имущество настолько достало сегодняшних родителей, что они стали учить детей индивидуализму и чувству собственности: «Ты имеешь право не отдавать на площадке свою лопатку. Она — твоя. Захочешь — поделишься, не захочешь — и не надо». Так чего же удивляться махровому непробиваемому эгоизму детей и желанию делать только то, что они хотят?

Зато, в отличие от своих родителей, эти дети всегда знают, что им нужно, и без проблем отстаивают свое право на реализацию собственных желаний, причем чем скорее, тем лучше. Если же удовлетворение желательно мгновенно, если почти мгновенно мгновенного удовлетворения желаний не наступает, дети быстро теряют мотивацию, но почти сразу же придумывают новую цель.

Сегодняшние дети — поколение небитых. По крайней мере, абсолютное большинство родителей знает, что шлепать детей неправильно, и старается сдерживаться. А ведь не для всех это просто, потому что в нашем поколении бить детей было нормально, ну или почти нормально. И за одно-два поколения совсем изменить отношение к тому, что формировалось годами, трудно. Сегодняшние дети чувствительны к насилию: они в ужасе, если на них кричат родители, и уже в четвертом классе пишут петиции с требованием изменить отношение учителя к ним. Они меньше дерутся, сбрасывая агрессию в компьютерных играх. Для них драка — это ужас.

Этим детям позволено долго быть детьми. В отличие от собственных родителей, которые в пять лет ходили с ключом на шее в магазин и на прогулку, их водят за ручку бабушки и няни и везде возят на машине. Однажды знакомый грузин рассказал, что в пять лет его родственники отправили одного с чемоданом из Тбилиси в Москву к дядьке на лето. В Москве его никто не встретил. Но ничего, адрес же был — добрался. Представить, что сегодняшнего пятилетку отправят одного на метро, практически невозможно.
Новому поколению позволено проявлять эмоции, в том числе и негативные, им стали разрешать плакать, даже мальчикам, поэтому они умеют и смеяться всем лицом. В отличии, кстати, от суровых родителей, которым эмоции в детстве были непозволительны.

«Почему русские не улыбаются?» — спрашивают европейцы. Русские не только не улыбаются, они еще и не плачут! Нынешние дети меняют представление о нации с замороженными лицами, которые, между прочим, являются признаком психологической травмы, переходящей как красное знамя из поколения в поколение.

Сегодняшние дети — это яйца, которым позволено учить курицу. Они такие маленькие, но имеют знания и навыки, которых нет у их родителей. Поэтому нам действительно есть чему у них поучиться. А еще есть чем любоваться и чем гордиться. «Самое главное родительское умение — это умение не обрезать детям крылья», — это не я сказала, это великий педагог Макаренко. И сейчас эта фраза актуальна, как никогда.

Мы часто говорим о поведении, user experience, триггерах и нуждах наших потребителей, которым уже 18+. Любимцами интернет-маркетологов является так называемое поколение двухтысячных – одна из самых продвинутых, активных, покупающих групп потребителей. Но уже через несколько лет под их пристальное внимание попадет поколение «цифровых» детей. Это дети до 12 лет, с пеленок окруженные цифровыми устройствами. Чего от них ждать и как с ними взаимодействовать? Для этого нужно понимать, как эти дети ощущают себя в медиапространстве уже сейчас. Тем более что eMarketer подготовил отличное исследование на эту тему. К сожалению, оно охватывает только семьи из США, и цифры по России будут ниже; тем не менее тенденции являются мировыми.

В раннем возрасте дети уже делают все то же самое, что и их родители: смотрят TV, читают, сидят в интернете, используют мобильные девайсы, компьютер и…играют.

Но это еще не предел – цифры, относящиеся к использованию цифровых устройств, будут расти. Сейчас взаимодействие детей с медиа ограничено рядом таких факторов, как контроль со стороны родителей, неумение читать/писать, отсутствие собственных телефонов, планшетов и айподов и т.д. Подробнее об этих факторах и детском «медиавосприятии» ниже.

Несмотря на то что многие взрослые считают, что телевидение устарело, среди детей телевизор остается самым популярным устройством, который показывает мультфильмы и интересные шоу. Согласно исследованию, время просмотра детьми TV в 3-4 раза превосходит время, потраченное на другие медиа активности.

Такая популярность “голубого экрана” обусловлена рядом факторов, которые стоит принимать во внимание:

  • 26% опрошенных семей признались, что дома телевизор включен практически целый день. И когда ребенок смотрит мультфильм или детскую передачу, он, как правило, параллельно занимается чем-то еще: лепит, играет в традиционные игрушки или в мамин смартфон и т.д. То есть играющий телевизор выполняет роль фона;
  • Очень часто дети смотрят TV за компанию с родителями, не по своей инициативе. Согласно опросу, 49 минут в день (больше 50% указанного времени), дети смотрят телевизор вместе со всей семьей;
  • К тому же 36% детей имеют свой собственный телевизор в комнате. Это чувство радости от обладания собственным девайсом напрямую сказывается на частоте его использования.

Телевизор не только дает детям то, чего они ожидают – удивительные и интересные истории, сказку, воплощенную в реальность – но и является самой популярной социальной сетью. В таком возрасте быть социальным значит смотреть мультфильмы и шоу, которые смотрят друзья, а вовсе не лайки и комментарии в Facebook, Vkontakte и Instargram, как привыкли думать мы.

Кстати, это удивительно, но такие “взрослые” соц. сети имеют место быть в “цифровой” жизни современных детей.

12% детей в возрасте до 12 лет заходят в свой Facebook профиль хотя бы раз в месяц. И это несмотря на возрастной ценз, установленный FB. Оказывается, многие родители помогают своим чадам обойти это ограничение и “влиться” во взрослую социальную жизнь.

Вот цифры от eMarketer, показывающие возраст активных участников FB:

В других соц. сетях поколение “цифровых” детей представлено еще меньше: Twitter – 3%, Instagram и Pinterest – менее одного процента.

На сегодняшний день существует большое количество соц. сетей для детей. Это онлайн-площадки, на которых дети могут играть в социальные игры или становиться частью некого виртуального мира. В России это сайты Смешарики , В Мире Лунтика , Бибигоша и другие. По словам родителей, 23% детей заходят на такие сайты регулярно, 40% – иногда.

Не только ради социализации дети заходят в интернет. Согласно исследованию, чаще всего в сети дети любят смотреть видео – из 4 часов 19 минут, которые они проводят онлайн с ПК, 3 часа 40 минут уходят на просмотр мультфильмов и детских шоу.

Вообще, «цифровые» дети являются довольно-таки продвинутыми Интернет-серферами. 60% детей старше 8 лет хотя бы раз в день пользуются мировой паутиной. Для возрастной категории от 0 до 12 лет эта цифра чуть ниже – 50%.

Инициатива детей к использованию компьютера и блужданию по интернету ограничивается, в первую очередь, родителями – они хотят, чтобы дети больше времени проводили с традиционными игрушками, к тому же они переживают за конфиденциальность своей личной «цифровой» жизни и неохотно подпускают детей к собственным ПК, напичканным личной информацией.

Кроссплатформенность различных детских TV шоу сейчас только набирает обороты – все чаще герои любимых мультфильмов призывают детей зайти на веб-страничку, чтобы посмотреть продолжение истории, сыграть с ними в игру или помочь выбраться из трудной ситуации. Это не может не повлиять на скорейший рост показателей интернет-активности детей цифрового поколения.

К тому же все более доступными для детей становятся мобильные девайсы, которые также имеют выход в интернет.

У детей до 6 лет, как правило, нет своего личного смартфона или планшета, а вот детям в возрасте от 6 до 12 лет родители охотно покупают современные гаджеты. Если в 2011 году счастливых юных обладателей электронной книги, iPod-а, планшета или смартфона было 25%, то в 2014 году – уже 63%.

Оставшиеся 37% активно пользуются девайсами своих родителей.

Соответственно, чем старше ребенок, тем больше времени он тратит на «общение» с мобильным гаджетом. Опрос показал, что дети до 8 лет уделяют этому 15 минут в день, а дети в возрасте от 10 до 12 лет – от 3 часов.

Что же так занимает детей в смартфонах и планшетах? Как и в случае интернетом, одним из самых популярных занятий является просмотр видео: 26% от общего времени взаимодействия со смартфоном и 28% – с планшетом. Довольно ожидаемо, поскольку это отличный способ занять ребенка в дороге, в очереди и т.д.

Но больше всего детей, конечно же, интересуют игры – 43% на смартфонах и 37% на планшетах.

Есть несколько факторов, сдерживающих рост популярности мобильных игр/приложений среди детей.

Во-первых, разработчиков таких приложений не так много, и они до сих пор учатся создавать увлекательную для детей игровую механику, захватывающий сценарий и дизайн. Во-вторых, родители опасаются за покупки внутри приложений, которые дети, сами того не понимая, часто осуществляют. В-третьих, это довольно низкий уровень «мобильной грамотности» родителей. 28% мам и пап, скачивающих приложения на свои смартфоны, утверждают, что больше половины из них являются детскими. Для планшетов этот показатель выше – 54%.

Многие родители обеспокоены тем, что дети предпочитают виртуальные игры играм традиционным. Даже время, проведенное в интернете, большинство детей (45% мальчиков и 39% девочек) посвящает играм.

Поэтому родители стараются совместить приятное с полезным и обратить внимание детей на обучающие игры. К сожалению, как показывает исследование, не очень успешно – только 18% времени, проведенного детьми за игрой, проходит с пользой.

В остальном это гонки, которые любят мальчики, и социальные игры, которым отдают предпочтение девочки. Кстати, такое разделение вкусов начинает появляться только после 8 лет.

Сами родители тоже не прочь вспомнить детство – 42% мам и пап, чьи дети любят игры, с удовольствием присоединяются к ним хотя бы раз в неделю.

Детство современных детей, рожденных в цифровую эру, сильно отличается от нашего детства – да, мы тоже любили игры, мультфильмы и сказки, но ничего из этого мы не получали, «тэпнув» по экрану последнего айпада. Общение “цифровых” детей с доступным сегодня медиа ограничивается родителями, неумением читать и другими факторами, описанными выше. Но что будет через несколько лет? Насколько продвинутыми станут эти дети? Как сильно они погрузятся в “цифровой” мир, когда не останется никаких преград? Сложно представить. Время покажет.

по материалам конференции ЮНЕСКО « Информационные и коммуникационные технологии в образовании»

Они думают и обрабатывают информацию совершенно другим способом, нежели предыдущие поколения.
Новое поколение детей получило название «аборигены цифрового общества» или поколение Y.
Это первое поколение, выросшее на новых технологиях. изменились алгоритмы мышления. Они являются «носителями» цифрового языка. Они обладают интуитивным владением информатикой, компьютерами, электронными устройствами и мобильным оборудованием. Им не нужно читать руководство пользователя и они не просят уроков по использованию компьютера. Скорость и мобильность два их ключевых слова.

Три отличия аборигенов цифрового общества
1. Новые знания на протяжении всей жизни.
Традиционных и хорошо усвоенных знаний более недостаточно для понимания мира и решения важнейших вопросов ХХl века. Их основные знания не могут сводиться к «чтению письму и счету», не могут ограничиваться комбинацией традиционных школьных предметов. Сегодня человек не может сохранить знания и компетенции на всю оставшуюся жизнь.

2. Сетевое мышление.
Традиционно в обществе использовались иерархические и пирамидальные структуры управления в работе и в образе нашего поведения. ИКТ создает совершенно другую организацию, которая приводит к новым путям работы и мышления: информационным сетям. Мышление в рамках сети глубоко изменяет взгляд на мир и на человеческие отношения. Благодаря сетям появились облачные технологии, обучение в глобальных учебных платформах, удаленное обучение в видеосетях, мобильное обучение.
3. Коллективный разум.
Традиционно рассматривали образование в рамках индивидуальных компетенций, индивидуальных достижений и др. Сегодня главной концепцией является коллективный разум. Он включает форму разума, которая не может быть достигнута на индивидуальном уровне. «Аборигены» призваны составить часть этого коллективного разума.

Образовательные конфликты
Между поколениями существуют огромные различия. Предшествующие поколения не могут полностью понять аборигенов цифрового общества и разделить их ценности и сталкиваются с трудностями при общении, сотрудничестве и, конечно, при обучении этого поколения. Мы с вами «цифровые иммигранты», мы должны учить то, что «аборигены» знают, как родной язык. Преподаватели не говорят на на одном языке с учениками: они разговаривают на доцифровом я зыке с цифроговорящим поколением.

Знания и обучение в цифровом обществе
Знания для цифровой эпохи не могут быть обеспечены традиционной учебной программой, состоящей из списка дисциплин. Знания возникают в вопросах, на которые надо ответить, в проблемах, которые надо решить. У преподавателя больше нет монополии на донесение знаний. Интернет предоставляет доступ к огромному количеству информации. Информация, однако, сильно отличается от знания: чтобы стать знанием информация должна быть обработана, классифицирована, проверена, распределена, организована.

ОНИ
Аборигены цифрового общества имеют импирический подход к обучению и могут раздражать учителей и родителей. Они имеют другой иной тип концентрации внимания. Они, в целом, не могут концентрироваться долгое время и переходят от одной задачи к другой очень быстро. Они многозадачны. Они предпочитают обучение через визуальные или графические источники. Они привыкли учиться через интерактивность и игры. Они должны быть постоянно подключены. Они лучше работают с огромными объемами информации.

ОНИ и сегодняшняя школа
Школа едва ли подходит ученикам нового поколения. ЕЕ организация, управление, отношения, которые она устанавливает между детьми, учителями и знаниями, - все это находится в конфликте с новыми школьниками. Она не является цифровой по сути, а учителя являются не аборигенами цифрового общества, а цифровыми иммигрантами.

ОНИ И МЫ
Учителя должны придерживаться ключевых ролей и ценностей учителя как организатора взаимодействия между учеником и знанием, как проводника знаний. У них ведущая роль, опосредованная через технологии в меньшей степени, чем роль личного присутствия. Человеческие отношения между учителем и учеником должны принимать новые формы, синхронные и асинхронные, с личным присутствием и дистанционно.

Педагогика поколения Y
. Педагогика должна стать педагогикой пространства и времени. Мы должны учитывать возможность изучения «когда хочу, где хочу», через очное или дистанционное обучение. Мы должны уйти от «бумажной педагогики», так как она не может применять цифровые инструменты. Мы должны создать мобильную педагогику, адаптированную под новые мобильные и подвижные инструменты. Развитие сетей ведет к педагогике, ориентированной на совместную работу, использующей все возможности сетей (таких как Web 2.0).

Начальная школа


  1. Информационные инструменты .

Это приложения, предоставляющие информацию в различных форматах (текст, звук, графика или видео, мультимедийные энциклопедии или ресурсы в Интернете.
2. Исследовательские инструменты.
Моделирование, обучающие игры и виртуальная реальность.
3. Инструменты конструирования.
Приложения в соцсетях, которые позволяют организовывать свои идеи или размышления, оформлять свои мысли и делиться ими с другими.
4. Коммуникационные инструменты .
Например электронная почта, скайп, видеоконференция …

Ограничения и проблемы


  1. Отбор компьютерных программ.

  2. Избыток привлекательных вариантов, отвлекающих от основного содержания.

  3. Киберзапугивание.

  4. Киберздоровье.

Роль учителя
. Управляет обучением и контролирует результат.
. Поддерживает компьютерно-ориентированное сотрудничество между учащимися.
. Предоставляет консультационную помощь.
. Обеспечивает личное взаимодействие в ИКТ-ориентированном обучении.
. Обеспечивает психологическую поддержку учащихся.
. Является экспертом учебных материалов.

Поменять НАДО на ХОЧУ
. Виртуальная школа.
. Мобильное обучение.
. Обучение на основе МООК (массовые открытые онлайн курсы).
. Облачные технологии.
. Социальные медиа.