Интегрированное занятие в старшей группе. Весна. Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в старшей группе «Весна идет – весне дорогу Интегрированное занятие ст гр весна

Засименко Татьяна Васильевна

воспитатель детского сада

ГККП ДС № 4 «Буратино»

при отделе образования г.Степногорска

Программное содержание:

Уточнять и обобщать представления детей о характерных признаках весны, расширять знания детей о весне, активизировать словарь по теме, развивать связную речь.

Воспитание звуковой культуры речи, отрабатывание правильного произношения парных звуков «Ш-Ж», развитие речевого дыхания.

Развитие общей и мелкой моторики, снятие психофизических зажимов.

Воспитание бережного отношения к природе.

Формировать умение работать коллективно.

Вызвать у детей радость от проделанной деятельности.

Словарная работа :почки, проталины, капель, март, апрель, май, лучистое, ласковое.

Билингвальный компонент: весна-коктем, солнце-кyн.

Материал и оборудование: счётные палочки, мяч, солнышко и лучики, угощение.

Предварительная работа: наблюдение в природе, чтение стихотворений о весне, рассматривание картин и иллюстраций о весне, отгадывание загадок.

Ход занятия:

Дети встречают гостей. Ребёнок читает стихотворение.

Дорогие гости! Заходите!

Занятие наше посетите.

Обещаем – будет интересно

И, конечно, познавательно, полезно.

Воспитатель: – Дети, посмотрите, как ярко светит солнышко и нам улыбается. Давайте же и мы улыбнемся солнышку и друг другу.

– Я вам сейчас загадаю загадку, слушайте внимательно.

Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет

В лесу подснежник расцветет .

Какое это время года?

Дети: Весна

Воспитатель: – Правильно. А сейчас какое время года?

Дети: Весна

Воспитатель: – Конечно же, весна, правильно.

Я прочту для вас стихотворение, а вы назовете весенние месяцы.

Пришла весна и каждый рад

Спешит весна и месяц… .Март.

За ним другой стучится в дверь

Он называется… .Апрель.

И третий месяц вспоминай

Как называется он… .Май.

Воспитатель : А какие, ребята, признаки весны, вы знаете?

Дети : Тает снег.

Снег растаял, снег растаял,

Это новость непростая,

Это значит наступает

Настоящая Весна!

Дети : Длиннее день.

Что ни сутки, по минутке,

День длинней, короче ночь.

Потихоньку прогоняем

Зиму прочь!

Дети: Начинается капель.

На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна,

Идёт апрель, звенит капель,

В лесу у нас весна!

Дети: Растёт трава. Цветут деревья.

Набухают дружно почки,

Распускаются листочки.

Появляется трава

Высока и зелена.

Дети: Прилетают птицы.

Последний снег в апреле тает.

Все рады солнцу и весне,

Весна в апреле прилетает,

С весёлой ласточкой ко мне!

Воспитатель: А каких вы знаете перелетных птиц? (ответы детей) Молодцы! Расскажите, пожалуйста, а куда они улетают от нас? (ответы детей) Правильно! А вот еще один вопрос, а почему они улетают от нас? (ответы детей) Какие же вы молодцы, все вы знаете.

Физкультминутка – игра « Прилетели птицы».

Правила игры: Послушайте-ка правила игры. Я называю птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых, то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, пчелы, снегири.

Прилетели птицы: голуби, муравьи, воробьи, вороны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, снегири, кузнечики.

Воспитатель: Молодцы, ребятки.

Д/И “Лодочка”.

Воспитатель : Что любят делать дети весной?

Дети: Ходить по лужам, пускать кораблики, лодочки.

Воспитатель : Предлагаю выложить изображение лодочки из счётных палочек.

Воспитатель показывает цифру 5.

Воспитатель : Дети, какая это цифра? Отсчитайте столько же палочек, и выложите из них на столе лодочку.

Дети выкладывают из 5 палочек лодочку.

Пальчиковая гимнастика “Покачай лодку”.

Долго лодочку качало. – Кисти рук влево-вправо.

Ветер стих и лодка встала. – Руки ладонями вверх, пальцы лодочкой.

Воспитатель : Послушайте загадку:

Доброе, хорошее

На людей глядит

А людям на себя

Глядеть не велит. (Ответы детей – Солнце)

Воспитатель: Ребята, какое солнце весной?

Солнце жёлтое, как (одуванчик).

Солнце круглое, как (мячик).

Солнце ласковое, как (мамочка).

Солнце румяное, как (блинчик).

Солнце горячее, как (огонь).

Солнце доброе, как (бабушка).

Солнце красивое, как (цветок).

А ещё солнышко лучистое.

Воспитатель: – Солнышко какое?

Дети: Яркое, ласковое, теплое.

Воспитатель: – А травка какая?

Дети: Зеленая, маленькая.

Воспитатель: – Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он еще очень слабенький.

Давайте поможем ветерку. (Дети дуют на ладошку) – Как шумит ветерок?

– А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как они жужжат?

Ребята, а вы хотите превратиться в насекомых? Поиграем в насекомых.

Игра: Летела муха около уха (ш) .

Летела оса около носа (с) .

Летел комар, звенел (з) .

Сел на лоб, а мы его – хлоп.

Поймали комара, послушаем (з) .

Отпустили, сильно подуем (ууу) .

Воспитатель: Какое у вас настроение, когда солнышко светит? (Радостное, веселое). Покажите, какие вы, когда веселые. А какое у вас настроение, когда солнышка нет? (Грустное, печальное) Покажите, какие вы, когда грустные.

Воспитатель: Ребята, а у нас тоже есть солнышко. Только посмотрите, какое оно грустное. Как вы думаете, почему? Кто же нам может помочь?

Давайте позовём Весну, может быть она поможет вернуть солнышку лучики и весеннее настроение.

Весна: (ребёнок)

Снег и лёд на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к вам пришла Весна.

Я вам помогу, солнцу лучики верну.

Если вы, мои ребятки, отгадаете загадки.

  1. Светит, сверкает,

Всех согревает. (Солнце)

  1. Сели детки на карниз,

И растут всё время вниз. (Сосульки)

  1. На шесте – дворец.

Во дворце – певец.

А зовут его … (Скворец)

  1. Вдоль дорожек без труда

Мчится талая вода.

Снег от солнечных лучей

Превращается в … (ручей)

  1. На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький … (подснежник)

  1. Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли … (почки)

Воспитатель: Спасибо тебе, Весна! Теперь наше солнышко стало лучистое,

такое яркое, доброе и по – весеннему тёплое.

Весна: Всех с весной я поздравляю,

Сладостями угощаю!

Воспитатель: Вы молодцы, справились со всеми заданиями, значит вы повзрослели, и скоро пойдете в старшую группу.

В конце занятия проводится психогимнастика. Взялись за руки, улыбнулись друг другу, передадим все тепло души друг другу.

Светлана Тужикова
Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Весна»

Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Здоровье", "Социализация", "Художественное творчество".

Цель: Обобщение представлений о весне.

Программные задачи:

Образовательные: Обобщение представлений детей о характерных признаках весны. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Весна". Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах.

Развивающие: Развивать и активизировать словарный запас детей по теме, развивать логическое мышление, коммуникативные качества.

Воспитательные: Воспитание любви и бережного отношения к природе. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Вид детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Предварительная работа: целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о весне, пальчиковая гимнастика, разучивание стихотворений.

Материал: конверт, картинки, музыка Чайковского из альбома "Времена года", мяч, ватман цветной, заготовки лепестков подснежника.

Ход занятия

В группе звучит музыка о весне из альбома Чайковского "Времена года".

Дети у нас сегодня гости, поздороваемся с ними. А теперь давайте поздороваемся друг с другом весело.

Игра "Улыбка "

Добрый день!

Добрый день!

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся

А давайте закроем на минуточку глаза и послушаем музыку.

Какое у вас сейчас настроение?

А как, вы думайте почему (музыка веселая, птички поют. весна пришла)

Сюрприз "Волшебное письмо"

Ой,ребята, посмотрите, что это? (письмо). Это письмо пришло от весны, она просит вас помочь ей и предлагает вам выполнить задания.

Отгадывание загадки

А вот первое задание вам нужно отгадать загадку:

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (подснежник)

Правильно. Молодцы. За каждый правильный ответ весна вам будет давать лепесток подснежника.

Ребята, а как вы, думаете, весна наступила?

А по каким признакам вы это определили? (Дети называют признаки весны: капают сосульки, растаял снег, бегут ручейки, набухают почки, прилетают птицы и т. д.). Молодцы. Вы справились и с этим заданием.

Дидактическая игра "Четвертый лишний"

А вот и следующее задание от весны.

Посмотрите на ковре лежат картинки. Вы должны убрать те картинки, которые не подходят к весне, объяснить почему.

Молодцы, ребятишки, вы успешно выполнили и это задание.

А теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка

Кап-кап-кап, звучит капель

Кап-кап-кап, звучит капель

Снова к нам пришел апрель.

(хлопают в ладоши)

Побежал в саду ручей (бег)

Прилетели сто грачей (машут руками)

И сугробы тают, тают (медленно приседают)

А цветочки расцветают (встают, руки "цветок")

Хорошо, мы немного с вами отдохнули, но нас ждет еще одно задание.

"Лексическое упражнение"

Вам необходимо достать из волшебного конверта картинку, сказать, что нарисовано, каким бывает предмет и что он умеет делать. (Дети выходят, показывают картинку и называют: например, это сосулька, она бывает мокрая, скользкая, капает, висит, падает, разбивается, блестит; картинка "Ручеек", "Капель", "Снег" и последняя картинка "Ветерок")

Ребята, а давайте подуем на ладошку, как это делает ветерок. (Дети дуют на ладошку, произносится звук ш-ш-ш)

Вы почувствовали. Какой он теплый и легкий. Ведь весенний ветерок еще такой слабенький. Ребятишки, как вы много знаете о весне. А вы зиму с весной не путаете? (ответ детей нет). Весна предлагает вам поиграть.

Дидактическая игра "Скажи наоборот"

Вставайте в кружок. Я вам буду бросать мячик, говорить, что бывает зимой, а вы отвечаете, что бывает весной и бросаете мне мяч обратно.

Зимой снег белый, а весной. (черный)

Зимой снег чистый, а весной. (грязный)

Зимой дни холодные, а весной. (теплые)

Зимой дни короткие, а весной. (длинные)

Зимой солнце тусклое, а весной. (яркое)

Зимой небо серое, а весной. (голубое, светлое)

Зимой ветер холодный, а ветер весной. (теплый)

Зимой солнце низкое, а весной. (высокое)

Молодцы, ребятишки, все правильно. (обращаю внимание на солнце)

Пальчиковая гимнастика "Цветок"

Вырос высокий цветок на полянке (показать руками цветок)

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук)

Всем лепестком красоту и питье (движение пальцами вместе врозь)

Дружно дают под землей корешки .(ладошки вниз тыльной стороной друг к другу, пальцы развести)

"Лесная полянка"

Ребята, какие вы молодцы! Вы справились с заданиями весны. А сейчас я вас приглашаю пройти и сесть за столы, где вас ожидают чудеса. Давайте на мгновение превратимся в юных волшебников, и на нашей полянке расцветет подснежник. Вы собрали лепестки подснежника. Я вам сейчас расскажу, что мы будем делать, чтобы расцвел на волшебной полянке подснежник.

Аппликация. Коллективная работа.

Итог. Выставка работ.

Интегрированное занятие в старшей группе "Расколдуем мы весну".

Автор: Васильева Ирина Николаевна воспитатель, МБДОУ "Олонский детский сад" Иркутская область Боханский район с. Олонки
Образовательные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности;
2. Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс, учить дорисовывать детали объектов клякс, для придания им законченности и сходства с реальными образами);
3. Развивать гибкость образного мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Воспитательные задачи:
1. Воспитывать аккуратность в рисовании красками;
2. Воспитывать уважительное отношение к работам друг друга.
Обеспечение интеграции образовательных областей.
Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
Музыка: использование музыкальных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество».
Познание: формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.
Труд: формирование трудовых умений и навыков, убирать свое рабочее место, приводить его в порядок.
Оборудование: листы тонированной бумаги, краски акварельные, кисти, трубочки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, репродукции картин художников о весне, музыка шум леса, пение птиц, спокойная и грустная мелодия, ваза с искусственными ветками цветущей яблони для украшения группы. Подснежники для подарка детям.
Предварительная работа:
экскурсия по территории детского сада в поисках весенних примет;
рассматривание весенних иллюстраций деревьев и веток в цвету;
игры с водой и трубочкой для коктейля «морской бой»
коррекционные дыхательные упражнения - выдувание воздуха через трубочку.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в нашем детском саду. Сегодня нас ждет новое путешествие в Мир Искусства. Но, прежде чем ступить на его порог, давайте прислушаемся, оглядимся – есть ли что–то необычное сегодня в нашем группе? (Звучит музыка, слышен шум леса, пение птиц).
Ребята, когда я шла сегодня в наш детский сад, я повстречала, а кого, вы сами угадайте:

Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Когда это бывает?

Она раскрывает почки, в зелёные листочки,
Деревья одевает, посевы поливает,
Движения полна, а зовут её … (весна).

Воспитатель: Сегодня мы с вами оправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. Это страна называется...(весна). На чем мы можем отправиться в путешествие?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам ребята поехать на поезде. Садитесь, пожалуйста, в вагончики. А пока мы едем, я расскажу вам об этой стране.
В этой стране солнце ласково смеется, звонко бежит ручей, сугробы тают, снег становится тяжелым, темным. Солнце своим теплом согревает все вокруг: из маленьких почек появляются зеленые листочки, щебечут и поют птички, зеленая трава шелестит под ногами. И еще в этой стране есть чудесная цветочная поляна, усыпанная разными цветами: желтыми одуванчиками, синими подснежниками, белыми ромашками, красными розами.
Нет и снега там, нет и холода,
Там все проснулось ото сна.
Мы приехали из нашего села
В страну чудесную –
Дети: Весна!
Воспитатель: Правильно, ребята, весна.
Вот и станция «Весна».
Мы приехали в весенний лес. Пойдёмте на весеннюю полянку, как тут красиво и цветочки на полянке есть.
Ребята, посмотрите, какая тут красивые картины, садитесь на бревнышко, и рассмотрим эти весенний картины.
Дети, посмотрите внимательно и скажите, какое время года нарисовано на картине? (весна).
Почему вы так решили?
Что весной происходит с природой?
Ответы детей: (всё оживает, тает снег, светит солнце, прилетают птицы, появляются первые цветы).
Что происходит весной с деревьями?
Ответы детей: (набухают почки, появляются листочки).
Воспитатель: Правильно, ребята, весной солнце ласково смеётся, звонко бегут ручьи, сугробы тают. Все радуются солнышку).
Ребята, а вы знаете стихи о весне? (дети читают стихи о весне).

К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами,
Черные проталины на полях видны,
Видно очень теплые ноги у весны.

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит, и поёт.

ЛАСТОЧКА ПРИМЧАЛАСЬ...
Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
«Как, февраль, ни злится,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик -
Всё весною пахнет!»

Воспитатель: Русский народ любит весну и придумал пословицы и поговорки, в которых рассказывается о весенних приметах. А вы знаете весенние приметы? (ответы детей).
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весенний дождь лишним не бывает.
Весною сутки мочит, а час сушит.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Апрель с водою - май с травою.
Апрельский цветок ломает снежок.
Солнышко с апрельской горки в лето катится.
Мокрый апрель - хорошая пашня.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Май холодный - не будешь голодный.
Май холодный - год хлебородный.

А сейчас, ребята, поиграем в игру «веснянка» становитесь в круг.
Игра «веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко,
(дети идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей,
(дети бегут по кругу).
Прилетело сто грачей,
(дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают,
(дети приседают на месте).
А цветочки подрастают.
(дети медленно встают).

Воспитатель: Хорошо на этой полянке, поехали дальше. Все сели. Поехали! (звучит грустная мелодия).
Ой, ребята, посмотрите на эту полянку, какая она грустная. Наверное, её зима заколдовала. Давайте её расколдуем и как настоящие художники нарисуем картинки о весне.
А что бы вы нарисовали на этой картине? (деревья, цветы, солнце, облака, птиц).
Воспитатель: Весна к нам на полянку не торопится. Ребята, предлагаю вам стать художниками-помощниками Весны и нарисовать пробуждающуюся природу, но необычным способом, а с помощью клякс. Как называется техника рисования из кляксы?
Дети: кляксография

Капля с кисточки упала,
Это клякса прибежала,
Всё вокруг заколдовала
И деревья и кусты,
А расколдовывать будем мы

Воспитатель: - Перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте немного разомнемся.

Пальчиковая гимнастика
Я Весне построю дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены. Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Воспитатель предлагает детям выбрать листы тонированной бумаги и занять свои места.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, как можно получить изображение с помощью кляксы и трубочки для коктейля.
Дети: выдувать на кляксу воздух
Воспитатель : - Правильно. С помощью кляксография мы будем делать ветки деревьев или кустарников, а цветы и почки на ветках предлагаю вам нарисовать с помощью ватных палочек.

Воспитатель показывает как нужно правильно налить краску на лист бумаги «капельками», и с помощью трубочки раздувать воздухом эти капельки рисую дерево
Дети приступают к выполнению работы под спокойное музыкальное сопровождение.

Воспитатель: - Ребята! Для дальнейшее работы, надо чтобы нарисованные ветки немного подсохли. Поэтому предлагаю вам выйти из-за столов немного размяться:

Физкультминутка «Дети любят рисовать»
Вот мы взяли краски в руки (Кисти рук сцепить в «замок»,
И не стало в доме скуки. вращательные движения по кругу.)
Чтобы было веселей, (Хлопки в ладоши.)
Яркой краски не жалей!
Это правда! (Встали, рывки руками перед грудью.)
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать! (Повороты туловища влево – вправо,
На бумаге, на асфальте, на стене руки на поясе.)
И в трамвае на окне!
Это что же за зверюшка, (Руки на поясе, наклон туловища вперёд)
Много ног, одна макушка?
То ли зверь – сороков (Прыжки на месте)
То ли очередь в ларёк?
Это правда! (Хлопки в ладоши)
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать! (Прыжки на месте)
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне! (Хлопки в ладоши)

Воспитатель: - Ну что же наши ветки подсохли, можно рисовать цветы и нежные листики.

Воспитатель объясняет и показывает детям прием рисования цветов и листиков с помощью ватных палочек.
Дети приступают к работе рисую ватными палочками.

(Звучит весенняя мелодия).
Итог занятия: Организация выставки детских работ. Обратить внимание детей на выразительность работ.
Вспомнить технику рисования, которая использовалась в работе. Какое время года мы с вами сегодня рисовали?
Расколдовали мы с вами нашу полянку. Посмотрите какая она стала красивая, весенняя, яркая.
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в поезд и поехали! Вот мы и приехали в ваш детский сад. А весна передала для нас свои волшебные весенние цветы. Давайте поставил их в наш уголок природы, они будут украшать нашу группу и радовать нас своей красотой!
Занятие окончено, большое спасибо!

Ольга Королёва
Игровое интегрированное занятие в старшей группе «Весна»

Конспект игрового интегрированного занятия «Весна » в старшей группе .

ФИО педагогического работника : Королёва Ольга Николаевна

Место работы : МАОУ Прогимназия №81 «Здравствуй!» г. Сыктывкара

Возрастная группа : старшая группа

Образовательная область : «Познавательное развитие» :, «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Речевое развитие»

Тема непосредственно образовательной деятельности : «Весна » Используемая общеобразовательная программа дошкольного образования : «От рождения до школы»

Предварительная работа с детьми : склеенные детьми заранее цветки с лепестками белого, голубого и зелёного цветов,

Дидактическое обеспечение непосредственно образовательной деятельности :

Демонстрационный – Письмо от жителей северного полюса, картинки с признаками ранней весны , середины весны , поздней весны , запись журчащего ручья, лампа, глобус, аудиозапись с пением птиц, с шумом леса, коробка-посылка, презентация с изображениями детёнышей животных.

Раздаточный Фишки белого, голубого и зелёного цветов, карандаши, цветки-трёхлистники.

Используемая литература :

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

2. Окружающий мир. Неживая природа - М., Издательство ООО “ДОС”, 2008. - 136 с.

3. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

4. Шорыгина Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах Т. Ц Сфера М. 2015

Цель :

Обобщение имеющегося у детей представления о весне ;

Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения речи.

Задачи :

Закрепить представления о весне и её признаках

Дать новые понятия «ранняя весна , середина весны , поздняя весна », уточнить и расширить словарь по их признакам.

Познакомить детей с природными особенностями весенних месяцев

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Вводная часть (3-4 минуты)

Цель : Создать положительный настрой на предстоящую деятельность.

Методы и приемы : объяснение, игра, сюрпризный момент, проблемная ситуация.

Воспитатель вносит в группу письмо . Ребята это письмо пришло к нам с северного полиса. Хотите узнать от кого оно?

Дети : Да

Воспитатель : Здравствуйте, дорогие ребята группы ! Пишут вам обитатели северного полиса! Ребята, как вы считаете, кто это может быть?

Дети : Тюлени, белые медведи, моржи. (Включается слайд с их изображением.)

Воспитатель : (читает дальше) Ребята, как вы знаете, у нас на северном полисе холодно круглый год и зимой и летом. Солнышко у нас появляется очень редко и поэтому льды в нашей местности почти никогда не тают. Ребята, нам бы очень хотелось знать, как живёте вы- дети на другом конце света Мы слышали, что у вас сейчас не зима, а какое-то другое время года, и нам бы очень хотелось узнать о нём подробнее. Мы очень будем ждать вашего ответа.

Воспитатель : Ребята мы ответим на вопросы обитателей северного полюса?

Дети : Да

Воспитатель : А как же мы сможем это сделать?

Дети : Отправим посылку или письмо.

Воспитатель : Ребята, какое у нас сейчас время года

Дети : Весна

Основная часть : (20-22 мин)

Цель : -Развитие познавательной активности детей в процессе отгадывания загадок

Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности

Активизировать словарь за счет слов : имен существительных (март, апрель, май, проталина, оттепель, ручей, сосулька, капель, подснежник, почка);

Дать знание о причине смены времён года

Методы и приемы :

Проблемное общение;

Экспериментирование;

Информационно-рецептивный (совместная деятельность педагога и ребенка) ;

Эффект удивления;

Ситуативные разговоры,

Вопросы

Метод наглядного моделирования

Художественное слово

Воспитатель : Ребята весна в природе бывает ранней, бывает середина весны и поздняя весна

Ребята, какие признаки ранней (середины, поздней) весны вы знаете ? (Дети затрудняются)

Воспитатель : Для того, чтобы узнать об этом, я предлагаю разделиться вам на команды. (детям предлагаются фишки синего, белого и зелёного цветов) . Чтобы лучше представить признаки ранней весны , середины весны и поздней весны , предлагаю отгадать загадки. Ребята, одна из команд являются помощниками ранней весны , одна -помощниками середины весны , и последняя -помощниками поздней весны . После того как отгадаете все загадки, команда должна посовещаться и решить помощниками какой весны они являются . Вы готовы?

Дети : Да

Воспитатель : Подойдите к столу. Перед вами лежит набор картинок. После того как я прочту загадку, Вам надо будет посовещаться в команде и поднять картинку с нужным ответом. (Загадывает загадки)

Свисает с крыши длинный гвоздь –

Холодный, крепкий, словно кость,

Но если солнце припечёт,

Он весь слезами истечёт (сосулька)

Осенью летели к югу

Переждать там злую вьюгу.

Дождались, и вот весной ,

Возвращаются домой. (Перелетные птицы)

Синяя сосулька плачет,

Но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель

Кап-кап-кап - звенит. (капель)

Солнце пригревает,

Лед на речке треснул.

Речка зашумела,

Льдины подгоняет.

Как это явление

Весною называют ?

(Ледоход)

Все деревья спят зимой

Просыпаются весной

Ну,а раньше,чем листочки

Набухают это. ?

Появился из-под снега,

Тянется к кусочку неба.

Самый первый, самый нежный,

Маленький такой… (Подснежник)

Зимой он все сидел, а весной вдруг похудел (сугроб)

Весна поет , звенит капель, Почистил крылья воробей. Кричит скворцу он : - Не робей! Иди купаться Вот … (ручей)

Воспитатель : Ну вот ребята, вы отгадали все загадки. Скажите, команда белых фишек является помощниками какой весны .

Дети : Ранней

Воспитатель : Правильно. Ранняя весна-это самое начало весны . Как вы считаете, почему в вашей команде достались именно белые фишки?

Дети : Потому что ещё много снега на улице

Воспитатель : А какой месяц обозначает начало ранней весны ?

Дети : Март

Воспитатель : Правильно. Март весну открывает . Столько солнца и белого снега на улице, что глаза слепит. Март в народе называют протальником, потому что от солнечных лучей снег начинает таять, и становится видно землю – проталину. Что такое проталина?

Дети : Там где снег уже растаял появляются узкие полоски чёрной земли, это и есть проталинки.

Воспитатель : В народе март прозвали зимобор. За что как вы думаете? Дети : В марте зима с весной борется .

Воспитатель : Ребята, а команда ребят с голубыми фишками являются помощниками какой весны ?

Дети : Середины весны .

Воспитатель : А в каком месяце обычно приходит середина весны ?

Дети : В апреле.

Воспитатель : А почему же вам достались фишки именно голубого цвета?

Дети : Потому что в апреле всё тает, везде вода.

Воспитатель : Правильно. За мартом апрель идёт. В апреле весна вволю разгуляется . Этот месяц прозвали снегогоном. О чём говорит это название.

Дети : Он выгоняет снег

Воспитатель : Прозвали апрель и водолеем. Почему как вы считаете.

Дети : Кругом лужи, кругом вода льётся.

Воспитатель : Апрель месяц говорливой воды. послушайте, что это значит (Включается запись журчащего ручья) Апрельские ручьи землю будят. Что это значит?

Дети : Тёплые воды смывают зимнюю грязь, согревают землю

Воспитатель : Апрель водою славен, почками красен. Как вы это понимаете?

Дети : Ручьи кругом, капель звенит, почки на деревьях

Воспитатель. Скажите, ребята, а команда зелёных фишек-это помощники какой весны ?

Дети : Поздней.

Воспитатель : Правильно ребята. А какой же месяц является символом поздней весны .

Дети : Май

Воспитатель : Правильно, самый красивый и самый тёплый месяц май- месяц зелени и цветов. Называют его травень, цветень. Почему вы так думаете?

Дети : В мае деревья зеленеют, цветы цветут.

Воспитатель : Называют май и песенник. Почему вы так считаете?

Птицы поют, леса шумят (включается аудиозапись)

Воспитатель : Итак, перед весной стоят три главные задачи. Темноту зимнюю прогнать. Какой месяц с этим справляется?

Дети : Март

Воспитатель : Вторая задача -снег растопить, землю разбудить. Какой месяц с этим справляется?

Дети : Апрель

Воспитатель : Третья задача- землю, поля и леса зеленью нарядить. Какой месяц с этим справляется?

Дети : Май

Воспитатель : А теперь ребята давайте соберём весенние картинки и положим их в нашу посылку (Дети складывают картинки в заранее подготовленную коробку)

Воспитатель : Молодцы, вы отлично справились с этим заданием, а теперь скажите с солнцем какие-нибудь изменения происходят? (оно стало светить ярче и теплее, солнце пригревает)

Воспитатель : Почему же так происходит? (затрудняются) Оказывается, весной наша планета находится ближе к солнцу. Давайте проведем опыт.

Опыт «Почему происходит смена времен года?» . Дети подходят к столу с лампой и глобусом.

Воспитатель : Представьте, что лампа – это Солнце. Потрогайте ту сторону глобуса, куда попадал свет лампы. Что чувствуете?

Дети : Эта сторона теплая, прогретая солнцем.

Воспитатель : Да, верно. Земля все время вращается вокруг Солнца. Если на одной стороне земли (в Южной Америке) сейчас тепло, что мы и почувствовали, то на обратной стороне Земли будет холодно, потому что солнечных лучей мало доходит.

Воспитатель проводит физкультминутку

Солнышко, солнышко, дети идут по кругу

Золотое донышко.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло хлопают в ладоши

Побежал в саду ручей дети бегут по кругу

Прилетело сто грачей

А сугробы тают, тают дети медленно приседают

И цветочки подрастают тянутся на носочках вверх

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель : Ребята, что происходит у лесных обитателей? (ответы детей) .

Дети : рождаются детёныши.

Воспитатель : У зайчихи появляются детеныши. Как они называются? (включает слайды)

Дети : зайчата.

Воспитатель : У барсучих появляются…---

Дети- барсучата

Воспитатель : У лосихи….-

Дети : Лосята.

Воспитатель : У медведицы….

Дети : Медвежата.

Воспитатель : У волчицы

Дети : Волчата

Воспитатель : Ребята, а теперь подойдите к столам (на столах разложены модели месяцев весны в форме цветка-трёхлистника, склеенные детьми на аппликации) и нарисуйте на лепестках признаки весенних месяцев. (дети, умеющие писать, подписывают названия месяцев)

Воспитатель : Ну вот теперь, мы можем смело складывать наши работы в посылку. (складывают) Какой обратный адрес мы напишем на посылке?

Дети : Республика Коми, г Сыктывкар, ул Карерная д 18, гр № 7.

Заключительная часть. (3 мин) Цель : Подвести итоги занятия .

Методы и приемы : похвала, опрос.

Проводится итог НОД Упражнение на развитие слухового внимания

«Что лишнее»

Воспитатель : Ребята, посылку мы обязательно отправим, а сейчас, я буду называть слова, обозначающие предметы и явления, которые относятся к весне , но обязательно допущу ошибку, и только самые внимательные смогут найти эту ошибку.

Воспитатель : кучевые облака, проталины, птицы улетают на юг.

Дети : птицы улетают на юг

Воспитатель : Капель, декабрь, подснежники, почки

Дети : Декабрь - это зимний месяц

Воспитатель : Ручьи, сильные морозы, солнце, ледоход

Дети : Сильные морозы

Воспитатель : Март, Апрель Весна , Май

Дети; Лишнее слово весна – это время года

Воспитатель : зима, весна , лето, апрель

Дети : апрель-это месяц

Воспитатель : Ребята, я буду задавать вам вопрос, а вы внимательно слушайте, и поднимайте верное количество пальцев.

Воспитатель : Сколько времён года вы знаете

Дети поднимают цифру 4 и называют времена года

Воспитатель : Сколько весенних месяцев вы знаете?

Дети поднимают 3 пальца

Воспитатель : Молодцы, ребята. Сегодня вы были внимательными. Собрали посылку для обитателей Северного полюса. Отгадывали загадки с помощью картинок, интересно беседовали . Вот какую большую работу мы с вами провели. А теперь скажите, что больше всего запомнилось.

Дети отвечают.

Воспитатель : Продолжите пожалуйста «Я сегодня узнал…»

Воспитатель : Вот сколько нового мы узнали сегодня. А наша игра подошла к концу. До новых встреч!

Самоанализ.

Интегрированное занятие «Весна » построено в соответствие с требованиями ФГОС. В занятии поставлены задачи для развития как предметных, так и метапредметных результатов.

Занятие «Весна » осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме

На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Все пособия эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии .

На занятии использовалась музыка и ЭОР, которые усиливали эмоциональное восприятие.

В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,

Евгения Лукина


Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Весна пришла!»

Цель:

закрепить и расширить знания детей о весне, как о времени года (состояние погоды и изменения в природе;

Задачи:

Образовательные: учить замечать и высказывать впечатления о красоте весенних явлений;

закреплять представления о весне и связанных с ней природными явлениями.

Развивающие: активизировать словарный запас, обогащать игровой опыт, повышать двигательную активность.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе, воспитывать волевые качества. Формировать у детей экологическую культуру;

Цели:

Закреплять знания о характерных особенностях данного времени года;

Знакомить с весенним пейзажем (обратить внимание на первые признаки весны: капель, кругом вода, первая молодая травка, деревья с набухшими почками и первыми листочками, первые цветы, яркое солнышко);

научить делать тюльпаны для мамы из цветной бумаги;

Закреплять умение правильно держать ножницы, безопасно действовать с ними.

Интеграция: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно – эстетическое развитие».

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, характеризующие весну; мешочки с почками, землёй и орехами, репродукция картин: И. Левитан «Весна – большая вода», цветная бумага, ножницы.

Ход занятия:

1. Вступительная часть

Ребята рассмотрите несколько весенних пейзажей, и послушайте стихотворение И. Токмаковой «Весна».

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Видно, очень теплые

Ноги у весны.

Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О весне).

Как вы это поняли? (Ответы детей: пригревает солнце, день становится длиннее ночи, снег становится грязным, рыхлым, начинает таять, капают сосульки, из теплых стран возвращаются птицы… Воспитатель помогает детям, зачитывая строки стихотворения).

Воспитатель: Ой, ребята, послушайте, кто-то рычит за дверью. Кто бы это мог быть? (Дети называют)

Воспитатель: А давайте не будем гадать и откроем дверь.

Входит медведь.

Медведь: Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам из леса. Я так долго спал, что всё забыл. Ребята, поможете мне вспомнить всё о весне, это ведь она меня разбудила? (Ответы детей)

Воспитатель: Хорошо, ребятки, расскажем Мишке, всё что сами знаем о весне. А как называется первый весенний месяц?. (Ответы детей). Какие еще месяцы придут вслед за мартом? Сколько всего месяцев бывает весной? Повторите хором: «Март, апрель, май – их не забывай!»

Показывает картину И. Левитана «Весна – большая вода».

Воспитатель обращает внимание на эту картину Левитана. Какую весну художник изобразил? (Раннюю, когда природа только что просыпается от сна.) По каким признакам вы догадались об этом? (Ответы детей).

Медведь: Ребята, я принёс подарки, а что это за подарки – необходимо отгадать их по запаху.

Воспитатель достаёт из бочонка 3 мешочка. Дети закрывают глаза и по запаху пытаются определить их содержимое.

Воспитатель: В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Как она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну, а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твёрдое?

Дети: Это орехи.

Воспитатель: спасибо, Миша за подарки. Поиграй с нами в игру, которая называется «Весенние словечки». Я буду показывать картинки, а вы подбираете слова – признаки к этим картинкам.

1. небо (Голубое, ясное, безоблачное, чистое)

2. сосулька (Длинная, прозрачная, холодная, сверкающая)

3. солнце (Яркое, ласковое, золотое, лучистое)

4. снег (Грязный, рыхлый, холодный, подтаявший.)

5 трава (Молодая, зеленая, свежая, нежная, первая) .

6. облака (пушистые, легкие, воздушные)

7. листочки (первые, зеленые, свежие, нежные).

Медведь: Ой, что-то я засиделся, пора бы косточки размять

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем

Игра малой подвижности «Мы прошли в весенний лес».

(Дети выполняют движения, соответствующие тексту).

Мы пришли в весенний лес! (Дети шагают на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Поднимают руки вверх и раскачивают Справа березка ветками шумит, над головой.)

Слева елка на нас глядит!

На опушке зайчик скачет (Прыгают на обеих ногах.)

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок-

Вот и скрылся наш дружок!

На поляне серый рыщет, (Наклоняются и медленно продвигаются)

Он себе добычу ищет. в перед. (Прячут глаза руками.)

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас.

Мишка вылез из берлоги, (Двигаются как мишки.)

Огляделся на пороге. (оглядываются, потягиваются.)

Потянулся он со сна:

К нам опять пришла весна.

Воспитатель. Ребята, Мишка хочет что-то сказать мне на ушко Мишка хочет знать смысл пословиц о весне. Поможем ему объяснить?

Воспитатель. Весною сверху печет, а снизу морозит.

Дети. Весною солнце сильнее греет, а земля еще холодная.

Воспитатель. Февраль силен метелью, а март – капелью.

Дети. В феврале часто метут метели, а в марте снег тает, капает с крыши.

Воспитатель. Грач на горе – весна во дворе.

Дети. Прилет грачей – праздник весны.

Медведь: Молодцы, ребята, я сегодня многое узнал о приходе весны.

Воспитатель. Ребята, а какой праздник приближается к нам? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, скоро первый весенний праздник – 8 Марта – праздник мам. Давайте для ваших мам сделаем из бумаги тюльпаны. Детей можно спросить, знают ли они, каких расцветок бывают тюльпанчики? А затем пусть каждый выберет наиболее интересный для них цвет бумаги.

(Дети вместе с воспитателем подходят к длинному столу, на котором приготовлены по количеству детей квадратные листы бумаги. Дети рассаживаются за столом, педагог показывает процесс изготовления тюльпана, дети последовательно повторяют операцию за операцией). Можно включить звуки леса, пение птиц.

Вот и все! Наш цветок готов. Можно сделать несколько цветков и собрать их в подарочную плетенку и подарить мамам.

Рефлексия:

Ребята, вот и подошло наше занятие к концу. Кому мы сегодня с вами помогали? О чём мы рассказали Мишке? Что вам запомнилось больше всего на нашем занятии?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Сладкоежка Мишка всех вас угощает сладкими призами за вашу работу.