Упражнения для развития интеллектуальных способностей. Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

Каждый человек стремится быть успешным, а для этого необходимо иметь широкий кругозор: как развить интеллект, если вы недовольны уровнем своих знаний и умений? Чем , чтобы в старости быть активным и мудрым человеком?

Какие знания необходимы родителям, желающим вырастить умного ребёнка, обладающего широким спектром знаний, пытливым умом, умеющим применять свои умения на практике? Развивать интеллектуальные способности можно всю жизнь, этот процесс не заканчивается никогда.


10 привычек для развития интеллекта у взрослого человека

Все мы восхищаемся знатоками клуба «Что? Где? Когда?». Нас поражает объём их знаний, широта кругозора, умение найти ответы на самые разные и сложные вопросы. Не стоит сокрушаться и расстраиваться, что вам такого уровня никогда не достичь. Интеллект можно и в любом возрасте.

Раньше считалось, что такое развитие возможно только в период взросления - в детстве и юности, после все эти процессы тормозятся, и прогресс уже невозможен.

Но теперь уже доказано учёными, что новые клетки в мозге образуются постоянно и его пластичность, то есть способность развиваться под действием опыта меняется - чем богаче ваш опыт, тем гибче и развитее ваш ум.

ПРАВИЛО ИНСТРУКЦИЯ К ДЕЙСТВИЮ

Играйте в логические и интеллектуальные игры - шахматы, нарды, головоломки тренируют ум, память и внимание, логическое и пространственное мышление

Читайте каждый день и всё, что вам интересно - художественные, познавательные книги заставят мозг постоянно работать, к тому же начитанность ещё никому не мешала

Записывайте, зарисовывайте всё, что хотите запомнить, свои идеи, задумки - при письме активизируются несколько участков мозга, что помогает лучше усвоить информацию

Занимайтесь математикой - это тренирует сразу несколько умственных способностей: абстрактное, аналитическое, критическое и логическое мышление, их скорость, а также память и внимание

Занимайтесь математикой - это тренирует сразу несколько умственных способностей: абстрактное, аналитическое, критическое и логическое мышление, их скорость, а также память и внимание

Меняйте свои привычки, то, что вы делаете «на автомате» каждый день - ходите другой дорогой на работу, чистите зубы другой рукой и т.п.

Занимайтесь спортом - физические нагрузки разгоняют кровь, мозг обогащается кислородом, вырабатывается белок, помогающий формировать нейроны

Питайтесь правильно и полноценно - получая необходимое количество витаминов и минералов, ваш мозг будет работать на полную силу.

Не впадайте в депрессию, все неудачи и препятствия воспринимайте, как шанс для совершенствования и развития

Обязательно давайте себе полноценно отдыхать, желательно в тишине и без телевизора

Что такое интеллект

Если мозг нагружать решением , то будут образовываться новые синапсы - связи между нейронами, в противном случае эти связи будут отмирать за ненадобностью.

Что же такое интеллект? Это качество человеческой психики. Он объединяет мышление, воображение, восприятие. Это познание, понимание, умение анализировать информацию, рассуждать, делать выводы, способность выделить главное, видеть закономерности, обобщать опыт, мыслить критически.

Интеллектуал всегда , стремится узнать и понять то, чего раньше не знал. Человек должен управлять работой своего ума, а не наоборот.

Более того, мы можем направлять развитие мозга в нужную сторону, настойчиво , приобретая новые навыки или же совершенствуя те, что уже имеются.

Совет: прочтите книгу Светланы Присталовой «Как развить суперпамять, интеллект и внимание». В ней вы найдёте множество упражнений, помогающих прокачать ум.

Формирование интеллекта

Как считают учёные, интеллект начинает формироваться ещё в утробе матери, поэтому на вопрос о том, как развить интеллект у ребенка во время беременности, можно услышать различные рекомендации.

Не нервничать, больше бывать на природе и любоваться ею. Важно также правильно и полноценно питаться, чтобы ребёнок мог нормально развиваться.


Многое, конечно, зависит и от генетики, но если ребёнок родился без патологий, то проблемы с интеллектуальными способностями могли зародиться в период внутриутробного развития.

Если малыш не начинает говорить или ходить, когда его сверстники уже освоили эти умения, надо узнать, может, кто-то из родителей тоже немного запаздывал с этим, в таком случае не стоит паниковать.

Делать абсолютно всё лучше других не может никто. Каждый человек имеет какие-то врождённые задатки и таланты, то, чем он любит заниматься. Задача родителей - вовремя заметить и развить эти особенности. Но и здесь важно не переусердствовать.

Не надо стараться научить ребёнка тому, к чему он ещё не созрел физиологически - это может спровоцировать большие проблемы в будущем.

Для нормального развития надо совмещать тренировку интеллекта с физической активностью, нормальным питанием, прогулками и не допускать переутомления.

Малыши развиваются в общении со взрослыми. Психологи давно заметили, что в семьях социально благополучных, с высоким уровнем образования у родителей, дети имеют более высокий уровень интеллекта.


Каждый человек от рождения наделен какими-нибудь способностями

Ещё совсем кроха, ребёнок с увлечением разглядывает яркие предметы, пытается до них дотянуться и попробовать на вкус. Так и начинает развиваться интеллект.

В этом малыши напоминают увлечённых своим делом учёных - они пытаются узнать всё о том, что их интересует, исследовать со всех сторон и всеми же способами, одновременно совершенствуя свои навыки, радуясь своим успехам.

Как развить интеллект у ребенка?

Прежде всего надо общаться с ребёнком, даже когда он совсем маленький. Говорите с малышом, и вы заметите, как внимательно он вас слушает.

Не пресекайте его любознательность, но и следите за безопасностью. Играйте вместе, показывайте и объясняйте всё - от родителей дети узнают, как надо правильно действовать.

Только не торопитесь опередить нормы развития, даже если малыш очень талантлив. Многие из нас пытаются реализовать свои амбиции, «вылепливая» из ребёнка вундеркинда.

Наша задача - обеспечить детям нормальное . Не ограничивайте его узкими рамками.

Заложенная природой любознательность обязательно принесёт плоды, и ребёнок овладеет всеми интеллектуальными умениями - различать предметы по признакам, обобщать и выделять, видеть логические связи, пересказывать сказки, строить аналогии.


Основы интеллекта по Доману

Многие современные родители знакомы с методикой раннего развития Глена Домана. Он разрабатывал её долгие годы, исследуя и наблюдая здоровых и больных детей.

Вот основные принципы методики:

  1. Мозг растёт и развивается при постоянной нагрузке
  2. Интенсивно развивая интеллект ребёнка с рождения до трёхлетнего возраста, можно добиться наилучших результатов
  3. Формированию мозга и двигательного интеллекта помогает физическое развитие
  4. Фаза активного роста длится до пяти лет. В это время обучение не требует дополнительной мотивации

Начинать надо с трёхмесячного возраста, показывая ребёнку карточки с изображениями различных предметов и называя их. Это развивает речь, внимание, логику, память.


Заниматься с малышом начинают уже в возрасте трех месяцев

Будете вы придерживаться данного метода или нет, в любом случае занимайтесь с ребёнком, развивайте его творческие и интеллектуальные способности, учите рисовать, писать, придумывать и рассказывать сказки.

Ребёнку в любом возрасте интересно исследовать что-то новое, фантазировать и учиться. А когда всё получается, родители хвалят, то хочется узнать ещё больше.

Как развить интеллектуальные способности?

Постоянно тренируя мозг специальными упражнениями, можно развивать как интеллект, так и память и внимание в любом возрасте.

Например, можно использовать любой предмет для тренировки внимания и памяти - возьмите его в руки, очень тщательно изучите все мельчайшие детали - цвет, форму, вес, шероховатости, потёртости, запомните свои тактильные ощущения.

После этого надо закрыть глаза и представить предмет как можно более точно.

Возможно, это у вас не получится сразу, но регулярные тренировки помогут усовершенствовать память. Можно запоминать и сравнивать звуки - чем они похожи, можно ли заменить один звук другим, как делают это при озвучивании кинофильмов.

Развивайте ловкость рук, ведь известно, что мелкая моторика положительно влияет на мозг. Всегда стремитесь узнать и научиться чему-то новому - так образуются новые синапсы, и ваши интеллектуальные способности будут совершенствоваться.


Развивайте способности чада, но не пытайтесь сделать из вундеркинда насильно

Все эти методы подойдут не только взрослым, но и детям. Развивать интеллект надо комплексно, не ограничиваясь одним способом.

Существует множество занятий, помогающих развитию интеллекта, особенно важны они для людей в зрелом возрасте - это , помогающая расслабиться и научиться концентрации.

Танцы, где задействуются разные области мозга, чтобы запомнить движения; боевые искусства, развивающие концентрацию, чувство равновесия; садоводство, значительно снижающее риск деменции.

Вязание, которое успокаивает и развивает мелкую моторику, как и игра на музыкальных инструментах; ведение дневника, снимающее стресс и помогающее в принятии решений.

Можно выбрать любое из них или даже несколько, и обязательно уделять им часок-другой в день.

Эмоциональный интеллект

Многие ли из нас понимают себя и свои чувства? С возрастом мы загоняем внутрь себя, не даём им выплеснуться.

Что говорить о принятии и понимании чувств других людей, закономерностей общения! Нам часто не хватает эмоционального и социального интеллекта.


Для гармоничного развития в любом возрасте необходимы физические нагрузки

Эмоциональный интеллект - это осознание эмоций, понимание и управление ими, умение эффективно общаться с людьми, понимать и сопереживать.

Если вы подвержены импульсивным решениям, о которых впоследствии жалеете, то вам надо развивать эмоциональный интеллект.

Как это делать?

  1. Отслеживайте свои эмоции, реакции на происходящие с вами и вокруг вас события, пытайтесь понять своё отношение к этому.
  2. Учитесь чувствовать связь реакций тела с чувствами. Научившись разбираться в языке тела, вы лучше будете понимать переживания и чувства других людей.
  3. Записывайте свои эмоции и последующие действия в дневник. Не игнорируйте никаких чувств. Смотрите правде в глаза, как бы она ни была неприятна. Успокоившись и перечитав записи, вы сможете взглянуть на себя со стороны. Это помогает понять, правильно ли вы поступили. Если сорвались из-за ерунды, то в следующий раз постарайтесь вести себя сдержаннее.
  4. Понимая причины бессознательных реакций, вы научитесь управлять ими.
  5. Учитесь видеть и слышать - мелкие нюансы, такие как движения при разговоре, тон, каким сказано, могут много рассказать о человеке, чувствах которые он испытывает. Так можно научиться распознавать лукавит человек или же он честен с вами.
  6. Будьте открыты, дружелюбны и честны в любых отношениях

Развитый эмоциональный интеллект помогает человеку быть менее подверженным стрессам, спокойно и эффективно общаться с любыми людьми.

Понимать их чувства и быть правдивым в своих эмоциях и реакциях, не пряча их под маской невозмутимости. Пользуйтесь любыми из приведённых методов - всеми вместе или каким-то отдельным.

Заботьтесь о здоровье своего ума. Выбирайте, как развить свой интеллект, и помните, что важно научиться , а смех называют активной медитацией, помогающей избежать стресса и расслабиться.

Чтобы достичь желаемого результата, надо приложить немало усилий, ведь современный человек ленив. Преодолевайте лень и делайте свою жизнь ярче и счастливее.

На этом сайте тема о развитии интеллекта уже обсуждалась в статье . Однако я нашел новые способы, которые помогут Вам развить интеллект. Эти способы не новые, но их нужно обязательно использовать, чтобы был видимый прогресс. Что это за способы, Вы узнаете ниже.

Что такое интеллект?

Сначала неплохо было бы узнать, что такое интеллект , и уж потом знакомиться со способами его развития. Интеллект – это в первую очередь человеческая способность личности, которая позволяет ему мыслить, анализировать, запоминать и извлекать информацию из памяти. Как Вы видите, из этого определения можно сделать вывод, что интеллект охватывает сразу несколько отделов головного мозга. А это значит, что для развития интеллекта, необходим комплексный подход. Ниже я привел самые лучшие способы для развития интеллекта.

Как развить интеллект?

Первый и самый базовый способ это оптимальное время для отдыха . Очень трудно развивать свой интеллект, если Вам постоянно хочется спать. Если у Вас недосып, то рекомендую прочесть статью . Вы ведь сами замечали, что очень сложно на чем-то концентрироваться, когда Ваше внимание рассеяно и углубленно в себя. Были проведены некоторые исследования, которые доказали, что усталость снижает уровень IQ на несколько баллов. Поэтому, для 100% активизации всех умственных способностей, я советую Вам хорошенько высыпаться. Для этого вовремя ложитесь спать.

Второй способ это анализ информации при помощи записи . Иногда к нам приходят идеи, и у нас появляется возможность сделать выбор: или записать идею или запомнить ее. Я советую размышлять над идеями не устно (мысленно), а письменно. В письменной форме Вы будете фиксировать каждый свой шаг, и именно в письменной форме Вы активизируете сразу несколько участков мозга. Кроме того, анализируя информацию или идею в письменном виде, Ваша концентрация увеличивается как минимум в три раза. А это значит, что анализ становится очень глубоким, и Вы сможете .

Третий способ – выключайте телевизор . Просмотр телевизора точно не развивает Ваш интеллект, а вот вынос мозга обеспечивается. Я думаю, Вы знаете, что телек оказывает гипнотическое воздействие, а это значит, что Вы становитесь управляемым зомби. Я Вам настоятельно рекомендую после работы находиться одним в комнате с выключенным светом. В темноте и в тишине Вы способны генерировать гениальные идеи и находить реальные способы для . Тишина и покой помогают Вам развивать интеллект - запомните это.

Четвертый способ это развивающие игры . Для развития интеллекта Вам поможет игра в шахматы. Эта самая лучшая игра для развития интеллектуальных способностей, так как требует огромной концентрации, логического анализа и расчетов. В ходе игры из-за нескончаемых мыслительных процессов, развивается не только Ваш ум. Эта игра . А так, если Вам шахматы не нравятся, то Вы можете найти другие развивающие игры. На сегодняшний день их очень много, и проблемы их найти не будет.

Пятый способ – общение с разными людьми . Общение не только развивает Ваш кругозор, но и развивает Ваш интеллект. Для успешного развития интеллектуальных способностей нужно очень много общаться. Если Вы в какой-то теме не разбираетесь, то хотя бы внимательно слушайте, что Вам говорят. Выслушивайте чужое мнение, делайте свои выводы и так далее.

Шестой способ – читать книги . Самый банальный, доступный и мощный способ развить интеллектуальные способности. Тот, кто много читает, не дает своему мозгу расслабиться, и тот вынужден расти. это отличный способ прокачать мозги. Кроме того, начитанные люди никогда не испытывают сложности в общении. Им всегда есть, что рассказать своему собеседнику.

всегда являлись и будут являться мощным эффективным способом по развитию интеллекта. Я отдаю предпочтение кубику рубику, собиранию пазла, разгадыванию кроссвордов и загадок. А вообще, сейчас Вы с легкостью можете найти что-то свое.

Восьмой способ – . Я очень часто говорю, что человек – это запрограммированное ограниченное существо. Все мы каждый день делаем одни и те же вещи совершенно одинаково. На пользу Вашему интеллекту это никак не идет, ведь он не напрягается. Поэтому, Вам нужно начать делать обыденные вещи совершенно по-другому. В этом случае Ваш мозг начнет напрягаться. Например, Вы сегодня приняли решение поехать на работу другим маршрутом. И тут начинается долгий мыслительный процесс. Вы начинаете обдумывать, какой дорогой, во сколько надо выехать, чтобы во время приехать на работу и прочие мелочи. Другими словами, Вы начинаете экспериментировать, а это способствует развитию Вашего ума.

активизирует сразу несколько отделов головного мозга для воплощения поставленной задачи. При рисовании Ваша концентрация увеличивается, Вы как будто отрешаетесь от внешнего мира, далее, мыслительные процессы работают полным ходом, и Ваш мозг вынужден развиваться. Рисовать Вы можете все, что угодно и как угодно. Не старайтесь стать Пабло Пикассо, просто рисуйте то, что задумали.

Это десятый способ для развития интеллекта. Чтобы Ваш интеллект развивался, его надо постоянно чем-то кормить. И лучше будет, если эта информация будет новой. Начните изучать иностранный язык, или начните осваивать какую-нибудь программу, в которой Вы полный ноль. Короче, учитесь новому и делайте это с энтузиазмом.

Одиннадцатый способ развить интеллект всего скорее косвенный, чем прямой. Начните бегать, подтягиваться, отжиматься. При физической нагрузке вырабатывается нейротропный фактор мозга – белок, отвечающий за развитие нейронов, а нейроны являются ключевым звеном интеллектуальных способностей.


Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.

Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.
Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.

Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.

От чего зависит интеллектуальное развитие?:

1. От наследственности, которую ребенок получает вместе в генами родителей;
2. От образа жизни мамы в период беременности;
3. От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
5. От социального статуса семьи;
6. От характера и темперамента малыша;
7. От качеств личности родителей.

Когда начинать развивать интеллект ребенка?:

Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.

Условия для развития интеллекта:

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.

Стадии интеллектуального развития:

1. Конец первого и начало второго года жизни. В это время малыши изучают окружающий мир с помощью тактильных анализаторов (они стремятся все потрогать);
2. От 4 до 6 лет - этап становления наглядно-образного мышления;
3. Школьный возраст характеризуется интенсивным развитием словесно-логического мышления.
Каждый предыдущий этап интеллектуального развития является фундаментом для последующего этапа. Родителям необходимо принимать активное участие в развитии интеллектуальных способностей на каждом этапе развития своего ребенка.

Способы развития интеллекта:

1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;
2. Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
4. Математика и точные науки;
5. Чтение;
6. Изучение иностранных языков;
7. Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.

Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами. Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания.   Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности. Если кроха посещает детский сад или центр раннего развития, родители должны приобретенные знания использовать и в повседневной жизни, а не только на занятиях. Именно родители должны рассмотреть в своем малыше ценные задатки, с которыми он родился и стараться максимально их развивать.

Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:

1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;
6. Расширяйте круг общения детей;
7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;
8. Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;

Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.

Как определить уровень интеллекта ребенка?:

Для определения интеллекта ребенка существуют специальные тесты, которые дают достоверную информацию о том, опережает, отстает или соответствует норме интеллект вашего ребенка.

Задания для оценки интеллекта ребенка:

1. «Давай вырежем такую же фигурку». Ребенку необходимо вырезать фигурку, которая изображена на бумаге;
2. «Кому чего не хватает». Ребенку демонстрируют предметные картинки, на которых не хватает какой-то детали. Малыш подбирает картинку, на которой изображена недостающая деталь;
3. «Что здесь лишнее?». Предназначено для детей 4-5 лет. Им показывают картинку, на которой изображено несколько предметов, в чем-то похожих по содержанию. Но среди них имеется один предмет, который не подходит. Нужно его назвать.

Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
Предлагайте ребенку "полезные" игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
Используйте многофункциональные игрушки;
Не перегружайте ребенка;
Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.

Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!


Интеллект, память и внимание - это качества, которые необходимы человеку на протяжении всей жизни. Без развития умственных постепенно начинают деградировать, потому очень важно тренировать мозг с малых лет. Именно в юном возрасте мы способны поглощать наибольший объём информации, у нас стимулируется развитие памяти и интеллекта, а потому мы совершенствуемся стремительнее, чем во взрослой жизни.

Что собой представляет интеллект?

Это, скорее, общее понятие, чем конкретное. Интеллект - это глобальная когнитивная система, которая включает в себя все способы познавания окружающего мира. Но это лишь часть его определения. Умственную деятельность можно интерпретировать также как способность к адекватному поведению. Более того, тренировки интеллекта, - это способность получать и использовать на практике знания, анализировать и пытаться постигнуть как абстрактные, так и конкретные категории.

Именно благодаря умственной деятельности человек способен:

  • анализировать полученную информацию, сопоставлять её, сравнивать и выделять из неё логическую и смысловую части;
  • критически оценивать полученные данные и таким образом находить, где ложь, а где правда;
  • мыслить и рассуждать, основываясь на законах логики, и делать соответствующие выводы;
  • использовать дедукцию - обобщать, находить закономерности и выискивать нужную мысль из общей картины;
  • образное восприятие - сведение в одну категорию совершенно разных, на первый взгляд, вещей;
  • абстрактно мыслить - создавать и запоминать сложные идеи и системы;
  • концентрироваться на конкретном деле;
  • прогнозировать возможный ход событий и решать, как справляться с потенциальными проблемами.

То есть, как мы видим, интеллект - это то, что мы обычно совершенствуем, начиная с рождения.

Как тренировать умственные способности ребёнка?

Развитие интеллекта и памяти под силу любому. Ниже перечислен свод правил, соблюдая которые, можно быстрее достичь поставленной цели.

  1. Для благотворной работы мозга необходим кислород, потому ребенку обязательно нужно бывать на свежем воздухе.
  2. В самом раннем возрасте дети познают мир через игрушки. Им интересно, что будет, если погрызть, бросить или ударить мячик или погремушку. Потому не стоит мешать малышу проводить исследования - лучше помогите. Вместо уже готовых игрушек покупайте конструкторы с крупными деталями. А детям старше 3 лет, которые уже не пытаются пробовать каждый новый предмет на зуб, можно покупать "Лего", пазлы и головоломки для развития интеллекта и памяти.
  3. Читайте вместе с ребёнком, так у него будет развиваться, кроме интеллекта, ещё и воображение.
  4. С детьми, которые уже скоро пойдут в школу, можно начинать учить детские стишки и обсуждать, кем он хочет стать, когда вырастет. Кстати, заучивание поэтических произведений помогает развивать интеллект и у взрослого человека.
  5. Учите ребёнка читать быстро и улавливать при этом большую часть информации.
  6. Решайте математические задачки, постепенно повышая уровень сложности.
  7. Не запрещайте играть в компьютерные игры. Сейчас очень многие из них созданы с целью тренировки интеллекта и логики. Если переживаете за здоровье, то просто разработайте распорядок дня для ребёнка со специально выделенным временем на компьютер.

Что собой представляет память?

Память - это незаменимая способность для нормальной жизнедеятельности. Без неё мы бы не смогли не только назвать своё имя, но и говорить или мыслить. По сути, память - это часть интеллекта, которая сохраняет и воспроизводит информацию. С годами накапливается всё больше и больше данных. Состоит же память из следующих частей:

  • Запись воспоминаний. Это позволяет нам получить информацию о новых предметах, встреченных на жизненном пути, систематизировать её и сохранять. И хотя запоминание - это главная функция памяти, она далеко не единственная.
  • Хранение - наше сознание автоматически архивирует полученную информацию в своей "библиотеке". Если бы данные не сохранялись в голове, то и невозможно было бы развивать интеллект.
  • Воспроизведение информации - когда мозг распознаёт и находит нужное воспоминание в своей библиотеке. Оно может быть как произвольным, по собственному желанию, так и непроизвольным. Например, когда какой-то внешний фактор напоминает нам о событии в прошлом.
  • Забывание информации - тоже неотъемлемый процесс памяти. Всё дело в том, что чем больше мы узнаём, тем больше "книг" появляется в нашей библиотеке, и, конечно же, становится сложнее найти нужную.

Способы тренировки памяти у детей

Существует довольно много видов подобной деятельности, но они все характеризуются развитием мозга в целом. Именно потому далее будут перечислены основные способы, направленные на развитие интеллекта и памяти:

  1. Лучше всего любой из нас усваивает то, что нам интересно. Но что делать с остальной информацией? Достаточно позволить ребёнку проговаривать её вслух. Тогда информация будет записываться в подсознании на нескольких уровнях.
  2. Создание ассоциаций. Такое восприятие помогает как детям, так и взрослым. Правда, благодаря развитой работе воображения в малом возрасте легче запоминается только сама ассоциация. Но выход есть. Нужно всего лишь несколько раз проговаривать как само понятие, так и ассоциацию с ним.
  3. Игры или обучающие мультики, которые построены на запоминании, могут помочь развить эту способность у ребёнка и не дать ему заскучать.
  4. Группирование - то есть разделение информации на группы. Даже взрослому может быть сложно запомнить всё в одном потоке, потому очень важно разделять информацию на отдельные секции. Можно даже комбинировать этот метод с ассоциативным.

Понятие и назначение внимания

Проще всего описать сущность внимания как способность сознания выбирать определённый объект и концентрироваться на нём. Это стимулирует развитие памяти и интеллекта у детей. То есть мозг сосредотачивается на чём-то определённом и пренебрегает всем остальным. Это процесс, связанный и с деятельностью сознания, и с интересами и характером индивида.

У детей внимание рассеивается очень быстро, ведь оно основано на увлечении, и как только интерес пропадает, исчезает и концентрация. Потому крайне важно научить ребёнка сохранять внимание для выполнения конкретных задач.

Как научить ребёнка фокусироваться?

Первым делом нужно полностью расписать распорядок дня. Таким образом вы сможете проследить, чтобы ребёнок уделял конкретному действию определённое количество времени. При этом нужно не забывать чередовать виды деятельности, чтобы малышу не стало слишком скучно. И не забывайте доводить дела до конца, ведь только тогда у вашего чада будет вырабатываться дисциплина.

Ещё можно использовать жесты и слова, которые будут возвращать внимание ребёнка к вам и изучаемому предмету. Например, "послушай", "посмотри", "обрати внимание" и так далее.

И главное: учитывайте ведь в обучении важно использовать как первое, так и второе.

Как улучшить концентрацию в более зрелом возрасте?

Существует довольно много упражнений, стимулирующих развитие интеллекта и памяти (и внимания) у взрослых. Вам сложно концентрироваться на чём-то достаточно долго и это мешает? Так воспользуйтесь предложенными ниже способами.

  1. "Секундная стрелка против фильма". Найдите и включите для себя очень интересный фильм, он может быть как новый, так и просто ваш любимый. После этого поставьте перед собой часы, в которых есть секундная стрелка, и следите за ней в течение 2 минут. Ваша задача - не отрываться от неё на фильм на протяжении этого времени.
  2. "Обратный отсчёт". Когда идёте по улице или едете в общественном транспорте и смотрите в окно, выберите для себя некое некруглое число, например, 143, и считайте до 0. Со временем можно усложнять задачу, увеличивая число, а также отнимать не 1, а 2 или 3.
  3. "Книга - лучший друг". Возьмите какую-нибудь книгу и откройте её на любой странице. Выберите для себя абзац и посчитайте в нём слова, при этом не пользуйтесь ни пальцами, ни подручными средствами, а только глазами.

Как стать решительнее?

Многим людям сложно принимать решения быстро, нас часто одолевают сомнения. Но это поправимо. Вам необходима только практика. Заключается она в размышлении, взвешивании всех "за" и "против". То есть эта способность и развитие интеллекта и памяти напрямую связаны друг с другом. Вы хотите, чтобы и ваш ребёнок тоже мог быстро принимать решения? Для начала нужно выбрать сферу, в которой вы или ваш сын или дочь будете быстро действовать, а уже после начинать тренироваться с логическими задачками. Только тогда развитие памяти, интеллекта, внимания будет эффективным.

Развивая какую-то одну способность, мы обычно тренируем интеллект в общем, но нужно и не забывать, что ребёнку нужно совершенствоваться разнопланово. Не нужно заставлять его только читать, решать математические задачи или играть на пианино. Предоставьте ребёнку свободу выбирать любимую деятельность. Даже простое рисование, благодаря развитию воображения, способно улучшить у него и творческие навыки, и умственные способности. К тому же важно, чтобы малышу было интересно, поэтому, выполняя любые упражнения для развития памяти и интеллекта, следите за реакцией ребёнка и ищите способы его заинтриговать.

Всё вполне возможно, стоит только захотеть!

Содержание статьи:

Все родители мечтают, чтобы их ребенок вырос здоровым, смышленым и всесторонне развитым. Особо усердные мамы и папы чрезмерно загружают детей различными занятиями, курсами, чем перегружают их, отбывая желание получать новые знания. Чтобы процесс интеллектуального развития проходил легче и приносил пользу, нужно подбирать задания с учетом возраста ребенка.

Интеллектуальное развитие ребенка по Ж. Пиаже

По мнению швейцарского биолога и философа Ж. Пиаже, развитие интеллекта у детей начинается от рождения до взрослого возраста. Особое внимание он уделяет развития логического мышления детей. Он считал, что ребенок не менее компетентный мыслитель, чем взрослый человек, просто дети рождаются с базовой психической организацией.

Теория интеллектуального развития Пиаже состоит из 3 компонентов: схема действий, процессы, обеспечивающие переход одной стадии в другую, стадии умственного развития.

Схемы действия – это базовые строительные блоки знаний, которые объединяют сходства и различия объектов. Каждая схема является одной частью знаний об окружающем мире. Например, если ребенок видит на картинке кошку, то мысленно он создает для себя схему ее внешнего вида: лапы, хвост, усы и т. д.

Эти схемы сохраняются в памяти малыша, и он может ими пользоваться в будущем. Оказавшись в новом месте, например, ресторане, он создает новую схему, связанную с заказом блюд. Посетив ресторан в очередной раз, малыш сможет применить свои знания в новой ситуации, которая похожа на предыдущую.

К процессам, которые обеспечивают переход из одной стадии в другую, относят ассимиляцию (использование схемы в новой ситуации) и аккомодацию (изменение существующей схемы для получения новой информации). Например, когда ребенок увидит первый раз кошку на улице, он поймет, что кроме лап, хвоста и усов у нее есть шерсть, она мяукает, лазит по деревьям. Тогда возникает дисбаланс, если родитель подтвердит, что новая информация тоже относится к кошке, то он включит новые данные в существующую схему.

Но если малыш увидит собаку, то опять наступит дисбаланс, так как некоторые характеристики животных совпадают, хотя они и разные. Тогда ему нужно согласовать новую информацию, чтобы создать новую схему.

По мнению Пиаже, психическое развитие детей можно разделить на 4 стадии:

Сенсомоторная (0 – 2 года). Новорожденный познает мир через органы чувств и различные предметы. Ближе к 2 годам он понимает, что люди и предметы не исчезают, даже если он их не видит и не слышит.

Дооперационная (2 – 7 лет). В этот период дети не понимают точку зрения других людей, у них есть только свое виденье.

Стадия конкретных операций (7 – 11 лет). Ребенок накапливает знания, начинает логически осмысливать конкретные события.

Стадия формальных операций (от 11 лет). Ребенок начинает мыслить абстрактно. В этот период развивается способность к дедуктивному и логическому мышлению.

Многие психологи критикуют теорию Пиаже, считая, что важную роль в психическом развитии играют факторы окружающей среды. Кроме того, под сомнение попало его предположение об эгоцентричности детей 4 – 5 лет. Многие критики утверждают, что малыши в таком возрасте не такие уж и эгоцентричные и намного лучше понимают, что происходит у них в голове.

Интеллектуальное развитие ребенка по Ж. Брунеру

Брунер пересмотрел некоторые преставления Ж.Пиаже о психическом развитии детей. По его мнению, оно состоит не из ряда стадий, а предполагает поочередное овладение ребенком 3 сферами представлений: действие, образ, символ (слово). Через них он познает окружающий мир. То есть сначала малыш узнает мир через свои действия, позже он познается ему в образах, а потом он переводит действия в языковые средства. Все эти сферы по-разному отражают события, которые происходят с младенцем, накладывая на него сильный отпечаток.

Первая сфера, которая возникает у ребенка, – это действие. Младенец получает знания о предмете через повторяющиеся манипуляции с ним. При этом предмет и действие для него являются единым целым. Например, у ребенка из руки выпадает игрушка, он смотрит на руку с разочарованием. Потом опять ею размахивает и снова смотрит – с помощью того же действия он хочет заставить игрушку появиться в руке.

По мере взросления малыш начинает понимать, что предметы не зависят от действий, которые он с ними производит. С 1 по 2 года кроха ищет предметы, которые взрослые спрятали под покрывалом, поднимает другие покрывала, чтобы понять, куда он переместился.

Вторая сфера представлений – это образ. Восприятие мира у ребенка зависит от мелких деталей, его действий, потребностей, которые могут искажать информацию. Он сосредотачивается на внешней стороне вещей.

Третья сфера для ребенка – это слово (символ). Символические представления сначала развиваются на основе образов. Речь, которую постепенно осваивает малыш, перестраивает его опыт. Благодаря символическим процессам дети видят мир по-другому.

Большое внимание Ж. Брунер уделяет культуре общества, в которой растет ребенок. Огромное влияние на умственное развитие детей оказывает школа. Обучение может стать ведущим фактором развития, если ученик будет иметь возможность ускорять свое развитие, решать посильные задачи, чтобы быстрее перейти на новую стадию.

Интеллектуальное развитие с рождения до 1 года

При рождении мозг ребенка сформирован не полностью, он составляет примерно 1/8 от общей массы тела. При дальнейшем развитии его объем увеличивается к 9 – 10 месяцам.

Мало кто из родителей знает, что рост мозга зависит от двигательной активности. Эту особенность развития интеллекта у новорожденных детей нужно учитывать. Мозг развивается, если грудничок получает разнообразный опыт и имеет возможность вести активную деятельность.

Кроме того, на умственное развитие детей от 0 до 1 года влияют другие поступающие в мозг сигналы. Поэтому основная задача родителей – создать условия для сенсорного развития новорожденного:

Обоняние. Познакомьте ребенка с различными запахами.
Вкус. Поэкспериментируйте со вкусами с 6 месяцев, когда в рацион крохи нужно вводить прикорм.
Слух. Почаще разговаривайте с малышом, используйте разные интонации, пойте песни, играйте на музыкальных инструментах и т. д.
Осязание. Прикасайтесь к коже грудничка, дайте ему ощутить свое тепло. Не запрещайте помять ручками еду, давайте игрушки из разного материала.
Зрение. Показывайте ему игрушки разных цветов, форм.

А с полугодовалого возраста, когда кроха уже будет самостоятельно сидеть, включайте в процесс специальные игры.

Педиатры разделяют следующие этапы развития интеллекта у ребенка:

0 – 2 месяца . В этом возрасте малыш очень зависим от мамы, только рядом с нею он ощущает себя защищенным и счастливым. Он только начинает ощущать запахи, слышать новые звуки. Чтобы не нарушить процесс его развития, старайтесь находиться с ним рядом, чтобы он чувствовал себя в безопасности и рос эмоционально здоровым.

2 – 4 месяца . В этот временной период ребенок уже более-менее осознанно двигает руками и ногами, у него имеется хватательный рефлекс. Главный орган познания мира для него – это рот. Он норовит попробовать на вкус все, что попадет ему в руки. Не запрещайте малышу это делать, ведь таким образом развивается его интеллект, но следите, чтобы в его рот попадали только безопасные предметы. Кроха все с интересом разглядывает, щупает. В этом возрасте очень важна музыка для интеллектуального развития детей. Почаще включайте малышу классику или познавательные детские песенки.

4 – 6 месяцев . В этом возрасте ребенок не только пробует на вкус все предметы, он их ее и сжимает, рассматривает со всех сторон, бьет о стенки, перила кроватки. Малыш узнает родных, демонстрирует им свои эмоции, нетерпеливо двигает ручками и ножками, агукает. Чтобы развивать его интеллект, покупайте ему яркие игрушки, рассказывайте о ней крохе. Можно купить игрушку со звуковыми эффектами, детали которой двигаются. Кроха в этом возрасте может понять, что кнопки нужно нажимать, а колеса крутить. Не забудьте похвалить его за маленькое открытие.

6 – 9 месяцев . В этот временной промежуток занимайтесь развитием интеллектуально-творческих способностей детей. Малыши от 6 месяцев уже начинают интересоваться музыкой, танцами, рисованием, конструированием. Купите ему кубики, пирамидки, конструктор, пальчиковые краски и т. д. Главное правильно определить интерес малыша и направить свои действия на развитие того или иного типа интеллекта. Обязательно читайте ему сказки, разговаривайте с ним, ведь речь и интеллект в развитии ребенка неразрывно связаны. Некоторые детишки уже проявляют интерес к подвижным играм. Чтобы ускорить процесс развития, разложите на пути у крохи, который ползает препятствия (подушки, одеяла, мягкие игрушки).

9 – 12 месяцев . Ближе к 12 месяцам малыш уже умеет отличать предметы по определенным качествам или свойствам. Именно в этом возрасте начинается этап развития абстрактного мышления. Ребенок уже может отличить некоторых животных, близких, его словарный запас пополнился примерно 10 словами. Покупайте ему развивающие игрушки, постоянно беседуйте, пойте колыбельные, вместе рисуйте, танцуйте и т. д.

Чтобы ускорить умственное развитие малыша, постарайтесь его реже пеленать. Почаще выкладывайте его на животик, чтобы он ползал, укреплял мышцы шеи и быстрее научился держать головку. Делайте гимнастику на фитболе, учитесь нырять, делайте легкий массаж. Не укутывайте кроху, чтобы он почаще находился в тонусе и совершал больше движений.

Развитие интеллекта в 1 – 3 года

Ребенок в этом возрасте улавливает связь не только межу действиями, но и между событиями. Он осознает, что он недавно поел, и знает, что скоро отправится на прогулку.

С 1 до 2 лет у них проявляются их природные наклонности. Одни с удовольствием собирают конструктор, другие рисуют красками, третьи – слушают музыку и танцуют, а четвертые – обожают сказки.

Ребенок учится различат предметы о форме, цвету, запаху, размеру. Кроме логики включается воображение, малыш моделирует новые ситуации. У детей появляется интерес к ролевым играм: девочки кормят или лечат игрушки, мальчики представляют себя гонщиками или супергероями.

Наблюдается скачок в речевом развитии. Кроха называет отдельные предметы, признаки, действия, пытается описать ситуации. Малыш учится создавать целые предложения.

С 2 до 3 лет дети лепечут без остановки, они все называют, характеризуют, призывают к диалогу окружающих. Они становятся очень любознательными, часто задают вопросы, требуя четкого и ясного ответа.

В 2 – 3 года формируется наглядно-образное мышление. Дети воспроизводят предметы, их признаки, действия на уровне представлений. Они рисуют, что-то рассказывают, сочиняют на ходу. Ближе к 3 годам ребенок воспринимает себя, как отдельную личность, которая обладает уникальными качествами.

Книги с тестами для умственного развития. Например, «Школа раннего развития 3 – 4 года» Е. Калининой. Она состоит из 4 разделов: «Преставление об окружающем мире», «Сенсорика», «Логическое и абстрактное мышление», «Понятие об эмоциях». Каждый раздел содержит интересные задания, которые помогут получить новые знания и закрепить старые, а также проверить уровень развития. Это своеобразная система развития интеллекта ребенка 3 – 4 лет. Существуют издания для детей разного возраста.

В разделе «Знакомство с окружающим миром» ребенок называет свое имя, фамилию, имена близких, по обобщающим словам находит и называет предметы, например, мебель. Малыш различает времена года, много животных и растений.

Раздел «Сенсорное развитие» помогает выучить 6 основных цветов, признаки и свойства разных предметов, отличать большое от маленького. Кроха знакомиться с геометрическими фигурами, изучает понятия «высокий», «низкий», «широкий», «узкий». Для сенсорного развития используются карточки с картинками, которые позволяют играть в различные игры.

В разделе «Логика и абстрактное мышление» малыш собирает картинку из 4 фрагментов, различает предметы, находит их одинаковые и отличительные признаки, запоминает 3 – 4 слова или 3 – 4 картинки, находит на рисунке пары, выполняет какое-то задание 5 минут. Эта книга научит малыша рассказывать четверостишия, вспоминать по наводящим вопросам, что было изображено на картинке, которую спрятали или показали.

Раздел «Эмоциональное развитие» учит выражать свои эмоции, правильно воспринимать действительность, реагировать на нее. Ребенок узнает об основных эмоциях, учится их распознавать в окружающих и правильно применять в жизни.

Эта книга поможет ускорить интеллектуальное развитие ребенка 3 – 4 лет даже в домашней обстановке. Достаточно заниматься 10 – 15 минут несколько раз в неделю. Чтобы кроха сосредоточился на занятии, исключите из его поля зрения любые отвлекающие моменты (компьютер, телевизор, игрушки и т. д.).

Умственное развитие дошкольников

Возраст от 4 до 7 лет – это этап становления наглядно-образного мышления. Развитие умственных способностей – это совместная работа воспитателей, родителей и ребенка. Важно проводить занятия регулярно и без принуждения. Чтобы заинтересовать дошкольника, тренируйте интеллект в игровой форме.

Родители должны поощрять исследовательскую деятельность малыша. Часто случается так, что запрещают ребенку исследовать какую-либо вещь, рассмотреть объект вдалеке или понять с земли. Это грозит тем, что со временем кроха потеряет интерес к обучению. Но в то же время ребенка нужно мягко контролировать, чтобы он понимал, где находится граница.

Существуют следующие способы умственного развития для дошкольников:

Развивающие игры . Для интеллектуального развития ребенка 6 – 7 лет можно использовать шахматы, шашки, различные головоломки, настольные игры.

Творчество . Дети могут рисовать, лепить фигурки из пластилина, вырезать аппликации, конструировать. Такие занятия развивают логическое и абстрактное мышление.

Компьютерные игры . Технологии интеллектуального развития помогают развивать творческую личность, нестандартное мышление, проводить системный анализ, рассуждать, получать знания о разных состояниях веществ и т. д.

Существуют группы интеллектуального развития детей. В специализированных центрах развития дети могут посещать различные курсы: танцевальные, музыкальные, творческие спортивные, языковые и т. д.

Уровень интеллектуального развития детей можно определить с помощью специальных тестов. Например, вырезание фигурок из бумаги, поиск недостающего элемента на рисунках, определение лишнего и т. д.

Интеллектуальные игры для младших школьников

Начальная школа – это период активного усвоения новых знаний, поэтому важнейшей деятельностью ребенка становится обучение. Занятия тоже рекомендуется проводить в игровой форме, чтобы школьник быстрее адаптировался и не потерял интерес к учебе. Интеллектуально-познавательная игра помогает формировать собственную систему мнений и взглядов, побудить изучать новое.

Игры для развития интеллекта у детей:

Анаграмма . Ребенок должен выбрать 1 вариант из 4, в которых перемешаны только буквы, входящие в состав главного слова. В каждом раунде дается новое слово. Имеется ограничение во времени. Развивает внимание, концентрацию, скорость мысли, скорочтение.

Таблица Шульте . Это популярное упражнение для развития скорочтения. Таблицы состоят из случайно расположенных чисел и букв. Количество ячеек в таблицах разное, но чаще всего они размером 5 х 5 элементов. Помогает развивать мозг, внимание, концентрацию, ускорить визуальный поиск.

Поиск цифр и букв . Ребенок тренируется искать буквы. Игра развивает боковое зрение и скорочтение.

Пятнашки . Есть квадратная доска, которая разделена на 16 равных квадратов. В распоряжении ребенка 15 костяшек, которые пронумерованы. Костяшки перемешиваются в коробке случайным образом. Школьник должен расставить костяшки по номеру руг за другом сверху вниз, слева направо, поэтому пустой квадратик должен быть снизу справа. Упражнение развивает логическое мышление, память, так как различные комбинации полезно запоминать.

. Во время игры на экране появляются 3 цифры и дается задание сложить цифру, также указано, какую цифру нужно сложить. Ребенок выбирает правильные слагаемые, сумма которых равна заданному числу. Он нажимает на 2 цифры, если ответ дан правильно, то он набирает очки и играет дальше.

3 назад . В игре даны карточки с цифрами, нужно запомнить их последовательность и сравнить цифру из последней карточки с предыдущей. Важно внимательно прочитать вопрос на экране. При правильном ответе ребенок набирает очки и проходит дальше.

Копилка . В игре дается 4 копилки, среди них нужно выбрать одну, в которой больше денег. Определившись с выбором, ребенок нажимает мышкой по нужной копилке. При правильном ответе он получает очки и проходит дальше.

Буквы и цифры . На игровом поле находится объект и задается вопрос. С помощью кнопки «да» или «нет» школьник выбирает правильный ответ. Если выбор правильный, то он набирает очки и проходит дальше.

Упрощение . На экране изображен ученик у доски, ему нужно решить математическую задачу. Внизу даны 3 варианта ответа, ребенок должен посчитать и нажать на нужное число мышкой.

Существует еще огромное количество увлекательных игр для учащихся начальной школы. Все они развивают мышление, память, внимание, зрительную память, скорочтение и т. д. Эти интересные упражнения помогают закрепить пройденный материал и получить новые знания.

Как видите, интеллектуальное развитие – это совместная работа родителей, воспитателей и детей. Начинайте развивать малыша с раннего возраста, не ограничивайте его двигательную активность, но при этом контролируйте его передвижения. Помните, что дети лучше воспринимают информацию в игровой форме. Начинайте с простых заданий, постепенно усложняя их. Не перегружайте ребенка и обязательно делайте паузы во время занятий.