Логопедическое занятие-развлечение в старшей группе «В гостях у сказки» план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему. Совместная деятельность «В гостях у сказки Занятие логопеда в гостях у сказки

Класс: д/с

Цели:

  • Активизация знаний детей о русских народных сказках.
  • Развитие интонационной стороны и выразительности речи. Коррекция артикуляционной, мелкой моторики, формирование эмоциональной лексики.
  • Воспитание интереса.

Оборудование: презентация или иллюстрации к сказкам; картинки по сказке "Три медведя" и предметные картинки домашней утвари разного размера: три чашки, три ложки, три кровати, три стула, три подушки, три одеяла, атрибуты для сказки "Репка".

Ход урока

Орг. Момент.

Дети садятся на свои места под музыку.

Ребята сегодня у нас с вами занятие путешествие.

Мы отправляемся в гости к сказке.

Вводная беседа.

Чтобы сказки не обидеть -
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще "проверяйте",
Ежедневно их читайте.

А какие сказки вам читали ваши мамы и ваши воспитатели?

Сколько хороших сказок вы знаете! Поэтому сказки и приглашают вас к себе в гости.

Артикуляционные упражнения.

Вот и первая сказка, в которую мы попали:

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нес,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был?... (Медведь)

Отгадайте название сказки: (Маша и медведь)

Давайте поможем Машеньке печь пироги.

(В презентации паузы для повтора упражнений)

Тесто мнем, мнем, мнем, Хлопаем губами по языку: пя-пя-пя!
Тесто жмем, жмем, жмем, Покусываем язычок зубами: ка-ка-ка!
После скалку мы возьмем, Проталкиваем язычок сквозь зубы и губы.
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим. Упражнение "Лопаточка"
Раз, два, три, четыре, пять Держим широкий язык по счет до пятиё
Не пора ли вынимать?
О. Хинн

Пирог мы ели с наслажденьем
Упражнение "Вкусное варенье"
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Вкусный мы пирог поели,
Упражнение "Чашечка"
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.

Формирование длительного плавного выдоха

Волшебство случилось, и мы оказались в следующей сказке:

Отгадайте в какой?

Баба била - не разбила.
Слабовата бабья сила!
Да не смог разбить и дед.
Ведь ему сто лет в обед.
Кликнули они норушку -
Та разбила, как игрушку,
И сбежала под крыльцо.
Что разбила-то?:(Яйцо)

Сказка "Курочка ряба"

Дети, смотрите, сколько яиц снесла курочка. Давайте поможем деду с бабой их собрать и не уронить.

"Курочка Ряба яички снесла,
Ребятишек к себе позвала.
Нужно яички срочно поймать,
Не уронить, в корзину собрать".

Двое детей должны сачком поймать все "яйца" (теннисные мячики), сдуваемые со стола остальными детьми. (Т. А. Суборова)

Развитие интонационной выразительности и голоса.

Пора в гости к следующей сказке отправляться. Вот вам следующая загадка:

Домик в поле появился,
Он в жилище превратился
Для мышки, лягушки, синицы
Волка, зайчика, лисицы.

В этой сказке беда приключилась. Пропали голоса сказочных героев. Помогите им вернуть свои голоса. Попроситесь за них в домик-теремок. Нужно сказать "Тук-тук, пустите меня в теремок!" голосом героя сказки.

Коррекция мелкой моторики пальцев рук.

Разломал медведь теремок. Негде теперь зверям жить. Давайте починим его.

Из пальцев, дружок (показ открытых ладошек),

Сложи теремок (ладони складываются вместе, прижимаются).

Вот - это ворота (ладони выгибают лодочкой)

Вот - это замок (пальцы сцепляют в замок)

Формирование эмоциональной лексики и умения образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Вот и новая сказка нас с вами встречает.

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Вот какой переполох устроила Маша в домике медведей! Когда она убежала, медведи долго разбирали и чинили свои вещи. Давайте поможем медведям разобраться, чьи это предметы:

У медвежонка - стульчик, у медведицы - стул, а у медведя - стулище и т.д.

Физкультминутка.

Молодцы, ребята. Помогли мишкам, а теперь в другую сказку отправляемся:

Круглый шар из печки - прыг,
Он как мяч, к прыжкам привык.
По дорожке покатился,
И никто не удивился.

Колобок.

Хороводная игра "Колобки" на мотив русской народной песни "Каравай"

Вокруг печки мы ходили, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Колобки в нее садили.
Печечка беленая,
Заслоном заслоненная.
Колобки на дрожжах,
Не удержишь на вожжах.
Узеньки да узеньки, Сужают круг.
Низеньки да низеньки, Приседают.
Широки да широки, Расширяют круг.
Высоки да высоки! Поднимают руки.
Л. Яхнин

Инсценировка сказки "Репка".

А вот и последняя наша остановка. Новая сказка нас у себя встречает:

Бабка, старый дед и внучка,
Мышка, кот, собака Жучка -
Вместе все меня смогли
Вытянуть из-под земли.

Мы с вами тоже превращаемся в сказочных персонажей. Наша сказка оживает!

Дети разыгрывают сказку "Репка" по ролям.

Итог.

Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Вы ребята, были такие молодцы. Вот для вас и угощения тоже сказочные.

(Раздаются Киндер-сюрпризы со сказочными героями).

Время совместной деятельности: 30 минут.

Возраст детей: старший дошкольный возраст (подготовительная к школе группа).

Количество воспитанников: 12 человек.

Общеобразовательная программа группы №4: «Программа обучения и воспитания в детском саду» М.А. Васильевой.

Оборудование: слайды с изображением серии сюжетных картин к сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» (6 картинок); домик – муляж; дидактическая игра с карточками «Кто из какой сказки?» (6 сказок); книга «Угадай сказку»; ноутбук, экран, проектор; диск со сборником сказок «Машины сказки» и с музыкальным сопровождением; столы полукругом и стулья, расставленные попарно (в двух местах); стол со стулом для педагога; «дорожки» (длинная и короткая); карточки с предложениями, где нарушен порядок слов, и с сюжетом к сказке «Красная Шапочка».

Цель: развитие коммуникативно-познавательной деятельности детей посредством речевых игр и упражнений в рамках интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественная литература».

Задачи.

Образовательные:

  • развитие коммуникативных навыков и связной устной речи дошкольников на основе пересказа сказки по серии шести сюжетных картин и построения отдельных предложений.

Развивающие:

  • развитие зрительно-образной и слуховой памяти, произвольного внимания, логического мышления и речи, речевого творческого восприятия, мелкой моторики в процессе работы с картинками-пазлами.

Воспитательные:

  • закрепить умение работать в парах в рамках совместной деятельности;
  • учить выбирать лидера по его личностным качествам;
  • воспитывать бережное отношение к книге;
  • способствовать пробуждению интереса к художественной литературе.

Ход совместной деятельности «В гостях у сказки»

Свободная деятельность детей до начала совместной деятельности: конструирование, просмотр иллюстрированных книг, настольно-печатные и сюжетные игры.

1. Мотивационный этап.

Педагог демонстрирует на экране фрагмент мультфильма «Красная Шапочка» из сборника «Машины сказки». Дети обращают внимание на изображение на экране, подходят, встают возле экрана, интересуются, произносят название сказки («Красная Шапочка»)…

В этой сказке ошибки: Колобок пришёл из другой сказки, Красная Шапочка не садилась на пенёк… Значит, Маша перепутала все сказки (примерные ответы детей).

А вы, ребята, не перепутываете героев сказок? (Нет).

Можете это доказать? (Да).

2. Дидактическая игра: «Кто из какой сказки?».

Дети парами садятся возле центральной карточки с изображением главного героя именно своей сказки, сопоставляя её с другими персонажами и предметами (объектами) из этой же сказки.

Чтобы парами к столу шагать, нужно противоположные по смыслу слова назвать (речевое упражнение: «Наоборот»):

  • Бабушка в сказке «Красная Шапочка» по возрасту какая? (старая), а её мама какая? (молодая);
  • Дюймовочка по величине какая? (маленькая), а жаба какая? (большая);
  • Кот Базилио и лиса Алиса по характеру какие? (хитрые), а Буратино какой? (доверчивый, наивный);
  • Золушка по характеру какая? (добрая), а её мачеха какая? (злая);
  • 33 богатыря из моря что делают? (выходят), и обратно..? (заходят);
  • Колобок по дороге что делает? (катится), а дерево возле дороги что делает? (стоит).

Ребята, а кто написал «Сказку о царе Салтане? (А. С. Пушкин), «Дюймовочка»? (Г. К. Андерсен), «Золушка»? и «Красная Шапочка»? (Ш. Перро).

Ребята, как вы думаете, кто из вас является «знатоком» авторов этих сказок и кому можно поручить проверить задание с карточками? (дети выбирают лидера в качестве проверяющего).

Ребёнок-лидер подходит к каждой паре, и она произносит название своей сказки (6 сказок).

3. Создание и решение проблемной ситуации в рамках сообщения темы совместной деятельности.

Педагог случайно роняет книгу «Угадай сказку», а кто-то из детей желает её поднять и положить на стол.

Книги должны лежать на полу? (Нет).

А что же с книгой делать? (Её можно смотреть, читать). Ребёнок перелистывает страницы книги, а педагог в это время интересуется:

Может, ты сейчас встретишь именно ту сказку, которая у нас сегодня в гостях и находится на столе? (ребёнок указывает на сказку «Красная Шапочка» и убеждает в правильности выбора всех остальных детей).

Ребята, вы хотите узнать, что здесь написано? (Да).

Но слова в предложениях пропущены, вы сможете их вставить? (Да).

Педагог читает текст, а дети вставляют пропущенные по смыслу слова.

Ребята, как вы думаете, можно ли останавливаться и разговаривать с незнакомцами на улице? (Нет). Дети объясняют свой ответ.

Ребята, как вы думаете, какая сказка у нас сегодня самая главная? (Это сказка «Красная Шапочка»).

4. Речевые упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи.

Какую дорожку выбрал волк, чтобы добраться до домика бабушки? (Самую короткую). Дети друг за другом под музыку на носочках с подскоками (руки на поясе) движутся по короткой «дорожке» к «домику».

Ребята, вы хотите узнать, что в домике находится? (Да).

Один из детей достает из «домика» карточки с заданиями. С детьми проводятся речевые упражнения: «Составь рифмочку»; «Собери из слов предложение» (нарушен порядок слов в предложении). Подводится итог выполнения речевых упражнений.

5. Пересказ сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» на основе серии сюжетных картин к сказке и наводящих вопросов.

А какую дорожку выбрала Красная Шапочка, чтобы добраться до домика бабушки? (Самую длинную). Дети друг за другом под музыку на носочках с подскоками (руки на поясе) движутся по длинной «дорожке» к экрану, садятся на стулья такими же парами, как на дидактическую игру.

Ребята, вы хотите Машеньке рассказать сказку Ш. Перро «Красная Шапочка»? (Да).

А помогать нам будет «волшебный экран» (на экране поочерёдно появляются 6 сюжетов к сказке; каждая пара составляет по предложению к картинке с помощью речевого упражнения «Скажи дальше»). Подводится итог данного этапа.

6. Итог совместной деятельности.

Машенька внесла свои изменения в сказку «Красная Шапочка». А какую свою сказку про Красную Шапочку готов рассказать, а может быть показать, каждый из вас (обратить внимание на костюмы персонажей к сказке). Подумайте!

Я думаю, что вы, ребята, покажите интересную сказку про Красную Шапочку нашему детскому саду. Желаю успехов! До встречи!

Линкевич Екатерина Юрьевна,
учитель-дефектолог,
МАДОО «Центр развития ребёнка –
детский сад № 152» г. Перми

Конспект логопедического занятия на тему

«Сказки и сказочные персонажи» в подготовительной логопедической группе

Цели:

Коррекционно-образовательные: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках, активизировать словарь, обогатить словами-определениями; дать характеристику героям сказок.

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, речевой слух, фонематическое восприятие, координацию речи с движениями, памяти, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать в детях доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, самостоятельности; интереса к художественной литературе.

Материалы и оборудование: корзинка с массажными мячами, игрушки из сказки «Три медведя», карточки со слогами, персонажи сказок, предметные картинки, ноутбук, мультимедийная игра “Кого не хватает?”, иллюстрации “Сказки перепутались” и Чей предмет?”, фигурки животных из сказок.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Дети становятся в круг и приветствуют друг друга.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рад вас видеть я!

2. Артикуляционная гимнастика

И я вас очень рада видеть, ребята! Вы все такие красивые, улыбчивые.

- Очень любит наш роток улыбаться.

А подвижный язычок работой заниматься.

- Давайте сделаем зарядку для языка.

Выполнение с опорой на рисунки-помощники : “Улыбка”, “Трубочка”, “Заборчик”, “Грибок”, “Лошадка”.

3. Пальчиковая гимнастика (Дети выполняют её с массажными мячами)

-Какие вы молодцы, теперь давайте сделаем зарядку для наших пальчиков:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

Раз-два-три-четыре-пять

Мы закончили играть.

4. Объявление темы

- Кладите мячи в корзину. Ой, смотрите, здесь среди орехов кто-то прячется!

(Дети находят игрушечных медведей)

- Ребята, кто это? Из какой они сказки? («Три медведя»)

-А вы любите сказки? Сегодня мы с вами будем говорить о сказках и их героях.

5. Игра-упражнение “Слушайте внимательно”

- Когда я была маленькой, я тоже очень любила сказки. Я их прочитала так много, что не все названия смогла запомнить. Я вам сейчас назову некоторые сказки, а вы поможете мне дать им правильное название:

«Розовая шапочка», «Волк и шестеро котят», «Наташа и медведь», «Кошечка Ряба», «Два поросёнка», «Кот в кроссовках», «Петушок серебряный гребешок».

- Молодцы, помогли мне вспомнить правильные названия сказок и подобрать нужные слова.

6. Игровая обучающая ситуация “Составляем слова” (Слоговое чтение, работа в парах)

- Ребята, из чего состоят слова? А слоги? (Из слогов; из букв). Я вам раздам карточки со слогами, которые нужно прочитать. Затем сложите слоги так, чтобы у вас получились слова. В зависимости от слов, которые у вас получились, нужно выбрать картинку, которая вам подходит.

(Дети читают слоги, составляют слова и выбирают подходящую картинку)

7. Мультимедийная игра “Кого не хватает? ”

- Ребята, давайте поиграем в игру, в которой нужно угадать, кого не хватает на сказочной картинке и как сказка называется. Если вы это сделаете правильно, то герой появится.

- Когда мы увидим кто там, давайте дадим характеристику этого героя, он какой?

Баба - весёлая, старая, краснощёкая, добрая;

Волк - злой, хитрый, страшный, серый.

Лиса - хитрая, рыжая, пушистая, красивая, лохматая.

Винни Пух - большой, толстый, коричневый, добрый, находчивый.

8. Физминутка “Мишка”

(Выполнение движений с речевым сопровождением )

Мишка по лесу идет, (руки на поясе, шагаем на месте )

В лапке шарик он несет, (руки через стороны поднимаем вверх и округло

соединяем над головой)

Шарик в небо улетел, (качаем руками над головой )

Мишка грозно заревел (произносим звук р-р-р, громко и сердито)

9. Упражнение – игра “Мяч лови и мяч бросай, первый звук называй”

- Ребята, я буду по очереди бросать мяч каждому, называя слово, а вы возвращаете мне мяч, называя первый звук из этого слова и давая характеристику первого звука (гласный он или согласный, твёрдый или мягкий).

А лёнушка, л иса, в олк, и збушка, Б уратино, т еремок.

10. Закрепление навыка звукового анализа

- Теперь посмотрим, как вы умеете составлять схему слога.

(Дети составляют слоговую схему, выбирая карточку нужного цвета, в зависимости от того, какой звук: гласный, согласный, согласный твердый, согласный мягкий.)

11. Самомассаж

12. Игра-упражнение “Чей предмет?”

- В сказках есть различные предметы, по которым мы можем точно узнать из какой они сказки. Ну-ка помогите мне разобраться, кому принадлежат эти предметы :

золотой ключик , хрустальная туфелька , золотое яичко , сапоги , ступа и метла , красная шапочка .

13. Игра-упражнение “Узнай по признакам ”

- Сейчас я предлагаю вам узнать, что за герои спрятались у меня в сундучке. Чтобы дети смогли угадать правильно, нужно назвать основные его признаки: какой он? Каждый из вас, вынет из сундучка фигурку и, не показывая, назовёт признаки, по которым остальные дети смогут понять, кто это?

(Большой, толстый, толстопятый, косолапый; маленькая, серенькая, быстрая, ловкая и т.д.)

- Давайте вспомним, в каких сказках встречаются эти персонажи.

14. Подведение итогов. Прощание.

Мы спокойны, мы спокойны.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

- Ребята, вспомните, о чём мы вели беседу, какие игры и задания выполняли?

- Сегодня _ _ _ активно участвовал , _ _ _ нужно отвечать полным ответом ,

_ _ _ _ быть внимательным.

- Скажем друг другу спасибо! Вы большие молодцы!

Логопедическое внеклассное занятие

Тема: «В гостях у сказки».

Цель: Развитие речевой и познавательной активности через изучение русских народных сказок.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    Актуализировать в памяти учащихся содержание русских народных сказок.

    Уточнять и расширять словарный запас учащихся.

    Различать неречевые и речевые звуки.

    Продолжать учить детей давать полный ответ на поставленный вопрос.

    Совершенствовать грамматический строй речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными и числительными.

    Закреплять обобщающее понятие «дикие животные».

    Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

Воспитательные:

    Прививать любовь к сказкам, к живой природе.

    Воспитывать навыки организационного поведения учащихся

Оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук, презентация по сказкам, мелодии «Звуки леса», «В гостях у сказки», « Чух-чух-чух белые барашки », предметные картинки: колобок, заяц, медведь, волк, лиса, магнитные буквы, разрезные картинки по сказкам «Три поросенка», «Репка», «Курочка Ряба», выставка рисунков и книг.

Подготовительная работа:

Чтение сказок дома, рисунки учащихся по сказкам, подборка книг из школьной библиотеки для книжной выставки.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, т.к. на нем присутствуют гости – ваши родители и педагоги. Давайте поприветствуем их улыбками.

Слайд 1

Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. (Звучит мелодия «В гостях у сказки»)

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски!

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки!

Дома вы готовились к этому мероприятию и нарисовали рисунки к сказкам. Назовите, какие вы нарисовали сказки? Здесь же представлены книжки со сказками, которые вы посмотрели перед занятием и посмотрите после занятия.

2. Координация речи с движением

А теперь давайте встанем друг за другом и отправимся в сказку. Мы шагаем друг за другом

Лесом и осенним лугом,
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках,
Руки в стороны подняли, ими дружно помахали.
Раз, два – закружились, в сказке нашей очутились.

3. Игра «Звуки леса»

Слайд 2

- Ребята, мы очутились в сказочном лесу. В лесу можно много чего интересного увидеть и услышать. Давайте приготовим свои ушки и послушаем, какие звуки есть в лесу.

(Музыка «звуки леса» – дети отгадывают неречевые звуки: журчит ручей, поют разные птицы, шумит ветер, стучит дятел)

4. Речевая и дыхательная гимнастика

А как хорошо пахнет в лесу! Давайте подышим чистым лесным воздухом! (вдох через нос, выдох через рот - 3 раза)

- А помогут нам в пути наши друзья – животные. Давайте узнаем, какие?

В гости в сказку мы войдём

Топ – топ – топ

И друзей с собой возьмём

Хлоп – хлоп – хлоп

Кошку – лапки цап-царапки

Мяу – мяу – мяу

И собачку забияку

Гав – гав – гав

Зайчика – трусишку

Оп – оп – оп

Маленькую мышку

Пи – пи – пи

Волка – серого бочка

У – у – у

Золотого петушка

Ку –ка –ре –ку

Это все наши друзья

В сказку нам теперь пора.

5 . Путешествие в сказки

Слайды 3-8

Сейчас мы с вами побываем в сказках и попробуем их отгадать.

«Репка»

Что за сказка: кошка, внучка, мышь, еще собачка Жучка.

Деду с бабой помогали, корнеплоды доставали.

«Теремок»

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,

В доме том, в конце концов стало множество жильцов.

«Три медведя»

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

«Маша и медведь»

Маша в коробе сидит, далеко она глядит.

«Гуси- лебеди»

У Аленушки – сестрицы, унесли братишку птицы,

Высоко они летят, далеко они глядят.

«Царевна - лягушка»

Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленой кожей,

Сделалась мигом красивой, пригожей.

Молодцы, ребята, сказки вы узнали. А сейчас посмотрите на доску, Здесь разные герои. Давайте определим, добрые они, или злые? Расставим добрых с добрыми, злых со злыми. Добрые герои нас чему учат? (Добру). Правильно, а в сказке добро всегда побеждает зло.

Молодцы, и с этим заданием справились.

Слайд 9

Физкультминутка «Паровозик» (Звучит песня «Чух-чух-чух, белые барашки»)

А сейчас давайте немного отдохнем вместе с веселым паровозиком.

6 . Путешествие в сказку «Колобок»

Ребята, отгадайте в гости к какой сказке мы дальше пойдем?

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Кто же это? (Колобок)

Слайд 10

Вижу, сказку вы читали, и героя все узнали.

Составим название сказки на доске из магнитных букв.

Посмотрите на него внимательно и скажите, какой он по форме, по цвету, по характеру (круглый, желтый, добрый, веселый) .

Давайте еще раз расскажем про нашего колобка. Какой он? (рассказывает один ученик «Колобок круглый, желтый, добрый и веселый»).

Слайд 11

Правильно, наш колобок добрый и веселый, но не очень послушный. Лежал, лежал и побежал. Хорошо ли колобок поступил? Можно одним идти гулять в лес? В лесу много всего неизвестного и опасного. Давайте отправимся вместе с колобком, чтобы с ним не случилось беды.

Отгадайте, кого встретил первым колобок на своем пути? Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (Заяц)

Кого потом? Он серый, хвостатый, зубами щелк, зовут его (Волк)

Кого последним? Хвост пушистый, мех золотистый (Лиса)

Давайте назовем детенышей героев сказки (зайчонок, волчонок, медвежонок, лисенок).

Как их всех вместе можно назвать. Кто они такие? (Дикие животные)

Лисичка – сестричка не съест колобка и вернет его к бабушке и дедушке, если мы соберем разрезанную картинку и отгадаем сказочного героя, а поможет нам веселая песенка Колобка. (Звучит песенка колобка, дети складывают сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Три поросенка»).

Слайд 12

6. Итог занятия.

Подошло к концу наше занятие. Вы молодцы! Вспомните, в каких сказках мы побывали сегодня?

Чему учат нас сказки? Добру или злу? На память о нашем занятии я хочу подарить вам сказочных героев для раскрашивания. Вы их с родителями раскрасите дома и еще раз перечитаете сказки с этими героями. А бабушка с дедушкой благодарят, что Колобок возвратился домой целым и невредимым и угощают вас и гостей сладостями.


Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №2»
г. Осташкова Тверской области
Внеклассное логопедическое занятие
«Там на неведомых дорожках…»
3 класс
Интегрированные предметы: русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Продолжительность занятия 40 мин.
Автор: Дмитриева М. Е.,
учитель – логопед
2015 г.
Тема: Имя прилагательное
Форма проведения занятия: игра - путешествие (квест)
Задачи:
Образовательные: - расширить активный словарь и словарь имён прилагательных,
- учить определять лексическое значение слова в зависимости от контекста,
- учить понимать значение многозначных слов (омонимы), подбирать синонимы и антонимы.
Развивающие: - развивать фонематический слух, «языковое чутьё»,
- развивать умение употреблять слова в соответствии с контекстом,
- развивать диалоговую речь,
- развивать память, произвольное внимание, мышление.
Коррекционные: - исправлять лексические неточности в высказываниях разных типов,
- самоконтроль речевых высказываний,
Воспитательные: - воспитывать интерес к русскому языку, литературному чтению, окружающему миру;
- воспитывать чувство коллективизма, ответственность, взаимовыручку, любовь к природе, чувство прекрасного;
- привитие обучающимся позиции успешности.
УУД: познавательные, общеучебные, регулятивные, коммуникативные.

Предварительна подготовка: логопедическая группа обучающихся делится на 3 команды, для команд организуются рабочие места, выбирается капитан команды, команды придумывают себе название (или можно поставить на парты цветной флажок для каждой команды), купить белый зефир. Один обучающийся подготавливает сообщение «Что такое квест». Ребята повторяют отрывки из стихотворений И. Сурикова «Детство» и «Зима».
Методическое оснащение:
ПК, экран, проектор
Презентация «Там, на неведомых дорожках…»
Словарная табличка «КВЕСТ»
Жетоны для подсчёта баллов, заработанных командой, дипломы командам
Раздаточный материал: карточки с заданиями Снеж. королевы, к игре «Синонимы», вырезанные из белой бумаги таблички в форме облака для игры «Облака»
Наборы фотографий с изображениями животных для игры в «Облака»
Вырезанные из цветной бумаги снежки трёх цветов для экспресс – диагностики
План проведения
Орг. момент. Представление команд.
Мотивация.
Повторение пройденного по теме «Имя прилагательное».
Дидактические игры по теме:
Подбери признак
Слова - близнецы
Эхо
Загадки
ФИЗКУЛЬМИНУТКА в игровой форме
Синонимы
Облака
Релаксация
Цветовая экспресс – диагностика.
Ход занятия:
Орг. момент
- Встали ровно, подтянулись,
Все друг другу улыбнулись,
Друг на друга посмотрели,
И на место тихо сели.
День наш продолжается, сказка начинается…
СЛАЙД 1. МУЗ. ЗАСТАВКА «В ГОСТИ К СКАЗКЕ» (см. Приложение 1)
Представление команд
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Назовите зимние месяцы по – порядку. (Декабрь, январь, февраль).
- В этот зимний день мы поиграем в квест. Что такое квест, нам расскажет …(Выходит ученик и сообщает значение слова «квест». На доску прикрепляется словарная табличка. См. Приложение 2).
- Уважаемые капитаны, представьте свои команды. (Капитаны представляют свои команды).
Мотивация
- Внимание на доску. Как называется наш квест? (Там, на неведомых дорожках…)
- Откуда эти строки, кто их автор? (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила. А. С. Пушкин).- Мы отправляемся в сказочное путешествие, полное опасностей и приключений, на поиски клада. Как вы думаете, какой клад мы будем искать? (Выслушиваются предположения детей).
- Кто из вас прав, мы узнаем в конце путешествия.
- Чтобы пройти все испытания и разгадать все загадки, путешественники должны быть… какими? (Смелыми, дружными, сообразительными). Скажу вам по секрету, что ещё надо будет знать много имён прилагательных. Как вы думаете, какая тема нашего путешествия? (Имя прилагательное). Справимся? (Да).
- Итак, в путь. А куда же нам идти? Как узнать нужный путь? Посмотрите на доску, может быть, вы догадаетесь, что нам необходимо.
СЛАЙД 2. АТРАК - КАРТА
- Кто догадался, что нам нужно? (Надо прочитать слово справа налево –« карта»).
Появляется карта путешествия
- Вспомните сказочные слова, чтобы попасть в мир сказок и приключений. (Крэкс- пэкс- фэкс; аба- кадабра; сим- силабим и др.)
4. Повторение пройденногоСЛАЙД 3. ЛЕДЯНЫЕ ЧЕРТОГИ СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ
- Кто это? Из какой сказки? Кто автор сказки? (Снежная королева из одноимённой сказки Х. – К. Андерсена).
- Королева подскажет, как и куда идти дальше, если вы справитесь с её заданиями. Вы не волнуйтесь, я вам помогу.
Вопрос от Снежной королевы: - Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы - «Какой? Какая? Какое? Какие?», в предложении чаще всего является определением). На доске появляется опорная схема. (См. Приложение 3).
ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ (См. Приложение 4)
В чертогах Снежной королевы всегда зима. Вспомните, пожалуйста, признаки и явления зимы в природе. (Похолодание, ледостав, снегопад, отлёт и кочевание птиц, гололедица, спячка животных).

Подобрать по 3 признака к словам.
Найдите слова – признаки в рассказе «Зима». Текст записан на карточке. Вспомните отрывки из стихотворений И. Сурикова «Детство» и «Зима». Найдите в них слова – признаки, запишите их, разделяя запятой.
Утро (какое?) …
День (какой?) …
Ночь (какая?) …
Наступила холодная и снежная зима. Земля покрылась белым, мягким, пушистым снегом. Ребята катаются с гор на новых санках и лыжах. Лепят во дворе большую снежную бабу. Дети рады зимним забавам! Отрывки читают по памяти.
9 признаков 9 признаков «Детство» - родной, по крутой.
«Зима» - белый, пушистый, тёмный
Задания проверяются.
5. Дидактические игры
- Снежная королева отпустила нас и сказала следовать на широкую равнину к самому высокому сугробу. Скучно сугробу стоять одному на широкой равнине. Давайте с ним поиграем! Но, сначала вспомним, что такое равнина и откуда берутся сугробы? (Равнина - обширный участок суши без значительных повышений и понижений поверхности. Сугроб – это снег, который наметает ветер на преграду).
СЛАЙД 4. ШИРОКАЯ РАВНИНА. БОЛЬШОЙ СУГРОБ
В сугробе спрятано задание «Слова - близнецы». Внимательно послушайте стихи. Найдите слова – близнецы. Расскажите о ком или о чём говорится в стихотворениях.
1 команда 2 команда 3 команда
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.В норку норкину вошла,Норку в норке не нашла.Если норки нету в норке,Может, норка возле норки?Нет нигде! Пропал и след. Норка есть, а норки нет! -Кто вы?
-Мы лисички -Дружные сестрички! - Ну, а вы-то кто же?-Мы лисички тоже.-Как, с одной-то лапкой?-Нет, ещё- со шляпкой. - Не жалейте пятачка,-
Говорит корова.
Вы купите молочка-
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
-Нам по целой кружке!-
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки…
НОРКА-НОРКА ЛИСИЧКИ-ЛИСИЧКИ ПЯТАЧОК-ПЯТАЧКИ- Как называются такие слова? (Омонимы).
- Сугроб поблагодарил нас за игру и подсказал, куда идти дальше: в заснеженный лес. Там живёт эхо. Ребята, как выгладит эхо? (Его нельзя увидеть).
Ему грустно, что его никто не видит. Развеселим его!
СЛАЙД 5. ЗАСНЕЖЕННЫЙ ЛЕС. НЕВИДИМОЕ ЭХО
- Играем в «Эхо». Внимательно вслушайтесь. Какое слово спряталось в произнесённом слове? Вы – эхо. Команды отвечают по – очереди.
логопед дети
машина
смех
коса
олень
паровоз
пылесос шина
мех
оса
лень
воз
сос - Что обозначает слово «сос»? (Это сигнал бедствия).
- А если беда случится с нами, на какой номер надо срочно позвонить? (112)
- Эхо не хочет нас отпускать. Предлагает играть в загадки. Подберите отгадки по смыслу текста загадки.
1 команда 2 команда 3 команда
Я антоним к слову "ЗНОЙ",Я в реке в тени густой,И в бутылке лимонада,а зовут меня... Я антоним к слову "ЛЕТО",В шубу теплую одета,Хоть люблю мороз сама,Потому что я… Я антоним шума, стука,Без меня вам ночью мУка,Я для отдыха, для сна,Называюсь…
ПРОХЛАДА ЗИМА ТИШИНА
- Как называются слова – отгадки? (Антонимы)
- Что такое антонимы? (Слова противоположные по смыслу).
- Молодцы, ребята! Эхо прощается с нами и показывает, что наш путь лежит на высокий холм к зелёному камню. Вспомните, пожалуйста, что такое холм. (Небольшая возвышенность с пологими склонами. Наш родной город стоит на холмистой равнине).- Путь неблизкий. Давайте сначала отдохнём.
Мы устали не на шутку,
Проведём физкультминутку!
СЛАЙД 6. ПАДАЮТ СНЕЖИНКИ. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ЛОГОПЛАСТИКА)
Речь логопеда Движения детей
Кружатся снежинки Кружатся на носочках вокруг себя, плавно взмахивая руками и шевеля пальчиками.
В воздухе морозном, Падают на землю Медленно приседают, показывая руками плавное падение снежинок.
Кружевные звёзды. Вот одна упала Встают, ловя воображаемую снежинку на ладошку.
На мою ладошку. Ой, не тай снежинка! Бережно прикрывают воображаемую снежинку на ладони ладонью другой руки.
Подожди немножко! СЛАЙД 7. ВЫСОКИЙ ХОЛМ. ЗЕЛЁНЫЙ КАМЕНЬ
- Вот мы и пришли. Посмотрите, на камне надпись: «Чтобы дальше вам пройти, надо синонимы найти. Как в синонимы играть? Надо пары составлять».
- Ребята, на карточках записаны слова. Ваша задача - составить пары – синонимы.
- Что такое синонимы? (Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, близкие по значению, но разные по написанию). Каждой команде раздаются одинаковые карточки (См. Приложение 5).
ХОЛОДНЫЙ – СТУДЁНЫЙ
ЖАРКОЕ – ЗНОЙНОЕ
СМЕКАЛИСТЫЙ – СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ
- Какие из этих признаков характеризуют людей? (Смекалистый – сообразительный).
- Про каких людей так говорят? (Про умных, про тех, кто быстро и правильно соображает).- Ребята, смотрите, камень сдвигается, а под ним ларец.
СЛАЙД 8. ЛАРЕЦ
- В ларце послание старинное: «Не нашёл ты клад пока. Посмотри на облака…». Зачем нам на облака смотреть? (Облака бывают на что – то или кого – то похожи. Надо проявить фантазию и наблюдательность).СЛАЙД 9. ОБЛАКА
- Играем в «Облака».
По небу плыли облака,А я на них смотрел.И два похожих облачкаНайти я захотел.Я долго всматривался ввысьИ даже щурил глаз,А что увидел я, то вамВсё расскажу сейчас. (Н. Екимова)
(Логопед раскладывает на полу вырезанные из белой бумаги облака. С обратной стороны облака написано название животного. На столах у команд наборы фото с животными. Звучит песня «Облака - белогривые лошадки. Дети свободно танцуют под музыку.
Как только мелодия заканчивается, дети поднимают табличку). - Задание: найти фото с изображением животного, изобразить его, ответить на вопрос «Какой ты»? Команды совещаются 1 мин.
(Животные: заяц, норка, аист, носорог, иволга, енот).
- Ребята, запишите первые буквы, с которых начинается каждое слово, составьте из них слово – это и есть тот клад, что мы искали (З, Н, А, Н, И, Е).
-Какой клад мы нашли в конце нашего кве"ста? (Знание).
- Кто был прав в своих предположениях в начале занятия?
Логопед: Но куда б ни шел ученый, Он не ведает преград: Недоступным и незримым Он сокровищем богат. Знанье вор тайком не стащит, Не отнимет супостат.Глупым знанье бесполезно, Для разумных знанье - клад.
(Давид Гурамишвили)
6. Релаксация
СЛАЙД 8. СНЕГОПАД
(На экране – снегопад. Логопед читает стихотворение. Учитель в это время собирает жетоны и подсчитывает баллы команд).- Ребята, вы хорошо потрудились. А сейчас расслабьтесь, посмотрите на экран и послушайте стихотворение.
Все белым-бело сегодня,И светло, хоть солнца нет.С неба сыплется холодный,Белый-белый мягкий снег.
Снег сегодня шёл с утра,
Рада снегу детвора.
Снег на щёчках, снег на лицах,
Снег у деток на ресницах,
Очень трудно нам стоять,
Мы идём скорей гулять!
- Прежде, чем пойдём гулять, узнаем результаты команд. (Учитель объявляет результаты и вручает дипломы).
- Я благодарю вас за занятие и угощаю вкусными снежками. Только такие снежки можно съесть – они сказочные. (Логопед раздаёт зефир).
- Оставьте своё мнение и настроение от сегодняшнего занятия. У вас на партах вырезанные снежки. Построим из них снежную крепость. Она - символ ваших крепких знаний, дружной работы и настроения.
Белый – всё отлично получилось, занятие понравилось, я собой доволен.
Голубой – были трудности, но я справился.
Серый – я не доволен собой и занятием.