Логопедические семинары для родителей. Семинар-практикум для родителей «Домашний логопед: исправление речи в домашних условиях. Игра: «Многозначные слова»

Подготовила Иванова Наталия Владимировна, учитель-логопед ГБОУ СОШ № 4 г. Сызрани

Цель: оказание помощи родителям в овладении игровыми приемами развития артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях

Задачи:

  • рассказать родителям о значимости развития артикуляционной моторики
  • сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений
  • обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции
  • познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Оборудование: самодельная игрушка Квака-задавака, зеркала, ноутбук, экран, проектор, электронная презентация с вариантами стихов и сказок для проведения артикуляционной гимнастики, буклеты для родителей, анкеты.

Предварительная работа:

За 2-3 недели до проведения практикума в родительском уголке вывешиваются материалы для ознакомления:

  • нормы речевого развития детей дошкольного возраста;
  • комплексы артикуляционной гимнастики;
  • список литературы по теме

Теоретическая часть

Все ключевые моменты, на которые родителям следует обратить особенное внимание, выделены на слайдах.

Логопед подчеркивает актуальность проблемы развития артикуляционной моторики, нацеливает на правильное ее понимание и предлагает пути решения.

Логопед:

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, челюсти (нижняя, верхняя) , твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные неподвижными. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.
  3. Статические упражнения выполняются под счет до 5 (удержание артикуляционной позы в одном положении) .
  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см) , но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Логопед (кратко, на слайде – подробно) :

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

  1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики буде крайне затруднено.
  2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  3. Покажите правильное выполнение упражнения.
  4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
  5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Практическая часть

1. Логопед:

А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение. (Родители выполняют некоторые упражнения («Улыбка-Трубочка» , «Окошко» , «Иголочка» , «Блинчик» («Лопаточка» ) , «Чашечка» , «Лошадка» , «Грибок» ).

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не займет у вас много времени, но принесет огромную пользу вашему ребенку. Регулярные, ежедневные упражнения позволят значительно ускорить постановку и введение в речь поставленных звуков.

2. Квака-задавака:

Согласитесь, что интереснее будет выполнять гимнастику под веселые стихи, которые вы можете найти в книжках, а можете придумать сами.

Логопед и Квака показывают несколько упражнений со стихотворным сопровождением (на слайде – картинка и стихотворение)

3. Логопед:

Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Сказка - это язык детей, для них он наиболее информативен, пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку. В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее - это дружеский совет.

Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье... клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили. А насколько легче и глубже лепится из языка чашечка, чтобы не пролился чай, чем ребенок пробует прижать боковые края языка к верхним боковым зубам.

Дети любят играть. И когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, то, как в сказке, происходят чудеса. Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок одновременно выполняет упражнения.

Логопед и Квака предлагают родителям выполнять упражнения со «сказочным» сопровождением. (Приложение 2)

4. Логопед предлагает кому-нибудь из родителей придумать сказку, объединив выполнение нескольких упражнений (описание и картинки логопед предоставляет) .

Обмен впечатлениями от встречи на семинаре-практикуме.

Проводится анкетирование родителей (Приложение 3)

Логопед знакомит родителей с литературой по теме (на слайдах) и вручает буклет «Зарядка для язычка» .

Логопед и Квака-задавака благодарят за участие в семинаре - практикуме.

Приложение 1

Игрушка Квака-задавака

Приложение 2

Сказка «Как подружились мышонок и котёнок»

Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска» ) . Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются» , «Заборчик» ) и вдруг насторожился (упражнение «Бублик» ) . Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики» ) . Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.

И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.

«Мур, мяу!» - сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье» ) . Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка» ) .

Ты что, не можешь разговаривать? - удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.

Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка» ) .

Да что это с тобой? Давай поиграем! - проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.

Уфф! - смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок» ) . - Так ты хочешь поиграть?

Ну, да! А ты что подумал? - удивился Тимка. - Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!

Давай! – согласился мышонок.

И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели» ) , а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!

Сказка «Находчивый медвежонок»

Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки» ) и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!

Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки» ) . Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка» ) . Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит» ) .

Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!» . Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач» ) . Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели» ) .

«Эй, есть там кто-нибудь?!» - закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка» ) , и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.

Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! - закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка» ) .

Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы, наконец, подкрепиться.

Приложение 3

Примерная анкета

  1. Интересна ли была тема семинара-практикума?
  2. Что полезного для себя Вы узнали?
  3. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?
  4. Появилось ли у Вас желание проводить дома с ребенком «сказочную» артикуляционную гимнастику?
  5. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

«Семинар-практикум для родителей «Волшебная гимнастика для дома и детского сада»

Форма проведения : семинар-практикум

Аудитория: родители детей старшей группы

Количество участников : 14

Задачи :

    активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;

    помочь родителям овладеть специальной артикуляционной гимнастикой, подобранной для своего ребёнка с учётом особенностей его артикуляционного аппарата;

    сформировать представление о разнообразии артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями и правильной их организации в домашних условиях;

    обучать использованию;

    формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Ожидаемые результаты:

Овладение родителями специальной артикуляционной гимнастикой.

Использование родителями артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями в домашних условиях

Информационно - техническое обеспечение:

магнитная доска с перечнем проблем;

памятки правил артикуляционной гимнастики и выполнения артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями

Материалы и оборудование :

зеркала, шарики, веревочки, ложки, ватные шарики, чупа-чупс по количеству участников, квадратики красного, синего, зеленого цвета

Логика проведения:

Приветствие

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше мероприятие. Предлагаю вам представиться - назвать своё имя и отчество, затем охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества. Педагог называет своё имя и подбирает слова: «Меня зовут Екатерина Александровна - естественная, аккуратная!

Родители по-очереди представляются.

Задание 1

Логопед: Очень приятно познакомиться с вами! Для начала, предлагаю вашему вниманию прочитать написанное на магнитной доске.

Родители читают

    Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.

    Тяжелые психические переживания (проявляющиеся уже к 5 годам).

    Затруднения в школьном обучении: (дислексия, дисграфия)

    Нарушение стройного течения занятий в классе, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.

    Ограничения и проблемы при выборе профессии.

Логопед: Как вы думаете, последствием чего все это является? (Родители отвечают ) Да, причиной этих проблем являются речевые нарушения. Как нужно бороться с речевыми недостатками? И кто должен этим заниматься?

Родители высказывают свои предположения .

Логопед: Раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений - главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Приглашаем вас к сотрудничеству, взаимодействию. Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решать любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Логопед: Сегодня мы с вами коснёмся темы формировании звуков, так как принято судить первично о речи ребёнка по его звукопроизношению.

Как вы думаете, как формируются звуки у детей? (Родители отвечают )

Бытует мнение, что речь формируется самостоятельно, без вмешательства взрослых. Кто так считает, поднимите руки? Как формируются звуки?

Предположения родителей

Логопед: В действительности же невмешательство в процесс влечёт за собой отставание в речевом развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Вы любите своего ребёнка? Хотите, чтобы он добился в жизни успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Предлагаю стать для вашего ребёнка «домашним логопедом» и совместными усилиями помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением.

Какие вы можете назвать органы речи?

Ответы родителей.

Логопед: Чтобы ребёнок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо управлять своими органами речи. Для этого существует артикуляционная гимнастика - это специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки. Гимнастика для рук и ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без костей?» Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился».

Задание 2

Логопед: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.
Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции в зеркало и выполняют действия по тексту.

Не устала ты пока.
Покажи, моя рука:
Это - правая щека,
Это - левая щека.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта -
В них улыбка заперта:
Вправо - правый угол рта,
Влево - левый угол рта.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там - к прогулкам не привык - Робко прячется язык.

Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края -
Всё про ротик знаю я!

Задание 3

Логопед: А теперь мы с вами освоим эту «волшебную гимнастику», гимнастику зарядку, без которой звуки не появятся. Обычно нарушаются следующие группы звуков у детей: «свистящие», «шипящие», «сонорные».

На стенде который я сделала для вас дети распределены по подгруппам нарушенных звуков: группа «ласточка» л и ль, группа «солнышко» с сь з зь ц, группа «шоколадки» ш щ ж ч и группа «рыбки» р и рь.

Родители по подгруппам детей выходят и садятся на стульчики для выполнения артикуляционной гимнастики.

Логопед: Предлагаю сесть на эти стульчики родителям подгруппы «солнышко». Для образования свистящих звуков характерно: губы в улыбке, зубы сближены, кончик язычка за нижними зубами. Воздушная струя холодная. Выполним упражнения для образования этих звуков «улыбка», «хоботок», «заборчик», «лопатка», «чистим зубки», «самомассаж язычка».

Приглашаю родителей подгруппы «шоколадка»

Для шипящих звуков характерно губы выдвинуты вперёд и напоминают «бублик», язычок напоминает чашечку и поднят за верхние зубки, воздушная струя горячая. Упражнения «бублик», «трубочка», «лопатка», «чашечка», «фокус» или «парашютик», «вкусное варенье».

Приглашаю родителей подгруппы «ласточка».

Уклады звуков такие; ротик открыт, язычок за верхними зубами в форме седла. Упражнения «лопатка», «индюк», «накажем язычок», «иголочка», «лопатка-иголочка».

И подгруппа «рыбки»:

Звуки самые трудные требуют сильного языка и достаточно сильной воздушной струи воздуха. Упражнения «чашечка», «дятел», «лошадка», «барабанщик», «фокус».

Молодцы!

Родители делятся впечатлениями

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.

Задание 4
Упражнения с шариком. Автор данной методики С.В. Коновалова

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Крутить шарик лакательными движениями языка.
5. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".
6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Обязательно во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой.
Упражнения с ложкой.

    Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

    Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

    Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

    Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

    Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

    Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

    Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Логопед: Напомню вам о главных правилах таких гимнастик. Предлагаю каждому из вас памятки правил артикуляционной гимнастики и выполнения артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями.

Родители получают памятки

Задание 5

Логопед: Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно

5-10 раз.

Рефлексия

Логопед: Наша встреча подходит к завершению. Подведём итоги.

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на семинаре-практикуме одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета.

Красный цвет – «считаю полученную информацию полезной»;

синий цвет – «считаю информацию недостаточно полезной»;

зеленый цвет – «мне на семинаре-практикуме было не интересно».

Логопед: Спасибо за внимание и помощь. И мы очень надеемся на вашу помощь и в дальнейшем!

Использованная литература:

    « Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет». В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко . Год издания: 2003

    «Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет». Год издания: 2003

    «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей...». Пожиленко Е.А.
    Год издания: 2006

Оборудование: 2 стола и стулья для участников, магнитофон с записью фрагментов музыки, магнитная доска с магнитами, фишки красного и синего цвета, карточки и картинки к играм.

Ход проведения семинара

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! А вы знаете, что здороваться можно не только словами и рукопожатием, но и по другому. А как, вы сейчас узнаете. Те, у кого фишки синего цвета, приглашают на танец тех, у кого красные фишки. Становитесь в пары. Первыми движения выполняют те, у кого синие фишки, вторыми – те, у кого красные. Будьте внимательны! (звучит модель Т. Боровик «Хэй, привет!»)

Ведущий. Тему нашего сегодняшнего конкурса вы узнаете, решив кроссворд. В этом задании оценивается правильность ответа и скорость выполнения.

1 . Разминка. Задание «Скороговорки».

Будьте внимательны, наблюдательны и активны. Ведущий читает скороговорку, участники воспроизводят ее, глядя на сюжетные картинки.

Ведущий (В.). В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.

2. Игровое упражнение «Почему хорошо, почему плохо».

Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо), а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.

Учитель-дефектолог задал объемное домашнее задание…

Учитель-дефектолог приглашает меня на консультацию…

Меня пригласили на занятие…

В. Одним из видов речевой работы является проведение упражнений на координацию речи с движением.

3. Координационно-подвижная игра «Вудэ ли аче» (модель Т.Боровик)

В. В следующем задании необходимо угадать известные детские произведения.

4. «Угадай стихотворение» (по картинкам-символам)

Каждой команде предлагается зашифрованное стихотворение. В этом конкурсе победит тот, кто не только угадает, но и выразительно его прочитает (отрывок из произведения К. И. Чуковского «Доктор Айболит» и А.Барто «Наша Таня»).

В. Как Вы видите, схематизация различных текстов способствует не только лучшему восприятию стихотворного текста и его запоминанию, но и составлению описательных и сюжетных рассказов детьми.

5. «Времена года»

Необходимо зашифровать одно из предложенных времен года. Нужно нарисовать как можно больше признаков, чтобы команда соперников не только смогла угадать, какое время года изобразили, но и составила описательный рассказ по вашей схеме. Оценивается оригинальность исполнения, количество нарисованных признаков и творчески составленный рассказ.

6 . Рефлексия «Закончи фразу»

Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал…Меня сегодня удивило…Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить…и т. д.

Подведение итогов конкурса.

Баранова С.В., Криштофик Н.А.

Данный семинар-практикум для родителей проводился в виде деловой игры-соревнования между командами родителей и детей. Это мероприятие проводилось, как итоговое мероприятие по выпуску детей из кружка «Грамотей-ка», проводимого с детьми старшей-подготовительной группы детского сада.

По ходу проведения игры учитель-логопед в доступной и увлекательной форме продемонстрировал родителям результаты своей работы с детьми. При этом педагог вовлек родителей в совместную деятельность детей и сделал их «активными субъектами», то есть перевёл их в статус «активных родителей».

По ходу проведения мероприятия учитель-логопед показал (научил) родителей основным методам и приемам работы с детьми по таким направлениям как:

  • Развитие фонематического восприятия;
  • Формирование навыков анализа, синтеза;
  • Формирование делить слова на слоги;
  • Формирование умение находить место заданного звука в слове;
  • Формировать умение находить заданный звук в слове и определять его количество;
  • и многое другое.

Семинар-практикум для родителей «Скоро в школу. Или первый раз в первый класс!».

Уважаемые родители наших будущих первоклассников! Рассказывать о том, как важно заблаговременно и целенаправленно готовить малыша к поступлению в школу, для его более успешному освоению школьной программы, я не стану. По данному направлению мы с Вами встречались уже несколько раз. Поэтому сегодня мне бы хотелось показать, рассказать, если хотите, даже похвастаться успехами Ваших детей по такому направлению, как ПОДГОТОВКА К УСВОЕНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ГРАМОТЫ.

Работаем мы с Вами и вашими детьми в данной сфере уже год, моя непосредственная работа заключалась в том, чтобы научить детей пользоваться знаниями, умениями и навыками, которые предлагалось освоить им на протяжении прохождения курса кружка «Грамотей-ка». Как Вы помните, занятия «Кружка» проводились один раз в неделю. На этих занятиях мы с Вашими детьми пытались освоить очень сложные, но просто необходимые понятия, такие как гласный-согласный звук, его твердость-мягкость, глухость-звонкость, также нами были освоены такие определения, как Звук, Слог, Слово, Предложение и т.д.

И сегодня я хотела бы поблагодарить всех Вас, уважаемые родители, за понимание, терпение и участие в жизни Ваших детей. За такую поддержку, выручку и дисциплину с Вашей стороны, Ваши детки Вам в будущем отплатят сполна.

И хочу сказать ещё одно. Несмотря на то что, мы ещё не все звуки и буквы прошли с Вашими детьми на «Кружке», алгоритм работы по каждому звуку мы освоили просто на «отлично». В этом Вы и убедитесь сегодня на семинаре-практикуме, где будут задания, включающие в себя овладение еще не пройденного материала. Могу сказать следующее: нисколько не сомневаюсь в том, что развитие фонематических процессов находятся на очень высоком уровне у всех без исключения воспитанников подготовительной группы «Ромашка». Ваши дети с легкостью справляются с такими сложными заданиями как, выделение звуков в слове, определение его позиции. Они могут дать полную характеристику любого звука русского языка, хорошо ориентируются в понятиях, знают много правил, которые с большим трудом дети осваивают в первом классе.

В общем, я могу гордиться такими детьми и, конечно же, их поддержкой – Вами, уважаемые родители!

На этом своё вступительное слово я считаю завершенным. И предлагаю Вам приступить непосредственно к самому семинару-практикуму. Как Вы уже заметили, ко мне на мероприятия просто придти посидеть и посмотреть не получается. Поэтому и сегодня Вы не отсиживайтесь в уголочке, а будьте активными участниками образовательного процесса. Если Вы не против, то мы начинаем…

Ход Семинара-практикума

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

У.Л.: Добрый вечер ребята. Рада Вас всех сегодня на нашем мероприятии. Мы с вами много чего уже знаем и умеем. И, надеюсь, что мы с вами сегодня очень порадуем наших самых близких и родных нам людей – наших родителей.

Уч.-лог.: Скажите, пож-та, а что мы с вами сегодня будем делать: Заниматься или играть?

Дети: Играть.

Уч.-лог.: Хорошо. А во что бы Вы хотели поиграть? Может устроим соревнование?

Дети: соглашаются.

Уч-лог: А что нам для этого нужно?

Дети: Разделиться на группы (команды).

Уч-лог: Верно. Как будем делиться?

Дети: выбирают участников команд самостоятельно.

(Логопед ненавязчиво предлагает детям привлечь родителей к соревнованиям, сформировав тем самым три-четыре группы (команды)).

Уч-лог: Вот и замечательно. Теперь каждая команда садиться за столы. Нам нужно выбрать капитанов, которые будут помогать нам.

Дети: выбирают капитанов команд.

Уч-лог: Раз мы с Вами сегодня устраиваем соревнования, то обязательно должны быть и судьи, которые честно и справедливо оценят ход соревнований и определят победителей.

Уч-лог: Кого возьмем в судейскую команду?

Дети и уч-лог: определяют состав судей.

Уч-лог: На любом соревновании, в любой игре есть правила. Вот и у нас они есть. Послушайте их. Вы дружная команда, можете совещаться, обсуждать задания. Но делать это нужно тихо, чтобы не подсказать правильный ответ другой команде. Обязательно внимательно слушать сами задания, чтобы их понять и правильно все выполнить. Вы выбрали капитанов команд. Они должны будут передавать в судейскую коллегию листочки с Вашими ответами. Бегут не все, а только капитан. Давайте будем уважать друг друга.

Уч-лог: Все согласны с правилами? Будем им следовать?

Уч-лог: Тогда начинаем.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 конкурс – «Кодировщики». (СЛАЙД -3)

Чтобы нам с вами правильно выполнить это задание, давайте вспомним правила про звуки и буквы.

ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ,
А БУКВЫ МЫ ПИШЕМ И ВИДИМ.

Уч-лог: Отлично. Слушайте задание. Сейчас на экране будут появляться картинки, в которых вы должны выделить только первый звук. А потом составить слово из них, тем самым раскодировав задуманное.

За каждое правильное слово команда, ответившая первой, получает призовое очко.

Давайте попробуем сначала вместе. (СЛАЙД –4)

В слове Шапка какой первый звук слышится?

Дети: Звук Ш.

Уч-лог: Верно. А В слове Апельсин?

Дети: Звук А.

Уч-лог: В слове Рыба?

Дети: Звук Р.

Уч-лог:. Правильно. А теперь расшифруйте, какое слово зашифровано на картинке?

Дети: Ш+А+Р=ШАР.

Уч-лог: Правильно. Тогда начинаем? Если Ваша команда догадалась, то командир поднимает руку. Ваша команда дает время подумать и другим ребятам. Но отвечать первыми будет та команда, которая первой поднимет руку. Готовы? Начинаем.

(СЛАЙДЫ 5-16). За каждый правильный ответ команда получает призовые очки.

2 конкурс – «Твердый-мягкий» (СЛАЙД -17).

Уч-лог: У Вас на столах лежит пособие «Найди дорожку», в которое мы с Вами уже играли. Но для тех, кто не помнит, повторю правила. Встаем на кружок красного цвета (Это – начало пути). Затем мы каждым ходом продвигаемся вверх по ступенькам, наступая только на ту (Синюю или зеленую), какой звук слышится в слове, пока не придем к какой-то геометрической фигуре. Эту фигуру и нужно будет поднять вверх. Та команда, которая правильно поднимет фигуру, поллуцит дополнительный бал. (СЛАЙД -18).
Чтобы правильно выполнить это задание, давайте вспомним правило про твердые и мягкие согласные звуки:

ПЕРЕД А, О, У, Э, Ы – ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫ,
ПЕРЕД Я, Ё, Ю, Е, И – ВСЕ СОГЛАСНЫЕ МЯГКИ.

Попробуем?

Сейчас будем ловить звуки [л] и [л’] в словах. Внимательно двигайтесь фломастером (пальчиком) по лесенке вверх. Можете обсуждать и подсказывать друг другу по команде.

Примерный перечень слов: Люк, лампа, палатка, стол, улитка, клоун, лодка, платок, луковица.

Поднимаем геометрическую фигуру, к которой Вы пришли.

Дети: поднимают желтый прямоугольник. Командиры команд относят пособие судьям для оценки результата.

(судьи фиксируют результаты).

Уч-лог: Проверим себя?

Показывает на слайде маршрут каждого слова и нужную геометрическую фигуру. (Щелчки по слайду -18).

Уч-лог:. Команда, поднявшая правильную табличку получает баллы.

3 конкурс – «место звука в слове». (СЛАЙД – 19).

Уч-лог: Сейчас новый конкурс. Перед Вами лист с заданием, где под каждой картинкой нужно раскрасить только то окошечко (начало, середина, конец слова) и тем цветом (синим или зелёным), где и какой слышится звук. За каждый правильно отмеченный звук команда получает баллы. Это задание на время. Даю Вам на выполнение 2 минуты.

Сейчас мы работаем со звуками [б] и [б’]. (СЛАЙД -20). Приготовили цветные карандаши и приступаем к выполнению задания.

Дети: Выполняют задание.

Уч-лог: Время закончилось. Прошу отложить карандаши в сторону, а капитанов команд передать листы с заданиями в судейскую коллегию.

Уч-лог: Готовы себя проверить?

(Щелкаем по слайду -20).

Уч-лог: Даем судьям время на подведение итога конкурса, а сами немного отдохнем.

Динамическая пауза.

Танец «Соко-Бачу».

Цель – координация речи с движением.

4 конкурс – «Раздели на слоги». (СЛАЙД -21).

Уч-лог: Теперь возвращаемся на места. И переходим к следующему конкурсу.

Уч-лог: Сейчас на экране будут появляться картинки. Ваша задача – сосчитать сколько слогов в этом слове и поднять табличку с соответствующей цифрой, которые лежат у вас на столе.

Команда, правильно поднявшая табличку получает балл.

Давайте вспомним ещё одно правило. Правило про слоги.

СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
ЭТО ЗНАЕТ КАЖДЫЙ ИЗ УЧЕНИКОВ.

Дети: Можно прохлопать в ладоши, загнуть пальчики на руках…

Уч-лог: Все правильно. Готовы? Тогда начинаем. (СЛАЙДЫ -22-33).

Примерные слова: слон, тигр, собака, кошка, гусеница….

(Судьи подсчитывают баллы).

5 конкурс – «Прочитай слово» (СЛАЙД – 34).

Уч-лог: Переходим к следующему конкурсу. Конкурсу на скорость и внимание. Перед Вами лист с заданием (СЛАЙД -35). Вам необходимо, как можно быстрее, вычеркнуть все повторяющиеся буквы. А из оставшихся букв составить слово, записать его на обратной стороне листа и передать судьям для проверки. Команда, которая быстро и правильно справилась с задание получает балл.

Уч-лог: По моей команде начинаем работу.

Дети: Выполняют задание.

Уч-лог: Время закончилось. Прошу отложить карандаши и передать лист с заданием судьям для оценки результатов.

Уч-лог: Проверим себя? (Щелкаем по слайду — 36)

Уч-лог: Какое слово должно было получиться?

Дети: Школа.

Уч-лог: Правильно. Это слово школа.

6 конкурс – «Звуковики» (СЛАЙД – 37).

Уч-лог: Вот мы и приблизились с Вами к последнему на сегодня, но самому сложному конкурсу. Сейчас на экране появится картинка, а Вам нужно будет на вот этих листочках (выдает каждой команде лист) раскрасить кружочки в красный, синий или зелёный цвет. То есть выполнить звуковой анализ слова. За правильный ответ команда получает баллы.
Прежде чем приступить к выполнению задания, вспомните ПРАВИЛО про Гласные Звуки.

ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ ПОЮ, БЕЗ ПРЕГРАДЫ ГОВОРЮ.
ГЛАСНЫЙ – ЭТО КРАСНЫЙ.

Уч-лог: Не забывайте проверять согласные звуки на «Звонкость и глухость». Как мы это с Вами делаем?

Дети: Ставим руку на горло и произносим звук. Если горло «звучит», значит звук – звонкий. Если «молчит», значит звук – глухой.

Уч-лог: Внимание на экран. (СЛАЙД – 38). Кто изображен на картинке?

Дети: Улитка.

Уч-лог: Правильно. Будьте предельно внимательны. Выполняйте задание.

Уч-лог:. Прошу капитанов команд передать листы с заданием судьям.

Уч-лог: Проверяем. (Щелкаем по слайду – 38).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Уч-лог: Итак, пока жюри совещаются и подводит итоги, я хочу спросить Вас, Ребята, понравилось ли Вам сегодня на занятии? Что было сложным? Что простым? Хотели бы Вы еще так поиграть?

Жюри подводит итоги. Раздает подарки.

Таблица результатов соревнований «Скоро в школу. Или первый раз в первый класс!»

Команда «Детей»

Команда «Родителей»

Речевое развитие детей.Семинар-практикум для родителей.

Автор: Давидюк Оксана Николаевна Учитель-логопед
Место работы: МКДОУ детский сад «Сказка» п. Лиственичный Кондинский район ХМАО-Югра

Описание : Семинар-практикум, предложенный Вашему вниманию, составлен в форме путешествия в «Город правильной речи». Во время экскурсии по городу, Родители побывают на Площади познания, где познакомятся с нормами речевого развития дошкольников, в Словарном переулке, на Аллее грамматикии и на проспекте Связной речи, где познакомятся и поиграют в игры, способствующие речевому развитию детей. Посетят типографию и попробую создать « речевую» газету.
Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в области речевого развития детей.
Задачи:
1.Познакомить родителей с нормами речевого развития дошкольников.
2.Познакомить родителей с играми, игровыми приемами, способствующими речевому развитию детей.
3.Формировать практические навыки использования предложенного материала.

Добрый вечер, Уважаемые родители!
Очень рада видеть Вас вновь, рада, что Вы нашли время прийти к нам.
А чтобы настроиться на совместную работу приглашаю всех выйти в круг, и предлагаю Вам поиграть в игру «Знакомство». Сейчас мы будем передавать мяч называть свое имя и прилагательное, которое характеризует какое-то Ваше качество, но с того звука, с которого начинается Ваше имя.
Сейчас мы с Вами выполним еще одно интересное упражнение. Главное условие: внимательно слушать инструкцию выполнять задание и не смотреть на действие друг друга. (Родителям раздаются салфетки. Инструкция: сверните салфетку пополам, оторвите верхний правый уголок, еще раз сверните пополам, оторвите верхний уголок; продолжайте выполнять действие пока получается сворачивать салфетку.)
Разверните, что же у Вас получилось? (ответы родителей: снежинки) . Посмотрите на свои снежинки и на снежинки друг у друга, попробуйте найти одинаковые. Как вы думаете, почему нет ни одной одинаковой снежинки? (ответы родителей)
Хотя инструкция была для всех одинаковой, снежинки получились все разные также как и все люди разные. У каждого свои особенности, способности, возможности, личные качества. Но все мы одинаковы в желании, чтоб наши дети были здоровы, своевременно освоили дошкольную программу. И в наших руках возможность помочь им.
Дошкольное детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека,– но это и самый ответственный период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств и качеств личности ребенка. И самое активное участие в становлении личности ребенка принимают взрослые. И чтобы не навредить необходимо учитывать возрастные особенности ребенка и особенности ведущего вида его деятельности.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, по мнению психологов и педагогов, является игра (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и др.).
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? (ответы родителей)
Игра - это свободная деятельность детей, Она способствует самовыражению.
Что даёт игра ребёнку? (ответы родителей)
Игра– способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. Игра оказывает огромное влияние на познавательное и физическое развитие способствует развитию всех психических процессов (память, мышление, творческие способности и т.д), и конечно же в игре происходит активное развитие речи. Поэтому с самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.
А так как тема нашей встречи речевое развитие, мы приглашаем Вас совершить путешествие в «Город Правильной Речи».
На пути сугроб высокий,
Поднимайте выше ноги
(шагать, высоко поднимая колени под музыку марша ).
Вот и кончилась тропинка,
Снег глубокий – берегись!
Мы наденем с вами лыжи,
Здесь без лыж не обойтись.
(идти шагом лыжников) .
Горки ледяные встали на пути.
Здесь уже на лыжах трудно нам пройти.
Ну-ка, сядем в санки, крепче все держитесь!
Санки быстроходные, с горочки катитесь!
(Бег, взявшись за руки)
С горки весело скатились,
Вот и в городе мы очутились.

Как в любом городе, в Городе правильной речи есть свои достопримечательности.
Мы на площади Познаний
Расширять здесь будем знанья.
Там, там, там
Все садимся по местам.
(Выступление учителя-логопеда тема: «Нормы речевого развития дошкольников»)
А сейчас мы познакомимся со следующей достопримечательностью нашего города и заглянем в «Словарный переулок» к … (ФИО педагога – выступление воспитателя тема: «Речевые игр, способствующие развитию словаря»)
Дальше мы отправляемся на «Аллею грамматики», где нас ждет … (ФИО педагога – выступление учителя-логопеда тема: «Речевые игры, способствующие формированию Грамматического строя речи»)
По проспекту «Связной речи» нас проведет … (ФИО педагога – выступление воспитателя тема: «Речевые игры, способствующие развитию Связной речи»)
И конечно же в нашем городе есть свой «Выставочный зал». А представит нам экспонаты … (ФИО педагога, знакомство с выставкой дидактических игр).
И в завершении нашего необычного путешествия приглашаю Вас в нашу городскую типографию. Сегодня Наша типография выпускает необычную газету под названием «Говорушка». Ее необычность в том, что авторами статей в ней будем мы с Вами.
(Родителям предлагается заполнить речевую газету, выполненную в форме ромашки. На каждом лепестке вопрос, на который необходимо записать ответы)