Предупреждение дислексии. Дислексия у младших школьников: виды, признаки и способы коррекции (обзор игр и упражнений для детей). Что такое дислексия

В мире существует большое число детских заболеваний. Одной из этих болезней является дислексия. Как лечить эту болезнь? Она лечится в России, и лечится довольно успешно. Для того чтобы не запустить эту болезнь, необходимо знать её начальные симптомы, а затем уже разбираться, какое именно лечение подойдёт ребёнку. Эта статья расскажет родителям, какая существует коррекция дислексии у младших школьников, упражнения для коррекции также будут рассмотрены. А теперь обо всём по порядку.

Дислексия: что это такое?

Молодым родителям будет полезно знать, что вообще представляет собой эта проблема. Сама по себе дислексия - это болезнь, при которой у ребёнка затрудняется восприятие цифр и букв.

Ребёнок способен их различать, знать, но из-за болезни возникают моменты, когда он не может понять их смысл.

Когда проявляется болезнь?

Ответив на вопрос: "Дислексия, что это такое?", - нужно разобраться, когда именно проявляется эта болезнь. В основном она встречается у детей, которые только-только пошли в школу. Из-за болезни детям сложнее воспринимать информацию, которую даёт педагог.

Стоит отметить, что та информация, которую ученик слушает и воспринимает на слух, усваивается им во много раз лучше, чем та, что он берет из своих учебников. Ребенок может менять слова в тексте местами или воспринимать их как перевёрнутые, кроме того, он может путать цифры и буквы. В связи с этим у учеников низкие оценки в школе, плохая успеваемость в целом. Они менее активны по сравнению со своими сверстниками.

Симптомы дислексии

Каждому родителю необходимо знать основные симптомы дислексии, чтобы на раннем этапе начать лечение. Также эти симптомы помогут разобраться, какой вид болезни у ребёнка на данный момент. Итак, симптомы дислексии в медицине следующие:

  1. Дезорганизация.
  2. Неуклюжесть и проблемы в координации.
  3. Трудности в принятии информации и в её обработке.
  4. Различные проблемы в усвоении слов.
  5. Непонимание информации, которая была прочитана ребёнком в тексте.

Это основные симптомы болезни. Но есть и другие. Они менее заметны, но на них также стоит обратить своё внимание.

Иные симптомы дислексии

  1. Несмотря на плохие навыки чтения, интеллект у ребёнка отлично развит.
  2. Возможны какие-либо проблемы со зрением ребёнка.
  3. Возникают трудности при письме, а именно неразборчивый почерк.
  4. Ошибки при письме или чтении, а именно пропуски букв или их перестановка.
  5. Плохая память.

Разновидности болезни

В медицине существует несколько разновидностей болезни. Их знают врачи, но и родителям их понимание необходимо. Итак, виды дислексии существуют следующие:

  1. Мнестическая дислексия. Отличительная черта данного вида заключается в том, что ребёнок, имеющий данную разновидность болезни, трудно работает с буквами: он не понимает, какой из звуков соответствует конкретной букве.
  2. Аграмматическая дислексия. Этот вид выражается в изменении падежных окончаний, у ребёнка возникают трудности в склонении слова по падежам. Кроме того, он с трудом изменяет слова по родам. Данный вид дислексии чаще всего встречается у детей с
  3. Фонематическая дислексия. Эта разновидность болезни выражается в смешивании звуков ребёнком при прослушивании слов, которые ему диктуют. В основном к ним относятся звуки, отличающиеся по одному смыслоразличительному признаку. Помимо этого, ребёнок читает слова по буквам, также он может переставлять слоги и буквы.
  4. Семантическая дислексия. Этот вид проявляется в том, что ребёнок читает текст абсолютно правильно, но понимание его является ошибочным. Слова при прочтении текста воспринимаются абсолютно в изолированном виде, далее это приводит к потере связи с остальными лексемами.
  5. Оптическая дислексия. Этот последний вид дислексии выражается в затруднённом усвоении, а также смешивании похожих графических букв.

Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, которые проводятся со специалистами, могут помочь ребёнку и его родителям вылечить болезнь любого вида и любой сложности.

Дислексия: способы коррекции

Любое заболевание необходимо лечить. И начинать этот процесс лучше как можно раньше. Как уже было сказано выше, коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, направленные на борьбу с ней, могут помочь справиться ребёнку с этим недугом. Но это довольно сложный процесс. К сожалению, коррекция дислексии Москве лишь под силу. В других городах лечение этой болезни не производится. Методика коррекции дислексии может иметь несколько форм. Далее будет рассказано об абсолютно всех методиках и упражнениях, которые существуют на данный момент в медицине.

Метод Дейвиса

Большую популярность в этой сфере лечения приобрела коррекция дислексии по системе Дейвиса. Изобрёл этот метод, как уже можно понять по названию, исследователь Рональд Дейвис. Он был очень хорошо знаком с этой болезнью, т. к. сам ею страдал в детстве. Его методика имеет несколько этапов, каждый из которых играет важную роль в лечении дислексии. Благодаря им ребёнок постепенно разрабатывает свои мышление, память и внимание.

Многие эксперты и родители успели по достоинству оценить весь положительный эффект данного метода.

Этапы метода Дейвиса

  1. Самый первый этап - это комфорт. Ребёнок должен находиться в зоне комфорта, не испытывая никаких неудобств.
  2. Следующий этап - это работа над координацией. Этот этап помогает ребёнку усвоить такие понятия, как право-лево, верх-низ. Для этого необходим резиновый мяч, в дальнейшем их потребуется два. Данные мячи способны издавать приятные звуки в тот момент, когда касаются руки ребёнка.
  3. Познание символов с помощью лепки. Ребёнку даётся пластилин, из которого вместе с преподавателем он должен слепить буквы, цифры и различные слоги. Благодаря этому, ребёнок лучше усваивает символы, т. к. он может их потрогать руками и даже понюхать.
  4. Последний и самый важный этап - чтение. Он делится на три отрезка. В первом ребёнок должен научиться переводить свой взгляд слева направо и узнавать группы букв. Во втором происходит закрепление способности переводить свой взгляд слева направо. И третий отрезок -включает работу на понимание смысла одного предложения, а затем и всего текста.

Отзывы родителей о методике Дейвиса

Отзывы о данной методике в основном положительные. Родители отмечают повышение успеваемости детей в школе, а также их успехи в чтении. Они могут воспринимать по 50, а некоторые и по 60 страниц в день. Школьник начинает писать более разборчиво, чем до лечения. Да и сам ребенок становится более активным. Его легче поднять рано утром в школу, хотя раньше, как многие отмечают, им удавалось сделать это с огромнейшим трудом.

Конечно, пользоваться этой методикой или нет, решать вам, но то, что она помогает, подтвердили уже многие родители, чьи дети, к сожалению, знакомы с этим недугом.

Занятия и упражнения для коррекции дислексии

В Москве существует огромное количество центров, которые дают возможность посетить занятие с логопедом для коррекции дислексии. Именно эти специалисты и используют упомянутый выше метод Дейвиса. Кроме того, логопед может посоветовать родителям именно те упражнения, которые подходят ребёнку больше всего. Конечно, за эти посещения необходимо заплатить достаточную сумму денег. Минимальная цена за одно посещение - 1500 рублей. В некоторых клиниках ещё больше - 2300 рублей.

Конечно, можно пойти и другим путём - заниматься ребёнком самостоятельно. Для этого существует большое количество различных упражнений, которые помогают эффективно бороться с дислексией. Для начала будут рассмотрены способы, которыми пользуются логопеды в борьбе с дислексией.

Упражнения, которые проводятся с логопедами

Каждый врач, перед тем как начать занятия с ребёнком, смотрит, какой именно вид дислексии он имеет. Всё потому, что к каждому виду подбираются свои конкретные методы. Ниже будут приведены упражнения, которые относятся к тому или иному виду дислексии:

  1. Упражнения при фонематической дислексии. Работа с таким видом проходит в два этапа. Первый заключается в уточнении артикуляции. Перед зеркалом логопед показывает ребёнку то, как должен быть расположен язык, как открыть рот при произношении конкретного звука. Когда этот этап будет пройден и ребёнок поймет механику произношения, начинается второй этап. Смысл его заключается в сопоставлении различных смешиваемых звуков как при произношении, так и при прослушивании. Задача, поставленная перед ребёнком, постепенно усложняется.
  2. Упражнения при аграмматической дислексии. Специалисты решают эту проблему с помощью составления с ребёнком сначала небольших, а затем и более длинных предложений. Это помогает ему научиться изменять слова по числам, родам, а также по падежам.
  3. Упражнения при мнестической дислексии. Логопед использует в своей работе при данном виде болезни предметы, которые максимально похожи на букву. При этом модель может издавать различные звуки, которые помогут ребёнку понять, какая именно буква имеется ввиду.
  4. Упражнения при оптической дислексии. Здесь логопед ставит перед ребёнком задачу найти необходимую букву. Она может прятаться в рисунке, ее необходимо дорисовать или дописать. Также используется лепка из пластилина, составление букв из счётных палочек.
  5. Упражнения при семантической дислексии. Задача, которая стоит перед логопедом в этой ситуации, - помочь ребёнку понимать, какое значение несёт то или иное слово. Кроме того, необходимо добиться того, чтобы школьник понимал смысл прочитанного текста. Понимание его производится за счёт картинок или каких-либо вопросов по нему.

Большой перечень видов имеет заболевание. Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения тесно связаны с этими видами. Ведь благодаря им, специалисты знают, какие именно методы нужно использовать.

Коррекция дисграфии и дислексии младших школьников: упражнения

Итак, пришло время поговорить об упражнениях, которые помогают в борьбе с дислексией. Они эффективны, и, если заниматься ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов:

  1. Скороговорки. Да, произношение их очень помогает ребёнку. Дело в том, что сами по себе скороговорки - это последовательность схожих по звучанию слов. Благодаря этому ребёнок может почувствовать разницу. Также можно пробовать чтение слов в обратном порядке.
  2. Проговаривание различных звуков. Родители должны объяснить ребёнку, что он должен проговаривать сначала согласные, а потом гласные звуки в абсолютно любом порядке. Причём делать это необходимо на выдохе. Через некоторое время необходимо смешивать гласные и согласные звуки.
  3. Гимнастика для артикуляции. Производятся различные дыхательные упражнения. Они являются разминкой перед коррекцией дислексии.
  4. Резиновый мячик. Здесь необходимо учить ребёнка читать по слогам. Мячик нужен для того, чтобы, когда ребёнок произносил слог, он сжимал его всеми пальцами.
  5. Упражнение "Буксир". Смысл его заключается в том, что кто-то из родителей должен вместе с ребёнком читать текст. Сначала малыш и взрослый читают вместе вслух, а потом каждый про себя. Важно помнить, что родители должны подстраиваться под ребёнка, т.к. он может не успевать за взрослым.
  6. Последнее упражнение - многократное чтение текста. Ребёнку даётся отрывок, и в течение минуты он его читает. Когда проходит минута, ставится отметка на том месте, где остановился ребёнок. Затем, спустя небольшой промежуток времени, он должен снова прочитать тот же самый кусок. Родители, в свою очередь, должны следить за динамикой чтения, за тем, больше или меньше в этот раз понял малыш. Важно помнить, что читать текст нужно много раз за день, но с перерывами.

Эти упражнения можно и нужно выполнять у себя дома каждый день. Мгновенного результата не будет, но улучшения в развитии со временем будут проявляться всё в большой степени.

Итог

Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения для борьбы с ней широко практикуются в различных странах мира. К сожалению, в России специальных учреждений довольно мало.

Цены на услуги логопеда сравнительно невысокие. Поэтому лечить ребёнка можно и нужно в России. Результат будет и закрепится он навсегда. Благодаря специальным упражнениям, активность ребёнка вырастет, а также улучшится его успеваемость в школе. Дислексия - это болезнь, которую можно вылечить.

Понятие «дислексия» не знакомо обычному человеку, поэтому столкнувшись с ним, многие родители впадают в панику. Услышать такой диагноз могут даже те семьи, которые до поступления ребенка в школу активно занимались его развитием. Внешне совершенно здоровый малыш, который способен наизусть выучить огромное стихотворение, нарисовать красивую картинку и показать гимнастический трюк, может обладать этим специфическим недугом. Родителям важно как можно скорее принять меры по коррекции дислексии.

Дислексия и ее причины

Дислексия – это неврологическое нарушение или расстройство психики, при котором какая-то структура коры мозга блокирует работу анализатора, выражающееся в нарушении общей обучаемости и правильном восприятии цифр, знаков и букв. Различают несколько видов патологии: фонематическую, аграмматическую, оптическую, мнестическую или семантическую.

Нарушение обнаруживается в подготовительной группе детского сада или в первом классе школы, когда ребенок пытается научиться читать и писать. До 1887 года таких детей считали необучаемыми, однако врач Рудольф Берлин исследовал эту проблему и отметил, что дети с таким расстройством могут иметь высокий коэффициент интеллекта и незаурядные способности.


Дислексия обнаруживается у 4,7 % детей, поступающих в школу. Чаще нарушение встречается у мальчиков, а также у детей, пользующихся левой рукой для письма и имеющих правополушарный тип мышления.

Врожденные факторы формирования дислексии

Ученые сходятся во мнении, что нарушение зачастую является врожденным, чему способствуют следующие причины:

Причины приобретенной дислексии

В редких случаях утрата навыка правильного восприятия знаков, букв и цифр приобретается после рождения. Проблема может появиться из-за неправильного функционирования отдельного участка мозга, спровоцированного некоторыми причинами:


Механизм дислексии

Навык чтения и письма как психофизиологический процесс возможен за счет слаженной работы таких анализаторов мозга, как зрительный, речеслуховой и речедвигательный. Человеческий мозг, в процессе чтения, проходит через несколько этапов:

  1. воспринимает буквы, узнает их и различает;
  2. соотносит их с соответствующими звуками;
  3. складывает звуки в слоги;
  4. объединяет слоги в слова, а их затем в предложения;
  5. понимает и осознает прочитанное.

При дислексии наблюдается нарушение механизма восприятия или полная невозможность выполнить какой-либо этап из-за частного недоразвития психических функций, обеспечивающих нормальный процесс чтения.

Ребенок не может воспроизвести только что прочитанную информацию, при чтении путает звуки, переставляя их местами.

Классификация: разновидности дислексии и сопровождающие их симптомы

Специалисты выделяют несколько видов такой патологии как дислексия. Родителям необходимо знать и понимать особенности каждого из них, потому что они обладают специфическими признаками, требующими разной диагностики:

Диагностика дислексии

На раннем этапе развития ребенка уже можно самостоятельно диагностировать проявления (особенно фонематическую и мнестическую форму), свидетельствующие о возможной предрасположенности к данной патологии. Наблюдательные родители должны обратить внимание на следующие симптомы, проявляющиеся в 5-6 лет, чтобы вовремя обратиться к специалистам для дальнейшей проверки и коррекции:

  • позднее начало говорения;
  • невнимательность и нежелание читать самостоятельно вслух;
  • путаница с определением верх - низ, право – лево;
  • нарушение координации и мелкой моторики;
  • неуклюжий способ удержания ручки или карандаша;
  • плохая память и медленно пополняемый словарный запас;
  • замена слов и букв при пересказе просмотренного мультфильма и услышанного рассказа.

Заметив какие-либо симптомы нужно обращаться к логопеду, который соберет подробную характеристику и проведет тестирование по методу советского врача А. Н. Корнеева. Специалист попросит ребенка совершить несколько действий: перечислить дни недели и времена года, скопировать предложенные жесты (например, хлопнуть, сжать кулак, помахать рукой), повторить какие-либо логические цепочки, повторить сложно произносимые слова, образовать форму множественного числа для предложенного существительного и прилагательного.

Дополнительно ребенок должен посетить отоларинголога, окулиста и психоневролога на выявление проблем со зрением, слухом и уровнем умственного развития. Генетическая предрасположенность выявляется при помощи анализа гена DCDC2.

Методы коррекции

Дислексия – это заболевание, которое может быть полностью излечено при своевременном обращении к специалистам (до 10-летнего возраста), адекватном и тщательном соблюдении всех необходимых условий. Каждый подвид патологии можно лечить специальными упражнениями в соответствии с проявлением свойственных ему симптомов, медленно и трудно, однако улучшение будет в любом случае.

Современная медицина предлагает несколько методик, помогающих решить проблему дислексии у малыша:

Упражнения

Справиться с проблемой будет легче, если заранее начать лечение, профилактику и выполнение несложных игровых приемов в домашних условиях.

Специалистами разработано множество заданий, помогающих не только справиться с проявлениями недуга, но и развить мышление малыша дошкольного возраста:

Прогноз и меры профилактики

Родителям не нужно бояться и впадать в панику, когда врач говорит, что у ребенка есть проблемы, независимо от вида диагностированной патологии. Малыш может при этом проявлять незаурядные способности в музыке, рисовании, биологии и других сферах научного знания. Ему необходимо лишь помочь преодолеть трудности с чтением и письмом, которые при упорной коррекции и применении методик избавления от дислексии, не мешают счастливо проживать жизнь.

Внимательные родители, которые беспокоятся за успешность своего ребенка в школьной и взрослой жизни, с самого рождения будут развивать мелкую и крупную моторику, предлагать различные игры на преодоление симптоматики и ошибок, улучшение памяти, внимания и зрительно-пространственной функции. С самого раннего детства не нужно лишать малыша общения с родителями, сверстниками и просто окружающими людьми. Родители должны стараться правильно разговаривать дома, исключая сорные слова и нецензурную брань.

На мыслительные способности детей негативно влияет слишком частое «общение» с электронными гаджетами и компьютером. Необходимо ограничить пребывание дошкольника возле монитора до 30 минут или одного часа в день.

Дислексия - это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.

Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректирующие упражнения и обучающие методики. Педагоги и родители должны овладеть всеми этими методами и применять их на уроках и в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК

НЕЙРО – ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО

ПРОГРАММИРОВАНИЯ В РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Учитель – логопед:

Гридина Ю.А.

В настоящий момент ещё рано говорить о чёткой системе использования техник НЛП в отечественной педагогике, но использование элементов этой техники на уроках возможно и реально. Учитывая нейролингвистические характеристики детей, учителю важно излагать материал на доступном детям языке с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Для этого учителю необходимо научиться варьировать изложение материала во всех трёх модальностях. Это не только помогает опираться на развитую модальность ребёнка, но и научит использовать менее развитые модальности в процессе обучения.

Обучая детей, необходимо давать информацию по нескольким каналам восприятия, учить многосенсорно . Многосенсорное восприятие информации на уроке помогает учащимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия. Кроме того, многосенсорное обучение развивает другие сенсорные каналы учеников.

Работая с учеником – визуалистом , используйте слова, описываю-щие цвет, размер, форму, местоположение, выделяйте цветом раз-личные пункты или аспекты содержания. Записывайте действия, используйте схемы, таблицы, наглядные пособия.

Работая с учеником – аудистом , используйте вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражайте телом ритм речи.

Работая с учеником – кинестетиком , используйте жесты, прикос-новения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов. Помните, что кинестетически обучаются посредством мышечной памяти. Позволяйте им играть роль различных частей из вашей информации.

Если серьёзно анализировать результаты обучения, то особое внимание нужно обратить на процесс памяти.

Ученик с аудиальной памятью использует свой мозг в качестве магнитофона. Получив вопрос, он выбирает кассету с ответом и прокручивает всю информацию, пока не получит ответ.

Ученик с визуальной памятью способен «видеть слова глазами мозга». Визуализация информации – основной ключ к академическому успеху.

Ученик с кинестетической памятью способен запоминать через двигательную активность.

Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика. Например, нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идёт более прочное запоминание материала. Визуалисту необхо-димо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Аудисту нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения задания издаёт звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием.

Замечания ученику необходимо также делать на его языке: визуалисту – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему; аудисту – сказать шёпотом: «Ш - ш – ш»,

В качестве примера возможного использования знаний о внутренних стратегиях человека опишем технику НЛП «Стратегия грамотного письма (спеллинг)».

В её основе лежит явление так называемой «врождённой грамот-ности», которая помогает людям, обладающей ею, безошибочно писать, не обращаясь к существующим правилам грамматики. Эти люди владеют особой стратегией, позволяющей не делать ошибок: запоминают слова в виде зрительных образов (ведущая система – зрительная модальность).

Данной стратегии можно обучить ребёнка. Причём эффективность обучения намного выше, чем при заучивании правил грамматики. Стратегия действует автоматически, на неосознаваемом уровне.

Суть методики состоит в том, что обучающемуся человеку предъявляются для запоминания эталоны слов на карточках, чтобы потом их узнать.

НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ.

Правополушарные

Левополушарные

визуалисты

кинестетики

Аудисты

Используют слова:

смотреть, видеть,

наблюдать, картина,

ясный и т.д.

Используют слова:

хватать, чувствовать,

придерживаться,

трогать и т.д.

Используют слова:

слушать, ритм, звуки,

подобные речи и т.д.

Основные движения

вокруг глаз, мигание,

прищуривание, нахму-енные брови и т. д.

Основные движения от шеи и ниже.

Основные движения вокруг рта и ушей

Наблюдательны. Ориентированы на внешний вид. С трудом запоминают словесные инструк-ции. Запоминают образами. Меньше отвлекаются на шум. Испытывают замешательство, читая слова, которые раньше не видели.

При общении стоят близко, касаясь людей. Много движений. Раннее физическое разви-тие. Высокая коор-динация движений. Обучаются, делая.

При чтении водят пальцем по строчке. Помнят общее впечатление. Сильная интуиция.

Разговаривают сами с собой. Говорят ритмически. Легко отвлекаются на шум. Предпочитают счёт и письмо. Легко осваивают языки. Обучаются, слушая. Хорошо читают новые слова. Разговорчивы. Любят дискуссии.

В чтении сильны, успешны, скоры. Помнят то, что видели. Живая образная фантазия.

Слабы в деталях. Лаконичны, используют сильные слова и движения. Много жестикулируют.

Легко повторяют услышанное. Шевелят губами, проговаривая слова при чтении.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНИКА НЛП

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ».

ЦЕЛЬ:

Снятие эмоционального напряжения. Улучшение работоспособности. Развитие межполушарных связей. Развитие внимания, мышления.

ИНСТРУКЦИЯ:

Верхняя буква каждой строчки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками: Л – млевая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднимаются вверх.

Упражнение выполняется в последоватеьности от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П П Л В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

ПОРТФОЛИО

УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

МОУ ГИМНАЗИИ № 9

Г. СТАВРОПОЛЯ

ГРИДИНОЙ

ЮЛИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ.

Предварительный просмотр:

Дислексия - это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании. Коэффициент интеллекта этих людей нормальный, и этим это нарушение отличается, например, от поражения головного мозга, при котором у людей коэффициент интеллекта низкий.

Дислексия обычно не диагностируется. Нарушение имеет разнообразные формы: от неспособности различать, например, числа 6 и 9 до более тяжелой формы, при которой путаются буквы и числа, например Е и 3. Речь таких людей нормальна, но написанные слова или буквы могут быть переставлены.

Сама по себе дислексия не представляет проблемы, но ее социальные последствия могут быть довольно серьезны. Ребенок может оказаться под градом насмешек в классе, или у него может развиться ненависть к буквам и числам. Это не только влияет на успеваемость ребенка, но и может привести к социальному отчуждению и невозможности завести друзей. По этой причине ребенок может отказываться овладевать любыми физическими навыками, что еще больше развивает у него чувство неполноценности.

Родители, которые обнаружили, что их ребенок слишком застенчив, замкнут, не желает участвовать в групповых мероприятиях, боится школы или избегает читать и считать, должны немедленно поставить вопрос о возможной дислексии. Такие дети очень хорошо умеют приспосабливаться и часто находят защитные механизмы, например, становятся неуправляемыми в школе. По этой причине дигноз дислексии может быть поставлен, когда ребенок уже вырос. Я говорю об этом потому, что никогда не поздно использовать доступные методы лечения и иметь значительный успех в преодолении этой проблемы.

Недостаток определенных питательных веществ может вызывать или усугублять состояние дислексии. Используйте поливитамины, в которых есть больше цинка, лецитина и аминокислот, которые участвуют в передаче нервных импульсов, и больше всего остерегайтесь обезвоживания.

Любой ребенок, который неохотно обучается буквам и числам, очень стеснителен, необщителен, имеет плохую успеваемость в школе, должен быть обследован по поводу дислексии. Если все эти характерные особенности сочетаются с неловкостью - это еще одна причина, чтобы заподозрить диагноз дислексии.

Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректирующие упражнения и обучающие методики. Родители также должны овладеть всеми этими методами и применять их в домашних условиях.

Дислексика достаточно легко опознать среди других школьников!

Дислексик открыто проявляет себя в письме и чтении через наличие специфических ошибок и проблемы с почерком. Чтобы выявить дислексика или школьника с дисграфией, достаточно посмотреть школьную тетрадь ученика. А анализ ошибок, что допускает школьник в чтении и письме, позволит определить специфику проявленности дислексии у школьника.

Упражнения:

1. Работа с мячиком.

Купить резиновый мячик с шипами.

Чтение слов по слогам, при каждом слоге – сжимаем мяч всеми пальцами, следим за безымянным и мизинцем – это очень важно!!! Эти пальцы не развиты!!!

Усложнение – перекладываем с одной руки в другую.

3. Артикуляционная гимнастика.

а) разминка

Вдох носом, выдох через рот;

Вдох, задержка дыхания, выдох;

Вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

4. Тренировочные упражнения для отработки навыка и техники чтения.

“Буксир-1”.

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

“Буксир-2”

заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение.

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки.

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

“Бросок – засечка”.

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”.

Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение “Спринт”.

Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Устройте «Радиоспектакль».

Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

* Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

* Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

* Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя). Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.

“Губы”.

При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде - “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!

Основная цель следующей группы упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказывается на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.

Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:

1.Исправь ошибки.

Бьётся как рыба о мёд.

Лентяй да шалопай - два родных врата.

Рог до ушей - хоть завязки пришей.

На безрыбье и бак - рыба.

Под лежачий камень мода не течёт.

Купить кита в мешке.

2. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:

Ли-са-ды-ра-ки-ты

ла-па-ра-но-ша-лун.

3.Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.

ФЫВАИВАНГОР _________

САШАИТЮБЬЛТ _____________

ОНМАКНГТАНЯ _________________

Среди букв спрятались названия зверей. Найди и подчеркни.

ФЫВАПРЕНОТМ

ЯЧСМЕДВЕДЬ

ЭЖДВОРОНАПА

КЕНРОМЫШИ

3.Прочитай слова и найди среди них такие, которые можно читать наоборот.

РЕКА, КАЗАК, СУМКА,

РЮКЗАК, ШАЛАШ, БЕРЁЗА.

4. Вычеркни буквы, которые повторяются дважды. Что написано?

ТЮИГЮФРЖЯДЫШЧМЫКБЭМЗ ВЯЗЛЧАЭЕДСОПКАЖЭБОУШП


Она заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

1. Меры по предупреждению анте- и перинатальной па­тологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюде­ния за беременными и профилактика осложнений беремен­ности, предупреждение родового травматизма, инфицирова­ния плода и новорожденного и т. п.

2. Меры по снижению соматической и инфекционной за­болеваемости детей в первые годы жизни.

3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перина­тальной церебральной патологии.

4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2 лет) является достаточным осно­ванием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка являются бе­зусловным показанием для проведения курса логопедичес­кой и медико-педагогической коррекции.

5. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.

6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика дислексии

Ее основа заключается в раннем выявлении предрасполо­женности к этому нарушению и проведении комплекса пре­дупредительных мер. Для предупреждения нарушений чте­ния рекомендуется следующее:

1. Формирование функционального базиса навыков чте­ния. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду для детей с задержками психического развития.

2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков одновременно с преимущественно аналитическим навыком - письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму - позже, в школе. Наш опыт подобной работы свидетельствует, что обучение чтению детей с недоразвитием речи (как одну из групп риска) мож­но начинать с 5 лет 1 .

1 Разработка и апробация методики раннего обучения чтению детей с недоразвитием речи проводились при участии логопеда детского сада № 3 г. Кировска Ленинградской области С. Г. Третьяковой.

Первый год из двухлетнего курса обучения (в старшей и подготовительной группах речевого детского сада) обычно уходит на формирование функционального базиса чтения. Методика этой работы в основном совпадает с той, которая была рекомендована нами выше для коррекции нарушений у школьников. К концу первого года обучения дети должны владеть анализом звуковой стороны речи: делить фразы на слова, слова - на слоги, выделять звук на фоне слова и оп­ределять его место. Важно развивать способность к устно­му синтезу слова из слогов (например, в игре «Магнито­фон»). Этот вид упражнений включается в занятия на протяжении всех двух лет обучения. Дети должны научиться воспроизводить и различать пространственные и временные последовательности из 3-4 фигур, предметов, слов, слогов и т. п.

На втором году обучения детей знакомят с буквами. В со­ответствии с разработанной нами экспериментальной про­граммой дети вначале усваивают гласные буквы: А, У, О, И, Е, Ы. Большинство детей с недоразвитием речи за 2 месяца усваивают все перечисленные буквы. Карточки с их изобра­жением активно используются в упражнениях на выделение звука на фоне слова для обозначения этого звука. В отличие от бытующего мнения о трудности усвоения йотированных гласных букв мы не встречали у дошкольников подобных затруднений при знакомстве с буквой Е.

Учитывая, что дети с недоразвитием речи слабо владеют отвлеченными теоретическими понятиями, целесообразно избегать в преподавании теоретических аспектов звуко-буквенных соотношений. Лучше опустить, например, объясне­ния того, что буква Е обозначает два звука - ЙЭ. В ходе по­следующей демонстрации чтения прямых и обратных слогов дети практически овладевают правилами чтения буквы Е в слогах, например ЛЕ и ЕЛ, хотя объяснить этого еще не уме­ют. В 1-м классе в соответствии с программой они получат и соответствующие теоретические знания. Усвоив столько глас­ных, дети в дальнейшем с каждой пройденной согласной мо­гут читать разнообразный набор слогов и больший набор слов.

Обычно на третьем месяце второго года обучения можно приступать к освоению согласных. Мы рекомендуем такую их последовательность: Л, В, К, П, Н, Р, М, С, Т, Д... Основа­нием для этого методического подхода являются следующие соображения. Данная последовательность согласных при­мерно соответствует их частотности, подсчитанной нами в дву- и трехсложных словах (существительных и глаголах), которые составляют большинство текстов, предлагаемых детям в букварный период. Основным недостатком традици­онной последовательности изучения букв 1 является невоз­можность чтения предложений до тех пор, пока не будет изучена значительная часть согласных (в букваре - после усво­ения 5 согласных). Это резко обедняет материал для чтения, насыщает его бессмысленными, не свойственными живой речи оборотами типа «У Лары шары» и «У Муры лапы». Со­здается дефицит глаголов в подобных материалах. Предла­гаемая нами последовательность освоения согласных позво­ляет читать предложения уже после овладения первой из них. При этом подлежащее и сказуемое обозначены слова­ми, а дополнение - картинкой (например: «Алла ела...», «Алла лила...»). Освоение чтения на примере полноценных по составу и осмысленных предложений облегчает овладе­ние навыком. Для ребенка это не самоцель, а средство овла­деть смыслом читаемого.

1 В массовой школе: А, У, М, Р, Ш, П, Ы, Л, И, С, О, К, X, Т...; в рече­вой школе: А, У, М, X, О, С, П, К, В, Т, Н, Ы, 3, Л, И...

В процессе обучения используются слоговые таблицы (по методу «Называние - поиск -- прочтение»), приведенные выше. При усвоении каждой очередной согласной параллель­но отрабатывается чтение всех вариантов слогов - прямых и обратных, мягких и твердых, например: Л А, АЛ, ЛИ, ЛЫ, ЛЕ, ИЛ и т. п.

Для облегчения детям выделения слога в напечатанном слове используется цветовая маркировка слогов. <...>

Уместно использовать такие игры, как «Словесно-картиночное домино» и «Словесное лото». В первой из названных игр ребенок подбирает карточку со словом к картинке, кото­рой оканчивается уже выложенный ряд (или наоборот). Кар­точки домино изготавливаются с набором картинок и слов, доступных для чтения на данном этапе обучения. По мере продвижения по программе ассортимент слов и картинок расширяется. При игре в «Лото» ведущий называет слово, а игроки закрывают фишками (или карточками с напечатан­ным словом) такое же слово на своей игровой доске.

Удобна для формирования осмысленного чтения игра в «Почту». Получив «письмо», ребенок должен выполнить то задание, которое в нем описано.

Апробация экспериментальной методики обучения чте­нию (краткое описание которой мы привели) на дошкольни­ках группы риска подтвердила ее практическую пригод­ность. В результате двухлетнего обучения в речевой группе детского сада удалось сформировать у детей стабильный на­вык слогового чтения. Впоследствии ни у одного из них (за исключением нескольких детей со сниженным интеллектом) при обучении в массовой школе не возникало трудностей в чтении. Средние показатели успеваемости по чтению в 1-м классе у них не отличались от здоровых сверстников. У де­тей из параллельной речевой группы, не проходивших экс­периментального обучения, соответствующая успеваемость была в среднем хуже и отмечались случаи дислексии.

Профилактика дислексии и дисграфии

(практические приемы)

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения чтения и письма. Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Первичная профилактика дислексии и дисграфии заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

Охрана здоровья беременных, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода новорожденного;

Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей впервые годы жизни;

Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии;

Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей;

Индивидуальная помощь детям, сменившим язык обучения.

К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения. Хочется еще раз подчеркнуть исключительную важность возможно более раннего выявления предпосылок дисграфии и дислексии у дошкольников. Весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое сформировавшееся звено является базой для полноценного формирования последующего.

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии аномального ребёнка. Значимость проблемы профилактики дисграфии и дислексии обусловлена тем, что у детей с общим недоразвитием речи выявляются определённые особенности формирования речевых и не речевых функций и процессов, связанных с овладением письмом и чтением. В логопедии: "частичное нарушение расстройства письма, проявляющееся в стойких ошибках на письме" обусловленных недоразвитием высших психических функций". Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании. Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения. Исследователи применили принцип поуровневого анализа специфических ошибок - для удобства их систематизации, как в целях их детального исследования, так и в целях лучшей организации коррекционного воздействия. Это позволило выделить три группы специфических ошибок:

Ошибки на уровне буквы и слова;

Ошибки на уровне слова;

Ошибки на уровне предложения (словосочетания).

Принципы логопедического воздействия

При разработке и проведении профилактической работы с детьми, имеющими ОНР, за основу были положены следующие принципы:

1. Принцип комплексности реализовывался путем осуществления коррекционной работы направленной на весь комплекс речевых и не речевых симптомов, выявленных у детей с ОНР.

2. Принцип системности предполагает воздействие на речь как на единую систему речи, на компоненты:

3. Онтогенетический - последовательность логопедической работы определяется появлением тех или иных форм в гипотезе.

4. Патогенетический - в основе всех нарушений определяется механизм, нарушение какой-то психической функции.

5. Принцип учета поэтапности формирования умственных действий.

Одним из условий нормального протекания процесса овладения письмом является сформированность комплекса речевых и не речевых психических функций и процессов. Профилактическая работа должна строиться с учетом выявленных индивидуально-психологических особенностей, присущих дошкольникам перед поступлением в школу.

Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей с ОНР:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь"), пробы Хеда, рядоговорения.

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)

9. Расширение "поля зрения " ребенка.

10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Игры и упражнения по профилактике дисграфии и дислексии

1. Предупреждение ошибок письма на уровни буквы

- Игра «Волшебная буква»

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами.

Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась". Обведение букв по трафарету, шаблону, вкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой. Эти задания помогают, как следует запомнить образ буквы.

- Игра «На что похожа буква?»

А - антенна, телеграфный столб, стремянка; У - уши, сучок, вешалка.

- Упражнение «Демонстрация букв в разном положении»

- Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

- Поиск букв, наложенных друг на друга

Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

- Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина, конец.

- Реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

- Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).

- Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д. Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.

- Придумываем слова с данным слогом : УМный, УМник, УМница.

- Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?

Увидели - МУ. Вспомним слова с этим словом:

МУка, МУха, МУзей, МУсор - в начале слова.

эМУ, почеМУ, панаМУ (взял) - в конце слова.

заМУтить, заМУчить, приМУла - в середине слова.

3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

Вначале необходимо дать понятие "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги, состоят из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".

Составляем предложения, используя картинки, между которыми буква "а" (противительный союз). Например: Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку. Например: Морковь - овощ, а яблоко - фрукт.

- Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

- Игра "Слово рассыпалось". Составление из данных букв слова. Например: М. Т. С. О - мост; Ы, 3, Б, У - зубы.

- Игра "Потерялась буква". Например, даются следующие сочетания: ДУ. Д. М Какое получится слово, если вставить буквы? ДУ. - дуб, дух, душ; Д. М - дым, дом, дам, дум.

- Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного слова придумать другие слова. Например, сироп: соль - сахар; ирис - игра; рак - роль; озеро - ослик; парк - пыль.

4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

- Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи? Например: яблоко (какое?) - сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное; след (чей?) - заячий, волчий, лисий, и т.д.

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например: теплый - день, вечер, пирог, чай, свитер,...теплая - погода, кофта, весна, рука,...теплое - молоко, платье, письмо, озеро,...

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например: зеленый лист, зеленое платье, зеленые лужайки.

г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например: кофта - красн..., син...; туфли - красн..., син...

д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа "Помоги Незнайке исправить ошибку". Например: длинная вечер (длинный), черный крылья (черные).

- Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например: Что можно сделать с яблоком? Сорвать яблоко - купить, съесть, помыть, разделить, сварить, запечь, нарисовать, и т.п.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например: Прийти к... (дому, отцу, решению); уйти от... (дедушки, дома, проблемы).

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например: Женя упал - Женя упала; Саша ушел - Саша ушла; яблоня цветет - яблони цветут. Это задание нужно проводить, используя картинки.

- Сочетание существительных с числительными.

Необходимо учить детей, верно, согласовывать числительные 1,2,5 с существительными: один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят; одна курица, две курицы, пять куриц; одно яйцо, два яйца, пять яиц. При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки". Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов", “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона".

Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами, и ставится такое условие: в начале у Саши всех предметов будет по одному, у Сережи - по два, а у Ани - по пять. Затем они меняются карточками между собой.

5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.

- Составление предложений по схемам:

Зима. ______ ______. Наступила зима.

Наступила холодная зима.

Наступила холодная вьюжная зима.

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям. Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

а) Пропуск предлогов: Мы гуляли... лесу. Кошка сидит... окне.

б) Пропуск существительных: Яблоки растут на...

в) Пропуск прилагательных: Летом листья клена зеленые, а осенью...

г) Пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь... (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь... (близко).

д) Пропуск глаголов: Саша... машину. Папа... из машины.

- Выделение границ предложений в тексте.

а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы: На улице льет дождь.

б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках. Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Цель: Учить слушать и слышать, различать и узнавать неречевые звуки.

Игра "Назови звуки, которые слышишь"

Логопед предлагает закрыть глаза и назвать звуки, которые слышаться в группе и за ней (голоса детей, пение птиц, гудок машин.)

Игра "Путешествие".

Занятие проводится с подгруппой детей. Логопед предлагает послушать и отгадать, что делают взрослые (нянечка моет посуду, дети в группе: садятся за столы, в музыкальном зале дети танцуют под музыку, повар готовит еду.) Логопед уточняет, какие звуки помогли отгадать, что делают за закрытой дверью взрослые и дети? (Стук посуды, струю текущей воды - эти звуки подсказали, что нянечка моет посуду. Дети ставят стульчики и садятся за столы - этот шум подсказывает, что дети будут заниматься и т.д.)

Игра " Отгадай" что я делаю?"

Дети сидят полукругом. Логопед за ширмой совершает различные действия с предметами, дети называют эти действия: рвет бумагу, переливает воду, играет на металлофоне, пересыпает крупу, стучит молотком, хлопает в ладоши. (Логопед поощряет детей, если они правильно называют действия логопеда с предметами).

Игра " Где звенит колокольчик?"

Дети встают в круг. Водящий закрывает глаза, дети передают колокольчик, логопед жестом показывает, кто должен позвонить. Ребенок идет на звук и показывает на того, у кого в руке колокольчик.

Игра " Кто живет у Саши в деревне?"

Логопед рассказывает, как Саша отдыхал летом в деревне у бабушки. Каждое утро Саша помогал бабушке кормить всех животных, которые были у бабушки. Давайте попробуем отгадать, кого кормил Саша каждое утро? Логопед включает магнитофон. Дети слушают голоса животных: му-му, ку-ка-ре-ку, гав-гав, мяу-мяу, бэ-э... бэ-э, хрю-хрю. Логопед предлагает назвать животных: корова, петух, собака, кошка, овечки, поросенок.

Игра "Назови животных"

Вспомним, какие животные жили у Саши? Послушайте еще раз голоса животных и запомните, кто издавал звук первым, вторым и т.д. После прослушивания предлагается на полотне расставить картинки в той последовательности, как животные издавали звуки.

Игра " Оркестр"

Логопед предлагает послушать музыкальное произведение. После прослушивания назвать инструмент, на котором исполнялось музыкальное произведение (пианино, скрипка, гитара. .)

2 вариант игры "Наш оркестр"

Логопед предлагает подойти к дверям музыкального зала и послушать "Наш оркестр". После прослушивания назвать инструменты, на которых играли дети (бубен, колокольчик, металлофон, пианино, ложки).

Цель: Учить детей различать одинаковые слова, звукосочетания, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра "Отгадай, кто позвал?"

Дети стоят в кругу, водящий в центре, закрыв глаза. Логопед жестом показывает того, кто должен назвать имя водящего. Водящий отгадывает.

Игра "Кто сказал мяу?"

Ребенок называет не имя, а издает звук, подражая котенку. Водящий отгадывает, кто из детей издает звук (мяу).

Игры "Отгадай, кто сказал слово"

Логопед за ширму приглашает 3-х детей, объясняет правила игры. Каждый ребенок поочередно громко произносит одно и тоже слово: "Мама". Дети отгадывают имена детей, сказавших это олово.

Игра "Как сказать правильно?"

Незнайка принес вам новые игрушки и хочет их (вносится большая коробка). Как вы думаете, какие игрушки в коробке? (спросить 5-6 человек). Незнайка: я покажу вам игрушки: это кукла (показывает куклу). Это тукла, мукла, жукла. Логопед: дети. Незнайка запутался, как правильно сказать - это кукла. Незнайка: я постараюсь, скажу правильно - это мушка, ношка, мешка (показывает мишку). Это? Дети: мишка.

2 вариант игры "Слушай и поправляй"

Логопед: Незнайка, ты совсем запутался, потому что торопишься, учись слушать и думать. Посмотри, как дети умеют слушать. Я буду говорить слова, а дети, если я неправильно назову слово - хлопнут в ладоши и поправят меня. Вагон - вакон - факон - вагон - факон - вагом - вагоп - вагон. Какое слово я старалась сказать правильно? Дети: Вагон.

Игра " Какое слово я хотела сказать правильно?"

Логопед раздает картинки детям (шар, чашка, лента, кукла, флаг). Я буду произносить слова неправильно, догадайтесь, какое слово я хотела сказать, и покажите картинку, обозначающую предмет, который я хотела назвать.

Логопед: мар, кар, вар, кар, сар... Дети: шар (картинка, выставленная на полотне). Логопед: ташка, кашка, башка, башка... Дети: чашка.

Игра "Письмо от Незнайки "

Логопед: ребята, к нам пришло письмо. А написал письмо Незнайка. Давайте прочтем, что он нам написал. "Ребята, я научился писать и читать. У меня новая книска. Там много картинок. Тоска и татенок, собака и кенок, метух и турочка". Ребята, вы поняли, какие ошибки в письме? (Тоска и татенок - кошка и котенок, собака и кенок - собака и щенок, метух и турочка - петух и курочка). Логопед: у нас тоже есть такая книжка. Давайте, посмотрим картинки и назовем правильно животных.

Цель: Учить детей различать слова, близкие по звуковому составу,

Игра "Цепочка слов"

Логопед: я начну слово, а вы, заменяя первый звук на любой другой, назовите свое олово. Майка - сайка - зайка - чайка - лайка - Райка; чашка - кашка - Машка - Сашка.

Игра "Найди парные картинки"

Логопед: на полотне разные картинки, рассмотрите, их я покажу картинку и назову, а вы найдите на полотне картинки, которые по своему названию с той, которую я назвала.

сук - лук рак - мак, дом - сом, пар-шар.

Игра "Назовите лишнее слово"

Логопед: я буду называть слова, которые по своему звучанию очень похожи друг на друга, но одно слово лишнее. Попробуйте его услышать. Мак - рак - бак - сук (сук); кот - пот - рот - кит (кит); Лук - сук - мак - жук (мак); ком - сом - дом - лом - ром - лук (лук). Логопед: кто запомнил, какие слова были лишними? Логопед выставляет картинки (сук, кит, мак, лук).

2 вариант игры "Уберите лишнюю картинку"

На полотне картинки, по своему звучанию очень похожи, но одна картинка лишняя. Найдите ее и уберите. Мак - лак - рак - кот. Сом - дом - ком – мак.

Цель: Учить детей различать слоги.

Игра "Назовите, какой слог лишний"

Логопед: я буду называть слоги, слушайте и скажите, какой слог лишний?

На - но - на; ка - ко - ка; па - ба - па.

Игра " Телефон"

Дети сидят на стульчиках в один ряд. Логопед произносит слог на ухо ребенку и предлагает передать этот слог следующему ребенку и т.д. Логопед уточняет у каждого ребенка, какой слог он услышал? (Слоги: ПА КА ГА РА).

Цель: Учить детей различать фонемы.

Игра "Отгадай, какой звук я произнесла?"

Логопед: мы с вами учились различать разные звуки, по звукам отгадывали действия детей и взрослых, но есть звуки, которые помогают нам понимать друг друга. Эти звуки соединяются в слоги, а слоги - в слова. Попробуйте отгадать, какой звук я произнесу. Будьте очень внимательными. Звуки, которые я произнесу, вы не услышите, но если внимательно смотреть на положение губ, то сразу отгадаете. Логопед широко открывает рот и беззвучно произносит звук [А]. Как вы догадались? Логопед: какой звук вы бы услышали сейчас? (логопед вытягивает губы в положение трубочки). Дети: звук [О]. Логопед: губы в улыбке и мы слышим звук? Дети: [И].

Игра "Назови звук"

Логопед: к нам пришел в гости Незнайка. Он хочет поиграть с нами. Отгадайте, какие звуки "произносит" Незнайка. Дети по положению губ отгадывают гласные звуки. Незнайка вам в подарок принес символы гласных звуков, попробуйте отгадать какие звуки обозначают эти символы? [А У И О] У незнайки есть очень любимая песенка, когда у него хорошее настроение, но всегда ее поет. Давайте споем ее вместе: А О У И. Дети вместе с логопедом поют "песню". Усиливая и уменьшая силу голоса.

Игра "Посмотри и запомни"

Логопед предлагает посмотреть на полотно и назвать символы гласных звуком. Предлагает детям запомнить последовательность расположения символов гласных звуков. Водящий уходит за дверь - логопед убирает один из символов, ребенок называет, какой символ убрали.

2 вариант.

Логопед предлагает посмотреть и запомнить последовательность расположения символов. Затем на полоске расположить символы гласных звуков в той же последовательности, как на доске, но по памяти [У О И А].

Игра "Я назову слова, а вы покажите символы"

Логопед: я назову слова, а вы подумаете, с какого звука начинается каждое слово и покажете символ этого звука: автобус, альбом, астра - [А] ; утка, улитка, утюг [У] ; осы, ослик, обруч - [О] ; индюк, икра, иголки - [И]

2 вариант.

Логопед: я покажу символ гласного звука, а вы придумайте слова, которые начинаются с этого звука. Логопед показывает символ гласного звука - [А]. Дети придумывают слова. Логопед контролирует правильность выполнения задания. Поочередно показывает символы гласных звуков [О У И].

Игра "Волшебный кубик"

Логопед показывает кубик и спрашивает, чем он отличатся от тех кубиков, с которыми играют дети. Дети: на кубике нарисованы символы звуков. Логопед предлагает бросить кубик и придумать слова, которые начинаются с того звука, символ которого будет на кубике.

Игра "Рулетка"

Логопед предлагает поиграть в новую игру. На стрелочке цветные кружки - дети выбирают любой цвет и поочередно раскручивают рулетку. Каждый придумывает слово, которое начинается о того звука, символ которого показывает стрелка.

Примечание: Когда дети отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, логопед учит детей выделять заданный звук в середине, конце слова. По той же схеме дети учатся различать согласные звуки.

Цель: Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игра "Читаем слова"

Логопед: я вам расскажу историю одной девочки, которая заблудилась в лесу (логопед рассказывает). Какое маленькое слово мы кричим в лесу, чтобы найти друг друга? Дети: АУ! Логопед: давайте попробуем с помощью символов составить это слово. Какой первый звук в слове АУ? Дети: [А]. Логопед: а второй звук? Дети: [У]. Логопед: какое же слово мы составили с помощью символов? Дети: АУ. Логопед предлагает "погулять" в лесу. Дети упражняются в подаче голоса (ау. ау. ау).