"притяжательные прилагательные". Конспект фронтального занятия«Притяжательные прилагательные. Дикие животные Постановка цели занятия

Конспект занятия.

Притяжательные прилагательные «Угадай, чьи это хвосты»

    Закрепление представлений о диких и домашних животных.

    Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксами -й- (ий, ья, ье, ьи).

    Обогащение лексики синонимами и антонимами.

    Согласование в родительном падеже.

Оборудование:

Текст русской народной сказки «Хвосты». Предметные картинки животных с детёнышами: барсук с барсучатами…

Хвосты: лисий, беличий, волчий, заячий, коровий, кошачий, собачий, кроличий, барсучий, козий.

Магнитная доска, мнемотаблицы, контурные картинки для обведения и раскрашивания.

Ход занятия.

I Припомнить и назвать диких и домашних животных.

II Инсценировка русской народной сказки «Хвосты».

Действие I Игра «Кто, где и с кем живёт?» - закрепление сведений о

жилищах животных и упражнение в словообразовании (на столах у

логопеда и детей картинки с изображением животных с детёнышами).

Логопед первым открывает картинку и начинает игру: Я барсук и живу в барсучьей норе вместе с барсучихой и барсучатами.

Дети по очереди продолжают игру по данному логопедом образцу.

Действие II Игра «Чей хвост?» - упражнение в словообразовании.

Логопед: Жили звери, поживали… Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости!

Однажды по лесу прошёл слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких…

И побежали звери со всех сторон, понеслись, помчались во весь дух за хвостами (на фланелеграфе выставлены хвосты разных животных).

Дети бегут со своими картинками, каждый подбирает соответствующий хвост, оречевляя свои действия вслед за логопедом, и садятся на место.

Логопед (барсук): Я выбрал себе толстый пушистый и не очень большой, но очень красивый серый барсучий хвост.

III Игра «Наоборот»

IV Игра «Скажи иначе»

V Игра «Чей хвост лучше?»

VI Физкультминутка.

Изображение животных со стихами:

У лисицы острый нос (ребёнок показывает руками)

У неё пушистый хвост

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты!

Зайка по лесу скакал

Зайка корм себе искал

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки, ушки (ребёнок руками изображает ушки)

Медведь по лесу бродит

От дуба к дубу ходит

Находит в дуплах мёд

И в рот себе кладёт.

VII Беседа по содержанию отрывка из стихотворения К. Чуковского «Топтыгин и лиса»

Отчего ты плачешь, глупый ты медведь?

Как же мне медведю не плакать не реветь?

Бедный я несчастный сирота,

Я на свет родился без хвоста.

Даже у кудлатых, у глупых собачат

За спиной мохнатые хвостики торчат.

Даже озорные драные коты

Кверху задирают рванные хвосты.

Только я несчастный сирота

По лесу гуляю без хвоста,

Доктор, добрый доктор меня ты пожалей,

Хвостик поскорее бедному пришей!

Засмеялся добрый доктор Айболит

Глупому медведю доктор говорит:

Ладно, родной я готов.

У меня сколько хочешь хвостов.

Есть козлиные, есть лошадиные.

Я тебе, сирота, услужу:

Хоть четыре хвоста привяжу…

Логопед: Нужен ли медведю другой хвост?

Логопед кратко рассказывает, как печально закончилась история глупого мишки: он привязал себе яркий павлиний хвост, и его сразу поймали охотники.

VIII Разучивание по мнемотаблице стихотворения «Дикие животные»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листьев кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом

Всем тепло уютно в нём.

IX Обведение по контуру рисунка – изображения животного.

X Итог занятия.

Закрепление вне занятия.

    Рассказывать русскую народную сказку «Хвосты».

    Игра «Звери играют в прятки».

    Игра «Чья лапа, чей хвост, чьё ухо?»

    Игра «Чья шуба красивее, теплее»

    Раскрашивание картинки.


  1. Конспект спортивного праздника в подготовительной группе «Семейные Олимпийские игры»

    Конспект

    ... Тема : «Юные экологи» (подготовительная группа) Токмакова Л.А. Конспект занятия по... Молодцы, вы правильно угадали , что это Зимушка – зима, ... хвост ? Чьи уши? называй». Чей хвост ? Чьи уши у медведя? Дети отвечают, употребляя притяжательные прилагательные ...

  2. «Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром»

    Документ

    Фигурчатых перьев хвосты . Наблюдение... Октября. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ТЕМА : КОСМОС... образовании относительных и притяжательных прилагательных , в подборе... , мамина ….. Очки /чьи ?/ - дедушкины, бабушкины... этом же занятии дидактической игры «Петрушка, угадай ...

  3. Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенций учащихся в области русской словесности»

    Документ

    ... Конспекты ... прилагательных , зовём на помощь героя западного детектива КОПа (К – качественное, О – относительное, П – притяжательное ... занятий творческого объединения «Русская словесность» № п/п Тема занятия ... хвост ... Чьи ... это предупреждение. Надо лишь угадать ...

  4. Ольга Викторовна Горячевская
    Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Притяжательные прилагательные»

    Конспект занятия в подготовительной логопедической группе.

    Тема: Притяжательные прилагательные.

    Цели:

    Коррекционно-образовательные: совершенствование навыков словообразования, закрепление умения детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных;

    закрепление, уточнение и расширение знаний о диких животных.

    Коррекционно - развивающие: развитие внимания и памяти;

    развитие словесно-логического мышления

    Коррекционно-воспитательные: формирование интереса к живой природе;

    формирование доброжелательности, инициативности во время образовательной деятельности.

    Оборудование: предметные картинки диких животных, «лакомства», пособия к играм «Кто где живёт», «Накорми животных», «Чьи следы?», «Чудо животное».

    Ход:

    Организационный момент.

    Пальчиковая речевая игра "Здравствуй" (по стихотворению Т. Сикачёвой)

    Логопед: Я здороваюсь везде-

    Дома и на улице,

    Даже "Здравствуй" говорю

    Я соседской…

    Логопед и дети: . курице (Дети показывают "крылышки")

    Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)

    Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)

    Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают "ветерок")

    Здравствуй, маленький дубок! (Показывают "дубок")

    Здравствуй, Утро! (Жест вправо)

    Здравствуй, День! (Жест влево)

    Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)

    Ребята, как замечательно у нас с вами получилось! Понравилось вам здороваться стихами? (Ответы детей). А с кем мы ещё не поздоровались? (Ответы детей).

    1. Постановка цели занятия.

    Посмотрите внимательно и назовите, кто нарисован на этой картине? (Лиса, медведь)

    Назовите их одним или двумя словами. (Звери, дикие животные)

    Почему этих животных называют дикими? (Они живут в лесу, боятся человека, сами добывают себе еду и строят жилища)

    Сегодня мы вспомним и узнаем много интересного о диких животных.

    А ещё мы продолжим правильно отвечать на вопросы: Чей? Чья? Чьи?

    Вопросы слушайте внимательно

    И тогда ответите замечательно.

    Чей? Чья? Чьи?

    Ответы в рифму говори.

    Чья? – Лисья. Чей? – Заячий. Нужно чётко произносить конец названного слова.

    2. Дидактическая игра «Зоопарк».

    А сейчас мы поиграем в «Зоопарк». В зоопарке все звери сидят в клетках. Чья эта клетка? (Лисья)

    По аналогии дети называют притяжательными прилагательными клетки волка, белки, зайца, оленя, медведя, рыси, лося. - Между чьими клетками стоит лисья клетка? – Лисья клетка стоит между беличьей и волчьей.

    3. Дидактическая игра «Чья клетка пустая?»

    Закройте глаза, я выпущу из клетки одного из животных. Чья клетка пустая?

    4. Игра «Накорми животных».

    Но вот настало время обеда, всем животным принесли еду.

    Это морковь, трава, орехи, мясо, ягоды. Давайте правильно раздадим еду.

    Малина - это чья еда? – Медвежья.

    Орехи – беличья.

    Морковь – заячья.

    Мясо – волчья, лисья, рысья.

    Трава – оленья.

    5. – А теперь отправимся в лес.

    Физминутка «Автобус» (диск Е. Железновой «Аэробика для малышей» дорожка 1)

    6. Игра «Чьи следы?»

    Вот мы с вами и добрались до лесной полянки. Присмотритесь и прислушайтесь. Что вы слышите? Что вы видите? (Тут тихо. Стоят зелёные ёлочки. На снегу следы куда – то ведут.)

    В лесу идёт своя жизнь. Зимой в лесу холодно, голодно. Передвигаясь, звери оставляют на снегу следы. Вот это следы чьи? – Заячьи. Как вы догадались? Давайте проследим глазами, куда ведут эти следы. Что это? (Кустик) Как вы думаете, кустик – это чей дом? (Заячий). Посмотрите, здесь что-то есть. Что это? (Шишка) На шишке – запись. Это лес делится с нами своими секретами. (Почему зайца косым называют? – Глаза у него не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зверёк может видеть, что делается сбоку и даже сзади. Ни волк, ни лиса к нему незамеченными не подкрадутся).

    А эти следы чьи? – Беличьи (волчьи, лисьи, оленьи). Куда они ведут? (Это беличье дупло, волчье логово, медвежья берлога, лисья нора).

    Присядем на пенёчки, отдохнём, послушаем лес.

    Волк (вой волка в записи). Часто в лесу разносится тоскливый волчий вой. У каждого волка свой неповторимый голос, и по голосам они издалека узнают друг друга. Волки не просто воют на луну, жалуясь на голод и холод, нет, своим воем они передают сородичам важные послания о добыче, сообщают, что лесная территория уже занята их стаей. А у вожака волчьей стаи самый сильный и громкий голос. Все должны его слушаться!

    Белка ("цокает" белка - запись) У белки главная гордость – хвост! Украшает, согревает в ненастные дни, помогает ей при прыжках. Распушив хвост, словно парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку. Она управляет своим хвостом, словно рулём.

    Лиса - Почему на кончике хвоста у лисы мех белый? Когда в сумерках, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не даёт потеряться, сбиться с пути. Вот почему лисичка свой хвост бережёт.

    Медведь. Ходит он так тихо, что ни один сучок не треснет под ногами. Ещё в народе называют медведя «босоногим мужиком». Ступни у мишки голые, ими он чувствует каждый камешек, любой бугорок и подкрадываться может неслышно и незаметно. Хоть и кажется медведь неуклюжим, но он быстро бегает, может делать большие прыжки, ловко лазает по деревьям, хорошо плавает.

    Ребята, а почему нет медвежьих следов? (Зимой медведь спит.)

    7. – Займём свои места. Взяли в руки бинокли и смотрим по сторонам. Кто это?

    Дидактическая игра «Непонятное животное»

    Я смотры – глазам не верю:

    Что за птица, что за зверь?

    Дети: У этого животного лисий хвост, заячьи уши, медвежье туловище и т. д.

    8. –Лес нас отпустит, если мы сможем ответить на его вопросы.

    Игра с мячом «Назови части тела»

    Тот, кто получит мяч должен правильно назвать любую часть тела того животного, которого я назову. Например: лиса – лисий хвост, заяц – заячьи лапы и пр.

    9. Итог занятия, оценка деятельности детей.

    – Вот мы и в родной группе. Что нового вы узнали сегодня? Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны. Поэтому я с удовольствием вручаю вам подарок. Что это? Кто вам передал такой подарок? (Детям вручается корзинка с лесными орехами).

    Публикации по теме:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Два веселых гуся» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в 1 младшей группе № 2 "Два веселых гуся"Используемые.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «Звук [Б]» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ 1. Тема: Воспитание звуковой культуры речи. Звук [Б]. 2. База.

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе Тема: «И знает каждый с малых лет, подарка лучше книги нет». Занятие в рамках проекта «Книги и библиотеки» Программное содержание: Продолжать.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Осень» Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: Осень Направление: речевое Задачи: грамматически правильно строить речь; развивать.

    Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «В гости к Красной Шапочке» 1. Пояснительная записка 1.1 Актуальность Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно.

    Конспект организации образовательной деятельности по речевому развитию Этапы непосредственно-образовательной деятельности Содержание этапов 1. Целеполагание. - Форма ОД: НОД-взаимообучения -Образовательная область:.

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию детей с использованием мнемотаблиц на тему: «Посылка.

    Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 5–7 лет «Сад - огород» Тема: «Сад - огород» 1. Коррекционно – образовательные: – уточнить словарный запас по теме «Сад-огород» ; – закрепить умения выделять первый.

    Раксеева О.В., учитель-логопед, г.Ухта.

    • Цель: закрепить навык практического употребления в речи притяжательных
      прилагательных, согласовывая их с существительным.
    • Задачи:
  5. активизировать и уточнить словарь по темам: “Домашние животные”, “Дикие животные”,
    “Зимующие птицы”, “Перелётные птицы”;
  6. Закреплять умение детей строить словосочетания с заданным словом;

    • автоматизировать звуки, в самостоятельной и произвольной речи;
  7. воспитывать у детей дружелюбное отношение к своим сверстникам, развивать умение сотрудничать друг с другом;
  8. развивать память, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление;
  9. Ход занятия

    /. Организационный этап

    Дети стоят в кругу. Логопед подходит к каждому ребёнку с веером картинок и предлагает выбрать одну картинку. Далее логопед даёт установку, на то, что дети должны назвать животного или птицу, изображённую на картинке и запомнить картинку до конца занятия. Логопед называет только обобщающее слово (домашние животные, птицы, дикие животные). Дети должны поднять соответствующую картинку и назвать её. Например: У меня лось. Лось дикое животное и т.д. Затем дети отдают свои картинки логопеду и занимают свои места за столами.

    //. Обучающий этап

    На доске с правой стороны выставляются картинки с изображением животных и птиц, а с левой - недостающие детали.

    Логопед обращает внимание детей на то, как по-разному называют части тела у разных животных и птиц. Даются соответствующие образцы. Например:

    • Это хвост коровы, он чей? - Это коровий хвост.
    • Это хвост лисы, он чей? - Это лисий хвост.
    • Это хвост белки, он чей? - Это беличий хвост.
    • Это хвост медведя, он чей? - Это медвежий хвост. И т.д.

    Дети хором и индивидуально повторяют предложения: “Это медвежий хвост” и т. д. Аналогично проговариваются названия других частей тела, животных и птиц: Логопед интонационно подчеркивает связь между вопросами Чей? Чье? и прилагательными мужского и женского рода.

    ///. Физминутка

    IV. Этап закрепления

    Логопед сообщает, что к нам в гости на занятие должна была прийти кошка, но она приходилараньше времени и оставила для нас конверт с заданиями. Этот конверт лежит в уголке природы под игрой “Живой мир планеты”. Выбирается один ребёнок, который повторяет инструкцию и отправляется за конвертом. В конверте лежат маленькие конверты на каждого ребёнка. Логопед и его помощник раздают конверты с разрезанными картинками детям. На счет “раз” - картинки достаются из конвертов, на счет “два”, раскладываются на столе, на счет “три” - определяется, кому и какая нужна недостающая картинка.

    Например: Мне нужен кошачий хвост (лошадиная морда, вороний клюв и т.д.)

    Игра “Кто первый догадается?” (на развитие логического мышления)

    Логопед предлагает послушать загадку.

    “По деревьям скок - скок, а орешки щелк - щелк”. (Белка)

    Ребенок, давший правильный ответ, надевает маску белки и развешивает на волшебном дереве гирлянды, состоящие из контурных картинок, изображающих животных и птиц. Дети вспоминают, кто из них, где живет, и прикрепляют карточки в соответствии с контурными образцами правильного ответа: Медведь живет в берлоге. Это медвежья берлога; лиса живет в норе. Это лисья нора и т.д.

    Сначала дети повторяют ответы за логопедом, а затем самостоятельно называют жилище животных и птиц, ориентируясь на вопросы: Чей? Чья? Чьё? - беличье дупло, собачья конура, ласточкино гнездо и т.д.

    V. Итог занятия

    Игра с мячом

    Дети становятся в круг, логопед - в центре. Бросая ребенку мяч, он называет притяжательные прилагательные из числа тех, что отрабатывались на занятии. Ребенок, отдавая назад мяч, проговаривает с этим словом сочетание. Например:

    Вороний - вороний клюв;

    Утиный - утиный хвост;

    Оленья - оленья морда;

    Медвежье - медвежье туловище;

    Баранья - баранья морда.

    (В случае затруднения можно на доске развесить картинки-подсказки, ориентируясь на которые, дети смогут дать правильные ответы).

    ОО «Речевое развитие»

    Используемые технологии: «Ниткотерапия», «Сказкотерапия», «Технология игрового обучения связной речи для детей с ОНР», «Здоровьесбережение».

    Цель: закрепление образования притяжательных прилагательных.

    Задачи:

    Коррекционно-обучающие:

    1. Активизировать словарь по теме: «Дикие животные».
    2. Закрепить содержание сказки «Теремок».
    3. Обучать пониманию и выражению эмоциональных состояний персонажей сказки.

    Коррекционно-развивающие:

    1. Развивать общие речевые навыки (звукопроизношение, интонационную выразительность речи).
    2. Развитие мелкой моторики.
    3. Развитие общей моторики.
    4. Развитие логического мышления, памяти, произвольного внимания, воображения.

    Коррекционно-воспитательные:

    1. Воспитывать интерес к занятиям, усидчивость, аккуратность.

    2. Воспитывать желание помогать друг другу, приходить на помощь при затруднениях товарища.

    3. Содействовать физическому воспитанию (профилактика утомляемости).

    Оборудование:

    Картинка с изображением «невиданного зверя»;

    Фигурки животных, сделанных из ниток (медведь, мышь, белка, волк, лиса, лягушка, еж, заяц);

    Круги Луллия с набором карточек «Кто, где живет»;

    Индивидуальные фланелеграфы, нитки, су-джок;

    Индивидуальные наборы карточек с изображением эмоциональных состояний.

    Ход занятия

    1. Организационный момент «Добрый день»

    – Посмотрите, как за окном пасмурно и настроение какое-то грустное. Сейчас я вам подарю «добрый день» и всем сразу станет веселее.

    Логопед кладет в ладошки первому ребенку «добрый день», далее дети передают друг другу.

    – Добрый день, Илюша.

    2. Д/У «Невиданный зверь»

    – Посмотрите, какую интересную картинку я вам принесла. Скажите, чьи части тела вы узнали.

    (Медвежье туловище, мышиный хвост, беличий хвост, лисьи лапы, лягушачьи лапы, ежиную голову, заячьи уши, волчья пасть.)

    По мере узнавания на стол ставятся фигурки животных сделанные из ниток.

    3. Отгадывание загадки.

    Если вы отгадаете загадку, то узнаете, из какой сказки пришли эти животные.

    Он не низок, не высок.

    И не заперт на замок.

    Весь из бревен и досок Стоит в поле... (теремок).

    – Все ли эти животные из сказки «Теремок». Кто лишний? (Белка.)

    Ну, пусть она тоже останется у нас в гостях.

    4. Д/у «Чье, чьи, чья»

    – Посмотрите внимательно на этих животных и скажите:

    – Чьи лапы самые зеленые? – лягушачьи;

    – Чьи уши самые длинные? – заячьи;

    – Чьи зубы самые острые? – волчьи;

    – Чьи лапы самые сильные? – медвежьи;

    – Чья спинка самая колючая? – ежиная;

    – Чья шубка зимой становится серой? – беличья.

    5. Физкультминутка «Белки делают зарядку»

    Сейчас мы с вами станем белочками.

    6. Круги Луллия «Кто, где живет»

    В сказке все животные живут в теремке. А где же живут настоящие дикие животные?

    Логопед показывает животное, а дети ищут его на круге и его жилище.

    Лягушачий дом - болото Мышиный дом - нора Заячий дом - под кустом Лисий дом - нора

    Волчий дом - логово Медвежий дом - берлога Ежиный дом - гнездо, нора

    Беличий дом – дупло

    7. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

    У лисы в лесу глухом

    Есть нора - надежный дом.

    Не страшны зимой метели.

    Белочке в дупле на ели.

    Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу.

    Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры.

    Спит в берлоге косолапый,

    До весны сосет он лапу.

    Есть у каждого свой дом,

    Всем тепло, уютно в нем.

    8. Д/ и «Лабиринт»

    Логопед раздает животных каждому ребенку.

    – Мы на прошлом занятии сделали с вами из ниток домики-теремки. Сейчас проведем дорожку от своего животного до теремка.

    – Возьмите «каштанчик» и прокатите по дорожке.

    Все животные добрались до теремка.

    В нем теперь живут все вместе

    И поют такие песни.

    Стой в поле теремок

    Он ни низок, ни высок.

    9. Итог занятия.

    Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Что вам понравилось больше всего?

    У меня хорошее настроение. Вот такое (показывает карточку).

    А у вас, какое? (Дети показывают карточки с изображением своего эмоционального состояния.)

    Используемая литература:

    1. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006.
    2. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М.,«Олма Пресс», 2001.

    Конспект НОД № 38. Словообразование.
    Притяжательные прилагательные
    Лексическая тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ
    Программные задачи: учить образовывать притяжательные прилагательные, используя наглядную опору в виде предметов и картинок (предметных, сюжетных);
    учить правильно отвечать на вопросы: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
    учить точно подбирать притяжательные прилагательные и включать их в словосочетания и предложения;
    активизировать словарный запас по ранее изученным лексическим темам;
    Оборудование: Панно «Лес» с изображениями жилищ диких животных с прорезями; контурные однотонные изображения диких животных: волка, лисы, зайца, медведя, белки; контурные следы животных; картинки: заячьи уши торчат из-за дерева, лисий хвост - из-за пенька, беличьи уши - из дупла, волчьи лапы - из норы, рисунки для игры «Кто у кого?»; цветные контурные изображения животных, детенышей; Ход НОД:
    1.Организационный момент.
    Дети стоят в кругу. Логопед подходит к каждому ребёнку с веером картинок и предлагает выбрать одну картинку. Далее логопед даёт установку, на то, что дети должны назвать животного или птицу, изображённую на картинке и запомнить картинку до конца занятия. Логопед называет только обобщающее слово (домашние животные, птицы, дикие животные). Дети должны поднять соответствующую картинку и назвать её. Например: У меня лось.
    Лось дикое животное и т.д. Затем дети отдают свои картинки логопеду и занимают свои места за столами.
    2. Пальчиковая гимнастика:
    Старший мишенька шагает: топ – топ-топ.
    Ноги мишка поднимает: топ – топ-топ.
    (Топать ногами).
    Средний мишка догоняет: хлоп – хлоп-хлоп.
    И в ладоши ударяет: хлоп – хлоп-хлоп.
    (хлопки у правой и левой щеки.)
    Младший мишка - торопыжка:
    шлеп - шлеп - шлеп.
    Шлепает по лужам мишка:
    шлеп - шлеп - шлеп.
    (Ударять ладонями по коленям.)
    3. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала.
    На доске с правой стороны выставляются картинки с изображением животных и птиц, а с левой - недостающие детали.
    Логопед обращает внимание детей на то, как по-разному называют части тела у разных животных и птиц. Даются соответствующие образцы. Например:
    Это хвост зайца, он чей? - Это заячий хвост.
    Это хвост лисы, он чей? - Это лисий хвост.
    Это хвост белки, он чей? - Это беличий хвост.
    Это хвост медведя, он чей? - Это медвежий хвост. И т.д.
    Дети хором и индивидуально повторяют предложения: “Это медвежий хвост” и т. д. Логопед интонационно подчеркивает связь между вопросами Чей? Чье? и прилагательными мужского и женского рода.
    4. Практическое употребление притяжательных прилагательных, развитие зрительного восприятия.
    Логопед. Посмотрите внимательно, все ли животные на своем месте?
    (Дети рассматривают рисунки.)
    Логопед. В чьем дупле сидит лиса?
    Дети. Лиса сидит в беличьем дупле.
    Логопед. В чью нору надо отправить лису?
    Дети. Лису надо отправить в лисью нору.
    Логопед. В чьей норе спит медведь?
    Дети. В лисьей норе спит медведь.
    Логопед. Куда ты отправишь медведя?
    Дети. Я отправлю медведя в медвежью берлогу. (И т.д.)
    5. Игра «Чьи следы?»
    (На полу лежат следы зверей. Они расходятся в разные стороны.)Логопед. Чьи это следы, помогут догадаться сами животные.
    Дети с логопедом идут по следам и подходят к первой картине: из-за пенька торчит лисий хвост. Логопед. Чей это хвост? Дети. Это лисий хвост. Логопед. По чьим следам мы шли? Дети. Мы шли по лисьим следам. (Таким образом находят зайца, волка, белку.) Логопед. Чьи следы нельзя увидеть зимой в лесу? Дети. Медвежьи, ежовые. Логопед. Почему? (Дети дают свои объяснения.) Закрепление.
    6. Игра «Кто у кого?»
    На фланелеграфе логопед закрепляет контурные изображения диких животных. На ковре лежат цветные контурные изображения детенышей: зайчонка, бельчонка, медвежонка, лисенка, волчонка.
    Логопед. Кто у зайчихи?
    Дети. У зайчихи зайчонок (прикрепляют изображение детеныша рядом с зайчихой). Логопед. Чей это детеныш? Дети. Это заячий детеныш. (И т.д.)
    7. Физминутка.
    Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями попеременно и удары кулачками друг о друга попеременно)
    Продает она орехи.
    Лисичке-сестричке, (Загибают пальцы по одному начиная с большого)
    Воробью, синичке,
    Мишке толстопятому,
    Заиньке усатому.
    Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками).
    Кому в зобок,
    Кому в лапочку.
    8. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале.
    У каждого ребенка на столе картинка с изображением дикого животного, рассказать чей хвост, лапы, голова, и др.
    9. Игра «Угадай кто?»
    По контурному изображению угадать животного.
    10. Итог, оценка деятельности детей.
    Подводится итог, оценивается деятельность детей.
    Логопед подводит итог занятия, поощряет солнышками детей, которые активнее других работали.