Логопедическое занятие в гостях у сказки. Подгрупповое логопедическое занятие на тему "в гостях у сказки". Игра-упражнение “Слушайте внимательно”

Галина Царькова
Логопедическое занятие-развлечение в старшей группе «В гостях у сказки»

Логопедическое занятие-развлечение в старшей группе

учитель-логопед

МАДОУ «Волшебница»,

ЯНАО г. Лабытнанги.

«В гостях у сказки»

Цель: Создание положительного эмоционального настроя у детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные. Обобщить и закрепить знания детей о сказках, и сказочных персонажах, учить детей узнавать героев сказок, чувствовать и сопереживать.

Коррекционно-развивающие. Развивать у детей фонематические процессы. Упражнять в употреблении категории творительного падежа. Обогащать лексический запас. Закрепить умение составлять слова из букв.

Коррекционно-воспитательные. Воспитывать у детей интерес к сказкам, к чтению. Учить самостоятельно контролировать правильное произношение поставленных звуков в спонтанной речи.

Оборудование: Интерактивная доска, сундук, клубок, иголка, золотой ключик, зеркальце, туфелька, дудочка, рукавичка, цветок на подставке, картинки с предметами одежды, обуви и головных уборов, атрибуты к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк», музыка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку.

(дети заходят в зал, где выключен свет, сверкают фонарики, играет сказочная музыка).

Итак, готовы? (Включается свет)

2. Сказка начинается….

Логопед: Посмотрите, что это стоит? (Сундучок). Ох, ребята, наверное, непростой сундучок, а волшебный. Давайте его откроем (пытаются открыть, но видят, на сундуке висит замок). Как можно открыть замок?

Мы с вами в сказке, а там может произойти волшебство. Какие мы можем сказать волшебные слова, чтобы сундучок открылся?

"Крекс, фекс, пекс. ”

"По щучьему велению, по моему хотению”

"Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой”,

«Земля прощай, в добрый путь!»

«Сезам откройся!» и т. д.

Логопед: Ну-ка сундучок покажи нам, что там у тебя внутри…. Сколько здесь интересных вещей! Эти вещи из разных сказок. Давайте вспомним из каких сказок они к нам пришли

(зеркало, иголка, клубок, туфелька, дудочка, рукавичка, ключик и т. д.)

Логопед достает из сундучка цветок: ой, какой красивый цветок! Он волшебный. Из какой сказки цветок? (Аленький цветочек)

Логопед: Давайте понюхаем цветочек (дети выполняют дыхательную гимнастику):

носом вдохнули, через рот выдохнули

Носом вдохнули, через нос выдохнули

Ртом вдохнули, через нос выдохнули

Ртом вдохнули, через рот выдохнули.

Носом вдох, а выдох ртом (соответствующие движения):

Дышим глубже, а потом шаг на месте не спеша.

Сказку любим с детских лет.

Сказка шлёт нам свой привет.

И девчонки, и мальчишки –

Все читают сказки в книжках.

Сказка учит нас добру,

Помогать всегда в беду.

Нас герои в гости ждут,

В сказку добрую зовут.

Наша помощь им нужна

Вы готовы, дети?

Что ж, друзья, пора в дорогу,

Поспешим мы на подмогу!

Ребята, сегодня я приглашаю вас в страну сказок. А отправимся мы туда на волшебном поезде.

Наш волшебный паровоз уже выпускает пар из-под колёс, слышите: ч-ч-ч

Садитесь в вагончики. Наше сказочное путешествие начинается!

(дети встают «паровозиком» друг за другом и передвигаются по залу, проговаривая слова)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Я стучу, стучу, стучу.

В страну сказок я лечу.

Поезд домчал нас до страны сказок. Присаживайтесь на стульчики.

Пока мы ехали на поезде, в сказочной стране случилась беда. Гуси-лебеди унесли братца.

Посмотрите, в избушке сидит Баба-Яга, сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Вы узнали эту сказку?

На экране иллюстрация сказки «Гуси-лебеди».

Баба-Яга заколдовала слова – спрятала их в разные фигуры. А сестрице дала задание – расколдовать. «Расколдуешь – отдам братца, не расколдуешь – берегись!».

Ребята, давайте поможем сестрице составить слова.

На экране разноцветные геометрические фигуры, на которых написаны буквы.

Составить слово из букв, написанных на кругах;

Составить слово из букв, написанных на квадратах;

Составить слово из букв, написанных на треугольниках;

Составить слово из букв, написанных на ромбах.

(слова: лето, зима, школа, урок)

Логопед: Молодцы, ребята, помогли сестрице спасти братца! Мы продолжаем путешествовать по сказочным дорожкам, и кажется, оказались в новой сказке. Кто это так горько плачет?

На экране иллюстрация сказки «Заячья избушка»

Логопед: Выгнала лиса зайчика из его лубяной избушки и сказала, что не пустит, пока он не даст ответы на ее задачи. Зайчик не может ответить. Дети, поможем ему?

Реши задачи-шутки.

Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 морковки. Сколько фруктов набрала Наташа?

Сколько стаканов воды можно принести дуршлагом?

Мама несет арбуз. Сын говорит: «Мама, ты возьми меня на руки, а я понесу арбуз». Поможет сын матери?

На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько птиц стало?

Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого было больше: мальчиков или девочек?

Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?

В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько детей смогут покататься на лыжах?

Малыш бросил в ванну ложку, вилку и нож. Сколько предметов поплывет по воде?

На елке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному плоду. Сколько всего выросло яблок?

Логопед: Молодцы, ребята, помогли зайчику, он говорит нам спасибо.

Мы продолжаем путешествовать по сказочным дорожкам и впереди у нас новая сказка.

На экране иллюстрация сказки «Золушка»

Ребята, вы узнали эту девочку?

Дети. Это Золушка.

Логопед: Злая мачеха приказала Золушке навести порядок в комнате своих дочерей.

Ребята, посмотрите какой беспорядок устроили сестрицы. Давайте поможем Золушке разложить предметы одежды, обуви и головных уборов на свои места.

Я положу шапку на верхнюю полку, потому что это – головной убор.

Я положу свитер на среднюю полку, потому что это – одежда.

Я положу туфли на нижнюю полку, потому что это обувь.

Логопед: Молодцы, ребята! И Золушке помогли!

Золушка очень любит танцевать и приглашает нас на вальс.

По волшебной тропинке шагаем,

В сказку новую попадаем.

На экране иллюстрация сказки «Айболит»

Ребята, мы снова оказались в новой сказке. А в какой, угадайте сами.

Этот доктор знаменит

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок, и медведица.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор…

Дети: Айболит!

Посмотрите на экран! Угадайте, кто и где спрятался?

На экране изображения хвостов диких животных, которые видны: из-за дерева, под кустом, из норы, за пеньком, из дупла)

Игра «Чей хвост?»

Молодцы, ребята! Помогли Айболиту найти всех зверей и вылечить.

Давайте поиграем и изобразим детенышей животных.

Дети становятся в круг.

Раз, два, три – повернись и в детенышей диких животных превратись!

Игра «На водопой»

Как-то раз лесной тропой (идут друг за другом)

Звери шли на водопой

За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая)

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках)

За мамой ежихой катился ежонок (двигаются в полуприсяде)

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вразвалку)

За мамою белкой скакали бельчата (двигаются прыжками)

За мамой зайчихой – косые зайчата (прыжки на двух ногах, сделав «ушки»)

Волчица вела за собою волчат (бегут большими шагами)

Все мамы и дети напиться хотят!

(поворачиваются лицом в круг, встают на четвереньки, делают «лакательные» движения языком)

Напились зверята, отдохнули и снова в ребяток превратились – раз, два, три – в ребят превратись!

На экране иллюстрация сказки "Золотой ключик или приключения Буратино"

На солнечной полянке

Стоит красивый дом

С верными друзьями

Живет Мальвина в нём.

Мальвина готовит обед, а Буратино отвлекает ее своими вопросами. Давайте поможем Мальвине ответить на вопросы Буратино.

На экране изображения продуктов.

Игра «Чем будет?»

Яйцо будет. (яичницей). Мука будет. (булочкой). Мясо будет. (котлеткой). Капуста будет. (салатом). Гречка будет. (кашей). Яблоко будет. (соком). Ягода будет. (вареньем). Молоко будет. (сыром).

Молодцы, ребята! Помогли Мальвине и Буратино.

На экране иллюстрация сказки «Кот в сапогах»

Ребята, из какой сказки такой грустный кот? А грустный он потому, что в саду и на огороде не увидел знакомых овощей и фруктов. Поможем ему?

Послушайте, какие плоды растут в сказочном королевстве. Объясните – из каких знакомых слов составлены их названия.

Огурбузы, помидыни, баклачок, укрушка, грумидоры, чеслук, слижовник, моркофель, вишбрикос.

Кот в сапогах благодарит нас и предлагает поиграть в его любимую игру.

Подвижная игра «Мышеловка»

А теперь мы все вместе отправляемся в театр на сказку «Лисичка-сестричка и серый волк»

Драматизация сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» педагогами МАДОУ.

Ребята, вот и закончилось наше путешествие по стране сказок. Сказочные герои благодарят вас за помощь и дарят угощение. Пора возвращаться в детский сад.

Наш волшебный паровоз уже выпускает пар из-под колёс: ч-ч-ч.

Садитесь в вагончики.

Дети идут по кругу.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Я стучу, стучу, стучу.

В детский садик я лечу.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 54»

Воспитатель:
Муравьева Наталья Всеволодна Псков 2013 год.
Цель Развитие связности, содержательности и выразительности речи и речевого творчества.
Тип Речевое развитие
Вид занятие – игра

Задачи
Оборудование
Образовательные
Закрепить навыки пересказа с опорой на сигнальные карточки, отражающие последовательность событий
Расширить и уточнить словарь по теме «Дикие животные»
Упражнять в умении выделять характерные особенности объекта, правильно словесно их обозначать и находить похожие объекты
Упражнять в умении выдвигать предположения, формулировать выводы, развивать речь – объяснение, рассуждение
Развивающие
развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие
стимулировать стремление к речевому творчеству
Воспитательные
воспитывать самостоятельнсть и инициативность
воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки сотрудничества
воспитывать уважительное отношение к собеседнику

Демонстрационный материал
магнитная доска и мольберт
сигнальные карточки (схематические изображения)

Раздаточный материал
геометрические фигуры (опорные сигналы для создания плана пересказа)
предметные картинки
листы А4 с кляксами разной формы
карточки со словами
карточки с цифрами

Словарь
Активный
прилагательные рыжая, пушистая,высокий, крутые, точеные
сущ. (названия животных) козел, волк, лиса, сурок, белка, кот,обезьяна
Пассивный
крынка, млекопитающие

Научно – энциклопедическая подготовка
С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
Кринка – расширяющийся книзу удлиненный глиняный горшок для молока.
Млекопитающие – класс высших позвоночных животных, выкармливающих своих детенышей молоком.
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Цепочка слов»
Разминка
«Зашифрованное название».
Педагог: Ребята я вам принесла занимательные картинки. Хотите посмотреть! В начальных буквах зашифровано слово, давайте мы его прочитаем и узнаем, что это за слово. (Воспитатель нечаянно рассыпает картинки).
Педагог: - Ой посмотрите все картинки перепутались, помогите мне, выложите цепочку из слов. Условие: каждое следующее слово должно начинаться с буквы, на которую оканчивается предыдущее.
(Сок – коза – арбуз – замок – клубника – азбука)
Педагог: Прочитайте слово, которое получилось. «СКАЗКА».
Педагог: Давйте заглянем в наш сундук сказок, нас наверное ждет встреча с интересной сказкой.
Дети заглядывают в сундук, находят там книжку со сказкой.
Педагог: Ребята нас опять приглашают в гости к сказке. Принимаем приглашение?
Дети: «Да».
Воспитатель: «Название у этой сказки странное…»
Дети читают: « Хи… ко…».
Воспитатель: «Наверное оно зашифровано – указаны только первые слоги, попробуйте его расшифровать».
Дети: «Хитрый козел».
Педагог: Теперь мы знаем какая сказка нас пригласила.
Педагог: Рассаживайтесь поудобнее, отправляемся.
Воспитатель: «Эта сказка нам знакома?»
Дети: «Да, мы начинали ее читать».
Воспитатель: «Давйте вспомнимо чем она».
Воспитатель: «Жил у деда козел,
У старого – седой.
Он под печкой сидел,
Пироги с капустой ел.
Захотелось козлу во лесок погулять,
Свою удаль показать.»
Воспитатель: «Друзья, нас оказывается не просто пригласили в гости, нам приготовлены задания на смекалку и находчивость».
«Выложи смысловую дорожку».
Пересказ с опорой на «смысловую дорожку»
Воспитатель: «Вот первое задание: «Выложите смысловую дорожку. Перескажите отрывок с ее помощью».
Давайте поступим так, я буду рассказывать сказку, а вы вкладывать дорожку из геометрических фигур».
Воспитатель:
1 строчка. Жил – был у одного хозяина козел. Хитрый козел.
2 строчка. Лоб высокий, рога крутые, копыта точеные, бородка белая, волнистая. Всем хорош козел, только невезучий.
3 строчка. Обгрызут зайцы яблоню в саду, хозяин козла без обеда оставит. Опрокинет кот крынку с молоком, тоже козлу достается.
4 строчка. Надоело козлу за чужие грехи отвечать, и решил он уйти. Взял сумку, положил в нее сухарик и ушел.

Воспитатель: «Вот какая дорожка получилась. А теперь пересказажите этот отрывок».
2-3 пересказа.
«Подбери «родню» для белки» подбор объектов сходных по какому – нибудь признаку
«Сочини загадку»
Воспитатель: «Двигаемся дальше. Беритесь за руки. Идет козел лесом, полем, бредет горами и косогорами. Долго ли коротко ли шел. Вышел на лесную опушку. Видит белка сиди и плачет. Совсе одиноко ей».

Воспитатель: «А вот и второе задание для нас: помогите козлу подобрать «родню» для белки
подбор животных сходных по какому – нибудь признаку с белкой».
Дети называют:
Пушистая как кот
Рыжая как лиса
Линяет как заяц
Делает запасы как сурок
Прыгае по деревьям как обезьяна
У белки бельчата, а у волка волчата.
Воспитатель: «Вот оказывается как много похожих на белку животных».
Воспитатель: «Следующее задание: сочините загадку о белке».
Дети: «Пушистая, но не кот,
Рыжая, но не лиса,
Линяет, но не заяц
Запасы делает, на деревьях живет.
Кто это?»

Игра «Хорощо - плохо»
«На что похоже».

Гимнастика пальчиковая и дыхательная
Воспитатель: «Обрадовалась белка, поблагодарила козла и подарила ему зеркальце. Взял козел зеркало, смотрит на него в раздумье: нужная это вещь или нет»
Вот вам следующее задание: постарайтесь убедить козла в полезности зеркала.
Дети выдвигают предположения.
«Хорошо»
Можно посмотреть на себе и привести сбя в порядок
Если встретишь козу можно подарить ей зеркало
Можно обменять его на что – нибудь
Можно не поднимая головы рассмотреть небо, звезды
Можно пускать солнечные зайчики
Если посмотреть в зеркало можно увидеть кто идет сзади

«Плохо»
Можно разбить и порезаться
Воспитатель: «Решил козел, что нужная это вещь, будет он обращаться с ним аккуратно. Чтобы не разбить и не порезаться».
Воспитатель: «Взял он зеркало и пошел дальше. А солнце к земле клониться, тени от трав такими огромными сделались, что козел стал о них спотыкаться. И что только козлу в эту сумрачную пору не привиделось».

Воспитатель: «Еще одно задание для нас. Посмотрите на
эти карточки и скажите как вы думает, что напугало козла».
детей.
Ответы детей.

Воспитатель: «Козел был храбрый и не испугался. Долго ли, коротко ли шел козел, наступил вечер. Решил козел ночлег поискать. Видит, домик стоит. «Кто бы в домике не жил, а в путешественнику в ночлеге не откажет.» Открыл козел скрипучую дверь, да и обомлел….»
Воспитатель: «Как вы думаете кого увидел козел в доме?»
Предположения детей.
Воспитатель: «Да. Сидит возле печки волк».

Жил был волк,
Серый волк, Из ладошки делают голову волка
Выл да выл серый волк
Дни и ночи напролет
Самон думал, что поет
У-у-у Звукопроизношение вдох- выдох
Песню пел одну и туже
Нет ее на свете хуже
Ухвачу –у-у-у-у!
Укушу –у-у-у! Словопроизношение вдох-выдох
Утащу –у-у-у!
Удушу –у-у-у! и съем.

Воспитатель: «Увидел волк козла и рассмеялся. Как вы думаете почему волк рассмеялся?».
Дети перечисляют:
Обрадовался, что не будет ночью один в доме
Что козел будет для него ужином
Что козел будет сним жить
Воспитатель: « Я только подумал чем бы мне поужинать, а ужин сам ко мне в дом явился. Тут – то козел хоть и тресясь от страха решил перехитрить и напугать волка волка».
Воспитатель: «Помогите козлу, придумайте как ему напугать волка».
Дети:
Сказать, что за дверью стоит хозяин с ружьем
Сказать, что козел худой пусть жирок нагуляет
Кинуть волку сухарить пока он его будет грызть, убежать
Воспитатель: « Молодцы. Послушайте, что придумал козел. Достал козел зеркало, смотрит в него, и так повернет и эдак.

Что ты там рассматриваешь,- спрашивает волк.
- Да вот перед смертью с отцом – батюшкой прощаюсь.
- А ну покажи, что у тебя за родитель.
Волк взял зеркало, посмотрел в него и увидел ………
Воспитатель: «Кого увидел волк?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Никогда бы не подумал, что у волков могут быть такие дети. Чтоже ты мне раньше не сказал. Что ты мой родственник. А ведь я тебя мог съесть. Вот так и принял волк козла за брата. А козел рад – радешенек, что сам волк у него в родственниках.»
Воспитатель: «Стали они жить поживать и добра наживать. Вот сказка и к концу подошла. Все задания мы выполнили, пора нам из гостей возвращаться.».

Воспитатель: «Вот и закончилась сказка. Ведь недаром говориться: «Не хвались, что силен, а хвались, что умен.»
Воспитатель: «Козел оказался не просто хитрым, а еще каким?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Никогда не опускай те руки, из любой самой тяжелой ситуации всегда можно найти выход.»

Логопедическое внеклассное занятие

Тема: «В гостях у сказки».

Цель: Развитие речевой и познавательной активности через изучение русских народных сказок.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    Актуализировать в памяти учащихся содержание русских народных сказок.

    Уточнять и расширять словарный запас учащихся.

    Различать неречевые и речевые звуки.

    Продолжать учить детей давать полный ответ на поставленный вопрос.

    Совершенствовать грамматический строй речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными и числительными.

    Закреплять обобщающее понятие «дикие животные».

    Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

Воспитательные:

    Прививать любовь к сказкам, к живой природе.

    Воспитывать навыки организационного поведения учащихся

Оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук, презентация по сказкам, мелодии «Звуки леса», «В гостях у сказки», « Чух-чух-чух белые барашки », предметные картинки: колобок, заяц, медведь, волк, лиса, магнитные буквы, разрезные картинки по сказкам «Три поросенка», «Репка», «Курочка Ряба», выставка рисунков и книг.

Подготовительная работа:

Чтение сказок дома, рисунки учащихся по сказкам, подборка книг из школьной библиотеки для книжной выставки.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, т.к. на нем присутствуют гости – ваши родители и педагоги. Давайте поприветствуем их улыбками.

Слайд 1

Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. (Звучит мелодия «В гостях у сказки»)

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски!

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки!

Дома вы готовились к этому мероприятию и нарисовали рисунки к сказкам. Назовите, какие вы нарисовали сказки? Здесь же представлены книжки со сказками, которые вы посмотрели перед занятием и посмотрите после занятия.

2. Координация речи с движением

А теперь давайте встанем друг за другом и отправимся в сказку. Мы шагаем друг за другом

Лесом и осенним лугом,
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках,
Руки в стороны подняли, ими дружно помахали.
Раз, два – закружились, в сказке нашей очутились.

3. Игра «Звуки леса»

Слайд 2

- Ребята, мы очутились в сказочном лесу. В лесу можно много чего интересного увидеть и услышать. Давайте приготовим свои ушки и послушаем, какие звуки есть в лесу.

(Музыка «звуки леса» – дети отгадывают неречевые звуки: журчит ручей, поют разные птицы, шумит ветер, стучит дятел)

4. Речевая и дыхательная гимнастика

А как хорошо пахнет в лесу! Давайте подышим чистым лесным воздухом! (вдох через нос, выдох через рот - 3 раза)

- А помогут нам в пути наши друзья – животные. Давайте узнаем, какие?

В гости в сказку мы войдём

Топ – топ – топ

И друзей с собой возьмём

Хлоп – хлоп – хлоп

Кошку – лапки цап-царапки

Мяу – мяу – мяу

И собачку забияку

Гав – гав – гав

Зайчика – трусишку

Оп – оп – оп

Маленькую мышку

Пи – пи – пи

Волка – серого бочка

У – у – у

Золотого петушка

Ку –ка –ре –ку

Это все наши друзья

В сказку нам теперь пора.

5 . Путешествие в сказки

Слайды 3-8

Сейчас мы с вами побываем в сказках и попробуем их отгадать.

«Репка»

Что за сказка: кошка, внучка, мышь, еще собачка Жучка.

Деду с бабой помогали, корнеплоды доставали.

«Теремок»

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,

В доме том, в конце концов стало множество жильцов.

«Три медведя»

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

«Маша и медведь»

Маша в коробе сидит, далеко она глядит.

«Гуси- лебеди»

У Аленушки – сестрицы, унесли братишку птицы,

Высоко они летят, далеко они глядят.

«Царевна - лягушка»

Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленой кожей,

Сделалась мигом красивой, пригожей.

Молодцы, ребята, сказки вы узнали. А сейчас посмотрите на доску, Здесь разные герои. Давайте определим, добрые они, или злые? Расставим добрых с добрыми, злых со злыми. Добрые герои нас чему учат? (Добру). Правильно, а в сказке добро всегда побеждает зло.

Молодцы, и с этим заданием справились.

Слайд 9

Физкультминутка «Паровозик» (Звучит песня «Чух-чух-чух, белые барашки»)

А сейчас давайте немного отдохнем вместе с веселым паровозиком.

6 . Путешествие в сказку «Колобок»

Ребята, отгадайте в гости к какой сказке мы дальше пойдем?

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Кто же это? (Колобок)

Слайд 10

Вижу, сказку вы читали, и героя все узнали.

Составим название сказки на доске из магнитных букв.

Посмотрите на него внимательно и скажите, какой он по форме, по цвету, по характеру (круглый, желтый, добрый, веселый) .

Давайте еще раз расскажем про нашего колобка. Какой он? (рассказывает один ученик «Колобок круглый, желтый, добрый и веселый»).

Слайд 11

Правильно, наш колобок добрый и веселый, но не очень послушный. Лежал, лежал и побежал. Хорошо ли колобок поступил? Можно одним идти гулять в лес? В лесу много всего неизвестного и опасного. Давайте отправимся вместе с колобком, чтобы с ним не случилось беды.

Отгадайте, кого встретил первым колобок на своем пути? Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (Заяц)

Кого потом? Он серый, хвостатый, зубами щелк, зовут его (Волк)

Кого последним? Хвост пушистый, мех золотистый (Лиса)

Давайте назовем детенышей героев сказки (зайчонок, волчонок, медвежонок, лисенок).

Как их всех вместе можно назвать. Кто они такие? (Дикие животные)

Лисичка – сестричка не съест колобка и вернет его к бабушке и дедушке, если мы соберем разрезанную картинку и отгадаем сказочного героя, а поможет нам веселая песенка Колобка. (Звучит песенка колобка, дети складывают сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Три поросенка»).

Слайд 12

6. Итог занятия.

Подошло к концу наше занятие. Вы молодцы! Вспомните, в каких сказках мы побывали сегодня?

Чему учат нас сказки? Добру или злу? На память о нашем занятии я хочу подарить вам сказочных героев для раскрашивания. Вы их с родителями раскрасите дома и еще раз перечитаете сказки с этими героями. А бабушка с дедушкой благодарят, что Колобок возвратился домой целым и невредимым и угощают вас и гостей сладостями.

Конспект логопедического занятия в старшей группе

МБДОУ №14 «Аленушка»

«В гостях у сказки».

Учитель-логопед: Бреус Елена Петровна

Цели:

диагностические: классификация предметов, обобщение предметов и слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда), времена года, пространственная ориентировка;

образовательные: продолжать развивать умение узнавать сказки и их героев, развивать умение выделять главную поучительную мысль, увлечь сказочным сюжетом, развивать образное мышление, мелкую моторику, развивать зрительный гнозис, расширять артикуляторные возможности, обучать элементарным приёмам самомассажа, оптимизировать общий тонус тела, снимать патологические зажимы;

воспитательные : воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща трудиться.

1. Организационный момент

Ребята, а вы любите сказки?

Я вас приглашаю в сказку. Что бывает в сказках? (Волшебство, превращения…)

И в нашей сказке тоже будут чудеса и превращения. У меня как у настоящей волшебницы есть «волшебная палочка».

Упражнение «Утро»

Перед началом упражнения логопед подходит к каждому ребёнку, дотрагивается «волшебной палочкой» со словами:

Вы сегодня не ребята,

Вы – смешные медвежата.

(имя ребёнка) не ребёнок,

(имя ребёнка) – медвежонок.

(называю всех детей)…

Медвежата сладко спят

(дети прислоняются к спинкам стульев и опускают голову, закрывают глаза)

И расслабленно сопят.

(спокойно и глубоко дышат)

Солнце глянуло в окошко,

Все зажмурились немножко.

(крепко зажмуривают глаза)

Медвежата, хватит спать,

(широко открывают глаза)

Вам давно пора вставать.

(встают со своих мест)

Медвежата все проснулись,

Потянулись, улыбнулись.

(с напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке.)

Любят мишки чистоту.

Умываться все идут.

Кран откройся,

Нос, умойся,

(проделывают поглаживающие вращательные движения указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон).

Мойтесь сразу оба глаза,

(выполняют круговые массирующие движения по векам)

Мойся, шейка,

(растирают шею, поворачивая голову вправо-влево)

Ручки, мойтесь хорошенько.

(растирают руки)

Словно, щёткой язычком

Чистить зубы мы начнём.

(открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонтальном и вертикальном направлениях)

Принюхались медвежата:

(Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхаем через рот)

Что-то пахнет непонятно

(повторяют упр. 3-4 раза)

Очень вкусно. Это мёд!

Мама к завтраку нас ждёт.

Медвежата мёд лакали,

(выполняют лакательные движения языком, рот держат открытым)

Потом губки облизали.

(облизывают губы в направлении вперёд-назад, рот держат открытым)

Язычок не опускают,

Кверху сильно прижимают.

(рот держат открытым)

Надо чай горячий пить,

Но сначала остудить.

(кистью руки изображают «чашечку», делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на «чашечку в руке.)

Потом попейте,

А после улыбнитесь.

(имитируют «питьё» из «чашечки»)

Завтрак съеден, медвежата

Шалят, как будто индюшата.

(выполняют быстрые движения языком вперёд-назад)

Друг друга подразнили

И к занятиям приступили.

2. Основная часть

Посмотрите, что это стоит? (сундук)

Ох, ребята, наверное, непростой сундук, а волшебный. Давайте я его открою. Не получается. Как можно открыть замок? Мы с вами в сказке, а там может произойти волшебство. Какие мы можем сказать волшебные слова, чтобы сундук открылся? («Крекс, фекс, пекс», «По щучьему веленью, по моему хотенью»)…

Упражнение «Замок» (пальчиковая гимнастика)

На сундуке висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

Открываем сундучок…

Ну-ка, сундучок, покажи нам, что у тебя внутри…

Сколько здесь интересных вещей!

Скажите, что это? (клубок)

(выпрыгивает и катится по дорожке из осенних листьев)

Вот, друзья, волшебный лес,

Полон тайн он и чудес…

(дети идут по листьям)

Ребята, а что у нас шуршит под ногами? (Листья)

Какого они цвета? (разноцветные)

Какое время года в нашем волшебном лесу? (Осень)

Значит, лес, какой? (осенний)

Какие ещё приметы осени вы знаете? (Дожди идут, похолодало, листопад и т.д.)

Куда наш клубок закатился?

Ребята, смотрите, избушка

Стоит на лесной опушке

Три стула, три кровати, три подушки

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

Как зовут медведей? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка)

В доме Маша побывала,

Стулья все переломала,

Всё кругом здесь разбросала.

Давайте, поможем медведям накрыть на стол, пока они по лесу гуляют.

(Достаю из сундука посуду)

Что это? (Эта большая ложка для Михайло Потапыча)

Эта ложка поменьше для Настасьи Петровны

Эта маленькая ложечка для Мишутки

Эта большая кружка для Михайло Потапыча

Эта кружка поменьше для Настасьи Петровны.

А эта маленькая кружечка для Мишутки.

Эта большая чашка для Михайло Потапыча.

Эта чашка поменьше для Настасьи Петровны.

А эта маленькая чашечка для Мишутки.

Ребята, а как одним словом назвать чашки, кружки, ложки? (Это посуда)

Посмотрите, как мы красиво накрыли на стол, расставили стулья. Скажите, стулья, стол это что? (Это мебель).

Давайте позовём хозяев. Они в лесу. А что делают осенью в лесу медведи? (Медведи собирают грибу, шишки, ягоды). Не зря говорят:

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть мёд, ягоду без спешки.

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

Медведи готовятся к зимней спячке. Им осенью хочется спать. Покажите, как зевают медведи?

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

Покажите, как собирают ягоду. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их (имитируют жевание).

Рассаживаем медведей на стулья. На большой стул сажаем Михайло Потапыча, на стул поменьше – Настасью Петровну, а на маленький стульчик – Мишутку.

Посмотрите, медведи принесли из леса рябину, боярышник, калину. Калина, рябина, боярышник – это … (ягода)

Правильно это всё ягода, не зря её медведи любят. Она очень полезная.

По народным поверьям, нет ни одной болезни, при которой не помогала бы калина. Боярышник помогает больным с заболеванием сердца. И в рябине много витаминов.

Чтобы у медведей было хорошее настроение и в их доме- берлоге было тепло и светло я добавлю солнышко, а вам за правильные ответы дам лучики.

3. Итог.

Ребята, скажите, у кого в гостях мы побывали? (у медведей)

А что у них случилось? (Пока они были в лесу, Маша всё разбросала…)

Как мы помогли медведям? (Мы накрыли стол, расставили мебель)

Чему учит эта сказка? (Сказка учит не брать чужого)

Молодцы! Давайте подарим солнышку свои лучики.

(Крепим к солнышку лучи)

Солнышко своими лучиками коснулось Михайло Потапыча и него стало хорошее настроение. Коснулось Настасьи Петровны, у неё стало хорошее настроение. Солнышко коснулось Мишутки и у него стало хорошее настроение.

Посмотрите, как медведи улыбаются, улыбнитесь и вы. Посмотрите налево и улыбнитесь, посмотрите направо и улыбнитесь.

В благодарность медведи хотят угостить вас и наших гостей вкусной и полезной ягодой. А ещё медведи дарят вам по воздушному шарику, чтобы вы поскорее вернулись из волшебного леса в свой детский сад, в свою группу и посмотрели мультфильм «Три медведи».

Чтобы сказки не обидеть,

Надо их почаще видеть,

Их любить и в них играть.

Сказки всех отучат злиться,

А научат веселиться,

Быть скромнее и добрее,

Терпеливей и мудрей!!!

Спасибо всем! Отправляйтесь на шариках в свою группу. До новых встреч.

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в средней логопедической группе.

(Составление описательного рассказа по картинке)

«ПУТЕШЕСТВИЕ СНЕЖИНОК».

Учитель-логопед: Бреус Е.П.

Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи для детей средней группы.

« Путешествие снежинок»

Коррекционно-образовательные цели.

  1. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»: (зима, снег, снежинка, метель, вьюга,)
  2. Обучение составлению рассказа по сюжетным картинкам.

Коррекционно-развивающие цели.

  1. Развитие зрительного внимания, мышления, памяти, координации речи с движением, развитие длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Странная звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала.

Ребята, что это?

Дети: Снежинка.

(1 слайд «Вьюга».)

Послушайте, что это за звуки?

Дети: Ветер.

Логопед: Да, это непростой ветер. Это зимний ветер. А какой ветер зимой?

Дети: Холодный, северный.

Логопед: Ветер вьюжит, ветер вьюжит

И снежинки в небе кружит.

Вот и к нам ветер занес снежинки.

(2 слайд. «Снежинки»).

Логопед: Посмотрите, ребята, какие снежинки?

Дети: Белые, резные, блестящие, хрупкие.

Логопед: И очень красивые.

(логопед раздает детям снежинки на ниточках).

2. Дыхательное упражнение.

Логопед: Давайте подуем на снежинки и посмотрим, как красиво они летят. Дуть нужно плавно, не надувая щеки и не поднимая плечи.

(Дети дуют на ватные шарики-«снежинки»).

3. Фонопедическое упражнение . «Снежинки» (пропевают с музыкальным руководителем гласные звуки).

Снежинки жили в большой снеговой туче.

Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок (пропевают звук «а» от самого верхнего звука до самого нижнего).

Налетел ветер и стал качать тучу по небу (пропевают звук «у» от самого нижнего звука до самого верхнего).

Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю (пропевают короткими звуками «а», «о», «у»).

4 .Логопед: Ребята, сейчас мы с вами превратимся в снежинки и отправимся путешествовать.

(Звучит вальс ПИ Чайковский «Вальс снежинок»)

Логопед: Превращаемся в снежинки, заметем мы все тропинки.

И снежинки все вокруг кружатся, летают,

Зимним покрывалом землю укрывают.

Вот летят снежинки, плавно и красиво.

Упали снежинки на землю и вот что они увидели:

5. Составление рассказа « Зима». (Слайды «Зимние картинки»).

Вся земля и дома покрыты белым снегом.

Кто веселиться зимой? – дети.

Что они делают? Они лепят снеговика, катаются на санках?

Обратите внимание, во что одеты дети? – В шубки и шапки.

Дети одеты тепло, потому что зимой холодно.

Логопед: И так ребята- снежинки, давайте повторим что мы видим на экране?

« Наступила зима. Земля, дома и деревья покрыты снегом.

Дети радуются зиме. Они катаются на санках, лепят снеговика, играют в снежки.»

Логопед:

Давайте с вами тоже слепим снеговика. (Слайд снеговик. Массаж под ритмичную музыку).

6.Массаж « Снеговик»

Раз-рука, два – рука, (дети вытягивают одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком – (ладонями делают круговые движения по бедрам)

Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)

А потом поменьше ком – (растирают ладонями грудь)

Вот такой. (показывают величину кома меньше)

А наверх поставим мы, (поглаживают руками щеки)

Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)

Вот и вышел Снеговик-Снеговичок (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)

Очень милый толстячок!

7. Логопед .: Заканчивается наше путешествие «Снежинок». Для того чтобы превратиться в детей погрейте себе ручки. (дети согревают руки теплой воздушной струей, произнося звук х – х – х).

Ну вот, снежинки растаяли, а ребята остались.

8. Итог.

Сегодня мы с вами путешествовали и смотрели на мир глазами снежинок. А, чтобы это путешествие запомнилось вам надолго, я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать пальчиком на снегу, то что вам больше всего понравилось: может быть, вьюга или метель, снеговик, горка или маленькая снежинка-путешественница. Рисуйте, ребята.


Время совместной деятельности: 30 минут.

Возраст детей: старший дошкольный возраст (подготовительная к школе группа).

Количество воспитанников: 12 человек.

Общеобразовательная программа группы №4: «Программа обучения и воспитания в детском саду» М.А. Васильевой.

Оборудование: слайды с изображением серии сюжетных картин к сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» (6 картинок); домик – муляж; дидактическая игра с карточками «Кто из какой сказки?» (6 сказок); книга «Угадай сказку»; ноутбук, экран, проектор; диск со сборником сказок «Машины сказки» и с музыкальным сопровождением; столы полукругом и стулья, расставленные попарно (в двух местах); стол со стулом для педагога; «дорожки» (длинная и короткая); карточки с предложениями, где нарушен порядок слов, и с сюжетом к сказке «Красная Шапочка».

Цель: развитие коммуникативно-познавательной деятельности детей посредством речевых игр и упражнений в рамках интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественная литература».

Задачи.

Образовательные:

  • развитие коммуникативных навыков и связной устной речи дошкольников на основе пересказа сказки по серии шести сюжетных картин и построения отдельных предложений.

Развивающие:

  • развитие зрительно-образной и слуховой памяти, произвольного внимания, логического мышления и речи, речевого творческого восприятия, мелкой моторики в процессе работы с картинками-пазлами.

Воспитательные:

  • закрепить умение работать в парах в рамках совместной деятельности;
  • учить выбирать лидера по его личностным качествам;
  • воспитывать бережное отношение к книге;
  • способствовать пробуждению интереса к художественной литературе.

Ход совместной деятельности «В гостях у сказки»

Свободная деятельность детей до начала совместной деятельности: конструирование, просмотр иллюстрированных книг, настольно-печатные и сюжетные игры.

1. Мотивационный этап.

Педагог демонстрирует на экране фрагмент мультфильма «Красная Шапочка» из сборника «Машины сказки». Дети обращают внимание на изображение на экране, подходят, встают возле экрана, интересуются, произносят название сказки («Красная Шапочка»)…

В этой сказке ошибки: Колобок пришёл из другой сказки, Красная Шапочка не садилась на пенёк… Значит, Маша перепутала все сказки (примерные ответы детей).

А вы, ребята, не перепутываете героев сказок? (Нет).

Можете это доказать? (Да).

2. Дидактическая игра: «Кто из какой сказки?».

Дети парами садятся возле центральной карточки с изображением главного героя именно своей сказки, сопоставляя её с другими персонажами и предметами (объектами) из этой же сказки.

Чтобы парами к столу шагать, нужно противоположные по смыслу слова назвать (речевое упражнение: «Наоборот»):

  • Бабушка в сказке «Красная Шапочка» по возрасту какая? (старая), а её мама какая? (молодая);
  • Дюймовочка по величине какая? (маленькая), а жаба какая? (большая);
  • Кот Базилио и лиса Алиса по характеру какие? (хитрые), а Буратино какой? (доверчивый, наивный);
  • Золушка по характеру какая? (добрая), а её мачеха какая? (злая);
  • 33 богатыря из моря что делают? (выходят), и обратно..? (заходят);
  • Колобок по дороге что делает? (катится), а дерево возле дороги что делает? (стоит).

Ребята, а кто написал «Сказку о царе Салтане? (А. С. Пушкин), «Дюймовочка»? (Г. К. Андерсен), «Золушка»? и «Красная Шапочка»? (Ш. Перро).

Ребята, как вы думаете, кто из вас является «знатоком» авторов этих сказок и кому можно поручить проверить задание с карточками? (дети выбирают лидера в качестве проверяющего).

Ребёнок-лидер подходит к каждой паре, и она произносит название своей сказки (6 сказок).

3. Создание и решение проблемной ситуации в рамках сообщения темы совместной деятельности.

Педагог случайно роняет книгу «Угадай сказку», а кто-то из детей желает её поднять и положить на стол.

Книги должны лежать на полу? (Нет).

А что же с книгой делать? (Её можно смотреть, читать). Ребёнок перелистывает страницы книги, а педагог в это время интересуется:

Может, ты сейчас встретишь именно ту сказку, которая у нас сегодня в гостях и находится на столе? (ребёнок указывает на сказку «Красная Шапочка» и убеждает в правильности выбора всех остальных детей).

Ребята, вы хотите узнать, что здесь написано? (Да).

Но слова в предложениях пропущены, вы сможете их вставить? (Да).

Педагог читает текст, а дети вставляют пропущенные по смыслу слова.

Ребята, как вы думаете, можно ли останавливаться и разговаривать с незнакомцами на улице? (Нет). Дети объясняют свой ответ.

Ребята, как вы думаете, какая сказка у нас сегодня самая главная? (Это сказка «Красная Шапочка»).

4. Речевые упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи.

Какую дорожку выбрал волк, чтобы добраться до домика бабушки? (Самую короткую). Дети друг за другом под музыку на носочках с подскоками (руки на поясе) движутся по короткой «дорожке» к «домику».

Ребята, вы хотите узнать, что в домике находится? (Да).

Один из детей достает из «домика» карточки с заданиями. С детьми проводятся речевые упражнения: «Составь рифмочку»; «Собери из слов предложение» (нарушен порядок слов в предложении). Подводится итог выполнения речевых упражнений.

5. Пересказ сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» на основе серии сюжетных картин к сказке и наводящих вопросов.

А какую дорожку выбрала Красная Шапочка, чтобы добраться до домика бабушки? (Самую длинную). Дети друг за другом под музыку на носочках с подскоками (руки на поясе) движутся по длинной «дорожке» к экрану, садятся на стулья такими же парами, как на дидактическую игру.

Ребята, вы хотите Машеньке рассказать сказку Ш. Перро «Красная Шапочка»? (Да).

А помогать нам будет «волшебный экран» (на экране поочерёдно появляются 6 сюжетов к сказке; каждая пара составляет по предложению к картинке с помощью речевого упражнения «Скажи дальше»). Подводится итог данного этапа.

6. Итог совместной деятельности.

Машенька внесла свои изменения в сказку «Красная Шапочка». А какую свою сказку про Красную Шапочку готов рассказать, а может быть показать, каждый из вас (обратить внимание на костюмы персонажей к сказке). Подумайте!

Я думаю, что вы, ребята, покажите интересную сказку про Красную Шапочку нашему детскому саду. Желаю успехов! До встречи!

Линкевич Екатерина Юрьевна,
учитель-дефектолог,
МАДОО «Центр развития ребёнка –
детский сад № 152» г. Перми