Названия игровых центров в группе детского сада. Развивающая среда в доу по фгос своими руками. старшая группа. Место для уединения

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего:

- Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

- Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды в нашем ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально,т.к.она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

В соответствии с ФГОС ДО основная общеобразовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

ППР среда в младшем дошкольном возрасте:

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

ППР среда в среднем дошкольном возрасте:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

ППР среда в старшем дошкольном возрасте:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:

ПРОСТРАНСТВО

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

Рабочая;

Активная;

Спокойная.

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть:

Полифункциональной;

Трансформируемой;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

Насыщенность среды предполагает:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений ППР среды в зависимости:

От образовательной ситуации

От меняющихся интересов детей

От возможностей детей

Вариативность среды предполагает:

Наличие различных пространств

Периодическую сменяемость игрового материала

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми

Появление новых предметов

Доступность среды предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

Исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность среды:

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Центры развивающей активности детей

Обстановку в группах создали таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.

Для социально – коммуникативного направления созданы центры:

Центр активности (сюжетно – ролевые игры);

Центр ПДД; -центр пожарной безопасности;

Центр трудовой деятельности.

Познавательного направления:

Центр «Мы познаём мир»;

Центр «Я знаю свои права»;

Центр «Экспериментирования»;

Центр патриотического воспитания;

Центр конструктивной деятельности;

Центр сенсорного развития;

Центр математического развития.

Речевого направления:

Центр театрализации;

Центр «Будем говорить правильно»;

Центр «Здравствуй, книжка!».

Художественно – эстетического направления:

Центр «Маленький художник»;

Центр «Умелые руки»;

Центр «Весёлые нотки».

Физическое направление:

Центр «Здоровейка»

Центр спорта «Будь здоров».

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Благодаря созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом ФГОС ДО, дети стали более социализированы, умеют общаться друг с другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОУ, повысился познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Центры активности

Группа № 9 «Лёвушка»

Воспитатель О.Г. Закутько

Все дети, как известно разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашей группе мы создали условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому ребенку представлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ – правильная организация предметно- развивающей среды (ПРС).

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа ДОУ строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями детей. Таким образом, организация ПРС в нашей группе строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

В группе организованы ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ – игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности; проводится работа по планомерному оснащению центров, чтобы соблюдались принципы соответствия физической среды:

Возрастным и индивидуальным возможностям детей;

Интересам и предпочтениям детей;

Теме, которую проходят дети группы в текущий период;

Возрастным и индивидуальным образовательным задачам детей группы.

Дети сами решают, в каком центре они будут играть, что конкретно они будут делать, и какие им для этого нужны материалы. Дети многому учатся друг от друга; игровые центры и работа в малых группах дают им возможность естественного общения, приобретения самостоятельности, опыта принятия решений и выражения своих мыслей и чувств. Игры в центрах активности и обучающие занятия – это часть распорядка дня. Но большую часть времени дети проводят в самостоятельных творческих играх, исследованиях, экспериментах по основным областям развития:

- Социально- коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Речевое развитие,

Физическое развитие .

Социально-коммуникативное развитие:

Центры социально-личностного развития:

Дети приобретают социальные навыки, когда они играют со сверстником или с несколькими партнерами вместе, споря и соглашаясь, совместно планируя и реализуя замысел.

Сюжетно-ролевые игры помогают детям воспитывать в себе ответственность, развивать новые интересы, впитывать новые знания. Создавая свой собственный мир, дети овладевают миром реальным, пытаются решать реальные жизненные проблемы, проигрывают и оживляют свои переживания.

Центр «С/р игр»

расположен в группе на ковре, пространство для с/р игр, четко определено и имеет границы, которые препятствуют детям, не занятым в игре, вбегать в эту зону и прерывать игру, и в то же время у других детей при желании есть возможность присоединиться.

Здесь есть картотека с/р игр, имеются необходимые атрибуты и оборудования для более 10 сюжетно-ролевых игр, подобраны тематические коллекции игрушек, имеются наборы детской мебели, комплекты постельного белья, кукольная одежда по сезонам, куклы разных размеров. Также имеются предметы заместители, предметы ряжения, телефоны детские, мягкие и резиновые игрушки.

Оборудования:

Атрибуты и материалы для с/р игр


«Дом», «В гости», «Дочки-матери»,

Материалы для игр вводятся постепенно, в процесс пополнения игровым материалом вовлечены родители, общественность и администрация сада.


«Семья»,


«Парикмахерская», «Салон красоты», «Столовая», «Кулинария»,

«Магазин»

С/р игры «Больница», «Поликлиника»,


«Ферма», «Зоопарк»,


«Дорога и пешеходы», «Почта», «Гараж», «Выставка машин» и др.

Картотека с/р игр

Уголок ряжения (сарафаны, юбки, рубашки, шляпки, косынки и др.)


Труд.

Уголок дежурства.

Центр познавательно-речевого развития

Речевое развитие происходит за счет расширения словаря ребенка при обсуждении плана, в процессе игр.

В творческой игре дети осуществляет такие виды действий, которые:

Способствуют развитию пяти чувств;

Развивают активную и пассивную речь;

Помогают разобраться во взаимоотношениях людей и освоить образцы поведения;

Увязывают представления между собой;

Стимулируют творческую мысль и решение проблем;

Увеличивают самоуважение;

Развивают способы выражения эмоций и чувств;

Знаменуют радость и свободу детства.


В группе имеется книжный уголок, стеллаж для книг, в котором еженедельно меняются книги по темам;

«Библиотека» по программе и любимые книги детей, энциклопедии и справочная литература, словари, книги из прошлого жизни людей, знакомящие с культурой русского народа, сказки, стихи великих поэтов, загадки, потешки, игры.

Имеются книжки-картинки, книжки-раскладушки,

портреты и биографии детских поэтов и писателей, фонотека сказок.

Имеется магнитофон и диски со сказками и литературными произведениями для детей.

«Библиотека»

Эффективное обучение в этом центре основывается на поддержании интереса ребенка к называнию букв, высказываниям, чтению, письму.

В этом центре осуществляется:

Ознакомление с художественной литературой разных жанров и народов, произведениями русских и зарубежных писателей;

Воспитание интереса к книге, к слушанию литературных произведений, к самостоятельному чтению;

Воспитание нравственности и духовности посредством ознакомления с детской классической литературой;

Развитие творческих способностей посредством изготовления книг – самоделок;

Иллюстрации по сказкам детских поэтов и писателей

Художественная литература: хрестоматии, сказки, стихи, рассказы,

загадки, пословицы, потешки и т.д.

Энциклопедии «Все обо всем», «Мир и человек» «Малыш и космос»

Тематические выставки и викторины. Проекты

Патриотический уголок

содержит: портреты президента РФ, символику России,

проекты: «Россия – наша страна»,

«Город Усть-Илимск над рекой Ангарой»,

«Родной край - Прибайкалье» и др.

альбомы и наборы открыток с видами городов,

Макеты, сделанные руками детей и родителей ко Дню Победы:


книготворчество детей по проектам,

дидактические игры по проектам, иллюстрации одежды и костюмов народов мира.

В центре «Литературы и грамматики»

Грамотность определяется как обладание языковыми навыками, которые передаются в культуре социальным путем. Эти навыки включают чтение, письмо и буквенный анализ.


В центре сформировано устойчивое положительное направление на ребенка говорящего, читающего и пишущего, здесь собраны и разработаны проекты на различные темы:

- «Времена года», «Родной край», «Космос», «Леса Сибири», «Птицы», «Животные», «Кулинария», «Транспорт», «Игры и знания», «Одежда» и др.

Подобраны:


Познавательно-речевая литература по различным темам:


Сюжетные картинки для составления рассказов,

Предметные картинки по темам;

-«алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах,

Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза;

Дидактические игры по развитию речи («Семья животного», «Чей хвост», «Чья голова у животного», «Назови лист дерева», «Доскажи словечко»,

«Ассоциации», «Кто за кем» и др. Имеется в наличии картотека словесных игр, пальчиковых игр, чистоговорки и скороговорки, картотека дыхательной гимнастики,


Картотека артикуляционной гимнастики «Веселый язычок»

Собраны азбуки разных видов: разрезная, на кубиках, магнитная, мозаика из букв, разрезные буквы, картинки на классификацию,

Кубики с буквами, слоговые наборы. Подборка методической литературы по развитию речи, хрестоматии разных выпусков.

«Золушкин Бассейн»

Игры на развитие мелкой моторики (мозаика, шнуровка, пазлы, бусы и др.)

Игры на обобщение словаря: «Кто, где живет», «Кто, как кричит», «Скажи ласково», «Подбери словечко»

Игры на развитие психических процессов: «Кто, что делает», «Что изменилось», «Сосны, ели и пенечки», «Найди предмету место»

Игры на преодоление застенчивости, на развитие произвольности

Упражнения на развитие произвольности и внимания

Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании

Импровизации. Иллюстрации


Картинки: сюжетные, предметные, на составление рассказа

Касса букв, Алфавит

Картотека: стихов, потешек, скороговорок, чистоговорок, загадки, сюрпризные моменты, физминутки и т.д.

Игры на развитее фонематического слуха: «Телефон», «Хлопки владоши», «Что мы слышим» и т.д.


Альбомы по ЗКР


Тематические альбомы: Овощи, Фрукты, Ягоды, Грибы.

Транспорт, Мой город, Моя страна. Детский сад. Мебель, Одежда, Обувь.

Посуда, Кулинария.

Животные и Птицы (дикие, домашние, жарких стран, Арктики и Антарктиды). Времена года (на составление рассказов)

Тематические кубики.

Картинки: сюжетные, предметные, для составление рассказов и для ЗКР, для обозначение звуков в словах

Центр ОБЖ:

ПДД (правила дорожного движения)

Проект «Светофорчик»

-

Модели дороги, улиц города, пешеходные переходы


Модели занятий

Книги по ПДД - плакаты, дорожные знаки

Задания, викторины

Картотека подвижных игр и дидактических по ПДД

Правила поведения: на улице, в лесу, на прогулке, на экскурсии по городу, в транспорте, в общественных местах и т.д.


Иллюстрации, картинки

ППБ (правила пожарной безопасности)

Книги по ППБ

Плакаты

Иллюстрации, картинки

Пожарные знаки и символы. Задания, викторины


Картотека подвижных игр и дидактических по ППБ и ОБЖ

Правила поведения: на улице, в лесу, на прогулке летом и осенью.

Проект «Огонек»

Модели домов, зданий, поделка модели домика из спичек.

Модели занятий

Центры познавательного развития:

Центр «Математики и манипулятивных игр»

находятся:


Цифры от 1 до 10

магнитная доска с магнитами; предметные картинки, счетные палочки, формы, часы.


Геометрические фигуры и формы (шары разных размеров, кубики, конусы, призмы и др.)

Картотека математических игр

Цифры разных видов и комплекты цифр и математических знаков на каждого ребенка, счетный материал (морковки по 10 шт. на каждого ребенка, зайчики, листья, бабочки, флажки и др.)

Счетный материал по 10 шт для образца (птички, грибы, яблоки и др.)

Предметные картинки и фигуры для игр:

Игры на сериацию для установления предметов по порядку;

Игры на счет: на установление числа и количества предметов;

Игры: на вычисления предметов; классификацию, измерение; сравнение.

А также логико-математические игры, рабочие тетради по математике.

«Шашки». Настольные игры: «Домино», «Лото», «Шашки», «Ассоциации», «Танграммы», «Весёлый счет», «Найди похожий предмет», «Подбери предмет», «От 0 до 10» и т.д

Головоломки, лабиринты, разрезные картинки, схемы, модели

Центр строительства и конструирования


В центре строительства дети играют как вместе, так и порознь, используя элементы конструкторов разной величины и формы. Освоение конструирования проходит ряд этапов – от простого перетаскивания блоков к созданию и обыгрыванию сложных построек.

В центре развиваем у детей способность различать и называть строительные детали (куб, кирпичик, пластина, брусок). Учим использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

Игры развертываются на ковровой дорожке,

дети играют как вместе, так и порознь, используя элементы (блоки) конструкторов разной величины и формы. Разные виды строительного материала: кубы, кубики разных размеров, цилиндры пластмассовые, пластины, бруски.


Дети исследуют строительные элементы, конструируют и развертывают сюжетно-ролевые игры: «Гараж», «Автостоянка», «Дорога и пешеходы». «Автозаправка»

В центре конструирования имеются: мозаики (средняя, крупная и мелкая), схемы выкладывания узоров для мозаики, разрезные картинки, пазлы разной величины и по возрастам, сборные игрушки, игрушки-трансформеры, игры на шнуровку.



В центре имеются конструкторы: «Лего», конструктор «Механик», пластмассовый конструктор напольный крупный; мелкий, средний,

фигурный, плоскостной, деревянный, схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

Развиваем умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»), сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.


Обучаем приемам конструирования из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу - спинку).

Приобщаем детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, соломы (лодочки, ежики и т.д.).

Учим использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы7

Художественно-эстетическое развитие:

Центр изобразительного и конструктивного творчества.

Этот центр выполняет разные функции, прежде всего, способствует развитию креативности, любознательности, инициативы у детей. Направлен на:

Развитие навыков изобразительной и конструктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования из природного материала, бумаги, коробок и т.д;

Развитие навыков и умений по использованию различных изобразительных материалов, освоение различных изобразительных техник;

Приобретение опыта координации руки и зрения;

Освоение элементарных способов рисования и лепки предметов и объектов окружающей действительности;

Формирование представлений о свойствах и качествах различных изобразительных материалов.

Знакомство с линией, цветом, формой и текстурой;

Формирование представлений о разных жанрах художественного искусства: живопись, графика,

Развитие восприятия произведений искусства, чувства гармонии и красоты, художественного вкуса;

Центр «Искусства» дает детям ощущение радости, волнения и удовлетворения, он выполняет разные функции: развивает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей.

Здесь дети экспериментируют с материалами, опробуют идеи, у них формируется основа для успешной деятельности.

Организация центра искусства: оборудование и материалы, как для занятий (лепки, рисования, аппликации, конструирования из бумаги и картона), так и для свободной деятельности: мольберты, магнитные доски для детских работ, подставки под карандаши, салфетки для ИЗО, стеки, подносы для раздаточного материала

магнитные доски для детских работ

Собраны альбомы, раскраски, бумага для рисования (калька, печатная, газетная, в полоску и в клеточку), цветная бумага, цветной картон, белый картон, бархатная бумага, гофрированная бумага, цветные мелки, смываемые маркеры, трафареты для рисования,


карандаши (цветные, простые, восковые), фломастеры, краски (акварельная и «Гуашь»; кисточки беличьи разных размеров, кисти для клея,

ножницы, клей ПВА, клей карандаш пластилина, влажная глина для лепки.

Материалы для коллажей, бросовый материал (скобки, тесьма, шерстяные нитки, крупы, мука, и др. природный материал).

Собраны альбомы различных росписей (Гжель, Хохлома, Дымка, Жостовская росписьи др.), образцы поделок с росписью (барышня, уточка, курочка, козленок, и др.).

Подобраны иллюстрации и репродукции картин художников И. Левитана, А. Шилова, Н Жукова, И. Шишкина, И.Сурикова и др.; детские книги с иллюстрациями художников В. Канашевича,

Книги «Рисуем ладошками», «Рисуем пальчиками»

Для Ручного труда собраны тканевые салфетки, швейные иголки, нитки (шерстяные, мулине, катушечные), бисер, пуговицы, бусинки, пяльца, образцы разных тканей, кожи и шерстяной ткани, шелка, гипюра.

Образцы росписей: дымка, филимоновская игрушка, Городецкая

роспись, хохлома, гжель, жостовская роспись (подносы) Картинки и иллюстрации: пейзажи, натюрморты, портреты

Схемы: животных, деревьев, птиц, людей, транспорта (шаблоны

Трафареты: силуэты с различной тематикой для мальчиков и девочек

Раскраски: «Веселые зверята», «Транспорт», «Овощи и фрукты»,

«Сказки», «Спорт», «Динозавры», «Праздники» Альбомы: художников, образцы росписей.

Дидактические игры «Узнай роспись», «Опиши игрушки», «Собери радугу» и др.

Музыкальный центр

Направлен на создание условий для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения новых впечатлений. Развитие интереса к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа, истоками культуры.

Вовлечение детей в процесс подготовки разных видов развлечений; на формирование желания участвовать в кукольных спектаклях, музыкальных и литературных концертах; спортивных играх и т.д.


В центре «Музыки» собраны различные музыкальные инструменты, фонотека (сказки, дет. песни, мультфильмы, классическая музыка, музыка для релаксации, музыка моря, птиц и др.), атрибуты к подвижным музыкальным играм, картотеки дидактических, музыкальных игр,

портреты композиторов, музыкальный альбом.

Музыкальные инструменты:

пианино детское, металлофоны (деревянный, металлический, игрушечный),

дудочки, бубен, погремушки, уголки, свистулька, шумовые инструменты,

шарманка и др.)

Портреты композиторов (П.И. Чайковсский, Л. Бетховен, И.С. Бах и др.) Иллюстрации к песенному репертуару, сказкам

В центре «Театр и дети»

собраны методическая литература, консультации, сценарии,

Адаптированная программа «Театр-творчество-дети»,

Инсценировки, картинки, песни, костюмы, детские музыкальные инструменты , рус. нар. костюмы, косоворотки, юбки, платья, сарафаны, платки, шапочки шарфы и др.

Имеются различные виды театра:


Сказочные персонажи.


настольный театр, фланелеграф,

би-ба-бо, теневой,

театр Масок,


рукавичек, пальчиковый театр.

Костюмерная

Кукольные театры: по сказке «Приключения Буратино»,


«На Золотом крыльце сидели»


по сказкам: «Курочка Ряба» «Умей обождать»


По сказке «Кот, Лиса и Петух»

Театр игрушек:


Атрибуты: платочки, ленточки, веночки, султанчики, сумочки, бусы

Центр Экологии

Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире с помощью наблюдения и экспериментирования. Исследования, элементарные опыты приводят к развитию устойчивых умений:

Наблюдать (температура, ветер, тучи, свойства, запахи и др.);

Ставить вопросы (Что утонет? Что будет плавать? Как тает лед?);

Сравнивать (Какие семена быстрее взойдут? Какие материалы намагничиваются, а какие нет?);

Классифицировать (составление гербария по видам листьев или цветов);

Регистрировать данные (работа с картографами, таблицами).

Дети получают новые знания о разнообразных представителях растительного и животного мира, природных закономерностях, причинах тех или иных явлений, знакомятся с особенностями объектов неживой природы (камни, почва, вода и пр.). Основным способом овладения умений и навыков исследовательской деятельности детей и экспериментирования является:

Организация развивающей среды,

Формирование исследовательских умений и навыков;

Нахождение связей между явлениями окружающего мира;

Решение проблемных ситуаций;

Умение планировать свою деятельность,

Расширение кругозора детей,

Освоение речевого общения,

Уточнение и расширение словарного запаса детей.


На их упорядочение и систематизацию;


В центре « Экологии»

имеется:


Календарь природы, календарь погоды,

книги, игры о природе, схемы и карты, наборы иллюстраций о растениях, животных, птицах, насекомых; дидактические и настольно-печатные игры.

Схемы, моделирование, планы по темам

Географические карты России, мира

Картотека дидактических игр по экологии

Альбом по экспериментированию

Картотека комнатных растений, опыты и эксперименты, игры, сезонные наблюдения;

Календарь наблюдений за живой и неживой природой:

В Центре «Экспериментирования»:

Большинство детей получают огромное удовольствие от игр с песком, водой. Математическое развитие: отработка понятия количества, сохранение количества, мерка, независимость кол-ва от формы, порядковый счет и т.д. Развитие естественнонаучных представлений: экспериментирование и наблюдение, изменение состояния веществ. Физическое развитие: использование координации глаз – рука, освоение тонкой моторики.

Оборудования:

Разные виды транспорта (мелкие машины, средние и крупные)

Макеты домов,

Альбомы, иллюстрации, схемы построек, образцы конструирования

Столярная мастерская (разные виды инструментов)

Природный материал для конструирования (кора деревьев, береста, ракушки, камни, ветки деревьев, листья, шишки, солома, песок, глина, масса для лепки) и др.)

Картон и бумага для конструирования.

Фартуки (клеенчатые, матерчатые), салфетки бумажные и матерчатые

Приборы (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, микроскоп);

Разнообразные по объему и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.

Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, листья деревьев, мох, семена).

Утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки).

Технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора).

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, гофрированная, копировальная.

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски),

Измерительный материал: метр, линейка, условные мерки.

Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля).

Другие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, крупы, сахар, цветные и прозрачные стекла, скотч, пилка для ногтей, сито, свечи…

Центр физического развития и здоровья,

направлен на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

В спортивном центре имеется спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных и малоподвижных игр, нетрадиционное спортивное оборудование, массажные и ребристые коврики для закаливающих процедур, картотека подвижных игр с детьми в группе и на улице.

Оборудования:

Гантели, скакалки, мячи (резиновые и матерчатые), кубики разных размеров, шайбы, мешочки для метания, кольцебросы,


Массажная дорожка для ног, канат, дренажная дорожка, ленты, платочки, подушки. Картотека подвижных игр (народные, хороводные) - упражнения на дыхательную гимнастику

Психогимнастика.

«Дизайн детской» - Дизайн в детском саду. Для успешной работы с детьми педагог организует: 2 БЛОК «Мы заглянем в каждый дом, красоту увидим в нем». Как утверждал Л.С.Выготский, стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Формировать навык сотрудничества, умение работать в коллективе.

«Архитектура детских садов» - Швейцария. Максимально застеклённый нижний этаж. Типовые проекты. В помещениях, где пребывают дети, очень важен микроклимат. Дизайн детского сада от студии Solid Architecture. Наличие хорошей звукоизоляции. Архитектура детского сада. Ясли - детский сад «Жираф» в Париже на 80 человек. Экологичная архитектура.

«Группы в детском саду» - Группа «Малинка». Веселимся и играем Никогда не унываем. Очень любим выступать И на ложках поиграть. Группа «Лучик». С пеньем, рисованьем, лепкой Дружат дети очень крепко. Мы и лепим, и рисуем, И танцуем, и поем. Хорошо живется тут Нас малинками зовут. Мы в театре все играем Как артисты выступаем. Удивляют всегда нас.

«Детский сад будущего» - Инновационный садик будущего представляется детям ярко, с атрибутами естественных условий проживания живого человека. Инновационный детский сад будущего (глазами детей). Зимой бассейн закрывается железной крышей. В основном, нужна, чтобы прыгать и «освежаться» в жаркие дни. Солнечная батарея успешно преобразует солнечную энергию в электрическую и тепловую.

«Занятия в детском саду» - Умение танцевать стало потребностью повседневной жизни. Руководитель кружка – Бетина Ирина Геннадьевна. Руководитель кружка – Пономарёв Анатолий Иванович. И жду я сегодня чудесного дня. Вокально-хореографический кружок «Колокольчик». Много сил и времени затратили все сотрудники детского сада. Руководитель кружка – Шлыкова Наталья Валерьевна.

Всего в теме 17 презентаций

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС.

Характеристика группы:
В мою группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 5лет 6 мес. до 6 лет 3 мес. В группе 15 девочек и 8 мальчиков, в основном (80%) это дети служащих, рабочих - 20%. Группа - общеразвивающая. Есть дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя-логопеда (13%), есть дети (57%), речевое развитие которых соответствует возрасту, у остальных детей (30%) – чистая речь.
Факты, полученные в результате анализа.
а) безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ.
Создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Переставляется мебель в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель,(мягкий уголок), что создает уютную атмосферу, а так же игрушки детей, принесенные ими из дома. В работе с детьми я использую не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействую с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.
б) реализация образовательных программ дошкольного образования.
Детский сад работает по общеобразовательной программе ГБДОУ №43 Колпинского района, поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды.
Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:
содержательно-насыщенная, развивающая;
трансформируемая;
полифункциональная;
вариативная;
доступная;
безопасная;
здоровьесберегающая;
эстетически-привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:
художественно- творческий уголок, уголок безопасности, музыкально- театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно-речевой.
в) Учет возрастных особенностей детей.
Дети моей возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям старшего дошкольного возраста.
Основная группа: 22 ребенка - 2 группа здоровья, 1 ребенок – 1 группа здоровья. Инвалидов и с задержкой психического развития - нет.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно - ролевой игры
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Сюжетно-ролевые игры: Ателье, Почта, Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья.



Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.



Центр безопасности.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития»

Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.



Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста мною используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Театральный центр

Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.


Музыкальный уголок.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.


Центр творческой деятельности
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Познание»

Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать»,«Цвет», «Форма», «Размер».Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число»,»Математическая рыбалка»,«Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».Развивающие игры: Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи Квадрат», «Рамки Монтессори», «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс», Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.




Центр природы
В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей.



Центр экспериментирования
В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения эксперементов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Развитие речи»

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по звуковой культуре речи
Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши»,«Позови громко», «Эхо».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото»,«Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж».
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».
Игры на развитие связной речи
«Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала,что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»,«Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».

Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.

Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.

Из чего состоит развивающая среда?

Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:

  • большой игровой площадки;
  • разнообразного игрового оборудования;
  • набора игрушек;
  • игровой атрибутики;
  • различных игровых материалов.

В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.

Компоненты развивающей среды

Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.

  1. Социальный.

Основными критериями этого компонента являются:

  • хорошее, весёлое настроение;
  • уважение к воспитателю как руководителю процесса;
  • дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
  • задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
  1. Пространственно-предметный.
  • среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
  • у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
  • среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
  1. Психодидактический.

Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка.

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда.

Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:

  • развивающие игры;
  • простые технические устройства и модели;
  • лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
  • природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.

Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды

Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство.

Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно.

Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт. Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.

Как создать развивающую среду в ДОУ?

При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.

Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.

  1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
  2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
  3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
  4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки - о женственности.
  5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.