Звуковые дорожки логопедия. Звуковая дорожка. Дидактическое пособие «Гусеничка»

“Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения”
К.Д. Ушинский

Аннотация : ФГОС ДО в качестве приоритетной задачи определил развитие всех компонентов устной речи детей, в том числе – практическое овладение воспитанниками нормами речи. За последние годы возросло количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности, информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что требуют от учителя-логопеда поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребенка.

В последнее время, родители, стали жаловаться на то, что дети все неохотнее занимаются дома. Автоматизация звуков проходит трудно и тяжело. Я решила предложить выход из данной проблемы. Опираясь на принцип взаимодействия родителей, как законных представителей ребёнка в ДОУ. Сделала родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, привлекла их внимание к коррекционным проблемам.

Многофункциональное дидактическое пособие «Звуковая дорожка» является авторской разработкой, было изготовлено на мастер-классе совместно с родителями.

Предлагаемый материал может быть использован как в логопедических, так и в обычных группах детского сада для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Родителями при выполнении домашнего задания. Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми 5-7 лет. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием.

Цель:

  • Закреплять правильное произношение поставленных звуков, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Задачи:

  • – Автоматизировать звуки в слогах, словах, фразовой речи;
  • – Закреплять правильное произношение поставленных звуков в словосочетаниях и предложениях;
  • – Развивать звуковой анализ слов;
  • – Формировать у ребенка навыки самоконтроля за речью;
  • – Развитие мелкой моторики;
  • – Стимулировать развитие психических и познавательных процессов;
  • – Поддерживать эмоционально положительный комфорт.

Материал: Пособие изготовлено из салфеток для вытирания пыли по шаблонам в виде гусеницы и ракеты. С нашитыми на них пуговицами, украшено бросовым материалом. С картинками на разные звуки, картинками на ленточках, прищепки.

Использование данных игр : Подходит, как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношения, и общего недоразвития речи у детей в ДОУ.

Игровая задача:

На «Звуковых дорожках» каждый звук мы сможем отточить,
В слогах, в словах и в тексте закрепить.
Речь станет правильней, красивей и богаче.
Помогут нам «Дорожки» только так! Никак иначе!

Методика проведения игр с использованием многофункционального дидактического пособия «Звуковая дорожка»

Варианты игр:
1. «Ритмическое путешествие »
Цель: формирование ритмического рисунка в серии слогов для правильного восприятия интонационной выразительности.
Описание работы: Логопед предлагает ребенку, «пошагать» пальчиками по пуговичкам. При этом произносить, или пропевать разные песенки: жа–жа–жа , са–са–са … (используя картинки-символы)

2. “Скажи правильно
Цель: автоматизация поставленных звуков. Ребенок четко и правильно произносит по-ставленный звук и кладет на пуговицу каштан (шарики Марблс, фишки и т.д.)
3. “Раздели слова на слоги ” Цель: определить количества слогов в слове.

Ребенок определяет сколько слогов в слове и прикрепляет прищепкой к ракете, гусенице рядом с каждой пуговицей.

4. «Чья песенка
Цель: Учимся дифференцировать поставленные звуки по схеме. Два слова со звуком – З -, два слова со звуком – Ж -. Или чередуя – зуб, жук, забор, жаба и т.д. Дети прошагивают пальцами, или проговаривают слова – согласно схемы.

5. А) «Гусеница ползет звук «Ч» на себе везет »
Б) «Ракета в космос улетает картинки со звуком «С» забирает»
Цель: Найти картинки на заданный звук.
Ребенку предлагаются картинки на ленточках. Дети выбирают и надевают на пуговицу. Проверяют, четко проговаривая слова.

6. «Шагаю – слово называю »
Цель: Четко произносить звук «Р» в предложениях. Предложите ребенку повторить пред-ложение, шагая по пуговицам на каждое слово: Юра уронил ручку, Рая сорвала розу (ос-талась пуговица, задайте вопрос – какую? – красную слово со звуком – Р –) и т.д.

7. «Ловко пальцами шагаю, чистоговорку повторяю » Цель: Автоматизация и дифференциация закрепляемых звуков.
Ребенок, прошагивая пальцами по пуговицам или накладывая на них фишки механически не задумываясь произносит скороговорку, чистоговорку и др.
Доказано: Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев, поэтому игры с данным дидактическим пособием «Звуковая дорожка», с по-мощью развития мелкой моторики, позволяют автоматизировать звук и повышают уровень развития речи.











Любовь Филина

Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие (хорошо всем известная «Звуковая дорожка») в собственном исполнении.

Цель: Автоматизация звуков

Пособие представлено большими картами с дорожками с изображением предметов, в названии которых встречается отрабатываемый звук, схемами места звука в слове, кубиком с количеством точек на каждой грани от 1до 6, фишками.

В игре могут участвовать от 2 и более человек.

Ход игры:

Ребёнок, бросив кубик, делает такое количество шагов, сколько точек выпало на кубике. Встав на деление дорожки, ребёнок называет картинку, при этом стараясь правильно произнести отрабатываемый звук. Определяет место заданного звука в слове. Если фишка встала на деление с изображением схемы места звука в слове, то ребёнок должен подобрать слово на отрабатываемый звук в данной позиции в слове (начале, середине, конце).

Дидактическое пособие «Ежи ищут маму»

Цель: автоматизация звука [ж]

Дидактическое пособие «На встречу солнышку»

Цель: автоматизация звука [л]

Дидактическое пособие «Помоги школьнику дойти до школы»

Цель: автоматизация звука [ш]


Дидактическое пособие «Гусеничка»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [р], [р"]

Расширять и активизировать лексический словарь;

Автоматизировать поставленные логопедом звуки;

Дифференцировать отрабатываемые звуки по мягкости и твёрдости;

Закреплять умения определять место звука в слове;

Упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начале, середине, конце) в слове;

Упражнять в подборе слов с отрабатываемыми звуками с заданным количеством слогов (схема слоговой структуры слова);

Упражнять в составлении предложений с заданным количеством слов, используя при этом название любой понравившейся картинки из «звуковой дорожки».


Публикации по теме:

С этой игрушкой можно играть по разному. 1. Сухой бассейн. (Чудесный мешочек) В непосредственно образовательной деятельности: Дети вытаскивают.

Вряд ли наша гусеница С кем-то в красоте сравнится Как фотомодель стройна, Веселья, яркости полна. Ей ума не занимать, Предложит в игры.

Цель: развитие тактильных ощущений, тонкой моторики; различение основных цветов; расширение словарного запаса. Данное пособие будет интересно.

Дидактическое пособие «Дерево». В технике папье-маше выполнена ваза-дерево. Наполнением является природный материал, детские поделки (листья,.

Назначение: развитие познавательной и эмоциональной сфер, пространственного восприятия. Основное назначение фланелеграфа - проведение различных.

Дидактическое пособие «Матрёшка» Тематический план к проекту: «Матрешка, любимая игрушка» 2 мл группа. 1 Знакомство с народной игрушкой – матрешкой. Заучивание стихотворения.

Солнышко было сделано из картона, обтянутого желтой атласной тканью, для танца «Выйди, солнышко скорей!», но потом о нем мы забыли. Когда.

вера переведенцева

Предлагаемый практический материал«звуковые дорожки » - предназначен для закрепления поставленных звуков у детей с дислалией или дизартрией (4-5 лет, для стимуляции речи у безречевых детей (с алалией) . Звуковые дорожки ориентированы на активное подключение просодических компонентов речи : изменение ритма, темпа и силы голоса. В отдельных случаях можно подключить работу над интонацией при закреплении изолированных гласных звуков или согласных звуков в слогах . Все задания должны включать игровые моменты. Выделяются две задачи :

Отработка заданного звука ;

Формирование фразовой речи без учета нормативного произношения, отрабатываемого в звуковых дорожках , звука .

«Звуковые дорожки » - это линии разных вариаций (от прямых до волнистых или ломаных, от непрерывных до прерывистых, отображающие продолжительность произнесения звуков . Основополагающими линиями являются : ___(длительное произнесение без остановок и пауз, ___ ___(с вынужденными остановками между отрезками траектории – продолжительность произнесения соответствует отрезку дорожки , _ _ _ (с более частыми вынужденными остановками между отрезками траектории – продолжительность произнесения соответствует отрезку дорожки , О О – с кратким произнесением звуков . Использование разной толщины и длины линий траекторий позволит разнообразить игровой процесс. Проводя по дорожкам пальцев , ребёнок или взрослый произносит отрабатываемый звук по всей траектории дорожки следующим образом :

При закреплении гласных – немодулированно, монотонно (прямые непрерывные и прерывистые траектории) или модулированно и интонированно – с чередованием силы голоса, тихо или громко (волнистые, зигзаговые, спиралевидные и др.: траектория вверх – интонация, траектория вниз – интонации);

При закреплении согласных – изменяя силу голоса и длительность произнесения звука .

После ребенок или взрослый пальцем одной или двух рук проводит по траектории с одновременным произнесением закрепляемого звука , причем, не бессмысленно проговаривая отрабатываемый звук , а включаясь в игровой процесс, заданный первоначально специалистом, который ориентируется на картинки дорожки . Проходя, проплывая, пропрыгивая с соответствующим отрабатываемым звуком по «дорожкам » разной траектории, дети не только тренируются правильную артикуляционную позу изолированно, но и

Развивают логическое и ассоциативное мышление (нахождение логической связи, ассоциаций между картинками, выкладывая их в пары);

Способствуют концентрации внимания;

Развивают или совершенствуют глазо-двигательную функцию (прослеживание) ;

Развивают мелкую моторику (моторику пальцев рук) ;

Совершенствуют координацию, точность и дифференцированность движений пальцев рук (в процессе проведения пальцем по дорожкам разной сложности );

Развивают или совершенствуют графо-моторные навыки;

Развивают способность к переключению ;

Способствуют стимуляции межполушарных взаимодействий;

Позволяют заниматься ребёнку самостоятельно, т. е. развивают самостоятельность;

А также :

Закрепляют поставленный изолированный звук ;

Совершенствуют дикцию ребёнка;

Совершенствуют грамматический строй речи;

Развивают фразовую и связную речь;

Обогащают активный и пассивный лексикон;

Позволяют с увлечением разучивать буквы и обучать чтению по слогам;

Совершенствуют произвольность дыхательного акта, формируют продолжительный речевой выдох;

Помогают в решении задач по дифференциации звуков ;

То есть решают и коррекционно-развивающие задачи логопедической направленности.

Публикации по теме:

ЗВУКОВЫЕ ЧАСИКИ» Цель: - Развитие умения определять первый звук в слове. - Развитие умения определять место звука в слове. - Развитие.

«Звуковые часы» В данном пособии задания педагога рассчитаны на то, чтобы дети производили со словами различные действия – вслушивание в.

Фонематический слух - основной компонент восприятия речи. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы.

Дидактическое игровое пособие для детей младшего дошкольного возраста "Разноцветные дорожки" Автор работы: воспитатель Тырина Ольга Николаевна.

С целью познавательного развития детей было изготовлено дидактическое пособие «Цветные дорожки». В комплект дидактического пособия входят:.

Методическое логопедическое пособие

«Команда звуков и звуковые дорожки»

для работы с дошкольниками

Кошелева Виктория Николаевна

учитель-логопед

МКДОУ детский сад «Рябинка»

п.Куминский ХМАО-Югра

Логопедическое пособие «Команда звуков и звуковые дорожки» предназначено для работы с детьми от 4 до 7 лет, имеющими нарушения речи.

Главная цель пособия – создание условий для поэтапного освоения системы родного языка через развитие всех сторон речи.

Разработка пособия «Команда звуков и звуковые дорожки» опирается на научные факты и имеет большую практическую значимость в логопедической работе с дошкольниками.

При работе с данным пособием решаются следующие задачи :

    Формировать тактильные ощущения пальцев рук.

    Развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Формировать правильное звукопроизношение звука в изолированной позиции.

    Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в слогах.

    Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в словах.

    Развивать фонематическое восприятие, опираясь на слухопроизносительную характеристику звука.

    Формировать представления о способах слияния согласных и гласных звуков в открытых и закрытых слогах.

    Формировать представления о дифференциации твердых и мягких согласных в слогах.

    Формировать представления о дифференциации твердых и мягких согласных в словах.

    Формирование фонематического восприятия – определение наличия или отсутствия заданного звука в слове, определения места звука в слове (начало, середина, конец слова).

Методическое пособие включает в себя:

    Объемные фигуры, соответствующие звукам: насос – звук «С», комар – звук «З», змея – звук «Ш», жук – звук «Ж», кузнечик – звук «Ц», паровозик – звук «Ч», щетка – звук «Щ», самолет – звук «Л», машина – звук «Р».


    Три комплекта дидактических карт с изображением картинок, соответствующих звукам: насос – звук «С», комар – звук «З», змея – звук «Ш», жук – звук «Ж», самолет – звук «Л», машина – звук «Р». На каждой карте первого комплекта от картинки на синем фоне проходят дорожки синего цвета.

    На каждой карте второго комплекта от картинки на зеленом фоне проходят дорожки зеленого цвета.

    На каждой карте третьего комплекта картинка находится на вершине лесенки, по которой ребенок производит отрывистые движения.






    Комплект карточек с гласными звуками и буквами: А, О, У, И, Ы, Э.


    Комплект фишек с изображением гласных звуков.

    Демонстрационная карта «Гласные звуки и буквы»

    Картотека предметных картинок на «трудные» звуки, подобранные по лексическим темам: Одежда, Животные, Игрушки, Посуда, Мебель, Транспорт. Карточки распределены по группам с учетом позиции звука в слогах: в открытом слоге, закрытом слоге, со стечением согласных.

    Клавиатура для автоматизации звука изолированно и в слогах

    «Звуковые дома» (синий, зеленый и красный)

Для проведения фонематического анализа

    «Звуковой паровозик с вагончиком» для определения места звука в слове

Порядок работы с пособием

    При постановке звука, ребенка знакомим с объемными фигурами, обозначающими символы звуков. Ребенок имитирует звук и от правильного звукоподражания переходит к правильному звукопроизношению: насос – звук «С», комар – звук «З», змея – звук «Ш», жук – звук «Ж», кузнечик – звук «Ц», паровозик – звук «Ч», щетка – звук «Щ», самолет – звук «Л», машина – звук «Р».

Все дорожки и лесенки вырезаны из цветного картона и наклеены на листы белого картона, поэтому имеют рельефную поверхность. Это имеет важное значение для формирования тактильных ощущений. Линии дорожек волнообразные, прямоугольные и зигзагообразные, что дает разнообразие при движении пальцев рук. Дорожки зеленого цвета выполнены из бархатной бумаги, благодаря этому возникает ощущение мягкости при автоматизации мягких согласных.

    При работе с картой, где картинка на синем фоне и с синими дорожками, ребенок проводит пальцем по дорожке и одновременно произносит звук изолированно. Проводится автоматизация твердых согласных звуков.

Например: «Л-л-л»

    При работе с картой, где картинка на зеленом фоне и с зелеными дорожками, ребенок проводит пальцем по дорожке и одновременно произносит звук изолированно. Проводится автоматизация мягких согласных звуков.

Например: «Ль-ль-ль»

    Для автоматизации звуков в слогах используются карточки с изображением гласных звуков А, О, У, И, Ы, Э. Логопед показывает большую карточку с изображением гласного звука, а ребенок произносит согласный твердый (мягкий) звук и соединяет его гласным, проводя пальцем по дорожке. Проводится автоматизация звука в слогах и формируется навык слияния согласного и гласного звука.

Например: «ЛА» или

    Для автоматизации звуков в слогах используются фишки с изображением гласных звуков. В конце каждой дорожки кладется фишка. Ребенок проводит пальцем по дорожке и произносит сначала согласный твердый или мягкий звук с переходом в гласный звук. Формируется навык слияния согласного и гласного звука. Можно автоматизировать звук в открытых и закрытых слогах: производить движение пальцем по дорожкам в разных направлениях.

Слог: ЛА Слог: ЛИ

    Для автоматизации согласных звуков в изолировано используются карты, где картинки с изображением звука находятся на вершине лесенки. Ребенок произносит звук и одновременно «шагает» пальцами по лесенкам. Происходит автоматизация звука в изолированной позиции.

Звук: Л

    Для автоматизации согласных звуков слогах используются карты, где картинки с изображением звука находятся на вершине лесенки. Для автоматизации звука в открытом слоге фишки с изображением гласного звука кладутся справа внизу лесенки. Для автоматизации звука в закрытом слоге фишки с изображением гласного звука кладутся слева внизу лесенки. Ребенок отрывистыми движениями проводит пальцем по ступенькам и одновременно произносит слоги.

Открытый слог: ЛА

Закрытый слог: АЛ

    Для автоматизации звуков в словах используются карты с синими и зелеными дорожками и с лесенками. Символы звуков нарисованы на подвижных дверцах, под которые можно положить картинки.


Л ампа,л андыш,пил а,мол оток

    Для дифференциации звуков в слогах

Слог: ЛЫ Слог: ЛИ

    Для дифференциации звуков в словах



Звук Л: Л ыжи, сл он, дятел


Звук Ль: Л ебедь,самол ет,качел и

Методическое пособие очень универсально и многообразно в использовании как на индивидуальных, так и на подгрупповых логопедических занятиях, есть возможность придумать много различных игр и заданий. Объемные фигуры с символами звуков выполнены таким образом, что внутрь их можно положить предметные картинки, а на логопедических картах картинки изображены на подвижных «дверцах», за которые можно положить предметные картинки.

Не ограничено использование предметных картинок в организации дидактических игр :

    на развитие лексико-грамматических категорий («Большой-маленький», «Один-много», «Чего не стало?», «Скажи, сколько?», «Подбери признаки», «Что для чего?» и др.);


    формирование фонематического слуха и восприятия («Есть ли в слове данный звук?», «Где спрятался звук?», «Раздели, кому что?», «Назови слог и продолжи слово» и др.);


Автоматизация «Р» в словах Определение места звука в слове

    закрепление и обогащение словаря («Опиши предмет», «Составь рассказ» и др.)


Очень важна психологическая направленность: ребенок за время периода коррекционной работы очень привыкает к «персонажам», обозначающим звуки, и на каждом последующем занятии встречается с ними с большим удовольствием.

Буквами. Оборудование: методическое пособие (12 а), список... . Ознакомление дошкольника со звучащим сло­ вом. - М., 1991. Филичева Т.Е., Чевелева НЛ. Логопедическая работа в специ...

  • Пособие рассчитано на логопедов дошкольных учреждений специального назначения. Введение

    Документ

    ... Пособие для логопеда. В пособии рассматривается формирование правильного произношения звуков речи у дошкольников ... методические ... работы в специальных группах Правильная организация логопедического процесса определяет качество коррекционной работы ...

  • Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Организация коррекционных занятий

    Тематический план

    ... для дошкольников , но и для ... команд ... логопедических занятиях. Рассмотрим те формы работы ... звуки , шумы, локализовывать источники звуков , определять направление звуковой ... методические пособия , наглядный материал и др.); - быть личностно готовым к работе ... дорожка ...

  • Учебно-методическое пособие / Под общ ред. Т. В. Волосовец

    Учебно-методическое пособие

    Внимание хочется уделить трем методическим пособиям : В "Сборнике речевого материала для логопедических занятий с до­школьниками...

  • Мария Василика

    Формирование правильного звукопроизношения (автоматизация звуков изолированно и слогах).

    Формирование навыка составления простых предложений по вопросам;

    Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

    Развитие тактильно - кинестетической чувствительности, памяти;

    Развитие ручной моторики;

    Развитие зрительного восприятия;

    Развитие навыков пространственной ориентировки на плоскости;

    Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение;

    Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по.

    Укрепление здоровья детей.

    ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ПОСОБИЕМ.

    Игра «Чайник закипел».

    Ребёнку предлагается посвистеть как чайник и одновременно провести пальчиком по дорожке.

    Игра «Дорога в гараж».

    Ребёнку предлагается завести мотор у трактора и заехать в гараж, одновременно провести пальчиком по дорожке.

    Игра «Полёт Карлсона».

    Ребёнку предлагается полетать вместе с Карлсоном и пожужжать как его моторчик, одновременно провести пальчиком по дорожке. После полёта ребёнок называет вокруг чего летал Карлсон.


    Игра «Кораблик».

    Ребёнку предлагается заплыть на катере в порт, произнося звук Л, одновременно провести пальчиком по дорожке.


    Игра «Пошипи».

    Ребёнку предлагается пошипеть и одновременно провести пальчиком по дорожке.


    Игра «Порычи».

    Ребёнку предлагается порычать и одновременно провести пальчиком по дорожке.


    Игра «Кто, где сидит?».

    Ребёнку предлагается провести пальчиком по дорожке и сказать на чём сидит насекомое.


    Публикации по теме:

    Дидактическая игра – пособие "Разноцветные дорожки" Пособие рекомендовано воспитателям, педагогам дошкольных учреждений для работы с детьми.

    Для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии в своей работе я использую игры для формирования слоговой структуры слов, навыка выделения.

    Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов,.

    Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

    1. Фото развивающего пособия сделанного своими руками. Игровое пособие включает в себя: Набор фишек разного цвета: зеленого, красного,.

    IMG]/upload/blogs/detsad-386189-1446512855.jpg Оздоровительные дорожки для детей. Из пуговиц разных размеров, и разных цветов. На.