Категории педагогики: воспитание, обучение, образование, формирование, развитие. Чем отличается обучение от воспитания

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что обучение и воспитание лежат в основе развития человека. Согласно С.Л. Рубинштейну, «развитие не только обусловливает обучение и воспитание , но и само обусловлено ими» . «Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь» [Там же]. «Всякое обучение, – писал Л.С. Выготский , – является источником развития» .

Но что значит «человек развивается»? Что развивается благодаря обучению, а что – благодаря воспитанию? Ответы на все эти вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Как отмечал С.Л. Рубинштейн , «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения (А.К. – а также развития и воспитания) имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики .

Линии развития человека.

Будучи представителем особого вида живых существ, человек характеризуется особой конституцией, особой структурой организма и обладает особыми функциональными возможностями. С этой, можно сказать, биологической точки зрения человек выступает как особый индивид. Соответственно можно говорить о развитии человека как индивида. Развитие индивида включает в себя развитие организма, которое в большей степени биологически обусловлено и потому может соотноситься с понятием «созревание ». Однако в развитии организма и соответственно человека как индивида есть и социально обусловленные особенности, которые соотносятся с понятием физического развития человека. Для развития этих особенностей необходимы специальные физические упражнения и специальные занятия, организуемые и инициируемые членами общества, в котором происходит развитие человека. Физическое развитие человека выражается, в частности, в развитие силы, выносливости, гибкости; в достижение скорости, точности и координации движений; в укрепление здоровья и иммунитета к заболеваниям и т.д.

Второе, что отличает человека от других живых существ, это – особенности его психики, которые, как показал Л.С. Выготский , в значительной степени являются социально обусловленными. Высший уровень развития психики – Сознание , а также вербальная форма мышления возникают у человека исключительно в процессе и благодаря его взаимодействию с другими людьми. Будучи носителем психики, человек выступает как субъект . Соответственно, можно говорить о развитии человека как субъекта. Развитие субъекта – это особая линия в развитии человека, которая соотносится с понятием психического развития.

И, наконец, наиболее значимой отличительной особенностью челове‑ ка, составляющей его сущность, является наличие у него особого свойства (качества), обозначаемого понятием «личность». По определению А.В. Петровского, «личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» . Аналогичное определение личности дается в одной из работ Л.И. Анцыферовой, согласно которому «личность – это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений» . Вместе с тем, более распространенным является понимание личности не как особого социального качества человека или формы существования социальных отношений, а как самого человека, обладающего особым социальным качеством и демонстрирующего различные формы социальных отношений. Учитывая данное обстоятельство, можно говорить о развитии человека как личности. Данная линия в развитии человека соотносится с понятием социального развития.

Таким образом, говоря о развитии человека, следует рассматривать особенности его развития как индивида, субъекта и личности. Соответственно, следует учитывать наличие в развитии человека линий физического, психического и социального развития.

Не подлежит сомнению, что развитие человека по всем трем линиям детерминируется социальными условиями, организуется и осуществляется обществом. Человек с рождения начинает развиваться в обществе и во взаимодействии с другими людьми. И вот здесь возникает ряд вопросов. Какое взаимодействие между развивающимся человеком и людьми, занимающимися его развитием, представляет собой то, что мы называем обучением? Чем воспитание отличается от обучения? Что у человека развивается благодаря обучению, а что – благодаря воспитанию?

Обучение и развитие человека.

Очевидно, что в обучении есть тот, кто обучает и тот, кого обучают. Но в обучении есть и то, чему обучают, т.е. содержание обучения. При этом предполагается, что в результате обучения человек усвоит то, чему его обучают, и это будет особым новообразованием в его развитии. Как указывал С.Л. Рубинштейн , «обучают тому, чем еще не овладел обучающийся ребенок» .

Чему же могут обучать человека, и что человек может усвоить в результате обучения?

Наверное, можно согласиться с тем, что при взаимодействии человека с окружающей его природной и социальной средой он получает знания об особенностях своего окружения и приобретает умения и навыки адекватного поведения в этом окружении. При этом он может получать эти знания и приобретать соответствующие умения и навыки самостоятельно путем проб и ошибок, проявляя определенные формы познавательной и двигательной активности. Но ребенок, будучи изначально включенным в систему социальных отношений, начинает получать необходимые знания и у него начинают вырабатываться необходимые умения и навыки под руководством взрослых и, что немаловажно, в особых условиях – условиях учебной деятельности.

Воздействие других людей на человека с целью усвоения им определенных знаний, умений и навыков – это и есть то, что называется обучением. Обучение есть деятельность других людей (педагогическая деятельность), направленная на передачу человеку необходимых знаний, умений и навыков или, выражаясь современным языком, на выработку у человека необходимых компетенций. Собственная деятельность человека, направленная на получение знаний, умений и навыков и соответствующих компетенций, представляет собой то, что называется учебной деятельностью или просто учением. Таким образом, есть обучение человека, где человек выступает как объект педагогической деятельности, субъектом которой является педагог (учитель), и есть учение человека, где сам человек является субъектом своей учебной деятельности.

Следует отметить, что не всякое обучение может достигать своей цели. Во-первых, для эффективного обучения у педагога должна быть надлежащая мотивация педагогической деятельности и надлежащий уровень педагогического мастерства. Во-вторых, эффективность обучения зависит и от наличия соответствующей мотивации учения у обучаемого. Кроме того, обучаемый должен обладать уровнем умственного (психического) разви‑ тия, а также уровнями физического и социального развития, достаточными для усвоения того, чему его обучают. Как отмечал Л.С. Выготский , «что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это эмпирически установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать» . Однако в обучении необходимо ориентироваться не на то, что человек уже усвоил, а на то, что он может усвоить, т.е. на зону его ближайшего развития. «Учение о зоне ближайшего развития, – писал Л.С. Выготский , – позволяет выдвинуть … формулу, гласящую, что только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития» .

Специфика обучения состоит в передаче человеку знаний, умений и навыков (или соответствующих компетенций) в тех или иных предметных и интеллектуальных видах деятельности. Но выполнению какой бы деятельности человек ни обучался, он непременно будет вступать в определенные межличностные отношения и с теми, кто его обучает, и с теми, кто так или иначе принимает участие либо в организации его обучения, либо в осуществлении им какой-либо деятельности. Будучи субъектом социальных отношений, человек выступает в качестве личности.

Как вести себя по отношению к другим людям в той или иной ситуации социального взаимодействия не дается человеку от рождения. Этому он должен научиться, и этому его можно обучить. Очевидно, что передача человеку знаний, умений и навыков в сфере социальных межличностных отношений тоже есть обучение. Но это особое обучение, благодаря которому достигается усвоение человеком моральных норм и правил поведения в обществе, и обычно оно называется воспитанием.

Воспитание и развитие человека.

Говоря об обучении, мы ставим вопрос о том, чему человек обучается и чему он может научиться. Но если говорится о воспитании, то вопрос ставится иначе – какие личностные качества у человека вырабатываются и кем (в смысле какой личностью) человек может стать. воспитание обеспечивает социальное развитие человека и развитие его как личности.

Исходя из приведенных выше определений понятия «личность», для того, чтобы ребенок стал личностью, необходимо наличие его взаимодействия с другими людьми. В процессе взаимодействия ребенка с людьми в психике ребенка возникают образы этих людей, образы доступных для наблюдения социальных отношений между ними и образы действий, ожидаемых от него взрослыми . Отражение в психике ребенка социальных отношений, демонстрируемых взрослыми, является начальной стадией становления ребенка личностью. Но чтобы ребенок стал личностью, необходимо, чтобы эти социальные отношения были представлены в поведении самого ребенка, чтобы он сам мог их демонстрировать в отношениях с другими людьми. А это возможно при соблюдении двух условий:

  • во-первых, когда в психики ребенка благодаря процессам мышления из целостных образов восприятия взаимоотношений между конкретными взрослыми начинается выделение образов социальных отношений безотносительно к их конкретным носителям;
  • во-вторых, когда в психике ребенка образ социального отношения начинает связываться, с одной стороны, с образом ребенка и, с другой стороны, с образом человека, с которым ребенок вступает в социальные отношения.

В этом случае ребенок начинает пытаться во взаимодействии с другим человеком демонстрировать ту форму социального отношения, которую он имел возможность наблюдать среди людей своего социального окружения. Однако, очевидно, что, будучи ребенком, он не в состоянии в точности воспроизвести взрослую форму отношения. Поэтому у него получится воспроизведение своего индивидуального детского отношения, которое, тем не менее, будет соотноситься с отношением взрослым. Это и будет та самая «индивидуальная форма существования социальных отношений», которая, согласно определению Л.И. Анцыферовой, характеризует человека как личность. По мере взросления ребенка, развития его физических и интеллектуальных способностей индивидуальные формы реализации социальных отношений ребенка будут становиться все более совершенными. Соответственно, более высоким будет становиться и уровень развития личности ребенка.

Усвоение ребенком социальных отношений и выработка у него социальных форм поведения в процессе воспитания происходит также благодаря механизмам непосредственной трансляции в психику ребенка ожидаемых от него социально приемлемых действий и поступков. Когда взрослый выстраивает свои отношения с ребенком, он дает понять ребенку, чтó от него требуется, какие действия и какое поведение ребенок должен продемонстрировать. Взрослый ожидает от ребенка и фактически навязывает ему те формы социальных отношений, которые он считает необходимыми и приемлемыми в той или иной ситуации социального взаимодействия.

Большое значение в воспитании и выработке у человека необходимых социальных компетенций и соответствующих свойств личности, имеет социальный статус человека – то место или положение, которое он как личность занимает в структуре общества. В зависимости, например, от того, является ли ребенок мальчиком или девочкой, наследником престола или выходцем из простой семьи, у него будут формироваться разные свойства личности, и ему будут предлагаться для усвоения разные системы социальных отношений. Избирательность и регламентация социальных отношений выражается в системе ожидаемых от личности форм поведения, соответствующих ее социальному статусу. Эти ожидания распространяются не только на внешние формы поведения, но и на внутренние позиции личности – установки, ценностные ориентации, мотивы поведения и деятельности.

Таким образом, воспитание , определяющее особенности социального развития человека и развития его как личности, способствует усвоению человеком моральных норм и правил поведения, существующих в обществе, развитию его мотивационной сферы, системы жизненных ценностей и определенного мировоззрения.

Литература

  1. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. – 1981. – Т.2. – №2. – С.8-18.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536с.
  3. Корниенко А.Ф. Соотношение понятий «субъект», «субъективность», «субъектность» // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С.208-210.
  4. Корниенко А.Ф. Сущность и соотношение понятий «личность» и «Сознание » // Психология сознания: Истоки и перспективы изучения: Материалы XIV Международных чтений памяти Л.С. Выготского, 12-16 ноября 2013г. /Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2т. Т.1. – М.: РГГУ, 2013. – С.110-117.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 512с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 720с.

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

При к-ром достигается орга-нич. связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому уч. материалу. Один из принципов обучения. Термин чВ. о.» введён в педагогику И. Ф. Гербартом.

Соотношение обучения и воспитания - фундаментальная пед. проблема. Я. А. Каменский признавал огромную воспитывающую обучения и не разделял обучения и воспитания. Ж. Ж. Руссо преобладающую роль отводил воспитанию («естественному воспитанию»), подчиняя ему обучение. И. Г. Песталоцци связывал умственное с нравственным, обосновывая свой подход тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. Гербарт считал обучение осн. средством воспитания. К. Д. Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравств. воспитания.

Современная отеч. пед. теория рассматривает обучение и в единстве; это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое сущности, функций, организации, средств, форм и методов обучения и воспитания.

В дидактич. аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитат. функций. Образоват. аспект обучения связан с расширением объёма усваиваемого содержания, развивающий - с увеличением числа и усложнением характера связей, устанавливаемых в сознании учащегося, между элементами содержания; воспитательный - с целенаправленным формированием личностного отношения к этому содержанию и к действительности в целом. Для развития учащегося, вовлечённого в пед. процесс, характерно взаимодействие между пед. условиями и воздействиями и активной реакцией личности на них.

Возможность осуществления единства функций обучения должна быть заложена и в содержании образования как пед. модели социального заказа школе, и в методах обучения как нормативной модели деятельности обучения. Эти модели, охватывающие на теоретич. уровне как содержательную, так и процессуальную стороны обучения, должны заключать в себе набор характеристик, позволяющий обеспечить единство функций обучения. Такое единство само по себе является вариативной характеристикой обучения как целостного объекта. Набор характеристик содержания и методов обучения также вариативен - он специально и целенаправленно разрабатывается и вводится в теорию и практику обучения как средство реализации его функций.

Связь обучения и воспитания с точки зрения организации пед. деятельности определяется тем, что в воспитании главное - приобретение воспитанниками личного жизненного опыта. Существуют разные трактовки различий между обучением и воспитанием, предполагающие и разные пути объединения их в единый процесс. Согласно одной точке зрения, обучение обслуживает познават. и играет ведущую роль в формировании мировоззрения, а воспитание (в узком смысле) направлено гл. обр. на организацию идейно-политич., трудовой, обществ. и др. деятельности и формирует нормы нравственности и права. Др. позиция исходит из определения воспитания (в широком смысле) как целенаправленной, специально проектируемой и организуемой деятельности по приобщению человека к жизни общества. Двумя составляющими этой деятельности являются обучение как деятельность по передаче социального опыта обучающими посредством преподавания и его обучающимися в ходе учения, и воспитание (в узком смысле) как деятельность по непосредств. включению обучаемых и воспитуемых в жизнь. В пед. действительности эти виды деятельности сливаются. Однако обеспечить такое единство можно только путём специально организо-ные В. с. массовых школ, системы сел. малокомплектных школ (т. н. семейного типа) и В. с., организуемые на принципах коммунарской методики. В. с. профильных уч. заведений (с углублённым изучением отд. дисциплин, гимназий, колледжей, лицеев и др.), имея много общего с системами массовых школ, отличаются от них по своим целям - воспитание детей с установившимися в определённой области науки интересами и развитие у них творческих способностей, а также поддерживают более тесные связи с высш. уч. заведениями и науч. учреждениями. К ним примыкают В. с. школ-комплексов, где наиболее чётко выражено сочетание уч. труда с творчеством, компьютеризации обучения с его гуманитаризацией, проф. обучения с до-суговой деятельностью по интересам и др. Особого рода В. с. возникают в зонах стихийных и социальных бедствий, где дети испытывают сильные эмоц. потрясения. В этих В. с. важнейшими становятся реабилитац. функции, направленные на возвращение детей к нормальной жизни.

При благоприятных условиях социального развития могут возникнуть В. с. микрорайона, села, города, региона и даже страны. Между ними складывается определённая иерархия. Так, при наличии В. с. микрорайона В. с. уч. заведений органично включается в её структуру. Каждая из В. с. обладает чертами, общими для систем одного уровня, особенными, характерными для части систем, и единичными, отражающими творческий почерк своих создателей. Проблема В. с. разрабатывается педагогами ближнего и дальнего зарубежья, напр. в опыте вальдорфских школ, школ «со справедливыми сообществами», с воспитат. центрами и др.

По типу организации воспитания В. с. традиционно разделяются на авторитарные и гуманистические (см. Авторитарное воспитание). Характерная черта гуманистической B. c. - ориентация на ребёнка как осн. цель, результат и показатель эффективности В. с.

Создание гуманистич. В. с. начинается с разработки её исходной (малой) концепции и ознакомления с её осн. идеями (свобода выбора, добровольность деятельности, взаимная терпимость, личная и т. п.) учащихся, педагогов и родителей. На этапе стабилизации В. с. вырабатываются нормы поведения, формы организации жизнедеятельности детей. В процесс управления системой вовлекается всё большее число педагогов и учащихся. В рамках системы предусматриваются т. н. зоны свободного развития, побуждающие участников В. с. к творческому поиску.

Сложившиеся В. с. гуманистич. типа отличаются: наличием пед. концепции; здоровым образом жизни коллектива с преобладанием позитивных ценностных ориентации и отчуждением негативных явлений; атмосферой взаимного доверия, доброжелательности и взаимопомощи, обеспечивающей каждому ребёнку душевного комфорта; способами разрешения конфликтов внутр. силами; взаимодействие со средой и др. Любая В. с. - явление развивающееся. Она проходит этапы становления, организац. оформления, функционирования в макс, режиме, обновления и перестройки. Процессы обновления связаны с изменениями прежде всего в блоке целей, за к-рыми следует реформирование структуры, деятельности и отношений, создание новых ценностных ориентации и нравств. норм. Испытывая как внеш. факторов окружающей среды, так и внутр. саморегуляц. процессов, В. с. преодолевает противоречия между ценностными компонентами, культивируемыми школой и складывающимися в окружающей среде, между воспитателями и воспитанниками, между пед. коллективом и семьёй, между традициями и новациями. В развитии В. с. может наступить кризисный этап, к-рый явно не осознаётся ни педагогами, ни учащимися, но проявляется либо в неудовлетворённости уч. жизнью, либо в затруднениях при проведении традиц. работы. Старение В. с., наоборот, выражается в излишней упорядоченности жизни коллектива, потере чувства нового, ослаблении инициативы учащихся. Однако этапов кризиса и старения можно избежать, если в рамках системы возникнут конструктивные импульсы к обновлению.

Развитие В. с. - педагогически управляемый процесс. Определяя осн. характеристики системы при её зарождении, педагоги затем осознают себя лишь одной из действующих сил. С усилением значения дет. коллектива выбор перспектив B. c. осуществляется педагогами и школьниками совместно. Эффективное управление требует соблюдения ряда условий: организации здорового образа жизни ученич. коллектива в школе, средового подхода. Осн. критерием пед. целесообразности В. с. признаётся самочувствие ребёнка, его личностное развитие, умение пед. коллектива предвидеть кризисные состояния и преодолевать их.

Перспективные направления развития теории В. с.: рассмотрение особенностей целеполагания в сфере воспитания, соотношение воспитания и социализации в совр. условиях; пед. осмысление процессов самопознания, самосознания, самовыражения, самореализации личности в школах со сложившимися В. с.; использование новаций и традиций в построении В. с. (особенно в нац. школе); роли личностного фактора в развитии В. с., возможностей средового подхода в организации В. с., находящихся в разл. социальном окружении.

Лит.: К а р а к о в с к и и В. А., Воспитай гражданина, Ми987; Воспитательная система учебного заведения как объект пед. управления. Тезисы докл. Всес. конференции, [ч. 1-2], Рига, 1989; Воспитательная система школы. Проблемы и поиски, М., 1989; Воспитательные системы школы: и современность. Тезисы докл., Владимир. 1990; Воспитательная система массовой школы. Сб. науч. трудов, М., 1992; Воспитательная система уч. заведения. Мат-лы Всес. науч.-метод. конференции, Николаев, 1992. Л. И. Новикова. А. М Сидоркин.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ" в других словарях:

    ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ. Обучение, при котором достигается органическая связь между приобретаемыми учащимися знаниями, навыками, умениями и формированием их личности. В. о. находит отражение в содержании, организационных формах и методах обучения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Воспитывающее обучение - это обучение, которое направлено не только на формирование знаний, навыков, умений, но и на воспитание личности учащегося – его характера, чувств, воли, способности и интересов. Воспитывающее обучение позволяет обогатить учебный процесс… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Обучение, при к ром достигается орга нич. связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому уч. материалу.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Воспитывающее обучение - обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, при к ром достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу … Педагогический словарь

Ефимова Наталья Евгеньевна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ 692.

Обучение и воспитание - это сущностные функции образовательного процесса. Точно определенный научный предмет педагогики позволяет понять, что обучение и воспитание - это понятия, которыми обозначаются психологически разные аспекты единого явления - процесса педагогического развития и формирования личности.

В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи. Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности.

Обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.

Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам учащихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы не является непосредственно эмоционально окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения. Так, создание атмосферы состязательности на уроке стимулирует соответствующие мотивы учащихся, которые оказывают косвенное влияние на отношение к учебной деятельности.

И.Я. Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности. Если первые три элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности.

Анализ соотношения обучения, воспитания и развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания. Развивать гармоничную личность - значит, обучать ее знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать эмоционально-ценностное отношение к миру через организацию различных видов деятельности.

И.А. Зимняя выделяет следующие четыре типы взаимосвязи между обучением и воспитанием:

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется. Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему. Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.

4. Воспитание осуществляется и другими учреждениями, общностями, сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

Итак, для того чтобы новые поколения «успевали» становиться вровень со своим временем, культурой, цивилизацией, человеку необходимо было научиться ускорению особого процесса человеческого развития. Как отмечает В.Б. Ежеленко, воспитание и обучение есть суть человеческих способов ускорения объективного процесса развития человека в онтогенезе. Отсюда, в обобщенном значении, воспитание - это педагогически организуемое нравственное развитие человека на основе складывающихся и регулируемых отношений между людьми.

Также можно сказать, что обучение оказывает внешнее влияние на подростка, а результаты воспитания проявляются в поведении подростка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

По дисциплине педагогика и методика обучения

Тема: «Воспитание и обучение»

Глоссарий

Воспитание - процесс и результат взаимодействия воспитателя с воспитанником с целью его личностного развития и усвоения социальных норм и культурных ценностей, подготовки к самореализации в том обществе, в котором он живет.

Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности на самого себя.

Дидактика - с греческого обозначает изучающий. Дидактика исследует процесс обучения, который организуется сознательно, систематически и планомерно.

Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Индивидуальность - неповторимость, уникальность свойств человека.

Личность - понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Мотив - материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются.

Мотивация - динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

Навык - сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Наследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Образование - как социальное явление, это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Психика - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Рост - количественное изменение объекта; главная характеристика роста - это процесс количественных изменений без изменений внутренней структуры и состава входящих в него отдельных элементов.

Развитие - качественное изменение объекта; его главные признаки: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элементом, появление новых сторон, новых элементов в самом развитии, перестройка связей между сторонами объекта.

Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Социализация - процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

Способности - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а так же успешность выполнения различных видов деятельности.

Умение - способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

Введение

Обучение самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый взрослым человеком. Именно направляющая роль взрослого человека обеспечивает полноценное усвоение ребенком знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает ак субъект своего собственного формирования и развития.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание. Объективный воспитательный процесс представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми людьми. В этом взаимодействии дети являются одновременно субъектом самоизменения и объектом воздействия, благодаря чему они созревают как личности, индивидуальности и приспосабливаются к условиям социальной жизни. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Тематика воспитания и обучения как условия психического развития человека, схожая с выбранной темой контрольной работы, рассматривалась в трудах таких авторов, как Д.Б. Элькониным, Я.А. Коменским, В.А. Сухомлинским, А.С. Макаренко, и др.

Целью данного реферата является выявление закономерности по теме «Воспитание и обучение». Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

· изучить литературу по теме;

· классифицировать информацию по теме;

· разработать комплекс упражнений (этапы) для совершенствования.

Проблематика по теме:

Идеалу (из желаемых состояний) препятствует отсутствие условий:

· индивидуальному подходу к каждой личности;

· творческому методу психического развития

1. Становление и развитие системы обучения

Становление и развитие системы обучения тесно связано с многовековым укладом и историей различных систем обучения и воспитания. Во все времена обучение являлось непременным условием ориентации человека в окружающем мире, способом формирования его взаимодействия с другими людьми и природой, возможностью включения в социально-экономическую и культурную жизнь народа.

Многие приемы, формы и методы обучения имеют тысячелетнюю историю и сохранились до наших дней. Если провести сопоставительный исторический анализ, то в современных системах обучения можно отыскать общие корни с древними подходами к образованию и воспитанию человека.

Школа язычества. История русского народа началась задолго до образования государства. Много тысячелетий назад люди, жившие в первобытных родовых общинах, обучали своих детей через включение в конкретные виды деятельности - изготовление орудий труда, собирательство, охоту, приобщение к религиозным тайнам бытия. С рождения и до 3-4 лет ребенок находился на попечении у матери, которая вместе с другими членами семьи обеспечивала уход за ним и воспитание. Дальнейшее обучение первобытных детей происходило в их повседневной жизнедеятельности, а также в играх, развивающих у детей ловкость, силу, смекалку, умение преодолевать неудачи. Игра - основная школа ребенка, удовлетворяющая его жажду действования, приучающая к подчинению общепринятым правилам, подготавливающая к взрослой жизни. До сих пор, как и тысячи лет назад, дети играют в «догонялки». В 7 веке восточные славяне детей племенной знати отдавали на воспитание до 7-8 лет в другую семью, подчиненную или зависимую. Так появилась исторически первая форма обучения и воспитания детей вне родной семьи.

Религиозный характер первобытного обучения определялся язычеством. Многочисленные языческие божества заполняли окружающий мир ребенка, предлагая образцы действий, отношений, правил поведения. Чтобы изучить их, требовалась собственная деятельность ребенка, в которой особое место отводилось таким учебным формам, как ритуалы, обряды, праздники, мифологические и фольклорные игры.

Значимые дальнейшие периоды обучения: 7 лет - мальчик переходит от женского воспитания к мужскому, начинает обучаться грамоте; 12 лет - подросток начинает выполнять мужскую работу; 17 лет - юноша становится взрослым.

Языческая система обучения построена на органичном вплетении мифологии в повседневную жизнь и деятельность человека. Мифические персонажи и их действия являются своеобразным учебником, по которому развивается ребенок, проходя соответствующие этапы взросления.

Введение христианства на Руси сопряжено с появлением летописей, которые несли в себе дидактическую функцию сохранения и передачи информации о событиях. Ведущую роль в развитии образования играли монастыри. Формы обучения в них базировались на чтении и переписывании книг религиозного содержания. Древне русское учебное средство - поучения, т.е. наказы и заветы именитых людей своим детям и внукам. «Поучения» Владимира Мономаха - не только исторический, но и педагогический документ. Дидактизм - один из главных принципов средневековой «учительной» литературы, цель которой - воспитание христианина.

Более высокая ступень образования - «книжное учение», доступна только для знати. В 1574 году книгопечатник Иван Федоров издает «Азбуку» - первый восточнославянский учебник. Обучение арифметике в Древней Руси состояло в овладении нумерацией и счетом на абаке. Изучались следующие арифметические действия: запись чисел в древнерусской нумерации, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, умножение, деление. Развитие ремесел в 12 веке повлияло на повышение общей грамотности ремесленников. Домострой - свод поучений средневековой эпохи на Руси. Всего в Древней Руси выделяется 8 разновидностей педагогической деятельности:

· училищная

· профессиональная

· церковноприходская

· монастырская

· сословная

· групповая

· бытовая

· индивидуальная.

В современных обучающих системах и методиках можно найти отголоски и продолжения старинных подходов, методов и приемов обучения.

Крупные школы имелись уже в третьем веке до нашей эры, например, в Двуречье и Египте. В них каждый учитель преподавал свой предмет. Однако распространенность и уровень образования в разные периоды древней истории были неодинаковыми у разных народов. Так, в Древнем Риме в период его расцвета как мировой державы начальные школы с пятилетним сроком обучения охватывали детей не только из богатых, но и из бедных (свободных) семей крестьян и ремесленников.

Во втором веке в Римской империи появились грамматические и риторские школы. Они давали широкое гуманитарное образование и готовили своих воспитанников к деятельности политического и судебного оратора. Это приводило к тому, что образование все более отдалялось от материального производства, его гуманитарный компонент, подчиненный общефилософской подготовки человека как единственно достойной свободного человека, противопоставлялся обучению, направленному на освоение конкретного дела.

В 12-13 веках в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников. Возросшие социальные потребности в образовании столкнулись с недостатком людей, подготовленных для осуществления обучения и воспитания. Выход был найден в отказе от индивидуального обучения и переходе к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской - в университетах.

Применение этих систем обеспечило организационную четкость и упорядоченность образовательному процессу, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в десятки раз, снизило стоимость обучения, повысило его доступность и охват населения.

Объективные требования производства в 19 веке привели к тому, что в наиболее развитых странах были приняты законы об обязательном начальном образовании. Правда, образование трудящимся давалось лишь в той мере, в какой это соответствовало интересам господствующих классов. Итак, образование как социальное явление - это прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры общества, характер его политических и идеологических установок.

2. Развитие, социализация и воспитание личности

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развитие в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологии и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются 3 основных направления:

1. биологическое

2. социологическое

3. биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть постоянную борьбу с сами собой, он «надевает маску» или неудовлетворение с естественной потребностью замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Все явления общественной жизни (стачки, забастовки), как считают представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от рождения заложены стремления к нападению, жестокости, бунтарству. Однако реальная жизнь показывает, что люди часто действуют даже против своих жизненных потребностей, выполняя долг патриота, борца и просто гражданина.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется, благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущения, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Определенный интерес в этой связи представляет схема, которую предложил Й. Шванцара, - она своеобразно иллюстрирует взаимоотношения трех факторов психического развития - наследственность, среды и воспитания (см. Приложение 1). Й. Шванцара считает, что врожденные и унаследованные предрасположенные, обозначенные обобщенным термином «наследственность», развиваются в результате внешних влияний - среды и воспитания. Взаимодействие всех трех факторов может быть, по его мнению, либо оптимальным (равносторонний треугольник АВС), либо дисгармоничным (АВС1, АВС2, АВС3).

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменение биологии личности сказывается не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

3. Особенности психического развития человека

Психическое развитие человека это последовательные, прогрессирующие и в целом необратимые количественные изменения психики людей. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения психики участвуют в этом процессе взаимодействия в качестве одного из важных его факторов. Научное изучение возникновения и развития психики - путь познания ее природы и сущности.

Психика в своей зачаточной форме возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их поведение. Развитие психики сопровождалось биологической эволюцией животных в связи с образованием и развитием их нервной системы. Развитие психики характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным способам регуляции поведения. Особенности психики человека, его сознание - продукт общественно-исторического развития. В нем на первый план выступила преемственная социальная связь человеческих поколений, передача старшим поколением младшему результатов практической и возникшей на ее основе познавательной теоретической и всякой другой деятельности, овладение младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями, нормами поведения), его роль в дальнейшем созидании материальных и духовных ценностей.

Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развиваются в процессе взаимодействия человека с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки и т.д.

Постепенно человек становится субъектом общения, учения, познания и труда; формируется как личность с присущей ей системой психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием.

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношение социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желание привлечь к себе внимание (естественная потребность в достижении, признании). Другого человека смелость побуждает идти на встречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушанием - быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л.С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции.

Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Чтобы личность развивалась не только в системе школьного, Вузовского образования, предлагаем следующий алгоритм заданий различного типа:

1. Нужно уметь поставить перед ребенком научную задачу. Решение реальной проблемы, которая существует в соответствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности, например, предложите свою версию происхождения алфавита, земли, отдельных культурных традиций.

2. Исследование объекта. Например, исследуй слово «город», установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции. Разработайте и проведите исследование по установлению зависимости настроения человека от цвета его одежды.

3. Восстановление истории, т.е. выяснение причин сложившейся ситуации

4. Доказательство, поиск способов подтверждения версий или знаний, например, докажите или опровергните существование богов, духов, домовых.

5. Перевод, например перевод с языка одного предмета на другой: нарисовать музыку, «оживить» число, определить цвета дней недели.

6. Сделай по-своему. Предложить ребенку выполнить по-своему то, что ему уже известно, например, придумать обозначение числа, буквы.

7. Образ. Придумать и изобразить образ - рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный с помощью соответствующих этому образу средств.

8. Эмпатия. Мысленно «проживите» объект и этапы его развития (растения, государства).

9. Сочинение. Сочинить задачу, поговорку, рифму, сюжет, роль.

10. Составление. Составить словарь, кроссворд, игру, родословную.

11. Планы. Разработать план домашней, классной или творческой работы. Составить индивидуальную программу занятий по курсу.

12. Рефлексия. Осознать свою деятельность: речь, письмо, размышления, на протяжении определенного участка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности.

Заключение

Изучена литература следующих авторов Хуторского А.В., Смирнова В.И., Немова Р.С., Сластенина В.А., Лихачева Б.Т., которые позволили выявить, что при рассмотрении процесса психического развития необходимо рассматривать вопрос о том, какую роль в этом процессе играет среда, а какую - врожденные задатки организма, биологические особенности человека. В науке до сих пор существуют разные точки зрения от крайне биологизаторских концепций, рассматривающих психическое развитие как процесс, преимущественно биологически обусловленный, до почти полного отрицания значения биологических предпосылок для формирования личности ребенка.

Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что отличительная черта психического развития заключается в том, что в конце его у человека должно реально сформироваться то, что с самого начала существует уже в виде некоторой идеальной формы в окружающей человека среде, в первую очередь социальной, - и к воплощению чего направлено все развитие человека. Так происходит развитие познавательных процессов, овладение различными способами саморегуляции, нравственное формирование личности.

Таким образом, психическое развитие ребенка, формирование его личности может быть понято в рамках его социализации, т.е. усвоение им продуктов накопленного людьми социального опыта. В процессе социализации происходит превращение ребенка из организма (индивида) в психологически зрелого и морально полноценного члена общества.

В отечественной психологии общепринятым является положение о том, что формирование личности ребенка совершается под воздействием социальных условий и воспитания. Но вместе с тем следует учитывать биологические особенности организма, т.к. они входят в состав возникающих в процессе развития психологических новообразований и тем самым так или иначе влияют на структуру. Существуют такие природные свойства нервной системы, от которых зависят быстрота и легкость замыкания связей, это имеет значение для развития способностей к обучению. От врожденных свойств нервной системы (уровня активации) в известной мере зависит развитие интеллектуальной активности ребенка.

Не существует ни одной врожденной особенности организма, которая была бы полностью нейтральна для психического развития ребенка. Даже то, что ребенок рождается красивым или некрасивым, физически сильным или слабым, так или иначе сказывается на формировании его личности. Таким образом, ни одна психологическая черта не является непосредственно биологически обусловленной, и, с другой стороны, каждая психологическая особенность в процессе формирования испытывает косвенное влияние врожденных предпосылок. Социум также оказывает влияние на развитие психики и формирование личности. Воздействие среды будет зависеть прежде всего от того, через какие индивидуальные особенности ребенка они преломляются и какие переживания у него возникают (социальная ситуация развития). Ребенок не пассивное существо, впитывающее в себя различные влияния (психическое развитие не сводится лишь к усвоению социального опыта). В процессе развития происходит качественное преобразование личности ребенка на основе его собственной активной деятельности и его собственного отношения к среде.

Чтобы ребенок активно действовал и развивался необходимо направлять его деятельность, чтобы он не только усваивал принятые нормы, но и выражал свое отношение к происходящему, мы предложили ряд упражнений, которые активизируют его когнитивную, креативную деятельность (упражнения см. § 3).

обучение воспитание личность психический

Литература

1. Лихачев Б.Т. «Педагогика», Москва 1998 г., 464с.

2. Немов Р.С. «Психология», Москва 1999г., 688с.

3. Психологический словарь, под ред. Зинченко В.П., Москва 1997 г., 440с.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. «Педагогика», Москва 2002г., 576с.

5. Смирнов В.И. «Общая педагогика», Москва 2002г., 304 с.

Хуторской А.В. «Современная дидактика», Санкт-Петербург 2001 г., 544с.

Приложение 1

Схема Й. Шванцара:

Наследственность (врожденные и унаследованные предрасположения) обозначается АВ

Среда (объективное влияние окружающей среды)

Воспитание (целенаправленный процесс)

Серединная точка -- С

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Термин "воспитание" и его парадигмы. Социализация личности и ее культурное развитие. Место эстетического и нравственного воспитания в национальной педагогической системе. Профессионализм как интегральная психологическая характеристика человека труда.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2013

    Понятие, сущность и цель современного образования. Структура и содержание образования. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Роль обучения и воспитания в развитии личности. Педагогические закономерности формирования личности.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2012

    Принципы воспитательного процесса и его специфические особенности. Роль обучения и самообучения в развитии личности. Общественная направленность социализации и формирования личности. Исследование проблем социализации молодёжи в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2011

    Ценность нравственного воспитания. Сущность и природа нравственности. Развитие морального сознания ребенка. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников, формировании личности. Проблемы нравственного воспитания и их исследование.

    реферат , добавлен 17.08.2010

    Механизм нравственного становления личности. Задачи нравственного воспитания, основные факторы, средства и методы. Личный пример, фольклор, связь поколений, идеал. Национальное своеобразие воспитания. Духовное богатство народа и народная педагогика.

    презентация , добавлен 09.02.2016

    Семья - социальный институт формирования личности. Ее социальные функции. Семейное воспитание в развитии ребенка. Аспекты психологии о семье. Роль родителей в развитии детей. Воспитание ребенка в различных по структуре семьях. Ошибки семейного воспитания.

    реферат , добавлен 25.06.2008

    Искусство как форма общественного сознания. Функции музыки как вида искусства. Роль музыкального воспитания в развитии личности ребенка. Цель и задачи музыкального воспитания и обучения в начальных классах. Дидактические принципы музыкального воспитания.

    презентация , добавлен 13.10.2013

    Процесс развития человека: понятие, результат, противоречия и условия. Роль наследственности и среды в развитии личности ребенка. Воспитание и его влияние на формирование детской личности. Деятельность как важный фактор совершенствования личности ребенка.

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Этапы жизненного пути А.В. Запорожца. Особенности и развитие процесса восприятия. Влияние психических процессов на развитие, обучение и воспитание личности. Происхождение и природа эмоций. Общие закономерности формирования психических процессов.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Сущность понятий "индивид", "индивидуальность". Образование и социализация человека. Развитие, воспитание, обучение. Образовательный и педагогический процесс. Конкретные формы организации обучения, их классификация. Общие формы учебной работы учащихся.

Воспитание - ключевые педагогические категории, дающие представление о сущности науки. Вместе с тем терминами обозначают общественные явления, неотъемлемые от жизни человека.

Обучение

Рассматривая термин применительно к общественному явлению, необходимо расценивать его как передачу от старших к младшим информации и опыта. Воспитание и образование детей должно иметь конкретные цели, а передача сведений оптимальна в рамках некоторой проработанной системы, благодаря чему охват будет полным и глубоким. Одна из особенностей образования - организация процесса взаимодействия источника информации и получающего ее индивидуума. должно максимально полно усваивать сведения, опыт, особенности взаимоотношений внутри общества, а также итоги прогресса социального сознания. В рамках образования дети знакомятся с сутью производительного труда и узнают о мире, в котором существуют, понимают, почему необходимо его охранять, как можно трансформировать. Передача этих данных таким образом, чтобы подрастающее поколение смогло их освоить и расширить в будущем - основная идея обучения.

Воспитание, развитие, обучение, образование - инструменты для передачи сведений между поколениями. Благодаря обучению возможна работа социума как единого и слаженного организма, постепенно прогрессирующего, развивающегося, полноценного. Обучение обеспечивает для каждой отдельно взятой личности высокий уровень развития, что делает объективно важным, осмысленным, значимым обучение для социума и отдельного индивидуума.

Нюансы обучения

Рассматривая отметить, что механизм, посредством которого передается информация - совместная работа старшего и младшего поколения, то есть носителей данных и тех, кому их надлежит передать. Чтобы работа была эффективной, ее организуют, следуя общепринятым правилам, формам. Это позволяет сделать общение познавательным и полезным, содержательным.

Воспитание и образование человека напрямую зависят от исторического периода существования и особенностей конкретных условий. В разных цивилизациях, эпохах организация обучения уникальна и индивидуальна. Это влияет и на выбор данных, передаваемых от одного поколения к другому, и на идеологическую обработку, а также на сознание обучаемого.

Педагогика как наука понимает под обучением имеющий цель и организацию, управляемый процесс взаимной работы обучаемого и обучающего. Воспитание в системе образования, обучение реализуются, чтобы дети усваивали новую информацию, осваивали умения, получали новые возможности, а также закрепляли способности самостоятельно искать и понимать новые сведения.

Как это работает?

Воспитание, образование - наука непростая. Обучение предполагает передачу навыков и знаний, умений. Для учителя это базовые содержательные компоненты, а для обучаемого - продукт, который необходимо усвоить. В рамках такого взаимодействия передаются в первую очередь знания. Под термином принято понимать всю ту информацию, которую освоил и усвоил обучаемый, все понятия и представления, которые он получил, а значит его картину действительности.

Получаемые в рамках образования и воспитания личности навыки предполагают автоматизированные действия, связанные с интеллектуальной активностью, движениями и сенсорикой. Человек, пройдя курс обучения, быстро и легко исполняет их, минимально загружая сознание. Освоение навыков позволяет сделать активность человека эффективной.

Еще одна цель образования, воспитания, обучения - передача умений. Под этим термином принято понимать возможность индивидуума использовать полученную информацию, навыки на практике, творчески применяя их, дабы добиваться поставленных перед собой целей. Актуальность умений особенно высока, если вспомнить, что практическая деятельность индивидуума постоянно меняется, условия не остаются стабильными сколько-нибудь продолжительный временной промежуток.

Цели и задачи: основные и второстепенные

Практикуемое в настоящее время воспитание в системе образования предполагает передачу обучаемым некоторой полезной информации, которая пригодится им в будущем. При этом обучающий персонал словно бы в качестве вторичной функции формирует мировоззрение учеников, идеологию и нравственность, а также множество иных установок, определяющих жизненный путь человека. Со стороны кажется, будто бы это формируется лишь попутно, случайно, но на практике работа ведется хоть и подспудно, но обстоятельно - именно по этой причине обучение в некоторой степени является воспитанием. Справедливо и обратное: воспитание в некоторой степени - обучение. Обучение и воспитание - два понятия, которые накладываются друг на друга, хотя перекрытие не абсолютное.

Наиболее эффективно осознать и образования можно, если оценить функции этих процессов. Самая основная - создание у отдельного индивидуума умений, навыков, знаний. Получая новые качества, человек одновременно закрепляет те, что важны для повседневности. Вместе с тем ведется работа над мировоззрением особи. Его развитие происходит довольно медленно, связано со способностью интеллекта обобщать получаемые годами знания - они становятся базой для рассуждения об окружающем персону мире.

Рост и развитие

Образование, развитие, воспитание позволяют человеку постепенно осознать себя как личность и расти в этом плане, а также научиться мыслить самостоятельно. Развитие индивидуума предполагает улучшение различных характеристик: психики, тела, но на первом месте - интеллект. Оценивая развитие разных особенностей, используют количественные, качественные шкалы.

В рамках воспитания и программы образования человек получает профессиональную ориентацию. Эта функция обучения исключительно важна, так как позволяет освоить навыки труда, получить конкретные, применимые на практике умения и знания. Персона понимает, какие именно области для нее наиболее интересны.

С детства внешние факторы готовят человека к тому, что образование - процесс непрерывный, затягивающийся на всю жизнь. Это ориентирует индивидуума активно участвовать в социальной жизни и производстве, готовит к практической деятельности и позволяет осознать важность совершенствования себя в разных аспектах и сферах. При этом учитывается, что воспитание имеют функцию креативности, то есть помогают ориентировать персону на постоянное, безостановочное совершенствование собственных качеств с разных сторон, в различных аспектах.

Почему это так важно?

Культура, воспитание, образование - общественные явления, социальные и исторические. Им свойственна высокая противоречивость и сложность. В рамках этого общественного явления происходит включение молодого поколения в социальную активность и бытовую сферу, в производство и взаимоотношения, свойственные людям. Посредством воспитания реализована Без него невозможен прогресс социума.

Социальное воспитание, социальное образование тесно связаны с иными явлениями, присущими обществу. Потребность нашего социума - подготовка новых ресурсов для производительности; без этого просто невозможно функционирование общества и его развитие. Содержательно воспитание как социальное явление - это освоение трудовых навыков, опыта производства. Уровень совершенства производительных сил тесно связан с характером воспитания. Он сказывается и на содержательных аспектах, и на методах и формах воспитания, на содержании процесса. В настоящее время актуальна гуманистическая педагогика, для которой цель - человек, его полноценное гармоничное развитие, исходящие из индивидуальных дарованных природой талантов, а также требований общества в настоящий момент.

Не забывать о культурных аспектах

Образование и воспитание - это не только передача навыков, полезных для труда, а также профессиональное ориентирование, но и культурное развитие, языковое совершенство. Во многом именно через них реализован процесс обучения, передачи опыта старших младшим. Посредством языка люди могут вести деятельность вместе, а значит успешно удовлетворять свои потребности.

Для воспитания важны разные формы социального самосознания, мораль и нравственность, религиозные течения и научная деятельность, творчество и право. Общественное сознание - это условия, в которых реализовано воспитание молодежи. В то же время для политики воспитание - путь, посредством которого можно утвердиться в социуме, дабы быть признанной новыми поколениями. Нравственность, моральные принципы влияют на человека практически с самого рождения. Именно они становятся первыми аспектами воспитания, с которыми знакомится ребенок. В момент рождения человек оказывается в обществе, которому присуща некоторая система морали, и под нее придется приспособиться по мере взросления. Именно через воспитание становится возможным такое приспособление.

Актуальность права в рамках образования и воспитания связана с необходимостью донести до детского сознания важность соблюдения установленных в обществе норм, а также недопустимость нарушения закона. Нравственное поведение подчинено закону, безнравственное нарушает его.

Воспитание и его аспекты

Во многом помогает реализовать образование и воспитание наука. Через нее происходит ориентирование на познание мира через проверенную и достоверную информацию. Наука представляет собой необходимую базу для старта жизни в обществе, для получения образования по специальности.

Через искусство у ребенка можно формировать художественную картину окружающего мира. Это рождает эстетическое отношение к существованию, прогрессу, помогает личности сформироваться полноценно в разных аспектах: духовном, гражданском, нравственном.

Образование и воспитание реализуются через религию. Этот подход актуален при необходимости объяснения некоторых явлений без использования научных аргументов. Большинство известных в настоящее время религий говорят о загробном мире и объясняют, какими путями и в каком качестве туда попадают отдельные персоны. Религия важна для воспитания, поскольку помогает создать человеческое мировоззрение.

Педагогика и воспитание

В рамках педагогики образование, воспитание (физическое и духовное) - термины, используемые в более узком значении, нежели описаны выше. Так, воспитанием называют деятельность, направленную на формирование у учеников определенных взглядов на мир и социальную жизнь. Воспитание базируется на научном мировоззрении и принятых идеалах, нормативах, а также представлении о здоровых взаимоотношениях между участниками социума. Воспитание в понимании педагогики - процесс, в ходе которого формируются моральные установки, политические, физические качества, а также особенности психологии, поведенческие реакции и привычки, за счет которых особь может вписаться в социум и быть активным его участником.

В то же время для педагогики воспитание, образование (физическое, духовное, нравственное) подразумевает итог некоторой работы. Сперва формируются конкретные задачи, по прошествии некоторого времени оценивается, насколько успешно удалось их достигнуть.

Для педагогики важно не только воспитание, но и самовоспитание. Этим термином обозначают активность человека, направленную на создание у себя положительных особенностей и исключение негативных. Как известно из многовековых наблюдений за социумом, самовоспитание - это обязательное условие развития личности, ее совершенствования.

Самовоспитание. А если рассмотреть подробнее?

Наиболее значимые содержательные компоненты самостоятельного осознанного воспитания - задачи, цели, определенные индивидуумом в качестве идеала. Именно на них базируется программа совершенствования, которую человек последовательно воплощает в жизнь (или принимает к этому попытки). В рамках самовоспитания формируются требования, осмысливаются и объясняются - именно им должна соответствовать личность, ее активность. Самовоспитание затрагивает политику, идеологию, профессию, психологию и педагогику, этику и другие аспекты человеческой жизни.

Самовоспитание наиболее эффективно, когда человек осознанно использует методы этой работы применительно к себе, когда обладает умениями реализовывать их на практике в разных жизненных обстоятельствах, условиях. Для самовоспитания важно наличие внутренних установок, самосознания, а также умение правильно и адекватно оценивать собственное поведение и развитие в разных областях и сферах. В некоторой степени самовоспитание - это усиление воли, контроль над эмоциями, что особенно актуально в экстремальной ситуации или сложных и нетипичных условиях.

Воспитание, обучение и образование

Рассматриваемые понятия можно оценить, проанализировав присущие особи познавательные силы, подготовку человека к задачам, которые ему предстоит решать. Дошкольное воспитание и образование, школьное и в более взрослом возрасте, как правило - сложное понятие, в которое включается поиск с последующим усвоением полезной информации и умений, а также итог этого освоения.

Образование - относительный итог обучения, выраженный складывающейся для человека системой навыков, данных, отношения к социуму и природе. Школьное, дошкольное образование и воспитание и совершенствование в более старшем возрасте предполагает изменение, улучшение имеющейся информационной системы представлений, а также отношения объекта к окружающему его миру. Это изменение объясняется новыми жизненными условиями, прогрессом науки и техники.

Образование является одновременно и знаниями, накопленными особью, и его психологической готовностью получать и собирать новую информацию, обрабатывать ее, а также совершенствовать собственные представления. Процесс образования позволяет получить более точные представления о социуме и окружающей природе, способности мыслить и разных методах действовать. Это помогает занять некоторое положение в социальной структуре, добиться поставленной перед собой цели в выбранной профессии и общении с иными участниками общества.

Образование - это важно!

Основное и дополнительное образование и воспитание - это методы получения умений, навыков, способ развития интеллекта, освоения нового на практике. Как следствие, человек получает множество инструментов достижения поставленных целей и решения проблем, которые могут появиться в жизни - личной или профессиональной.

Получение образования сопряжено с накоплением навыков воли, контроля эмоций, а также помогает выработать отношение к окружающему миру. В процессе образования человек развивает психику, учится поддерживать выгодные для обеих сторон взаимоотношения с миром вовне, улучшает собственный внутренний мир, а также получает опыт творчества, который в будущем пригождается при необходимости решать различные проблемы.

Процессы и итоги

Основной результат, который преследует процесс образования - полноценное и всестороннее развитие, формирование человеческой личности, которой присущи устойчивые знания, умения. Такой человек может сочетать интеллектуальную занятость и физический труд, производить значимые для социума блага, гармонично развиваться духовно, физически. Процесс образования формирует активного участника социума, которому присущи нравственные идеалы, вкус, разносторонние потребности.

Человечество накопило огромные базы знаний, а значит, нельзя говорить о возможности полноценного овладения ими одним человеком, даже если на обучение будет потрачена вся жизнь. Образование позволяет овладеть некоторым ограниченным систематизированным объемом информации, актуальным для области, в которой индивидуум функционирует. Полученные данные должны быть достаточными для самостоятельного развития, мышления, профессиональной деятельности.

Образованность предполагает системные знания и такое же мышление, то есть человек должен своими силами искать и восстанавливать нехватку сведений в имеющейся у него базе, дабы логические рассуждения были корректными и актуальными.

История и образование: античная эпоха

Говоря об античности, обычно подразумевают культуру древних Рима и Греции. Базой для нее стала египетская культура, а сама античность заложила основы для развития европейских государств. Истоки этой культуры - первое и второе тысячелетие еще до наступления текущей эры. Именно тогда самобытная культура сформировалась на некоторых островах в Эгейском море, и особенно значимым считается Крит. Здесь зародилось письмо, которое постепенно трансформировалось из пиктографии к слогам и в будущем было принято европейскими странами. В то время писать могли знатные люди, состоятельные граждане. Для них были открыты школы при храмовых комплексах, дворцовых. Определенные правила, изобретенные в тот период, актуальны и сегодня: использование заглавных букв и написание слева направо, сверху вниз. Впрочем, сама культура до наших дней не сохранилась.

Воспитание зародилось и развивалось в Древней Греции, она же считается колыбелью педагогики. Во многом это связано с историей полисов, то есть городов-государств, существовавших в шестом - четвертом столетиях прошлой эры. Наиболее значимыми считаются Спарта и Афины. Они имели собственные уникальные воспитательные системы, связанные с экономикой, географией, политикой местности, а также общим состоянием населенных пунктов. Именно в Древней Греции люди впервые поняли, что одна из самых значимым государственных функций - забота и воспитание молодежи.

Как все происходило в прежние времена?

И среди спартиатов, и среди афинян образованность была важнейшим качеством гражданина. Желая оскорбить кого-то, о нем говорили, что он не способен читать. Одним из худших зол считалось лишение права, возможности получить образование. Воспитание спартиатов было направлено в первую очередь на формирование достойного члена общины, способного воевать. Идеальной персоной был сильный духом и телом молодой человек, имеющий представление о военном деле. Воспитательная система находилась под контролем государства. Рожденный здоровым ребенок отдавался на воспитание в семью до 7-ми лет, при этом важной частью его жизни были кормилицы.

По мере достижения семилетнего возраста государство брало вопросы воспитания на себя. До достижения 15 лет дети направлялись в специальные учреждения, где контроль над процессом предоставлялся ответственному человеку. Всех принятых учили читать, писать, развивали физическую форму, закаливали. Детей учили голодать, выносить боль и жажду, покоряться, разговаривать мало и строго по делу. Красноречие строго пресекалось. Воспитанники не носили обувь, для сна им выделялась соломенная подстилка, а верхнюю одежду заменял тонкий плащ. Полагалось скудное питание, детей обучали воровать, но попадавшихся строго наказывали за неуспешность мероприятия.

Развитие продолжается

По мере достижения 14 лет молодых людей посвящали в члены общины. Воспитание предполагало получение гражданских прав с этого возраста. Посвящение сопровождалось истязаниями, унизительными испытаниями, во время которых не допускались плач или стоны. Успешно прошедшие истязания воспитанники дальше получали образование в соответствии с государственной программой. Их учили музыке и пению, танцам. Воспитание практиковалось самыми суровыми методами. Юношам давали четкое представление о политике и нравственности, приемлемой в родном полисе. Ответственность за это возлагалась на умудренных опытом военных, рассказывавших аудитории о героических свершениях, случившихся в прошлом.

К 20-летнему возрасту послушники получали полное вооружение и начинали совершенствовать свои боевые способности.

История воспитания: как росли девушки в Спарте?

Во многом работа с женским полом была сходна с описанным выше совершенствованием мальчиков. Некоторое внимание уделялось общеобразовательной программе, но основное - физическому развитию и военным способностям. Основная задача гражданки Спарты - охранять жилье и контролировать рабов, пока муж находится на войне или задействован в покорении восстания.

А что было в Афинах?

В этом полисе образование и воспитание пошли иной дорогой. Афины стали центром ремесленничества, торговли, здесь возводились памятники архитектуры, ставились представления, проводились состязания. Афины привлекали поэтов, философов - были созданы все условия для выступления перед аудиторией. Существовали гимнастические залы. Развита была система школ. Общество, в котором развивалось воспитание, было неоднородным, ориентированным на разные слои населения. Основной целью воспитания было формирование полноценной личности. Внимание уделялось физической форме и интеллекту, восприятию красоты и нравственности.

До достижения семилетнего возраста дети воспитывались в семье. После этого возраста родители, обладающие достаточным состоянием, направляли чадо в общественное заведение. Девочки обычно оставались дома - их учили вести хозяйство. По традиции, в Афинах девушкам полагалось только такое воспитание, но оно включало в себя письмо и чтение, музыку.

До 14 лет мальчики получали начальное образование. В школу они ходили в сопровождении раба-педагога, а на занятиях получали представление о чтении, письме, арифметике. Посещая кифариста, они получали представление о литературе, эстетике. Детей учили декламировать, петь, обучали музыке. Особенное внимание уделялось поэмам «Илиада» и «Одиссея». Как правило, дети ходили и в школу кифариста, и к грамматисту. Это называлось мусической школьной системой.