Социальные взаимодействия и отношения. Понятие и виды социальных отношений

План

Сод. модуль 4. Система управления как совокупность социальных отношений

Зачетный модуль 2. УПРАВЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Питання для модульного контролю (Зм. модуль 3).

1. Основные елементы структуры управления.

2. Объект управления и его типологизация

3. Управленческая деятельность и ее основные компоненты

4. Организационная структура управления и ее элементы

5. Схема четырех уровней структурной организации управления социальной системой по Т. Парсонсу

6. Типы управленческих связей

7. Типология структур управления

8. Функции управления

9. Типы целеполагания


1. Социальные отношения, их отличительные характеристики и типы

2. Социальные отношения в системе управления и их особенности.

3. «Идеальные, чистые» отношения господства по М. Веберу

4. Основные типы социальных отношений в системе управления.

1. Социальные отношения, их отличительные характеристики и типы

В любом действии, связующим тем или иным образом людей, в том числе и в процессах управления, возникают вполне определенные отношения каждого человека со своими коллегами - отношения сотрудничества или соперничества, симпатии или антипатии, доминирования или подчинения .

Межличностные отношения – совокупность связей между людьми, которые возникают в процессе их взаимодействия.

Совокупность устойчивых связей и взаимодействий, обусловленных экономическими, политическими, культурными и иными интересами определенных социальных групп и общностей выступают как существующие в данном обществе на определенной ступени его исторического развития социальные отношения .

Самая характерная особенность социальных отношений заключается в том, что они в большинстве случаев не являются симметричными .

Отличительные характеристики социальных отношений:

Во-первых , симпатия, унижение или любовь, испытываемые одним человеком по отношению к другому человеку может натолкнуться на противоречивое отношение (антипатию, неуважение, ненависть и т.п.) этого другого человека.

Во-вторых , определенный человек может определенным образом относиться к президенту страны, председателю парламента или главе правительства, но при этом он в большинстве случаев (кроме людей, лично с данными политическими лидерами взаимодействующих) не может рассчитывать на какие-то их отношения к себе, на взаимное отношение .

В-третьих , относясь определенным образом к обществу, в котором он живет, данный человек может рассчитывать на определенное, лично на него ориентированное отношение общества к нему только в том случае, когда он приобретает широкую известность в обществе своей деятельностью, как это и произошло в случаях с известными политическими лидерами.



В-четвертых , социальные отношения связывают определенным образом индивидов и их группы, когда объектом этих отношений становятся их коренные интересы и потребности (экономические, социальные и др.) и когда в процессе развития этих отношений люди выступают в качестве носителей определенных социальных статусов и ролей, в большинстве своем не являющихся ни взаимно заменимыми, ни симметричными, например, начальника и его подчиненного.

Таким образом , социальные отношения проявляются в определенных видах взаимодействий между людьми, в процессе которых эти люди реализуют свои социальные статусы и роли, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и регламентации, особенно жесткие в управленческой деятельности .

НАПРИМЕР , директор предприятия может вызвать к себе и дать определенные указания своему заместителю, но заместитель, в свою очередь, не может в силу должностных обязанностей и полномочий вызвать к себе директора и дать ему какие-либо указания.

Социальные отношения в обществе характеризуются большим разнообразием, поэтому важное значение приобретает типологизация, т.е. дифференциация их по типам. Такая типологизация может производиться по различным основаниям.

По субъекту (носителю) социальных отношений (обратиться к предыдущим знаниям) Социальные отношения подразделяются на следующие типы: 1) индивидуальные (личностные); 2) межличностные; 3) внутригрупповые; 4) межгрупповые; 5) международные.

По объекту социальных отношений последние можно классифицировать- как 1) экономические, 2) политические, 3) социокультурные, 4) религиозные, 5)семейно-бытовые.

По своей модальности , т.е. по характеру взаимосвязей между индивидами и их группами, социальные отношения подразделяются на отношения: 1)сотрудничества; 2) взаимопомощи; 3) соперничества; 4) конфликта; 5)субординации (начальник-подчиненный).

В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации в социальных отношениях, последние подразделяются на 1)официальные и 2) неофициальные.

Поскольку каждому из нас в повседневной жизнедеятельности приходится вступать во множество неофициальных и официальных отношений , рассмотрим их особенности и отличия более подробно :

1) наличие или отсутствие в них определенной нормативности .

Например , отношения между студентами и преподавателями регламентируются определенными нормами - правовыми, нравственными и др. В силу этого студент обязан выполнить определенный распорядок вузовской жизни, вовремя являться на лекции, готовиться к семинарским и практическим занятиям, выполнять курсовые и дипломные работы, сдавать зачеты и экзамены и т.п.

2) официальные отношения стандартизированы и обезличены , т.е. права и обязанности руководителя и подчиненного в определенной организации остаются теми же самыми, независимо от того, кто эти роли исполняет.

В отличие от этого, права и обязанности, которые складываются в неофициальных межличностных отношениях, целиком зависят от индивидуальных личностных особенностей участников, от их глубоко индивидуализированных чувств и предпочтений.

3) Официальные отношения развиваются в определенных нормативных рамках, а потому требуют определенного обучения , межличностные отношения неофициального характера не нуждаются в каком-либо обучении. В таких отношениях каждый индивид развивает свой собственный, только ему присущий тип обращения с партнером, соответствующий ожиданиям, требованиям, предъявляемым ему конкретным индивидом, с которым он вступает в контакты.

4) В случае официальных отношений редко приходится выбирать, кто, с кем и в какие по содержанию коммуникации, контакты должен вступать .

Например , кто в университете ректор, декан, преподаватель, а кто - студент, чаще всего зависит не от нашего выбора, а от сложившейся в данном учебном заведении ситуации, уровня образования, квалификации, опыта, авторитета и многих других характеристик работающих в нем людей.

А в неофициальных отношениях, пожалуй, решающую роль играет именно личностный выбор. Такой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенными по своим личностным качествам человеком.

Официальные и неофициальные отношения, в которые вступают люди друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратковременными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и студент), субординационными (начальник и подчиненный).

на начало лекции

2. Социальные отношения в системе управления и их особенности.

Из всего многообразия социальных отношений социология управления вычленяет в качестве своей предметной области главным образом формальные и субординационные отношения , не оставляя без внимания и иные типы социальных отношений, которые могут складываться в практике управленческой деятельности.

В чем заключается своеобразие социальных отношений, которые возникают и развиваются в системе управления?

Социальные отношения в системе управления – это совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными личностями, их группами, общностями, и также внутри последних в процессе выработки, принятия и осуществления управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивости, динамизма и эффективности деятельности управляемого социального объекта.

В процессе функционирования системы управления в качестве приоритетных выделяются отношения зависимости, власти, господства и подчинения.

1) В своем стремлении к обладанию некоей ценностью, например, к дружбе, каждый индивид вступает в сферу отношений зависимости не только от своих намерений и поступков, но и от мотивов и действий другого индивида.

Социальная зависимость - это такое социальное отношение, при котором один субъект (индивид или группа) не в состоянии совершить необходимые для него социальные действия, если и пока другой субъект не совершит ожидаемых от него действий, способствующих определенной деятельности первого субъекта. В таком случае действия второго субъекта будут выступать и качестве доминирующих , а первого - зависимых .

Понятия доминирования и зависимости – относительные понятия . В повседневной жизни нередко встречаются ситуации, когда личность или социальная группа в отношении одной цели или ценности является зависимой от другого индивида или социальной группы, а в отношении другой цели или ценности - доминирующей.

Например , футболисты спортивного клуба зависят от руководства этого клуба и тренера в размере вознаграждения, распределения игроков на основных и запасных, в определении своих игровых амплуа (нападающий, защитник и т.п.), но и тренер, и руководство спортклуба зависят от футболистов, от их стремления сыграть интереснее, качественнее, эффективнее. Здесь четко прослеживаются отношения взаимозависимости .

2) Во всех сферах общества, особенно в политической, широко распространены и имеют важное значение отношения власти, господства и подчинения .

Так, М. Вебер для понимания различия господства и власти приводит в пример власть крупного банка над теми, кто нуждается в кредите, с условием, когда банк занимает монопольное положение на финансовом рынке. Эта власть основана на экономической силе .

Господство же, в его понимании, предполагает не только принципиальный перевес силы, который можно использовать для осуществления собственной воли (как в случае с экономической властью), но и возможность отдавать приказы , неукоснительно принимаемые к исполнению.

Господство , следовательно, есть такое отношение между управляющим и управляемым, при котором первый может навязывать свою волю путем обязывающих приказов .

Такое господство , доказывал Вебер, не может быть лишь следствием обладания силой. Хотя он не отрицал роли насилия как основы господства, но в то же время подчеркивал, что одного насилия недостаточно для возникновения, исправного и длительного функционирования системы господства . Необходимо еще наличие определенных ценностей, убеждений, на которых зиждется послушание управляемых.

на начало лекции

3. «Идеальные, чистые» отношения господства по М. Веберу

(связь с предыдущими знаниями)

Традиционное господство опирается на веру подданных в то, что власть является законной, поскольку она существовала всегда . Правители в отношениях с подданными обладают правами и положением господ над слугами. Их власть, однако, ограничена освященными традицией нормами, на которые в то же время опирается и само их господство.

В этом смысле, говорит Вебер, "правитель, который нарушал бы традиции без препятствий и ограничений, подвергал бы опасности законность собственной власти, которая опирается исключительно на силу традиций".

Харизматическое господство . Греческий термин "харизма" означает у Вебера какое-то необыкновенное качество, дар, магическую силу , свойственную отдельным людям.

Харизматический вождь есть некто, чье господство над другими зиждется на их вере в его необыкновенные магические свойства. Он призван выполнять какую-то необыкновенную, ему предназначенную миссию и во имя этого имеет право на послушание подданных. Как и в традиционном господстве, власть опирается здесь на качества правителя, а не на безличные права.

Но в отличие от традиционного господства она есть не следствие того, что так всегда было, а результат убеждения, что харизматический вождь вносит нечто новое , а руководимые им люди "подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что верят ему".

Таковыми, подчеркивал Вебер, являются революционный вождь (в том смысле, что он изменяет существующее положение), дальновидный государственный деятель, спасающий страну от кризиса, религиозный или квазирелигиозный пророк.

легального, в котором он видел политическую особенность Запада. Именно этот анализ является важнейшей частью веберовской социологии политических отношений.

Легальное господство - это господство права в том смысле, что как само существование власти, так и сфера ее действия зависят от установленных людьми позитивных прав.

При этом типе господства любая норма может быть введена как право и предполагается, что с нею будут считаться все, кто подчинен власти. Здесь люди, стоящие у власти , являются не самостоятельными правителями, а вышестоящими исполнителями определенных правом обязанностей в четко определенный период. При этой системе господства управляемые - свободные граждане, обязанные подчиняться праву , а не подданные, обязанные подчиняться правителю.

В этой системе власти господство осуществляется в силу "легальности ", в силу веры в обязательность легального установления и деловой "компетентности, обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил - господство в том виде, в каком его осуществляет современный "государственный служащий" (2; 646-647).

Такая система, по мнению Вебера, является особенностью Запада и одной из двух основных причин наряду с религией, в силу которых Запад достиг такого высокого уровня развития .

Анализируя систему легального господства Вебер уделил много внимания аппарату власти, то есть бюрократии . Он был убежден, что бюрократия является наиболее рациональной формой осуществления власти, хотя в то же время видел и подчеркивал ее недостатки и слабости, например, в тех случаях, когда необходимо принимать решения по своеобразным, нетипичным вопросам.

Бюрократия – эффективно действующий управленческий аппарат. Он сконструировал идеальный тип бюрократии, ее теоретическую модель . Такой идеальный тип в социальной реальности практически не встречается , но он служит моделью, сверяясь с которой, можно повысить эффективность деятельности управления в организации.

В дополнение к своему идеальному типу рациональный бюрократической организации Вебер создал также тип бюрократического функционера в рамках отношений легального господства. Таковым является:

1) человек лично свободный и назначенный на должность на основании соглашения;

2) человек, осуществляющий власть на основании формальных законов и лояльность отношения которого к системе определяется четким выполнением официальных обязанностей;

3) человек, назначаемый на должность в соответствии с его квалификацией и отношением к делу;

4) человек, работающий на своем посту постоянно, а не от случая к случаю;

5) функционер, регулярно получающий плату, обладающий перспективой профессиональной карьеры, гарантированной формальными правами, а потому рассматривающий свою работу в качестве лично заинтересованного отношения к делам, задачам и целям системы, которой он служит.

Развивая веберовскую концепцию политических отношений господства и подчинения, известный американский социолог Р. Мертон включил в систему господства еще один очень существенный компонент - действие особого механизма осуществления властных полномочий, каковым является политическая машина как формальная, обезличенно действующая организация. Политическая машина, отмечает он, "устанавливает связи с обычными мужчинами и женщинами путем тщательно разработанной сети личных отношений". Вследствие этого "политика превращается в личные связи" (7; 453).

Например , участковый уполномоченный политической партии, чтобы добиться поддержки своего кандидата на выборах, "должен стать другом каждому человеку, проявляя наигранную, если не реальную, симпатию к обездоленным и используя в своей благотворительной работе средства, предоставленные в его распоряжение боссом". Здесь в ход идет все: и корзинка с провизией, и помощь в устройстве на работу, и юридические советы человеку, нуждающемуся в этом, и многое другое. Такая практика деятельности политической машины, хорошо отлаженная в системе пресловутой американской демократии, ныне широко и небезуспешно применяется в политических отношениях и в Украине, и в России, и в других странах СНГ.

Под термином социальные отношения понимают общественные отношения между классами, группами, общностями и другими субъектами, а так же их членами. Социальные отношения или как еще их называют – общественные отношения, возникают во всех сферах жизни общества. Они складываются исходя из образа жизни, социального положения и равенства, и степени удовлетворения людских потребностей. О различных видах социальных отношений и их отличиях друг от друга и пойдет речь в этом обзоре.

Существует несколько видов социальных отношений, которые делятся по субъекту либо носителю на: эстетические, моральные, массовые, межгрупповые и межличностные, индивидуальные, международные;

Виды социальных отношений по объекту делятся на: экономические, политические, правовые, религиозные, семейно-бытовые.

По модальности социальные отношениия подразделяются на: сотрудничество, соперничество, субординацию и конфликты.

По степени формализации и стандартизации социальные отношения можно подразделить на: официальные и неофициальные, формальные и неформальные

Экономические отношения проявляются в сфере владения, потребления и производства, представляющей рынок, какой либо продукции. Такие отношения разделяют на рыночные отношения и плавно-распределительные. Первые образуются ввиду свободы экономических отношений, а вторые из-за сильного вмешательства государства. Нормальные отношения – саморегулируемы конкуренцией и соотношением спроса и предложения.

Правовые отношения – это вид социальных отношений, который закрепляется в обществе законодательством. В итоге правовые дела гарантируют, либо никак не гарантируют действенное исполнение роли общественно функционального человека. Данные правила несут на себе большую высоконравственную нагрузку.

Религиозные отношения отображают взаимодействия людей в мирских процессах жизни и гибели, о безупречных свойствах нервной системы, духовных и высоконравственных основах бытия.

Политические отношения сосредотачиваются вокруг трудностей власти, которые автоматически приводят к превосходству тех, кто ею владеет и повиновению тех, кто ее лишен. Власть, созданная для организации социальных отношений, реализуется в качестве лидерских функций в обществах людей. Ее чрезмерное воздействие, как и совершенное отсутствие, оказывает пагубное влияние на жизненное обеспечение сообществ.
Эстетические отношения появляются на базе чувственно-эмоциональной обаятельности людей по отношению друг к другу. То, что привлекательно для одного человека, может быть абсолютно не привлекательным для другого. Идеальные образцы эстетической привлекательности основаны на психобиологической базе, связанной с необъективной стороной людского сознания.

Официальные и неофициальные виды социальных отношений бывают:

  1. долгосрочными (друзья или сослуживцы);
  2. кратковременными (могут быть случайные люди);
  3. функциональными (это исполнитель и заказчик);
  4. постоянными (семья);
  5. субординационными (подчиненный и начальник);
  6. учебными (учитель и ученик);
  7. причинно-следственными (преступник и жертва).

Приоритетными социальными отношениями в системе функционирования управления являются отношения власти, зависимости, господства и подчинения.

То есть пока один субъект не совершит ожидаемые действия, второй не в состоянии принять никакого решения или предпринять действия.

Человек – существо общественное, поэтому и оценивать свойства личности нужно в системе социальных отношений, так как здесь будут проявляться важные черты человеческого характера. А раз так, то стоит разобраться, что такое социально-психологические отношения и какими они бывают.

Признаки социальных отношений

Общественные (социальные) отношения – это разнообразные формы взаимозависимостей, которые возникают при взаимодействии людей друг с другом. Особенностью социальных отношений, отличающей их от межличностных и других видов отношений, является то, что люди предстают в них только как социальное «Я», которое не является полным отражением сущности конкретного человека.

Таким образом, главным признаком социальных отношений является установление устойчивых взаимосвязей между людьми (группами людей), которые позволяют членам общества реализовывать свои социальные роли и статусы. Примерами социальных отношений могут служить взаимодействия с членами семьи и коллегами по работе, общение с друзьями и преподавателями.

Виды социальных отношений в обществе

Существуют различные классификации социальных отношений, а потому и их видов немало. Давайте рассмотрим основные способы классификации отношений такого рода и дадим характеристику их некоторым видам.

Социальные отношения классифицируют по следующим признакам:

  • по объему власти (отношения по горизонтали или вертикали);
  • по владению и распоряжению собственностью (сословные, классовые);
  • по сферам проявления (экономические, религиозные, моральные, политические, эстетические, правовые, массовые, межличностные, межгрупповые);
  • по регламентированности (официальные и неофициальные);
  • по внутренней социально-психологической структуре (когнитивные, коммуникативные, конативные).

Некоторые из видов социальных отношений включают в себя группы подвидов. Например, официальные и неофициальные отношения могут быть:

  • долгосрочными (друзья или коллеги);
  • кратковременными (случайные знакомые);
  • функциональными (исполнитель и заказчик);
  • постоянными (семья);
  • учебными;
  • субординационными (начальство и подчиненные);
  • причинно-следственными (жертва и преступник).

Применение конкретной классификации зависит от целей и задач исследования, причем для того, чтобы охарактеризовать то или иное явление может использоваться как одна, так и несколько классификаций. Например, для характеристики социальных отношений в коллективе логично будет использовать классификацию, опирающуюся на регламентацию и на внутреннюю социально-психологическую структуру.

Личность в системе социальных отношений

Как уже говорилось выше, конкретный вид социальных отношений рассматривает только одну из сторон личности человека, поэтому, когда требуется получить более полную характеристику, необходимо принимать во внимание систему социальных отношений. Так как эта система находится в основе всех личностных свойств человека, она определяет его цели, мотивацию, направленность его личности. А это дает нам представление об отношении человека к людям, с которыми он общается, к организации, в которой он работает, к политическому и гражданскому строю своей страны, к формам собственности и т.д. Все это дает нам «социологический портрет» личности, но не стоит рассматривать эти установки как какие-то ярлыки, которые общество наклеивает на личность. Эти черты проявляются в действиях, поступках человека, в его интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойствах. Психология здесь неразрывно связана с психологией, поэтому-то анализ психологических свойств личности должен производиться с учетом положения человека в системе социальных отношений. ют.


Общество, как любая сложная и многоплановая система - это совокупность связей между определенными элементами. Для того чтобы выяснить, кто выступает социальными элементами этой системы и, соответственно, социальными субъектами политики, необходимо сначала определить значение термина «социальный» и содержание понятия «социальные отношения».

Термин «социальный» (от лат. sosialis) означает «общественный», то есть такой, что принадлежит к обществу. Однако в научной литературе оба эти термины употребляются для обозначения не только одних и тех самых, но и различных общественных явлений и процессов. В одном случае социальное отождествляется с общественным. Обычно это делается тогда, когда характеризуются те явления и процессы, существующие в обществе, когда отмечается на различия общественных явлений И процессов от природных и технико-технологических. За такого - широкого - подхода называются социальными и экономические, и политические, и идеологические явления и процессы, а социальными отношениями считаются все общественные отношения.

В противном случае понятие «социальное» толкуется уже социальное считается лишь частью общественного, а социальные отношения выделяются как особые в системе общественных отношений, которые существуют наряду с экономическими, политическими, идеологическими и иными видами. В политологии наряду с социальными различают еще и другие субъекты политики, например институциональные и функциональные, а это означает, что социальное здесь понимают в узком смысле - как часть общественного. Задача, следовательно, заключается в том, чтобы определить, кто же является социальными субъектами политики в этом смысле. Сделать это можно путем выяснения сущности и особенностей социальных отношений.

Общественные отношения разнообразные и могут классифицироваться по их объектами, субъектами и характером отношений между ними. Первой особенностью социальных отношений как вида общественных отношений является то, что они выделяются на основе их субъектов. Если основой выделения, например, политических или экономических отношений, является их объекты (соответственно - политическая власть и собственность на средства производства), то основой выделения социальных отношений является их субъекты - социальные общности людей. Однако относительно этих общностей как субъектов социальных отношений среди ученых нет однозначного мнения.

В одном случае социальными считаются все общности людей: как те, что возникли объективно в процессе исторического развития (общественные классы, социальные слои и группы, нации, народности и т.п.), так и те, что являются результатом сознательной целенаправленной деятельности людей (политические партии, общественные организации и др.). В противном случае под социальными спільностями и соответственно - субъектами социальных отношений понимают только исторические общности людей, то есть те, что возникли объективно в процессе исторического развития.

Очевидно, что для политологии принят именно второй подход, который дает возможность разграничивать социальные (общественные классы, социальные слои и группы, нации, народности и т.п.) и Институциональные (политические партии, общественные организации и движения) субъекты политики, которые играют неодинаковую роль в политической жизни.

Итак, второй особенностью социальных отношений является то, что их субъектами выступают не все общности людей, а лишь те, которые объективно возникли в процессе исторического развития. Именно эти общности являются социальными и соответственно - социальными субъектами политики. Есть пять основных групп социальных общностей: 1) социально-классовые (общественные классы, внутрікласові и міжкласові социальные слои и группы);

2) социально-этнические (племена, народности, нации); 3) социально-демографические (семья, мужчины, женщины, молодежь, лица пенсионного возраста и др.);

4) социально-профессиональные (рабочие, крестьяне, предприниматели, специалисты, служащие и др.);

5) социально-территориальные (население отдельных админи - стративно-территориальных единиц, регионов, жители некоторых городов и сел, городское и сельское население).

Субъектом социальных отношений, следовательно, и социальным субъектом политики, выступает и отдельный человек - как индивид или лицо - представитель той или иной социальной общности (класса, слоя, нации, городской или сельский житель и т.п.).

Третья особенность социальных отношений заключается в том, что они имеют двойственный характер. Между социальными спільностями людей они складываются по поводу неких объектов и проявляются как другие виды общественных отношений. Так, складываясь по поводу политической власти, они проявляются как политические отношения по поводу собственности, производства - как экономические и т.д. Соответственно, их так и называют: социально-политические, социально-экономические, социокультурные отношения.

Таким образом, социальные отношения - это отношения между исторически и объективно сложившимися спільностями людей. Субъектами социальных отношений, в соответствии социальными субъектами политики, классовые, этнические, демографические, профессиональные, территориальные общности людей. Интересы этих общностей являются социальными основами политики, а отношения между ними определяют сущность политики и составляют ее основное содержание.

осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ

англ. relationship, social; нем. Verhaltnisse, soziale. Отношения между группами людей и индивидами, к-рые занимают определенное положение в обществе, имеющие соответствующий статус и соц. роли. См. ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Отношения социальные

относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Социальные отношения

это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ

это определенная, упорядоченная система взаимоотношений индивидов, входящих в различные социальные общности.

Люди взаимодействуют друг с другом не случайным образом. Они являются членами определенных социальных групп, занимают определенные статусные позиции. Поэтому с другими людьми они вступают в отношения, соответствующие этим позициям. Эти отношения более или менее устойчиво воспроизводятся в процессе функционирования общества. Изменение социального статуса индивида неизбежно влечет за собой изменение характера его отношений с другими людьми. Социальные изменения предполагают изменение всей системы взаимоотношений в этой сложной конструкции социальных связей и взаимодействий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Отношения социальные

совокупность связей и взаимодействий, обусловленных «экономическими, политическими, культурными и иными интересами определенных социальных групп и общностей, объединяющих людей общими целями и действиями по их достижению, в том числе и управленческими . – относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институциализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах . – отношения между индивидами и социальными группами как носителями различных видов деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в жизни общества .

Отличное определение

Неполное определение ↓

Отношения социальные

это определенная, упорядоченная система взаимоотношений индивидов, входящих в различные социальные общности. Люди взаимодействуют друг с другом не случайным образом. Они являются членами определенных социальных групп, занимают определенные статусные позиции. Поэтому с другими людьми они вступают в отношения, соответствующие этим позициям. Эти отношения более или менее устойчиво воспроизводятся в процессе функционирования общества. Изменение социального статуса индивида неизбежно влечет за собой изменение характера его отношений с другими людьми. Социальные изменения предполагают изменение всей системы взаимоотношений в этой сложной конструкции социальных связей и взаимодействий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ

определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного об-ва. О.с. по своей природе объективны, независимы от воли и сознания людей. О.с. преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности как его личное отношение к окружающей действительности. О.с. личности - это проявление в соц. деятельности и поведении человека его соц. качеств. Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обусловливают объективную необходимость их взаимодействия друг с другом и вызывают к жизни О.с. Индивиды вступают во взаимодействие друг с другом не как чистые "Я", а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития производительных сил и потребностей. Именно поэтому их личное, индивидуальное отношение друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов на основе разделяемых или неразделяемых ими норм и ценностей данного об-ва создало и повседневно воссоздает О.с. В процессе взаимодействия индивидов не только проявляются уже сложившиеся О.с, но и складываются новые, соответствующие новым экономич. отношениям. Лит.: Осипов Г.В. Природа и общество//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Г.В. Осипов

Отличное определение

Неполное определение ↓

Социальные отношения

отношения между группами людей, занимаю­щих разное положение в обществе, принимающих неодинаковое участие в его экономической, политической и духовной жизни и различающихся образом жизни, уровнем и источниками доходов, структурой личного потребления. Субъектами С.о. являются различные общности людей, вступающих в активное взаимодействие между собой, на основе которого формируется определенный способ их совместной деятельности. С.о. представляют собой отношения равенства и неравенства социальных групп по положению и роли в общественной жизни. С одной стороны, С.о. – это взаимоотношения групп друг с другом, способные принимать характер дружественного сотрудничества или же конфликта (на ос­нове совпадения или столкновения интересов этих групп). Такие взаимоот­ношения могут принимать форму прямых контактов либо косвенную форму, например, через отношения с государством. Изменение характера этих взаимоотношений обусловливается изменениями в социальном положении и социальном облике взаимодействующих общностей. Именно такие изменения в позитивном русле способствуют утверждению коммуникабельных отношений в государстве, придающих ему социальную направленность. Понятие «С.о.» также характеризует взаимное положение групп в обществе, т.е. то содержание, которое вкладывается в понятие социальных различий. Последние связаны с неодинаковыми, неравноценными возможностями и условиями су­ществования и развития личности, например работников государственного предприятия (завода, фабрики) и преуспевающего коммерческого предприятия, в зависимости от ее принадлежности к той или иной социальной общности. Социальное государство нацелено на минимизацию этих различий.

Отличное определение

Неполное определение ↓