Проект по психологии о чем расскажет почерк. Научно - исследовательская работа "почерк и психологические качества личности". Иллюстрации с комментариями

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Часто от родителей, от учителей можно слышать, что почерк

может рассказать о многом: по качеству почерка судят о нас самих, дают нам оценку в школе, окружающие. Интересно, в чем же тайна почерка? Чтобы разобраться в этом вопросе, я решила провести свое собственное исследование «О чем может рассказать почерк?»

Я считаю, что тема моего исследования интересна и актуальна. Независимо от того, как учат писать детей в школе, по происшествии короткого времени ребята начинают писать различно и таким образом проявляют свои индивидуальные черты характера и ума. Развитие ума и изменения в характере неизбежно вызывают изменения в написании букв. Если с помощью особенностей почерка мы поймем черты характера, то это поможет нам лучше приспособиться к другим

людям и сделает счастливее нашу жизнь, а так же жизнь близких.

Цель моего исследования:

Сравнить, проанализировать, выявить связь почерка учащихся 4В класса с их характером. Задачи,которые необходимо решить для реализации цели: 1 1.Раскрыть понятие графологии.

2. Изучить основные закономерности графологического анализа;

3. Проанализировать почерк учащихся 4В класса;

4. На основе наблюдений и анкетирования установить процент

достоверности полученных результатов.

Гипотеза: характер человека можно определить по его почерку.

Предмет и объект исследования: почерк одноклассников, участвующих в эксперименте.

Методы исследования: наблюдение, опрос, сравнительный анализ, тест. Оказывается, существует целая наука - графология, которая изучает

почерк человека.

Глава 1. Что такое графология?

Графология (от др. греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение» - это анализ почерка, которая раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв.

Она позволяет лучше узнать самого себя и окружающих по особенностям почерка и выявить характер, внутреннее состояние, благополучие или неблагополучие, даже приобретённые способности человека.

1.1 История графологии.

Графология - это древнейшее искусство. Несколько тысяч лет назад китайцы определяли по почерку характер человека, специалисты в древнем Риме, монахи Средневековья также владели этим искусством.

Первая известная книга, посвященная графологии, итальянского профессора Камилло Бальдо, вышла в свет в 1630 году. Книга называлась «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В этой книге он записал известные на то время толкования индивидуальных качеств человека по его почерку.

Примерно через 200 лет ученый церковник аббат Фландрен создал группу, участники которой подвергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и роду занятий.

Участники исследования выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерков. Для того чтобы окрестить новую науку, аббат использовал два греческих слова: «графо» -писать и «ологи» - наука. Так

родилась графология.

В конце XIX - начале XX столетия о графологии заговорили как о науке, а не как об искусстве. Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги «Почерк и личность». В наше время графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра.

1.2 Что позволяет узнать анализ почерка

Рассмотрим, что такое почерк? В словаре русского языка С. И. Ожегова даётся такое толкование этому слову:

1. Манера писать, характер начертания букв в письме.

2. перен. Индивидуальная манера. (Творческий почерк художника)

Нас интересует первое значение - манера писать. Говоря вкратце, анализ почерка (графология) раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв. Графолог может рассказать человеку о его характере, его склонностях, его способностях и темпераменте, что позволит ему направить свои действия.

1.3 Как проводить анализ почерка.

Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что-либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным.

Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страничек, обращайте внимание на последнюю страницу, так как к концу письма автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы красиво выводить буквы. На последней странице почерк максимально естественен.

Анализ общего вида письма.

Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Основными признаками почерка являются:

Размер букв;

Наклон букв;

Направление строки;

Размашистость и сила нажима;

Характер написания слов.

Теперь переходим к самому анализу почерка и попытаемся выявить его взаимосвязь с характером человека.

Направленность линии является важным показателем, отражающим отношение человека к жизни:

а) Линия письма плавно поднимается вверх - оптимизм, радость жизни

уверенность;

б) Линия письма направлена вниз - замкнутость, пессимист, плохое настроение;

в) Линия письма прямая - уравновешенный характер, решительный;

г) Плавный волнистый - дипломатичный, гибкий;

д) Строка «скачет» то вверх, то вниз - импульсивный, нетерпеливый.

Размер почерка говорит об общительности человека.

а) Крупный - очень общительные, легко находит общий язык с разными людьми;

б)Средний - спокойные, уверенные в себе люди;

в) Мелкий - застенчивые, замкнутые, бережливые люди.

Форма почерка

а) Округлый почерк - чаще всего встречается у веселых, отзывчивых людей;

б) Острый почерк - острые углы могут сказать нам о двух вещах, которые нередко сочетаются: об агрессивности и очень высоком интеллекте.

Стиль письма

а) Каллиграфический почерк - обязательный, аккуратный, но несамостоятельный;

б) Ровный, правильный почерк - спокойный, уравновешенный человек;

в) Размашистый почерк - активный, любознательный, веселый человек;

г) Неразборчивый - энергичный, нервозный человек;

д) Слитый почерк, когда буквы в слове все связанны между собой - хорошее логическое мышление, стрессоустойчивость.

Сила нажима.

Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

Наклон почерка

- почерк прямой, без наклона 90* Так пишет очень уравновешенный человек.

- лёгкий наклон вправо 45* Так пишут открытые, в меру смелые и доброжелательные люди, которые имеют свойство иногда отдаваться импульсам. Почерк говорит об эмоциональности — его обладатель не всегда может держать себя в руках.

Поля.

Узкие поля говорят о бережливости, а широкие - о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчёркивает расточительность, а сужающийся левый край выдаёт человека скупого и жадного.

Характер написания слов:

Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.

8. Общая оценка

Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с весёлым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также нервозности.

Глава 2. Результаты исследования

В данном разделе я провела аналитическое исследование почерка нескольких людей (Приложение1). Я определила основные признаки их письма, и, на их основании, сделала выводы о характере исследуемых в общих чертах.

Образец почерка № 1. Этот почерк принадлежит моей однокласснице.

Мухатдисовой Ильвины. На первый взгляд видно, что почерк Ильвины ровный, красивый.

1.Сила нажима. Нажим сильный. Ильвина - девочка сильная, усидчивая.

2.Наклон букв. Небольшой наклон вправо. Ильвина - спокойная и уравновешенная.

3.Размер букв. Крупный почерк. Ильвина - общительная девочка.

4.Очертания букв. Буквы закругленные. Ильвина - добрая и отзывчивая.

5.Связанность букв. Почерк слитный. У Ильвины логическое мышление.

6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие. Ильвина - бережливая девочка.

Пользуясь системой анализа почерка, я проанализировала почерк учащихся 4В класса, в классе 19 человек и получили следующие результаты. В таблице отражены осбенности почерка у обучающихся.

а) Почерк учащихся 4В класса:

Особенности почерка

Ф.И. учащихся

Количество

Учащихся

Боженко Ю., Генералова М., Кузнецов Е., Шарафутдинова А., Годов Н.

Давлетбаев И., Каюмов Д.

Разборчивый и аккуратный

Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Мухатдисова И., Даминова Д., Шарафутдинова А.

Буквы отделены друг от друга

Муфтахова А., Мухатдисова И., Пургин А., Шарафутдинова А., Боженко Ю., Кузнецов Е., Генералова М., Даминова Д.

Слитные буквы

Закиев А., Калистратов Е.

Сильный нажим

Пургин А., Кузнецов Е., Мухатдисова И.Н.

Давлетбаев И., Генералова М.

Небольшой наклон вправо

Кузнецова М., Каюмов Д.

Сильный наклон вправо

Небольшой наклон влево

Мухатдисова И., Давлетбаев И., Даминова Д., Генералова М., Закиев А.

Вертикальные буквы

Пургин А., Кузнецов Е., Егоров Е., Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Калистратов Е., Боженко Ю., Киргизов Р., Шарафутдинова А.

Округлые буквы

Боженко Ю., Муфтахова А., Москаленко Я., Исакова А.

Угловатые буквы

Пробелы на концах строк

Кузнецов Е., Кузнецова М., Исакова А.

Беглый и размашистый почерк

Егоров Е., Калистратов Е., Закиев А.

Строки идут вверх

Генералова М., Кузнецова М.

Волнообразные строки

Боженко Ю., Даминова Д., Давлетбаев И., Егоров Е., Закиев А., Калистратов Е., Киргизов Р., Пургин А.

б) Черты характера учащихся 4в класса Во второй таблице указаны черты хар-ра уч-ся

Черты

Характера

Количество

Учащихся

Коммуникабельный, энергичный

Сдержанный, осмотрительный

Слабая воля

Хорошая стрессоустойчивость

Слабая субординация

Осторожный

Бодрый, энергичный (оптимист)

Добрый и отзывчивый

Открытые в общении

Соединив сходные черты характера, мы составили характеристику класса. Получилось, что в нашем классе: коммуникабельных, энергичных, уверенных в себе - 58 %, осмотрительных - 42 %, уравновешенных в отношениях - 57 %, стрессовоустойчивых- 42 %, упрямых-32%, отзывчивых-57%. (Приложение2.)

Далее мы решили определить процент достоверности полученных результатов, руководствуясь анкетированием и наблюдением. Учащимся предлагалось записать фамилии одноклассников, обладающих предложенными качествами.

в) Анализ анкеты В таблице отражены черты хар-ра обуч-ся

Черты характера

Ф.И. учащихся

Коммуникабельный, энергичный

Исакова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Халиуллина Л., Муфтахова А., Егоров Е. Кузнецов Е., Шарафтдинова А., Москаленко Я, Даминова Д. Боженко Ю.

Сдержанный, осмотрительный

Каюмов Д., Кузнецова М., Пургин А., Мухатдисова И., Даминова Д., Генералова М., ХалиуллинаЛ, Пургин А.

Легко ориентируется в незнакомой обстановке

Кузнецов Е., Халиуллина Л., Даминова Д., Шарафутдинова А., Кузнецова М., Москаленко Я., Егоров Е.

Спокойный, ровный в отношениях, уравновешенный

Мухатдисова И., Закиев А., Генералова М., Шарафутдинова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Калистратов Е., Киргизов Р., Даминова Д, Москаленко Я, Исакова А.

Слабая воля

Закиев А., Давлетбаев И., Егоров Е., Каюмов Д., Киргизов Р, Годов Н., Кузнецова М.

Хорошая стрессоустойчивость

Киргизов Р., Исакова А., Шарафутдинова А., Мухатдисова И., Кузнецова М., Халиуллина Л., Муфтахова А., Егоров Е.

Критичный, склонный к проявлению силы

Егоров Е., Калистратов Е., Москаленко Я.

Осторожный

Закиев А., Генералова М.,Шарафутдинова А., Калистратов Е. Мухатдисова И., Кузнецова М., Каюмов Д.

Бодрый, энергичный (оптимист)

Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Москаленко Я., Каюмов Д., Егоров Е.

Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист)

Закиев А., Кузнецова М.., Кузнецова М.,

Чувствительная и романтичная натура, мечтатель, неторопливый

Закиев А., Муфтахова А., Калистратов Е., Пургин А.

Независимый, всегда имеет свою точку зрения

Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Муфтахова А., Кузнецов Е., Москаленко Я., Каюмов Д., Боженко Ю., Киргизов Р.

Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым

Исакова А., Халиуллина Л., Кузнецов Е., Мухатдисова И., КаюмовД., Я.,Боженко Ю.

Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Давлетбаев И., Калистратов Е., Москаленко Я., Егоров Е., Каюмов Д., Пургин А.

Эмоциональный, общительный, лидер и душа компании

Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Москаленко Я., Шарафутдинова А., Ктргизов Р., Егоров Е.

Творческий, талантливый; широкая душа

Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Генералова М.

Рациональный и бережливый

Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Муфтахова А., Кузнецов Е., Калистратов Е., Мухатдисова И., Даминова Д., Генералова М.

Добрый и отзывчивый

Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Кузнецов Е., МухатдисовИ.,МоскаленкоЯ, Кузнецова М., Даминова Д.,Боженко Ю. Муфтахова А., Генералова М., Годов Н.

Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают

Калистратов Е., Каюмов Д., Егоров Е., Давлетбаев И., Кузнецова М.

Открытый в общении

Закиев А., Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Боженко Ю., Пургин А., Киргизов Р., ГодовН.

При сопоставлении полученных таблиц выявились следующие совпадения.

Особенности почерка

Черты характера

Совпадения

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный

Кузнецов Е., Шарафутдинова А. Годов Н.

Сдержанный, осмотрительный

Каюмов Д.

Разборчивый и аккуратный

Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях

Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Мухатдисова И., Даминова Д., Шарафутдинова А., Генералова М.

Буквы отделены друг от друга

Слабая воля

Боженко Ю.Кузнецова М., Киргизов Р., Давлетбаев И.

Слитные буквы

Хорошая стрессоустойчивость

Закиев А, Шарафутдинова А.,

Сильный нажим

Критичный, склонный к проявлению силы

Егоров Е.

Небольшое расстояние между словами

Слабая субординация

Калистратов Е.

Строки идут вверх

Бодрый, энергичный (оптимист)

Каюмов Д., Егоров Е.

Небольшой наклон вправо

Открытый в общении

Каюмов Д., Москаленко Я.,

Сильный наклон вправо

Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым

Исакова А., Халиуллина Л., Кузнецов Е., Мухатдисова И.,

Вертикальные буквы

Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Кузнецов Е., Егоров Е., Исакова А., Москаленко Я.

Округлые буквы

Добрый и отзывчивый

Боженко Ю., Муфтахова А., Даминова Д., Москаленко Я., Исакова А, Пургин А.

Угловатые буквы

Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают

Киргизов Р.

Пробелы на концах строк

Осторожный

Кузнецов Е., Кузнецова М., Исакова А., Закиев А.,

Затем мы решили определить процент совпадения на основе наблюдений и составили следующую таблицу:

г) Характеристика учащихся класса по анализу почерка

Ф.И. учащихся

Черты характера

(по почерку)

Совпадения /по наблюдениям

Генералова Мария

Коммуникабельная, но осторожная, спокойная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая итворческая..

Совпадает

Егоров Евгений

Коммуникабельный, энергичный, бодрый, эмоциональный, самолюбивый, неуравновешенный, может быть критичным, упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Совпадает

Мухатдисова Ильвина

Коммуникабельная, но осторожная, спокойная, самостоятельная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая и отзывчивая, целеустремлённая, стремится быть первым

Совпадает

Калистратов Егор

Спокойный, сдержанный, добрый и отзывчивый, но слабая субординация, отсутствие решительности и инициативы, частая смена настроения, обидчивость,пессимист.

частично

совпадает

Каюмов Даниил

Слабая воля, бодрый, энергичный, эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают упрямый.

Совпадает

Халиуллина Лейсан

Коммуникабельная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая и отзывчивая, целеустремлённая, стремится быть первым оптимист.

Совпадает

Киргизов Роман

Спокойный, слабая воля, эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, общительный.

совпадает

частично

Шарафутдинова Аделя

Коммуникабельная, эмоциональ-ная, энегичная, уравновешенная, ровная в отношениях, открытая в общении, добрая и отзывчивая, всегда поддержит в трудную минуту, хорошая стрессоустой-чивость.

Совпадает

Муфтахова Алина

Коммуникабельная, добрая, отзывчивая, уравновешенная и ровная в отношениях, собственные интересы ставит выше групповых.

Совпадает

Кузнецова Марина

Сдержанная, осторожная, хорошая стрессоустойчивость, слабая воля, постоянно в угнетённом состоянии.

Совпадает

Давлетбаев Ильдар

Сдержанный, осмотрительный, добрый, может быть упрямым, Эгоист, не любит, когда ему указывают, пессимист, слабая воля.

частично

совпадает

Закиев Айдар

Спокойный, уравновешенный, сдержанный, осторожный, ровный в отношениях, слабая воля.

частично совпадает

Даминова Диана

Коммуникабельная, уравновешенная, ровная в отношениях, открытая в общении, добрая, всегда поддержит в трудную минуту.

Совпадает

Боженко Юлия

Коммуникабельная, энергичная, открытая в общении, слабая воля, отзывчивая, независимая, добрая,всегда имеет свою точку зрения

Совпадает

Москаленко Яна

Коммуникабельныая, энергичная, добрая, открытая в общении, уравновешенный, ровный в отношениях, глубоко переживает неудачи,

Совпадает

Пургин А.

Сдержанный, осмотрительный, спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение, добрый, всегда поддержит в трудную минуту.

Совпадает

Годов Николай

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный, отзывчивый, добрый стремится к независимости..

Совпадает

Кузнецов Евгений

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение, целеустремлённый, стремится быть первым

Совпадает

Исакова Анна

Коммуникабельный, добрая,отзывчивая, открытая в общении, стремится к независимо-сти, целеустремлённый, стремится быть первым

Совпадает

Итак, из числа учащихся в классе определено 78% совпадения характера (на основе наблюдения) и почерка. (Приложение 2).

Заключение

В ходе моего исследования я убедилась, что почерк - отражение нашего внутреннего мира, сущности, особенностей характера, темперамента, отношения к миру и, конечно же, отношения к самому себе. Стоит помнить об этом даже тогда, когда пишите простую записку. Видимо, и впрямь почерк - это своеобразный «слепок» личности. Мое исследование показало, что характер человека действительно влияет на его почерк и наша гипотеза верна. Эта проблема имеет широкое практическое значение как для специалистов (графологов, психологов, учителей и т. д.) так и для обычных людей. Так, знание законов зависимости почерка от характера человека поможет мне:

Лучше узнать моих одноклассников, преподавателей, друзей, родственников;

Обойти «подводные камни» в общении с людьми;

А также лучше понять свое собственное «Я».

Приложение 1. Анализ почерков

Образец почерка № 2. Этот почерк принадлежит моему однокласснику Годову Николаю. В отличие от почерка Коли, в глаза бросается, что почерк Коли неровный, буквы разного размера, как будто он торопился куда-то.

1.Сила нажима. Нажим неравномерный, местами сильный, местами - слабый. Коля - непоседливый мальчик.

2.Наклон букв. Наклон букв практически отсутствует, буквы почти вертикальные. Коля - мальчик с балансом рационального и эмоционального, сначала анализирует ситуацию, потом принимает решения.

3.Размер букв. Почерк крупный. Коля - общительный мальчик.

4.Очертания букв. Буквы круглые. Коля - добрый и отзывчивый мальчик.

5.Связанность букв. Почерк слитный. У Коли логическое мышление.

6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие. Коля - бережливый.

Образец почерка № 3. Этот почерк принадлежит моей маме.

1.Сила нажима. Нажим сильный, равномерный. Моя мама - человек с сильной волей.

2.Наклон букв. Буквы слегка наклонены вправо. Мама - спокойная и уравновешенная. 3.Размер букв. Буквы средние, между крупными и мелкими. Мама - общительный человек, но иногда любит побыть наедине с собой. 4.Очертания букв. Буквы закругленные. Мама - добрая и отзывчивая. 5.Связанность букв. Почерк в основном слитный, но местами буквы не связаны друг с другом. Мама обладает логическим мышлением с элементами интуитивного.

6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие, но расширяются книзу. Мама - бережливая, но бывает и щедрой.7.Расположение строк на странице. Строки прямые. Мама - спокойная, рассудительная, реально оценивает свои возможности.

Приложение 2.

Список литературы

    Инесса Гольдберг Психология почерка. АСТ, 2008

    Исаева Е.Л. Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку. Рипол Классик, 2010

    Соломевич В. И. Почерк и характер. Харвест, 2009

4. Белов, Н. В. Современная энциклопедия для мальчиков: учебное пособие / Н. В. Белов. Современный литератор, 1999. - 223 с.

5. http://www.excelion.ru /nauka-i-obrazovanie/psihologija/o-chem-mozhet-rasskazat-pocherk-.html

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ОЗЕРНОЕ»

Исследовательский проект

«О чём говорит почерк ученика »

Выполнили: учащиеся 5 классаШвыдченко Ю,Яковчик К

Руководитель проекта: учитель русского языка и литературыЯскевич С. В

Озерное 2017 г

I .Введение………………………………………………………………………………….

II .Литературный обзор по теме……………………………………………………………

2.1. Общее понятие о графологии……….. ..…………………………………………….

2.2. Характеристика почерка……………….…………………………………………….

III . Практическая часть…………………………………………………………………….

3.1. Анкетирование………………………………… ……………………………………

3.2.Анализ почерка одноклассников с помощью тестирования их работ…………..….

3.3. Характеристика почерка учащихся 5 класса………………………………………

3.4.Выводы

V .Используемая литература ……………………………………………………………..

VI . Приложение……………………………………………………………………………

I .Введение

Актуальность:

Я считаю, что тема нашего исследования интересная и актуальная, так как в школах всех учеников обучают правописанию и красивому почерку одинаково, при этом у учащихся он разный. Таким образом, каждый из учеников имеет индивидуальный характер и склад ума.

Многие ли из нас в состоянии по почерку сказать что-нибудь о себе или своих знакомых? А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален, как отпечатки пальцев, голос, это позволяет отличить всех людей друг от друга.

Анализ почерка даст возможность раскрыть личностные особенности ученика.

Гипотеза:

Действительно ли почерк может рассказать о характере своего хозяина?

Цель:

Сравнить, проанализировать, выявить связь почерка учащихся 5 класса с их характером.

Задачи:

1.Раскрыть понятие графологии.

2.Провести анкетирование письменных работ среди одноклассников.

3.Проанализировать полученную информацию.

4.Провести наблюдение за поведением и характерными чертами учащихся.

Предмет исследования:

Анкеты учащихся 5-го класса

Объект исследования:

Учащиеся 5 класса

2.1Графология – это анализ почерка. Он раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв.

Она позволяет лучше узнать самого себя и окружающих по особенностям почерка и выявить характер, внутреннее состояние, благополучие или неблагополучие

Графология как наука существует давно. Первая книга, посвящённая графологии, вышла в свет в 1630 году. Графология от слов образована «графо»-писать, «логос»-наука.

2.2 Характеристика почерка.

Когда ученик испытывает определённое настроение, волнения или другие эмоции, он пишет с более сильным нажимом. Если же человек пишет в большей степени разными почерками, или изменчивым, то это говорит о том, что человек чувствителен и творчески развит. Размер почерка говорит об общительности человека. Обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми, и имеют много друзей и знакомых, а у кого мелкий почерк, этот человек скорее замкнутый и скрытный. На протяжении всей жизни человека манера письма меняется, так как меняются обстоятельства жизни и физическое развитие человека. В почерке, как и в поведении, и в речи отражен внутренний мир человека.

Начиная с первого класса, всех учеников преподаватели учат писать аккуратно и одинаково, точно соблюдая расстояние между буквами, наклоны и соединения. Ко всем учащимся требования одинаковы. С каждым годом у учащихся класса почерк становится все более индивидуальным.

Одинаковые интервалы между словами - это признак стабильности в отношениях с людьми. Меняющиеся или неодинаковые интервалы показывают непостоянство в отношениях с окружающими.

Округлые, закруглённые буквы выдают такое качество характера, как отзывчивость и доброта.

Угловатые буквы - признак эгоистичности.

Сильный нажим свидетельствует об усидчивости, силе воли.

Слабый - неуверенный в себе человек.

Узорный почерк (чёткий, ровный, правильный, линии букв выведены точно, все завитушки и окончания чётко пририсованы) говорит о том, что перед нами обязательный, аккуратный, но несамостоятельный и бесхарактерный человек.

Крупный и размашистый почерк выдаёт натуру энергичную, трудоспособную, общительную. Этот человек умён, но добр и щедр до беспечности, поэтому окружающие активно этим пользуются в своих целях.

Ровные буквы, без излишеств (завитушки, хвостики и т.д) – спокойствие и уравновешенность человека.

Неразборчивым почерк ом обладают исполнительные, пунктуальные люди, но их деятельность мало успешна.

Мелкий почерк свидетельствует о наблюдательности, остром уме, точности в мелочах, хладнокровности и сдержанности. Это тонкие и умные собеседники, обладают чувством юмора. В экстренных случаях они берут инициативу в свои руки, действуют жёстко и эффективно.

Слитный почерк (все буквы связаны между собой) говорит о том, что человек обладает логическим складом ума.

Переносы могут дать следующую информацию. Человек, который не любит делать переносы и оставляет в конце строки большие пустые поля, он, скорее всего, слишком осторожен, осмотрителен. Строки, заполненные полностью, и при этом присутствует искажение последних букв (что бы уместить в строке), говорит о том, что обладатель такого почерка жаждет сочувствия, любви и понимания. Если строчки письма к концу поднимаются вверх, значит, человек решителен, но для достижения своих целей он не пойдёт «по головам». Этот человек будет честен при реализации задуманного. А в случае, когда строка сползает в конце вниз, то у людей наблюдается апатия, пессимизм, отсутствие инициативы.

III . Практическая часть.

3.1. Анкетирование.

Чтобы получше узнать почерк учеников, мы составили анкету из шести вопросов, раздали каждому ученику для того, чтобы они ответили на эти вопросы в письменной форме. (Приложение № 1)

3.2. Анализ почерка одноклассников с помощью тестирования их работ.

При проведении анализа почерка учащихся 5класса нам потребовались их тетради, прописи, образцы почерка на чисто белых листах. При проведении исследования нам потребовалось 11 работ учащихся. Анализируя их работы и суммируя баллы, мы получили необходимый результат, который дал нам понять, о чём говорит почерк ученика.

Вывод:

Таким образом, протестировав учеников 5 класса, мы получили разные характеристики почерка ребят. Вследствие чего пришли к выводу, что, изучая особенности почерка, можно понять черты характера человека, дать характеристику любому человеку. Значит, можно определить и понять личность любого человека.

Приложение

Тест

    Размеры букв: очень маленькие (не более 2-3 мм) - 3 балла, маленькие - 7, средние – 17, крупные (свыше 7 мм) - 20.

    Наклон бука: влево - 2 балла, легкий наклон влево - 5, прямое написание -10, легкий наклон вправо - 6, вправо - 14.

    Форма букв: округлая - 9 баллов, бесформенная - 10, угловатая - 19.

    Направление строк: ползут вверх - 16 баллов, прямые - 12, ползут вниз - 1.

    Сила нажима: легкая - 8 баллов, средняя - 15, сильная - 21.

    Характер соединения букв: склонность к слитному написанию - 11 баллов, к раздельному - 18.

    Общая оценка: почерк старательный - 13 баллов; неровный, одни слова читаются легко, другие - с трудом - 9; неразборчивый, буквы узнаются с трудом – 4.

Результаты

35 - 51: такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.

52 - 63: здесь явно видна рука флегматичного человека. В большинстве жизненных ситуаций он несмел и пассивен. По складу ума - романтик и философ.

64 - 75: обладатель этого почерка решителен, хоть и часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий характер, не лишен чувства собственного достоинства.

76 - 87: почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, - хороший собеседник, может отстоять.

Используемая литература:

1.Дороти Сара. Тайны почерка: как по почерку определить черты вашего характера. –М,: Вече, АСТ, 1998.-160с.(« Познай себя »).

2.Хустова Д. А. Москва, ж. «Русский язык» №12 2006 год.

3.Поздняков Н. С. Почерк в современной школе.

4.Дудаева Е. Как исправить почерк.

5.Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Москва 2000 года.

Исследовательская работа «Почерк человека»

Выполнила ученица 8 класса

Долженкова Марина

Руководитель:

Тарасенкова Светлана Васильевна

Цель исследования: установить зависимость между особенностыми почерка и характером конкретного человека.

Объект исследования: закономерность между особенностями почерка и характера.

Предмет исследования: почерк человека.

Методы исследования:

1. Изучение научной и публицистической литературы по исследуемой теме.

2. Графологическое исследование образцов почерка.

3. Составление таблиц на основе результатов исследования.

Гипотеза: Мы предполагаем, что характер человека можно определить по его почерку.

Введение………………………………………….4

Существует ли специальная наука, которая изучает особенности почерка……………………………………………5

Можно ли только по почерку дать психологическую характеристику человеку………………………………………….6

Представители каких профессий используют в своей работе особенности почерка……………………………………………8

Глава II. Практическая часть…………………….9

Надо ли стремиться к совершенствованию почерка …………..11

Заключение……………………………………….12

Литература………………………………………..13

Введение

День ручного письма, или День почерка отмечается 23 января. Праздник создан с целью напомнить человеку о том, что в век электронных технологий это та малость, которая еще может выражать его индивидуальность.

В каждом телефоне, смартфоне и планшете есть не только калькулятор, который уже многим «помог» разучиться считать в уме, но и встроенные программы наподобие Т9, суть которых сводится к тому, что все в мире можно описать с помощью нескольких кнопок, а остальное система предложит сама (кстати, благодаря Т9 иногда получаются очень забавные опечатки).

Но прогресс шагнул еще дальше. Зачем вообще писать, если вместо слов можно использовать смайлы и графические картинки, которые разработаны специально для передачи испытываемых чувств. В какой-то степени, это, конечно, интересно. Но используя шаблонные картинки, невозможно передать всю гамму эмоций, которые ощущает человек.

Мало кто знает о том, что говорит о человеке почерк. А ведь на самом деле признаки в почерке можно приравнять к синдромам в медицине. Размер и наклон букв, а также интервалы и нажим ручки могут рассказать о характере человека даже больше, чем знает он сам.

Я решила выступить в роли графолога и выяснить, как характер учащихся отражается в их почерке.

Глава I. Существует ли специальная наука, которая изучает особенности почерка.

Зачем мне фотография человека, для меня гораздо важнее клочок исписанной бумаги, так как в нем выражается преступность, радость, печаль, озлобленность, настроение духа и тому подобное.

Французский ученый антрополог Д. Тарт

Графология (графо - пишу и логос - слово) - наука о почерке человека, изучение проявлений в почерке индивидуальных особенностей человеческой личности. По мнению графологов, поскольку не существует двух одинаковых почерков, почерк должен быть такой же формой проявления личности, ее «подписью», как голос или выражение лица.

Хотя предположения о связи почерка с индивидуальными особенностями душевной жизни высказывались еще в античности, первая подробная работа, исследующая связь почерка и личности, была написана итальянским врачом Камилло Бальди (1622). Отцом современной графологии принято считать аббата Жана Ипполита Мишона (1807-1881), который собирал и каталогизировал специфические особенности почерка и пытался установить строгие соответствия между ними и личностными качествами.

В начале XX века. центр графологических исследований переместился из Франции в Германию. Вильгельм Прейер, профессор физиологии из Йены, обнаружил, что пациенты, из-за травмы лишившиеся рук, при письме с помощью рта или пальцев ног выводят буквы так же, как ранее писали рукой; таким образом, «почерк руки» оказался на самом деле «почерком мозга». На протяжении ХХ века графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования. Наиболее сильные позиции она имеет в Германии, где преподается в ряде университетов.

В Соединенных Штатах интенсивное изучение почерка и выразительных движений руки при письме предприняли в 1939 году Гордон Олпорт и Филипп Верной в Гарвардской психологической клинике. Они нашли, что движениям индивида свойственно внутреннее постоянство. Если человек склонен к ригидному, заторможенному поведению, это проявляется в его почерке так же, как в позах, походке, выражении лица и жестах. В 1942 году Tea Левинсон и Джозеф Зу-бин предприняли попытку придать графологии объективный характер, используя подробные таблицы для выявления графических особенностей, названных ими «напряжением и расслаблением».

Графология, как и всякий психологический анализ, является наполовину наукой, наполовину искусством. Степень успешности графологического анализа зависит от подготовки специалиста, его личного опыта, образования. Большинство школ графологии считают необходимым начинать с получения общего впечатления от рукописи. Затем исследуются отдельные аспекты: размер, наклон, ширина, вертикальные пропорции, правильность, связность, форма соединения, нажим, скорость, ритм, равномерность линий, степень упрощения начертания букв, расстояния между словами и строками, поля, общее расположение и многочисленные мелкие детали, такие как способ ставить точки, росчерки и т. д. Изучение этих характеристик: «чистая графология», вполне научная процедура в том смысле, что такие факторы, как пропорции и углы, размеры и интервалы могут быть измерены и обобщены. Каждая особенность имеет психологическую интерпретацию, которая подкрепляется, ослабляется или изменяется при исследовании других характеристик почерка. Искусство графолога заключается в умении оценить доминирующие свойства характера человека и их взаимодействие, поэтому графолог должен быть еще и хорошим психологом.

Можно ли только по почерку дать психологическую характеристику человеку.

Убористый, неразборчивый, аккуратный, мелкий, крупный, витиеватый, красивый, небрежный... Каким только почерк не бывает. У каждого из нас он свой. Он начинает формироваться примерно в возрасте 8–10 лет, окончательно складывается только к 20, но может меняться в течение всей жизни. И может многое о нас рассказать. Ученые давно установили, что существует определенная связь между почерком человека и его характером: при письме движения руки управляются мозгом, а потому несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем. Так что, хочешь нарисовать психологический портрет человека? Проанализируй его почерк!

Для графологического анализа необходим текст, написанный от руки на чистом листе бумаги. Как минимум четыре предложения с подписью. Чем больше объем текста, тем лучше (например, лист формата А4).

Писать лучше грифельным карандашом или перьевой ручкой – так легче оценивать нажим.

Для анализа подойдет не каждый рукописный текст. Например, поздравление в открытке – не лучший вариант, так как, подписывая, человек, как правило, прикладывает некоторые усилия, чтобы сделать это максимально красиво. Анализируемый документ должен быть написан при таких обстоятельствах, когда человек спокоен и никуда не торопится. Лучше всего иметь несколько экземпляров, написанных в разное время.

Основные этапы анализа

Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Такие люди, как правило, очень общительны и привлекают своей целеустремленностью и оптимизмом.

Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные в первую очередь на своем внутреннем мире. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

Небольшой наклон влево чаще всего встречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума.

Сильный наклон влево. Обладатели такого почерка самодостаточны и независимы, они всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.

Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.

Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.

Если почерк вертикальный, то это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.

3. Размер почерка говорит об общительности человека.

Например, обладатели крупного почерка (более 3 мм) открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.

Мелкий почерк (меньше 3 мм) говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.

Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые. Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.

4. Очертания

Округлые буквы указывают на доброту и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. Если встретишь человека с таким почерком, знай: на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.

Угловатый почерк – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.

5. Расположение строк

У натур оптимистичных к концу строка поднимается, у пессимистов – наоборот, опускается. Прямые строки характерны для людей спокойных и рассудительных, уравновешенных. Неровные строки говорят о частой смене настроения или неуравновешенности человека.

Графолог Михаил Петухов согласился проанализировать для нас серию текстов с разными видами почерков. Небольшая оговорка: эти замечание нельзя считать полноценной характеристикой личности. Настоящий графологический анализ – это скрупулезное исследование того, как, под каким углом, с каким нажимом человек пишет. При этом желательно, чтобы был пример написания всех букв. Только в этом случае специалист даст полноценную и развернутую характеристику человека.

Однако, эти краткие характеристики дадут тебе представление о том, как работает графолог и какие выводы на основании каких значимых элементов делает. Присмотрись, может быть, ты найдешь почерк, похожий чем-то на твой?

Представители каких профессий используют в своей работе особенности почерка.

Учитель, криминалист, детектив и врач.

Глава II. Практическая часть.

Результаты анкетирования показали:

Имеет ли почерк большое значение в жизни человека? Да-75% нет-25% Представители каких профессий используют в своей работе особенности почерка? Учитель-45% Криминалист-5% Детектив-5% Врач-44% Не знаю-1%.

Существует ли специальная наука, которая изучает особенности почерка? Да-60% Нет-15% Не знаю-25% Можно ли только по почерку дать психологическую характеристику человеку? Да-55% нет-45% Надо ли стремиться к совершенствованию своего почерка? Да-60% нет-30% не знаю-10%

Почерк и характер человека (результаты исследования) Исследование началось с изучения моего почерка. Мои наблюдения за графическими изменениями почерка с 1-го по 7-ый класс показали, что почерк становится: - более мелким; - более слитным; - более четким и ровным.

За счет этого увеличилась скорость письма. Процесс написания становится более автоматизированным. Это связано с тем, что меняюсь я сама, становлюсь более самостоятельной, становлюсь индивидуальной личностью. Можно сделать вывод, что с течением времени почерк меняется и это зависит от самого человека, его состояния.

Тайны почерка: характер Направленность линии Размеры букв: Наклон букв Форма букв Стиль письма Наклон почерка Характер соединения букв.

Взаимосвязь с характером человека:

Направленность линии является важным показателем, отражающим отношение человека к жизни:

а) Линия письма плавно поднимается вверх - оптимизм, радость жизни, уверенность, амбициозность (самолюбие);

б) Линия письма резко уходит вверх – витает в облаках, не хватает здорового ощущения реальности;

в) Линия письма направлена вниз – замкнутость, пессимист, плохое настроение;

г) Линия письма прямая – уравновешенный характер, решительный, целеустремленный;

д) Плавный волнистый – дипломатичный, гибкий;

е) Строка «скачет» то вверх, то вниз – импульсивный, нетерпеливый, часто меняющееся настроение.

Размер букв говорит об общительности человека:

а) Крупный – очень общительные, легко находит общий язык с разными людьми, много друзей;

б) Средний – спокойные, уверенные в себе люди;

в) Мелкий – застенчивые, замкнутые, бережливые люди;

Форма букв:

а) Округлый почерк - чаще всего встречается у веселых, добрых и отзывчивых людей;

б) Острый почерк - острые углы могут сказать нам о двух вещах, которые нередко сочетаются: об агрессивности и очень высоком интеллекте Обладатели острого почерка часто бывают хитрыми, умными, не слишком добродушные люди.

Стиль письма:

а) Каллиграфический почерк – обязательный, аккуратный, но несамостоятельный человек;

б) Ровный, правильный почерк – спокойный, уравновешенный человек;

в) Размашистый почерк – активный, любознательный, веселый человек;

г) Неразборчивый – энергичный, нервозный человек. У большинства гениев был абсолютно неразборчивый почерк;

д) Слитый почерк, когда буквы в слове все связанны между собой – хорошее логическое мышление.

Анализ анкеты Черты характера Ф.И. учащихся

1. Коммуникабельный, энергичный - Яковлев Александр

2. Сдержанный, осмотрительный - Беляков Владимир.

3.Легко ориентируется в незнакомой обстановке – Долженкова Марина

4.Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях – Тарасенков Сергей

5.Слабая воля – Казаков Никита

6. Хорошая стрессоустойчивость – нет.

Надо ли стремиться к совершенствованию почерка.

А надо ли стремиться к совершенствованию своего почерка? Да!!! Да!!! Да!!! Так как тренировка в чистописании пробуждает интерес к познанию, учебе и окружающему миру в целом; активно развивает личность; позволяет научиться управлять собой, развить терпение, внимательность к деталям, усидчивость, избавиться от рассеянности.

Заключение

Итог исследования: Из числа учащихся в классе определено 40 % совпадения характера (на основе анкетирования) и почерка. Из числа учащихся в классе определено 70 % (69,9 %) совпадения характера (на основе наблюдения) и почерка. Средний процент совпадения характеристики по почерку, анкетированию и наблюдениям - 55 %.

Почерк – это «визитная карточка» человека, его форма общения, «письменный голос» его обладателя. Красиво написанные работы улучшают оценки ученика, укрепляют веру в успешный результат своего труда.

Список литературы

    Щеголев, И. В. Тайны почерка [Текст] : учеб.пособие / И.В. Щеголев. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 158 с. 2. Белов, Н. В.

    Современная энциклопедия для мальчиков [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Белов. – Мн. : Современный литератор, 1999. – 223 с.

    Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах – М, 2000. – 672 с.

    Щеголев, И. В. 16 типов личности. Почерк и характер человека [Текст] : учеб.пособие / И. В. Щеголев. СПб. : Питер, 2007. -160 с.

    http://www.excelion.ru/nauka-i-obrazovanie/psihologija/o-chem-mozhet-rasskazat-pocherk-.html

    http://blogs.mail.ru/mail/alex-dr.yakovlev/31A58B633A254C0F.html

    http://fictionbook.ru/author/inessa_goldberg/tayiniy_pocherka_ili_chto_na_rodu_napisano/read_online.html?page=3

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

«Социология»

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа»

О чем расскажет почерк?

Выполнил:

Хацкевич Николай, 11 класс

Научный руководитель:

Бабужапова Номин Будожаповна,

заместитель директора по НМР,

п. Орловский

2012

О чем расскажет почерк?

Хацкевич Николай

«Орловская средняя общеобразовательная школа», 11класс

Краткая аннотация

В почерке раскрывается природа человека, его характер. Связь почерка с характером изучает наука графология. Она позволяет определить по почерку человека его ум, силу воли, самооценку, эмоциональность и многое другое.

О чем расскажет почерк?

Хацкевич Николай

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский, Муниципальное общеобразовательное учреждение

Аннотация

Цель работы: изучить взаимосвязь между почерком и характером человека.

Гипотеза: черты характера человека раскрываются в способе написания букв и знаков.

Задачи:

- изучитьфизиологическую основу почерка

Исследовать механизм формирования и изменения почерка

Провести графологический анализ почерка экспериментальной группы

Методы исследования:

Анализ литературы.

Пробы почерка экспериментальной группы (5 учащихся)

Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности по опроснику Айзенка (подростковый вариант).

Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами.

О чем расскажет почерк?

Хацкевич Николай

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский, Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа», 11 класс

Научная статья

Графология - область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения, отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного. Психологический анализ почерка предполагает учет всех известных сведений о данном индивиде и обстоятельствах написания анализируемого текста. Например, мужской почерк , по данным графологии, характеризуется следующим: беззаботный, неробкий; торопливый, неправильный (неравномерный); буквы остаются открытыми; почерк некрасивый, плохо выглядит; размашистый; широкие линии и широкие буквы; твердый, сильный нажим; острые углы; ошибки; индивидуальный - оригинальный; наклон вперед; слитный; свободный. Женский почерк : тщательный; чистый; единообразный; точный; определенный; правильный, буквы без пропуска знаков; красивый; маленькие линии без нажима; округленный; стандартный; наклон назад; компактный; с близко стоящими буквами

История возникновения графологии

Современная европейская графология уходит корнями в античные времена. Еще в Древнем Риме почерк считали одной из основных характеристик человеческой личности. Подтверждение индивидуальности почерка мы встречаем уже у Аристотеля (384–322 до н. э.): «Слова, которые мы произносим, – отражение способностей нашего ума, написанные же нами слова – отражение слов в устной форме. Так же как различается звучание человеческой речи, различается и вид записи каждого человека».

А императору Нерону (37–68 н. э.) нередко представляли тексты, написанные подозреваемыми в измене в качестве доказательства их вины. При этом говорили следующее: «По его почерку ясно, что он изменник». Немного позднее, примерно во II столетии н. э., Светоний, писавший историю Рима, подмечал связь характера императора Августа с его почерком. Помимо Светония, многие выдающиеся личности того времени также утверждали, что по почерку человека можно судить о его характере.

После того как описанная работа Лаватера вышла в свет, графологический анализ стал весьма популярен в среде писателей, государственных деятелей, художников и прочих просвещенных людей того времени. Впоследствии графологический анализ стали практиковать не как научное достижение, а как искусство, которое базировалось в основном на интуиции. Последователями этого направления были Томас Манн, Жорж Санд, Альфонс Доде, Эмиль Золя, Александр Дюма-отец, Николай Гоголь, Эдгар По, Антон Чехов, Альберт Эйнштейн и др.

В результате наука об индивидуальности человеческого письма получила современное название «графология», а сам Мишон провел анализ сотен образцов почерков и составил список тысяч графических знаков, характеризующих индивидуальные черты личности. Этот метод исследования стал известен как школа фиксированных знаков и был развит Жаном Крепье-Жаменом. Последний повторил опыты Мишона, расширив их и перераспределив материал. Кроме того, он вывел новые законы, по которым следовало проводить графологический анализ. К 1888 году набралось достаточно материала для публикации знаменитой работы «Почерк и характер».

НАУКА ГРАФОЛОГИЯ

Графология оценивает почерк с целью определения черт характера, а также склонностей и предрасположенностей человека к тем или иным поступкам. Почерк, точно так же как жесты и мимика, отражает особенности личности. Будучи результатом последовательности индивидуальных движений, он может рассказать о привычках, чувствах и мыслях человека в тот момент, когда он взял ручку и что-либо написал.

Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами. Несмотря на то что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, не известно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. И, даже полностью изучив механизмы письма, люди продолжают использовать навыки, полученные в детстве, в соответствии с личными особенностями и предрасположенностями. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки», которые иллюстрируют персональные движения руки, а также каждый человек при письме исключает те движения, которые не совсем ему удобны.

Поэтому так важно, насколько почерк отличается от написания букв в прописи. В том случае, если он сильно его напоминает, человек стремится действовать соответственно общепринятым нормам и старается мыслить «как все». И наоборот, люди, далеко отступившие от «правильного» стиля письма, обычно действуют согласно собственным нормам и отличаются независимым образом мыслей. Что касается графологического анализа, в нем важны отклонения от нормы, так как именно они могут сообщить о личности больше всего интересных сведений.