Как наладить отношения между мачехой и падчерицей. Детские сказки онлайн. Налаживаем отношения с падчерицей

В основе женских архетипических сюжетов всегда лежит тема, ценность Любви. По каким-то причинам героиня сказки ее не имеет или теряет, или ей нужно сберечь Любовь в своем сердце несмотря на серьезные помехи этому. Вариаций множество. Важно понимать, что в одной сказке может быть несколько архетипических сюжетов, каждый со своей динамикой, уроком. Совмещение архетипических сюжетов создает неповторимое кружево сказки.

То же и в жизни женщины. В ее узоре судьбы можно найти несколько древних сюжетов. Некоторые из них развиваются гармонично, женщина не попадает в расставленные ловушки, а действует как ее далекая сказочная предшественница. Чаще всего, это происходит интуитивно, иногда – осознанно, благодаря психологическим или иным знаниям, мудрым наставникам и партнерам.

Но есть в жизни женщины такие древние сюжеты, которые стали для нее «проблемными». Она угодила в ловушку и запуталась. В этом случае, даже если женщина будет вести себя, как лягушка в банке со сливками, взбивая лапками калорийную массу и превращая ее в масло, она не выберется из ловушки. Активности мало – необходимо знание законов, уроков, динамики и других условий архетипического сюжета.

Эти соображения стали основанием для выделения и описания наиболее распространенных женских архетипических сюжетов. В этой книге будут рассмотрены семь из них. В практике психологического консультирования и жизни они встречаются чаще всего, переплетаясь в судьбе женщины причудливым образом.

Бывает так, что доминирует один сюжет, рождая пресловутый «жизненный сценарий». Но женщины – нелинейные существа. Каждая несет в себе все архетипические сюжеты. Какие из них станут в ее жизни более активными, зависит от разных обстоятельств. Воспитание, родовые сценарии судеб предшественниц по материнской и отцовской линии, условия жизни, образование, стечение событий, влияние культуры, — факторов множество. Но всегда за наслоением обстоятельств можно разглядеть некий древний сюжет, уже давным-давно известный из сказок.

Это не значит, что «все в нашей жизни уже предопределено». Вариаций множество. Однако существует некий набор испытаний, которые женщине необходимо пройти, чтобы прочувствовать и принять разнообразные грани архетипа Женственности. Чтобы прожить множество оттенков Любви.

Разбирая женский архетипический сюжет, мы будем делать следующее:

  1. Дадим название архетипическому сюжету и назовем примеры сказок, в которых он ярко проявляется
  2. Опишем динамику развития архетипического сюжета
  3. Поговорим о символизме ситуаций и героев сюжета
  4. Определим «ловушки» архетипического сюжета
  5. Расшифруем уроки архетипического сюжета
  6. Отыщем источники ресурсов героини
  7. Найдем отражение архетипического сюжета в жизни современной женщины.

Сюжет первый – «Мачеха и падчерица»

Это весьма распространенный сюжет женских сказок. Он является основой таких известных историй как: «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев», «Василиса Прекрасная» и многих других. Он присутствует и в мифе об Амуре и Психее, где в роли мачехи выступает свекровь – богиня любви Афродита.

Композиция сюжета «мачехи и падчерицы» содержит четыре этапа:

  1. Жизнь героини в пространстве Любви с родными родителями, любящей матушкой.
  2. Смерть матушки и явление мачехи (хозяйки, свекрови)
  3. Жизнь героини в условиях отсутствия Любви с мачехой, ее дочерью (или дочерьми); период испытаний на жизнестойкость
  4. Явление героине новой Любви (жениха)

Первый этап сюжета

Правда, первый этап в большинстве сказок как бы «выпадает», о нем есть только упоминание. Сложно сказать, с чем это связано. Возможно, пересказчики посчитали спокойный благополучный период жизни героини неинтересным и поспешили побыстрее перейти к драматическим событиям. Ведь задача сказки передать нам знания о прохождении испытания. С другой стороны, в реальной жизни у многих девочек не было первого этапа, испытания начинались сразу, без всякой подготовки. Такое положение дел сохраняется и сегодня, достаточно вспомнить о многочисленных беспризорных и социальных сиротах.

Тем не менее, первый этап важен, он содержит символизм подготовки к испытанию, инициации. Существо девочки наполняется Любовью. В Любви ей передаются знания, необходимые для выживания и самореализации. Вероятно, матушка обучает ее всему, что умеет сама. В противном случае, не известно, каким бы образом героиня справлялась с заданиями мачехи.

Второй этап сюжета

Второй этап сюжета самый трагичный – героиня теряет мать . Однако переживания горя не находят отражения в сказке. Все происходит как само собой разумеющееся.

Например, в сказке «Золушка»: «Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая его жена умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. А мать ее была самая красивая и добрая женщина на свете».

Трагедия только подразумевается, но не раздувается. Становится понятным, что смерть матушки – необходимо условие для завязки нового сюжета.

Тем не менее, в некоторых сказках героиня сохраняет связь с матушкой и после ее смерти. Крошечка-Хаврошечка обнимает свою рябую корову, называет ее матушкой, рассказывает ей о всех своих печалях, а та ей помогает.

В «Василисе Прекрасной» так: «Когда мать скончалась девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе эту куклу; береги ее, всегда при себе держи и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». Затем мать поцеловала дочку и померла».

Корова, куколка – проводники связи с матерью, проводники к Источнику Силы героини. Это ее верные помощники, доставшиеся по наследству, по женской линии.

Героиня – носительница ценностей, энергии, способностей своего Женского Рода. И в этом, новом для себя качестве, она встречается с антагонистом своего Женского Рода – мачехой. В завязке сказки – конфликт Женских Родов, двух систем. Род падчерицы относится к системе созидательной, род мачехи к системе разрушительной, теневой. В этом контексте сюжет «мачехи и падчерицы» можно считать древнейшим, имеющим истоки в матриархальной культуре. Собственно, и феномен, известным многим как «женская конкуренция», имеет длинную историю, богатую драматическими коллизиями и интригами.

Потеря родной матери символизирует первый этап женской инициации, женского посвящения. В этот момент происходит осознание собственной автономности, уникальности, природной силы, — с одной стороны. И поддержание связи с материнским родом, — с другой. Героине сказки, также как и обычной женщине, приходится научится объединять в себе две противоположные тенденции: разъединение с матерью и, одновременно, поддержание связи с нею. Это чрезвычайно сложное испытание: не быть «как мать», и, в то же время, принимать в себе ее черты.

Зачем же нужно это посвящение, этот урок? Каждая женщина, благодаря своей индивидуальности, вносит в общеродовую копилку свой вклад. Она делает шаг вперед, или вглубь по сравнению со своими предшественницами. Ее родовая память содержит информацию о жизненном пути матери, бабушки, сестры, прабабушки, которые также проходили аналогичное посвящение «отрыва от матери». Посвящение это у каждой из предшественниц проходило по своему сценарию. У кого-то легко, у кого-то болезненно, а у кого-то, вообще, «отрыв» не состоялся – и она всю жизнь «слушала маму, плясала под ее дудку». Если предшественницы женщины прошли испытание; свою индивидуальность выделили и связь с родом сохранили, их опыт дает женщине огромный ресурс жизненной силы. Но если в роду у женщины отрыв от матери происходил болезненно, или не происходил вовсе, это испытание может стать одним из основных в ее жизни.

В сказке зашифрован закон жизни: мать, передав дочери запас Любви и Знаний, должна уйти, предоставив ей возможность проявить свою индивидуальность и самостоятельность. Кроме того, матери необходимо оставить дочери символических помощников: корову, куколку, крестную-фею и других. Благодаря им дочь сможет ощущать поддержку своего женского рода.

По фабуле сказки случается физическая смерть матери, в жизни она совершенно необязательна. Смерть матери, в данном случае, символизирует завершение важного периода жизни героини. Завершение старого и начало нового.

Что было бы, если бы матушка героини не умерла? Вы правы, не было бы сюжета сказки. Поэтому потеря, в данном контексте, – благо для развития героини, свидетельство того, что она готова к испытанию на жизнестойкость и самостоятельность.

Матушка умирает, передав свои лучшие черты и помощников дочери. Героиня сказки в духовном плане – богатая наследница, которой теперь предстоит мудро распорядиться богатством. И, в первую очередь, сохранить его.

Наследство героини – это внутреннее ощущение силы Любви, жизнестойкость, легкий нрав, талант, стремление к счастью, связь с представителями тонкого мира, помощниками ее рода. Именно это наследство ей необходимо сохранить и, по возможности, приумножить, чтобы в назначенный срок передать уже своей дочери.

Итак, после смерти матушки героиня сказки становится обладательницей большого духовного наследства, дающего ей огромную жизненную силу .

Третий этап сюжета

И начинается третий этап сказочной истории – проверка на жизнестойкость, испытание силы. Другими слова, героиню проверяют – как она распорядится наследством, силой. Растратит все впустую на обиду, боль, переживания злости, бессилия и горечи. Или сохранит, да еще и приумножит?

Мачеха устраивает самую настоящую травлю героини. Всеми средствами провоцируя у нее формирование «позиции жертвы». Но… Вот что говорит Золушка в сказочной версии Е. Шварца: «Натирая пол, я очень хорошо научилась танцевать, за шитьем я очень хорошо научилась думать. Терпя напрасные обиды, я научилась сочинять песенки. За прялкой я научилась их петь. Выхаживая цыплят, я стала доброй и нежной» . Другими словами, Золушка и не думала становиться жертвой, она использовала любую ситуацию во благо, открывая в себе неожиданные способности.

Да, внешне все, что делает мачеха, похоже на жестокое обращение. Но тонкий символизм этого этапа – ОБУЧЕНИЕ. Мачеха – это учитель героини, или «тренер». Не случайно, ее тренинг приводит героиню к счастью в финале сказки. А родные дочери мачехи, не прошедшие жесткого тренинга, оказываются «не у дел». Собственно, Мачеха в пьесе Е. Шварца так и говорит: «Золушка, я забочусь о тебе гораздо больше, чем о родных своих дочерях. Им я не делаю ни одного замечания целыми месяцами, тогда как тебя, моя крошечка, я воспитываю с утра до вечера».

Мачеха дает падчерице задания, каждый раз повышая степень их сложности. Например, у Е. Шварца Мачеха наказывает Золушке: «Вымой окна, натри пол, выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь кустов роз, познай самое себя и намели кофе на семь недель». Крошечке-Хаврошечке и Василисе Прекрасной приходилось прясть под контролем мачехиных дочерей. Психея должна была перебрать перемешанные зерна, достать шерсть золоторунных овец, принести воды из недосягаемого источника и шкатулку с неземной красотой из подземного царства.

Символизм мачехиных заданий – это особый шифр. Например, в русских сказках героиня, в основном, прядет и дом убирает. Казалось бы, это совершенно обычный труд девушки. Да, в социальном плане героиня приобретает мастерство хозяйки, необходимое ей в жизни.

Но символизм прядения гораздо тоньше . В мифологии разных народов богинями судьбы являются женщины: норны, мойры, наречница, орисница, суденица. Они прядут нити судьбы.

В русской мифологии богиня прядения и судьбы – Мокошь . Ее желаниям подчинялись и боги, и люди. Она жила в небесном чертоге со своими помощницами Долей и Недолей, пряла нити людских судеб. Ей были ведомы тайны прежних жизней и новых воплощений.

В этом аспекте прядение героини – это посвящение богине Судьбы. В руках героини нить судьбы. От того, насколько качественно она прядет, зависит не только ее жизнь. Другие люди будут носить одежду, сотканную из ее нитей. Героиня прядет и оказывает непосредственное влияние на собственную судьбу и судьбы других людей.

Мачеха создает условия, в которых падчерица совершенствует мастерство прядения.

Если перевести это с символического языка на психологический, получается, что мачеха учит падчерицу целеполаганию, формированию конструктивных жизненных программ. С другой стороны, прядение помогает героине приобрести чувственно-смысловое переживание старинного тезиса: «Все в твоих руках». Ты ответственна за качество нити, ты ответственна за качество собственной жизни. Таков один из уроков падчерицы.

Другой урок – уборка дома, домашняя работа . В социальном плане можно сказать, что героиня проходит «школу домохозяйки», формируя трудолюбие и терпимость к самой тяжелой женской работе. Это, безусловно, так. Но ни это является главным.

Благодаря заданиям мачехи у падчерицы формируется навык ухода и организации собственной среды обитания. Одна из базовых потребностей женщины – обретение комфортной и безопасной среды. Она стремится создать пространство, в котором ей будем удобно, спокойно, интересно, красиво, функционально. Да, для этого приходится устранять грязь, чистить любимые вещи, поддерживать порядок, делать ремонт, обновлять обстановку. Но главное здесь – процесс создания комфортной среды, обустройство своего пространства, которое можно будет наполнить Любовью.

Для женщины чрезвычайно важно ощущать себя хозяйкой пространства, каждый элемент которого формирует у нее переживание защищенности и благополучия. Многие женщины страдают от того, что не имеют своей территории, «своего пространства», несмотря на то, что живут в отдельной квартире. Это происходит не из-за недостатка квадратных метров. Просто «чувство хозяйки» у них пока не сформировано. Некоторые женщины, действительно, живут в стесненных условиях. Но даже в этом случае можно найти полтора квадратных метра для «своего угла». Это очень важно для женщины.

Если посмотреть на внутреннее устройство любого деревенского дома, можно найти четко выделенные мужскую и женскую территории. Причем, «бабий угол» был священным. Там поддерживался огонь в очаге, стояла домашняя утварь. И это пространство являлось настоящим святилищем Хранительницы Домашнего Очага.

Огонь домашнего очага символизирует благополучие семьи на всех уровнях: материальном, эмоциональном, ментальном и духовном. Достаток, эмоциональный микроклимат, добрые мысли и высокие устремления. Мужчина приносил огонь в дом, а женщина занималась сложнейшим делом – поддержанием огня. В древности считалось, что если огонь в очаге погас, нельзя бежать к соседям и просить уголек; нужно дожидаться следующей грозы или высекать огонь с помощью кремния. И до того времени, пока огонь снова не войдет в дом, семья могла сидеть в холоде и голоде. Так что от мастерства женщины – Хранительницы Домашнего Очага, зависело благополучие всей семьи.

Поэтому, получая от мачехи задание прибраться в доме, падчерица на тонком плане проходит особое посвящение. Это посвящение богине, хранительнице жертвенного огня и домашнего очага. В древнегреческой традиции – это Гестия, в римской – Веста, в славянской – Берегиня.

Тайна ведения дома, поддержания в нем порядка, микроклимата и благополучия передается по «женской линии»: от матери к дочери. Но не всегда маленькой девочке нравится убирать за собой вещи и игрушки, мыть посуду, прибираться в доме. Не всегда и взрослая женщина воспринимает процесс наведения порядка как древнее женское таинство. Для многих современных женщин уборка – это довольно обременительная хозяйственная необходимость. Все это оттого, что древний символизм «ведения дома», архаическое самоощущение женщины себя как Хранительницы Очага во многом утеряны.

Мачехино задание «прибраться в доме» – это символический мостик, восстанавливающий связь современной женщины с древней традицией «ведения дома», тонкое и незаметное посвящение читательницы сказки богине-хранительнице домашнего очага.

  • Еще одно нередко встречающееся в сюжете «мачеха-падчерица» задание: перебор семян . Мачеха (баба-яга, хозяйка, свекровь) перемешивает просо, мак, пшеницу, горох, ячмень и требует от героини к утру все перебрать и разложить по отдельным мешкам. Что же зашифровано в этом задании? Женщина, как плодородная земля, для продолжения рода нуждается в семени. От особенностей и жизнеспособности мужского семени зависит и «качество потомства». Поэтому женщина должна очень хорошо разбираться в свойствах семян. Знать, что взойдет из пшеничного зернышка, а что из горошины.

Если небольшой участок земли засеять вперемешку семенами разных культур, всходы могут мешать друг другу расти. У каждой культуры свой темп роста, свои требования к почве. Поэтому для посева лучше выбрать одну культуру – и засеять ею весь участок.Символизм этого задания очень тонок. Падчерица учится разбирать семена, отводить каждому свое место. Носитель семени – мужчина. Фактически героиня учится разбираться в мужской природе, оценивать жизнеспособность и свойства семени разных мужчин. Мужчина ответственен за количество, а женщина за качество потомства. Ей предстоит выбрать из множества самого достойного. Такой урок избирательности преподносит мачеха падчерице.

Благодаря мачехе падчерица не только проходит испытание на жизнестойкость, но и приобретает знания, навыки и посвящения, необходимые женщине.

У многих падчериц в работе есть помощники. Василисе Прекрасной и Крошечке-Хаврошечке помогают куколка и корова, доставшиеся от матери; Психее помогают муравьи, тростинки, башня. Словом, среди помощников героини нет представителей мира людей. Интересно, почему?

Помощники падчерицы – представители иного мира. В некоторых сказках героине прислуживают вообще невидимые слуги. Здесь зашифрован тонкий сказочный закон – у женщины всегда есть множество невидимых помощников, готовых придти на помощь по первой ее просьбе. Тонкий мир помогает женщине, его представители не дают ей пропасть даже в самой тяжелой ситуации. От нее требуется только доверие, искренность и забота о своих помощниках. Куколку нужно покормить, с коровой поговорить, мяса ее не есть, косточки закопать.

Корова Хаврошечки, куколка Василисы – это символы материнского благословения. Сказочный шифр тонок – гармоничная связь с матерью, вовремя отпустившей свою дочь, дает женщине огромную силу. Силу и помощь ее Женского Рода.

Поэтому так важно для дочери материнское благословение, материнская молитва о ней, добрые мысли и чувства. Поэтому так страшны для дочери материнские обиды, злость и непонимание.Итак, мачеха в жизни женщины символизирует Учителя, тренера жизнестойкости. Довольно жесткого, часто несправедливого и эгоистичного. Но без такого тренинга падчерица осталось бы инфантильной и неприспособленной к жизни.В жизни современной женщины немало мачех-учителей. Мачехой может быть и собственная жесткая и холодная мать, может быть сестра или брат, отец или отчим. Бывает, что девушка воспитываемая любящими и лелеющими ее родителями, выходит замуж, и через некоторое время муж начинает вести себя как самая настоящая мачеха: критиковать и ругать за малейшие промахи, заваливать работой, предъявлять невыполнимые требования, контролировать каждый шаг, грубо обращаться. Поэтому не стоит думать, что в обычной жизни древний сюжет «мачехи и падчерицы» разыгрывается только в отношениях между женщинами.

Главное, чтобы женщина понимала глубинный смысл таких отношений и не угодила в ловушку этого сюжета. Глубинный смысл сюжета – обучение, прохождение посвящений, а также сохранение энергии и самообладания. Ловушка – накопление агрессии и обиды против «мачехи», борьба с нею, или «выпадение» в позицию жертвы.

Ни одна сказочная падчерица не борется с мачехой, не устраивает с нею словесных и физических поединков, не ищет союзников для борьбы с обидчицей. Конечно, можно было бы сказать, что в сказках заложена модель женской покорности. Но это было бы не совсем корректно по отношению к древним знаниям.

Четвертый этап сюжета

Падчерица из любого задания извлекает благо для себя. И это – ключ для прохождения испытания. Если в жизни женщины разворачивается сюжет «мачеха-падчерица», какими бы ни были декорации, как бы ни бушевали внутри нее обида, злость и чувство несправедливости, ей необходимо постоянно задавать себе вопрос: «Какое благо для меня есть в этой ситуации, чему она меня учит?».

Это сложно, но жизненно важно. В этом случае не будут копиться деструктивные чувства, и срок испытания не растянется на долгие годы. В определенный момент женщина просто поймет: «Мне больше этого не нужно, я уже всему научилась». И это станет поворотным моментом в развязке сложных отношений.

На консультации нередко приходят женщины, мужья которых самые настоящие «мачехи». Пока женщина не освободится от деструктивных чувств и не поймет, как многому она научилась на протяжении жизни с ним, тяжелые отношения сохраняются. Здесь как в школе – не выучил урок, не прошел программу – оставайся на второй год.

Можно ли корректировать сюжет «мачехи и падчерицы» с помощью психологических средств? Если древний сюжет активно разворачивается в жизни женщины, корректировать его невозможно. С помощью психологических средств можно помочь женщине пройти урок, предостеречь ее от попадания в ловушку сюжета. Но для этого нужно знать его динамику и смысл.

Архетипический сюжет, вообще, не стоит корректировать. Да это нам и не под силу. Мы можем изучить его и достойно пройти испытание, приобретя опыт. И тогда в конце определенного жизненного цикла обязательно придет Подарок.

Падчерица, сохранившая внутри себя переданную матушкой Любовь, пройдя испытания и посвящения, получает в финале новую любовь – уже от мужчины. А дальше – новый сюжет, новая сказка

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, автор метода Комплексной Сказкотерапии©

Для каждого ребенка мама всегда будет самым близким и родным человеком, поэтому почти все дети воспринимают негативно появление в семье мачехи. Это происходит, потому что ребенок не хочет принимать в свой уютный мир нового человека, который многое изменит. Важно понимать, что детская неприязнь вызвана страхом и тревогой, а не личной антипатией в адрес мачехи. Конечно, ребенок испытывает серьезное потрясение, столкнувшись с этой проблемой. Однако не стоит забывать о том, что и женщина, появившаяся в семье, оказывается в очень сложной ситуации. Как же наладить отношения, чтобы в доме царила атмосфера доброжелательности? Что необходимо предпринять, чтобы дети вашего супруга относились к вам с теплотой и пониманием?

Согласно социологическим исследованиям, мачеха и падчерица очень редко находят общий язык. К сожалению, в нашем представлении мачеха – это обязательно жестокая женщина, которая очень плохо относится к детям своего мужа. Избавиться от этого отрицательного образа очень сложно, поскольку он формировался столетиями. Подобное предвзятое отношение к мачехе становится основной преградой к налаживанию хороших отношений в семье. Постоянные стрессы и конфликты способны разрушить все.

Атмосфера вражды становится причиной затяжной депрессии у женщин, а у детей на этой почве возникает невроз. И конечно же, все это не может не отразиться на главе семейства: мужчина не сможет остаться в стороне от постоянных препирательств и ссор. Его любимая женщина и еще более любимая дочь ставят его в такое положение, когда ему нужно выбирать, на чьей он стороне. Согласитесь, выбор не из легких. К чему могут привести такие ситуации? Результат может быть самым непредсказуемым.

Налаживаем отношения с падчерицей

Безусловно, каждый отдельный случай индивидуален, поэтому нет никаких конкретных рекомендаций, как поладить с падчерицей, однако существует несколько простых советов, которые всегда пригодятся. Итак, если вы начинаете строить отношения с мужчиной, у которого есть дети, то вам следует придерживаться таких правил:

  • Постарайтесь понять ребенка. Сложно предугадать, каким будет поведение падчерицы в ответ на известие о появлении в ее жизни мачехи. Эта новость станет настоящим потрясением для любого человека, а что уж говорить о ребенке. Дайте девочке свыкнуться с этой мыслью, не навязывайте свою заботу, со временем вы привыкнете друг к другу, и ваше общение выйдет на новую стадию развития.
  • Помните, о роли родной матери в жизни падчерицы. Если вы стали женой вдовца, то не думайте, что станете матерью для его детей. Маму очень сложно заменить, поэтому не претендуйте на это место, лучше постарайтесь стать девочке другом, верным советником. Если же ваш муж разведен, то вы должны понимать, что ребенок всегда и во всем будет поддерживать свою родную маму, принимая ее сторону. Учитывайте это, выстраивая отношения в новой семье.
  • Поддерживайте своего любимого мужчину . Он ведь тоже оказался в непростой ситуации, и ему нужна ваша поддержка. Некоторые женщины тратят все свои силы и временные ресурсы на построение доверительных отношений, попав в новую семью. Порой они совершенно забывают о том, что мужчине тоже нужно уделять внимание, дарить ему тепло и окружать заботой. Если вы целиком и полностью растворитесь в семейных проблемах, то очень скоро начнете отдаляться друг от друга, а это может привести к разрыву.
  • Не забывайте о себе. В погоне за семейным благополучием и расположением падчерицы многие женщины перестают ухаживать за собой. Построение взаимоотношений требует больших эмоциональных затрат, поэтому иногда необходимо находить время для разрядки. Это не значит, что вам нужно избегать общения с падчерицей, но какие-то увлечения, хобби или другие дела помогут вам справиться с эмоциями и сохранить душевное равновесие. Иногда очень нужно отвлечься от конфликтных ситуаций, чтобы найти в себе силы идти дальше.
  • Не рассчитывайте на то, что падчерица будет вести себя прилежно с появлением мачехи. Некоторые девушки, выходя замуж за молодого человека с детьми, уверены, что дети всегда и во всем подчиняются воле взрослых, делают так, как им велят и так далее. Это ошибочное мнение, поскольку воспитание ребенка – достаточно сложный процесс, требующий огромного терпения. Соответствующая литература поможет вам найти подход к своей падчерице.
  • Не бойтесь делиться с мужем своими страхами и сомнениями, ведь вам тоже необходима поддержка близкого и родного человека. Однако не стоит жаловаться любимому на несносное поведение его дочери, это еще больше отдалит вас как от ребенка, так и от ее отца.

Все эти правила помогут вам справляться с трудностями во время налаживания контакта с детьми вашего мужа. Очень важно при этом всегда оставаться самой собой, как бы ни разворачивались события, ведь от этого зависит очень многое.

У одного человека было две жены и от каждой жены по дочери. Он одинаково любил обеих дочерей, и в семье царили мир и согласие.

Но когда старшая жена умерла, младшая стала заботиться только о своей дочери и плохо относиться к падчерице. Ее родная дочка вкусно ела и красиво одевалась, а падчерица с утра до вечера трудилась да еще выслушивала за это брань.

Отец жалел старшую дочь, но не смел за нее заступиться, потому что боялся жены.

Как-то девочка заигралась с подругами и поздно вернулась домой. Злая мачеха заперла двери и не впустила ее. Падчерица до тех пор просила открыть ей, пока не охрипла, но мачеха настояла на своем.

Девочке пришлось провести ночь на улице и спать на покрытой росой траве.

Она простудилась от холода и сырости и тяжело заболела.

Опечаленный отец забросил все дела и ухаживал за дочерью, но стоило ему отлучиться, как мачеха и младшая сестра начинали осыпать бедную девочку бранью и оскорблениями.

Однажды отцу понадобилось надолго уехать. Перед отъездом он наварил котел риса и сварил яйцо для старшей дочери. Это подсмотрела младшая сестра и сразу же рассказала обо всем матери. Разъяренная мачеха прибежала, опрокинула котел с рисом, выбросила яйцо и выгнала падчерицу из дому.

Не зная, у кого искать защиты и помощи, бедняжка побрела куда глаза глядят.

Женщины в деревне сочувствовали ей и старались помочь кто чем мог – кто пищей, кто лекарством.

Когда девочка выздоровела, она ушла в лес, сделала там себе шалаш и вскопала возле него землю. Добрые люди помогли ей, и вскоре на ее поле заколосился рис, выросла кукуруза. Она завела свиней, кур, усердно трудилась и чувствовала себя счастливой.

Из лесу часто приходили дикие кабаны и портили посевы. Услышав однажды ночью шум и хрюканье, девочка ласково сказала им:

– Кабаны! Если вам хочется кукурузы,– ешьте початки, но не трогайте зеленых ростков: они ведь еще не выросли.

Кабаны послушались ее и с тех пор посевов больше не портили.

А однажды подкрался тигр и хотел схватить свинью. Почувствовав его приближение и услышав, как испуганно метались в хлеву свиньи, девочка сказала:

– Тигр, если ты пришел за свиньей, бери большую, но не трогай маленьких поросят. Они еще должны подрасти.

И тигр, присмирев, вернулся в лес. Но как-то ночью он явился снова и что-то выбросил из пасти возле самого домика.

– Через три дня насыпь на это место земли, а через шесть дней убери ее,– сказал он при этом.

Девочка послушалась тигра. Через шесть дней она разгребла землю и увидела целую кучу блестящего золота. С тех пор жить ей стало еще легче.

Отец девочки был очень опечален, вернувшись домой и не найдя дочери.

Как-то раз, когда он работал в поле, над его домом появилась ворона и прокаркала:

– Каррр, каррр… бери черный сундук и красный сундук, ступай за золотом дочки! Мачеха услышала это, очень удивилась и прогнала ворону. А мужу она сказала, будто ворона прокаркала: «Бери лопату с черной ручкой и лопату с красной ручкой, ступай хоронить дочь!» Отец перепугался, а наутро чуть свет взял лопаты и отправился в лес искать девочку. Всю дорогу он плакал. То-то он был удивлен и обрадован, когда увидел, что девочка здорова и добра у нее полон дом! Радуясь встрече, отец и дочь проливали счастливые слезы.

Вернувшись, отец рассказал всем историю своей дочери. А мачеха, узнав о богатстве, почувствовала зависть. Она тут же отвела дочь в лес, построила для нее дом, пригнала ей свиней, принесла зерна. Она помогла ей обработать поле, а когда на нем показались всходы, оставила дочь одну и вернулась домой.

Ночью лесные звери пришли на поле лакомиться. Девочка бранила их, как умела, но пойти прогнать боялась. Видя это, звери осмелели, и вскоре от посевов не осталось и следа.

Затем, почуяв запах свиней и кур, пожаловал тигр. И стал приходить каждую ночь. Девочка дрожала от страха, забившись в угол, и боялась заснуть. А тигр, расправившись со скотиной, пробрался в дом, растерзал девочку и улегся спать.

На следующее утро к дому, где жили муж с женой, прилетела ворона и, усевшись на заборе, прокаркала:

– Каррр, каррр… бери лопату с черной ручкой и лопату с красной ручкой, ступай хоронить дочь!

Жена подумала, что ворона лжет, взяла камень и прогнала ее. Когда муж вернулся, она сказала ему, будто ворона прокаркала: «Бери черный сундук и красный сундук, ступай за золотом дочки!» Муж поверил, приготовил сундуки и вместе с женой отправился в лес. Но возле дома было тихо, скотина исчезла. Отец бросился осматривать все вокруг, а мачеха сразу вбежала в дом. Увидев на полу что-то желтое, она ткнула палкой тигра. Тот проснулся, набросился на мачеху и растерзал ее.

У одного крестьянина умерла жена, оставив единственную дочь. Спустя год после траура он женился на вдове, у которой тоже была дочь.

Мачеха невзлюбила падчерицу, заставляла ее работать по дому и пасти корову. А родную дочь холила, лелеяла, поила сливками.

Падчерица была проворная, красивая, с косами, как вороново крыло, с блестящими, как ежевика, глазами. Сколько бы дел на нее не наваливала мачеха, она быстро и легко с ними справлялась. Чтобы заставить ее снова трудиться, мачеха смешивала пшено с просом и приказывала:

– Разбери, да побыстрей!

Но к девушке прилетали птицы и помогали ей за то, что она была доброй и всегда им высыпала крошки за окно.

Падчерица ходила босая: ей не во что было обуться.

Как-то раз, пригнав корову с пастбища, она пошла к сосе-| дям и спросила:

– Нет ли у вас обрезков кожи?

Соседи дали ей кусочки кожи, подобрав их по цвету; падче-рица смастерила красивые чувяки. Но их носить пришлось ей только один день. Выгоняя коров из леса, она где-то в кустах потеряла чувяк. Девушка вернулась домой в слезах.

Потерянный падчерицей чувяк нашел царский сын, который охотился в лесу. Понравился ему простенький чувяк, сшитый умело и отделанный тонким узором. Он догадался, что его носила красивая девушка, видимо, с маленькой ногой.

«Я женюсь только на той, которая носила этот чувяк, кто бы она ни была!» – решил юноша и пошел разыскивать девушку, потерявшую обувь. Он зашел и в тот дом, где жила падчерица. Увидела она чувяк и, конечно, узнала. Только что она собра-лась крикнуть: «Это я потеряла!» – как мачеха, догадавшись, что знатный гость пришел неспроста, ударила падчерицу по гу-бам, не дав промолвить слова, а сама обратилась к юноше:

– Это чувяк моей дочери-рукодельницы. Она потеряла его и долго искала, но не могла найти.

Тогда царевич сказал, что поклялся не жениться ни на ком, кроме той, кому чувяк окажется по ноге. Он договорился с ма-чехой, просватал ее дочь, и они назначили день свадьбы.

А мачеха, на всякий случай, отобрала у падчерицы и второй чувяк.

Наступил день свадьбы. Начали надевать невесте чувяки, но напрасно – они ей были малы. Все же с большим трудом её обули, а чтобы прикрыть её короткопалые руки, мать накинула на неё длинную шаль.
Приехал жених с дружками. После угощения невесту вывели во двор. Тут же стояла лошадь с позолоченным седлом, на которую посадили невесту.

Мачеха прогнала падчерицу в сад, чтобы она не попалась на глаза царевичу. Бедняжка села на качели из виноградной лозы и, роняя слезы, запела:

С рукой короткопалой,
С разлапою ступпей
Сидит на скакуне лихом.
А та, чьи пальцы тонкие
И маленькие ноги,
Качается, качается
И слезы льет тайком.

Царевич, услыхав эту песню, подошел к невесте, откинул шаль и увидел её безобразные руки. Стянув чувяки, он увидел её толстые ноги. Тут царевич догадался, что его обманули. Он прошел в сад и попросил девушку, которая качалась на лозе, примерить чувяки. Они оказались ей как раз впору. Тогда ца-ревич запел:

Пусть та короткопалая,
С разлапою ступней
Не покидает дом
А та, чьи пальцы тонкие
... И маленькие ноги,
Со мной уедет вместе
На скакуне лихом.

Потом он ссадил с коня дочь мачехи, вместо нее посадил падчерицу и привез её во дворец.

В семьях, где дочь остается жить вдвоем с отцом, выстраиваются определенные отношения. Отец берет на себя обязанность обеспечить и защитить свою семью, а дочь занимается домашним хозяйством и заботится об отце. В этом случае она играет не только роль дочери, но и роль жены и порой даже матери.

Почему возникают проблемы?

Когда в семье появляется новая женщина, у девушки может возникнуть чувство ревности. Ведь она и сама прекрасно справлялась с домашними обязанностями и проявляла беспокойство об отце, поэтому не возникало нужды в дополнительной помощи. А мачеха, кроме того, что вводит свои правила в уже устоявшуюся семью, так еще может и поучать падчерицу, рассказывая отцу обо всех ее промахах.

Трудности также могут возникать из-за того, что выбор отца девушка приравнивает к предательству ее матери. Дочери не могут простить своим отцам того, что в их доме появляется женщина, претендующая на место их матери.

Что делать?

Мужчине сложнее всего в такой ситуации, так как он разрывается между дочерью и любимой женщиной. Ему необходимо создать такую семейную атмосферу, при которой обе женщины будут понимать и поддерживать друг друга, а также одинаково хорошо относиться к нему.

Нет необходимости постоянно находиться вместе с дочерью и женой, им нужно дать время для того, чтобы побыть наедине. Мачеха и ее падчерица должны понять то, что их ссоры и клевета расстраивают мужчину. Для создания крепкой и дружной семьи им важно найти общие интересы и увлечения.

В первую очередь, женщины должны распределить домашние обязанности между собой. Мачеха может заняться приготовлением еды и уборкой, а падчерица следить за чистотой одежды и домашними животными. Полезно проводить вдвоем досуг: совместные походы по магазинам, развлечения и душевные разговоры за чашкой чая сблизят даже противоположных личностей.

В случае возникновения острых недоразумений стоит найти причину конфликта. Кроме ревности в такой семье может возникнуть чувство зависти. Общительная красивая юная девушка напоминает мачехе о том, что ее лучшие годы уже позади, а элегантная женщина с изысканными манерами заставит неженственную падчерицу задуматься над своим внешним видом и характером. Вместо того чтобы конфликтовать по этому поводу, необходимо поучиться друг у друга, спросить совета и учитывать мнения и пожелания. Мужчина, замечая изменения в отношениях дочери и жены, будет чувствовать себя в кругу семьи уютно.