Доклад "личный пример родителей в воспитании школьников". Тема: « Личный пример родителей

Подавляющее большинство родителей стараются «научить» ребенка жить «как положено», поступать «правильно», быть благородным, честным если ребенок врет, сильным, добрым и умным. Ведь для детей не существует полутонов, они не умеют «учитывать ситуации», условия и меняющиеся обстоятельства. А мы, взрослые, умеем, и хорошо приспосабливаемся к окружающему миру. К сожалению, приходится льстить, лицемерить, обманывать и проходить мимо несправедливости. Порой - в присутствии собственного малыша .

Как же совместить идеальную картинку, которую мы словесно пытаемся детям внушить, с реальной жизнью, столь от идеала далекой? И вообще: способны ли современные «цивилизованные» родители подать правильный пример детям?

Как родителям подать пример для детей?

  • Прежде всего, не стоит считать себя истиной в последней инстанции , а собственное мнение - непреложным и единственно верным. Дайте малышу возможность рассуждать, выбирать, иметь точку зрения (возможно, ошибочную), отличную от вашей. Психологи считают такой подход полезным для развития личностных качеств лидерства, для и доверия к окружающему миру.
  • По возможности старайтесь себя вести (для начала - хотя бы при ребенке) так, как вы хотели бы, чтобы вел себя он . Будьте вежливы, терпеливы, спокойны, рассудительны и справедливы. Если считаете, что примера родителей в воспитании детей недостаточно - дополнительно обсуждайте отдельные моменты и ситуации , объясняйте, как и почему вы поступили (это будет как мораль в баснях Крылова - для тех, кто не понял аллегории).
  • Общайтесь с ребенком (вне зависимости от его возраста и даже поведения в конкретный момент) на равных : не «давите авторитетом», не угрожайте, ничего не навязывайте.
  • Учитывайте ваши собственные недостатки и старайтесь их усмирять, от вредных привычек - избавляться . Пусть каждый день будет «маленькой битвой» за совершенство! Важно, чтобы ребенок видел, что вы стремитесь «расти», и глядя на маму с папой, «рос» бы сам.


В настоящее время на территории нашей страны имеется большое количество детских воспитательных и развивающих учреждений различных форм собственности: детские дошкольные учреждения (сады), школы, интернаты, группы продленного дня, центры раннего развития, мини-сады. Однако они никак не уменьшают роль семьи в воспитании малыша.
Семья является одним из главных звеньев в воспитании детей. Большую роль в процессе формирования личности малыша с самого рождения играет личный пример родителей. Положительный пример – важный фактор в воспитании и средство познания малышом жизни. Малыши еще недостаточно различают, что хорошо, а что плохо, поэтому и подражают как хорошим, так и плохим поступкам родителей.
Для ребенка родители – это все! Они закладывают основы самых главных качеств личности своего малыша: доброты, трудолюбия, уважения к окружающим, аккуратности, честности и других качеств. У каждого родителя свои цели воспитания ребенка. Даже в одной семье у родителей не сходятся взгляды на процесс воспитания. Главным принципом воспитания детей является личный пример родителей, потому что именно он закладывает основы нравственности и моральных свойств личности ребенка. Иногда окружающие люди рассуждают, что и в благополучных семьях вырастают неблагополучные дети. Да, так бывает, если учесть, что пример родителей – это только один из многих принципов воспитания детей. Конечно, на ребенка действует еще много других факторов, но мы рассматриваем один из главных – личный пример родителей.

В чем выражается личный пример родителей?:

◦ Поведение родителей – пример для подражания их детей. Дети больше впитывают то, что видят. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику;

◦ Высказывание личного отношения к окружающим событиям. Если родители увидели курящего человека, то они должны конкретно и точно сказать, что это отрицательно влияет на здоровье. И никаких многозначительных слов. Выразить свое отношение необходимо искренне;

◦ Соответствие слов делу. Если вы требуете от ребенка чего-то, тогда и сами выполняйте это требование. Например, если требуете от ребенка аккуратно складывать свои вещи, то и сами всегда аккуратно складывайте свои вещи.

Если перед ребенком будет выбор – поступить так, как говорят родители или как они поступают, то они выберут второй вариант. Можно сто раз говорить ребенку: «Нельзя врать!», а сами часто при ребенке говорите неправду. В самом худшем варианте уговариваете сказать кому-то (например, папе) не то, что было в действительности. Вы толкаете ребенка к тому, чтобы он соврал.

Ошибки воспитания в семье:

Проблемные дети чаще всего являются результатом неправильного семейного воспитания. Существует несколько групп ошибок, которые допускают многие родители. Их условно можно разделить на группы:

1. Неправильное проявление родителями своих чувств;
2. Некомпетентность родителей;
3. Непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей.

Рассмотрим подробнее третью группу – непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей.

Социализация вашего крохи изначально происходит в домашних условиях, в семье. Именно родители демонстрируют своим поведением яркие и типичные примеры моделей поведения в обществе. Поэтому неудивительно, что мальчики могут подражать агрессивному отцу, а девочки – грубой и несдержанной маме. Подавляющее большинство детей становятся асоциальными, поскольку переняли пример с родителей.  
Очень часто многие родители недооценивают роль собственного примера в процессе воспитания малышей, а также требуют от них то, что не делают сами. Воспитываемые таким образом дети начинают капризничать, не подчиняться взрослым, родители для них теряют авторитет.
Большой и не менее серьезной ошибкой в воспитании является отсутствие единых требований у мамы и папы. Неблагоприятный психологический микроклимат дома приводит к появлению у малыша замкнутости, психических нарушений, иногда даже ненависти к самим родителям.

О поступках взрослых...:

Очень часто родители, выражая жалобы на непослушание своего ребенка, пользуются выражением: «Сколько тебе не говори – все без толку». Многие родители думают, что ребенка можно воспитать словами. Разве слово является главным средством воспитания? В воспитании ребенка важна сначала любовь и забота к ребенку, затем – личный пример родителей, и только потом - слова взрослого. Личный пример родителей является самым главным методом воспитания. С первых дней жизни ребенок впитывает то, что видит вокруг себя. Ребенок поступает не так, как его учат, а как поступают родители. Все, что они видят, передают в своих играх. Если понаблюдать за их сюжетно-ролевой игрой «Семья», то можно увидеть копию семейных отношений. Плохим примером для ребенка являются моменты, когда слова родителей расходятся с их делами. Поэтому когда папа говорит, что надо уважать девочек, а сам позволяет грубить маме, будет ли мальчик вести себя достойно с женским полом? Если взрослый позволяет грубости при ребенке, то ребенок будет это копировать. Иногда родители удивляются, откуда у ребенка появляются дурные привычки. Взрослые начинают винить всех, кто окружает их малыша. К сожалению, они не видят того, что малыш эту плохую привычку скопировал у них. Поведение родителей является самым важным фактором воспитания. Важно всегда помнить, что взрослые воспитывают малыша не только в процессе разговора с ним, поучений, приказов. Они активно и незаметно формируют личность малыша каждую минуту его жизни: как родители одеваются, общаются, радуются, грустят. Все жизненные принципы взрослых имеют огромнейшую роль для малыша и его дальнейшей жизни в обществе.

Дети полностью отражают поступки взрослых:

Чтобы окружающие изменили отношение к тебе, необходимо изменить свои личные эмоции. Также дело обстоит и в семье. Дети познают окружающий мир через семью. Если родители всегда находятся в хорошем настроении, не унывают, уверены в себе, то и ребенок будет воспринимать мир положительно, сами будут хорошо относиться к людям. Если родители часто находятся в плохом настроении, тревожны, не уверенны в себе, то и ребенок будет отрицательно воспринимать окружающий мир, будет ожидать от окружающих людей неприятности.

Очень важно родителям следить за своей мимикой, чувствами, состоянием. Если родители тревожны, всего боятся, то и дети будут переживать такие чувства. В таких ситуациях необходимо начинать с себя. Успокойтесь, перестаньте тревожиться по любому поводу, контролируйте свои интонации, голос, мимику.
Чтобы ребенок почувствовал любовь родителей, говорите с ним ласково, направляйте на него доброжелательный взгляд. Очень важно поддерживать дома доброжелательную психологическую атмосферу, обращайте внимание на цвета, окружающие звуки. Разговаривайте с членами семьи мягким голосом, отслеживайте просмотр телевизионных передач, контролируйте игры, в которые играет ребенок. Существует мудрая пословица: «Все, что ищешь – ищи в себе».   Поэтому если вы заметили у ребенка какие-либо нарушения в поведении, проанализируйте свои поступки, увлечения, личностные особенности. При воспитании ребенка начинайте с себя. Дети следят за поведением взрослых, поэтому родители должны контролировать свои поступки. Когда взрослые совершают правильные поступки, детям не надо говорить о них, они впитывают все хорошее без дополнительной информации.

Дорогие родители, в воспитании ребенка начинайте с себя, со своих положительных поступков, тогда у ребенка будут формироваться положительные черты характера!

Как родители влияют на детей?:

1. 70 - 80% своих качеств дети получают от родителей по наследству, остальное - в процессе воспитания;
2. Не всегда родители являются примером для своих детей. Например, в благополучной семье не всегда вырастают послушные дети. Также не обязательно в неблагополучной семье должны быть проблемные дети;
3. В воспитании важно отношение родителей к ребенку. Отношение родителей к ребенку бывает разных видов: слепая любовь, нормальное отношение, отсутствие внимания к ребенку, безразличное отношение к малышу, отсутствие родительских чувств к своему ребенку.

Внимание! Бывают случаи::

Некоторые дети не поддаются положительному влиянию своих родителей;
- Некоторые дети из неблагополучных семей не похожи на своих родителей;
- В семье из нескольких детей есть ребенок, который не похож на своих родителей.

Почему не всегда дети подражают своим родителям?:

◦ Ребенок наследует свои качества от предков, от обоих родителей, которые у него сложно переплетаются, поэтому в результате мы получаем ребенка, который часто не похож на них как внутренними, так и внешними качествами;
◦ Если ребенок рождается с геном самостоятельности, то он с детства его реализует: не слушается взрослых, не верит людям, самостоятельно исследует окружающий мир;
◦ Если ребенок родился без гена самостоятельности, то он послушный, бесконфликтный, хорошо учится. В данном случае родители считают своего ребенка похожим на себя.

Отношение родителей как пример для детей:

Если родители плохо относятся к своему ребенку, то со временем ребенок будет проявлять к ним негативное отношение. Когда между родителями складываются плохие отношения, то дети со временем будут относиться к ним плохо. Особенно это ярко может проявляться у самостоятельных детей. Но даже зависимые дети могут со временем проявлять к таким родителям плохие отношения. В данном случае родители демонстрируют плохой пример для детей. Однако когда ребенок становится взрослым, он может повторять судьбу своих родителей, несмотря на то, что сам он родителей осуждает. Но бывают случаи, когда дети отстраняются от родителей еще в детстве и строят свою жизнь не так, как их родители. Родители всегда являются примером для подражания своим детям, потому что ребенок лучше знает своих родителей, чем других людей.
Задачами родительского воспитания является развитие положительных и подавление отрицательных качеств ребенка.     

Об авторитете взрослых...:

Степень влияния родителей на своих малышей во многом зависит от авторитета взрослого. Чем выше авторитет взрослого, тем сильнее влияние на поступки малыша. Авторитет родителя является очень важным условием воспитания. Если взрослые не являются авторитетом для ребенка, то он не слушает их, капризничает, грубит. Дети должны видеть в родителях своих лучших друзей. Авторитет взрослых падает, когда они в общении с окружающими лгут или чрезмерно проявляют слепую любовь к ребенку, удовлетворяют все их желания, а также унижают или подавляют личность ребенка.

Практикум для родителей:

Вот несколько простых упражнений, которые помогут родителям оценить свое поведение и проанализировать, какое влияние оно может оказывать на процесс воспитание малыша.

Упражнение «Домашние разговоры»

Вспомните, о чем вы разговариваете с детьми дома? Какое отношение вы передаете в разговоре о людях и событиях? Проанализируйте. Сделайте вывод. У детей формируется отношение к окружающему в зависимости от услышанного в непринужденной обстановке.

Уважаемые родители! Если вы совершили нехороший поступок при ребенке, не бойтесь признаться в этом, объясните малышу, что заставило вас так поступить. Ваша честность, открытость только укрепит семейные отношения и будут прекрасным примером для детей.

Упражнение «Требования к ребенку»

Родителям необходимо заполнить таблицу из трех колонок: в первой записать требования, которые Вы предъявляете к ребенку; во второй – какие требования вы предъявляете к ребенку, а сами их не выполняете; в третьей – какие требования к ребенку вы выполняете и поэтому можете требовать их выполнение от ребенка. Эта таблица выглядит таким образом:

Теперь пришло время проанализировать таблицу и понять, над какими пунктами нужно поработать самим взрослым, чтобы требования к малышу были грамотными и обоснованными, а воспитание - продуктивным и эффективным.

Дорогие родители, прежде чем воспитывать ребенка, начните с себя, со своих положительных поступков, доброжелательных отношений к окружающими. Только в таком случае у вашего ребенка будут формироваться положительные черты характера! Будьте авторитетом и настоящим другом для своего ребенка!


Введите e-mail адрес:

Как родителям стать примером для подражания?

Вы уже являетесь примером для подражания. Каждый раз, когда вы говорите что-либо, совершаете определенное действие или реагируете на кого-то или что-то, ваш ребенок наблюдает за вашим поведением. Именно так малыши получают языковые навыки и в конечном итоге начинают разговаривать. Дошкольники внимательно наблюдают за родителями, поскольку постигают и проверяют то, как действуют межличностные отношения. И даже подростки изучают все ваши реакции, начиная от взаимоотношений и заканчивая отношением к стрессу и профессиональным разочарованиям.

Поэтому, нравится вам это или нет, для ваших детей вы уже являетесь примером для подражания. И дело только в том, чтобы являть собой положительный пример, причем как можно чаще.

Должны ли родители быть «совершенными»?

«Воспитывайте своим примером», – вероятно, самый лучший, простой и наиболее всеохватывающий совет о воспитании детей. Но следовать ему совсем непросто, ведь у каждого из нас бывают дни, когда мы разговариваем с членами семьи на повышенных тонах или можем сказать что-то, о чем впоследствии пожалеем. Реальность такова, что никто из нас не совершенен, и мы, безусловно, порой будем делать что-то, что нашему ребенку лучше не слышать и не видеть.

Ваши действия после допущенной оплошности важны так же, как и ваши первоначальные действия. Ведь подобные ситуации позволяют продемонстрировать такие важные качества, как прощение , смирение и эмпатия . Так что в следующий раз, когда вы покажете не самый образцовый пример для подражания, воспользуйтесь моментом, чтобы сделать шаг назад и поговорить с ребенком о том, что произошло. Если вы сказали что-то недоброе вашей супруге/супругу, убедитесь, что дети услышат, как вы просите прощения и конструктивно обсуждаете инцидент.

Примером каких типов поведения могут быть родители?

Не имеет значения, учите ли вы младенца говорить или изобретаете конструктивные способы общения с сыном-подростком , ваш добрый пример – это самый эффективный способ раскрыть в детях лучшее, что в них заложено. Быть примером для подражания нужно во всех повседневных ситуациях, свидетелем которых является ваш ребенок. Поэтому внимательно проанализируйте все то, что вы ежедневно демонстрируете ему своим примером.

1. Демонстрируйте уважение к другим и самому себе

Вспомните о том, как вы говорите о своих друзьях, членах семьи, соседях и даже о себе. Улыбнулись бы вы продавцу в магазине или придержали бы дверь для соседа в подъезде? Ваш ребенок учится отношению к другим людям и разным учреждениям, наблюдая за вашим поведением. Сюда входит и ваше отношение к школе, так что будьте мудры и внимательны, когда обсуждаете одноклассников вашего ребенка, его учителей или руководство школы.

Ребенок также принимает от вас сигналы относительно ваших собственных самооценки и самоуважения. Уважайте себя, и ребенок будет следовать вашему примеру.

2. Практикуйте навыки позитивного общения

Хотите, чтобы ребенок разговаривал с вами больше? Или чтобы он спокойно разговаривал, а не кричал? Проанализируйте то, как и с использованием каких слов вы ведете разговор: можете ли вы ранить словом, раскритиковать или осудить, даже если речь идет не о ваших детях? Если вы наглядно демонстрируете, какой негативной, уязвляющей и неуважительной может быть ваша речь, ребенок непременно последует вашему негативному примеру.

Слушайте ребенка, не перебивая. Разговаривайте с ним с большим уважением и вниманием. Таким образом вы научите его аналогично поступать и по отношению к вам.

3. Будьте оптимистом

Ваш ребенок уверен, что непременно провалит контрольную, будет исключен из спортивной команды или потеряет друга? Что ж, рассмотрите повнимательнее настрой вашей собственной семьи. Сфокусированы ли вы на положительной стороне жизни? Возможно, негативный взгляд на обстоятельства уходит корнями в ваш дом? В следующий раз, когда вы допустите какую-то оплошность, например, такую, как подгоревший ужин, подумайте о своей реакции. Не забудьте посмеяться и порадоваться тому, что вам неожиданно представилась возможность заказать доставку курьером любимой пиццы или вместе отправиться в соседнее кафе. Часто простые (и не столь драматичные) ошибки дают прекрасную возможность смоделировать желаемое поведение.

4. Научите детей ценить здоровье

Вы изо всех сил пытаетесь привить ребенку культуру здорового питания или заставить его перестать смотреть телевизор столько времени? Вы не можете ожидать, что он справится с этим самостоятельно. Поэтому готовьте здоровые блюда не только ему, но и себе, а также сократите собственное время пребывания перед телевизором и запланируйте совместные мероприятия на свежем воздухе, такие как прогулка по парку или поездка на велосипеде.

5. Держите гнев под контролем

Ваш ребенок быстро выходит из себя, закатывает истерики или часто плачет от огорчения? Как насчет вас самих? Правильные реакции на стресс , гнев или обиду, которые вы продемонстрируете на личном примере, могут стать ценным инструментом для ребенка как в детстве, так и во взрослой жизни. Мы живем в обществе, которое невероятно быстро меняется, выдвигает высокие требования и подвергает стрессу; в обществе, где гнев является естественной реакцией. В следующий раз, когда вы столкнетесь с этой проблемой, постарайтесь сохранять спокойствие,

Статья для родителей "Личный пример для детей".

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данный материал будет полезен для родителей, которые занимаются воспитанием своих детей с раннего возраста, а также няням, бабушкам которые занимаются воспитанием детей.
Главная цель воспитания детей в семье :
- составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачей родителей в пору детства :
- является не только развивать формирующиеся процессы восприятия, внимания, памяти и речи, но и формировать с самого раннего возраста правильное мировоззрение и культуру поведения в обществе-социуме.
Воспитывая детей, нынешние
родители воспитывают
будущую историю нынешней
страны, а значит, и историю
мира.
А. С. Макаренко


Семья - образец для формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания.
Родители, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Как объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Родителям не нужно забывать, что ребенок - это зеркало семьи, если вы хотите вырастить достойного человека, то не забывайте, что в первую очередь вы сами должны вести себя достойно. Очень часто дети обращают особое внимание именно на неправильные поступки, как родителей, так и окружающих. Фраза «Ребенок- зеркало души».
Малыш часто совершает те или иные поступки только потому, что «так сказала мама» или «так сказал папа». Он еще не помышляет о том, чтобы у него спросили его собственное мнение.
Это ведь действительно так, ведь он копирует полностью все и жесты, мимику, поведение, слова, эмоцию. Какими они небыли бы. И все это происходит на подсознательном уровне.
Очень важно использовать свой личный пример для воспитания своего ребенка, обязательно следя за своими действиями, словами, поступками.
Если вдруг вы сделали, что-то не так, обязательно нужно сделать не замедлительно сделать что-то положительное, например, прочитайте какой-то стишок, спойте шуточную песенку, а сделать это не обходимо, чтобы отвлечь ребенка.


Очень часто родители снова и снова отправляют своих детей в детском саду прощаться с воспитателем, хотя сами, уходя никогда не прощаются с воспитателем. Если кто-то из них сам будет регулярно прощаться с воспитателем, то у детей сформируется автоматически делать это без всяких просьб.
Для ваших маленьких детей очень важно будет услышать ваше мнение о его сверстниках, подружках, друзьях, старайтесь, чтобы ваше мнение было позитивным.
Поведение родителей – пример для подражания их детей. Дети больше впитывают то, что видят. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику; если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же.


Сильнейшее влияние на детей оказывают поступки не только родителей, но и старших братьев и сестер. Если старшие братья и сестры непочтительны к родителям, бабушке и дедушке, то обычно и младшие усваивают по отношению к ним грубый, дерзкий тон.
Если папа в транспорте будет уступать место пожилым людям и женщинам с детьми, вероятнее всего, его дети будут делать это по мере взросления. Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Иногда в детском саду родители произносят такую фразу: «Мы вам ребенка в сад отдали – воспитывайте, а у нас работа, заботы и другие важные дела».
Расплатой за такие произнесенные не обдуманно слова является непоправимо потерянная духовная связь с детьми и следующее за этим недоумение: «Как же так, в детском саду плохо воспитывают наших детей!».
Да, детский сад является одним из сильных факторов развития детей.
Одним из многих, но никак не единственным фактором. Папам и мамам об этом забывать нельзя.
Хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию.
Всем известно, что приучить ребенка соблюдать чистоту и порядок в своей комнате невозможно, если вся остальная квартира постоянно находится в состоянии бардака. А какое право имеют родители запрещать детям курить, если сами постоянно дымят?


С давних времен существуют много разных пословиц и поговорок, показывающих влияние поведения родителей на детей.
" Яблоко от яблони далеко не падает", "Какой дуб, таков и клин", "Каковы корешки, такие и ветки" и "Какое семя, такое и племя". Почему-то все окружающие так именно и думают, но не всегда получается так. Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект.
В заключении хочется вспомнить такие слова:
«Кажется, что стать хорошим очень трудно, но в действительности это легко, если с детства положено доброе начало. И тогда, когда ты взрослеешь, тебе не трудно, потому что добро уже внутри тебя, ты им живешь. Оно - твое достояние, которое ты сохранишь, если будешь внимателен на всю свою жизнь».

На развитие личности ребенка значительно влияет семья, семейные отношения. Он подражает отцу или матери, их действиям, поведению, отношениям, выражениям, манере общаться со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми. Мальчик, как правило, подражает отцу, девочка – матери. У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивый, решительный, смелый, помогает жене по хозяйству, предупредительный, чувствует ответственность за воспитание детей. Велика в семье роль матери. От неё зависит воспитание у детей любви и уважения, доброго отношения к окружающим. Нравственные качества матери более всего влияют на формирование общения в семье. Именно мать служит дочери примером быть деликатной, терпеливой, воспитывающей детей и ведущей домашнее хозяйство. Правильно поступают те родители, которые активно включают детей в жизнь семьи, приучают к обязанностям, которые потребуются им в будущей семейной жизни. Ребенку, знавшему родительскую заботу, внимание, радость совместных переживаний, будет нетрудно со временем создать хорошую собственную семью. В некоторых семьях существует неоправданная ориентация на «женскую» и «мужскую» работу. Если вы наблюдали за детьми, то знаете, что до школы мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помогать матери и стряпать, и мыть посуду. Но если в семье начинают с ранних лет проводить разницу между мальчиками и девочками, то уже к школьному возрасту в мальчике воспитывается презрение к «девочкам» и их занятиям. Надо обучать мальчиков наравне с девочками всему тому, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка к труду. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой, мытьем посуды, пылесосить, участвовать в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. п. Оценивая действия ребенка, недостаточно сказать ему: «Молодец» или «Неправильно» , следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, родители должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, но станут требовать этого от ребенка, то им не удастся воспитать у него привычки к аккуратности. Следует определить, обсудив с ребенком, какие обязанности по дому он будет выполнять. На первых порах лучше выполнять работу вместе с ребенком, обучая его рациональным приемам. Дети, начиная дело, не в состоянии предвидеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути, оценить свои силы, умения, знания. Если они своевременно не получают необходимой помощи, то могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых – оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата. Детям старшего возраста (5-6 лет) уже доступны для понимания разнообразные знания о растительном и животном мире, о явлениях в природе. Общение ребенка с природой не должно ограничиваться либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов), либо спортивно – оздоровительными мероприятиями (загорание, купание, игры на природе). Необходимо учить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, уметь замечать, оценивать и беречь красоту природы. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же выбрасывают их, рассматривают букашку, а потом раздавливают ее и пр.) И родителям здесь нельзя оставить без внимания подобные детские поступки. Побродите вместе с ребенком, понаблюдайте, просто поглядите вокруг себя, посидите на пригорке, послушайте пение птиц или журчанье ручья. Рассказывайте детям об охране природы, о растениях, которые подлежат защите. Приобщайте ребенка к уходу за растениями, к труду в огороде, на даче. Бывая за городом на природе, не бросайте сами мусор. Помните, что дети подражают вам и повторяют ваши действия. Поэтому ваш пример должен побуждать детей к нравственному отношению к природе, способствовать не только познанию ребенком природы, но и затрагивать нравственные чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личный пример родителей в нравственном воспитании детей.

Предварительный просмотр:

Личный пример родителей в нравственном воспитании детей.

На развитие личности ребенка значительно влияет семья, семейные отношения. Он подражает отцу или матери, их действиям, поведению, отношениям, выражениям, манере общаться со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми. Мальчик, как правило, подражает отцу, девочка – матери. У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивый, решительный, смелый, помогает жене по хозяйству, предупредительный, чувствует ответственность за воспитание детей. Велика в семье роль матери. От неё зависит воспитание у детей любви и уважения, доброго отношения к окружающим. Нравственные качества матери более всего влияют на формирование общения в семье. Именно мать служит дочери примером быть деликатной, терпеливой, воспитывающей детей и ведущей домашнее хозяйство. Правильно поступают те родители, которые активно включают детей в жизнь семьи, приучают к обязанностям, которые потребуются им в будущей семейной жизни. Ребенку, знавшему родительскую заботу, внимание, радость совместных переживаний, будет нетрудно со временем создать хорошую собственную семью. В некоторых семьях существует неоправданная ориентация на «женскую» и «мужскую» работу. Если вы наблюдали за детьми, то знаете, что до школы мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помогать матери и стряпать, и мыть посуду. Но если в семье начинают с ранних лет проводить разницу между мальчиками и девочками, то уже к школьному возрасту в мальчике воспитывается презрение к «девочкам» и их занятиям. Надо обучать мальчиков наравне с девочками всему тому, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка к труду. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой, мытьем посуды, пылесосить, участвовать в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. п. Оценивая действия ребенка, недостаточно сказать ему: «Молодец» или «Неправильно» , следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, родители должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, но станут требовать этого от ребенка, то им не удастся воспитать у него привычки к аккуратности. Следует определить, обсудив с ребенком, какие обязанности по дому он будет выполнять. На первых порах лучше выполнять работу вместе с ребенком, обучая его рациональным приемам. Дети, начиная дело, не в состоянии предвидеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути, оценить свои силы, умения, знания. Если они своевременно не получают необходимой помощи, то могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых – оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата. Детям старшего возраста (5-6 лет) уже доступны для понимания разнообразные знания о растительном и животном мире, о явлениях в природе. Общение ребенка с природой не должно ограничиваться либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов), либо спортивно – оздоровительными мероприятиями (загорание, купание, игры на природе). Необходимо учить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, уметь замечать, оценивать и беречь красоту природы. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же выбрасывают их, рассматривают букашку, а потом раздавливают ее и пр.) И родителям здесь нельзя оставить без внимания подобные детские поступки. Побродите вместе с ребенком, понаблюдайте, просто поглядите вокруг себя, посидите на пригорке, послушайте пение птиц или журчанье ручья. Рассказывайте детям об охране природы, о растениях, которые подлежат защите. Приобщайте ребенка к уходу за растениями, к труду в огороде, на даче. Бывая за городом на природе, не бросайте сами мусор. Помните, что дети подражают вам и повторяют ваши действия. Поэтому ваш пример должен побуждать детей к нравственному отношению к природе, способствовать не только познанию ребенком природы, но и затрагивать нравственные чувства.