Сенситивные периоды развития детей и подростков. Что такое сенситивные периоды развития Сенситивные периоды развития детей и подростков

В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития. Такими наиболее опасными периодами являются:

1. время развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;

2. момент слияния половых клеток – оплодотворение;

3. имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

4. формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

5. стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

6. формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

7. момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8. период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

9. подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций по возрастной физиологии

Возрастной физиологии.. лекция.. предмет задачи и методы возрастной физиологии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет, задачи возрастной физиологии и ее связь с другими науками
Возрастная физиология – это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Она является самостоятельной ветвью физио

История и основные этапы развития возрастной физиологии
научное изучение возрастных особенностей детского организма началось сравнительно недавно – во второй половине XIX в. Вскоре после открытия закона сохранения энергии физиологи обнаружили, что ребен

Методы исследования в возрастной физиологии
Наука является полноценной в том случае, если ее методический арсенал соответствует задачам, которые ей приходится решать. Для возрастной физиологии важнейшая задача – изучение динамики и закономер

Рост и развитие организма детей и подростков
Рост – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков. Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их

Наследственность и развитие организма
Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивает

Акселерация и ретардация развития
Под акселерацией понимается ускорение темпов роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых. Этот термин был предложен Е.Кохом (19

Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза
Нервная система координирует и регулирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого; осуществляет адаптацию организма к изменениям окружающей обс

Основные этапы развития высшей нервной деятельности
Низшая и высшая нервная деятельность ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей

Возрастные особенности психофизиологических функций
восприятие. Ему принадлежит важнейшая роль в обеспечении контактов с внешней средой и в формировании познавательной деятельности. Восприятие – сложный активный процесс,

Особенности сенсорной функции у детей и подростков
Элементарная рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, сомат

Возрастные особенности зрительной сенсорной системы
После рождения органы зрения человека претерпевают значительные морфофункциональные изменения. Например, длина глазного яблока у новорожденного составляет 16 мм, а его масса – 3,0 г, к 20 годам эти

Возрастные особенности слуховой сенсорной системы
уже на 8-9 месяце внутриутробного развития ребенок воспринимает звуки в пределах 20-5000 Гц и реагирует на них движениями. Четкая реакция на звук появляется у ребенка в 7-8 недель после рождения, а

Возрастные особенности других сенсорных систем
Вестибулярная сенсорная система играет важную роль в регуляции положения тела в пространстве и его движений. Развитие вестибулярного аппарата у детей и подростков в настоящее в

Понятие о гормонах и эндокринной системе
Наиболее древней формой регуляции функций являлись химические вещества, выделяемые клетками. Примером могут служить такие вещества, как фактор роста нервов, фактор роста эпидермиса. Однако действие

Становление эндокринной функции в онтогенезе
Большинство гормонов начинают синтезироваться на 2-м месяце внутриутробного развития, но такие гормоны как, вазопрессин, окситоцин обнаруживаются в железах внутренней секреции плода на 4-5 месяце.

Влияние гормонов на рост организма
Ростовые процессы в организме определяются действием ряда гормональных факторов. Основным из них является соматотропин – гормон передней доли гипофиза. Под его влиянием происходит новообразование х

Роль гормонов в адаптации организма к физическим нагрузкам
В адаптации организма к физическим нагрузкам гормонам принадлежит важнейшая роль. В ансамбле эндокринных желез на мышечную нагрузку первыми реагируют симпатоадреналовая и гипофизарно-надпочечникова

Возрастные особенности количества и состава крови
Количество крови в организме человека меняется с возрастом. У детей крови относительно массы тела больше, чем у взрослых. У новорожденных кровь составляет 14,7% массы, у детей одного года – 10,9%,

Сердце и его возрастные особенности
Сердце представляет собой полый мышечный орган, расположенный слева в грудной клетке. Формирование сердца у эмбриона начинается со 2-й недели пренатального развития, а его разв

Возрастные особенности системы кровообращения
Еще одним важным показателем сердечно-сосудистой системы является артериальное давление. Оно представляет собой переменное давление, под которым кровь находится в кровеносно

Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
По мере роста и развития сердечно-сосудистой системы изменяются и ее реакции у детей и подростков на физическую нагрузку. Возрастные особенности этих реакций отчетливо проявляются как при постановк

Развитие органов дыхания в онтогенезе
Легкие и воздухоносные пути начинают развиваться у эмбриона на 3-й неделе из мезодермальной мезенхимы. В дальнейшем в процессе роста формируется долевое строение легких, после 6 месяцев образуются

Возрастные особенности органов пищеварения
Наиболее существенные морфологические и функциональные отличия между органами пищеварения взрослого человека и ребенка наблюдаются только в первые годы постнатального развития. Функциональная актив

Особенности обмена веществ у детей и подростков
Процессы обмена веществ и энергии особенно интенсивно идут во время роста и развития детей и подростков, что является одной из характерных черт растущего организма. На этом этапе онтогенеза пластич

Энергетический обмен у детей и подростков
Обмен веществ в организме тесно связан с превращением энергии. Определить количество продуцируемой в организме энергии можно методами прямой и непрямой калориметрии. Одним из важнейших показателей

Скелет и его возрастные особенности
Закладка скелета происходит на 3-й неделе эмбрионального развития: первоначально как соединительнотканное образование, а в середине 2-го месяца развития происходит замещение ее хрящевой, после чего

Развитие мышечной системы
Развитие мускулатуры начинается на 3-й неделе. Начало почти всем поперечно-полосатым мышцам дают миотомы. У 4-х недельного эмбриона миотомы состоят из одноядерных округлых клеток, позднее – из вере

Возрастные особенности двигательных навыков и координации движения
У новорожденного ребенка наблюдаются беспорядочные движения конечностей, туловища и головы. Координированные ритмические сгибания, разгибания, приведение и отведение сменяются аритмичными, изолиров

Нарушения опорно-двигательного аппарата
Осанка.Привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы называют осанкой. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его

Изучая психику человека, ученые обратили внимание, что в определенные моменты жизни развиваются и формируются какие-либо качества, способности. Всему свое время. Существует такое понятие - «сенситивные периоды». Так что же это такое? В чем особенность таких периодов?

Сенситивность

В самом начале несколько слов о том, что такое сенситивность. В переводе с латинского «sensus» - чувство, особенность человека воспринимать окружающий мир, различать и реагировать на внешние раздражители. Человек может обладать повышенной чувствительностью и пониженной. На формирование этой особенности влияют:

  • воспитание и самовоспитание;
  • окружение;
  • наследственность;
  • возраст.

Все эти факторы будут играть большую роль в развитии. Разный уровень чувствительности, восприятия мира на протяжении жизни человека дает право поделить процесс формирования личности индивида на определенные периоды. У человека выделяют критические и сенситивные периоды развития. Знать о таких моментах и их особенностях - значит помочь преодолеть трудности, возникающие у ребенка в определенное время. Это поможет также не допустить появления отклонений в психическом и физическом развитии.

Сенситивные периоды

Уровень чувствительности, или сенситивности, меняется с возрастом, а какие факторы на это влияют, читателю уже ясно. Что можно сказать о самих периодах?

Сенситивный период - это определенный этап в жизни, на котором есть все условия для формирования каких-либо качеств и способностей, а также видов деятельности. Например, развитие речевых навыков у ребенка происходит в промежутке между 1,5 и 3 годами. Для формирования той или иной функции необходимо, чтобы были созданы определенные условия, к ним можно отнести:

  • организацию окружающей среды;
  • педагогическое и тренерское влияние.

В определенные сенситивные периоды отмечается иной уровень восприятия организмом внешних раздражителей. Они меньше всего контролируются генетически, а человек становится очень восприимчивым к педагогическому, тренерскому влиянию. Однако есть и критические периоды. Что это такое, рассмотрим далее.

Критические периоды

Психологи отмечают, что кроме сенситивных периодов, существуют еще и критические. Это время бурных скачков, резкой смены настроений и излишне эмоционального поведения. В такие моменты наблюдается повышенная чувствительность. В этот период происходят интенсивные морфофункциональные изменения определенных систем. А если отсутствует адекватная среда воздействия, возможны необратимые нарушения функций. Например, при развитии плода в критические периоды будет повышена чувствительность к недостатку кислорода, питательным веществам, а также к влиянию радиации.

Все эти факторы могут запустить необратимые процессы в организме. Именно критические периоды переводят человека на новый уровень развития. Преодоление их, таким образом, чрезвычайно важно. Критические и сенситивные периоды развития частично совпадают.

Характеристика сенситивного периода

Существует несколько выводов о периодах развития детей. Необходимо с ними ознакомиться.

  1. Каждый ребенок проходит в своем развитии через одинаковые сенситивные периоды.
  2. Время, когда проявляется определенный такой период, для каждого малыша индивидуально. Одни дети развиваются быстрее, другие - медленнее.
  3. Если за очередной сенситивный период ребенок не смог обрести допустимые навыки, то в следующем промежутке очень сложно будет наверстать упущенное.

Взрослым, чтобы не пропустить этих моментов в развитии ребенка, необходимо:

  • знать, какой период за каким следует;
  • наблюдать за яркими проявлениями наступления следующего этапа;
  • своевременно создавать благоприятную среду для развития внутренних способностей ребенка, учитывая сенситивные периоды.

Этапы сенситивного развития выделяют следующие.

  1. Начало. Если не заниматься с ребенком, можно упустить благоприятный момент.
  2. Пик. Это ярко выраженный момент проявления определенных способностей. Его трудно не заметить.
  3. Спад. Медленное завершение или спад активности развития тех или иных возможностей.

Периоды развития по Монтессори

В вопросе о том, сколько проходит каждый человек таких периодов в своей жизни, ученые не сошлись еще в едином мнении. Но после долгого изучения детской психики и многочасовых наблюдений Мария Монтессори выделяет шесть этапов. Итак, сенситивные периоды развития ребенка:

  • возникновение речи;
  • период восприятия порядка;
  • этап сенсорного развития;
  • период физического роста;
  • формирование восприятия мелких предметов, микромира;
  • появление социальных навыков.

Сенситивные периоды психического развития индивидуальны для каждого отдельного случая. Определить точное время появления и формирования той или иной функции психики практически невозможно. Стоит отметить, что сенситивные периоды развития имеют общие характеристики.

А теперь поговорим о них поподробнее.

Развитие речи

Этот сенситивный период начинается еще при развитии в утробе матери, именно там малыш впервые начинает слышать звуки. Поэтому беременным женщинам рекомендуется разговаривать со своим животиком, слушать мелодичную музыку.

В этот период (а он длится до шести лет) очень важно стимулировать речевые центры ребенка. Отсутствие общения, недостаточное внимание взрослых, а также негативная конфликтная среда могут отрицательно сказаться на речи малыша. В этом случае вероятно возникновение дефектов в произношении, заикания.

Впервые в полтора года ребенок начинает учиться выражать свои желания, эмоции с помощью слов. Но их в запасе еще мало, и язык получается детским. Именно поэтому в таком возрасте не нужно сюсюкать с малышом, говорить надо правильно, четко произнося все слова. Ребенок, как губка, будет впитывать предоставляемые ему нормы общения. Необходимо больше читать книжек, используя при этом разные интонации.

Двух- и трехлетние малыши много разговаривают сами с собой. От 3,5 и до четырехлетнего возраста они уже проявляют интерес к буквам, и речь становится осознанной. В 4-4,5 года ребенок пытается писать отдельные слова, при том что этому его никто не учил. В пятилетнем возрасте малыш сам начинает обучаться чтению, и не нужно его заставлять. Он отлично понимает взрослых. Он как бы сам к этому приходит.

Если же ребенка обучать чему-то, не учитывая его сенситивные периоды развития, то результата достигнуть будет очень тяжело, или же он будет отрицательным.

Период развития восприятия порядка

Этот период начинается с самого рождения и продолжается до 3-х лет. Ребенку очень важно в этот момент находиться в среде, где установлен порядок действий, порядок в отношениях со взрослым миром. На этом основании малыш формирует эти навыки в себе.

Особенно в возрасте 2,5 лет ребенок строго соблюдает выработанные правила. Это способствует спокойствию и уверенности в этом большом и неспокойном мире. Очень многое зависит от роли взрослых и от сложившейся окружающей обстановки в это время. Важно соблюдение порядка в режиме дня, стабильности в окружающей среде и в отношениях со взрослыми.

Сенсорное развитие

Этот этап развития заканчивается около 4-5 лет. Ребенок учится различать предметы, любит пробовать на вкус, прислушиваться, чувствовать запахи. В разные отрезки времени он постигает каждое из этих чувств. Необходимо способствовать развитию этих способностей, давать ребенку самостоятельно испытывать то или иное ощущение. Малыш сам и с помощью родителей будет постигать мир ощущений и чувств.

Познание мелких предметов

В этот сенситивный период малыш увлеченно играет с мелкими предметами. И так же с интересом он наблюдает, как целая кружка разбивается на мелкие осколки. Ему интересно, почему большой мир состоит из маленьких частичек. Необходимо подпитывать этот интерес и давать ребенку, например, проталкивать маленькие шарики в дырочки, тем самым будет развиваться и мелкая моторика, а как известно, это неразрывно связано с формированием речи у малыша. Это происходит в период от 1,5 до 5 лет.

Все вышеуказанные промежутки времени - это и есть сенситивные периоды развития способностей.

На ранних этапах взросления в ребенке развиваются и генетически заложенные таланты. Однако точно сказать, в какой из периодов проявится то или иное умение у ребенка, невозможно. Все же взрослые могут способствовать такому развитию и создать благоприятные для этого условия. Талант не может возникнуть из ниоткуда. Необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в разных сферах и понаблюдать за ним, ведь что-то всегда дается очень легко, а что-то - с трудом.

Физическое развитие ребенка

Огромное значение имеет физическая активность ребенка. После рождения двигательная функция способствует обогащению крови кислородом и поступлению его в клетки головного мозга. Это благоприятно скажется на развитии психики ребенка. Ограничение малыша в свободе движений отрицательно отразится на его состоянии здоровья. Формирование физических способностей длится от 1 года до 4 лет.

В возрасте пяти лет у детей развивается ловкость, формируются координационные и ориентационные способности. Особое внимание уделяется прыжкам и сохранению равновесия.

В возрасте шести лет более активно развиваются гибкость, ловкость. Дети активно двигают руками, ногами, прыгают, бегают.

Сенситивные периоды физического развития детей в промежутке от семи до десяти лет характеризуются возрастанием нагрузок и большим количеством этапов с ростом темпов активности. Необходимо уделять особое внимание формированию таких качеств, как быстрота, ловкость, сила. Их развитие будет содействовать укреплению психики и эмоциональному равновесию.

Развитие социальных навыков

Происходит это обычно на отрезке от 2,5 до 6 лет. Ребенок любит копировать действия взрослых, и у него это легко получается. В этот сенситивный период необходимо обучить малыша правильным манерам поведения, культурному общению. Нужно научить ребенка адаптироваться в обществе с разными людьми.

Периоды развития по Выготскому

Заслуживает внимания и мнение еще одного авторитетного психолога по этому вопросу.

Необходимо знать, что сенситивный период - это такой момент, на приход которого невозможно повлиять. О нем необходимо знать и в воспитании использовать максимально.

Выготский выделяет следующие сенситивные периоды развития ребенка.

  1. От 1,5 до 3 лет. Это этап пополнения словарного запаса ребенка. Существует возможность обучать малыша иностранным языкам.
  2. Период от 3 до 4 лет. У ребенка развивается речь. Он воспринимает себя как личность, может сформулировать свои мысли.
  3. Этап от 4 до 5 лет. У ребенка появляется интерес к музыке, математике. Это время экспериментов с цветами, формами, размерами.
  4. От 5 до 6 лет. Осознаются правила поведения в обществе. Ребенок понимает, что люди неодинаковы, учится адаптироваться в социуме. Возникает интерес к чтению, самостоятельному обучению.
  5. От 8 лет до 9 развиваются воображение, фантазия. Наблюдается активность лингвистических способностей. Ребенок начинает интересоваться искусством.

Проблема сенситивных периодов заключается в том, что родители и воспитатели не должны упускать наступление каждого из них, но получается это, к сожалению, не всегда. А еще требуются терпение и понимание взрослых, а для педагога важно умение находить подход к каждому ребенку, особенно в кризисные моменты: это год, три года и семь лет.

Задача родителей - внимательнее наблюдать за своими детьми, чтобы не пропустить периоды, когда малыши впитывают новую информацию и навыки. Только тогда ребенок вырастет способным и развитым.

Наш современный мир вполне можно назвать детоцентричным: появляется множество методик развития, принцип проявления креативности стал основополагающим в процессе воспитания и обучения, реализуется индивидуальный подход. Особенно ценным для психологии развития признано открытие Л. Выготского, касающееся сенситивных периодов в развитии человека: если использовать это время максимально, можно вырастить если не гения, то одаренного и реализованного человека. Однако при игнорировании этих периодов происходят невосполнимые потери и упущения в ходе становления личности, и подтверждение этому - дети-Маугли.

Что такое сенситивные периоды?

Сегодня классическая психология развития выделяет научно обоснованные сенситивные периоды, наиболее благоприятные для обучения базовым жизненным навыкам. Почему они считаются столь благоприятными? Потому что в определенные периоды в самом физиологическом и психическом процессе развития заложен максимальный потенциал для усвоения тех или иных навыков – это связано с темпом, ритмом жизни, формированием базовых систем жизнедеятельности. Термин «сенситивный период» ввел в научный обиход Л. С. Выготский. Речь идет о качественных изменениях, после которых человек уже выступает в новой психической и физической ипостаси, встав на новый уровень развития.

И если упустить данный самой природой шанс обучения, то процессы развития могут исказиться или вообще стать необратимыми, проходить с невосполнимыми потерями. Рассмотрим основные сенситивные периоды в развитии человека.

Сенситивные периоды для речевой деятельности

  • наработка лексического запаса, развитие мелкой моторики (от полутора до 3 лет);
  • освоение букв (3-4 года), формирование осмысленной речи;
  • проявление заинтересованности музыкой, математикой (от 4 до 5 лет), формирование представлений о размерах, цветах, конфигурации объектов;
  • активное социальное взаимодействие (от 5 до 6 лет);
  • взлет способности к речевой активности (от 8 до 9 лет).

Потребность в стабильности

Для ребенка очень важна предсказуемость каждого дня в раннем возрасте: определенные ритуалы пробуждения, режим приема пищи, прогулка, игры, ритуалы отхода ко сну. С этими фазами дневной активности связано первичное представление о мире, и если он стабилен, предсказуем – значит, безопасен, и тогда базовое доверие ребенка к миру не претерпевает излишних испытаний.

Стабильность – это, в том числе, когда мама читает много раз одну и ту же любимую сказку, в которой все события уже известны, это последовательность взрослых, их умение и способность сдерживать обещания, установление правил семьи («В нашей семье не плюют на пол», «В нашей семье можно злиться» и т. п.). Сенситивный период для формирования ощущения стабильности – до 3 лет.

Сенсорное развитие

Сенсорика является базой для мыслительной деятельности, накопления лексического запаса, обучения точным и гуманитарным наукам и формирования эстетического вкуса. Поэтому чувственный опыт – важная сторона развития личности, и сенситивный период для формирования этого опыта – первые 5 лет. Именно в это время особенно продуктивны манипуляции ребенка с предметами малых форм, различных конфигураций, цветов, объема.

Двигательная активность

Наиболее благоприятный период для проявления двигательной активности – от момента самостоятельного хождения (примерно с 1 года) до 4-летнего возраста. В это время мыслительная деятельность формируется в тесной связи с физическими активными действиями. С развитием двигательной активности связано и представление о самостоятельности ребенка – умении соблюдать нормы этикета, управляться с одеждой и обувью, манипулировать важными предметами.

Сенситивный период первичной социализации

Это время от 2 до 6 лет. Ребенок погружается в культуру общения, общую культуру, принятую в его семье, усваивает продуктивные нормы взаимодействия, в том числе, обучается умению выражать и переживать эмоции, ориентируясь на родительскую модель. Важной становится «обратная связь», которую он получает от ровесников и родителей, умение дружить, сопереживать, помогать и просить о помощи и т. д.

Почему сенситивные периоды признаны психологами безвозвратно уходящими в ходе развития личности?

Сенситивный период – это время наибольшей восприимчивости к освоению важных навыков, как уже говорилось выше. И если никакого обучения не происходило, овладеть навыками ребенку либо будет очень сложно, либо и вовсе невозможно. Это подтверждают истории о детях-Маугли, первый доклад о которых был сделан в научном сообществе Итаром. К примеру, если с ребенком никто не разговаривает до 1 года, то научиться говорить ему будет сложно, и в полной мере он уже никогда не овладеет этим навыком. Более того, и эмоциональная сфера тоже тесно связана с проявлениями чувств значимого взрослого по отношению к ребенку. Сегодня известно множество историй детей-сирот, которые испытали сильнейший дефицит ласки, заботы и любви и потому сами не научились переживать и выражать эти чувства. Как считал Эриксон, до 1 года формируется базовое доверие к жизни, и если эта жизнь сурова к ребенку, если его потребности не удовлетворяются, а эмоции не переживаются во всей полноте, доверия к окружающему миру нет, и сформировать его впоследствии искусственно вообще невозможно.

Упустив сенситивные периоды развития, дети-Маугли (те, которые по каким-то причинам были изъяты из человеческой среды и воспитывались животными) не смогут стать полностью социализированными без искреннего многолетнего участия в них. Кроме того, важным в этом отношении оказывается и фактор наследственности, и срок нахождения вне человеческого окружения. Сегодня существует множество подлинных историй о том, как животные (волки, собаки, обезьяны) практически спасали жизнь человеческим детенышам, обучая их жизненно важным навыкам выживания в животном, диком мире. При этом психические процессы у многих таких оказались необратимо искаженными, без возможности восстановления. Именно поэтому такие случаи обозначены в современной психологии и медицине как «синдром Маугли».

Что такое «синдром Маугли»?

Это комплекс признаков, демонстрируемых индивидом, который развивался и воспитывался вне социума. Как это проявляется? В превалировании инстинктивных проявлений, в замкнутости, неумении говорить либо искажении речи, хождении на четвереньках, отсутствии понятия об этикете, полном отсутствии социализации, устойчивости здоровья, психических отклонениях, фактически неизбежных при таких условиях воспитания, определенных физических особенностях (к примеру, у девочки, длительное время жившей в среде обезьян, было выявлено чрезмерное развитие пальцев рук, вследствие того, что передвигаться пришлось по деревьям). Поскольку человек – это сложная система, то и проявления синдрома Маугли будут квалифицироваться по-разному различными специалистами.

От чего зависит возможность избавления от синдрома Маугли?

Полного избавления от этого комплекса признаков, скорее всего, не произойдет даже в самых благоприятных условиях: слишком многое было утеряно в процессе развития вне социума. Для психологов подобные случаи еще раз подтвердили правомерность тезиса об исключительной важности социализации для развития и становления личности.

Здесь важно подходить к вопросу индивидуально: прежде всего, важен срок пребывания в дикой природе и генетически обусловленные факторы.

Если ребенку-Маугли более 13 лет, то есть, миновал период наибольшей психической гибкости, то поможет только дрессура в процессе выработки важных социальных навыков, и то – их освоения не произойдет полностью. Но станет ли такой индивид личностью – вопрос сложный, ответ на который подразумевается отрицательный. Полноценной личностью ему уже не стать, он так и останется наполовину животным, наполовину человеком – базовые психические процессы формирования завершены, периоды сенситивности оказались не использованными.

Если младенец попадает в сообщество животных, передвигающихся на четырех лапах, то к году он осваивает именно этот навык, и впоследствии обучить его прямохождению невозможно. Судьба «спасенных» детей-Маугли оказывается плачевной в человеческом мире: бывали случаи, когда им удалось выжить и слегка адаптироваться, но есть также истории о том, как после изъятия из привычного мира такие дети умирали, так и не освоив человеческих навыков.

Каков вывод?

Ничто не дается человеку просто так, и чтобы развиваться полноценно, нужно максимально задействовать все рецепторы восприятия, стимулировать мыслительную, физическую и эмоциональную активность. И самое главное – жить в обществе себе подобных, усваивая продуктивные модели поведения и реагирования. Человек не способен реализовать весь свой потенциал без общества.

Литература:
  • 1. Антипов А. Дети-Маугли. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/antipov/0/j151.html
  • 2. Эриксон Э. Детство и общество. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.koob.ru/ericson_eric/detstvo_i_obshestvo

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Особенности взаимодействия организма и среды отражены в понятии критические периоды. В процессе индивидуального развития выделяют критические периоды , когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития:

1. время развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;

2. момент слияния половых клеток – оплодотворение;

3. имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

4. формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

5. стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

6. формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

7. момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8. период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

9. подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

С критическими периодами частично совпадают так называемые сенситивные периоды (периоды особой чувствительности), которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды,в том числе педагогическим и тренерским.Т.о. сенситивные периоды это периоды высокой чувствительности детей к внешним влияниям, особой восприимчивости к тем или иным способам, видам деятельности, способам эмоционального реагирования, поведения, в которых происходит наиболее интенсивное развитие определённых систем организма и соответствующее стимулирующее воздействие окружающей среды приобретает особое значение.

Для человека наиболее важными является три сенситивных периода.

1. до 2-3-х лет жизни, когда формируются соответствующие области мозга, совпадающие с формированием речи.

2. В возрасте 5-7 лет у ребёнка хорошо развиты моторика и речь, он умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время ещё недостаточно самокритики и самоконтроля. У ребёнка ещё не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы. При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребёнка к систематическим занятиям.

3. В возрасте 12-16 лет подросток вступает в третий критический период: пубертатный. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым.

На протяжении сенситивных периодов применяемые средства и методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего эффекта. Так сенситивный период развития абсолютной мышечной силы наблюдается в 14-17 лет (максимального значения качество силы достигает к возрасту 18-20 лет). Сенситивный период развития различных проявлений качества быстроты приходится на 11-14лет (максимальный уровень достигается к 15-летнему возрасту). Для общей выносливости сенситивный период проявляется в 15-20 лет (максимальное значение - в 20-25 лет). Развитие гибкости особенно бурно происходит с 3-4 до 15 лет, а ловкости - с 7-10 до 13-15 лет.

Критические периоды переключают организм на новый уровень онтогенеза, создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности. Сенситивные периодыприспосабливают функционирование организма к этим условиям. С этим связана высокая чувствительность организма к внешним влияниям в сенситивные периоды развития.

Благоприятные воздействия на организм в сенситивные периоды оптимальным образом содействуют развертыванию наследственных возможностей организма, превращению врожденных задатков в определенные способности, а неблагоприятные задерживают их развитие, вызывают перенапряжение функциональных систем, в первую очередь, нервной системы, нарушение психического и физического развития.

Вопросы для самопроверки:

1. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии, связь с другими науками.

2. Уровни организации организма человека.

3. Строение и функции клетки.

4. Основные виды тканей.

5. Что такое орган? Перечислите основные системы органов.

6. Перечислите свойства организма человека.

7. Назовите особенности роста и развития детского организма.

8. Назовите причины и негативные стороны акселерации и ретардации.

9. Онтогенез: определение, возрастная периодизация.

10. Назовите особенности анатомо-физиологического развития организма человека в пренатальный и постнатальный периоды.

11. Что называют критическим периодом? Дайте характеристику критическим периодам в развитии человека.

12. Сенситивные периоды: определение, значение в жизни человека.

13. Что такое календарный и биологический возраст?

14. Назовите основные критерии биологического возраста.

Список литературы:

  1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М., 1998.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: учеб. Пособие – М.: «Сфера», 2001.
  3. Кураев Т.А., Алейникова Т.В., Думбай В.Н., Фельдман Г.Л. Физиология центральной нервной: учеб. пособие – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
  4. Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для вузов – М.: Владос, 2002.
  5. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 2000.
  6. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М., 2000.
  7. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., Анатомия и физиология детей и подростков с возрастными особенностями детского организма. – М., 2005.
  8. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная. – М.: Олимпия, 2005.
  9. Физиология человека (под ред. А.Г. Покровского). – М., 1997.

ТЕМА 2. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА

Цели и задачи изучения темы:

Дать основные понятия генетики;

Изучить причины возникновения наследственной и тератогенной патологии;

Ознакомить с некоторыми видами наследственных и тератогенных заболеваний;

Сформировать принципы профилактики наследственных и тератогенных заболеваний.

Наименование разделов темы:

1. Основные понятия генетики.

2. Наследственные болезни: определение, причины, классификация, особенности клинических проявлений.

3. Основные виды хромосомных заболеваний.

4. Основные виды генных заболеваний.

5. Тератогенные заболевания.

6. Профилактика наследственных и тератогенных болезней.

Основные понятия генетики

Наследственность и изменчивость – два важнейших свойства живых организмов тесным образом связаны с понятием размножение.

Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Участок молекулы ДНК, определяющий развитие того или иного признака, называется геном .Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. В ядрах соматических клетках содержится 46 хромосом расположенных попарно (23 пары). Двадцать две пары хромосом (соматические) отвечают за рост и развитие организма. 23-ю пару составляют половые хромосомы. Женщины имеют две Х-хромосомы, а мужчины - одну X и одну Y-хромосому. В ядрах половых клетках содержится 23 хромосомы. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом (оплодотворении) хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.

Признак – любое свойство или качество, характеризующее данный организм или группу организмов. Признак, который проявляется в потомстве и подавляет проявление другого признака, называют доминантным. Признак, который внешне у потомства не проявляется, называют рецессивным.

Генотип – совокупность всех генов организма.

Фенотип – совокупность свойств (признаков) организма, приобретенных в процессе жизни.

Каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития, реализация которой, происходит в конкретных условиях внешней среды.

Изменчивость - способность организма приобретать новые признаки под воздействием различных факторов.

2.Наследственные болезни: определение, причины, классификация, особенности клинических проявлений

Наследственные болезни – это заболевания, обусловленные изменениями (мутациями) наследственного аппарата.

В основе наследственных заболеваний лежат нарушения (мутации) наследственной информации (хромосомные, генные).

Классификация наследственных болезней :

1. Хромосомные заболевания – это заболевания, обусловленные изменениями количества хромосом или их структуры:

а) количественные заболевания;

б) качественные заболевания.

2. Генные заболевания – это заболевания, обусловленные структурными изменениями гена:

а) полигенные заболевания – заболевание, при котором поражено несколько генов;

б) болезни с наследственной предрасположенностью – заболевания, для проявления которых необходимы определенные внешние факторы;

в)моногенные заболевания – заболевание, при котором поражен один ген:

Аутосомно-рецессивные – пораженный ген является рецессивным по отношению к здоровому,

Аутосомно-доминантные – пораженный ген является доминантным по отношению к здоровому,

Сцепленные с половой хромосомой – пораженный ген располагается в половой хромосоме.

Особенности клинических проявлений наследственной патологии:

1. Наследственные болезни часто носят семейный характер.

2. Болезни проявляются в любом возрасте.

3. Заболевания имеют прогрессирующее хроническое течение.

4. Наблюдаются редко встречающиеся специфические симптомы или их сочетания. Например, мышиный запах говорит о фенилкетонурии.
5. В патологический процесс вовлекаются многие органы или системы органов.

6. Устойчивость к терапии.

7. Обуславливают инвалидность с детства и сокращенную продолжительность жизни.