Консультация для родителей "Что надо знать родителям о неправильном звукопроизношении детей?". О нарушении звукопроизношения (советы родителям дошкольников) Рекомендации для родителей по звукопроизношению

На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Логопед показывает приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, отмечает его труд и успехи, подсказывает, на что необходимо обратить внимание дома.

У каждого ребенка есть тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашнего задания (зарисовка предметов, наклейка переводных картинок, запись стихов, рассказов и т. д.). Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной.

При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:

1. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые ребенок произносит неправильно. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения комплекса для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.

2. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребенку.

3. На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений. К последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

4. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи и пальцы рук расслаблены и не двигаются).

5. Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

6. У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться. Порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, — надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

7. Выполнять все упражнения надо поэтапно. Нельзя объяснять ребенку сразу всю последовательность движения артикуляционного аппарата: дети не могут их «залпом» и правильно выполнить. Инструкцию необходимо давать поэтапно, например: «улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д-д». Так же поэтапно следует проверять выполнение ребенком упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.

8. Если у ребенка нормализуются звуки, надо их постепенно, с помощью логопеда вводить в его речь, т. е. учить употреблять звук в словах, а затем – во фразовой речи.

9. Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаясь к нему со всеми возникшими затруднениями.

10. Начинать работу по дифференциации звуков с ребенком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцированно звуки: [с]-[ш]; [з]-[ж]; [б]-[п]; [л]-[р] и др.

Черкасова Ульяна,
учитель-логопед

Работа по профилактике речевых нарушений должна вестись буквально «всем миром»:

родителями (в первую очередь);
педиатрами (выявляя речевую патологию как можно в более раннем возрасте и направляя детей к логопеду);
воспитателями;
логопедами.

Если проанализировать ситуацию с , то можно прийти к выводу, что помимо объективных социальных, экономических и экологических причин, существуют причины и субъективные, а именно:

родители, к сожалению, часто недооценивают или вообще не обращают внимания на проблемы с развитием речи детей. Не болеют - и ладно! В лучшем случае, прислушиваются к советам родственников, соседей и, чего греха таить, - некоторых не очень компетентных воспитателей, которые уверяют встревоженную маму, что еще рано обращать внимание на речь ребенка и «все рассосется» само собой;

педиатры часто не посылают детей к логопеду поликлиники для ежегодного осмотра. Неосмотренными остаются дети четырех-пяти лет. А ближе к школе идет «обвал» осмотров, тревог и переполнение логопедических групп детьми шестилетнего возраста, которые уже должны были бы учиться в школе;

воспитатели стали меньше обращать внимания на звукопроизношение детей. Совсем недалеко то время, когда звуковой культуре речи, пересказам, составлению рассказов по картине и т. д. уделялось достаточно внимания. И это при том, что положение с речевой патологией не было столь критичным. На нарушения звукопроизношения часто вообще не обращается внимание.

Вопрос о том, кто должен «бить тревогу» по этому поводу, остается открытым. Таким образом, в школе обучается огромное количество детей с нарушениями речи.

Занятия по звуковой культуре речи проводятся в детских дошкольных учреждениях эпизодически.

Воспитатели испытывают затруднения в работе по формированию правильного звукопроизношения у детей, зачастую путают понятия «звук» и «буква», не знают артикуляционных укладов, не регулярно работают над развитием речи;

логопедам поликлиники не всегда удается вовремя обнаружить и диагно-стировать речевую патологию, так как не все дети по тем или иным причинам проходят осмотр логопеда ежегодно. Преемственность же между логопедами поликлиники и учителями-дефектологами дошкольных учреждений чаще всего базируется лишь на личных контактах, поддерживаемых энтузиастами.

Таким образом, можно говорить о том, что почти отсутствует система мероприятий, проводимых с целью предупреждения недостатков речи у детей.

Формирование правильного звукопроизношения - это систематическая работа воспитателя со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Исправление звукопроизношения - работа логопеда.

Для того, чтобы проводить занятия по звуковой культуре речи, воспитатель должен знать, что необходимо:

Подготовить артикуляционный уклад звука;
формировать слуховое внимание, фонематический слух;
проводить работу по звуковой культуре речи только на правильно произносимых звуках;
на занятии отрабатывать только звуки, близкие по артикуляционному укладу (желательно, один звук), для дифференциации берутся звуки парные:

звонкие-глухие;

твердые-мягкие;

свистящие-шипящие;

пары звуков, которые дети чаще всего не дифференцируют в произношении:

Иметь представление о звукопроизношении всех детей в начале года, в конце года и выделять группу риска.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Младший возраст

Уважаемые папы и мамы!

Обратите внимание на речь своего малыша!

Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5-3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:

Очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
имеет сильное течение слюны;
не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам;

вместо «девочка» говорит «де»;

«зайчик» - «за»;

«иди» - «ди»;

«смотри» - «апи»;

Употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова:

«ако» - молоко, «дека» - девочка.

Все это - серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту - логопеду в поликлинику или речевую группу детского сада.

Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Средний возраст

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4-5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия. Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак:

Ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта.

Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем.

Большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
в случае тяжелых речевых нарушений сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы некомпетентных людей.

Старший возраст

6 лет - это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

Правильно произносить все звуки языка;
выделять первый и последний звук в слове;
разделять слово на слоги;
определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
придумывать слова на заданный звук;
сливать два названных звука в слог: М+А=МА;
повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова - предлоги.

Важно выяснить:

Насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
- Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 - количественный и порядковый.
- Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
- Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игра «Арена».

Представьте себя в древнем Риме. Перед вами «арена звуков». Жест - поднятый или опущенный большой палец - вам знаком. Воспользуемся им. Мы называем звуки, а вы поднимаете или опускаете большой палец, показывая положение языка во рту при произношении этих звуков.

С, Сь, Ш, З, Зь, Ж, Ч, Щ, Ц, Р, Ль, Й, Рь, Л.

Игра с мячом «Назови первый звук в слове».

мёл шепот

мама чашка

пила собака

полка сетка

ель телефон

ёлка тапки

яблоко йод

юбка желуди

лента жук

Игра с мячом «Назови последний звук в слове».

нос Мария

мороз всё

кот мотор

муж словарь

бровь мол

отделение моль

Игра «Эстафета с флажком».

Передайте флажок соседу, повторив слоговую цепочку:

а) та - да - та

та - та - да

да - да - та

б) пта - пто - пту - пты

вба - бва и т. д.

Игра «Выдели голосом»

звук «м» мама

звук «ы» сын

звук «ль» полька

Звук «э» - это (гласный звук)

«м» - это…

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.

«В гостях у Буквоежки». Звук и буква К

Цель: закреплять знания детей о слове, звуке, букве; развивать фонетический слух; учить находить место звука в слове (в начале, в середине, в конце); учить проводить звуковой анализ слова МАК; учить читать открытые и закрытые слоги (АК, КА); закреплять умение образовывать слова с уменьшительным суффиксом.

Оборудование: кукла Буквоежка, коробка с игрушками; карточки, фишки двух цветов (красный и синий); полоски, счетные палочки, мяч, логопедическая азбука.

Ход занятия

Знакомство с Буквоежкой.

Воспитатель (В.). Назовите свое имя ласково, чтобы слышался звук «К» (Настенька, Славочка, Вовочка и т. д.).

Игра «Поймай звук».

В. Если в словах, которые скажет Буквоежка, будет звук «К», хлопните, «поймайте его».

Кофта, утенок, пирамида, гусь, хор, мак, гриб, ком.

Игра «Лишнее слово».

В. Назовите «лишнее» слово. Слушайте Буквоежку внимательно!

Канава - канава - какао - канава.

Кот - кот - ком - кот.

Утенок - утенок - котенок - утенок.

Буквоежка принес коробку.

В. На какой звук начинается слово «коробка»?

Здесь, в коробке, есть предметы.

Все сейчас получат свой.

Осмотри предмет, потрогай

И подумай - он какой?

Воспитатель раздает детям предметы, которые лежат в коробке: кукла, кубик, каштан, карандаш, колокольчик.

В. На какой звук начинается слово? Где спрятался звук «К»? Опишите предмет. Какой он? (Подобрать не менее 5 слов.)

Игра «Чего не стало».

Нет кубика, нет карандаша, нет каштана и т. д.

Игра «Узнай слово».

В. Помогите Буквоежке узнать слово

…от, …омпот, …они.

Какую букву «потерял» Буквоежка?

Игра «Нажми на звук».

Выделите звук «К» в словах кот, домик, веник, секрет, человек, индюк, синяк. (Определите место звука в слове: в начале, в середине, в конце.)

Игра «Расставь по местам».

Вот сейчас задачу дам

Все расставить по местам.

Что скатали мы зимой?

Что построили с тобой?

На крючок в реке попал?

Может все, хоть ростом мал?

Гном.

В. В каком слове есть звук «К»?

Физкультминутка.

Улиточка.

Улиточка, улиточка,

Высуни рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я?..

В. Сядут те дети, которые правильно повторят слоговую цепочку.

Ка - га - га;

та - да - да;

ка - га - ка;

фа - ва - ва.

Звуковой анализ слова «МАК»

М

А - гласный, фишка красного цвета.

К - согласный, твердый, фишка синего цвета.

Где спрятался звук «К»?

Звук «К» какой? (Дети дают полную характеристику звука.)

Игра «Палочки - помощники мои».

Выложите из палочек слово мак. Что вы выложили? (Слово.) Прочитайте. Слово можно писать, читать, выкладывать.

Слово состоит из букв. Буквы можно видеть и писать. Звуки можно слышать и говорить.

Игра с мячом «Большой - маленький».

В. Мы не только умеем слышать и говорить слова, но и превращать одно слово в другое. Изменим слова так, чтобы появился звук «К».

Монета - монетка, яма - ямка, вата - ватка, лопата - лопатка.

Игра «Делай, как я».

«Хлопай, как я» - та; та - та.
«Прыгай, как я» - та - та; та.

А. Кочмарева, Н. Сасова, Л. Селицкая

Консультация для воспитателей «Воспитание у детей правильного звукопроизношения»

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями.

Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослым: правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепляться и превратиться в стойкое нарушение.*

Сроки усвоения в произношении звуков речи детьми дошкольного возраста:

Гласные, включая звук Ы к 2 – 2,5 годам;

Согласные кроме шипящих звуков, звуков Л, Р, РЬ – к 3 годам;

Звук Л к 3 – 4 годам;

Шипящие звуки к 4 – 4,5 годам;

Звуки Р, РЬ до 6 лет.*

Наиболее часто страдает произношение свистящих, шипящих, звуков Л, Р, РЬ. Это связано с более сложной артикуляцией данных звуков. Надо знать и помнить правильную артикуляцию перечисленных звуков:*

Общее правило: в русском языке все звуки произносятся в зазубном положении, т.е. если у ребёнка при разговоре кончик языка «выглядывает» между зубов, значит, имеет место нарушение звукопроизношения;*

Общее правило: струя выдыхаемого воздуха проходит по середине языка, если слышится хлюпающий призвук, при разговоре один уголок рта оттягивается, речь неопрятна – это говорит о патологии звукопроизношения;*

Общее правило: нельзя сильно выдвигать губы вперёд, чрезмерная работа губами компенсирует малую подвижность кончика языка*

Общее правило: чёткость речи достигается чётким произношением гласных звуков, а не громкостью голоса.

Подытожим: *

Язык всегда находится за зубами,

Струя воздуха идёт по середине языка, в речи нет посторонних призвуков,

Губы активно двигаются, но не выставляются «клювиком»,

Чёткое произношение гласных.*

Правильная артикуляция:

Свистящих звуков – широкий кончик языка упирается в нижние передние резцы, зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная;**

Шипящие звуки – широкий кончик языка понят к передней части нёба. Губы чуть округлены и выдвинуты вперёд, выдыхаемая струя воздуха тёплая;**

Л – широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, губы в улыбке;

Р - широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, под напором выдыхаемого воздуха, кончик языка вибрирует у альвеол, губы в улыбке.

Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь

постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных способностей.

Если ребёнок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или слове) даже по подражанию (пример), он нуждается в полном цикле коррекции звука – постановке, автоматизации и дифференциации.*

Работа по развитию речи в условиях детского сада начинается с первой группы раннего возраста, а с первой младшей группы и по звуковой культуре речи в частности.

Работа по воспитания правильного произношения начинается с обследования, желательно, чтобы оно было проведено логопедом.

Что входит в компетенцию воспитателя:

Упражнять детей в отчётливом произношении звуков, в соответствии с возрастной нормой;

Развивать речевое дыхания, слуховое внимание;

Формировать фонематический слух /умение различать звуки речи/.

Я вам советую более внимательно изучить вашу образовательную программу и ориентироваться в работе на испытанное временем и практикой пособие М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения». В этой книге подробно описаны формы организации работы по формированию правильного произношения, её методика, дан теоретический и практический материал. Кроме того большим подспорьем в работе является интернет.

И конечно, все дефекты неравномерны. Одни исправляются сравнительно быстро, по подражанию, другие требуют длительной работы.

Переходим к практике.

Артикуляционная гимнастика. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. С детьми 5 лет и старше упражнения проводят перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать правильность движений органов артикуляционного аппарата. В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок.

Занимайтесь с детьми следует ежедневно до 10 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.*

Комплексов артикуляционной гимнастики очень много, но существуют основные упражнения, встречающиеся практически во всех комплексах – это упражнения на

Постановку свистящих: «Лопатка», *«Змейка», *«Качели», *«Горка» (объяснение выполнения упражнений)*

Постановку шипящих:«Лопаточка», * «Трубочка», *«Лошадка», «Грибок», *«Чашечка», «Обнимем губку», «Парус» (объяснение выполнения упражнений)*

Постановку звуков ЛЬ, Л, Р, РЬ: «Лопаточка»,* «Обнимем губку», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Барабанщик», *«Грибок», «Гармошка», «Лошадка», *«Пароход» (объяснение выполнения упражнений)

В комплекс артикуляционной гимнастики входят упражнения: для губ, нижней челюсти, языка, переключаемости языка, дыхательно – голосовые.

Артикуляционную гимнастику можно выполнять в первой половине дня, во время проведения НОД, индивидуально или подгруппой во вторую половину дня. Количество упражнений артикуляционной гимнастики на НОД уменьшается до 3 – 4.

Если ребёнок может произнести звук, но не употребляет его в речи:

Исправлять, настойчиво; систематически исправлять вначале показывая образец правильного произношения и поощряя ребёнка к повторению, затем (если ребёнку 4 года и старше) только обращаем внимание на неправильное произношение, давая возможность исправиться самостоятельно (скажи правильно, в этом слове есть звук Р, не поняла). Ребёнок говорит верно с тем, кто побуждает его к этому. Не бойтесь потерять время, ваше время и силы, не пропадут зря. Ваш с ребёнком труд принесут удовлетворение вам обоим, ведь это так приятно и радостно говорить правильно.

Если у ребёнка только появился звук, он может звучать утрированно, «тяжело», набираемся терпения и начинаем работу по автоматизации его в слогах, словах, предложениях, тексте и наконец, в свободной речи. Это очень монотонные занятия, поэтому лучше проводить их активно, используя наглядный материал, закрепляя знания на практике («Скажи, что видишь», «Где спрятался звук?», «Закончи слово, предложение», «Отгадай», «Что изменилось?», « 4 лишний», знакомые игры на новый лад, мы ставим перед собой не только задачи по расширению и активизации словаря, развития мышления и памяти, но и автоматизации звукопроизношения, развития фонематического слуха, речевого внимания). Здесь главное самим не увлекаться и помнить, какой приоритет в игре вы выбрали.*

Закрепили звук в словах, предложениях /речь ребёнка соответствует возрастному развитию/, работаем дальше, вводим звук в речь, помнить:

Не упрощать свою речь («не сюсюкать»);

Не сокращать речь, говорим развёрнутой фразой;

Говорим в спокойном темпе, хорошо артикулируя звуки, стараемся, чтобы ребёнок видел нашу артикуляцию;

Как говорит взрослый, так говорит и ребёнок! Основа обучения детей дошкольного возраста – это подражание.

Не потакайте себе во время проведения НОД (ответы детей полные, пример из школы);

Слушая рассказ ребёнка, следите за звукопроизношением, даже если это сбивает его с мысли, вы ему напомните последовательность изложения;

Используйте игры – драматизации, настольные игры для работы по закреплению произношения звуков в речи;

Кто систематически исправляет речь ребёнка, у того детки быстрее начинают себя контролировать, кому нравится, чтобы его перебивали.

Учите детей вслушиваться не только в вашу речь, но и в речь сверстников, тактично исправляя её;

Учите детей анализировать собственную речь и развивайте желание совершенствовать её, используя методы поощрения, похвалы.

Дефекты звукопроизношения встречаются всё чаще, поэтому воспитатели должны уделять профилактической и коррекционной работе большое внимание. Однако никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать дома детям, неправильно произносящим те или иные звуки. Воспитатель должен помочь направляет родителям правильно организовать работу в семье: проводит консультации, готовит наглядный материал, организовывает уголок «Правильной речи», оформляет папки передвижки, готовит с детьми открытые мероприятия, где показывает результаты своей деятельности по работе по изжитию патологии, приглашает на артикуляционную гимнастику, НОД.

Использованная литература:

    А.И. Богомолова «Логопедическая пособие для занятий с детьми»

    М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения»

    Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»

Березина Елена Витальевна


Уважаемые родители! На логопедические занятия отбираются дети старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.
Занятия логопеда с такими детьми проходят 2-3 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда. Количество детей для логопункта ограничено – 25 человек на год. В первую очередь зачисляются дети предшкольного возраста, а на оставшиеся места – дети 4-5 лет.
Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.
Задачей работы логопункта в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность логопункта предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап , во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу
.

Основные направления деятельности логопеда в ДОУ

Уважаемые родители, обратите внимание!




Консультации для родителей

"Развитие речи детей от 2 до 7 лет"

"Уровень развития речи детей в 2 года"

"Уровень развития речи детей в 3 года"

"Уровень развития речи детей в 4 года"

"Уровень развития речи детей в 5 лет"

"Уровень развития речи детей в 6 лет"

"10 советов логопеда для родителей"

"Рекомендации логопеда для родителей детей младшего возраста"

"Рекомендации логопеда для родителей детей среднего возраста"

В коррекционной работе над звукопроизношением введение нового звука в речь ребёнка становится процессом долгим и трудным, требующим от взрослых терпения, а от детей - усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи ещё слабы, ребёнок пользуется приобретённым звуком крайне нерегулярно.

Поэтому необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью.

Процесс нормализации речи и угасание патологического процесса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и к своей собственной. Взрослым необходимо также внимательно следить за звукопроизношением детей и корректно исправлять ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Процесс автоматизации звуков протекает у некоторых детей очень сложно, самоконтроль за звукопроизношением бывает низким, иногда ребёнок быстро утрачивает приобретённый навык. Поэтому такая работа требует от взрослых терпения, такта, собранности, постоянной изобретательности.

С этой целью мы можем использовать следующие стимулирующие приёмы.

Например, игровое упражнение "Попугай".

Если ребёнок неправильно произнёс какой - то звук, мы просим его:

"Повтори за мной слово 2, 3, 4 раза и "нажми" на этот звук.

Придумай предложение или чистоговорку с этим звуком".

В начале организованной деятельности, давая установку на правильную, грамотную, чёткую речь, используем такое стихотворение:

"Каждый день, всегда, везде,

на занятиях, в игре громко,

чётко говорим,

никогда мы не спешим!"

Выучите его вместе с детьми.

Для стимулирования и активизации самоконтроля звукопроизношения в самостоятельной речи проводим с детьми игру - соревнование "Говорим правильно" в разных вариантах:

"Ёлочка - красавица".

"Много на ёлочке шариков цветных и шишек золотых" - дети получают в качестве поощрения за правильное произношение разноцветные шары и шишки, украшают ими каждый свою веточку на ёлочке.

"Мороз снежком укутывал" - снежками и снежинками и так далее.

Также правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения хорошо выполнять сопряженно с движениями рук.

При этом движения кистей рук могут дублировать движения языка или быть направлены в противоположную сторону.

Так, в упражнении «Часики» сначала выполняется движение:

язык вправо и руки вправо, язык влево и руки влево.

Когда движение будет освоено, вводится усложнение:

язык вправо, а руки влево, язык влево, а руки вправо.

В упражнении «Качели» - сначала язык вверх и руки вверх, затем с усложнением - язык вверх, а руки вниз.

В упражнении «Индюк» одновременно с движением языка вперед-назад по верхней губе выполнять мягкие движения кистями поднятых рук.

«Колечко» . Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь» . Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении предложите ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь» , произносимыми вслух или про себя.