Как раскрыть таланты и способности ребенка. Игры и игровые упражнения для развития артистичности детей дошкольного возраста. Самостоятельность – это важно

Если вы хотите вырастить ребенка с развитым воображением, вам следует научить его независимо мыслить. Как именно это сделать и чем это помогает развивать артистические навыки? Секретами делится Адам Грант, преподаватель бизнес-школы, автор психологической книги и отец троих детей.

Хвалите ребенка, а не его поступки

Если ваш малыш показывает вам свой рисунок, не говорите ему: «Какая красивая картинка!» Скажите: «Какой же ты талантливый!».
Это поможет ребенку понять, что он способный и уникальный, а также подтолкнет его к дальнейшему развитию своих способностей. Нужно с раннего возраста помочь ребенку понять, что он поступает правильно, проявляя свою индивидуальность.
В таком случае, подрастая, он сохранит ту силу своего воображения, которая так заметна в раннем детстве.

Никогда не выдумывайте излишних ограничений

Недавно исследователи провели эксперимент: они сравнили семьи детей с артистическими навыками с семьями, где дети не проявляли особенных талантов.
В результате было обнаружено, что у родителей в семьях второго типа присутствует как минимум шесть строгих правил, касающихся повседневного порядка вещей. В семьях первого типа правил иногда нет вовсе! Если вы сильно ограничиваете своего ребенка, он не развивает навыка решения проблем самостоятельно.
Ему проще следовать заведенному порядку и выбирать привычные решения, не задумываясь над альтернативой. Впрочем, полное отсутствие правил тоже не всегда идеально: свобода выбора и избалованность - это разные вещи!

Обсуждайте все вместе с ребенком

Другое исследование было проведено среди архитекторов. Оно показало, что родители самых успешных специалистов использовали следующую тактику воспитания: они объясняли детям правила поведения, рассказывая причины каждого из правил и обсуждая с детьми все происходящее, позволяя им самостоятельно оценивать свое поведение.
Когда родители и дети вместе что-либо обсуждают, ребенок может объяснить свое мнение и помочь родителям найти решение проблемы, что в будущем приводит к развитию навыка отстаивать свою точку зрения и стремиться к успеху.
Семейные обсуждения нужны для ребенка еще и потому, что в таком случае ему проще понять следствие своих поступков и решать за себя. К тому же так дети быстрее понимают законы морали.
Словом, у такой тактики существует множество преимуществ.

Когда я решила написать статью на тему «Как выявить талант у ребенка дошкольного возраста», мне вспомнился случай, который довелось наблюдать в одной музыкальной школе. Родители малявки-дошкольницы, пару раз в неделю посещавшей развивающие занятия, настойчиво допытывались у педагога: «Скажите, у неё есть способности? Есть смысл тратить силы и дальше?».

С одной стороны, о чем можно говорить в столь нежном возрасте, когда личность и психика только формируются. Да и какой смысл? «Тратить силы» - такова уж, извините, родительская доля. Чем более разностороннее развитие получит ребёнок, тем более гармоничная и мощная личность получится. Зазря не пропадёт ничего из обретённого в детстве. На каждом шагу можно видеть людей, которые состоялись на абсолютно иных поприщах, нежели те, к которым их готовили в детстве. Но при этом они не считают, что время тогда было потрачено зря: инженеру пригождаются навыки, полученные в кружке рисования, бизнесмен считает, что его многому научил авиамоделизм.

С другой стороны, никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины профессионального успеха - всё выше и неприступней. А значит, восхождение надо начинать всё раньше и раньше. Будущую олимпийскую чемпионку Юлю Липницкую мама привела на каток в пять лет. Если бы она это сделала несколькими годами позже, из девочки не успели бы вырастить чемпионку. При этом, понятное дело, на какую-нибудь музыкальную школу и вообще что-то помимо спорта времени и сил уже не хватало. Это было везение, что мама угадала талант дочери. В противном случае очень много сил и времени было бы потрачено впустую. Так что желательно всё-таки таланты не угадывать, а определять.

Таланта без интереса не бывает

Специалисты утверждают, что талант, способности у ребёнка дошкольного возраста определить невозможно. «Он нарисовал цветочек» или «она уже знает все цифры» - честно говоря, такое мало о чем говорит, подобный «прорыв» в развитии может быть случайным. А вот наклонности, интересы малютки - это важно. Можно услышать огромное количество историй, как ребёнка в музыкальную школу таскали чуть ли не на аркане, а вырос в итоге гениальный скрипач. Что ж, в жизни бывает многое. Но, как правило, таланты проявляют себя интересами и пристрастиями ребёнка. Более того, есть основания полагать, что талант появляется как раз из интереса - человек просто развивает себя в соответствующем направлении.

Музыкальные наклонности можно увидеть ещё до того, как ребёнок начнет ходить и говорить - он затихает или радуется при звуках музыки, более того, проявляет очень разную реакцию на разные мелодии, любит только некоторые из них. А в дальнейшем его не оторвать от музыкальных игрушек. Схожим образом определяются технические наклонности: дитя «залипает» на конструкторы и пирамидки или на какие-то бытовые технические устройства.

Очень важен, кстати, элемент созидательности. Если ребёнок просто любит слушать музыку, это полдела. Вот если он любит сам подбирать мелодии - это уже кое-что значит.

То же самое с техническими талантами. Обратите внимание, какие устройства по-настоящему интересны ребёнку. Технический гений, как пчёлка на мёд, стремится к сломанным вещам. Он не потребитель, он созидатель, его привлекает именно преодоление трудностей, как альпиниста - заснеженная вершина.

Принцип, я думаю, понятен. Схожим образом можно выявить артистические или художественные задатки. Спортивный ребёнок не то чтобы сильнее сверстников, но у него хорошая координация движений и, главное, неисчерпаемая энергия даже поздно вечером. Словом, обращайте внимание на то, что ребёнок любит делать, с какими игрушками играть, что любит обсуждать и о чем любит говорить.

Прислушивайтесь и к тому, как он говорит: будущий писатель - не обязательно безудержный фантазёр, но он любит рассказывать и пересказывать истории, умеет выстроить сюжет и наполнить его глубиной. В чужих рассказах ему также важны детали: если птичка пролетела, то какого цвета её оперение, какой у неё характер и т.д. Будущий ученый обладает отменной памятью и склонностью к абстрактным умозаключениям. Он ищет глубинные связи вещей. А вот будущий артист склонен до мелочей копировать манеру взрослых говорить (это «передразнивание» может даже возмутить вас), любую тираду превращает в спектакль, крайне эмоционален и стремится быть в центре внимания.

Чтобы выявить талант у ребенка, обратите внимание и на стиль общения, он говорит о многом. Один ребёнок постоянно находится в контакте с взрослыми или другими детьми, другой проявляет склонность к уединённым играм. Общительность и логичность, вообще говоря, антагонисты. Общение затруднено, если ты не понимаешь другого человека, а понять его можно только чувствами, склонность к логике здесь только мешает. Кроме того, успешное решение сложных логических задач требует огромной концентрации, способности отключиться от окружающего мира. Натура же общительного человека всячески противится подобному «отсоединению». Поэтому одни люди успешно коммуницируют, но при этом плоховато разбираются в технике, ненавидят физику и тем более математику. А вот талантливые математики, как правило, балансируют на грани и за гранью аутизма. Так что если ваше чадо безразлично к сверстникам, готовьте его к школе робототехники или математическому кружку.

Не только смотреть, но и видеть

Всё это звучит достаточно банально. В теории. А вот на практике родителям сложнее всего подняться над бытовой суетой. Ведь детские наклонности часто нам мешают. Нас раздражает, что по дороге в садик сын встал как вкопанный возле экскаватора на улице. И тем более - если он сломал дорогой планшет. Очень хочется, чтобы ребёнок был удобным и «стандартным», создавая минимум помех родителям. В своем раздражении мы не замечаем того, что у нас перед глазами, принимая талант за «придурь».

Другое заблуждение - мы видим только то, что хотим увидеть. Мы ведь столько мечтали, каким будет наш ребёнок. Мы четко знаем, каким должен быть ребёнок этого пола, родившийся в нашей семье. Всё, что не подтверждает наши представления и желания, мы подсознательно игнорируем: «Да мало ли что! Это случайность!». Представьте себе, что в какой-нибудь «изысканно-высоколобой» семье довелось родиться спортивному ребёнку. Ходи он хоть колесом - родители и прочая родня не признают, что у них уродился, прости Господи, бегун. Или футболист. И практически любой из нас, увы, проигнорирует технические задатки своей дочери - не положено!

Первый шаг в определении талантов ребёнка - это готовность принять его таким, какой он есть. Впрочем, сегодня родители больше склонны бросаться в другую крайность. Расхожие представления приучили нас к тому, что « каждый ребёнок в чем-то да талантлив». Если честно, уже непонятно, пользы больше от этого принципа или вреда. Родители начали видеть талант в любом проявлении своего чада. А если остатки скепсиса не дают увериться в этом самом таланте, начинается истерика, и «любящие» родители готовы уже зачислить малютку в разряд отсталых.

Им стоит помнить простой научный факт: только в 10-15% случаев природные склонности проявляются в раннем возрасте.

Кстати говоря, привлечение специалистов к выявлению у ребенка таланта мало что дает - на сегодняшний день нет методики, которая позволила бы детскому психологу, пообщавшись с ребёнком, распознать его наклонности и одарённость. Есть попытки делать это, проводя наблюдения и тесты на протяжении длительного времени, но и там особых прорывов пока нет.

Второе - исступленными попытками «пробудить» в ребёнке талант или устранить его «отставание в развитии» можно на всю жизнь искалечить его психику. Ребёнок очень тонко чувствует, когда взрослые любят не его, а некий «идеал», в который он, по их мнению, должен превратиться. Любите ребёнка, давайте ему то, что просит его естество, не отбивайте интерес к окружающему миру принуждением - и у вас вырастит успешный и счастливый ребенок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Артистизм — возможность красиво, убедительно, интересно, эмоционально передавать мысли, умение держаться на публике, харизматичность, виртуозность. Без сомнения, такие качества не станут ни для кого лишними. И даже если вы не предопределяете для ребенка будущую профессию артиста, то такие черты характера будут уместны в любом виде деятельности.

Развитие артистизма у ребенка – процесс кропотливый, но потраченное время и силы того стоят. Любой маме приятно будет смотреть, как ребенок уверенно держится на сцене, как он с легкостью заводит знакомства, как ему не страшно отвечать на уроках, он раскован и открыт новому. Важно развивать эти качества с того момента, как только малыш начинает разговаривать и выражать эмоции, ведь стать артистом в будущем ребенку помогут не только развивающие кружки и воспитание в специализированной школе, но и повседневное общение в семье.

Почему важно начинать развитие с рождения

Артистизм невозможно привить одной книгой или разговором с малышом. Это целое искусство, которое потребует немало терпения, целеустремленности и самоотдачи родителей. Если взглянуть на артистичность с точки зрения педагогики, то это не только внешние факторы, но еще и умение жить идеями, богатство личностных проявлений, игра воображения, внутренняя свобода. Вот почему так важно влияние родителей на этапе зарождения всего этого. Ребенок познает мир часто активно, иногда травматично, происходит в процессе этого как много нетипичных, так и противоречивых ситуаций, но родители, вместо того, чтобы ребенка постоянно останавливать, остепенять, наказывать, наоборот — должны поддерживать, развивать, внушать ему веру в себя.

Если у ребенка еще не было опыта в выходе на сцену, то непременно это скоро случится. Будет это стих с выражением в детском саду или школе, новогодний спектакль или басня, рассказанная гостям и родственникам в домашней обстановке, стоя на табуретке. В любом случае в какой-то момент для малыша это будет впервые и самое ценное, что вы можете ему при этом дать — это уверенность, независимо от исхода ситуации. Как бы не прошло выступление, ребенок должен понимать, что за это его не будут наказывать, ругать, в нем не разочаруются. Так, со временем, даже самый неуверенный малыш приобретет уверенность в своих силах, ведь у него будет самая мощная поддержка — родителей. На этапе взросления родители являются эталоном и примером, главными людьми в жизни, поэтому отношение к ребенку — ключевой момент.

Как реагировать на поведение ребенка

Становление маленького характера — это всегда непросто. Идеально ничего не бывает. Любое из поведений ребенка нуждается в корректировке и реагировании.

Встречаются ситуации, когда на городской сцене или на утреннике в детском саду, в хоре, ребенок запинается, заикается, засовывает руки в карманы и даже ковыряет в носу. Это говорит о незнании правил поведения. Случаются моменты, что страх овладевает ребенком до такой степени, что он отказывается выходить на сцену, тем самым подводит организаторов и других участников шоу. Это промах родителей, которые не смогли внушить уверенность в собственных силах и талантах. Поучающие наставления не спасут в данном случае. Если вы заметили у ребенка перед выступлением потливость ладоней, внезапное повышение температуры, болевые ощущения в животе, дрожь в коленях и руках, пересыхание губ – время поддержать! В данном случае подойдет история с детства, совместные воспоминания как вы к чему-то готовились.

А некоторым детям присущ эгоцентризм, это когда родители чрезмерно балуют ребенка, называя, например, дочку маленькой принцессой, и ограничивают себя в замечаниях в сторону ребенка, как бы жалея его. Такие дети редко уважают мнение других, могут капризничать при распределении ролей, не хотят мириться с участием на второстепенном плане. Такое поведение хоть и близко к артистизму, но скорее уже ближе к актерствованию, что в будущем не принесет ожидаемого результата.

Как помочь юной звезде избавиться от страха раз и навсегда

Результативно работает внушение ребенку, что все происходящее носит развлекательный характер и он может получать удовольствие от выступления, а развитие артистизма – главная составляющая успеха, кстати, даже многие взрослые практикуют такой подход для себя. Ощущая атмосферу праздника или игры, ребенок может избавиться от чувства страха, что поможет ему в будущем, когда его уже взрослая личность столкнется с какими-то волнующими моментами.

Это все касалось эмоциональной сферы, но есть еще и практическая. Родители должны стать и крепким тылом малышу, чтобы он не чувствовал себя брошенным наедине с проблемами. Так, не стоит откладывать заучивания стиха или танца на последние два дня. Ребенок должен понимать, что ему поручили ответственное задание, и «провалить» его он не имеет права. Конечно, об этом стоит позаботиться взрослым.

Проводить занятия лучше в спокойной атмосфере, не создавая лишнюю суматоху, спешку, тогда и ребенок будет спокоен. Цель каждого родителя – получать неподдельное удовольствие от выступления своего ребенка. Тогда и выступления станут более красочными, яркими, открытыми, ведь дети очень зависимы от мнения взрослых, им важно нравиться и вызывать чувство гордости за себя.

Дополнительные возможности для развития артистизма ребенка

Конечно, кроме взаимодействия ребенка с родителями, есть еще множество вариантов развивать творческие способности.

Результативно проходит развитие артистизма у детей на занятиях хореографией, где они вместе с другими участниками разучивают хореографические движения, тем самым самоутверждаются. Особенно это сказывается на выступлениях вместе с танцевальной группой. Когда все дети готовы и хорошо знают поставленный танец, им не за что переживать и вместе со всем коллективом они получают удовольствие от происходящего.

Развитие артистизма у детей на уроках пения также приносит свои плоды. К тому же, занятия пением с восторгом воспринимается среди малышей, особенно если их хвалить и всячески поощрять.

Регулярно в школе на утренниках и мероприятиях проводится набор талантливых детей и просто желающих. Как правило, школьная аудитория относится с радостью к проявленной инициативе и встречает новых звезд бурными аплодисментами. Такое теплое отношение вызывает у ребенка стремление к лучшим результатам, а вы, как родитель, поддержите его в этом и подтолкните на открытие новых способностей.

Профессиональные артисты утверждают, что чем чаще человек выступает, тем скорее проходит боязнь сцены. Но не обязательно выгонять ребенка сразу на сцену за приобретением опыта. Он нарабатывается и дома, во время разыгрывания сценки перед родственниками и друзьями. На каждом этапе главное поддерживать инициативу ребенка, даже если у него не получается с первого раза произвести фурор на родственников. Сделайте вид, что все хорошо, похвалите его, а в процессе разучивания следующей постановки поделитесь несколькими секретами, как сделать выступление еще лучше.

Артистизм в кругу семьи

Развитие артистизма в семье – это очень важно, но не стоит путать его с лидерством и эгоизмом.

    Развитие артистизма у детей в семейном кругу можно осуществлять с помощью таких способов:
  1. Не стесняйтесь идти в ногу со временем. Вместе со своим подрастающим чадом делайте селфи, придумайте ряд эмоций и по очереди изобразите их на камеру. Таким образом, развивается артистизм и уверенность перед камерой.
  2. Конечно же, важным пунктом в воспитании считается умение держать себя в руках. В карьере актера нужно держать себя в руках даже в стрессовых ситуациях, а бытовая ссора не должна выводить ни родителей, ни ребенка из себя. Всей семье стоит научиться находить компромиссы и выражать эмоции, согласно сложившейся ситуации.
  3. Если ребенок не выговаривает какие-то звуки, в обязательном порядке нужно репетировать их дома. Это могут быть стишки, скороговорки, диалоги. Чтобы потом, даже в случае волнения, не возникало с этим никаких сложностей.
  4. Прекрасным вариантом для вечера в кругу семьи будет пантомима. Эта игра не только развивает артистизм, но и здорово поднимает настроение.
  5. Смена ролей — тоже очень интересный вариант. Вы не просто таким образом сможете раскрыть актерских талант малыша, но и поставите его на свое место. Так, у вас будет возможность взглянуть друг на друга с иной стороны.
  6. Хорошая идея – рассказ стихотворения или исполнение песни на камеру. Получившийся ролик поможет определить, какие ошибки допускает ребенок, может где-то бегают глазки или он что-то теребит в руках от волнения.

Большинство маленьких детей славятся невероятным артистизмом, придают голоса и интонации куклам, ярко передают эмоции. Все это важно сохранить с детства и не упустить в подростковом возрасте! Так вы сможете еще с детства заложить крепкий фундамент творческого развития вашего ребенка.

Знаете ли вы, что каждый ребёнок может стать хорошим актёром, если начать развивать его способности в раннем детстве? Правда, камнем преткновения может стать незнание родителей, какие первые шаги делать в этом направлении. Эта статья будет посвящена тому, с чего начать развитие актерских способностей у ребенка в домашних условиях. Вы найдете в ней информацию, на основе которой можно проводить дома занятия по актерскому мастерству для детей, упражнения для творческого развития вашего малыша по искусству перевоплощений.

Для начала давайте разберемся, как эти навыки пригодятся маленькому человечку в жизни. Вероятно, вы и не представляете, сколько пользы может принести актерское мастерство для детей! А упражнения, с помощью которых осваивается это искусство, также приносят малышам много радости, веселья и творческого удовлетворения. Вот, что полезного может дать ребенку освоение этого вида мастерства:

  • Ребёнок не будет зажатым и скованным на бесчисленных утренниках, школьных мероприятиях, выступлениях в лагерях и кружках;
  • Он научится ставить себя на место других, будет способен к сопереживанию;
  • Актёрские способности прекрасно закаляют характер, поэтому такие дети обычно активны, общительны, имеют много друзей;
  • Если вы не знаете, как развить в ребенке уверенность в себе, то здесь занятия актерским мастерством тоже будут очень кстати. Дети не могут без игры, перевоплощения. Придуманный мир и новые образы осуществляют мечту быть таким, каким хочется, а это укрепляет веру в себя.

Первые способности к ролевым играм проявляются в два с половиной – три года. Поэтому с этого возраста можно понемногу начинать занятия по актерскому мастерству для детей. Упражнения могут быть сначала совсем несложными и даже органично впишутся в другие мероприятия. Если малышу часто читают книги, он обязательно загорится идеей примерить на себя роль ласкового котёнка, трусишки-зайчика, храбреца-медведя. Задача родителей в этот момент - задать интересный тон банальным диалогам и событиям. Например, ребёнок хочет быть продавцом. Но просто покупать товары - это скучно и маме, и ее малышу. Предложите ребенку изобразить недовольного продавца. Расскажите про мимику: хмурые бровки, руки в боки и прочие атрибуты ворчунов. Положительно-поощрительная реакция, которая требуется от мамы в этот момент, произойдёт сама собой. Вы будете смеяться от всей души, поскольку дети погружаются в образ с максимальной отдачей. Они замечают такие детали, которые взрослому человеку не бросаются в глаза, вплоть до чесания переносицы и потрясающе схожей интонации.

Придумывайте и более сложные задачки в игре, например:

  • У доктора, к которому вы пришли лечиться, тоже болит зуб;
  • Поезд, на котором малыш однообразно катается каждый день, неожиданно ушёл из-под самого носа;
  • Трусливый заяц нашёл волшебную палочку и уверенно подошёл к волку.

Главная мысль, которую важно донести до ребенка: в зависимости от ситуации один и тот же персонаж может вести себя по-разному. В этот момент он не плохой и не хороший ― он испытывает чувства . Тогда волк становится не злым, а одиноким, скучающим или обиженным. С такой интерпретацией малыш сумеет в будущем играть любые роли, включая самые хитрые и коварные.

Как перейти от увлечённой игры к профессиональному мастерству?

Расскажите ребёнку, что актёрская профессия - это умение перевоплотиться в какого-либо персонажа так, чтобы все поверили образу на сцене.

Актёрская игра ведётся с помощью нескольких ключевых моментов:

  • Речи (подбирается максимально подходящая интонация, передающая возраст, характер, настроение героя);
  • Мимики (одного из самых сложных, но очень выразительных приемов в данной профессии);
  • Движений тела, поз.

Актерское мастерство для детей: упражнения

Теперь можно перейти к практическим упражнениям по искусству перевоплощений.

Ярким примером может стать изображение старенькой бабушки. Попросите юного актера сыграть эту роль только интонацией, без движений.

Затем покажите все детали позы и мимики бабушки: голова чуть наклонена, спина сгорблена, левая рука держит палочку, правая ㅡ схватилась за поясницу, ноги слегка согнуты в коленях. Лицо ㅡ сморщенное, но добродушное, с лёгкой улыбкой.

Потом даём время начинающему актёру на запоминание всех элементов в позе, затем предлагаем всем известную игру и произносим: «Раз, два, три ㅡ морская фигура замри!» При проговаривании этой фразы ребёнок делает всё, что хочет, а на последнем слове замирает в заученной позе старенькой бабушки. Эта игра ㅡ одновременно интересная и сложная подготовка к первым ролям малыша в домашних условиях. Она поможет ему не растеряться на курсах актёрского мастерства, где будет незнакомая обстановка.

Профессия актёра вызывает у детей большой интерес из-за необычной атмосферы, декораций, костюмов. Мальчикам нужно обязательно показывать, как обращаться с мечом, правильно маршировать, заряжать пистолет. Юным принцессам не лишним будет узнать про светские манеры, сервировку стола и прочие женские умения.

Почему важно информировать ребёнка? Чем больше он осведомлён о разных профессиях, навыках и поведении определённых категорий людей, тем меньше у него будет зажатости на сцене.

Как максимально раскрыть актёрский талант у ребёнка?

Если родители хотят, чтобы их ребенок обладал прекрасными актёрскими навыками, нужно развивать его в следующих сферах:

  • Во-первых, нужно заниматься речью ребёнка. Даже маленькие дефекты могут стать причиной больших комплексов и волнения на сцене. Можно исправить ситуацию с помощью логопеда. Также поощряйте декларирование ребёнком стихов с выражением.
  • Слушайте классическую музыку, так как это развивает хороший слух. Детям старше семи лет может помочь и музыкальная школа.
  • Также важно развивать спортивную форму, чувство равновесия, ловкость и лёгкость в движениях. В этом отлично помогают танцы и активные игры.
  • Еще начинающий актёр должен знать своё лицо: играть перед зеркалом, фотографироваться и сниматься на видео. При просмотре кадров отмечайте детскую мимику: хвалите за улыбку, выразительный взгляд, движения бровей.

  • Помочь малышу справиться со страхами - это последний и самый главный пункт. Нужно внушить ребёнку, что он уникален: «Золушку любой сумеет сыграть, а так как ты - никто»! Расскажите, что даже знаменитые актёры волнуются на сцене, ошибаются и забывают слова, но относятся к этому с юмором.

Выше мы уже затрагивали тему, как развить в ребенке уверенность в себе. Занятия по актерскому мастерству для детей, упражнения ― сами по себе являются фактором, укрепляющим веру в себя . Но в любых начинаниях ребенка очень важна поддержка и вера родителей в своего малыша. Если вы будете самым внимательным зрителем вашего ребёнка, у него всё обязательно получится!

Марина Беляева , изобретательная мама весёлого сыночка и дочки-затейницы

Любой родитель, заботящийся о своем чаде, проявляет определенного рода озабоченность в плане выявления и развития склонностей ребенка. Не будем брать во внимание те ситуации, когда отец и мать «помешаны» на чем-то одном, например, хотят, чтобы ребенок стал непременно известным хоккеистом, независимо от того, достаточно ли у него для этого задатков. Не говоря уже о том, что их может и в помине не быть относительно данного вида деятельности.

Для начала стоит расставить все точки над i: что же такое задатки, а что — способности. Задатки — это некий фундамент, заложенный природой, это такие семена предрасположенности, которые передались с генами родителей, хотя и не всегда, но часто.

Способности — это степень потенциала для выполнения задач разного уровня сложности. Повысить планку способностей в том или ином виде деятельности при желании под силу любому человеку. Допустим, у ребенка есть физиологические задатки для занятий балетом. Если он будет прилежно заниматься, то вполне вероятно, достигнет высокого уровня мастерства. Но тут опять же один маленький нюанс: должно быть желание, не путать с желанием родителей. Без желания и действия любые задатки засохнут на корню.

Как же определить, чем собственно природа наградила вашего отпрыска. Верный путь для выявления — наблюдение. Для начала за играми ребенка, именно в них он проявляет свою натуру. Но бывают и явные проявления. Например, родители многих известных певцов утверждают, что в детстве эти люди, чуть ли не с рождения пели, да так, что родители сразу поняли: будущий певец или певица.

Если задатки очевидны, на основе их можно развивать и способности. Но тут тоже важно придерживаться золотой середины: не акцентироваться на чем-то одном — и точка. Дело в том, что в мире в отдельном виде ничего не существует, все взаимодополняет друг друга. Этот же принцип относится и к способностям: нужно разносторонее развитие, не следует задвигать другие виды деятельности далеко на задний план. Крайность не может быть развитием высшей степени.

Теперь немного о возможностях развития. Чтобы способности развивались, не стояли на месте, нужно задавать определенную планку. Очень важно не переборщить. Слишком низкая планка (когда все легко и неинтересно) — путь деградации. Слишком высокая — может привести к потере веры в свои силы и отсутствию мотивации. Планка должна быть такой, чтобы была определенная трудность в выполнении задачи, недотягивание до вершины. Такой расклад дает толчок для развития способностей. Появляется цель. Дети, занимающиеся спортом (и не только), очень часто равняются на чемпионов, профессионалов, которые для них становятся своеобразным эталоном. Родителям же нужно иметь в виду, что основы для развития способностей закладываются в дошкольный период. Большое значение при этом отводится опять же играм, через них ребенок проявляет свою индивидуальность.

Возвращаясь к задаткам, вспоминается этакий детский тест на выявление нестандартного мышления: «Назовите домашнюю птицу, фрукт и поэта». Если ваши ответы: курица, яблоко и Пушкин (соответственно), то похвастать, увы, нечем. Тест, конечно, примитивный, но доля истины в нем есть. Разные тесты помогают определить наличие определенных наклонностей или задатков.

Кстати, задатки могут выявиться и на стадии подражания: к чему ребенка тянет больше? О подражании читайте здесь.

Отдельная тема — одаренность. Одаренному ребенку с особой легкостью дается освоение предмета деятельности, к которому лежит душа. Но, конечно, же не стоит по этой причине гонять ребенка до последней степени усталости ради достижения сверхрезультата. Торопитесь не спеша. Всему свое время и место.