История создания кукол. От Руси до России: история кукол. Этапы реализации проекта

Куклы - это неизменные спутники и друзья детей с давних времен. Существует несколько вариаций кукол: наиболее распространенная - в виде человеческой фигуры. В театральных представления использовались марионетки, тростевые, перчаточные куклы, в Японии был популярен театр теней - плоских кукол проецировали на экран, а зрители видели только силуэты.

Интересно, но самым древним куклам - более 4 тысяч лет, их находили в Египте, в могилах маленьких египтян, они служили погребальными дарами, призванными скрашивать одиночество ушедших. В Чехословакии были найдены фигурки из костей мамонта, которым несколько тысяч лет. Изначально кукол связывали исключительно с обрядами и религиозными культами, только постепенно эти забавные фигурки переходили из разряда священных в развлекательные.

У славян тоже были свои традиционные игрушки: даже в самых бедных деревнях дети могли играть куклами. Чаще всего их делали из кусков материи, порой в домах их было несколько десятков. Самые первые куклы делались из глины или золы с водой - они считались оберегами домашнего очага. Также, если женщина остригала волосы, из них она должна была сделать куклу - она считалась талисманом, обладающим целебной силой. Делали кукол и из соломы или стриженой травы - их еще называли стригушками. Когда женщина уходила на работу в поле, она брала ребенка с собой, а чтобы занять его, делала куклу. В солому нередко вплетали и лечебные травы - и развлечение, и ингаляция.

Игрушки никогда не разбрасывали и не оставляли на улицах, они считались ценностью, многие даже давали их в приданое, поскольку замуж выдавали девочек уже с 14 лет.

Они прятали их на чердаках и тайком играли. Интересно, но были мастера, которые могли придавать даже тряпичным куклам необыкновенное сходство. Изготавливали кукол для всей семьи - считалось, что кукла будет оберегать своего владельца. Даже свадебные куклы были!

В 16 веке кукол делали из гипса, дерева, глины. Они не являлись игрушками, а служили для домашних спектаклей, украшения дома, обрядов. Во многих знатных семьях такие игрушки передавали по наследству, для них даже изготавливали «приданное»: всевозможные сундуки, посуду, одежду, драгоценности и так далее. Эти куклы отличались интересной внешностью, но были очень хрупкими, поэтому детям их могли давать только по праздникам, и то, под присмотром родителей. В основном же дети забавлялись деревянными игрушками или самоделками из подручных материалов.

У народов разных стран были свои собственные игрушки. Примечательна в этом отношении Япония - у этого народа были куклы из различных материалов. Даже учебными пособиями они служили: в 18 веке была изготовлена первая «беременная» кукла, которая выполняла функцию наглядного пособия в медицинских университетах. Другие же куклы были наряжены в традиционные костюмы и год за годом становились все совершеннее и интереснее.

В Германии большой популярностью пользовались куклы из воска, но опять же, детям для игры их не доверяли. В Англии кукол вырезали из дерева - работа была очень кропотливой, сначала мастер придавал силуэт, потом оттачивал его, а затем вручную раскрашивал. Во Франции в 17 веке начали изготавливать механических кукол - они могли двигаться и даже что-то произносить.

В начале 19 века произошел резкий скачок в сфере изготовления кукол: люди начали создавать их из папье-маше, неглазированного фарфора, раскрашенной глины. Куклы были одеты по последнему слову моды, во Франции их продавали с огромным количеством аксессуаров, даже с парфюмерией и миниатюрными гребнями и заколками.

В наши дни производство кукол достигло немыслимых высот. В 20 веке на магазинных полках стали появляться серийные игрушки из пластмассы, а в середине века появился новый вид искусства - авторская кукла. Эти куклы, как правило, отличались особой внешностью и были очень искусно сделаны. Интересно, но не все современные мастера-кукольники довольствуются современными технологиями - многие по прежнему изготавливают свои изделия их полимерной глины, папье-маше и воска.

Нашли свое применение и тряпичные куклы - некоторые художники умудряются создать целые экспозиции игрушек в национальных костюмах, модным нынче считается и изготовление куклы по портрету ребенка.

Ну а полюбившиеся многим Барби и Синди живы и по сей день и пользуются большой популярностью. Предприимчивые производители выпускают ограниченные серии кукол в виде персонажей фильмов, книг и мультфильмов, а родители покупают их своему чаду.

Ну вот такая вот кукольная история. Если вам понравился наш рассказ, поделитесь ссылкой со своими друзьями в соцсетях. Сделать это можно, нажав на кнопку чуть ниже.

направление: технология

воспитанница МБДОУ детский сад «Теремок» г. Лянтор,

старшая группа.

Руководители:

Дмитриева Татьяна Александровна,Мартыненко Елена Александровна,

воспитатели первой категории

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Теремок» г. Лянтор.

Аннотация

Какую игрушку вы любите больше всего?

На этот вопрос отвечают по - разному. Кто-то любит плюшевого медведя, кто-то гоночную машинку или даже компьютер. А я люблю – куклу. У каждого в детстве была кукла, своя собственная или кукла сестренки, мамы и даже бабушки.

В наше время интерес к народной игрушке возрастает. Сейчас можно увидеть в магазинах куклы разных народов, люди коллекционируют кукол. Создание кукол своими руками – настоящее искусство, которое заинтересовывает все больше и больше людей. Знать историю кукол – это не только интерес к кукле как игрушке, это и интерес к своим корням, своей истории. Узнавая историю возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, узнаëм во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. поэтому тема моей работы « История кукол » является актуальной.

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает! »- гласит русская народная поговорка

  1. Паспорт проекта__________________________________
  2. Цель проекта _____________________________________
  3. Актуальность проекта _____________________________
  4. Этапы реализации проекта _________________________
  5. История кукол ___________________________________
  6. Разнообразие кукол ______________________________
  7. Создание куклы __________________________________
  8. Заключение ______________________________________
  9. Список литературы _______________________________

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование интереса к истории возникновения кукол, исследовательской деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

Изучить историю возникновения кукол.

Изучить виды кукол.

Рассмотреть разные способы изготовления кукол.

Изготовление кукол, используя изученные приемы и способы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

  1. Поиск информации по теме.
  2. Изучение истории возникновения кукол.
  3. Изучение разных видов кукол.
  4. Изучение технологии изготовления кукол.
  5. Изготовление кукол.
  6. Разработка презентации к проекту.
  7. Защита проекта.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКОЛ.

Кукла-первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья

Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим различать добро и любовь, игры в куклы дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разно­образных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из дра­гоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их - более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики-прически из глиняных или деревянных бусинок. Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. В стародавние времена кукол приносили в жертву богам, прося у них взамен богатого урожая, хорошей погоды, счастливой любви.

Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

Материалы брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, солома, зола и обычное полено. Ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому кукол ещё называют «рванки». Брали ношенную материю, считается, что так сохраняется родовая сила.

А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку - и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье.

Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика . Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

От ловкости и усердия, с которыми девочка «вертела» кукол, зависело суждение людей, прилежной ли хозяйкой она вырастет.

Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры учили малышей делать кукол. Взрослые, относились к этому делу серьезно с душой, и старались передать свои знания детям.

Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек внукам по наследству. Так куклы и техника их изготовления не пропала в веках, и сохранилась до наших дней.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые .

Игровые куклы

делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

Кукла с косой «Счастье »

Куколка «Счастье » - это маленькая девочка с поднятыми к солнцу ручками. Коса, как символ женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту, долгую жизнь. Лучше всего, если коса направлена вперед и вверх – к новым достижениям, к новым успехам.

Обереговые куклы

призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.

(обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)

Кукла «Берегиня»

Охраняет и приносит благополучие дому.

Злых людей не пускает, а Добрых встречает!

Кукла «День и ночь» (оберег жилища)

Она относится к двуликим или парным куклам. Она была изготовлена из тканей тёмных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а тёмная ткань – ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером – тёмной (на ночь). Говорили: «День прошёл, и слава Богу, пусть так же пройдёт ночь».

«Пеленашка»

Куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти.

Куклы «Лихоманки»

О ни же Лихорадки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод. Куклы висели в избе у печной трубы, оберегая хозяев от болезней. Их старались сделать очень яркими, чтобы привлечь злых духов. Кукла не перекрещивалась на груди красной ниткой, т.к её цель вселить в себя, а не отпугнуть. В конце года их сжигали в печи, и делались новые на следующий год.

Обрядовые куклы

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

(обряды календарного цикла, жизненного цикла, закличка весны)

Кукла «Баба»( зольная, оберег женщины, дома, очага)

Самые первые куклы на Руси в давние времена делались из золы. Женщины брали из очага золу, смешивали ее с водой, скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Эту куклу называли «Баба» - женское божество. "Баба"передавалась от поколения к поколению по женской линии, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

Кукла «Парочка» (неразлучники)

Свадебную куклу «Парочку» изготавливали из трёх красных лоскутков одинакового размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закреплённую на полотенце. Когда рождается в молодой семье первый ребёнок, полотенцой начинали пользоваться, а куклу давали ребёнку или хранили всю жизнь, как оберег семьи и брака.

Многие народные тряпичные куклы зачастую очень трудно отнести к какому то одному виду, одна кукла может относятся сразу к двум видам. Например "Зайчик на пальчик" обереговая и игровая кукла, "Зольная" кукла обрядовая и обереговая.

Практическая часть

«Когда делаешь кукол, - откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь понять ее – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно ради этого и делали кукол наши предки… »

Этапы изготовления куклы утешницы :

Оборудование и материалы: ножницы, нитки, кусочки белого и пестрого ситца, лента.

1.Делаем голову куклы из небольшого количества ветоши.

2. Делаем юбочку и приматываем нитко к шее куклы.

3. Повязываем на голову ленточку и одеваем платок, закрепим его ленточкой.

Кукла готова!

2 .Для куколки на счастье берем светлую, вырезаем квадрат для головы, прямоугольник для и два маленьких квадратика для обуви. Для волос берутся толстые нитки. Также нужен кусочек ваты, прямоугольнк цветной ткани на сарафан, нить красная и лента для косы.

В середину квадрата кладется вата, перевязывается красной нитью.

Потом делаются ручки: загибается уголок, перевязывается ниткой.

Для ног прямоугольник сворачивается в трубочку, сгибается пополам и перевязывается ниткой. Ножки вставляют внутрь куклы, края “рубахи” подгибаются, и все закрепляется красной нитью.

Теперь из цветного прямоугольника складываем сарафанчик, надеваем на куколку, подтягиваем нить, завязываем.

Нарезаем нитки для волос. Несколько ниток кладем спереди назад и пришиваем надо лбом куклы. Остальные раскладываем на голове и привязываем к шее. Заплетаем косичку, завязываем ленточку. Куколка готова.

3 . Кукла Вишенка кубанская свадебная кукла-оберег.

Берем картонную трубочку, которую оборачиваем белой тканью, белый прямоугольник для головы, три прямоугольника из разных красных материй для юбок, два квадратика красной ткани для грудок, прямоугольник для платка, прямоугольник для ободка, красные нитки, бусины.

На картонную трубочку сверху одеваем наполненную ватой голову и плотно приматываем.

Делаем крест-оберег на лице куклы. Приматываем нитками по линии шеи и талии.

Крутим две грудки, приматываем грудки под руками к туловищу куклы.

Накручиваем первую юбку, затем вторую, потом третью, перематываем ниткой.

Сверху надеваем платок, перевязываем нитками по линии шеи, завязываем на поясе.

Формируем головной убор-вишенку: красную ткань складываем пополам и вкладываем посередине ткани бусины и перевязываем красной ниткой.

Кукла готова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В итоге выполнения проекта мы узнали историю кукол и их разнообразии научились самостоятельно изготавливать куклу. Мы с мамами провели мастер-класс, где рассказали и показали как самим легко и просто можно изготовить куклу «Стригушку» .

МАСТЕР-КЛАСС «КУКЛА СТРИГУШКА»

Стригушки делались в честь богатого урожая. Она изготавливалась из соломы, сена, травы, льна. Соломенные куклы, сделанные из первого снопа, считались священными. После сбора урожая украшенный сноп носили по деревне. Из него пекли первый хлеб. Самой работящей и проворной девушке предоставлялось право изготовления первой стригушке, оставалось в красном углу избы до следующего года. Обряд их изготовления сопровождался песнями. Стригушки могли быть и игровыми куклами. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. В нее вплетали лечебные травы. Играя, ребенок вдыхал запах травы, что оказывало лечебное действие.

Материал и оборудования: солома, сено, травы, нитки, ножницы.

Сейчас каждый из вас сделает вот такую куклу. Сначала берем солому и перегибаем ее пополам. На месте предполагаемой шеи перевязываем ниткой.

Разделяем туловища на две части, вкладываем туда ручки куклы и снова перевязываем.

Это у нас получается талия, распушаем юбочку и постригаем её. За то, что соломенные юбки у таких куколок подравнивали, подстригали, и прозвали их стригушками

Можно заставить стригушку сплясать, поставив её на стол или табурет и постучать по столу рукой. Легкая соломенная кукла начнет подпрыгивать: и впрямь будто танцует. Для детей куклу - «Стригушку» можно изготавливать из степной травы с ромашкой или веточками череды.

Ну и в конце своего повествования добавлю - если хотите, чтобы кукла из травы принесла в Ваш дом радость и помогла в исцелении, то при сборе травы просто поговорите с травой. Расскажите матушке-травушке, для чего, для каких благих целей она собирается, чтобы вся позитивная энергия травы осталась надолго, и принесла желаемый результат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Лыкова И.А. Веселый городец. Филимоновская игрушка.-М.: Издательский дом «Карапуз»,2007.

Электронный ресурс//http://www.trozo.ru/archives/18826 //

https://www.yandex.ru/search/?text

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Введение 3

Глава 1. История возникновения и разновидности кукол 5

1.1. Разновидности кукол 5

1.2. История появления кукол 8

Глава 2. Куклы в педагогической практике 15

2.1. Использование кукол в обучении детей и взрослых 15

2.2. Куклотерапия 18

Заключение 21

Список литературы 25

Введение
Для любого ребенка игра – самый желанный вид деятельности: во время игры он не только познает окружающий мир, но и преобразует свои впечатления о нем, передает мысли, чувства, эмоции. Во многом это роднит игру с занятиями искусством: недаром, когда мы говорим о творчестве, то часто используем такие словосочетания, как “игра красок”, “игра звуков”, “игра слов”. Одна из главных отличительных черт жизни любого ребенка – огромное количество игрушек, окружающих его с самого момента появления на свет. На протяжении многих веков игрушки продолжают использоваться для развития детей, приобщения их к миру взрослых.

Куклы являются одним из наиболее древних видов игрушек: они берут свое начало вместе с человеческой цивилизацией. Вначале куклы носили обрядовый характер, лишь впоследствии приобретая свое игровое значение.

Религиозные мистерии дали начало такому виду искусства, как театр кукол; позднее появились спектакли на светскую тему. В разных странах возникали свои виды кукол и представлений, ставших впоследствии традиционными. Многие из них дошли и до наших дней.

На данный момент существует множество книг, посвященных народной кукле – научных, научно-популярных, а также руководств по изготовлению кукол, широко использующихся в детских садах, школах, творческих кружках. Кукольные представления нашли применение не только в развлекательных целях, но и в методиках психологической коррекции, рассчитанных на детей с трудностями поведения и общения. Коллекционирование и изготовление кукол стало популярным хобби не только среди детей, но и среди взрослых.

Специалисту по работе с детьми, социальному педагогу необходимо понимать роль игрушек и, в частности, кукол как средства социализации детей. Для этого не только стоит учитывать особенности развития детской психики, но и знать историю возникновения кукол, а также сферы их применения.

Цель данной курсовой работы – показать значимость кукловедения как дисциплины для подготовки будущего педагога. Объектом исследования служит кукловедение как дисциплина, включающая в себя совокупность знаний о куклах и их применении в работе с детьми. Предметом исследования – куклы как средство развития детей.

В первой главе рассматривается история возникновения и развития кукол, а также их разновидности. Вторая глава посвящена применению кукол в педагогической практике.
^ Глава 1. История возникновения и разновидности кукол 1.1. Разновидности кукол
В широком смысле слова кукла – это не только детская игрушка, но и любая фигура, изображающая человека или живое существо. По своему назначению куклы делятся на следующие разновидности:

Игровые куклы;

Обрядовые куклы;

Обережные куклы;

Театральные куклы.

Первые куклы носили обрядовый и обережный характер, участвуя в магических заклинаниях и мистериях. При их изготовлении практически никогда не использовались колюще-режущие предметы, которыми человек мог пораниться1. Куклам приписывались магические свойства: они защищали человека от болезней и злых сил, помогали в хозяйстве, повседневной жизни, личных делах.

Примером куклы-оберега может служить старинная русская тряпичная кукла Бессонница. Когда у матери начинал плакать младенец, мать сворачивала куклу-оберег из ткани и кидала в колыбель со словами “Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой”2.

Обрядовые куклы были связаны с событиями календарного года, народными празднествами, религиозными обрядами. Примером обрядовой куклы может служить “Покосница”, изображавшая женщину во время сенокоса. Она делалась без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. Начало купаний символизировала другая кукла – Купавка. Ее сплавляли по воде, считая, что вместе с ней уходят людские болезни и невзгоды. Известными примерами обрядовых кукол, дошедших до наших дней, могут служить соломенное чучело Масленицы и огородные пугала, изначально игравшие роль магической защиты для урожая. Также огромное внимание уделялось здоровью детей, поэтому существовали специальные куклы “на здоровье”.

Игровые куклы – наиболее распространенная разновидность современных игрушек. Однако и в древности существовали куклы, которые предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые, которые изготовлялись без иголки и нитки. Свернутые куклы предназначались, в первую очередь, для детей младшего возраста и представляли собой простейшие изображения человеческой (чаще женской или детской) фигуры из ткани.

Сшивные куклы носили и образовательный характер: они играли роль экзамена для девочек по шитью и рукоделию. Девочки-подростки помогали готовить приданое старшим сестрам, попутно подбирая что-то и для своего будущего приданого.

Прообразы первых театральных кукол появились еще на заре цивилизации (об этом подробнее в главе 1.2.), когда религиозные обряды постепенно становились все более и более театрализованными. Кукольным спектаклям принадлежало одно из главных мест в жизни города или села3

Современные театральные куклы весьма разнообразны, так как в ходе истории театр вобрал в себя традиции многих народов и эпох. Они, в свою очередь, делятся на три основных типа:

Верховые куклы (перчаточные и тростевые), управляемые снизу (актеры-кукловоды в подобных постановках, как правило, закрыты ширмой);

Низовые куклы (марионетки), управляемые с помощью нитей (актер-кукловод находится сверху);

Срединные куклы, которые могут быть как ниточными, перчаточными или тростевыми, так и ростовыми; актер-кукловод, как правило, виден зрителям и зачастую может взаимодействовать со своим персонажем.
Однако стоит помнить о том, что любая классификация кукол носит достаточно условный характер. В традиционных народных куклах игровой аспект достаточно трудно однозначно отделить от сакрального, также сложно однозначно провести грань между театральным представлением и религиозным обрядом. Следующий раздел курсовой работы посвящен истории становления кукол, в котором показана эволюция кукольного искусства у разных народов на протяжении веков.

^ 1.2. История появления кукол
Первые скульптурные изображения людей и животных появились у первобытных охотников. С помощью глиняных фигурок первобытные люди инсценировали удачную охоту. Именно эти фигурки можно считать первыми куклами человечества. Впоследствии куклы стали заменять людей в обрядах жертвоприношений богам во время народных празднеств. На их изготовление шли, как правило, подручные материалы: солома, древесина, глина, плоды и листья растений, куски ткани.

Исследователь Н.И.Смирнова в своей книге “Искусство играющих кукол” пишет о народной кукле: “...этот предмет всегда становился центром праздника. Вокруг него собирались люди, устраивались игрища, пляски, песнопения, сам же он оставался, как правило, неподвижным. Если же в ритуал праздника и входили какие-либо движения, действия предметов... они всегда носили откровенно театрализованный характер”4.Так появились первые театрализованные представления.

В Египте во время празднеств женщины ходили из деревни в деревню в сопровождении музыканта и носили с собой статуэтки на веревочках – прообраз современных марионеток. Также устраивались спектакли на движущихся колесницах, посвященные жизни богов. Люди не имели права взять на себя роли богов, которые исполнялись только с помощью кукол.

В Древней Индии около XXV века до н.э. существовали кукольные постановки известных эпосов. Фигурки персонажей делались из глины, их части были практически неподвижными. Именно из Индии кукольный театр распространился в Европу. Примерно 2000 лет назад появилась и кукольная традиция в Китае, дошедшая до наших дней как “театр теней”. Это название не совсем корректно, так как зрителю видны не тени, а силуэты кукол. Сами фигурки делались из кожи, бумаги или картона и управлялись с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек. В начале нашей эры куклы проникают из Китая в Корею, в средние века театр теней становится популярным по всей Азии, и лишь в начале Нового времени приобретает известность в Европе.

В античных Греции и Риме кукольные коллекции были практически в каждом доме. Также из дерева либо драгоценных металлов делались огромные фигуры – так называемые “автоматы”, которые приводились в движение в самые торжественные моменты религиозных шествий.

Именно в Древней Греции появился прообраз первого кукольного театра-вертепа. Мир изображался в виде ящика без передней стенки, на нижних “этажах” которого “поселяли” изображения людей, а на верхних – богов. Через прорези на дне ящика продевались стержни, с помощью которых куклами можно было управлять.

Упоминания о куклах-марионетках, сравнения людей с куклами можно найти у писателей и мыслителей античности. Известен монолог Платона, с которым он обращался к своим ученикам: “Каждый из нас представляет одушевленный образ... Страсти, двигающие нами, подобны множеству веревок, тянущих нас в разные стороны... Здравый смысл учит нас повиноваться лишь одной из этих веревок...Этой единственной веревкой являются золотые узы разума и закона...”5.

Сравнение человека с куклой встречалось и в выступлениях римского императора Марка Аврелия: “Смерть прекращает волнение, которое чувства наши сообщают душе, бурю страстей и то жалкое состояние марионетки, в которое облекают нас заблуждения мысли и самовластие плоти”6.

В средние века в католических храмах Европы, помимо скульптур, встречались куклы, изображавшие Богоматерь, младенца Иисуса и апостолов. Во время религиозных шествий фигура Девы Марии поднимала руку, благословляя верующих. Ее называли “Марион” - отсюда и пошло слово “марионетка”. С распространением христианства связано и появление знаменитых кукольных представлений про рай и ад, младенца Иисуса, царя Ирода и волхвов, постепенно превратившихся в популярный сюжет для рождественских вертепных постановок.

В эпоху Возрождения самой “кукольной” страной Европы стала Италия. История итальянского театра кукол прослеживается с XVI века, параллельно со становлением оперы, балета и авторской драматургии. Кукольные представления копировали выступления известных оперных певцов, балеты, драматические спектакли. Первоначально труппы были в основном бродячими, однако к XVII веку появились и закрытые кукольные театры, где исполнялись известные оперы и длинные пятиактные пьесы.

Традиционные итальянские марионетки не отличались особой разнообразностью движений, однако кукловоды достигали высокой точности в повторении человеческих движений и жестов.

Среди наиболее известных европейских кукольных представлений – спектакли с участием героя-шута, прообразы которого ведут историю из античности (достаточно вспомнить мифологических героев и богов, умиравших и воскресавших, или древнеримского шута Макка). В Италии подобный персонаж носил имя Пульчинелла, в Англии – Панч, во Франции – Полишинель, в Турции – Карагез, в Германии – Каспар или Касперле, в Голландии – Ян Клаассен.

Сюда же можно отнести и русского Петрушку, прообразы которого существовали еще в средневековых представлениях скоморохов. Однако свое имя и внешний вид он приобрел лишь к XIX веку, что говорит о европейских влияниях в становлении этого образа. Одно из первоначальных имен героя – Иван Рататуй – говорит о возможном французском происхождении.

В отличие от большинства европейских аналогов, Петрушка – не марионетка, а перчаточная кукла. Здесь ближайшим аналогом может быть французский Гиньоль, появившийся на рубеже XVIII-XIX веков.

Часто у Петрушки было полное имя – его звали Петром Ивановичем Уксусовым (реже Ванькой Рататуем). Основных сюжетов было несколько: лечение Петрушки, солдатская служба, сцена с невестой, покупка лошади. Они передавались от актера к актеру, из уст в уста.

Обычно представление начиналось со сцены покупки лошади и торгов с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, а потом оседлать лошадь, которая сбрасывала его под хохот зрителей, под конец оставляя лежащим замертво.

Следующей сценой обычно была сцена с доктором, который расспрашивал Петрушку о его болезнях. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце Петрушка ударял насмерть противника дубинкой по голове. Та же сцена повторялась с квартальным.

Затем по сюжету обычно шла сцена с собакой, в которой Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта. Собака хватала его за нос и уволакивала, а Петрушка кричал: «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!»7. Музыка смолкала, что означало конец представления.

Если зрители требовали продолжения, то игралось еще несколько сцен: Петрушкина свадьба, во время которой Петрушка упрашивал невесту «пожертвовать собой» (с этой сцены женщины уходили и уводили с собой детей) и сцена с духовным лицом, не попавшая ни в один из сохранившихся текстов (скорее всего, ее убрала цензура).

Впоследствии комедия о Петрушке теряет свой острый и нецензурный характер, главный герой перестает убивать (только разгоняет врагов дубинкой), «свадьба» превращается в танец с невестой, исчезает грубая простонародная речь. Все чаще подобные спектакли демонстрируются на детскую аудиторию.

Другая традиция кукольного искусства развивается в Азии. В Японии на рубеже XVII-XVIII веков переживает расцвет искусство ростовых кукол, положившее в XIX веке начало театру кукол Бунраку.

Кукла такого театра представляет собой деревянную раму прямоугольной формы высотой в половину человеческого роста, опутанную сложным переплетением нитей, которые крепятся к голове, рукам и иногда ногам. Ноги имеют только куклы-мужчины, и то не всегда: как правило, иллюзия движения ног создается за счет шевеления множественных складок и слоев одежд.

Кукла для конкретного спектакля в театре Бунраку обычно собирается непосредственно перед представлением. В зависимости от роли на раму крепят соответствующую голову и руки.

Головы и руки у кукол Бунраку очень эффектные и достаточно реалистичные. Они умеют моргать глазами, двигать зрачками и губами, шевелить бровями, высовывать язык, спокойно шевелить пальцами. В том случае, если персонаж должен сделать нечто, посильное исключительно живому человеку, в рукав куклы просовывается рука кукловода.

Специфика японского фольклора и мифологии такова, что для некоторых ролей требуются сложно устроенные головы. Одни из наиболее известных персонажей японских легенд – кицунэ, оборотни, являющиеся в обличье прекрасных женщин. В таком случае артист может резким движением перевернуть голову куклы задом наперед, и вместо лица юной девушки зрители вдруг видят лисью морду, которая скрывалась до этого под волосами на затылке.

В другой пьесе герои-самураи сражаются на мечах, и один из них резко ранит противника в лицо. Кукла-самурай резко отворачивает голову, и в этот момент артист срывает накладное лицо героя, обнажая другое, “рассеченное” ударом меча.

В японском театре каждую куклу, как правило, ведут три оператора. Главный кукловод управляет головой и правой рукой, другой отвечает за движения левой руки, третий – за ноги (с этого обычно начинают новички). В конечном итоге движения куклы должны максимально точно имитировать дивжения живого человека. Это достигается за счет того, что младшие кукловоды действуют максимально согласованно с движениями старшего.

Главный кукловод виден зрителям и всё чаще одет в более яркий костюм, чем два других,практически невидимых зрителю. Представление идет под голос певца-сказителя, говорящего от имени всех персонажей и меняющего голос от баса до фальцета, и ритмический музыкальный аккомпанемент. Существует любопытная традиция: если соединить вместе возраст главного кукольника, декламатора и старшего музыканта, то должно получиться более 200 лет8.

Вплоть до 70-х годов прошлого века приемы бунраку передавались только от Мастера к его ученикам и обучение занимало не менее 10 лет, и только в последние десятилетия искусство бунраку стало доступно студентам театральных учебных заведений Японии и вызвало интерес у театральных деятелей Запада.

Параллельно с театральными куклами развивались и куклы игровые, предназначенные для детей. На протяжении многих веков они были достаточно примитивны, так как материалы для изготовления сложных реалистичных игрушек были достаточно хрупкими и стоили дорого. Определенную роль здесь играли и суеверия: считалось, что, причинив вред кукле, причиняешь его и человеку.

Лишь во второй половине XIX века, с развитием промышленности, произошел резкий скачок в развитии игровых кукол. Появляются игрушки из папье-маше и грубого неглазированного фарфора (“бисквита”), а затем – из резины и пластика.

Классическая игровая кукла XX века имела черты лица и пропорции ребенка. Однако в 1959 году американская компания “Маттел” выпустила первую куклу с обликом взрослой женщины, ставшую прообразом всемирно известных в наши дни кукол Барби.

Внешний вид и одежда Барби менялись на протяжении второй половины XX века в соответствии с тенденциями моды и историческими событиями. Если первая подобная кукла изображала зрелую женщину, то в 60-е годы Барби стала больше похожа на молодую девушку, одетую в “хипповский” наряд. Параллельно создаются новые персонажи – родные и знакомые Барби, куклы в костюмах народов мира, двойники знаменитостей (Одри Хепберн, Мэрилин Монро, Твигги)9, представители разных профессий (Барби-врач, Барби-космонавт, Барби-кандидат в президенты), национальностей (азиатка, афроамериканка) и даже кукла, изображавшая инвалида-колясочника и созданная для того, чтобы дети с ограниченными возможностями не чувствовали себя ущербными.

Из написанного выше можно сделать вывод, что как народные, так и современные куклы могут выполнять различные задачи. С помощью кукол можно приобщить ребенка к искусству театра или современной моды или приобщить к народным традициям, придумать сюжет для ролевой игры или привить навыки рукоделия. Об использовании кукол в современной педагогической практике пойдет речь в следующей главе.
^ Глава 2. Куклы в педагогической практике 2.1. Использование кукол в обучении детей и взрослых
В настоящее время существует множество разнообразных уроков и мастер-классов по изготовлению кукол, работе с ними, знакомству с различными традициями в кукольном творчестве. Они рассчитаны на детей разного возраста, а иногда даже на взрослых.

Дисциплина, изучающая кукол и сферы их применения, называется кукловедением и находится на стыке теоретических и практических познаний, педагогики, психологии, искусствоведения, истории, этнографии и частично даже медицины.

Большое распространение получили занятия по изготовлению русских народных кукол (реже – кукол других народов России) из ткани и природных материалов. Педагоги и искусствоведы изучают народную игрушку, изготавливая вместе с детьми куклы-обереги и декоративные куклы, в которых просматриваются герои народных сказок и классических произведений русской литературы.

На основе научных и научно-популярных книг, посвященных народной кукле, создаются целые мастер-классы для детей и взрослых. Многие мастера игрушки представляют свои авторские курсы в Интернете: в блогах, на тематических форумах, посвященных как рукоделию и работе с детьми в целом, так и кукольному мастерству в частности.

Занятия по изготовлению народной игрушки легко совмещаются с уроками истории, этнографии, краеведения: с помощью практических занятий теоретический материал легче усваивается, становясь более живым и наглядным.

В работе с детьми распространена практика изготовления игрушек из подручных предметов: лоскутков ткани, одежды и аксессуаров (колготок, носовых платков), природных материалов (плодов растений, веток, ракушек). Во многом это продолжение народной традиции, однако в современном обществе оно также носит дидактический характер, учит детей бережливости, хозяйственности, уважению к труду и окружающей среде, а также навыкам рукоделия (шитья, вязания, бисероплетения, работы по дереву).

Дети не просто привязываются к куклам – они воспринимают их как живых существ, равных себе и болезненно расстаются с ними. Следовательно, многие игры с куклами могут стать уроками доброты, внимания к другому.

В работе с дошкольниками и младшими школьниками распространены уроки японского искусства оригами – изготовления фигурок из бумаги без использования клея. Все подобные поделки основаны на нескольких базовых фигурах: некоторые из них насчитывают вековую историю и берут начало из японского фольклора, другие представляют собой изобретения современных художников и педагогов.

В наши дни оригами представляет собой международное искусство, среди мастеров которого проводятся семинары, конференции и практикумы.

Также большую популярность среди детей и взрослых получили самодельные куклы, изображающие персонажей популярных произведений литературы, игрового кино, мультипликации, Интернет-культуры (с распространением Интернет-мемов среди современных художников не раз появлялись кукольные изображения таких популярных персонажей, как морское чудовище Ктулху или дикий кот манул) и даже реальных исторических личностей (известно, что прообразом популярной в 90-е телепередачи “Куклы”, где главными героями выступали политики, было аналогичное французское шоу, восходящее к старинному лионскому шоу про Гиньоля). Подобным образом – через игру в куклы – можно “оживить” и “приблизить к себе” любых героев, отразить актуальные проблемы общества, социальные и философские потребности. С помощью кукол можно рассказывать ребенку о тех или иных явлениях в природе, обществе, учить отдельным дисциплинам: чтению, письму, математике, естествознанию, иностранному языку. В данном случае кукла играет роль живого персонажа, равного учащемуся, друга, соавтора, собеседника.

Отдельно можно сказать об использовании кукол и кукольного театра в психологии, психотерапии и коррекционной педагогике. Следующий раздел работы посвящен такому интересному, достаточно молодому и развивающемуся направлению, как куклотерапия, сочетающему в себе педагогические, терапевтические, кукловедческие и психологические знания.
2.2. Куклотерапия
Истоки куклотерапии относятся к началу 40-х годов XX века, когда американский психотерапевт Якоб Леви Морено основал в США Институт социометрии и психодрамы. В своей психиатрической клинике Морено основал специальный лечебный театр. Врачи вместе с пациентами и их родственниками отражали в своих сценариях наиболее травматичные ситуации и совместными усилиями ставили спектакли. В роли зрителей также выступали врачи, больные и члены их семей.

Метод Морено часто давал весьма ощутимые результаты, и постепенно у него стали появляться последователи – в основном в Западной Европе: Англии, Франции, Германии, Нидерландах. Куклотерапия становилась самостоятельным направлением в психотерапии.

В СССР доперестроечных времен никто не занимался ни психодрамой, ни тем более арт-терапией и куклотерапией, так как это считалось буржуазным направлением в науке, противоречащим идеологии марксизма-ленинизма. Лишь в 1990 году советские специалисты Ирина Медведева и Татьяна Шишова разработали метод лечения детей-невротиков, который назвали драматической психоэлевацией.

Методика драматической психоэлевации представляет собой комплексное воздействие с помощью специально заданных ситуаций. Один из главных ее принципов - не лечение тех или иных симптомов, а попытка проникнуть глубже, заглянуть в душу, понять причину невроза.

Данная методика позволяет работать с детьми самого разного возраста.
Работа с куклами начинается уже на этапе диагностики. Перед ребёнком раскладывают куклы, изображающие знакомых ему жизненных либо сказочных персонажей и предлагают выбрать понравившуются игрушку, по котрой уже можно о многом судить.

К примеру, если ребёнок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, волка – агрессию, непонятных персонажей часто выбирают дети, страдающие психопатиями. Затем с куклой ведется диалог. Кандидат психологических наук А.Ю. Татаринцева в своей статье “Основы куклотерапии” предлагает следующий приблизительный перечень вопросов:

“Ты кто? Где ты живёшь? С кем ты живёшь? Где твои родители? Большой ты или маленький? Чем любишь заниматься? Если выбрано животное: У вас в лесу есть кто-нибудь страшный? Чем ты питаешься? За тобой гоняются? Тебя кто-нибудь защищает? Есть ли у вас в лесу школа? А если можно было бы не ходить, ты ходил бы в школу? Есть ли у тебя друзья? Во что вы играете? Кто обычно выигрывает? А если проигрываешь - расстраиваешься? Что бы ты попросил у волшебника?”10.

Лечение по этой методике условно можно разделить на два этапа. Первый называется «Лечебные этюды» и длится несколько недель. Значительное внимание уделяется домашним заданиям, в ходе которых дети вместе с родителями репетируют те сценки, которые им задают терапевты. Основная работа проводится в группе, при этом дети уже со второго занятия получают и индивидуальные задания, соответствующие личности конкретного ребенка.

В качестве одного из примеров А.Ю. Татаринцева приводит этюд для работы с такой проблемой, как ревность:

“Хозяин с собакой и щенком пошел в «детский мир». Он сказал, что каждому купит игрушку, которую они выберут. Собака выбрала красивый корабль и представляла, как они с хозяином будут в него играть. И тут собака увидела, что щенок выбрал красивую маленькую машинку.
- Я хочу такую же, - сказала собака хозяину.- ты же выбрала корабль, - сказал хозяин.
- А я хочу и корабль, и машину, - ответила собака.

Ну мы же договорились, - сказал хозяин.

А я хочу, хочу, - заныла собака.

Хорошо, я куплю тебе машину, как у щенка, а корабль купим потом, - сказал хозяин.

Нет, я хочу сейчас, - зарыдала собака, - ты меня не любишь.

Она стала кататься по полу, выть, потом сбила прилавок с машинками и закричала: «Так пусть не достаются никому».

Хозяину стало стыдно за такое поведение собаки и в итоге они ушли из магазина вообще без игрушек. А дома у них состоялся разговор”11.

Сценарий разговора и реплики персонажей необходимо дописать ребенку совместно с родителями, которые не просто присутствуют, а на правах полноценных участников включаются в происходящее. В это время происходит выделение патологической доминанты (основной проблемы, мешающей ребенку жить).

Второй этап программы - лечебный спектакль. Куклы, декорации, костюмы и прочие атрибуты мастерят сами дети и их родители, которым также придумываются полноправные роли.

Также применяют кукол в своей работе учителя начальных классов и воспитатели детских садов. Они могут служить и наглядным пособием. Дети рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер. Однако не стоит забывать, что все-таки и учат, и лечат не куклы, а люди, и поэтому многое зависит от того, в чьи руках они оказываются – то есть от характера, эрудиции и уровня подготовки педагога.
Заключение
Многие родители, воспитатели, преподаватели детских учреждений даже не догадываются о том, что за современными игровыми куклами, которых мы можем ежедневно видеть на прилавках магазинов, скрывается многовековая история. Однако для того, чтобы понимать возможности кукольной игры, становиться соучастником детских игр, стоит изучать кукловедение как историю развития и становления кукол, знать их разновидности и предназначение.

Подобные знания легко можно передавать и детям, для которых куклы станут не только игрушками, но и живыми персонажами со своей историей. Таким образом можно не только “оживить” героя детской игры, придумать ему имя, биографию, но и расширить кругозор ребенка, заинтересовать его традициями народов мира, историей театра, литературы, религии. Следовательно, можно сделать вывод, что кукловедение как дисциплина носит познавательный характер не только для детей, но и для самих педагогов.

Немаловажную роль в педагогическом процессе могут сыграть куклы, сделанные своими руками. Во-первых, их изготовление прививает детям навыки рукоделия. Свойства многих материалов воспринимаются гораздо легче, если их можно “потрогать” руками.

Во-вторых, изготовление народной куклы – это еще и внимание к обычаям, традициям, истории своего народа, без которых немыслимо воспитание образованного человека. В наше время утеряны многие традиции, передававшиеся нашими предками из поколения в поколение на протяжении многих веков, и задача детей и взрослых – постараться возродить их, привлечь к народной культуре максимум внимания. На занятиях по изготовлению кукол своими руками можно рассказывать о национальных праздниках как русского народа, так и других народов России и мира, традициях, обычаях, эстетической и религиозной составляющей.

В-третьих, любая вещь, изготовленная своими руками – уникальна и не имеет аналогов. Следовательно, “свою” куклу ребенок сможет воспринимать как произведение искусства со своей историей, “оживлять” ее – а, следовательно, относиться к ней более бережно и более творчески, чем к покупной игрушке из магазина.

Кукольные представления с участием разнообразных персонажей способствуют более плодотворной работе в коллективе, диалогу между детьми. Здесь возможен даже некоторый соревновательный элемент: кто быстрее осмыслит и выучит свою роль, кто подберет лучших героев и декорации. Кукольные инсценировки известных сказок и фрагментов литературных произведений способствуют интересу детей к мировой литературе: нередко после того, как ребенок увидит, прочувствует, проиграет один сюжет, особенно “изнутри”, в качестве участника, впоследствии оригинал окажется более интересным, знакомым и легким для усвоения.

Не менее важно для будущего педагога знать и обрядовый, религиозный, “магический” аспект кукловедения. Возможно, в наше время, после многих десятилетий господства материализма в мире в целом и в нашей стране в особенности, обряды, суеверия и обычаи наших предков покажутся взрослым людям наивными, неправдоподобными, далекими от реальности.

Однако многие из наших современников и не догадываются, что пережитки древних верований сохранились и в повседневной жизни (те же приметы, пословицы, поговорки, игры слов), и особенно – в сказках, детских играх и игрушках.

В отличие от взрослых, дети многие вещи понимают буквально, поэтому важно учитывать эмоциональную составляющую кукольных представлений и игр, по возможности до определенного возраста избегать однозначно отрицательных образов, связанных с болезнью, смертью, насилием, и сюжетов с “плохим” концом. Особенно важно учитывать этот аспект при использовании кукол в коррекционных и психотерапевтических целях. Здесь сказочные и “магические” обряды прошлого могут сыграть положительную роль в борьбе с детскими страхами, переживаниями, навязчивыми образами, избавлении от отрицательных эмоций и появлении более положительных.

Который проходит в Москве, вызывают экспонаты исторические, восстановленные. Кукла история происхождения: сегодня мы расскажем увлекательную историю появления кукол в России.

На Руси у женщин было много забот, поэтому игровые куклы делались очень просто. Куклам даже лица не делали, так как считалось, что вместе с человеческим лицом она получает душу и может нанести вред ребенку. В старину считалось дурной прерывать ребенка, который играл с куклой. Ведь когда дети играли в них, в доме царила гармония.

«Магические» куклы

Русским куклам часто приписывали магические качества. Такие куклы дошли и до наших времен: куклы-обереги, покровительницы, обрядовые.

Деревянные куклы

Детской игрушкой кукла стала ближе к XV веку. Известно, что деревянные куклы для детей создавали в Подмосковье, в Поволжье и в северных регионах страны. Одним из центров был Сергиев Посад. Сам преподобный Сергий Радонежский вырезал игрушки из дерева. К XIX веку производство кукол в этом городе стало массовым. Наибольшей популярностью пользовались куклы, одетые в национальные костюмы. Не каждая семья могла позволить себе купить созданную мастерами игрушку, поэтому в крестьянских семьях кукол мастерили сами из соломы и лыка, ткани или мочала. Как правило, такие куклы не несли в себе художественную ценность, но с их помощью можно узнать о народных традициях, отразившихся в костюмах, тканях, рисунке.


Мир кукол преобразился с изобретением фарфора в начале XVIII века. Куклы были в то время очень дорогими. Одну куклу можно было купить, например, на годовую зарплату директора школы или полицейского инспектора. Поначалу куклы были доступны только царским детям, отпрыскам высшей знати, детям банкиров или важных чиновников. В богатых семьях было принять преподносить на праздники дорогих кукол из фарфора, изготовленных на знаменитых фабриках Франции и Германии. Наряды игрушечных модниц воспроизводили роскошные туалеты изысканных великосветских красавиц. В маленьких шкатулках хранились веера и лорнеты, перчатки и белье и даже ювелирные украшения для любимых кукол. Создавались целые гардеробные, в которых были туалеты для конных и пеших прогулок, загородных пикников, походов в театр, платья для балов и великосветских визитов.

Фарфоровая кукла являлась предметом роскоши, ее доставали из коробок в особых случаях. Девочки из обеспеченных семей, как правило , играли с такими игрушками под наблюдением гувернанток, которые во время игры учили ребенка разбираться в нарядах и аксессуарах. По сути, такая игра формировала вкус в одежде, правила поведения в обществе, отношение к людям, представление ребенка о мире.

Изначально маленькие кукольные домики были развлечением состоятельных взрослых. Они делались по индивидуальному заказу и в мельчайших подробностях воссоздавали интерьеры и сценки жизни.

Вскоре такие «инсталляции» стали заказывать и для детей, причем размер домика был прямо пропорционален финансовому состоянию заказчика. Эта миниатюрная копия реальной жизни не только развлекала, но и многому учила. Так девочки всех сословий знакомились с азами искусства быть хозяйкой дома.

Авторская кукла — реплика эпохи, произведение искусства, детская игрушка и предмет коллекционирования. Единственная в своем роде, она отражает эмоциональный и образный мир автора. Сегодня искусство создания кукол переживает новый подъем. В Москве ежегодно проходит салон-бал авторской куклы, где свои творения представляют лучшие мастера России и гости со всего мира. Сотни кукол в нарядах разных эпох, словно живыми глазами, смотрят на этот мир.

Только в русском языке слово "кукла" имеет несколько значений.

Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). К ним относят куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С.И. Ожегова) Русское слово "кукла" родственно греческому "киклос" ("круг") и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны - от австралийских шаманов до "черных магов". Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.

Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы она не убежала из гробницы.

Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.

Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита - столь совершенные, что их долго принимали за поздние подделки. Сам ряд изображений - в живописи, графике и мелкой пластике - свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль? Животного, человека, духа, наконец.

В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из "Брно", по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет. Её материал долговечен, она как бы определена существовать всегда, замещая смертное существо. Исследования подобных захоронений дают возможность утверждать, что представления о рубеже между мёртвым и живым уже тогда были довольно развитыми, и существует мнение, что кукла возникает именно тогда, когда оппозиция "жизнь-смерть" становится непереносимой для психики. Однако существует и другое мнение. Современные ученые предполагают, что кукла системы "Брно-2" не начало, а результат длительного процесса отделения куклы от человека, самостоятельного становления в культурном пространстве.

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол - кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца - Брахмы, а театр кукол - подобием мира.

Таким образом, эти представления имели философскую подоплеку. Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли "Марион" или "маленькая Мария", откуда и пошло слово "марионетка". И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена - Вифлеемские ясли, нижняя - дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением. (прил. 1)

Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров. (прил 1)

Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее "мужчинка"). Но еще раньше, в конце XVII века у пандор появились уникальные собратья - андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой Европейской культуры.

Самый известный из создателей автоматов Жак Вокансон (1709-1782) начинал свою карьеру в салоне парижского мецената Ле Риш де ла Пуплинер, где бывали Вольтер, Гримм, герцог Решилье, Ван Лоо Ла Тур, Бюффон, Рамо. Они были одними из первых, кто увидел первый автомат Вокансона "Игрок на флейте". Каждый из посетителей салона - философ, художник, биолог, композитор - видел в этом автомате воплощение фундаментальных для их сфер принципов. Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она доподлинно играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и небо двигались как у человека. Флейтист Вокансона рассматривался как первая удачная попытка создания искусственного человека. Недаром Вокансону покровительствовал сам Людовик 15, правительство окружало его работу тайной, массоны возлагали на его опыты особые надежды. Идея спора с самим богом, т.е. создания искусственного человека, имела во Франции 100-летнюю историю и восходила к философским трактатам Декарта. Рассматривая механику в качестве метанауки, Декарт моделировал законы природы по типу закона механики. За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая "Музыкантша" Анри-Луи Жаке Дроза, "Писец" и "Рисовальщик" Пьера Жаке Дроза, механические животные и др. Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была по своему уникальна, можно сделать вывод, что далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу. В середине XIX века, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги. В России вопросами эстэтизации игрушки занимались такие маститые художники как Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.