Традиции и обычаи греции. Брачно-семейные отношения в древней греции

Свадебные обычаи древней Греции имеют богатую многовековую историю, любопытные факты и подробности, которые сохранились и дошли до наших дней в виде рисунков на античных вазах. Эти бесценные исторические эпизоды рассказывают, насколько разным было восприятие супружеской жизни между женщинами и мужчинами, насколько разными были законы для жен и мужей. Одним принадлежали господство и все удовольствия мира, другие довольствовались скромным радостями семейной жизни.

Так что же скрывалось за пышной свадьбой с цветами и лентами, колесницами и флейтами, песнями и плясками? Какая жизнь ожидала мужчин после свадьбы, и что было уготовлено для девушек? Давайте познакомимся поближе с обычаями и традициями свадьбы в древней Греции и постараемся воссоздать картину прошлых столетий.

Брак в древней Греции - Суровые законы вступления в брак

В древней Греции девушек выдавали замуж еще до полового созревания, пока они молоды и чисты. Не успев проститься с детскими игрушками, девочки в возрасте до 12 лет были вынуждены покинуть отчий дом и становиться женами юнош или мужчин старшие их на 12-15 лет.

Люди доживали примерно до 28-30 лет, в 40-летнем возрасте человек уже считался стариком. Редко кто умирал своей смертью: либо болезни уносили человеческие жизни (медицина находилась на очень низком уровне), либо . Чем быстрее девушка выходила замуж, тем быстрее и больше она могла воспитать будущих воинов, на защиту которых рассчитывало государство.

В Древней Греции , ни абортов. У каждого грека могло быть столько детей, сколько могла родить жена или жена + любовница. В среднем 10-12 детей. Однако в виду высокой смертности до детородного возраста выживало лишь 1-2 ребенка.

Еще об оной причине раннего вступления в брак мы расскажем чуть позже.

Цена невесты

Брак в древней Греции сопровождался подписанием брачного договора, по которому девушка переходила в собственность своему мужу за определенную оплату. До появления чеканных монет в древней Греции использовались различные денежные единицы, находившиеся в обороте в том или ином веке. Это был и скот и натуральные продукты и драгоценные металлы. В зависимости от внешности невесты, ее работоспособности и достатка семьи за девушку могли отдать от 1 до 20 коров или овец или же мешок ячменя или 10-30 сиклей (единица измерения серебром, 1 сикль = 11,4 гр. серебра). С течением времени выкуп невесты носил уже символический смысл. Сегодня у некоторых народов покупка невесты по сей день является обязательным условием свадебного ритуала, даже если она носит обрядово-символический характер.

До современной Греции этот обычай дошел в символическом смысле: как и в России, жених платит выкуп за невесту ее подружкам.

Помолвка

Условно свадьбу в древней Греции можно поделить на три этапа: помолвка, пиршество в доме невесты, пиршество в доме жениха.

По традиции свадьбе в древней Греции предшествовала помолвка. Как говорилось выше, брак - это договор купли-продажи невесты, детали которого - размер оплаты и дата свадьбы - обсуждались на помолвке. Договор подписывался между отцом невесты и женихом, участие невесты при этом не требовалось. По местным обычаям невесту не знакомили с женихом до дня самой свадьбы.

Если заглянуть в историю древней Руси можно найти моменты, которые тесно переплетаются с древнегреческой историей. Так замужество на Руси - это взаимовыгодная сделка, заключаемая между родителями невесты и жениха. Родители девушки выбирали будущего родственника, исходя из сословных и имущественных интересов. На помолвке молодых знакомили, ну а далее - неизбежная свадьба . Мнение девушек, разумеется, при этом не учитывалось, жили по старинному убеждению: стерпится, слюбится.

Современная помолвка в Греции или обручение совершается за несколько месяцев или даже за год до свадьбы. Как и в древности, главная цель помолвки - подписание брачного контракта между родителями жениха и невесты. В этот же день происходит обмен сторон свадебными кольцами, назначается дата свадьбы.

Наряды жениха и невесты

В день свадьбы девушки одевали длинное, украшенное вышивкой, платье с застежками на плечах. Голова покрывалась головным убором или покрывалом (сегодня это называется фата). Наряд мужчины представлял собой прямоугольный кусок материи, также скрепленного на плечах застежками и не сильно отличался от женского.Одежда молодоженов в древней Греции была обязательно белого цвета, как символ чистоты и света. Кстати, традиция надевать на свадьбу белое платье зародилась именно тут.

В современной Греции, помимо белого платья невесты, сохранилась традиция покрывать голову венками: новобрачные надевают тонкие венцы, соединенные между собой шелковой белой лентой, символизирующие единство.

Свадьба в древней Греции

К алтарю молодожены отправлялись на украшенной цветами повозке в сопровождении гостей, флейтистов, барабанщиков и факельщиков.

В первый день праздник начинался в отчем доме невесты и заканчивался в доме жениха. Обязательными атрибутами свадьбы были шумное веселье, песни и пляски, которые, как верили греки, изгоняли злых духов. Актуально создание шума и в современной Греции: на свадьбе к машине привязываются жестяные банки.

Обычай праздновать свадьбу с размахом несколько дней постепенно утратил свою ценность. С течением времени пиршества становились все более скромными и расточительство уже не приветствовалось. Эта традиция дошла и до наших дней

Молодоженов на свадьбе осыпали монетами, финиками, фигами, орехами, что символизировало достаток и счастье в семье. Такая традиция сохранилась во многих странах.

В древней Греции жениху и невесте было непозволительно употреблять алкоголь . Не смотря на то, что вино греки делали отменное, употребляли они его в разбавленном виде. Пьянство считалось позором и каралось общественностью. Однако правила созданы для того, чтобы их нарушать, и нарушались они довольно часто: за стенами городов царила иная нравственность и мораль.

Интимная жизнь после свадьбы

По достижении половой зрелости юные девы, как считают историки, становились похотливыми самками , лишенными сдержанности и самоконтроля. За ними нужно было приглядывать, чтобы они хранили свое целомудрие. Самым верным решением считалось отдать девочку замуж. И до и после женитьбы девушки держались взаперти из страха прелюбодеяния.

Брак в древней Греции - это ничто иное как воспроизводство потомства. Незавидная судьба ожидала девушек после свадьбы: они практически приравнивались к рабыням, в том числе и в сексуальной жизни.

Замужняя женщина занималась хозяйством и воспитанием детей, соблазнительными их назвать было нельзя. Как говорилось в те времена - девочки для дела, мальчики - для удовольствий. Мужья предпочитали удовольствия на стороне - в стране процветали проституция и гомосексуализм.

1. Семейные отношения

Семья в первобытной Греции значительно отличалась от той, которую мы наблюдаем впоследствии, в V в. до Р.Х. Прежде она была очень многочисленной, поскольку взрослые сыновья, женившись, не отелялись от отца, но продолжали жить все вместе под одной кровлей. Отец, а по его кончине, старший брат пользовались огромной властью. До Солона отец в Афинах имел право продавать в рабство своих дочерей, а брат, если он был главой семьи, - своих сестер. Семья владела имуществом, но имущество это, в особенности недвижимое, не было чьей-то личной собственностью, но принадлежало всей совокупности родичей. Многочисленные причины вызвали постепенное разложение этой патриархальной семьи. В позднейшую эпоху каждая супружеская чета с ее детьми выделялась, чтобы жить своей собственной жизнью.

Власть отца над детьми также постепенно уменьшалась. В V в. до Р.Х. она совершенно прекращалась с достижением сыном совершеннолетия (18 лет). Впрочем, отец мог лишить дурного сына наследства. Дети обязаны были нести по отношению к родителями долг почтения и повиновения. Если родители впадали в бедность, сын обязан был содержать их. В случае пренебрежения своими обязанностями он мог быть предан суду.

Отношение к браку в первобытной Греции во многом не совпадало с нынешним. Греки полагали, что супружеский союз заключается главным образом для выполнения патриотической (рождение новых граждан) и религиозной (жертвоприношения предкам) обязанностей. О взаимной склонности или сходстве вкусов супругов не было и речи. Хотя эти мысли впоследствии и утратили свою стойкость, все же они сохраняли власть над умами. Отсюда вытекало, что в браке, как его понимали греки, личность женщины не играла какой-либо роли. С ее чувствами не считались, ее избирали в жены не ради ее самой, а как необходимое орудие для сохранения семьи и государства.

Девушек греки обыкновенно держали взаперти. Замужняя женщина была более свободной. В богатых семьях она большей частью находилась дома, но в малосостоятельных ей приходилось постоянно оставлять его по надобностям хозяйства. Она должна была отправляться на рынок, покупать провизию и нести на себе заботы, обыкновенно возлагаемые на рабов. Иногда даже случалось, что женщины занимались торговлей на агоре. Однако это явление наблюдалось редко, и общественное мнение относилось к нему с осуждением.

В стенах своего дома женщины распоряжались вполне самовластно. Они надзирали за рабами и руководили работой своих служанок. Кроме того, они должны были заботиться обо всех мелочах управления хозяйством и расходах, связанных с ним. Но общественная жизнь их почти совершенно не касалась. Из этого правила бывали, конечно, и исключения! Так, например, в Спарте женщины пользовались гораздо большей свободой и уважением. Они с детства привыкали чувствовать себя гражданками и принимать общественные интересы горячо к сердцу. Личная склонность при выборе жены играла здесь несравненно большую роль, чем в остальной Греции.

2. Свадьба

Свадьба в Древней Греции начиналась с жертвоприношений и обрядов очищения. Накануне свадьбы в доме жениха и невесты совершались предварительные религиозные обряды, состоявшие в молитвах и жертвоприношениях «брачным богам» (к их числу относились Гера, Зевс, Афродита, Артемида, Эрот, нимфы, мойры). Отец невесты приносил жертвы Зевсу Совершителю, Гере Совершительнице, Артемиде и прочим божествам, покровительствующим юности, особенно нимфам. Жертвоприношения совершались утром в день свадьбы и сопровождались различными символическими обрядами и гаданиями. В это же время девица посвящала какой-либо богини свой девичий пояс, куклы, игрушки, а также волосы. Вслед затем следовало брачное омовение, воду для которого доставляли из ближайших рек и источников. Сваха из пожилых родственниц одевала невесту и украшала венком.

Дом невесты изнутри и снаружи украшали лавровыми и масличными ветвями. В нем за счет родителей невесты справляли праздничный пир. На пиру присутствовали родственники и гости с обеих сторон. Невеста, скрытая под покрывалом, сидела среди женщин. Жених и его друзья, с венками на головах, были одеты в белые одежды.

Вечером невесту, наряженную в самое дорогое платье, отвозили в дом к жениху. Процессия двигалась пешком, но невеста сидела в колеснице, запряженной мулами, ослами или лошадьми на скамейке между мужем и шафером. (Если муж был вдовцом, обычай не позволял ему самому привозить невесту, ее сопровождал один шафер). Под звуки флейт и кифар исполнялась свадебная песнь (гименейос). За колесницей шла мать невесты с факелом, зажженным от огня домашнего очага. Далее следовала толпа родственников и знакомых с музыкой, танцами и песнями веселого и шутливого характера. Сама молодая пара участия в танцах не принимала.

Дом жениха был украшен ветвями и венками. Перед дверью невесту ожидала свекровь с факелом в руке, которая вводила ее в дом. При этом выполнялись некоторые символические обряды. Невеста, в знак ее будущих домашних обязанностей, вносила в дом сковороду и сито, после чего ее осыпали в новом доме градом лакомств. Этот обряд символизировал признание невесты членом семьи и участницей домашнего очага. Айва и свадебный пирог из ячменя и меда, который ели новобрачные и гости, тоже имел символическое значение.

Затем сваха отводила невесту в приготовленную ей брачную комнату. Прощаясь с молодыми, гости пели особую разновидность песни, которая называлась «Катакой метикон» («Укладывать спать»). Это была своеобразная колыбельная со словами, полными намеков и двусмысленностей. Спев ее, гости расходились по домам.
На следующий день родственники и друзья делали молодым подарки. Новобрачные также обменивались подарками. Официальным актом бракосочетания считалось внесение молодой жены в списки фратрии мужа, сопровождавшееся угощением членов фратрии и жертвоприношением.

3. Рождение ребенка

Новорожденного сразу купали и пеленали. На пятый день жизни ребенка приносили очистительную жертву богам. Бабка или другие женщины натирали младенца очистительными снадобьями и обносили его вокруг домашнего очага (при этом рассыпали зерна пшеницы и ячменя, а также горох и соль, чтобы снискать благоволение духов-покровителей). Торжество обнесения заканчивалось общим пиром всех присутствующих. На десятый (или седьмой) день после рождения праздновалось наречение имени новорожденному. Имя давал отец, тем самым признавая свое отцовство. Приносили установленные жертвы в честь Аполлона, Артемиды, нимф и речных богов – покровителей юношества. День вновь оканчивался пиром, устроенным для родственников и знакомых. Гости дарили новорожденного игрушками, а роженицу – расписными вазами. Если новорожденный был мальчиком, то двери дома украшали масличным венком, а если девочка – то шерстяным. Первый символизировал гражданскую храбрость, второй - женское трудолюбие.

В ближайший праздник апатурий новорожденного вносили в список фратрий. Этот день также отмечался особым жертвоприношением.

4. Игрушки и игры

Уход за новорожденным поручался кормилице. Она укачивала ребенка в подвешенной корзинке (ликноне) или в низкой колыбельке-скафе (зимой младенца качали прямо над очагом). Кормилицы успокаивали и развлекали своих подопечных тихим монотонным звуком погремушек (это были глиняные изделия в форме утки, поросенка и т.п. с маленьким металлическим шариком внутри). Постукивая погремушками, кормилицы напевали вполголоса медленные, однообразные песенки. После того как ребенка отнимали от груди, его обычно кормили медовой кашей.

Лет до шести или семи дети были всецело поглощены своими играми. Говоря о детских игрушках, источники упоминают хлопушки, тележки, домики, лодки из кожи. Существовали игрушки в виде зверей, куклы из воска, гипса или обожженной глины и солдатики из того же материала. Девочки из зажиточных семей имели в своем распоряжении ларчики, корзинки, маленькую детскую мебель, зеркальца, разрисованные мячики, раковины, деревянные и терракотовые куклы с подвижными руками и ногами.

Дети постарше забавлялись мячом, обручем, волчком, качались на качелях. Рисунки на вазах дают нам возможность ознакомиться с любопытными подробностями их времяпрепровождения. Мы видим там бегущих мальчуганов, которые тащат за собой небольшую двухколесную тележку. Маленький мальчуган, лет около трех, сидя на земле, чрезвычайно поглощен откапыванием веточки какого-то растения, которое кажется ему плодовым деревом. Другой, менее благоразумный ребенок ползет на четвереньках к столу, уставленному лакомствами и пирожными, и готовится стащить закуску своего рассеянного товарища. В детских забавах нередко участвуют животные: то шалуны запрягают в маленькую повозку послушную собачонку, то хватают ни в чем не повинную утку и стараются оседлать ее. На одной вазе нарисован мальчишка, со всех ног спасающийся от собаки, которая, оскалив зубы, вот-вот догонит его и выхватит из его рук пирог. Тележка, запряженная козами, также была обычным детским развлечением. До семи лет, пока дети оставались при матери, они бегали полуголые в одной накидке.

5. Образование детей

Подрастая, мальчики начинали учиться вне дома. Греческое образование заключалось в прохождении трех групп предметов: словесных наук, музыки и гимнастики. Обычно с семи до четырнадцати лет ребенок делил свое время между занятиями словесными науками и музыкой. Первоначальные сведения, приобретаемые им, состояли, как и повсюду, из чтения, письма и счета. Затем учитель заставлял ученика читать и учить на память стихи, взятые у лучших поэтов. Эти отрывки были наполнены полезными советами или заключали в себе поучительные повествования. Позже приступали к чтению отрывков из эпических (главным образом Гомера), лирических и трагических поэтов. Уроки были совершенно не похожи на те, которые задаются учителем современной школы в классе и выучиваются детьми дома. Чтобы запечатлеть какой-нибудь текст в памяти учеников, учитель произносил его перед ними по частям, а они повторяли слышанное стих за стихом или фразу за фразой, до тех пор, пока не заучивали его вполне твердо.

Большую роль в воспитании играла музыка, которой приписывалось благотворное влияние на душу человека. Дети учились играть на цитре, лире или флейте. Рисунки на вазах дают нам представление о применявшихся тогда способах обучения. Сначала учитель исполнял какой-нибудь отрывок, а ученики повторяли его вслед за ним. Дети распевали также произведения лучших лириков с аккомпанементом лиры или без него.

С четырнадцати лет предметом серьезных занятий для юношей становилась гимнастика. Прежде всего упражнялись в борьбе, беге, прыганье, метании диска и дротика. Существовали также особые упражнения с обручем и игра в мяч. Одновременно юношей обучали военному искусству.

После того как усваивался весь этот комплекс знаний и навыков, образование считалось законченным. Желающие могли продолжить его, изучая такие предметы как рисование, геометрия, астрономия, география, риторика и философия. Этим наукам за плату обучали особые учителя, поэтому они были доступны лишь состоятельным людям.
Девочки оставались подле своих матерей, вследствие чего их образование оставалось крайне поверхностным. С возрастом их начинали привлекать к работе над шерстью и тканью. Сидя подле своих матерей, они учились достигать совершенства в рукоделиях, которые составляли главное занятие и честь женщины. Ничто не тревожило их в этой мирной работе. Дверь внутреннего помещения была для них как бы преградой, которую они почти никогда не переступали, и никто посторонний никогда не проникал к ним. До самого замужества девушки жили в затворничестве, вдали от политических и общественных проблем. Греки, по-видимому, опасались, что при раннем знании жизни и житейских испытаниях женская душа более проиграет, чем выиграет, и сознательно стремились оградить своих дочерей от их влияния.

Цивилизация и культура Древней Греции

Однако неправильно будет напрямую ассоциировать греческие семьи с русскими, и греческий менталитет с российским. Принципиальные отличия есть, и их очень много, гораздо больше, чем общих черт. В Греции в соответствии с общемировыми тенденциями семейных отношений женятся поздно. Греки долго живут в гражданском браке, даже заводят детей, и только потом решаются на официальное оформление отношений. Бывают случаи, что крестины первенца совмещают со свадьбой. Греки, как девушки, так и молодые люди не стремятся гулять, они больше ценят стабильность в отношениях. Среди греческих пар зачастую встречаются те, кто находятся вместе с 16 лет.

Детей в греческих семьях , опять же в русле общеевропейских тенденций, рожают поздно - большинству молодых мам около 30 или за 30. Сначала греки, как и большинство европейцев, стремятся обеспечить себе стабильное материальное положение и жилье, а потом уже думать о потомстве. Детей в Греции принято баловать. Родители многое детям позволяют и мало от них требуют. На взгляд русских, проживающих в Греции, воспитание здесь очень мягкое. В отличие от русских семей, где принято, чтобы ребенок во всем слушался родителей, в греческих семьях такое понятие как воспитание практически отсутствует. Дети могут вести себя как угодно в общественных местах: бегать, кричать и т.д. - взрослые только улыбаются на их поведение, даже если шум им мешает. От более взрослых детей требуется приносить хорошие оценки из школы, при этом с домашним заданием им даже в старших классах помогают мамы и бабушки.

Несколько отличается поведение мужчины в греческой семье . Даже после развода принято, чтобы отец принимал активное участие в жизни своего ребенка: отцы часто навещают своих детей, забирают к себе на выходные, ходят на прогулки, отводят различные кружки, занятия и т.д. Уклоняющихся от алиментов бывших мужей в Греции крайне мало.

В до сих пор сохранились такие семьи в Греции , которые живут большой семьей под одной крышей. Зачастую вместе могут проживать три, а то и четыре поколения. Пожилые члены семьи живут вместе со всеми родственниками до смерти. Здесь не принято отправлять пожилых людей в дома престарелых, в крайнем случае родственники нанимают сиделку.


Ребенок, родившийся в среднестатистической греческой семье , как правило, получает имя дедушки или бабушки со стороны отца. Если в семье рождается два ребенка одного пола, тогда второй ребенок получает имя дедушки или бабушки, но уже со стороны матери. И только третьему по счету ребенку одного пола с предыдущими детьми принято выбирать имя, которое просто понравилось его родителям.

В семьях Греции доминирует женское начало. Восемь из десяти мужей живут под каблуком у женщин. Конечно, сами они вряд ли признаются в этом себе и окружающим, однако, даже самые убежденные холостяки, имеющие отдельное жилье, обязательно чуть ли не ежедневно навещают свою маму, которая позаботиться, постирает и погладит одежду, а также накормит домашней пищей. Греки-мужчины очень привязаны к маме, мамина стряпня - самая вкусная, поэтому осознанно или неосознанное, но среднестатистический грек будет искать жену, похожую на его мать. Есть даже национальная греческая пословица о том, что жена всего похожа на свекровь.

О детях принято заботиться гораздо дольше, чем это обычно делается в других развитых странах. Молодые люди в Греции отнюдь не покидают родительский дом сразу по окончании школы, как это принято в Америке, Англии или Германии. Они до зрелых лет продолжают получать от родителей все на блюдечке с голубой каемочкой. Родителям, однако, такая забота воздается: о старшем поколении в Греции принято заботиться очень хорошо.

Дети в греческих семьях очень избалованные. Родители ругают их только для вида, и то, если ребенок уж слишком расшалился в общественном месте. На самом деле детям в Греции позволено все. Мальчики в этом плане намного хуже девочек, потому что им вообще ничего не запрещают. Существует даже устоявшееся мнение в обыденном греческом сознании о том, что если мальчику что-то запрещать или же ругать за плохое поведение, то в будущем у него будут проблемы с потенцией. Греки очень любят своих детей и безгранично о них заботятся, до тех пор пока те не женятся или не найдут себе хорошую стабильную работу. Отношения с родителями редко прерываются, что бы ни случилось, и уж во всяком случае не деградируют до уровня вежливого знакомства, такого обычного для остального западного мира.

В обычной жизни греков большое место занимают национальный обычаи и традиции, а также суеверия, особенно если дело касается больших праздников или знаменательных событий в семейной жизни: свадьбы, рождения ребенка, крестин и т.д. Например, в первый день нового года принято звать в дом в качестве гостя самого хорошего и доброжелательного человека, с которым у греческой семьи хорошие отношения, поскольку именно первый гость в доме в первый день нового года повлияет на то, каким именно будет год.

Греки не особо религиозные люди, но они всегда придерживаются национальных традиций, обычаев, когда дело касается больших праздников и свадеб. Большое значение в Греции
придается различным приметам, независимо от того, хорошие это приметы или нет. Огромное значение в жизни каждой семьи в Греции имеет крещение ребенка. Крестные отец и мать на крестины обязательно должны подарить ребенку полный комплект одежды и золотой крестик на золотой цепочке, иначе ребенок будет идти по жизни неровно и ему будет не хватать одежды. Крестят ребенка после первого года жизни, в отличие о русской традиции крестить в первые месяцы жизни.

В сельской местности в Греции кое-где остался обычай женить детей против их воли, то есть когда подходящую партию подыскивают родители. Есть также интересная греческая традиция в связи со свадьбой. Для молодоженов определенным образом "готовят" брачное ложе. Предварительно по кровати для новобрачных должны побегать и попрыгать дети. Это означает, что у пары будет здоровое и многочисленное потомство. Зачастую молодая семья остается жить в доме родителей жениха или невесты вместе с родителями, не стремясь и не торопясь обзаводиться собственным жильем. Ведь, как было отмечено выше, греки до сих пор несколькими поколениями живут под одной крышей.


ГОУ ВПО

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ»

Заочное отделение

Юридический Факультет

Кафедра теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: История государства и права зарубежных стран

На тему: Семейно-брачные отношения в Древней Греции.

Выполнил: студент 22-22з гр. 1 курса

Юриспруденция

Фамилия: Сотников

Имя: Сергей

Отчество: Викторович

Проверил: Шкаревский Д.Н

Сургут 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Особенности брачно-семейного права Древней Греции 5
2. Отношения отцов и детей 6
3. Положение женщины 8
4. Понятие и цель брака 12
5. Брако-разводный процесс 14
6. Имущественные отношения супругов 17
Заключение 22
Казус 23
Список использованной литературы 24

Введение

История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока.
Её новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы, в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в первом тысячелетии до нашей эры, в начале первого тысячелетия нашей эры. Именно к этому времени относится впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой.
Всё возрастающие политические контакты греков с восточными странами позволяли им использовать им и переосмысливать чужой, заморский государственно- правовой опыт, искать свои, более рационалистические подходы к законотворчеству.
Право как один из факторов скрепляющий гражданское общество и, элементы его культуры не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в Древней Греции осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил своё отражение и в праве. Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельностью и её постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки.
На смену не писаным обычаям, толкование которых не редко произвольно осуществлялся светской или греческой аристократии, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме.
Семья и право является одним из фундаментальных институтов общества всех времен. Во всех древнейших цивилизациях семья была главным институтом общества, основной функцией которой было воспроизведение населения. Также она выполняла экономическую, социально-статусную функции. Таким образом, данная тема является наиболее актуальной и в настоящее время.
Цель работы изучить особенности семейно-брачных отношений в Древней Греции.
Исходя их цели, можно выделить следующие основные задачи:
- изучить особенности брачно-семейного права Древней Греции;
- рассмотреть положение женщины в Древней Греции;
- рассмотреть понятие и цели брака в Древней Греции;
- изучить особенности брако-разводного процесса в Древней Греции;
- в заключении работы сделать необходимые выводы.

1. Особенности брачно-семейного права Древней Греции

Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи. Развод для мужчин был свободен, для женщин, занимавших в семье подчиненное положение, развестись было сложно. Родительская власть, первоначально очень широкая, ослабляется с течением времени.
Господствующей формой брака становится в период империи брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие брачующихся - как жениха, так и невесты. Брак по расчету - особенно в среде имущих классов общества - становится обыкновенным явлением. При этом господство мужа в семье (хотя и лишенное прежних атрибутов власти) признается как в праве, так и в обычае.
Освободившись от религиозных и моральных оков прошлой эпохи, брак сделался легкорасторжимым, непрочным. Император Август (27г. до н.э. - 14г. н.э.) пытался исправить положение с помощью репрессивного законодательства. Была установлена в числе прочего уголовная ответственность жены за супружескую неверность, ограничено право разводов. Лицам, не состоявшим в браке, было запрещено принимать наследство по завещанию. Лица, хотя и состоящие в браке, но не имеющие детей, могли принимать его в половинном размере.
Был, наконец, введен налог на безбрачие. Закон устанавливал, естественно, и брачный возраст: от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин.
Раздельность имущества супругов становится общим правилом. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены.
Меняется к лучшему и положение детей. Власть отца над ними ослабевает. Убийство детей признается преступлением. Освобождение сыновей из-под власти отца намного облегчается. Предоставление сыну особого имущества еще при жизни отца (пекулия) получает защиту претора. Облегчается порядок усыновления внебрачных детей и т.д.
Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали другие родственники. Наследование по завещанию вводится реформой Солона. Завещание считалось действительным, если при его составлении завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

2. Отношения отцов и детей

Дети в древней Греции полностью находились под властью отца.
На седьмой день после рождения ребенка совершалась церемония, называвшаяся «амфидромия». В этот день вход в дом украшался венками из листьев оливкового дерева, если новорожденный был мальчик, и гирляндами из шерсти, если это была девочка. Женщины, помогавшие роженице, мыли себе руки в знак очищения. Одна из них брала ребенка на руки и быстро обносила его вокруг очага, приобщая его тем самым к домашнему культу; затем было пиршество, на которое собирались родственники и друзья семейства.
На десятый день ребенку давалось имя. Собирались родственники и друзья для жертвоприношения и пира, причем обычно ребенку дарили подарки: игрушки или маленькие украшения, вешавшиеся ему на шею.
Исполнение этой церемонии служило доказательством, что отец признавал ребенка своим.
Но в течение нескольких первых дней после рождения отец также имел право не признать ребенка, если только он сомневался в его законности. Он имел право отказаться от него, даже если и считал его своим, иногда такое случалось, особенно когда дело шло о девочках. Во всяком случае, если отец был слишком беден, чтобы прокормить своего ребенка, он имел право отнести его к городским властям; они обязаны были содержать его за государственный счет, причем предполагалось, что тот человек, который возьмет его себе на воспитание, чтобы возместить свои расходы, воспользуется впоследствии ребенком как рабом.
Кроме того, отец имел право отречься от сына и, следовательно, лишить его наследства, если тот плохо вел себя по отношению к нему. Такое право признавалось за отцом в особенности законами Солона. На отца обязанность по этому вопросу обращаться к семейному совету и подчиняться решению большинства. Но этого не было даже в Афинах, и отцу достаточно было объявить свою волю публично через глашатая; над ним не было другого контроля, кроме общественного мнения. Но такие случаи происходили очень редко.
Наконец, отец имел право назначать опекунов к своим несовершеннолетним детям и назначить в своем завещании мужа, за которого его дочь была обязана выйти замуж.
Власть отца над детьми кончалась с достижением ими совершеннолетия, которое совпадало или с истечением восемнадцатого года, или с его началом.
Главная обязанность детей (в основном, сыновей) в Древней Греции состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям. Эти две обязанности были основными и самыми важными, так что, все остальные обязанности перед ними меркнут.
Во-первых, сын обязан был заботиться о содержании родителей, если они в том нуждаются. Закон повелевает содержать родителей, родителями же считаются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка. Была тесная связь между правом наследовать и обязанностью заботиться о пропитании.
То есть, если бы наследодатель был еще жив и не имел средств к существованию, то обязанность заботиться о его пропитании лежала бы именно на наследнике. Сын освобождался от этой необходимости только в одном случае: если отец, несмотря на свою бедность, не позаботился научить сына какому-либо ремеслу, он терял всякое право на материальное содержание от него.
Во-вторых, сын обязан был воздавать своим умершим родителям почести, предписанные законами религии. Преступлением считалось уничтожение сыном могилы родителей и лишение их тех погребальных почестей, которых они требовали.
Сын, не исполнявший этих обязанностей по отношению к своим родителям, мог быть предан правосудию. Выбор наказания предоставляли решению суда, который иногда выносил смертный приговор.

3. Положение женщины

Положение женщины в древнегреческом государстве, в зависимости от того, в каком полисе она проживала, в Спарте или в Афинах, значительно различалось.
Спартанские женщины.
В Спарте женщины пользовались большим уважением, чем где-либо в остальной Греции. Воспитание здесь сближало их с мужчинами; они привыкали с детства чувствовать себя гражданками и принимать близко к сердцу общественные интересы. В мужестве, патриотизме и самоотречении они ничуть не уступали мужчинам: вот объяснение того почтения, которым они пользовались. Похвала или порицание со стороны женщин значили очень много; с их мнением считались даже в вопросах, выходивших из области их компетенции. Женское влияние в Спарте было таково, что остальные греки в шутку называли спартанское управление правлением женщин.
Все это, однако, не мешало им исполнять обязанности жен и матерей. Выйдя замуж, спартанская женщина сразу же вся уходила в заботы о доме. Она не занималась ни прядением, ни ткачеством, эти занятия предоставлялись невольницам, ей же принадлежало только общее наблюдение за хозяйством. Вместе с мужем она следила за воспитанием детей. Отношения замужних женщин к мужчинам были менее свободны, чем отношение молодых девушек. Самое лучшее для замужней женщины - когда о ней не говорят ничего ни хорошего, ни дурного. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Спартанцы объясняли происхождение этого обычая таким образом, что девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть. Эти слова показывают, что в выборе жены личные вкусы в Спарте имели большее значение, чем где-либо в Греции.
Афинские женщины.
Затворничество в Афинах строго предписывалось только девушкам, что же касается замужних женщин, то этот обычай был более снисходительным, а в некоторых случаях даже совсем не соблюдался. Жена богатого гражданина могла легко соблюдать этот обычай и скрываться в глубине своих покоев, но в семьях мало зажиточных женщине ежеминутно приходилось выходить из дома по делам хозяйства. Ей нужно было и идти на рынок закупать провизию, и самой исполнять все то, что обычно должны были делать рабы. Иногда даже случалось, что женщины торговали на общественной площади. Нужда могла заставить некоторых женщин взяться за такое дело, но общее мнение строго порицало женщин за такие занятия.
Внутри своего дома женщины были полными хозяйками. Они наблюдали за рабами и руководили работой своих служанок; на них же лежала обязанность вести все хозяйство по дому и учитывать все расходы. Подобный порядок соблюдался не только у небогатых семей, но и в самых роскошных жилищах хозяйка дома не была полностью свободна от хозяйственных забот; у нее были многочисленные помощники, но она осуществляла общее руководство, никогда не переходившее к ее подчиненным. Вообще афинянка ревниво берегла свою власть в хозяйстве и держалась за нее, потому что не было никаких других занятий, которые могли бы отвлекать ее. Ей была присуща только одна эта роль, и она старалась сохранить за собой эту власть.
Иногда происходили и некоторые злоупотребления. Случалось, что нерадивые и нерасчетливые женщины расточительно тратили провизию. Тогда мужу приходилось вмешиваться в хозяйство и забирать у них ключи от кладовых. Но обычно афинянки заслуживали ту похвалу, как опытные, хорошие хозяйки.
В некоторых случаях даже их бережливость переходила в скупость. Им было тяжело смотреть на уничтожение тех запасов, которые они собирали с такой заботой, и они даже не делали различия между необходимыми расходами и излишествами, относясь к первым с такой же придирчивостью, как и к последним. Афинские жены радовались, когда мужья приносили домой деньги, и не скупились на едкие упреки, когда они их тратили.
У них был еще один недостаток. Зачастую они обладали очень властным характером, любили свою власть и не прочь были дать ее почувствовать при всяком удобном случае. Так как им приходилось жить почти все время среди рабов, отдавая им приказания, браня их за леность, за ошибки и упущения, то они, естественно, привыкали к власти и иной раз, не отличая и хозяина от невольника, обращались с ним в том же тоне. К этому надо еще прибавить, что они очень гордились своей добродетелью, и, сравнивая с легкими нравами мужчин серьезность своей личной жизни, усердное исполнение всех своих обязанностей и свою верность в оберегании чистоты своего домашнего очага, они легко убеждались в своем превосходстве. Затаенные обиды, носимые женщинами в глубине своих сердец, делали их часто раздражительными и при малейшем же поводе вызывали самые сухие и грубые слова, самые резкие обращения по отношению к своим мужьям.
Все эти недостатки были видны еще сильнее у тех богатых женщин, которые замужеством обогащали своих мужей. Они крепко держались за богатство, входившее вместе с ними в хозяйство. Они становились еще более заносчивыми, сами никогда не забывали и другим не позволяли забывать, кто они и что имеют.
Мужья страдали от этих недостатков, но они сами же были в них виноваты. Они ограничили женщину рамками хозяйственных домашних забот, а женщины, отдаваясь им без остатка, приобретали такие качества, от которых трудно было себя уберечь. Главный недостаток афинской семьи состоял в том, что в ней женщина не была тесно связана с жизнью своего мужа. И если бы греки сами понимали этот изъян, с которым заключались браки, то они меньше думали бы о приданом, а больше занялись изучением качеств и недостатков той девушки, на которой предполагали жениться. Но нет, они интересовались, большей частью, тысячью бесполезных вещей: кто был дед и бабка невесты; требовали, чтобы приданое было выложено на сто.
Афинянин слишком охотно вел двойную жизнь. Возвращаясь домой, он забывал или, вернее, замыкал наглухо в себе все то, что занимало его вне дома. Он присутствовал на общественной площади, заседал в собрании и в судах, вел беседы, обсуждал государственные или решал свои торговые дела, но он остерегался говорить своей жене что-либо из того, что он видел или слышал. Эти мысли принадлежали ему, и он хотел сохранить их для себя одного.
Роль афинянки даже в воспитании детей не была велика. С самого начала дети поручались кормилицам. Нет, это не означало, что мать пренебрегала ими. Она, напротив, интересовалась их играми, ласкала их, но между ней и детьми стоял чужой человек. Когда кормилица берет на себя самые тяжелые заботы о детях, она забирает часть той любви, от которой отказывается мать, передавая служанке обязанности, которые не исполняет сама. Мальчики очень рано начинали учиться вне дома. Девочки оставались с матерями, но их образование было очень поверхностно. Когда наступало время женить или выдавать замуж детей, мать не приглашалась к участию в решении их судьбы; этот вопрос отец, в силу закона, решал один. С женщиной не советовались даже тогда, когда дело шло об ее собственной участи, как не спрашивали и при решении судьбы ее дочерей и сыновей.
Единственными событиями, нарушавшими однообразие жизни женщин, были посещения подруг и религиозные церемонии, совершавшиеся ими очень часто. Мужья относились с недоверием к этим посещениям женщин и к разговорам, которые они вели между собой, как будто они сходились только затем, чтобы жаловаться на мужей и придумывать план мести. Женщины не только ходили в гости по соседству, они даже устраивали друг для друга званые пиры.
Во время похорон главная роль принадлежала женщинам. Они же принимали значительное участие и в многочисленных городских празднествах. Им было запрещено присутствовать на великих греческих играх, но разрешалось посещать театральные представления. Эти празднества отрывали их на целый день от их обычных занятий и давали возможность отдохнуть от рутинной работы по дому.
У афинянок, кроме национальных богов, были свои особые божества, к которым они относились с огромным благоговением. Они тайно собирались в специальных домашних молельнях для почитания целого ряда богов, героев и гениев. Здесь повторялось то же, что и с пирами, которые они устраивали друг для друга. Держа женщин в стороне от своей жизни, мужчины тем самым толкали их к невольному обособлению и к созданию собственных верований и развлечений.
Афинская женщина не была презираема. Иначе она не сохранила бы за собой власть над домом.
Афинянин уважал и любил свою жену, не зная ее. Занятый трудами и развлечениями вне дома, он жил возле нее, довольствуясь той добросовестностью, с которой она исполняет свои ежедневные обязанности, не требуя больше ничего. Женщина сама не подозревала, что она могла бы рассчитывать на лучшую участь и на жизнь с более полным духовным содержанием. Так как нравы того времени ограничивали ее узкой областью, она привыкла к такой жизни и обычно мирилась с этим без огорчения.

4. Понятие и цель брака

Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Брак - в правовом смысле является формой длительного (обычно пожизненного) союза мужчины и женщины, основанного на любви и удовлетворении инстинкта продолжения рода.
Греческая цивилизация тяготела к двум основным центрам - Афинам и Спарте. Эти города - государства существенно различались по способу управления, правам и обязанностям граждан, отношению к браку и брачному законодательству.
Брачные отношения в Спарте.
Брак в Спарте был «открытым» даже по современным стандартам, в отличие от афинского, который являлся в высшей степени ограничительным.
Спартанские мужчины и женщины принимали участие в брачном ритуале, который начинался инсценированным похищением невесты в ее новый дом. Жених, однако, до достижения тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке, лишь по ночам ускользая из казармы к жене. Еще более удивительным было то, что до шестидесяти лет он должен был питаться вместе со всеми солдатами. Чем же был вызван этот обычай? Тем, что, по представлениям древних, слишком частая интимная близость препятствовала сохранению воинской силы - доминирующей ценности спартанского общества.
Идеалы такой психологии распространялись и на традиции деторождения. Супруга, не имеющая детей от своего мужа, могла принять другого мужчину, чтобы родить ребенка. Если женатый мужчина не хотел интимной близости с женой, но желал иметь детей от другой женщины, то он мог получить соответствующее разрешение, также гарантированное законом.
Мужчины Спарты – это были, прежде всего, воины. Они часто отсутствовали, принимая участие в дальних военных походах. Поэтому женщины, особенно принадлежащие к высшим слоям общества, имели значительную политическую силу, а также пользовались большой свободой. Некоторые из спартанских женщин имели по два дома и по два мужа. Таким путем они становились владелицами крупных земельных участков. Несмотря на то, что общепринятой формой в то время была моногамия, брак в значительной степени имел открытый характер.
Брачные отношения в Афинах.
В жизни афинских женщин было гораздо больше ограничений, нежели у их спартанских современниц. В Спарте женщины имели очень мало домашних обязанностей и пользовались большой свободой. В Афинах же считалось, что женщины финансово и юридически должны зависеть от отцов или мужей в целях экономического благосостояния семьи. В их обязанности входил уход за детьми и поддержание в «чистоте» семейного рода. На протяжении веков муж в Афинах имел право убить жену, если она ему изменила. Значение женщины и вместе с ней брака часто принижалось.
Легендарный древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» возвеличил любовь. Однако многие греческие поэты той эпохи были менее милосердны. Даже супружеская любовь порой подвергалась осмеянию.
Безбрачие же в древнегреческом обществе, как правило, не каралось законом, но считалось серьезным нарушением религиозных традиций. В следствие безбрачия человек подвергался моральному порицанию, которое не влекло за собой утрату гражданских и политических прав.

5. Брако-разводный процесс

Брак был священной церемонией, цель которой заключалась в приобщении молодой девушки к культу ее новой семьи. Греческие писатели обычно применяют к нему выражения, указывающие на его религиозное значение. В древние времена вместо того, чтобы называть брак его собственным именем, «гамос», его обычно обозначали словом «телос», что означает священная церемония, как будто брак был преимущественно священным обрядом.
Эта церемония происходила не в храме; она совершалась дома и под покровительством домашних богов. Правда, с мольбой также обращались и к богам неба, и впоследствии даже вошло в обычай отправляться предварительно в храмы и приносить этим богам жертвы, это называлось приготовлением к браку. Но самая главная и существенная часть церемонии брака должна была всегда исполняться перед домашним очагом.
У греков обряд бракосочетания состоял, так сказать, из трех действий. Первое совершалось перед очагом отца, третье у очага мужа, второе служило переходом от одного к другому".
В родительском доме, в присутствии жениха, отец невесты, окруженный всей семьей, приносил жертву. Окончив жертвоприношение, он провозглашал, произнося священную клятву, что отдает свою дочь в жены тому-то. Это было необходимо, так как молодая девушка не могла бы сразу же отправиться на поклонение очагу мужа, если бы отец предварительно не отрек ее от родительского очага. Для того чтобы вступать в новую семью, она должна была быть свободной от всяких уз и от всякой связи со своей первой семьей.
Девушка переводится в дом мужа. Иногда сам муж ведет ее. В некоторых городах обязанность привести невесту возлагалась на одного из тех священнослужителей, которые назывались «вестниками». Обычно молодую девушку сажали на колесницу, ее лицо закрывалось покрывалом, на голову надевался венок. Венок использовался во всех религиозных церемониях. Платье невесты было белого цвета. Этот цвет требовался для всех одежд, надевавшихся в религиозных обрядах. Впереди несут факел - это брачный факел. На протяжении всего пути сопровождающие невесту поют священный гимн.
Девушка не входит сама в свое новое жилище. Мужу надо похитить невесту, притвориться, что он ее берет силой, а она должна закричать, и женщины, которые сопровождают молодую, должны делать вид, что ее защищают. В чем смысл этого обряда? Означает ли он стыдливость девушки? Вряд ли это так: до стыдливости еще далеко, так как в этом доме сперва предстояло совершить религиозную церемонию. Не показывает ли он нам, что женщина, готовящаяся совершить жертвоприношение этому очагу, сама по себе не имеет на то никакого права, что она приближается к нему не по своей воле и что надо хозяину дома и божества самому ввести ее туда своей собственной властью? Как бы то ни было, после притворной борьбы жених берет ее на руки, переносит ее, тщательно стараясь, чтобы ее ноги не коснулись порога.
Все вышеописанное - лишь приготовление к самой церемонии. Священнодействию предстоит начаться внутри дома.
Подходят к очагу, новобрачную ставят пред лицом домашнего божества. Ее кропят очистительной водой, она прикасается к священному огню. Тут же произносятся молитвы, затем уже новобрачные съедают сообща хлеб и немного плодов.
Это совместное вкушение пищи пред очагом, которое начинается и оканчивается возлиянием и молитвой, соединяет новобрачных во взаимном религиозном общении и в общении с домашними богами.
Развод был почти неизвестен в древние времена Греции, он стал очень частым явлением в классическую эпоху, и даже настолько частым, что греческие ораторы рассматривают приданое как необходимую меру для придания прочности брачному союзу. Очень часто муж оставлял у себя жену только потому, что опасался обязанности вернуть приданое в случае расторжения брака.
В Древне Греции развод был как бы двух видов. То есть, расторжение брака было возможно по инициативе как мужа, так и жены. Они называли «отсылкой» развод по требованию мужа и «оставлением» развод по желанию жены.
Первый не был подчинен никаким формальностям. Муж имел право в любой момент отослать свою жену обратно, и это происходило безо всякого вмешательства государственной власти; в этом случае жена возвращалась к своему отцу или опекуну, а дети оставались у мужа. Обычно это «удаление» жены из дома происходило в присутствии нескольких свидетелей, хотя это правило и не было обязательно.
Что же касается жены, то при желании развода она не могла поступать так самостоятельно. Требовалось, чтобы она обратилась к архонту, а архонт утверждал требуемый ею развод только при представлении письменных доказательств обоснованности ее требования. Как ни проста была эта формальность, она все же являлась очень затруднительной для женщины в том зависимом положении, в каком она находилась тогда. Кроме того, общественное мнение, как правило, осуждало женщин, требовавших развода.
Таким образом, развода можно было добиться или с обоюдного согласия обоих супругов, или по желанию одного из них и помимо воли другого. В последнем случае тот из супругов, кто отказывался от развода, мог начать против другого гражданский процесс.
Развод мог состояться даже по требованию третьего лица. Отец, например, имел право развести свою дочь с ее мужем как для того, чтобы взять ее к себе обратно, так и для того, чтобы выдать ее замуж за другого. После смерти отца самый ближайший ее родственник мог заставить ее покинуть своего мужа и взять его в мужья.
Муж мог выдать свою жену замуж за другого человека и, видимо, для этого не требовалось даже ее согласия.
Последствием развода было возвращение приданого, за исключением, тех случаев, когда развод вызывался неверностью жены. В случае промедления с возвратом приданого муж обязан был платить штраф из расчета восемнадцать процентов в год от стоимости приданого.
Ребенок, родившийся после развода, но зачатый до него, считался в принципе ребенком мужа, но муж имел право не признать его, если сомневался в его происхождении.
Тот из супругов, кто потребовал развода, не мог вступить в новый брак с лицом моложе разведенного.

6. Имущественные отношения супругов

Приданое
Жена, как правило, приносила приданое своему мужу. Отец не был обязан давать приданое дочерям, и если он это делал, то по доброй воле. Сын, наоборот, став главой семьи, был связан этим обязательством по отношению к сестрам. В самом деле, так как сын был единственным наследником, то казалось справедливым, чтобы он отдал часть наследства сестрам, чтобы помочь им устроиться, тем более что если они не выходили замуж, то оставались на его попечении. Закон Древней Греции предписывал ближайшим родным наделять бедных девушек-сирот приданым или брать их замуж.
Размер приданого никогда не был большим, за исключением Спарты во второй половине IV века. В Афинах тридцать мин считались средним приданым. Чаще всего оно давалось деньгами или движимостью, но не запрещалось включать в него недвижимость и даже землю.
При назначении приданого не требовалось вмешательство никакой официальной власти. Достаточно было простого заявления перед свидетелями. Не запрещалось присоединять к этому письменный акт или прибегать к некоторым средствам гласности, но и это не было обязательным. Когда кто-либо выдавал свою дочь замуж, то, передавая приданое зятю, он брал от него закладную на его земельную собственность. Такого рода сделка оформлялась при помощи особой надписи на каком-нибудь виде недвижимости.
Имущество, принесенное в приданое, находилось в распоряжении мужа, но он был обязан передать его неприкосновенным своим детям. Если брак расторгался, то муж возвращал приданое родителям жены или выплачивал им за него по 18% его стоимости в год. Если жена умерла раньше мужа и при этом была бездетна, то приданое возвращалось к тем, кто его дал, или к тем, кто представлял их интересы.
Наследование.
В первую очередь в Древней Греции правом на наследство обладали прямые потомки, то есть сыновья, а за неимением сыновей - дочери. Раздел производился поровну. Наследник по прямой линии сам брал в свое распоряжение имущество, и его не нужно было вводить во владение. Приемные дети во всем уравнивались с детьми, родными по крови. Что касается незаконных детей, то на наследование они никакого права не имели. Закон исключал их из семьи и позволял только завещать отдельные суммы не свыше тысячи драхм. После прямых потомков по закону на наследство могли претендовать представители боковых ветвей рода, не допуская род
и т.д.................

Греки — гостеприимный, дружелюбный и довольно суеверный народ, хотя в последнем мало кто из них признается. Они будут всячески отрицать свою веру в силу дурного глаза, но обязательно трижды постучат по дереву и сплюнут через левое плечо, прежде чем выразить свое восхищение чьей-либо элегантностью или красотой.

Многие традиции греков уходят корнями в античные времена и напрямую связаны с приемом гостей. Ни один праздник в стране не обходится без шумного застолья, танцев и песен. Что-что, а вот отдыхать здесь умеют и любят:

за год отмечается только 12 государственных праздников, а еще ведь именины, карнавалы, фестивали и множество других культурных мероприятий.


Святая Пасха

Самые важные официальные праздники в Греции — Пасха и Рождество . С ними связано множество обрядов и правил, которых старается придерживаться каждая семья. За 40 дней до Пасхи греки начинают поститься — из рациона питания исключаются масло, молоко и мясо. Первый день поста называется Чистый Понедельник, или Саракости. Трапезу в этот день стараются провести в кругу родственников, а на обеденном столе присутствуют только постные блюда — овощи, хлеб и рыба. Вечером принято выходить всей семьей на улицу и запускать в небо ярких воздушных змеев.


В день Святой Пасхи крестные должны подарить своим крестникам красивую свечу и новую одежду. Каждая семья заранее готовится к празднику: варит яйца, печет пасхальные кексы и готовит всевозможные блюда. В пятницу гулять и веселиться не принято, на улицах царит тишина. В субботний вечер вся семья красиво одевается и идет в церковь, где каждый обязан в 12 часов ночи зажечь лампадку от священного огня и принести ее домой. По возвращению со службы лампадкой поджигают все свечи в доме и приступают к трапезе за столом. Празднование Пасхи длится всю неделю.


Зимние праздники

Множество интересных обычаев и традиций греческого народа связано, прежде всего, с Рождеством. В этот день каждая семья выходит во двор и разбивает там гранат. Считается, что красные зернышки фрукта символизируют счастье и богатство. Вечером детишки отправляются колядовать, получая в благодарность монеты и сладости.


На празднование Нового года хозяйка печет каравай, внутрь которого укладывает серебряную монету . Нашедшего ее в новом году ждут счастье и удача. Завершает цикл зимних праздников Крещение Господнее. Во всех церквях и храмах освящают воду, проводя один интересный обряд: священник забрасывает в реку или любой водоем крест, а все присутствующие мужчины плывут за ним. Первый, кто достанет его, будет счастлив и здоров весь год.


Именины

В Греции ребенку принято давать имя того святого, чей праздник совпадает с днем его появления на свет. Греки спокойно воспринимают, если их забывают поздравить с днем рождения. Но пропустить именины неприемлемо и считается знаком проявления крайнего неуважения. Чтобы помочь своим соотечественникам избежать неприятных ситуаций, каждое утро радиотрансляция начинается с напоминания, чьи имена сегодня «празднуют».

Самыми популярными именами в стране считаются Георгий, Константин, Янис, Дмитрий, Мария и Елена. В дни их празднования кафе и таверны переполнены посетителями, а кондитерские продают столько же конфет и печенья, как на Рождество. Это связано с одним древним обычаем: именинник обязательно должен угостить чем-нибудь сладким всех своих родственников, знакомых, сослуживцев и соседей. А вот подарков взамен никто не ожидает. Лучшим вознаграждением за щедрость считаются пожелания здоровья, счастья и долгих лет жизни.


Обручение и свадьба

Греки очень ответственно относятся к обручению. Будущий союз двух любящих сердец просто невозможен без согласия на то отца девушки. Жених обязан спросить у него разрешения и преподнести какой-нибудь подарок. Если родители ничего не имеют против брака, то в дом приглашают священника. Он благословляет обручальные кольца, пара надевает их на левую руку и только после этого они считаются помолвленными.


Официальная часть свадьбы в мэрии считается необязательной. Главное — обвенчаться в церкви. В этот день невесте помогают одеваться родственницы и близкие подруги. Жениху ни в коем случае нельзя увидеть свою избранницу накануне свадьбы — это очень плохая примета, которая сулит несчастливую жизнь и постоянные ссоры. Чтобы молодая семья жила в достатке и согласии, их после венчания осыпают рисом.

Каждый приглашенный должен лично поздравить новобрачных. Только после того, как они услышат пожелания счастья, достатка, здоровых детей и долгих лет жизни от всех гостей, вся процессия направляется в ресторан или кафе. Праздновать принято пышно: столы ломятся от всевозможных яств, вино льется рекой, а зажигательная музыка и танцы не прекращаются до первых лучей восходящего солнца.


Крещение

Один из самых древних обычаев в Греции, который до сих пор почитают и уважают — крещение ребенка. Во время обряда младенца раздевают и заворачивают в новую белоснежную пеленку. Сначала священник благословляет воду, добавляет в нее несколько капель оливкового масла, а затем трижды окунает в святую воду малыша, повторяя при этом его имя. Новокрещеного наряжают в белую распашонку, одевают на шею крестик и он получает Первое Причастие. После этого родители и крестные принимают поздравления от гостей. На выходе из церкви всем участникам торжества вручают символические подарки — конфеты или шоколадки.


Что касается подарков крещеному, то их дарят только крестные родители. Они обязательно должны преподнести ребенку золотую цепочку с крестиком и воскресный наряд, включая ботиночки. Считается, что без этих подарков ребенок будет постоянно спотыкаться по жизни и не сможет себе купить необходимую одежду.


Правила поведения

Чтобы комфортно себя чувствовать у кого-то в гостях, пребывая на отдыхе в Греции, лучше сразу запомнить несколько простых правил поведения. Дело в том, что традиции греческого гостеприимства несколько отличаются от привычных нам. Ввиду жаркого климата, с 3 до 6 вечера все в стране отдыхают. В это время не принято назначать встречи или беспокоить по телефону.


Отправляясь в гости, обязательно загляните в ближайшую кондитерскую . Приходить с пустыми руками не принято. Лучшим вариантом считается какой-то десерт в красивой упаковке. Спешим разочаровать — вы его не попробуете . Считается, что хозяйка дома достаточно приготовила для приема и ваш презент отправится в холодильник дожидаться своей очереди.


Пунктуальность — далеко не то качество в человеке, которое ставится на первое место . Греки часто опаздывают даже на деловые встречи, не говоря уже об обычных посиделках в ресторане или кафе. Если вы будете сидеть за столиком один, то можете очень долго ждать официанта. Нет, нет, не подумайте. Обслуживание здесь на высоком уровне, просто все будут ждать, пока к вам присоединятся друзья, а потом уже подойдут принимать заказ. Ну не принято в Греции ходить по ресторанам и кафе в одиночку, а только шумными компаниями.