Советы доктора комаровского о том, что делать, если у ребенка плохой аппетит. Школа Доктора Комаровского - «Верить ли советам доктора Комаровского? Могут ли они быть опасны? За что доктора любят, а за что ругают? Включаем "здравый смысл".» Детский доктор

ТОП 17 САМЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ-ОТВЕТОВ

Назовите пять мифов о детском здоровье.

Трудно выбрать пять, их в десятки раз больше. Первые два: витамины и иммуностимуляторы влияют на частоту заболеваемости. Есть мифы чрезвычайно опасные, например, о пользе растирания детей спиртом или водкой при высокой температуре. Четвёртый: необходимость есть первое, второе и третье. Ну и пятый миф: нужно ездить на море, чтобы не болеть - на море чаще травятся, нежели оздаравливаются.

Компьютер: за или против, с точки зрения медицины?

За, конечно! Как без него! Просто нужно уметь им пользоваться. Совершенно очевидно, что его надо дозировать. Если ребёнок полтора часа в день скачет, то пусть спокойно сидит пялится в компьютер.

Золотое правило здравомыслящего родителя?

Главное - это счастье и здоровье семьи. Семья должна жить не интересами ребёнка, а интересами семьи. Если ребёнку хорошо, а папе плохо - это отвратительно. И ребёнок это должен чувствовать. Я не могу представить, чтобы моему ребёнку подарили шоколадку, а он не разделил её на три части. Мама тоже человек, она тоже любит шоколадку, нельзя унижать её достоинство. Каким ребёнок становится, зависит от родителей.

Синдром дефицита внимания: миф или реальность?

Реальность, однозначно. Раньше ребёнок без внимания был предоставлен сам себе. И это менее опасно, чем когда он предоставлен телевизору или интернету. Это трагедия общества, когда мама привязывает ребёнка к телевизору, потому что ей спокойнее, когда он рядом, в соседней комнате, нежели когда бегает по улице. 20 лет назад всё самое интересное было во дворе. Сейчас всё самое интересное дома. Отсюда и идёт гиподинамия, эпидемия ожирения.

Насколько влияет на здоровье малыша взращивание на искусственном питании?

Естественно, современная молочная смесь позволяет минимизировать риски, если мама знает, как с ней обходиться. При этом доказана меньшая опасность заболеть (например, диабетом), если ребёнка кормят грудью. Лучше мамы не может быть ничего.

Требуется ли прививка от пневмококка ребёнку, который в принципе болеет нечасто, пневмоний не было?

Как правило, нет. Вакцина дорогая, её не все могут себе позволить. Вот если государство предоставит всем нам её за свой счёт - тогда почему бы и нет.

Стоит ли лечить детей антибиотиками?

Когда у них бактериальные инфекции, чувствительные к антибиотикам, - стоит. Чего не стоит, так это лечить детей от вирусных инфекций антибиотиками профилактически. Антибиотики спасли миллионы жизни, но их надо использовать по назначению.

Главное правило использования лекарств: принимать не просто так, а по поводу. Это «по поводу» описано в любой инструкции в разделе «Указания к применению». Любое лекарственное средство, если не показано, противопоказано. Если при гриппе вы не находите слово «грипп» в инструкции к ампициллину, значит, пора усомниться в докторе, который его назначил.

Лучше переболеть ветрянкой или привить её?

Однозначно, привить. Ветрянка, как правило, лёгкая болезнь, но часто и нелёгкая.

Я проработал много лет в детской реаниматологии, видел и ветряночный энцефалит, и смерть от ветрянки. Главврач говорит с утра: «В гематологии ветрянка». Обычному человеку эта фраза не говорит ни о чём. Но мы-то понимаем: лежат дети с лейкозами, без иммунитета; у одного ветряка - значит половина из них умрёт. И к нам привозили этих детей умирать. В нефрологии ветрянка - половина тех, кто на гемодиализе, умрут.

Случайная девочка перенесла тяжело ветрянку - всё лицо в шрамах.

Хорошо переболеть лёгкой формой ветрянки в идеальном возрасте, и когда ты здоров. Вакцинация от ветрянки - как и от гриппа - вопрос не целесообразности, а материальной возможности.

Статистику осложнений ветрянки можно было бы существенно улучшить, если бы дети были привиты. И вот вопрос: удастся вам собрать Болотную площадь людей с лозунгами «Защитите наших детей от болезни, от которой разработана защита», «Страна с многомиллиардным бюджетом может позволить себе привить каждого малыша»? Отношение к детям - к детской медицине, к детским садам, к школам - это критерий зрелости нации. Если сто тысяч человек выйдет в защиту некоей политической силы, но не выйдет в защиту собственных детей, извините, для такой нации это катастрофическая ситуация.

Есть ли будущее у российской медицины в таком случае?

Своих детей я уже вырастил. Своих внуков я в систему здравоохранения не отдам. Если, не дай бог, с ними что-то случится, увезу их в ту страну, где я верю в медицину - в Германию, в Израиль… - где я смогу контролировать качество препаратов, где смогу повлиять на что-то.

В книжках вы пишете, что детей, начиная с роддома и дальше по жизни, перегревают, в то время как ребёнок от холода не страдает, а, напротив, закаляется. Когда и как нужно работать с системой здравоохранения и родителями, чтобы защищать новых членов общества от перегрева?

Многие годы я был уверен, что главное - это терпеливая разъяснительная работа. Однако наше общество к этому, к сожалению, не готово. И российский, и украинский Минздрав с 1917-го года общается со своими врачами с помощью т. н. приказов.

Вот и тут нужно издать приказ о недопустимости профилактической антибиотикотерапии при вирусной инфекции, приказ о категорической недопустимости в детских учреждениях превышения норм температуры и влажности, предписанных законом о санитарно-гигиенических нормах и правилах.

В бумагах, утверждённых главным санитарным врачом, всё хорошо и правильно прописано. В СанПиНах (Санитарно-гигиенических правилах и нормах. - М. И.) сказано, например, что в спальнях детского сада фрамуги должны быть открыты постоянно. Закрываются за пять минут до того, как дети идут ко сну, и открываются через пять минут после того, как дети легли в кровать. Влажность 40-60 %, температура - не выше +22°С. Если вы зайдёте в типичный детский сад, вы увидите, что там влажность 20 %, а температура +28°С. Воспитатели должны соблюдать эти СанПиНы, но они не считают преступлением отходить от правил, чтобы не связываться с какой-нибудь Клушей, которая чуть что сразу кричит: «Что вы делаете, вы же ребёнка мне застудите!»

В роддомах такая же ситуация?

Одно дело, если новорождённый не доношен: у него неадекватная система терморегуляции, он не усваивает витамины - такого малыша кладут в кувез и питают тем, чего ему не хватает. Совсем другое дело - доношенный ребёнок, он не должен испытывать дискомфорт в комнате, где +28°С и нечем дышать, лучше заверните его в шкуру убитого медведя и продолжайте кормить грудью.

Иногда мамочки говорят, что в роддоме им акушерка не позволяет открыть форточку. О, она великий эксперт! Ей совершенно плевать на все СанПиНы, на Онищенко, на врачей, на желания этой мамы. Она там королева, у неё в руках единственное на всё отделение судно, и без пяти рублей в карман она тебе его не даст, ходи под себя. И эта же Марфа Ивановна определяет в роддоме, кого пускать, кого не пускать, ей неважно, хочешь ты быть рядом со своей женой или нет.

Правда, что во время беременности нужно пробовать как можно большее количество занятий, так как эти навыки переходят в потенциал ребёнка?

Это антинаучно.

Равно как арт-терапия, ипо-терапия и прочее?

Всё это разновидности психотерапии. Пойди куда хочешь, заплати большие деньги - тогда тебе помогут и лошади, и дельфины, и сказки, и всё что угодно.

В первый год жизни детей осматривают в поликлинике каждый месяц. Нужны ли ежемесячные осмотры у педиатра, если нет жалоб?

Не уверен. Врач должен осмотреть новорождённого, хорошо бы осмотреть его в месячном возрасте, в три месяца, в шесть месяцев и в год. Кстати, квалифицированная медсестра в состоянии это сделать без доктора.

Основной риск - сам факт посещения поликлиники. Если годовалый ребёнок должен ждать доктора в коридоре поликлиники, где кашляют и чихают другие дети, такая ситуация однозначно неправильная, с ней надо бороться. Хотите, чтобы врач смотрел ребёнка часто, - отрегулируйте систему таким образом, что если сказано вам прийти в 15:00, то ровно в это время Марья Ивановна вас уже ждёт. Если ребёнок заболел в коридоре поликлиники, за лечение платит государство. По логике, государство заинтересовано сделать так, чтобы ребёнок не сидел в коридоре.

Когда же наступит то время, когда в детских поликлиниках не будет часовых очередей?

Я уже говорил, виной всему абсолютная оторванность мужчин от всего, что касается детей. Это очевидно. Когда мужчины начнут заботиться о потомстве, тогда ситуация и изменится. Когда семья решает завести автомобиль, мужчина за полгода начинает сидеть в интернете, выяснять детали и условия покупки. А когда решают завести ребёнка, вы только в 1 % случаев встретите папашу, ищущего информацию о воспитании. Если бы вашу машину заправили некачественным бензином, вы бы разнесли заправку. А когда в больнице некачественно обслуживают вашего малыша, вам всё равно. У мужчины всегда было две главных функции: защитить накормить семью.

Чтобы дети были здоровы, нужно гораздо меньше средств. Важнее правильно наладить процесс, и тогда государство ещё сэкономит. Но ведь никто не заинтересован, чтобы дети меньше болели.

Нагрузка современного школьника - не чрезмерна ли?

В идеале нужно решить вопрос внешкольного времени. Если, помимо школы, ребёнок ещё три часа делает домашнее задание, а остальное время тупо смотрит телевизор, ничего хорошего в этом нет. Наша проблема - отсутствие бесплатного общедоступного школьного спорта. Невозможно представить в Канаде школу, где нет катка или школьного бассейна. Мы об этом только мечтаем. Но ведь сделать волейбольные площадки недорого: натяните верёвку между двумя столбами - и пусть дети играют.

Необходимо, чтобы полтора часа в день у ребёнка были интенсивные физические нагрузки. Если мы организовали эти полтора часа, то никакая нагрузка в школе не будет чрезмерной. Тогда мы ему сохраним здоровье.

Как объясняется польза полуторачасовой нагрузки?

Это физиология человека: сердце должно биться не ровно, а реагировать на нагрузки, что обеспечивает нормальную работу сосудов, мышц. Нужно мотивировать детей быстрее бежать, выше прыгать, ходить без прыщей и т. д. Они тогда и курить не начнут в 8-м классе. Необходимо развивать культ здорового отношения к себе. Потому что человек, который систематически себя убивает, - это человек, у которого мало мозгов. Быть глупым - стыдно. Человек, который курит, - глупый, потому что он идёт против инстинкта, он сознательно убивает своё здоровье. Живых существ, которые сознательно себя убивают, не существует.

Достаточно ли ребёнку школьных каникул или, может, нужно больше? Возможно, их нужно иначе разбить на периоды?

Важен не сам факт каникул, важно как ребёнок их провёл. Много ли детей могут позволить себе в осенние каникулы съездить поплавать на море, а в зимние - покататься на лыжах?

Доктор Комаровский — самый популярный педиатр в России и Украине, автор 13 книг об уходе за детьми — выпустил третью книгу трилогии «Справочник здравомыслящих родителей» — «Лекарства». С презентацией книги любимый всеми детский врач посетил Москву и Петербург. Я воспользовался ситуацией и за неспешным обедом в «ДжонДжоли» задал доктору Комаровскому все самые важные вопросы.

Золотое правило здравомыслящего родителя?
— Главное — это счастье и здоровье семьи. Семья должна жить не интересами ребёнка, а интересами семьи. Если ребёнку хорошо, а папе плохо — это отвратительно. И ребёнок это должен чувствовать. Я не могу представить, чтобы моему ребёнку подарили шоколадку, а он не разделил её на три части. Мама тоже человек, она тоже любит шоколадку, нельзя унижать её достоинство. Каким ребёнок становится, зависит от родителей.

Назовите пять мифов о детском здоровье.
— Трудно выбрать пять, их в десятки раз больше. Первые два: витамины и иммуностимуляторы влияют на частоту заболеваемости. Есть мифы чрезвычайно опасные, например, о пользе растирания детей спиртом или водкой при высокой температуре. Четвёртый: необходимость есть первое, второе и третье. Ну и пятый миф: нужно ездить на море, чтобы не болеть — на море чаще травятся, нежели оздаравливаются.

Перинатальные матрицы: миф или реальность?
— Это за пределами моего понимания. Больше всего мне нравится специальность «перинатальный психолог». Это такие люди, которые знают, о чём думает плод. Они знают, какие муки испытывает ребёнок, когда его одного положили в кроватку, когда в полтора года его лишили груди...

Синдром дефицита внимания: миф или реальность?
— Реальность, однозначно. Раньше ребёнок без внимания был предоставлен сам себе. И это менее опасно, чем когда он предоставлен телевизору или интернету. Это трагедия общества, когда мама привязывает ребёнка к телевизору, потому что ей спокойнее, когда он рядом, в соседней комнате, нежели когда бегает по улице. 20 лет назад всё самое интересное было во дворе. Сейчас всё самое интересное дома. Отсюда и идёт гиподинамия, эпидемия ожирения.

Насколько влияет на здоровье малыша взращивание на искусственном питании?
— Естественно, современная молочная смесь позволяет минимизировать риски, если мама знает, как с ней обходиться. При этом доказана меньшая опасность заболеть (например, диабетом), если ребёнка кормят грудью. Лучше мамы не может быть ничего.

— Блогеры спрашивают: требуется ли прививка от пневмококка ребёнку, который в принципе болеет нечасто, пневмоний не было?
— Как правило, нет. Вакцина дорогая, её не все могут себе позволить. Вот если государство предоставит всем нам её за свой счёт — тогда почему бы и нет.

Стоит ли лечить детей антибиотиками?
— Когда у них бактериальные инфекции, чувствительные к антибиотикам, — стоит. Чего не стоит, так это лечить детей от вирусных инфекций антибиотиками профилактически. Антибиотики спасли миллионы жизни, но их надо использовать по назначению.
Главное правило использования лекарств: принимать не просто так, а по поводу. Это «по поводу» описано в любой инструкции в разделе «Указания к применению». Любое лекарственное средство, если не показано, противопоказано. Если при гриппе вы не находите слово «грипп» в инструкции к ампициллину, значит, пора усомниться в докторе, который его назначил.

Лучше переболеть ветрянкой или привить её?
— Однозначно, привить. Ветрянка, как правило, лёгкая болезнь, но часто и нелёгкая.
Я проработал много лет в детской реаниматологии, видел и ветряночный энцефалит, и смерть от ветрянки. Главврач говорит с утра: «В гематологии ветрянка». Обычному человеку эта фраза не говорит ни о чём. Но мы-то понимаем: лежат дети с лейкозами, без иммунитета; у одного ветряка — значит половина из них умрёт. И к нам привозили этих детей умирать. В нефрологии ветрянка — половина тех, кто на гемодиализе, умрут.
Случайная девочка перенесла тяжело ветрянку — всё лицо в шрамах.
Хорошо переболеть лёгкой формой ветрянки в идеальном возрасте, и когда ты здоров. Вакцинация от ветрянки — как и от гриппа — вопрос не целесообразности, а материальной возможности.
Статистику осложнений ветрянки можно было бы существенно улучшить, если бы дети были привиты. И вот вопрос: удастся вам собрать Болотную площадь людей с лозунгами «Защитите наших детей от болезни, от которой разработана защита», «Страна с многомиллиардным бюджетом может позволить себе привить каждого малыша»? Отношение к детям — к детской медицине, к детским садам, к школам — это критерий зрелости нации. Если сто тысяч человек выйдет в защиту некоей политической силы, но не выйдет в защиту собственных детей, извините, для такой нации это катастрофическая ситуация.

Есть ли будущее у российской медицины в таком случае?
— Своих детей я уже вырастил. Своих внуков я в систему здравоохранения не отдам. Если, не дай бог, с ними что-то случится, увезу их в ту страну, где я верю в медицину — в Германию, в Израиль... — где я смогу контролировать качество препаратов, где смогу повлиять на что-то.
Здесь я не верю качеству лекарств, я не верю тем людям, которые должны контролировать качество лекарств, я вижу по телевизору рекламу лекарств, и мне стыдно за страну. Я боюсь, что, когда наконец-то к нам придёт цивилизованная страховая медицина, то будут оплачивать не цивилизованные лекарства, а те, которые выпускает родственник директора страховой компании.

В чём же камень преткновения российского здравоохранения?
— Солоухин в одном из рассказов описал переход, который каждому из нас предстоит, — из этой жизни в ту. Он бывает страшный, бывает лёгкий. Ты можешь в муках три года выпрашивать ампулу морфина, а можешь спокойно уйти. И это зависит от системы здравоохранения в стране. А проблема такова: в том возрасте, когда мы можем изменить эту систему, нас интересуют совсем другие вещи.
Показательный случай был на Украине. Закрыли украинский торрент. Вот это протестное движение возникло! Куча мужиков организовали хакерские атаки, обвалили сайты МВД и президента. Дошло до того, что сын президента вступился за них, и сайт открыли. То есть когда мужиков лишили права смотреть бесплатное ворованное кино, они кого угодно были готовы порвать.
Зато перед этим почти два года на Украине не было вакцины. В европейской стране в 21-м веке не прививали два года детей. Вы думаете, кто-то из этих мужиков пальцем шевельнул ради своих детей? Я об этом у себя в блоге пост написал: .


Книги Комаровского переводятся на самые разные языки мира. Вот и свежеиспечённый перевод на китайский.

— В книжках вы пишете, что детей, начиная с роддома и дальше по жизни, перегревают, в то время как ребёнок от холода не страдает, а, напротив, закаляется. Когда и как нужно работать с системой здравоохранения и родителями, чтобы защищать новых членов общества от перегрева?
— Многие годы я был уверен, что главное — это терпеливая разъяснительная работа. Однако наше общество к этому, к сожалению, не готово. И российский, и украинский Минздрав с 1917-го года общается со своими врачами с помощью т. н. приказов.
Вот и тут нужно издать приказ о недопустимости профилактической антибиотикотерапии при вирусной инфекции, приказ о категорической недопустимости в детских учреждениях превышения норм температуры и влажности, предписанных законом о санитарно-гигиенических нормах и правилах.
В бумагах, утверждённых главным санитарным врачом, всё хорошо и правильно прописано. В СанПиНах (Санитарно-гигиенических правилах и нормах. — М. И. ) сказано, например, что в спальнях детского сада фрамуги должны быть открыты постоянно. Закрываются за пять минут до того, как дети идут ко сну, и открываются через пять минут после того, как дети легли в кровать. Влажность 40-60 %, температура — не выше +22°С. Если вы зайдёте в типичный детский сад, вы увидите, что там влажность 20 %, а температура +28°С. Воспитатели должны соблюдать эти СанПиНы, но они не считают преступлением отходить от правил, чтобы не связываться с какой-нибудь Клушей, которая чуть что сразу кричит: «Что вы делаете, вы же ребёнка мне застудите!»

— В роддомах такая же ситуация?
— Одно дело, если новорождённый не доношен: у него неадекватная система терморегуляции, он не усваивает витамины — такого малыша кладут в кувез и питают тем, чего ему не хватает. Совсем другое дело — доношенный ребёнок, он не должен испытывать дискомфорт в комнате, где +28°С и нечем дышать, лучше заверните его в шкуру убитого медведя и продолжайте кормить грудью.
Иногда мамочки говорят, что в роддоме им акушерка не позволяет открыть форточку. О, она великий эксперт! Ей совершенно плевать на все СанПиНы, на Онищенко, на врачей, на желания этой мамы. Она там королева, у неё в руках единственное на всё отделение судно, и без пяти рублей в карман она тебе его не даст, ходи под себя. И эта же Марфа Ивановна определяет в роддоме, кого пускать, кого не пускать, ей неважно, хочешь ты быть рядом со своей женой или нет.

— Как вы относитесь к современным медицинским реформам? В частности, какую позицию вы занимаете в вопросах финансирования медицинского обслуживания?
— Я считаю, что тех денег, которые выделяются, абсолютно достаточно, чтобы каждый житель страны гордился системой здравоохранения. Другое дело, они нерационально расходуются. Это касается и России, и Украины.
Существовала великая система здравоохранения Семашко. Ничего лучше по соотношению цена-качество придумать было просто нельзя. Эту советскую систему надо было чуть-чуть «дополировать»: убрать ненужную бюрократию, убрать существовавшие тогда лёгкие формы коррупции, закрыть те медицинские НИИ, от которых не было пользы, и тогда мы бы гордились этой обновлённой системой. Но не случилось.
Ведь что может быть разумнее! Стои т, допустим, больница в центре Москвы. Это здание сто ит миллиарды. Предложите любой фирме построить шикарную современную клинику за городом, в лесу — взамен на это здание. В этом же все заинтересованы. Почему этого нет?

Что собой представляет названный вашим именем проект «Комарик»?
— Пять или шесть лет назад я придумал, как не дать детскому саду угробить ребёнка — разработал пакет требований «Комарик». Это оформленная юридически франшиза, которой может воспользоваться любой детсад.
В обычном детском саду есть, например, 30 детей в группе. 28 мамочек хотят, чтобы фрамуга была открыта, а две — чтобы закрыта. В «Комарик» могут взять детей только тех родителей, кто прошёл тест на знание системы доктора Комаровского и согласен с этой системой. Только те, кто согласны, что дети могут гулять в любую погоду, что их нельзя заставлять есть, что должны поддерживаться температура и влажность и т. д. и т. д.

Этот проект уже где-то реализован?
— Первый «Комарик» был открыт не в России и не на Украине — нет пророка в своём отечестве, — а в Алматы, потом был Краснодар и вот, наконец, Москва.
Вслед за садом должна идти школа, задача которой воспитать не умного ребёнка, а счастливого, здорового, физически развитого, подготовленного к реалиям жизни. Первые пять лет будут выявлять его склонности, а следующие пять лет его будут обучать с такими же, как он.
Первые три года в Алматы проект развивался тихо, зато теперь отбоя нет от желающих: деньги суют, лишь бы попасть — увидели, что там заболеваемость в 10 раз ниже, чем в среднем по городу.

— Как вы относитесь к идее индивидуальных школ, где детей делили бы не по возрасту, а по темпераменту, психологическому развитию, «совам»-«жаворонкам» и т. д.?
— Я не верю, что это реализуемо в государственном масштабе. За ваши деньги вам выделят всё, что хотите. Сам я к этой идее отношусь отрицательно. Я считаю, что школа всё-таки должна научить человека жить в социуме. Допустим, ты «жаворонок». И что, твои работодатели будут под это всю жизнь подстраиваться? Если от тебя требуется вставать в 8 утра, а не в 5, приспособь свои склонности к социуму, научись вставать в 8.
Я крайне скептически отношусь к методикам раннего развития, поскольку они не делают человека счастливым. Оно делает его жизнь намного сложнее, когда ребёнок попадает в общество нераннеразвитых. Чем больше мы человека развиваем, тем больше у него потребностей и тем сложнее их удовлетворить. Мы не делаем его счастливей. А ведь, на самом деле, именно это главное. В конце концов, мы формируем людей, которые придумывают себе потребности и по трупам идут их реализовывать. Мы их видим каждый божий день.

— Правда, что во время беременности нужно пробовать как можно большее количество занятий, так как эти навыки переходят в потенциал ребёнка?
— Это антинаучно.

Равно как арт-терапия, ипо-терапия и прочее?
— Всё это разновидности психотерапии. Пойди куда хочешь, заплати большие деньги — тогда тебе помогут и лошади, и дельфины, и сказки, и всё что угодно.

— В первый год жизни детей осматривают в поликлинике каждый месяц. Нужны ли ежемесячные осмотры у педиатра, если нет жалоб?
— Не уверен. Врач должен осмотреть новорождённого, хорошо бы осмотреть его в месячном возрасте, в три месяца, в шесть месяцев и в год. Кстати, квалифицированная медсестра в состоянии это сделать без доктора.
Основной риск — сам факт посещения поликлиники. Если годовалый ребёнок должен ждать доктора в коридоре поликлиники, где кашляют и чихают другие дети, такая ситуация однозначно неправильная, с ней надо бороться. Хотите, чтобы врач смотрел ребёнка часто, — отрегулируйте систему таким образом, что если сказано вам прийти в 15:00, то ровно в это время Марья Ивановна вас уже ждёт. Если ребёнок заболел в коридоре поликлиники, за лечение платит государство. По логике, государство заинтересовано сделать так, чтобы ребёнок не сидел в коридоре.

Когда же наступит то время, когда в детских поликлиниках не будет часовых очередей?
— Я уже говорил, виной всему абсолютная оторванность мужчин от всего, что касается детей. Это очевидно. Когда мужчины начнут заботиться о потомстве, тогда ситуация и изменится. Когда семья решает завести автомобиль, мужчина за полгода начинает сидеть в интернете, выяснять детали и условия покупки. А когда решают завести ребёнка, вы только в 1 % случаев встретите папашу, ищущего информацию о воспитании. Если бы вашу машину заправили некачественным бензином, вы бы разнесли заправку. А когда в больнице некачественно обслуживают вашего малыша, вам всё равно. У мужчины всегда было две главных функции: защитить накормить семью.
Чтобы дети были здоровы, нужно гораздо меньше средств. Важнее правильно наладить процесс, и тогда государство ещё сэкономит. Но ведь никто не заинтересован, чтобы дети меньше болели.

— Вопрос кадров. Насколько я знаю, существует страшный дефицит специалистов. Как привлечь в отрасль кадры и почему сейчас это делать не получается, несмотря на огромные денежные вливания?
— Дефицит будет нарастать в геометрической прогрессии. Этот вопрос не решить, пока на зарплату врача ты не можешь выжить, если не нарушаешь Божьи заповеди.
В рейтинге 600 лучших вузов нет ни одного украинского. Да и российских — единицы. Зайдите в любой НИИ и спросите, сколько разработанных ими за последние 20 лет лекарств получили международное признание. Ответ: ноль. Вопрос: а почему я должен содержать этот НИИ с сотней профессоров и тремя сотнями доцентов? Какой дефицит! У нас этих кадров — бог знает сколько, только они устроились так, чтобы к больным не подходить.
Самые адекватные, самые грамотные врачи работают представителями фармакологических компаний. Никто не хочет за $120 бегать по участку. У остальных слишком низкие компетенции. 90 % врачей считают, что гомеопатия — это лечение травами. Ну, и что с ними делать?

Нагрузка современного школьника — не чрезмерна ли?
— В идеале нужно решить вопрос внешкольного времени. Если, помимо школы, ребёнок ещё три часа делает домашнее задание, а остальное время тупо смотрит телевизор, ничего хорошего в этом нет. Наша проблема — отсутствие бесплатного общедоступного школьного спорта. Невозможно представить в Канаде школу, где нет катка или школьного бассейна. Мы об этом только мечтаем. Но ведь сделать волейбольные площадки недорого: натяните верёвку между двумя столбами — и пусть дети играют.
Необходимо, чтобы полтора часа в день у ребёнка были интенсивные физические нагрузки. Если мы организовали эти полтора часа, то никакая нагрузка в школе не будет чрезмерной. Тогда мы ему сохраним здоровье.

Как объясняется польза полуторачасовой нагрузки?
— Это физиология человека: сердце должно биться не ровно, а реагировать на нагрузки, что обеспечивает нормальную работу сосудов, мышц. Нужно мотивировать детей быстрее бежать, выше прыгать, ходить без прыщей и т. д. Они тогда и курить не начнут в 8-м классе. Необходимо развивать культ здорового отношения к себе. Потому что человек, который систематически себя убивает, — это человек, у которого мало мозгов. Быть глупым — стыдно. Человек, который курит, — глупый, потому что он идёт против инстинкта, он сознательно убивает своё здоровье. Живых существ, которые сознательно себя убивают, не существует.

Достаточно ли ребёнку школьных каникул или, может, нужно больше? Возможно, их нужно иначе разбить на периоды?
— Важен не сам факт каникул, важно как ребёнок их провёл. Много ли детей могут позволить себе в осенние каникулы съездить поплавать на море, а в зимние — покататься на лыжах?

Компьютер: за или против, с точки зрения медицины?
— За, конечно! Как без него! Просто нужно уметь им пользоваться. Совершенно очевидно, что его надо дозировать. Если ребёнок полтора часа в день скачет, то пусть спокойно сидит пялится в компьютер.

Вегетарианское питание детей: возможно ли?
— По большому счёту, это неестественно для человека. Во что верят мама и папа, в то обычно верит и ребёнок. Если родители хотят передать своё верование ребёнку, у меня есть методика, которая позволяет сохранить здоровье при полном вегетарианстве. Сам я считаю, что ребёнок вправе есть то, что он хочет. Но если я как врач не вижу возможности переубедить маму, то я вынужден не расслабляться, а предложить методику: что есть, какой витаминный комплекс пропить, чтобы можно было обойтись без запрещённых продуктов.
Во всём мире существуют магазины для вегетарианцев, но много ли их в России? В Москве один-два.

Насколько вредны или полезны сезонные приёмы витаминов в таблетках? Говорят, что они провоцируют рак.
— Это неправда. Так может говорить только производитель витаминов не в таблетках. Вопрос нужно строить иначе. Витамины — лечебно-профилактические средства, которые принимаются по строгим показаниям. Если человек может позволить себе гармоничное разнообразное питание, ни в каких витаминах он не нуждается. За исключением отдельных ситуаций, и то чаще речь идёт о микроэлементах: повышенная потребность йода у беременных и кормящих, фолиевая кислота при подготовке к беременности, витамин D — если вы живёте за полярным кругом.

— Существуют ли кризисные годы с 7 до 18 лет — или это один сплошной кризис?
— Думается мне, что названный диапазон растянут. Буйство половых гормонов, вне всякого сомнения, меняет жизненные приоритеты. Сверстники, как правило противоположного пола, становятся авторитетами для ребёнка; мнение соседки по парте становится важнее, чем мнение мамы или папы. Важно успеть стать авторитетом для девочки, пока ей не исполнилось 10, и мальчику, пока ему не исполнилось 12 (всё это ориентировочно, конечно). Если вам не удалось этого сделать, то вы, увы, опоздали — вы не сможете повлиять на ситуацию.

Новые стандарты по выхаживанию недоношенных детей считают родившимся совсем маленьких — от 500 г. Есть ли перспективы у таких детей? Нужно ли ими заниматься?
— Огромный скепсис и боль вызывает у меня эта тема. Дайте обществу анализ: вот, за последние пять лет в нашей стране вы ходили сто детей весом от 600 г до килограмма. Дайте обществу статистику, что с ними случилось за первые пять лет, что это стоило родителям, сколько семей распалось, насколько эти дети сейчас счастливы, здоровы, полноценны, как у них со зрением. Дайте обществу ответы на эти вопросы.
Я был во Франкфурте в отделении для таких детей и услышал такую боль в словах тех, кто их выхаживает, — и это с их уровнем! 90 % этих детей слепые, у них проблемы с кожей, с интеллектом.
Если мы решили, что мы выхаживаем недоношенных детей потому, что это европейский стандарт, давай с другого начнём: с европейских стандартов вакцинации, европейских стандартов школы… Если мы приводим детей в этот мир, давайте начнём с другого.

Какие меры самопомощи нужно знать ребёнку?
— Об этом я написал книжку. Это практически готовый сценарий 50-серийного фильма о неотложной помощи. Его нужно отснять и показывать во всех школах: что должен делать ребёнок при высокой температуре, когда товарища ударило током, когда кого-то вытащили из воды… Наши плакаты с демонстрацией помощи утопленникам — когда беднягу давят через коленку, как будто лёгкие — это мочалка, из которой можно выжать воду, — национальный позор. Мне стыдно за страну, когда начинают обсуждать пользу жгута. Правильно наложенный жгут равносилен потере конечности, он нужен, если, например, оторвало руку. При этом жгут есть в каждой аптечке.
Зато что такое эпипен*, у нас почти никто не знает. Помнишь, в фильме «Социальная сеть» полиция врывается в дом, где ребята употребляют кокаин? У одного из них полицейский достаёт шприц и спрашивает, что в нём. Парень говорит: «Эпипен», — и от него отстают. У них каждая собака знает, что такое эпинефрин и зачем он нужен. Если бы мы вместо жгута положили в автомобильную аптечку эпипен, мы бы несколько тысяч жизней спасли за год.

Что в работе детского врача вы считаете приоритетным?
— Взаимопонимание с мамой и папой. Объяснение им их роли — то, что они важнее, чем доктор. У нас же обычно бывает наоборот: врач пытается доказать свою значимость. Равно как и медсестра, акушерка, учителя в школах, автомеханик, сантехник, электрик: «Вам без нас — никуда». Более того, сантехник начнёт свой рассказ с того, что все предыдущие сантехники, которые побывали в вашей квартире, — абсолютные идиоты.
Возможности родителей на порядок превосходят возможности государства. Воспитывать детей независимо от социума невозможно, а социумы везде разные. Поэтому моя главная задача — дать такую методику ухода, воспитания и помощи при болезнях, которую можно реализовать в той стране, где вы живёте, — с учётом вашей ментальности, ваших бабушек и вашей системы здравоохранения. Методику, которая позволит вырастить ребёнка и сохранить семью.

Евгений, как вас можно найти в интернете?
— Настоящий Комаровский живёт на . На сегодняшний день только здесь.

О новой книге доктора Комаровского
Прежде специалисты не могли себе позволить писать о лекарствах, эта тема была всегда табу и для врачей, и для родителей: про одни медикаменты скажешь правду — сменят на другие, про третьи скажешь — перестанут покупать… А это уже вопрос личной заинтересованности.
«Справочник здравомыслящих родителей: Лекарства» Евгений Комаровский писал два года, подготовка же заняла, как утверждает автор, 35 лет. Учебники о лекарствах пишут не врачи, а фармаколога. Но парадокс в том, что именно с врачами родители говорят о лекарствах. Поэтому одна из первоочередных целей новой книги доктора Комаровского — стать русско-фармакологическим разговорником. Когда в инструкции, которая теоретически предназначена для обывателя, написано, что «данный препарат ингибирует фермент С-450», вряд ли становится понятнее, зачем это лекарство нужно.
Книга состоит из трёх частей: 1. Фармакологическая азбука, где даются основы фармакологии: чем отличается лекарство от препарата, а пилюля от пастилки. 2. Рассказы о лекарствах — об основных группах лекарств, с акцентом на детский возраст. 3. Специфические ситуации: лекарства и беременность, лекарство и кормление грудью, лекарства и аллергия, что такое 20 мг в 5 мл и т. д.
Многие фармакологические компании дали бы многое, чтобы эта внушительная по объёму книга (один Предметный указатель занял 40 страниц) не выходила. «Один мой знакомый химик, — комментирует Комаровский, — посмотрев содержание, купил сразу три экземпляра со словами: она быстро станет библиографической редкостью, такую книгу не позволят выпустить дважды». По этой же причине издательство выпустило тираж в шесть раз больше обычного.

___________________

* EpiPen (Epinephrine Auto-Injector ) — шприц-ручка с адреналином, которой можно воспользоваться самостоятельно в экстренном случае. Как правило, при анафилактическом шоке — из-за астмы, аллергии или укуса насекомым.

СОВЕТЫ ОТ ДОКТОРА КОМАРОВСКОГО ☝

Часто болеющий ребенок. Кто виноват и что делать?

Сколько бы автор ни призывал родителей относиться к детским болезням спокойно и философски, не как к трагедиям, а как ко временным мелким неприятностям, удается это далеко не всем и не всегда. В конце концов совсем не редкость ситуации, когда мама просто не может сказать, сколько раз за год ребенок болел ОРЗ - эти ОРЗ просто не заканчиваются. Одни сопли плавно перетекают в другие, заложенный нос переходит в заболевшее ухо, бледнеет покрасневшее горло, но сипнет голос, увлажняется кашель, но в очередной раз повышается температура...

✔ КТО В ЭТОМ ВИНОВАТ?

Раньше говорили: «Что поделать, такой уродился» и добавляли: «Потерпи, перерастет».

Сейчас говорят: «Плохой иммунитет» и, как правило, добавляют: «Надо полечить».

Давайте попробуем разобраться, что же все-таки надо делать - терпеть или лечить?

Родители должны знать, что врожденные нарушения иммунитета - т. н. первичные иммунодефициты - редкость. Они проявляются не просто частыми ОРВИ, а очень тяжелыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению. Врожденный иммунодефицит - это состояние смертельно опасное и оно не имеет никакого отношения к двухмесячному насморку.

Таким образом, частые ОРЗ - в подавляющем большинстве случаев следствие вторичного иммунодефицита - т. е. ребенок родился нормальным, но под действием определенных внешних факторов его иммунитет или не развивается, или чем-то угнетается.

✔ Главный вывод:

Если нормальный от рождения ребенок не вылазит из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. И есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка с окружающей средой или попробовать все-таки изменить окружающую среду, чтоб она ребенка устраивала.

Формирование и функционирование системы иммунитета обусловлено, прежде всего, внешними воздействиями. Всем тем, что прекрасно знакомо каждому, всем тем, что мы вкладываем в понятие «образ жизни»: питание, питье, воздух, одежда, физические нагрузки, отдых, лечение болезней.

Родители ребенка, часто болеющего ОРЗ, должны прежде всего понять, что виноват в этом не ребенок, а окружающие его взрослые, которые никак не могут разобраться с ответами на вопросы про хорошо и плохо. Очень трудно самим себе признаться в том, что это мы что-то делаем не так - не так кормим, не так одеваем, не так отдыхаем, не так помогаем при болезнях.

А самое печальное состоит в том, что помочь таким родителям и такому ребенку не может никто.

Судите сами. Дитя часто болеет. Куда маме податься за советом?

Начнем с бабушки. И что услышим: он у тебя плохо ест, тоже мне мать, ребенка накормить не в состоянии; кто ж так дитя одевает - совершенно голая шея; он раскрывается ночью, поэтому спать надо в теплых носках и т. д. С песнями и танцами накормим. Очень теплым шарфиком плотно замотаем. Носки наденем. Частота ОРЗ от всего этого не уменьшится, но бабушке легче.

Обратимся за помощью к друзьям, знакомым, сослуживцам. Главный совет (мудрый и безопасный) - потерпи. Но обязательно услышим историю о том, как «у одной женщины ребенок все время болел, но она не пожалела денег и купила ему специальный и очень биологически активный витаминный комплекс с добавками толченых рогов высокогорного тибетского козла, после чего все как рукой сняло - ОРЗ прекратились, аденоиды рассосались, а знаменитый профессор сказал, что он потрясен, и купил комплекс своему внуку». Кстати, последняя упаковка этих витаминов еще есть у Клавдии Петровны, но надо спешить - сезон охоты на козлов закончен, новые поступления будут только через год.

Поспешили. Купили. Начали дитя спасать. Ах, как стало легко! Нам, родителям, легко - все-таки мы для дитя ничего не жалеем, мы, родители, правильные. ОРЗ продолжаются? Ну, это такой ребенок.

Может все-таки обратимся к серьезным врачам?

Доктор, у нас за год 10 ОРЗ. Мы уже съели за этот год 3 кг витаминов, 2 кг лекарств от кашля и 1 кг антибиотиков. Помогите! От нашего несерьезного педиатра Анны Николаевны толку никакого - требует ребенка закалять, а как же его такого «безиммунитетного» закалять! У нас наверняка какая-то страшная болезнь завелась...

Ну что ж, давайте обследуем. Поищем вирусы, бактерии, глисты, определим состояние иммунитета.

Обследовали. Нашли герпес, цитомегаловирус, лямблии, а в кишечнике стафилококк. Анализ крови с умным названием «иммунограмма» показал многочисленные отклонения.

Теперь все понятно! Это не мы виноваты! Мы, родители, - хорошие, внимательные, заботливые. Ура!!! Мы нормальные! Бедная Леночка, сколько на нее сразу всего навалилось - и стафилококк, и вирусы, ужас! Ну да ничего! Нам уже рассказали про специальные лекарства, которые всю эту гадость обязательно изведут...

А еще что приятно, можно эти анализы продемонстрировать бабушке, она небось и слова такого не слышала - «цитомегаловирус»! Но хоть критиковать перестанет...

И обязательно покажем анализы Анне Николаевне. Пусть осознает свои заблуждения, хорошо, что мы ее не послушались и не стали с такой жуткой иммунограммой закаляться.

Самое печальное в том, что Анна Николаевна заблуждения признавать не хочет! Утверждает, что стафилококк - вполне нормальный обитатель кишечника у большинства людей. Говорит о том, что невозможно жить в городе и не иметь антител к лямблиям, герпесу и цитомегаловирусу. Упорствует! Настаивает на том, что все это ерунда, и лечить отказывается! Вновь и вновь пытается убедить нас в том, что виноваты во всем не стафилококки-герпесы, а мы - родители!!!

Автор отдает себе отчет в том, что вы можете очень расстроиться и даже закрыть эту книгу. Но Анна Николаевна абсолютно права с максимально возможной степенью вероятности - виноваты действительно вы, родители! Не по злому умыслу, не от вредности. По незнанию, по непониманию, по лености, по доверчивости, но виноваты вы.

Если ребенок часто болеет ОРЗ, никакими таблетками решить эту проблему невозможно. Устраняйте конфликт с окружающей средой. Изменяйте образ жизни. Не ищите виновных - это тупик. Ваши и вашего ребенка шансы вырваться из замкнутого круга вечных соплей - вполне реальны.

Еще раз повторюсь: волшебных таблеток «от плохого иммунитета» не существует. Но есть эффективный алгоритм реальных практических действий. Мы не будем рассказывать обо всем подробно - ответам на вопросы о том, как должно быть, и без того посвящено множество страниц, как в этой, так и в других книгах автора.

Тем не менее, наиболее принципиальные моменты мы сейчас перечислим и подчеркнем. Фактически это и будут ответы на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Фиксирую внимание - это не разъяснения, а уже готовые ответы: разъяснений уже было столько, что если они не помогли, так значит, ничего не поделаешь, хотя Леночку очень жалко…

Советы от доктора Комаровского Часто болеющий ребенок. Кто виноват и что делать? Сколько бы автор ни призывал родителей относиться к детским болезням спокойно и философски, не как к трагедиям, а как ко временным мелким неприятностям, удается это далеко не всем и не всегда. В конце концов совсем не редкость ситуации, когда мама просто не может сказать, сколько раз за год ребенок болел ОРЗ - эти ОРЗ просто не заканчиваются. Одни сопли плавно перетекают в другие, заложенный нос переходит в заболевшее ухо, бледнеет покрасневшее горло, но сипнет голос, увлажняется кашель, но в очередной раз повышается температура... КТО В ЭТОМ ВИНОВАТ? Раньше говорили: «Что поделать, такой уродился» и добавляли: «Потерпи, перерастет». Сейчас говорят: «Плохой иммунитет» и, как правило, добавляют: «Надо полечить». Давайте попробуем разобраться, что же все-таки надо делать - терпеть или лечить? Родители должны знать, что врожденные нарушения иммунитета - т. н. первичные иммунодефициты - редкость. Они проявляются не просто частыми ОРВИ, а очень тяжелыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению. Врожденный иммунодефицит - это состояние смертельно опасное и оно не имеет никакого отношения к двухмесячному насморку. Таким образом, частые ОРЗ - в подавляющем большинстве случаев следствие вторичного иммунодефицита - т. е. ребенок родился нормальным, но под действием определенных внешних факторов его иммунитет или не развивается, или чем-то угнетается. Главный вывод: если нормальный от рождения ребенок не вылазит из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. И есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка с окружающей средой или попробовать все-таки изменить окружающую среду, чтоб она ребенка устраивала. Формирование и функционирование системы иммунитета обусловлено, прежде всего, внешними воздействиями. Всем тем, что прекрасно знакомо каждому, всем тем, что мы вкладываем в понятие «образ жизни»: питание, питье, воздух, одежда, физические нагрузки, отдых, лечение болезней. Родители ребенка, часто болеющего ОРЗ, должны прежде всего понять, что виноват в этом не ребенок, а окружающие его взрослые, которые никак не могут разобраться с ответами на вопросы про хорошо и плохо. Очень трудно самим себе признаться в том, что это мы что-то делаем не так - не так кормим, не так одеваем, не так отдыхаем, не так помогаем при болезнях. А самое печальное состоит в том, что помочь таким родителям и такому ребенку не может никто. Судите сами. Дитя часто болеет. Куда маме податься за советом? Начнем с бабушки. И что услышим: он у тебя плохо ест, тоже мне мать, ребенка накормить не в состоянии; кто ж так дитя одевает - совершенно голая шея; он раскрывается ночью, поэтому спать надо в теплых носках и т. д. С песнями и танцами накормим. Очень теплым шарфиком плотно замотаем. Носки наденем. Частота ОРЗ от всего этого не уменьшится, но бабушке легче. Обратимся за помощью к друзьям, знакомым, сослуживцам. Главный совет (мудрый и безопасный) - потерпи. Но обязательно услышим историю о том, как «у одной женщины ребенок все время болел, но она не пожалела денег и купила ему специальный и очень биологически активный витаминный комплекс с добавками толченых рогов высокогорного тибетского козла, после чего все как рукой сняло - ОРЗ прекратились, аденоиды рассосались, а знаменитый профессор сказал, что он потрясен, и купил комплекс своему внуку». Кстати, последняя упаковка этих витаминов еще есть у Клавдии Петровны, но надо спешить - сезон охоты на козлов закончен, новые поступления будут только через год. Поспешили. Купили. Начали дитя спасать. Ах, как стало легко! Нам, родителям, легко - все-таки мы для дитя ничего не жалеем, мы, родители, правильные. ОРЗ продолжаются? Ну, это такой ребенок. Может все-таки обратимся к серьезным врачам? - Доктор, у нас за год 10 ОРЗ. Мы уже съели за этот год 3 кг витаминов, 2 кг лекарств от кашля и 1 кг антибиотиков. Помогите! От нашего несерьезного педиатра Анны Николаевны толку никакого - требует ребенка закалять, а как же его такого «безиммунитетного» закалять! У нас наверняка какая-то страшная болезнь завелась... - Ну что ж, давайте обследуем. Поищем вирусы, бактерии, глисты, определим состояние иммунитета. Обследовали. Нашли герпес, цитомегаловирус, лямблии, а в кишечнике стафилококк. Анализ крови с умным названием «иммунограмма» показал многочисленные отклонения. Теперь все понятно! Это не мы виноваты! Мы, родители, - хорошие, внимательные, заботливые. Ура!!! Мы нормальные! Бедная Леночка, сколько на нее сразу всего навалилось - и стафилококк, и вирусы, ужас! Ну да ничего! Нам уже рассказали про специальные лекарства, которые всю эту гадость обязательно изведут... А еще что приятно, можно эти анализы продемонстрировать бабушке, она небось и слова такого не слышала - «цитомегаловирус»! Но хоть критиковать перестанет... И обязательно покажем анализы Анне Николаевне. Пусть осознает свои заблуждения, хорошо, что мы ее не послушались и не стали с такой жуткой иммунограммой закаляться. Самое печальное в том, что Анна Николаевна заблуждения признавать не хочет! Утверждает, что стафилококк - вполне нормальный обитатель кишечника у большинства людей. Говорит о том, что невозможно жить в городе и не иметь антител к лямблиям, герпесу и цитомегаловирусу. Упорствует! Настаивает на том, что все это ерунда, и лечить отказывается! Вновь и вновь пытается убедить нас в том, что виноваты во всем не стафилококки-герпесы, а мы - родители!!! Автор отдает себе отчет в том, что вы можете очень расстроиться и даже закрыть эту книгу. Но Анна Николаевна абсолютно права с максимально возможной степенью вероятности - виноваты действительно вы, родители! Не по злому умыслу, не от вредности. По незнанию, по непониманию, по лености, по доверчивости, но виноваты вы. Если ребенок часто болеет ОРЗ, никакими таблетками решить эту проблему невозможно. Устраняйте конфликт с окружающей средой. Изменяйте образ жизни. Не ищите виновных - это тупик. Ваши и вашего ребенка шансы вырваться из замкнутого круга вечных соплей - вполне реальны. Еще раз повторюсь: волшебных таблеток «от плохого иммунитета» не существует. Но есть эффективный алгоритм реальных практических действий. Мы не будем рассказывать обо всем подробно - ответам на вопросы о том, как должно быть, и без того посвящено множество страниц, как в этой, так и в других книгах автора. Тем не менее, наиболее принципиальные моменты мы сейчас перечислим и подчеркнем. Фактически это и будут ответы на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Фиксирую внимание - это не разъяснения, а уже готовые ответы: разъяснений уже было столько, что если они не помогли, так значит, ничего не поделаешь, хотя Леночку очень жалко... *** ВОЗДУХ Чистый, прохладный, влажный. Избегать всего, что пахнет - лаки, краски, дезодоранты, моющие средства. ЖИЛЬЕ При малейшей возможности организовать ребенку персональную детскую комнату. В детской комнате нет накопителей пыли, все подлежит влажной уборке (обычная вода без дезинфицирующих средств). Регулятор на батарее отопления. Увлажнитель воздуха. Пылесос с водяным фильтром. Игрушки в ящике. Книжки за стеклом. Складывание всего разбросанного + мытье пола + вытирание пыли - стандартные действия перед сном. На стене в комнате - термометр и гигрометр. Ночью они должны показывать температуру 18 °С и влажность 50-70%. Регулярное проветривание, обязательное и интенсивное - утром после сна. СОН В прохладной влажной комнате. По желанию - в теплой пижаме, под теплым одеялом. Белое постельное белье, постиранное с использованием детского порошка и тщательно выполосканное. ПИТАНИЕ Никогда и ни при каких обстоятельствах не заставлять ребенка есть. Идеально кормить не тогда, когда есть согласен, а тогда, когда еду выпрашивает. Пресекать кормление в промежутках между кормлениями. Не злоупотреблять заморскими продуктами. Не увлекаться разнообразием питания. Естественные сладости (мед, изюм, курага и т. п.) предпочесть искусственным (на основе сахарозы). Следить, чтоб во рту не было остатков пищи, особенно сладкой. ПИТЬЕ По желанию, но у ребенка всегда должна быть возможность утолить жажду. Обращаю внимание: не получить удовольствие от сладкого газированного напитка, а именно утолить жажду! Оптимальное питье: негазированная, некипяченая минеральная вода, компоты, морсы, фруктовые чаи. Температура напитков комнатная. Если ранее всё грели - постепенно уменьшать интенсивность нагревания. ОДЕЖДА Достаточный минимум. Помнить о том, что потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение. На ребенке не должно быть предметов одежды больше, чем на его родителях. Уменьшение количества - постепенное. ИГРУШКИ Самым тщательным образом следить за качеством, особенно если ребенок берет их в рот. Любой намек на то, что данная игрушка пахнет или пачкается, - от покупки отказаться. Любые мягкие игрушки - накопители пыли, аллергенов и микроорганизмов. Предпочесть игрушки моющиеся. Моющиеся игрушки мыть. ПРОГУЛКИ Ежедневные, активные. Через родительское «устал - не могу - не хочу». Очень желательно перед ночным сном. ЗАКАЛИВАНИЕ СПОРТ Идеальны занятия на свежем воздухе. Любые виды спорта, предусматривающие активное общение с другими детьми в замкнутом пространстве, не желательны. Плавание в общественных бассейнах нецелесообразно для часто болеющего ребенка. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ Хороши по месту постоянного жительства, когда состояние здоровья не позволяет выйти из дома. Сначала надо перестать быть часто болеющим и только потом начинать посещение хора, курсов иностранного языка, студии изобразительного искусства и т. п. ЛЕТНИЙ ОТДЫХ Ребенок должен отдохнуть от контактов с множеством людей, от городского воздуха, от хлорированной воды и бытовой химии. В подавляющем большинстве случаев отдых «на морях» не имеет к оздоровлению часто болеющего ребенка никакого отношения, поскольку большинство вредных факторов сохраняется плюс добавляется общественное питание и, как правило, худшие, в сравнении с домашними, жилищные условия. Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так (важно каждое слово): лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды - трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только тогда, когда закричит: «Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей за 3-4 недели восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью. ПРОФИЛАКТИКА ОРЗ Крайне маловероятно, чтоб часто болеющий ребенок постоянно переохлаждался или килограммами поедал мороженое. Таким образом, частые болезни - это не простуды, это ОРВИ. Если Петя в пятницу наконец-то здоров, а в воскресенье вновь имеет заложенный нос, так это значит, что в интервале пятница-воскресенье Петя нашел новый вирус. И в этом однозначно виноваты его родственники, в частности, дедушка, который воспользовался неожиданным выздоровлением, дабы срочно сводить внука в цирк. Главная задача родителей - в полном объеме реализовать рекомендации, подробнейшим образом изложенные в главе 12.2 - «Профилактика ОРВИ». Всячески избегать ненужных контактов с людьми, мыть руки, поддерживать местный иммунитет, провести вакцинацию всех членов семьи от гриппа. Если ребенок часто болеет ОРВИ, значит, он часто инфицируется. Ребенок не может быть в этом виноват. Это модель поведения его семьи. Значит, надо менять модель, а не лечить ребенка. ЛЕЧЕНИЕ ОРВИ Лечить ОРВИ - это не значит давать лекарства. Это значит создать такие условия, чтоб организм ребенка максимально быстро и с минимальными потерями здоровья справился с вирусом. Лечить ОРВИ - это значит обеспечить оптимальные параметры температуры и влажности воздуха, тепло одеть, не кормить, пока не попросит, активно поить. Солевые капли в нос и парацетамол при высокой температуре тела - вполне достаточный список лекарств. Любое активное лечение препятствует формированию иммунитета. Если ребенок часто болеет, так значит любой лекарственный препарат должен применяться лишь тогда, когда без него однозначно нельзя обойтись. Особенно это касается антибактериальной терапии, которая в большинстве случаев проводится без реальных на то оснований - от страха, от боязни ответственности, от сомнений в диагнозе. ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ Очень важно помнить: улучшение состояния и нормализация температуры вовсе не свидетельствуют о том, что восстановился иммунитет. Но ведь сплошь и рядом ребенок идет в детский коллектив буквально на следующий день после улучшения состояния. А еще раньше, до детского коллектива, он отправляется в поликлинику, где его смотрит врач, который говорит, что ребенок здоров. В очереди к врачу и на следующий день в школе или в детском саду ребенок обязательно встретится с новым вирусом. Ребенок с еще не окрепшим после болезни иммунитетом! Новая болезнь начнется в ослабленном организме. Она будет тяжелее предыдущей, с большей вероятностью осложнений, потребует применения лекарств. Но и эта болезнь закончится. И вы пойдете в поликлинику, а затем в детский сад... А потом будете рассказывать про часто болеющего ребенка, который «таким уродился»! Стало лучше - это значит надо начинать нормально жить. Нормальная жизнь - это не поход в цирк, не школа и уж тем более не детская поликлиника. Нормальная жизнь - это прыганье-скакание на свежем воздухе, «нагуливание» аппетита, здоровый сон, восстановление слизистых оболочек. При активном образе жизни и максимально возможном ограничении контактов с людьми полное восстановление требует, как правило, не более недели. Теперь можно и в цирк! Не надо забывать о том, что контакты с людьми рискованны, прежде всего, в помещениях. Игры с детьми на свежем воздухе, как правило, безопасны (если не плеваться и не целоваться). Отсюда вполне приемлемый алгоритм посещения детского сада сразу после выздоровления - ходить туда тогда, когда дети выходят на прогулку. Погуляли, все на обед в помещение, а мы домой. Понятно, что реализовать такое получается далеко не всегда (мама работает, воспитательница не согласна, детский сад далеко от дома), но такой вариант по крайней мере можно иметь в виду. И в заключение отметим очевидное: алгоритм «действий после выздоровления» распространяется на всех детей, а не только на часто болеющих. Это фактически одно из важнейших правил, которое помогает нормальному ребенку не стать часто болеющим. Ну а коль скоро мы заговорили про «всех детей», заметим, что отправляясь после болезни в детский коллектив, надо думать не только о себе, но и о других детях. В конце концов, ОРВИ может протекать в легкой форме, когда температура тела остается нормальной. Побежали сопли, вы пару дней посидели дома, а потом отправились в детский сад, оставаясь при этом заразными! Антитела к вирусу вырабатываются не ранее пятого дня болезни. Поэтому возобновлять посещение детского коллектива можно не ранее шестого дня от начала ОРВИ вне зависимости от ее тяжести, но в любом случае с момента нормализации температуры тела должно пройти не менее трех суток.

В прошлых материалах врач высшей категории Евгений Олегович Комаровский рассказал, как как распознать у детей, и как оказать чаду при ожоге. Сегодня мы познакомим читателей с советами известного педиатра из книги «Здоровье ребенка » (издательство «Эксмо ») , как правильно кормить заболевшего ребенка .

Е. Комаровский: «Принципиально важный момент: питание ребенка ни при каких обстоятельствах не должно стать смыслом жизни взрослых. Мудрый совет «не делать культа из еды» применительно к детям актуален, как никогда».

Аппетит

Это, пожалуй, наиболее «волнующая» тема, имеющая, тем не менее, самую прямую и самую тесную связь с достатком семьи. По большому счету, аппетит - стремление к приему пищи - является эквивалентом затраченной ребенком энергии. На что тратит энергию ребенок? На рост и развитие, на двигательную активность, на поддержание температуры тела.

Много ли может потратить энергии умный, начитанный и всегда тепло одетый ребенок, который вместо активных игр на свежем воздухе изучает иностранный язык? Вопрос риторический, да вот только очевидность ответа не способствует почему-то принятию адекватных решений.

Сплошь и рядом отсутствие у ребенка аппетита - признак лени или занятости его родителей. В любом случае мобилизовать всю семью и с песнями, танцами, уговорами и обещаниями подарков накормить несчастное голодающее дитя гораздо легче и проще, чем провести полдня на свежем воздухе.

В целом, наличие аппетита - свидетельство готовности организма к тому, чтобы принятую пищу должным образом усвоить, а следовательно, еда помимо воли не имеет особого смысла.

Кормление по часам

Фото: предоставлено издательством «Эксмо»

В основе рекомендаций - учение знаменитого физиолога Павлова. Суть такова: если принимать пищу в одно и то же время, то к этому моменту начинают вырабатываться желудочный и кишечный соки, а это очень полезно, поскольку улучшается процесс пищеварения. Не учитывается, однако, тот факт, что у человека не всегда имеется возможность есть в одно и то же время.

Опыты Павлов проводил на собаках, а образ жизни собаки слегка отличен от образа жизни наших детей. Павлов не надевал на собак носочки и шапочки, его звери не нервничали в связи с полученной двойкой и не имели возможности смотреть телевизор.

Короче говоря, на нормального современного ребенка воздействует множество факторов, каждый из которых может повлиять на аппетит. Похоже, вывод однозначен - кормление не по часам, а по аппетиту, но все не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Не просто, прежде всего, потому, что произнесенная ребенком фраза «кушать хочу» в тысячах семей однозначно воспринимается как призыв к немедленному действию - дитя голодное!!! Но кормление по аппетиту никоим образом не должно превращать родителей и всяких других бабушек в жертв. Проблемы здесь больше педагогические, чем медицинские.

Если ребенок отказался от еды, то еду он должен получить не тогда, когда захочет, а тогда, когда у мамы появится время для кормления. И нет ничего страшного в том, что дитя подождет. Пришел со школы и есть отказался, а через час захотел - ну что ж, подождет еще часик, пока папа придет с работы. Короче говоря, проблемы кормления в определенное время не существует.

Есть лишь два принципиально значимых фактора:

  • Аппетит
  • Наличие готовой еды

И если еда есть, а аппетита нет, то не следует насиловать ребенка. Главное вовремя ему объяснить, что наличие аппетита вовсе не повод для того, чтобы взрослые, забыв про все дела, бросались на кухню. Кстати, совпадение пунктов 1 и 2 вполне может рассматриваться как основной критерий отсутствия в семье проблем с питанием ребенка.