Рекомендации родителям подготовительной группы по профилактике дисграфии. Использование домашних заданий родителями с целью профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста. Основные задачи по профилактике дисграфий у детей с ОНР

Цель: способствовать формированию у родителей обучающихся элементарного представления о дисграфии как специфическом нарушении письма при нормальном физическом слухе и сохранном интеллекте.

1. Ознакомить родителей с видами дисграфических ошибок.

2. Способствовать формированию чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

3. Ознакомить родителей с игровыми упражнениями, способствующими устранению дисграфических ошибок на письме (рекомендованными для использования при выполнении домашних заданий).

1. Что такое дисграфия?

Дисграфия – неспособность овладеть в должной мере письмом, несмотря на сохранный интеллект, нормальный физический слух и зрение. Распознают дисграфию по специфическим повторяющимся ошибкам стойкого характера.

2. Механизм дисграфии.

Чтобы понять механизм развития дисграфии, необходимо знать, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха:

физический (позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, стук колёс поезда и т. д.);

музыкальный слух (позволяет наслаждаться мелодией любимой песни, интонационно верно напевать знакомую мелодию);

наконец, речевой слух (позволяет понимать речь, отличать один звук от другого); при недостаточности речевого слуха человек не различает схожие звуки (например, [с - з], [ш - ж], [ц - ч], [к - х], [з - ж] и др.), обращённую речь воспринимает искажённо.

Если у ребёнка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может писать, если нечётко слышит звучащую речь?

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - также очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

3. Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий - тренировка речевого слуха.

4. Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

bРугать ребёнка, показывать ему свое раздражение . Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.

cОбычные способы и методы обучения, пусть и повторяемые многократно, не приносят заметных результатов у детей с проблемами речевого развития. Многоразовые переписывания плохо выполненных заданий лишь умножают неудачи ребёнка, вызывая в нём неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом.

dСтараться исправить всё и сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снижайте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

5. Как понять, что у ребёнка дисграфия?

Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребёнка, понаблюдайте за тем, как он пишет.

Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки (не связанные с применением орфографических правил) , которые носят стойкий характер и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка.

Дисграфические ошибки отчётливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, то есть её отчётливо слышно. Например, в слове «класс» неправильно написать гласную букву («клосс») может только дисграфик.

Примеры дисграфических ошибок:

пропуск букв,

перестановка букв чаще встречается в словах со стечением согласных звуков (двор – «довр»),

добавление лишней буквы (чаще всего той, которая уже есть в слове: дружно – «дуружно», иногда гласной буквой «разбавляется» скопление согласных: девочка – «девочика»),

замены букв:

Звонких и глухих согласных (з има – «с има»),

Гласных о - у, ё - ю, е - и в ударном положении (Лё ша – «Лю ша»),

К - г - х (сух ой – «суг ой»),

Сонорных: р - л, м - н, й - л (магазин – «магазим »),

- с - ш, з - ж, с - щ (с обака – «ш абака», ж ук – «з ук», щ ётка – «с ётка»),

- ч - щ, ч - ц, ч - т, ч - с (заяц - «заяс » - «заяч »),

оптические ошибки: в основе данных ошибок лежит нарушение зрительного восприятия (недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, пропуски элементов, зеркальное написание букв),

слитное написание слов («порыхлому» снегу, «девочкиимальчики»),

раздельное написание частей слова («по бежал»),

отсутствие границ предложения (заглавной буквы в начале и точки в конце предложения),

ошибки в согласовании слов («большая белая пятно») и управлении («на ветке деревьях »).

6. О чём следует помнить, развивая речевой слух?

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов (Наступила долгожданная зима ).

Слова состоят из слогов (зи - ма ).

Слоги состоят из звуков [з"], [и] .

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше - ниже), при этом струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, не встречает преграды (губы, зубы или язык).

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Гласных букв – десять: а, о, у, ы, э, е, ё, ю, я, и.

А, о, у, ы, и, э - соответствуют звукам [а], [о], [у], [ы], [и], [э];

- е, ё, ю, я - йотированные:

обозначают либо два звука: е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу], я - [йа], (например, в словах: я ма, ю ла, мая к, зая ц, семья );

либо обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: я - [а], ю - [у], е - [э], ё - [о] (например, в словах: бер ёза, м яч) .

Согласные звуки - звуки, которые нельзя пропеть (выше - ниже), так как струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, встречает преграду (губы, зубы или язык).

Глухость или звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых складок:

Твёрдость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки могут быть:

Твёрдыми (если после них стоят гласные буквы а, о, у, ы, э ),

Мягкими (если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я ).

Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие согласные звуки: [ч], [щ], [й].

7. Как помочь ребёнку с дисграфией?

Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над устранением дисграфических ошибок на письме.

Игры на развитие слухового внимания

"Разговор шпионов "

Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от Вас на расстоянии 2-3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом . При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

"Слышим звон и знаем, где он "

Попросите ребенка закрыть глаза и хлопните в ладоши (постучите, кашляните, топните, позвоните в колокольчик и т.д.). Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Игры на развитие фонематического слуха

Подбери слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (ш уба, уш и, кош ка).

Добавь различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

ча - - са - -

ча - - - са - - -

ча - - - - са - - - -

Подбери слова на каждый звук. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4-х, 5-ти, 6-ти букв.

"Волшебные превращения ":

а) добавляй звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

б) изменяй один звук слова (цепочки слов): сом – сок – сук – суп – сух –сох;

в) переставляй звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово.

"Цепочка бесконечности ": от записанного слова образуй цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начинать с последнего звука предыдущего слова: д ом м ак к от т опор р ука.

"Перевёртыши ": назови слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос – сон, кот – ток, сор – рос.

«Какой звук убежал (Крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама).

Найди общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окна – дом.

Упражнение "Редактор ".

Для этого упражнения нужна книжка с достаточно крупным шрифтом. Ребёнок каждый день в течение пяти минут (не больше) работает над следующим заданием: "редактирует" (зачёркивает) в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, а или м .

Через 5 - 6 дней таких занятий переходим на две буквы: одна зачёркивается, другая подчёркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ребёнка. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами п - т, п - р, м - л (сходство написания); д - б последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлена наклонная линия от овала) и др.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан . Всё внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы (одной или двух) и работать только с ними.

Одним из важнейших вопросов современной теоретической и практической логопедии, является профилактика нарушений письменной речи - дисграфии у детей. Основное содержание работы по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте, должно быть направлено на устранение у детей возможных предпосылок этой проблемы. Если обратится к чисто логопедической стороне проблемы, связанной непосредственно с задачами обучения грамоте, то такими предпосылками будущей дисграфии являются:

  • отсутствие или неустойчивость слуховой дифференциации акустически близких звуков;
  • замены в устной речи одних речевых звуков другими;
  • несформированность к старшему дошкольному возрасту наиболее простых форм фонематического анализа и синтеза слов;
  • несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
  • несформированность к началу школьного обучения грамматических систем словоизменения и словообразования.

Следовательно, главными разделами работы по устранению предпосылок дисграфии должны быть следующие:

  • формирование слуховой дифференциации звуков речи;
  • устранение звуковых замен в устной речи;
  • обучение простейшим видам фонематического анализа и синтеза слов;
  • развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
  • формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;
  • обогащение словарного запаса.

Предлагаю примеры фронтальных занятий по развитию фонематических процессов и формированию грамматических систем словоизменения и словообразования и обогащению словарного запаса, для детей старшей логопедической группы.

Список использованной литературы

  1. Александрова Т.В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников. - СПб., 2005.
  2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. - СПб., 1999.
  3. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2003.
  4. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. - СПб., 1999.
  5. Ефименкова Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М, 1972.
  6. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. - М., 2003.
  7. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. - СПб. 1995.
  8. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб. 1995.
  9. Новиковская О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. - СПб., 2003.

Конспект фронтального занятия по формированию
фонематического слуха в старшей группе
по теме “Звуки [д - д’], буквы Дд”

Программное содержание: учить детей чёткому произношению звуков в слогах, словах, предложениях; закреплять навыки дифференциации согласных (звонкий - глухой, твёрдый - мягкий); определять позицию звуков в словах; совершенствовать умение фонематического анализа и синтеза; звуко-буквенный анализ слова “дом”, закреплять навыки образования относительных прилагательных, анализа предложений; развивать внимание, память, мышление; воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.

Оборудование: предметные картинки со звуками [д-д’], буквы, символы гласных, согласных звуков - звуковички; полоски - символы слов, дома - синий и красный - для букв; игрушки - гномики; блюдца с манкой - для письма букв пальчиком, мяч, карточки с написанными буквами, фломастеры, бусы на шнурке из листиков или шишек с изображёнными на них буквами (гласными и согласными); большая разрезная картинка - дом, картинки 3-х домов - соломенного, кирпичного, деревянного, магнитофон, две дудки - большая и маленькая.

Ход занятия

I. Оргмомент

Дети входят в группу.

Логопед: Прислушайтесь, какая красивая музыка звучит (звучит музыка ).

Давайте закроем глазки, и представим, что мы с вами попали в сказочный волшебный лес.

Представили?

Открывайте глазки, вот мы и в лесу. (Звучит пение птиц )

Слышится чей-то плач.

Логопед: Ребята! Кто-то плачет, кому-то нужна помощь.

Да, это же гномик, давайте, подойдем и спросим, что случилось?

Дети здороваются с гномиком.

Что с тобой случилось?

Почему ты плачешь?

Гномик: Как же мне не плакать, случилась беда. Нам было так весело, мне и моим братьям гномикам, потому что Белоснежка всегда была с нами, она учила нас правильно произносить звуки, мы учили с ней буквы. Но злая мачеха заколдовала ее, усыпила своими злыми чарами. Помогите, нам, пожалуйста, расколдовать Белоснежку.

Дети: Конечно, поможем.

Логопед: Гномик, как же нам помочь тебе?

Гномик: Чтобы расколдовать Белоснежку, надо правильно выполнить все задания. А помогать вам будут мои братья гномики, которых вы встретите на своем пути.

II. Сообщение темы занятия

Логопед: Ребята, давайте скорее начнем помогать гномикам. А вот и первый гномик и наше первое задание. Гномик предлагает нам собрать картинку.

Дети собирают коллективно на полу дом (или на фланелеграфе).

Логопед: Что у вас получилось?

Дети: Получился дом?

Логопед: Какой первый звук вы слышите в слове дом?

Дети: Звук [д]·

Логопед: Не зря, гномик предложил нам такое задание, потому что [д] сегодня самый главный на нашем занятии, он нам и будет помогать спасать Белоснежку.

Ду - ду - ду - давненько, встарь
В дудочку дудел дударь.

Давайте, представим, что мы играем на большой дудочке.

Дети имитируют пальчиками и произносят:

Ду-ду-ду-ду

Да- да- да- да

До - до - до - до

Ды-ды-ды-ды

Дэ - дэ - дэ - дэ

А теперь поиграем на маленькой дудочке.

Дя-дя-дя-дя

Ди-ди-ди-ди

Де - де - де - де

Дю-дю-дю-дю

Де - де - де - де

III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам; обозначение цветовыми символами

Логопед: Смотрите, на полянке столики стоят, третий гномик предлагает задания узнать.

Пройдемте сядем за столы.

Дети садятся за столы.

Логопед: Произнесем звук [д], кончик язычка стучит в бугорки за верхними зубками.

Попробуем намотать ниточку на клубочек (дети имитируют это руками).

Что происходит с ниточкой?

Ниточка рвется.

Мы не можем долго тянуть, петь звук [д].

Что мешает ветерку?

Зубы, язычок.

Значит звук [д] согласный.

Теперь приложим ладошку к горлышку и произнесем звук [д], дрожит горлышко или спит?

Значит звук [д] звонкий согласный.

А еще звук [д - д - д] - звучит твердо, это твердый согласный - твердый братик.

Давайте еще раз повторим, какой звук [д].

Дети повторяют и разгибают пальчики.

Согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Мы будем обозначать согласный звонкий, твердый звук [д] - синим звуковичком с колокольчиком (показать детям ).

А теперь, посмотрите, мой ротик чуть-чуть улыбается, когда произносит звук [д’ д’ д’ д’].

У твердого звука [д] - есть мягкий братик звук [ д’], повторите [д’ д’ д’].

Мягкий звук [д’] будем обозначать зеленым звуковичком с колокольчиком.

Давайте поиграем со звуками [д - д’].

IV. Произношение звуков в слогах.

а) Я скажу слог твердо, а вы наоборот мягко

б) Следующее задание - я назову каждому два слога со звуком [д] или [д’], вы их повторите, а третий придумайте и назовите сами

да - до - дя - ди -
ду - ды- де - дю -
дэ - до- де - ди -
ды - дэ - дю - ди -
до - ды - де - дя -

V. Дифференциация звуков [д - д’]

Логопед: А теперь еще игра “Вы, готовы, детвора?”, игра называется “Твердый - мягкий”.

Я назову вам разные слова, вы их послушайте, и если услышите в слове твердый звук [д] - поднимите синего звуковичка, а если мягкий звук [д’], то зеленого.

а) Дятел, дупло, подушка, сковорода, дверь, диван.

б) Делать, долбить, догонять, дирижировать.

в) Деловой, домашний, деревянный, длинный.

VI. Произношение звуков в словах

И следующее задание:

а) Прослушайте ряд слов, повторите их, назовите лишнее слово, и скажите, почему оно лишнее:

1) дом, дуб, дорога, тапки - лишнее слово тапки, потому что начинается с другого звука;

2) диван, дятел, дерево, тетерев;

3) домик, Тобик, доски, дорога;

4) дача, Даша, Таня, Дарья;

5) кони, дожди, доктора, дороги;

6) дождь, дружина, пружина, духи;

7) Дима, дама, рама, Даша;

8) дача, дочка, точка, дождик

б) А теперь с мячом игра:

Звуки в слове исчезают,
Снова появляются.
Мяч волшебный помоги,
Звук нам в слово позови.

Добавьте звук в начало слова:

(д) - омик, (д)- ворник, (д) - ыня, (д) - ождик, (д)- иван, (д) - орога, (д) - ача, (Д) - аша.

А теперь звук пропал в середине слова, помогите словам, добавьте звук:

в) Следующее задание “Приготовьте свое внимание”.

Гном и дом

Жил да был веселый гном
Он в лесу построил... (дом)

Рядом жил поменьше гномик
Под кустом он сделал... (домик)

Самый маленький гномишко
Под грибом сложил... (домишко)

Старый мудрый гном – гномище
Выстроил большой... (домище)

VII. Определение позиции звука в слове

Дети встают, подходят к дереву с картинками.

Вот и гномик с заданием.

а) На картинки посмотри, ответ правильно скажи.

Посмотрите на картинки, назовите слова со звуком [д] или [д’] в начале слова.

Отвечайте полным предложением, например: “В слове дом звук [д] звучит в начале слова”.

Ответы детей.

Теперь назовите слова со звуком [д - д’] в cepединe слова.

Ответы детей.

VIII. Работа над предложением

Все картинки отгадали, где звук слышится узнали.

А теперь, пройдем сюда и узнаем из чего сделаны эти дома.

Дети подходят к другому дереву с изображениями домов из дерева, кирпича, из соломы.

Посмотрите, из чего сделаны эти дома.

Ответы детей.

Из соломы - соломенный дом.

Из дерева - деревянный дом.

Из кирпича - кирпичный дом.

За столы присядьте и придумайте каждый предложения со словом “дом”.

Выложите схему своего предложения на столе перед собой.

Назовите свое предложение, сколько в нем слов?

Какое первое слово? Какое второе слово? и т.д.

lХ. Физминутка

Ребята, мой веселый, звонкий мяч, снова просится играть, вставайте вкруг.

а) Игра “Назовите слово по частям”.

Логопед бросает детям мяч и называет слово. Поймавший мяч ребенок, называет первый слог этого слова и передает мяч следующему ребенку, второй ребенок называет 2- ой слог слова и передает мяч и т. д. Ребенок, назвавший последний слог кидает мяч логопеду, логопед называет новое слово.

(Слова: дорога, домашний, диван, дерево, долбить, делать)

б) А теперь поиграем повеселей, в игру “Домик”.

На поляне дом стоит - поднимают руки вверх , соединяют в виде крыши над головой.
Он не низок, не высок - приседают и поднимаются на носочки .
На двери висит замок - пальцы рук складывают в замок.
Кто его открыть бы смог? - делают движения запястьями вперед-назад.
Слева - зайка, справа - мишка - повороты головой.
Отодвиньте-ка задвижку! - пробуют потянуть замок в стороны.
Слева ежик, справа волк - повороты головой.
Нажимайте на замок! - сжимают, разжимают запястья.
Зайка, мишка, ежик, волк открывают на домике замок - разводят руки в стороны.

Х. Знакомство с буквой Д

Ребята, пятый гномик вот идет и что-то нам несет. Садитесь.

Сегодня мы с вами произносили и слушали звуки [д - д’], а обозначаются они буквой Д, вот гномик нам её принёс.

Это буква Д - большая, а это - маленькая - показать детям буквы.

Буква “Д” на дом похожа,
Две доски углом сложили,
Снизу доску положили.
На коротких ножках дом,
Поселились дети в нем.

А как вы думаете, на что похожа буква Д.

Ответы детей.

В какой дом мы поселили букву Д?

На какую улицу?

Давайте напишем эту букву пальчиком в тарелочке с манкой.

Но, сначала, посмотрите как мы будем писать букву Д.

Показ детям пальцем в воздухе.

Игра “Гласные - согласные буквы”

Вот два гномика просят нас еще помочь им собрать необычные бусы из шишек.

На нитку слева гномику в желтой одежде нужно нанизывать шишки с гласными буквами, а на нитку справа - гномику в фиолетовой одежде с согласными буквами.

Выбирайте себе шишку и объясняйте, куда ее будете нанизывать и почему?

Работа и ответы детей.

Хl. Звуко-буквенный анализ слова - дом

Следующее задание другой гномик предлагает.

Сколько звуков я сказала? - До, ды.

Какой первый звук, какой второй звук?

А теперь ловите звуки [д, о, м].

Дети хлопают, ловят звуки.

Какое слово поймали?

Слово ДОМ.

Дети хлопают один раз и отвечают - ОДИН.

Покажите на своей слоговой линеечке, что в слове дом - один слог.

А теперь давайте изобразим слово дом звуковичками.

Какой первый звук в слове дом?

Каким звуковичком изобразим? Почему?

Какой второй звук? Каким звуковичком изобразим? Почему?

Какой последний звук? Каким звуковичком изобразим? Почему?

Что у вас получилось?

Проверим, у всех получилась такая схема? (Логопед выставляет звуковичков на доске )

Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем
И слова с ними составляем.

Изобразите слово “дом” под звуковичками - буквами.

А кто-нибудь выходите и составьте слово “дом” на доске.

Работа детей.

Давайте прочитаем.

А теперь замените букву О на букву Ы.

Кто хочет у доски это сделать?

Работа детей

Давайте прочитаем какое слово получилось/

XII. Итог занятия

Гномик: Спасибо ребята, звук волшебный [д] и букву Д вы узнали, все задания правильно выполняли и Белоснежку расколдовали. Скажем дружно: “Раз, два, три Белоснежка выходи”.

Выходит Белоснежка из-за дома большого.

Спасибо друзья, что так быстро спасли меня, я знаю, что это гномики постарались для меня и нужные задания вам давали всегда. Какие звуки вам сегодня помогали спасти меня?

Дети: Звуки [д - д" ]

Белоснежка: А какой буквой они обозначаются?

Дети : Буквой Д.

Белоснежка: Молодцы! А вот я теперь проверю какая у вас память, у кого лучше, и как вы занимаетесь на занятиях. Я принесла вам карточки с буквами, обведите кружочком буквы, которые вы уже учили на занятиях, но только те, которые учили.

Работа детей.

Белоснежка с логопедом проверяют.

Белоснежка: Хорошо вы занимаетесь, я очень рада за вас, но мне пора. До свиданья друзья, пойду гномиков учить я.

Логопед: Вот и подошло к концу наше волшебное занятие. - Понравилось вам занятие?

Попрощайтесь с гостями и пройдемте в группу, там вас ждет ещё сюрприз.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и обогащению словарного запаса у детей в старшей логопедической группе детского сада.

Тема: “Приставочные глаголы”

Программные задачи: закреплять знания детей об окружающем нас мире слов, о значимости слов, различении слов предметов, признаков, действий, развивать внимание, память, учить детей образовывать глаголы при помощи приставок, дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол, познакомить детей со схемой образования приставочных глаголов, учить выделять приставочную часть слов-действий, подбирать приставочные глаголы-антонимы, использовать схемы приставок пространственного значения в глаголах движения, закреплять знания, воспитывать самостоятельность, активность, желание учиться в школе.

Оборудование: магнитная доска, фланелеграф, бабочка на нитке, ваза, цветок, схемы образования приставочных глаголов, схемы-карточки приставок пространственного значения в глаголах движения, ширма, макет улицы, игрушечная машинка, 2 стакана, кувшин с водой, шкатулка, схемы слов-предметов, признаков, действий.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Входят дети, здороваются с гостями, проходят на свои места.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое я хочу вам прочитать.

Я найду слова везде
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным полно,
А безымянных нет!
И все, что только видит глаз –
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Каждое слово имеет значение и смысл.

II.Сообщение темы занятия

Сегодня, мы продолжим путешествие в страну слов. Ведь мир слов, который нас окружает, имеет волшебную силу: пожелаешь кому-то здоровья - и он выздоравливает. С помощью одних слов можно совершать чудеса, но можно и сделать много плохого. Если их неправильно употреблять, нас могут не понять, поэтому мы должны узнать о словах как можно больше.

Можно ли слово мяч катить по полу или кидать? – Нет

А что можно сделать со словом?

Слово, можно сказать, услышать, написать, прочитать.

Для чего нужны слова?

Ответы детей.

Вспомните, пожалуйста, здесь живут слова предметы, которые отвечают на вопрос кто? что?, слова признаки, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?, слова действия, которые отвечают на вопрос что делают? (На магнитной доске расположены схемы слов предметов, признаков и действий)

Я покажу на схему, а вы придумаете соответствующее слово и объясните, что оно значит.

Давайте поиграем в игру“Доскажи словечко”.

Картинки-стихи:

Кто знает, когда это бывает?
Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (Зима)

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня… (Весна)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я … (Осень)

А какое сейчас время года?

По каким признакам вы узнали, что сейчас весна?

Назовите весенние месяцы.

Ответы детей.

III. Изучение нового материала

Душистыми цветами
Весна встречает нас,
И кажется, что с намиВесь луг танцует вальс.

Весной все просыпается, оживает, радуется, и у нас на занятии повеяло весной, к нам в гости прилетела красивая бабочка.

Сегодня мы с вами продолжим изучать слова-действия, похожие по звучанию, а бабочка нам в этом поможет.

Давайте за ней понаблюдаем.

Бабочка летает по нашему кабинету и всё рассматривает.

Давайте все вместе называть - что делает бабочка?

Ответы детей.

Бабочка на стол - Прилетела

Бабочка со стола - Взлетела

Бабочка к вазе - Подлетела

Бабочка вазу - Облетела

Бабочка в вазу - Залетела

Бабочка из вазы - Вылетела

Бабочка с вазы на цветок - Перелетела

Бабочка с цветка - Слетела

И от нас бабочка - Улетела.

Назовите, пожалуйста, слова-действия, похожие по звучанию, кто какие услышал и запомнил.

Индивидуальные ответы детей.

Обращаю внимание детей, что слова похожи по звучанию, но у всех этих слов-действий разное начало, а одинаковая часть - это слово летела.

Знакомлю детей со схемой образования приставочных глаголов.

Одинаковую часть слова летела, я обозначу красной полоской (прикрепляю к фланелеграфу), а к ней я добавлю начало частичку -при- и получится новое слово - прилетела (добавляю к красной полоске на фланелеграфе синюю полоску).

А теперь, добавим к слову летела - частичку под, получим слово - подлетела.

И так разобрать с детьми все слова действия: облетела, залетела, вылетела, перелетела, слетела, улетела.

Вот сколько новых слов можно получить от слова летела, добавляя к нему разные частички.

Я знаю еще такое слово, от которого можно получить много новых слов, добавляя к нему разные частички.

Посмотрите, что я сейчас буду делать, подойдите, пожалуйста, поближе.

Что я сейчас буду делать?

Лить воду.

Правильно, лить воду.

Ребята, давайте попробуем образовать новые слова - действия добавляя к слову лить разные частички.

На столе приготовлены: два стакана, кувшин с водой, цветок.

Дети подходят к этому столу.

Помогите мне назвать нужные слова-действия.

В стакан воду из кувшина можно что сделать? - Налить.

Дети договаривают хором.

Петя, налей из кувшина в стакан воды.

Что делает Петя?

Наливает воду.

В стакане воды немного, можно еще в стакан воды? - Долить.

Маша, долей воды в стакан.

Что делает Маша?

Доливает воду.

Можно цветок из стакана водой, что сделать? - Полить.

Ира, полей цветок.

Что делает Ира?

Поливает цветок.

Можно воду из одного стакана в другой что сделать? - Перелить.

Оля, перелей воду из одного стакана в другой.

Что делает Оля?

Переливает воду.

Можно из стакана в кувшин немного воды, что сделать? - Отлить

Андрюша, отлей немного воды из стакана в кувшин.

Что делает Андрюша?

Отливает воду.

Можно всю воду из стакана в кувшин, что сделать? - Вылить.

Женя, вылей воду из стакана в кувшин.

Что делает Женя?

Выливает воду.

А теперь, посмотрите на эту картинку, можно зимой каток, что сделать?

Что делает мальчик?

Заливает каток.

Правильно.

Сколько много новых слов вы получили, добавляя к слову лить разные частички, молодцы!

Давайте, повторим, как мы получили новые слова.

Дети подходят к фланелеграфу.

Как мы от слова лить получали новые слова?

Добавляли к нему разные частички.

Работа со схемой образования приставочных глаголов.

Как мы получили слово - налить?

И так разбираются все слова: долить, полить, вылить, перелить, отлить, залить, слить.

Молодцы! Хорошо работали.

Давайте немного отдохнем.

IV. Физминутка

Влад с корзиной в лес пошел (шаги на месте). Всю поляну обошел (поворот на месте). К старой елке подошел (2 шага вперед). И огромный гриб нашел (присесть).

Выполнить два раза.

Назовите похожие по звучанию слова-действия из услышанного стихотворения.

Ответы детей.

А как вы думаете, от какого одного слова мы их получили?

От слова шел.

Как мы получили слово - пошел.

Так разобрать слова: обошел, подошел, нашел.

V. Рассказ про маленькую машинку. Составление рассказа детьми

А сейчас я хочу рассказать вам историю про маленькую машинку.

Дети садятся на скамеечку перед макетом.

Я буду вам рассказывать, а вы мне немного помогать.

Я буду показывать действие с машинкой, и начинать предложение, а вы его закончите, подсказав мне нужное слово-действие.

Жила-была на свете маленькая машинка. Жила она в тесном гараже и больше всего любила путешествовать.

Вот однажды рано-рано утром, когда все в доме спали, она из гаража … Выехала.

Машинка по дороге … Поехала.

Машинка к мостику … Подъехала.

Машинка на мост … Въехала.

Машинка с моста … Съехала.

Машинка к елке … Подъехала.

Машинка елку … Объехала.

И той же дорогой вернулась назад.

И тихо машинка в гараж … Заехала.

Никто даже не догадался о путешествии машинки.

Я рассказала вам историю, а вы мне помогали, молодцы!

Назовите, какие вы услышали похожие по звучанию слова-действия.

Индивидуальные ответы детей.

Во всех словах, что вы назвали, какое начало, одинаковое или разное?

Как вы думаете, а к какому одному слову мы добавляли разные частички, чтоб получились новые слова?

К слову ехала.

Правильно.

Ребята, теперь вы расскажите мне эту историю, а помогут вам рассказать вот эти схемы. Возьмите себе по карточке, составьте предложение и подумайте, кто начнет и кто продолжит.

Дети составляют рассказ, каждый ребенок по предложению, с помощью карточки-схемы.

Молодцы! Вижу, сколько вы много новых слов научились получать, добавляя к одному слову разные частички.

Да, но я сейчас вас проверю, давайте поиграем в игру "Скажи наоборот".

Въехала на мост - съехала.

Въехала в ворота - выехала.

Подъехала - отъехала.

Переехала - объехала.

Приехала - уехала.

Заехала - выехала.

Молодцы!

VI. Пальчиковая игра “Две подружки, две портняжки”

А теперь еще игра, вы готовы детвора?

Две портняжки, две подружки (показать ладошки)
Взяли в руки по катушке: (сжать пальцы в кулачки)
Даше сшили сарафан,
Деду вышили кафтан, (разжимать по одному пальчику на обеих руках)
Бабушке жакет зашили,
Больше дырочек в нем нет,
Дядюшке из юбки старой (разжимать по одному пальчику на обеих руках)
Перешили галстук новый,
А девчонкам и мальчишкам
Подшили по штанишкам.

Какие похожие слова вы называли?

Как вы думаете, к какому слову вы добавляли разные частички, чтобы их получить?

Молодцы! А теперь пройдите на свои места, к нам спешит еще одна гостья, Фея Грамотея.

VII. Задания Феи Грамотеи

Здравствуйте! Я пролетала мимо и решила вас навестить. Ребята, я слышала, что в вашем детском саду все дети любят родной язык и хотят стать грамотными людьми, и вы сегодня на занятии учились образовывать новые слова-действия и правильно их употреблять.

Я даже хочу попросить вас мне помочь.

Мне нужно отправить письмо ребятам в школу, но у меня ничего не получается, злой колдун заколдовал мое письмо, части слов в нем перепутались, послушайте, что получилось, помогите мне исправить ошибки.

Весной первыми из теплых стран слетели (прилетели) грачи. Они залетели (подлетели) к старым кормушкам, но кормушки оказались пусты. В поисках мест для гнезд грачи прилетели (перелетели) через огромное поле и подлетели (залетели) в городской сквер. На деревьях остались старые грачиные гнезда, где хозяйничали воробьи. Увидев грачей, птичьи озорники перелетели (слетели) с чужих гнезд. Скоро в этих гнездах появятся маленькие грачи.

Дети исправляют ошибки. Объясняют, какую частичку нужно добавлять к слову летели, чтобы получилось правильное предложение.

Спасибо! Вы подружили слова в предложениях, теперь я смогу отправить его ребятам в школу.

Вы просто молодцы, но мне пора лететь посмотреть, как занимаются другие дети.

VIII. Итог занятия

Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня славно потрудились. Расскажите пожалуйста, чем мы занимались на занятии? Что нового вы узнали? Вам понравилось занятие? А теперь, если вам понравилось занятие, то возьмите с себе синюю бабочку, а если очень понравилось, то возьмите красную, и можете взять их с собой на прогулку.

Проблема нарушений письма - одна из самых актуальных для школьного обучения.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов.

Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.

Дисграфия - специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. (Р. И. Лалаева)

Выделяют 5 форм дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.

  1. Акустическая диcгрaфия

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-Т’; Ц-Т; Ц-С и т.д.).

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

  1. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:

  • пропуски букв и слогов;
  • перестановка букв и (или) слогов;
  • недописывание слов;
  • написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»);
  • повторение букв и (или) слогов;
  • контаминация - в одном слове слоги разных слов;
  • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);
  1. Аграмматическая дисграфия

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил.

  1. Оптическая дисграфия

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

  • недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
  • добавление лишних элементов;
  • пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Помимо работы логопеда по коррекции данного вида дисграфии, родители так же должны проявлять активность в помощи преодоления логопедических ошибок на письме у их детей.


  • Игры-шарады, игра «Слова», игра «Поле чудес» и другие различные игры с письменными ответами поспособствуют развитию словарного запаса, вербального мышления.
  • Используйте прописи или запись букв по зрительному образцу (практически на каждой тетрадке в линейку на оборотной стороне есть прописной алфавит). Возраст в данном случае не важен! Пусть Ваш ребенок пишет раз в день несколько слов (например, словарных) или предложений, аккуратно выводя каждую букву. Ведь небрежный почерк так же влияет на правильность письма. Когда ребенок пишет слова аккуратно, то им запоминается зрительный и кинестетический образ букв, буквенных сочетаний, слов. Чтобы сделать это занятие более интересным, Вы можете попросить Вашего ребенка написать о том, как прошёл его день или написать его желание (например, поиграть в компьютер) и исполнить его в дальнейшем.
  • Придумайте какую-нибудь интересную семейную традицию, связанную с письмом. К примеру, писать друг другу открытки или утренние записки с пожеланиями.
  • Важно сохранять позитивный настрой и не ругать ребенка за ошибки, а постараться объяснять их. Например, объяснить значение неправильно написанного слова, его происхождение или ещё раз объяснить различие приставки и предлога.

Успешная учёба в школе – это задача не только учителей и специалистов, но и родителей, их активная поддержка и помощь! Удачи!

Профилактика дисграфии у учащихся начальных классов.

Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделить особое внимание, работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до н ачала обучения ребенка грамоте. . Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Дети , страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

По мнению А. Н. Корнева трудности в овладении письменной речью возникают, в основном, как результат сочетания трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем; возникающей на этой основе функциональной недостаточности; средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.

На что нужно обратить особое внимание:

    Если Ваш ребенок левша.

    Если он - переученный правша.

    Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

    Если в семье говорят на двух или более языках.

    Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

    Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

    Смешение букв по оптическому сходству: т-п, б-д, а-о, е-з, д-у.

    Неправильное произношение звуков речи , которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит: лека (река), суба (шуба), ыба(рыба).

    При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

    Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления и т.д. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

    Искажения структуры предложения, причиной которых является несформированность лексико-грамматической стороны речи.

    Аграмматизмы на письме.

На современном этапе одной из действующих классификаций является классификация на основе лингвистического подхода, разработанная Р.И. Лалаевой и сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург) в 70-80-х гг. В основе лежит учет несформированности языковых операций.

    1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ведущее звено – дефектное произношение звуков (замены, смешения, пропуски).

    2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания. Основное ядро нарушения - несформированность фонематических дифференцировок (замены и смешения звуков, близких по акустическим параметрам).

    3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза: 1) нарушение звукобуквенного анализа и синтеза (пропуски, перестановки, добавления букв в слове); 2) нарушение слогового анализа и синтеза (пропуски, перестановки, вставки слогов); 3) нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений (пропуски, перестановки, вставки слов, слитное написание слов в предложении).

    4. Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием лексико-грамматического строя речи, с несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Ошибки на уровне слов, словосочетаний, предложений и текстов. Это нарушение смысловых и грамматических связей, искажение морфологической структуры слов, нарушение согласования слов, искажение предложно-падежных конструкций, пропуски членов предложения.

    5. Оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного гнозиса, мнезиса, зрительного анализа и синтеза пространственных представлений. Основные проявления: зеркальные замены - реверсии вертикальные (прописные в, д) и горизонтальные (с, э), литеральные (на уровне буквы) и зеркальные (на уровне слова); кинетические ошибки – дописывание лишних элементов или, наоборот, недописывание элементов буквы.

Для решения основных задач профилактики вся окружающая ребенка социальная среда должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений, в ней должны присутствовать объекты, способные привлечь и удержать внимание ребенка, стимулировать развитие его познавательной и мыслительной деятельности и т. п. Совершенно незаменимую роль в этом отношении играет теплое эмоциональное общение с ребенком окружающих его взрослых людей, которое должно начинаться с доречевого периода. В дальнейшем такое общение должно постепенно приобрести «направляющий» характер, стимулирующий правильное развитие психических функций ребенка - его внимания, памяти, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы, что так необходимо для предстоящего процесса обучения и для овладения письменной речью в частности. Особое же внимание в этот ранний период должно быть уделено полноценному развитию устной речи ребенка, поскольку именно она явится той основной базой, на которой в дальнейшем будет строиться письменная речь.

    Пропускает буквы, смешивает буквы близкие по фонетическим свойствам(б-п, г-к, и др.):

    Работа по развитию навыков анализа и синтеза на слух речевых звуков(фонематический слух)

    «Куда причалят лодки»-юбка, репка, кнопка, кепка, грибки и т.д. Доказать правильность своих действий подбором проверочного слова.

    «Подарки для Жени и Шуры»- чашка, ложка, книжка, катушка, флажки, кошка, пирожки и т.д.

    «Путаница»-н-р: Русская красавица своей коЗою славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную Горку.

    «Слово рассыпалось»- из букв собрать слово-н-р:винад- диван

    «Собери слово»- из слогов-н-р:босака- собака

    «Пирамида»- количество слогов-н-р:гусь, рыба, малина.

    «Цепочка слов»- выделить последний звук и придумать свое на этот звук.

    «Одними словами о разном»- голосом выделять каждое слово. Одни и те же слова звучат по разному в зависимости от интонации и смыслового ударения. Н-р: РЫЖАЯ кошка спит на окошке. Рыжая КОШКА спит на окошке. И т.д.

    «Доскажи словечко»- Сам он весит десять тонн, а зовут беднягу…

    Заменяет буквы по артикуляторному типу (д-л-н, б-м и др.):

    Упражнения для развития артикуляторных движений.

    Скороговорки.

    Письмо под диктовку.

    Письмо «зажав язык» или «открыв рот»

    Вставь в слово пропущенную букву.

    Кроссворды.

    Теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных:

    Упражнения на произнесение трудных словосочетаний.

    Скороговорки.

    Письменные упражнения с опорой на наглядный материал.

    Одновременно со взрослым произносить и писать слова, предложения.

    Кроссворды.

    Элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму буквы:

    Упражнения на развитие мелкой моторики.

    Игры на развитие пространственного восприятия(лево-право, верх-низ)

    Письмо по трафаретам.

    Умение печатать на компьютере.

    Книжки-прописи, книжки-раскраски.

    Пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова:

    Делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы:

    Произнесение звука с попыткой его написать, нарисовать.

    Письмо по трафаретам, прописи, книжки-раскраски, рисование.

    «Вставь букву»-подписи под рисунками.

    Кроссворды.

    Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, аграмматизмы на письме.

    «Наоборот»-слова-антонимы

    «Назови иначе» Н-р: дом- хижина, терем, замок, дворец, жилище, здание. Товарищ-приятель, друг, сверстник, знакомый. Храбрый- отважный, смелый, геройский. Красный- алый, пурпурный, розовый, кровавый, бордовый и т.д.

    «Скажи ласково»- кот, котик, котенок, котишко.

    «Один- много»- ручей - ручьи, ухо -уши, нос -носы и т.д.

    «Из чего сделан?»-деревянный, снежная, глиняная и т.д.

    «Профессии»- стекольщик, крановщик, дворник, продавец.

    «Чего не стало?»-ухо –уха, уши –ушей, яблоки –яблок, карандаши –карандашей.

Дисграфия, как и многие другие проблемы, требует комплексного подхода.
Многолетняя педагогическая практика в школе показывает. что педагоги. родители детей, страдающих дислексией, дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходиться иметь дело с достаточно запущенной проблемой. Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте. А возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребенка дает более быструю положительную динамику.
Главное, не опускайте руки. Ребенку с дисграфическими нарушениями можно помочь. Но это потребует много времени и внимания.

Вакулина Е. А., учитель-логопед, МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская».

Левина Наталья Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 82"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте"
Дата публикации: 26.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

на тему: «Ранняя профилактика

дисграфии в дошкольном возрасте».

Подготовила и провела учитель-логопед

МДОУ детский сад № 82

Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая, надеюсь,

заинтересует Вас своей актуальностью.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с

письмом и чтением. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими

школьными предметами. В последние годы значительно возросло количество таких детей.

Проблема

нарушения

актуальных

школьного

обучения.

Специфическое

расстройство

письменной

проявляющееся

многочисленных

типичных

стойкого

характера

о бу с л о вл е н н о е

несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения

навыками письма – это дисграфия.

Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание. Уже в

дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей

в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.

Причины дисграфии:

наследственная предрасположенность:

(наличие у родителей нарушений письменной речи. Дети наследуют от родителей

качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах);

патологические факторы (вредное воздействие):

пренатальный (дородовой период жизни ребенка);

натальный (в момент родов);

постнатальный (после родовой период).

Функциональные причины (воздействие биологических и социальных факторов):

длительное соматическое заболевание;

неправильная речь окружающих;

дефицит речевых контактов;

двуязычье в семье;

недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.

Эти фактора задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе

письма и чтения.

Как же проявляется дисграфия в младших классах?

упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок;

дети не пользуются заглавными буквами и знаками препинания;

путают схожие буквы;

имеют плохой почерк, пишут медленно.

Основные формы дисграфии:

Артикуляционно-акустическая:

ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное

произношение пишет так, как говорит (рак-ак, лавка-вавка, чайка-тяйка);

Акустическая форма:

смешивает на письме буквы, обозначающие

Звонкие и глухие звуки (булка-пулка), козочка-косочка);

Свистящие и шипящие звуки (санки-шанки, яйцо-яйсо);

Мягкие и твердые звуки (письмо-писмо, любит-лубит);

Аграмматическая форма:

- аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетаний, предложе-

ний, текста. Пропуск членов предложения.

Не согласование в роде и числе (желтая солнце);

Не изменяют слова по падежам, родам, числам (вижу рысю, два рыся);

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза:

- пропуски букв, слогов;

- перестановки букв и слогов;

- недописывание слов;

- написание лишних букв в слове;

- повторение букв и слогов;

- контоминация – в одном слове слоги разных слов (красная сумка – красика);

- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.

Оптическая дисграфия (на письме):

- замены графически сходных букв;

- зеркальное написание букв;

- искажения написания букв.

Дизорфография:

- стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на

письме (несмотря на знание соответствующих правил).

приводится

перечень

специальных

упражнений,

которые

будут

способствовать профилактике и коррекции дисграфии:

«Что звучит?» - сначала контрастные по звучанию предметы (бубен-дудочка), а

затем близкие по звучанию (большой колокольчик-маленький колокольчик);

«Где звучит погремушка?» (колокольчик, бубен и др.)

«Догадайся, что это?» - узнавание и дифференциация шумов (шуршание бумаги,

фольги, ткани и т.д.);

«Громко-тихо»

дифференциация

звучащих

предметов

присесть, громко – поднять руки вверх);

«Какие звуки нарушают тишину? »;

«Кто услышит больше звуков? » - прислушаться к звукам вокруг и назвать, что

слышно (звуки леса, луга, улицы);

«Найди коробочки, которые звучат так же» - в коробочки насыпаны разные виды

круп, монетки, пуговицы);

«Жмурки с колокольчиком» - водящий ловит играющих на звук колокольчика;

«Морзянка» - повторить ритм простукивания (постепенно усложняя ритмический

рисунок);

«Деление слов на слоги» - приседание, прохлопывание, шаги по количеству слогов в

«Повтори цепочку звуков, слогов, слов»;

«Поймай звук» - дети сигнализируют, если услышат нужный звук;

«Собери слова в корзинку» - дети называют слова на заданный звук;

«Найди место звука» - используются домики с окошками, которые обозначают

место звука в слове: начало, середина, конец;

«Разложи картинки» - Оле – картинки, название которых начинается со звука О, а

Ире – со звука И;

«Сколько гласных (согласных) в слове?» - используется звуковая линейка;

«Зрительные

диктанты»

нарисовать

(квадратиков,

сколько звуков в слове;

«Какая

картинка

лишняя? »

предметы

картинках

начинаются

определенную букву, а один предмет на картинке – на любую другую букву;

Дорисовывание, складывание букв из счетных палочек, лепка из пластилина,

обводка, выкладывание из круп, рисование на песке».

«Узнай, какие здесь буквы» - «зашумленные» рисунки (буквы наложены друг на

«Изографы»;

«Угадывание букв по написанному в воздухе или на ладошке изображению»;

Обсуждение и «оречевление» схемы написания буквы: из каких частей состоит

буква, куда смотрят части этой буквы;

Все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок

сохранял

интерес

занятиям,

главное

условие

успешной

работы

профилактике и коррекции дисграфии.

Учитель-логопед высшей категории