Зачем нужно проводить экологические акции в доу. Природоохранные акции в детском саду. Алгоритм проведение акций

Надежда Тиханкина
Консультация для воспитателей по теме «Экологические акции в ДОУ»

«Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников».

Когда будет срублено последнее дерево,

когда будет отравлена последняя река,

когда будет поймана последняя птица,

Только тогда он (человек) поймёт,

что деньги нельзя есть…

М. Булгаков

В современном мире наиболее актуальными являются проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. В природе все взаимосвязано: уничтожая или нанося вред природе (отдельным ее компонентам) - мы нарушаем равновесие. Нельзя только брать, ничего не отдавая взамен!

Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей.

Мы речь свою ведем о том,

Что вся Земля наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом.

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря.

На нас надеется Земля.

Одна из основных задач дошкольного воспитания - формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание - это формирование осознанного бережного отношения к природе и всему живому.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Основными задачами экологического воспитания являются:

1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

По ФГОС образовательный процесс необходимо строить на основе комплексно - тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной и познавательной, а образовательный процесс – мотивированным.

За основу реализации комплексно-тематического планирования принимаются следующие подходы: значимые события в природе, социальной жизни общества или праздник; значимое событие в литературном произведении; значимые события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, интересных предметов.

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности.

Выбор данной формы работы не случаен, так как:

Акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;

Акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;

Акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, природоохранные акции могут быть приурочены к датам, событиям: например, Новый год, День Земли, День птиц и другие.

Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:

В основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;

Акции – это «игра-всерьез», результаты акции значимы для детей и взрослых;

Обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

При организации экологических акций нужно придерживаться следующих принципов:

Осмысленность.

Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования.

Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность.

Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

Разумность.

Если акция связана с уборкой берега водоёма, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

Системность.

Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность

Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

День леса

В октябре отмечается день лесных животных. Во время акции дошкольники знакомятся с произведениями о природе, о жизни животных в лесу.

Международный день энергосбережения

11 ноября - международный день энергосбережения. Можно организовать краткосрочный проект «Вместе светлее», оформить картотеки со стихами и разработать дидактические игры по теме, провести тематические совместные с родителями спортивные соревнования «В гостях у электросчётчика», «В гостях у лампочки». Итогом акции могут стать буклеты для родителей, презентация об альтернативных источниках энергии.

Природоохранная акция «Поможем городской синичке»

Акция проводится с 10 по 20 ноября, в целях формирования экологической культуры дошкольников, воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края.

В рамках проведения акции организуется экологической исследование «Птицы нашего края» , в процессе которого дети уточняют представления о перелетных и зимующих птицах, собирают информацию о зимующих птицах нашего края.

Дошкольники создают плакаты, рисунки, поделки, сочиняют стихотворения, рассказы о птицах, о необходимости помогать нашим пернатым друзьям в тяжелый для их жизни зимний период.

Совместно с родителями проектируют и изготавливают кормушки, заготавливают корм.

Одним из центральных моментов акции является выставка - ярмарка кормушек. Главный итог акции, о котором необходимо сказать дети – сколько людей теперь имеют кормушки и могут вывесить их возле дома, на окнах и тем самым помочь птицам перезимовать.

Еще одним важным событием этой акции является открытие «Птичьей столовой», которое проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней.

Природоохранная акция «Сохраним живую елочку».

Акция проводится в преддверии новогодних праздников с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства.

В рамках проведения акции организуется выставка поделок с Новогодней тематикой. Дети, совместно с педагогами и родителями создают плакаты, рисунки в защиту живой ели. Сочиняют рассказы о жизни елочки в лесу, листовки с обращениями - призывами к людям о сохранении живых насаждений, об использовании искусственных елок для «украшения» праздника. Развешивают эти листовки на досках объявлений домов близлежащего микрорайона.

В процессе проведения акции выпускается стенгазета «Не рубите, люди, елочку в лесу!».

Результатом работы являются рассказы детей о том, как они сохранили елочку (новогодние композиции и искусственная ель дома).

Природоохранная акция «Прилетайте птицы»

Проводится в апреле аналогично акции «Поможем городской синичке». В рамках проведения акции организуется развлечение «День птиц», выставка домиков для птиц, изготовленных родителями, совместно с детьми, торжественное открытие птичьих домиков, наблюдения за «новоселами».

Природоохранная акция «День Земли»

Акция проводится с 10 по 22 апреля. В рамках акции проходят интересные мероприятия: КВН «Юный любитель природы», конкурс детских рисунков «Моя Земля», познавательные литературные тематические вечера «Прекрасное рядом», развлечения «Счастья тебе! Земля моя». Целью данных мероприятий является воспитание нравственных чувств, эмоционально-положительного, ценностного отношения детей к природе, окружающему миру. В заключение акции дети оформляют послание Земле, с пожеланиями счастья и благополучия.

Проводится с 20 мая по 6 июня в рамках международной экологической акции «Спасти и сохранить» с целью формирования основ экологической культуры, гуманного отношения к природе нашего края. Подготовка к проведению акции начинается заранее. Дети выращивают рассаду для озеленения территории детского сада, собирают информацию о растениях и животных, занесенных в красную книгу. Готовят листовки и стенгазеты. В процессе проведения акции проводятся:

Очистка и озеленение территории детского сада (совместно с родителями);

Конкурс экологических листовок и стенгазет;

Оформление альбомов;

Организуются экскурсии в парк и на реку;

Развлечение «Сохраним Землю голубой и зеленой».

В заключение хочу сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы.

С уверенностью могу сказать, что участвуя в акциях природоведческого характера, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми.

Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.

Организация: МБДОУ детский сад № 42

Населенный пункт: Ростовская область, г. Новочеркасск

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников.

Подготовил старший воспитатель МБДОУ д/с № 42 Петрова Г.Б.

Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен годом экологии. Правительственный курс направлен не только на проблемы экологии, но также заботу об охраняемых природных территориях: заповедных парках и садах. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. На сегодняшний день, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны.

Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: крохотного паука в густой траве, подвижного жучка на зеркальной поверхности воды, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, возможно, попробовать на вкус.

Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Но происходит это только при одном условии: если взрослые педагоги , родители, воспитывающие ребенка , сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы.

Таким образом, основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельностью.

В рамках реализации Образовательной программы мы изучаем природный мир страны, родного края, города. Ознакомление детей с природой осуществляется через разнообразные формы работы : экскурсии, разнообразные целевые прогулки, экологические акции , праздники, развлечения, выставки, конкурсы, труд в центрах природы, наблюдения, проектную деятельность.

Интересной и эффективной формой работы считаю проведение экологических акций - социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками, детьми, родителями.

Что же такое экологическая акция ?

Экологическая акция – ряд действий , предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Акция может затрагивать круг слушателей и действующих лиц: дети одной группы детского сада, дети и их родители одного и более детских садов, жители микрорайона, города страны и даже всего мира. Акция позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Выбор данной формы работы обусловлен еще и рядом причин:

  • акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;
  • акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности;
  • в акции включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;
  • данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;
  • природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Акции являются оптимальной формой работы с детьми при развитии у них представлений о взаимосвязи человека с природой, а так же нетрадиционной формой работы с родительской общественностью.

При реализации долгосрочного проекта «Будь Человеком, ты на земле своей» направленного на экологическое просвещение и образование дошкольников и их родителей (законных представителей), были организованны следующие акции:

«Покормите птиц» цель акции – экологическое воспитание дошкольников через организацию практической деятельности по защите окружающей среды и оказанию помощи птицам. Результатом стало изготовление детьми и родителями кормушек, сбор корма и подкормка птиц в зимний период;

«Чистый дворик» цель данной акции – пропаганда бережного отношения к природе Донского края, формирование у детей и взрослых активной жизненной позиции в процессе социально значимой деятельности. Результатом акции стало уборка территории ДОУ, побелка деревьев, раздача детьми листовок, буклетов;

«Жаворонок в небе» цель, которой – приобщение дошкольников к истокам народной культуры, воспитание любви к природе. Результатом акции стало изготовление бумажных жаворонков, разучивание стихов и песен о птицах;

«Новочеркасск – цветущий город» цель, которой – активизация деятельности детского сада по благоустройству и озеленению территории, формирование бережного отношения к окружающему миру, укрепление семейных ценностей через организацию общественно-полезного труда. Результатом акции стало сбор семян, рассады цветов, высадка цветов на клумбы ДОУ;

«Зеленая елочка – живая иголочка» цель данной акции – привлечение внимания участников образовательных отношений (дошкольников, их родителей, общественности) к проблеме сохранения хвойных деревьев в период Новогодних праздников, сформировать активную позицию по вопросам защиты окружающей среды. Результатом акции станет разучивание стихов о новогодней красавице, изготовление елей из подручных материалов, раздача памяток, буклетов о бережном отношении к природе.

Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят музыкально-танцевальные номера, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции. Природоохранные акции позволяют развивать у детей положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Алгоритм проведение акций:

  • цель (каждая акция имеет свою цель);
  • задачи (выполняются общие и конкретные);
  • объект (на что направлено – птицы, деревья…);
  • участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

Этапы:

1 Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);

2 Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);

3 Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Дошкольникам показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

С уверенностью могу сказать, что участвуя в акциях природоведческого характера, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей и они становятся активными помощниками и союзниками в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Список литературы:

  1. Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта … [Дет. сад N 403 Москвы] / /Дошкольное воспитание. - 2002. - No7. - С. 18 - 21.1.
  2. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2007.
  3. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Корнилова. В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2008г.
  5. Масленникова. О.М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
  6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
  7. Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей». – М.: Академия, 2009г.
  8. С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 - 7лет», с.62 - 63.
  9. Скоролупова О.А., Федина Н.В. «О комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» - //Дошкольное воспитание. - 2010г.- No5
  10. Масленнико О.М., ФилиппенкоА.А. Экологические проекты в детском саду /. Волгоград: Учитель,
  11. Зенина Т.Н. Циклы наблюдений за объектами природы. Учебное-методическое пособие.-м., Центр педагогического образования, с.
  12. Интернет-ресурсы (фотографии).

МАДОУ ЦРР детский сад «Сказка»

2012 год

1. Введение……………………………………………………………………………..4

2. Акции, как форма работы с детьми.

2.1. Принципы организации экологических акции……………… 4-5

2.2. Экологические акции в нашем детском саду……………… 5-9

3. Приложение.

3.1.

3.1.1. План проведения………………………………………………………….. 10

3.1.2.Сценарий инсценировки «Зимняя сказка волшебного леса»………11-16

3.1.2.Сценарий досуга «Зима в лесу»………………………………………16-20

3.1.2. Сценарий экологического праздника «Вокруг живой ёлочки»………..21-25

3.2. Экологическая акция «Поможем пернатым»

3.2.1. План проведения…………………………………………………………….. 26-27

3.3. Экологическая акция «Берегите первоцветы»

3.3.1. План проведения………………………………………………………28

3.3.2.Анкета для родителей………………………………………………28-29

3.4. Экологическая акция «Берегиня»

3.4.1. План проведения………………………………………………………..30

3.4.2. Экологический праздник «Бесценная и всем необходимая вода»…………………………………………………………………………….31-38

3.5. Экологическая акция «Кошкин дом»

3.5.1. План проведения……………………………………………………39

3.5.2. Сценарий развлечения «Кошачий концерт Мур-Мур»……….40-47

3.6. Экологическая акция «Украсим дом цветами»

3.6.1. План проведения…………………………………………………….48-49

3.7. Экологическая акция «Умный взгляд на мусор»

3.7.1. План проведения…………………………………………………50

3.7.2. Анкета для родителей…………………………………………50


3.7.3. Проект «Что делать с мусором?»……………………………51-60

3.7.4. Сценарий развлечения «Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети»…………………………………………………………………………61-65

3.8. Экологическая акция «Детский сад – цветущий сад»

3.8.1. Положение о смотре-конкурсе «Лучшая клумба»………66-67

3.9. Экологическая акция «Возвращённый лес»

3.9.1. План проведения………………………………………………..68

Введение

Наш детский сад вот уже на протяжении многих лет уделяет особое внимание проблемам экологического образования дошкольников

Реализуя программу «Юный эколог», мы в комплексе используем различные формы и методы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, проекты, конкурсы, опыты, эксперименты, труд в природе, экологические дидактические игры, моделирование, праздники, экологические акции.

Проведение экологических акций в нашем дошкольном учреждении стало одной из интересных форм работы.

Экологические акции, как форма работы с детьми

Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно и участие родителей). Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяжённость во времени, что делает их особенно ценными. Дети-дошкольники могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.

При организации экологических акций мы стараемся придерживаться следующих принципов:

Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

Разумность. Если акция связана с уборкой берега водоёма , то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

Системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

«Зелёная ёлочка – живая иголочка» - акция против бессмысленной вырубки елей перед Новым годом. Эта акция (разработана) традиционно проходит у нас с начала декабря и длится 1,5 месяца. Наряду с наблюдениями, беседами, изготовлением плакатов, проведением праздника вокруг живой ели на участке, подсчёта загубленных ёлок, мы инсценируем и показываем сказки. Так, судьба маленькой ёлочки из «Зимней сказки волшебного леса» затронула сердца не только детей, но и взрослых.

Силами педагогов разработаны и внедрены в жизнь акции: «Поможем пернатым», «Берегите первоцветы», «Берегиня», «Кошкин дом», «Украсим дом цветами», «Детский сад – цветущий сад», «Умный взгляд на мусор», «Возвращённый лес».

«Поможем пернатым» Для проведения этой акции был выбран февраль. Ведь именно в эту зимнюю пору, когда у птичек подъедены все запасы, а холода и снегопады не торопятся отступать, им приходится особенно трудно. Вот тут на помощь пернатым друзьям должны прийти люди. В рамках акции был объявлен конкурс на самую оригинальную кормушку для птиц, в которой активное участие приняли почти все родители, проявив мастерство и фантазию. Кто-то соорудил кормушку из бросового материала, такого, как пластиковые бутылки, канистры, упаковки из-под новогодних подарков, тортов. А некоторые родители, по-видимому, не один час провели в мастерской, сделав не только красивые, но и прочные деревянные кормушки.


Кстати, и до проведения акции, птички были дружны с воспитанниками «Сказки». Ведь подкармливать птиц, мы начинаем с октября.

С подведением итогов конкурса акция не закончилась. Она продолжилась подкормкой пернатых возле домов, в садах наших дошколят.

Акция «Берегите первоцветы» была организована в начале весны. Чтобы выяснить, что знают родители о первоцветах, любят ли собирать букеты, поощряют ли в этом увлечении своих детей, знают ли последствия массового сбора цветов, мы провели анкетирование («Первоцветы рядом с нами»). А затем составили план акции.

· Оформили стенд «Первоцветы – вестники весны», который заставил другими глазами посмотреть на проблему охраны первоцветов.

· Разработали и провели экскурсии в лес с целью знакомства с первоцветами леса (ветреница, ландыш, печёночница) и бережного к ним отношения.

· Посадили лесные первоцветы (печёночницу, ветреницу) на участке и наблюдали за ними.

· Организовали целевые прогулки к цветнику, где познакомили детей с первоцветами сада (примула, крокус, гиацинт)

· Дети вместе с родителями оформляли тематические альбомы.

Акция «Берегиня» родилась как реакция на нерациональное использование воды детьми и взрослыми.

В её рамках был разработан ряд мероприятий.

Для детей организовали серию занятий: «Эта волшебница вода», «Где живёт вода?», «Кому нужна вода?». Дети познакомились со свойствами воды и её превращениями, узнали, что на Земле воды много, но пригодной для питья очень мало. Они узнали, что вода – это жизнь.

Для закрепления знаний проводили дидактические игры («Вода – не вода», «Найди, кто живёт в воде» и др.)

Дети младшего и среднего возраста рисовали «портреты воды», а старшие – плакаты в защиту воды.

Читали детям экологические сказки Н. Рыжовой «Жила-была река», «Как люди речку обидели?»; Т. Николаевой «Приключение капельки» с последующими беседами, об экономном и бережном отношении к воде.

С детьми старшего возраста организовали рейд «Берегиня» - прошли по детскому саду и проверили, как пользуются водой сотрудники и дети.

Как итог работы был проведён праздник «Бесценная и всем необходимая вода».

Акция «Кошкин дом». Начиная ее, мы хотели научить детей правильному общению с животным: мягкости, неназойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние, сопереживать ему. Нередко избыток чувств в сочетании с отсутствием знаний о потребностях и образе жизни животного приводит к тому, что ребёнок «мучает его».

Как и любая другая, эта акция началась теоретическим блоком: воспитатели осуществляли проект «Наши пушистые друзья»; беседовали с детьми об ответственности человека за тех, кто живёт рядом; для поддержания интереса, использовали дидактические упражнения и игры («Хорошо-плохо», «Придумаем имя коту», «Аукцион песен о кошках», «Кошкины родственники»).

Сотрудники вместе с детьми оформили в музыкальном зале «Кошкину гостиную». Здесь разместились фотографии, мягкие игрушки, картины, книги, детские рисунки, посвящённые кошкам. «Гостиную» посетили все дошколята, даже самые маленькие.

На совместную полезную деятельность родителей и детей объединил конкурс «Кошкин дом», цель которого – украсить быт домашних кошек. Мы ещё раз убедились в неисчерпаемости фантазии и творчества родителей – игрушки, коврики, домики из картонных коробок, сооружения для игр, лазания, точения когтей, охоты и многое другое!

Завершил акцию «Кошачий концерт «Мур-Мур».

В рамках экологической акции «Украсим «дом» цветами» мы разработали и провели следующие мероприятия:

· Беседы с детьми;

· Целевые прогулки;

· Экскурсия в лес;

· Субботник по уборке участка

Со старшими детьми мы часто совершаем «Прогулки в природу». Бываем в лесу, у реки, на лугу, у пруда, путешествуем по улицам посёлка, и, как правило, везде наталкиваемся на груды мусора. Дети понимают, что это плохо, и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берётся столько мусора? Что с ним делать? Чтобы попытаться решить «мусорную проблему» в 2010 года мы провели экологическую акцию «Умный взгляд на мусор» . (см. Приложение). В рамках этой акции был разработан проект «Что делать с мусором?». Участниками проекта стали дети старшей и подготовительной групп. Теперь, разработка этого проекта ежегодно используется педагогами.

Акция «Детский сад – цветущий сад» , цель которой – активизировать деятельность МДОУ ЦРР детского сада по благоустройству и озеленению территории, создать комфортные условия воспитания и развития детей дошкольного возраста, проходила с мая по август. В рамках акции мы запланировали и провели смотр-конкурс «Лучшая клумба».

«Возвращённый лес». Цель этой акции: подвести детей к пониманию значения леса в жизни человека; воспитать бережное отношение к предметам, сделанным из древесины. В экологической комнате мы создали мини музей «Дерева», где оформили следующие экспозиции «Дерево живое. Оно питается, растёт, размножается», «Кому нужны деревья в лесу?», «Зачем люди пилят деревья?». Кроме этого провели занятия с детьми: «Деревянные предметы»; «Знакомимся с деревянными игрушками» (средний возраст); «Берегите деревянные предметы»; «Бережно относимся к бумаге» (старший возраст); «Лес в жизни человека» (подготовительный возраст), а также экскурсию в лес, дендросад. Закончилась акция высадкой деревьев и кустарников на групповых участках.

Таким образом, активная жизненная позиция взрослых членов нашего коллектива последовательно передаётся детям. Из разговоров с детьми, их родителями мы понимаем, что дети стали осторожнее вести себя на природе, бережнее относиться к растениям, животным, стараются не навредить им, бурно реагируют на негативные поступки.

Приложение

Экологическая акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка»

План проведения:

1. Коллективное изготовление альбома «Ёлочка» - комплексное занятие в средней группе.

2. Изготовление плакатов на тему: «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов» - комплексное занятие в старшей и подготовительной группе.

3. «Через добрые дела можно стать юными экологами» - занятия в старшей и подготовительной группе.

4. Проведение циклов наблюдений за елью (на участке).

5. Развешивание плакатов в защиту живых елей в детском саду. Общение с жителями посёлка по вопросам сохранения живых елей.

6. Инсценировка сказки «Зимняя сказка волшебного леса». (Досуг для детей старшего возраста «Зима в лесу».)

7. Новогодний праздник для кукол (досуг для детей), проводится после детского праздника.

8. Обход территории больничного района. Цель: посчитаем, сколько елочек выбросили после Нового года.

9. Украсим ёлочку на участке детского сада.

10. Новогодний праздник вокруг ели на участке (проводится после Нового года

«Зимняя сказка волшебного леса»

Сценарий .

Экологическая сказка в трёх действиях . (по мотивам сказки).

Действующие лица: Ёлочка, зайка, Белка, Птичка, Слуги, Гости.

Действие 1

Звучит музыка. Зимний лес.

От автора . Если верить сказкам, каких только чудес не бывает новогодней ночью в дремучем зимнем лесу. Словно волшебная книга, раскрывает он свои снежные страницы. В эту ночь птицы и звери разговаривают человеческими голосами. Умей только подстеречь и подглядеть.

Тише. Я расскажу вам сказку про чудесную маленькую ёлочку, которая росла в этом лесу. Место у неё было хорошее, воздуха с света вдоволь; кругом росли её подруги – ели с сосны. Но ёлочке ужасно хотелось поскорее вырасти, она не думала ни о тёплом солнышке, ни о свежем воздухе. Люди, приходили в лес, присаживались под ёлочку отдохнуть и всегда говорили: «Вот славная ёлочка!».

Прошёл год, и у ёлочки прибавилось одно коленце, прошёл ещё год – прибавилось ещё одно: так, по числу коленцев, и можно узнать, сколько лет ели.

Ёлочка . Ах, если бы я была такой же большой, как другие деревья! Тогда бы и я широко раскинула свои ветки, высоко подняла голову и мне бы видно было далеко - далеко вокруг! Птицы свили бы в моих ветвях гнезда, и, когда дует ветер, я так же важно кивала бы головой, как другие!

Заяц (хлопая лапкой о лапку ). Холодно, холодно, холодно! От мороза дух захватывает, лапы на бегу к снегу примерзают. Белка, а белка, давай играть в горелки, солнце окликать, весну зазывать!

Белка . Давай заяц. Кому первому гореть?

Заяц . Кому выпадет. Считать будем.

Звучит музыка.

Косой, косой, не ходи босой, а ходи обутый, лапочки закутай.

Если будешь ты обут, волки зайца не найдут, не найдёт тебя медведь.

Выходи – тебе гореть!

Играют в горелки род музыку.

Заяц . Гор, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят!

Белка . Лови, не догонишь! Не догонишь!

Белка сорвала с ёлки шишку, убегает.

Белка . Это мне на обед, спасибо, ёлочка.

Заяц . Ты куда, куда? Так нельзя, это нечестно! Я с тобой больше не играю.

Слышится завывание волка.

Заяц . Ой, боюсь, боюсь! Куда же мне спрятаться? (Мечется.)

Ёлочка . Иди ко мне, я спрячу тебя.

Заяц прячется, ёлка закрывает его ветвями-руками. Вой прекращается. Зайка убегает.

Заяц (убегая). Спасибо тебе, ёлочка, выручила. Побежал я домой в тёплую норку.

Стук топора.

От автора . В лесу появились дровосеки, они рубили самые большие деревья. Ёлочка всякий раз дрожала от страха при воде падавших на землю с шумом и треском огромных деревьев. Потом их укладывали на дровни и увозили из леса.

Ёлочка . Куда? Зачем?

Прилетает птица.

Ёлочка . Не знаешь ли ты, куда повезли те деревья? Не встречала ли ты их?

Птица . Да, пожалуй! Я встречала на море много новых кораблей с великолепными высокими мачтами. От них пахло елью и сосной, вот они где!

Ёлочка . Ах, поскорее бы мне вырасти да пуститься в море!

Птица . Прошлой зимой, в канун Нового года срубили совсем маленькую ёлочку, она была даже меньше тебя.

Ёлочка . И что? Куда её повезли?

Птица . Я знаю. Я знаю, я была в городе и заглядывала в окна! Я знаю, куда её повезли. Её поставили посреди тёплой комнаты и украсили чудеснейшими вещами – золочёными яблоками, медовыми пряниками и множеством свечей!

Ёлочка . А потом? А потом? Что было с ней потом?

Птица . А больше я ничего не видела! Но это было бесподобно!

Ёлочка . Может быть, и я пойду такой же блестящей дорожкой! Это лучше, чем плавать по морю. Ах, я просто изнываю от тоски и нетерпения! Хоть бы поскорее пришёл Новый год! Ах, если б и я уже стояла, убранная всякими этими прелестями, в тёплой комнате! А потом что? Потом, верно, будет ещё лучше, иначе, зачем бы и наряжать меня! Только что именно будет? Ах, как я тоскую и рвусь отсюда! Просто и сама не знаю, что со мною!

Птица . Радуйся своей юности! Радуйся своему здоровому росту, своей молодости и жизненным силам.

Ёлочка . Не хочу, не хочу радоваться, скорей, скорей вырасти!

Гаснет свет, звучит музыка.

Действие 2

Комната. Зажигается свет.


Ёлочка .
Ах, как больно! Где я? Комната!

Слуга 1 . Чудесная ёлка! Такую-то нам и нужно!

Слуга 2 . Давай будем украшать её, ведь скоро праздник. Посмотри, какие золочёные яблочки.

Слуга 1 . А у меня орешки и конфеты.

Слуга 2 . А вот и свечи. А как заблестит, засияет ёлка, когда зажгут их!

Ёлочка . Ах! Как всё красиво. Хоть бы поскорее настал вечер, и зажгли свечи. А что будет потом? Не явятся ли сюда другие деревья из лесу, чтобы полюбоваться на меня? Не прилетит ли к окошку моя знакомая птица?

Слуга зажигает свечи.

Ёлочка . Ой! Ой! Как больно! Как сильно обжигают мои зелёные иголочки.

Слуга 1. Скорее, скорее затуши свечи: ёлка может загореться. И нам попадёт от хозяев.

Затушили свечи.

Слуга 2 . Скоро придут гости и праздник начнётся.

Слуги уходят, звучит музыка, в комнату входят гости.

Гость 1. Какая красивая ёлочка!

Гость 2. Сколько на ней игрушек и подарков.

Кружатся около ёлки и срывают подарки.

Гость 1. Мне орешек.

Гость 2. А мне яблочко…

Ёлочка . Что же они делают? Что это значит? А я? А мне что делать? Мои бедные веточки, они сломали их.

Гость 1 . Я так устала.

Гость 2. Праздник окончился. Пора спать.

Музыка смолкает, гости уходят. Гаснет свет, звучит музыка.

Стали уже традиционными экологические акции в нашем детском саду, в рамках которых все вместе - родители, дети и педагоги - помогают сделать территорию нашего детского сада уютным природным уголком.

Если Вы хотите принять участие в последующих акциях, следите за объявлениями на странице Главные новости.

В апреле 2017 года наши воспитанники и педагоги приняли участие в городском природоохранном конкурсе-акции "Берегите птиц!" , в котором заняли первое место.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ "ПАМЯТНОЕ ДЕРЕВО ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО САДА"

2-5 мая 2017 года прошла акция для выпускников нашего МДОУ "Памятное дерево выпускников детского сада". Мы приглашали всех выпускников этого года сделать посадку в честь окончания детского сада. Спасибо всем, кто помог сделать нашу территорию зеленее!

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ " ЗЕЛЕНАЯ ВЕСНА -2016"

Нашему микрорайону "Сокол" всего 10 лет. Здесь живут в основном молодые семьи с детьми. Красивые удобные дома, современный детский сад, торговые центры и зеленые зоны, увы, заставленные автомобилями.
А для полного счастья, всем жителям "Сокола"не хватает Природы!
Наш детский сад посещают воспитанники микрорайона, поэтому семьи всегда очень активно участвуют во всех экологических акциях, проводимых ДОУ. А "Экологический субботник" у нас уже стал весенней традицией.

Мероприятия в рамках "Экологического субботника-2016":

1. Высадка сосен по ул.академика Колмогорова.
2. Высадка лиственных деревьев: рябин, каштанов, кленов, берез по ул. Лескова на зеленой зоне, превращенной ранее в стихийную парковку для автомобилей («Аллея Выпускников» ).
3. Обновление табличек с именами героев Великой Отечественной войны, георгиевских ленточек, подсыпание свежей земли и удобрение кустов на аллее "Сирень Победы", посаженной нашими воспитанниками в прошлом году (более 100 кустов).

Мероприятия проводились 4,5,6 мая под музыкальное сопровождение (детские песни Дню Победы, песни о России).

Все желающие были обеспечены
-необходимым инвентарем (лопаты, совки),
-колышками и веревками для подвязывания деревьев.
-плодородной землей с сапропелем,
-лейками и водой для полива,
-ленточками (каждый участник акции мог повязать цветную памятную ленту на своё дерево).

Итоги экологического субботника:

1. Сосновая аллея - более 30 деревьев
2. Лиственная аллея - более 50 деревьев
3. Аллея "Сирень Победы": созданы все условия для дальнейшего роста кустов сирени и многие из них уже зацвели!

По окончании акции всем семьям-участникам были выданы благодарственные письма и оформлен фотоотчет, размещенный на сайте нашего ДОУ.

В ноябре 2015 года подготовительная к школе группа №7 (педагоги: Шильникова Зоя Викторовна и Кузнецова Татьяна Витальевна) приняла участие в экологическом проекте библиотеки им. Ф.М. Достоевского «Сделаем Дунайку чистой» . Ребята вместе с педагогами подготовили работу для выставки в технике пластилинография.

А еще они сочинили сказку и сделали самую настоящую книгу. С ней вы можете ознакомиться здесь, а также в библиотеке им. Ф.М. Достоевского, которой ребята подарили свою книгу.

Осенью 2015 года мы посадили первоцветы в рамках акции "Посади свой первоцвет" . Более 200 луковиц гиацинтов и крокусов посадили ребята с родителями. Весной они самыми первыми известят нас о скором лете. Мы благодарим всех родителей, педагогов и ребят, принимавших участие в акции! Ждем с нетерпением наступления весны!

Весной 2015 года в мае прошла акция "Сирень победы". К участию в акции мы приглашали не только наших воспитанников, но и жителей соседних домов. Сирень мы сажали вокруг детского сада. Мы высадили несколько десятков кустов, каждый из которых был посвящен кому-либо из наших дедушек и бабушек, погибших на войне. На стволах сирени были закреплены георгиевкие ленточки с их именами.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

По ФГОС образовательный процесс необходимо строить на основе комплексно - тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной и познавательной, а образовательный процесс - мотивированным. За основу реализации комплексно - тематического планирования принимаются следующие подходы: значимые события в природе, социальной жизни общества или праздник; значимое событие в литературном произведении; значимые события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, интересных предметов.

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции - это событийно - значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Акции - это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:
акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:

в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;

акции - это «игра - всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых;

обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

При организации экологических акций я постаралась придерживаться следующих принципов:

Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

Разумность. Если акция связана с уборкой леса, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

Системность. Последовательность - обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

Таким образом, мной был разработан проект: поставлена проблема, намечены цели и задачи проекта, и, естественно, определены экологические акции - направления работы проекта. Был выдвинут ожидаемый результат:
ожидается расширение представлений у детей о растения и животных родного края. Формирование исследовательских, поисковых навыков и умений; формирование экологического сознания дошкольников - гуманного, осознанно - ответственного отношения к миру природы, стремления сохранить природные богатства нашей страны; развитие познавательного интереса к миру природы родного края; повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, но и родителей детей; формирование у родителей потребности в знаниях о гуманном отношении к природе и желания передавать их детям собственным примером; активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом; улучшение экологического и эстетического состояния территории детского сада и города.

Паспорт проекта «Экологические акции в ДОУ»

Название проекта

«Экологические акции в ДОУ»

Интеграция образовательных областей

Познание, основы безопасности жизни, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество и ручной труд.

Участники проекта

Дети старшей группы, педагоги, родители

Тип проекта

Познавательный

Вид проекта

Исследовательский

Срок реализации проекта

Долгосрочный (рассчитан на 1 год)

Проблема

Современные проблемы с окружающей средой.

Цель проекта

Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Задачи проекта

1.Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

2.Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности;

3.Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;

4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы;

5. Активизировать речь и обогащать словарь детей;

6. Развивать эмоциональную отзывчивость;

7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Методы исследования

Диагностирование, опытно–экспериментальная деятельность детей.

Предполагаемые продукты (выход)

1. Оформление проектной папки.

2. Презентация проекта.

Этапы работы над проектом

1 этап: Подготовительный

2 этап: Основной

3 этап: Заключительный

Материал для отчёта о проделанной работе за месяц

Выводы за месяц;

Конспекты НОД;

Конспекты консультаций;

Рисунки детей;

Фотоотчёт о проделанной работе

План реализации проекта:

1 этап - подготовительный: составление плана деятельности; анкетирование родителей; подбор, чтение литературы по данным темам; оформление выставки книг и консультации для воспитателей и родителей. Намечены акции, подбор литературных и музыкальных произведений, иллюстративных материалов на экологическую тему; подготовка цикла бесед и занятий, презентаций на экологическую тему; подбор и изготовление дидактических и интерактивных игр экологического цикла.

Работа с родителями: информация в родительском уголке - консультации, стенгазеты, листовки и брошюры; индивидуальные и групповые консультации;
родительское собрание; привлечение родителей к участию в выставках - конкурсах поделок по каждой акции: из бросового и природного материала, изготовление и развешивание кормушек и т.д.; привлечение родителей к участию в трудовом десанте - посадке цветов и кустарников, субботниках по уборке территории детского сада и у своих домов. Проведение мастер - классов «Вторая жизнь ненужных вещей»; привлечение родителей к участию в КВН «Знатоки природы», совместная организация мини музеев.

Работа с детьми: чтение и обсуждение произведений о природе, животных, растениях, тематические занятия с презентациями экологической направленности, беседы: «Зелёный патруль», «Как научиться быть добрым», «Как подружиться с природой», «Может ли природа обидеться на человека», конкурс чтецов экологической направленности «Давайте друзья в любую погоду будем беречь родную природу!», рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений, изготовление поделок и рисунков по каждой акции (в том числе и из бросового материала), изготовление стенгазет и альбомов о животных и растениях: «Наши цветы в детском саду», «Птицы на наших кормушках», альбомов с рисунками по каждой акции, изготовление буклетов и листовок «Сохраним ели», «Покормите птиц зимой», «Берегите воду». Прогулки по экологической тропе детского сада и за его пределами, участие в трудовом десанте: посев и выращивание рассады цветов, с последующим высаживанием на клумбы детского сада; уборка своего участка от листьев, мусора и веток, театрализация сказок на экологическую тему.

Хочется более подробно остановиться на проведенных акциях.

Акция «Накормим птиц зимой»

Для птиц зима самое холодное и голодное время. В холодный период года большое количество птиц гибнет. И мы можем помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность. Заботливое отношение помогает воспитать в юных душах милосердие, сострадание слабым и обездоленным. Ведь мы несем ответственность за тех, кто рядом с нами!

Цель этой акции - воспитание у детей и их родителей эмоционально-положительного отношения к птицам, развить желание помочь им.

Условия: Для того чтобы стать участником акции детям совместно с родителями предложили сделать необычную кормушку. Родители поддержали эту интересную идею и с удовольствием приносили кормушки. Дети на прогулке самостоятельно повесили их на деревья и всю зиму подкармливали птиц.

Природоохранная акция «Сохраним живую елочку».

Акция проводится в преддверии новогодних праздников с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства. Воспитания бережного отношение к хвойным деревьям, желания сохранить их растущими на участке, в сосновом бору, в лесу.

Дети, совместно с педагогами и родителями создавали плакаты, рисунки в защиту живой ели. Сочиняли рассказы о жизни елочки в лесу, листовки с обращениями - призывами к людям о сохранении живых насаждений, об использовании искусственных елок для «украшения» праздника. Развесили эти листовки на досках объявлений домов, в лесу.

Результатом работы стали рассказы детей о том, как они сохранили елочку (новогодние композиции и искусственные ели дома).

Акция по сбору батареек «Спасём ёжика»

Батарейки сделали нашу жизнь удобнее. Одно лишь но: они имеют особенность разряжаться. А задумывались ли мы, куда деваются использованные батарейки? Конечно, выкидываются, и никто не беспокоится об их дальнейшей судьбе: судьбе отравителя почвы и всего в ней и на ней живущего. 1пальчиковая батарейка загрязняет 20 м² почвы, а, соответственно, 2 дерева, 1 ежа и тысячи дождевых червей, а также грунтовые воды, которые питают деревья, плоды, нас. А ведь возможна их переработка!

Воспитанники моей группы присоединились к акции по сбору использованных батареек под девизом «Сдай батарейку - спаси ёжика».

Каждый ребенок, кидая использованные батарейки в бутыли, установленные в раздевалке, приговаривал: «Один ёжик, два ёжика. Я спас 5 ежей». Каждый маленький человек чувствовал себя великим спасателем, спасателем своей планеты и всего живого на ней.

Все собранные батарейки были опущены в контейнер у магазина «Атак».

Экологический проект «Спасем планету от мусора»

Проводится с целью формирования представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле. Заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах.

Дети знакомы с поговоркой «Чистота - залог здоровья», имеют культурно -гигиенические навыки ухода за одеждой, своим телом. Им предлагается задуматься о чистоте природы, ее значении для растений, животных, человека, почвы. Делают выводы об источниках загрязнения, об ущербе, наносимом красоте природы, о взаимосвязи: больше выбросов - хуже здоровье человека, меньше растений и животных. По осуществлению проекта наметился план действий, проводились опыты. Один из опытов такой: закопали в ящик с землёй консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока другие отходы. Выставили ящик на улицу. Через два месяца раскопали землю и посмотрели, что произошло с этими предметами.

Из всех закопанных предметов в первую очередь сгнили огрызок и шкурка от банана, т. е. пищевые отходы, бумага только начала разлагаться, картон отсырел, жестяная банка покрылась ржавчиной, стеклянная баночка, пластиковый пакет и бутылка не изменили своего состояния. После этого с детьми сделали вывод, что не все предметы быстро разлагаются, что целесообразней отходы повторно перерабатывать, и не разбрасывать мусор где попало.

После этого мы с детьми вышли на уборку близлежащего леса. Дети осознанно собирали мусор, понимая суть своей помощи лесу.

Цель проекта - приобщение дошкольников к миру живой природы, воспитание заботливого, бережного отношения к животным.

Суть заключалась в том, чтобы изучить повадки любимца, собрать информацию о семействе кошачьих. Была собрана информация совместно с родителями и изготовлен лэпбук «Всё о кошках». В итоге оформили «Мини музей кошек», здесь разместились фотографии, мягкие игрушки, картины, книги, детские рисунки, посвящённые кошкам. «Музей» посетили все дошколята нашего сада, даже пришли дети из 26 детского сада.

Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

В рамках акции интересно прошёл КВН «Знатоки природы». Две команды «Следопыты» и «Цветик - Семицветик» состоящие из родителей и детей приложили максимум стараний, умений и знаний по экологическому воспитанию: это знания о природе, ее явлениях, жизни диких животных, птиц, насекомых и т.д. Информация, полученная детьми на этом мероприятии, была очень актуальна и полезна. Жюри оценило ответы команд и в итоге решило, что победила «дружба». Все присутствующие получили много новой, интересной, обширной информации, которая соответствовала всем возрастным критериям в сфере экологического воспитания.

Цель: приобщение детей к рациональному использованию водных ресурсов, привлечение внимания общественности к вопросам сохранения водных ресурсов.

Чтобы заинтересовать детей к участию в этой акции проводились беседы, занятия в форме экспериментов и опытов с водой. Дети выполнили агитационный материал в форме аппликации по теме «Берегите воду», который разместили в своих домах, где проживают. Детьми так же были изготовлены книжки – малышки в форме капли про воду, которые подарили малышам в детском саду.

Акция «Берегите птиц!» (Каждому певцу по дворцу) 1 апреля – Всемирный день птиц.

Цель: Привлечь семьи воспитанников ДОУ к решению проблем окружающей среды, улучшению экологии путем привлечения и заботы о птицах.

В ходе акции дети узнали, что домик для птиц изготавливается из дерева; форма домика свободная, основание скворечника должно быть примерно 25 х 25 сантиметров, а высота - 30 сантиметров. Отверстие - около 5 сантиметров в диаметре. А полочка перед ним должна быть небольшой, иначе этим воспользуются хищные птицы. Родители помогли нам в этом деле. Ребятишки внимательно следили за тем, как скворечники занимали свои места на деревьях. Сколько было восторга и радости в глазах детей, что помогли птицам обрести новое и уютное жилье.

Природоохранная акция «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять».

Цель акции: пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей.

В ходе акции решались следующие задачи:

формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развитие системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей среды своей местности.

Акция «Подарим книге новую жизнь – спасем одно дерево»

В рамках «Недели книги» в апреле стартовала акция «Подарим книге вторую жизнь – спасем одно дерево!». Во время организованной образовательной деятельности, проведенной в форме бесед, рассказов, наблюдений, презентаций, опытов и исследовательской работы дети узнали о том, как и откуда появляется бумага, в каких сферах деятельности используется. Совместно с детьми было проведено экспериментирование «Сравнение свойств разных видов бумаги и картона». На занятии дети познакомились с разными видами бумаги и картона, в ходе самостоятельного исследования свойств бумаги и картона дети пришли к выводу, что изделия из бумаги и картона требуют бережного к себе отношения. После с детьми изготовили бумагу в условиях детского сада. Чтобы приготовить бумагу нужно разорвать бумагу на мелкие кусочки и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставьте на ночь. Затем размолоть бумагу миксером так, чтобы можно было различить мелкие кусочки или волокна бумаги. Положить всё на рамку, дать стечь воде, а затем просушить. Из этой бумаги дети вырезали элементы аппликации, которые использовали в оформлении открыток.

Вместе с детьми мы организовали мастерскую по ремонту книг, где «лечили» старые книжки: подклеивали странички, делали красивые переплёты. Ребята отремонтировали 16 книг и обещали продолжить эту работу дома вместе с родителями. Проведение такой акции для детей способствует бережному отношению к книге.

Акция «Вторая жизнь ненужным вещам»

Цель акции: Знакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционными способами применения различных материалов, формировать интерес к творческой деятельности. Содействовать знакомству родителей с применением различных нетрадиционных материалов в творческой деятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Был проведен мастер класс для родителей «Поделки из бросового материала. Новое и полезное из ненужных вещей».

Дети совместно с родителями дома изготовили интересные поделки.

Очень интересно в нашей группе прошло мероприятие «День матери». Прошел необычный конкурс, под названием «Лучшее платье из бросового материала». Дети совместно с родителями создавали и демонстрировали наряды, которые были изготовлены из различных материалов, таких как: мусорные пакеты, магазинные пакеты, подарочная упаковка, журналы, коробки и др. Все костюмы получились эстетически оформленными и оригинальными. Задача родителей состояла не только в изготовлении костюма или платья, но и также в представлении его, небольшой презентации. Так, родители, представляя свои модели на конкурс, читали стихи, пели песни, рассказывали о том, что вдохновило их на данную конкурсную работу.

3 этап - заключительный:

Достигнутые результаты: переоформлены клумбы (видовой состав), развешены кормушки (на территории ДОУ и у домов) и ведется подкормка птиц зимой; развесили скворечники (на территории ДОУ), сдано более 100 батареек и 10 ламп в специальный бокс (у магазина «Атак»); у детей формируется осознание ответственности за последствия некоторых своих действий, сформированы трудовые навыки по уходу за растениями, много интересных поделок сделано из бросового материала, родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ и являются активными помощниками, укрепляется их заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ.

В заключение хочу сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы.

С уверенностью могу сказать, что участвуя в экологических акциях, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.