Роль родителей в экологическом воспитании в доу. Консультация на тему: Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников посредством природоведческой книги является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

Педагог - родитель;

Педагог - ребенок - родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.

Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем (приложение 1). Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

· основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;

· одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье .

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, "Круглые столы" и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3--5 дней.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей - существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога .

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей. Особой популярностью пользуются "Дни открытых дверей", в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении "Круглых столов" реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.

Одной из основных задач экологического образования дошкольников - это непрерывность процесса. Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. У дошкольных работников есть преимущества в том, что педагоги имеют возможность встречаться с родителями ежедневно и в личном контакте осуществлять сотрудничество.

Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно.

Для выявления родительских представлений и ожиданий от экологического образования целесообразно провести анкетирование. Опрос семей воспитанников позволит педагогическому коллективу не только увидеть представления родителей о функциях педагогического коллектива, но и выявить их образовательные запросы и притязания.

Также для повышения эффективности взаимодействия полезно в конце каждого учебного года проводить опрос родителей, который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей.

Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций. Можно разработать систему, которая будет включать в себя определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами:

Пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

Проводить совместные мероприятия, к которым родители проявляли бы особый интерес.

Разработать одну из форм наглядной агитации - листовку, в которой лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему "Берегите природу", где участниками конкурса являются сами родители.

Еще одна из форм работы - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов. Домашние задания могут включать: рисунки, поделки из природного и бросового материала. Тем самым вызвать заинтересованность и родителей и детей.

Для проявления интереса у родителей к информации, разместить странички о дне, проведенном в детском саду. Где в них рассказывалось о поведении детей в природе, их рассуждениях и выводах, сделанных ими после наблюдений в природе. Воспитатели могут давать рекомендации родителям как обратить внимание на соответствующую литературу, родители бы задавали вопросы или просили совета.

Групповые родительские собрания, проведенные с организацией чаепития, выступлением детей. Такие собрания дадут возможность для свободного общения, обсуждения различных вопросов и выработки единых подходов к воспитанию детей.

Организовать родителей для активного участия в природных акциях: изготовление родителями и детьми плакатов.

Сотрудничество детского сада и семьи невозможно без знания особенностей воспитания детей в семье. Знакомство с традициями семейного воспитания осуществлять через гостиные "Мы и наши дети".

Эколога - развивающая среда в домашних условиях должна включать:

Уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними.

Уголок "выращивания", оснащённый необходимыми средствами для самостоятельной исследовательской - практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.;

Фотографии на тему "природа", журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.

Что может дать такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей. В первую очередь это поспособствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры.

Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Что включает в себя понятие «экологическая культура»?

Экологическая культура -

это знания,

практические навыки,

Эстетические переживания

эмоциональное отношение

Практические поступки и поведение детей

(сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).

Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются :

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

Педагог - родитель

педагог - ребенок - родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Всю работу надо проводить дифференцированно. Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание .

Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, наш коллектив педагогов пришел к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Поэтому в течение нескольких последних лет педагоги разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий, КВН, диспутов.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Экология и дети» сначала мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание начали с КВНа между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие.

В детском саду проводятся родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе».

Такую форму работы, как консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.

В группах проводятся консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами - одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения . В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе .

Например.

Лекарственные растения - это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их - браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг - не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.

Ягоды - источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Для приобретения опыта поведения в природной среде мы используем такую форму работы как создание экологических ситуаций , решить которые предлагается родителям вместе с детьми дома.

Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа?

На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

Дайте оценку этому поступку.

Лестничный марш среднего подъезда детского сада посвящен «Безопасности детей», в том числе и правилам поведения в природе.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, помогает участие в общегородских акциях «Покормите птиц», «День Плюшкина». Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки, собирают макулатуру, пластиковые бутылки, картон.

В 2011 году мы провели акцию «Очистим природу от пробок». Результатом которой стала «Тропа здоровья из пробок», необходимая детям для формирования правильной осанки, развития желания заниматься на свежем воздухе босиком. Основными средствами оздоровления на тропе выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода.

Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.

Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада является участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками «В весенний лес за приключениями», «Осень, осень в гости просим», «Праздник урожая», «Мисс Осень».

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

В детском саду проводятся конкурсы, в которых участвуют родители, дети и педагоги: «Чудеса с грядки», «Пёстрый мир бабочек», «Новогодняя елочка», «Вторая жизнь вещей», «Волшебная коробочка», «Страна необычных цветов» - эту выставку вы видите сейчас.

На стенде «Руки папы, руки мамы и мои ручонки» выставляются работы детей и родителей на темы: «Лето, лето, лето - ты какого цвета?», «Чудо – дерево», «Мир на моей ладони», «Загадки – отгадки», Моё любимое дерево – клён», «Природа вокруг нас», экологический плакат «Тропинками природы».

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей . Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

В помощь родителям выпускается внутренняя газета детского сада «Незабудка». Каждый номер газеты посвящается определенной теме: например «Экология и дети», «Природа дивной красоты», «Растения в нашей жизни».

Интересная форма работы с семьей - педагогические ширмы , в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатели предлагают родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

Важные моменты:

все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.

Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.


Авторы: Пафнучева Лариса Владимировна, Шматкова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №173 "Детский сад присмотра и оздоровления"
Населённый пункт: город Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей"
Дата публикации: 20.04.2017
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ №173»

Совместная работа детского сада и семьи

по экологическому воспитанию детей

(методическая

разработка)

Выполнил: Пафнучева Л.В.

г. Кемерово 2016 г.

Введение..................................................................... 3-4

1. Перспективный план проекта_.................................5-7

Заключение................................................................. 8-9

Литература.................................................................. 10

Приложение 1 Консультации для родителей...........11-15

Приложение 2 Анкета для родителей 16

Приложение 3 Проект с родителями «Прогулки по лесу» 17-20

Проект «В гости к животным» 21-23

Фотоотчет по проекту «Экологическая азбука» 24-32

Введение

Актуальность проекта

Природа является источником первых конкретных знаний и радостных

переживаний,

запоминающихся

природой пробуждает интерес к окружающему миру, формируется умение

делать открытия и удивляться им.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является

одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь

на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу –

воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый

внимания.

проблемы

актуальными?

деятельности

человека

безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная,

ведущая к нарушению экологического равновесия.

Проект «Экологическая азбука» направлен на то, чтобы активизировать

деятельность родителей в этом направлении, помочь закрепить полученные

знания детей в дошкольном учреждении.

Цель проекта : формирование начал экологической культуры, становление

осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к

людям, охраняющим ее.

Задачи проекта:

Формировать

бережное

отношение

существам, в процессе общения с ними.

Формировать

наблюдения,

экспериментирования

процессе

поисковой познавательной деятельности.

Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической

культуры.

Срок реализации проекта – долгосрочный – 1 год.

Этапы реализации проекта подготовительный, основной, заключительный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Формы реализации проекта:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической

компетентности.

Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме,

консультации и сообщения экологической направленности для родительского

Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах.

Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на

участке и в уголке природы.

Использование научно-популярной методической литературы по проблемам

экологического воспитания.

фотогазет,

экологических

альбомов,

плакатов,

передвижек.

Ожидаемые результаты:

Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;

Повышения

активности

родителей

организации

проведении различных экологических мероприятий;

Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города,

охране природы.

Перспективный план проекта по работе с родителями

Октябрь «Лес – наше богатство»

1. Анкетирование «Экологическое воспитание детей»

2. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию

в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием

на тему «Берегите природу».

3. Акция «Вырасти зеленого друга».

4. Семейный проект «В гости к животным!»

5. Консультации «Лечебные свойства кедра»

6. Представление семейных гербариев «Растения своего сада, участка, двора»

7. Выставка литературы для родителей.

Ноябрь «Животные наших лесов»

1. Выставка рисунков, фотографий «Животные наших лесов»

2. Оформление альбома по фотографиям «Животные России»

3. Викторина с родителями «Знатоки дикой природы»

4. Листовки «Помни правила поведения в природе!»

5. Пополнение библиотеки группы книгами о животных.

6. Презентация книги для родителей «Красная книга Кемеровской области»

Декабрь «Наши пернатые друзья»

1. Акция «Помоги птичке!» (Изготовление кормушек)

2. Заготовка корма для птиц.

3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические

прогулки по Комсомольскому парку.

4. Разучивание стихотворений о птицах.

5. Консультация «Экологическое воспитание в семье»

Январь «Мусор – проблема № 1»

родителей:

информировать

взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для

переработки.

Подготовка

разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).

2. Провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по

3. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к

сбору пластиковых отходов).

Февраль «Волшебница вода»

1. КВН «В гости к Родничку»

2. Родители совместно с детьми организовывают опытно – экспериментальную

деятельность в домашних условиях.

3. Сочинение экологических сказок о воде.

4. Консультация «Реки нашей области»

Март «Лекарственные растения»

1. Консультация «Лекарственные растения Кузбасса»

2. Составление книги – альбома «Интересные факты из жизни растений»

3. Прослушивание выступление врача – педиатра на родительском собрании

«Польза фито чая для организма»

4. Листовки «Правила сбора лекарственных растений»

5. Участие родителей в мероприятиях посвященных «Дням экологической

защиты» (март – июнь)

Апрель «Весна пришла!»

1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»

2. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по

уборке территории детского сада.

3. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый

4. Семейный проект «Прогулки по лесу»

Май «Будь природе другом»

1. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».

2. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием

родителей «Береги природу»

3. Пополнение видеотеки «Это интересно. Из жизни природы».

4. Выпуск газеты «Будь природе другом».

Заключение

В работе с родителями в рамках проекта использовались разные

направления. Работа велась параллельно как с родителями, так и с детьми.

Эффективной формой работы с родителями были педагогические ширмы, в

которых родителям давались чёткие, конкретные, практические советы по

узкой теме. Например, познакомили детей и родителей с лекарственными

растениями,

занесенными

Кузбасса,

применению лекарственных растений в период простудных заболеваний.

Такую тему проекта, как «Дикие животные нашей полосы» мы начали с акции

«Подари книгу детскому саду» - пополнили библиотеку группы книгами из

домашней библиотеки. Так в группе появилась «Красная книга Кузбасса»,

книга «Животные средней полосы России».

В течении года постоянно привлекали родителей к участию в конкурсах и

выставках. В группе заранее вывешивалось яркое, красочное сообщение о

проведении

мероприятия.

Родители

оставались

равнодушными:

совместно с детьми участвовали в конкурсах рисунков, готовили вместе с

детьми поделки из природного материала, приносили из дома фотографии для

участия в проектах.

Активное

родители

составлением

«Волшебница вода» - сочиняли совместно с детьми экологические сказки.

Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах, ребята совместно с

родителями изготавливали кормушки, приносили из дома корм для птиц.

остается

внимания.

Взрослые

награждаются подарками, благодарственными письмами.

В помощь родителям по экологическому воспитанию оформляется папка –

передвижка,

помещаются

словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Информация на

стенде меняется каждый месяц.

Воспитатели регулярно беседовали с родителями, давали каждому

рассматривать картины и иллюстрации, знакомится с природой родного края

через средства массовой информации. Разные формы работы с детьми давали

возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у

показать,

необходимы

формирования

экологической культуры.

результате

проделанной

положительные

результаты:

– сформированы начала экологической культуры у детей;

– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям

природы, экологическое мышление;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении

экспериментировать, анализировать, делать выводы;

появилось

общаться

природой

отражать

впечатления через различные виды деятельности.

Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас

с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек -

таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети,

когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Список литературы

1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное

планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие.

Мозаика-Синтез, 2006. - 90 с.

экология:

Программа

экологического

образования

дошкольников.

– М.: ТЦ Сфера, 2009. -80 с.

Каменева

Кондратьева

Методика

экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие.

Детство-Пресс, 2007. - 180 с.

4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.

Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-100 с.

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников

Учебное пособие. – М.: Академия, 2009. 120 с.

6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.

– М.: Академия, 2002.- 120 с.

Николаева

Экологическое

воспитание

дошкольников

Педагогика. 2007. - № 5. - 22-27 с.

Программа

экологического

образования

[ Те кс т ]

Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 150 с.

9. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников

Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - 47-49 с.

Приложения

Приложение 1

Консультации для родителей:

«Чтобы не кашлять»

Наступил сезон простудных заболеваний. Всем знакомы их

клинические проявления – общее недомогание, насморк, кашель. Но не

все знают, что применение при острых респираторных заболеваниях

лекарственных трав существенно сокращает длительность заболевания

которые можно применить при заболеваниях органов дыхания у детей.

Отхаркивающие:

Алтей, корень,

Анис, плоды,

Душица, трава,

Малина, ягоды и листья,

Подорожник, листья,

Редька, сок,

Ромашка, цветки,

Зверобой, трава,

Календула, цветки,

Картофель, пары,

Липа, цветки,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Чабрец, трава,

Чеснок, луковицы и листья.

Противовоспалите

льные:

Алтей, корень,

Берёза, почки,

Душица, трава,

Калина, ягоды,

Капуста, сок,

Липа, цветки,

Лук репчатый,

Подорожник,

листья и сок,

Смородина

ягоды и листья,

Солодка, корень

Антисептические:

Анис, плоды,

Берёза, почки,

корневище,

Душица, трава,

Зверобой, трава,

Клюква, ягоды,

Лук репчатый,

Подорожник,

листья, сок,

Смородина

листья, ягоды,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Чеснок, луковица и

Жаропонижающие

, потогонные:

Брусника,

ц в е т к и,

В а с и л ё к

Календула, цветки,

Калина, ягоды,

Клюква, ягоды,

Липа, цветки,

М а л и н а,

Пастушья

Ромашка, цветки,

Смородина красная,

Солодка, корень,

Сосна, почки,

Петрушка, трава,

Череда, трава

Лечебные свойства кедра

У многих народов мира

считается

природных

ц е л и т е л е й.

Л е г е н д ы

лечебной силе этого могучего

растения уходят

глубокую древность.

б о л ь ш о м

к о л и ч е с т в е

поле зных

б и о л о г и ч е с к и

активных

энергетике

растения.

Считается, что кедр способен аккумулировать положительную космическую

энергию и распоряжаться ею по своему усмотрению. Он сам безошибочно

определяет кому (зверь то, или человек) требуется помощь и воздействует на

нуждающегося

биополем.

случайно

раненные

животные

отлёживаться

кедровники,

ведических

культурах

является

священным,

культовым

символом чистоты и силы духа, здоровья и долголетия.

Кедр – это настоящий лечебно-оздоровительный природный комплекс. В

лечебных целях употребляется абсолютно всё: древесина, кора, луб, смола

(живица), хвоя, шишки, семена (ядра, скорлупа, шелуха). Даже воздух вокруг

обладает

целительной

усталость,

восстанавливает жизненные силы; под его воздействием теряют активность

многие болезнетворные микроорганизмы.

Хвоя кедра

В хвое кедра содержится

витаминов

биологически

активных

компонентов.

Препараты

обладают

антисептическим, болеутоляющим действием и применяются для лечения

заболеваний,

суставных

промывании

готовят различные витаминизированные напитки и чаи, которые оказывают

стимулирующее и общеукрепляющее действие. Особенно благоприятно такие

напитки действуют в послеоперационные периоды и при сердечнососудистых

заболеваниях.

Эфирное масло кедра

Эфирное масло, получаемое из хвои и молодых веток кедра путем

дистилляции

(перегонки),

обладает

спектром

действия.

Обладая всеми вышеперечисленными свойствами кедровой хвои, эфирное

масло кедра нашло также широкое применение в косметологии для лечения,

омоложения

косметологических средств, масел для массажа и ароматических препаратов.

народной

медицине

используется

качестве

ранозаживляющего

антисептического средства. Хорошо известно также его свойство отпугивать

кровососущих насекомых.

Смола кедра (живица)

Смола, выделяемая кедром, и называемая в народе живицей обладает

уникальными ранозаживляющими свойствами. Мази и бальзамы на основе

живицы используются для лечения различных повреждений кожи – ран,

ожогов и нарывов. Грамотно приготовленные такие препараты способны

заживлять даже очень сложные раны быстрее любых медикаментов.

Кора кедра

Кора и луб кедра,

особенно

весенний

количество витаминов и микроэлементов. Отвар из коры применяется как

мочегонное, слабительное, а также противоглистное средство.

Древесина кедра

Древесина кедра также обладает

свойствами.

изготовленной из древесины кедра

заводиться

д о л ь ш е

с о х р а н я ю т с я

продукты

(особенно

кедровые

обживают

древесины

получаются

удивительные

звучанию

музыкальные

инструменты.

обладают

построенные из кедровых бревен дома. Внутри их время как бы замедляет

свой ход, наполняя атмосферу дома чистотой и спокойствием.

Семена кедра

Семена, или кедровые орехи, пожалуй, главный приз от могучего великана

всему животному миру.

Приложение 2

Анкета

родителей

«Насколько

компетентны

вопросах

экологии?»

2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?

3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы?

4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе

нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А

7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические

темы в группе или для города?

8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с

бытовыми отходами? Какие?

Приложение 3

Семейный проект «Прогулки по лесу»

Вид проекта: творческий.

Актуальность темы:

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен

заботливо

относиться

сохраняя

ценности

богатства.

Цель: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему

живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять

заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

Развивать

познавательные

родителей

овладении

исследовательскими методами познания природы;

Воспитывать у детей природоохранное поведение.

Возраст: первая часть проекта выполнена воспитателями группы. Вторая

часть, являющаяся дополнением к проекту в виде совместной творческой

работы детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Продолжительность: долгосрочный.

Посещение заповедников.

Совместная работа с родителями и детьми.

Предполагаемый

результат: Повышение

экологии

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности

родителей по теме проекта.

Обеспечение: информационное.

собрана папка с фотографиями и

рассказами экскурсий детей и родителей.

Презентация проекта: иллюстрированное сообщение.

Семейный проект

«В гости к

животным»

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Актуальность темы: Окружающая природа - непосредственный источник,

из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребёнок впервые

сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых, растений. Общение с

природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в

нем лучшие чувства.

Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых

существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют

формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм,

трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и

умножающих природные богатства.

Цель проекта:

Научить детей правильному общению с животными.

Воспитать бережное отношение и любовь к животным, чувства

сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы

и умозаключения.

Задачи проекта:

Развивать элементарные представления о животных.

Дать представления о потребностях животных для их роста и развития

Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести

Развивать познавательную активность, мышление, воображение,

коммуникативные навыки;

Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки

и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие

способности;

Возраст: Первая часть проекта выполнена воспитателями группы.

Вторая часть, являющая дополнением к проекту в виде совместной

творческой работы детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Продолжительность: месяц .

Основные формы реализации проекта:

Ожидаемые результаты:

Понимание детьми, как можно ухаживать за животными.

Привитие детям любви и бережного отношения к животным.

Желание родителей завести домашнего питомца.

Обеспечение: Информационное .

Продукт проектной деятельности: собрана папка материалов

совместной работы детей и родителей с фотографиями и рассказами.

Презентация проекта: иллюстрированное сообщение.

Фотоотчет о проделанной работе с детьми и родителями по проекту

«Экологическая азбука»

Викторина с родителями

Художественное творчество с детьми

Наши пернатые друзья

Акция «Береги воду!!!»

Выставка литературы

для родителей

Татьяна Устюгова
Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы , экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами дошкольными работниками. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет , дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Общаясь с природой, ребенок делает множество различных открытий. Каждое существо, увиденное ребенком неповторимо. Разнообразны и природные материалы (глина, песок, вода, снег, солома, корни деревьев и так далее, с которыми дети так любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет огромный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда укрепляется здоровье ребенка, развивается психика.

Знания, представления о природе помогают малышу правильно ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому родителям и воспитателю важно сформировать у ребенка систему элементарных представлений о природе, которая включает представления об её объектах и явлений, а также связях и отношениях между ними.

С усвоением системы элементарных представлений связано развитие у детей познавательного отношения к природе.

Велика роль элементарных представлений о природе в формировании трудовых навыков и умений. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются – в дальнейшем они совершенствуются и могут быть использованы в деле охраны природы.

Таким образом, природа играет существенную роль в экологическом образовании дошкольников.

Одной из задач воспитания и образования в ДОУ является формирование основ экологической культуры . Экологическая культура – это совокупность знаний о природе, умений и навыков взаимоотношения с природой , проявление бережного отношения к ней. Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями .

Начало становления экологической культуры любого человека закладываются и формируются в первую очередь в семье в дошкольные годы . Именно семья создает ту нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни. Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы могут отразиться на поведении ребенка. Как основы трудолюбия, навыки поведения, уважение к людям, так и любовь к природе, в семье должны воспитываться с раннего детства . Подрастая, ребенок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы их поведения. Если мотивы ему понятны, то ребёнок начинает руководствоваться ими, стремясь поступать, как родители. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей по отношению к природе не уменьшаются. Они становятся всё значительнее. Вот поэтому в процессе экологического воспитания дошкольников важную роль играет отношение взрослых, а в первую очередь родителей к природе и интересам детей .

Одна из главных задач семьи – формирование элементарных экологических представлений о здоровом образе жизни, развитие основ экологического мышления и поведения своего ребенка. Родителям необходимо с раннего возраста учить малыша охранять и укреплять свое здоровье, правильно взаимодействуя с природой . Именно в семье в сотрудничестве с детским садом должны воспитываться отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им. Во время совместных прогулок в природу следует развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представление об экологических проблемах города .

Проблема заключается в том, что педагоги ДОУ не в полной мере используют потенциал семьи в экологическом образовании детей . Поэтому мы поставили перед собой цель : совершенствование работы ДОУ с семьей по экологическому воспитанию дошкольников . Чтобы реализовать эту цель необходимо решить ряд задач : 1. Выявить представления родителей об экологическом образовании . Анализ анкет и полученные данные позволяют перейти к решению следующих задач.

2. Определить формы, методы совместной работы ДОУ с родителями по экологическому образованию дошкольников.

3. Составить перспективный план по вопросам взаимодействия в экологическом воспитании ДОУ и семьи .

Для выяснения представления родителей об экологическом воспитании провели анкетирование семей по вопросам :

Что такое природа? И от кого ее надо беречь?

Нужно ли экологическое образование в ДОУ ?

Как вы проводите это направление в семье ?

Что вы ждете от детского сада ?

Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными : родительское собрание, открытое занятие, посещение семей воспитателями , беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции в ДОУ?

В анкетировании приняли участие 25 семей. В течение недели в сентябре-месяце родители отвечали на вопросы анкеты. По результатам анкетирования выявили, что большинство родителей ориентируются в экологических терминах , но испытывают определенные трудности в экологическом воспитании детей . Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям разобраться в этом.

С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями : родительских собраний, бесед, консультаций, и т. д. Мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми : рисованию, изготовлению поделок из природного материала, пособий, совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками. Для приобретения опыта воспитания ребенка полезна организация дней открытых дверей для родителей : это научит их наблюдать вместе с ребенком за окружающим с последующим отражением увиденного в рисунках. Родители сидят за одним столом с ребенком и активно участвуют в занятиях, реализуя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Эффективной формой работы является ведение папки «Я расту» . Цель ее – формирование у детей элементов экологического сознания , развитие наблюдательности, правильного отношения к окружающему, умению выражать свои мысли и чувства. В ней отражаются ступени роста, как физического, так и умственного, нравственного, начиная с младшего возраста и заканчивая выпуском в школу. Содержание папки :

Антропометрические данные ребенка;

Ленточка-сантиметр для измерения роста ребенка;

Детские зарисовки объектов природы;

Детские рассказы о наблюдаемом, записанные родителями;

Антропометрические данные проводят дети с воспитателями . Измерение проводят дети друг у друга. Для формирования отчетливости представлений о живой и неживой природе дети вместе с родителями проводят эпизодические и длительные наблюдения, результатом которых является практическая деятельность : зарисовка объекта или явления и составление рассказа о нем. При этом решаются как экологические , так и речевые задачи. Рассматривая объекты в разное время года, дети отмечают каждое заинтересовавшее их явление в природе, вместе с родителями находят причинную связь явлений, отмечают их красоту, учатся присматриваться к окружающему. Такое общение играет большую роль в развитии у ребенка чувства прекрасного, побуждает к обмену мнениями, высказываниям об увиденном. «Лужица большая, прозрачная, я смотрюсь в нее как в зеркало» (Лера Г., 6 лет, «У клена листочки золотые, бардовые, в капельках росы» , (Саша Ю., 6 лет, «Паук сплел между веток паутину, и после инея она блестит на солнце как бисер» (Аня К., 6 лет) . Дети учатся видеть, замечать, познавать окружающий мир, а воспитатель больше узнает о ребенке, о его чувствах, связанных с природой.

Следующей формой работы являются консультации для родителей по следующим темам :

«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье ». Цель : помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей . Помочь анализировать поведение детей в общении с природой.

«Досуг с ребенком на природе» . Цель : разнообразить отдых семьи на природе . Предлагаем проведение дидактических игр : «Найди дерево по описанию» , «С какого дерева лист» , «Что где растет?» . Рисование с натуры, чтение стихов, загадывание загадок о природных явлениях, пословицы, поговорки. Бережное отношение к природе у детей будет только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе.

«В музей вместе с ребенком» . Цель : воспитывать познавательный интерес, ориентироваться в мире природы, развивать мышление.

«Коллекционирование в семье » (камушки, шишки, семена, мелкие игрушки) .

«Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе («В мире животных» , «Живая природа» и др., изучаем экологические журналы («Свирель» , «Свирелька» , «Муравейник» , «Маленький садовник» , «Воробушек» - серия книг для развивающего обучения детей в семье и детском саду )».

Для систематизации перечисленных методов и приемов совместной работы ДОУ с семьей по экологическому воспитанию был составлен перспективный план, по которому мы работали в течение года. Подобранные методы и приемы работы с семьей позволяют сотрудничать с родителями даже не имеющими выраженной образовательной заинтересованности.

Итогом проведенной работы за год можно считать следующие результаты : на 53 % повысилась педагогическая компетентность родителей по экологическому образованию ; произошло сближение родителей с ДОУ; объединение родителей детей детского сада между собой, их общение вне стен детского сада; повысилась возможность для большего общения родителей с детьми; организация совместной деятельности детей и взрослых .

Таким образом, совершенствование совместной работы ДОУ и семьи по экологическому воспитанию имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста.

Прусакова Светлана Валерьевна

Убеждение человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами - воспитывать любовь к родным, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест. Формированию любви к родному городу, селу, краю, к родине особое внимание уделяется в детских садах. (М.В. Лучич)
Дошкольный период — очень важное время в развитии каждого ребёнка. Именно в этот период формируется личность человека, его мировоззрение и отношение к окружающей реальности. У детей нередко отмечается негативное отношение к природе, причиной которого является отсутствие знаний о растениях и животных, их потребностях и особенностях развития.
Процесс экологического образования должен быть непрерывным и начинаться как можно раньше, с дошкольного возраста.
Основной задачей экологического образования детей дошкольного возраста является получение знаний о природе и воспитание определенного отношения к ней. На основе знаний воспитывается отношение к природе. В конечном итоге формируется экологическое сознание, развиваются личностные качества. Экологическое образование детей дошкольного возраста является не только начальным этапом, но и фундаментом непрерывного экологического образования, которое продолжается в школе и других образовательных учреждениях.
Известно, что результативность педагогического процесса зависит от совместных усилий ДОУ и семьи. В семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки. Ученые едины во мнении: слова и дела родителей оказывают огромное влияние на детей, именно родители формируют мораль, поведение, мир ценностей, личность детей, а семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьёй этого сделать невозможно.Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников - одна из составляющих частей работы дошкольного учреждения. Знания о природе детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка. Задача педагога показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания. В работе с родителями по вопросам экологического воспитания детей необходимо использовать как традиционные формы работы, так и другие виды деятельности. К традиционным формам относятся родительские собрания с определенной темой, подбираются рекомендации, которые располагаются на стендах и помогают им ориентироваться в вопросах экологического воспитания ребенка. Проводятся беседы, консультации, расширяющие знания родителей о природе и, в частности, о природе родного края. Можно провести КВН по экологической тематике, хорошо знакомой детям, и удивить родителей знаниями детей.
Заинтересованность и активное участие родителей в формировании экологической культуры дошкольников существенно дополнит разнообразные формы экологического воспитания детей в детском саду.
В своей работе по созданиюсистемы педагогического взаимодействия и повышения уровня экологических знаний родителей мы уделяем большое внимание. Проводим родительские собрания экологической направленности, консультации для родителей.
Участие в тематических выставках поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно с детьми.
В экологических акциях: «Накормите птиц зимой».
Проведение индивидуальных проектов «Интересное животное».
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье. Несмотря на то, что многие родители не имеют свободного времени, они все же с энтузиазмом откликаются на предложения принять участие в совместном субботнике, в изготовлении кормушек. Экологическое образование следует продолжать и за пределами дошкольного учреждения. На выходные дети получают задание собрать вместе с родителями экспонаты для уголка природы, сделать поделку из природного материала, нарисовать стенгазету. Связь между живым уголком и окружающей средой совершенно очевидна, нам пришлось раскрывать ее для родителей. Работа с родителями изначально представлялась нами, как самый сложный этап организации живого уголка. Итак, первый этап - это родительское собрание, на котором родителям сообщили о решении создать живой уголок. Как и ожидалось, не все родители сразу приняли эту идею. Большинство родителей отказались помогать нам в оформлении живого уголка. Конечно же это было вполне ожидаемо. Мы предоставили список растений, утвержденный для ДОУ, с учетом всех физиологических и возрастных особенностей детей. К сожалению, не все родители являются инициативными. Многие считают, что достаточно привести ребенка в детский сад, а остальное сделают воспитатели. Поэтому работу мы построили с максимальной осторожность то есть, решили постепенно вовлекать родителей в нашу работу.
Постепенно родители осознавали преимущества предложенной нами идеи, ведь многие не могут завести дома даже простейшие растения по разным причинам, но хотят, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью, которая сможет проявить ответственность и позаботиться о том, кто слабее. Таким образом, мы смогли наладить контакт с родителями и заручиться их поддержкой в различных вопросах. После мы приступили к созданию живого уголка.
Для начала растения собирались из домашних коллекций, причем, родители не просто приносили растения из дома и оставляли их воспитателям. Родители рассказывали детям о том растении, которое они принесли: как оно называется, как оно растет, какие у него есть полезные свойства. Мало того, что дети охотно воспринимали информацию от родителей, они начинали активно проявлять к таким растениям еще больше заботы. Родители проявляли ничуть не меньшую ответственность при работе с нашим живым уголком. При помощи родительских собраний нам удалось донести до родителей насколько важно их участие в такой работе. Постепенно наш живой уголок заполнился экспонатами. Родители включились в процесс пополнения нашего живого уголка и более экзотичными растениями, участвовали в их выборе. Родительские собрания и индивидуальные беседы помогли нам наладить не просто контакт с родителями, но и привлечь их к активной работе. С помощью бесед нам удалось установить контакт даже с самыми сложными родителями, которые категорически не хотели идти на контакт, что безусловно является результатом достижения целей организации работы с детьми и их родителями. Мы предлагали таким родителям больше рассказывать о своих детях, поухаживать за растениями вместе. Когда родители наблюдали, как повышается степень их контакта с ребенком, они непременно приходили снова и снова и спрашивали чем еще можно помочь.
Живой уголок в группе помог нам привить детям чувство ответственности, любовь к живой природе, расширить кругозор и получить новые знания. Основная цель, которую мы преследовали, организовывая живой уголок —научить детей заботиться о ком-то и раскрыть у них чувство ответственности. Совместный уход за растениями в живом уголке помог заметно сплотить детей, научить их работать в команде, прислушиваться к мнению окружающих.
В целом, работа с родителя, несмотря на свою сложность, проводится комплексно и, на наш взгляд, результативно, что указывает на правильность нашего подхода к данному вопросу. В процессе работы повышается уровень знания не только детей, но и их родителей. Родители также открывают для себя что-то новое, не только в своих детях, но и в окружающей их среде.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.