Грудничок 4 месяца. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке

4 месяца – это так мало. Для взрослого человека. За 16-18 недель невозможно даже в совершенстве овладеть каким-то видом спорта или игрой на музыкальном инструменте. А посмотрите-ка, чего добился ваш малыш! Это не тот кулечек, что вы принесли из роддома, это уже полноценный человечек! Как развивать ребенка в 4 месяца, чтобы он был умным, здоровым и радовал маму и папу счастливой улыбкой?

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Вашего кроху уже почти перестали беспокоить колики и газы, и у родителей есть небольшая передышка перед новым серьезным испытанием – прорезыванием зубов. Теперь можно направить все свои силы на разностороннее развитие ребенка, при условии, что он здоров и его психическое и физическое развитие соответствует возрасту. Это точно подтвердит педиатр, но приблизительно оценить эти параметры можно и в домашних условиях, если вы внимательны и наблюдательны.

Угасание рефлексов новорожденности

Теперь у ребенка развиваются приобретенные навыки, а безусловные рефлексы угасают. Это свидетельствует о том, что кроха развивается нормально. Проведите небольшие тесты на определение угасания рефлексов периода новорожденности:

Рефлекс Галанта

Новорожденный изгибает спинку, если указательным пальцем провести вдоль позвоночника малыша сверху вниз, и слева и справа от средней линии позвоночника на расстояние до 1 см. На пятом месяце этот рефлекс должен отсутствовать.

Хватательный рефлекс Робинсона

На смену ему приходит целенаправленное захватывание и удержание предметов.

Рефлекс сжимания пальцев ног

Новорожденный при массаже стоп подгибал пальчики внутрь, сейчас же он должен разводить их веером.

Рефлекс Моро

Когда кроха лежит на спинке, вы хлопаете ладонями по поверхности, где расположен «тестируемый» в стороне на уровне головки. Если раньше младенец резко разводил ручки в стороны, а потом сводил так, словно обнимал сам себя, на пятом месяце жизни этот рефлекс если не угас окончательно, то заметно ослаб.

Рефлекс Бауэра

Должен угаснуть и рефлекс Бауэра: если новорожденный малыш в позе на животе ощущал опору пяточкам (ладонь взрослого, намеренно подталкивающую), то пытался оттолкнуться и отползти. Сохранение этого рефлекса после 5-6 месяцев говорит о патологии развития ЦНС малыша.

Краткая таблица навыков (физические, эмоциональные, слуховые, зрительные, речевые)

Что же должен уметь четырехмесячный малыш: таблица средних показателей нормального развития:

Навыки:
физические
  • Твердо удерживает, находясь в вертикальном положении и лежа на животе голову
  • Переворачивается с живота на бок и на спину
  • Лежа на животе, приподнимает грудь, опираясь на согнутые в локтях руки
  • При попытке придать ему вертикальное положение с опорой ног, переносит на ноги часть веса
  • Удерживает погремушку кончиками пальцев и у основания
эмоциональные
  • Осознанно улыбается
  • Активно реагирует, демонстрируя комплекс оживления при виде знакомых лиц
  • Восторженно смеется
  • Возражает протестующим плачем при попытке взрослого у него отнять игрушку
слуховые
  • Поворачивает голову в сторону звука
  • Различает положительную и отрицательную интонацию голоса (на радостный и приветливый голос – улыбается, на громкий, угрожающий реагирует настороженным взглядом или плачем)
  • Узнает знакомые песенки и приговорки, активно прислушиваясь к ним
зрительные
  • Обращает внимание на маленькие предметы
  • Провожает взглядом предмет, перемещаемый перед его лицом по дуге на расстоянии около 15 см с одной стороны на другую
речевые
  • Произносит некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания, издает фыркающий звук

Детки, опережающие свое физическое развитие, могут демонстрировать еще немало навыков и умений – в таблице отображены усредненные значения.

Рост и вес ребенка 4 месяцев (Россия и ВОЗ)

ВОЗ и отечественная педиатрия несколько расходятся во взглядах на то, каков нормальный рост и вес четырехмесячного ребенка. Различие состоит в диапазоне данных параметров (у ВОЗ нижняя граница ниже, а верхняя выше, чем у России).

Данные параметры являются среднестатическими, и, в первую очередь, зависят от исходных параметров при рождении, от течения беременности и правильности течения родов, а так же от генетической предрасположенности.

Анна, мама пятимесячной Дарины: «Дочка родилась крупной, 4,2 килограмма! В 4 месяца весила 8,5! Доктор нас ругала, корила ожирением! А что же поделать, если все в семье немаленькие: и я, и муж? Вот и ребенок такой же! Никаких прикормов и докормов я Даринке не давала, только грудное молочко, но вес все равно превышает параметры».

Как помочь малышу полноценно развиваться?

Полноценное развитие нужно комплексное: четырехмесячный малыш должен развиваться разносторонне - и физически, и психически. Внося элемент игры в ежедневные занятия с крохой, вы сделаете развитие не только успешным, но и гармоничным.

Развивающие игры и упражнения

Хорошими помощниками для правильного развития станут развивающие игры для детей 4 месяцев. Как правило, специальных и строго обязательных игр не существует, как нет и строго определенного времени в режиме дня, посвященного играм. Вы можете включать элемент игры в гимнастику, массаж, купание, прогулку. Даже перед едой можно немного поиграть с крохой.

Физическое развитие (крупная моторика)

В 4 месяца у малыша уже должна быть довольно развитая крупная моторика. Это не только показатель правильного развития ребенка, но и предпосылки для развития моторики мелкой, и, как следствие, более раннего речевого развития.

К пятому месяцу у ребенка уравновешен тонус сгибателей и разгибателей ног и рук, поэтому необходимы движения для укрепления мышц конечностей. Так кроха будет скорее готов к ползанию и хождению.

Развивающие занятия хорошо проводить, когда малыш сыт (через 20-30 минут после еды) и бодр, тогда они принесут удовольствие и ребенку, и вам. Выполняя упражнения, считайте вслух: у малыша созревает слуховой анализатор и развивается чувство ритма.

«Кругом взмах!»

Это упражнение поможет укрепить суставы и мышцы рук. Исходное положение (ИП): на спинке. Свои большие пальцы вложите в ладошки крохи, чтобы он сжал их в кулачок. Осторожно разведя на счет «раз» ручки в стороны, на счет «два» их плавно поднимите кверху. На счет «три» - вытяните вперед и опустите. Повторяйте 5-7 раз.

«Велосипед»

Добавите это упражнение в ежедневную гимнастику, оно укрепляет мышцы ног и развивает тазобедренные суставы.
ИП: на спинке. Придерживая малыша за голени, поочередно сгибайте и разгибайте ножки, совершая плавные круговые движения и следя, чтоб ножки были параллельны друг другу.

«Самолет»

Это упражнение способствует укреплению мышц шеи, спины, плечевого пояса и тренирует вестибулярный аппарат.
ИП: на животе. Поднимите ребенка, поддерживая под мышками лицом вперед, а пяточками уприте в свою грудь. Полетайте по комнате.

Упражнения для 4-месячного ребенка на фитболе

«Толкалки-качалки»

ИП: лежа на спине. Удерживайте кроху за голени. На счет «раз» согните ножки в коленях, на «два» притяните их к его грудной клетке. «Три» - откатите мяч чуть назад, чтоб ножки разогнулись. Повторить 5-7 раз.

«Ладошками до пола»

ИП: на животе. «Раз» - наклоните фитбол, придерживая малыша за попку и поясницу, чтобы вытянутые ручки коснулись пола. На счет «два» вернитесь в исходное положение. Выполняйте упражнение осторожно и только если малыш хорошо держит голову и спинку ровно.


Развитие мелкой моторики

Чтобы пальчики ребенка были ловкими и сильными, могли справляться с мелкими пуговками, когда придет время идти в сад, и сделали малыша чемпионом по собиранию мозаики, уже сейчас проводите пальчиковые игры.

Доказано, что мелкая моторика, развитая с пеленок, делает малыша говоруном быстрее!

Во время зарядки по очереди поработайте с пальчиками каждой из рук. Не просто растирайте и массируйте пальчики, а приговаривайте при этом несложные стишки: это разовьет слух, память и ритмику ребенка.

В домике у мышек
Жили 5 малышек.
Один любил покушать,
Другой – стишок послушать,
А третий – вдоволь погулять,
А двое маленьких – поспать.

Уложите ладошку малыша в свою ладонь тыльной стороной вверх, чтобы пальчики оказались разогнутыми. Каждый пальчик, ухватив за кончик и с легким нажимом удерживая за ноготок и подушечку, чуть отгибайте кверху, приговаривая:

Гули-гули:
Раз – большой,
Два – смешной,
Три – красивый,
Четыре – счастливый,
Пятый – малыш,
Кыш-кыш-кыш! (сожмите в кулачок).

Пошли купаться? Не спешите погружаться в ванну полностью, поиграйте! А когда малыш станет сам сидеть в воде, совмещайте купание и пальчиковые игры.

«Рыбки-рыбки»

Поддерживая кроху под грудкой, наклоните так, чтобы одна ладошка поместилась в воду. Другой рукой ухватите ладошку ребенка так, чтобы свободно сгибать и разгибать пальчики от указательного до мизинца одновременно. Приговаривайте:

Рыбки-рыбки, малыши,
Плавничками плюх-плюх!
Хвостиками хлюп-хлюп,
И уплыли в камыши!

Проводите занятия с пальчиками аккуратно! Ребенку тяжело удерживать их разогнутыми, не вкладывайте большое усилие, чтобы разогнуть пальцы – суставы очень хрупкие!



Эмоционально-социальное развитие ребенка

Ребенку в 4 месяца общение доставляет большое удовольствие. Он не боится чужих людей и с интересом вслушивается в голоса. Ребенку нравится наблюдать за мимикой. Он с удовольствием будет ощупывать ваши нос и щеки, засовывать пальчики в вам в рот, дергать за волосы. Используйте этот интерес для игр!

«Баран-баран»

Пободайтесь с малышом лбами, поговаривая:

Рано-рано
Два барана
Повстречались на лугу.
Встали прямо
Два барана
И друг другу
Ни гу-гу…

На ручки

Учите ребенка заявлять о своих желаниях не только криком. Закапризничал? Прежде чем взять его, протяните к нему руки, поманите, заставляя протянуть ручки к вам:

Ручки-ручки! К нам идите!
Малыша скорей берите!

Уроки этикета

Уроки этикета важны уже сейчас! Учите кроху здороваться и прощаться с людьми. Каждый раз, провожая папу на работу или бабушку домой, подносите малыша к уходящему, производя определенный ритуал-игру прощания. Например, прижимаясь щечкой к щеке уходящего, а потом маша ручкой:

Пока-пока! прощайте!
Почаще забегайте!

Евгений, отец семимесячного Егора: «Я обожаю, когда сын меня встречает. Только вхожу в дверь, а Егорка у жены на руках и тянет ладошку – поздороваться. Я так здоровался с ним с рождения, когда он, наверное, еще не понимал, что я папа, и что означает это рукопожатие».

Развитие зрения

К четырем месяцам зрение ребенка отлично воспринимает цвета: лучше натуральные, природные – желтый, зеленый, красный и синий. Чистые и яркие оттенки предпочтительнее полутонов и многоцветий. Не перебарщивайте с пестротой игрушек!


Как, играя, тренировать зрение?

Возьмите небольшой яркий мячик. Положите малыша на животик, а мячик – в поле зрения крохи. Привлеките к мячу внимание ребенка, а затем перекатывайте из стороны в сторону, чтобы малыш следил за игрушкой взглядом. Можно приговаривать:

Мячик-мячик, покатись,
Каждым боком покажись!
Ах, какой красивый мяч!
Ну-ка, мама, мячик спрячь!
(можно спрятать мяч, чтобы малыш заметил отсутствие игрушки).

Концентрация внимания

Концентрировать внимание и развивать глазные мышцы поможет следующая хитрость. Отвяжите от мобиля (подвесной кроватной игрушки) все подвески и замените их невзрачными, однотонными, одного цвета (можно наполнить синтепоном кусочки капронового чулка и завязать на манер шарика). А одну игрушку привяжите яркую. Когда малыш будет наблюдать за мобилем, взгляд будет прикован только к яркой игрушке.

Неваляшка

Не только зрение, но и координацию движений развивают подвижные игрушки типа неваляшки. Дотроньтесь ручкой ребенка, качните неваляшку, и, пока она не остановится, малыш не оторвет от нее взгляда, вращая из стороны в сторону зрачками, а значит, тренируя глазные мышцы.

Прикрепите на стены в каждой комнате, где бывает малыш, яркие картинки (лоскутки, наклейки, даже воздушные шарики), и пусть даже на скучных стенах в ванной или на кухне кроха может находить яркие предметы.

Развиваем слух

Всегда говорите с ребенком!

Неважно, что он ничего не понимает в готовке борща или глажке белья: комментируйте свои действия! Только так разовьется слух и речь малыша! Очень полезно, когда говорите, прислонять голову крохи к своей щеке: он будет чувствовать движение мышц и вибрацию при произнесении звуков.

Никакой монотонности!

Слушайте и повторяйте!

Дайте ребенку высказаться, если он гулит, а затем повторите его «речь». Это приучит кроху к диалогу.

Меньше «заек», больше конкретики!

Называйте ребенка по имени, а не одними ласковыми словами вроде «солнышко, зайчонок, рыбка». Так он скорее начнет откликаться на имя и привыкнет к нему.

«Динь-динь»

Приобретите колокольчик! Потрясите им справа от головы ребенка. Когда малыш повернется на звук – переместите влево. Звоните колокольчиком из разных мест в комнате, заставляя малыша искать источник звука.

Включайте музыку

Музыка нужна не только для развития эстетического вкуса и музыкального слуха: она развивает детский слух, благотворно влияет на эмоциональное развитие, вырабатывает чувство ритма. Включайте музыку и пойте сами: это нравится всем малышам.

Развиваем речь

Как и с развитием слуха, развитию речи способствует постоянное общение с ребенком. Читайте сказки и стихи, не отнекивайтесь тем, что ребенок все равно не поймет и не запомнит!


«Мы часто и не подозреваем, что в детском мозгу с рождения отпечатываются самые обыкновенные фразы и действия его матери, - пишет японский автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука. - Так мамы, постоянно говорящие с ребенком, сильно влияют на развитие детского интеллекта».

«Ба? Или Ма?»

Закрепить произнесение конкретного слога у ребенка можно, если он часто будет это слышать. Попробуйте читать стишок, оперируя одним только слогом, но меняя интонацию. Так можно способствовать тому, что первым кроха скажет полностью то слово, которое вы от него так ждете.

«Мой голос»

Малыш гулит, лепечет подолгу? Воспользуйтесь моментом, запишите на камеру, диктофон, телефон и т.д. При случае воспроизведите запись: реакция крохи на собственный голос будет яркой!

«Мама-повторюшка»

Мы развиваем речь ребенка, активно подражая его лепету! Ведь если мама говорит, как он, то и он сможет, как мама!

Познавательное развитие ребенка 4 месяца

Познавая мир вокруг и себя, ребенок развивается гармонично.

«Познавательному детскому развитию способствуют разнообразные получаемые впечатления, - рассуждает Туревская Е.И. в «Возрастной психологии». - Взрослые, окружающие малыша, должны удовлетворять эту потребность во впечатлениях и стараться, чтобы окружающая обстановка была не однообразной, интересной. Познавательное развитие детей, пребывающих в однообразной среде, несколько замедляется».

Четырехмесячный кроха интересуется собственным телом. Помогайте ему в этом!

«Где? Вот!»

Игра, помогающая запомнить части тела ребенка.
Спрашивайте: «А где наши ручки? » (ножки, животик, носик и т.д.)
И тут же отвечайте: «Вот! » (называя часть тела)

«Полетели!»

Части тела можно учить при помощи этой игры. Возьмите руки крохи в свои, помашите, приговаривая:

«Полетели, полетели! На головку (на животик, ушки, ножки и т.д.) сели! » (прижать ладошки к называемой части тела).

«Кто же это за стеклом?»

Полезно играть с малышом перед зеркалом. Оставьте все суеверия – развивающие игры с зеркалом познавательны и увлекательны. Показывайте отражение ребенку, сами стойте рожицы, целуйте ребенка, чтобы он видел и целующую малыша зазеркальную маму: так ребенок скорее станет отождествлять свое отражение с собой.

Развивающие игрушки

Погремушки или маракасы

Какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца? В первую очередь, погремушки, и чем громче они звучат, тем лучше. Хорошо, если среди них есть и геометрические (шарообразные, овальные, прямоугольные – но без острых углов!), и сюжетные (изображающие животных, людей). Замечательный вариант - детские маракасы. У них удобная ручка, а звучат они очень громко. Малышу очень понравится трясти их обеими ручками в такт музыке. Цвета погремушек должны быть яркими и полезными для развивающегося зрения: зеленые, желтые, голубые, оранжевые.


Сенсорные коврики

В 4 месяца ребенок играет и много времени проводит лежа на животике, изучая все, что попадется под руку. Детские коврики с пришитыми шуршащими, звуковыми элементами и игрушками из разных тканей будут полезны для сенсорного развития крохи.

Как сделать развивающие игрушки самостоятельно?

Развивающие игрушки для детей 4 месяца можно изготовить и самостоятельно.

Сенсорные мешочки

Сшейте мешочки из тканей разной фактуры (шелка, плюша, фетра, хлопка и т.д.), наполните крупами. Такие развивающие игрушки полезны для развития сенсорики и мелкой моторики ребенка.

Разноцветные крышечки

Прикрепите к листу фанерки всевозможных размеров и цветов крышечки от баночек и бутылок. Такая развивающая панелька обязательно приглянется ребенку: предлагайте ее, когда малыш лежит на животе, он будет тянуться ручками к ярким кружочкам. Не используйте токсичный клей! Гораздо надежнее будет крепление небольшими саморезами (это подарит и прочность игрушке).

А вот перед покупкой развивающих мультфильмов задумайтесь: не верьте обещаниям сделать из крохи вундеркинда, вреда детскому зрению будет куда больше!

Распорядок дня, как элемент развития

Приучать кроху к режиму стоит с рождения. Определенные часы для сна, кормления и игр привнесут порядок в организацию дня и ребенка, и мамы.

Прогулки

К четырехмесячному возрасту прогулки становятся длиннее, летом – до 3 часов, зимой – до 2. Малыши еще спят во время прогулки, поэтому, если ребенок не восприимчив к покачиванию коляски и закрывает глазки сразу, как только его оденут – можно просто выставлять коляску на балкон или веранду, а маме заниматься домашними делами.

Питание

Питание малыша должно быть шестиразовым, равные промежутки времени между кормлениями позволяют пище перевариться, а желудку отдохнуть.

Массаж

Массаж лучше проводить дважды в день, в одно и то же время, ребенок будет ждать этой процедуры, особенно, если комплекс включает не просто растирания и поглаживания, а игры и приговорки.

Хорошо, если отход ко сну вечером будет неким ритуалом (действиями, повторяющимися изо дня в день): купание, «сеанс нежности» (поглаживания и поцелуи), колыбельная.

Заключение

Что должен уметь малыш в 4 месяца? Не только держать головку и поворачиваться на животик! Он должен уметь самое главное: радоваться общению с самыми дорогими людьми - мамой и папой! Ребенок в 4 месяца - вполне социальное существо, уделяйте его развитию больше внимания, так крохе будет легче полноценно входить в мир взрослых.
Развивайте, играя! Ведь игра - ведущий вид деятельности ребенка и неотъемлемая составляющая счастливого и беззаботного детства.

Кроме книг по детской психологии, возможно, вам будут интересны следующие:

  • Глен Доман. «Гармоничное развитие ребенка».
  • Евгений Комаровский. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».
  • Ирина Мальцева. «Пальчиковые игры: От рождения до 3 лет».
  • Масуру Ибука. «После трех уже поздно».
  • Мария Монтесори. «Методика раннего развития».
  • Татьяна Стробыкина. «Игры и упражнения для самых маленьких».

Видео по теме

Второй «квартал» жизни малыша открывает новый этап физического, психологического и эмоционального развития. Карапуз продолжает узнавать мир, получает новые навыки, а молодой маме важно контролировать развитие крохи и ничего не упустить. Что ждать от четвертого месяца жизни, каким должен быть режим дня, что должен уметь малыш и как помочь ему познать мир? Рассмотрим в этой статье особенности развития 4 месячного ребенка.

Из этой статьи вы узнаете:

Максимум общения

В 4 месяца ребенок интересуется буквально всем вокруг, становиться активным и общительным, в его речи появляются гласные: «а», «е», «и», «у», «гу». Он видит на расстоянии 30 см., начинает различать цвета, интересуется своим отражением в зеркале. Кроха обращает внимание на игрушки, концентрируется и 5-6 минут может наблюдать за предметом, а если до него можно дотянуться, то непременно схватит «добычу» и потянет ее в рот.

Теперь он не только видит и слышит, но и пробует предметы на ощупь и даже на вкус.

Препятствовать этому не стоит — малютка должен познавать мир, и эти инстинкты заложены самой природой.

Кстати, природа позаботилась о безопасности таких исследований. В 4 месячном возрасте у крохи стремительно повышается слюноотделение. Это вызвано тем, что слюна является барьером и защищает от попадания бактерий в пищевод. Но даже при этом задача каждой мамы следить, чтобы попавшие к нему в рот предметы не содержали чересчур много микробов, поэтому все игрушки должны пройти специальную обработку.

Режим дня

Наконец-то вы пережили этап мучительных коликов и теперь начинается спокойная жизнь. В этом возрасте сон карапуза более глубокий. За сутки он спит в среднем 14-15 часов, из них 8-10 приходится на ночь. Кушает около 6 раз в день, примерно каждые 3-4 часа.

Если ребенок кушает грудное молоко, то вводить прикорм по-прежнему не нужно.

Кроме этого у крохи уже выработался свой график, он просыпается утром и ложится спать примерно в одно и то же время, установилось время на прогулки, водные процедуры и т.д. Стул становится реже, около 3-5 раз в сутки. Если самочувствие у малыша в норме, допускаются опорожнение кишечника раз в день и даже через день.

Вес и рост

В первые месяцы жизни наблюдается самый интенсивный рост и набор в весе. Средние нормативы уже давно разработаны педиатрами.

Кстати, в этом возрасте может измениться цвет волос и глаз. Даже если он родился с голубыми, к четвертому месяцу жизни родные «бусинки» могут стать карими.

Если вы не сбивались с графика, то четвертый месяц жизни пройдет без прививок, потому что первая вакцинация АКДС делается в три месяца, а вторая — в четыре с половиной, других прививок в этом возрасте нет.

Что умеет 4 месячный ребенок?

  • В этот период исчезает скованность мышц, прижатые ручки, скованные кулачки уходят в прошлое, начинается новый этап познания окружающего мира. Бутуз хватает все, что попадается у него на пути и лежит в поле зрения, чтобы пощупать и изучить новый предмет.
  • Ребенок уверенно держит голову.
  • Ручки становятся крепче, движения более координированными, и кроха уже приподнимает голову и плечи, когда лежит на животе.
  • Малыш начал крутиться, переворачиваться со спинки на животик и обратно. Теперь мама должна быть еще внимательной. Нельзя оставлять чадо ни на минуту одного на кровати или диване — не успеете оглянуться, как он окажется на полу.
  • Ребенок пытается садиться. Препятствовать этому не стоит, но и разрешать нужно с умом. Позвоночник еще не окреп, поэтому возить в сидячей коляске будет лишним. Следите, чтобы подъемы были плавными, сидение — кратковременным и удобным, преимущественно с непрямой посадкой.
  • Малыш уже знает, как его зовут и реагирует на свое имя, улыбаясь и поворачивая голову в сторону окликнувшего.
  • У него появляются предпочтения в круге общения, он различает близких и незнакомых людей. Чаще всего он демонстрирует свою привязанность маме или тому человеку, который за ним ухаживает и проводит с ним больше времени.
  • Нормальная реакция, если грудничок при виде маминого соска или соски уже приоткрывает рот, готовясь к еде, а во время трапезы придерживает ручками грудь или бутылочку.
  • Ваше чадо уже проявляет характер. Знает, что ему нравится и чего точно не хочет. Поэтому будьте готовы, если он будет настойчиво требовать носить на руках и категорически откажется ложиться в коляску.

Как развивать 4 месячного малыша?

Если он еще не продемонстрировал вам талантливые перевороты, не огорчайтесь, попробуйте его научить. Играя, помогите крохе перевернуться, придерживайте в ровном положении ручку и ножку, находящиеся сверху, а затем переверните малыша. Уже через несколько таких поддержек ребенок поймет, что к чему.

Это же касается и первых попыток сесть. Если карапуз еще не пытается сесть, помогите ему. Протяните свои руки, дайте ребенку ухватиться за них и немного потяните, чтобы помочь ему сесть на несколько секунд. К тому же, это упражнение прекрасно укрепляет мышцы спины.

Усилить общение и ориентацию поможет еще она игра. Прячьтесь с разных сторон и зовите ребенка — он будет поворачиваться, искать вас глазами. Малышам очень нравится эта игра, они улыбаются и даже начинают смеяться. В игре он еще лучше запоминает свое имя и ориентируется в пространстве.

Развить реакцию и хватку можно забирая у крохи игрушку. Он будет продолжать за ней тянуться и всячески пытаться схватить.

Массажи, гимнастика и водные процедуры не теряют своей актуальности в развитии 4 месячного ребенка и помогают мышцам окрепнуть и набраться сил.

Огромное значение для психоэмоционального состояния играет общение. Кроха тепло реагирует на мамину речь и слова в его адрес, любит общаться, отвечает на улыбки и нежности. Малыш уже различает мимику и чувствует разницу между искренней улыбкой и каменным выражением лица.

Здоровый малыш – активный, ему нужно позволять двигаться и не следует его пеленать, даже когда он спит. Наоборот, почаще кладите его голенького погреться у окна на солнышке. Воздушные ванны и свобода движений подарят крохе максимум удовольствия.

Положительное действие оказывает музыка, иногда именно она позволяет успокоить плачущего ребенка.

Если сын или дочь делает вам больно, аккуратно расскажите, что так лучше не делать, но 4 месяца — не возраст для строгих запретов, слов «нельзя» и «нет».

Игрушки для крохи

Выбор игрушек должен непременно соответствовать возрасту. Они должны быть яркие, крупные и безопасные, без острых краев и мелких деталей. Их нужно часто мыть, чтобы не скапливалась пыль и бактерии.

В этом возрасте над манежем или коляской можно повесить мобиль — кроха с удовольствием будет наблюдать за двигающимися предметами и слушать музыку.

Зубки у ребенка появляются к 5-6 месяцам, но в конце четвертого вполне может появиться первая жемчужинка, поэтому имеет смысл приобрести специальное кольцо или охлаждающие игрушки для прорезывания. Они помогут пережить мучения и будут интересны ему.

Помогайте малышу познать мир, развивайте его и наслаждайтесь каждой минутой вашего общения!

В настоящей статье мы рассмотрим, чем отличается ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь, какие эмоции он уже способен испытывать. Ведь очень часто, глядя на малышей, мы задумываемся: а о чем же они думают, как они видят наш мир?

Приветствую вас уважаемые читатели. В прошлой статье мы подробно разбирали тему . Для малышей до года каждый месяц ‒ это огромный шаг. За такой короткий промежуток времени, который взрослые даже не замечают, кроха овладевает большим количеством новых навыков, умений, становится все более приспособленным к миру. И это действительно так: незаметна разница между человеком в 30 лет и в 35, а вот между человеком в 3 месяца и в 4 ‒ практически пропасть.

Зачем нужно следить за развитием ребенка

Малыши, наряду с котятами, однозначно входят в топ-3 самых милых милостей на нашей планете . Оттого и не всегда хочется относиться к ним с некой требовательностью, ожидая в определенном возрасте увидеть конкретные навыки и умения. Подкрепляется это мыслью, что каждый человек индивидуален – правильная мысль, конечно, но нельзя ею злоупотреблять. Мол, не умеет ‒ и ладно, научится. В связи с этим вопрос о том, необходимо ли следить за развитием ребенка уже в таком нежном возрасте ‒ с 4 до 5 месяцев ‒ может возникать. Однако ответ на него абсолютно однозначен: да!

За первый год развития крохи, семимильными шагами совершенствуются все органы и системы его организма, и в том числе головной мозг. А это значит, что отсутствие тех или иных умений сулит отставание в развитии в дальнейшем. Каждый новый навык ‒ “трамплин” для следующего. Так, например, переворот со спины на живот, которому ребетеныш научился еще в 3 месяца, ‒ подготовка к ползанию. Задерживая взгляд на игрушке, малыш учится фокусировать внимание, сосредотачиваться на одном предмете или человеке. Таких примеров огромное множество. Именно поэтому так важно наблюдать за тем, как происходит развитие ребенка на 4 месяце жизни.

Развитие ребенка в 4 месяца: девочка и мальчик

Несколько слов хотелось бы сказать о том, что даже в таком крошечном возрасте есть некая разница между представителями разных полов. Разными темпами идет физическое развитие ребенка в 4 месяца: девочка уже в этом возрасте легче, длина ее тела и окружность головы меньшие, чем у мальчишек. Только важно помнить – это правило, из которого, конечно, есть исключения! Развитие ребенка мальчика в 4 месяца может быть правильным, но при этом он будет весить меньше некоторых девочек. Здесь играют роль и индивидуальные особенности, и, само собой, наследственность.

Однако, пожалуй, на этом различия заканчиваются. Из собственно половых отличий ‒ только наружные половые органы. В остальном все процессы развития протекают одинаково. Девочки ничуть не плаксивее мальчиков, а те, в свою очередь, ничуть не смелее . Они одинаково любят яркие игрушки, реагируют на мамин голос, обожают купаться и капризничают, когда остаются в одиночестве. Объясняется это просто: гормональная система еще пока не активна, а ведь именно гормоны во многом ответственны за особенности развития и поведения людей.

Физическое развитие малыша в 4 месяца

Физическое развитие крошки с 4 до 5 месяцев нисколько не замедляется. Ему требуется больше сил, ведь уровень его двигательной активности все повышается.

Важнейшими критериями, которые позволяют оценить правильность развития ребенка, являются росто-весовые параметры. Оценку этих показателей первый раз осуществляют сразу же после рождения человека. Медицинские работники измеряют вес, длину тела, окружности груди и головы. В обязательном порядке заносят эти данные в медицинскую карту новорожденного. В дальнейшем измерения проводят в обязательном порядке каждый раз на приеме у детского врача.

Вес

Весовой показатель является важнейшим значением, отражающим состояние здоровья ребенка. Разумеется, каждый маленький человечек индивидуален. Значения зависят во многом от веса при рождении, наследственности, типа питания.

Так, дети, родившиеся недоношенными, но получающие хороший уход, как раз в этот период “нагоняют” сверстников. Имеющие низкую массу тела при рождении, в возрасте с 4 до 5 месяцев они набирают вес быстрее, чем детки, родившиеся в срок. Часто таким малышам уже в 3 месяца рекомендуют вводить прикорм, что еще больше способствует набору массы. В то же время, возможен вариант, когда ребята еще больше начинают отставать от норматива. Такая ситуация может возникнуть при неправильном питании матери.

Более быстрому набору веса способствует также искусственное вскармливание. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, более высокой калорийностью детских смесей, особенно если речь идет о специальном, лечебном питании (актуально при той же недоношенности). Во-вторых, из соски на бутылочке смесь течет гораздо быстрее, чем из женского соска. Чтобы высосать ее, не нужно прилагать особых усилий, она фактически сама льется прямо в ротик. В связи с этим дети не устают и не останавливаются вовремя.

Если вы заподозрили , обязательно прочтите эту статью. Информация внесет ясность о запорах у малюток, Вы узнаете что делать и как не навредить.

Однако несмотря на все эти факторы, существуют некоторые стандарты. Так, средний вес девочек в этом возрасте от 5600 г до 6500 г. При этом минимальная граница нормы ‒ 5 кг, а максимальная ‒ 7,4 кг. Мальчики, в свою очередь, обычно весят от 6200 г до 7200 г. Нижний порог ‒ 5,4 кг, верхний ‒ 8,6 кг. У моего сына в 4 месяца вес был 7,4 кг.

Кроме того, за 4 месяц жизни кроха должен прибавить около 750 г. Такая значительная цифра обусловлена тем, что малыш, хоть и активно двигается, но еще не ползает. Это значит, что пока не тратится много калорий.

Длина тела

Рост малыша ‒ не менее важный признак его здоровья. Маленькое чудо потихоньку вытягивается, и теперь уже на целых 10 см больше, чем при рождении! Для мальчиков нормальным считается рост в границах от 58,6 до 68,7 см, а для девочек ‒ от 57,6 до 66,4. У моего сына в этом возрасте был рост 66,5 см.


Именно в этом возрасте мы решились на совместный отдых

На данном этапе отставание в росте менее, чем на 10% от нормы, не заслуживает серьезного беспокойства. В иных случаях стоит проконсультироваться с врачом.

Как говорилось в прошлой статье, малыш никому и ничего не должен . В возрасте с 4 до 5 месяцев происходит “закрепление” уже сформировавшихся ранее навыков и появление новых. Малышуля уже с легкостью вертится со спинки на животик и обратно через любой бок. Лежа на животе, он приподнимается уже не только на предплечьях, но и на ладонях. Держать голову он научился окончательно, и теперь с радостью пользуется этим умением, разглядывая все вокруг.

Попытки сидеть

Если вложить крохе пальцы в ладони, обязательно обхватит их. Начал это делать он еще в 3 месяца, однако теперь он усовершенствовал этот навык. Если потянуть руки к себе, маленький спортсмен будет все также крепко держаться. В результате произойдет подъем его корпуса на выпрямленных руках. Когда такое действие происходит впервые, ребеныш может испугаться, ведь такое положение ему непривычно. Однако уже через пару раз он войдет во вкус и потихоньку сам начнет “просить” о таком развлечении. Просьба его заключается в легком потягивании рук на себя, как только в его ладошках окажутся Ваши пальцы.

Однако будьте осторожны! Малыш, хоть и пытается уже садиться, сделать этого еще не может. Мышцы спины развиты недостаточно, и сажать его пока рано. Не стоит обкладывать его подушками, предупреждая заваливание.

Развитие ребенка в 4 месяца доктор Е.О. Комаровский характеризует как категорически недостаточное для посадки!

Другие умения

Захватывает дитё не только пальцы мамы, но и игрушки. Несмотря на то, что ладошки его практически все время раскрыты, он с удовольствием сжимает предметы, если их давать в руки. Теперь он может взять погремушку, не только зажав ее между двумя ладонями, но и в одну руку. Держать он умеет ее почти полминуты, может внимательно на нее смотреть. Обязательно попробует ее на вкус, познакомившись с ней через губы и язычок. Постарается засунуть ее в рот полностью (поэтому никаких мелких игрушек и отваливающихся деталей!).


Пока слоненок “поет” песенку, мой сыночек пробует его на вкус

Более того, крошка знает, что делать, чтобы погремушка издавала звук. Таким образом, он начинает осознавать связь между своим действием и “активностью” предмета в его руках.

Но лучшей игрушкой для него остаются собственные ручки. Он обязательно запихает их в ротик. Кроме того, теперь он умеет сосать только один палец. Малыш с удовольствием хлопает в ладоши, перебирает пальчиками, трогает свое лицо и лица членов семьи.

Если, держа ребенка на руках, “поставить” его на горизонтальную поверхность, он будет упираться пальчиками ног, пытаться отталкиваться, передвигать ножками.

Поведение при кормлении

Маленькое чудо уже осознает, что в бутылочке или в маминой груди находится еда. Он поддерживает руками и то, и другое во время кормления. Когда он пьет из бутылки, его ручки всегда на ней. К концу 4 месяца он, может быть, даже сможет самостоятельно удержать полупустую бутылочку в руках. Однако это действие происходит не совсем осознанно, и не продлится дольше 3-5 секунд.

Развитие зрения

Глазное яблоко ребенка неустанно развивается. К концу 3 месяца он научился различать желтый, зеленый и красный цвета, к 4 постепенно начинает различать синий. Крохотуле нравятся яркие предметы. При этом моноцветные вещи он различает лучше, чем те, в которых цветов много. В то же время слишком яркие, практически кислотные игрушки быстро утомляют зрительный нерв. В связи с этим в таком нежном возрасте не советуют использовать игрушки с лампочками, мигающие несколькими цветами. Гораздо лучше, если в предмете будет присутствовать звук.

Следит глазами за движущимися предметами, ищет их, если убрать из поля зрения. Понемногу понимает, что за спиной у мамы вещи не исчезают, пытается заглянуть в поисках игрушки, которую забрали. Если крошка долго играл с каким-то предметом, потом его убрали, а затем снова ему показали, малыш узнает эту вещь.

Развитие слуха

Теперь Ваше солнышко умеет находить источник звука, даже если его не видит. Стоит только потрясти звонкой погремушкой вне поля зрения крохи, и через пару секунд он повернет голову в Вашу сторону. Расстроится, если не обнаружит источник звука, в особенности, если он знакомый (например, знакомая песенка).

По-разному реагирует на веселую и спокойную музыку. Выдает комплекс оживления на бодрые песни, пытается подпевать, активно машет ручками и ножками. В то же время, внимательно слушает спокойную музыку.

Узнает голоса родителей и членов семьи, даже если их не видит. Если его позовут мать или отец, повернется на зов даже в комнате, наполненной звуками. Если к нему обращается незнакомый голос, а малыш при этом не в полной тишине, может никак на него не среагировать.

Малыш боится громких неприятных звуков. Хуже реагирует на высокие тона, чем на низкие, которые действуют на него успокаивающе. Может испугаться человеческого крика, лая собаки. Кроме того, вполне различает на слух эмоции, так что скандалы и ссоры заставляют его беспокоиться и плакать.

Итак, ребенок 4 месяца: развитие, что должен уметь?

  • Переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • приподниматься на ладонях с живота, держаться так несколько минут;
  • захватывая ладошками пальцы мамы, подниматься на руках;
  • захватывать ручками игрушки, удерживать их, трясти погремушки;
  • оборачиваться на источник звука;
  • хлопать в ладошки;
  • отличать более яркие игрушки от блеклых;
  • придерживать руками грудь мамы или бутылочку во время кормления.

Познавательное развитие

Сразу после информации о зрении и слухе хотелось бы поговорить о познавательном развитии. Ваша кроха, поскольку различает теперь цвета, может выделить игрушки более и менее яркие. Он узнает их, выделяет любимые (обычно те, что ярче). Маленькому человеку нравятся вещи необычной формы, он может вертеть их в руках, трогать пальчиками, изучая изгибы и уголки. Пока малыш не понимает, как именно отличаются игрушки, однако по-разному реагирует на большие и маленькие вещи.

Особое удовольствие ему доставляют предметы звучащие. Он с большим удовольствием будет играть с “шумелками”, чем с молчаливыми вещами. Потихоньку он запоминает, какой именно звук издает та или иная игрушка, выделяет те, которые ему нравятся. Так у моего сына, в данном возрасте, любой игрушкой была улитка, издающая несколько звуков, умеющая катиться и имеющая небьющееся зеркало.


Эта улитка осталась любимой игрушкой сына до года

Как развить малыша в 4 месяца? Над кроваткой обязательно должен быть мобиль, причем теперь игрушки должны висеть ниже. Если малыш никак на них не реагирует, покачайте их. Пусть движение сопровождается звуком.

Покажите сыну или дочке, как извлечь из игрушки звук. Обратите внимание, что это должно быть просто (помахать погремушкой, нажать на большую кнопку, ударить игрушкой о поверхность). Через некоторое время он научится “озвучивать” предмет самостоятельно.

Социальное развитие

Как уже упоминалось, ребетенок узнает маму и папу, других членов семьи, которых видит чаще остальных. Однако если мама сменит прическу или цвет волос, наденет темные очки или широкополую шляпу, малыш может не признать ее. Поэтому в первые полгода лучше обойтись без смены имиджа, чтобы малыш лучше запомнил внешний облик матери и привык к нему.

Он все чаще улыбается, теперь умеет и смеяться в голос. Обычно такую реакцию вызывает смех мамы (груднички ‒ маленькие обезьянки, копируют эмоции смотрящих на них). Малыш может засмеяться увидев яркую погремушку, в процессе активной игры с ним, при виде другого ребенка. Особым пунктом стоит выделить его “диалог” с мамой. Если она активно повторяет за ним звуки, малышуля обязательно засмеется. А вот ласковый спокойный разговор вызывает гуление.

Спектр эмоций, которые может испытывать маленькое чудо, постепенно расширяется. Теперь можно понять, когда ему весело, приятно, грустно или одиноко. Хорошо выражена обида: если у ребенка в возрасте двух месяцев забрать погремушку, не факт, что он даже это заметит. Теперь же малыш знает, что у него она была, а теперь-то нет! Обида выражается “скуксиванием”, недовольным гулением, а затем пронзительным плачем. Умеет дитё капризничать, просить внимания.

Кроха понимает, когда говорят с ним, когда ‒ о нем. Откликается на свое имя, пытается повторить его. В ответ на произнесение имени развивается комплекс оживления ‒ малыш понимает, что с ним общаются, и его это очень радует. Он машет ручками и ножками, вовсю улыбается, весело взвизгивает, смеется. Ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь? Откликаться на добро добром.

Такое поведение теперь может развиться и в отсутствии “человеческого раздражителя”. Речь идет о том, что крошка, даже находясь в одиночестве, время от времени начинает активно двигаться, гулить, разговаривать. Провоцируют такую реакцию игрушки, звуки, домашние животные, если таковые есть.

Реакция на незнакомцев усиливается к 5 месяцу жизни. Маленький человек начинает бояться посторонних, морщиться, плакать, особенно когда не видит маму. В то же время в ее присутствии хорошо “идет на ручки” к людям, особенно если те не вызывают опаски. С недоверием маленькие дети относятся к человеку, от которого исходит резкий запах (парфюм, алкоголь).

Как общаться с малышом?

Детки всегда имитируют мимику родителей, особенно мамы. Поэтому так важно появляться перед малышом с улыбкой: он тоже будет улыбаться в ответ. Младенец это уже умеет.

Александр смеется от вида звенящих перед ним ключей

При разговоре с Вашим крохой старайтесь не пугать его. Не издавайте слишком громких звуков, не кричите на ребенка, даже если Вы очень устали. Лучшим способом показать свое недовольство его поведением является серьезная интонация. Груднички очень чутко чувствуют настроение родных. Если человек рядом улыбается, то в ответ от ребенка получит громкий смех. Если же он злится или сердится, то и малыш будет беспокоиться, плакать.

“Язычковый язык”

Во-первых, игры с собственным язычком ‒ это невероятно важный этап предречевых тренировок. Ребеныш готовит эту мышцу своего тела к совершению определенных движений. Кроме того, во многом факт высовывания языка грудничками обусловлен “выталкивающим рефлексом”. Это свойство не дает детенышу поперхнуться собственной слюной, которая в изобилии. Факт наличия этого рефлекса означает, что он еще не готов к принятию пищи с ложки. В то же время, многие педиатры и детские психологи утверждают, что это своеобразный способ общения.

Маленькие дети, обнаружив, что какое-то действие веселит близких, обязательно будут его повторять. Так, впервые высунув язычок, дитё увидит, что мама засмеется. И непременно начнет делать это чаще, чтобы увидеть положительные эмоции близкого человека.

Когда малыш голоден, или перед кормлением, он зачастую облизывает губки, высовывает язык, начинает причмокивать. Аналогичные действия он производит, когда видит, что кушают другие люди.

Вместе с тем, постоянно высунутый язык, особенно в сочетании с беспокойством, может говорить об образовании язвочек или других повреждений во рту.

Другие причины, по которым кроха высовывает язык:

Многие родители беспокоятся: высунутый язык ‒ признак недоразвитости лицевых мышц. Считают, что здоровый ребенок в 4 месяца имеет достаточное развитие, что должен уметь прятать язычок. Однако только один этот фактор не должен вызывать паники! Деток с такой патологией видно по амимии лица, отсутствию на нем эмоций.

Еще один распространенный страх ‒ врожденный гипотиреоз (недостаток гормонов щитовидной железы). Действительно, слишком большой, не помещающийся в ротовой полости язык может быть признаком этого заболевания. Однако в этом случае будут и другие симптомы:

  • отклонения от весо-ростовых норм;
  • желтуха;
  • задержка психомоторного развития;
  • сухость кожи;
  • излишняя бледность;
  • осиплость голоса.

Речевое развитие

Ребенок в 4 месяца ‒ развитие речи, что должен уметь произносить? Во-первых, это все гласные звуки, сливающиеся зачастую в забавные сочетания. Кроме того, малышуля уже умеет произносить подобие звуков “п”, “б”, “м”. Разобрать их в лепетании младенца достаточно сложно, однако появление большего количества согласных заметно.

Как развить ребенка в 4 месяца?

  1. Мама должна больше разговаривать с ребенком, показывая на предметы, озвучивать их названия. Пока у крохи не сформировалась система название-предмет, однако слова он начнет запоминать.
  2. Чаще называйте ребенка по имени, а себя “мама” или “папа”. Показывайте ребенку его отражение в зеркале, произносите его имя.
  3. Нужно стараться повторять за малышом. И тогда он тоже начнет повторять за Вами.
  4. Чтобы спровоцировать ребенка на самостоятельную речевую активность, стоит каждый день, подходя к нему, сразу начинать разговаривать. А потом, через некоторое время, подойти молча. И тогда Ваше солнышко первым с Вами “заговорит”.

Питание ребенка

Оптимальным вариантом, который обеспечит, чтобы ребенок в 4 месяца имел хорошее развитие и умел все, что должен уметь, является грудное вскармливание. Ведь именно материнское молоко содержит все необходимые вещества и элементы. Оно способствует развитию как физическому, так и эмоциональному. Кроме того, если желудочно-кишечный тракт малыша здоров, то и настроение, и “работоспособность” у него выше.

Детки в нежном возрасте часто страдают коликами. К возрасту 4 месяца они могут пройти, но это, к сожалению, не является правилом. Зачастую дискомфорт в маленьком животике продолжается и до полугода.

Введение прикорма в 4 месяца деткам, находящимся на грудном вскармливании, преждевременно. Организм крохи еще не готов воспринимать новую пищу и, скорее всего, ответит на нее аллергией либо непереносимостью.

Однако в некоторых случаях введение дополнительных продуктов назначают уже в возрасте 3 месяцев, например, при недоношенности. В этом случае к концу 4 месяца в меню малыша может быть каша трех видов (без коровьего молока, при условии переносимости). Кроме того, два или три вида монокомпонентного овощного пюре (идеальное сочетание ‒ кабачок, брокколи, тыква). В 4 месяца можно ввести картофельное пюре, приготовленное самостоятельно. Если не запрещает педиатр, то возможно введение фруктового сока.

В исключительных случаях (критический недобор массы) только педиатром может быть назначено введение мясного прикорма ‒ мясных пюре или даже куриного бульона. Лучше всего использовать готовые мясные пюре (курица, индейка). Готовить этот прикорм дома не рекомендуют в силу высокого риска работы с некачественной мясной продукцией.

Если же говорить о малышах искусственниках, то 4 месяца ‒ самое время для начала прикорма.

Сигналами, свидетельствующими о том, что “точно пора!”, являются:

  • ребенок чаще обычного просит бутылочку;
  • произошло удвоение изначального веса малыша;
  • исчез “рефлекс выталкивания”.

Правила введения прикорма ‒ тема для отдельной статьи. Вкратце основные правила звучат так:

  • давать прикорм можно только здоровым детям;
  • начинать необходимо с 5 грамм любого продукта, постепенно увеличивая объем;
  • нельзя вводить сразу несколько продуктов, дайте возможность организму ребенка привыкнуть к новой пище;
  • нужно повременить, если ребенку планируется ставить профилактические прививки в ближайшие две недели.

Когда нужно начинать волноваться?

Часто родители задаются вопросом: “Ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь?”. Они должны быть готовы к тому, что у их малыша развиты не все навыки. Однако, пожалуйста, не торопитесь паниковать! Ведь каждый человек, даже самый маленький, имеет индивидуальные особенности и темпы развития. И именно Ваш малыш, может быть, уже через неделю научится всему, что “должен”.

Однако замечать и не пускать на самотек отклонения необходимо если:

  • малютка до сих пор не научился переворачиваться;
  • апатичен, не улыбается, не реагирует на маму;
  • совсем не издает никаких предречевых звуков, только плачет;
  • не может держаться за Ваши пальцы;
  • не реагирует на игрушки, не фокусирует на них взгляд.

Так или иначе, каждый грудничок должен ежемесячно посещать педиатра. На приеме обязательно расскажите о Ваших наблюдениях, выразите Ваши опасения. Врач непременно проведет обследование и даст заключение, все ли в порядке, или требуется коррекция. Педиатр может назначить анализы, консультацию более узких специалистов, основным из которых будет детский невролог. Возможно применение витаминных комплексов, переход на лечебное питание, массаж.

Помните, что врач и мама на вопрос о том, какое должен иметь ребенок в 4 месяца развитие, что должен уметь, смотрят по-разному. Врач оценивает не только поведенческие реакции, но совокупность физиологических, психологических, лабораторных показателей. И если в целом картина не вызывает беспокойства, значит, достижение необходимого уровня ‒ только вопрос времени.

Как самостоятельно помочь малышу?

  1. Провоцируйте его на самостоятельную речевую активность.
  2. Чаще говорите с ним, не оставляйте без внимания надолго.
  3. Переворачивайте с животика на спинку и обратно, подталкивайте, поощряйте за успехи лаской.
  4. Постарайтесь заинтересовать кроху игрушками, песенками, картинками.
  5. Не забывайте проводить гимнастику и массаж, пригласите к малышу массажиста для улучшения тонуса мышц или делайте сами.
  6. Приобретайте яркие, звучащие игрушки, чтобы ребенку было легче фокусировать на них взгляд.

Важные моменты

Когда в доме четырехмесячный малыш, жизнь течет по его правилам. Существует несколько важных моментов, о которых родители не должны забывать:

  1. Обязательно держите в чистоте игрушки. Чадо на 4 месяце жизни все отправляет “на экспертизу” в рот: это обязательный этап познания.
  2. Чистой должна быть поверхность, на которой находится малыш. Если Вы опускаете его на пол, то покрытие необходимо мыть или пылесосить ежедневно. Диван следует тоже пылесосить. Можно застелить его чистой простынкой.
  3. Следите, чтобы в детскую кроватку не запрыгивали домашние животные. Это опасно не только заносом инфекции, но и развитием аллергии.
  4. Ни в коем случае не оставляйте ребенка без присмотра вне кроватки, например, на диване. Несмотря на то, что он еще не ползает, кроха с легкостью сможет с него скатиться и удариться.

Помните: каждый ребенок в 4 месяца имеет свое развитие, а то, что должен уметь, определено только общими, усредненными правилами. Самое главное ‒ внимательно наблюдать за своим малышом, давая ему максимум любви и заботы.

Четвертый месяц - начало нового этапа в развитии ребенка. С этого времени интенсивность прибавки массы тела снижается, и теперь каждый последующий месяц она будет чуть меньше, чем в предыдущем. Прибавки длины примерно до девятого месяца остаются стабильными - по 2 см, а потом тоже начинают уменьшаться. Зато рост отдельных частей тела происходит более гармонично и все заметнее изменяются пропорции, свойственные новорожденному.

Родился младенец «головастиком»: окружность его головы, составлявшая 33-36 см, была больше окружности грудной клетки. К концу месяца это соотношение уже изменилось; окружность головы теперь 39,5-40,5 см, а грудной клетки - 40-41 см.

Соотношение голова - грудь существенно не с эстетических позиций (хотя почему бы и нет?), а как диагностический признак. Слишком быстрый рост головы может быть показателем повышенного внутричерепного давления, и значит, какого-то, пусть и незначительного, нарушения деятельности центральной нервной системы. Большая голова, выпуклые лобные бугры характерны и для «цветущего» рахита. А слишком маленькая, очень медленно растущая головка позволяет заподозрить недоразвитие мозга.

Окружность грудной клетки - своего рода зеркало общего состояния ребенка. Если она мало увеличивается, не «обгоняет» голову, приходится задуматься, правильно ли вскармливание ребенка, хорошо ли он усваивает пищу, нет ли каких-то других причин для отставания физического развития?

Развитие четырехмесячного ребенка

Уже к 4 месяцам, лежа на животе, здоровый ребенок легко поднимает верхнюю половину туловища и не только с интересом смотрит вперед, но и свободно поворачивает голову вправо и влево, если что-нибудь там привлечет его внимание. Живот плотно прилегает к подстилке, бедра широко разведены, ступни - в воздухе.

Лежа на спине, ребенок поднимает вверх и ручки, и ножки, играет ими, захватывает ступни руками с явным намерением потянуть их в рот.

В раннем возрасте рот - орган познания. Любой предмет, который станет доступен ребенку, будет первым делом опробован на вкус, облизан, обследован языком и деснами. Когда вы протягиваете ему удобную для захватывания игрушку, он тоже тянет ее ко рту. Препятствовать этому бесполезно, но вот что совершенно необходимо - так это каждый день мыть игрушку с мылом и споласкивать кипяченой водой, да и выбирать такую, на которой нет острых выпуклостей, углов, а если это погремушка - проверить, не могут ли выпасть из нее какие-то мелкие детали.

Ребенок уже способен бодрствовать по полтора часа подряд, причем достаточно долго развлекает себя сам: пытается потянуть вниз висящую над ним тесьму с игрушками, ощупывает их, трясет, передвигает.

Но проходит минут 15-20, и он начинает требовать общения. Сначала пробует привлечь внимание оказавшегося в поле его зрения взрослого улыбкой, гудением, движениями рук и ног, а исчерпав мирные средства - хныканьем и даже криком. Быть с вами - его потребность и право. Поиграйте с ним, поговорите, возьмите на руки, походите по комнате.

Стрижка ногтей и волос

В уходе за ребенком четвертого месяца жизни появляется новое - стрижка ногтей и волос. Длинные ногти младенца - это место скопления грязи, возможность появления мелких травм слизистых оболочек и расчесов кожи. Линия среза ногтей на пальцах рук должна быть дугообразной, на ногах - прямой. Именно такая форма стрижки ногтей на ногах предотвращает возможное врастание их уголков в мягкие ткани.

Волосы у детей этого возраста, как правило, еще короткие. Но у некоторых, на радость родителям, вьются буйные кудри. Если у малыша сильно потеет голова или появилась себорея на ее волосистой части, длинные волосы следует подстричь, так как они мешают уходу за кожей.

Влажные обтирания

Дальнейшее развитие двигательных способностей ребенка приводит к тому, что он начинает с силой выпрямлять и сгибать конечности и, естественно, может сбросить покрывающие его одеяло или пеленку. При этом малыш, если не одет в ползунки, может развернуться и оголить нижнюю половину тела. Охлаждение кожи рефлекторно вызывает мочеиспускание. Мокрые ноги остывают быстрее. А природная особенность человека такова, что охлаждение подошв вызывает рефлекторно отек носоглотки. У маленького ребенка, к тому же, в связи с несовершенством поддержания температуры тела может наступить и общее охлаждение, т. е. то, что называется простудой.

Однако малыша не удержишь «под колпаком». Изменения окружающей среды обязательно коснутся его, как бы внимательно родители ни ухаживали за ним. Нужно готовить ребенка переносить без вреда такие неожиданные охлаждения. Для этого комплекс закаливающих процедур необходимо пополнить влажными обтираниями. Их удобно сочетать с проведением общего туалета ребенка. При этом всю поверхность тела, буквально от макушки до пяток, протирают влажной губкой (мягкой тряпочкой). Делать это надо поэтапно. Сначала нужно обтереть верхние конечности и грудь, надеть рубашечку и только потом обтереть отдельно каждую ногу. Обтирание - лучшая гимнастика для сосудов. При кратковременном охлаждении сосуды суживаются, уменьшая потерю тепла с кожи. Натренированный таким образом организм, попав в неблагоприятную ситуацию, охлаждается медленнее.

Кормление ребенка

Основа питания ребенка до года - это грудное молоко, оно составляет в 4 месяца практически 100% рациона ребенка. Если ребенок развивается соответственно возрасту и проблем со здоровьем нет, вводить прикорм в этом возрасте не нужно.

На четвертом месяце, особенно при искусственном вскармливании, у детей нередко развивается запор. Имейте, однако, в виду, что о запоре судят не столько по регулярности стула, сколько по его консистенции. Если стул бывает только один раз в сутки, но кашицеобразный, мягкий, не причиняющий ребенку беспокойства, - не тревожьтесь и вы. Если же в момент опорожнения кишечника ребенок сильно и подчас безрезультатно тужится, краснеет, напрягается, а стул у него твердый, сухой - надо помочь. Очень полезно в данном случае пюре из чернослива - ягоды нужно помыть, разварить и протереть мякоть. Можно дать ребенку отвар чернослива, 2-3 чайные ложечки свекольного сока (только не свежевыжатого, а постоявшего пару часов в холодильнике, а затем подогретого до комнатной температуры).

Для детей со склонностью к жидкому стулу предпочтительней пюре из яблок. Если свежих фруктов сейчас мало (апельсины и мандарины не в счет, их детям до года не дают!), то можно с успехом использовать сушеные, делать пюре - ассорти из сухих яблок, груш, кураги.

С четырех месяцев детям, склонным к рахиту (недоношенным, родившимся зимой или осенью) можно давать творог. Творог - источник белка и кальция, важнейших строительных материалов для образования новых клеток, укрепления костно-мышечной системы, а главное - источник витамина D. Ребенку творог дают только идеально свежий, полужидкий, без комочков.

С четырех месяцев в меню ребенка по указанию вашего педиатра может входить и желток. Яйцо - уникальный продукт. В небольшом объеме природа уместила практически все основные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Это - полный набор незаменимых аминокислот, да еще в самых оптимальных соотношениях, полноценный жир, минеральные вещества, в том числе, железо, витамины группы В, витамин А и значительное количество столь необходимого ребенку витамина D. В желтке сконцентрированы почти все минеральные вещества и витамины, в нем содержится до 30 % жира, причем, в виде эмульсии, которая легко переваривается и усваивается.

Досадно, но яйца часто вызывают аллергические реакции. Аллергизирующие свойства присущи главным образом белку, поэтому детям до года дают только желток, сваренный вкрутую. Варить яйцо надо не менее 20 минут. Термическая обработка снижает аллергенность желтка, почти не изменяя его полезных свойств. Еще одна мера снижения аллергенности - с вареного желтка снять покрывающую его тонкую пленочку. Давать ребенку по крупинке, постепенно увеличивая до четвертинки желтка через день к 6 месяцам.

Конечно, все новое вводят поочередно и, как всегда, начиная с самых маленьких количеств.

Пюре - с неполной чайной ложки и до 4-5 ложек.

Желток - буквально с крошки растертой в грудном молоке или смеси, и до четверти желтка через день.

Творог - с четверти чайной ложки до 4-5 ложек.

Желток и первые порции творога лучше дать перед кормлением, а пюре и соки, - после. В последнее вечернее кормление - только грудное молоко или смесь.

Общий объем пищи к концу четвертого месяца увеличивают до 160-170 мл. Некоторым детям этого хватает уже не на 3,5 часа, а на 4, и они сами подсказывают, что пора перейти на пятиразовое кормление. Но, как правило, оно остается пока шестиразовым.

Профилактическая прививка

Главная ваша забота на четвертом месяце - подготовить ребенка к профилактической вакцинации АКДС против коклюша, дифтерии, столбняка и к прививке против полиомиелита.

Иммунная система ребенка уже выдержала первое испытание - противотуберкулезную прививку БЦЖ, сделанную еще в родильном доме. Свидетельством того, что вакцина сработала, было появление в полтора-два месяца на месте ее введения безболезненного бугорка, который вскоре исчез, оставив после себя рубчик. Есть основания считать, что, предохраняя от туберкулеза, вакцина БЦЖ одновременно стимулирует иммунную систему. Так что теперь организм ребенка вполне готов воспринять новую вакцину и ответить на нее выработкой защитных антител.

Прививку проводят трехкратно, с интервалами в шесть недель, и если сделать ее не откладывая, то к шести-семи месяцам, то есть ко времени, когда ребенок обычно дольше бывает на улице и общается с большим количеством других детей и взрослых, он уже будет надежно защищен.

Непременное условие: чтобы хорошо вырабатывался иммунитет, ребенок должен быть здоров не только в момент вакцинации, но и хотя бы за месяц до нее.

Если кто-нибудь в семье кашляет и чихает - пусть не подходит к малышу! Строжайшим образом соблюдайте гигиенический режим, не давайте ребенку накануне прививки новых продуктов, не меняйте распорядок его дня. Еще тщательнее надо готовить к прививке детей, у которых есть проявления диатеза, и особенно тех, у кого имеются даже незначительные неврологические нарушения. В этих случаях разрешить прививку должен невропатолог. Возможно, он предложит индивидуальный план вакцинации или назначит профилактические препараты, на фоне которых вакцинация пройдет успешнее.

Для таких детей создана специальная, ослабленная вакцина без противококлюшного компонента, который является наиболее аллергенным. Но тогда возможность подхватить коклюш сохранится. Заболевание это хотя не столь опасно, как дифтерия, но весьма изнурительное, и, если нет прямых показаний для применения ослабленной вакцины, не надо ее добиваться!

Сама прививка проходит легко и безболезненно. Вакцину вводят одним внутримышечным уколом и тут же дают ребенку проглотить несколько капель вакцины против полиомиелита. У многих детей никаких нежелательных реакций не возникает. Но будьте готовы к тому, что в первый же день может повыситься температура, ребенок покапризничает, будет хуже есть. Если это не досадное совпадение с каким-то начинающимся заболеванием, то уже назавтра температура станет нормальной, и через пару дней все приходит в норму.

Возможно и появление на месте инъекции небольшого инфильтрата - припухлости и покраснения, но и он постепенно бледнеет и исчезает. Более серьезные осложнения очень редки, хотя, к сожалению, не полностью исключены.

Если температура поднялась выше 38°, ребенок не просто капризничает, а безостановочно плачет несколько часов подряд, на теле появились высыпания или пузырьки типа крапивницы - надо не откладывая вызывать врача!

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Начиная с четвертого месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения. Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать массажем, играми и нежными прикосновениями.
  • 4 месяц для вашего малыша "тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.
    В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух часов подряд.
  • Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает "комплекс оживления".
  • Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает радостным гулением.
    Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет мимику, он может даже заплакать!
    В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.
    В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками. Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить первые слоги: "ба”, "ма”, "ам”, "та”и пр. Некоторые малыши могут изменять тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.
    Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными.
  • В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.
  • Ребенок рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального психофизического развития.
    Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама одела новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.
    В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Он будет приветствовать своего "незнакомца” радостной и сияющей улыбкой.
  • На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и больше похожи на опрокидывания.
  • Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать. Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную погремушку в ладошку, достаточно крепко.
    Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт тактильных ощущений…
  • Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь мамы или бутылочку.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно.

Физическое развитие

Темпы роста ребенка высокие, но не такие стремительные, как первые три месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750-800 граммов, окружность головы становится больше приблизительно на 15 миллиметров, а окружность груди - на 20 миллиметров, в росте кроха набирает обычно еще 2–2,5 сантиметра. Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь легочной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому этапу прибавила 40-50 граммов. Очевидны успехи младенца в переваривании пищи, и теперь кроха может спать почти всю ночь, рано утром призывая маму покормить себя. К этому возрасту у малыша практически сформировались представления о времени суток - это заметно по подъемам и спадам активности соответственно ночью и днем.

Показатели ребенка от 4 до 5 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

62.15-63.79 см

6.550-6.875 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Каковы двигательные умения малыша в этот период?

Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, совершенствуется умение поворачиваться со спины на живот. Ребенок способен поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит голос мамы или папы. С малюткой сейчас можно играть в «прятки», закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати. Подобные игры доставляют маленькому человеку большую радость и способствуют его двигательной активности.


Если у вас это не первый ребенок и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это позволяет избавить старшего ребенка от возможной ревности, связанной с тем, что с появлением маленького он испытывает дефицит родительского внимания.

Как мы уже говорили, на рубеже третьего и четвертого месяца ребенок получает комплекс прививок. К этому мероприятию малыш тщательно готовится родителями, осуществляются визиты к специалистам-медикам. А когда вакцинация позади, по вечерам в течение недели рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций. Если температура ребенка повышается более чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, - обратитесь к врачу.

Обычно малыш спит днем четыре раза приблизительно по два часа и четыре раза бодрствует по полтора часа.

Несколько слов о кормлении ребенка

В том случае, если на этом этапе вы продолжаете естественное вскармливание, можно продолжать кормить малыша шесть раз в день. Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца, при соответствующих рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре.

Возможно введение в рацион свежего тертого яблока, протертого банана, сливы, вишни, черешни или соответствующих детских консервов. Начинают давать фруктовое пюре обычно с половинки или четвертинки чайной ложечки после молока или смеси. Затем порция пюре в день преобразуется до 3-5чайных ложек (постепенно за две-три недели).

Малышам с экссудативным диатезом (аллергией), как правило, не рекомендуется морковный сок, а яблоки лучше выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда желательно исключить из рациона, независимо от наличия у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки запоры, рекомендуется сливовый сок или пюре. Общий объем пищи (включая сок и фруктовое пюре) к началу пятого месяца увеличивается до одного литра в сутки.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца — не редкость.


Если у вашего чада днем активно текут слюни, а ночью он неожиданно просыпается и плачет, - возможно, у крохи режутся зубы . Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца. Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток держится высокая температура, появился насморк или жидкий стул. Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом в случае, если прорезывание зубов у ребенка протекает очень болезненно.

На этом этапе эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) у малыша бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире, задача врачей и родителей - помогать его адаптации, исключая все причины дискомфорта маленького человека.

Психическое развитие

Важным показателем социального развития ребенка является радость малыша при виде взрослых, которую он выражает оживленными движениями рук и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих людей. Он одинаково радостно реагирует на попытки любого взрослого вступить с ним в общение. Малыш живо показывает свою готовность к общению: улыбается, лепечет. В лепете малютки появляются новые гласные звуки и согласные звуки (и, е, й, м, б, п).

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений. Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их. Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 4 до 5 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте?

Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди.

Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание. Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар ». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Прекрасное место для малыша - манеж

Здесь безопасное место для крохи и достаточно пространства для его игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки. Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки. Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.