Спортивное развлечение в младшей группе «Маленькие спортсмены. Спортивное развлечение для детей второй младшей группы «День физкультурника

ЗАДАЧИ: используя сказочного зайчика, вводить детей в игровой сюжет, учить хождению по массажным дорожкам, преодолевать двигательные трудности в достижении цели, продолжать учить передвигаться в колонне друг за другом шагом – на носочках, на пяточках, в беге. Упражнять в правильном дыхании, точечном массаже, умении делать круг, беге рассыпную, не наталкиваясь друг на друга. гибкость и умение владеть своим телом. Воспитывать у детей привычку заботиться о своем здоровье.
Оборудование: воздушный шарик, письмо, массажные дорожки, обручи, гимнастическая скамейка, рейка, тоннель, ширма «Домик».
ХОД:
Ведущий
Ой, ребята, смотрите, к нам на воздушном шарике прилетело письмо. От кого же оно?
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам зайчик Вася. Я уже давно собираюсь прийти к вам в гости, но никак не получается. То насморк одолеет, то ангина, а мне бы так хотелось с вами поиграть».
Ребята, зайчик Вася заболел. А давайте мы отправимся к нему в гости и расскажем, что нужно делать, чтобы быть здоровыми. Вы готовы? Тогда в путь!
Музыкально-игровая гимнастика (с использованием ортопедической гимнастики, хождением по массажным дорожкам).
Шли по узенькой дорожке наши маленькие ножки,
Руки тоже помогали, все махали да махали.
Остановка. Сели. Встали. Снова дружно зашагали.
Хлынул ливень, грянул гром. Мы на цыпочках идем.
Отряхнули руки, ноги, не устали мы с дороги.
Превратились дети в мишек,
Прогуляться мишки вышли,
Бурые, мохнатые,
Мишки косолапые.
Превратились в петушков,
Ножки поднимаем
«Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку», —
Песню распеваем
Превратились все в лошадок,
И теперь спешим, спешим,
На лошадках, на лошадках,
Резво скачут малыши.
Побежали наши ножки,
Побежали по дорожке,
И пока мы не устанем,
Мы бежать не перестанем
Ведущий
Прибежали на полянку, остановились, а на полянке столько цветов расцвело. Давайте немножко отдохнем и понюхаем цветочки.
Дыхательное упражнение «Вокруг цветочки».
Дети располагаются произвольно (сидят, стоят); руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. По команде отводят в стороны сначала большие пальчики, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы, при этом выполняется глубокий вдох через нос (цветок распустился). Затем также последовательно пальчики сжимаются в кулачки на выдохе (цветок закрылся).
Ведущий
Но пора отправляться в путь, ведь нас ждет зайчик. Но дорога предстоит нелегкая. Нам нужно пройти по мостику через речку, проползти по бревнышку над ямкой, перепрыгнуть из одной ямки в другую, пролезть под деревьями.
Дети друг за другом преодолевают полосу препятствий, выстраиваются в шеренгу.
Ведущий
Вот мы и пришли к зайчику.
Стучит в домик.
Зайчик (чихает и кашляет)
Здравствуйте, ребята! А я все болею да болею. Спасибо, хоть вы меня навестили.
Ведущий.
А мы вот и отправились в путь, чтоб помочь тебе стать здоровым и крепким!
Зайчик

А вы тоже часто болеете?

Мы заботимся о своем здоровье, и чтобы не болеть — каждое утро делаем зарядку.

А меня научите?

Конечно, смотри и повторяй.

Общеразвивающие упражнения «Зайчики».

Гляньте, детки, на лужок,

Встали заиньки в кружок.

Не хотят болеть зайчишки –

Делают зарядку.

Повторяют ребятишки

С ними по порядку.

1. зайки сели на качели,

Покачаться захотели.

Вверх и вниз, вверх и вниз –

Прямо в небо понеслись.

(качают руками вперед, назад)

2. посмотрите, как же ловко

Зайцы спрятали морковку.

Показали и опять –

Той морковки не видать

(прячут руки за спину и вытягивают вперед)

3.наклоняемся вперед –

Каждый пусть морковь сорвет

Хлоп – раз, еще раз,

Урожай большой у нас.

(наклоняются и хлопают внизу)

4. на спине лежат зайчишки,

Все зайчишки-шалунишки,

Ножки дружно все сгибают

По коленкам ударяют.

(лежа на спине – сгибают ноги в коленях и ударяют по коленям кулачками)

5. раз, два, три, четыре, пять,

Зайки начали скакать

Зайки начали скакать –

Как бы зайкам не устать.

Одуванчики летят,

Нос щекочут у зайчат.

Дуйте-ка на них, ребята,

Отдохнут пускай зайчата.

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

И. п.: дети стоят или сидят.

Делают глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Как здорово! Теперь я каждое утро буду делать зарядку!

А еще, чтобы не болеть, надо кушать овощи и фрукты – в них содержится много полезных для здоровья веществ – витаминов.

А я так и делаю! Хотите, и вас угощу?

Дает ведущему грязную морковку.

Ребята, смотрите какая грязная морковка!

Вы ешьте, и не обращайте внимания – в желудке помоется!

Чтобы от микробов защититься

Водой и мылом нужно мыться,

А перед едой мыть фрукты,

Овощи водой.

Эти простые правила помогут тебе не болеть.

А то придется тебя лечить, как было однажды. Помнишь?

Зайчик: нет…

Ведущий: давайте напомним, ребята, как однажды лечили зайчишку.

Выполняется игровой массаж «Зайка».

Тили – тили –тили — бом! Сбил сосну зайчишка лбом!

(приставить ладони козырьком колбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе).

Жалко мне зайчишку, носит зайка шишку.

(кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам)

Поскорее сбегай в лес, сделай заиньке компресс.

(раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом).

Зайчик: ну теперь я стал более осторожным, и смотрю под ноги, когда бегу.

А вы, ребята, внимательные?

Давайте проверим это, и поиграем с вами!

Проводится подвижная игра «Зайки»

Дети стоят кружком, один в центре. Взрослый поет, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком.

(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, «всматриваются». «Зайчик» сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)

Зайка, зайка, поскачи,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька скакать,

Малых деток забавлять.

(Хлопают в ладошки, «зайка» скачет.)

Вместе с зайчиком скорей

Мы подпрыгнем веселей!

(Все дети прыгают на своих местах, а «зайчик» — в центре круга.)

Появляется «волк» (взрослый), все дети убегают.

Зайчик: вот теперь вижу, ребята вы внимательные, да ловкие какие! Просто молодцы!

Да и я чувствую, что уже здоров

И мне не нужно докторов!

Со спортом буду я дружить

И здоровьем дорожить!

Зайчик, мы так весело занимались и играли, но немножко мы устали. Давайте сядем и немного отдохнем.

Выполняется упражнение на релаксацию «Цветок»

Релаксация «Цветок»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка)

Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево.

Зайчик: Как же хорошо, ребята, что вы пришли меня навестить, я прям с вами стал здоровым, и даже немножко подрос!

За это вам большое спасибо, и от меня угощенье!

Дети благодарят зайчика и уходят в группу.

Разработка Prototype в разделе Классный час и опубликована 4th Ноябрь, 2016
Вы находитесь:

Дошкольное учебное учреждение

компенсирующего (комбинированного) типа

для детей с ослабленным здоровьем

ясли-сад № 78 «Колокольчик»

Симферопольского городского совета

Автономной республики Крым

Спортивное развлечение для младших групп «Скорее к нам весна!»

Инструктор по физической культуре

Григорьева Е.Г.

Цель: развивать двигательную активность, вызывать положительные эмоции, воспитывать организованность, доброту, стремление к оказанию помощи нуждающимся.

Задачи : улучшать умение двигаться змейкой, развивать у детей способность реализовывать игровые замыслы, повторить и закрепить основные признаки весны.

Инвентарь: атрибуты весеннего леса, «берлога» медведя, медведь, длинный шнур, палочки (ленточки) двух цветов, «перышки», канат, обручи.

Инстр: Дети, какое сейчас время года?

Дети (хором) : Весна!

Инстр: Мальчики и девочки, а как же нам понять что пришла весна?

Дети рассказывают о признаках весны

Инстр: А у нас что-то совсем грустно – ни цветочка, ни птички, ни лучика солнышка, ни ручейка. А давайте весне поможем, вдруг, она быстрее наступит. Представьте, что мы оказались на волшебной полянке в волшебном лесу. Давайте обойдем полянку, посмотрим, что здесь можно исправить, чтобы наступила быстрее весна

Ходьба по залу обычным шагом, на носочках, высоко поднимая колени по коррекционным дорожкам

Инстр: Почти вся полянка покрыта снегом. Чтобы здесь скорее наступила весна, нужно, чтобы здесь растаял снег и побежали веселые ручейки

Бег змейкой по шнуру

Вот и зажурчал ручеек, теперь зазеленеет здесь травка, вырастут цветочки.

Инструктор обращает внимание детей на угол (берлога медведя)

Инстр: Посмотрите дети, а здесь кто живет? Никак не проснется мишка от зимнего сна! Давайте вместе его разбудим!!

Инструктор с детьми снимают покрывало с медведя

Инстр: А чтобы настроение у мишки после долго сна поднять нужно ему нашу зарядку показать

ОРУ на месте

Инстр: Мишку разбудили, а он и всех остальных животных разбудит. Что-то тихо у нас в лесу…чего-то не хватает. Ребята, как вы думаете, кто шумит в лесу? (ответ детей – птицы щебечут, поют).

Правильно, птиц не хватает в нашем волшебном лесу. Давайте для птиц построим гнезда, они скорее и прилетят

Подвижная игра «Построй гнездо»

По сигналу инструктора «птички» начинают собирать разбросанные по залу «веточки» и по одной носить каждая на свой пенечек (ленточки двух цветов складываются на кубы соответствующего цвета), строя гнезда. Выигрывает те птички, гнездо какого цвета будет быстрее собрано.

Инстр: Для того чтобы гнездышко было уютнее, нужно выстелить его мягкими перышками. Давайте поможем птичкам

Игра «Ветродувы»

Инструктор раздает нескольким детям перышки (вырезаны из салфетки). Каждый помощник поддувая перышко несет его в гнездо. Выигрывает помощник, чье перышко быстрее окажется в гнезде.

Инстр: Вот и птички защебетали в нашем лесу. Будет здесь теперь весело как никогда!! Дети, а чем птицы питаются? (ответы детей). Правильно. Ранней весной, когда еды у птиц еще мало, часто возникают споры между ними – кому съесть найденное зернышко или найденного червяка. Сейчас я предлагаю вам посоревноваться за такого червяка.

Игра «Подели червяка».

Группа выстраивается по обе стороны от «червяка» (каната) и соревнуются в том, кто быстрее его перетянет на свою сторону.

Инстр: весной в лесу красиво еще и от того, что на полянках расцветают чудесные цветы, а над ними порхают необыкновенные бабочки. Давайте сейчас, вы все превратитесь в таких бабочек, а на нашей полянке расцветут цветы, в которых вы можете прятаться от весеннего дождика.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Дети в соответствии с музыкой или летают по полянке (светит солнышко), или прячутся в цветочках (пошел дождик). С каждым циклом солнышко-дождик, цветочков становится меньше. Бабочки, которым не хватило цветочка, садятся на скамейку «сушить крылышки». Игра продолжается до тех пор, пока останется один цветочек и две бабочки. Какая бабочка окажется проворнее, та и победила.

Инстр: Вот и в нашем лесу наступила весна. Растаял снег и побежали ручейки, прилетели птицы, расцвели цветы. А нам пора возвращаться домой. Спасибо вам за это путешествие в волшебный лес. До новых встреч.

Сценарий спортивного развлечения во второй младшей группе

«Забавные мячики»

Цель: содействовать полноценному физическому развитию детей, поддерживать потребность в двигательной активности.

Задачи: укреплять разные группы мышц при упражнениях с мячом, развивать глазомер при катании, бросании и ловле мяча; закрепить умение двигаться по кругу; развивать ловкость, быстроту реакции. Приобщать детей к ценностям физической культуры.

Пособия: мячи по количеству детей, 4 обруча: 2 красных и 2 синих, 2 мяча попрыгуна, воротики-6 шт, сухой бассейн, канат.

Зал украшен воздушными шарами, у центральной стены разложены яркие мячи разных размеров.

Ход развлечения

Дети входят в зал друг за другом под музыку.

Ведущая: Сегодня в нашем зале собрались малыши,

Побегаем, попрыгаем с мячами от души.

Ведущая: Мы разминку начинаем,

Всех в кружочек приглашаем,

Он похож на мяч большой,

Будет весело с тобой!

Разминка под музыку (все встают в круг и вместе выполняют движения).

Упражнения с мячами

1. Вводная часть: ходьба по кругу, ходьба на носках, пятках, руки в стороны, с высоким подниманием бедра, лёгкий бег. (воспитатель раздаёт мячи) .

2. ОРУ с мячами:

1. И.п. стоя, ноги вместе, мяч в обеих руках, руки опущены вниз. В - 1- 2 вынести руки вперед вверх; 3- 4 руки вперед, вниз. П - 5 раз.

2. И.п. стоя на коленях, мяч в обеих руках, руки вытянуты вперед. В - 1- наклон влево; 2 в и.п.; 3- наклон вправо; 4- в и.п. П - 3 раза в каждую сторону.

3. И.п. сидя между пятками, мяч в обеих руках, руки опущены вниз. В - 1- встать на колени, руки вытянуть вперед; 2 в и.п. П - 5 раз.

4. И.п. лежа на спине, ноги прямые, мяч в обеих руках, руки за головой. В - 1-2 согнуть ноги в коленях, поднять вверх, руки подтянуть к ногам 5-8 в и.п. П - 5 раз.

5. И.п. стоя, ноги вместе, руки на поясе, мяч на полу. В - 1-4 прыжки вокруг мяча. П - 2 раза влево, 2 раза в право.

После упражнений дети проходят на стулья.

Игра «Летит мяч»

А теперь хочу узнать, в мяч умеете играть?

Ты катись, веселый мячик, быстро-быстро по рукам.

У кого веселый мячик, тот подпрыгивает сам.

(Дети становятся в большой круг, ведущий из центра бросает мяч по кругу. Под музыку дети передают мяч, когда ведущий останавливает музыку, ребенок с мячом выходит и выполняет прыжки.)

Игра «Прокати мяч в ворота».

Мячик наш веселый не может так лежать.

Он просит ребятишек еще с ним поиграть.

(В игре принимает участие по 4 ребёнка, прокатывая мячи друг другу в воротики – игра повторяется 2-3 раза)

Ведущая: Пока дети отдыхают,

Я загадки загадаю: Не обижен, а надут,

Его по полю ведут.

А ударят – нипочём не угнаться за (мячом) .

Стукнешь о стенку – а я отскочу. Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу – смирно лежать я никак не хочу (мяч) .

Он лежать совсем не хочет, если бросишь, он подскочит.

Бросишь вновь – пойдет он вскачь. Отгадали? – Это мяч!

Ведущая: Мячи лежать уже устали,

Может, снова поиграем?

Игра «Перенеси мяч» (в обруче лежат 4 мяча, под музыку надо перенести мячи из одного обруча в другой – в игре участвует по 2 ребёнка, повторяется 3 -5раз) .

Мой славный мяч,

Забавный мяч

На месте не сидит!

Возьму его, пущу его,

И снова он летит!

Игра «Кто вперед» под песню «Верхом на мячике» (Берутся мячи попрыгунчики, дети по 2 человека садятся и прыгают до линии и обратно кто быстрее).

Ведущая: Молодцы, ребята! Какие вы все смелые, ловкие, умелые.

В игры хорошо играли и, наверное, устали?

Пора праздник завершать,

Наши детки – малыши любят разные мячи,

А как сладкие призы чупа – чупсы хороши.

Детям раздаются угощения под песню «Мячик» сл. И. Яровской, муз. А. Кудряшова, ведущая благодарит всех детей и родителей за участие.


Цель: формирование положительного настроения от занятия физической культурой.

  1. Приобщать детей к здоровому образу жизни через двигательную активность.

2. Формировать положительный настрой на спортивные игры и упражнения.

3. Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствовать укреплению здоровья.

4. Вызывать положительные эмоции от движения.

5. Развивать выносливость, равновесие, ловкость.

6. Развить умение координировать движения с текстом.

Оборудование: большая корзина; игрушка медведя; две гимнастические палки; деревянные грибы, по количеству детей; два каната; большая шишка; конфеты для угощения; музыкальное сопровождение.

Дети под музыку входят в зал. Встают в круг.

Воспитатель:

Ребята, мне сегодня почтальон принес интересное письмо. Хотите узнать от кого?

Тогда отгадайте загадку:

«Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна».

(Медведь.)

Воспитатель: Какие сообразительные! Правильно, это письмо от Медведя. Он пишет, что ему подарили на день рождения волшебную шишку, а он ее потерял. Мишка просит нашей помощи. Ну что, поможем Мишке?

Ответ детей: Да!

Воспитатель имитирует стук в дверь.

Воспитатель: Ой! Кто же это может быть? Ребята, смотрите, кто к нам пришел? (воспитатель достает из-за дверей игрушку медведя). Это же Мишка! Он пытался найти свой подарок и попал к нам. А прежде, чем мы будем помогать Мишке, давайте сделаем разминку. Все готовы? (Выполняется разминка.)

«Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем все на привале…

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь,

Лапки вверх и лапки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим по кругу.

Замедляем дружно шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно:

Нам еще работать нужно!»

Ведущая: Пора нам отправляться на поиски потерянного подарка. Но дорога предстоит не простая. Нам нужно перепрыгнуть через яму, перешагнуть через бревна и собрать на поляне грибы. (Дети друг за другом преодолевают полосу препятствий, выстраиваются в шеренгу.)

Воспитатель: А сейчас нас Миша приглашает поиграть в его любимую игру. Как вы думаете, в какую?

Проводиться п/и «У медведя во бору».

Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.

Описание: Роль медведя выполняет воспитатель с медвежонком. На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. После первой игры воспитатель по считалке выбирает, кто будет в роли «медведя» и одевает на ведущего маску. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Мишке очень понравилось с нами играть. Ребята, смотрите, что это? (Воспитатель показывает на кустик.) Вот же она шишка! Мы нашли её! Помните, что шишка не простая? Что бы произошло волшебство, нужно сказать волшебное заклинание:

«Будем чудо в гости звать,

Раз, два, три, четыре, пять!»

(Воспитатель открывает шишку с конфетами.)

Ведущая: Ребята, Мишка угощает нас конфетами и приглашает на чаепитие в группу.

(Ребята и воспитатель благодарят мишку за интересное приключение.)

Анжелика Коротаева

Спортивное развлечение .

«Маленькие спортсмены » .

Цель : продолжать формировать умение прыгать на двух ногах; упражнять детей в ходьбе в прямом направлении, в перешагивании через гимнастические палки; продолжать учить детей подлезать в обруч; развивать ловкость , смелость, быстроту движений; развивать умение ориентироваться в пространстве; вызвать эмоциональный отклик на праздник и желание участвовать в нём.

Материал и оборудование : магнитофон, кукла, гимнастические палки, два обруча, флажки по количеству детей, мячи по количеству детей.

Ход развлечения:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас на спортивной площадке . Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя!. Ребята, покажем кукле Кате как мы выросли, какие мы стали большие, быстрые, смелые, ловкие, умелые.

Упр. «Маленькие – большие » (с флажками)

Мы были маленькие , маленькие (дети садятся на корточки,

А теперь выросли большие, пребольшие (дети встают, руки вверх) .

Кукла Катя : Ребята, как Вы думаете, что надо делать, чтобы быть здоровым и никогда не болеть? Надо заниматься спортом , больше гулять на свежем воздухе, делать зарядку.

Вы сильные, умелые,

Ловкие и смелые.

Вы рано просыпаетесь?

Зарядкой занимаетесь?

Упр. «Зарядка»

Левая и Правая, (ходьба на месте)

Бегая и плавая, (плавательные движения руками)

Мы растем смелыми, (руки вверх)

На солнце загорелыми. (руки в стороны)

Смотрит солнышко украдкой. (описать руками круг)

Смотрит небо и листва, (руки вверх)

Как мы бегаем и скачем :

Раз – два! Раз – два! (прыжки на месте)

Если вдруг примчатся тучи, (руки вверх)

Будет дождик – не беда! (руки в стороны)

Кто со спортом очень дружит ,

Не болеет никогда! (прыжки на месте)

Кукла Катя : Молодцы ребята!

Расскажу я Вам секрет, вот какое дело,

Спорт любите с малых лет , будете здоровы!

В мире нет рецепта лучше,

Будь со спортом неразлучен ,

Проживешь сто лет, вот и весь секрет!

Воспитатель : Наши ребята стали такие смелые, ловкие, умелые, что могут пройти по любой длинной и трудной дороге. Катя, пойдём с нами!

Упр. «Дорожка препятствий» .

(Перешагиваем гимнастические палки, подлезаем в обручи расположенные вертикально, ползаем по дорожке)

Воспитатель : (читает стихи, во время прохождения дорожки)

Мы рады небу синему,

Солнышку и птицам.

Расти хотим мы сильными,

На смену олимпийцам!

Очень скоро, очень скоро,

Все рекорды мы побьем.

И на смену чемпионам

Обязательно придем.

(в конце дорожки стоит корзина с мячами, дети берут мячи из корзины и выполняют действия по показу воспитателя)

Упр. «Разноцветные мячи» .

Будем вместе мы играть,

Бегать, прыгать и скакать,

Чтобы было веселее

Мяч возьмем мы поскорее.

Станем прямо, ноги шире

Мяч поднимем – три-четыре,

Поднимаясь на носки,

Все движения легки.

Кукла Катя : Ах! Какие ловкие ребята. Ах! Какие молодцы! Вы такие молодцы, что я вас угощу конфетами (раздаёт детям конфеты) .

Воспитатель : Ребята, мы сегодня все убедились, какие Вы смелые, ловкие, здоровые и сильные. Молодцы! Скажем Кате до свиданья. До свидания кукла Катя!

Литература :

1. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Скрипторий, 2005.

2. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

3. http://ds82.ru/doshkolnik/2888-.html

4. http://doshvozrast.ru/ozdorov/fizkultura01.htm