Кормление грудью болезни психики. Длительность грудного вскармливания с точки зрения психологии детского развития. Долгое кормление грудью. Психология ребенка

Плюсы грудного вскармливания

Итак, вы давно и с удовольствием кормите ребенка грудью, однако со временем к вам в голову все чаще и чаще приходит вопрос: как и когда отлучать ребенка от груди? В период возраста ребенка от года до двух лет наше общество начинает подталкивать мать к тому, чтобы разорвать тесную связь с младенцем. Связано это с установками предыдущего поколения, в жизни которого не было реальной возможности кормить ребенка грудью долго. Если мама попала под влияние идей длительного кормления, то она часто будет вынуждена защищаться от нападок окружающих и опираться на опыт людей, близких по мировоззрению.

На мой взгляд, отлучение ребенка от груди в год и ранее достаточно тяжело переносится ребенком, потому как связь с матерью в этом возрасте и грудное вскармливание как подкрепление этой связи еще очень важно для ребенка и мамы.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров, уверен в себе и самостоятелен. Материнское молоко и процесс кормления дает ребенку здоровье и уверенность в себе. Потому что молоко насыщено полезными микроэлементами, а процесс кормления снимает тревогу ребенка, страх быть покинутым и обеспечивает ощущение близости и контакта с матерью, от которой зависит все существование ребенка. И надо сказать, что без этих двух составляющих (здоровье и уверенность в себе) трудно становиться самостоятельным в этом мире.

Когда мы говорим о завершении кормления грудью, мы подразумеваем, что настал период, когда ребенок должен стать более самостоятельным в этой жизни и оторваться от той тесной связи, которую обеспечивает грудное вскармливание. Однако именно грудное вскармливание обеспечивает то основание, опираясь на которое ребенок может стать самостоятельным.

Когда заканчивать грудное вскармливание?

Каждая диада мать и малыш решают этот вопрос по-своему, и важно отметить, что очень ценно решение, выбранное самой парой. Что-то начинает происходить между мамой и малышом, что в результате либо ребенок отказывается от груди, либо мать принимает решение о том, что она больше не хочет кормить грудью. На мой взгляд, именно это решение, принятое в паре, а не социальные установки, делают процесс завершения менее травматичным для ребенка и более естественным для матери.

Я понимаю, что читателю важно узнать от специалиста информацию о четких ориентирах (например, «После 1 года и 6 месяцев не кормим» или «Точно не кормим после двух лет»). Однако мой опыт завершения кормления и общение с другими родителями как специалиста показывает, что четкий ориентир только мешает родителю, вызывает недовольство собой и чувство вины. Поэтому вопрос «когда?» задайте сами себе и прислушайтесь к ответу внутри - когда вы сами, как мать, хотите завершить столь тесные отношения с ребенком.

Единственный важный момент, который может помешать естественному отказу от кормления, - это отсутствие в жизни женщины близкого мужчины и интимной связи с ним. В этом случае каждый этап взросления ребенка, а следовательно, отделения от нее, может бессознательно тормозиться матерью. Если ребенку скоро три, а вам не захотелось остановить грудное вскармливание, задайте себе вопрос: что получаете вы сами от этого процесса?

Как завершать грудное вскармливание?

Здесь есть два аспекта: физиологическое состояние самой женщины, связанное с накоплением молока в грудных железах, и построение нового взаимодействия с ребенком, исключающее кормление грудью.

По поводу физиологии маме важно проконсультироваться у гинеколога или консультанта по грудному вскармливанию. Важно помнить, что вы можете облегчать свое состояние, сцеживая молоко, и что молоко перестает вырабатываться приблизительно через неделю. Однако при сильном дискомфорте обязательно обратитесь к врачу.

Как правило, к полутора годам ребенок уже получает полноценный рацион питания, не связанного с молоком матери, в этом случае кормление грудью происходит либо в случаях укладывания спать, либо как докорм после еды, либо как успокоительное средство. Ваша задача перестроиться в общении с ребенком и предложить ему другой способ контакта в этих ситуациях. Например, укладывая спать, можно петь простую колыбельную, после еды предложить сладкое питье, успокоить ребенка объятиями и поцелуями. Таким образом вы не лишаете ребенка контакта с вами и делаете этот переход наименее болезненным для малыша.

Ну и самый важный момент: ребенку надо объяснить причину, по которой вы больше не кормите его грудью. Эта причина должна быть весомой для вас и понятной для ребенка. Например, можно сказать, что «сися болит» (и это будет недалеко от правды), и поэтому вы больше не можете ее дать ребенку.

Ребенку спокойнее и понятнее, если вы, один раз приняв решение, стоите на нем твердо и вместе с ребенком переживаете горе потери, не возвращаясь назад к кормлению. То есть, приняв решение, вы твердо придерживаетесь его в течение всего времени. Надо сказать, что через два-три дня ребенок и ваши отношения с ним перестраиваются, и малыш уже не вспоминает о груди.

Удачи вам на этом непростом, но важном пути.

Анна Смирнова, психолог

О том, что все меньше женщин кормят грудью своих малышей. Общество, разрушив традиционно большие семьи, отправив женщину из семьи на производство, сделало "слабый пол" более сильным, но вместе с тем менее приспособленным к материнству.

Современная молодая женщина, ждущая или уже родившая своего первенца, оказывается в центре некого ажиотажа вокруг темы грудного вскармливания.

С одной стороны, родная мама, вздыхая, говорит: "Ты знаешь, дочь, ведь у меня было совсем мало молока, и у тебя, наверно, не будет..."

С другой стороны, врач женской консультации или педиатр с профессиональной уверенностью заявляет, что залог здоровья ее ребенка — в ее руках, а точнее — в ее груди, ведь так полезно для растущего организма.

С третьей стороны, пропагандисты грудного вскармливания очень эмоционально борются за естественное питание для малыша и против всех искусственных смесей, и слушая их, некоторые молодые женщины, которые не смогли кормить грудью, испытывают чувство неполноценности.

Наконец, с четвертой стороны, лучшая подруга, у которой малышу больше года, говорит, что смесей огромный выбор, покормить из бутылочки могут и папа, и бабушка, а маме совершенно необязательно быть привязанной к малышу все 24 часа в сутки.

Высказывания каждой из сторон вызывают в женщине разные чувства — то тревогу и неуверенность, то радость и надежду. Мне как психологу очень хочется поддержать эту молодую маму и сказать ей: "В любом случае — будешь ли ты кормить ребенка грудью или нет — только ты сможешь быть для него самой лучшей мамой. Главное, чтобы, наряду с заботами и тревогами, в твоем материнстве было много радости!"

Действительно, психологические исследования говорят, что самые благополучные дети вырастают у мам, которые, ухаживая за младенцем, получали от этого удовольствие. Мне не хотелось бы, чтобы у читательниц этой статьи сложилось мнение, что я против грудного вскармливания. Я — за, уже только потому, что это естественно, а у того, что естественно, всегда прочные основы. Но у любой агитации (в данном случае — исключительно за грудное вскармливание) всегда имеется оборотная сторона — любое действие в конечном итоге ведет к противодействию.

Без сомнения, уже в прошлом веке большое количество людей выросло и без грудного вскармливания. Это значит, что у младенца есть и другие способы испытывать физическую близость с матерью, что как раз и является основой здорового развития личности.

Вместе с тем, я сожалею каждый раз, когда мать не смогла кормить ребенка грудью, просто потому, что считаю: и мать и ребенок что-то теряют, не пережив этого опыта. Я говорю не о болезнях, а о таких вещах как богатство личности, сила характера, способность испытывать счастье, а также способность восставать и бунтовать.

Итак, грудное вскармливание естественным образом удовлетворяет потребности новорожденного и ребенка первого года жизни. Зная эти потребности, мама может удовлетворить их и в условиях . Какие же это потребности?

Для начала давайте вспомним о том, чем отличается внутриутробная жизнь от жизни новорожденного с точки зрения сытости. Когда малыш находился в животике у мамы, к нему непрерывно поступали питательные вещества. Даже если женщина временами плохо питается (по причине токсикоза, например), к плоду все равно поступают необходимые вещества из запасов ее организма.

После рождения, а точнее — после того как из плаценты перестанет поступать кровь к малышу, он через некоторое время начинает испытывать дискомфорт. Малыш еще не знает, что этот дискомфорт называется голодом, и ему от этих ощущений очень тревожно: ведь он не знает, может ли его что-нибудь спасти.

И вот он получает мамину грудь, высасывает несколько капель и понимает, что он спасен. Голод уходит, дискомфорт сменяется комфортным состоянием. Но вот малыша понесли обрабатывать, взвешивать, — снова новые ощущения, снова страшно! Вернули к маме — вот она, грудь, так чудесно пахнет мамой. Малыш снова берет сосок в рот, сосет, успокаивается. И вот малыш сосет, когда ему хочется есть, когда ему страшно, одиноко, когда ему больно или холодно, — ведь для него все эти ощущения пока новые и дискомфортные.

А еще маленький ребенок совсем не может ждать. Ему нужно, чтобы грудь появлялась сразу, как только ему это необходимо. И если мама рядом, если она дает грудь каждый раз, как малыш забеспокоился, то через некоторое время (от нескольких дней до 3-4 месяцев) ребенок начинает доверять маме, ведь основная психологическая задача первого года жизни — формирование базового доверия к миру.

Да, во время такого простого действия, как кормление грудью, закладывается способность взрослого человека переживать сложные и тяжелые события своей жизни, верить, что они закончатся, обращаться за помощью к другим людям.

Еще одна способность, которая формируется во время кормления малыша, — это способность получать удовольствие от процесса и от достижения цели. Вот маленький ребенок, он голодный, напряжение растет: сначала он просто беспокоится, потом начинает плакать и в конце концов громко кричит. Но вот мама дала грудь. Сначала малыш сосет быстро, жадно, судорожно сглатывая. Потом, когда проходит ощущение голода, сосание становится более медленным, на рожице малыша появляется выражение удовольствия — и вот малыш наелся и отвалился от груди. Какое блаженство!

И для ребенка, и для его мамы это — высший момент нежности и эмоциональной близости, к которому хочется возвращаться в течение всей жизни.

Однако некоторые мамы недооценивают это состояние, начинают сразу тормошить малыша, отвлекать его или отвлекаться самим. И как часто в нашей жизни мы видим людей, которые не умеют получать удовольствие от своих дел, будь то домашняя работа или профессиональная деятельность, а достигнув какой-либо цели, тут же отвлекают себя новыми делами — вместо того, чтобы насладиться достигнутым.

Еще одна потребность ребенка — потребность в телесном контакте. В мире животных существует такой факт: если, например, кошка тщательно не вылижет своих котят после рождения, они умрут от недостатка телесного контакта.

Так и новорожденный, и даже подросший ребенок нуждается в прикосновениях, поглаживаниях, в ношении на руках. Малыш получает это в достаточном количестве, когда мама пеленает его и кормит грудью, потому что если ребенок не находится круглые сутки в памперсах и не вскармливается из бутылочки, его так или иначе приходится часто брать на руки и трогать.

Но вот случаются не очень приятные моменты — малыш кусает грудь: мягко прикусывает ее или, крепко уцепившись за сосок, треплет ее, как рассерженный щенок. Что это такое?

Это первая агрессия ребенка по отношению к маме. Какая она незначительная по сравнению с той, что маме придется перетерпеть от своего растущего и взрослеющего ребенка!

Пережить эти укусы бывает сложновато, особенно если ребенок первый, и мама не знала, что так может быть. И тем не менее, ойкая, морщась и нежно сердясь, женщина переживает эти нападки и не отбирает у малыша грудь. Таким образом, он получает еще один важный опыт — мир не рушится оттого, что я на него злюсь, мама принимает и любит меня в любом состоянии. Доверие к миру укрепляется и появляется чувство благодарности дающему.

Мы рассмотрели основные психологические потребности ребенка первого года жизни, и в основном речь шла о той ситуации, когда мама кормит малыша грудью. Что можно посоветовать мамам, которые — в силу тех или иных причин — вскармливают малыша искусственно?

Практически то же самое. Почаще берите малыша на руки, кормите из бутылочки, держа ребенка у груди, по крайней мере в первые месяцы кормите не по расписанию, а тогда, когда малыш забеспокоится, не прерывайте телесного контакта сразу после кормления — пусть кроха понежится еще какое-то время у вас на руках. Если вы заметите, что малыш злится на бутылку, яростно грызет соску, не забирайте ее. Если бутылка случайно разобьется на глазах у малыша, быстро принесите новую.

И еще один момент: если ребенка кормят из бутылки, женщину может посетить мысль, что ребенок не так уж в ней и нуждается, ведь бутылку может дать любой: папа, няня , бабушка. Совет: не злоупотребляйте этой возможностью в первые 6-8 месяцев, потому что в это время любой ребенок нуждается в том, чтобы о нем заботилась именно мама.

Обсуждение

Хорошая статья. Спасибо!

Хорошая статья. Полезная и необходимая. Жалко, что в мое время не было еще интренета, да и мамы с бабушкой рядом не было, что бы вот такие вот советы мне дать.

Комментировать статью "Грудное вскармливание глазами психолога"

что дочка на грудном вскармливании, а меня уже трясет от него). врач прописала ребенку успокоительное в те дни, когда она видится с отцом. не знаю еще, является ли Вы можете подольше потянуть грудное вскрамливание - пока ребенку нужна мама просто чтобы есть его...

Грудное вскармливание: советы по увеличению лактации, кормление по требованию, длительное ГВ, отлучение от груди. Про приметы вязанные с ГВ. Только пожалуйста не бросайте в меня тапочками (я даже анонимно напишу:), просто мучает вопрос, понимаю, что...

Грудное вскармливание: советы по увеличению лактации, кормление по требованию, длительное ГВ, отлучение от груди. Сколько антибиотиков попадает в молоко?. Медицинские вопросы. Грудное вскармливание. Если мама заболела...

Грудное вскармливание: советы по увеличению лактации, кормление по требованию, длительное ГВ, отлучение от груди. Посмотрите другие обсуждения на тему "горькое грудное молоко последствия": Подготовка к кормлению грудью.

Кормление грудью. Грудное молоко: травяной сбор для повышения лактации. ГВ это еще и очень удобно, всегда еда под рукой. На счёт " сводит на нет вероятность послеродовой депрессии " НЕ ВЕРЮ. Прием лекарств при грудном вскармливании.

Головокружение при сцеживании. Проблемы с лактацией. Грудное вскармливание. Грудное вскармливание: советы по увеличению лактации, кормление по требованию, длительное ГВ, отлучение от груди. Грудное вскармливание глазами психолога.

Грудное вскармливание: советы по увеличению лактации, кормление по требованию, длительное ГВ, отлучение от груди. От чего портится форма груди во время ГВ? Мне приходят на ум следующие причины: 1 гормональные и наследственные, от них никуда 2...

Грудное вскармливание: советы по увеличению лактации, кормление по требованию Да здравствует грудное вскармливание! Татьяна. О грудном вскармливании можно говорить До скольки кормить грудью? Совет психолога. Жирное молоко? бывает? и что делать?

Проблемы с лактацией. Грудное вскармливание. Просто я слышала, что раз от подруг и мамы, что раз пришли - значит неправильно кормишь А если с Почему снижается лактация. Мифы о грудном вскармливании. Хватает ли ребенку молока? Существовали перерывы раз в 3-4...

Грудное вскармливание: советы по увеличению лактации, кормление по требованию, длительное ГВ, отлучение от груди. Обычно, под этим высказыванием подразумевают кормление грудью (хоть один раз в неделю или месяц) плюс другая еда.

Медитация. Увеличение лактации. Грудное вскармливание. Как ведут себя ваши малыши после кормления грудью? Мой лежит и медитирует: глаза полузакрыты или затуманенный взор, ротик приоткрыт, движений никаких и тишина-а-а-а-а!

Грудное вскармливание: советы по увеличению лактации, кормление по требованию, длительное ГВ, отлучение от груди. Вчера так хотела прочитать про грудь -сексуальный орган, но, как назло, в этом месте кончилась интернет-карточка.

Комментировать статью " Грудное вскармливание глазами психолога ". Что есть, чтоб прибывало молоко? Грудное вскармливание: советы по увеличению лактации, кормление по требованию, длительное ГВ, отлучение от груди.

Грудное вскармливание. Увеличение лактации. Грудное вскармливание. Девочки, я взяла интервью у Лилии Казаковой (она консультант по грудному вскармливанию в Москве) - плюс, после статьи - можно оставить вопрос для Грудное вскармливание глазами психолога.

Необходимость грудного вскармливания. Грудное вскармливание - залог здорового развития ребёнка. 1. При грудном вскармливании каждой матери необходима поддержка всей семьи и друзей. 2. Для благоприятного грудного вскармливания необходим как можно более ранний...

Информация о грудном вскармливании. Грудное вскармливание - залог здорового развития ребёнка. 1. При грудном вскармливании каждой матери необходима поддержка всей семьи и друзей. Это отрывок из книги психолога, кандидата биологических наук Марины Ланцбург...

Грудное вскармливание: советы по увеличению лактации, кормление по требованию, длительное ГВ, отлучение от груди. Не, анемии нет. анемиия это же когда низкий гемоглобин? а у меня и во время беременности и после 145-147 был.

Я до того прикладывала к груди как можно чаще. В 5 мес. вам, может, не так тяжело справляться с малышиком, я, когда думаю, что у меня уже мог бы быть второй малыш, с ужасом об этом думаю - малыш ну очччень подвижный и активный, очень любимый...

По моим наблюдениям, длительное грудное вскармливание не делает из мальчиков маменькиных сыночков, а делает из мамы "ходячую молочную кухню". А Вы видели литрературу для лидеров ЛЛЛ и консультантов по лактации своими глазами?

Грудное вскармливание глазами психолога. Зная эти потребности, мама может удовлетворить их и в условиях искусственного вскармливания. Вот маленький ребенок, он голодный, напряжение растет: сначала он просто беспокоится...

Есть много разных точек зрения по поводу грудного вскармливания и «правильной» длительности этого важного в жизни каждого человека периода.

В своей практической психотерапевтической работе – как со взрослыми, так и с детьми я как правило стараюсь достаточно подробно узнать о том, как происходил процесс грудного вскармливания. Ведь само по себе грудное вскармливание – это очень важные первичные взаимоотношения, в которых новорожденный знакомится с самым первым и на начальном этапе своей жизни самым важным внешним объектом своей психологической жизни. Я говорю о внешнем объекте – ведь до своего появления «на белый свет» ребёнок находился в чреве матери и его «потребности» «удовлетворялись» на биологическом и физиологическом уровне. И как правило потенциальные проблемы возникают как при недостаточном по времени, так и излишне длительном по месяцам процессе грудного вскармливания.

Женское молоко само по себе так же уникально сбалансировано по питательным веществам и минералам и приспособлено исключительно для ребёнка, как коровье – для телёнка, а молоко слонихи – для маленького слонёнка. И я не просто двумя руками «голосую за полезность и важность грудного вскармливания», а практически соглашаюсь со многими врачами по поводу крайней важности грудного вскармливания до полугода с минимальным возможным лишь по мере необходимости использованием других продуктов (хотя по некоторым современным рекомендациям ввод прикорма может осуществляться с 4-5 месяцев).

Сразу же должен уточнить, что все ситуации безусловно разные, и всегда необходимо учитывать и принимать во внимание различные факторы. И в каждом случае может быть логичным и обоснованным как сокращение срока грудного вскармливания, так и его увеличения.

С точки зрения многих подходов в норме грудное вскармливание должно постепенно сворачиваться к тому времени, когда ребёнок может постепенно научаться есть другую пищу, то есть примерно после года, до этого времени грудное вскармливание играет очень значимую роль в формировании связи в диаде (паре) мать-дитя. Хотя не надо забывать и о том, что молоко матери - не единственный эквивалент «любви», который может предложить своему ребёнку любящий родитель.

Излишне длительное грудное вскармливание приводит к тому, что нарушается нормальное течение процесса сепарации-индивидуации младенца, излишне «привязывая» его к маме. Причём хочется обратить внимание, что не «может приводить», а именно «приводит» - из-за нарушений на этом пути постепенного в рамках современной культуры отделения. И здесь свою роль очень часто играют бессознательные конфликта самой матери ребёнка, формирующие её чувства в отношении своего малыши, которые могут подталкивать женщину к выбору «наиболее правильной» (с её точки зрения) стратегии вскармливания.

Есть в психологии развития такое понятие, как «сензитивные периоды» (времени, развития).
Например речь - если в определённом возрасте ребёнок слушает человеческую речь, пробует говорить сам - это активизирует определённые участки головного мозга, приводя к росту и развитию конкретных «полей» (областей). Если такой стимуляции не происходит - не происходит «развития нейрометаболического субстрата психики» - то есть «не вырастают и не развиваются должным образом зоны головного мозга».

В частности именно по этой причине – «пропущенных сензитивных периодов» - дети-маугли практически не могут овладеть человеческой речью, в лучшем случае они могут «механически копировать», и такая «речь» ближе к «речи» например попугая, чем к человеческой речи - ведь человек при помощи «слов» («словесных понятий», «символических обозначений») не только «говорит», но и «структурирует собственную психику» - думает, рассуждает, «снит себе сны и придумывает фантазии».

Чего лишают ребёнка, который до 2 лет считает, что «грудь, полная молока, всегда будет появляться по его первому требованию», насколько он будет адекватно контактировать с реальностью (ведь в психологической норме процесс сепарации-индивидуации должен начинаться в 6-8 месяцев и к 2 годам уже заканчиваться) - с таким «особым образом воспитываемым ребёнком» - сказать сложно.

Ребёнку ОЧЕНЬ важна материнская поддержка и любовь, и конечно же ни в коем случае не стОит использовать «садистические метода дрессуры» (например горчицей грудь мазать), но тем не менее постепенно ребёнка надо «подводить» к тому, что не всю жизнь у него будет возможность «всегда в случае тревоги, проблем, переживаний подбежать к маминой груди и пару раз к ней приложиться для успокоения». Ведь говоря с психологической точки зрения – неизвестно, как будут сформированы зоны мозга у такого ребёнка и как это отразится на его психике и на его способностях к установлению и поддержанию здоровых взаимоотношений с другими людьми.

Кстати важно также понимать психологическую концепциею «достаточно хорошей матери». Ведь мать, которая излишне длительно удовлетворяет уже не «потребности», а скорее «пожелания» ребёнка, из «достаточно хорошей матери» - превращается в мать «избыточно хорошую»; а сама по себе польза любой «избыточности» всегда находится под большим вопросом. Хотя конечно это и вопрос границы, где – «достаточно», а где уже – «избыточно».

Зачастую на внутренние конфликты человека оказывает его собственное развитие, детство, воспитание, полученное им в родительской семье. И если по каким-то причинам получилось так, что человек сам в собственном детстве не отделился от своей мамы, наример потому что собственная мама когда-то «бессознательно использовала» своего ребёнка для удовлетворения своих опять же бессознательных потребности в «близости»), то совершенно естественным образом и в своих собственных детей такой родитель будет «вкладывать» идею о том, что "самое главное счастье в жизни - это когда мама рядом".

Существует одна очень психологически правдоподобных гипотез – «с чем может быть связано появление активного движения «матерей, доказывающих пользу и необходимость длительного грудного вскармливания» в развитых странах западной Европы и Америки. Дело в том, что в «странах развитого капитализма» как правило послеродовый период нахождения матери с ребёнком дома работадателем и/или государством оплачивался и оплачивается в минимальном количестве. А «женская эмансипация», желание женщин активно участвовать общественной, экономической и производственной сфере жизни общества подталкивали женщин к раннему переводу на исскуственное вскармливание. И таким образом выросло целое поколение родившихся в 50-60-70 годах прошлого века женщин, которые были в силу вышеуказанных причин отлучены своими своими матерями от грудного вскармливания в достаточно раннем возрасте. И далее – отчасти это чувство вины «родительниц» этого «недокормленного поколения», движимые чувством вины, стали убеждать своих дочерей «кормить их внуков как можно дольше», отчасти это сами женщины, живущие с такой психологической травмой собственной «ненакормленности» стали пытаться не просто компенсировать, а – «гипер(сверх)компенсировать» это в процессе ухода за собственными малышами. И хорошая в своей основе идея – идея о том, что нельзя просто так слишком рано и/или слишком резко прерывать грудное вскармливание, превратилась в «идею» о том, что «надо дать ребёнку возможность использовать материнскую грудь без каких-либо границ, пусть он сам скажет, когда ему надоест молоко».

Возникло много идей по поводу проведения исследований, которые могли бы подкрепить идею необходимости и важности грудного вскармливания. Ну а если люди чего-то хотят доказать – они конечно же будут находить максимум подтверждений и доказательств, а собственные чувства будут приводить к полному отрицанию какой-либо разумной критики. Появились целые ассоциации, пропагандирущие грудное вскармливание. Это конечно же дело хорошее – но фанатизм как минимум бессмысленен, а иногда и опасен во многих сферах жизни.

Также мировое сообщество всё чаще обращалось к проблемам развивающихся стран, где детская смертность как правило чрезвычайно высока, и где порой грудное молоко матери является единственной адекватной пищей для младенцев и малышей.

Как результат в 2003 году Всемирной Организацией Здравоохранения и ЮНИСЕФ была опубликовали совместную Глобальную стратегию по кормлению детей грудного и раннего возраста

Все остальные последующие ВОЗовские документы по своей сути являются лишь перепиской этого документа с теми или иными вариациями. Но дело в том, что ориентирована эта стратегия в основном на развивающиеся страны, которые отстают по своим социально-экономическомим показателям и развитию даже от России. Об этом говорится практически с первых строк:

С самого начала цель заключалась в том, чтобы сформулировать обоснованный подход к облегчению трагического бремени, лежащего на детях мира, а именно тех 50-70 процентов диарейных болезней, кори, малярии и инфекций нижних дыхательных путей в детстве, которые тем или иным образом связаны с недостаточным питанием, и содействовать устойчивому уменьшению нищеты и лишений.

Так что речь в документах ВОЗ, на которые часто любят ссылаться приверженцы максимально длительного грудного вскармливания, идёт в первую очередь о питании, обеспечивающем хоть какую-то часть защиты от детских инфекций. То есть – «да, для голодающих детей бедных африканских стран» - эта концепция действительно весьма актуальна.

Все дети должны находиться на исключительно грудном вскармливании с момента рождения до возраста примерно 6 месяцев, но, во всяком случае, в течение первых 4 месяцев жизни.
Предпочтительно продолжать грудное вскармливание и после первого года жизни, а в группах населения с высокой распространенностью инфекций пользу ребенку может принести продолжение грудного вскармливания в течение всего второго года жизни и даже дольше.

То есть «почему-то» многие женщины, агитирующие максимально продолжительное грудное вскармливание, забывают – и о нижней границе, и о том, что продолжение грудного вскармливания после первого года жизни как-то оправдано лишь в «группах населения с высокой распростанённостью инфекций», к которым Россию всё-таки я бы никак не стал относить.

Поэтому как некоторое резюме можно сказать следующие слова. Грудное вскармливание – дело нужное и замечательно. Для грудничка грудное молоко - своего биологического вида, состав которого стабилизировался в процессе эволюции - полезно, да и сам процесс в норме приятен матери и ребенку, он действительно помогает установить устойчивую психологическую связь в диаде мать-дитя. И эта нормальная психологическая связь благотворно влияет практически на все последующие стадии развития ребёнка. Соответственно точно также это положительно влияет в норме на установление нормальных взаимоотношений в общей семейной системе/структуре, которая меняется с появлением малыша.

Но вот в том случае, если эта жизнь не превращается в фанатичную «борьбу за грудное вскармливание любой ценой» с максимальным сроком вскармливания, который порой измеряется в годах – это уже наверное всё-таки как-то выходит за рамки как минимум «среднестатистической нормы». И очень важно понимать, что даже отсутствие молока никоим образом не является каким-либо поводом наполнять женщину, мать – огромной кучей комплексов и приклеивать к ребёнку «лейбл» «неправильно вскормленного» и поэтому «какого-то неполноценного». Ведь это не есть какая-то «трагедия» а является лишь один из вариантов нормы.


В данной статье я вероятно несколько меньше акцентировал внимание на положительных аспектах грудного вскармливание и на важность образования положительной связи в диаде «мать-дитя», надеюсь что многие, что даже – «большинство» читателей и читательниц это прекрасно понимают.
Как резюме – вновь повторю – «до года – да, очень желательно, а после года по возможности постепенно сворачивать». Причём инициатива должна происходить именно от матери – ведь должен же кто-то «один из двоих» в этой самой диаде взять на себя нормальную «взрослую», «осознанную» ответственность.

Пётр Юрьевич Лизяев

Если вам понравился этот материал - дайте возможность ознакомиться с ним другим людям, например - поделитесь на него со знакомыми, в социальных сетях или на других сайтах / форумах.
Таким образом вы сможете выразить вашу благодарность и помочь этому проекту.
Прямой перепост, особенно без указания активной ссслки на источник - запрещён.

Близится к завершению то время в истории родительства, когда длительное грудное вскармливание (например, хотя бы до 1,5 лет) вызывало удивление и даже неодобрение окружающих, и всё большее число людей сдаётся под напором фразы «рекомендовано Всемирной Организацией Здравоохранения» и принимает то, что ещё вчера казалось по крайней мере странным. И всё большее число родительниц удлинняет период кормления грудью и даже становится приверженцами самоотлучения ребёнка. И теперь, когда решение принято и можно вздохнуть «уф! Ну всё, кормим!», настаёт время присмотреться повнимательнее к этому самому ГВ и разобраться в его тонкостях, психологических моментах. Потому как продолжительное кормление грудью - это, как уже доказано, хорошо и для мамы и для малыша, а вот комфортное и гармоничное кормление грудью, приносящее взаимное удовольствие - это планка, которую ещё предстоит взять многим из сегодняшних мам-первопроходцев.

Мать и ребёнок поначалу существуют в некоем симбиозе, и хотя малыш физически уже отделился от мамы, но эмоциональное и психологическое отделение ещё только в самом зародыше и продолжаться оно будет до подросткового возраста. А пока что недаром матери даже в речи частенько не отделяют себя от ребёнка, говоря «мы»: «мы поели», «мы погуляли».

Грудные дети чрезвычайно чувствительны к состояниям матери, её эмоциональному настрою. Они всё ещё продолжают пока «жить её жизнью» и питаться её «соками», хоть и не через пуповину, а из груди.

Существует также мнение, что чувствительны малыши до определённого времени и не только к самой матери, а к людям вообще. Ещё с давних времён не рекомендовалось показывать новорождённого в течение месяца после родов посторонним людям, считалось, что его могут сглазить. Сглаз же действует особенно сильно на натур впечатлительных и чувствительных (ребёнок же в 10 раз впечатлительнее любого взрослого). Да и сами матери чисто интуитивно стремятся уединяться в первое время, избегают ездить с малышами в общественном транспорте. А известный основатель ребёфинга (одного из методов психотерапии) Л. Орр говорит, что дети обладают экстрасенсорной чувствительностью и вообще не рекомендует показывать ребёнка даже родственникам как можно дольше…

Впрочем, любая мать, имеющая хоть небольшую склонность к самонаблюдению, подтвердит, что дети очень тонко чувствуют изменение её эмоционального состояния и моментально реагируют изменением своего.

Грудное вскармливание - это не только процесс насыщения, это таинство, и картины кормящих матерей известных художников говорят об этом без лишних слов… Когда мать кормит своё дитя, она сама становится на некоторое время Мадонной - любящей и принимающей своего дитя без всяких условий, абсолютно и полностью.

Никто из мам не станет отрицать, что кормление грудью - это общение мамы с малышом… Народная мудрость (а говоря психологическим языком, коллективное бессознательное) говорит: «впитать с молоком матери». Всё больше современных авторов, вплотную изучающих тонкости взаимодействия матери с малышом, считают, что во время кормления грудью ребёнок получает не только полезные вещества для своего тела, но и важную информацию, необходимую для его души: ему передаётся эмоциональное состояние матери, и даже её переживание всего мироздания. Для наилучшего контакта с ребёнком советуют уединяться для этого таинства и сосредотачиваться на ребёнке и своих ощущениях. А некоторые православные священники предлагают матерям молиться перед каждым кормлением.

В связи с этим интересно отметить одно не так давно сделанное открытие японского учёного Масаро Эмото. Вообще, уже давно известно, что вода - вещество, способное хранить и передавать информацию, а последние открытия этого учёного, которые приобретают всё большую известность, показывают это шокирующе наглядно. Вот как рассказывает о его исследованиях одно Интернет-издание:
«Масаро Эмото исследовал капельки разной воды под мощным микроскопом и зафиксировал результаты фотографически. Он изучил, как влияют на структуру воды различные звуки и даже слова. В лаборатории включалась музыка Бетховена, народная, тяжелый рок. Потом вода замораживалась, и обнаруживалось, что музыка Бетховена и народные песни приводили к образованию геометрически правильных, красивых снежинок, а тяжелого рока — к беспорядочному нагромождению игл льда.

Опыты «лингвистические» вообще были на грани фантастики! На емкость с водой наклеивалась бумага с напечатанными словами: «любовь», «мать», «Бог», «я тебя убью». Оказалось, что даже напечатанная информация воспринимается водой! Слова «мать», «любовь» отражались в красоте и правильности снежинок, причем форма их была идентичной. Слово «Бог» сопровождалось образованием снежинок с… ликом человека в центре. Фраза «я тебя убью» приводила к образованию уродливых снежинок, будто взорванных изнутри.»

Человек на 80% состоит из воды, а молоко матери тогда на сколько? Молоко «слышит» все мысли мамы и воспринимает её чувства и, конечно, передаёт и ребёнку. Видимо, молоко, это очень мощный носитель информации о состоянии матери, неудивительно, что малыши так охочи до него и в особенности, если они чем-то обеспокоены или испуганы. Ведь мама - это всегда напоминание о том безмятежном состоянии, когда малыш ещё был с ней одно целое.

Очень возможно, что у многих трудных моментов кормления грудью ноги растут из этой ситуации: отказ от груди, встречающийся у малышей в первые месяцы жизни, укусы груди, становящиеся для некоторых матерей реальной проблемой, когда у ребёнка появляются зубы.
Почему он кусается? Может потому, что мама сама в этот момент злится на кого-то или что-то. Не думаю, что сам ребёнок злится на мать или тем более мстит ей, скорее всего он просто как чувствительный радар славливает настроение матери и, видимо, входит в подобное состояние, а сдавливание челюстей непроизвольно происходит при переживании злости, вроде как сжимание кулаков…

Что же получается, малыш в курсе всего, что происходит с мамой? Но ведь у мамы столько забот и тревог и ведь неспроста. А так хочется оградить своё чадо от всего нехорошего - ради того и стараешься! А вот в какую ловушку попадаешь - ловушку своих же стараний!
Как же использовать эту информацию, чтобы она пошла на пользу и сослужила родителю службу, а не стала поводом для появления ещё одной головной боли? Ведь мамы - народ, порядочно нагруженный заботами и моменты кормления для многих - это одна из немногих возможностей ненадолго отвлечься от забот, отдохнуть или же подумать о чём-то своём, а оказывается, что и тут надо потрудиться - так и перетрудиться недолго! Хочу вас предостеречь от подобного отношения. Со всех сторон сыпется информация о том, какая должна быть идеальная мама, а как же можно не дать своему ребёнку лучшее! И вот приходиться родителю поднапрячься… только хорошо ли от этого ребёнку, в выигрыше ли семья? На самом деле то, что действительно нужно ребёнку - это счастливая мама, а не идеальная и поэтому мамам больше всего действительно необходимо позаботиться о себе и дать себе больше любви, а вовсе не напрячься ещё больше, чтобы быть ещё лучшей мамой. Позвольте дать вам совет, как обойтись с этой информацией, которую я предлагаю вам. Не пытайтесь заставить себя контролировать свои мысли, чувства во время кормления грудью, не насилуйте себя, когда чувствуете, что не можете пребывать в благостном состоянии духа - насилие над собой только усугубит ситуацию. Позвольте в такой момент всему идти, как оно идёт, и не обвиняйте себя в слабости. Когда же вы будете в настроении, о! вот тут-то можно и потренироваться. В этот благоприятствующий вам момент подумайте о том, что ваш малыш очень близок к вам, может ещё ближе, чем вы думали, подумайте обо всём том хорошем, что бы вы хотели бы передать ему. О том сокровенном, что лежит в глубине вашей души и приготовлено специально для вашего дорогого дитя. О том, что вы действительно по-настоящему хотите и что придаёт вам сил в трудные минуты на вашем родительском пути. Позвольте появиться перед вами этому прекрасному образу и просто побудьте, покупайтесь в его лучах. Подумайте о том, что ваш малыш сейчас купается в этих лучах вместе с вами, и в эту самую минуту вы передаёте ему всё то, о чём мечтаете. Представьте себе, как вместе с вашим молоком, течёт тепло вашей души. Сейчас ваше дитя находится у самого вашего сердца и может это неслучайно, что именно во время кормления грудью он ближе всего к сердцу мамы, так пусть из груди течёт к нему молоко, а из сердца - любовь. Побудьте вместе с этим образом столько времени, сколько вы захотите, сколько он будет питать вас. И повторяйте это упражнение каждый раз, когда будет возникать желание.

Позвольте этой информации помочь вам стать более уверенным в себе и счастливым родителем, и не заостряйте внимание на том, что не всегда можно быть в хорошем настроении во время кормления грудью, а лучше порадуйтесь тому, что теперь вы знаете что-то ещё, что поможет вам в заботе о вашем сокровище.