Конспект занятия по логике в подготовительной группе. Конспект занятия по логике "логические задачи"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 7 «Золотая рыбка» Менделеевского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект занятия по логике в подготовительной группе

Подготовила и провела

воспитатель: Коваль Л.А.

2016г

Программное содержание:

Выявить и уточнить знания умения и навыки детей в установлении родо- видовых отношений между понятиями, умение детей графически отображать классификационные отношения.

Развивать аналитические способности детей, умения находить верное решение используя метод исключения. Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, ориентировку на листе, речь, внимание.

Воспитывать сосредоточенность, умение слышать других детей

Ход занятия.

1часть: Дети, сегодня утром, когда я шла на работу, мне на плечо сел почтовый голубь и у него в клюве было письмо.

Это письмо пришло от нашей знакомой девочке Алёны Соколовой, которая сейчас живёт в городе Воронеже, куда они переехали всей своей семьёй. Там она ходит в детский сад «Теремок», а группа называется «Ромашка».

Алёнка, очень скучает за вами, и передаёт вам всем привет. Она, очень много рассказывает своим новым друзьям о вас, какие вы умные, добрые хорошие и ребята хотят с вами подружится, обмениваться фотографиями, делиться своими успехами, а также знаниями и умениями. И вот что они сообщают. Недавно дети из их группы «Ромашка» участвовали в Олимпиаде «Самый умный» и заняли первое место. В письме они прислали задания, которые выполняли на Олимпиаде. И я подумала, а почему бы нам с вами не попробовать их выполнить и провести свою маленькую Олимпиаду. Вы согласны поучаствовать?

Ваши ответы и решения будет записывать Ольга Васильевна, мы их отошлём ребятам.

Я ребята желаю Вам всем успеха.

Чтобы правильно выполнить задания, давайте сделаем разминку и поиграем

в игру «Назови слова, противоположенные по смыслу»

Тёмный –светлый, Чёрный – белый, Сладкий- горький

Последний – первый, Твёрдый - мягкий, Вперёд- назад

Сзади- спереди, Север- юг, Слева- справа

Радость – грусть, тяжело – легко, Горячий - холодный

Быстро – медленно, свежий – черствый

2. Следующая игра: «Продолжи ряд и назови общим словом»

Шапка, свитер, варежки …. зимняя одежда

Шорты, сарафан, футболка… летняя одежда

Шофёр, врач, парикмахер… профессии

Огурец, лук, свекла… овощи

Брат, бабушка, мама… . родственники

Букварь, прописи, карандаши…. Школьные принадлежности

Слон, тигр, обезьяна… . животные жарких стран

Теремок, колобок… . русс.нар.сказки

Собака, корова… дом. Животные.

Посудка, куклы, мячики …. игрушки.

Молодцы!

3. А сейчас мы поиграем в игру «Какое слово лишнее? » и почему?

Будьте внимательны.

Слон, обезьяна, джунгли , змея?

Роза, ромашка, смородина , нарцисс?

Отец, дочь, девочка , сын, мать?

Повар, воспитатель , аптека , балерина, лётчик?

Одеяло, подушка, сон , простыня, кровать?

Компьютер, радио, телевизор, мультфильм ?

Баба Яга, Дюймовочка, крошка Енот, Петя Иванов , Незнайка?

Весна, лето, апрель , осень, зима?

Кастрюля, чай , чашка, ложка?

Дом , бабочка, кузнечик, муравей?

Молодцы и с этим заданием вы справились

3. А сейчас ребята я буду называть вам пару слов,

а вы должны сказать, чем похожи и чем отличаются.

Бабочка – самолёт, Корова – лошадь

Берёза – яблоня, мама - папа

Воробей – ворона, ёж – ёлка

Лётчик – танкист, зима - лето

Автобус – поезд

Воспитатель – врач

Молодцы!

4. А сейчас мы отдохнём и отгадаем логические загадки – шутки.

С какой посуды ничего нельзя съесть? С пустой

Когда в комнате ничего не видно? Когда темно

Кругом вода, а с водой беда? Море - океан

Тебе дано, а люди любуются? Лицо

Какого камня нет в реке? Сухого

Сколько горошин войдёт в пустой стакан? Нисколько

Что можно увидеть с закрытыми глазами? Ничего

Молодцы, вы все были очень внимательны.

5. Вот пришло время нам решить сложные логические задачи.

1.5 яблок висело на дубе, одно яблоко упало, сколько яблок осталось? Нисколько, потому что на дубе не растут яблоки

2. Ниф- ниф выше Нуф- нуфа, Наф – Наф выше Ниф – Нифа. Кто самый высокий? Наф - наф

3. Ниф – Нифу 5 лет, Наф – Наф на год старше его, А Нуф _ Нуф на 1 год младше.

Сколько лет Наф Нафу? (6) Нуф – нуфу(4)

4. Рыбки плавали в разных аквариумах:

Красная плавала не в круглом и не в овальном.

жёлтая не в квадратном и не в круглом.

в каком плавала голубая?

Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. А сейчас ребята предлагаю нарисовать для наших друзей небольшую картину.

6. Графический диктант №23 « Медведь»

Анализ.

Вы ребята молодцы

Признаюсь я от души

Лучше кто из вас не знаю

На следующую Олимпиаду всех вас я приглашаю.

- «Познание» .

-

Задачи.

Область «Познание»

1. Уточнить знания о многообразии мира насекомых, их характерных признаках, жизненных проявлениях. 2. Закреплять умение сравнивать и группировать предметы по разным признакам. 3. Развивать умение анализировать, выделять лишнее и обосновывать свой выбор. 4. Продолжать формировать умение обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно - следственные связи. 5. Закреплять умение составлять целое изображение из нескольких частей.

Область «Коммуникация»

1. Уточнение, обогащение, систематизация словарного запаса. 2. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

Область «Социализация»

1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию. 2. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. Область «Чтение художественной литературы» 1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста и загадок, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием событий.

Область «Здоровье»

1. Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.

Методы и приемы:

1. Практические (дидактические игры, упражнения, игровая ситуация, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика). 2. Наглядные (рассматривание, показ способов действия, просмотр). 3. Словесные (художественное слово, рассказ по опорным картинкам, беседа, объяснение).

Материалы и оборудование:

Этапы нод

Действия педагога

Действия воспитанников

Ожидаемые результаты

Введение в игровую ситуацию

Сравнение и группировка предметов по разным признакам - игра «Разложи бабочек по группам»

Определение последовательности цикла превращения гусеницы в бабочку - игра «Что сначала, что потом»

Динамическая пауза.

Имитируют движения по тексту

Выделение лишнего предмета из ряда предметных картинок - игра «Четвертый лишний»

Составление целого изображения из частей - игра «Сложи картинку»

Игра в слова

Релаксация «Порхание бабочки»

Нормализован мышечный тонус.

Итоговая беседа

Делятся впечатлениями.

. Введение в игровую ситуацию.

Педагог собирает детей вокруг себя. Глазки закрывайте, Немного помечтайте. Ветерок нас подхватил, И на полянку переместил. (Включается музыка «Шум леса») - Посмотрите, какая красивая лесная полянка. Посмотрим на ее жителей! . - Кто (что) это? - Но мы увидели не всех жителей. А кого не хватает, я вам подскажу. (Педагог в руках прячет маленькую бабочку) Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. (Бабочка) (Педагог раскрывает ладони, показывает бабочку)

. Игра «Разложи бабочек по группам» (на ковре)

Педагог поворачивается к ковру, на котором платками закрыты три группы бабочек и цветов, разных по признакам: цвет, форма, величина. - Наша бабочка прилетела к нам не одна, а со своими подружками. . - На этом цветке бабочки какого цвета? - А эти бабочки очень необычные (открывает вторую группу), у них крылышки разной формы. Помогите им найти свои домики. . - На этом цветке бабочки с какими крылышками? (Ответы детей. Аналогично рассматривают все цветы.) - Ой, а тут у нас и большие, и средние, и маленькие бабочки. И этим бабочкам надо помочь.. - На этом цветке какие бабочки? (Ответы детей. Аналогично рассматривают все цветы.) - Какая яркая полянка у нас получилась. Спасибо, милые бабочки! Педагог показывает детям яблоко, которое держит в руках. Может в яблоко залезть, А потом его же съесть: Все, что вкусно, выедает И обратно выползает. (Гусеница)- из-под яблока появляется гусеница.

. Игра «Что сначала, что потом».

А вы знаете, как гусеница превращается в бабочку? Педагог подводит детей к столу, на котором разложена серия картинок превращения гусеницы в бабочку. - А я вам сейчас расскажу, а помогут мне картинки - помощницы. Педагог проводит беседу по картинкам: - Что сначала откладывает бабочка? - Кто появляется из яйца? - В кого она превращается? - Кто выходит из кокона? - А сейчас я все картинки перемешаю и отдам вам. А вы все вместе разложите их по порядку - что сначала, что потом. (Дети выполняют задание) .

Динамическая пауза. - Ребята, представьте себе, что вы тоже превратились в больших красивых бабочек. Ваши ручки легкие, легкие это крылья бабочки, взмахнули крылышками и полетели. Днем светит солнышко, бабочки летают, собирают нектар. (Дети «летают»). . - Посмотрите, на нашу полянку летит еще кто-то. У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела. И большие, большие глаза, Называют ее…(стрекоза)

. Игра «Четвертый лишний» (перед экраном)

Стрекоза предлагает нам поиграть в игру «Четвертый лишний». - Внимательно посмотрите, подумайте и скажите, какое насекомое лишнее и почему вы так думаете? Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают. Лишняя божья коровка, потому что она красного цвета, а остальные насекомые зеленого цвета. . Лишняя муха, потому что она вредное насекомое, а остальные насекомые полезные. - Молодцы, вы очень внимательные. Педагог показывает детям цветок, на котором, под листочком спряталась пчела. - Посмотрите, что у меня есть. Я хочу вам рассказать по этот цветок, а вы мне поможете. Повторяйте за мной. Спал цветок волшебным сном. (Руки под щекой, глаза закрыты) Был закрытым. (Руки перекрестно обнимают плечи) Но потом (Руки отпускают плечи, спина выпрямляется) Показался лепесток, (Распрямить большой палец) А за ним его дружок, (Указательный палец) Вот и третий не проспал, (Средний палец) И четвёртый не отстал. (Безымянный палец) Вот и пятый лепесток, (Мизинец) И раскрылся весь цветок! (Кисти рук виде чашечки, тюльпан) - Мне кажется, что кто - то от нас прячется! Сок цветов душистых пьет, Дарит нам и воск и мед. Людям всем она мила. А зовут её… (пчела)- педагог поднимает листок, дети видят пчелу...

. Игра «Сложи картинку». (Сидя за столами)

Ребята, пчелка очень огорчена, потому что ветер порвал ее портрет. И она просит ей помочь, собрать портрет из кусочков. (Дети садятся за столы, на которых целая и разрезная картинка с изображением пчелы; собирают разрезную картинку, ориентируясь на целое изображение). - Ребята, а у меня еще кое - что есть. Подойдите ко мне (за спиной педагог прячет мяч и божью коровку). Всех жучков она милей, Спинка алая на ней. А на ней кружочки Черненькие точки. (Божья коровка)- показывает божью коровку.

. «Игра в слова». (в кругу с мячом)

Божья коровка хочет поиграть в игру в слова. Я кидаю вам мяч, называю слова, а вы возвращаете мне мяч и говорите к какому насекомому это слово подходит. Муравейник, мед, красная спинка, стрекочет, жужжит, трудолюбивая, «чемпион по прыжкам», большеглазая.

. Релаксация (лежа на ковре под музыку)

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем. Ложитесь на коврик и закройте глаза. - Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленой полянке. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно. Вокруг много цветов - принюхайтесь к их запаху. Почувствуйте, какая мягкая под вами травка. Легкий ветерок нежно вас гладит, прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Встаньте и улыбнитесь друг другу. (Музыка выключается) . - А ваша полянка была такая же необычная? Кого вы на ней встретили? (Ответы детей) . - Вот и подошло наше путешествие к концу. Посмотрите, какая полянка красивая стала. А я вам хочу сказать спасибо, мне очень понравилось с вами общаться. Но нам пора прощаться, до свидания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по логике в старшей группе»

Конспект занятия по логике в старшей группе. Интегрированная непосредственная образовательная деятельность

Тема «Путешествие на лесную полянку»

Приоритетная образовательная область - «Познание» .

Интегрируемые образовательные области - «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

Цель образовательной деятельности: Создание условий для развития познавательных способностей детей.

Задачи.

Область «Познание»

1. Уточнить знания о многообразии мира насекомых, их характерных признаках, жизненных проявлениях.
2. Закреплять умение сравнивать и группировать предметы по разным признакам.
3. Развивать умение анализировать, выделять лишнее и обосновывать свой выбор.
4. Продолжать формировать умение обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно – следственные связи.
5. Закреплять умение составлять целое изображение из нескольких частей.

Область «Коммуникация»

1. Уточнение, обогащение, систематизация словарного запаса.
2. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

Область «Социализация»

1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
2. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Область «Чтение художественной литературы»
1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста и загадок, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием событий.

Область «Здоровье»

1. Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.

Методы и приемы:

1. Практические (дидактические игры, упражнения, игровая ситуация, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика).
2. Наглядные (рассматривание, показ способов действия, просмотр).
3. Словесные (художественное слово, рассказ по опорным картинкам, беседа, объяснение).

Материалы и оборудование: презентационное оборудование; электронная презентация; изображения бабочек и цветов, разных по форме, величине, цвету; серия картинок превращения гусеницы в бабочку; изображение ряда насекомых для игры «Четвертый лишний»; разрезные и целые картинки с изображением пчелы; игрушка Божья коровка, яблоко, мяч, магнитофон; музыка для релаксации «Шум леса».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности.

Двигательная

Соотнесение речи с движением, пальчиковая гимнастика, игра с мячом

Игровая ситуация, игровые упражнения, дидактические правила

Коммуникативная

Беседы, составление предложений и рассказов, вопросы.

Загадывание загадок, чтение стихотворений

Музыкальная

Релаксация под музыку

Логика образовательной деятельности

Этапы нод

Действия педагога

Действия воспитанников

Ожидаемые результаты

Введение в игровую ситуацию

Демонстрирует электронную презентацию, задает вопросы.

Просматривают презентацию, отвечают на вопросы, делают выводы.

Повышена мотивация к содержанию НОД.

Сравнение и группировка предметов по разным признакам – игра «Разложи бабочек по группам»

Загадывает загадку про бабочку, предлагает разложить бабочек разных по цвету, форме, величине по группам; побуждает обозначить выполненные действия словами.

Отгадывают загадку, раскладывают бабочек по группам, рассказывают о выполненных действиях.

Закреплено умение сравнивать и группировать предметы по разным признакам.

Определение последовательности цикла превращения гусеницы в бабочку – игра «Что сначала, что потом»

Загадывает загадку про гусеницу, проводит беседу по картинкам, предлагает разложить картинки по порядку.

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы, выкладывают серию сюжетных картинок в нужной последовательности.

Сформировано умение понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи. Активизирован словарь.

Динамическая пауза.

Предлагает превратиться в бабочек и выполнять действия по тексту.

Имитируют движения по тексту

Создано эмоциональное настроение, снята утомляемость.

Выделение лишнего предмета из ряда предметных картинок – игра «Четвертый лишний»

Загадывает загадку про стрекозу; предлагает посмотреть на ряд картинок, определить, какая картинка лишняя, и сказать почему.

Отгадывают загадку, рассматривают картинки, определяют лишнюю, отвечают, почему они так думают.

Развито умение анализировать, выделять лишнее и обосновывать свой выбор.

Составление целого изображения из частей – игра «Сложи картинку»

Предлагает сделать пальчиковую гимнастику; загадывает загадку про пчелу; предлагает собрать разрезную картинку.

Отгадывают загадку, выполняют пальчиковую гимнастику по показу педагога; собирают разрезную картинку, ориентируясь на целое изображение.

Закреплено умение составлять из частей целое изображение.

Игра в слова

Строит детей в круг, перекидывая каждому ребенку мяч, называет определенное слово..

Возвращают мяч педагогу, отвечая какому насекомому, подходит это слово и почему.

Развито воображение, обогащен словарный запас.

Релаксация «Порхание бабочки»

Предлагает лечь на ковер, закрыть глаза, проводит релаксацию.

Ложатся на ковер, слушают музыку и педагога, расслабляются

Нормализован мышечный тонус.

Итоговая беседа

Обращает внимание детей на экран, комментирует оценку деятельности воспитанников.

Делятся впечатлениями.

Создан фон положительного эмоционального удовлетворения от НОД.

Развернутый конспект совместной деятельности по теме «Насекомые»

Введение в игровую ситуацию.

Педагог собирает детей вокруг себя.
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
Ветерок нас подхватил,
И на полянку переместил.
(Включается музыка «Шум леса»)

- Посмотрите, какая красивая лесная полянка. Посмотрим на ее жителей! (под музыку демонстрируются слайды с изображением цветов, трав, кустарников, деревьев, птиц, животных, но отсутствуют насекомые) .
- Кто (что) это? (дети перечисляют увиденные изображения)
- Но мы увидели не всех жителей. А кого не хватает, я вам подскажу. (Педагог в руках прячет маленькую бабочку)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
(Педагог раскрывает ладони, показывает бабочку)

Игра «Разложи бабочек по группам» (на ковре)

Педагог поворачивается к ковру, на котором платками закрыты три группы бабочек и цветов, разных по признакам: цвет, форма, величина.
- Наша бабочка прилетела к нам не одна, а со своими подружками. (Педагог открывает первую группу) . Посмотрите, какие они красивые и разные по цвету. Давайте найдем каждой бабочке свой цветок. (Дети раскладывают бабочек по цвету) .
- На этом цветке бабочки какого цвета? (Ответы детей. Аналогично рассматривают все цветы.)
- А эти бабочки очень необычные (открывает вторую группу), у них крылышки разной формы. Помогите им найти свои домики. (Дети раскладывают бабочек по форме крыльев) .
- На этом цветке бабочки с какими крылышками? (Ответы детей. Аналогично рассматривают все цветы.)
- Ой, а тут у нас и большие, и средние, и маленькие бабочки. И этим бабочкам надо помочь.(Дети раскладывают бабочек по величине) .
- На этом цветке какие бабочки? (Ответы детей. Аналогично рассматривают все цветы.)
- Какая яркая полянка у нас получилась. Спасибо, милые бабочки!
Педагог показывает детям яблоко, которое держит в руках.
Может в яблоко залезть,
А потом его же съесть:
Все, что вкусно, выедает
И обратно выползает. (Гусеница)- из-под яблока появляется гусеница.

Игра «Что сначала, что потом».

А вы знаете, как гусеница превращается в бабочку?
Педагог подводит детей к столу, на котором разложена серия картинок превращения гусеницы в бабочку.
- А я вам сейчас расскажу, а помогут мне картинки – помощницы.
Педагог проводит беседу по картинкам:
- Что сначала откладывает бабочка? (Летом бабочка откладывает яйца.)
- Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница. Она питается листьями и растет.)
- В кого она превращается? (Гусеница превращается в кокон и спит в нем всю зиму.)
- Кто выходит из кокона? (Из кокона появляется бабочка.)
- А сейчас я все картинки перемешаю и отдам вам. А вы все вместе разложите их по порядку – что сначала, что потом. (Дети выполняют задание) .

Динамическая пауза.
- Ребята, представьте себе, что вы тоже превратились в больших красивых бабочек. Ваши ручки легкие, легкие это крылья бабочки, взмахнули крылышками и полетели. Днем светит солнышко, бабочки летают, собирают нектар. (Дети «летают»). Но вот наступила ночь, бабочки сели, сложили свои крылышки и уснули. (Дети садятся на корточки, «спят») . С первыми лучами солнца они вновь проснулись и снова полетели. Полетали, полетали и подлетели ко мне. (Дети «подлетают» к педагогу) .
- Посмотрите, на нашу полянку летит еще кто-то. (На экране перемещается стрекоза)
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза)

Игра «Четвертый лишний» (перед экраном)

Стрекоза предлагает нам поиграть в игру «Четвертый лишний».
- Внимательно посмотрите, подумайте и скажите, какое насекомое лишнее и почему вы так думаете?
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают. (бабочка, муравей, стрекоза, жук)
Лишняя божья коровка, потому что она красного цвета, а остальные насекомые зеленого цвета. (зеленые бабочка, гусеница, кузнечик, красная божья коровка) .
Лишняя муха, потому что она вредное насекомое, а остальные насекомые полезные. (муха, пчела, бабочка, божья коровка)
- Молодцы, вы очень внимательные.
Педагог показывает детям цветок, на котором, под листочком спряталась пчела.
- Посмотрите, что у меня есть. Я хочу вам рассказать по этот цветок, а вы мне поможете. Повторяйте за мной.
Спал цветок волшебным сном. (Руки под щекой, глаза закрыты)
Был закрытым. (Руки перекрестно обнимают плечи)
Но потом (Руки отпускают плечи, спина выпрямляется)
Показался лепесток, (Распрямить большой палец)
А за ним его дружок, (Указательный палец)
Вот и третий не проспал, (Средний палец)
И четвёртый не отстал. (Безымянный палец)
Вот и пятый лепесток, (Мизинец)
И раскрылся весь цветок! (Кисти рук виде чашечки, тюльпан)

- Мне кажется, что кто – то от нас прячется!
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила.
А зовут её… (пчела)- педагог поднимает листок, дети видят пчелу...

Игра «Сложи картинку». (Сидя за столами)

Ребята, пчелка очень огорчена, потому что ветер порвал ее портрет. И она просит ей помочь, собрать портрет из кусочков. (Дети садятся за столы, на которых целая и разрезная картинка с изображением пчелы; собирают разрезную картинку, ориентируясь на целое изображение).
- Ребята, а у меня еще кое – что есть. Подойдите ко мне (за спиной педагог прячет мяч и божью коровку).
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка)- показывает божью коровку.

«Игра в слова». (в кругу с мячом)

Божья коровка хочет поиграть в игру в слова. Я кидаю вам мяч, называю слова, а вы возвращаете мне мяч и говорите к какому насекомому это слово подходит.
Муравейник, мед, красная спинка, стрекочет, жужжит, трудолюбивая, «чемпион по прыжкам», большеглазая.

Релаксация (лежа на ковре под музыку)

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Ложитесь на коврик и закройте глаза. (Включается музыка «Шум леса)
- Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленой полянке. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно. Вокруг много цветов – принюхайтесь к их запаху. Почувствуйте, какая мягкая под вами травка. Легкий ветерок нежно вас гладит, прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Встаньте и улыбнитесь друг другу. (Музыка выключается) .
- А ваша полянка была такая же необычная? Кого вы на ней встретили? (Ответы детей) .
- Вот и подошло наше путешествие к концу. Посмотрите, какая полянка красивая стала. А я вам хочу сказать спасибо, мне очень понравилось с вами общаться. Но нам пора прощаться, до свидания.

Конспект НОД в подготовительной группе

«Путешествие в город Логики»

Составила учитель-дефектолог ГБОУ СОШ 1155 Марьина Т.Н.

Коррекционно-развивающие задачи:

Закреплять представления о свойствах предметов.

Продолжать учить обрабатывать информацию, делать выводы: обобщать, сравнивать предметы по определенному признаку, вычленять лишний предмет, умению высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Развивать логическое мышление (умение решать логические задачи), слуховую память, концентрацию и устойчивость внимания, воображение.

Развивать зрительно-моторную координацию.

Воспитательные задачи: Воспитывать настойчивость, смекалку, сообразительность, умение работать в паре, помогать друг другу в случае затруднения.

Оборудование:

1. Картинка «Железная дорога»

2. Блоки Дьенеша (3 набора)

3. Таблица для описания блоков

4. Чёрные и белые кружки, фигуры разделённые на части

5. Названия улиц, проспектов

6. Таблица «Клетки», цветные магниты

7. Листочки с инд.заданиями, планшеты, карандаши.

Ход:

    Организационный момент. «Логический поезд»

Сегодня мы отправимся в путешествие в город Логики.

В детском саду вы учитесь считать, читать, узнаёте много нового и интересного. Всё это вам пригодится в школе. Но, чтобы хорошо учиться, вам нужно уметь рассуждать, сравнивать, делать выводы, запоминать, быть внимательными. Всему этому вы можете научиться в этом удивительном городе Логики.

На нашем пути – железная дорога.

На чём мы поедем по железной дороге? (на поезде) Правильно, на логическом поезде, который сами построим. По символам определите, какой блок у нас будет паровозом.

Вагончики будут отличаться друг от друга только одним свойством-признаком, будьте внимательны!

На доске карточка с символами, фишкой показываем, какое свойство надо изменить. Дети подбирают вагончики.

    Улица «Утверждений»

Если вы согласны с утверждением, поднимите белый кружок, если не согласны – чёрный.

Показываем 1 фигуру: квадрат, разделённый на 4 равных части.

    Верно ли утверждение, что этот квадрат разделён на 3 равные части?

    Верно ли утверждение, что этот квадрат разделён на 4 неравные части?

    Верно ли утверждение, что этот квадрат разделён на 4 равные части?

Показываем прямоугольник, разделённый на 3 неравные части.

    Верно ли утверждение, что этот прямоугольник разделён на 3 равные части?

    Верно ли утверждение, что этот прямоугольник разделён на 3 неравные части?

    Пройди по маршруту

А сейчас я вам предлагаю погулять по переулкам этого удивительного города.

На доске таблица с клетками, на пересечении клеток различные цифры.

Мы находимся там, где синяя точка, т.е. в левом нижнем уголке. Сейчас будьте внимательны и следите глазками, где мы окажемся.

    Две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх и одна клетка влево. Где мы оказались, в какой точке?

    Одна клетка вправо, три клетки вверх, одна клетка по диагонали вправо вниз. Где мы оказались, в какой точке?

Пока мы гуляли, стемнело, мы сейчас закроем глаза и пойдём по воображению.

    Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка влево. Откройте глаза и расскажите, в какой точке вы оказались?

Динамическая пауза «Дотянись рука»

    Дотянись правая рука до левого плеча.

    Дотянись левая рука до правого колена.

    Дотянись правая рука до правого уха.

И т.д.

    Проспект «Исключений»

Выкладываем 2 набора блоков: справа и слева.

Мы с вами оказались на проспекте Исключений. Найдите «лишний» дом по какому-нибудь свойству сначала справа этого проспекта.

Выслушиваются варианты, например, лишний этот блок, потому что он жёлтый, а все остальные красные и т.п.

А сейчас слева.

Выслушиваются варианты.

    «Кондитерская фабрика»

Как и в любом городе, здесь есть фабрики и заводы. Давайте посетим кондитерскую фабрику и примем участие в приготовлении конфет. Сегодня здесь должны получиться такие конфеты… (показать символы с отрицанием). Свои конфеты складывайте в коробочки.

    Задания от мера города Логики (на индивидуальных листочках)

Управляет городом Логики – мер, и он для вас приготовил интересные задания.

    Первое задание: логический квадрат, найдите недостающий элемент, проведите линию.

    Второе задание: найдите закономерность и добавьте недостающий фрагмент.

    Итог занятия. Оценка.

Сюрприз за блоком с такими свойствами: квадратный, жёлтый, маленький, тонкий.

Тема: Свойства: форма

Цели : сформировать умение выявлять свойства предметов (форму и цвет), анализировать, строить умозаключения; развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Материал: планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

Нашему Мышонку нравится бывать в саду. А вы знаете, что растет в саду? Что вы любите? (Ответы детей.)

2. Игра «Угадай форму»

Прежде чем идти в сад работать, Мышонок решил подкрепиться. Помогите ему накрыть на стол. В одну тарелку (воспитатель показывает планшет) вы будете складывать только квадратные печенья, в другую - круглые, в эту тарелку - треугольные, а в ту - прямоугольные. Я буду каждому давать по фигуре, а вы кладите ее в нужную тарелку - прикрепляйте к планшету.

3. Работа в тетради

Задание 1. Что это за деревья? В середине слива, справа от нее яблоня, слева груша. Раскрасьте их. Нарисуйте сливы, яблоки, груши: наверху маленькие, внизу большие.

Задание 2. Из частей мозаики Мышонок складывает фрукты и овощи. Помогите ему. Соедините линией каждую картинку с недостающей частью. Раскрасьте картинки.

4. Физкультминутка

Мы достанем яблоко,

Мы достанем грушу.

И до слив дотянемся,

Чтоб потом их скушать.

Мы срываем апельсины

И кладем их все в корзины.

Мы срываем виноград -

Винограду всякий рад.

Собирай клубнику,

Вишню собирай.

До чего богатый

Нынче урожай!

5. Работа в тетради

Задание 3. На фруктовом домино - яблоки и апельсины. Сделайте так, чтобы зеленых кружочков было больше, чем красных, а красных - больше, чем оранжевых.

Задание 4. Отгадайте загадку Мышонка.

На березе три большие ветки. На каждой большой ветке по одной маленькой, на каждой маленькой - по одному яблоку. Сколько всего яблок? (На березе яблоки не растут.)

Как вы думаете, это серьезная загадка или шутливая? (Шутливая.) Обоснуйте свой ответ.

Конспект ООД по логике для детей старшей группы "Беглецы из зоопарка" для детей старшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 г. Лебедянь Липецкой области

Подготовила: Красникова Н.В. – воспитатель МБДОУ д/с № 6 г. Лебедянь, 2016 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Цель: формирование основ логического мышления у старших дошкольников в процессе развития элементарных математических представлений.

Образовательные: упражнять в умении составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец; учить сравнивать и систематизировать предметы по величине (высоте, ширине) ; закрепить знания о хищниках и травоядных животных; закреплять в активном словаре названия животных.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к живой природе, дружелюбие, умение работать в коллективе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.

Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, глазомер, мелкую моторику рук; учить ориентироваться на листе бумаги, располагать необходимые части изображения в нужном месте на рисунке.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Детки в клетке» , К.О. Дмитриев «Зоопарк на столе» , А. Клыков «Лисица» , Т. Скребицкий «Заяц» , «Белка» ; рассматривание альбома «Дикие животные» ; отгадывание загадок о диких животных.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, телевизор, наборы игр «Танграм» , «Колумбово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Сложи узор» , «Математический планшет» , контурные изображения животных (по 1 на стол) , палочки Кюизенера (по количеству детей) , мягкие игрушки – дикие животные, мелкие пластмассовые игрушки – дикие животные (по количеству детей) , листы бумаги в клеточку, заготовки незаконченных рисунков животных (на каждого ребенка) , простые карандаши, стенд для рисунков, конверт с письмом, раскраски с животными севера и жарких стран.

Ход занятия

І. Вводная часть

Организационный момент

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.

Сегодня нас ждет увлекательное занятие. Мы должны показать свои знания, умения и сообразительность. Но сначала давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.

Игра-тренинг «Заряд бодрости»

Я желаю, чтобы мои ушки все слышали (поглаживание ушных раковин) .

Я желаю, чтобы мои глазки все видели (поглаживание глаз) .

Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво.

Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась (поглаживание головы) .

Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно (поглаживание рук) .

Я желаю, чтобы мое тело было здоровым.

Молодцы, ребята! Теперь вы готовы все видеть, все слышать, и чувствовать.

Предлагаю провести разминку «Бывает – не бывает» . Если так бывает - улыбаемся и хлопаем в ладоши, если не бывает - хмуримся и топаем ногами.

Бывает круг с углами. - Бывает весна после зимы.

Бывает петух с 4 ногами. - Бывает у собаки 4 лапы.

Бывает после понедельника суббота. - Бывает ночь после утра.

Бывает у человека 3 глаза. - Бывает число два больше трех.

Бывает трава зеленого цвета. - Бывает число пять идет после семи.

Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными и сообразительными. Садитесь за столы.

II часть. Основная.

Ребята, сегодня к нам прибыл необычный гость из далекой жаркой страны. Угадайте, кто же это.

Я привык на юге жить.
Я умею говорить!
День-деньской могу летать,
Разным звукам подражать.

Кто такой я? Угадай!
Разноцветный -
Дети: - Попугай!

(Щелчок - раздается звук крика попугая, на экране появляется попугай, щелчок – крик умолкает)

Верно, это попугай, его зовут Жак, и он очень встревожен. Жак передал мне вот это письмо. (Читаю) . «Помогите! В зоопарке случилась беда! Ночью кто-то открыл клетки, где были звери. И все звери сбежали. Их нужно немедленно найти и вернуть в зоопарк. Помогите нам, пожалуйста!» .

Так что, поможем?

Дети: - Да!

В конверте «фотороботы» беглецов, которых нужно найти. Сейчас мы их рассмотрим. Кто это? (Медведь, заяц, лиса, белка …) . Я предлагаю сложить изображения этих зверей, используя игры на выбор.

Детям представляется выбор дидактического материала.

  1. «Колумбово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Танграм» .
  2. «Сложи узор» .
  3. «Математический планшет» .
  4. «Змейка» .

Молодцы! Справились с заданием. Теперь мы знаем беглецов, которых нужно найти.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на поиски животных из зоопарка.

Возьмите простые карандаши и листочки в клеточку: мы обозначим наш маршрут. Я буду диктовать вам направление движения, а вы будете чертить.

Дидактическое упражнение «Рисунок по клеточкам» .

Дети, начиная с точки, «прорисовывают» свой маршрут.

Отсчитайте вправо 1 клеточку и проведите прямую линию. Отсчитайте вверх 1 клеточку и проведите прямую. Далее так: 1 клеточка вправо; 2 клеточки вниз; 1 клеточка вправо; 1 клеточка вверх; 1 клеточка вправо.

Дети двигаются в обозначенном направлении, находят игрушечных зверят: зайца, белку, лису, оленя, льва, тигра и др.

Физкультминутка. Видеоклип «У жирафа пятна, пятна...» .

Дети садятся за столы.

Дидактическое упражнение «Кто чем питается» .

Вы нашли беглецов из зоопарка и теперь нужно их накормить. А разные животные питаются по-разному. Кто из них что ест, мы узнаем, когда соединим линиями на картинке животное, размешенное внизу, и его еду – она вверху.

Дети выполняют задания.

Когда кормили животных, вы заметили: одни из них питаются растениями, и потому их называют травоядными. Другие звери едят мясо, и это – хищники, так как они охотятся на других животных.

Воспитатель предлагает детям взять своих зверят и встать так: хищники – слева от него, а травоядные – справа.

Дидактическое упражнение «Вольеры для животных» (с использованием палочек Кюизенера) .

Перед вами на столах лежат палочки, это части клетки, и животные (на каждого ребенка 2-3 животных) . Постройте клетку для каждого животного. Посмотрите, кто из них больше, а кто меньше, подберите палочки по высоте и размеру животного. Например, зайчик у нас маленький, и клетка для него будет небольшая (воспитатель показывает пример выполнения задания) .

Продуктивная деятельность с детьми «Незаконченный рисунок» .

Вот и подходит к завершению наше путешествие. Давайте на память о наших новых друзьях сделаем их портреты. Посмотрите, у меня есть рисунки, но они не закончены: животные нарисованы не полностью. Закончите рисунки и дорисуйте те части животного, которых не достает (слон – хобот, зебра – полоски, обезьяне – хвост, попугаю – крылья, жирафу – пятна, зайцу – уши и т.д.) .

Но сначала подготовим наши пальчики к работе.

Слайд 6. (Музыка звучит и останавливается по щелчку)

Пальчиковая гимнастика «Зоопарк»

В зоопарк пойдем скорей

Много разных там зверей

(«пройти» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)

И колючие ежи

(растопырить пальцы как иголки ежей)

И клыкастые моржи

(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные

пальцы зажать в кулачке)

Зайцы трусливые

(выставить указательный и средний пальцы обеих рук,

остальные в кулачке)

Птицы красивые

(помахать кистями скрещенных рук)

Даже крокодилы есть!

Впрочем, всех не перечесть!

(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики

слегка согнутых пальцев - это «крокодилова пасть» ).

Дети приступают к работе, заканчивают рисунки. По окончанию работы воспитатель выставляет рисунки на стенде.

ІІІ. Заключительная часть

Вот и вечер наступает
Зоопарк наш засыпает,
Засыпает до утра,
Нам уже домой пора.

Дети, кого мы сегодня искали? Какие задания вам было выполнять легко? Что вызвало затруднения?

Спасибо! Мне с вами было очень интересно!

Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите
Знания свои копите.

Пусть помогут вам старания,

Память, логика, внимание!

Сюрпризный момент. - Я вам хочу подарить раскраски с животными севера и жарких стран. Вы их раскрасите, когда захотите и покажите другим детям.