Первой исторически сложившейся формой семьи была. Исторические формы брачно-семейных отношений. Что будем делать с полученным материалом

Семья как социальный институт и малая группа.

Семья – одна из наиболее древних форм социальной общности. Она возникла в недрах первобытно – общинной формации. Семья является уникальной социальной группой, звеном, связывающим биологическую и социальную жизнь человека, личную (индивидуальную) и общественную.

Непреходящая социальная ценность семьи состоит в том, что семья связана с производством и воспроизводством непосредственной жизни, с воспитанием детей в семье. В семье происходит передача социального опыта, социальных норм и традиций. При этом семья не только передает ценности, но и создает духовные ценности, такие как супружеский и родительский долг, уважение и любовь детей к родителям и родителей к детям, семейная взаимопомощь, солидарность и ответственность. Благополучие семейной жизни является составляющим личного счастья.

Будучи самостоятельной частью общества, она в тоже время тесно связана широкой с социальной средой и от нее же и зависит. Социально-экономические факторы воздействуют на брак и семью не непосредственно, а через культурные ценности (политические, правовые, нравственные, эстетические, ценности психологического порядка, духовные).

Семья – это своего рода социальный микрокосм, ибо ее структура представляет собой наиболее близкую к оригиналу модель структуры общественной. Во внутрисемейном общении и взаимодействии представлен максимум (в масштабе малых социальных групп) социальных компонентов: возрастные, профессиональные общности, женская и мужская части населения.

Семья реагирует на происходящие общественные изменения в своеобразной форме, что обусловлено это ее спецификой. Поэтому семейные отношения даже в пределах одного общества далеко не однозначно отражают социально-экономический строй, обладают относительной самостоятельностью в своем развитии, могут опережать общественный прогресс или отставать от него.

2 Брак: определение, развитие в истории общества.

Брак – исторически обусловленная, санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Развитие брачных отношений прошло путь от полигамии к моногамии. В браке упорядочиваются и реализуются естественные потребности людей (продолжение рода, сексуальные). Брачные отношения, будучи отношениями двух личностей (мужчины и женщины), являются социальными отношениями, имеют нравственно-психологическую природу.

Брачные отношения прошли путь от полигамии (многобрачие) до моногамии (единобрачие). Полигамия исторически существовала в двух разных формах: полиандрия (брак одной женщины и множества мужчин разновидностью которой является так называемая фратериальная , или братская, семья) и полигиния (брак одного мужчины и многих женщин).



В эпоху первобытного человеческого стада брак отсутствовал, т. е. существовали отношения промискуитета (фактически не ограничивающего половые отношения стада. С возникновением родового строя появляются экзогамия и эндогамные брачные санкции. Постепенно возникает групповой брак – форма брака, при которой все мужчины одного рода могли иметь брачные отношения со всеми женщинами другой такой же группы. Эпизодически возникали сожительства отдельными парами, что с развитием родового строя привело к возникновению парного брака, объединяющего только одну супружескую пару. Личное имущество супругов оставалось раздельным, брак был не прочным и легко расторжимым. Возникновение частной собственности ускорило развитие моногамного брака. Возникает частнособственническая форма моногамии. Ее наиболее характерные признаки: приоритет утилитарных соображений; доминирование мужчин; порабощенность женщин; принудительность супружеской верности. В рабовладельческом обществе брак признавался только для свободных граждан. Отношения же рабов рассматривались как сожительство.

Однако, было бы грубым упрощением связывать становление моногамии лишь с господством частной собственности. Развитие нравственной, эстетической, психологической культуры, культуры чувств вело к вытеснению полигамии моногамией (единобрачием) еще в рамках первобытно - общинного строя. Даже элементарное половое влечение имеет избирательный характер, что еще в большей степени относится к сексуальным предпочтениям и чувству любви.

В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный брак, но крепостные могли вступать в брак лишь с согласия феодала.

Распространение при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа «влияния религии», демократизация брачно-семейного законодательства привели к развитию новой формы брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве, личном выборе, характеризующихся относительным равноправием супругов.

В условия социализма брак представлял собой Современный брак – добровольный, равноправный, свободный союз мужчины и женщины, цель которого обеспечение их права на супружество, материнство, отцовство. Альтернативные формы брачных отношений: юридически неоформленный брак, открытый брак, групповой брак, суингерство, бездетные супружеские пары, гомосексуальные браки.

Семья как и брак является исторически конкретным социальным явлением. Кроме супружеских (брачных), семейные отношения дополняются родительскими, дочерними, сыновними, т.е. родственными.

Традиционно семья определяется как малая группа, члены которой связаны между собой брачными и/или кровнородственными отношениями, общностью быта, взаимной материальной и моральной помощью и поддержкой.

С.И. Голод (1995) предлагает следующее определение семьи. Семья это совокупность индивидов, состоящих по меньшей мере в одном из трех видов отношений: кровного родства (брат – сестра), порождения (отец– сын, мать – дочь и т.и.),свойства (муж -жена).

Семья – это социальная группа, целью которой является совместное удовлетворение общих потребностей членов семьи биологического, психологического и социально-экономического характера (Н.Аккерман, 2000).

Таким образом, существующие определения семьи рассматривают ее с позиций структурно-функционального подхода.

Семья определяется:

· как структурная единица общества,

· как целостное образование

· имеющее нормативные параметры,

· выполняющее определенные функции,

· акцентируется семейная функции продолжения рода,

· причиной семейного неблагополучия является нарушение структурных параметров, невыполнение заданных функций.

С позиций социального конструкционизма для понимания семейных процессов базовым для концепта семья является не ответ на вопрос «что такое семья?», а исследование суждений о том «что значит быть семьей?».

Быть семьей это значит со-участвовать в процессе со-зидания с другим человеком или с другими людьми длительных и устойчивых к невзгодам близких отношений взаимной заботы. Постмодернистские подходы к концепту «семья» признают возможность вариативности в переживании того, что означает «быть семьей». Представление о семье конструируется людьми в зависимости от социального контекста, времени и местонахождения семьи.

Исторические формы семьи развивались вслед за развитием брачных отношений.Эволюция форм семьи:кровнородственная семья, групповая семья (с преимущественными отношениями патриархата, матриархата или фратриархата), парная семья, малая патриархальная семья, нуклеарная семья. современные формы семьи.

1.2. Психологическое состояние современной семьи

Ключевые слова: современные формы брачно-семейных отношений, функции современной семьи, социально-демографические процессы в современной семье, кризис семьи, социоцентрированная и человекоцентрированная семья.


1.Характеристика современных форм брачно-семейных отношений .

Современные формы семьи включают: традиционную патриархальную семью, неопатриархальную, матриархальную и неоматриархальную, супружеские семьи без детей, неполную, смешанные семьи, в которых оказываются дети от разных браков, семьи не имеющие в основе супружеской пары, альтернативные формы брачно-семейных отношений (незарегистрированная семья, гомосексуальная семья, групповые семьи).

Типология семей по структурным основаниям: количество брачных партнеров (моногамия, серийная последовательная моногамия, полигамия); пол брачных партнеров (гетеросексуальная, гомосексуальная, семья транссексуалов); юридическое оформление брачных отношений (официально зарегистрированные брачные союзы, сожительства); структура власти в семье (традиционная: патриархальная, матриархальная; неопатриархальная, неоматриархальная, биархатная); количество поколений в семье (однопоколенная, нуклеарная, многопоколенная); наличие родителей (полная, неполная), функионально неполная, особая (сложноорганизованная, смешанная); количество детей в семье (бездетная, однодетная, малодетная, среднедетная, многодетная); открытость брачных отношений (осознанное единобрачие, не допускающее супружескую неверность, открытый брак, допускающий супружескую неверность по обоюдному согласию партнеров, семья-конкубинат (М.Босанац), в которой мужчина имеет две параллельно существующие семьи, в одной из которых отношения юридически оформлены, пробный брак); по критерию профессиональной занятости(семья полной занятости – работают оба супруга, семья частичной занятости – работает один из супругов, бикарьерные семьи).

Типология, построенная на учете особенностей функционирования семьей: качественные характеристики структурной организации и выполняемых функций (функциональная, дисфунциональная); по уровню благополучия, способности решать семейные проблемы (благополучная, неблагополучная).

2.Функции современной семьи.

Функции семьи это ее назначение, ее роль в жизни общества и человека, определяемое требованиями общества и потребностями личности, которые она способна удовлетворить. Семейные функции глубоко историчны, поэтому с течением времени меняется перечень функций, их содержание и иерархия.

Функции современной семьи: репродуктивная, воспитательная (социализации), сексуальная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, досуговая, психотерапевтическая.

3.Кризис современной семьи: социологический и психологический подходы к изучению.

Традиционно показателями кризиса современной семьи называются: катастрофическое снижение рождаемости, высокий показатель числа абортов, рост внебрачной рождаемости, высокая младенческая и материнская смертность, рост процентного показателя патологии новорожденных, снижение продолжительности жизни, увеличение числа разводов и увеличение внутрисемейной конфликтности, широкое распространение альтернативных форм брака, увеличение числа случаев жестокого обращения с детьми, рост числа социальных сирот, алкоголизация и распространение наркомании и тяжелых заболеваний.

Социологический подход в объяснении кризиса семьи опирается на социально-экономические причины неблагополучия современного общества.

Психологический подход объяснения кризиса основывается на признании особой роли семьи как посредника между человеком и обществом. Поэтому, с одной стороны, призвана удовлетворять требования общества, а с другой стороны – призвана удовлетворять потребности конкретных людей. Это положение позволяет ввести понятие о социоцентрированной и человекоцентрированной семье.

Социоцентрированные семьи ориентированы на общество, при этом основной задачей семьи является транслирование социальных ценностей и норм подрастающему поколению. Члены семьи оцениваются в первую очередь как личности, а их личностные качества рассматриваются с точки зрения соответствия нормам общества. В таких семьях воспитание ребенка рассматривается как нормативный процесс формирования личности. Индивидуальность ребенка недооценивается. В социоцентрированных семьях коммуникации носят формальный и условный характер, отличаются закрытостью.

Человекоцентрированная семья характеризуется тем, что она ориентирована на удовлетворение потребностей взрослых и детей, с учетом их индивидуальности. Психологическое развитие ребенка рассматривается как процесс индивидуации. Коммуникации в семье носят безусловный, открытый и безоценочный характер.

Центрация на социальных нормах семьи характерна для традиционных семей. В современных семьях ценность человека, его индивидуальности растет. Кризисные явления можно рассматривать как проявление трудностей поиска новых форм семьи, ее переходного состояния от социоцентрированной к человекоцентрированной семье.

ТЕМА 2. ДИНАМИКА БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ключевые слова: психологические задачи брака, развитие брака, динамика семьи, жизненный цикл семьи, жизненный путь семьи, нормативные и ненормативные кризисы семьи.

В настоящее время практически невозможно встретить человека у которого не было бы конкретно сложившегося понятия о семье. Каждый, или почти каждый представляет ее как союз мужчины и женщины, у которых также могут быть дети, для некоторых культур общая семья - совокупность нескольких поколений таких семей. Но представление о семье на протяжении человеческой истории не всегда было таковым. Мировоззрение людей меняются. Меняются нормы морали и нравственности. Сложно представить какие изменения претерпевает понятие о семье. Семья менялась на протяжении долгих столетий и самая ранняя форма семьи невероятно отличается от современной.

Для того, чтобы приступить к рассуждению о семье, ее формах и эволюции семьи, необходимо, прежде всего, обсудить методы изучения. Несомненно, основным методом будет исторический. Ведь рассматривается история эволюции формы семьи, а без сравнения нескольких поколений или семей из разных веков это делать попросту невозможно. К этому вопросу уже обращались некоторые социологи. Один из них - Максим Ковалевский - социолог эволюционистского направления и общественный деятель. Он сопоставляет эволюцию человека и эволюцию семьи, говоря, что вторая является таким же естественным процессом, как и первая. "Предмет этот тесно соприкасается с открытием великого закона эволюции, которым Чарльз Дарвин обогатил биологию. С успехом применённое к наблюдению общественных явлений, это открытие стремится теперь распространить своё влияние, или, лучше сказать, всецело охватить философию истории и науки о религии, праве и нравственности. Помимо области теоретических построений идея эволюции приобретает всё большее и большее теоретическое значение" - пишет Максим Ковалевский в своём труде "Очерк происхождения семьи и собственности" .

Основным методом изучения Ковалевский называет историко-сравнительный, суть которого состоит в параллельном сравнительном анализе форм совместного проживания древних и современных народов. Этот метод скорее ищет сходства, чем различия, важно выявить общие черты развития. Основная цель - иллюстрация общих закономерностей эволюции. Также, не менее интересным методом изучения подобных процессов является метод переживаний. Он основывается на выявлении остатков прошлых традиций и обычаев с помощью анализа какого-то периода времени. Этот подход также заслуживает внимания, ведь не существует такого общества, которое способно в одночасье меняться кардинально, "отголоски прошлого" будут оставаться неотъемлемой частью любого локального промежутка времени в существовании любой группы людей. Однако "слияние" нескольких методов изучения М. Ковалевский называет наилучшим способом изучения. С этим невозможно не согласиться, лишь комплексное рассмотрение проблемы с различных точек зрения, непохожих, а порой и вовсе противоречащих друг другу мыслей может привести к положительному результату.

Заметим, что семья и система родства - разные вещи. Система родства более пассивна, в то время как семья динамично развивается. "В то время как семья продолжает развиваться, система родства окостеневает, и пока последняя продолжает существовать в силу привычки, семья перерастает ее рамки" - пишет Фридрих Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" . То есть если в нашем обществе мы можем назвать братьями или сёстрами только ближайших кровных родственников - детей собственных родителей, то в других обществах с иными системами родства эти понятия могут распространяться и на другие круги лиц. Например, согласно гавайской системе родства или системе родства некоторых индейских племён, брат и сестра могут быть отцом и матерью одного ребёнка, у ребёнка может быть больше, чем двое родителей и братьями зовутся не только самые близкие кровные родственники, но и гораздо более дальние. При этом форма семьи и система родства несколько противоречили друг другу. Ф. Энгельс пишет: "так же как и у всех американских индейцев, родственные отношения, вытекающие из существующей формы семьи, также находятся в противоречии с системой родства. Система родства, действовавшая на Гавайских островах, опять-таки не совпадала с фактически существовавшей там формой семьи". Сознание людей менялось, менялось ощущение семьи. Не только современному человеку но и людям прошлых столетий трудно было бы представить семью, основанную на сексуальной связи между родителями и детьми, а в более ранних, точнее сказать, в самых ранних формах семьи это считалось вполне приемлемым.

Для нас это может казаться странным, хотя для других людей это вполне нормально и считалось естественным порядком вещей. В данной ситуации уже можно судить об относительности понятий о семье в различных обществах.

Следует отметить такой факт, что чем более ранней является система родства, тем меньше преград между родственниками. Я имею в виду присутствие огромной связи между неблизкими родственниками. Например, двоюродные и троюродные братья и сёстры находятся в статусе наравне с родными. Следовательно, чем более ранняя стадия развития общества рассматривается, тем шире семьи. В современном обществе нормой является нуклеарная семья, в то время как в гораздо более раннее время нормой была очень и очень многочисленная, многопоколенная семья. Интересно то, что сам Ф. Энгельс сравнивает сообщества людей и животных. Млекопитающие легко образуют стада именно потому, что их система семьи не развита практически никак. В человеческих обществах также, пока не появляется чётко ограниченная отдельная семья, общее семейное племя имеет очень мало границ и многие из соплеменников - родственники. Если появляется отдельная семья - общая начинает разобщаться на такие локальные семьи и связь между ними становится всё слабее и слабее.

Основываясь на труде Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" можно отметить три глобальных акта, которые совершило человечество на протяжении своей истории. 1 шаг - основывается на ограничении половых связей между родителями и детьми (кровнородственная семья) - один из самых важных в истории человечества. 2 шаг - пуналуальная семья - ограничение половых связей между братьями и сёстрами - также очень важен так как значительно ограничил круг людей для вступления с ними в половую связь. 3 шаг - появление парной семьи. 4 шаг во всём этом процессе был завершающим - появление моногамной семьи. До сих пор большинство людей живут моногамными семьями и считают это взаимодействие мужчины и женщины для создания семьи естественным.

Параллельно с этим процессом оформления семьи шел также процесс ее внутреннего построения, устроения определенной структуры. В групповой семье у мужчин и женщин было несколько детей, причем некоторые из низ могли быть не "родными" в современном понимании этого слова, этих детей "делили" с другими родителями, в своё время у детей было больше пары родителей. В такой ситуации неизбежны беспорядочные половые связи. Следовательно, установить родство между родителем и ребёнком можно только по материнской линии. Торжествовала эра так называемого матриархата, материнского права, как его называет Ф. Энгельс, материнские линии были доминирующими.

Существует мнение, что в первобытных обществах женщины были рабынями своих мужчин. На самом деле всё происходило несколько иначе. За основу в обществе принимали физическую силу и физический труд. В некоторых обществах женщины занимали вполне уважаемое и почётное место. Но при этом они работали наравне с мужчинами, то есть использовался женский физический труд, в малой степени уступающий мужскому. На основании этого можно сделать вывод о том, что в какой-то степени все отношения и в племени, и локально между мужчиной и женщиной основываются на отношении к физическому труду и степени задействованности в нём сторон.

Но доминирование физического труда постепенно сменилось обладанием богатством. И в большинстве обществ складывалась ситуация, когда богатство сосредотачивалось именно в руках у мужчины. Вполне вероятно, что это происходило из-за той же приобщённости в физической силе. Ведь женщины к физическому труду были приобщены лишь в очень малочисленных племенах, и это было скорее исключением, чем правилом.

А если в руках мужчины сосредотачивается богатство, следовательно, ему необходимо было иметь наследников. Но в прежних условиях мужчина не мог с точностью определить собственного ребёнка. Это служило причиной для возникновения парной семьи. Это не исключало появления полигинии, или, в более редких случаях, полиандрии, но так как на протяжении всей человеческой истории соотношение мужчин и женщин было сравнительно одинаковым, то широкое распространение подобных явлений не могло осуществиться по понятным причинам - становилось либо слишком много свободных мужчин (в случае с полигинией) или слишком много свободных женщин (в случае с полиандрией).

Фридрих Энгельс утверждает, что женщины, после упразднения "материнского права" были порабощены мужчинами, установился патриархат. Патриархальная семья - переходная ступень от групповой и матриархата к индивидуальной семье современного типа. Это предположение выдвинул и доказал Максим Ковалевский в "Очерке происхождения семьи и собственности". Энгельс довольно интересно приурочивает борьбу между полами и классовую борьбу, говоря: "первая появляющаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским". Действительно, взглянув на примеры из истории различных народов, можно сказать, что женщины - жены зачастую использовались мужчинами в быту. Служили как надобность, как необходимость для продолжения рода, не пользовавшаяся ни малейшим уважением со стороны общества. Парадоксально - древние греки стыдились любого проявления любви к собственным женам. Почетным считалось посещение гетер, а любить собственную жену - постыдно.

Ход истории вносил свои изменения. В эпоху средневековья браки были моногамными, в основном по расчёту. Все стремились преумножить своё богатство и в этом видели один из самых быстрых способов достичь своей цели. Как следствие отсутствия любви между супругами - гетеризм мужчин, блуд женщин. Романтическая любовь не отсутствовала как таковая, но она редко распространялась на супругу или супруга. Никто не выбирал себе жену или мужа. Можно даже заявить, что в какой-то степени, невольные люди - будь то рабы или крепостные - пользовались, если можно так сказать, большей свободой в отношениях между полами. Они не решали судеб государства, от них не зависело практически ничего. Поэтому эти люди во многих случаях имели возможность вступать в брак с теми, с кем хотели того сами. То есть в данном случае уже можно говорить о проявлении любви, если не в современном ее понимании, то хотя бы схожей с ней в какой-то степени.

Переход же к современному типу семьи осуществился после индустриализации. Когда женщины стали иметь возможность работать и зарабатывать, если не наравне, то хотя бы в малом уступая мужчинам, именно тогда появилась возможность заключения браков на относительно равных условиях. Появилась возможность заключать браки "по любви", на которых основываются новые семьи.

Но, ведь, семья состоит не только из женщины и мужчины. Союз двух, или, как мы рассматривали ранее, более людей - основа для дальнейшего воспитания детей. Этот момент стоит рассмотреть детальнее. На протяжении истории эволюционировало общество, естественно, вместе с ним эволюционировала семья. А так как дети - безусловная неотъемлемая часть семьи, отношение взрослых родственников к ним менялось с течением времени. Поколения сменяли одно другое, изменения же, даже самые малейшие, можно увидеть только сравнивая несколько поколений, более глобальные перемены реально можно разглядеть лишь с помощью исторического анализа, значительные переменяя происходят с течением долгих столетий. Это непосредственно связано с культурой. Именно детям человечество обязано появлению парной семьи и патриархата. Когда у мужчины в руках сосредотачивалось некое количество богатства, он должен был передать его по наследству своим детям. При групповой форме семьи определить отцовство по сути не представлялось возможным. Поэтому такая форма семьи с течением времени стала исчезать, на ее место пришла другая - центральное место в которой занимает отец. В обществах с наиболее ранней формой родства так называемых "преград" между родственниками существовало довольно мало. И если можно так сказать, то дети в определенном роду были общими. Соответственно, их воспитанием занимались многие члены такой большой семьи. В традиционных обществах, как правило, воспитанием детей занимается мать, причём, в связи с типичным образом жизни это воспитание основывается на опыте предыдущих поколений и жизнь "ориентирована" на интересы именно родителей. Это общества, в предыдущие поколения даже не могут представить себе, что жизнь последующих может сложиться как-то иначе, чем их собственная. Здесь дети, прежде всего, учатся своих предшественников. Такие общества известный американский антрополог и этнограф Маргарет Мид в своей работе "Культура и мир детства" называет постфигуративными .

После на место постфигуративных встают конфигуративные. Эта классификация занимает как бы промежуточное положение между теми обществами, где дети учатся у родителей и теми, в которых родители черпают знания у детей. Общества, в которых старшее поколение учится у младшего, полностью ориентированы на детей. Если в постфигуративных культурах больше учитывались интересы родителей, теперь же наоборот - в приоритете интересы детей. Такая ориентация на интересы, в первую очередь, ребёнка может возникнуть лишь в парных семьях партнерского типа, когда несколько угасает приоритет отца. Такой уже можно назвать современную семью. Всё больше и больше внимания уделяется детям.

Таким образом, семья прошла долгий путь, исчисляемый несколькими тысячелетиями, прежде, чем достигла современных форм. История эволюции семьи и понятий родства, несомненно, один из интереснейших моментов для анализа учёными-социологами. Это вызывает неподдельный интерес и у людей, не занимающихся наукой. Это так именно потому, что с понятием семьи люди сталкиваются ежедневно. Оно в определенных рамках закреплено в сознании каждого. А масштабы ее изменения и эволюции на протяжении веков немало впечатляют.

семья эволюция матриархат патриархат

Библиографический список

1. Максим Максимович Ковалевский, "Очерк происхождения и развития семьи и собственности" [Электронный ресурс] // URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/? art=494265, (дата обращения: 19.03.2012)

2. Маргарет Мид, Культура и мир детства [Электронный ресурс] // URL: http://www.countries.ru/library/culturologists/midm. htm, (дата обращения: 19.03.2012)

3. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1980, 23-94.

  • 8. Развитие социологической мысли в Украине в хіх− начала хх ст.
  • 9. Основные психологические школы в социологии
  • 10. Общество как социальная система, его характерные черты и особенности
  • 11. Типы обществ с позиции социологической науки
  • 12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине
  • 13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма
  • 14. Форма социального движения – революция
  • 15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества
  • 16. Теории культурно-исторических типов общества
  • 17. Понятие социальной структуры общества
  • 18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества
  • 19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры
  • 20. Теория социальной стратификации
  • 21. Социальная общность и социальная группа
  • 22. Социальные связи и социальное взаимодействие
  • 24. Понятие социальной организации
  • 25. Понятие личности в социологии. Черты личности
  • 26. Социальный статус личности
  • 27. Социальные черты личности
  • 28. Социализация личности и ее формы
  • 29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества
  • 30. Социальная активность личности, их формы
  • 31. Теория социальной мобильности. Маргинализм
  • 32. Социальная сущность брака
  • 33. Социальная сущность и функции семьи
  • 34. Исторические типы семьи
  • 35. Основные типы современной семьи
  • 37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения
  • 38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества
  • 39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака
  • 40. Понятие культуры, ее структура и содержание
  • 41. Основные элементы культуры
  • 42. Социальные функции культуры
  • 43. Формы культуры
  • 44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры
  • 45. Массовая культура, ее характерные черты
  • 47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития
  • 48. Конфликт как социологическая категория
  • 49 Концепция социального конфликта.
  • 50. Функции социальных конфликтов и их классификация
  • 51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов
  • 52. Девиантное поведение. Причины девиации по э.Дюркгейму
  • 53. Виды и формы девиантного поведения
  • 54. Основные теории и концепции девиации
  • 55. Социальная сущность общественной мысли
  • 56. Функции общественной мысли и пути ее изучения
  • 57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции
  • 58. Политическая система общества и ее структура
  • 61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования
  • 62. Программа социологического исследования, ее структура
  • 63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях
  • 64. Основные методы сбора социологической информации
  • 66. Метод наблюдения и его основные виды
  • 67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания
  • 68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
  • 34. Исторические типы семьи

    В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:

      групповой брак − брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);

      полигиния − один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)

      полиандрия − один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);

      моногамия − один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).

    Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко.

    Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии − патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе, формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не прямо, а через промежуточные формы.

    Первой формой отдельной семьи была большая семья , или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название − патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья , состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья , образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.

    Большая семья постепенно уступило место исторически новой форме - малой нуклеарной, элементарной семье , воплощавшей в себе начала частной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.

    Неравенство мужа и жены, старших и младших в семье − это не исходная точка истории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриархальным порядкам, девушка должна беспрекословно повиноваться старшим родственникам, а замужняя женщина − купившей ее семье. Развод стал односторонней привилегией мужчин. Если женщина хотела вернуться в родительский дом, ее родственники должны были вернуть брачный выкуп. Даже после смерти мужа вдова продолжала принадлежать его семье. Сокращение имущественных и наследственных прав женщины привело к тому, что у многих народов ее собственность свелась к одному ее приданому. Ограничивались и ее права на детей: в случае развода они оставались с отцом.

    35. Основные типы современной семьи

    Типология семьи:

      Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:

          традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина);

          нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер));

          эгалитарная семья (семья равных) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.)).

      Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:

          патриархальная семья (основная функция – хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);

          детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);

          супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.

      Типологии по различным основаниям:

          в зависимости от состава семьи:

      нуклеарная – родители и дети;

      расширенная – родители, дети и другие родственники;

      неполная – один из родителей отсутствует;

          по этапу жизненного цикла:

      молодая семья;

      семья с первенцем;

      семья с подростком;

      семья "покинутое гнездо" (когда дети вырастают и создают свои семьи);

          по социальному составу:

      семья рабочих;

      семья новых русских;

      студенческая семья и другие.

          По количеству родителей в семье выделяют − на полные и неполные (семья, где только один родитель) семьи.

          По количеству детей − на бездетные, однодетные, многодетные семьи.

          По типу поселения семьи делят − на городские и сельские.

          По стажу семейной жизни − молодожены, молодые семьи, семьи среднего супружеского возраста, семьи старшего супружеского возраста.

    Семьи также типологизируют по национальному составу, числу работающих членов семьи, размеру жилой площади, числу иждивенцев и т.д.

    Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или: неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака.

    Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. говорить о бездетных, однодетных, многодетных или.малодетных семьях.

    Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Российский исследователь В.С. Торохтий проводит типологию по следующим признакам:

      по детности: бездетная или инфертильная семья, однодетная, малодетная и многодетная;

      по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (из нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

      по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

      по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

      по семейному быту, укладу: семья - «отдушина», семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

      по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

      по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

      по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

      по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

      по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом поведения (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с интеллектуальным типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;

      по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;

      по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;

      по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские, индивидуалистические;

      по характеру проведения досуга: открытые и закрытые;

      по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

    Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

    Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Поэтому по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».

    Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе рода в эпоху матриархата ; иногда ее называют тотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых четырех-пяти поколениях. В семье такого типа сущест- вал групповой брак, отец детей не всегда мог быть установлен, и потому происхождение определялось по материнской линии.

    Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней (Южная Индия, Тибет). Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин - членов общины живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (т.е. многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линиям.

    Моногамная патриархальная семья - это семья, в которой главой семьи и собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании.

    Индивидуальная (нуклеарная , моногамная) семья - самая распространенная форма семьи в современном мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта - бракосочетания гражданского или церковного либо того и другого.

    Надо отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья - муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, способствует возникновению новых проблем в обществе.

    Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. Современная семья все больше трансформируется в социальную общность, в основе которой - брачная связь, построенная на любви и взаимном уважении.

    Брак - это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

    Первой формой общественного регулирования половых отношений считается дуально-родовой, или групповой, брак, характерный для ранней стадии первобытного общества. Групповой брак был отношением между родами (а не между лицами). Всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзогамия), т.е. групповой брак выражался в том, что муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бытовому коллективу.

    В дальнейшем групповой брак между членами разных родов сузился до лиц, принадлежавших одному поколению, и затем постепенно сменился парным браком. Вначале при парном браке супруги, вероятно, жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позже жена - в род мужа (патрилокальный брак), имущество было раздельным, сохранялись пережитки группового брака.

    Переход к земледелию и скотоводству повысил хозяйственную роль мужчины, в результате чего парный брак упрочивается и дает начало моногамному браку, укрепляющему целостность семьи. В ходе исторического развития основной формой брака становится именно моногамия; у ряда народов она сочетается с полигамией, однако распространение последней сокращается.

    Заключение браков и выбор брачного партнера происходит под определяющим влиянием социальных и экономических факторов.

    В рабовладельческих государствах брак был признан лишь для свободных граждан, резко осуждались брачные связи свободных с рабынями.

    В феодальных обществах господствовали гомогамные браки, особенно среди правящих классов или сословий. Браки между крепостными обычно заключались по воле помещика. Усиление социальной и особенно экономической функции семьи способствовало усложнению порядка заключения брака, которому предшествовала договоренность о его материальных условиях (выкуп, приданое). Ответственность и инициатива при заключении брака, а также выбор брачного партнера становятся функциями главы семьи.

    Развитие индустриального общества, сопровождающееся ростом образования и втягиванием женщины в общественное производство, привело к новым изменениям брака:

    • 1) процесс секуляризации (освобождение от церковного влияния в общественной деятельности) приводит к постепенной замене церковного брака гражданским браком;
    • 2) заключение брака упрощается, облегчается процедура развода;
    • 3) рост общего и специального образования повышает брачный возраст;
    • 4) растет число мужчин и женщин, не вступающих в брак, увеличивается число добрачных связей и незаконнорожденных детей.

    В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности между мужем и женой.

    С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер.

    Брак в древности. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

    В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

    Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья - управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.

    История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род.

    В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.

    Так Клеопатра (69-30 гг. до н.э.) сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, - младшего. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.

    Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей - управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.

    В период рабовладения в Древней Греции было известно четыре типа женщин: 1) жрицы - служительницы различных культов, «мистические» женщины; 2) матроны - респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называла на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры - образованные и одаренные женщины (так называемые женщины для наслаждения).

    Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

    С появлением частной собственности женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными хозяйственными обязанностями, она не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.

    По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота.

    Европейский брак в эпоху Средневековья и Возрождения. На протяжении IV и V вв. Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

    С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

    Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу, брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны, девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, а с другой - мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и купечества.

    Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время, как женатый мужчина пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах Средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.

    В эпохи Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

    Семья в библейские времена. Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей и он имел абсолютную власть над потомством.

    Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Могла осуществляться кровная месть - вендетта.

    «Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар (выкуп, компенсацию) - отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.

    В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.

    И мужчины, и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание.

    Существовало четкое различие значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социального статуса у женщины практически не было, и все решения принимались мужчинами. Многие женщины, чтобы высказать свои требования, пользовались во внутрисемейных ситуациях психологическими средствами, высказывая свои претензии, однако идеалом всегда оставалась женщина покорная.

    Языческая семья. Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семьяХ-XII вв. Отношения мужа и жены строились не на отношениях «доминирования- подчинения», а «на изначальной конфликтности», как подчеркивает В.Н. Дружинин в своей работе «Психология семьи».

    Женщина обладала свободой, как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» - старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве - доме и семье.

    Аналогичную картину можно увидеть, как считает В.Н. Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.

    В отношениях же родителей и детей дети занимали подчиненное положение.

    Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.

    В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират - обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

    Патриарх - глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей отца и вождя, как и отца и учителя, является характерной чертой патриархальной культуры.

    Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии, напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было ее роль. Семья протестантов - это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485-1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Вместе с тем к XVII в. в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.

    Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в Европе, были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.

    По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали сначала борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.

    В христианском писании большее внимание уделяется взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детей, и тем более сексуальным отношениям. Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений.

    Внутрисемейные отношения по «Домострою». Термин «семья» в ее современной трактовке «Домострой» не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.

    Обязанность главы семьи - забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу, с тем чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей - обязанность отца). Все решения, связанные с «домовым строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

    Роль жены и матери в «Домострое» оценивалась высоко. Жена в «Домострое» - регулятор эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», т.е. поступать сообразно его желаниям и представлениям. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство».

    Любовь к детям в «Домострое» рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей - любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

    Институт семьи различался в каждую эпоху и у разных народов, отражая специфику конкретных обществ. Но всем без исключения обществам присуща общая и естественная причина возникновения семьи - необходимость обеспечения выживания человека как вида, биологической непрерывности.

    Семья возникает, прежде всего, по причине необходимости эту биологическую непрерывность обеспечивать, потому что человеческий детеныш - беспомощное и несамостоятельное существо, в отличие от всех других животных, имеющее самое протяженное детство. Отсюда необходимость ухода, вскармливания, воспитания, подготовки к самостоятельному существованию, которую обеспечивала первобытная группа в целом, а потом семья. Поскольку по мере развития цивилизации продолжительность детства увеличивается, зависимость ребенка от родителей в современном обществе длится до 17 - 18 лет и больше. В этот период он нуждается не только в питании, которое не может добыть самостоятельно, другой материальной поддержке, но и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно в семье, поскольку она включает не только питание, проживание и начальное воспитание (это возможно и в детском доме), не только обучение, тренировку, усвоение знаний (это делает и школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства (генеалогию) и очень важные элементы формирования гармонической личности - любовь родителей и эмоциональное общение в семье. Именно семья обеспечивает молодому человеку признанную законом адресность - социальную "прописку" в данном обществе.

    Семья - это исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола. Характер отношений в семье, её структура и форма изменялись по мере того как изменялось и развивалось общество. Одним из первых исследователей, отмечавших исторически изменчивый характер семейно-брачных отношений был американский ученый Льюис Морган. Изучая быт североамериканских индейцев, он провел много лет в одном из племен ирокезов. На основе своих наблюдений сделал ряд выводов, которые изложил в работе "Древнее общество"(1877г.).

    По его мнению, принятому затем абсолютным большинством социологов, последовательно сменяли друг друга пять форм семьи:

    • - кровнородственная (брачная общность между всеми лицами одного поколения, групповой кровнородственный брак);
    • - пуналуальная (брак нескольких братьев с несколькими женщинами другого рода, тоже групповой брак, но мужья и жены между собой не кровные родственники);
    • - парная (достаточно непрочное соединение супружеской пары);
    • - патриархальная (с выраженной властью мужа);
    • -моногамная (прочное соединение супругов, преимущественно с властью мужа как частного собственника, сохраняющаяся и до настоящего времени, но с тенденцией перехода к равноправным партнерским отношениям супругов).

    Фридрих Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства"(1884г.), опираясь на исследования Л. Моргана, отмечает, что человек на разных этапах своего развития жил в различных формах брака:

    • - периоду дикости соответствовал групповой брак;
    • - периоду варварства - парный брак;
    • - цивилизации - моногамия.

    Он связал становление форм семьи с развитием частной собственности, классов и государственных институтов, которые законодательно закрепили отношения в семье.

    М. Ковалевский в "Очерке происхождения семьи и собственности" доказывал, что матриархальная, патриархальная и индивидуальная семья - это три различных фазы одного и того же развития.

    П. Сорокин в работе "Кризис современной семьи", изучая эволюцию семьи, её функции и типологию, делает вывод, что выходом из кризиса семьи является возвращение семьи к традиционным формам, наполненным новым содержанием - умеренным консерватизмом, с помощью "моральной реконструкции".

    На ранних этапах становления человека отношения между полами регулировались преимущественно биологическими факторами. Самки предлюдей, как и обезьян, периодически переживали кратковременный (4 - 5 дней в месяц) период эструса - неудержимого влечения к спариванию. В эти дни самка спаривалась без разбора со всеми желающими, а в остальные дни спаривания не происходило.

    Анатомическая и физиологическая перестройка организма в связи с переходом людей к прямохождению приводила к исключительно

    высокой смертности "предженщин" во время родов, к резкому сокращению их числа в человеческом стаде. Из-за этого между мужчинами происходило немало конфликтов, которые нередко заканчивались их увечьями и гибелью. В этих условиях выживали те первобытные группы, в которых эструс был продолжительнее, причем его испытывали одновременно несколько самок.

    Однако этот биологический фактор вместе с тем порождал новое препятствие уже "предсоциального" плана: никакой организм не может выдержать длительного периода крайнего сексуального напряжения. Поэтому, вместе с удлинением эструса, женщины в этот период становились как бы более "холодными", способными контролировать половое влечение и отдаваться уже не кому угодно, а лишь тем, кто вызывал их симпатию. Появляется избирательное отношение к мужчинам, своего рода биологический фундамент человеческой любви. Внутри первобытной орды начинают образовываться небольшие группы сексуально предпочитаемых партнеров, хотя никакими социальными нормами они не регулировались. Таким образом, удлиненный эструс оказался благом не для всех. Снова возникли условия для конфликтов, кровопролития внутри первобытного стада, что серьезно расстраивало хозяйственную деятельность человеческой общности, создавало угрозу для её выживания. Поэтому в зарождающемся обществе начинают формироваться социальные нормы для регуляции полового общения внутри рода, обуздания биологического инстинкта, зоологического индивидуализма. Так появились половые табу - строжайший запрет, за нарушение которого следует казнь, независимо от того вольно или невольно запрет нарушен. Запрет на половые связи мужчин и женщин данного рода распространялся на определенные периоды - подготовка к охоте, сама охота, беременность. Возникновение производственных табу сопровождалось и бытовым обособлением мужчин и женщин. Мужчинам запрещалось не только прикасаться к женщинам, но и разговаривать с ними, есть приготовленную ими пищу, даже находиться под одной крышей с ними.

    С зарождением земледелия, возникновением сезонных полевых работ, свободные от действия половых табу периоды становились все более редкими и все менее продолжительными. Интенсивность полового напряжения нарастала - и у мужчин, и у женщин - и потому оставшиеся свободными от табу промежутки времени стали превращаться в своеобразные сексуальные оргии - праздники (З. Фрейд: праздник - это такое время, когда разрешается делать все то, что запрещается в другие дни). В эти дни происходило бурное, ничем не ограниченное общение полов (промискуитет), даже между родителями и детьми, братьями и сестрами (инцест). Таким образом, как бы снова возник кратковременный эструс, но теперь порожденный не биологическими, а социальными причинами. В это время еще не существовало ни брака, ни семьи (отдельной от рода) и воспроизводство людей было эндогамным (внутригрупповым).

    Вместе с тем, табу привели к возникновению обычаев, которые впоследствии породили экзогамный брак (межродовой и на первых порах все еще групповой). Ведь табу распространялись только на членов своего рода, ограничивали половое общение только между кровными родственниками, представителей же других родов и племен не касались. Поэтому мужчины, встретив женщину из другого рода, могли воспользоваться ею как сексуальным объектом. Это же делали и женщины, если в поле их зрения во время сбора дикоросов или сельхозработ появлялся чужой. В период действия полового табу мужчины, находясь вдали от своих женщин, содержали в своей охотничьей хижине женщин из другого рода и таким образом облегчали свою участь.

    Постепенно эти случайные связи превратились в обычные, необходимые, закрепленные родовыми правилами. И, по- видимому, люди заметили, что от связей с "инородцами" появлялось более рослое и крепкое потомство. Это был как раз период становления современного человека (homo sapiens - кроманьонец), происходивший на всей территории расселения человека около 40 тысяч лет назад.

    Таким образом, из эндогамии, через агамию (временный запрет половых отношений), возникла экзогамия, т.е. систематические половые связи с представителями других родов. Так возникла первая форма брака и перехода от рода к семье. Л. Морган называет его пуналуальным , а по содержанию это кровнородственная семья на основе дуально-родового группового брака, где все мужчины одного рода ("фратрии" по Моргану) являются мужьями всех женщин другого рода. При этом "мужья" или "жены" приходили из другого рода первоначально только с одной, "брачной" целью.

    Работали и жили они в своей материнской семье и никаких прав на имущество в роду мужа или жены не имели.

    Возникала более или менее прочная связь нескольких родов, сначала только детопроизводственная, позже и организационно-хозяйственная. Этот первый вид брака не был еще в полном смысле браком:

    • 1) он не был персональным, кто именно был отцом ребенка установить было невозможно, поэтому происхождение считалось по матери и признавалась только женская линия родства;
    • 2) между родителями не существовало ни прав, ни обязанностей, ни взаимной ответственности;
    • 3) не было никакой организации по вскармливанию и воспитанию детей, которую можно было бы назвать семьей.

    Материальной основой группового брака было, главным образом, собирательство и примитивное земледелие (См. главу "Общество", раздел "Типология обществ"). Женщина выполняла все работы, связанные с ведением домашнего хозяйства, а также собирала и выращивала продукты, а поскольку охота уже не всегда могла обеспечить пропитание рода, роль женщины в жизнеобеспечении рода была главной, отсюда не просто уважение, а фактическое управление родом. Эпоха матриархата, с которой совпадает групповой, дуально-родовой брак, продолжалась несколько десятков тысяч лет.

    Постепенно, в рамках дуально-родового брака, на почве взаимных влечений начали складываться достаточно постоянные пары. Синдиасмический брак не регулировался обществом. Супругов связывала только добрая воля. При этом были различные переходные варианты, т.е. не только пара состояла из одного мужчины и одной женщины, но один мужчина мог быть связан парными отношениями с несколькими женщинами, а одна женщина с несколькими мужчинами. Так что более точно синдиасмический брак можно было бы называть первобытно-эгалитарным, т.е. равноправным. Этот вид брака возник примерно 25 тысяч лет назад, что связано с началом перехода к новым формам хозяйственных, экономических отношений внутри рода.

    Первым шагом на пути к возникновению собственности был "дарообмен". С переходом от собирательства и охоты, связанных с бродячим образом жизни, к земледелию и животноводству, а соответственно к оседлому образу жизни, существенно увеличивается объем продуктов, которые теперь производят. Но прежняя форма распределения, когда все было общей собственностью и шло в общий котел, начинала тормозить дальнейшее развитие производства (поскольку и активные и недобросовестные получали поровну). Поэтому род вынужден был часть продукции распределять в качестве "премии", дополнительного вознаграждения членам рода, которые были наиболее успешными. Таким образом, наряду с уравнительным распределением начинает внедряться и распределение трудовое - по количеству принесенной добычи, произведенного продукта.

    Если при уравнительном распределении право на долю продукта основывалось лишь на принадлежности к данному роду (независимо от степени трудового участия), то теперь уже это право основывалось именно на участии в создании продукта. Появление личной собственности, излишков продуктов у некоторых членов рода породило, кроме прочих социальных последствий, дарообмен как шаг к образованию семьи, к превращению её в хозяйственную единицу общества. Мужчина дарил "своей" женщине из чужого рода свою "премию", женщина могла дарить мужчине свою. И пока существовал дарообмен, существовала и связь между мужчиной и женщиной, а прекращение дарообмена означало и прекращение этой связи. Так появился индивидуальный парный брак.

    Возникновение парной семьи с самого начала означало противопоставление её своему роду и подрыв основ материнского рода: чем больше отдавал мужчина детям "своей" женщины из другого рода, тем меньше оставалось детям своих сестер, своему роду. Но "муж" еще не являлся не только единственным, но и основным кормильцем "жены" и её детей. Для обособления парной семьи необходимо было, чтобы дарообмен стал кормлением, т.е. чтобы муж стал кормильцем жены и детей. В конце концов, внутри дуально-родовой организации образовалась постоянная локализованная хозяйственная единица - община, в которую входили мужья со своими женами и детьми. Окончательное отделение мужей от своих сестер, а жен от своих братьев привело к возникновению парной семьи (муж + жена и её дети). С возникновением парного брака половые отношения между партнерами были введены не просто в социальные, регулируемые моральными нормами, но и в социально-экономические рамки.

    С возникновением и укреплением частной собственности происходило становление классовых отношений, которые явились основой для формирования современной формы брака - моногамии. При этом в классической форме моногамный брак и моногамная семья утверждаются лишь в зрелом классовом обществе.

    Возникновение частной собственности означало, что один человек становится полным или верховным собственником средств производства, а другие - полностью лишенными их или подчиненными собственниками. Это приводило к обособлению отношений производства и распределения. Если вначале лишь одного членства в общности было достаточно, чтобы получать долю общественного продукта, затем для этого требовалось уже реальное участие в общественном труде, то теперь уже не членство в общности и не труд, а именно владение собственностью на средства производства стало основанием распределения созданного в обществе продукта. На смену уравнительному и трудовому пришло распределение по собственности.

    И в рамках семьи происходят соответствующие изменения. Обязанность содержать детей полностью ложится на семью, причем мужчина выступает в роли кормильца лишь потому, что является собственником средств производства. Участвует ли он при этом в труде, не играет особой роли. Женщина выступает в роли иждивенки потому, что не является собственницей и её участие в труде (даже если только её трудом содержится семья) также не играет особой роли, так как собственником результатов труда считается муж, именно он и считается кормильцем. Вместе с тем на мужа возлагались и все обязанности, вся ответственность за семью. Муж в законодательном порядке объявлялся хозяином всех членов семьи, своих детей, вплоть до того, что в раннеклассовом (рабовладельческом и феодальном) обществе мог обратить их в рабство и продать. Материнская линия родства стала несущественной, на смену ей пришла отцовская. В Кодексе законов Наполеона четко отмечалось, что "отцом ребенка, рожденного в браке, является муж матери" - независимо от фактического отцовства. Это породило стремление мужчин обеспечить достоверность своего отцовства, чтобы передавать имущество по наследству своим детям, для чего исключить возможность вступления своей жены в связь с посторонними мужчинами. Отсюда требования целомудрия невесты, верности жены, право мужа убить уличенную в неверности жену, отправить её в тюрьму. То есть, на деле моногамия распространялась только на женщин. "То, что со стороны женщины считается преступлением с тяжелыми последствиями, для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном". Вместе с тем односторонняя моногамия породила "подпольное равноправие", супружескую неверность и со стороны женщин. "Мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные". Ф. Энгельс. Соч., т.21, с.256.